Концепция маргинальности как теоретический инструмент анализа современного студенчества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Матвеева, Елена Юрьевна

  • Матвеева, Елена Юрьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, АрхангельскАрхангельск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 202
Матвеева, Елена Юрьевна. Концепция маргинальности как теоретический инструмент анализа современного студенчества: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Архангельск. 2006. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Матвеева, Елена Юрьевна

Введение3

Глава 1. Общее и бенное в концепциях маргинальное™ в зарубежных и отечвенныхциально-гуманитарных науках

1.1. Америкаая традиция в разработке концепции маргинальное™ 13

1.2. Западноевропеая традиция в разработке концепции маргинальное™23

1.3. Становление отечвенной традиции в изучении маргинальни38

Глава 2. Концепция маргинальности как методологический принцип анализа социальных явлений

2.1. Сущность и содержание основных категорий маргиналистики: «маргинальность», маргинальныйат, «маргинальнаятуация»56

2.2.Эвристические возможности концепции маргинальности при анализе студенчва73

2.3. овные характерикиуденчва как маргинальногообщва92

Глава 3. Особенности проявления маргинальности в социально-политической деятельности студенчества.c.l

3.1. Студенчество как объект политического и идеологического влияния: особенности социально-политического движения студентов.c.l 11

3.2. Молодежнаябкультура и учиеуденчва в неформальных организациях 127

3.3. бенни молодежногоуденчого лидева. Ценнные ориентацииудентов-лидеров 140

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция маргинальности как теоретический инструмент анализа современного студенчества»

Актуальность темы исследования.

Культурно-исторические реалии и социально-экономическое состояние российского общества начала XXI века, необходимость формирования и проведения целенаправленной государственной молодежной политики определяют актуальность теоретико-методологического анализа студенческого сообщества, занимающего особое положение в структуре социума и играющего активную роль в социально-политических процессах.

Особенно актуальными становятся исследования сущностных характеристик студенчества как особого маргинального слоя с восходящей мобильностью, с одной стороны - в условиях информационного общества и развития высоких технологий, а с другой - в свете революционных событий, происходящих в Европе и бывших странах СНГ, где студенчество становится основной движущей силой политических и социальных изменений.

В этой связи следует изучать влияние различных идеологических систем на формирование мировоззрения молодого поколения, выявлять механизмы работы и степень воздействия современных политических технологий, делающих ставку в развитии революционной ситуации на молодежь. Анализируя роль студенчества с позиции маргинальное™ в формировании и развитии государственных систем, истоки и характеристики, идеологическую платформу молодежных нонконформистских объединений, ценностных ориентаций студенческой молодежи, как наиболее социально активной, возможно предложить социально-философский портрет общества будущего.

В современных условиях представляется весьма перспективным использовать концепцию маргинальное™ в качестве методологического принципа исследования социальных явлений вообще и студенчества в частности.

Особенно значимой становится проблема исследования социально-философских, аксиологических оснований молодежного лидерства в общественно-политических и неформальных организациях, а также на уровне вуза и структурированной студенческой группы. В нашем исследовании мы обращаемся к анализу ценностных ориентаций лидеров студенческой молодежи на примере ПГУ имени М.В. Ломоносова.

Степень разработанности проблемы.

Концепция маргинальное™ в качестве теоретического инструмента анализа социальных явлений вообще, молодежи и студенчества в частности, мало изучена. При исследовании этой темы мы пользовались двумя основными группами источников.

Первая из них связана с различными аспектами концепции маргинальности и представлена работами ряда американских (Р.Парк, Э.Стоунквист, Е.Хьюз, Т.Шибутани и др.), западноевропейских (А.Фарж, Ж.Леви-Стренже, К.Рабан) и российских (Е.Рашковский, Е.Стариков, Б.Н.Шапталов, В.А.Шапинский, Н.О.Навжданов, А.И.Атоян, И.Прибыткова, С.Ф.Краснодемская, И. П, Попова, Н.А.Шульга, Л.А.Налчаджян и др.) авторов. Так, В.Тэрнер1 и М.Элиаде акцентируют внимание в своих работах на социальную, эвристическую и онтологическую ценность маргинальности.

На становление маргиналистики оказали влияние некоторые направления современной философии, прежде всего прагматизм (Ч.Пирс, У.Джемс, Дж.Дьюи, Дж.Г.Мид, С.Хук), марксизм (главным образом К.Маркс), экзистенциализм (А.Камю, Ж-П.Сартр, М.Хайдеггер, Г.Марсель, М.Бубер, особенно КЛсперс), структурализм, постструктурализм и постмодернизм (К.Леви-Строс, М.Фуко, Деррида, ЖЛакан, Р.Барт, Л.Альтюсер, Ж.-Ф. Лиотар, Ж.Делез, Ф.Гваттари, Ю.Кристева). Особое место занимают труды теоретиков «новых левых» (Г.Маркузе и др.), оказавшие влияние не только на формирование концепции маргинальности в европейских странах, но и на студенческое движение 60-70-х годов XX века.

