Концепция общественного идеала в работах П.И. Новгородцева и его последователей: теоретико-методологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, кандидат наук Царьков Петр Евгеньевич

  • Царьков Петр Евгеньевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, ФГБУН Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук
  • Специальность ВАК РФ22.00.01
  • Количество страниц 162
Царьков Петр Евгеньевич. Концепция общественного идеала в работах П.И. Новгородцева и его последователей: теоретико-методологический анализ: дис. кандидат наук: 22.00.01 - Теория, методология и история социологии. ФГБУН Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук. 2015. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Царьков Петр Евгеньевич

Введение

Глава 1. Становление концепции общественного идеала в работах П.И. Новгородцева и его последователей

§ 1. Концепции общественного идеала в истории социологии и их типология

§2. Формирование представлений П.И. Новгородцева об общественном идеале в ранний период творчества (1909-1917гг.) в контексте русской

социально-философской мысли начала ХХ века

§3. Реализация идей представителей «школы» П.И. Новгородцева в эмиграции

Глава 2. Содержание концепции общественного идеала в рамках «школы» П.И. Новгородцева

§ 1. Методология и методика анализа представлений об общественном

идеале в работах П. И. Новгородцева и его последователей

§ 2. Теоретические и идеологические основы концепции общественного

идеала

§ 3. Соотношение основных составляющих понятия общественного идеала, представленных в рамках «школы» П.И.Новгородцева

Заключение

Литература

Введение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция общественного идеала в работах П.И. Новгородцева и его последователей: теоретико-методологический анализ»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Тема общественного идеала получила широкое распространение в последние 20 лет, после распада СССР. Она стала актуальной и дискутируется в публицистической литературе, в СМИ, научных статьях, является предметом рассмотрения в социальной философии и социологии. Среди некоторых социологов существует мнение, что это обусловлено сходством кризисных ситуаций в России 2000-х и дореволюционной России начала ХХ века, характеризующихся нормативной и ценностной неопределенностью, аномией.

Как известно, представления об общественном идеале в контексте проектирования лучшего, желаемого общества и его совершенного устройства постоянно появляются в разные периоды истории, начиная с античности и кончая современностью. В разные эпохи изменялось содержание общественного идеала, но сама идея совершенного общества, а также возможностей ее реализации постоянно воспроизводится. Проблематика общественного идеала рассматривалась не только в рамках интеллектуальных течений прошлого (от диалога Платона под названием "ПоАдта"1, который является одной из исторически первых работ, где теория общественного идеала была детально изложена и получила подробное определение - до политических идеологий ХХ века, среди которых коммунизм, фашизм и анархизм), но не потеряла актуальности и в современную эпоху. В этой связи следует упомянуть распространенную на Западе идею «достойного общества» (good society), которая является

1Политея (греч.) - государство.

разновидностью общественного идеала, формулируемого в рамках современной либеральной идеологии. Целью концепции «достойного общества» является «попытка сформировать новое справедливое общество на основе конвергенции лучших черт, присущих разным обществам; она возникает в связи с исчерпанием доверия к радикальным проектам прошлого, будь они коммунистические, фашистские, анархистские, или какие-либо еще»2. Есть и другие свидетельства того, что проблематика общественного идеала остается социально значимой и актуальной.

В качестве показательного примера, характеризующего рациональный, нормативный подход к теме, можно обратиться к концепции общественного идеала П.И. Новгородцева и его последователей: Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина и Н.Н. Алексеева, работы которых относятся к первой половине двадцатого века. Их наследие может представлять социологический интерес потому, что тема ценностей, особенно в кризисные для общества периоды, продолжает оставаться одной из самых широко обсуждаемых, а идеал представляет собой наивысшую позицию на шкале ценностей. Однако работы этих авторов долгое время оставались за рамками социологического обсуждения. В советский период их идеология считалась враждебной режиму (Новгородцев накануне революции полемизировал с марксистами), и их труды не изучались. Но и сегодня их представлениям об общественном устройстве посвящены лишь немногие социологические работы. В то же время некоторые из идей этих авторов активно продвигаются рядом российских политологов и социальных философов.

К их наследию обращаются сторонники особого исторического пути и политического устройства России. Так, в работах Н.Н. Алексеева черпает свою аргументацию общественный деятель и преподаватель МГУ А. Г. Дугин, основатель и лидер движения «Евразия». Идеи И.А. Ильина часто используются в рамках современных правых, консервативных и

2 В. Г. Федотова. Хорошее общество. Прогресс-Традиция. М., 2005. С. 457.

3

клерикальных политических движений. Его собственные работы, а также статьи о нем, написанные в апологетическом духе, можно найти на многих официальных сайтах московской патриархии и сайтах националистических организаций, например: «О русской идее» , «Русский национализм -идеология русского народа»4, «Русский патриотизм в концепции И.А. Ильина»5 и др. Н.С. Михалков в своей риторике, а также в декларации «Манифест просвещенного консерватизма»6, где излагаются принципы новой национальной идеологии, приводит ряд положений, сформулированных Вышеславцевым еще в эмиграции, в 30-е - 50-е годы ХХ века. Например, «гарантийное государство», «идеал, как социальное братство — союз свободных людей» и др.

Следует отметить, что представления о наилучшем устройстве общества занимают важное место в работах и выступлениях не только у представителей консервативной позиции, но и у либералов-правозащитников. Для них характерны многочисленные рассуждения о так называемом правовом государстве, которые сводятся к простым утверждениям о необходимости верховенства в обществе закона, а не личной или групповой власти. Здесь присутствуют ссылки на современные практики применения законов в западных обществах, но не приводятся их теоретические социологические основания применительно как к этим обществам, так и к современной ситуации в России. В то же время продуманную и рационально выстроенную концепцию общества, основанного на принципах права и имеющую отношение к России, можно найти у П.И.Новгородцева и его последователей. В их работах, где понятия права и закона разведены и определены, объясняется, почему и для чего необходимы эти образования в качестве базы для построения совершенного российского общества. Тем не менее, правозащитники к их наследию не

3См.: http://www.pravoslavie.ru/iurnal/367.htm

4 См.:http://ruskline.ru/analitika/2011/07/29/russkii пасюпа^т ideologiva russkogo naroda/

5 См.:http://www.velikoross.ru/article/show/?id=242

6 См.: http://www.proektrussia.ru/manifest-prosveschennogo-konservatizma.-n.-michalkov.html

4

обращаются ни с позитивных, ни с критических позиций.

В этой связи следует отметить, что обращение автора диссертации к творческому наследию П.И. Новгородцева и его последователей является не только актуальным, но одним из первых, где их теоретические построения, нормативные и ценностные основания этих построений подробно изучается с социологической точки зрения. Основное внимание в диссертационном исследовании уделяется выявлению существенно общих для всех этих авторов характеристик концепции общественного идеала, что позволяет ставить вопрос о принадлежности их к одной, условно говоря, научной школе.

Степень научной разработанности темы

Понятие общественного идеала было предметом изучения мыслителей, занимавшихся главным образом разработкой проектов идеального будущего в целом ряде областей знания:

- в области социальной философии, где создаются утопические проекты;

- в области социологии, где предлагается гомеостатическая модель общества (в этих работах понятие прямо не используется, но латентно подразумевается) ;

- в области публицистики с ярко выраженной идеологической позицией, где продвигаются идеи усовершенствования общественного порядка.

