Концепция истории А. Кожева: опыт историко-философской реконструкции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Юрганов, Александр Александрович

  • Юрганов, Александр Александрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2013, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 130
Юрганов, Александр Александрович. Концепция истории А. Кожева: опыт историко-философской реконструкции: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Краснодар. 2013. 130 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Юрганов, Александр Александрович

Содержание

Содержание

Введение

Глава 1. Исходная двусмысленность понимания истории в концепции Кожева: контрастное прояснение посредством философских учений Гегеля, Маркса и Хайдеггера

1.1 Форма и содержание исходного образа истории в концепции Кожева:

проблема «конечности истории» и «смерти

человека»

1.2 «Атака» Кожева на «онтологический монизм» философии Гегеля и

двусмысленность «конечной» формы сбывания истории

1.3 Проект Кожева по «Гуманизации Ничто» посредством «Желания

Желания» и двусмысленность «Смерти Человека» в Конце

истории

Глава 2. Опыт историко-философской реконструкции концепции истории Кожева как способ преодоления его двусмысленности

2.1 Понятие историко-философской реконструкции

2.2 Опыт формальной реконструкции философии Кожева:

двусмысленность «конечности» истории в контексте отношения концепций Гегеля и Хайдеггера (Понятие и Время)

2.3 Опыт содержательной реконструкции философии Кожева:

двусмысленность «Смерти Человека» в контексте отношения концепций Маркса и Ницше («Бесклассовое общество» и «Воля к

власти»)

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция истории А. Кожева: опыт историко-философской реконструкции»

Введение

Актуальность темы исследования.

Она обусловлена несколькими моментами.

Во-первых, ощутимым несоответствием между тем влиянием, которое оказала концепция Кожева на современную философскую мысль, и уровнем ее освоения, прежде всего, в России. Во-вторых, специфика развития современной цивилизации делает необходимым осмысления возможных альтернатив исторического развития. Тем более что Кожев известен не только в качестве глубокого исследователя истории философии (и прежде всего немецкой классической философии), но и как один из соавторов проекта общественного развития, во многом реализуемого в современной Европе. В-четвертых, особое внимание обращает на себя предложенная Кожевым «историцисткая» (или «экзистенциальная») интерпретация гегелевской диалектики, позволяющая увидеть новые смысловые аспекты и перспективы дальнейшего её развития.

Степень научной разработанности проблемы.

В. России философское наследие Кожева как таковое остается изученным крайне слабо. Среди работ, посвященных анализу идейных источников и особенностей «неогегельянского» творчества Кожева, следует выделить работу Кузнецова В.Н. «Французское неогегельянство», где автором исследуется влияние на интерпретацию Кожевым «Феноменологии Гегеля» философии Хайдеггера и Гуссерля. Разбору историко-философской аспектов концепции Кожева посвящены послесловие Соколова Б.Г. к произведению Кожева «Введение в Систему Знания. Понятие и Время», а также статья Визгина В.П. «Философия как речь». Диссертации Кожева «Религиозная метафизика В. Соловьева» дается разбор в статье Козырева А.П. Курс лекций Кожева по философии религий Гегеля (в рамках «Введения в чтения Гегеля») рассматривается в статьях Погоняйло А.Г.

3

Особая роль в переводе, издании и анализе философских работ Александра Кожева принадлежит Руткевичу A.M. В своих статьях он уделяет большое внимание проблемам государства, власти и права в философии Кожева. Критическое разбор интерпретации Кожевым философии Гегеля содержится в работе Вяккеревой С.Д., где она указывает на абсолютизацию автором «Введения» отдельных понятий и упрощение ряда положений философии Гегеля.

Концептуальный анализ философско-политических взглядов Кожева реализуется в статье Тиханова Г., где рассматривает творчество Кожева в контексте ключевых проблем философии Карла Шмита. Так же сравнительный анализ социально-государственных идеалов Ильина И. и Кожева А. содержится в диссертационном исследовании Целикова А.Н.

В статье Россмана В. «После философии: Кожев, "конец истории" и русская мысль» тема «конца истории» в философии Кожева становится предметом тщательного анализа. В ней сравниваются трактовки «конца истории» Фукуямы и Кожева, при этом утверждается, что ключом к прояснению смысла «конца истории» является не фактическое крушение СССР, как полагал Фукуяма, но идея «смерти человека». Автор статьи, впрочем, не развивает заявленного им тезиса.

