Концептуальное значение слова в художественной прозе и публицистике: На материале творчества Е. Замятина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Можнова, Жанна Игоревна

  • Можнова, Жанна Игоревна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, Нижний НовгородНижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 202
Можнова, Жанна Игоревна. Концептуальное значение слова в художественной прозе и публицистике: На материале творчества Е. Замятина: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Нижний Новгород. 1999. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Можнова, Жанна Игоревна

Глава I. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА КАК ЕДИНИЦА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ ЛИЧНОСТИ . Ю

Раздел I. Теоретические основы выделения понятия "концептуальное значение слова"

§ I. Понятие "концептуальное значение" в современной лингвистике . . . ^^

4 2. Понятие о концептуальных различиях в значении слова

§ 3. Концептуальное значение в контексте проблемы эстетического значения слова . *

Раздел 2. Функциональный аспект изучения концептуального значения слова . ^

§ I. Концептуальное значение слова в процессе отражения индивидуальной картины мира личности

§ 2. Проблема изучения концептуального значения слова в художественном тексте

§ 3. Проблема изучения концептуального значения слова в публицистическом тексте

Раздел 3. Особенности анализа концептуального значения слова в языке Е.Замятина

Глава 2. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ( на материале романа Е.Замятина "Мы").

Раздел I. Идейно-эстетическое содержание романа Е.Замятина "Мы".

§ I. Место романа "Мы" в творчестве Е.Замятина.

Метод и проблематика произведения

§ 2. Жанровая природа антиутопии Е.Замятина.

§ 3. Художественная организация романа "Мы" *

Раздел 2. Концептуальное значение в семантической системе романа "Мы"

§ I. Концептуальное значение слов тематической грущы "субъекты Единого Государства" . , ♦

§ 2. Концептуальное значение слов тематической группы "самоопределение индивида в окунающем доре"

§ 3, Концептуальное значение слов тематической группы "формы существования объектов и явлений действительности"

Глава 3, КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА В СИСШаЕ

ПУБЛИЦИСТИКИ (ОТРАЖЕНИЕ ИНдЗШЩШШОГО ШРО-ПОНИМАНШ И СПЕЦИФИЧЕСКОГО ТИПА МЫШЛЕНИЯ Е.ЗАМЯТИНА В ЕГО КОНЦШХШЬНШ ЛЕКСИКОНЕ).

Раздел I. Идея революционного обновления мира в публицистике Е.Замятина (ща примере слова "революция )«♦••»•#••»••••»••• «

Раздел 2* Языковое воплощение идеи социального прогресса в публицистике Е.Замятина (на материале тематической группы "субъекты революционного процесса").

Раздел 3. Отражение диалектического миропонимания

Е.Замятина в концептуальном содержании терминологической лексики.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концептуальное значение слова в художественной прозе и публицистике: На материале творчества Е. Замятина»

Проблема соотношения языка ж сознания рассматривается в различных направлениях лингвистики! общей знаковой теории язта (Ср.Резников, 1958; Степанов, 1975, 1985; Лосев» 1991, 1994), психолингвистике (Ср.Леонтьев, 196?; ¡Церба, 1974$ Сахарный* 1997), идеографии (Морковкин, I970j Караулов, 197$), стилистике художественно! речи (Ср.Винокур, 1959; Виноградов, 1968| Потебия, 1976; Ларин, 1974; Жирмунский, 1977| Тынянов, 1993) и др.1

В последнее время возрастает интерес к данной пробдаме в связи с развитием антропологической лингвистики, "предполагающей изучение языка в тесном связи с человеком, его сознанием, мышлением в духовно~пра$тической деятельностью* (Роль человеческого фактора в языке». 1988, с.6).

Предметом настоящей работы служит концептуальное значение слова, представляющее собой особый тт значения, который возникает и реализуется в индивидуальной язшово! системе личности.

Мттдьность исследования определяется неразрешенностыо многих вопросов, связанных с организацией внутреннего лексикона человека, .активная разработка современными лингвистами проблемы соотношения общего и индивидуального в язше писателя предопределила выделение специфических единиц индивддуальной языковой системы, в частности ее художественной разновидности: "эстетическое значение слова", "идеологическое значение* ж др. Исчерпывающего оижеавда подобных единиц в отечественном языкознании

1 в диссертации принят следующий способ приведения ссылок; дается условно-сокращенное название работы, под которым она помещена в библиографическом списке. При цитировании указываете® страница издания* не существует. Настоящая работа продиктована назревшей необходимостью выделения и всестороннего осмысления значения особого типа, отражающего миропонимание конкретной личности и функционирующего в разных стилях индивидуального языка*

Материалом исследования служит творчество Е. Замятина, представленное художественной прозой и публицистикой. Объектом анализа является ряд тематических групп слов, реализующих социо-философские представления писателя» В работе используются материалы толковых словарей русского языка, "1усского ассоциативного словаря", "З^сского семантического словаря", а также "Словаря автобиографической трилогии М.Горького" и др.*

Цель диссертации - раскрыть сущность понятия "концептуальное значение слова".

Поставленная цель требует решения ряда конкретных задач: I) определить природу и сущность явления концептуального значения; 2) раскрыть особенности формирования и функционирования концептуального значения в разных стилях индивидуального языка писателя; 3) определить роль исследуемого значения в процессе отражения фрагмента языковой картины мира Е.Замятина; 4) выявить специфику концептуального значения слова по сравнению с другими типами значений в речи Е.Замятина.

Объект исследования обусловливает научную новизну диссертации. Концептуальное значение как явление общенародного языка служет объектом внимания ряда ученых (напр., Маелов, 1975; Лисицын, 1996). Но как единица индивидуальной языковой системы т

Полный перечень использованных словарей приводится на с.200 - 201 данное значение gasee не рассматривалось. в настоящей работе концептуальное значение слова осмысливаемся как факт языка конкретного писателя, определяется его сущность, особенности формирования и выражения в семантической системе художника. В итоге раскрывается содержание самого шшш "концептуальное значение".

Впервые язык Е.Заштша изучается с дочки зренш отражения фрагмента индивидуальной картины щра и типа деления писателя. Новым также являемся подход к анализу творчества Е.Замяттаа í художественный и нехудожественный стили языка писателя рассматриваются как варианты единой языковой системы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выявляется особый тип значений, формирующийся в языке художника, раскрывается содержание понятия "концептуальное значение слова* и на конкретном материале решается проблема отражения индивидуального шдениа мира и типа мышления творческой личности в ее концептуальном лексиконе, а также разрабатывается методика изучения системы слов с рассматриваемым типом значения в языке писателя.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения ее результатов при анализе концептуального значения в языке других писателей! в процессе работы над идеологше-скда словарем! в учебно-педагогической практике; в преподавании рада общих лингвистических курсов, в том числе "Дексико-логш современного русского языка*» "Лингвистический анализ художественного текста** а также специальных курсов по проблемам языка писателя.

Сложность и неизучешоеть концептуального значения диктует сочетание семасиологического и ономасиологического путей анализа языка Е.Замятина.

Основным методом исследования избран штод компонентного анализа на основе словарных дефиниций и контекстуальной реализации значения, выявляющей семантическим сдвиг.

Объект изучения, цели и задачи работы определяют ее композицию. Диссертация состоит из трех глав. В первом, теоретической, главе обосновывается необходимость выделения понятия "концептуальное значение" и раскрывается его содержание. Концептуальное зввшк (далее-КЗС) осмысливается как явление индивидуальной языковой системы в шщда его отражательной сущности» особенностей функционирования и соотношения с другими типами значений в языке писателя. В данной главе также ставится проблема концептуального значения ©лова в речи Е.Замятина. Итогом теоретической глава служит формулирование рабочего определения концептуального значения и гипотеза исследования самого явления.