В рамках диссертационного исследования соответствующие идеи рассматриваются с точки зрения социологической трактовки нормативных и ценностных оснований построения проекта идеального общества, характерных для работ изучаемых авторов.

Тема общественного идеала зародилась в античной философии и связана с появлением в человеческой культуре городов (полисов). Отсюда проистекает мечта о построении идеального общества, живущего компактно, в котором нет противоречий и все обязанности справедливо поделены между его членами. Истоком утопических проектов принято считать диалог

п

Платона под названием "Побита" . Большинство из них, связанных с конструированием совершенного общества, от эпохи «Возрождения» и «Просвещения» до двадцатого века создавались в платоническом духе. История ХХ века неразрывно связана с попыткой практического

о

осуществления теоретических проектов совершенного общества , начиная с республики Феуме, возглавляемой Габриэле Д'Аннунцио и заканчивая Пол Потовской Кампучией. Не исключением в этом ряду совершенных государств является и Джонстаун - город в Гайане, основанный в 1970-х гг. лидером секты «Народный Храм» Джимом Джонсом, и исламистские государственные формирования (Взиристан - государство талибов или Кавказский Эмират Доку Умарова, существовавший короткое время в постдудаевской Чечне9).

Начало ХХ века известно как кризисный период общемировой, в частности, Российской истории, во время которого многие идеологи и социальные философы рассуждали о совершенном обществе. К проблематике общественного идеала в России обращались и в более ранние периоды истории. Например, Н.Г. Чернышевский (в произведениях «Сны Веры Павловны» и «Что делать?»)10 и другие мыслители XIX столетия

7 Политея (греч.) - Государство

8 Типология представлений о совершенном обществе и общественном идеале будет приведена в дальнейшем изложении.

9 Official Release of the Statement by Amir Dokka Umarov about the Declaration of the Caucasus Emirate (full transcript of the video released 20 November 2007).

10 Чернышевский Н. Г. Сочинения. — М.: Мысль, 1986—1987

6

касались проблематики построения лучшего общества. Но более четкие теоретические проекты общественного идеала появились к началу ХХ века. К российским мыслителям, которые, так или иначе, обращались к этой теме, можно отнести: Н. Трубецкого, П. Савицкого, Л. Гумилева, П. Сувчинского и П. Арапова, Р. Якобсона, П. Карсавина, В. Сеземана, Г. Вернадского, Д. Святополка-Мирского, Г. Флоровского, С. Булгакова, Г. Федотова, В. Соловьева, Н. Устрялова, П. Бицилли, А. Карташева, С. Франка, Л.

Шестова, А. Вонсяцкого, Н. Никифорова, К. Родзаевского11, а также

12

марксистов - В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, Г. В. Плеханова, К. Радека и др . Среди них П.И. Новгородцев, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин и Н. Н. Алексеев занимали заметное место.

В социологии категория общественного идеала всегда находилась на периферии внимания исследователей и не была отдельным предметом изучения. Тем не менее, некоторые представители классической социологии, так или иначе, касались в своих работах этой темы. В частности, согласно Э. Дюркгейму, идеалы имеют своим источником ценности и вместе с тем

13

являются образцами по отношению к ним . Он указывал, что к идеалам в обществе обращаются в особые исторические моменты, характеризующиеся социальными катаклизмами и неурядицами: «dans les moments d'excitation de

11 Большинство указанных мыслителей были идеологами эмигрантских политических движений и партий, так А. Вонсяцкий, Н. Никифоров и К. Родзаевский являлись лидерами, создателями и идеологами русских фашистских организаций в Харбине в 1930-х гг., П. Сувчинский и П. Арапов, Р. Якобсон, П. Карсавин, В. Сеземан - принадлежали к евразийскому движению, Н. Устляров в был основателем т.н. течения «сменовеховства».

12Для марксистов построение справедливого общества достигается посредством политической революционной борьбы, целью которой должна стать коммунистическая формация, которую можно считать общественным идеалом: «Люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю; приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в преобладающей и все возрастающей мере и те следствия, которых они желают». Для К. Маркса и для его последователей так понимаемый общественный идеал рассматривается как результат преодоления антагонизмов, возникающих в обществе при капиталистической формации (и других формаций, предшествующих ей), как модель такой реальности, где противоречия и конфликты исчезают. См.Энгельс Ф. Анти-Дюринг 1878 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 14. — М.-Л.: Соцэкгиз, 1931. — 359 с, отд. 3, гл. 2.

13 Иванова Т.Б. Общественный идеал в русской социальной мысли ХХ века (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.И. Новгородцев, С.Л. Франк). Авт. дисс... канд. социол. наук. Спб., 1999 С. 10.; Эмиль Дюркгейм. Социология. Авторский сборник. М.: Канон+РООИ "Реабилитация"., 2006. С. 286-304.

7

ce genre en tout temps creé de grands idéaux sur lesquels fonder une civilisation; Ces périodes sont: grande crise chrétienne»14. В то же время Дюркгейм не дал четкого определения общественного идеала, не выделил его функций и не углублялся в эту проблематику в целом.

Наиболее подробно общественные идеалы исследовал американский социолог Л. Мэмфорд. В работе «История Утопии» он осуществил их анализ и выделил два типа утопических проектов переустройства общества: так называемые утопии бегства и утопии реконструкции. Вторые предполагают конкретную программу немедленных социальных изменений, в первых она отсутствует. Мэмфорд связывал появление программ утопического переустройства с появлением городов в человеческой цивилизации и дальнейшей урбанизацией15, полагая, что прообраз утопии порожден желанием построения совершенного полиса наподобие платонической «Политеи», где все обязанности справедливо распределены между гражданами, господствует единообразие и «надчеловеческая социальность»16.

Проблематика общественных идеалов отчасти затрагивалась представителями Чикагской школы (1920-1930гг.), в частности - Р. Парком и

17

Э. Берджесом . Они исследовали соответствующие представления в контексте ценностей, характерных для определенных социальных страт американского общества при помощи метода case-sturdy.

Роберт Мертон в работе «Социальная структура и аномия» показал, что в ходе быстрой смены одних общественных идеалов другими наступает особое состояние коллективного (общественного) сознания - аномия. Она

14 В моменты эмоционального возбуждения такого рода во все времена создавались великие идеалы, на которых базируются цивилизации; К таким периодам относятся: великий христианский кризис, cм. Emil Durkheim (1911). «Jugements de valeur et jugements de réalité». Paris, Presses Universitaires de France., 1972.

15 Mumford L. The Myth of The Machine. Vol. 2: The Pentagon Of Power. N.Y., 1970.

16 Over-human sociality - там же, стр. 212.

17 Burgess, E. W. (1936)."Protecting the public by parole and by parole prediction" .American Institute of Criminal Law and Criminology, volume 27(4), pages 491-502; .Kemper, Robert V., "Robert Ezra Park", in Encyclopedia of Anthropology ed. H. James Birx .2006, SAGE Publications.

8

обусловлена тем, что новые общественные идеалы не усваиваются в массовом масштабе,18 обнаруживается несоответствие идеальных общественных норм жизненным реалиям19, что влечет за собой проявления отчуждения.

Американский социолог П. Холландер в работе «Soviet and American

20

Society» (Советское и американское общество) сравнивал базовые ценности, на основании которых формируются национальные идеи в СССР и США.

Но более подробно, чем прежде, общественные идеалы обсуждались в рамках социологии второй половины ХХ века. Этому способствовало с одной стороны, осознание последствий тоталитаризма, потерпевшего крушение в проигравших вторую мировую войну государствах, с другой - в связи с возникновением новой формы тоталитаризма внутри демократических обществ: экстремистских новых религиозных движений.