Шихардин Н.В. в рамках монографии «Гуманистическая парадигма во французском неомарксизме: pro et contra» разбирает влияние идей Кожева на развитие неомарксизма во Франции. Сходной темой занимался также Фокин C.JT. в своей монографии «Жорж Батай в 30-е годы: Философия. Политика. Религия», исследуя влияние, оказанное лекциями Кожева на Жоржа Батая.

Из зарубежных исследователей особо следует выделить работу

Доминика Оффре, где скрупулёзно исследуются все хитросплетения

биографии Кожева, связь его философских идей и политической

4

деятельности в министерстве внешнеэкономических отношений и многое другое.

Кожев упоминается также в трудах Сафрански Р., где рассматриваются влияния философских идей Хайдеггера на становление феноменологии во Франции.

Взгляды Кожева в контексте развития французской мысли в XX веке исследуются в монографии Декомб И. «Современная французская философия». В ней автор анализирует различные аспекты философского проекта, который демонстрирует Кожев, проекта и который в общем виде может быть обозначен, как проект по «гуманизации ничто».

Тем не менее, в собственно отечественной философской литературе наследие Кожева остаётся недостаточно изученным. Действительно, анализ различных аспектов концепции мыслителя: особенностей интерпретации философии Гегеля, его социально-политический проект и т.д., - уже стал предметом детального изучения. Однако, концептуальное ядро философии Кожева, проект истолкования истории, как в целостного, внутренне завершенного, и вместе с тем развивающегося события, остается всё еще мало изученным.

Объект исследования - философия Кожева.

Предмет исследования - концепция истории Кожева

Цели и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является разрешение двусмысленности образа истории в концепции Кожева.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. Формальное раскрытие исходной двусмысленности образа истории в концепции Кожева.

2. Содержательное раскрытие двусмысленности образа истории.

5

3. Осуществления формальной реконструкции образа истории в концепции Кожева сквозь призму учений, оказавших влияние на формирование его философской концепции.

4. Осуществления содержательной реконструкции.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Юрганов, Александр Александрович

Заключение

Проблема истории - это центральная, основополагающая проблема всей философии Кожева, главный предмет его мышления. Причём очевидно, что автор «Введения» пытается мыслить историю именно в аспекте «событийности», в качестве целостного События, развернувшегося («однажды») во времени. Именно этим обусловлено использование им изящных (но слишком многозначных) метафор «Конца истории» и «Смерти Человека». Действительно, эти поражающие воображение утверждения становятся визитной карточкой концепции Кожева. Но из-за них же образ Истории страдает явной двусмысленностью, если не противоречивостью [19,С.539]. Поэтому возникает и необходимость его прояснения.

Кроме того, она оказывается так же точкой пересечения радикально противостоящих друг другу традиций, классической и неклассической; философских учений, сосуществование и взаимодействие которых в принципе исключено. Так, в историю философии Кожев входит со своими лекциями по «Феноменологии духа» Гегеля, прочитанными в Высшей практической школе во Франции в период с 1933 по 1939 годы, в которых ему удаётся в «Гегеле-панлогисте» увидеть радикального антигегельянца: «Гегеля-экзистенциалиста», «марксиста», «Гегеля-феноменолога», даже «ницшеанца». Иными словами, в интерпретации Кожева он предстаёт, как мыслитель по сути стоящий «.у истоков всего великого, что произошло в философии за последнее столетие. марксизма, Ницше, феноменологии и немецкого экзистенциализма, психоанализа.» [28,С.17]. Налицо парадокс, причем такая парадоксальная интерпретация выходит у автора «Введение в чтение Гегеля» настолько органичной, что, по признанию Тран-Дук-Тао, его оказывается просто «невозможным критиковать .за некоторые расхождения с текстом Гегеля» [143]. Поэтому собственно философия Кожева и имеет незавершённый, «проектный» характер, является не чем иным, как продуктом «экзистенциально-марксистского» истолкования «ФД» Гегеля.

