Концепция веры и разума в средневековой философии: эволюция и основные интерпретации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Джавиш Осман

  • Джавиш Осман
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 212
Джавиш Осман. Концепция веры и разума в средневековой философии: эволюция и основные интерпретации: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2021. 212 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Джавиш Осман

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа проблемы соотношения веры и разума в средневековой философии

1.1. Средневековая философия как выражение фундаментального диалога Бога и человека: диалогичность средневековой философии

1.2. Средневековый диспут как предпосылка становления диалога веры и

разума в средневековой философии

Глава 2.Становление и эволюция концептов веры и разума в средневековой философии

2.1. Становление концептов веры и разума в раннесредневековой философии: Августин Аврелий

2.2. Реализм и номинализм как философские подходы к проблеме

соотношения веры и разума: Ф.Аквинский и П.Абеляр

Глава 3. Диалектика веры и разума в доказательствах бытия

Бога

3.1. Вера и разум в онтологической аргументации Ансельма Кентерберийского

3.2. Диалектика и логика в теологической аргументации

Фомы Аквинского

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция веры и разума в средневековой философии: эволюция и основные интерпретации»

Актуальность темы исследования.

Проблема соотношения веры и разума активно исследуется и обсуждается в процессе религиозного и философского обучения в исламе, в иудаизме, в странах христианского Востока. Для этих культурных укладов опыт решения проблемы веры и знания в средневековой мысли представляет немалую ценность.

Необходимо также отметить, что в странах, где господствует светская культура, по мере усиления критики научно-технического развития пересматриваются и отношения веры и разума, характерные для эпохи модерна. Идеология постмодернизма во многом связана с критикой классической научной рациональности, со стиранием границ между наукой и ненаукой, со смягчением противостояния науки и религии. Развитие современной эпистемологии предлагает новый взгляд на роль веры в познании. Вера оказывается важным аспектом формирования современной картины мира, в связи с чем появляется концепт «философской веры», исследуется роль принимаемых на веру предпосылок научного познания и аргументации. Интерес к концепту веры стимулирует интерес к предельному случаю веры, представленному в культуре - к религиозной вере. Это побуждает философов к поиску новых, более компромиссных форм связи институтов науки и религии, что находит свое выражение в переосмыслении сложившихся концептов веры и разума. При этом религиозная философия, как современная, так и средневековая, предлагает различные образцы отношений веры и разума. В этой связи наследие средневековой философии представляет несомненный интерес и актуально.

Предлагаемые формы взаимосвязи веры и разума в средневековой западноевропейской философии интересны, прежде всего тем, что, вопреки ряду предрассудков, мыслители того времени, по крайней мере, на стадии восходящего развития этой философии, сохраняли исследовательский дух и

3

умели достаточно гармонично сочетать в своем мировоззрении различные формы веры и разума, осуществлять синтез религиозной веры и разума, хотя, в ряде случаев допуская логические ошибки и отступления от канонов веры. Взаимосвязь веры и разума в средневековой западноевропейской философии осуществлялась в процессе достаточно свободных диалогов, заочных и очных, заметную роль здесь играли средневековые диспуты. В результате связь веры и разума в средневековой философии приобрела диалогический характер. И этот опыт диалога, диалогического общения и аргументированного разрешения мировоззренческих, ценностных конфликтов также имеет значение для современной культуры.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема соотношения веры и разума, ее разновидностей -отношений философии и религии, философии и теологии достаточно изучена в философии. Она имеет длительную историю и восходит к работам античных и средневековых мыслителей, среди которых Платон, Аристотель, Августин Аврелий, Эриугена, Ансельм Кентерберийский, П.Абеляр, Фома Аквинский и другие. Философский и теологический дискурс по этой проблеме выходит за пределы средневековой цивилизации Запада, играя важную роль и в традиционной восточной культуре, и в современной мировой культуре. В философии ХХ века особый интерес к проблеме проявляли преимущественно религиозные философы и теологи, среди которых Ю.Бохеньский, В.Бельмонте, Э.Жильсон, Ж.Маритен, Д. Лэйн, Д.Маклин, А.Мисгина, К.Нэш, Д. Трэйси, Д.Тюрнер, из российских -В.В. Зеньковский, А.В. Апполонов, А.Мень, А.И.Осипов, В.Н. Тростников и другие1. Трудами этих и других исследователей была сформирована основа

1 Бохеньский Ю.М. Сто суеверий: Краткий философский словарь предрассудков. - М.: Издательская группа «Прогpесс»-«V[A», 1993; Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца века: Пер с. фр. - М.: Культурная революция, Республика, 2010; Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем// Маритен Ж. Философ в мире. М.: Высш. Шк., 1994; Lane D.A. The Experience of God: An Invitation to Do Theology. - N.Y.: Paulist Press, 1981.; Turner D. Faith, Reason and the Existence of God. - Cambridge: University Press, 2004; Мень А.В., прот. История религии: В поисках Пути, Истины и жизни: В семи томах. Т.1. Истоки религии. - М.: СП «Слово», 1991и другие.

для исследования этой проблемы, обосновано принципиальное положение о связи веры и разума.

Исследование различных аспектов проблемы соотношения веры и разума в средневековой христианской философии занимает заметное место в работах историков средневековой философии, среди которых Э.Грант, Э.Жильсон, Ф.Коплстон, Б. Рассел, Д.Реале, Д.Антисери, М.Суини, Д.Джоквин, В.Роузентал, Д. Моран, К.Сират, В.Л. Татаркевич, А.В. Бармин, В.П.Гайденко, С.С.Неретина, Г.Г. Майоров, А.Ф. Лосев, В.В.Соколов, А.Н. Чанышев, и другие2. Были исследованы общие и специфические черты историко-философского процесса в средние века, место проблемы веры и разума в средневековой мысли, другие существенные для средневековья проблемы, выявлены основные подходы к проблеме веры и разума. В работах А.О.Маковельского, М.А Гарнцева, А.Л. Доброхотова, и других были затронуты проблемы средневековой логики, онтологии, теории сознания и познания, значимые для исследуемой проблемы. Особо следует отметить фундаментальное исследование С.Неретиной и А.Огурцова

-5

проблемы универсалий . В этой связи нельзя не отметить возрождение в последние годы интереса к средневековой христианской философии в России, где были изданы, нередко впервые, переводы средневековых философов, появились интересные концепции.

Наряду с отмеченными зарубежными и российскими исследователями средневековой философии заметный вклад в исследование проблемы веры и разума внесли исследователи творчества отдельных средневековых европейских мыслителей, сыгравших ключевую роль в осмыслении отношения разума и веры: Августина, Абеляра, Ансельма, Фомы

2 Grant E. God and Reason in the middle Ages. - Cambridge: Cambridge & University Press, 2004; Moran D. Medieval philosophy: from Augustine to Nicholas of Cusa. // Fundamentals of Philosophy [Текст] / edited by J.Shand. - L.and N.Y.: Routledge, 2003. P.155-203; Жильсон Э. Разум и Откровение в Средние века // Богословие в культуре Средневековья. - Киев: Христианское братство «Путь к Истине», 1992; Коплстон Ф. История философии. Средние века. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2003; Суини М. Лекции по средневековой философии. Вып.1. М.: М.: Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 2001, и другие.

3 Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. - М.: Изд-во Моск.гос.ун-та, 1987; Маковельский А. О. История логики. — Жуковский; М.: Кучково поле, 2004; Неретина С., Огурцов А. Пути к универсалиям. - СПб.: РХГА, 2006 и другие.

Аквинского, и других, учения которых стали предметом специального исследования в диссертационном исследовании: Г.Мэтьюс, К.Мэтью, А.Марри, К.Китцели, И.В.Попов, А.А.Столяров, Н.С.Мудрагей, Н.А.Сидорова, М. Браун, Д.Рико, Д.Соумик, И.В.Лошиц, А.В. Басос, Ю.Боргош, К.В. Бандуровский, Д.Бойл, Л. Боневич, М.Вейцингер, и другие4, в работах который представлены существенные и интересные интерпретации работ средневековых авторов. Усилиями этих и других исследователей были раскрыты особенности интерпретаций веры и разума средневековыми мыслителями и созданы возможности для дальнейшего изучения проблемы веры и разума в средневековой философии. Тем не менее, нужно отметить недостаток специальных исследований проблемы веры и разума в современной российской истории философии.

Для исследования развития проблемы веры и разума в средневековой философии Запада большое значение имеют исследования средневековой культуры и науки К.Бруком, А. Койре, А. де Либерой, М. де Вульфом, Э.Панофским, М.Элиаде, П.П. Гайденко, В.П.Гайденко, Г.А. Смирновым и другими 5 . Их работы существенно дополнили собственно историко-философские исследования и создали предпосылки для изучения проблемы веры и разума в средневековой философии с учетом культурного контекста и на основе применения культурологических подходов.