Среди наиболее ярких движений такого рода можно назвать: «Народный храм» Джима Джонса, «Небесные врата» Маршала Эпплаута, «Ветвь Давидова» Дэвида Корэша, «Дети божии» Дэвида Бранда Берга, «Движение Трансендентальная медитация» Ошо Раджниша и др. Их основатели создавали закрытые поселения, в которых de facto не действовала светская юридическая система и осуществлялась попытка воплощения утопического проекта справедливого совершенного общества. Соответственно возникла необходимость выявить степень опасности каждого из новых религиозных движений. В рамках Федерального Бюро Расследований США при участии директора организации Луиса Фриха (Louis Freeh) в 1999г. был составлен документ под названием «Проект

18Мертон Р. Социальная структура и аномия //Социология преступности (Современные буржуазные теории) Москва, 1966. Перевод с французского Е.А.Самарской. Редактор перевода М.Н. Грецкий. Издательство «Прогресс».C. 297.

19 Громов И. А., Мацкевич И. А. Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — С. 531

20Hollander P. Soviet and American Society. Acomparison. N.Y., 1973.

9

Мегиддо» , где указываются факторы, провоцирующие антиконституционную деятельность религиозных организаций:

недовольство, увлечение утопическими, несбыточными социальными

22

проектами (прожектерство) и изоляция. В совокупности они были названы «смертоносной триадой».

К изучению проблем, связанных с религиозным экстремизмом обратились американские и европейские социологи (Э. Баркер,

23

С. О'Лирии) и социальные психологи. Они рассматривают попытки и способы осуществления общественных идеалов в рамках новых религиозных движений24, среди которых коллективные самоубийства, терроризм и построение закрытых коммун, похожих на концентрационные лагеря. Они подчеркивают, что это следствия именно утопичности, несбыточности подобных социальных проектов. Большинство исследователей НРД, например, Эдгар Шейн25, Флэвил Йикли26, Роберта

27 28

Джей Лифтон , Леона Фестингер , опираются в своих изысканиях на

29

работы Курта Левина29, в частности на его «торию поля».

30

Теория «когнитивного диссонанса» Леона Фестингера , которая была

31

создана под влиянием «теории поля» Курта Левина , используется рядом исследователей НРД для объяснения увлечения их адептов утопическими,

32

несбыточными социальными проектами32 (социального прожектерства). Это

21См. например, Media Briefing with Attorney General Janet Reno: January 6, 2000; FBI Targets 'Right Wing' -Project Megiddo lists possible threats in the millenium.

22 Имеются ввиду общественные идеалы новых религиозных движений.

23 Barker, Eileen New Religious Movements: A Practical Introduction (Paperback) Bernan Press (October, 1990); Barker, Eileen «The Scientific Study of Religion? You Must Be Joking!» Journal for the Scientific Study of Religion, 34 (1995).

24 Новые религиозные движения.

25 Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. — СПб.: Питер, 2002.

26YeakleyFlavil R., Norton Howard W. &Vmzffnt Gene & Don E., eds. The Discipline Dilemma. Nashville, TN: Gospel Advocate Press, 1988.

27Lifton R.J. Thought Reform and the Psychology of TotaNsm.

28Festinger Leon, Rieken Henry W. &Schachter Stanley. When Prophecy Fails: A Social and Psychological Study of a Modern Group that Predicted the Destruction of the World. NY; Harper & Row, 1956.

29 См. например, Левин К. Теория поля в социальных науках / [Пер. Е. Сурпина]. — СПб.: Речь, 2000.

30Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Пер с англ. СПб.: Ювента, 1999.

31 Теория Зимбардо содержит ряд указаний на то, что к проектированию общественных идеалов обращаются в периоды социальных неурядиц: во время кризисов и нестабильности.

32 Имеются ввиду общественные идеалы новых религиозных движений.

33 34

работы, выполненные Эдвардом Куртисом , Дэвидом Хелперном ,

35 36 37

Джэймсом Сигельманом , Ирвином Хексхамом , Джоном Уэллисом ,

38

Эдвардом Лоттиком .

Практически во всех социологических исследованиях, связанных с темой общественного идеала, он представлен как ценностная категория.

Общественный идеал был постоянным объектом рассмотрения в рамках таких отраслей отечественной социальной философии советского

39

периода, как исторический материализм и научный коммунизм . Об этом писали В.Е. Давидович40, С.В. Туманов41, В.Л. Павлов42, Э.В. Ильенков43, А.И. Яценко44, Л.М. Путилова45, Л.В.Константинова46, В.Г. Татаринцева47, Д.С. Черкашин48 и В.Ю. Шпак49, А.М. Ковалев50, Р.И. Косолапов51, Х.Н.

33 Edward E. Curtis and Danielle Brune Sigler, eds., The New Black Gods: Arthur Huff Fauset and the Study of African American Religions, Bloomington: Indiana University Press, 2009.

34Markowitz, Arnold; David A. Halperin, M.D. (1984). "Cults and Children: The Abuse of the Young". Cultic Studies Journal (International Cultic Studies Association) 1 (2).Retrieved 2007-11-03.

35 Conway, Flo; James H. Siegelman, Carl W. Carmichael, John Coggins (June 1986). "Information Disease: Effects of Covert Induction and Deprogramming". Update: A Journal of New Religious Movements.

36 A revised version of his Ph.D. thesis was published as: Irving Hexham, The Irony of Apartheid, Lewiston, Edwin Mellen, 1981.

37Beckford, James A.; John Walliss (2006).Theorising Religion: Classical and Contemporary Debates. Ashgate Publishing Limited. p. 91

38Lottick, Edward (2008). "Psychologist Survey Regarding Cults". Cultic Studies Review (International Cultic Studies Association) 7 (1): 42-54. Retrieved 2010-06-15.

39 См. например, Федосеев, П. Н., Афанасьев, В. Г. Научный коммунизм: Учебник для вузов. М.: Политиздат, 1985.

40 Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов-на-Дону, 1983

41 Туманов С.В. Общественный идеал: диалектика развития. М., 1986. С. 148.

42 Павлов В.Л. Философско-социологический анализ общественного идеала: Автореф. дис. .канд. филос. наук. -Киев, 1980.

43Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. - Москва, 1968

44 Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. АН Украинской ССР, Ин- философии. - Киев: Наукова думка, 1977.

45 Путилова Л. М. Идеал как отражение бытия и образ будущего: Автореф. дис. канд. филос. наук. Саратов, 1987.

46 Константинова Л.В. Место и роль общественного идеала в системе социальной детерминации: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. филос. наук : 09.00.11 / Л.В. Константинова. - Саратов, 1994. - 17 с

47 Татаринцев В.Г. Роль коммунистического идеала в формировании ценностной направленности социалистической личности.-в кн.: XXX Герценовские чтения: Философия и социальная психология. Л., 1977, с.П0-П3.

48 Черкашин Д.С. Диалектика коммунистического общественного идеала и действительность: /Некоторые вопросы методологии и теории/. Диссертация .докт. филос. наук. - Харьков, 1977

49 Шпак В.Ю. Социалистический политический идеал как фактор развития личности при социализме: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Ростов на Дону, 1973.

50 Ковалев А. М. Социализм и закономерности общественного развития. — М.: Изд-во МГУ, 1982.

11

Момджян52, Ж.Т. Тощенко53.