Как ни странно, но такое усугубление проблемы истории подсказывает и возможные пути её решения. Ведь в этом случае становится совершенно очевидным, что это возможно сделать лишь в непосредственной связи с историко-философским контекстом, т.е. в связи с теми учениями, что оказали непосредственное (или опосредованное) влияние на оформление концепции Кожева. С другой стороны, обозначенная специфика означает, что многие из ее положений будут требовать не просто контекстуального историко-философского прояснения, но и своей реконструкции, «достраивания» и досказывания до конца. Поэтому сначала мы и попытались прояснить из обозначенного самим Кожевым историко-философского контекста определенность его позиции, смысл и суть тех решений, которые он предлагает по заданной проблеме, а затем обратились к опыту реконструкции.

В конечном счёте, в результате контрастного прояснения исходного образа события Истории у Кожева, очевидным становится, что, если формальной причиной его двусмысленности является абстракция противопоставления «Бытия» и «Ничто» (т.н. «онтологический дуализм»), то содержательной - выступает непрояснённость самого феномена

Негативности. Ничто «Желания» и «Смерти» оказываются у Кожева совершенно непосредственно и без детализации совмещёнными в рамках

Гуманизации Ничто». Такое совмещение имеет несколько следствий. Вопервых, автор «Введения» в принципе не проводит различия в рамках

Борьбы за признание» между «Смертью» как «экзистенциальной возможностью» (избрание которой и составляет смысл «акта экзистирования», самопревосхождения «Желанием» самого себя) и возможностью фактической», актуализируемой реальным отрицающим

Действованием Другого в рамках Борьбы. Во-вторых, Кожев определяет

116

Негативность «Желания» сугубо отрицательным, формальным образом, как «наличное отсутствие», делая невозможным содержательное описание «акта экзистирования», этого эпицентра исторического свершения в рамках его концепции.

Но если учесть сказанное, то вопрос о Конце истории, как точке свершенности события Истории должен получить новый смысл: что значит доведённость до конца (= завершения) «акта экзистирования» (=реализованность Смерти как «экзистенциальной возможности»), если собственно экзистирует не Человек, а «Желание»! Естественно, что ответить на него из прежних концептуальных оснований концепции Кожева представляется невозможным. Поэтому нам необходимо указать на тот историко-философский контекст, пространство отношения между концепциями, опосредованно принявшими участие в формировании философии Кожева, в рамках которого можно возможен данный опыт реконструкции.

Со стороны Акта экзистирования (Формы), Конец истории у Кожева есть момент совпадения Времени и Понятия, что напрямую отсылает к концепциям Гегеля и Хайдеггера, о чём Кожев сам и пишет. Со стороны экзистирующего Желания (Содержания), - данный вопрос отсылает в конечном счёте к философии Маркса и Ницше. Естественно, что в обоих случаях решение проблемы двусмысленности события Истории у Кожева нам предстоит искать в пространстве отношения учений, как если бы каждое из них полностью раскрывала используемые Кожевым категории или принципы.

В результате реконструкции получили такие решения. 1. Со стороны Формы: двусмысленность исходной«конечности» Истории у Кожева, состояла в том, что она описывала её одновременно и как всегда уже завершившееся, и все еще длящееся во времени, развивающимся, открытое событие; как и Неповторимым и (вечно) Возвращающимся ит.д. В рамках реконструкции «конечность» Истории раскрывает последнюю, как

117 разворачивающееся во времени событие Преображения.

2. Со стороны Содержания: двусмысленность «Смерти Человека» состояла в том, что утверждала его «духовную Гибель», благодаря чему происходило непосредственное (сущностное) возвращение к Началу Истории, т.е. отождествление «Человека-Животного» и «Сверхчеловека».

В рамках реконструкции «Смерть Человека» раскрывается как Рождение новой Воли, утверждающей новый тип Ценностей (Религии) и Социального устройства. Причём и то и другое создает видимость возвращения к Началу истории.

Но, в конечном счете, Кожеву ровно в такой степени удаётся представить Историю в качестве События, в какой удаётся представить её как перманентно свершающееся во времени «Мгновение Осознания».

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Юрганов, Александр Александрович, 2013 год

Библиографический список

1. АлейникР. М. Образ человека во французской постмодернистской литературе//Спектр антропологических учений. -М., 2006, С. 199-214.

