Концепция личности и художественные особенности прозы Т. Керашева об историческом прошлом тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Герелегиз Хюсню

  • Герелегиз Хюсню
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 150
Герелегиз Хюсню. Концепция личности и художественные особенности прозы Т. Керашева об историческом прошлом: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет». 2020. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Герелегиз Хюсню

Введение

Глава 1. Проза Т. Керашева об историческом прошлом в контексте идейно-художественных исканий адыгейской литературы 50 - 80-х гг. ХХ столетия

1.1. Демократизация духовного сознания в обществе и идейно-эстетические искания адыгейской прозы второй половины ХХ в

1.2. Эволюция концепции личности в литературе 1960 - 1980-х годов и доминирующие концепты прозы Т. Керашева

Глава 2. Развитие идейно-эстетического мышления писателя и формирование прозы об историческом прошлом

2.1. Влияние традиции, возрастание интереса к феномену отдельной личности и усиление проблемности

2.2. Историческое и художественное в произведениях «Дочь шапсугов», «Абрек», «Месть табунщика», «Одинокий всадник» и др

2.3. Национальная идентификация и нравственная самодостаточность героя как составляющие художественной концепции личности Т. Керашева

Глава 3. Жанровые и структурно-стилевые особенности прозы об историческом прошлом Т. Керашева

3.1. Этно-историческая основа и тенденции развития жанровых форм

3.2. Усложнение конфликта, создание нового типа антигероя и особенности психологического анализа в рассказе «Последний выстрел»

3.3. Усиление проблемности и формирование социально -психологического романа характеров и акцентированных проблем («Одинокий всадник»)

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция личности и художественные особенности прозы Т. Керашева об историческом прошлом»

Введение

Творческое наследие известного адыгейского писателя Т.М. Керашева представляет собой значительное явление с точки зрения его места не только в адыгских и северокавказских, но отечественной и мировой литературах. Проза об историческом прошлом художника слова, по праву вошедшая в золотой фонд отечественной литературы, пожалуй, одно из самых значительных достижений писателя, свидетельствующее о его подлинной зрелости и мастерстве.

Время показало, что обращение писателя к исторической теме было не просто увлечением прошлым адыгского народа: как истинный художник слова Т. Керашев чутко отозвался на внутренние потребности «современного» литературного процесса [Суровцев Ю.В., стлб. 996-1025], проницательно уловив одну из его новых тенденций - переоценку исторического прошлого с точки зрения связи с современностью, т.е. с точки зрения историзма как одного из узловых принципов реализма в построении литературного произведения. Можно сказать, что проза Т. Керашева, по существу, предвосхитила тот широкий поток произведений о прошлом народов нашей страны, который заметно вырос в 60 - 70-е годы как в русской прозе, так и в национальных литературах. В этот период в северокавказской литературе появляется большое количество произведений на историческую тему. Связано это с тем, что «каждый народ Северного Кавказа, обретая силу национального самосознания, должен был найти выразителей своей национальной биографии» [Шундик Николай, 1977, с. 173].

В важнейший период развития общественного самосознания в связи с углублением принципа историзма усиливается интерес к изучению творчества писателей, определивших особенности нового этапа национального литературного процесса. Это позволяет определить истоки и

пути дальнейшего формирования отечественного искусства слова.

3

Актуализируется на фоне усложнения концепции личности и обновления историзма проблема изучения творчества отдельных писателей.

Соотношение истории и современности - одна из важных тем отечественной многонациональной литературы. Со второй половины ХХ столетия, когда было приведено в движение все ценное, передовое из культурного наследия народов, нации по-новому осознали себя. Это, в свою очередь, определило характер историзма национальных литератур: углубление социального анализа, стремление раскрыть усложнившиеся взаимосвязи между человеком и обществом, психологическое обогащение индивидуального самосознания.

Художественное исследование исторического прошлого народа в тесной связи с днем сегодняшним характерно для многих северокавказских писателей (Б. Шинкубы, М. Лохвицкого, А. Кешокова, И. Машбаша, М. Эльберда, Б. Тхайцукова, И. Базоркина и др.). В прозе Т. Керашева былое не просто становится предметом новой интерпретации коллизий, но и формирует своеобразный художественный диалог времен, вбирающий в себя исторический факт, а также весь спектр культуры и народной жизни. Писатель в то же время понимал, что исторический опыт адыгов имел не только самоценное значение: он мог представить такие неповторимые духовные ценности, которые должны были обогатить всю мировую культуру. А для этого нужно было создать и показать феноменальный образ черкеса, что потребовало соединения историзма мышления и творческого воображения. Важно отметить, что большая часть произведений об историческом прошлом написана на русском, языке межнационального общения. Это значило, что Т. Керашев обращается к широкому кругу читателей, чтобы донести до всех суть исторического героя в экзотической одежде - это идеи о взаимосвязи и взаимозависимости людей, несмотря на их национальную принадлежность и социальное происхождение. Уникальные по содержанию и форме произведения, отмеченные поисками нового стиля и

свободы поэтического творчества, сыграли большую роль в развитии северокавказских литератур.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется назревшей необходимостью нового осмысления содержательного потенциала произведений об историческом прошлом Т. Керашева, сыгравших особую роль в развитии «современного» этапа адыгских литератур, а также важностью исследования таких особенностей творчества писателя, как усиление художественной проблемности, движение к многообразию поэтических средств, формирование новых жанровых модификаций прозы. Особую актуальность в плане поставленной темы приобретает концепция личности, которая является универсальной эстетической категорией, дающей ключ к пониманию внутренних механизмов национального литературного процесса и культурных традиций в целом.

Актуальность выбранной темы связана также с попытками по-новому систематизировать и классифицировать произведения Т. Керашева об историческом прошлом с точки зрения их жанровых и структурно-стилевых особенностей. Кроме того, замысел автора учитывает, что исследовательская линия прозы на историческую тему с позиций нового историзма и динамики художественной концепции личности не получила полноценного развития в адыгском литературоведении.

Выбор темы связан, таким образом, с решением актуальных задач современной филологии - поиском новых подходов к анализу, позволяющих учитывать особенности исследуемого литературного периода, новым прочтением литературных текстов, созданных в условиях переоценки жизненных ценностей и возросшего интереса к феномену отдельной личности.

Объект исследования: проза об историческом прошлом и тексты произведений раннего творчества Т. Керашева, отобранные в качестве сравнительного материала.

Предмет исследования: усиление художественной проблемности и эволюция концепции личности в произведениях Т. Керашева об историческом прошлом, эволюция их жанровых форм и структурно-стилевых особенностей.

Цель исследования: комплексное исследование концепции личности в произведениях Т. Керашева об историческом прошлом и анализ ее трансформации, выраженной в ключевых концептах, а также эволюция жанровых форм прозы на историческую тему.

Базовой гипотезой настоящего исследования является утверждение, что новая культурно-историческая реальность 60 - 80-х годов ХХ века обновила характер художественного исторического мышления писателя, что оказало определяющее влияние на произведения Т. Керашева. Эволюция принципа историзма связана с углублением аналитической линии художественного изображения, усложнением концепции личности на основе соотнесения факта и поэтического вымысла, а также стремлением раскрыть взаимосвязи между человеком и обществом путем применения различных творческих приемов.

Для достижения намеченной цели и подтверждения гипотезы исследования поставлены следующие задачи:

- рассмотреть произведения Т. Керашева об историческом прошлом в контексте художественных и эстетических исканий отечественной прозы второй половины ХХ века;

- проследить усиление проблемности, связанное с попытками деидеологизации творчества и поисками духовных ориентиров, определяющих характер в сфере народных традиций и общечеловеческих ценностей;

- выявить эволюцию концепции личности, определенную усилением проблемности, новым историзмом и проявляющуюся в идентификации самодостаточного героя, ориентированного на этнокультурные традиции;

- выявить формы национальной идентификации и нравственно-эстетической самодостаточности героя как составляющих авторскую гуманистическую концепцию личности;

- исследовать эволюцию жанровых форм и структурно-стилевых особенностей творчества, определенных развитием концепции личности.