Важный вклад в изучение проблемы разума и веры вносят современные российские и зарубежные исследования в сфере истории и философии религии, исследования проблем веры, богословия, западной

4 Matthews, Garreth B. Augustine. - Oxford: Blackwell Publishing Ltd, 2005; Matthew, K.S. Knowing and Trusting: The Social Epistemologies of Augustine and Aquinas. - Toronto: University of Toronto, 2014; Марру, А. Святой Августин и августинианство; пер. сфр. О.В.Головой. - Долгопрудный: Вестком, 1999; Бандуровский К.В. Бессмертие души в философии Ф.Аквинского. М.: Издательство РГГУ, 2011; Боргош Ю. Фома Аквинский. - М.: Мысль, 1975; Басос А.В. Единственный аргумент» Ансельма Кентерберийского // Истина и благо: универсальное и сингулярное / Отв.ред.А.П.Огурцов. - М.: Б/и, 2002. С.146-166; и другие.

5 Брук К. Возрождение XII века // Богословие в культуре Средневековья. - Киев: Христианское братство «Путь к Истине», 1992; Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века: Общие принципы и учение о движении. - М.: Наука,1989. 352 с.; Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. - М.: Прогресс, 1985; Либера, Ален де Средневековое мышление; Пер. с франц. О.В.Головой, А.М.Руткевича. - М.: Праксис, 2004. - 368 с., и другие.

средневековой мистики, различных неортодоксальных мистических учений, позволившие выявить разнообразие форм религиозной веры. Но, несмотря на многолетнюю традицию исследования феномена веры, ее многообразные формы нуждаются в столь же глубоком и комплексном исследовании, как и формы рациональности.

Несмотря на достаточно высокую степень изученности проблемы веры и разума в средние века имеются возможности для углубления исследования на основе применения теоретико-методологических инноваций. Прежде всего необходимо отметить выраженную преимущественно в зарубежной философии последних десятилетий тенденцию к преодолению присущего эпохе модерна противопоставления веры и разума, представленную в работах Ч.Талиаферро, А.Плангинги, А.Мисгины, Д.Маклина, Л.А.Марковой и других6. Если раньше внимание философов, в частности, советских, привлекало противостояние веры и разума в борьбе религии и науки, то теперь акцент смещается на взаимодействие многообразных форм веры и разума, на новую рациональность. Указанная тенденция находит свое отражение и в работах современных российских исследователей.

Необходимо также отметить значение диалогического подхода, стимулированного развитием диалогики В.С. Библера, рассматриваемой как форма диалектики. Применение диалогического подхода нашло определенное распространение в российских историко-философских исследованиях Т.Б Длугач, Л.М.Баткина и других, применительно к

п

средневековой философии - у К.Д.Скрипника, С.Неретиной и А.Огурцова .

6 Талиаферро Ч. Доказательство и вера: философия и религия с XVII века до наших дней. - М.: Языки славянской культуры: Знак , 2014; Misgina Assimee Faith and Reason: the double Sidedness of Faith and Reason and their Role in a meaningful Life. - Addis Ababa: Addis Ababa University, 2014; Plantinga, A. When Faith and Reason Clash: Evolution and the Bible. // Christian Scholar's Review XXI:1 (September 1991): 8-33; Маркова, Л.А. Наука и религия: о возможности их междисциплинарного общения // Эпистемология & Философия науки. - Ежеквартальный журнал. - 2010. -T.XXIV. - №2. - С.235-238, идругие.

7 Библер В.С. Диалектика и диалогика // Архэ. Ежегодник культурологического семинара1998. Вып.3.- М., 1998; Столович, Л.Н. Диалог и диалектика// Вопросы философии. 2002. №11. С.174-183; Неретина С.С., Огурцов А. Пути к универсалиям. - СПБ.: РХГА, 2006, и другие

Этот подход позволяет глубже раскрыть структуру и динамику взаимоотношений веры и разума в исследуемую эпоху.

В связи с применением диалогического подхода к исследованию проблемы веры и разума существенным является исследование средневекового диспута. Формальные аспекты этого диспута изучали А.Шопенгауэр, Н. Решер, П. Лоренцен, К. Люмер, в России - К.Д. Скрипник, содержательные и общекультурные - Н.С. Суворов, Е.В. Антонова, Г.И. Беневич, А.В. Бармин, Е.Н. Лисанюк и другие . Исследования диспута позволяют раскрыть содержание диалога веры и разума в средневековье и построить модель их взаимоотношений.

Для современных исследований веры и разума заметную роль играют также современные работы в сфере эпистемологии, социальной эпистемологии, релятивизирующие традиционные понятия разума и веры, концептуализирующие их. На основе указанных разработок и предложенной методологии созданы теоретические предпосылки для дальнейших исследований многообразных интерпретаций концептов веры и разума и сложной эволюции их взаимоотношений в средневековой философии.

Объект исследования: вера и разум как структурные составляющие средневековой западноевропейской философии.

Предмет исследования: Специфика и динамика взаимосвязи концептов веры и разума в процессе развития средневековой западноевропейской философии.

Цель исследования: выявление веры и разума как важнейших структурных составляющих средневековой философии Запада, исследование специфики и динамики их взаимосвязи в истории средневековой философии на основе изучения подходов важнейших представителей средневековой западноевропейской мысли.

8 Скрипник К.Д. Философия. Логика. Диалог. - Ростов/Д.: Изд-во РГУ, 1996; Полемическая культура и структура научного текста в Средние века и в раннее Новое время. - М.: Изд.дом Высш.шк.экономики, 2012 и другие.

Цель диссертационного исследования предполагает решение следующих задач:

- выявить философские концепты веры и разума в средневековой христианской философии и установить теоретико-методологические основания их исследования;

- раскрыть диалогический характер взаимосвязи веры и разума на основе анализа средневекового диспута;

- изучить становление концептов веры и разума в философии Августина Аврелия;

- проанализировать взаимосвязь веры и разума в процессе развития проблемы универсалий в учениях Пьера Абеляра и Фомы Аквинского;

- исследовать взаимосвязь веры и разума в доказательствах Ансельма Кентерберийского;

- определить специфику взаимосвязи веры и разума в философии и теологии Ф.Аквинского.

Теоретическую и методологическую основу исследования

составляют работы российских и зарубежных историков философии, философов-медиевистов, специалистов по философии религии, эпистемологии, логике и теории аргументации, исследования советских и российских философов по диалектике и диалогике.

Теоретическую основу исследования проблемы веры и разума в средневековой философии составили, прежде всего, работы историков философии: Р.Брэндома, Э. Жильсона, Ф.Ч. Коплстона, Б.Рассела, М. Суини, Г.Г. Майорова, С.С. Неретиной, В.В. Соколова и других, давшие основу для общего осмысления обширного материала, представленного в источниках по философии средних веков. Наряду с указанными авторами важную роль сыграли работы, освещавшие философские воззрения отдельных мыслителей, такие как Г.Мэтью, К.В.Бандуровский, А.В.Басос, и другие. Особо следует отметить исследования по истории средневековой науки В.П.Гайденко и Смирнова, и по проблеме универсалий

9

С.С.Неретиной и А.Д. Огурцова, давшие важные ориентиры для исследования отдельных аспектов изучаемой проблемы.

Значительную теоретическую поддержку исследованию оказали работы, посвященные непосредственно проблемам веры, разума, их взаимоотношениям, среди которых можно указать авторов с различными позициями и подходами: Ю. Бохеньского, Э. Жильсона, Ж. Маритена,

A.В.Меня, Д.Лайна, Ч.Талиафьеро, Н.С.Автономову, В.Н.Поруса и других. Исследования феноменов веры и разума позволили раскрыть их сложное многоаспектное содержание и разноуровневую природу, связь базовых форм рациональности и веры с теоретическими концепциями веры и разума в философии, и выявить концепты веры и разума.

Методологическую основу диссертационного исследования составили, прежде всего, работы по методологии историко-философского исследования: Р.Коллинза, В.И.Татаркевича и других.

Особое значение для методологии исследования имеют системно -исторический метод, принцип синтетического единства веры и разума и идея диалогичности философии. В этой связи значительную роль играют методологические положения классической диалектики и диалогики

B.С.Библера, позволившие раскрыть диалектичность и диалогичность средневековой философии, диалог веры и разума в средневековом дискурсе. Для раскрытия взаимосвязи веры и разума значима теоретическая модель средневекового диспута и метод моделирования в целом.

Для работы с первоисточниками по средневековой философии использовались методы герменевтический, компаративистский, исторический, культурологический, биографический, метод кейс-стадис. Большое значение для анализа имело применение методов логики теории аргументации, в частности, теории игр.

Новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- выявлена сложная, разноуровневая структура концептов веры и разума, взаимосвязь базового и теоретического уровней проявлений веры и разума в философии, исследован диалогический характер взаимосвязи концептов веры и разума в средневековой мысли, раскрыты основные аспекты эволюции диалога веры и разума в средневековой западноевропейской философии;

- определена двойственная природа средневекового диспута как формы диалога, сочетающего всеобщие рациональные формы и методы и специфические для средневековой европейской культуры, связанные с религией цели и основания аргументации, в силу чего средневековый диспут является эффективной формой синтеза веры и разума;

- показано, что сформировавшиеся в философии Августина Аврелия концепты веры и разума указывают на разноуровневый, многоаспектный характер проявлений веры и разума в его учении, раскрыта роль диалога в становлении синтетической взаимосвязи веры и разума на теоретическом уровне на основе простых, базовых форм рациональности и форм веры («фиденциальности») в процессе эволюции его учения;

- установлено, что для эволюции концептов веры и разума в философии Абеляра и Фомы Аквинского существенное значение имел спор по проблеме универсалий, переход к интерпретациям универсалий и бытия Бога на основе аристотелизма и изменение на этой основе отношений веры и разума;

- выявлена диалогическая природа философии Ансельма Кентерберийского, его «единственного аргумента», в этом контексте показаны специфика синтеза разума и веры, взаимосвязь базовых и теоретических уровней концептов веры и разума как основы для доказательств бытия Бога;

- раскрыта специфика диалога концептов веры и разума в учении Фомы

Аквинского как наиболее сложной, систематизированной формы синтеза

веры и разума на восходящей части циклического развития средневековой

западной философии, показано, как дедуктивная логика построения

11

философско-теологической системы сочетается с диалогическим характером аргументации и формой его произведений.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Концепты веры и разума охватывают многообразные проявления рациональности и веры («фиденциальности») на различных уровнях мышления: от базового до теоретического в их взаимосвязи. В отличие от сформировавшегося в философии эпохи модерна противопоставления веры и разума средневековая христианская философия представляет многообразные формы их взаимосвязи и синтеза. Этот синтез носит диалогический характер, диалог концептов веры и разума может быть представлен как выражение общей диалогичности средневековой мысли, и как выражение фундаментального диалога человека и Бога. Эволюция взаимоотношений веры и разума в процессе истории средневековой западноевропейской философии носит циклический характер.

2. Диалогическая связь концептов веры и разума, диалогичность средневековой философии в целом, заметно проявляется на материалах средневекового диспута, на модели которого может быть изучена. Диспут как форма диалога имеет двойственную природу, сочетая формальную рациональность аргументации и игровую логику ведения диалога с принятием на веру оснований, присущих средневековью целей и аргументов. В этом отношении средневековый диспут парадоксален, это особая эффективная форма связи, синтеза веры и разума, в том числе и на теоретическом уровне.

3. В учении Августина особый интерес представляет формирование и

развитие концептов веры и разума на основе синтеза традиций античной

рациональности, философии и христианской веры. Этот синтез

осуществляется в процессе духовной эволюции Августина, в ходе которой

происходит становление на основе базовых форм отношений веры и разума

более сложных теоретических форм синтеза. Важную роль в эволюции

форм связи веры и разума у Августина играют философские диалоги,

12

раскрывающие диалогичность мышления и становление диалога концептов веры и разума в его философии.

4. По мере становления и развития проблемы универсалий в средневековой философии проблема соотношения веры и разума выражается отчасти и через спор об универсалиях. В развитии концептов веры и разума в учениях Абеляра и Ф.Аквинского диалог об универсалиях играет важную роль ввиду ключевой роли бытия Бога в их формировании. Изменение философских концепций бытия является основой эволюции отношения веры и разума. Связь веры и разума предстает как выражение диалектической взаимосвязи общего и единичного. В то же время выявляется ограниченная применимость основных подходов к проблеме универсалий для исследования соотношения веры и разума.

5. Концепты веры и разума у Ансельма Кентерберийского, развитые на основе учения Августина, имеют более зрелый характер и представляют собой сложное переплетение базовых форм рациональности и веры, теоретических концептов веры и разума, философская рациональность здесь усилена на основе осмысления проблемы универсалий. Доказательства бытия Бога, «единственный аргумент» представляют собой сложную, диалогическую по природе форму рассуждения, демонстрирующую синтез веры и разума на более высоком уровне и дающую основу для дальнейшего осмысления проблемы бытия в философии зрелого Средневековья.

6. Учение Фомы Аквинского представляет синтез философии и теологии как форм знания, основанных преимущественно на разуме и на вере. Теология определяет смыслы и основания познания и деятельности, философия рационально объясняет важные для теологии вопросы. В теологии Фомы строгая дедуктивная логика построения философско-теологической системы сочетается с диалогическим характером аргументации и с диалогической формой его произведений. Диалог концептов веры и разума в учении Аквинского раскрывает высшую, особо сложную форму синтеза веры и

разума, сложившуюся на восходящей стадии циклического развития средневековой западноевропейской философии.

Теоретическая и практическая значимость.

Теоретическая значимость работы связана, прежде всего, с развитием и конкретизацией концептов веры и разума на основе современной философии и науки, с углубленным исследованием характера их взаимосвязи в средневековой мысли. Раскрыта структура этой взаимосвязи, ее основные интерпретации и эволюция в процессе исторического развития средневековой философии. Особую значимость имеет применение диалогики, методологии диалогического подхода к изучению связи концептов веры и разума в средневековой философии, показана роль средневекового диспута в формировании и развитии диалектической и диалогической связи веры и разума. Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в практической работе с верующими, для налаживания межконфессионального диалога и критики религиозного экстремизма, а также в процессе преподавания в высшей школе. Апробация результатов исследования.

1. Джавиш, Осман. Учение о вере и разуме Августина Аврелия: содержание и становление / Осман Джавиш // Философская мысль. -2019. - № 4. - С. 44 - 49.(0,5 п.л.).

2. Джавиш, Осман. Средневековый диспут как форма диалога веры и разума / Осман Джавиш // KANT. - 2019. - № 2(31). - С. 212 - 215.(0,5 п.л.).

3. Джавиш, Осман. Вера и разум в «доказательствах» Ансельма Кентерберийского / Осман Джавиш // Манускрипт - 2019. Том 12. -Выпуск 7. - С. 96 - 100.(0.5 п.л.).

4. Джавиш, Осман. Средневековый диспут и его влияние на современную философию / Осман Джавиш // Современность как философская проблема: глобальный и региональный аспект. Сборник статей (по материалам Третьей ежегодной практической конференции СКФУ «Университетская наука - региону») - Ставрополь: СКФУ , 2015 - 220 с. (С. 183-186).(0.5 п.л.).

5. Джавиш, Осман. Проблема соотношения веры и разума в исторической перспективе / Осман Джавиш // История как фундамент

гуманитарного познания. К 100-летию исторического образования на Дальнем Востоке : материалы международного семинара, 15-18 октября 2018 г. / [ред. кол.: Ф. Е. Джимов, П. Г. Добмаева, Б. И. Пружинин, Т. Г. Щедрина]. - Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2018г. - 376 с. - С.253-255.(0,5 п.л.).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых содержит два параграфа, заключения и списка литературы, насчитывающего 239 источников.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа проблемы соотношения веры и разума в средневековой философии.

1.1. Средневековая философия как выражение фундаментального диалога Бога и человека: диалогичность средневековой философии.

Проблема соотношения веры и разума является одной из важнейших, проходящих через всю историю философии, где она раскрывается в различных аспектах: как проблема отношения знания и веры, науки и религии, рационального и мистического, роли интуиции в познании, и многих других. Но эта проблема является не только историко-философской, она сохраняет актуальность и для современной мысли, в частности, для философии религии, для эпистемологии и философии науки. В современной философии происходит переосмысление некоторых догм, сформировавшихся в эпоху модерна, смягчаются и преодолеваются некоторые оппозиции, казавшиеся неизменными в предшествующую эпоху. В работах ряда философов исследуется эволюция отношений веры и разума в философии Нового времени, отмечается необоснованность их резкого противопоставления9. Акцент смещается на взаимодействие многообразных форм веры и разума, на новую рациональность.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Джавиш Осман, 2021 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абеляр П. Теологические трактаты [Текст] / П.Абеляр ; Пер. с лат. ; Вступит. ст.сост. Неретиной С.С. - М.: АО ИГ «Прогресс», «Гнозис», 1995.

- 413 с.

2. Абеляр, П. История моих бедствий [Текст] / П.Абеляр; Пер. с лат.; Отв. ред. Н.А.Сидорова. - М.: Издательство АН СССР, 1959. - 259 с.

3. Абеляр, Пьер Диалог между Философом, Иудеем и Христианином [Текст] / П.Абеляр // Вопросы философии. - 1995. - №3. - С.130-181.

4. Абеляр, Пьер Диалектика [Текст] / П.Абеляр // Вопросы философии. - 1992.

- №3. - С. 161- 178.

5. Августин, А. (Блаженный) Творения [Текст] / А.Августин: В 4 т.Т.1.: Об истинной религии. / Сост. и подгот. текста к печати С.И.Еремеева. -Изд.второе. Научно-популярное издание. - СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. - 753 с.

6. Августин, А. (Блаженный) Творения [Текст] / А.Августин: В 4 т.Т.2.: Теологические трактаты. / Сост. и подгот. текста к печати С.И.Еремеева. -Изд.второе. Научно-популярное издание. - СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. - 751 с.

7. Августин, А. (Блаженный) Творения [Текст] / А.Августин: В 4 т.Т.3.: О Граде Божием. Книги 1-Х111 / Сост. и подгот. текста к печати С.И.Еремеева.

- Изд.второе. Научно-популярное издание. - СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. -598 с.

8. Августин, А. (Блаженный) Творения [Текст] / А.Августин: В 4 т.Т.4.: О Граде Божием. Книги Х1У-ХХ11 / Сост. и подгот. текста к печати С.И.Еремеева. - Изд.второе. Научно-популярное издание. - СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. - 590с.

9. Августин, А. (Блаженный), епископ Иппонский Христианская наука, или Основания священной герменевтики и церковного красноречия / Сканирование и издание электронного варианта [Текст] / А.Августин. -

СПб.: Аксион эстин, 2004. - 365 с. - (Серия «Библеистика» Святоотеческая библеистика).