Вторая глава посвящена изучению концептуального значения ошва в семантической системе литературного произведения. Анализ ведется на материале романа Е.3амятина 1 работе да исхода из того, что исследование семантической системы художественного текста предполагает его комплексное осмысление, требующее сочетания литературоведческого н лингвистического анализа.1 В соответствии с э®м данная глава включав® два раздела» В первом разделе выявляется место романа "Ш* в контексте творчества Е.Замятина, определяются ключевые идеи художественном прозы писателя, особенности его индивидуального стиля и

1 Сторонниками такого подхода являются Л.В.Щерба (Щерба,1958). В.В. Виноградов (Виноградов, 1959), Г.0.Винокур (Винокур, 1959), Б.А.Ларин (Ларин, 1974), М.М.Бахтин (Бахтин, 19%) и ж.др* Подробно об этом см.: Глава I, Раздел I, § 2. последовательность реализации эстетической программы» В данном раздел® также решается проблема метода ж жанра романа "Мы", Определение характера влияния жанра произведения на его семантическую систему - ода из вопросов» решаешх в работе, Отдельный параграф посвящен художественной организации антиутопии Ел3амятина. Итоном первого раздела олуш« выявление специфики художественной системы романа ж его основных идеи» что диктуег отбор материала для семантического исследования ж пути анализа этого материала.

Второй раздел главы поевзден анализу КЗС в семантической системе романа * ж уточнению самого понятия "концептуальное значение"» Объектом внимания служит рад тематических груш* При выбор« объекта да руководствуемой тем» чео "тематическое изучение номинативных средств лучше всего раскрывает объективно существующие связи языка о дейетвительностыоя и "в наибольшей степени соответствует задаче системного представления номинации* ХЭШ, о»!) *

Социальная проблематика романа и его идейное содержание делает актуальным рассмотрение тематических групп» в которых объединяются слова! I) обозначающие членов общества ("субъекты Единого Государства"); 2) выделяющие личностное "я* из социума ("самоопределение индиввда в окружающем мире*); 3) характеризующие мир» в котором живет главный герой романа ("формы существования объектов и явлений действительности*),

Слова, входящие в состав ввделенных тематических групп» принадлежат к разным лексико-грамматичееким разрядам. 3?о позволяет определись специфику формирования концептуального значения у слов с разным категориальным значением; у местоимений (напр** "ш", "я"), существительных (напр*» ^человек*» "машина"), прилагательных (напр,, "стальном", "стеклянный*)*

Результатом второй главы служи® выявление сущности концептуального значения в системе эстетического целого ж соотношения данного значения с другими типами лексических значений, определение особенностей формирования и выражения концептуальных значений слов ш романе "Шп ш роли рассматриваемого типа значения в организации художественного мира произведения*

В третьей главе диссертации концептуальное значение изучаете на материале публицистики В,Замятина. Предметом анализа является лексика, эксплицирующая социальные, философские, эстетические воззрения писателя, в концептуальном содержании которой нашел отражение специфический тип мышления творческой личности* В данной главе рассматриваются слова с конкретной и абстрактной семантикой ж выявляются особенности формирования концептуального значения слов кавдого из обозначенных типов.

В первом разделе анализируется концептуальное значение слова "революция". Щея революционного обновления мира является одной из центральных в публицистике Е.3аштина, а понятие "революция" — одним из ключевых в мировоззренческой системе писателя*

1о втором разделе рассматриваются концептуальные значения ело», называющих субъекты революционного процесса* Ш концептуального содержания ело» данной группы внутренние, глубинные основы гуманистических воззрений Е.Замятина» индивидуальное понимание писателем человека как субъекта социальных отношений и тот человека во всеобщем револщионном процесс©.

В третьем разделе исследуется концептуальное значение математической терминологии, особенностью функционирования кото

- 9 рой в языке Е .Замятина служи» то» что в ней находят отражение совдофилософскже представления писателя. Анализ терминологической лексики раскрывает особенности авторского стиля, а также типа мышления писателя. Определение сущности такого взаимовлияния служат основой глубокого к всестороннего изучения языковой картины мира Е.Замятина.

Итог третье! главы - выявление функциональных особенностей концептуального значения в публицистике Е.Замятина* по сравнению с функциональными особенностями данного значения в художественной прозе писателя; обнаружение своеобразия концептуальных значений имеющих в своей основе общенародные ш терминологические значения шшв$ окончательное определение содержания понятия "концептуальное значение1*.

В Заключении обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы и намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

Диссерташш сопровождается списком использованной научно! литературы, словаре! и текстов ~ источников языкового материала. взаимовлияние индивидуального миропонимания ж

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Можнова, Жанна Игоревна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью настоящего исследования, вытекавшей и® современного состояния проблемы анализа индивидуальной языковой системы, было определить содержание понятия "концептуальное значение слова" и выявить сущность концептуального значения в языке писателя,

В предложенном нами аспект© концептуальное значение не изучалось. Необходимость выделения понятия "концептуальное значение" мы связываем с тем, что в языке писателя существует система слов, отражающих его индивидуальное миропонимание и тип мышления. Эти слова характеризуются большей смысловой емкостью и контекстуальной значимостью, по сравнению с другими словами, В них выражаются ключевые идеи творчества писателя.

В ходе анализа концептуального значения нами решались следующие вопросы? X) какова сущность КЗС, что оно отражает; 2) что лежи* в основе рассматриваемого значения? 3) как формируется и выражается данное значение? 4) каковы его функциональные особенности? 5) какую роль играет концептуальное значение в индивидуальной языковой системе.

Итогом исследования служит ряд выводов.

I, КЗС является значимой единицей индивидуальной языковой системы. В нем сконцентрированы те "личностные смыслы" (по терминологии А.А.Леонтьева), которые определяются сферой инди-41

Бидуального сознания художника. Система слов с концептуальным значением в речи в.Замятина сдюжит отражением его социофилософ-ских и эстетических воззрений, В данной системе проявляется специфический, синтетический тип мышления Е.Замятша, способный гармонизировать отношения между художественным образом и научшал математическим понятием.

2« Материал настоящего исследования дозволяет сделать вывод о том, что концептуальное значение формируется как на основе общенародного прямого, так и на основе общенародного переносного значения, а также в результате переосмысления терминологического значения слова»

В речи Е.Замятина 180 чаще всего образуется на основе прямого общенародного значения* В этом случае в слове с концептуальным значением отражаются особенности индивидуального восприятия и осмысления писателем предметов и явлений реальной действительности. Если в основе КЗС лежит общенародное переносное значение» то слово характеризуется семантической многоплановостью, провоцирует многочисленные ассоциативные связи и используется, как правило, для обозначения абстрактных сущностей, В том с^чае, когда концептуальное значение образуется на базе термина, слово, выражающее абстрактное понятие, становится обозначением материального объекта, который можно увидеть, услышать, почувствовать,

3, Концептуальное значение слова проявляется в синтагматике. Реальные или ассоциативные связи слова актуализируют в его значении семы ,эксплицирующие понятия, складывающиеся в индивидуальном сознании личности, формирование такого понятия выражается в изменениях по отношению к общенародному языку понятийного содержания слова, В речи Е.Замятина в отдельных случаях наблюдается полное переосмысление общенародного и терминологического значений (слова "мы", "спираль"), Синтагматические связи предопределяют также развитие коннотативного содержания слова, не свойственного этому слову в системе общенародного $зыка? появление эмоционально-экспрессивной окрашенности у слов с терминологическим значением, что актуализирует концептуальное значение данных слов.

Пути формирования"КЗС разнообразны, К ним можно отнести? а) расширение'или сужение семантического объема слова в результате установления контекстуальных синонимических или антонимических связей!/ б) энантиосемию; в) метафорический и метонимический перенос| г) конкретизацию терминологического значения, лежащую в основе опредмечивания абстракции! д) эстетическое переосмысление абстрактных сущностей! е) олицетворение и "овеществление" (главным образом, в романе "Мы"); ж) лексикализацию грамматических форм,

КЗС возникает у слов разных частей речи, У местоимений оно формируется путем лексикализации их грамматических значений* Другие, обозначенные выше, пути формирования концептуального значения характерны для существительных и прилагательных.