Однако социальные и культурные причины устойчивого воспроизведения утопических идей, их место в культуре общества, возможности их реализации в рамках социологических теорий не изучались54. Идеал априорно рассматривался как движущая сила общественного развития, подчеркивалась его позитивная социальная роль55. Тема общественного идеала - коммунизма - удерживалась в связи с государственным заказом, с необходимостью на уровне властей обосновывать преимущества советской идеологии56. После официального отказа от советской политической системы в России эта тема перестала быть центральной. Однако интерес к ней некоторых политических лидеров и социальных философов сохраняется в связи с поиском идеологической концепции, претендующей на роль новой национальной идеи. В данном диссертационном исследовании концепция общественного идеала в работах Новгородцева и его последователей рассматривается в качестве показательного примера с точки зрения ее социально-нормативного и ценностного, в частности, правового

57

обоснования и той роли, которая, по мнению авторов, принадлежит праву в формировании совершенного общества.

Проблема диссертационного исследования. Как уже отмечалось,

51 Косолапов Р. И. Социализм: К вопросам теории. М.: Мысль, 1975.

52 Момджян Х. Н. Проблемы общественного прогресса в современной идеологической борьбе. М.: Мысль, 1980.

53 Тощенко Ж. Т. Идеологические отношения. Опыт социологического анализа М.: Мысль,1988.

54 См. Туманов С.В. Общественный идеал: диалектика развития. - М.: МГУ, 1986. - С.9.

55 См. например Тугаринов В.Г.Теория ценностей в марксизме. - Л., 1968.

56 См. Косолапов Р.И. Социалистический идеал: теория и реальность // Проблемы мира и социализма. -1979. № 2; Квасов Г.Г. Социальные идеалы личности и действительность. - М., 1979.

57 В задачи диссертационного исследования не входит анализ религиозных идей рассматриваемых авторов, поскольку правовой аспект их рассуждений значительно ближе к социологической трактовке общества.

12

интерес к идеям П.И. Новгородцева и его последователей возобновился. Однако в контексте дискуссий вокруг них понятие общественного идеала, на котором базировались их социологические и философские построения, либо обходится молчанием, либо упоминается без каких бы то ни было уточнений. С точки зрения социологии проблема состоит в расхождении между негласным присутствием представлений об «общественном идеале» в качестве ключевых, целеполагающих в декларациях современных адептов шкоды П.И. Новгородцева и отсутствием четкой научной трактовки самого понятия, его социокультурных функций и способов реализации. В большинстве текстов, связанных с темой, содержание понятия лишь бегло очерчивается, а само оно используется в оценочном смысле.

Поскольку в настоящее время целесообразно более четко определить понятие общественного идеала как социологическое, в диссертационной работе предполагается, что обращение к текстам П.И. Новгородцева и его последователей, где оно было специальным предметом рассмотрения, позволит показать:

- что работы П.И. Новгородцева и его последователей можно отнести к своего рода теоретической «школе», поскольку для них характерны общие

58

исходные основания и направления исследований ; это нужно для того, чтобы выводить понятие общественного идеала из всей совокупности их работ, а не из работ каждого по отдельности;

- принять их разработки в качестве показательного примера рационалистичного подхода к теме, для чего необходимо проанализировать на каких теоретических и ценностных основаниях П.И.Новгородцев и его последователи выстраивали свою концепцию общественного идеала, как они представляли его функции в обществе и культуре, какое содержание они вкладывали в это понятие;

- определить, что их концепцию общественного идеала можно отнести к

58 Соображения, исходя из которых эти работы условно отнесены к конкретной школе, будут приведены в дальнейшем изложении.

определенному типу среди других социально-философских,

социологических и политологических трактовок этого понятия.

Предполагается, что работа в этом направлении позволит выявить познавательные функции понятия общественного идеала в социологическом исследовании.

Цель диссертационного исследования: на показательном примере теоретического наследия представителей «школы» П.И.Новгородцева выявить социальное содержание понятия общественного идеала, логику его построения, а также отнести его к определенному типу представлений подобного рода, что позволяет определить его место в историческом и социологическом теоретическом контексте.

Достижение этой цели предполагало решение следующих задач:

1. Проследить историческую изменчивость представлений об общественном идеале ((§ 2 гл.1);

2. Показать соотношение этих представлений с проблемной социальной ситуацией (§3 гл.1,);

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Царьков Петр Евгеньевич, 2015 год

Список использованной литературы

1. Алексеев Н.Н. Евразийцы и государство // Евразийская хроника. -Париж, 1927, Вып.9

2. Алексеев Н.Н. Идея «земного града» в христианском вероучении // Путь. - 1926. - №5. - С.567.

3. Алексеев Н.Н. Идея «земного града» в христианском вероучении // Путь. - 1926. -

4. Алексеев Н.Н. Идея справедливости // Русская философия права. Антология. - Спб.: Алатейя, 1997.

5. Алексеев Н.Н. Из Царьграда в Прагу. Русский юридический факультет.//Пашуто В.Т. Русские историки эмигранты в Европе.М., 1992.

6. Алексеев Н.Н. Народное право и задачи нашей правовой политики // Евразийсая хроника. - Париж, 1927. - Вып.8.

7. Алексеев Н.Н. Основы философии права. - Правда, 1924

8. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. - М., 1998. [электронный ресурс] // Режим доступа - http://www.evrazinfo.narod.ru/145.htm

9. Алексеев Н.Н. Теория государства: Теоретическое государствоведение, государственное устройство, государственный идеал. — Прага, 1931.

10. Алимарин С. И. Социальная эволюция и идеология // МОЛ (Московская Организация Литераторов). — № 1. — 2003.

11. Бердяев Н. А. Война и кризис интеллигентского сознания.

12. Бердяев Н. А. Русскаяидея // ОРоссииирусскойкультуре. М., 1990.

13. Бердяев Н.А. Русская идея // Воля к жизни и воля к культуре. М., 1990.

14. Бердяев Н.А. Судьба россии: опыт по психологии войны и национальности М., 1990.

15. Большой Российский энциклопедический словарь/Шеф. ред.: А.Е. Махов и др. М., 2005

16. Булгаков С.Н. Два града Исследования о природе общественных идеалов. СПб., 1997.

17. Вейдле В.В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества // ЭОН: Альманах старой и новой культуры. Вып. IV. М., 1996.

18. Витюк В.В. Логика развития социологической мысли в России и логика ее исследования // Социологические исследования. - 1979. - №1.

19. Волкогонова О.Д. Евразийство: эволюция идей // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1995. №4.

20. Волкогонова О.Д. Евразийство: эволюция идей.

21. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. - М.: Республика 1994.

22. Вышеславцев Б.П. Два пути социального движения // Путь. - 1926. -№4. - М.: Информ-Прогресс,1992.

23. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. - Нью- Йорк.: CHALIDZE PUBLICATION, 1982.

24. Вышеславцев Б.П. Мораль и закон.//Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб., 1908.

25. Вышеславцев Б.П. Парадоксы коммунизма // Путь. - 1929. - №3. - М.: Информ-Прогресс,1992.

26. Вышеславцев Б.П. Философская нищета марксизма // Вышеславцев Б.П. Сочинения. М.: Раритет, 1995.

27. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. Проблемы закона и благодати. М., 1994.

28. Вышеславцев Б.П. Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. - М.: Печатня А.П. Снегиревой, 1914.