В последнее время появились обобщающие работы по маргинальности (Б.Манчини, К.А.Феофанов, З.Х.Сергеева и др.), наиболее фундаментальной из которых стала коллективная монография «Маргинальность в современной России» (2000), авторы которой Е.С.Балабанова, М.Г.Бурлуцкая, А.Н.Демин, А.В.Качкин, И.А.Климов, Л.Е.Петрова, И.П.Попова представили материалы по истории и

1 В.Тэрнер вводит понятие «лиминальности» (переходности, пороговости) при анализе ритуалов перехода (термин, введенный Ван Геннепом) - обрядов, сопровождающих перемену места, состояния, социального положения и статуса. современному состоянию концепции маргинальное™, а также некоторые результаты ее применения к анализу современного российского общества.

Вторая группа источников обращена к проблеме студенчества как сложному социальному феномену. Впервые интерес к студенчеству проявился в конце XIX -начале XX века в таких отраслях научного знания, как статистика, экономика, право и связан с именами А.Н.Анциферова, С.И.Бирона, Н.А.Каблукова, Н.А.Карышева, А.А.Кауфмана, В.Ф.Левитского, Д.П.Никольского, Н.А.Рыбникова, М.Н.Соболева, С.Н.Трубецкого, А.Ф.Фортунатова.

Среди зарубежных авторов, интересующихся проблемами студенческой молодежи, следует назвать О.Галланда, Х.Каплана, КЛоренца, Р.Лью, М.Мида, М.Нобеля, Т.Парсонса, Г.Трейндиса, Ф.Хеера, а также авторов сборников «Молодежная культура в позднем модернизме (под ред. Дж.Фомас, Г.Болин, 1995) и «Молодежь в меняющемся мире» (Оксфорд, 2000)2.

К студенческому вопросу в своих работах обращались В.И.Ленин, А.ВЛуначарский, Н.К.Крупская, А.М.Коллонтай, НЛ.Мещеряков и другие теоретики болыливистской и коммунистической партай. Студенческую молодежь советского времени с социологической точки зрения изучали Ю.Р.Вишневский, А.С.Власенко, А.В.Дмитриев, Т.ВИщенко, Ю.С.Колесникова, А.А.Козлов, Б.Г.Рубин, Л.Я.Рубина, М.Н.Руткевич, А.Н.Семашко, Э.А.Саар, М.Х.Титма, В.Н.Шубкин, Г.А.Чередниченко, Ф.Р.Филиппов и др.

Современные исследователи в рамках педагогики высшей школы рассматривают широкий круг проблем, связанных с модернизацией образования: взаимоотношения студента и преподавателя (М.Ковалева, О.Новоселов, В.Айнштейн и др.) организацией самостоятельной работы студентов (Г.Никитина, В.Рожаненко, Е.Андросюк, С.Леденев, А.Логинова, В.Майзель, С.Москвичев и др.), научным студенческим творчеством (О.Абдулина, В.Балашов, В.Румянцев, Е.Селифанова и др.), воспитательной работой в вузе (М.Немировский, Л.Новикова, Ю.Черных,

2 Неег F. Challenge of youth. The University of Alabama press. - Alabama: The University of Alabama press, 1974. - 220 p.; Feuer L.S. The Conflict of Generations. The Character and Significanse of Student Movement. N.-Y., 1969. - 300p.; Kaplan.H.B. Role stress and aggression among young adults: The moderating influences of gender and adolescent aggression // Social psychology quart. - Wash., 2004. -Vol.67, N 1. - p.88-102.; Lorenz K. The Enmity between Generations and its Probable Ethological Causses // The Psychoanalytic Review. - 1970. - Vol.57. - N 3. - P.338-339.; Unification and marginalisation of young people / Youth research programme 2000, the Finn, youth research soc., 1998. - 256р. и др.

А.Бартоломей и др.) и др. Одной из последних модных тем стал Болонский процесс, роль и место студенчества в нем.

Повышенный интерес к различным аспектам жизнедеятельности молодежи проявляют социологи В.М.Хомяков, Н.Г.Полупан, И.В.Васенина, В.В.Затеев, Н.А.Абузарова, В.Т. Лисовский, Л.И.Найденова, Т.Э.Петрова, О.Б.Цыпина, Р.В.Картушов, Л.В.Абдрахманова, С.А.Потапова и др., изучающие: 1) признаки студенчества как неотъемлемой составляющей молодежи, части общественной группы (в т.ч. в системе вуза); 2) статус студенчества; 3) разрабатывающие типологии студенчества.