Минимальный контекст выражения рассмотренного значения -одна или две фразы. Макроконтекстом, раскрывающим КЗС в совокупности всех оттеночных значений, является законченное литературное произведение и, шире, все творчество писателя,

4. Концептуальное значение может функционировать в разных стилях индивидуального языка, В каждом из стилей оно имеет свою специфику, В художественной речи КЗС связано с эстетическим значением. Разграничение этих значений основывается на характере мотивированности комбинаторных приращений смысла! при образовании эстетического значения решающую роль играет художественная система, образование КЗС в большей степени преодопредяется миром индивидуального сознания писателя,

В свстеме художественного текста концептуальное значение воплощает в себе инвариантное содержание всех эстетических реализаций слова» Б нехудожественной речи оно безотносительно к эстетическому объекту и выступает единицей, эксплицирующей индивидуализированное понятие в конкретном высказывании.

Концептуальное значение слова системно* Системность проявляется на разных уровнях. № выделяем пять таких уровней? а) система творчества писателя! б) система конкретного текста} в) тематическая группа как фрагмент индивидуальной языковой картины шра| г) смысловая структура елова| д) семная организация конкретного значения,

В системе творчества писателя олова с концептуальным значением выступает как ключевые и участвуют в реализации той концепции мира, которая формируется в индивидуальном сознании художника, Рассмотренный нами материал показал» что КЗС играет важную роль в процессе отражения социофилоеофских воззрений Е.Замятина, составляющих одну из основ его творческой личности. Писатель осмысливает законы развития природы, человека, мира, космоса в категориях! "живое" - "мертвое", "динамичное" - "статичное", "естественное" - "искусственное", "иррациональное" -"рациональное", "свободное" - "несвободное", "бесконечное" -"ограниченное", - что находит отражение в оппозициях, образуемых словами с концептуальным значением (напр., "я" - "мы", "человек" "машина", "глиняный" - "стальнож", "кривая" - "прямая", "гипербола" - "окружность"), Антонимическая соотнесенность данных слов отражает сущность дуалистического миропонимания Е.Замятина и служит ярким проявжнием системности концептуального значения в творчестве художника.

Системность КЗС на уровне отдельного литературного произведения обусловлена включенностью данного значения в эстетическую ткань текста. .Анализ романа "Мы" показывает, что жанр антиутопии, направленным на разрушение догмы и предполагающий борьбу со статикой, предопределяет спиралевидную организацию произведения» обусловливающую» в свою очередь» динамизм семантической системы» одним из проявлений которого служит развитие концептуального значения, формирование его различных оттенков, В связи с втим К36 можно определить как важнейший конструктивный элемент художественного образа* Противопоставление тоталитарного рашюналжетичешш-технократжческого государства свободной личности, лежащее в основе художественной организации романа "№"» определяет систему слов с концептуальным значением» которые вступают в антонимические и синонимические отношения« Контекстуальные антонимы в романе отражают противоречие между миром Единого Государства и миром за его пределами (напр*, "машина"-"человек", "стеклянный" - "глиняный"). Контекстуальные синонимы обозначают реалии кавдого из миров, раскрывая в своей совокупности их глубинную сущность (напр,, "стальной" - "стеклянный" -"хрустальный"; "глиняный" - "дикий"), Анализ семантической системы антиутопий позволяет сделать вывод о том, что слова с концептуальным значением выступают как ключевые и служат смысловыми центрами произведения,.

Проявлением системности КЗС на уровне отдельного произведения является также взаимодействие данного значения с другими типами значений? общенародным и эстетическим. Общенародное значение служит основой ШО, которое, в свою очередь, выступает стержневым звеном эстетического значения в системе художественного целого,

Системность концептуального значения реализуется в связях и отношениях между словами определенной тематической группы, е ее внутреннем структурировании. Внутри такой группы южет быть выделен семантический центр, вокруг которого группируются другие слова и в котором заключен общий смысл составляющих данную группу компонентов, Например, слово "человек" является семантическим центром тематической группы "субъекты революционного процесса"» структурные элементы этой группы связаны иерархическими отношениями? "раб" - "мещанин" / "чиновник" - "человек"-"человек-царь" - "еретик"» Иерархия определяется реализацией признака »свободный* (»несвободный») в концептуальных значениях данных слов,

Мевду словами одной тематической группы могут устанавливаться синонимические и антонимические отношения (напр», тематическая группа "формы существования объектов и явлений действительности" в романе "Мы").

Системность концептуального значения на уровне смысловой структуры слова проявляется в том, что полисеманты имеют сложную иерархическую организацию, в которой выделяются основные и оттеночные значения» Иерархия определяется степенью участия значения в процессе выражения ключевых идей творчества писателя, возможностью доминирующего значения группировать вокруг себя оттеночные значения, наличием у основных значений гиперсемы, способной объединять производные значения.

Проанализированным материал позволяет говорить о том, что развитие оценочных значений отражает изменения, происходящие в индивидуальном сознаний ^Замятина, а также изменение угла зрения на предмет. Одним из проявлений системности КЗС служит симметрия смысловой структуры слова (напр., слово "революция" в речи Е»3амятина),

Системность проявляется и на уровне семной организации концептуального значения, в котором может быть выделена гиперсема, предопределяющая формирование специфических синонимических рядов (напр», сема 'искусственный* проявляется в значениях слов "стальной", "стеклянный", "хрустальный"? сема »естественный* - в значениях слов "глиняный", "дикий").

Выявление системности концептуального значения на разных уровнях позволяет рассматривать ее как важнейшую функциональную особенность данного значения.

5» Анализ конфетного материала показал, что КЗС выступает одним из системоорганизующих элементов языка писателя и играет большую роль в процессе отражения еш индивидуальной картины мира. Слова с концептуальным значением образуют своеобразный концептуальный каркас, реализующий систему ключевых понятий, формирующихся в индивидуальном сознании личности.

Обобщая результаты исследования, мы предлагаем следующее толкование понятия "концептуальное значение слова"; концептуальное значение - это значение, возникающее в индивидуальной языковой системе в результате переосмысления общенародного или терминологического значения, обусловленное мировоззрением конкретной личности, отражающее индивидуальное миропонимание и тип мышления данной личности.

Настоящая работа не претендует на окончательное разрешение проблемы концептуального значения. Полученные результаты обнаруживают перспективы дальнейшего изучения обозначенной проблемы, к которым можно отнести? а) анализ КЗС как единицы семантического поля? б) выявление характера влияния концептуального значения на грамматическую систему писателя; в)осмысление специфики формирования КЗС на базе различных видов понятий: обиходно-бытовых, научных, религиозных, художественных.