2. Анисов A.M. Феномен времени // Теоретический журнал CREDO NEW №2, 2002.

3. Антипенко Л.Г. От Маркса к Хайдеггеру: критика предметной теории антропогенеза. -

URL.http ://www. ideanaroda.ru/4biblioteka/2fond/fondA/antipkritika.htm -(дата обращения: 28.02.2006)

4. Арон Р. Мнимый марксизм. Пер. с франц. - М., 1993.

5. Баллаев Читая Маркса: Историко-философские очерки. - М., 2004.

6. Батай Ж. О Ницше. Пер. с франц. - М., 2010.

7. Бугера В. Любимый враг. - URL:http://www.i-u.ru/biblio/archive/bugera_lub/#top - (дата обращения: 28.02.2006)

8. Блауберг И. Субстанциальность времени и «позитивная метафизика»: из истории рецепции философии Бергсона в России // Логос №3 (71) 2009, С.' 107-114

9. Болдырев И. А. Интерпретация «Феноменологии духа» у А. Кожева. -URL:httpwww.lomonosov-

msu.marchiveLomonosov_200720qat@yandex.ru.pdf- (дата обращения: 28.02.2006).

10. Борисов Е. Феноменологический метод М. Хайдеггера // Мартин Хайдеггер Пролегомены к истории понятия времени. - Томск, 1998.

11. Бочковой Д. А.Проблема негативности абсолюта в философии Гегеля //Теория и практика общественного развития 2010. №2

12. Бультман Р. История и эсхатология. Присутствие вечности. Перевод с английского Руткевича A.M. // История философии № 13, 2008, С.116-140

13. Бросова Н. Человек как пастырь Бытия. Проблематика философской антропологии у позднего Хайдеггера. -

1 19

URL:http://phenomen.ru/public/journal.php?article=57 - (дата обращения: 28.02.2006).

14. Бьпсова М. Гегелевский феномен современности. -URL:http://www.bestreferat.ru/re ferat-87982.html - (дата обращения: 28.02.2006).

15. Быкова М.Ф. Гегель - философ модерна? // Судьбы гегельянства: Философия, религия и политика прощаются с модерном / Ред. П. Козловски и Э.Ю. Соловьева; Пер. с нем. - М., 2000. С. 84-102.

16. Везен Ф. Философия французская и философия немецкая; Федье Ф. Воображаемое. Власть. Пер. с франц. -М., 2002.

17. Власова О. А. Смерть общества во имя воскрешения человека: революционность безумия в экзистенциальном марксизме Дэвида Купера // Вестник ЛГУ №1. Том 2. Философия - СПб., 2011. С.26-35

18. Водолагин A.B. Тусклый свет экзистенции. - URL:http://ni-journal.ru/archive/14928136/п_5_2009/393ba5fl/с67ba 1 fb/ - (дата обращения: 28.02.2006).

19. Визгин В.П. Философия как речь (историко-философская концепция А.Кожева) // Вопросы философии. 1989. № 12. С. 130-139.

20. Вяккерева С.Д. Гегель в современной французской философии: автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.03. Ленинград, 1990.

21. Гайденко П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтологияХХ века. -М., 1997.

22. Гайденко П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. - М., 2006.

23. Гайм Р. Гегель и его время. Лекции о первоначальном возникновении, развитии, сущности и достоинстве философии Гегеля / Пер. с нем. П. Л. Соляникова. - СПб., 2006.

24. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. - СПб., 2002.

25. Гегель Г.В.Ф. Система наук. Часть первая. Феноменология духа. Пер. Г.Шпета. - СПб., 2002.

26. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: в Зт. / Отв. Ред. Е.П. Ситковский. - М., 1975 - 1977.

27. Гройс Б. Философ после конца истории // Ускользающий контекст. Русская философия в постсоветских условиях. Материалы конференции (Бремен, 25-27 июня 1998 г.). Ad Marginem,2002,C. 147-160.