10. Августин, А. Исповедь. [Текст] / А.Августин; пер. с лат. М.Е.Сергиенко -М.: Изд-во «Ренессанс», СП ИВО- СиД, 1991. - 448 с.

11. Августин: Pro et contra. Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология [Текст] / Сост. Р.Светлов. - СПб: ИздательствоРХГИ, 2002. - 975 с. -(Русский путь).

12. Аверинцев, С. С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья (Общие замечания) [Текст] / С. С. Аверинцев // Античность и Византия. Под ред. Л. А. Фрейберг. - М.: Наука, 1975. - С. 266-285.

13. Аверинцев, С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции [Текст] / С.С.Аверинцев. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. -448 с.

14. Аверроэс (Ибн-Рушд) Опровержение опровержения [Текст] / Аверроэс. -Киев, СПб.: УЦИММ-Пресс; Алетейя, 1999. - 684с.

15. Автономова, Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность [Текст] / Н.С.Автономова; отв. ред. В.А.Лекторский; АН СССР, Ин-т философии. -М.: Наука, 1988. - 286 с.

16. Аквинский Ф. Онтология и теория познания: Фрагменты сочинений [Текст] / Ф.Аквинский; пер., вступит. статья, коммент. В.П.Гайденко. - М: ИФ РАН., 2001. - 206 с.

17. Аквинский, Ф. Доказательства бытия Бога в «Сумме против язычников» и «Сумме теологии» [Текст] / Ф.Аквинский; Введение и комментарии Х.Зайдля; Пер с лат. и нем. К.В.Бандуровского. Отв. ред. С.С.Неретина. -М.: ИФ РАН, 2000. - 137 с.

18. Аквинский, Ф. Сочинения [Текст] / Ф.Аквинский; Сост., пер. с лат., ст. и коммент. А.В.Апполонова. Изд.5-е. - М.:Едиториал УРСС, 2011. - 264 с. (Bibliotheca Scholastica.)

19. Аквинский, Ф. Сумма теологии [Текст] / Ф.Аквинский; пер. с лат. А.В.Апполонов. - М.: 81§пишУегйа1:18., 2008. -Первая часть Второй части. Вопросы 1-67. - 752 с.

20. Аквинский, Ф. Сумма теологии Т.1У. Пер. с лат. [Текст] / Ф.Аквинский; под ред.Н.Лобковица и А.В.Апполонова - М.: Книжный дом «Либроком», 2012. - Первая часть Второй части. Вопросы 68-114. - 688с.

21. Аквинский, Ф. Учение о душе [Текст] / Ф.Аквинский; Пер. с лат. К.Бандуровского, М.Гейде. - СПб.: Азбука-Классика, 2004. - 480 с.

22. Аквинский, Ф.,св. Сумма теологии [Текст] / Ф.Аквинский; Под ред. Н. Лобковица и А.В.Апполонова; пер. А.В.Апполонова. - М.: Издатель Савин С.А., 2007. - Часть первая. Вопросы 65-119. - 655 с.

23. Аквинский, Ф.,св. Сумма теологии [Текст] / Ф.Аквинский; Под ред. Н.Лобковица и А.В.Апполонова; пер. А.В.Апполонова. - М.: Издатель Савин С.А., 2006. - Часть первая. Вопросы 1-64. - 870 с.

24. Аквинский, Фома О сущем и сущности [Текст] / Ф.Аквинский // Историко-философский ежегодник '88. Научн. издание / Отв.ред.Н.В.Мотрошилова -М.: Наука, 1988. - С.230-251.

25. Аквинский, Фома Сумма против язычников [Текст] / Ф.Аквинский; пер., вступ.ст.коммент Т.Ю.Бородай. - Долгопрудный: Вестком, 2000. Кн.1.-463с.

26. Алексеев, А.П. Аргументация. Познание. Общение [Текст] / А.П.Алексеев. -М.: Изд-во МГУ. 1991. -150 с.

27. Аль-Газали [Альгазель]. Воскрешение наук о вере. Избранные главы [Ихйа улум ад-дин] [Текст] / Аль-Газали ; пер. с араб. В. В. Наумкина. - М.: Наука, 1980. - 378 с. - (Серия: Памятники письменности Востока, 122)

28. Ансельм, Кентерберийский Сочинения [Текст] / Ансельм Кентерберийский; Перевод, послесловие и комментарии И.В.Купреевой.- М.: Канон, 1995. -400 с.

29. Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия [Текст]: В 2 т. Т.2 / Под науч.ред.Г.И.Беневича, Д.С. Бирюкова; сост. Г.И.Беневич. М.-СПб.: «Никея»-РХГА, 2009. - 752 с.

30. Антология мировой философии в четырех томах [Текст]: Т.1. Философия Древности и Средневековья / Ред.-сост. В.В.Соколов и др. - М.: Мысль, 1969. - Ч.2 - 936 с.

31. Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского средневековья) [Текст]: В 2 т. Т.1/сост. С.С.Неретина, Л.В.Бурлак. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2008. - 539 с.

32. Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского средневековья) [Текст]: В 2 т. Т.2 /сост. С.С.Неретина, Л.В.Бурлак. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2008. - 635 с.

33. Апполонов, А.В. Введение в категорические силлогизмы А.М.Т.С.Боэция [Текст] /А.В.Апполонов // Вопросы философии. - 1999. - №1. - С.136-144.

34. Аринин, Е.Н. Религия, философия религии и «глокальное религиоведение» : между «экзотикой», «совестью» и «профессионализмом» (К дискуссиям на Конгрессах российских исследователей религии) [Текст] /Е.Н.Аринин. -Вопросы философии. - 2018. - №4. - С. 25-36.

35. Аристотель Риторика [Текст] / Аристотель; пер. с гр. Н.Платоновой // Античные риторики / Ред А.А.Тахо-Годи. - М: Изд-во Моск.ун-та, 1978. -С.15-166.

36. Аристотель. Сочинения: в 4 т. [Текст] / Аристотель. - М.: Мысль, 19761983. - Т. 1 (549 с.); - Т. 2 (685 с.); - Т. 3 (613 с.); - Т. 4 (830 с.). -(Философское наследие: ФН; Т. 65, 76, 83, 90) 383

37. Армстронг, А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию [Текст] /А.Х. Армстронг; Пер. с англ. В.А.Самойлова. Изд. 2-е, исправ. и доп. - СПб.: «Изд-во Олега Абышко», 2006. - 256 с.

38. Астапов, С.Н. Достоверность чуда: трудности эвиденциалистского подхода [Текст] / С.Н. Астапов. - Вопросы философии. - 2018. - №9. - С. 121-130.

39. Бабкова, М.В., Скороходова, Т.Г. Философская мысль и религиозный опыт (обзор научной конференции) [Текст] / М.В.Бабкова, Т.Г.Скороходова // Вопросы философии. - 2013. - №7. - С.186-189.

40. Бандуровский, К.В. Бессмертие души в философии Ф.Аквинского [Текст] / К.В.Бандуровский. - М.: Издательство РГГУ, 2011. - 328с.

41. Бармин, А.В. Полемика и схизма. История греко-латинских споров 1Х-Х11 вв. [Текст] /А.В.Бармин. - М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. - 648с.

42. Басос, А.В. Единственный аргумент» Ансельма Кентерберийского [Текст]/ А.В.Басос // Истина и благо: универсальное и сингулярное / Отв.ред. А.П.Огурцов. - М.: Б/и, 2002. - С.146-166.

43. Баткин, Л. М. Итальянский гуманистический диалог XV века [Текст] / Л. М. Баткин. // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. Отв. ред. В. А. Карпушин - М.: Наука, 1976. - 318 с. - С. 175-220.

44. Библер, В.С. Диалектика и диалогика [Текст] / В.С.Библер // Архэ. Ежегодник культурологического семинара. / Ред. В.С.Библер. 1998. Вып.3.-М., 1998. - С.4-15.

45. Богословие в культуре Средневековья [Текст]: сборн. науч. статей / Отв. Ред. Л.Лутковский. - Киев: Христианское братство «путь к истине», 1992. -384 с.

46. Боргош Ю. Фома Аквинский [Текст] / Ю. Боргош: пер. с польск. М.Гуренко. Изд. 2-е. - М.: Мысль, 1975. - 183 с. (Мыслители прошлого).

47. Бохеньский, Ю.М. Сто суеверий: Краткий философский словарь предрассудков [Текст] / Ю.М.Бохеньский; пер. с польск. М.М.Гуренко; ред А.А.Яковлев. - М.: Издательская группа «Прогресс»-«У1А», 1993. - 187 с.

48. Боэций «Утешение философией и другие трактаты / Отв. ред., состтвит. Г.Г.Майоров [Текст] / Боэций. - М.: Наука, 1990. - 415 с.

49. Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней церкви [Текст] / Бриллиантов А.И. - СПб.: Изд-во Олега Обышко, 2007. - 480 с.

50. Бубер, М. Два образа веры: [Текст] /М.Бубер Сборник: Пер. с нем. / Вступит. ст.Г.С.Померанца. - М.: Республика, 1995. - 462 с.