Степень научной разработанности темы. На сегодняшний день творчество Тембота Керашева достаточно изучено в литературоведении.

Проблемы историзма и художественных особенностей в повестях и новеллах и романе «Одинокий всадник» Т. Керашева рассмотрены в монографиях Е.М. Шабановой «Тембот Керашев. Критико-биографический очерк» (1959), У.М. Панеша «О мастерстве Тембота Керашева» (1971), М.Н. Хачемизовой «Художественный мир Тембота Керашева» (2005).

Творческое наследие писателя исследовано в разных аспектах в одиннадцати диссертациях (Е. П. Шибинская «Становление жанра в младописьменной литературе (адыгейский роман)» (1968), М.И. Алиева «Становление исторической прозы в творчестве Тембота Керашева» (1993), Ф.Б. Бешукова «Типологические связи романов М. Шолохова «Поднятая целина» и Т. Керашева «Дорога к счастью» (1996), М.Д. Блипашаова «Язык исторических произведений Т. Керашева» (1998), А. Х. Бешнибова «Художественно-эстетическое своеобразие прозы Тембота Керашева» (2000), А. К. Пшизовой «Художественный конфликт как жанрово и стилеобразующий фактор в новеллах Т. Керашева» (2005), Ю. А. Яхутль «Новая художественная модель адыгского просветительства и отражение ее особенностей в творчестве Т. Керашева и А. Евтыха» (2015) и т.д., а также во множестве проблемных статей А. Схаляхо (1988), Л. Бекизовой (2008), К. Шаззо (1980), Р. Мамия (2001) , К. Паранук (2012), Х. Бакова (1973), Ю. Тхагазитова (2006), У. Панеша (1980), Ф. Бешуковой (1996) и др.

Проблема историзма, наиболее ярко проявившая себя в концепции

личности и выработке новых форм художественного мышления, взаимосвязи

прошлого и современности в северокавказской прозе, освещена в

7

монографии «Литература в потоке времени» [Бекизова, 2008] и статье «Историзм как принцип художественного осмысления человека и действительности в адыгской прозе» литературоведа Л.А. Бекизовой [Бекизова, 1989].

Литературно-критические исследования, в которых произведения об историческом прошлом Т. Керашева интерпретируются в историческом и нравственно-эстетическом ракурсах, содержат немало ценных выводов и наблюдений, на которые мы опирались в своей работе. Однако проза на историческую тему не подвергалась комплексному монографическому исследованию, с чем связано то, что не все грани художественных особенностей произведений «Дочь шапсугов», «Месть табунщика», «Абрек», «Абадзехский охотник», «Одинокий всадник» и других оказываются выявленными. Касается это, прежде всего, концепции личности, которая определяет содержание образа, характер конфликта, своеобразие творческой индивидуальности писателя. На наш взгляд, не проведена в достаточной степени жанрово-видовая классификация произведений Т. М. Керашева об историческом прошлом. Вопросы эволюции стиля и мастерства художника также нуждаются в переосмыслении, что послужило причиной обращения к указанной теме исследования. Анализ научной литературы показывает, таким образом, актуальность заявленной тематики и необходимость всестороннего исследования художественной концепции личности в произведениях Т. Керашева об историческом прошлом.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных литературоведов М. Бахтина (1979), Ю. Борева (1980), М. Храпченко (1972), В. Кожинова (2003), Ю. Селезнева (1986), Б. Сучкова (1984), Ю. Павлова (2003) и др., а также северокавказских ученых Л. Бекизовой (1974), К. Султанова (1980), Н. Джусойты (1976), К. Шаззо (1978, 2006), А. Схаляхо (1988), Ю. Тхагазитова (2006), Х. Бакова (1973), Р. Мамия (2001) и др.

Методы исследования. Поставленные в работе цели и задачи определили использование в исследовании историко-культурологического и сравнительно-типологического методов исследования. Применение указанных методов, а также совмещение системного подхода и элементов текстологического анализа позволяют раскрыть художественную концепцию личности в произведениях Т. Керашева.

Научная новизна работы:

- впервые проведено комплексное монографическое исследование прозы об историческом прошлом Т. Керашева с точки зрения обновленного историзма, актуализации совокупности факторов, определивших эволюцию художественной концепции личности, позволившее в новом аспекте определить ее роль и место в формировании адыгских литератур на «современном» этапе;

- на основании системного анализа рассматривается характер усиления проблемности в творчестве, что связывается с типологией характера, ориентированного на национальные традиции и общечеловеческие ценности;

- предпринята попытка расширения проблемного поля системного исследования динамики выстраиваемой писателем художественной концепции личности;

- проанализированы особенности композиции, сюжетного строя, жанрового своеобразия, психологического анализа, других художественных приемов, используемых для создания нового литературного типа в рассказе «Последний выстрел».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концепция личности в произведениях Т. Керашева на историческую тему отражает эволюцию отечественной литературы второй половины 50-х - 80-е гг. и проявляется в углублении проблемности, повышенном внимание к феномену отдельного человека, а также в многообразии поэтических средств и эволюции жанровых форм.

2. Формирование концепции личности на новом этапе творчества Т. Керашева связывается с проблемой национальной самоидентификации социально активного героя в его связях с историческим прошлым и ориентированного на революционные перемены нового времени и общечеловеческие ценности.

3. Новое мышление и влияние интеллектуальной мысли ХХ века приводят Т. Керашева к переосмыслению художественной концепции личности, что проявляется в попытках отхода от идеологизированного представления о характере, в переносе акцента с социальных начал на бытийные и показе нового типа героя, ориентированного на народные традиции, первозданную природу, а также в обращении к мотивам сложности и неоднозначности истины.

4. Гуманистическое начало, заложенное в представление о личности, реализуется через изображение таких основательных концептов, как «человек и общество», «человек и национальное самосознание», «человек и культурно-исторический опыт народа» «человек и нравственный выбор», «человек и природа», что усиливает конфликт, придает художественной картине философскую значимость и позволяет распространить сказанное на все человеческое сообщество.

5. Эволюция концепции личности и усиление проблемности определяют синтез историзма и художественного вымысла, использование поэтики фольклора как стилеобразующего фактора и формирование различных жанровых модификаций прозы на историческую тему - рассказа-притчи, лиро-эпической повести, социально-психологического романа акцентированных проблем

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит

в том, что результаты исследования могут быть использованы в качестве

материала для изучения научных вопросов, связанных со спецификой

развития новописьменной литературы, с эволюцией проблемности и

художественной концепции личности, а также при определении развития

10

жанровых форм адыгейской прозы, являющейся составной частью отечественного искусства слова ХХ века.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в возможности использования ее результатов при формировании истории и теории отечественной литературы ХХ века. Результаты исследования могут быть также использованы в вузовских курсах по истории литературы народов РФ и при разработке спецкурсов и семинаров.

Апробация работы. Основные положения исследования обсуждались на заседании кафедры адыгейской филологии Адыгейского государственного университета. Положения диссертации нашли отражение в докладах на международных, всероссийских, региональных, внутривузовских конференциях: Керашевские чтения-2017. Майкоп, 2017; ХУ Международная научная конференция молодых ученых и аспирантов «Наука. Образование. Молодежь». Майкоп, 2018; Международная научная конференция «Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации: генезис и развитие» (Майкоп, 2016, 2018). Региональная научная конференция «Живое слово Казбека Шаззо и актуальные вопросы развития отечественной литературы ХХ века». Майкоп, 2019.

По теме исследования опубликовано 10 научных работ, в том числе 3 статьи - в журналах, включенных в Перечень научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК Министерства науки и высшего образования РФ.

Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс в качестве материалов дисциплины «Литература народов РФ».

Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Проза Т. Керашева об историческом прошлом в контексте идейно-художественных исканий адыгейской литературы

50-80-х годов ХХ века

1.1. Демократизация духовного сознания в обществе и идейно-эстетические искания адыгейской прозы второй половины ХХ века.