29. Гавров С. Н.Модернизация во имя империи: социокультурные аспекты модернизационных процессов в Россиитекст книги в формате pdf М.: Эдиториал УРСС, 2004, 2010. ISBN 978-5-354-00915-2|.

30. Гавров С. Н.Модернизация России: постимперский транзит М.: МГУДТ, 2010. ISBN 978-5-87055-116-6|.

31. Галечян А. М. Политическая элита как субъект модернизации современной России. Автореф. дис. канд. полит.н. — М., 2008.

32. Генри А. Верклер. — «Герменевтика. Принципы и процесс толкования Библии». США, 1995.

33. Гершензон М.О. Кризис современной культуры // Минувшее: Исторический альманах. М.; СПб., 1992.

34. Гершензон М.О. Тройственный образ совершенства. Томск, 1994.

35. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследования. - МПСИ: Флинта, 2005.

36. Громов И. А., Мацкевич И. А. Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003

37. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов-на-Дону, 1983

38. Дорофеева, М. А. Востоковедение на юридическом факультете Харбина (1920—1937 гг.) / М. А. Дорофеева // Известия Восточного института ДВГУ.-Владивосток: изд-во ДВГУ, 2001.- № 6.

39. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. - СМ.: Наука, 1984.

40. Иванова Т.Б. Общественный идеал в русской социальной мысли ХХ века (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.И. Новгородцев, С.Л. Франк). Авт. дисс... канд. социол. наук. Спб., 1999

41. Известия Русского юридического факультета в Харбине. № 1 — 12. Харбин, 1925—1938; Стародубцев Г. С. Международно-правовая наука российской эмиграции. М., 2000; Дорофеева М. А. Юридический факультет в Харбине как форпост русского образования в Китае // Берега: Информационно-аналитический сборник о Русском зарубежье. Вып.9.- СПБ, 2008.

42. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. - Москва, 1968

43. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. - М.: Рарогъ, 1993.

44. Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи / Под ред. Н.П. Полторацкого. - М.: Воениздат, 1993.

45. Ильин И.А. О монархии и республике // Вопросы философии. - 1991. -№5.

46. Ильин И.А. О правосознании. Полн. собр. соч. в 10 т. Т. 1. М., 1993.

47. Ильин И.А. О России (2е издание). - М.: Студия «ТРИТЭ», Росархив, 1995.

48. Ильин И.А. О сущности правосознания . - М., 1992.

49. Ильин И.А. Об основах государственного устройства будущей России // Ильин И.А. Основы государственного устройства. Проект Основного Закона России. - М.: Рарогъ, 1996.

50. Ильин И.А. Памяти Новгородцева.//Русская мысль.Берлин, 1923-1924.

51. Ильин И.А. Поющее сердце // Ильин И.А. Соч. в 2-х тт. - Т.2. - М.: Медиум, 1994.

52. Ильин И.А. Проект Основного Закона Российской Империи // Ильин И.А. Основы государственного устройства. Проект основного закона России. - М.: Рарогъ, 1996.

53. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Соч. в 2-х тт. -Т.2. - М.: Медиум, 1994.

54. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего: Об основах духовного характера: Публ. речь, произнесенная в 1934 году в Риге, Берлине, Белграде и Праге. - Новосибирск: Русский архив, 1991.

55. Ильин И.А. Что сулит миру расчленение России? - М.: Пересвет, 1991.

56. Кацапова И.А. Соотношение морали и права в философии П.И. Новгородцева. Диссертация на соискание степени кандидата сфилос. наук. М.: 2003.

57. Кожев А. Тирания и мудрость // Вопросы философии. 1998. №6.

58. Константинова Л.В. Место и роль общественного идеала в системе социальной детерминации: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. филос. наук : 09.00.11 / Л.В. Константинова. - Саратов, 1994.

59. Корольков А. А. Одухотворення наука о праве // Русская филосфия права: философия веры и нравственности; по.ред. В. П. Сальникова. — СПб, 1997.

60. Косолапов Р.И. Социалистический идеал: теория и реальность // Проблемы мира и социализма. - 1979. № 2; Квасов Г.Г. Социальные идеалы личности и действительность. - М., 1979.

61. Кропоткин П. А. Что такое анархия?; Его же. Анархия, её философия, её идеал // Анархия, её философия, её идеал. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

62. Левин К. Теория поля в социальных науках / [Пер. Е. Сурпина]. — СПб.: Речь, 2000.

63. Левицкий С. А. «Борис Петрович Вышеславцев» С. 6-7 (Из книги Вышеславцев Б. П. Сочинения / Сост. и прим. Сапов В. В. Вступ. статья Левицкий С. А. — М.:Раритет, 1995. — 461 с. — (Библиотека духовного возрождения).

64. Лобачева Теодор Дезами. Кодекс общности / Перевод с франц. Э.А. Желубовской. Вступительная статья и комментарии В. П. Волгина (М.: изд-во АН СССР, 1961).

65. Маркс К., Критика Готской программы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19.

66. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3, — М., 1955.

67. Мережковский Д.С. Атлантида - Европа: Тайна Запада. М., 1992.

68. Мертон Р. Социальная структура и аномия //Социология преступности (Современные буржуазные теории) Москва, 1966. Перевод с французскогоЕ.А.Самарской. Редактор перевода М.Н. Грецкий. Издательство «Прогресс».

69. Метнер Н.К. Муза и мода: Защита основ музыкального искусства // ЭОН: Альманах старой и новой культуры. Вып. IV. М., 1996.

70. Начало первой русской революции. Январь-март 1905 года. Документы и материалы / Под ред. Н. С. Трусовой. — М.: Изд-во АН СССР, 1955.

71. Новгородцев П.И. "Платон" - по книге В. Виндельбанда. Ответы на два первых билета программы по истории философии профессора Новгородцева., М., 1909.

72. Новгородцев П.И. Б.И. Чичерин. [текст] / П.И. Новгородцев. - М, 1905.

73. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания.// Вопросы философии и психологии. М., 1906. Кн. 84.

74. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1996.

75. Новгородцев П.И. Восстановление святынь.// П.И. Новгородцев. Сочинения. М., 1995.

76. Новгородцев П.И. Государство и право.// Вопросы философии и психологии. 1903. Кн. 74-75.

77. Новгородцев П.И. Идеалы партии народной свободы и социализм.//Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997.

78. Новгородцев П.И. Идея права в философии Владимира Соловьева.//Вопросы философии и психологии. М., 1901 (январь-февраль). Кн. I (56).

79. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. М., 1897.

80. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. СПб.,1999.

81. Новгородцев П.И. История философии права. М., 1897.

144

82. Новгородцев П.И. как критик марксистского абсолютизма в социальной науке // История теоретической социологии. Т2. 1998.

83. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о прае и государстве. Два типических построения в области философии права. М., 1903 (Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2000).

84. Новгородцев П.И. Мораль и познание.//Вопросы философии и психологии. 1902. Кн. 64.

85. Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права.//Проблемы идеализма. Под ред. П.И. Новгородцева. М., 1902.

86. Новгородцев П.И. О задачах современной философии и права. СПб., 1902.

87. Новгородцев П.И. О путях и задачах русской интеллигенции.//П.И. Новгородцев. Сочинения. М., 1995.

88. Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права. //Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997.

89. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

90. Новгородцев П.И. Ответ Л.И. Петрожицкому.//Вопросы философии и психологии. 1902. Кн

91. Новгородцев П.И. Покровский И.А. О праве на существование. Социально-философские этюды. М., 1911.