51. Бугай Д.В. Как читать платоновский «Теэтет». К интерпретации «диалектических диалогов» [Текст] / Д.В.Бугай. - Вопросы философии. -2018. - №1. - С. 170-180.

52. Быховский, Б.Э. Сигер Брабантский [Текст] / Б.Э.Быховский. - М.: Мысль, 1979. - 183 с.

53. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина [Текст] / В.В.Бычков - М.: Искусство, 1984. - 264с.

54. Вдовина, Г.В. Хабитус: элемент когнитивной структуры в философской психологии постсредневековой схоластики [Текст] / Г.В.Вдовина - Вопросы философии. - 2018. - №6. - С. 183-193.

55. Вебер, А. Избранное: Кризис европейской культуры [Текст] / А.Вебер; Пер. М.И.Левина, Т.Е.Егорова; Сост. С.Я.Левит; Отв. ред Л.Т.Мильская. -СПб.: Университетская книга, 1999. - 565 е.- (Книга света).

56. Вегас, Х.М. Основы христианской этики [Текст] / Х.М.Вегас. - СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та; Изд-во Рус. Христ. Гуманит. Акад., 2007. - 171 с.

57. Вера // Философская энциклопедия. Т.1. - М.: Советская энциклопедия, 1960. С.240-241.

58. Вертеловский, А. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству. Историческое исследование [Текст] / А.Вертеловский. Вып. первый. - Харьков: Типография окружного штаба, 1888. - 143 с.

59. Вульф, Морис де Средневековая философия и цивилизация: пер. с англ. [Текст] / М.де Вульф; пер. с англ. О.Д.Сидоровой - М.: Ценрполиграф, 2014. - 252 с.

60. Гагинский, А.М. «Гильотина Юма» в контексте средневекового учения о трансценденталиях [Текст] / А.М.Гагинский - Вопросы философии. - 2018. -№10. - С. 189-200.

61.Гадамер Г.-Г. Философия и герменевтика [Текст] / Г.Г.Гадамер; Пер. с нем. // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Научн. ред. В.С.Малахов. Пер.с нем. - М.: Искусство, 1991. - С.9-15.

62. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века: Общие принципы и учение о движении [Текст] / В.П.Гайденко, Г.А. Смирнов. - М.: Наука,1989. - 352 с.

63. Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ [Текст] / П.П.Гайденко. - М.: Наука, 1980 . - 567 с.

64. Гарнцев, М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта) [Текст] / М.А.Гарнцев. - М.: Изд-во Моск.гос.ун-та, 1987. - 216 с.

65. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии: в 3 кн. / Г. В. Ф. Гегель ; пер. с нем. Б. Г. Столпнера. - СПб.: Наука, 1993. - Кн. 2. - 423 с.

66. Гегель, Г. В. Ф. Философия религии: в 2 т. / Г. В. Ф. Гегель ; пер. с нем. М. И. Левиной. - М.: Мысль, 1977. - Т. 2 (572 с.). - (Философское наследие; Т. 74)

67. Генон, Р. Символика креста [Текст] / Р. Генон ; пер. с фр. Т. М. Фадеевой и Ю. Н. Стефанова. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 703 с.

68. Гертых, В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского [Текст] / В.Гертых // Вопросы философии. - 1994. - №1. - С.87-101.

69. Голосовкер, Я.Э. Логика мифа [Текст] / Я.Э. Голосовкер; Приложение: Акад. Н.И.Конрад о труде Я.Э. Голосовкера. Сост. и авторы примеч. Н.В.Брагинская и Д.Л.Леонов. Послесл. Н.В.Брагинской. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. - 218 с.

70. Гусев, Д.А. Религия, атеизм и наука: интерпретации взаимодействий и эвристических возможностей (в историко-философском и общетеоретическом аспектах) [Текст] / Д.А.Гусев. - Вопросы философии. -2018. - №8. - С. 65-75.

71. Дамаскин, Иоанн. Точное изложение православной веры // Полное собрание творений св. Ионна Дамаскина [Текст] / Иоанн Дамаскин ; пер. с др.-греч. С.

196

М. Зарина, В. А. Беляева, Н. М. Малахова, А. И. Сагарды. - СПб.: Изд. Имп. С.-Петербургской Духовной Академии, 1913. - Т. 1 (466 с.).

72.Джеймс, В. Многообразие религиозного опыта. [Репринт] / В.Джеймс. -СПб.: «Андреев и сыновья», 1993. - 418 с.

73. Длугач, Т. Б., Ляткер, Я. А. La Republique des Lettres XVII в. и «натуральная философия» Исаака Ньютона [Текст] / Т. Б. Длугач, Я. А. Ляткер // Философия эпохи ранних буржуазных революций, Под ред. Н. Н. Мотрошиловой, Э. Ю. Соловьева. - М.: Наука, 1983. - 583 с. - С. 292-317.

74. Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии [Текст] / А. Л. Доброхотов. - М.: МГУ, 1986. - 248 с.

75. Доброхотов, А.Л. Трактат Фомы Аквинского «О сущем и сущности» [Текст] / А.Л.Доброхотов // Историко-философский ежегодник. Научн.издание/ Отв.ред. Н.В. Мотрошилова - М.: Наука, 1988. - С.228-230.

76. Дробышев, В.Н. Способность веры [Текст] / В.Н.Дробышев // Вопросы философии. - 2018. - № 9. - С.197-206.

77. Дюби, Ж. Трехчастная модель, или представления средневекового общества о себе самом [Текст] / Ж.Дюби; пер. с фр. Ю.А.Гинзбург. - М.: Языки русской культуры: Кошелев, 2000. - 316 с. (Studia Historica. -Университетская библиотека. История).

78. Жильсон Э. Бытие и сущность [Текст] / Э.Жильсон; Пер.Г.В.Вдовиной // Жильсон Э. Избранное: Христианская философия [Текст] / Э.Жильсон; Пер. с франц. и англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2004. - С.321-582.

79. Жильсон, Э. Бог и философия [Текст] / Э.Жильсон; Пер.А.П.Шурбелева // Жильсон Э. Избранное: Христианская философия / Пер. с франц. и англ. -М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2004.- С.583-654.

80. Жильсон, Э. Дух средневековой философии [Текст] / Э.Жильсон; Пер. с франц. Г.В.Вдовиной - М.: Институт философии, теологии и истории св.Фомы, 2011. - 560 с.

81. Жильсон, Э. Избранное: Христианская философия [Текст] / Э.Жильсон; Пер. с франц. и англ.. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2004. - 704 с.

82. Жильсон, Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца Х1У века: Пер с. фр./ Э.Жильсон; общ. ред., послесл. и примеч. С.С.Неретиной. -2-е изд. - М.: Культурная революция, Республика, 2010. -678 с.;

83. Жиртуева, Н.С. Постнеклассическая наука и философско-мистическая картина мира [Текст] / Н.С.Жиртуева. - Вопросы философии. - 2018. - №8. -С. 77-85.

84. Зеньковский, В.В. Христианская философия [Текст] /В.В.Зеньковский /Составитель и отв. редактор О.А.Платонов.- М.: Институт русской цивилизации, 2020. - 1072 с.

85. Ибн Сина (Авиценна) Избранные философские произведения [Текст] / Ибн Сина; Ред-колл.: Е.М.Примаков и др.: Перевод. - М. : Наука, 1980. - 552 с.

86. Иннокентий III О презрении к миру, или о ничтожестве человеческого состояния [Текст] / Иннокентий III; пер. Н.И.Девятайкиной // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: Сборн. Текстов / Пер .с лат. и итал./ Ред. С.М.Стам. - Книга первая. - С.117-130.

87. Иоанн Павел II Память и идентичность [Текст] / Иоанн Павел II; С введением Й. Ратцингера, Папы Бенедикта ХУ! -Б.м.: «Издательство Францисканцев», 2005. - 25 с.

88. История зарубежной философии. Средние века: Апологетика и патристика. [Текст] / [В.И.Кудрявцева, А.С.Меньшиков, С.П.Пургин, Ю.В.Циплакова; под общ. ред. А.С.Меньшикова; науч. Ред. В.Т.Звиревич] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. Федер. Ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2016. - 324с.

89. История средневековой философии: Хрестоматия [Текст]: В 2 ч. / сост. Г.Я.Миненков. Ч.1.: Патристика. - Мн.: БГУ, 2002. - 504 с.

90. История субъективности: средневековая Европа: А.Августин, и др. [Текст] / сост. Ю.П.Зарецкий. - М.: Акад. Проект: Гаудеамус, 2009. - 565 с. (Исторические технологии).

91. История философии [Текст] / Гусев Д. А. и др.. - М.: Филол. о-во «СЛОВО»; Изд-во Эксмо, 2004. - 448 с.

92. История философии: Запад- Россия - Восток (книга первая: Философия древности и средневековья) [Текст]. 3-е изд. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 2000. - 480 с.

93. Кант, И. Сочинения: в 6 т. [Текст] / И. Кант. - М.: Мысль, 1963-1966. - Т. 3 (1964. - 799 с.): Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. О. Лосского, сверен и отредактирован Ц. Г. Арзаканяном и М. И. Иткиным (С. 69-695);

94. Карпов, К.В. Обратимость трансценденталий: парадигма Альберта Великого [Текст] /К.В.Карпов. - Вопросы философии. - 2018. - №5. -С.190-199.