Начавшиеся с середины 50-х годов ХХ века социально-политические перемены в стране и демократизация общественного сознания привели к изменениям в духовно-нравственной и культурной сферах. В этот период обозначились и стали обретать зрелость художественные тенденции, свидетельствующие о качествено новом уровне литературы. Расширились общественные и эстетические концепции писателей, избираемые ими объекты художественного анализа, что привело к открытию новых социальных сфер, вовлекаемых в этот анализ, дифференциации изображаемых характеров.

Переоценка нравственно-этических идеалов, духовно-эстетического опыта актуализирует творческие поиски жанров, методов и стилей художественного отражения действительности и человека, что особенно рельефно проявляется в прозе о деревне и Великой Отечественной войне, на историческую и историко-революционную тему. На передний план закономерно выдвигается проблема подхода к концепции героя на основе новых - нравственных и социальных - критериев. Это привело в начале 1960-х годов к резким переменам в художественном освещении концепции личности: героем прозы становится человек, «... вступающий в народ не как слуга, а как равнодостойная со всем народом величина, не приемлющий никаких компромиссов, которые ущемляли бы его потребность в свободном развитии» [Лейдерман, 2003, с. 14].

Такого рода обновление писательского видения мира наиболее заметно

отразилось в прозаических произведениях. В центре внимания художников

12

слова оказывается человек и его отношения с обществом, историей и окружающим миром.

Для «современного» этапа литературного процесса характерен новационный подход к поиску новых возможностей реалистического постижения жизни, богатства и сложности внутреннего мира человека, многообразия его связей с окружающей действительностью. В этот период формируется новая концепция личности, сопровождающаяся интенсивным поиском обновленных способов художественной выразительности, принципов типизации, жанровых и повествовательных структур, композиционных решений, а также творческой трансформации традиционных форм (мифа, легенды, притчи, сказки и др.). А. Бочаров отмечает, что в 60-70-е годы проза отличалась необычайной динамичностью: «На протяжении десятилетия взвихривались самые разнообразные жанровые, стилевые, тематические потоки» [Бочаров, 1988, с. 40].

Уникальным явлением русской литературы второй половины ХХ века по праву считается проза, посвященная деревне, требующая сегодня нового прочтения. «Современная» проза о деревне с конца 1960-х гг. представляет собой своеобразное поле битвы за высоконравственного человека. Этим во многом определяются ее жанровые и стилевые поиски.

Примечательно, что «деревенская тема», которую можно назвать своеобразной художественной хроникой жизни и быта села, не нова для отечественной литературы. Вместе с тем каждая историческая эпоха накладывает свой отпечаток на ее освещение. Литературовед В.Е. Ковский, исследовавший динамку развития литературного процесса 60-70-х годов, связывает это с тем, что именно «... «деревенская проза» фиксирует происходящие в указанный период в художественном сознании процессы с наибольшей эстетической выразительностью» [Ковский, 1983, с. 102].

В 60-70-е годы в литературном процессе последовательно

расширяются идейно-художественные связи и взаимодействие национальных

литератур, что выражается в общности, единстве направления

13

художественных исканий прозы о деревне или о войне. Сходство и одновременность протекающих процессов позволяют судить о закономерностях развития литератур, однако они сохраняют свое национальное своеобразие и специфику.

Произведения Е. Дороша, Н. Думбадзе, Е. Мальцева, В. Овечкина, В. Тендрякова выводят «деревенскую прозу» на новые рубежи. В 60-е годы появляются «Братья и сестры» Ф. Абрамова, «Вишневый омут» М. Алексеева, «Липяги» С. Крутилина, «Отец и сын» Г. Маркова. Создают свои талантливые произведения Ч. Айтматов, В. Астафьев, А. Белов, О. Гончар, А. Евтых, М. Стельмах и другие.

Особенности прозы на «современную тему» отразились во всех национальных литературах, в том числе - адыгейской. Адыгейская литература второй половины ХХ века характеризуется не только специфическими национальными чертами, но и особенностями, свойственными отечественному литературному процессу в целом.

Идейно-художественные поиски северокавказской литературы середины 50-60-х годов ХХ столетия способствовали появлению новых жанрово-стилевых форм в адыгейской прозе о деревне. Обновляются художественные формы традиционного, многопланового романа на «современную тему», что проявляется в преодолении бесконфликтности, однолинейной описательности и иллюстративности, имевших место в литературе 1940-1950-х гг., в результате углубления идейно-эстетического содержания концепции мира и человека, обновления жанровых форм произведений и структурно-стилевых приемов. Это привело «... к возникновению такого явления в адыгейской литературе, как «колхозный роман» [Сиюхов, 2016, с. 41]. Подобно русской «деревенской прозе», сельская тема в адыгейской литературе со второй половины 50-х годов ХХ века стала поворотной, показателем ее движения к обновлению.

Эстетика «колхозного романа» формируется в творчестве зрелых,

известных писателей. В адыгейской прозе появляются романы «Состязание с

14

мечтой» Т. Керашева, «Слияние рек» и «Белая кувшинка» Д. Костанова, «Ожбаноковы» Ю. Тлюстена, дилогия А. Евтыха «Шуба из двенадцати овчин».

В романе «Состязание с мечтой» Т. Керашев решает проблему раскрепощения личности, понимания значения коллективистского духа народа и его творческих возможностей. Для этого автор вводит концепцию общенародной мечты, которую запечатлел в названии. Он предпринимает попытку пересмотреть традиционную концепцию сильной личности и оживить привычный конфликт между зарождающимися новыми отношениями и нормами старого уклада. Центральный персонаж произведения - герой новой формации - Шумаф смотрится как активный преобразователь жизни, сформированной советской системой. Он фронтовик, учитель, писатель, посланец партии, которому со сказочной легкостью и быстротой удается за короткое время решить множество проблем адыгейского аула. Автор настойчиво подчеркивает исключительность своего героя, в результате чего его образ идеализируется. Шумаф возвышается над людьми, в его изображении чувствуется нарочитость, некоторая надуманность. В то же время образ Шумафа стал первым ответом Т. Керашева на многолетнее угнетение человека системой и ознаменовал собой рождение нового героя, который видит проблемы современности и готов идти на конфликт для их разрешения. Однако отобразив победоносное шествие положительных героев, автор лишь в самых общих чертах показал противостоящие им силы, и, как следствие, намеченный конфликт не получил должного развития. Чрезмерная идеализация образа главного героя помешала автору достигнуть цели.

«Очевидным был факт, - пишет в связи с этим критик Т. Чамоков, -

что создание положительного героя современности - дело нелегкое и идти

нужно к его достижению не путем романтической патетики и глобальной

идеализации, а посредством воссоздания неповторимого, индивидуального

мира героев» [Чамоков, 1986, с. 112]. Впоследствии это удалось сделать

15

Аскеру Евтыху в дилогии «Шуба из двенадцати овчин» («Улица во всю ее длину», «Двери открыты настежь»).

И все же, если учесть тот факт, что роман «Состязание с мечтой» -отголосок «теории бесконфликтности», которая тяготела над всей общесоветской литературой, то следует отметить проявление в нем прогрессивных черт преодоления традиционного эпического повествования, где единственно правильным героем выступал лишь представитель власти. Новая концепция личности, продемонстрированная писателем, представляет собой смелый ответ многолетнему авторитету человека от власти. Отход от описательного, событийного изложения - пример эволюции творчества писателя и его стиля, идущего по пути усложнения концепции личности, исследовательско-аналитического подхода, углубления проблемного начала и попытки нравственно-философского осмысления жизни адыгейского аула.

Как видно, в романе Т. Керашева «Состязание с мечтой» нашли отражение характерные для прозы 60-х гг. на «современную тему» особенности: усиление проблемности и аналитического начала, углубление психологизма.

Схожие в типологическом плане жанровые и структурно-стилевые поиски предпринимаются в творчестве Д. Костанова и Ю. Тлюстена. Романы Д. Костанова «Слияние рек» (1957), «Белая кувшинка» (1968) и Ю. Тлюстена «Ожбаноковы» (1962) по своей проблемной направленности и концептуальности примыкают к «деревенской прозе».

