Концептуальные основания онтологии и гносеологии в живой этике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Павлов, Александр Юрьевич

  • Павлов, Александр Юрьевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 149
Павлов, Александр Юрьевич. Концептуальные основания онтологии и гносеологии в живой этике: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Барнаул. 2004. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Павлов, Александр Юрьевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Системный взгляд на проблему синтеза знаний в Живой Этике.

1.1. Межсистемный анализ Живой Этики (взаимодействие с восточной философией).

1.2. Внутрисистемный анализ Живой Этики (укорененность в русской философии).

1.3. Специфический характер системных представлений в Живой Этике.

ГЛАВА 2. Онтологические основания Живой Этики.

2.1. Принцип единства духовного и материального в генетических источниках Живой Этики.

2.2. Единство духовного и материального в Живой Этике.

ГЛАВА 3. Теория познания в Живой Этике.

3.1. Принцип активности отражения как основа теории познания в Живой Этике.

3.2. Гносеологическая специфика йоги в Живой Этике.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концептуальные основания онтологии и гносеологии в живой этике»

Актуальность темы исследования. Сегодня большое значение приобретает проблема обобщения философских знаний онто-гносеологического характера, ведущая к аксиологизации знания. Наметившаяся тенденция выражается в увеличении междисциплинарных научных исследований, пытающихся осмыслить аксиологический и телеологический характер развития мира, человека, знания. В этом смысле актуальность обращения к Агни Йоге определена, прежде всего, тем, что она обозначила ту философскую проблематику, которая стала находить свое подтверждение в наши дни. Именно сегодня, на рубеже XX - XXI веков, особенно остро встают перед философским сообществом вопросы, поднятые в свое время еще в Живой Этике. Например, какова природа знания? есть ли какая-то преемственность в его развитии? и ведет ли все большее обобщение знания, которое является характерной чертой времени, к качественному, ценностному переосмыслению развития самого человека?

Однозначно охарактеризовать философскую традицию, к которой принадлежит Живая Этика (Агни Йога) довольно сложно. Сами авторы считали это учение продолжением теософского знания, являющегося для Живой Этики концептуальной базой. Кроме того, она оптимально выражает актуальность смыкания онто-гносеологических изысканий в ведийской, платоновской и отечественной философии, опирающихся преимущественно на онтологические основания гносеологии. В Живой Этике органично сочетаются идеалистические и материалистические аспекты мировидения, атеистические и пантеистические представления, ее гносеология имеет рациональные и иррациональные компоненты. Все это рассматривается в исследовательской литературе по Агни Йоге [1; 7; 24; 28; 48; 53; 54; 73; 109; 125; 146; 157; 168; 169]. Поэтому, со всей очевидностью встает проблема обобщения знаний. Она заключается в поиске концептуальных оснований синтеза, который, согласно Агни Йоге, отражает универсальный механизм соединения первоначал.

Среди концептуальных оснований онтологии и гносеологии Живой Этики выделяют органицизм, целостность, принцип единства, синтетизм, системный характер учения, парадигматизм. Последнее, наряду с системностью, оказалось менее представлено в исследованиях по Агни Йоге. В ходе работы над диссертацией выяснилось, что как концептуальные основания онтологии и гносеологии Живой Этики, так и синтез знаний базируются на основе парадигматизма (соединения мужского и женского начал, парадигмы и эйдоса).

Считается, что Т. Кун впервые в середине XX веке использовал понятие «парадигма» для характеристики развития научного знания. Однако уже в начале XX века парадигматические понятия активно используются русскими философами, в том числе, они присутствуют и в учении Живой Этики. Основная сложность осмысления парадигматизма в онтологии и гносеологии Агни Йоги заключается в неоднозначной трактовке и в излишней сциентизированности сегодняшнего понятия «парадигма». Обращение к ее пониманию Платоном обусловлено тем, что иерархия универсума в Живой Этике раскрывается через данное понятие.

Кажущееся смешение онтологии и гносеологии в данной философской системе подчеркивает одну из ее характерных черт -неразрывность, взаимозависимость онтологии и гносеологии. Эта взаимозависимость определена следующими существенными моментами: 1) онтологичен субъект познания; 2) онтологичен процесс познания (разворачивание ментальной деятельности в пространстве и во времени); 3) онтологичен процесс мышления (оперирование энергоинформационными структурами); 4) онтологичен результат познания (наличие материальной формы фиксации и передачи знания, а также состояние мышления как энергоинформационной структуры).

Таким образом, основная проблема заключается в том, что практически отсутствуют теоретико-методологические исследования по Агни Йоге, анализирующие ее онто - гносеологические представления, мозаичность содержания и богатство смысла, синтетический характер излагаемого в ней знания. Представленная работа — «Концептуальные основания онтологии и гносеологии в Живой Этике» - является отражением отмеченной актуальности. Анализ онтологических и гносеологических аспектов Агни Йоги богат возможностями. Предпринята попытка осмысления лишь некоторых моментов, что-то в работе очерчено схематически.

Степень разработанности проблемы. Большая часть литературы по Живой Этике принадлежит перу самих Рерихов. Кроме пятнадцати

41.» книг Агни Йоги, это огромный массив публицистики, писем, комментариев, философских произведений по вопросам восточной философии и т.п., внушительная часть которых еще не издана.