- 173

Дальнейшее исследование рассмотренной в настоящей работе проблемы имеет важное культурологическое значение и способствует развитию гуманистических традиций лингвистической науки. источники

I, Замятин Е#' Уездное«** c.3I-86xI

2* Замятин Е»' Африка,*, с.85~95х

3» Замятин Е. Островитяне,.* с,95-147*

4*- Замятин Е. Ловец человеков, ♦ 149-167*

5. Замятин 1, Мамай,** 0*177-185*

6* Замятин Е* Пещера*,* c.186-194*

7. Замятин В* Рассказ о самом главном. с,194-224*

3, Замятин Е, Русь,,, с.224-233*

9* Замятин В* Мы,♦. с.307-462*

10, Заштин Е. Первая сказка про фиту.,» с,5X0-5Х4**2

11. Замятин 1* Вторая сказка про Шту*,, с* 514-5Х6**

13, Замятин Е* Третья сказка про фиту*,* с.516-518**

13* Заштш 1* Последняя сказка про фиту,,, с,Ы8-521**

14. Заштин 1. Домашние и дикие* ., с. 76-77*** 3

I©, Заштин Е. О равномерности распределения,,, 0,77-78***

16, Заштин Е, Елизавета Английская,,. с*81зва{

17, Замятин Е, 0 служебном искусстве*,, с.ЗХ-бг*3®

18, Заштин Е* Они правы,,. с.83-84***

19, Заштин I. Беседы еретика*., с,85-86***

20, Замятин Е, Последняя страница,,, с. 66***

2Х* Заштин Е, Александр Блок.,, с,244-254**** 4

1 Знаком « выделены произведения, опубликованные в книге Заштш В А, Избранное, - M*s Правда» IS89, - 462 С13 с, Знаком ш отмечены произведения, опубликованные в книге Заштин Е*И, Избранные произведения, - М.: Сов.писатель, 1989. - 768 с* Знаком аш выделены статьи, опубликованные в журнале "Литературная учеба", 1990, кн,3,

4 Знаком ш выделены приизведения, опубликованные в книге Заштин В*И, Избранные произведения! б 2-х томах, - Ми лудок.литература, 1990, т,2*

22. Замятин Е. Федор Сологуб. 0.25^259^®®

23. Замятин Е» Чехов. 0.259-266****

24. Замятин Е. л.Андреев. 0.266-268****

26. Замятин В. Встречи с В.М.КустодиеЕНМ.с.269-279****

26. Замятин Б* Андрей Белый.», 0,279-283****

27. Замятин Е. М.Горькии. 0.283-295®®*

28. Замятин Е* Анатоль Франс. 0,295-296****

29. Замятин Е. Герберт Уэллс. о. 296-322****

30. Замятин Е. Генеалогическое дерево Уэллса., с.322~328*50£*

31. Замятин Е» О'Генри.с.328-332****

32. Замятин Е. "Завтра". е.344-345****

33. Замятш Е. "Цель" »»* 0.345-348****

34. Замятин Е. Я боюсь,,. с.352****

35. Замятин Б. Новая русская проза,». о »352-366****

36» Заштин Е, 0 сегодняшнем и современном» . , с .366-378хюш

37. Заштин Е, 0 синтетизме. е»378-387****

38. Заштин В» 0 литературе» революции и энтропии,,.с»387~393****

39. Заштин В» Закулисы,. с,393-404****

40. Щэр Т, Утопия, Библиотека всемирной литературы.-М.» 1971

41. Кампанелла Т. Город Солнца, Библиотека всемирном литературы.

М», 1971

42. Платонов М, Скифы ли? // Мысль, 1918, сбЛ, с.285-2931

1 Платонов М. - Псевдоним Е.И.Замятина.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Можнова, Жанна Игоревна, 1999 год

1. Абдалова, 1991 - Абдалова Н.В, Ключевые слова в поэме

2. А.Т•Твардовского "Страна Муравия" // Русский язык в школе, 1991, 1 3.- 0.55-59.

3. Авоян, Ï995 Авоян Р.Г. Значение в языке? философский анализ. - Мл Высш.школа, 1995. - 103 с.

4. Алексеев» 1978 Алексеев Г.1. Энергия и энтропия. -M.î Знание, 1978. - 192 с.

5. Анненков, 1991 Анненков Ю. Евгений Замятин // Анненков Ю. Дневник моих встреч* - Л.: Искусство, 1991,- С.246-287.

6. Апресян, 1966 Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. - Мл Просвещение, 1966. - 302 с.

7. Арнольд, 1974 Арнольд Й.В, Стилистика декодирования.-I.î Изд-во ЛИШ, 1974. - 76 с.

8. Арутюнова, 1988 * Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М,? Наука, 1988. - 341 с.

9. Арутюнова» 1991 Арутюнова Н.Д. Истина? фон и коннотации // Логический анализ языка. Культурные концепты. - M, s Наука» 1991. - С.21-30.

10. Ахманова, 1957 Ахманова О.С. О психолингвистике, - M.î Изд-во МГУ» 1957. - 64 с.

11. Бедиков, 1992 Вадиков В. "Мы" и "Я" в коммунистическом рае? предвидения Е.Замятина // Простор, 1992, I 3. - С.193-200

12. Баранцев, 1989 Баранцев Р.Г, Системная триада - структурная ячейка синтеза // Системные исследования? методологические проблемы. - M.s Наука» 1989, - С.193-209.

13. Барт, 1983 Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. - М.? Радуга, 1983. - С.306-349.

14. Басинский, 1993 Басинский П. Возвращение. Полемические заметки о реализме и модернизме // Новый мир, 1993, № II. -С.230—238.

15. Барабаш, 1978 Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики, - М. 2 Сов« Россия, 1978. - 384 с.

16. Бахтин, 1974 Бахтин М.М. К эстетике слова // Контекст 1973. - М.: Наука, 1974. - С.258-280.

17. Бахтин, 1975 Бахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худож.литература, 1975. -С,72—233.

18. Бекова, 1973 Бекова С.В. К проблеме идеологического словаря писателя? Автореф.дисс.канд.филол.наук. - 1.,1973.-19 с.

19. Белая, 1989 Белая Г. Дон-Кихоты 20-х годов. "Перевал" и судьба его идей. - М.: Сов.писатель, 1989» - 395 с.

20. Богуславский, 1957 Богуславский В.М, Слово и понятие // Мышление и язык. - I.: Государственное издательство политической литературы, 1957. - С.213-275.

21. Болотнова, 1992 Бшютнова 1.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1992. - 310 с.

22. Борисова» 1976 Борисова М.Б. Индивидуальное в семантике драматургического слова // Лексика. Терминология. Стили. Межвуз.сб.»вып.5. - Горький, 1976. - С.143-144.

23. Борисова, 1977 Борисова М.Б. О плане выражения и плане содержания как объектах стилистического анализа // Лексика. Терминология» Стили. - Межвуз.сб., вып.6.-Горький, 1977. - СЛ5-19.

24. Борисова, 1982 Борисова М.Б. Специфика словаря драматургических произведений М.Горького // Словоупотребление и стиль М.Горького. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981. - С.61-71.

25. Борисова* 1991 Борисова М.Б* Смысловая оеложнениость слова как норма драматургического контекста М.Горького // Системность в языке, речи, тексте. Межвуз.сб.научных трудов. - Нижний Новгород, 1991. - С.113-122.

26. Борисова, 1993 Борисова М.Б. Драматургическая специфика семантики слова // Вопросы теории и истории языка. - С-Пб: Изд-во С-Пб ун-та, 1993. - С.193-198.

27. Борухов, 1991 Борухов В.Л. "Зеркальная* метафора в истории культуры // Логический анализ языка» Кулжтурные концепты. - М.: Щука, 1991. - С.109-117.

28. Бразилович, 1966 Бразилович А.М. 0 методах определен ния значений слов // Тезисы докладов межвузовского симпозиума составителей Словаря М.Горького. - Киев? Изд-во Киевского ун-та, 1966. - С.6-10.

29. Брутян, 1973 Врутян Г.А. Язык и картина мира. - БДВ1Д, филос.науки, 1973, $ I. - СЛ08-111.

30. Бугаева, 1995 Бугаева Л.Д. Идея безумия и ее языковое воплощение в романе Ф.Сологуба "Мелкий, бес": Авторе®.дисс. канд.филол.наук. - С-Пб, 1995. - 16 е.

31. Будагов, 1976 Будагов Р.А. Человек и его язык. - М.: Изд-во МГУ, 1976. «* 429 с.

32. Бюлер, 1993 Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная фикция языка. М.г Универс, 1993. * 502 с.

33. Васильев» 1971 Васильев 1.М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания, 1971,№ 5. - С, 105-113.