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Герелегиз Хюсню, 2020 год

Список использованной литературы

1. Айтматов, Ч. Это открытие - человек / Ч. Айтматов // Правда. -1972. - 4 декабря.

2. Алиева, М.И. Становление исторической прозы в творчестве Т. Керашева: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Алиева Марьят Ибрагимовна. - Майкоп, 1993. - 26 с.

3. Алпатов, А. В. Алексей Толстой - мастер исторического романа / А.В. Алпатов. - М.: Сов. писатель, 1958. - 356 с.

4. Анастасьев, Н. На пути к герою / Н. Анастасьев // Вопросы литературы. - 1976. - № 5. - С. 122-158.

5. Андреев, Ю. В поисках закономерностей: о современном литературном развитии / Ю. Андреев. - Л.: Сов. писатель, 1978. - 399 с.

6. Андреев, Ю. Главное звено. Идеологические вопросы литературы и литературоведения / Ю. Андреев. - М.: Современник, 1986. - 349 с.

7. Андреев, Ю.А. Русский советский исторический роман / Ю.А. Андреев. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. - 167 с.

8. Апухтина, В.А. Закономерности развития современной советской прозы / В.А. Апухина // Филологические науки. - 1977. - № 5. - С. 57-87.

9. Апухтина, В.А. Современная советская проза (60 - 70-е годы). - 2-е изд., перераб. и доп. / В.А. Апухина. - М.: Высш. шк., 1984. - 272 с.

10. Арутюнов, Л.Н. Национальный мир и человек / Л.Н. Арутюнов // Советская литература и мировой процесс. Изображение человека. - М., 1972. - 460 с.

11. Арутюнов, Л.Н. Проблемы исследования художественных форм национального сознания / Л.Н. Арутюнов // Национальное и интернациональное в советской литературе. - М.: Наука, 1971. - С. 141-196.

12. Ашинов, Х. Вооруженные люди / Х. Ашинов // Сочинители песен / пер. И. Савенко. - М.: Сов. писатель, 1989. - С. 91-181.

13. Ашинов, Х. Последняя неделя августа // Ашинов, Х. Водяной орех / Х. Ашинов; пер. И. Савенко. - М.: Сов. писатель, 1970. - С. 397-438.

14. Ашинов, Х. У каменного моста // Ашинов, Х. Дар доброму вестнику / Х. Ашинов; пер. И. Савенко. - М.: Сов. писатель, 1973. - С. 103173.

15. Байрамукова, С.К. Поэтика новописьменного исторического романа (на материале литератур Северного Кавказа): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Байрамукова София Казбековна. - Майкоп, 2005. - 23 с.

16. Баков, Х.И. Тембот Керашев и современная адыгейская проза / Х.И. Баков // Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института язвка, литературы и истории. Т. 18: Литература и фольклор. -Майкоп, 1973. - С. 56-103.

17. Баков, Х.И. Творческая индивидуальность и литературный процесс (на материале прозы Тембота Керашева) / Х.И. Баков, У.М. Панеш // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. - Майкоп, 2018. - Вып. 1 (212). - С. 116-121.

18. Бакова, Д.З. Формирование эпических жанров адыгских литератур в свете проблем художественного историзма, типологический аспект: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Бакова Динара Зулькарнеевна. - Карачаевск, 2005. - 150 с.

19. Барг, М.А. Эпохи и идеи: становление историзма / М.А. Барг. -М.: Мысль, 1987. - 348 с.

20. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин; сост. С.Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.

21. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет / М.М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1975. - 504 с.

22. Бекизова, Л.А. Историзм как принцип художественного осмысления человека и действительности в адыгской прозе / Л.А. Бекизова // Современный литературный процесс: сб. науч. тр. - Черкесск, 1989. - С. 843.

23. Бекизова, Л.А. Концепция человека в адыгской эпической традиции / Л.А. Бекизова // Актуальные проблемы общей и адыгской филологии: материалы VII междунар. науч. конф. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2010. - С. 39-44.

24. Бекизова, Л.А. Литература в потоке времени / Л.А. Бекизова. -Черкесск: Карачаево-Черкес. респ. кн. изд-во, 2008. - 416 с.

25. Бекизова, Л.А. От богатырского эпоса к роману: национально-художественные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских литератур / Л.А. Бекизова. - Черкесск: Карачаево-Черкес. отд. Ставроп. кн. изд-ва, 1974. - 286 с.

26. Бекизова, Л.А. Художественная трактовка нового героя в современной прозе Северного Кавказа / Л.А. Бекизова // Традиции и современность. Метод и жанр. - Черкесск, 1986. - С. 57-71.

27. Белая, Г.А. Историзм как нравственная и художественная позиция писателя / Г.А. Белая // Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. - М.: Наука, 1971. - С. 93-119.

28. Белая, Г.А. Художественный мир современной прозы / Г.А. Белая. - М.: Наука, 1983. - 191 с.

29. Белинский, В.Г. Взгляд на русскую литературу / В.Г. Белинский.

- М.: Современник, 1982. - 606 с.

30. Белинский, В.Г. Собр. соч.: в 3 т. Т. 3 / В.Г. Белинский. - М.: Гослитиздат, 1948.

31. Беспалова, О.В. Концептосфера поэзии Н. Гумилева в ее лексикографическом представлении: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Беспалова Ольга Евгеньевна. - СПб., 2002. - 24 с.

32. Бешнибова, А.Х. Художественно-эстетическое своеобразие прозы Тембота Керашева: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Бешнибова Асият Хаджетечевна. - Нальчик, 2000. - 158 с.

33. Бешукова, Ф.Б. Типологические связи романов Тембота Керашева «Дорога к счастью» и М. Шолохова «Поднятая целина»: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Бешукова Фатима Батырбиевна. - Майкоп, 1996.

- 17 с.

34. Бигуаа, В.А. Абхазский исторический роман. История. Типология. Поэтика / В.А. Бигуаа. - М.: ИМЛИ-РАН, 2003. - 598 с.

35. Бикмухаметов, Р. Роман и литературный процесс / Р. Бикмухаметов // Вопросы литературы. - 1971. - № 9. - С. 4-16.

36. Блипашаова, М.Д. Язык исторических произведений Т. Керашева: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.09 / Блипашаова Мира Довлетовна.

- Нальчик, 1998. - 24 с.

37. Бондарев, Ю. Поиск истины / Ю. Бондарев. - М.: Современник, 1976. - 238 с.

38. Борев, Ю. Художественные направления искусства XX века и концепция личности / Ю. Борев // Концепция личности в литературе развитого социализма: сб. ст. - М.; Ереван, 1980. - С. 25-41.

39. Бородин, С. Проза: проблемы и пути развития / С. Бородин // Литературная газета. - 1976. - 18 июля. - С. 3.

40. Бочаров, А.Г. Литература и время: из творческого опыта прозы 60-х - 80-х гг. / А.Г. Бочаров. - М.: Худож. лит., 1988. - 383 с.

41. Бочаров, А.Г. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе / А.Г. Бочаров. - М.: Худож. лит., 1977. - 368 с.

42. Бочаров, А.Г. Утверждая цельность личности / А.Г. Бочаров // Вопросы литературы. - 1965. - № 1. - С. 26-32.

43. Бочаров, А.Г. Чем жива литература?..: современность и литературный процесс: монография / А.Г. Бочаров. - М.: Сов. писатель, 1986.

- 400 с.

44. Васильева, Н.С. Жанровые и структурно-стилевые особенности очерка и рассказа в адыгейской литературе 60-90-х годов: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Васильева Нафисет Схатбиевна. - Майкоп, 2005. - 172 с.

45. Воробьева, Н.Н. Принцип историзма в изображении характера. Классическая традиция и советская литература / Н.Н. Воробьева. - М.: Наука, 1978. - 264 с.

46. Гальцева, Р.А. Антигерой / Гальцева Р.А., Роднянская И.Б. // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М.: Интелвак, 2003. -Стлб. 35-37.