Объем современных философских исследований по Агни Йоге невелик (А.И. Клизовский, J1.B. Шапошникова, С.Р. Аблеев, В.Н. Дуденков, А.В. Иванов, Г.П. Аверьясов, А.Е. Акимов, Е.К. Богомолова, А.О. Букин, JI.M. Гиндилис, Е.А. Трофимова, В.В. Фролов, И.В. Фотиева, Г.В. Хомелев, Д.А. Шаров).

Такое положение обусловлено рядом причин. Например, некоторые ученые не относят Живую Этику к философским произведениям, ссылаясь на эстетически-художественную, поэтическую специфику ее текстов (отмечаемую, например, Е.А. Трофимовой [146, с.6]; эстетизм Рериха раскрывает В.Н. Дуденков - «рериховский космизм

• насквозь эстетичен» [53, с. 160]). Игнорирование философского содержания Живой Этики тем более не оправдано, поскольку эмоционально-образный, художественный стиль философствования, предпочитающий интуитивное прозрение, а не строгие логические рассуждения» выделяются как одна из существенных специфических черт русской философии вообще [128, с.93].

Другим характерным моментом в осмыслении Живой Этики является ее синтезирующая особенность — соединение основ различных направлений мировой философии, что требует от исследователей обширного анализа онто-гносеологических вопросов в русской, восточной, и западной философии.

Спектр подходов к анализу Агни Йоги достаточно широк. Она исследуется с позиций теории культуры, истории философии, социальной философия, этики. Из работ, специально рассматривающих онтолого - гносеологические проблемы, можно выделить лишь диссертационную работу Д.А. Шарова «Живая Этика Рерихов». Эта работа, в части анализа литературы по Живой Этике, представила для диссертанта наибольший интерес, поскольку касается фундаментальных для Агни Йоги положений (системности, тождества макро- и микрокосмов, этики, принципа единства, структуры человека). Д.А. Шаров формулирует три группы концептуальных оснований Живой Этики: принцип сложносистемной целостности, принцип единства, принцип тождества макро- и микрокосмов, которые в контексте предложенного Шаровым понимания парадигмы, как «общей системы координат», «являющейся онтологией Макро- и Микрокосма» [169, с.4], предстают в виде универсальных онтологических принципов.

Разработка оснований онтологии и гносеологии в Живой Этике осложняется недостаточным вниманием к проблеме парадигматизма в философии. Куновское понятие парадигмы интенсивно используется сегодня в политологии и социологии, как зарубежными (Р. Хольтом, Д. Ричардсом, Д. Трумэном, Г. Алмондом, Д. Истоном, Ш. Волином, Р.

Бернстейном, Д. Риччи, А. Эфратом, Р. Будоном, К. Уэстхьюзом), так и отечественными учеными (М.С. Комаровым, В.Н. Порусом, В.М. Легостаевым, Н.И. Родным). В философии сциентизированное понимание парадигмы Т. Куном, в отличие от платоновского, повлекло дальнейшую деэтимологизацию данного понятия до сведения его к образцу, схеме, модели, «дисциплинарной матрице».

Как известно, под парадигмами Т. Кун понимает общепризнанные научные достижения, определяющие модель постановки и решения научных проблем в течение некоторого промежутка времени. История развития науки, по Куну, предстает в виде цепочки следующих друг за другом парадигм, по-разному объясняющих мир и его компоненты. Различие парадигм заключается не только в содержании научных теорий, моделей, схем. Они несут в себе отпечаток особенностей тех стандартов и наук, которыми были созданы. В «Дополнениях 1969 года» Т. Кун все же указывает на неоднозначность термина «парадигма», что привело его к замене данного термина «дисциплинарной матрицей», включающей в себя «парадигмальные» компоненты - «символические обобщения» (на уровне законов), «метафизические парадигмы» (общепризнанные предписания), ценности научного сообщества, «образцы» (конкретное решение проблемы). Именно «образцы» как парадигмы заслуживают, по мнению Куна, особого внимания.

В данной трактовке преобладает гносеологическое видение парадигмы как научной модели, в отличие, например, от платоновского, где присутствует онтологическое понимание парадигмы. Обилие иных терминов («эпистема», «научно-исследовательская программа», «архетип научного мышления», «стиль мышления»), введенных в оборот с целью описания метанаучных составляющих, расширило поле исследования, но фактически не привело к решению проблемы поиска универсальных оснований процесса познания.

В отечественной философской литературе последних лет, понятие парадигмы почти не претерпело существенных изменений — наблюдается все то же сциентизированное понимание (например, А.Г. Дугин, Е.Н. Николаева, С.Ф. Самойлов, Д.А. Шаров, Ю.В. Яковец, В.Н. Порус, М.С. Комаров и др.). Так под «парадигмой» понимают некие «теоретические модели, соотнесенные с бытием человека» [131], мировоззренческие модели [52, 105, 120], онтологию макро и микрокосма [169]. То есть по-прежнему наблюдается смешение принципа (paradeigma) и его проявлений (в онтологическом смысле - парадигмальных, в гносеологическом - парадигматических). Единственное исключение составляет теория Т.Н. Верещагиной, продолжающей линию Платона.