Историков интересует процесс генезиса вышей школы в Европе и России, пути формирования студенчества. Так в монографии «Миссия университетов в европейской культуре» (1994) ее авторы И.В.Захаров и Е.С.Ляхович анализируют исторические, социально-экономические и политические условия, духовную атмосферу, в которых возникло уникальное явление европейской культуры -университет. А в работе «Студенчество России конца XIX - начала XX века: социально-историческая судьба» (1999) А.Е. Иванов рассматривает проблему элитарности университетского образования дореволюционной России и маргинальное™ студенчества.

В рамках социальной психологии разрабатываются вопросы познавательной активности и формирования личности студента; личностных качеств будущих специалистов и мотивации к учебной и трудовой деятельности; межличностных взаимоотношений в студенческом коллективе и студенческого лидерства и др. Проблемам формирования здорового образа жизни современного университетского студенчества посвятили свою монографию В.А Медик и А.М. Осипов (2003).

Философских работ, посвященных проблемам студенчества крайне мало. Особо можно выделить три из них. Первая - докторская диссертация В.В.Павловского на тему «Социально-философские основания исследования молодежи» (1999), целью которого стало определение общефилософских и социально-философских оснований целостного изучения молодежи с позиций материалистического понимания истории, а также разработка теоретических основ и исследовательской программы ювенологии как целостной (общей) науки о молодежи.

Вторая - статья О.М. Марковой «Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов» (2003), где в русле философии образования она рассматривает сущностные характеристики студенчества, выделяя маргинальность всех сторон его бытия, особую субкультуру, относительную независимость социальной психологии и поведения, доминантное влияние половозрастного фактора.

Третья - монография J1.B. Шабанова «Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность» (2005)-выполнена на стыке социальной философии и социальной психологии и представляет особый интерес для нашего исследования. Здесь выявлены, изучены и описаны социально-психологические характеристики, которыми определяются молодежные нонконформистские объединения (МНКО) и которые позволяют идентифицировать их как маргинальные образования в обществе.

В рамках междисциплинарного подхода выделяются следующие проблемы, интересующие современных исследователей: социализация и идентификация (самоидентификация) молодежи (С.В. Григорьев, В.А. Горнов, Р. Дарендорф, Н.В. Дмитриева, Л.Г. Ионин, Г.И. Марасанов, ЕЛО. Мещерина, Н.Н. Моисеев и др.); феномен деидентификации личности, который рассматривается через игровое пространство, социально-политические статусы и роли, кросскулыурные факторы (P.M. Масагутов, О.В. Горохова, В.П. Калужина, Н.И. Мироновская, Т.К. Савельева, Е.В. Руденский, И. Сигов, Е.Г. Слуцкий, НЛО. Турчина и многие др.); принцип толерантности в молодежной среде (А.Г.Асмолов, Л.В.Шабанов и др.); проблемы индивидуализма и коллективизма и многие другие.

Кроме того, мы обращались к работам российских (М.Ю. Ананченко, В.Ф. Ануфриева, Г.К. Ашин, Н.И. Бирюкова, В.В.Бовичева, В.И. Власов, И.П. Волков, Н.В. Голубева, Б.И. Кретов, Р.Л. Кричевский, Е.В. Кудряшова, Б.Д. Парыгин, М.Ю. Федорова и др.) и зарубежных исследователей (К.Аргирис, Б.Басс, А.Бавелас, М.Белбин, Дж.Бернс, С.Джибб, М.Макколл, Л.Понди, Р.Стогдилл, Р.Танненбаум, Ф.Фидлер, Э.Холландер, Дж.Хэмфилл, С.Янг и др.), изучающих проблемы лидерства вообще, молодежного и студенческого в частности, а также к исследованиям проблем ценнстей и ценностных ориентаций, представленных в публикациях А.В.Андреенковой, Х.М.Асоева, А.Г.Трофимчука, А.В.Иванова, В.В.Миронова,

Л.М.Кокина, Е.С.Мальцева, Д.А.Прокудиной, В.А. Ядова, Р.Гринлифа, К.Ходжкинсона, Г.Фейрхольма, Т. и С. Кучмарских, Э.Гидденса и др.

На наш взгляд, среди публикаций, посвященных изучению молодежного лидерства и лидеров, можно выявить лишь небольшое количество статей, обладающих достаточной методологической базой и претендующих на научное обоснование выводов и заключений. В связи с этим, возникает острая необходимость философского осмысления молодежного (студенческого) лидерства, разработки типологии студенческих лидеров в силу специфики данной социальной группы, анализа смыслов, вкладываемых студентами в понимание тех или иных личностных ценностей.

Вместе с тем эвристические возможности концепции маргинальности при анализе студенчества, как специфической социальной группы, особенности проявления маргинальных черт студенчества в различных социально-политических условиях, исследованы недостаточно и тоже требуют философского осмысления и методологического анализа особенно в настоящее время, когда студенчество становится объектом влияния и манипулирования со стороны как официальных институтов, так и разного рода политических партий, общественных движений, религиозных организаций.