95. Карсавин, Л. П. Святые отцы и учители церкви (раскрытие Православия в их творениях) [Текст] / Л. П. Карсавин - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 176 с.

96. Койре, А. Аристотелизм и платонизм в средневековой философии: Пер. с франц. Я.А.Ляткера [Текст] / А. Койре // Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. - М.: Прогресс, 1985. С.51-73.

97. Коллинз, Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения: Пер. с англ. Н.С.Розова и Ю.Б.Вертгейм [Текст] / Р.Коллинз. -Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. - 1280с.

98. Разум и религиозная вера [Электронный ресурс] // ЬАрв://,^№^пе88лд/?1ё=25&81ё=382 18/03/2017// 3/8

99. Коплстон, Ф.Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. [Текст] / Ф.Ч.Коплстон /Пер. с англ. В.П.Гайденко. -Долгопрудный: Вестком, 1999. - 277с.

100. Коплстон, Ф.Ч. История философии. Средние века [Текст] / Ф.Ч. Коплстон / Пер. с англ. Ю.А.Алакин. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. - 494 с.

101. Корбен, А. История исламской философии [Текст] / А. Корбен ; пер. с фр. А. А. Кузнецова. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. - 360 с.

102. Коциянчич, Г. Введение в Христианскую философию [Текст] / Г.Коциянчич; пер. со словенского П.Рака при участии М.Кузнецовой, П.Кузнецова. - СПб.: Алетейя, ТО «Ступени», 2009. - 381 с.

103. Кузин, И.В. «Амбивалентно-учреждающая» сила веры (о феномене «слепого пятна» мышления) [Текст] / И.В.Кузин // Вопросы философии. -2018. - №2. - С.135-145.

104. Кюнг, Г. Великие христианские мыслители [Текст] / Г.Кюнг; Пер. с нем. О.Ю.Бойцовой. - СПб.: Алетейя, 2000. - 442 с.

105. Ларше, Ж.-К. Преподобный Максим Исповедник - посредник между Востоком и Западом [Текст] / Ж.-К. Ларше; Пер. с фр.О.Николаевой. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. - 272 с.

106. Либера, Ален де Средневековое мышление [Текст] / А. де Либера; Пер. с франц. О.В.Головой, А.М.Руткевича. - М.: Праксис, 2004. - 368 с. (Серия «Historia rerum»).

107. Линицкий, П. О внутренних отношениях знания (Классификация знаний) [Текст] / П.Линицкий // Вера и разум. Журнал богословско-философский. -1991. - №4. - Декабрь. - Книжка вторая. - С.513-530.

108. Лосев, А.Ф. Зарождение номиналистической диалектики средневековья. Эригена и Абеляр [Текст] / А.Ф.Лосев // Историко-философский ежегодник '88. Научн. издание / Отв.ред.Н.В.Мотрошилова - М.: Наука, 1988. - С.57-71.

109. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2-х книгах [Текст] /А.Ф.Лосев. Книга 1. - М.: Искусство, 1992. - 656 с.

110. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения [Текст] / А.Ф.Лосев. - М.: Мысль, 1978. - 623 с.

111. Лощиц, И.В. Онтологический аргумент в философии Нового времени [Текст] / И.В..Лощиц / Диссертация на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. -М., 2016. - 125с.

112. Лурье В.М. История византийской философии. Формативный период (при участии Баранова В.А.) [Текст] / В.М.Лурье. - СПб.: Axioma, 2006. - 553 с.

113. Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии [Текст] / Г.Г.Майоров . - М.: Мысль, 1979. - 432 с.

114. Маковельский, А.О. История логики [Текст] / А.О.Маковельский.- М.: Наука, 2004. - 480 с.

115. Малиновский, Б. Магия, наука и религия [Текст] / Б.Малиновский; Пер.

B.Н.Поруса // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев: Сборник / Ред. и сост. И.Т.Касавин: Перевод. - М.: Республика, 1992. -

C.84-127.

116. Маритен, Ж. Величие и нищета метафизики [Текст] / Ж.Маритен; Пер. с фр., послесл., коммент. Б.Л.Губмана. - М.: Высш. Шк., 1994. - 192 с.

117. Маритен, Ж. Философ в мире [Текст] / Ж.Маритен; Пер. с франц.; Отв. ред и сост. Р.А.Гальцева. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2004. - 608 с. - (Серия «Книга света»).

118. Маркова, Л.А. Наука и религия: о возможности их междисциплинарного общения [Текст] / Л.А.Маркова // Эпистемология & Философия науки. -Ежеквартальный журнал. - 2010. -Т.ХХ1У. - №2. - С.235-238.

119. Марру, А. Святой Августин и августинианство [Текст] / А.Марру; пер. с фр. О.В.Головой. - Долгопрудный: Вестком, 1999. - 206 с.

120. Мартишина, Н.И. Социально-эпистемологический подход к паранаучному знанию [Текст] / Н.И.Мартишина // Социальная эпистемология: идеи, методы, программы / Под ред. И.Т.Касавина. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. - С.343-362.

121. Меликов, И.М., Гещалов, А.А. Диалог культур и культура диалога: концептуальные основы [Текст] / И.М.Меликов, А.А.Гещалов // Вопросы философии. - 2014. - №12. - С.24-34.

122. Мень, А.В., прот. История религии: В поисках Пути, Истины и жизни: В семи томах. Т.1. Истоки религии [Текст] / А.В.Мень; Предисл. С.С.Аверинцева. - М.: СП «Слово», 1991. - 287 с..

123. Метаморфозы разума в европейской культуре: к философским истокам современных проблем образования [Текст] / О.К.Румянцев, М.Б.Туровский, А.С.Черняк, А.Ю. Шеманов. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. - 647 с.

124. Микешина Л.А. У истоков коммуникативно-семиотического подхода в социальной эпистемологии [Текст] / Л.А.Микешина // Социальная эпистемология: идеи, методы, программы / Под ред. И.Т.Касавина. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. - С.514-534.

125. Мудрагей, Н.С. Знание и вера: Абеляр и Бернар [Текст] /Н.С.Мудрагей //Вопросы философии. - 1988. - №10. - С. 133-146

126. Мудрагей, Н.С. Рациональность в науке и иррациональной философии [Текст] / Н.С.Мудрагей //На пути к неклассической эпистемологии / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв.ред. В.А.Лекторский. - М.: ИФРАН, 2009. С.151-162.

127. Мудрагей, Н.С. Средневековье и научная мысль [Текст] / Н.С.Мудрагей // Вопросы философии. - 1989. - №12. - С. 16-26.

128. Немова, Д.А. Феномен веры в гносеологии В.И.Несмелова [Текст] / Д.А.Немова // Известия Саратовского университета. - 2011. Т.11. Сер. Философия. Психология. Педагогикаю Вып 3. - 55-57.

129. Неретина С.С. Аргумент, нуждающийся для своего обоснования только в себе [Электронный ресурс] // vox-journal.org

130. Неретина С.С., Огурцов, А.Д. Время культуры [Текст] / С.С. Неретина, А.Д.Огурцов. - СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2000. - 344 с.

131. Неретина, С.С. Абеляр и Петрарка: пути самопознания личности [Текст] / С.С.Неретина // Вопросы философии. - 1992. - №3. - С. 134-160.

132. Неретина, С.С. Верующий разум. Книга бытия и Саллический закон [Текст] / С.С.Неретина. - Архангельск: Изд-во Поморского гос.пед.ун-та, 1995. - 320 с.

133. Неретина, С.С. Гильберт Порретанский: искусство именования [Текст] / С.С.Неретина // Вопросы философии. - 1998. - №14. - С. 94-104.

134. Неретина, С.С. К истории средневековой философии [Текст] / С.С.Неретина. - Архангельск: Изд-во Поморского гос.пед.ун-та, 2008. - 369 с.

135. Неретина, С.С. Умение ума (Некоторые предположения по средневековой философии техники) [Текст] / С.С.Неретина //Вопросы философии. - 1997. -№11. - С. 145-162.

136. Неретина, С.С., Огурцов, А.Д. Пути к универсалиям [Текст] / С.С. Неретина, А.Д.Огурцов. - СПБ.: РХГА, 2006. - 1000 с.

137. Нестик, Т.А. Тема внутреннего слова у Августина: мышление и время [Текст] / Т.А. Нестик // Вопросы философии. - 1998. - №10. - С.112-125.

138. Оргиш, В.П. Античная философия и происхождение христианства [Текст] / В.П.Оргиш. - Минск: Наука и техника, 1986. - 182 с.

139. Осипов, А.И. Путь разума в поисках истины [Текст] / А.И.Осипов. Изд. 4-е. - М.: УК при СС РПЦ,б.г.2002. - 351 с.

140. Памятники средневековой латинской литературы 1У-У11 веков [Текст] / Отв. ред. С.С.Аверинцев, М,Л.Гапаров; сост. О.Е.Нестерова. - М.: Наследие, 1998. - 473 с.

141. Петров, М.К. История европейской культурной традиции и ее проблемы [Текст] / М.К.Петров. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2004. - 776 с.