92. Новгородцев П.И. Политическая теория марксизма.//Труды русских ученых за границей. Берлин, 1922. Кн. 1.

93. Новгородцев П.И. Политические идеалы древнего и нового мира. М., 1913-1914. Вып. 1-11.

94. Новгородцев П.И. Право и нравственость. //Сборник по общественно-юридическим наукам. Выпуск 1. СПб., 1899.

95. Новгородцев П.И. Православная Церковь в ее отношении к духовной жизни новой России.// Русская Мысль. 1922. № 1-2.

96. Новгородцев П.И. Русский последователь Германа Когена.//Вопросы философии и психологии. 1909. Кн.99.

97. Новгородцев П.И. Современные положения проблемы естественного права. М., б.г.

98. Новгородцев П.И. Сократ и Платон. М., 1901.

99. Новгородцев П.И. Существо русского православного сознания.//Православие и культура. Под ред. В.В. Зеньковского. Берлин, 1923. (Новгородцев П.И. Существо русского православного сознания.//Сочинения. М.,1995).

100. Новгородцев П.И. Учение Канта о праве и государстве и государстве.//Вопросы философии и психологии. М., 1901(май-июнь). Кн.Ш (58).

101. Новгородцев П.И. Церковный вопрос. Пг., 1918.

102. Новгородцев П.И. Этический идеал в правовой философии. М., 1903.

103. Новгородцев П.И.Нравственная проблема в философии Канта. // Вопросы философии и психологии. М., 1901(март-апрель). Кн. 57.

104. Новгородцев П.И.О задачах современной философии права. СПб., 1902.

105. Новгородцев П.И.Об историческом и философском изучении идей.//Вопросы философии и психологии. 1990. Кн. 1У(54).

106. Орлова. Э.А. Модерн как культурный стиль // Обсерватория культуры. № 4; Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект. Постмодернизм и культура.

107. Орлова. Э.А. Социология культуры. Академический проект. М.,2012.

108. Освальд Шпенглер. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Том 2: Всемирно-исторические перспективы. Перевод с немецкого и примечания Маханькова И. И. М.: "Мысль", 1998.

109. Павлов В.Л. Философско-социологический анализ общественного идеала: Автореф. дис. .канд. филос. наук. -Киев, 1980.

110. Поппер, К. Открытое общество и его враги. Т. 1—2. — М., 1992.

111. Путилова Л. М. Идеал как отражение бытия и образ будущего: Автореф. дис. канд. филос. наук. Саратов, 1987.

112. Руткевич А. М. Ортега-и-Гассет // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин. — М.: Мысль, 2000—2001.

113. Руткевич А.М. А. Кожев и Л. Штраус: спор о тирании // Вопросы философии. 1998. №6. С. 84.

114. Садик Дж. Аль-Азм Что такое Исламизм? http: //www.isramir.com/content/view/3133/169/.

115. Сергеев К. А., Камнева Л. С. Сущность человеческого бытия в философии Платона// Платон. Государство. СПб.: Наука,- 2005.

116. Сидорина Т.Ю. Кризис ХХ века. М.,2001.

117. Смена вех.- Прага, 1921; Агурский М.С. Идеология национал-большевизма.- Париж: Ymca-Press, 1970.

118. Стародубцев Г. С. Международно-правовая наука российской эмиграции. М., 2000.

119. Т. Г. Масарик и «Русская акция» Чехословацкого правительства: К 150-летию со дня рождения Т. Г. Масарика. По материалам международной научной конференции / Вандалковская М. Г.. — 1-е. — Москва: Русский путь, 2005.

120. Татаринцев В.Г. Роль коммунистического идеала в формировании ценностной направленности социалистической личности.-в кн.: XXX Герценовские чтения: Философия и социальная психология. Л., 1977, с.П0-113.

121. Томас Гоббс. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Книга. Москва, 2001.

122. Тугаринов В.Г. Теория ценностей в марксизме. - Л., 1968.

123. Туманов С.В. Общественный идеал: диалектика развития. - М.: МГУ, 1986.

124. Тюремная одиссея Василия Шульгина: Материалы следственного дела и дела заключённого / Сост., вступ. ст. Макаров В. Г., Репников А. В., Христофоров В. С.; комм. Макаров В. Г., Репников, А. В. — М.: Русский путь, 2010.

125. Устрялов Н.В. Проблема прогресса. М., 1998.

126. Федосеев, П. Н., Афанасьев, В. Г. Научный коммунизм: Учебник для вузов. М.: Политиздат, 1985.

127. Федотов Г.П. Об антихристианском добре // Путь. 1929. №5.

128. Федотов Г.П. Правда побежденных // Федотов Г.П. Полн. Собр. Соч. Т.3. Париж, 1982.

129. Федотов Г.П. Русский человек // Федотов Г.П. Новый град. Нью-Йорк, 1952.

130. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Пер с англ. СПб.: Ювента, 1999.

131. Франк С. Л. Соч. М., 1990. С. 115; Франк С. Л. Кризис западной культуры.

132. Франк С.Л. Крушение кумиров // Франк С.Л. Соч. М., 1990.

133. Фрейденберг О. М. Утопия // Вопросы философии, 1990. — № 5.

134. Царьков П.Е.Русский либерализм сквозь призму неокантианства. Идеалы и воплощение. - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012.

135. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

136. Черкашин Д.С. Диалектика коммунистического общественного идеала и действительность: /Некоторые вопросы методологии и теории/. Диссертация. докт. филос. наук. - Харьков, 1977

137. Чернышов Ю. Г. идеи и миф о «золотом веке» в Древнем Риме. / Изд. 2-е, испр. и доп. Ч. 2. Ранний принципат. Новосибирск: Изд. НГУ, 1994.

138. Шалак В.И. Современный контент-анализ: приложения в области : политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы. - Омега-Л, 2009.

139. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. — СПб.: Питер, 2002.

140. Шпак В.Ю. Социалистический политический идеал как фактор развития личности при социализме: Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на Дону, 1973.

141. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. — М., 1999. — С. 261.

142. Эмиль Дюркгейм. Социология. Авторский сборник. М.: Канон+РООИ "Реабилитация"., 2006.

143. Энгельс Ф. Анти-Дюринг 1878 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 14. — М.-Л.: Соцэкгиз, 1931. — 359 с, отд. 3, гл. 2.

144. Эрих Фромм «Революция надежды. О гуманизации технологического общества». Пер. с англ.: Н.Г. Кротовская, Е.Г. Руднева, М.А. Султанова, Е.Н. Федина. Отв. ред.: П.С. Гуревич. М. :Айрис-пресс, 2005.

145. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. АН Украинской ССР, Ин-философии. - Киев: Наукова думка, 1977.

Литература на иностранном языке

П^ОКП

'шилтмтхл

2012 ,ла'оттш^лтзк лгаттрлзет - трп^пттап

2. A revised version of his Ph.D. thesis was published as: Irving Hexham, The Irony of Apartheid, Lewiston, Edwin Mellen, 1981.

3. A revised version of his Ph.D. thesis was published as: Irving Hexham, The Irony of Apartheid, Lewiston, Edwin Mellen, 1981.

4. Ballmer, Randall (2010). The Making of Evangelicalism: From Revivalism to Politics and Beyond.

5. Barker, Eileen «The Scientific Study of Religion? You Must Be Joking!» Journal for the Scientific Study of Religion, 34 (1995).