Автор диссертации в анализе философских идей Живой Этики также опирается на платоновское определение парадигмы. В частности, в осмыслении концептуальных оснований онтологии и гносеологии Живой Этики диссертант отталкивается от определенной интерпретации понятия «парадигма», развернутой в платоновском «Тимее». Сущностное исследование парадигмы показывает неправомерное отождествление этого понятия со сциентизированным его пониманием: моделью, схемой, образцом, стандартом [38]. Наиболее адекватное платоновским представлениям понимание парадигмы в западноевропейской философии встречается у Плотина, Кузанского, Паскаля, а в философии XX века, пожалуй, только у А.Ф. Лосева и С.Н. Булгакова.

Обозначенные контуры осмысления онтологических и о гносеологических идей в Агни Йоге невозможны сегодня без системного подхода, позволяющего описать структурно-функциональные аспекты развития философской системы. В философской литературе системный подход, принцип системности, теория систем широко представлены в работах А.Н. Аверьянова, В.Г.

Афанасьева, Л. Берталанфи, С. Бира, И.В. Блауберга, К.В. Беклемишева, *>' Э. Г. Винограя, Т.Н. Верещагиной, В.И. Волковой, В.А. Воронкова, А.А.

Денисова, С.В. Емельянова, М.С. Кагана, В.А. Карташева, Б.М. Кедрова, В.П. Кузьмина, О. Ланге, Э.С. Маркаряна, Ю.Н. Мельникова, Н.В. Мотрошиловой, Э.Л. Наппельбаума, З.М. Оруджева, А.И. Ракитова, В.Н. Садовского, Ю.А. Сокова, Э.М. Сороко, Е.В. Ушаковой, Б.С. Флейшмана, Ю.И. Черняка, Э.Г. Юдина. Диссертантом была предпринята попытка системного анализа онтологических и гносеологических представлений в Веданте, теософии, Агни Йоге, что привело автора к переосмыслению некоторых философских понятий, принципов познания, диалектики.

Учение Живой Этики, как известно, изложено в 15 книгах, в тексте их название будет использоваться в следующих сокращениях: «Зов» (ЗОВ), «Озарение» (Оз), «Община» (Об), «Знаки Агни Йоги» (ЗАЙ), «Беспредельность», 4.1 (Б1), «Беспредельность» ч.2 (Б2), «Иерархия» (И), «Сердце» (С), «Мир Огненный» 4.1 (MOl), «Мир Огненный» ч.2 (М02), «Мир Огненный» ч.З (МОЗ), «Аум» (АУМ), «Братство» (Бр), «Надземное» 4.1 (HI), «Надземное» ч.2 (Н2).

Объектом исследования выступает содержание учения Живой Этики и ее теоретико-методологические основания. Предметом осмысления на данной стадии исследования явились онтологические и гносеологические представления в Живой Этике.

Цель диссертационного исследования, таким образом, заключается в том, чтобы выявить и интерпретировать концептуальные основания онтологии и гносеологии Живой Этики. Достижению цели способствует решение ряда основных задач:

1. Дать анализ системных представлений в Живой Этике.

2. Определить системные взаимоотношения Агни Йоги с восточной и русской философией.

3. Осмыслить онтологические и гносеологические положения в Живой Этике и их концептуальные основания (парадигматизм).

4. Рассмотреть в теории познания Живой Этики принцип отражения и феномен йоги как специфическую методику познания.

5. Эксплицировать синтетические взгляды Живой Этики на взаимоотношение духовного и материального аспектов бытия, на основные понятия и категории данной философской системы.

Теоретико-методологическая база исследования. Принцип системности, как базовый методологический принцип, во многом сформировал характер данного исследования, поскольку оказался, согласно его пониманию в Агни Йоге, онтологически укорененным в структуре бытия. В свою очередь принцип системности определил выбор и применение системной традиции, где наиболее широко использован структурно-функциональный анализ.

Наряду с системной традицией одним из основных компонентов методологии выступила другая - компаративистская. В диссертации используется сравнительное описание онтолого-гносеологических представлений в тех философских концепциях, которые вступили в структурно-функциональное взаимодействие с Живой Этикой. Такой сравнительный анализ сопряжен с возможностью использования герменевтической интерпретации некоторых понятий и категорий в исследуемой философской системе.

Существенное место уделено в работе диалектико-материалистической традиции: сопоставлены некоторые понятия и категории с их пониманием в Агни Йоге. В ходе работы автор в основном опирался на труды Ф. Энгельса, В.И. Ленина, Б.М. Кедрова, Н.Г. Козина, З.М. Оруджева, Э.В. Ильенкова, В.А. Лекторского, И.Т.

Фролова, А.Г. Спиркина, А.Н. Аверьянова, А.Н. Перевалова, А.И. Ракитова, Т.И. Ойзермана, Ф.Г. Архипцева.

Обращение к диалектическому материализму было обусловлено рядом причин.

Во-первых, Живая Этика и диалектический материализм являются компонентами русской философии начала XX века. Причем диалектический материализм, как известно, фактически определил «лицо» отечественной философии почти на целое столетие, являясь доминирующим философским мировоззрением.

Во-вторых, русский космизм начала и середины XX века (к которому относят Живую Этику) развивался, взаимодействуя с диалектическим материализмом - как в согласии с ним, так и в противостоянии. Среди русских космистов, во многом определивших характер данной работы, можно назвать К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, С.Н. Булгакова, В.Ф. Эрна.