Целью данной работы является социально-философский анализ концепции маргинальности как теоретического инструмента исследования современного студенчества.

В этой связи мы ставим перед собой следующие задачи:

1. показать общее и особенное в основных подходах к формированию концепции маргинальности в зарубежных и отечественных социально-гуманитарных науках;

2. рассмотреть генезис маргиналистики, определить содержание таких понятий, как: «маргинальность», «маргинальный статус», «маргинальная ситуация»;

3. выявить эвристические возможности концепции маргинальности при анализе студенчества;

4. выделить основные характеристики студенчества как маргинального сообщества;

5. проанализировать особенности проявления маргинальности на различных этапах социально-политического движения студентов;

6. исследовать особенности молодежной субкультуры как проявления «вынужденной маргинальности» и участия студентов в неформальных молодежных организациях;

7. рассмотреть особенности молодежного студенческого лидерства и ценностные ориентации студентов - лидеров.

Объектами исследования являются два социокультурных феномена: «маргинальность» и «студенчество».

Предметом исследования. являются различные формы проявления маргинальности в студенческой среде.

Методологические основы исследования.

Студенчество как маргинальное сообщество является сложным социокультурным образованием, которое находится в процессе постоянного развития, становления и изменения, поэтому изучение данного феномена «требует» междисциплинарного (интегрального) подхода. Решение задач исследования обеспечивается также использованием следующих вспомогательных методов:

- структурно-философский анализ понятий «маргинальность», «студенчество», «лидерство», «ценностные ориентации» и др., позволяющий выделить логическую и контекстуальную нагрузку каждого понятия, их структуру и логическую взаимосвязь;

- исторический и философско-исторический анализ, позволяющий проследить логику генезиса исследуемых социальных явлений, развития их социальной роли на объективно-событийном и мировоззренческом уровне;

- метод компаративного анализа концепций маргинальности, культурно-исторической интерпретации текстов в области социальной философии, позволяющий выявить общее и особенное в различных точках зрения;

- метод герменевтического анализа источников, позволяющий сравнить концепции маргинальности зарубежных, советских и российских исследователей; выявить роль студенчества в развитии революционных событий.

Теоретической базой данного исследования явились работы российских и зарубежных философов, социологов, политологов. Материалы российских и региональных социологических исследований, в том числе проведенные с участием автора стали эмпирической базой исследования.

Научная новизна исследования заключается в выборе направления и постановке самой проблемы исследования, состоящей в социально-философском анализе, обобщении и систематизации концепций маргинальное™ с целью выявления ее эвристических возможностей в изучении студенчества. В рамках этого исследования:

- дан последовательный анализ взглядов американских (Р.Парк, Э.Стоунквист, Е.Хьюз, Т.Шибутани и др.), европейских (А.Фарж, Ж.Леви-Стренже, К.Рабан и др.) и российских (Е.Рашковский, Е.Стариков, Б.Н.Шапталов, В.А.Шапинский, Н.О.Навжданов, А.И.Атоян, И.Прибыткова, С.Ф.Краснодемская, И.П.Попова и др.) исследователей по проблемам маргинальное™, определены их философско-методологические основания;

- уточнены базовые понятия маргиналистики, используемые в данной работе: «маргинальность», «маргинальный статус», «маргинальная ситуация»; выявлено, что маргинальность имеет временный характер и как динамически развивающаяся ситуация, связана с перемещением индивида между социальными статусами (основной характеристикой этой ситуации становится нормативная и ценностная неопределенность, связанная с изменением позиции в социальном пространстве);

- выявлены основные характеристики студенчества как маргинального сообщества, а также их проявление как на различных этапах становления международного студенческого движения (включая «бархатные революции» рубежа XX-XXI вв.), так и в деятельности неформальных молодежных объединений;

- предложена авторская типология студенческого лидерства;

- проведен социально-философский анализ ценностных ориентаций студентов-лидеров, которые по существу отражают смысложизненные ориентиры студенчества в целом.

Обращение к эмпирическому опыту позволило выявить иерархию ценностей студентов - лидеров, проанализировать смысл, вкладываемый студентами в понимание собственных ценностей, соотнести полученные данные с некоторыми выводами исследователей современного студенчества.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическое значение работы определяется тем, что она является специальным исследованием, посвященным изучению маргинальности в студенческой среде, расширяет имеющиеся научные представления относительно методологических возможностей концепции маргинальности, позволяет по-новому взглянуть на проблему самореализации студенческой молодежи в общественно-политической деятельности и неформальных организациях, на систему ценностных ориентации современной учащейся молодежи, в том числе молодежных студенческих лидеров.

Материалы исследования могут быть использованы при разработке и чтении курсов по истории философии, социальной философии, философии педагогики, а также при разработке спецкурсов по проблемам студенческой молодежи в рамках политологии, социологии, социально работы и ювенологии; при подготовке методических рекомендаций для специалистов по работе со студенческой молодежью, определении содержания и направлений воспитательной работы со студентами.