28. Декомб И. Современная французская философия: [Сборник]. Пер. с Франц. - М., 2000

29. Деревянко К. Критики чистого разума, или Как не следует критиковать Гегеля (10 эпизодов) // Проблемы философии права: Сборник статей. -Луганск, 2006. С. 343-360

30. Дорофеев Д.Ю. Хайдеггер и философская антропология. -URL:http://anthropology.rchgi.spb.ru/haidegger/haidger_i2.htm- (дата обращения: 28.02.2006).

31. Евлампиев И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? Европейская философия на распутье. -

URL:http://anthropology.rchgi.spb.ru/forum/evlampiev8.htm - (дата обращения: 28.02.2006).

32. Жубара А. Идея конца истории: Вл. Соловьев и А. Кожев // Владимир Соловьев и культура Серебряного века: К 150-летию Вл. Соловьева и 110-летию А.Ф. Лосева. - М., 2005,С. 397-401 -

33. Жучков В.А. «Коперниканский переворот» и понятие культуры у Канта. // История философии. -М.,1998,№ 3. С. 29-54.

34. Зотова И.В. Новизна абсолютной науки: снятие исторических форм философии. Альманах Санкт-Петербургского общества классической немецкой философии. — СПб., 2008. С. 167-173.

35. Зотова И.В. Усвоение абсолютной идеи Г.В.Ф. Гегеля: раскрытие предмета постгегелевской западной философии: автореф. дис. канд.филос. наук:09.00.03. - Краснодар, 2009.

36. Иванова H.H. Бытие как история: онтологическое открытие // Метафизические исследования. Выпуск 2. История. Альманах

121

Лаборатории Метафизических Исследований при Философском факультете СПбГУ.— СПб.,1997. С. 35-46.

37. Интервью со Славоем Жижеком для журнала «Логос» Москва, 6 марта 2007.- URL:: http://www.politizdat.ru/interview/63/ - (дата обращения: 28.02.2006).

38. Ильенков Э. Диалектика и герменевтика // «Современные зарубежные концепции диалектики. Критические очерки». - М., 1987, С. 133-163

39. Ипполит Ж. Логика и существование. Пер. с франц. - СПб.,2006.

40. Карсавин Л. П. Философия и В. К. П. По поводу статьи

А. В. Кожевникова // Вопросы философии. — 1992. — № 2. — С. 75— 77.

41. Касарев В.М.'Тимос" у Гегеля (К философии истории Ф. Фукуямы). -URL:http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=l 74653-(дата обращения: 28.02.2006).

42. Каутский К. Экономическое учение Карла Маркса. - URL: http://esperanto-mv.pp.ru/Marksismo/Kautsky_Ekonom/index.html - (дата обращения: 28.02.2006).

43. Киссель Гегель и Гуссерль. - URL:http://anthropology.rinet.ru/old/l/kissel-gegel.htm - (дата обращения: 28.02.2006).

44. Козырев А.П. Предисловие к публикации (Кожев А. Религиозная метафизика Влад. Соловьева) // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 101104.

45. Кожев А. Атеизм и другие работы / Пер. с фр. A.M. Руткевича и др. -М., 2006.

46. Кожев А. Введение в чтение Гегеля. Лекции по «Феноменологии духа», читавшиеся с 1933 по 1939г. в Высшей практической школе. Подборка и публикация Реймона Кено. Пер. с фр. А.Г. Погоняйло. - СПб., 2003.

47. Кожев А. Гегель, Маркс и христианство. -URL:http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=212&Ite mid=52 - (дата обращения: 28.02.2006).

122

48. Кожев А. Гегельянские концепции // Олье Дени. Коллеж социологии. — СПб., 2004.

49. Кожевников А. В. Философия и В. К. П. // Вопросы философии. — 1992. — № 2. — С. 72—74.

50. Кожев А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского // Человек. — 1997. — № 6.

51. Кожев, А. Тирания и мудрость // Вопросы философии. — 1998. — №6. — С. 92-119.

52. Кожев А. Введение в Систему Знания. Понятие и время // Метафизические исследования. — СПб., 1998. —-Вып. 6: Сознание. — С. 277—296.

53. Кожев А. Религиозная метафизика Владимира Соловьева // Вопросы философии. — 2000. — № 3. — С. 104—135.

54. Кожев А.Колониализм с европейской точки зрения // Вестник Европы. — 2002. — № 5.