34. Васильев, 1990 Васильев 1.1. Современная лингвистическая семантика. - М.: Высш.школа, 1990. - 175 11с.

35. Велики® утописты, 1926 Великие утописты. Сен-Симон, Фурье и их школы. - М.-Л.: Гос.изд-во, 1926. - 365 с.

36. Вендлер, 1987 Вевдлер 3. Факты в языке // Философия. Логика. Язык. - М.г Прогресс, 1987. - С.293-317.

37. Виноградов, 1941 Виноградов В.В, Стиль Пушкина. - М.: ГИХЛ, 1941. - 620 с.

38. Виноградов, 1959 Виноградов В. В. О языке художественной литературы. - Мл ГИХ1, 1959. - 655 с.

39. Виноградов, 1963 Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - 1.1 Изд-во АН СССР, 1963. - 255 е.

40. Виноградов* 1971 Виноградов В. В. О теории художественной речи. - М.1 Высш.школа, 1971. - 239 с,

41. Винокур, 1959 Винокур Г.О, Понятие поэтического языка // Избранные работы но русскому языку. - М.г Гос .учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1959. - С.388-393.

42. Винокур, 1991 Винокур Г.О. О языке художественной литературы. - М.: Высш. школа, 1991. - 448 с.

43. Волькенштейн, 1986 Волькенштейн М.В. Энтропия и информация. - М.: Наука, 1986. - 190 с.

44. Воронений, 1982 Воронений А. Е.Замятин // Избранные статьи о литературе* - М.: Художественная литература,1982.- 527 с.

45. Выготский, 1934 Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.-Л. : Соцэкгиз, 1934. - 324 с.

46. Выготский, 1987 Выготский Ж.С. Психология искусства.-М.: Педагогика, 1987* - 345 с.

47. Гальцева, Роднякская, 1988 Гальцева Р.» Роднянская И. Помеха-человек // Новый мир* 1988, Л 12» - 0*217-230.49* Гачев, 1991 Гачев Г. Книга удивлений, или естествознание глазами гуманитария» или образы в науке* - М. : Педагогика, I99I. - 270 с.

48. Горнфедьд, 1922 Горнфельд А.Г. Боевые отклики на мирные темы* - Л.: Колос, 1922. - 240 с.

49. Городецкая, 1982 Городецкая Й.Л* Анализ народно-поэтических реминисценций в творчестве М.Горького при лексикографическом описании // Словоупотребление и стиль М.Горького. - Саратов: йзд-во Сарат.ун-та, 1982. - C.IQI-III.

50. Григорьев, 1965 Григорьев В.П. Словарь языка русской советской поэзии* - М.: Наука, 1965* - 223 с,

51. Григорьев, 1971 Григорьев В.П* Словарь Некрасова в контексте проблемы поэтической лексикографии* - М: Изд-во АН СССР. Сер. лит-ры и языка,1971,т.XXX, вып.5. - С.465-472.

52. Григорьев, 1973 Григорьев В.П. Поэт и слово. Опыт словаря. - М.г Наука, 1973* - 455 с.

53. Григорьев, 1979 Григорьев В.П, Поэтика слова. - Мл Наука, 1979. - 343 с.

54. Григорьева, 1990 Григорьева Л.П. Художник должен говорить о завтра // Возвращенная классика. - Л,: Художественная литература, 1990. - C.I4-2I.

55. Гуковский, 1959 ** Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-1, ГШ, 1959. - 531 е.

56. Гумбольдт, 1985 Тумбольдт В.фон. Язык и философия 1дль туры. - М.: Прогресс, 1985. - 451 с.

57. Гуревич, 1972 Гуревич А.Я. История и сага. - М.: Наука 1972. - 198 с.

58. Гусарова, Козина, 1982 Гусарова Н.П., Козина I.A. Символические значения и их отражение в словаре языка М.Горького

59. Словоупотребление и стиль М.Горького. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та* 1982. - С.72-78.

60. S4. Хитина, 1997 Гутина Е.А. Дексжко^семантическое поле в индивидуальной языковой системе (на материале лексико-семанти-ческого ноля обида* в художественной речевой системе М.Горького} Автореф. дисс.канд.филол.наук.- Нижний Новгород,1997. -16 с

61. Давыдова, 1991 Давыдова Т.Т. Евгений Замятин. - M.s Знание, 1991. - 62 с.

62. Долгополов, 1988 Долгополов I.K. Е.Замятин и В.Маяковский (к истории создания романа *Мнп) // Русская литература, 1988 № 4. - C.I82-I85.

63. Донецких, 1980 Донецких 1.И. Реализация эстетическихвозможностей имея прилагательных в тексте художественных произведений. Кишинев: Штиинца, 1980» - 160 с»

64. Донецких, 1981 Донецких Д.И. Условия реализации эстетических возможностей имен прилагательных в текстах художественных произведений! Автореф.диее.докт.филол.наук. - Л. i Изд-во ДГУ.-31 с.

65. Донецких, 1982 Донецких 1.И. Эстетические функции слова. - Кишинев! Штиинца» 1982. 154 с,

66. Дресслер, 1978 Дреселер В. введение в лингвистику текста // Проблемы теории текста* - М.: ИНИОН, 1978,- С,55-73.

67. Жданова, Ревзина, 1991 Жданова I.A., Ревзина О.Г. "Культурное слово* милосердие // Логический анализ языка. Культурные концепты* - М.: Наука, 1991. - С.56-61.

68. Жолковский» Щеглов, 1986 Жолковский А.К., Щеглов Ю.Ю. Мир автора ж структура текста // Статьи о русской литературе. -1-Нью-Йорк: Эрмитаж, 1986. - С.255-278.

69. Зарщкий,, 1966 Зарицкий Н.С. Слово* понятие и значение и их отражение в словаре писателя // Тезисы докладов межвуз. симпозиума составителей Словаря М. Горького. - Киев*1966.-С.25-27.

70. Зарицкий* 1968 Зарицжий Н.С* Составление словаря А.М.Горького и проблема соотношения слова* понятия и значения в лексикографии // Великий родоначальник социалистической литературы. - Киевг Изд -во Киевского ун-та, 1968. - C.I73-I86.

71. Звегинцев, 1957 Звегинцев В.А. Семасиология. - М.: Изд-во МГУ,. 1957. - 321 с.

72. Зверев, 1989 Зверев А. Когда пробьет последний час природы. Антиутопия XX века // Вопросы литературы, 1989, II.1. С.26-69.

73. Зверев, 1992 Зверев А. XX век как литературная эпоха, // Вопросы литературы, 1992, вып. 2. - С.3-56.

74. Зись, 1975 Зись А.Я. Ишдгсство и эстетика. - М. : Наука, 1975. - 447 с.

75. Зюлина, 1996 Зюлина О.В. Повествовательная структура прозы Е.И.Замятина: Автореф.дисс.канд.филол.наук. - 1., 1990. - 17 с.

76. Карасев» 1995 Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу. - М.: Б.и.,1995. - 102 с.

77. Караулов, 1972 Караулов Ю.Н. Структура лекеико-семан-тического поля // Филологические науки, 1972, В I. - С.57-68.

78. Караулов, 1976 Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. - М.: Наука, 1976. - 356 с.

79. Караулов, 1987 Караулов Ю.Н* русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987. - 263 с.

80. Карпенко, Сиротина, 1968 Карпенко М.А., Сиротина В.А. Слово в художественной речи М.Горького. - Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1968. - 142 с.

81. Карпенко,1976 Карпенко М.А. Словарь М.Горького и современная поэтическая лексикография // Лексика. Терминология. Стили. - Горький, 1976. - C.I50-I54.

82. Кацнельсон, 1965 Кацнельсон С.Д. Содержание слова, значение и обозначение. - М.-Л.:Наука, 1965. - III с.