142. Полемическая культура и структура научного текста в Средние века и в раннее Новое время [Текст] : Коллективн. монограф. / Отв. ред. Ю.В.Иванова; Научн. ред. Ю.В.Иванова, П.В.Соколов; Сост. указат. М.В.Шумилин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики. - М.: Изд.дом Высш.шк.экономики, 2012. - 495 с.

143. Польсков, К.О. Верификация и теология [Текст] / К.О.Польсков // Вопросы философии. - 2018. - № 9. - С.90-100.

144. Поляков, Г., иеромонах Соотношение веры и разума в трудах Ансельма Кентерберийского [Текст] / Иеромонах Геннадий (Поляков) // Христианское чтение. - 2009. - №9-10. - С. 178 - 193.

145. Попов, П.С., Стяжкин, Н.И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения [Текст] / П.С. Попов, Н.И.Стяжкин. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1974. - 221 с.

146. Порус, В.Н. Многомерность рациональности [Текст] / В.Н.Порус // Эпистемология & Философия науки. - Ежеквартальный журнал. - 2010. -Т.ХХШ. - №1. - С.5-16.

147. Пружинин, Б.И. Общение как фундаментальная проблема социально-философских исследований [Текст] / Б.И.Пружини // Вопросы философии. -2019. - №1. - С. 51-55.

148. Ранович, А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства [Текст] / Сост, ред. А.Б.Ранович. - М.: Политиздат, 1990. - 479 с.

149. Рассел, Б. История западной философии [Текст] / Б.Рассел; Пер. с англ. -М.: МИФ, 1993. - Т.! - 509 с.

150. Реале, Д., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней [Текст] / Д.Реале, Д.Антисери. Том 2. Средневековье. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. - 368 с.

151. Реутин, М.Ю. Немецкая мистика Средневековья - взгляд изнутри московского прихода (Размышления над книгой: Мехтильда Бранденбургская. Струящийся свет Божества. Изд. подг. Н.А.Чанина. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2014) [Текст] / М.Ю. Реутов // Вопросы философии. 2015. - № 8. - С.172-183.

152. Реутин, М.Ю. Немецкая мистика Средневековья. Жизнь во Христе как перформативная практика [Текст] / М.Ю. Реутин // Вопросы философии. -2014. - №9. - С.121-133.

153. Роузентал, Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе [Текст] / Ф.Роузентол; Пер. с англ. С.А.Хомутова. Предисл. и примеч. А.В.Сагдеева. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1978. - 372 с.

154. Саврей, В.Я. Философские основания истолкования Священного писания у Оригена [Текст] / В.Я. Саврей // Вопросы философии. - 1998. - №6.. -С.120-132.

155. Сагадеев, А.В.Восточный перипатетизм [Текст] / А.В.Сагдеев. - М.: Изд.д ом Марджани, 2009. - 232 с.

156. Самарина, Т.С. Феноменологическая религия и философская феноменология [Текст] / Т.С.Самарина // Вопросы философии. - 2018. -№4. - С. 61-71.

157. Сидоров, А.И. История монофелитских споров в изображении Анастасия Синаита (sermoIII) и Псевдо-Анастасия Синаита (Sinopsisdehaeresibusetsynodis. 18-26 ) [Текст] / А.И.Сидоров // Византийский Временник. - 50, 1989. - C 93-105.

158. Сидоров, А.И. Логика и диалектика Иоанна Филопона: о характере переходной эпохи в развитии философской мысли от античности к средневековью (на основе фрагментов из сочинения «Посредник») [Текст] [Текст] // Историко-философский ежегодник. Научн. издание / Отв.ред. Н.В. Мотрошилова - М.: Наука, 1989. - С.179-193.

159. Сират, К. История средневековой еврейской философии [Текст] / К.Сират; Пер. с англ. Т.Баскаковой; Научн. ред. У.Гершович, Д.Фролов. - Иерусалим: Гешарим; М.: Мосты культуры, 2003. - 710 с.

160. Скрипник, К.Д. Философия. Логика. Диалог [Текст] / К.Д.Скрипник. -Ростов / Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 1996. - 144 с.

161. Словарь средневековой культуры [Текст] / Под ред. А.Я.Гуревича. - М.: «Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2003. - 632 с. ( Серия «Summa culturologiae»).

162. Соколов, В.В. Средневековая философия: Учеб. Пособие для филос.фак и отделений ун-тов [Текст] / В.В.Соколов. - М.: Высш. Школа, 1979. - 448 с.

163. Стецюра, Т.Д. Хозяйственная этика Фомы Аквинского [Текст] / Т.Д.Стецюра. - М.: РОСПЭН, 2010. - 303 с. (Экономическая история: документы, исследования, переводы).

164. Столович, Л.Н. Диалог и диалектика [Текст] / Л.Н. Столович // Вопросы философии. - 2002. - №11. - С.174-183.

165. Столяров, А.А. Rectehonestequevivere (К истории духовной эволюции Августина) [Текст] / А.А.Столяров // Античная культура и современная наука. М.: Наука, 1985. - С.78-83.

166. Суворов, Н.С. Средневековые университеты. Изд.2-е [Текст] / Н.С.Суворов. - М.: Книжный дом «Либроком», 2012. - 256 с.

167. Судаков, А.К. Образы верующего разума в философии.В.Киреевского [Текст ] / А.К.Судаков // Философские науки. - 2009. - №6. - С.29-50.

168. Суини, М. Лекции по средневековой философии [Текст] / М.Суини. Вып.2. Средневековая политическая философия Запада. - М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2006. - 320 с.

169. Суини, М. Лекции по средневековой философии [Текст] / М.Суини; авт.пер. с англ. А.К.Лявдановского. Вып.1. Средневековая философия Запада. - М.: Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 2001. - 303 с.

170. Тавризян, Г.М. Позднее средневековье как культурная эпоха и проблема Возрождения в работах Й.Хёйзинги [Текст] / Г.М.Тавризян // Историко-философский ежегодник'88. Научн.издание / Отв.ред.Н.В.Мотрошилова -М.: Наука, 1988. - С.202-227.

171. Талиаферро, Ч. Доказательство и вера: философия и религия с XVII века до наших дней [Текст] / Ч.Талиаферро; Пер. с англ. С.С.Пименова, Т.В.Малевич; Науч. Ред. А.Р.Фокин. - М.: Языки славянской культуры: Знак, 2014. - 584 с.

172. Татаркевич, В.Л. История философии [Текст] / В.И.Татаркевич; Пер. с польск. / Пер. В.Н.Квасков. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та , 2000. - Античная и средневековая философия. 482с.

173. Толстенко, А.М., Кузнецова, С.В. Специфика философского учения Эриугены [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. -2017. - №6. - С. 9-21 //http:// www.pmedu.ru

174. Тростников, В.Н. Вера и разум. Европейская философия и познание истины [Текст] / В.Н.Тростников. - М.: Грифон, 2010. - 115 с.

175. Федотенков, Е.С. Социально-политические взгляды Аврелия Августина [Текст] / Е.С.Федотенков: Автореф. дис на соиск. уч. степ.канд. ист. наук. -Ставрополь, СГУ, 1999. - 26 с.

176. Федотов, Г.П. Абеляр [Текст] / Г.П.Федотов. - Петербург: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1924. - 126 с.

177. Федотова, В.Г. Коммуникация и диалог в науке и за ее пределами [Текст] / В.Г.Федотова // Общественные науки и современность. - 2004. - №5. - С.75-82.

178. Философия религии: альманах. 2006-2007 [Текст] / Ин-т философии РАН; под ред. В.К.Шохина . - М.: Наука, 2007. - 498 с.

179. Флоровский, Г.В. Восточные отцы IV века. Второе издание [Репринт] / Г.В.Флоровский. - М.: МП: «Паломник», 1992. - 240 с.

180. Флоровский, Г.В. Восточные отцы V-VIII веков. Второе издание [Репринт] / Г.В.Флоровский. - М.: МП: «Паломник», 1992. - 260 с.

181. Холл, М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии [Текст] / М.П.Холл; Пер.с англ. В.В.Целищев. - Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. - 2-е изд.испр. - 794 с.

182. Цицерон Философские трактаты / Отв. ред,, составит. и авт. вступит. статьи Г.Г.Майоров; пер. с лат. М.И.Рижский [Текст] / Цицерон. - М.: Наука, 1985. - 383 с.

183. Чанышев, А.А. «Град земной» в эсхатологической перспективе [Текст] / А.А.Чанышев // Вопросы философии. - 1999. - №1. - С.124-135.

184. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учебное пособие для вузов [Текст] / А.Н.Чанышев. - М.: Высшая школа, 1991. - 512 с.

185. Честертон, Г.К. Святой Фома Аквинский [Текст] / Г.К.Честертон; Пер. с англ. // Честертон Г.К. Вечный человек: Пер. с англ. -М. - Политиздат, 1991. -С. 265-356.

186. Шишков, И.З. История философии: Реконструкция европейской философии через призму теории познания. Учебное пособие. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 848 с.

187. Шопенгауэр А. Эристика, или искусство побеждать в спорах [Электронный ресурс]: URL:http://filosof.historic.ru/books/item/fD0/s00/z0000812/index.shtml Дата обращения: 10.05.16

188. Шохин, В.К. История философии религии в пространстве трилеммы [Текст] / В.К.Шохин // Вопросы философии. - 2018. - №9. - С. 60-74.