55. Кожев А. Источник права: антропогенное желание признания как исток идеи Справедливости // Вопросы философии. — 2002. — № 12. — С.154—166.

56. Кожев А. В. Понятие власти . Пер. с франц. — М.-, 2007.

57. Кондратов П. Онтология историчности в философии Маркса. Логос №2(81) 2011, С. 81-96.

58. Косыхин В.Г. Метафизика власти и проблема нигилизма в европейской философии // Власть. - 2008. № 3. - С. 90-94.

59. Крахоткин Ф. Европейский нигилизм и философия Ницше. - ХЖЬ: http://www.lebed.com/2004/art3786.htm - (дата обращения: 28.02.2006).

60. Кузнецов В.Н. Французская буржуазная философия XX века. М., 1970.

61. Кузнецов В.Н. Французское неогегельянство. - М., 1982.

62. Кьеркегор Наслаждение и долг. Пер. Гензена П. - Киев, 1994

63. Левит К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. - СПБ., 2002.

64. Ломоносов Ю. Л. "Конец истории" как социофилософская проблема : афтореф. дис. канд. филос. наук : 09.00.11. - М., 2002.

65. Лосев А.Ф. Античная философия истории. - М., 1977.

66. Лукач Г. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. -М.,1987.

67. Макакенко Я.А. Обоснование онто-логического метода в философии Мартина Хайдеггера: афтореф. канд.фил. наук.: 09.00.03. -Екатеринбург, 2006.

68. Малахов B.C. Еще раз о конце истории // Вопросы философии.— 1994,—№7

69. Маркс К. Из ранних произведений: [Перевод] / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2е изд. - Киев, 1984.

70. Марков Б. В. Человек, государство и Бог в философии Ницше.— СПб.,2005.

71. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание Сочинений в 50 т. - М., 1957-1965.

72. Марше П. Спиноза, конец истории и хитрость разума // Логос 2 (59) 2007, С. 116- 140.

73. Марру А.-И. Бергсон и история. Перевод И. Блауберга // Логос 3 (71) 2Q09, С. 203-208

74. Масленников Д.В. Тема смерти в философии Гегеля //Фигуры Танатоса. №3, специальный выпуск: Тема смерти в духовном опыте человечества. Материалы первой международной конференции - СПб., 1993. С.22-24.

75. Муравьев А.Н. История философии как философская наука // Философский век. Альманах. Вып. 24. История философии как философия. Часть 1. / Ред. Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. - СПб., 2003. С. 39-49.

76. Муравьёв А.Н. Опыт сознания и понятие опыта в «феноменологии духа» Гегеля. //PHILOSOPHIA PERENNIS MMVIII. Альманах Санкт-Петербургского общества классической немецкой философии. — СПб.: ПГУ, 2008. — С. 73-85

77. Муравьев, А.Н. Об истоках и итогах философствования XX века // Теоретический журнал CREDO NEW №2, 2002.

78. Муравьев, А. Н. Учение Гегеля об абсолютном духе и задачи новейшей философии. - URL: http://philosophiya.ru/uchenie-gegelya-ob-absolyutnom-diihe-i-zadachi-noveyshey-filosofii-muravev-an. - (дата обращения: 28.02.2006).

79. Мурзин Н. История и Ничто. - М., 2010.

80. Мурзин Н. Ressentiment и метафизика: линии критики Гегеля в философии Ницше. - URL: http://vox.iph.ras.ru/vox%20-%201%20-%201.htm - (дата обращения: 28.02.2006).

81. Мучник В.М. Николаев И.Ю. От классики к постмодерну: о тенденциях развития современной западной исторической мысли // К новому пониманию человека в истории. - Томск, 1994. - С. 5-51.

82. Шумейко JI. К. Материализм и постмодернизм. - URL: http://propaganda-journal.net/390.html - (дата обращения: 28.02.2006).

83. Ницше Ф. Сочинения в 2х томах. - М., 1996

84. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. Пер. с нем. Е.Герцык и др. — М., 2005.

85. Норт Г. Марксова религия революция: возрождение через хаос. -Екатеринбург, 1994.