Основными теоретическими источниками, на которые опирался диссертант, явились произведения Платона, Плотина, Е.П. Блаватской, Е.И. Рерих, Н.К. Рериха, А.Ф. Лосева, Т. Куна, С.Н. Булгакова, В.Ф. Асмуса, Г. Г. Гадамера, С.Я. Шейнман-Топштейн, Э.В. Ильенкова, М.А. Лифшица, М.С. Кагана, Т.В. Васильевой, Т.Н. Верещагиной.

Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем:

1. Живая Этика рассмотрена с позиций структурно-функциональных внутрисистемных и межсистемных взаимодействий с философскими системами, определившими ее развитие. В качестве подсистемы она развивается в поле русской философии, в качестве самостоятельной системы философского знания она находится во взаимосвязи с восточной философией.

2. Выявлены специфические системные представления в Агни Йоге об открытых, самоорганизующихся системах, системообразующем факторе, системной корреляции, единстве целевой и причинной детерминации, о направленном характере эволюции систем.

3. Обнаружена близость онтологических построений Живой Этики с теми представлениями, которые изложены в платоновском «Тимее», с его относительной противоположностью духа и материи, единого и многого. В связи с этим, проанализированы и интерпретированы основные понятия, встречаемые в «Тимее» и отражающие онтолого - гносеологическую особенность данного диалога - «парадигма», «эйдос», «идея», «иное», «не-сущее». Показана эвристичность их применения при интерпретации онтологических и гносеологических представлений в Живой Этике.

4. Отмечено, что понимание бытия в Живой Этике имеет сходство с современными представлениями о тонких структурах мироздания -энергоинформационных полях. Соответственно, в теории познания Агни Йоги, как особой теории отражения, рассмотрен механизм отражения, который, как выяснилось, также имеет аналогии с современным пониманием процессов энергоинформационных взаимодействий.

5. Вскрыты параллели в онтологических моделях адвайта веданты, теософии и Агни Йоги.

6. Показано, что методология познания в Живой Этике базируется на йогическом представлении о процессе познания. Основные этапы и принципы познания в Агни Йоге соотносятся с их пониманием в Веданте, йоге Патанджали. Прослеживается общее понимание назначения йоги - «соединение», «созвучие» познающего и познаваемого. Подобно плотиновскому пониманию познания как «соединения мыслимого с мыслящим».

Таким образом, исследование концептуальных оснований онтологии и гносеологии в Живой Этике обладает научной новизной и позволяет дать иное представление основных идей данной философской системы по сравнению с предшествующими исследованиями.

Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие положения:

1. Онтология в Живой Этике характеризуется специфическим диалектическим пониманием бытия как единой реальности («духо-материальной», согласно Живой Этике), рассматриваемой в двух взаимодополняющих, полярных аспектах, выражениях Единого: Парабраман - Мулапракрити, парадигма - эйдос, духовное -материальное.

2. Бытие (единая реальность), согласно Живой Этике, Адвайте, теософии представляет собой иерархическую структуру различных состояний, форм бытия, что во многом созвучно платоновским представлениям, где излагается онтологическое понимание парадигмы и процесс её интроспективного разворачивания через определенную иерархию универсума. Такая трактовка парадигмы отличается, например, от куновской, гносеологической. Несмотря на отсутствие слова «парадигма», в Живой Этике все же встречается понимание парадигмы как особой абсолютной реальности, выражаемое в эквивалентных понятиях - «принцип», «единое», «высшее», «первоисточник». А употребляемое в Живой Этике словосочетание «Высший Образ», представляющее собой русский перевод греческого слова, семантически соответствует платоновскому термину «Paradeigma» (Первообраз, Высший Образ), характеризующему «вечное, тождественное, неизменно сущее бытие».

3. Гносеология в Живой Этике определена диалектикой бытия. Основное понятие гносеологии Живой Этики - «чувствознание» говорит о существовании взаимозависимых уровней единой реальности -закрепленных в западноевропейской философской традиции терминами Платона «чувственно воспринимаемый» и «умопостигаемый». Лежащий в основе теософии и Живой Этики принцип отражения имеет онтологическую укорененность. В процессе отражения фиксируется идеально-материальный, а не только абстрактный образ предмета.

4. Познание, согласно Агни Йоге, приобретает целевой характер, оно ориентируется на Высшее Начало, которое становится внутренним стержнем, руководящей установкой в познании. Обращение к Высшему Началу (Высшему Образу) выражается в стремлении уподобиться Высшему, гармонизироваться с ним, то есть достичь, пользуясь выражением Плотина, соединения мыслимого с мыслящим.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты данного исследования могут быть использованы, прежде всего, в сфере дальнейшего осмысления теоретико-методологических вопросов в Живой Этике и ее места в отечественной философии. Научно значимой видится выводимая отсюда возможность анализа места Агни Йоги и русской философии в целостном историко-философском процессе.

Уточнение, интерпретация основных понятий «материального» и «идеального», «материи», «бытия», «абсолюта», взаимозависимости онтологии и гносеологии в Агни Йоге, выявляют перспективы дальнейшего анализа взаимосвязи восточной и русской философии. Выявленные параллели в онтологических моделях адвайты, теософии, платонизма, Агни Йоги позволяют обратиться к дальнейшему осмыслению синтетического характера онтологических и гносеологических идей Агни Йоги, к проблеме генезиса парадигматики в историко-философском процессе и внести вклад в философскую компаративистику.

Выявленные в тексте положения о развитии систем, образующем

• их факторе, единстве целевой и причинной детерминации отличаются интересной трактовкой, способной обогатить системные представления в целом.