47. Гачев, Г.Д. Ментальности народов мира / Г.Д. Гачев. - М.: Эксмо, 2003. - 543 с.

48. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира: курс лекций / Г.Д. Гачев.

- М.: Академия, 1998. - 432 с.

49. Герасименко, А.П. Русский советский роман 60-80-х годов: (Некоторые аспекты концепции человека) / А.П. Герасименко. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 204 с.

50. Герелегиз, Хюсню. История и современность в контексте прозы об историческом прошлом Т.М. Керашева / Хюсню Герелигиз // Известия ЮФУ. Филологические науки. - 2019. - № 3. - С. 180-184.

51. Герелегиз, Хюсню. Об эволюции концепции личности в творчестве Тембота Керашева / Хюсню Герелигиз // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. -Майкоп, 2018. - Вып. 2 (217). - С. 143-147.

52. Герелегиз, Хюсню. Роман А. Кешокова «Сломанная подкова» и развитие понорамного романа о войне в адыгских литературах 60-х годов / Хюсню Герелигиз, У.М. Панеш // Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации - 6: материалы Междунар. науч. конф. - Майкоп, 2018. - С. 113-117.

53. Гинзбург, Л. О психологической прозе / Л. Гинсбург. - Л.: Худож. лит., 1977. - 443 с.

54. Гинзбург, Л. О литературном герое / Л. Гинсбург. - Л.: Сов. писатель, 1978. - 206 с.

55. Головко, В.М. Герменевтика литературного жанра / В.М. Головко. - М., 2013. - 181 с.

56. Голубов, С. Правда и вымысел в советском историческом романе / С. Голубов // Вопросы литературы. - 1958. - № 1. - С. 78-89.

57. Горский, И.К. О двух подходах к изучению произведений историко-литературного жанра / И.К. Горский // Филологические науки. -1997. - № 3. - С. 3-14.

58. Горький, М. О литературе / М. Горький. - М.: Сов. писатель, 1980. - 479 с.

59. Горький, М. Собр. соч.: в 30 т. Т. 26: Статьи, речи, приветствия. 1931-1933 / М. Горький. - М., 1951. - 464 с.

60. Гринберг, И. Энергия рассказа / И. Гринберг // Нева. - 1978. - № 1. - С. 181-192.

61. Гулыга, А. Историческое сознание и исторический роман / А. Гулыга // Литературная учеба. - 1980. - № 4. - С. 145-155.

62. Гуревич, П. Вселенная по имени человек / П. Гуревич // Свободная мысль. - 1991. - № 14. - С. 56-66.

63. Гусейнов, Ч. Этот живой феномен: советская многонациональная литература вчера и сегодня / Ч. Гусейнов. - M.: Сов. писатель, 1988. - 432 с.

64. Гутов, А.М. Народный эпос: традиция и современность / А.М. Гутов. - Нальчик: Изд-во КБИГИ, 2009. - 228 с.

65. Гутов, A.M. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса / А.М. Гутов. - М.: Наука: Восточ. лит.,1993. - 165 с.

66. Далгат, У.Б. Литература и фольклор: теоретические аспекты / У.Б. Далгат. - М.: Сов. писатель, 1981. - 190 с.

67. Дахужева, Н.А. Национальное своеобразие исторического романа в адыгейской прозе: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Дахужева Нуриет Аслановна. - Майкоп, 2000. - 164 с.

68. Демьянков, В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке / В.З. Демьянков // Вопросы филологии. - 2001. - № 1. - С. 35-47.

69. Джусойты, Н. Все начинается с размышления / Н. Джусойты // Вопросы литературы. - 1976. - № 5. - С. 48-77.

70. Джусойты, Н. От сказителя к писателю - путь далекий / Н. Джусойты // Вопросы литературы. - 1971. - № 9.- С. 31-39.

71. Добренко, Е. Социалистический реализм в поисках «исторического прошлого» / Е. Добренко // Вопросы литературы. - 1997. - № 1-2. - С. 26-57.

72. Егорова, Л. Тембот Керашев / Л. Егорова // Литературы народов Северного Кавказа. - Ставрополь: Ставроп. кн. изд-во, 2004. - С. 64-71.

73. Ершов, Л.Ф. Основные тенденции развития современной прозы / Л.Ф. Ершов // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов: межвуз. сб. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. - С. 3-21.

74. Жажиева, Р. С. Природа в формировании художественно-творческих и духовно-философских воззрений Тембота Керашева: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Жажиева Разьет Схатбиевна. - Майкоп, 2009. - 21 с.

75. Жачемукова, Б.М. Художественная специфика жанра исторического романа / Б.М. Жачемукова, Ф.Б. Бешукова // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. - Майкоп, 2011. - Вып. 1 (70). - С. 13-19.

76. Залыгин, С. Интервью у самого себя: статьи / С. Залыгин. - М.: Сов. писатель, 1970. - 240 с.

77. Зелинский, К. Путь к человеку / К. Зелинский // Дружба народов. -1965. - № 4. - С. 244-268.

78. Золотухина, О.Б. Психологизм в литературе: пособие / О.Б. Золотухина. - Гродно: Изд-во ГрГУ, 2009. - 178 с.

79. Иванова, З.Д. Актуальность произведений Тембота Керашева в современном обществе / З.Д. Иванова // Вестник науки АРИГИ им. Т.М.

Керашева. - Майкоп: Изд-во АРИГИ, 2017. - Вып. 13 (37). - С. 55-58.

134

80. Иезуитов, А. Проблема психологизма в эстетике и литературе / А. Иезуитов // Проблемы психологизма в советской литературе. - Л.: Наука, 1970. - С. 39-57.

81. Камбачокова, Р.Х. Адыгский исторический роман / Р.Х. Камбачокова. - Нальчик: Эльбрус, 1999. - 117 с.

82. Камбачокова, Р.Х. Становление и развитие исторического романа в адыгской прозе: формирование историзма художественного мышления и проблемы художественной интерпретации исторической действительности: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Р.Х. Камбачокова. - Нальчик, 1999. - 22 с.

83. Кедрина, З.С. Национально-особенное и всеобщее в методе реалистического искусства / З.С. Кедрина // Национальное и интернациональное в советской литературе. - М.: Наука, 1971.

84. Керашев, Т.М. Абрек / Т. М. Керашев. - Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1959. - 227 с. - [Содерж.: Абрек; Месть табунщика; Дочь шапсугов; Испытание мужества; Урок жизни; Сказание].

85. Керашев, Т.М. Дочь шапсугов // Керашев, Т.М. Абрек / Т.М. Керашев. - Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1959. - С. 103-194.

86. Керашев, Т.М. Одинокий всадник: роман / Т.М. Керашев. -Майкоп: Адыг. отд-ние Краснодар. кн. изд-ва, 1977. - 294 с.

87. Керашев, Т.М. Последний выстрел: повести и рассказы / Т.М. Керашев. - Майкоп: Адыг. отд. кн. изд-ва, 1979. - С. 3-35.

88. Керашев, Т.М. Последний выстрел: повести и рассказы / Т.М. Керашев. - Майкоп: Адыг. отд-ние Краснодар. кн. изд-ва, 1979. - 115 с. -[Содерж.: Последний выстрел; Слово девушки; Молодой бисим; Абадзехский охотник].

89. Кожинов, В.В. Историзм / В.В. Кожинов // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М.: Интелвак, 2003. - Стлб. 321-324.

90. Ковский, В.Е. Литературный процесс 60-70-х годов: динамика развития и проблемы изучения современной советской литературы / В.Е. Ковский. - М.: Наука, 1983. - 336 с.

91. Колобаева, Л. Концепция личности в русской литературе рубежа Х1Х-ХХ вв. / Л. Колобаева. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 336 с.

92. Компанеец, В.В. Художественный психологизм как проблема исследования / В.В. Компанеец // Русская литература. - 1974. - № 1. - С. 4660.

93. Кон, И.С. Национальный характер - миф или реальность? / И.С. Кон // Иностранная литература. - 1968. - № 9. - С. 215-229.