6. Barker, Eileen New Religious Movements: A Practical Introduction (Paperback) Bernan Press (October, 1990).

7. Bebbington, David W. (1990). "Baptists and Fundamentalists in Inter-War Britain." In Keith Robbins, ed. Protestant Evangelicalism: Britain, Ireland, Germany and America c.1750-c.1950.

8. Beckford, James A.; John Walliss (2006).Theorising Religion: Classical and Contemporary Debates. Ashgate Publishing Limited.

9. Beckford, James A.; John Walliss (2006).Theorising Religion: Classical and Contemporary Debates. Ashgate Publishing Limited. p. 91

10. Blattberg, Charles, "Political Philosophies and Political Ideologies, "in Patriotic Elaborations: Essays in Practical Philosophy, Montreal and Kingston: McGill-Queen's University Press, 2009.

11. Blattberg, Charles, "Political Philosophies and Political Ideologies, "in Patriotic Elaborations: Essays in Practical Philosophy, Montreal and Kingston: McGill-Queen's University Press, 2009.

12. Burgess, E. W. (1936)."Protecting the public by parole and by parole prediction".American Institute of Criminal Law and Criminology, volume 27(4).

13. Conway, Flo; James H. Siegelman, Carl W. Carmichael, John Coggins (June 1986). "Information Disease: Effects of Covert Induction and Deprogramming". Update: A Journal of New Religious Movements.

14. Conway, Flo; James H. Siegelman, Carl W. Carmichael, John Coggins (June 1986). "Information Disease: Effects of Covert Induction and Deprogramming". Update: A Journal of New Religious Movements.

15. Deutsch Morton. Field Theory // International Encyclopedia of Social Sciences. NY: MacmillanCompanyandFreePress, 1968.

16. Doner, Colonel V. (2012). Christian Jihad: Neo-Fundamentalists and the Polarization of America, Samizdat Creative.

17. Edward E. Curtis and Danielle Brune Sigler, eds., The New Black Gods: Arthur Huff Fauset and the Study of African American Religions, Bloomington: Indiana University Press, 2009.

18. Edward E. Curtis and Danielle Brune Sigler, eds., The New Black Gods: Arthur Huff Fauset and the Study of African American Religions, Bloomington: Indiana University Press, 2009.

19. Elijah Muhammad, Message to the Blackman in America (summarized here) and Yakub: The Father of Mankind. See also, Dorothy Blake Fardan, Yakub and the Origins of White Supremacy, Lushena Books, 2001.

20. Emil Dürkheim (1911). «Jugements de valeur et jugements de réalité». Paris, Presses Universitaires de France., 1972.

21. Eric Lincoln Black Muslims in America. — Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1994.

22. Essays by Roger Griffin, edited by Matthew Feldman. Hampshire and New York: Palgrave, 2008. ISBN 0-230-22089-4., Fascism, Totalitarianism, and Political Religion, London: Routledge, 2006. ISBN 0-415-34793-9.

23. Festinger Leon, Rieken Henry W. & Schachter Stanley. When Prophecy Fails: A Social and Psychological Study of a Modern Group that Predicted the Destruction of the World. NY; Harper & Row, 1956.

152

24. Festinger Leon, Rieken Henry W. &Schachter Stanley. When Prophecy Fails: A Social and Psychological Study of a Modern Group that Predicted the Destruction of the World. NY; Harper & Row, 1956.

25. Giddens, Anthony. 1972. ed. and trans. Emile Dürkheim: Selected Writings. Cambridge: CambridgeUniversity.

26. Hart, D. G. (1998). "The Tie that Divides: Presbyterian Ecumenism, Fundamentalism and the History of Twentieth-Century American Protestantism." Westminster Theological Journal 60, 85-107.

27. Hollander P. Soviet and American Society. Acomparison.N.Y., 1973.

28. Kemper, Robert V., "Robert Ezra Park", in Encyclopedia of Anthropology ed. H. JamesBirx . 2006, SAGE Publications.

29. Lifton R.J. Thought Reform and the Psychology of Tota Nsm.

30. Lifton R.J. Thought Reform and the Psychology of TotaNsm.

31. Lottick, Edward (2008). "Psychologist Survey Regarding Cults". Cultic Studies Review (International Cultic Studies Association) 7 (1): 42-54. Retrieved 2010-06-15.

32. Lottick, Edward (2008). "Psychologist Survey Regarding Cults". Cultic Studies Review (International Cultic Studies Association) 7 (1): 42-54. Retrieved 2010-06-15.

33. Macmillan Harold The Middle Way; A Study Of The Problem Of Economic And Social Progress In A Free And Democratic Society. — 1939.

34. Malcolm X, Benjamin Karim, The End of White World Supremacy: Four Speeches by Malcolm X, Arcade Publishing, 1989.

35. Markowitz, Arnold; David A. Halperin, M.D. (1984). "Cults and Children: The Abuse of the Young". Cultic Studies Journal (International Cultic Studies Association) 1 (2).Retrieved 2007-11-03.

36. Markowitz, Arnold; David A. Halperin, M.D. (1984). "Cults and Children: The Abuse of the Young". Cultic Studies Journal (International Cultic Studies Association) 1 (2).Retrieved 2007-11-03.

37. Mathias Hildebrandt: Krieg der Religionen? In: Aus Politik und Zeitgeschichte. Ausg.6 (2007).

38. Media Briefing with Attorney General Janet Reno: January 6, 2000; FBI Targets 'Right Wing' - Project Megiddo lists possible threats in the millenium.

39. Media Briefing with Attorney General Janet Reno: January 6, 2000; FBI Targets 'Right Wing' - Project Megiddo lists possible threats in the millenium.

40. Modernism and Fascism: The Sense of a Beginning under Mussolini and Hitler. Hampshire and New York: Palgrave, 2007. ISBN 1-4039-8783-1., A Fascist Century.

41. Mumford L. The Myth of The Machine. Vol. 2: The Pentagon Of Power. N.Y., 1970.

42. Mumford L. The Myth of The Machine. Vol. 2: The Pentagon Of Power. N.Y., 1970.

43. Mumford, Lewis. The Story Of Utopias. Create Space Independent Publishing Platform, N.Y., 2012.

44. O.R. Holsti, etc.Content Analysis // The Handbook of Social Psychology, Vol.2: Research Methods Ed. By G. Lindzey and E. Aronson.Mealo Park (California) - Addison - Wesley, 1968.

45. Official Release of the Statement by Amir Dokka Umarov about the Declaration of the Caucasus Emirate (full transcript of the video released 20 November 2007).

46. Pierre Larousse.Grand dictionnaire universel du XIXe siecle. Edité par labrairie classique Larousse et Boyer, Paris, 1869

47. Studies in Church History subsidia 7, 297-326. Oxford: Blackwell Publishers., Caplan, Lionel (1987).

48. Studies in Religious Fundamentalism. London: The MacMillan Press.

49. Sunshine, Spencer (Winter 2008). "Rebranding Fascism: National-Anarchists". The Public Eye 23 (4): 1, 12.

50. Yeakley Flavil R., Norton Howard W. & Vmzffnt Gene & Don E., eds. The Discipline Dilemma. Nashville, TN: Gospel Advocate Press, 1988.

51. YeakleyFlavil R., Norton Howard W. &Vmzffnt Gene & Don E., eds. The Discipline Dilemma. Nashville, TN: Gospel Advocate Press, 1988.

Список интернет-источников, использованных при написании диссертации

1.

http://ruskline.ru/analitika/2011/07/29/russkij_nacionalizm_ideologiya_russ kogo_naroda/

2. http://wap.histosev.borda.ru/71-20-0-00000008-000-0-0-1107148218.