83. Кирвель, 1989 Кирвель И.С. Утопическое сознание: сущность, социально-политические функции« Минск: йзд-во "Университетское®, 1989, - 190 с,

84. Ковский, 1992 Ковский В» Ирреальное, полуфантастическое, дьявольски русское. // Российские фантасмагории, - М, : Автор, 1992,- 0,3-16,

85. Ковтун, 195? Ковтун Л.С. 0 построении словарной статьи // Лексикографический сборник. - M,, 1957» вш,1. - 0.68-97.

86. Ковтун, 1962 Ковтун Л. С. О специфике словаря писателя // Словоупотребление и стиль М.Горького. - Л. : йзд-во ЛГУ, 1962. - C.I2-3I.

87. Ковтун, 1968 Ковтун 1.0. Словарное описание семантико-стилиетической еистемы писателя // Словоупотребление и стиль М.Горького, - Л. : Изд-во ЛГУ» 1968. - С, 5-14.

88. Ковтун, 1977 Ковтун Л.С. Соотношение эстетического и логического компонентов в лексической номинации // Языковая номинация» - М.: Наука, 1977, - С,207-299,

89. Козина* 1976 Козина Н,А, К проблеме символики у М.Горького: Автореф.дисс.канд.филол.наук. - Саратов,1976, - 24 с.

90. Колшанский, 1965 Колшанский Г,В, Логика и структура языка. - M.Ï Высш.школа, 1965. - 240 с.

91. Коляанекий, 1975 Колшанский Г.1. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке, - М.: Наука, 1975,-230 с.

92. Колшанекии, 1980 * Колшанский Г. В. Контекстная семантика. M.I Наука, 1980. - 149 с.

93. Колшанский, 1990 Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке, - М,: Наука, 1990. - 106 с.

94. Комлев, 1969 Комдев Н.Г. Компоненты содеожательноИ структуры слова. - М.г Изд-во МГУ, 1969. - 191 с.

95. Куайн, 1986 Куайн У.В.О. Слово и объект // Новое в зарубежной лингвистике» внп.18. Логический анализ естественного языка. - М.: Прогресс, 1986, - С.24-98.

96. Кубрякова, 1991 Кубрякова E.G. Об одном фрагменте концептуального анализа слова "память*1 // Логический анализ языка. Культурные концепты, - М.; Наука* 1991. - С.21-30.

97. Кудрявцев* 1975 Кудрявцев Т.Е. Психология технического мышления. - М.г Педагогика, 1975, - 303 с.

98. Кузичева, 1988 Кузичева А. Мы в зеркале "Мы" //Книжное обозрение, 1988, № 20. - 6 с.

99. Кузнецов, 1986 Кузнецов А.М. От компонентного анализа к компонентному синтезу. - М.: Наука, 1986. - 123 с.

100. Кузнецова, 1965 Кузнецова А.И. Понятие семантической системы языка и методы ее исследования. - М.: Высш.школа, 1965.240 с .

101. Кузьмина, 1995 Кузьмина I.A. Концепт художественной речи как составляющая поэтической картины мира // Лексика, грамматика, текст в свет® антропологической лингвистики. -Екатеринбург: йзд-во Уральского ун-та, 1995.- С. 122-128.

102. Ларин, 1935 Ларин Б.А. О словоупотреблении// Лит. учеба, 1935, Ш 10. - СД46-158.

103. Ларин, 1962 Ларин Б.А. Основные принципы Словаря автобиографической трилогии М.Горького // Словоупотребление и стиль М.Горького. - Л.| Изд-во ЛГУ, 1962. - C.3-II.

104. ПО. Ларин, Ковтун и др., 1968 Ларин Б.А., Ковтун Л.С. и коллектив авторов. Принципы составления Словаря М.Горького

105. Словоупотребление и стиль М.Горького. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-С.144-193.

106. I* Ларин, 1974 Ларин Б.А. О разновидностях художественной речи (Семантические этвды) // Ларин Б. А* Эстетика слова и язык писателя* - Л.: Хуцож.литература, 1974. - С.27-53.

107. Латынин* 1989 Латынин Ю* В ожвдании Золотого века // Октябрь» 1989, В 6. - C.I77-I87.

108. Левидов» 1977 Левидов А*М* Автор - образ - читатель.-Л.: йзд-во Л1У, 1977. -360 с*116* Лейдерман, Липовецкий, 1993 Лейдерман Н*» Липовец-кий М* Жизнь после смерти, или Ноше сведения о реализме // Новый мир, 1993» № 7 - С.233-252.

109. Леонтьев, 1965 Леонтьев A.A. Слово в речевой деятельности* Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности*-Мл Наука» 1965* - 245 с*

110. Леонтьев, 1967 Леонтьев A.A. Психолингвистика. - Лл Наука, 1967 - 118 с.

111. Леонтьев, 1968 Леонтьев А«А* Исследования поэтической речи // Теоретические проблемы советского языкознания. -Мл Наука, 1968* - C.I43-I53.1.Ö. Леонтьев, 1975 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - Мл Политиздат* - 304 с»

112. Лилич, 1968-а Лшшч Г.А. С слове "горький" в произведениях М*Горьког© // Вестник ЛГУ, вып.2, 1968. » C.I04-II0.

113. Лисицын, 1994 Лисицын А.Г. Свобода: понятие и концепт* // Актуальны® проблемы современной русистики. -Арзамас, 1994* - 6 с*

114. Лоеев, 1994 Лосев А.Ф. Миф. Число* Сущность» - М.: Мысль, 1994. - 919 с*

115. Магвайр., 1993 Магвайр Р. А. Конфликт общего и частного в советской литературе 20-х годов // русская литература

116. XX века. Исследования американских ученых* СПб.: Петро-РИФ, 1993. - C.I76-2I3.

117. Маковский, 1976 Маковский М.М. Соотношение индивидуального и социальных факторов в языке // Вопросы языкознания» 1976» 1 I. - С.40-54.

118. Максимова, 1994 Максимова Е. Символика "Дома*

119. Антидома*. О месте Е. Замятина в русской литератур© // Аврора» 1994, Л 9. С.70-75.

120. Маслов» 1975 Маслов Ю.С. Введение в языкознание.

121. М.: Высш.школа» 1975. 327 с.

122. Матвеева, Стрижев, 1990 Матвеева Г., Стрижев А. Путь неприятия и боли // Современная драматургия, 1990, II.-С. 200-204.

123. Мейлах,. 1958 Мейлах Б. Метафора как элемент художественного мышления // Мейлах Б. Вопросы литературы и эстетики» -Л.? Сов. писатель, 1958. - С. 193-222.

124. Мейлах» 1962 Мейлах Б. Художественное мышление Пушкина как творческий процесс* - М.-Л.: Изд. АН СССР, 1962.-249 с.138* Михайлов, 1989 Михайлов 0. Гроссмейстер литературы // Е.Замятин. Избранное. - М.: Художественная литература. 1989. - С.3-28.

125. Можейко, 1988 Можейко 1. Еретик» или антиутопия // В мире книг» 1988, Ш 9. - С.21-24.

126. Морковкин, 1970 Морковкин В,В. Идеографические словари. - М.г йзд-во МГУ, 1970. - 71 с.

127. Морсон» 1991 Мореон Г. Границы жанра // Утопия и утопическое мышление. - М.: Прогресс, 1991. - С.233-251.

128. Мукаржовский, 1967 Мукаржовский Я. Литературный язык и поэтический язык // Пражский лингвистический кружок. « М.: Прогресс. - С.406-431.

129. Мулуд, 1979 Мулуд Н. Анализ и смысл. - М.: Прогресс, 1979, - 350 с.

130. Непомнящая, 1993 Непомнящая К.Т. Синявский / Терц: эволюция писателя в эмиграции // 1усская литература II в. Исследования американских ученых. - ОПб,: Петро-ШФ, 1993. - С.500-525.