94. Кормилов, С.И. Художественный историзм как теоретическая проблема / С.И. Кормилов // Филологические науки. - 1977. - № 4. - С. 2021.

95. Кочесокова, М.П. О фольклорных традициях в адыгском романе 1960-1980-х годов / М.П. Кочесокова // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - 2014. - № 2. - С. 61 -67.

96. Кошубаев, П. Семь дождливых дней: повесть / П. Кошубаев. - М.: Сов. писатель, 1974. - 96 с.

97. Красных, В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? / В.В. Красных. - М.: Гнозис, 2003. - 375 с.

98. Красовская, С.И. Художественная проза А.П. Платонова: жанры и жанровые процессы / С.И. Красовская. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005. - 392 с.

99. Краснощекова, Е. Нравственный конфликт в современной повести / Е. Краснощекова // Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. - М.: Наука, 1971. - С. 175-199.

100. Куваева, Г.Ш. Эстетическая и этическая роль фольклора в адыгейской прозе (на примере творчества Т. Керашева, А. Евтыха, Х. Ашинова) / Г.Ш. Куваева // Сборник статей по адыгейской литературе и фольклору. - Майкоп, 1975. - С. 124-154.

101. Куваева, Г.Ш. Роман Т. Керашева «Состязание с мечтой» и его место в идейно-творческой эволюции писателя: к проблеме творческой индивидуальности художника / Г.Ш. Куваева // Проблемы творческой индивидуальности писателя в адыгейской литературе. - Ростов н / Дону, 1975. - С. 3-16.

102. Кузнецов, Ф. Еще раз об истории и народности / Ф. Кузнецов // Москва. - 1973. - № 3. - С. 191-203.

103. Кузнецов, М. Горизонт романа // Жанрово-стилевые искания современной советской прозы / М. Кузнецов. - М.: Наука, 1971. - С. 7-42.

104. Кунижев, М.Ш. Мысли об адыгейской литературе / М.Ш. Кунижев. - Майкоп, 1968. - 120 с.

105. Кунижев, М.Ш. Истоки нашей литературы / М.Ш. Кунижев. -Майкоп, 1978. - 100 с.

106. Кунова, М.Д. Язык исторических произведений Т. Керашева: учеб.-метод. пособие к спецкурсу / М.Д. Кунова. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2007. - 80 с.

107. Курашинов, К.Х. Всадники уходят за горизонт / К.Х. Курашинов // Тембот Керашев в критике: сб. ст. - Майкоп: Изд-во МГТУ, 2013. - С. 374381.

108. Лейдерман, Н.Л. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 2 т. Т. 2: 19681990 / Н.Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. - М.: Академия, 2003. - 688 с.

109. Ленобль, Г. История и литература / Г. Ленобль. - М.: Сов. писатель, 1960. - 338 с.

110. Лихачев, Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Д.С. Лихачев // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 74-87.

111. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев // Вопросы языкознания. - 1983. - № 1. - С. 3-9.

112. Лихачев, Д.С. Человек и литература Древней Руси / Д.С. Лихачев. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958.

113. Локтев, Н.Ф. Об эпической тенденции в современном русском рассказе / Н.Ф. Локтев // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов. - Л., 1981. - С. 81-95.

114. Локтев, Н.Ф. «Житийный» рассказ в современной русской новеллистике: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Локтев Николай Федорович. - М., 1981. - 24 с.

115. Ломидзе, Г.И. Единство и многообразие / Г.И. Ломидзе. - М.: Сов. писатель, 1960. - 236 с.

116. Ломидзе, Г.И. Расширение эстетического диапазона / Г.И. Ломидзе // Вопросы литературы. - 1971. - № 9. - С. 16-24.

117. Ломидзе, Г.И. Интернациональное и национальное в советской литературе / Г.И. Ломидзе // Проблемы взаимосвязи и взаимообогащения литературы и искусства народов СССР. - М.: Мысль, 1968. - С. 3-33.

118. Мамий, Р.Г. Вопросы изучения современного адыгейского романа / Р.Г. Мамий // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. - Майкоп, 1977. - Вып. 1. - С. 19-42.

119. Мамий, Р.Г. Вровень с веком. Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы второй половины ХХ века / Р.Г. Мамий. - Майкоп: Качество, 2001. - 340 с.

120. Мамий, Р.Г. Идейно-нравственные основы и жанрово-стилевая эволюция адыгейской прозы второй половины ХХ в.: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.02 / Мамий Руслан Гилимович. - Майкоп, 2002. - 57 с.

121. Мамий, Р.Г. На перекрестке эпох. Идейно-художественные искания адыгейской прозы второй половины ХХ века // Мамий, Р.Г. Вровень с веком: идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы второй половины ХХ века / Р.Г. Мамий. - Майкоп: Качество, 2001. - С. 3-72.

122. Мартазанова, Х.М. Проблема историзма в повести И. Базоркина «Призыв» / Х.М. Мартазанова // Культурная жизнь Юга России. - 2011. - № 1 (39). - С. 60-62.

123. Матыжева, А.К. Новелла и рассказ в адыгейской литературе 20-х -90-х гг. XX века: автореф. дис. ... канд. наук: 10.01.02 / Матыжева Аминет Кущуковна. - Майкоп, 2008. - 21 с.

124. Машбаш, И. Тропы из ночи: роман / И. Машбаш. - М.: Современник, 1973. - 285 с.

125. Машбаш, И. Сто первый перевал: роман / И. Машбаш; авториз. пер. с адыг. Е. Карпова. - Москва: Современник, 1972. - 238 с.

126. Машбаш, И. Оплаканных не ждут / И. Машбаш. - М.: Сов. Россия, 1972. - 208 с.

127. Михельсон, В. История народа в художественных образах / В. Михельсон // Кубань. - 1988. - № 1. - С. 87-90.

128. Мусукаева, А.Х. Северокавказский роман: художественная и этнокультурная типология / А.Х. Мусукаева. - М.: ИМЛИ РАН, 1993. - 191 с.

129. Надъярных, Н.С. Упорство поэтической воли / Н.С. Надъярных // Национальное и интернациональное в советской литературе. - М.: Наука, 1971. - С. 259-288.

130. Николаев, В.А. Историзм в художественном творчестве и в литературоведении / В.А. Николаев. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 368 с.

131. Новиков, В.В. Движение истории - движение литературы / В.В. Новиков. - М.: Сов. писатель, 1979. - 480 с.

132. Новиков, В. Ощущение жанра. Роль рассказа в развитии современной прозы / В. Новиков // Новый мир. - 1987. - № 3. - С. 239-254.

133. Новиченко, Л. Насколько это исторично?.. / Л. Новиченко // Дружба народов. - 1971. - № 1. - С. 221-229.

134. Овчаренко, Ал. Советская художественная проз семидесятых годов / Ал. Овчаренко // Москва. - 1975. - № 2. - С. 202-212.

135. Огнев А.В. Русский советский рассказ 50 -70-х годов, 1978 / А.В. Огнев. - М.: Просвещение, 1978. - 208 с.

136. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов - 28-е изд. -М.: Мир, 2015. - 1375 с.

137. Оклянский, Ю. Наследники: об историзме современной прозы / Ю. Оклянский. - М.: Знание, 1975. - 64 с.

138. Оскоцкий, В.Д. Границы вымысла и пределы документализма / В.Д. Оскоцкий // Вопросы литературы. - 1980. - № 6. - С. 29-58.

139. Оскоцкий, В.Д. Историзм и история / В.Д. Оскоцкий // Дружба народов. - 1971.- № 10. - С. 247-259.

140. Оскоцкий, В.Д. Литературный герой и его национальный характер / В.Д. Оскоцкий // Дружба народов.- 1966. - № 5. - С. 259-273.

141. Оскоцкий, В.Д. Национальная природа художественного образа (статья вторая) / В.Д. Оскоцкий // Проблемы взаимосвязи и взаимообогащения литературы и искусства народов СССР. - М.: Мысль, 1968. - С. 34-97.