Апробация исследования

Основные положения работы изложены в научных публикациях автора, а также были представлены в выступлениях на ряде конференций, в частности, на V международных педагогических чтениях «Формирование профессиональной культуры будущего специалиста» (Архангельск, 2003), международной конференции «Формирование биоразнообразия в высоких широтах Евразии в условиях меняющегося климата» (секция «Социально-экономические проблемы природопользования и экология культуры») (Архангельск, 2003), на межрегиональной научно-практической конференции в рамках Совещания руководителей образования Северо-Западного федерального округа (Архангельск, 2004), на круглом столе «Молодежь в глобализирующемся мире» IV Российского философского конгресса «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005г.). Идеи, разрабатываемые в диссертации, были использованы при организации школы актива «Лидер ПГУ» (2004, 2005гг.), проведении анкетирования, собеседований и опросов студентов - лидеров в Поморском университете (декабрь 2005г., апрель 2006г.).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав (по три параграфа в каждой), заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Матвеева, Елена Юрьевна

Выводы по III главе.

В III главе диссертационного исследования мы постарались на конкретных примерах показать особенности проявления маргинальности в студенческой среде. Для чего рассмотрели студенчество как объект идеологического влияния и особенности социально-политической активности студентов; рассмотрели классификацию неформальных молодежных организаций, в которых участвуют студенты; выявили специфические черты молодежного студенческого лидерства, предложив его типологию и исследовали ценностные ориентации студентов-лидеров (результат проведенного нами в 2005 году эмпирического исследования).

Студенчество является одним из самых активных социальных слоев, переживающих маргинальное состояние, поэтому оно всегда становилось объектом влияния различных политических сил и идеологических систем (особенно в тоталитарных государствах).

На рубеже XIX - XX веков на роль молодёжи в революционных событиях обратили внимание некоторые теоретики, главным образом социалисты. В 60-е годы прошлого столетия Европейские идеологи «новых левых» заговорили о том, что пролетариат постепенно утрачивает роль главной революционной силы и на его место приходит молодёжь. Эти теоретические выкладки вскоре были подтверждены самой жизнью: по данным исследования 1971 года, в США среди «новых левых» молодые люди до 21 года составляли 51%, остальные также были моложе 30 лет. В современной России социально-политические молодёжные структуры, как правило, создаются при поддержке уже существующих партий и объединений («старших товарищей»).

Студенчество - лакмусовая бумажка общественных настроений. В сознании молодого человека, не нашедшего собственного места в мире, обострены чувства и эмоции. Любая «несправедливая» реформа вызывает обостренное чувство обиды, несправедливости, что может быть использовано грамотными политгехнологами для активизации массовых студенческих выступлений, как это было в университетских во время «бархатных революций» в странах Восточной Европы, Грузии и на Украины.

Молодежь самореализуется не только в социально-политическом движении, но и в разного рода неформальных организациях, формируя свою специфическую субкультуру.

Студенчество является убеждаемой группой, которая в силу нестабильного социального статуса и положения в обществе вообще восприимчива и открыта к присвоению различных ценностей. Студенты в большей степени подвержены метафизическому проявлению ценностей - принципам, построенным на сознании и интуиции и пробуждающим волю. Преобладание такого проявления ценностей помогает студенту сориентироваться и принять решение в кризисной ситуации. Студент ориентирован на достижение успеха в своей деятельности внутри группы, поэтому следует групповым убеждениям, стремясь достигнуть результата путем консенсуса в ходе принятия решения.

Появляются новые запросы практики в исследовании студенческого лидерства и ценностных ориентации студентов - лидеров в условиях трансформационного общества. Принимая во внимание изменение социального контекста, лидер находится в состоянии конфликта ценностей и навязываемых стандартов. Современная философия, педагогика, психология призваны осмыслить теорию и практику и предложить теоретические основания ценностных идеалов общества настоящего и современной личности, ведущих к позитивному развитию общества. Современная система образования должна способствовать формированию и развитию лидерского габитуса через создание условий для его появления и развития. Задачей философа становится стремление изучить и донести проблемы нравственности, сформулированные этические и эстетические принципы, стать проповедником определенных ценностных ориентаций в современном обществе, то есть выполнить назидательную регулятивную функцию философской науки.

В современных условиях необходимо выделять характеристики лидеров в студенческой среде от общих черт лидерства. Молодежное лидерство в студенческой среде носит особый характер: временность образования группы, четкая установка членов социальной группы на получение высшего образования, неравномерность проявления активности, связанная с организацией учебного процесса и т.д.