86. Паткуль А. Б.Круговая структура философских наук о бытии. (На примере абсолютного идеализма Гегеля и фундаментальной онтологии Хайдеггера) // Сборник «Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. Материалы 12-й международной конференции молодых ученых 27 - 30 декабря 2001 года», СПб, 2001, С. 110 - 114.

87. Паткуль А. Б. Образ бытия в абсолютном идеализме и фундаментальной онтологии. -

URL:http://metaphysica.narod.ru/lib/patkul2.htm - (дата обращения: 28.02.2006).

88. Петров Ю.В. Очерки истории классического немецкого идеализма. -СПб., 2000.

89. Плотников Н. Абсолютный дух и другое начало. Гегель и Хайдеггер // Вопросы философии 1994 № 12, С. 178-184

90. Погоняйло А.Г. В дополнение к переводу // Кожев А. Введение в чтение Гегеля. Пер. с фр. А.Г.Погоняйло. - СПб., 2003. С. 760-731.

91. Постер М. Гегелевский ренессанс. Перевод с английского // Философско-антропологические исследования. №1. 2007, С. 111-135.

92. Постер М. Экзистенциальный марксизм Мерло-Понти // Хора. №3. 2008, С.31-40

93. Пушкин В.Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке. - СПб., 2000.

94. Рашковский Е. Бергсон и Тойнби, или О «материи» исторического знания // Логос 3 (71) 2009, С. 155-162

95. Россман В. После философии: Кожев, "конец истории" и русская мысль// «Неприкосновенный запас» 1999, №5(7)

96. Руснак П. Темпоральность в работах раннего Хайдеггера и её восприятие в современной феноменологической философии. - URL: http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/rusnak_temporalnost.htm - (дата обращения: 28.02.2006).

97. Руткевич A.M. А.Кожев и Л. Штраус: спор о тирании // Вопросы философии. 1998. № 6. С. 79-92.

98. Руткевич А. М. Немецкая философия во Франции: Койре о Гегеле // «История философии», 2001, № 8.

99. Руткевича A.M. Философия права А.Кожева// Вопросы философии. 2002. № 12. С. 141-153.

100. Руткевич А. М. Alexandre Kojeve, русский философ // Человек. — 1997. — № 5, — С. 90-92.

101. Руткевич, А. М.Рах europeana // Вестник Европы. — 2002. — № 5.

102. Сагатовский В.Н. Гражданское общество в философии Гегеля и Маркса // Человек. Государство. Глобализация: Сборник философских статей. Выпуск 3 / Под ред. В.В. Парцвания. — СПб., 2005. — С.238-259.

103. Cáфpaнcки Р. Хайдеггер: германский мастер и его время / Пер. с нем. Т.А.Баскаковой. М., 2002. С. 454-456

104. Семёнова В. Г. Тождество и время: философско-лингвистический анализ: афтореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.01. -М., 2009.

105. Соколов Б.Г. Послесловие (Кожев А. Введение в Систему Знания. Понятие и Время (пер. с франц. Б.Г. Соколова) // Метафизические исследования. Выпуск 6. Сознание. СПб., 1998 г. С. 292-300.

106. Сухачев В. Ю. Действительность сознания и инстанции признания. Социальная реальность и социальные теории // Материалы Всероссийской конференции. - СПб., 1998. С. 123-126.

107. Сэв Л. Современная французская философия. Исторический очерк: от 1789 до наших дней. - М., 1968.

108. Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме: Критический анализ. - М., 1977.

109. Танатография Эроса. Жорж Батай и французская мысль XX века. Тексты Ж. Батая, Р. Барта, М. Бланшо, А. Бретона. Ж. Деррида, и др.-СПб.,1994.

110. Тесля Е. А. Философия А. Кожева и ее влияние на современную французскую философию. - URL:

http://www.hrono.ru/statii/2007/akojev.html - (дата обращения: 28.02.2006).

111. Тимофеева О. Знать, принимать, не задавать вопросов // Александр Кожев. Введение в чтение Гегеля. - СПб., 2003.

112. Тимофеев А.И. Облики смерти в «Феноменологии духа» Гегеля // Фигуры Танатоса. Философский альманах. Пятый специальный выпуск. СПб., 1995.

113. Тиханов Г. Современный строй на заре глобализации: Карл Шмитт и Александр Кожев // Журнал Польского института международных дел «Европа». 2002. Т. 2. № 3 (4). С. 93-116.