142. Оскоцкий, В.Д. Роман и история (Традиции и новаторство советского исторического романа) / В.Д. Оскоцкий. - М.: Худож. лит., 1980.

- 384 с.

143. Оскоцкий, В.Д. Связь времен (Историческая тема в многонациональной прозе наших дней) / В.Д. Оскоцкий. - М.: Знание, 1974.

- 160 с.

144. Павлов, Ю.М. Художественная концепция личности в русской и русскоязычной литературе ХХ века: монография / Ю.М. Павлов. - М.: ИМЛИ РАН, 2003. - 204 с.

145. Панеш, У.М. Адыгейская проза на историческую тему в контексте отечественной литературы 50-х гг. ХХ века / У.М. Панеш, Ш.Е. Ергук // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. - 2019. - Вып. 2 (237). - С. 120-125.

146. Панеш, У.М. Литература изменяющегося мира / У.М. Панеш. -Майкоп: Изд-во МГТУ, 2007. - 278 с.

147. Панеш, У.М. О жанровых и структурно-стилевых особенностях исторической и историко-революционной прозы в адыгейской литературе 6080-х годов ХХ века / У.М. Панеш, М.П. Ахиджакова, Ф.К. Уракова // Вестник

Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. - 2017. - Вып. 2 (197). - С. 157-162.

148. Панеш, У.М. О мастерстве Тембота Керашева / У.М. Панеш. -Майкоп: Адыгейское отделение Краснодар. кн. изд-ва, 1971. - 70 с.

149. Панеш, У.М. Отечественная литература ХХ века как художественно-эстетический феномен / У.М. Панеш // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. - 2009. - Вып. 3. - С. 29-42.

150. Панеш, У.М. Писатель веривший в прогресс: предисловие / У.М. Панеш // Керашев, Т.М. Избранное / Т.М. Керашев. - 2-е изд. - Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2017. - С. 5-12.

151. Панеш, У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур / У.М. Панеш. -Майкоп, 1990. - 279 с.

152. Панеш, У.М. Характеры и конфликты / У.М. Панеш // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. - Майкоп: Изд-во АГУ, 1988. - С. 117131.

153. Паранук, К.Н. Гендерная проблематика романа адыгейского писателя Т. Керашева «Одинокий всадник» / К.Н. Паранук // Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникаций-5: материалы Междунар. науч. конф., Майкоп, 21-22 октября 2016 г. - Майкоп, 2016. - С. 142-148.

154. Паранук, К.Н. Мифопоэтика и художественный образ мира в современном адыгском романе / К.Н. Паранук. - Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2012. - 351 с.

155. Пархоменко, М. Рождение нового эпоса / М. Пархоменко // Вопросы литературы. - 1972. - № 5. - С. 3-28.

156. Пауткин, А.И. Исторический роман 60-70-х годов / А.И. Пауткин // Петров, С.М. Русский советский исторический роман / С.М. Петров. - М.: Современник, 1980. - С. 343-381.

157. Пашуто, В. Писатель и историк: содружество необходимого / В. Пашуто // Литературная Россия. - 1973. - 3 августа.- С. 3.

158. Петров, С.М. Русский советский исторический роман / С.М. Петров. - М.: Современник, 1980. - 413 с.

159. Петров, С.М. Исторический роман в русской литературе / С.М. Петров. - М.: Учпедгиз, 1961. - 224 с.

160. Печенкин, И.П. Принцип историзма и проблема современности исторического романа (к вопросу о процессе освоения советским литературоведением категории современности романа) / И.П. Печенкин // Проблемы историзма советской литературы: сб. науч. тр. - Курск, 1984. - С. 3-24.

161. Приймакова, Н.А. Жанрово-стилевое богатство современного адыгского романа об историческом прошлом (поэтика сюжета) / Н.А. Приймакова. - Майкоп: Изд-во МГТИ, 2003. - 115 с.

162. Приймакова, Н.А. Сюжет как важнейший элемент адыгского исторического романа / Н.А. Приймакова. - Майкоп: Изд-во МГТУ, 2001. -53 с.

163. Пшизова, А.К. Жанрово-стилевые особенности новелл Т. Керашева / А.К. Пшизова. - Майкоп: Изд-во МГТУ, 2004. - 39 с.

164. Пшизова, А.К. Художественный конфликт как жанро- и стилеобразующий фактор в новеллах Т. Керашева: автор. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Пшизова Асъят Каральбиевна. - Майкоп, 2005. - 22 с.

165. Рекемчук, А. Да не оскудеет... / А. Рекемчук // Вопросы литературы. - 1969. - № 7. - С. 90-93.

166. Сиюхов, С.Н. Особенности формирования прозы на «современную» тему в адыгейской литературе 60 - 80-х гг. и художественное своеобразие дилогии А. Евтыха «Улица во всю ее длину», «Двери открыты настежь»: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Сиюхов Султан Нурбиевич. - Майкоп, 2016. - 26 с.

167. Смирнов, Б.А. Проблемы историзма в литературе ХХ века / Б.А. Смирнов. - Л.: Знание, 1974. - 40 с.

168. Султанов, К.К. Динамика жанра (Особенное и общее в опыте современного романа) / К.К. Султанов. - М.: Наука, 1989. - 153 с.

169. Султанов, К.К. От схемы к характеру: заметки о прозе Северного Кавказа / К.К. Султанов // Дружба народов. - 1980. - № 1. - С. 228-240.

170. Султанов, К.К. Пробиваясь к заветному смыслу / К.К. Султанов // Литературная Россия. - 1988. - 15 июня. - С. 9-11.

171. Султанов, К.К. Структура характера и принципы его художественного познания / К.К. Султанов // Концепция личности в литературе развитого социализма: сб. ст. / отв. ред. С.М. Хитрова, А.П. Григорян. - М.; Ереван, 1980. - С. 346-359.

172. Суровцев, Ю.В. Единство в развитии. О стилевых течениях и «национальных стилях» в советской многонациональной литературе / Ю.В. Суровцев // Знамя. - 1972. - № 6. - С. 227-239.

173. Суровцев, Ю.В. Советская литература / Ю.В. Суровцев // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. - М.: Сов. энцикл., 1971. - Т. 6. - Стлб. 996-1025.

174. Суровцев, Ю.В. Люди и время / Ю.В. Суровцев // Новый мир. -1984. - № 9. - С. 230-242.

175. Сучков, Б. Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе // Сучков, Б. Собрание соч.: в 3 т. Т. 1. - М.: Худож. лит., 1984. - С. 7-453.

176. Схаляхо, А.А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы / А.А. Схаляхо. - Майкоп: Адыг. отд. Краснодар. кн. изд-ва, 1988. - 288 с.

177. Схаляхо, А.А. На пути к синтезу/ А.А. Схаляхо. - Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2017. - 496 с.

178. Тимофеева, В.В. Пути художественного исследования личности / В.В. Тимофеева. - Ленинград: Наука, 1975. - 191 с.

179. Тлепцерше, Х. Критерий - взыскательность. Проблемы адыгейского романа и повести / Х. Тлепцерше. - Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2008. - 448 с.

180. Тлепцерше, Х. На пути к зрелости. Адыгейская повесть: традиции и новаторство / Х. Тлепцерше. - Краснодар: Краснодарское кн. изд-во, 1991. - 176 с.

181. Тлепцерше, Х. Разговор о вечном. Исхак Машбаш: творчество, личность / Х. Тлепцерше. - М.: Сов. писатель, 2003. - 576 с.

182. Толстой, А.Н. Полн. собр. соч.: в 15 т. Т. 13: Война и мир: Черновые редакции и варианты / А.Н. Толстой. - М.: Гослитиздат, 1951.

183. Трифонов, Ю. Современность - сплав истории и будущего / Ю. Трифонов // Литературная газета. - 1974. - 19 июня. - С. 6.

184. Тугов, В.Б. Формирование исторического романа (на материале северо-кавказских литератур / В.Б. Тугов // Традиции и современность. Метод и жанр. - Черкесск, 1986. - С. 18-44.