Необходимым этапом социального развития личности является маргинальность. Студенческие годы - идеальная среда для переживания и инициации ребенка во взрослого человека. Молодежь, не прошедшая этот этап по какой-либо причине (не поступившая в вузы или ссузы, рано вступившая в брак или пришедшая на предприятия сразу после школы и т.п.), не имеет возможности выбора собственного пути развития, и поэтому присваивает заготовленные общественные ценностные шаблоны и ориентиры, что является, на наш взгляд, одной из очевидных причин социальной пассивности таких категорий молодых людей.

Маргинальность есть в любом обществе. Главная задача общества -регулировать тенденции ее развития, направленности. Регулятором маргинального поведения может служить ценностная ориентация личности, внимательное отношение к интересам студентов, направление их развитие и помощь в трудной ситуации.

Заключение.

В нашем диссертационном исследовании мы предприняли попытку социально-философского анализа концепции маргинальности как теоретического инструмента исследования современного студенчества. В этой связи мы постарались показать общее и особенное в основных подходах к формированию концепции маргинальности в зарубежных и отечественных социально-гуманитарных науках; рассмотреть генезис маргиналистики, определить содержание таких понятий, как: «маргинальность», «маргинальный статус», «маргинальная ситуация»; выявить эвристические возможности концепции маргинальности при анализе студенчеств; выделить основные характеристики студенчества как маргинального сообщества; проанализировать особенности проявления маргинальности в на различных этапах социально-политического движения студентов; исследовать особенности молодежной субкультуры как проявления «вынужденной маргинальности» и участия студентов в неформальных молодежных организациях; рассмотреть особенности молодежного студенческого лидерства и ценностных ориентации лидеров-студентов.

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

- В определении содержания понятия «маргинальность» имеется ряд трудностей: 1) в практике его использования сложилось несколько теоретических подходов (философский, социологический, социально-психологический, политологический, экономический), что придает самому понятию междисциплинарный характер; 2) в ходе генезиса данного понятия утвердилось несколько его значений, которые относятся к различным типам маргинальности; 3) отсутствие четкой определенности понятия создает сложности в изучении самого феномена, а также его анализа в контексте социальных процессов. Все это диктует необходимость как уточнения содержания понятия «маргинальность», так и систематизации различных подходов к его использованию.

- Теория маргинальности (и прагматизм как «философия успеха») появилась в США, как стране изначально созданной и постоянно пополняемой маргиналами -эмигрантами и мигрантами, стремящимися утвердиться и самореализоваться в новой для них социо-культурной среде. Р. Парк и Э. Стоунквист, с одной стороны, описав внутренний мир маргинала, стали основоположниками традиции психологического номинализма в понимании маргинальности, а с другой - рассматривая маргинала как личность, находящуюся «между двух культур» заложили основы культурной маргинальности в социальных науках. В течение XX века формируются новые подходы и точки зрения, возникают несколько концепций маргинальности, связанные с именами Е.Хьюза, Р.Мертона, Дики-Кларка, Т.Шибутани и др. исследователей, которые значительно расширили поле исследования этого феномена. Преобладающим в американской традиции по-прежнему остается субъективистско-психологический номинализм; фокус большинства исследований - личность на границе двух культур и вызванный этим пограничным состоянием комплекс социально-психологических последствий (дисгармония, потеря самоидентификации, различные траектории поисков себя). Но постепенно утверждает себя подход в изучении маргинальности в связи с объективными социальными условиями, с выраженным интересом к изучению самих этих условий и социальных причин маргинальности.

- Теоретической основой исследования маргинальности в европейских социальных науках стали философия марксизма, экзистенциализм, струюурализм, постструюурализм и модернизм, идеология «новых левых». В отличие от американских европейские исследователи описывают не только культурную, но и (главным образом) струюурную или социальную маргинальность. Несмотря на большое разнообразие интерпретаций маргинальности в европейской социологии можно выделить некоторые общие черты: 1) признание определенной стабильности и преемственности в развитии социальной струюуры, в которой кризисные явления и структурные перестройки, связанные с научно-технической революцией и информатизацией, приводят лишь к количественным и качественным изменениям «окраинных» (по отношению к основному обществу) социальных групп; 2) выделение достаточно четко определяемого состава «окраинных» групп, которые являются объектом официального контроля институтов социальной поддержки.

- Логика научных исследований феномена маргинальности в России шла от общего к частному: от анализа зарубежных исследований, через использование общепринятых методов, к осмыслению маргинальных процессов в контексте современного российского бытия. С середины 80-годов и особенно в 90-е годы XX века растет интерес к этой проблематике, с одной стороны исследования продолжаются в русле западной теоретической традиции, с другой - формируется своя научная традиция. Уникальность ситуации перестроечного и постперестроечного периода выявили потребность в более четком определении параметров маргинальности и теоретических подходов к ее исследованию. Наряду с философской моделью постепенно складываются основные черты отечественной социологической модели концепции маргинальности.