3. http://www. gumer. info/bogoslov_Buks/Philos/Article/Hab_Moder

4. http : //www. pravo slavie. ru/j urnal/367. htm

5. http://www.proektrussia.ru/manifest-prosveschennogo-konservatizma.-n.-michalkov.html

6. http: //www. velikoross. ru/article/show/?id=242

Список литературы, использованной для информационно-целевого анализа

1. Алексеев Н.Н. Евразийцы и государство // Евразийская хроника. -Париж, 1927, Вып.9

2. Алексеев Н.Н. Идея «земного града» в христианском вероучении // Путь. - 1926. - №5. - С.567.

3. Алексеев Н.Н. Идея «земного града» в христианском вероучении // Путь. - 1926. -

4. Алексеев Н.Н. Идея справедливости // Русская философия права. Антология. - Спб.: Алатейя, 1997.

5. Алексеев Н.Н. Из Царьграда в Прагу. Русский юридический факультет.//Пашуто В.Т. Русские историки эмигранты в Европе.М., 1992.

6. Алексеев Н.Н. Народное право и задачи нашей правовой политики // Евразийсая хроника. - Париж, 1927. - Вып.8.

7. Алексеев Н.Н. Основы философии права. - Правда, 1924

8. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. - М., 1998. [электронный ресурс] // Режим доступа - http://www.evrazinfo.narod.ru/145.htm

9. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса . - М.: Республика 1994.

10. Вышеславцев Б.П. Два пути социального движения // Путь. - 1926. -№4. - М.: Информ-Прогресс,1992.

11. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. - Нью- Йорк.: CHALIDZE PUBLICATION, 1982.

12. Вышеславцев Б.П. Мораль и закон.//Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб., 1908.

13. Вышеславцев Б.П. Парадоксы коммунизма // Путь. - 1929. - №3. - М.: Информ-Прогресс,1992.

14. Вышеславцев Б.П. Философская нищета марксизма // Вышеславцев Б.П. Сочинения. М.: Раритет, 1995.

15. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. Проблемы закона и благодати. М., 1994.

16. Вышеславцев Б.П. Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. - М.: Печатня А.П. Снегиревой, 1914.

17. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. - М.: Рарогъ, 1993.

18. Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи / Под ред. Н.П. Полторацкого. - М.: Воениздат, 1993.

19. Ильин И.А. О монархии и республике // Вопросы философии. - 1991. -№5.

20. Ильин И.А. О правосознании. Полн. собр. соч. в 10 т. Т. 1. М., 1993.

21. Ильин И.А. О России (2е издание). - М.: Студия «ТРИТЭ», Росархив, 1995.

22. Ильин И.А. О сущности правосознания . - М., 1992.

23. Ильин И.А. Об основах государственного устройства будущей России // Ильин И.А. Основы государственного устройства. Проект Основного Закона России. - М.: Рарогъ, 1996.

24. Ильин И.А. Памяти Новгородцева.//Русская мысль.Берлин, 1923-1924.

25. Ильин И.А. Поющее сердце // Ильин И.А. Соч. в 2-х тт. - Т.2. - М.: Медиум, 1994.

26. Ильин И.А. Проект Основного Закона Российской Империи // Ильин И.А. Основы государственного устройства. Проект основного закона России. - М.: Рарогъ, 1996.

27. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Соч. в 2-х тт. -Т.2. - М.: Медиум, 1994.

28. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего: Об основах духовного характера: Публ. речь, произнесенная в 1934 году в Риге, Берлине, Белграде и Праге. - Новосибирск: Русский архив, 1991.

29. Ильин И.А. Что сулит миру расчленение России? - М.: Пересвет, 1991.

30. Н.Н. Алексеев. Теория государства: Теоретическое государствоведение, государственное устройство, государственный идеал. — Прага, 1931.

31. Новгородцев П.И. "Платон" - по книге В. Виндельбанда. Ответы на два первых билета программы по истории философии профессора Новгородцева., М., 1909.

32. Новгородцев П.И. Б.И. Чичерин. [текст] / П.И. Новгородцев. - М, 1905.

33. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания.// Вопросы философии и психологии. М., 1906. Кн. 84.

34. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1996.

35. Новгородцев П.И. Восстановление святынь.// П.И. Новгородцев. Сочинения. М., 1995.

36. Новгородцев П.И. Государство и право.// Вопросы философии и психологии. 1903. Кн. 74-75.

37. Новгородцев П.И. Идеалы партии народной свободы и социализм.//Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997.

38. Новгородцев П.И. Идея права в философии Владимира Соловьева.//Вопросы философии и психологии. М., 1901 (январь-февраль). Кн. I (56).

39. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. М., 1897.

40. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. СПб .,1999.

41. Новгородцев П.И. История философии права. М., 1897.

42. Новгородцев П.И. как критик марксистского абсолютизма в социальной науке // История теоретической социологии. Т2. 1998.

43. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о прае и государстве. Два типических построения в области философии права. М., 1903 (Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2000).

44. Новгородцев П.И. Мораль и познание.//Вопросы философии и психологии. 1902. Кн. 64.

45. Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права.//Проблемы идеализма. Под ред. П.И. Новгородцева. М., 1902.

46. Новгородцев П.И. О задачах современной философии и права. СПб., 1902.

47. Новгородцев П.И. О путях и задачах русской интеллигенции.//П.И. Новгородцев. Сочинения. М., 1995.

48. Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права. //Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997.

49. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

50. Новгородцев П.И. Ответ Л.И. Петрожицкому.//Вопросы философии и психологии. 1902. Кн 66.

51. Новгородцев П.И. Покровский И.А. О праве на существование. Социально-философские этюды. М., 1911.

52. Новгородцев П.И. Политическая теория марксизма.//Труды русских ученых за границей. Берлин, 1922. Кн. 1.

53. Новгородцев П.И. Политические идеалы древнего и нового мира. М., 1913-1914. Вып. 1-11.

54. Новгородцев П.И. Право и нравственость. //Сборник по общественно-юридическим наукам. Выпуск 1. СПб., 1899.

55. Новгородцев П.И. Православная Церковь в ее отношении к духовной жизни новой России.// Русская Мысль. 1922. № 1-2.

56. Новгородцев П.И. Русский последователь Германа Когена.//Вопросы философии и психологии. 1909. Кн.99.

57. Новгородцев П.И. Современные положения проблемы естественного права. М., б.г.

58. Новгородцев П.И. Сократ и Платон. М., 1901.

160

59. Новгородцев П.И. Существо русского православного сознания.//Православие и культура. Под ред. В.В. Зеньковского. Берлин, 1923. (Новгородцев П.И. Существо русского православного сознания.//Сочинения. М.,1995).

60. Новгородцев П.И. Учение Канта о праве и государстве и государстве.//Вопросы философии и психологии. М., 1901(май-июнь). Кн.Ш (58).

61. Новгородцев П.И. Церковный вопрос. Пг., 1918.

62. Новгородцев П.И. Этический идеал в правовой философии. М., 1903.

63. Новгородцев П.И.Нравственная проблема в философии Канта. // Вопросы философии и психологии. М., 1901(март-апрель). Кн. 57.

64. Новгородцев П.И.О задачах современной философии права. СПб., 1902.

65. Новгородцев П.И.Об историческом и философском изучении идей.//Вопросы философии и психологии. 1990. Кн. 1У(54).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.