185. Туркова, А.А. Малая проза Т.М. Керашева в контексте традиций мировой и отечественной новеллистики и адыгского фольклора / А.А. Туркова. - Майкоп: Изд-во МГТУ, 2011. - 160 с.

186. Туркова, А.А. Фольклор в новеллистическом сюжете Тембота Керашева (традиционное и новаторское) / А.А. Туркова // Тембот Керашев -в критике: сб. ст. - Майкоп, 2013. - С. 269-291.

187. Тхагазитов, Ю.М. Адыгский роман: национально-эпическая традиция и современность / Ю.М. Тхагазитов. - Нальчик: Эльбрус, 1987. -110 с.

188. Тхагазитов, Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов (опыт теоретической истории: эпос, литература, роман) / Ю.М. Тхагазитов. -Нальчик: Эльбрус, 2006. - 279 с.

189. Тынянов, Ю. Проникнуть в самый характер документа / Ю. Тынянов // Литературная газета. - 1974. - 9 октября.

190. Удовенко, Н. Заметки о произведениях Тембота Керашева / Н. Удовенко // Дружба. - 1957. - № 7. - С. 277-284.

191. Филатова, А.Н. Современный советский исторический роман. Вопросы классификации / А.Н. Филатова // Русская литература. - 1977. - № 4. - С. 181-193.

192. Хайлов, А. Грани рассказа / А. Хайлов // Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. - М.: Наука, 1971. - С. 200-231.

193. Ханаху, Р.А. Морально-этический феномен адыгагъэ - основа народной культуры / Р.А. Ханаху // Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности). - Майкоп: Адыгея, 1992.

194. Хапсироков, Х.Х. Пути развития адыгских литератур / Х.Х. Хапсироков. - Черкесск: Карачаево-Черкесское отд-ние Ставроп. кн. изд-ва, 1968. - 118 с.

195. Хачемизова, М.Н. Истоки национального характера и его эволюция в произведениях Тембота Керашева / М.Н. Хачемизова // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. - Майкоп, 1991. - Вып. 8. -С. 22-37.

196. Хачемизова, М.Н. Художественный мир Тембота Керашева (художественно-эстетический аспект) / М.Н. Хачемизова. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2005. - 276 с.

197. Хачемизова, М.Н. Особенности реалистического стиля Тембота Керашева в изображении человека / М.Н. Хачемизова // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. - Майкоп, 1990. - Вып. VII. - С. 40-66.

198. Хачемизова, М.Н. Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгских литератур: проблемы исторической поэтики: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.02 / Хачемизова Мира Нуховна. -Нальчик, 2005. - 50 с.

199. Храпченко, М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы / М.Б. Храпченко. - М.: Сов. писатель, 1972. - 392 с.

200. Храпченко, М.Б. Художественное творчество. Действительность. Человек / М.Б. Храпченко. - М.: Сов. писатель, 1982. - 416 с.

201. Хуако, С.А. Нравственно-эстетическая проблематика и художественные искания адыгейской прозы 60-70-х годов: на материале творчества Т. Керашева, А. Евтыха, Х. Ашинова: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Хуако Светлана Асланбечевна. - Майкоп, 1996. - 19 с.

202. Хуако, С.А. Отражение нравственно-эстетических традиций народа в творчестве Тембота Керашева / С.А. Хуако // Проблемы адыгейской литературы и фольклора / АРИГИ. - Майкоп: Меоты, 1995. - Вып. 9. - С. 247-271.

203. Хуако, Ф.Н. Основоположник «слова» - в печати и «историзма» -в прозе / Ф.Н. Хуако // Тембот Керашев - в критике: сб. ст. - Майкоп: Изд-во МГТУ, 2013. - С. 292-305.

204. Чамоков, Т.Н. В ритме эпохи / Т.Н. Чамоков. - Нальчик: Эльбрус, 1986. - 184 с.

205. Чамоков, Т.Н. Мудрость предания и мужество мастера (О прозе Тембота Керашева) // Чамоков, Т.Н. Смена эпох и достоинство слова: избранные литературно-критические труды / Т.Н. Чамоков. - Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2012. - С. 300-338.

206. Чамоков, Т.Н. Проблемы развития адыгейской прозы // Чамоков, Т.Н. Смена эпох и достоинство слова: избранные литературно-критические труды / Т.Н. Чамоков. - Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2012. - С. 398-411.

207. Чамоков, Т.Н. Тембот Керашев и фольклор адыгов [Электронный ресурс] / Т.Н. Чамоков, М.Н. Хачемизова. - Режим доступа: https: //cyberleninka.rU/article/n/ 1ешЬо1-кега8Ьеу-ь:Го1к1ог-аёу§оу

208. Чамоков, Т.Н. Уроки Тембота Керашева // Чамоков, Т.Н. Смена эпох и достоинство слова: избранные литературно-критические труды / Т.Н. Чамоков. - Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2012. - С. 453-459.

209. Чмыхов, Л.М. О жанровой специфике советского исторического романа / Л.М. Чмыхов // Проблемы историзма советской литературы: сб. науч. тр. - Курск, 1984. - С. 24-37.

210. Чучвага, Л.М. Факты, документы и художественный вымысел в современной адыгской литературе / Л.М. Чучвага // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. - Майкоп: Адыгоблполиграфобъединение, 1985. -Вып. 5. - С. 43-59.

211. Шабанова, Е.М. Тембот Керашев и устно-поэтическая культура адыгейского народа / Е.М. Шабанова // Ученые записки Адыгейского

государственного педагогического института. - Майкоп, 1957. - Т. 1. - С. 165-180.

212. Шабанова, Е.М. Тембот Керашев. Критико-биографический очерк / Е.М. Шабанова. - Майкоп: Адыг. кн. изд-во,1959. - 144 с.

213. Шаззо, К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах / К.Г. Шаззо. - Тбилиси: Мецниереба, 1978. - 238 с.

214. Шаззо, К.Г. ХХ век: эпоха и человек: размышления об отечественной литературе двадцатого столетия / К.Г. Шаззо. - Майкоп: Адыгея, 2006. - 806 с.

215. Шибинская, Е.П. Тембот Керашев / Е.П. Шибинская, У.М. Панеш // Вопросы истории адыгейской советской литературы: в 2 кн. Кн. 2. -Майкоп, 1980. - С. 15-36.

216. Шибинская, Е.П. Традиции Т. Керашева и современный адыгейский роман / Е.П. Шибинская // История адыгейской литературы: в 3 т. Т. 2. - Майкоп: Изд-во АРИГИ, 2002. - С. 76-104.

217. Шиков, К.М. Гуманистическая основа рассказа Т. Керашева «Месть табунщика» / К.М. Шиков // Первая научная конференция молодых ученых Адыгеи: доклады и сообщения. Ч. I. - Майкоп, 1970. - С. 139-145.

218. Шубин, Э.А. Современный русский рассказ: вопросы поэтики жанра / Э.А. Шубин; АН СССР, Ин-т рус. литературы (Пушкинский дом). -Л.: Наука, 1974 - 182 с.

219. Шундик, Н. Образ нашего современника в прозе Северного Кавказа / Н. Шундик // Дон. - 1977. - № 5. - С. 164-176.

220. Щедрина, Н.М. Русская историческая проза в литературе последней трети XX века: учеб. пособие / Н.М. Щедрина. - Уфа, 1997. - 131 с.

221. Щербина, В.Р. Наш современник. Концепция человека в литературе XX века / В.Р. Щербина. - М.: Сов. писатель, 1964. - 572 с.

222. Щербина, В. О природе литературных закономерностей / В. Щербина // Вопросы литературы .- 1966. - № 1. - С. 94-106.

223. Шкловский, Евг. По верхнему слою. : заметки о конфликте и герое в журнальной прозе / Евг. Шкловский // Литературное обозрение. -1985. - № 7. - С. 27-33.

224. Яхутль, Ю.А. Новая художественная модель адыгского просветительства и отражение ее особенностей в творчестве Т. Керашева и А. Евтыха: теоретико-литературный анализ: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Яхутль Юлия Арамбиевна. - Махачкала, 2015.- 152 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.