Результаты исследования могут быть также использованы в учебном процессе как для чтения отдельных тем, так и при составлении специальных курсов историко-философского, теоретико-методологического характера по философии русского космизма и русской философии в целом, онтологии и гносеологии, этике и философской компаративистике.

Апробация диссертации. Концептуальное изложение видения проблемы и ее решения обсуждалось на кафедре философии исторического факультета Алтайского государственного университета.

Основные положения диссертации также были озвучены в выступлениях на научно - практических конференциях и семинарах: на ежегодных сессиях Всероссийского семинара молодых ученых «Дефиниции культуры», проходивших в Томском государственном университете (2-я сессия - сентябрь 1996 год, 3-я сессия — декабрь 1997 год, 4-я сессия - октябрь 1998 год); на научно- технической конференции «Проблемы социального и научно-технического развития в современном мире» (г. Рубцовск, апрель 2002 год); на научно-практической конференции «Духовные истоки русской культуры» (г. Рубцовск, май 2002 год); на Всероссийской научно-практической конференции «Философия, методология и история знаний» (г. Барнаул, декабрь 2003 год); на Всероссийской научно-практической конференции «Интеллектуальный потенциал ученых России» (г. Барнаул, март 2004 год).

Отдельные положения исследования нашли свое выражение в лекциях, прочитанных студентам Рубцовского индустриального института, и научных публикациях. Диссертация обсуждалась на кафедре философии исторического факультета Алтайского государственного университета и рекомендована к защите.

Структура диссертации определяется поставленной целью и представляет собой поэтапное решение выделенных задач.

Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Павлов, Александр Юрьевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на то, что осмысление философских идей Агни Йоги весьма перспективно в силу их содержательного богатства, исследования ее теоретико-методологических основ крайне редки. Преобладающий историко-культурологический анализ Агни Йоги освещает лишь некоторые стороны Учения, но не способен дать целостного, философского видения и сущностного понимания содержания данной философской системы.

Проведенный диссертантом анализ парадигматизма оснований онтологии и гносеологии в Живой Этики позволил не только по иному взглянуть на текст, но и внести вклад в дальнейшее исследование философской парадигматики в целом.

Осмысление основной проблемы предварил анализ философского статуса Живой Этики. Выявленные системные отношения Живой Этики дали возможность четко определить ее этическую проблематику, историко-философскую среду, взаимоотношения с русской и восточной философией, с ее генетическим источником - теософией.

Отдельные исследования подчеркивали философскую характеристику Агни Йоги, но потребовалось провести работу по системному, структурно-функциональному исследованию параллелей с восточной философией, без чего оказался не возможен сравнительный анализ парадигматики в Живой Этике, Адвайта веданте, теософии.

В соответствии с текстом осуществлен анализ парадигмы и парадигматики в Живой Этике, теософии, адвайта веданте, приведший к ряду новых результатов. Отмечено, что сам термин «парадигма» не о присутствует в Агни Йоге. Однако обнаружен ряд других понятий (единое, высшее, первоначало и др.), семантически соответствующих платоновской «парадигме». Присутствует в тексте Живой Этики и русский перевод греческого слова - высший образ.

Парадигмальная проблематика в Живой Этике имеет ярко выраженные онтологические основания, а гносеология оказывается онтологически укорененной. Установлено, что в теории познания Агни Йоги, которая основывается на принципе отражения, проявлено понимание единой реальности, как «Первообраза» и его отражения («эйдоса»). Это, в свою очередь, позволило рассмотреть в Живой Этике проблему единства материального и духовного.

В ходе рассмотрения системных и парадигмальных оснований онтологии и гносеологии Агни Йоги, бытие было осмыслено как многоуровневая структура разноплотностной материи.

Результаты проделанной работы открывают и обеспечивают возможность разработки нескольких направлений дальнейшего исследования историко-философского, теоретического, методологического характера.

Во-первых, необходима последующая детализация концептуальных оснований онтологии и гносеологии Живой Этики, в том числе и парадигматических оснований, направленная на понимание соотношения чувственного и рационального в познании, проблемы «чувствознания».

Во-вторых, в данной работе, в силу установленных' границ исследования, практически не рассмотрен аксиологический аспект. Поэтому, дальнейшим шагом может быть разработка парадигмальных оснований аксиологических построений в Агни Йоге, их соотношение с онтологией и гносеологией.

В-третьих, намеченные в работе контуры аксиологической проблематики явно выводят на синергетический анализ Живой Этики. Поскольку прослеживаются аналогии фундаментальных синергетических категорий с системно выявленными принципами онтологии, гносеологии, аксиологии. Здесь весьма важным будет более детальное освещение понимания в Агни Йоге НРАВСТВЕННЫХ Ш УСЛОВИЙ ПОЗНАНИЯ.

В-четвертых, целесообразно системное осмысление Живой Этики - принцип ее системной организации, функционирования, компонентный анализ, цель, задачи системы, ее взаимоотношения со средой и системная характеристика — тип системы, структура, системообразующий фактор.

В-пятых, никоим образом не обойти текстовой и текстуальный анализ, системный анализ структуры текста, смыкающийся с проблемой онтологизма мышления.