114. Фаркаш J1. Экзистенциализм, структурализм и фальсификация марксизма. Перевод с венгерского. -М.,1977.

115. «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. Материалы Международной конференции. Ответственный редактор Н.'В. Мотрошилова. — М., 2010.

116. Фомин Н. Послесловие// Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. -М., 1998.

117. Фокин СЛ. Жорж Батай в 30-е годы: Философия. Политика. Религия. -СПб., 1998.

118. Фрагмент интервью с Е. С. Линьковым // Сумин О. Гегель как судьба России. Краснодар, 2005.

119. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. Пер. с англ. М.Б.Левина. - М., 2004.

120. Хайдеггер М. Ницше: в 2т. - СПб., 2006.

121. М. Хайдеггер Слова Ницше «Бог мертв» //Вопросы философии. 1990, №7, с. 143-176.

122. Хайдеггер М. Онто-тео-логическое строение метафизики. - URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000294/ - (дата обращения: 23.01.2009).

123. Хайдеггер М. Конец философии и задача мышления. - URL: http://vox-journal.org/content/vox5haidegger.pdf- (дата обращения: 23.01.2009).

124. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. -М.,1993.

125. Хайдеггер М. Бытие и Время. Пер. В.В. Бибихина. - СПб., 2002.

126. Хайнади 3. «Бытие к смерти» (Толстой и Хайдеггер) // Croatica et Slavica Iadertina, Zadar,V (2009), С. 473-492

127. Хейде JI. Автономность и несчастное сознание. - URL: http://filosof.historic.m/books/item/f00/s00/z0000490/index.shtml - (дата обращения: 23.01.2009).

128. Целиков Алексей Николаевич. Сравнительный анализ социально-государственных идеалов И.А. Ильина и А. Кожева: диссертация на соискание степени кандидата философских наук: 09.00.03. - Нижний Новгород, 2007.

129. Чернорицкая О. Бунт против Гегеля. -URL:http://www.netslova.ru/chernoritskaja/gegel.html - (дата обращения: 23.01.2009).

130. Черняков А. Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера.— СПб., 2001.

131. Шихардин Н.В. Гуманистическая парадигма во французском неомарксизме: pro et contra: Монография. - Курган, 2006.

132. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. Историческое введение. Пер. с англ. - М., 2002.

133. Штраус Л. О тирании /Пер. с англ. и древнегреч. А.А. Россиуса, пер. с фр. A.M. Руткевича. - СПб., 2006.

134. Юнгер Ф.Г. Ницше. Пер. с нем. А.В. Михайловского. - М., 2001.

135. Bultmann R. History and Eschatology. The presence of Eternity. N.Y., 1957.

136. Doull J. Hegel's Phenomenology and Postmodern thought / J. Doull // Animus: The Canadian Journal of Philosophy And Humanities. — Electronic data.-2000.-№ 5.

137. Dominique A. Alexandre Kojeve. La philosophie de l'Etat, la fin de l'Histoire. Paris, 1990.

138. Haider K. Hermeneutics and Dialectics: (Hegel, Husserl, Heidegger and) Hans-Georg Gadamer. Источник: http://mpra.ub.uni-muenchen.de/8429/

139. Heidegger M. Die Negativitat // Gesamtausgabe. III. Abteilung: Unveroffentlichte Abhandlungen. Band 68. Hegel. - Frankfurt am Main, 1980.

J i «4.

140. Hyppolit J. Genesis and Structure of Hegel's Phenomenology of Spirit. Translated by Cherniak S. and Heckman J. - Evanston, 1974.

141. Kervégan Jean-François Kojève. Le temps du sage Jean-François // Hommage à Alexandre Kojève Actes de la « Journée de A. Kojève » du 28 janvier 2003. Sous la direction de Florence de Luss, - Bibliothèque Nationale de

France, 2007.

142. Kojève A. Kant. NRF Éditions Gallimard, Bibliothèque des Idées-Paris, 2007.

143. Trao doi giua Tran Duc Thao và Alexandre Kojève. - URL: http://www.viet-studies.info/TDThao/TDThao_Kojeve.htm - (дата обращения: 23.01.2009).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.