- Философское понимание маргинальности характеризует специфичность различных культурных феноменов (в том числе асоциальных или антисоциальных), развивающихся вне доминирующих в ту или иную эпоху правил рациональности, не вписывающихся в современную им господствующую парадигму мышления и, тем самым, довольно часто обнажающих противоречия и парадоксы магистрального направления развития культуры.

- Понятия «маргинальность», «маргинальный статус», «маргинальная ситуация» - объемные и уже имеют определенную аналитическую традицию, представленную, в частности, в социальной философии, социологии и социальной психологии. Маргинальность как динамически развивающаяся ситуация, связанна с перемещением индивида между социальными статусами. Основной характеристикой этой ситуации становится нормативная и ценностная неопределенность, связанная с изменением позиции в социальном пространстве. Маргинальность имеет временный характер. Перемещение между социальными статусами имеет такой параметр измерения, как время, необходимое для адаптации к новому ролевому комплексу, наработки новых социальных связей. Поэтому, так называемая, ситуация неопределенности всегда ограничена, имеет потенциал разрешения через успешную адаптацию. Взаимосвязь мобильности и маргинальности имеет универсальный характер, так как любое перемещение в социальной структуре сопровождается временной маргинальностью. При этом можно выделить общие признаки маргинальности и при восходящей и при нисходящей мобильности: ценностная и нормативная неопределенность, кризис идентичности. Различия же зависят от особенностей социального конструирования высших и низших социальных позиций и ситуаций восходящей и нисходящей мобильности.

- Одним из маргинальных слоев общества является студенческая молодежь. В историографии студенчества можно выделить четыре основных периода: I) k.XIX -н.ХХ вв. (исследования дореволюционного студенчеств, зарождение отечественной социологии студенчества,); II) 20-40-е годы XX в. (идеологизация научных исследований, противопоставление «старого» и «нового» студенчества, разработка методов воспитания молодого поколения советских граждан); III) 50-е - середина 80-х годов XX в. (исследования советского студенчества, противопоставление студентов социалистических и капиталистических стран); IV) середина 80-х XX в. - начало XXI в. (исследование современного студенчества в условиях трансформационного общества). Проблема маргинальности молодежи и студенчества появилась в отечественной науке в 60-е годы прошлого столетия в связи с известной ситуацией в Западных странах. Сначала это понятие употребляли при описании зарубежных реалий. Во второй половине 80-х годов его стали активно использовать для характеристики российской молодежи и студенчества, оказавшихся «на распутье», потерявших те сущностные характеристики, которые были присущи им в советское время. Несмотря на то, что разные науки изучают различные аспекты современного студенчества, целостной, интегральной, философской картины его онтологии и аксиологии пока не сложилось. В этом смысле перед социальной философией открывается хорошая перспектива. Хотя единства в вопросе о маргинальное™ студенчества среди современных исследователей не существует. Нам представляется, что именно маргинальность является одной из сущностных характеристик современного студенчества. Поэтому с философской точки зрения продуктивным представляется использование концепции маргинальности в качестве методологического принципа анализа студенческой среды.

- В анализе студенчества можно выделить три основных подхода, каждый их которых имеет свое предметное поле: социологический (рассматривает студенчество как часть молодежи, особую социально-трудовую группа и т.д.), психологический (анализирует психологические черты студенческого возраста), социально-философский (являясь методологически обобщающим описывает онтологические и аксиологические основания студенчества). Студенчество инициативно, организованно, пространственно локализовано, приближено к исследователям, изоморфно, выполняет особую социокультурную роль в обществе. Источником инициативности студенчества и открытости новому является маргинальность и личностные, возрастные особенности студенческого возраста. Маргинальный статус студентов определяется вынужденной сменой образа жизни - поступлением в университет, стремлением изменить и повысить собственный статус, добиться успеха в обществе, финансового благосостояния. По сути, студенты - это иммигранты взрослого мира, путь в который переживается как отдельная, индивидуально переживаемая история личности по годами подтверждаемому всеобщему сценарию. Студент - отчужденный человек, стремящийся в будущее.

- Студенты являются одной из самых мобильных и социально активных групп населения, мгновенно реагирующих и приспосабливающихся к новым веяниям. История практически не знает примеров, когда студенческое сообщество выходило на улицы с требованиями вернуться к прежнему строю, но неизменно требовало от государства развития общественно-политических, социальных условий. XXI век -время развития политических технологий - диктует новые основания и для политической активности. В связи со стремлением студентов высказать собственную позицию, проявить социальную активность и мобильность, именно в это время наиболее часто рождаются новые формальные и неформальные общественные объединения. Такое стремление поддерживается и активно используется современными политтехнологами. Условия, создаваемые революционной ситуацией, идеальны для реализации потенциала маргинальной личности, адекватная среда для молодого человека - творца, дают возможность молодежи реализовать потребность в созидании «нового», «иного», отличного от предыдущего общественного строя, удовлетворения потребности в изменении, собственному позиционированию, проявлению чувства приобщенности к большему, глобальному. Молодой человек подвержен желанию накопления личного опыта при неприятии, даже отрицании мудрости и опыта старших, самоопределения.