В-шестых, начатое в диссертации сравнение онтолого -гносеологических воззрений в Живой Этике, Теософии, Веданте могут быть продолжены на базе парадигматики в русле целого спектра ^ философских проблем, например, по пути поиска аналогий в других системах восточной философии, скажем, в буддизме. Многообещающими видятся подобные исследования и в русской философии, например, целесообразно сопоставить философские идеи Агни Йоги с атомистической философией К.Э.Циолковского.

В заключение хочется отметить, что результаты диссертации могут использоваться в структуре учебного процесса при разработке тем, курсов по истории, теории, методологическим проблемам русской философии, философии русского космизма, теоретико-методологическим проблемам Агни Йоги, онтологии, гносеологии, этике. Перспективными выглядят возможности обогащения философской компаративистики. Но это все горизонты дальнейших исследований.

СГ I

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Павлов, Александр Юрьевич, 2004 год

1. Аблеев С.Р. Космическая эволюция человека в философии Живой Этики (социально-философский аспект). Автореферат на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. М., 1997.

2. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985.

3. Аверьянов А.Н. Категория «система» в диалектическом материализме. -М., 1974.

4. Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность. -М., 1976.

5. Аверьясов Г.П. Школа эволюционной философии духовного материализма.- Екатеринбург: Изд-во «Екатеринбург», 1997. (Серия «Школа Живой Этики»).

6. Агни Йога. В 3-х т. Тольяттинское городское общество Рериха; Рериховский Центр духовной культуры. Самара, 1992.

7. Агни Йога. Россия настоящая и будущая. Сост. Крупко В., Воробьева Т. Рига: «Виеда», 1991.

8. Адрадос Ф.Р. Индоевропейский, славянский, болгарский (Типологические заметки) // Вопросы языкознания, 1985, №1. С.34-41.

9. Акимов А.Е. Облик физики и технологий в начале XXI века: выступление на науч.- пед. конф. «Идеи Живой Этики и Тайной Доктрины в современной науке и практической педагогике», г. Екатеринбург, 8 августа 1997 г. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Шарк, 1999.

10. Акимов А.Е. Эвристическое обсуждение проблемы поиска новых дальнодействий. EGS-концепции // Сознание и физический мир. Сборник статей. Вып.1. Под ред. А.Е. Акимова. МНТЦ ВЕНТ. — М.: Изд-во Агентство «Яхтсмен», 1995. С. 36-84.

11. П.Асмус В.Ф. Античная философия: Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. М.: «Высшая школа», 1976.

12. Архипцев Ф.Г. Материя как философская категория. М., 1961.

13. Афанасьев В.Г. Системность и общество.- М., 1980.

14. Бескова И.А. Проблема творчества и буддийская традиция // Вопросы философии, 1999, №7. С. 158 173.

15. Берталанфи JI. Общая теория систем: Критический обзор // Исследования по общей теории систем. -М.: Прогресс, 1969. С. 23 82.

16. Бир С. Кибернетика и управление производством. /Пер. с англ. -М.: Наука, 1965.

17. Блаватская Е.П. Ключ к Теософии. М., «Сфера» РГО, 1993.

18. Блаватская Е.П. Комментарии к «Тайной Доктрине». М.: Новый Центр, 1998.

19. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2-х т. Том 1. «Космогенезис». Печатается по изданию: Izdevnieciba «Uguns», Riga, 1937. / Перевод с англ. Е.И. Рерих. Новосибирск: ИЧП «Лазарев В.В. и О», 1993.

20. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2-х т. Том 2. «Антропогенезис». Печатается по изданию: Izdevnieciba «Uguns», Riga, 1937. / Перевод с англ. Е.И. Рерих. Новосибирск: ИЧП «Лазарев В.В. и О», 1993.

21. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 3. Печатается по изданию: The Secret Doctrine by E.P.Blavatsky, First printing, London, 1897. / Перевод с англ. А.П. Хейдока. Новосибирск: ИЧП «Лазарев В.В. и О», 1993.

22. Блаватская Е.П. Теософский словарь. Изд. 2-е, исправленное. -М.: Изд-во « Сфера» Российского Теософского Общества. 1994.

23. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М., 1973.

24. Богомолова Е.К. Беседы о «Живой Этике». Екатеринбург. Наука. 1992.

25. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский В.А. От скифии до Индии. -М.: Мысль, 1983.

26. Брамана Чаттерджи. Сокровенная религиозная философия Индии. / Предисловие и перевод Е.П., послесловие Е.В. Медреша. -Харьков: РИО облполиграфиздата ИМП «Рубикон», 1991 /«Восточная серия»/.

27. Брихадараньяка упанишада. Перевод, предисловие и комментарии А.Я. Сыркина. М.: «Наука». Главная редакция Восточной литературы. Научно-издательский центр «Ладомир». Т.1. 1992.

28. Букин А.О. Творчество Н.К. Рериха в культурном взаимодействии России и Индии. Автореферат на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Саранск, 1999.

29. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцание и умозрение. М.: Республика, 1994.

30. Бхагавадгита. Предисловие, введение, перевод, примечания, словарь, библиография акад. Б. Л. Смирнова. СПб.: «Кристалл», 2000.

31. Бхагавадгита. Пер. с санскрита, исслед. и примеч. B.C. Семенцова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 1999.

32. Васильева Т.В. Неписанная философия Платона (обзор) // Современные зарубежные исследования по античной философии. М.: ИНИОН, 1978. Реф. сборник / АН СССР ИНИОН. С. 91 - 112.