131. Ножиков, 1989 Новиков В. Возвращение ж здравому смыслу // Знамя» I98S, I - С. 214-220.

132. Новиков, 1991 Новиков Л.А. Семантическое пол© как лексическая категория // Теория поля в современном языкознании. Тезисы докладов. 4.1. - Уфа, 1991. - С.3-7.

133. Овсянйко-КуликовсЕйй, 1914 Овсянико-Куликовский Д.Н. История русской интеллигенции,// СПб.: Изд. И.1. Овсянико-Куликовокой, 1914. - 276 с.

134. Опарина, 1990 Опарина Е.О. Концептуальная метафораи ее фупжщи в языке? Дисс., канд. фидол. наук. М,, 1990. -169 с.149* Пашление, 1983 Павиленис Р.Ж. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. - М,г Мысль,1983.-286с.

135. Панфилов, 1982 Панфилов В.З. Гносеологические аспекты философских проблем языкознания. - М.: Наука, 1982» - 385 с.

136. Ветрова* 1995 Петрова З.А. Ключевые слова в поэтическом идиолекте // Словоупотребление и стиль писателя, - СПб, 1995. - С.191-196,

137. Полевые структуры, 1989 Полевые структуры в системе языка, - Воронеж: йзд-во ИТ, 1989. - 200 с.

138. Поляков, 1978 Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. - М. г Сов.писатель, 1978. - 446 с.

139. Попова, Стернин, 1984 Попова З.Д., Стернин Й.А. Лексическая система языка. - Воронеж: йзд-во ВГУ, 1984. - 200 с.

140. Попович» 1875 Попович М.В* Философские вопросы семантики. - Киев: Каукова думка, 1975. - 200 с.

141. Псстовалова, 1988 Поетовалова В.й. "Картина мира" в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. - Мл Наука, 1988. - С.8-70.

142. Потебня, 1976 Потебня A.A. Эстетика и поэтика. -M.: Искусство, 1976. - 614 с.

143. Потебня, 1990 Потебня A.A. Теоретическая поэтика. -М.: Выеиишкола, 1990. - 344 с.

144. Поцепня, 1968 Поцепня Д.М. Синонимия горя и скорби в автобиографической трилогии М.Горького // Словоупотребление и стиль М. Горького. - Л.: йзд-во ЛГУ, 1968, - С Л 02-111.

145. Поцепня, 1972 Поцепня Д.М. 0 словесном воплощении художественной идеи (но прозе Блока) // Вестник ЛГУ, 1972, вып.З. - С.I14-125.

146. Поцепня, 1976 Поцепня Д.М. Проза А,Блока* Стилистические проблемы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1976* - 136 с,

147. Поцепня, 1982 Поцепня ДЛ. Об идеологическим аспекте художественной семантики ( слово *скуш" в произведениях М.Горького) // Словоупотребление и стиль М.Горького. - Саратов: Изд-во Сарат ун-та, 1982. - C.5I-6I.

148. Псцепня, 1993 Поцепня Д.М. На подступах к идеологической^- словарю художественного цикла // Вопросы теории и истории языка. - CïI6: Изд-во Шб ун-та, 1993, - С. 203-209,

149. Поцепня, 1997 Поцепня Д.М. Образ мира в слове писателя. - Шб: йзд-во Шб ГУ, 1997. - 260 с.

150. Правдухин, 1924 Правдухин В.П. Литературная современность I920-1924. - М.: Гос.изд., 1924. - 295 с.

151. Пражский лингвистический кружок, 1967 Пражский лингвн стичесшй кружок. Сборник статей. - М.: Прогресс, 1967. - 560 с.

152. Прохоров, 1968 Прохоров Е.П. Публицистика в жизни общества. - M.s Изд-во МГУ, 1968. - 102 с.

153. Прохоров, 1973 Прохоров Е.П. Публицист и действительность. - i.s Изд-во МГУ, 1973. - 317 с.

154. Радбиль, 1992 Вадбиль Т.Б. Функционирование общественно- политической лексики в языковой картине мира личности

155. По роману Андрея Платонова "Чевенгур") // Соотношение системности языка и его функционирования. Нижний Новгород, 1992. -С.127-136.

156. Радбиль, 1990 Радбиль Т.Б. О термине и понятии "идеологема" // Человек и его язык: антропологический аспект исследований. - Нижний Новгород, 1996. - С. 11-28.

157. Вадбиль, 1997 Радбиль Т.Б. Общественно-политическая лексика в художественной прозе А.Платонова: Автореф.дисс. канд.филол.наук. - М., 1997. - 22 с.

158. Раевский, 1985 Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. - М.: Наука, 1985. - 256 с.

159. Ревич, 1988 Ревич В. Предупреждение всем // Литературное обозрение, 1988, № 7. - С.44-46.

160. Резников, 1958 Резников Л.0. Понятие и слово. -Л.; йзд-во ЛГУ, 1958. - 124 с.

161. Резун, 1993 Резун М.А. Малая проза Е.И.Замятина.

162. Проблемы поэтики! Автореф.дисс. .канд.филол.наук, 1993. -Томск, 1993. 20 с.

163. Ризун, 1987 Ризун В.Р. О теме текста и тематической группе слов теоретический аспект // Язык и композиция газетного текста. - Свердловск, 1987. - С.32-37.

164. Розина, I99I Розина Р.И. Человек и личность в языке // Логический анализ языка. Культурные концепты. - М. : Наука, 1991« - С. 52-56.

165. Роль человеческого фактора в языке, 1988 Роль человеческого фактора в языке! Язык и картина мира. - М.: Наука, 1988. - 216 с.

166. Рубинштейн, 1989 1^бинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.2 Педагогика, 1989. - 485 Ш с.

167. Руднев, 1990 Руднев В. un. ms // Даугава,1990 С.104-107.

168. Сааринен, 1986 Сааринен Э. О метатеории и методологии семантики // Новое в зарубежной лингвистике, вып.18. Логический анализ естественного языка. - М.: Прогресс, 1986.0.121-138.

169. Сахарный, 1997 Сахарный Л.В. Лингвистическая прагматика и лексикография! взгляд психолингвиста // Лингвистическая прагматика в словаре. Виды реализации и способы описания.-С-Пб.: Институт лингвистич.исследований РАН, 1997. - С.12-18.

170. Сахаров, 1994 Сахаров В. Воспоминание о будущем Литературная Россия, 1994, I 40. - 13 с.

171. Светличная, 1968 Светличная Н.М. О системности словоупотребления писателя // Словоупотребление и стиль М. Горького. -Д.: Изд-во ЛГУ, 1968. - С.95-101.

172. Свиридов, 1996 Свиридов В.В. Введение в естествознание. - Воронеж? Изд-во ВГПУ, 1996. - 208 е.

173. Седов, 1982 Седов I.A. Одна формула и весь мир: Книга об энтропии. - М.: Знание, 1982. - 172 е.

174. Семенова, 1968 Семенова O.K. О единстве семантико-стилистичеекой сиетемы "Сказок об Италии" М.Горького // Словоупотребление и стиль М.Торького. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-С#46-65.

175. Серебренников, 1983 Серебренников Б.А. 0 материалистическом подходе к явлениям языка. - М.: Наука, 1983» - 319 с.

176. Серебренников, 1988 Серебренников Б. А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. - М.: Наука, 1988.244 33 с.

177. Серль, Вандервекен» 1986 Серль Дж.» Вандервекен Д. Основные понятия исчисления речевых актов // Новое в зарубежной лингвистике* вып.18. Логический анализ естественного языка.-M.î Прогресс* 1986. - С.242-263.

178. Синельникова* 1993 Синельникова Л.Н. Лирический сюжет в языковых характеристиках. - Луганск» 1993. - 185 с.

179. Сиротина, 1952 Сиротина B.Â. Особенности языка и стиля публицистики М.Горького. Автореф.дисс.канд.филол.наук. -Киев, 1952. - 18 с.