- Многие современные зарубежные и отечественные исследователи говорят о появлении своеобразного социально-психологического феномена - молодежной субкультуры, существующей внутри традиционной социальной культуры, так или иначе принятой в каждом конкретном обществе. Изучение молодежных (студенческих) субкультур позволяет понять образ мышления молодого поколения, прогнозировать социально-философский облик человека будущего. Общей причиной образования молодёжных субкультур является недовольство своим социальным положением, кризисное состояние общества, неспособного удовлетворить основные потребности молодёжи в процессе её социализации и самореализации. Дав характеристику пяти основных групп неформальных молодежных объединений (неформалы, отверженные социумом; неформалы прямого политического толка; неформалы креативного характера; неформалы непрямого политического толка; неформалы неполитического толка; 6) неформалы-конформисты) мы пришли к выводу о необходимости усиления воспитательной работы среди студенчества и развитии студенческого самоуправления для воспитания лидерских качеств.

- В студенческой социальной среде в определенных ситуациях и условиях происходит формирование и становление лидерского габитуса студента, на основе приобретенного опыта формируются психологические черты и особенности молодого человека. Молодежное студенческое лидерство можно классифицировать по разным признакам, но мы особенно выделяем три основные типа лидерства в вузовской среде: формальное лидерство, неформальное лидерство и смешанный тип лидерства. Большое влияние на формирование различных лидерских типов в студенческой среде оказывают внешние факторы (политические партии, общественные движения, религиозные организации, НКО и т.д.) и внутренние факторы (учебная и внеучебная деятельность, развитие студенческого самоуправления). Студенческое лидерство маргинально по своей природе и несет в себе огромный потенциал социального развития. В результате изучения природы ценностных ориентации студентов -лидеров, появляется возможность осмысливать, прогнозировать и содействовать формированию и развитию ценностных ориентации как самих лидеров, так и студенчества в целом.

Анализируя сущность и содержание, общее и особенное маргинального сообщества студентов в данном конкретном обществе в конкретно-исторической ситуации, его роль в изменении государственных систем и проведении демократических реформ, особенности молодежных нонконформистских объединений, систему ценностей и ценностных ориентаций студенческой молодежи, как одной из наиболее социально активных частей общества, возможно представить социально-философский портрет общества будущего. В этом видится дальнейшая проблематика исследований студенчества в социально-философской перспективе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Матвеева, Елена Юрьевна, 2006 год

1. Burns J. M. Leadership. - N. Y. - Hagerstown. - San-Francisco. - L.: Harper and Ф Row publishers, 1978. - 330p.

2. Culture and identity in Europe: perceptions of divergence and unity in past and present. -University of Hull, 1996. 21 Op.

3. Dewey D. Human nature and conduct. N.Y., 1930. - 108p.

4. Problems of men. N.Y., 1946. - 168p.

5. Experience and nature. N.Y., 1958. - 80p.

6. Reconstruction in philosophy. Boston, 1970. 188 p.

7. Dickie-Clark H.F. The marginal sitation: A contribution to marginal theory // Social forces. Chapel Hill. 1966. - Vol. 44. - p. 363 - 370.

8. Fiedler F., Chemers M. Leadership and Effective Management. Clenview:, 111., 1974. -• 213p.

9. Feuer L.S. The Conflict of Generations. The Character and Significanse of Student Movement. N.-Y., 1969. 300p.

10. Mizruchi E.H. Regulating society: Marginality a. Social control in hist, perspective. N.Y.; L.: Free press, 1983.-243p.

11. Heer F. Challenge of youth. The University of Alabama press. Alabama: The University of Alabama press, 1974. - 220 p.

12. Hempphill J. Situational Factors in Leadership // Monograph. 1949. - № 32.

13. Hill L. F. Becoming a manager: mastery of a new identity // L.F. Hill N.Y.:pENQUIN Ф BOOKS, 1992.-331 p.

14. Hodgkinson C. The philosophy of Leadership. N. Y.: St. Martin's press, 1984. - 115p.

15. Hollander E., Offermann L.Power and Leadership in Organizations: relationships in Transition // Amer. psychologist. 1990. - Vol. 45. - № 2. - P. 179 - 189.

16. Hook S., Pragmatism and the tragic sense of life. N.Y., 1975. - 234 p.

17. Hughes E.C. Social change and status protest: An essay on the marginal man //Phylon-Atlanta.- 1945.-Vol. 10.-№ l.-P. 53-90.

18. Inglegart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton: Princeton Univ. press, 1990.-340p.

19. Kaplan.H.B. Role stress and aggression among young adults: The moderating influences of20

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.