33. Васильева Т.В. Путь к Платону: Любовь к мудрости, или мудрость любви. М.: Логос, 1999.

34. Васильева Т.В. Платоновский вопрос сегодня и завтра // Вопросы философии, 1993, №9. С. 110 125.

35. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии. / Сост., вст. ст., примеч. Б.В. Емельянова, К.Н. Любутика. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991.

36. Вейсман А.Д. Греческо русский словарь. Репринт 5-го издания 1899 г.-М., 1991.

37. Верещагина Т.Н. О всяком предмете двояко. //Аналитика сознания: Сборник научных статей под ред. В.В. Корнева. Барнаул, 1998. С. 23-29.

38. Верещагина Т.Н. Etymon //Труды Рубцовского индустриального института: Выпуск 4. Рубцовск, Изд-во РИИ, 1997. С. 49 60.

39. Верещагина Т.Н. Парадигматический феномен в философии. Автореферат на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. М., 2000.

40. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М.: Наука, 1994.

41. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989.

42. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Древняя Передняя Азия и индоевропейская проблема. Временные и ареальные характеристики общеиндоевропейского языка по лингвистическим и культурно-историческим данным. // Вестник древней истории, 1980, №3. С. 3-27.

43. Гегель. Наука логики. Т. 1.

44. Гегель. Соч. Т.4. -М. 1939.

45. Гиндилис Л.М., Фролов В.В. Философия живой этики и ее толкователи. Рериховское движение в России.// Вопросы философии, 2001, №3. С. 85-102.

46. Гиренок Ф.И. Пато-логия русского ума. Картография дословности. — М.: «Аграф», 1998.

47. Гиренок Ф.И. Русские космисты (Из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли»). М.: Знание, 1990.

48. Грезы о Земле и небе: Антология русского космизма/ сост., коммент. О.В. Карчевцева. СПб.: Худож. лит., 1995.

49. Гринберг Д. X. (Стэнфорд). Предыстория индоевропейской системы гласных в сравнительной и типологической перспективе // Вопросы языкознания, 1989, №4. С. 5-31.

50. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб: Изд - во «Андреев и сыновья», 1993.

51. Дубровский Д.И. Категория идеального и ее соотношение с понятиями индивидуального и общественного сознания // Вопросы философии. 1988, №1. С. 15 27.

52. Дугин А.Г. Эволюция парадигмальных оснований науки (Философско-методологический анализ). Автореферат на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2000.

53. Дуденков В.Н. Философия русского космизма на рубеже XIX -XX веков. СПб.: Изд-во СПбГТИ (ТУ), 1998.

54. Дуденков В.Н. Русский космизм: Философия надежды и спасения. СПб.: Изд. Компания «Синтез», 1992.

55. Елизаренкова Т.Я. Мир идей ариев Риг Веды // Риг Веда. Мандалы V VIII. Москва: Наука, 1995.

56. Ермичев А.А. К достоинствам взгляда «со стороны» // Вопросы философии, 1995, №2, с. 76 81.

57. Ермичев А.А. О философии в России: Исследования, полемика, заметки. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.

58. Замалеев А.Ф. Лепты: Исследования по русской философии Сборник. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.

59. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. Изд. 2-е. дополненное и переработанное. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.

60. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.

61. Иванов А.В. Мир сознания. Барнаул: Изд-во АГИИК, 2000.

62. Иванов А.В. Сознание и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1994.

63. Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979, №6. С.128 140.

64. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

65. Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985, №9. С.91 102.

66. Каган М.С. Философия культуры. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1996.

67. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1996.

68. Кант И. Соч. В 6-ти т. Т.1. Под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. М.: Изд-во «Мысль», 1964.

69. Карташев В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М.: «Прогресс - Академия», 1995.

70. Катха упанишада // Упанишады. Перевод, предисловие и комментарии А.Я. Сыркина. М.: «Наука». Главная редакция Восточной литературы. Научно-издательский центр «Ладомир», Т.2. 1992.

71. Кедров Б.М. Классификация наук. Прогноз К. Маркса о науке будущего. -М.: Мысль, 1985.

72. Кедров Б.М. Ленин и диалектика естествознания XX века. М.: Наука, 1971.

73. Клизовский А.И. Основы миропонимания новой эпохи. В 3-х т. -Рига: Виеда, 1990.

74. Козин Н.Г. Познание и историческая наука (Эмпирический и теоретический уровни знания и познания и историческая наука). -Саратов, 1980.

75. Кортланд Ф. Восемь индо-уральских глаголов? // Вопросы языкознания, 1992, №1. С. 101-104.

76. Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь: около 28000 слов под ред. В.И. Кальянова. С прил. «Грамматического очерка санскрита» А.А. Зализняка.- М.: Русский язык, 1978.

77. Кочетков В.Н. Золотая подкова. М.: Мегаполис, 1994.

78. Кузанский Н. Сочинения в 2-х томах. Т.1. — М.: 1979.

79. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М.: Политиздат, 1976.

80. Кун Т. Структура научных революций. М.: «Прогресс», 1975.

81. Кувакин В.А. Религиозная философия в России н. XX в. М., 1980.

82. Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. -М.: МФТИ, 1993.

83. Ланге О. Целое и развитие в сфере кибернетики // Исследования по общей теории систем. -М.: Прогресс, 1968. С. 181 251.

84. Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М.: Мысль, 1979.