189. Шохин, В.К. Философия религии и ее исторические формы (античность -конец XVIII века) [Текст] / В.К.Шохин. - М. : Альфа-М., 2010. - 784с.

190. Штёкль, А. История средневековой философии [Текст] / А.Штёкль; Пер.Н.Стрелкова Р.Э. под ред. и с пред. проф. И.В.Попова - М.: Изд. В.М.Саблина, 1912. - 317 с.

191. Экхарт, М. Духовные проповеди и рассуждения. - Репринтное изд. 1912 г. [Репринт] / М. Экхарт. - М.: Политиздат, 1991. - XLVII, 192 с. - (Филос. классика).

192. Элиаде М. Трактат по истории религий. (Серия «Миф, религия. Культура»). ТТ [Текст] / М.Элиаде; Пер. с англ. Л.А.Васильевой. - М.: Алетейя, СПб., 1999.- 394 с.

193. Элиаде, М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т.3. От Магомета до реформации: Перев. с франц. [Текст] / М.Элиаде. - Москва: Критерион, 2002. - 352 с.

194. Anselm of Canterbury The Major Works / Edited with an Introdaction by Brian Devies and G.R.Evans [Текст]. - Oxford: University Press, 1998. - 545 p.

195. Belmonte M.A. Auctoritas and Ratio in Saint Augustine and Newman [Текст] // Studia Gilsoniana 5:1 (January-March 2016): 17-31;

196. Bonevac, D. Arguments for God 's Exictence: Anselm and Aquinas [Электронныйресурс] / D.Bonevac // http://philosophical.space/348/Arguments.pdf

197. Brandom, R.B. Reason in Philosophy: Animating Ideas [Текст] / R.B.Brandom. - Cambrdg, Massachusetts, L.: The Belknap Press of Harvard University Press, 2009. - 248 p.

198. Brown, M. Faith and Reason in Anselm: Two Models [Текст] // The Saint Anselm Journal 2.1 (Fall 2004). P. 10-21.

199. Doyle D.M. Thomas Aquinas: Integrating faith and reason in the catholic School [Текст] // Catholic Education. - March. 2007. - P. 343-356.

200. Early Medieval Teology [Текст] / Edit. by G.E. McCracken. - Louisville: Westminster John Knox Press, 2006. - 427p.

201. Early Medieval Teology: (480-1150) [Текст] / J.Marenbon - L.&N-Y.: Routledge, Taylor & Francis e-Library, 2002. - 214 p.

202. Faith and Rationality: Reason and Belief in God [Текст] / Edit. by A.Plantinga and N.Wolterstoff. - Notre Dame: University of Notre Dame Press, 2004.-325 p.

203. Faser, H. Faith, Reason and the University Memories and Reflections [Текст] // Apostolic journey of his holiness Benedict XVI to Munchen, Altoting and Regensburg (September 9-14, 2006) - P. 1-9.

204. Fides et ratio [Электронныйресурс] // www.vatican.va

205. Gok, Hakan Said Nursi's Arguments for the Existence of God in Risale-I Nur, Durham theses, Durham University. 326 p. [Электронныйресурс] // http:// etheses.dur.ac.uk/10994/

206. Grant, E. God and Reason in the middle Ages [Текст] / E.Grant . - Cambridge: Cambridge & University Press, 2004. - 409 p.

207. Joaquin J.J. An Introduction to Medieval Christian Philosophy [Электронныйресурс]https://archive.org/rec/JOAAIT-3/phil.

208. Kenny, A. Aquinas on Mind [Текст] / Edited by John Marenbon. - L.and N.Y. A Routledge, 1994. - 191 p. (Topics in Medieval Philosophy).

209. Kiszely K. The Origin of Ideas According to Augustine and St. Thomas [Текст]. - Chicago: Loyola University Chicago, 1937. - 90 p.

210. Knasas J.F.X. Philosophy, God, and Aquinas [Текст] // Socialiniu Mokslu Studios , societal studies. 2013, 5(1), p.32-40.

211. Lane D.A. The Experience of God: An Invitation to Do Theology. - N.Y.: Paulist Press, 1981. - 87 p.

212. Lorenzen, P. Methodical Thinking [Текст] // Ratio, 1965. - Vol.7. - P.35-60.

213. Lumer, Ch. The Disputation - a Special Type of Cooperative Argumentative Dialogue [Текст] // Argumentation, 1988. - Vol.2. - P.441-464.

214. Marenbon, J. Early medieval philosophy, (480-1150). An introduction. 2nd edn / J. Marenbon. - London: Routledge, 2015. - xv, 197 p.

215. Marenbon, J. Later Medieval philosophy (1150-1350). An introduction. / J.Marenbon, London: Routledge, 2002. - 256.

216. Matthew, K.S. Knowing and Trusting: The Social Epistemologies of Augustine and Aquinas [Текст]. - Toronto: University of Toronto, 2014. - 278 p;

217. Matthews, Garreth B. Augustine [Текст]. - Oxford: Blackwell Publishing Ltd, 2005. - 161p.

218. McLean, G.F. Faith, reason and philosophy: a series of lectures at Cairo, Tehran, Qom.Lahore, and Beijding [Текст] /by George F. McLean. -Washington: The Council for Research in Values and Philosophy, 2000. - 146 p.

219.McLuhan, E. St. Thomas Aquinas, Dramatist? [Текст] // Studia Gilsoniana 5:1 (January - March 2016). P.109-133.

220. Medieval Jewish Philosophy [Текст] / Edited by D.H.Frank and O. Leaman Cambridge: Cambridge University Press, 2003. - 484 p.

221. Medieval Philosophy Routledge History of Philosophy Vol. III [Текст] / Gen. Editors G.H.R. Parkincon and S.G. Shanker.- L.and N.Y.: Routledge, 2004. - 545 p.

222. Medieval Philosophy. Essential Readings with Commentary [Текст] / Edited by G. Klima with F.Allhoff and J. Vaidya. - Carlton, Australia: Blackwell Publishing, 207. - 402 p.

223. Medieval Philosophy: An historical and philosophical introduction [Текст] /J.Marenbon.. - L.&N-Y.: Routledge, Taylor & Francis e-Library, 2007. - 465 p.

224. Medieval Philosophy: Cambridge: Cambridge University Press, 2006 [Текст]. -391 p.

225. Misgina, Assimee Faith and Reason: the double Sidedness of Faith and Reason and their Role in a meaningful Life [Текст]. - Addis Ababa: Addis Ababa University, 2014. - 123 p.

226. Moran, D. Medieval philosophy: from Augustine to Nicholas of Cusa. //Fundamentals of Philosophy [Текст] / edited by J.Shand. - L.and N.Y.: Routledge, 2003. P.155-203.

227. Nash, R.H. Faith and reason: searching of rational faith [Текст] / R.H.Nash. -Grand Rapids, Michigan: Zondervan, 1988. - 300 p.

228. Philosophers and God. At the frontiers of faith and reason [Текст] / Edited by J.Cornwell and M. McGhee. - N.Y.: Continuum, 2009. - 275 p.

229. Philosophy of Religion. VI Semester elective Course BA Philosophy (2011 Admission) [Текст]. - Calicut: University of Calicut. School of distance Education, 2011. - 52 p.

230. Plantinga, A. When Faith and Reason Clash: Evolution and the Bible. / University of Notre Dame IN 46556 [Текст] // Christian Scholar's Review XXI:1 (September 1991): 8-33.

231. Possenti, V. Faith and reason: what relationship? [Текст] // Zeszyty Naukowe KUL. 59 (2016). №1 (233). P. 1-16.

232. Reason to Believe: Natural Theology [Текст] / by Msgr. L.Morgan & R.J.Eldred. - 249 p.

233. Rico, J. The Reason of Faith: An Exploration of Anselm's Dynamic Phrase 'Ratio Fidei' [Текст] // Ramify: The Journal of the Braniff Graduate School of Liberal Arts. P.76-91[Электронный ресурс]: https: // http: //www.ramify.org/04_rico .pdf

234. Rosental, C.J. The Reconciliation of Faith and Reason in Thomas Aquinas //

(2004) Doctoral Dissertations 1896- February 2014. 2377[Электронныйресурс]

211

https://scholarworks.umass.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=3378&context=disser tations_1 .pdf

235. Soumick, De. Law, Reason, Truth: Three Paradigmatic Problems Concerning Faith // Kritike volume seven. 2 (December 2013). - P. 19-32 [Электронныйресурс] / http: http: //www. kritike. org/j ournal/issue_13/de_december2013. pdf

236. Tavani, H.T. The classic Debate on the Relationship between Faith and Reason: some contemporary Chellenges from the Perspectives of Relativism and Postmodernism [Текст] // Rivier academic Jornal, Volume 4, Number 1, Spring 2008. - P. 1-20.

237. Tracy, D. Blessed Rage for Order: The New Pluralism in Theology [Текст]. -N.-Y.: Seabury Press, 1975.- 271p.

238. Turner, D Faith, Reason and the Existence of God [Текст] / D. Turner. -Cambridge: University Press, 2004. - 293 p.

239.Wenziger, M. Aquinas and Heidegger on the Relationship between Philosophy andTheology[Электронныйресурс]//

https://jornals.library.mun.ca/ojs/index.php/analecta/article/view/8

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.