180. Сиротина» 1971 Сиротина В.А. Семантико-стилистичес-кая система Горького и ее жанровое преломление // Тезисы 17 симпозиума составителей Словаря М.Горького. - Гига, I97X. - С.71-72.

181. Сиротинина, 1977 Сиротинина О.Б. В чем лексическое своеобразие публицистического стиля? // Лексика. Терминология. Стили. Межвуз.еб. Вып.6. - Горький, 1977. - C.I00-I03.

182. Скирдач, 1984 Скирдач О.Н. Лингвистические принципы тематической организации текст! дисс.докт.филол.наук. - M.î Изд-во МПШШ, 1984. -360 с.

183. Скороспелова, 1990 Скороспелова I. Возвращение //Е.Замятин. Избранные произведения. - М.: Сов.Россия, 1990.1. C.3-I4.

184. Смит, 1980 Сшт Дж.Б. Тематическая структура и тематическая сложность // Новое в зарубежной лингвистике. - M.î Прогресс, 1980, вш.9. - С.333-355.

185. Соколовская, 1990 Соколовская 1.П. Проблемы системного описания лексической семантики. - Киев: Наукова думка, 1990.183 с.

186. Степанов, 1965 Степанов Ю.С. Французская стилистика.

187. М.: Высш.школа» 1965. 355 с,

188. Степанов,1975 Степанов Ю.С. Методы ж принципы современной лингвистики. - М.: Наука, 1975. - 311 с.

189. Степанов, 1985 Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка? семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. - 1.: Наука, 1985. - 355 с.

190. Стрижев»1970 Стрижев А. И землю пашут пулеметами. // Литературная учеба, 1970, кн.З. - С.72-73.

191. Суровцев, 1986 Оуровдев Ю. 0 публицистике и публицистичности // Знамя, 1986, Л 4. - С.72-73.

192. Телия, 1986 Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. - М.: Наука, 1986. - 143 с.

193. Телия, 1988 Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. - М.: Наука, 1988. - С.173-205.

194. Тугаринов* 1971 Тугаринов В.П. Философия сознания.-М.: Мысль, 1971. - 198 с.

195. Туниманов, 1993 Туниманов В.А. Что там - дальше? Достоевский и Замятин // русская литература* 1993, Ш I.1. С.61-80.

196. Тынянов, 1993 Тшянов Ю.1. Литературно© сегодня // Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М.1 Высш.школа, 1993. -С.247-264.2X3. Утопия и утопическое шшяемие, 1991 Утопия и уто-шческое мышление. Антология зарубежной литературы. - М.: Прогресс, 1991. - 406 с.

197. Фурманов, 1957 Фурманов Д, Литературные записи // Вопросы литературы, 1957, В 5. - С.202-203.

198. Холтон, 1981 Холтон Дд, Тематический анализ науки.-М.: Прогресс, 1981. - 383 с.

199. Храпченко, 1982 Храпченко 1. Художественное творчество, действительность, человек.- М.: Сов.писатель, 1982. - 418 с.

200. Чаликова, 1991 -Чаликова В. А. Крик еретика: Антиутопия Е.Замятина "Мы* // Вопросы философии, 1991, II.- 0.Х6-27.

201. Черепахов, 1973 Червпахов М.С, Проблемы теории публицистики, - 1.: Мысль, 1973. - 269 с.

202. Черняева, 1985 Черняева В,М. О содержании термина "эстетическое значение слова" // Термины в языке и речи,1. Горький, 1985. С.1X5-120.223. "Чудаков, 1986 Чудаков А. Мир Чехова. - М.1 Сов. писатель, 1986, - 379 С 21 с.

203. Чудакова, 1938 Чудакова М. Еретик, или Матрос на мачте // Е. Замятин. Сочинения. - М.: Книга, 1938. - 0.498-523.

204. Шабес, 1989 Шабес В.Я. Событие и текст. - М.: Высш. школа, 1989. - 175 с.

205. Шайтанов, 1988 Шайтанов И.О, Мастер, 0 жизненном и творческом пути Е,Замятина // Вопросы литературы, 1988, $ 12. -С.32-65.

206. Шайтанов, 199Х Шайтанов И.О. О двух именах и об одном десятилетии // Лит.обозрение, 1991, 1 6. - С.19-25.

207. Шевдельс, 1987 Шендельс 1.Й. Внутренняя организация текста // Иностранные языки в школе, 1987, 14»- С.9-12.

208. Шишкина, 1992 Шишкина Л.И. Литературная судьба Е.Замятина. - С-Пб.: Знание, 1992. - 16 с.

209. Шкжовсшй, 1970 Шкловский В.Б. Тетива. 0 несходств® сходного. - М.: Сов.писатель, 1970. - 375 с.

210. Шкловский, 1990 Шкловский В.Б. Гамбургский счет: статьи - воспоминания - эссе. - М.I Сов.писатель, 1990. - 544 с.

211. Шкювсжй, 1989 Шкловский Е. Утопия против человека // Лит.обозрение, 1989, Л 2. - С.20-37.

212. Шмелев, 1964 Шмелев Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка. - М.: Просвещение, 1964. - 244 е.

213. Шмелев, 1973 Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. - М.: Наука, 1973. - 280 с.

214. Над, 1992 Над В. Орнаментальный текст и мифическое мышление в рассказе Е. Замятина "Наводнение*1 // Русская литература, 1992, В 2. - С.56-67.

215. Шрейдер, 1989 Шрейдер Ю. Сознание ж его имитации // Новый мир, 1989, I II. - С.244-255.

216. Штайн, 1996 Штайн К.Э. Поэтический текст в научномконтексте. С-Пб - Ставрополь? Изд-во Ставропольского государственного ун-та, 1996.239* Штурман, 1992 Штурман Д. "Человечества сон золотой" // Новый мир» 1992, 1 7. - С. 121-153.

217. Щерба, 1974 Щерба I.B. Языковая система и речевая деятельность. - l.t Наука, 1974. - 428 с.

218. Щур, 1974 Щур Г.С. Теория поля в лингвистике. - М.: Наука, 1974. - 255 с.

219. Язикова, 1958 Язикова Ю.С. Из наблюдений над словоупотреблением М.Горького // Ученые записки ЛГУ, 1958, & 243. -С.69-83.

220. Язикова, 1962 Язикова Ю.С. Основные приемы образного словоупотребления М.Горького // Словоупотребление и стиль М.Горького. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1962. - С.32-47.

221. Язикова, 1968 Язикова Ю.С. Семантическое своеобразие лексики М.Горького. - Л.1 Изд-во ЛГУ, 1968. - С.15-19.

222. Язикова, 1985 Язикова Ю.С. Слово в языке М.Горького. Горький? Волго-Вятское кн.изд-во, 1985. - 176 с.

223. Язикова, 1992 Язикова Ю.С, Реализация щей системности при анализе художественного текста // Соотношение системности языка и его функционирования. Межвуз .сб.научшх трудов. -Нижний Новгород, 1992. - G.III-II7.

224. Якобсон» 1996 Якобсон Р.О. Язык и бессознательное. -М.:Гнозис, 1996. - 245 с.253* Яковлева, 1994 Яковлева E.G. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени, восприятия) . -М.: Гнозис, 1994. - 344 с.

225. Ъш-v/iâeh^gùS bl&twièd M. Voeiik und Llnyuiütik // MâlhemMk und $Munf.-}lühcfien,d96&,255. рще.л/. Vârleiieè of lífe^a^y Utopias

226. Utopm <W Uiojoiän TUuyUt. Eol by FE. Manuel, Mjm,

227. БАС Словарь современного русского литературного языка

228. М*, Д., 1948-1965* MAG Словарь русского языка* - M*t 1985, СУ - Толковый словарь русского языка* Под редД.Н.Ушакова, -М., 1935-1940*

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.