85. Ленин В.И. Полн. собр. сочинений. Т. 18.

86. Ленин В.И. Полн. собр. сочинений. Т.29.

87. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. М.: Политиздат, 1989.

88. Лифшиц М.А. Об идеальном и реальном // Вопросы философии. 1984, № 10. С. 120-145.

89. Лосев А.Ф. Из предисловия к книге «Философия имени» // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. С. 237246.

90. Лосев А.Ф. Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М.: Политиздат, 1991. С. 336 373.

91. Лосев А.Ф. Типы античного мышления // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. С. 453 - 473.

92. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. -М.: Искусство, 1969.

93. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М.: Издательство «МИР ИДЕЙ», АО АКРОН, 1995.

94. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. /Сост. А.А. Тахо-Годи; Общ. ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. М.: Мысль, 1993.

95. Лубоцкий А. Ведийская именная акцентуация и проблема праиндоевропейских тонов // Вопросы языкознания, 1991, №1. С. 20 48.

96. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). Издание 2-е, испр. и доп. - М.: ИНСАН, РМФК, 1992.

97. Майсюк А. Фрактали странности реального мира // Техника Молодежи, 1972, №2.

98. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20.

99. Мельников Ю.Н. Исследование сложных систем. М., 1983. ЮО.Мельничук А.С. О всеобщем родстве языков мира // Вопросыязыкознания, 1991, №1. С. 27 42.

100. Московский А.В., Мирзалис А.В. Сознание и физический мир // Сознание и физический мир. Сборник статей. Вып.1. Под ред. А.Е. Акимова. МНТЦ ВЕНТ. М.: Изд-во Агентство «Яхтсмен», 1995. С. 9 -35.

101. Мотрошилова Н.В. Принцип системности в «Науке логики» Гегеля // Вопросы философии 1980, №10. С. 137 149.

102. ЮЗ.Мурашко О.А. Финдлей Д. Н. Платон. Устное и письменное учение // Современные зарубежные исследования по античной философии. М.: ИНИОН, 1978. Реф. сборник / АН СССР ИНИОН. С. 79 - 90. (Findlay J. N. Plato. The written and unwritten doctrines. L.,

103. Rowtledge a. Pual, 1974. XIV, 484 p. (Intern. Libr. Of philophy and sci. Method)).

104. Мюллер M. Шесть систем индийской философии. /Пер. с англ. -М.: Искусство, 1995.

105. Николаева Е.Н. Синергетическая парадигма: от естествознания к обществознанию (Философский анализ). Автореферат на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. КазГУ, Казань, 2000.

106. Павлов А.Ю. Этические аспекты Веданты в учении Живой Этики // Дефиниции культуры: Сборник трудов участников Всероссийского семинара молодых ученых/ под общей ред. проф. Э.В. Бурмакина. Томск: ТГУ, 1996.

107. Ю.Павлова А.Б. К проблеме о связи пифагореизма с Востоком // Философские дескрипты: Сб. ст. Вып.2. Барнаул: Изд-во АГУ, 2002. С. 188- 198.

108. Ш.Пазилова В.П. Современна ли «жрица Изиды»? М.: Знание, 1991.

109. И 2.Панкратов Б. В хаосе есть система // Техника Молодежи, 1992, №10.

110. Перевалов А.Н. Природа взаимосвязи идеализма с метафизикой (гносеологический аспект). Автореферат на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Минск, 1982.

111. Письма Елены Рерих. Предприятие «Алгим» и Т.О.О. «Аура» по заказу Сибирского Рериховского Общества при содействиивнешнеторговой фирмы «Омь». Новосибирск: Изд-во «Вико», Т.1. 1992.

112. Письма Елены Рерих. Предприятие «Алгим» и Т.О.О. «Аура» по заказу Сибирского Рериховского Общества при содействии внешнеторговой фирмы «Омь». Новосибирск: Изд-во «Вико», Т.2. 1992.

113. Пб.Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.З./ Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; Авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А.Ф. Лосев; Примеч. А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994.

114. Платон. Диалоги. / Пер. с древнегреч.; Сост., ред. и авт. вст. ст. А.Ф. Лосев. -М.: Мысль, 1986.

115. Плотин. Эннеады. Киев, 1995.

116. Поляков Л.В. Вечный спор и современные проблемы // Вопросы философии, 1995, №2. С. 71 75.

117. Попов Д.В. Целостность мироотношения: взаимополагание рационального и иррационального. Автореферат на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. ОГПУ, Омск, 2000.

118. Пустарников В.Ф. Снова примат религиозной идеологии? // Вопросы философии, 1995, №2. С. 67 71.

119. Радхакришнан С. Индийская философия. / Пер. с англ. В 2-х т. Т.1. М.: Изд-во иностранной литературы, 1956.

120. Радхакришнан С. Индийская философия. / Пер. с англ. В 2-х т. Т.2. М.: Изд-во иностранной литературы, 1956.

121. Ракитов А.И. Философские проблемы науки. Системный подход.-М., 1974.

122. Рерих Н.К. « Синтез» // Рерих Н.К., Рерих Е.И., Рерих С.Н. От сердца к сердцу. Барнаул: Алт.кн. изд-во, 1991.

123. Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. Реставрация, перевод, комментарии Б. Кресеня. М.: Наука и религия, 1992.

124. Русский космизм и Ноосфера: Тезисы докладов Всесоюзной конференции, Москва, 1989. М.: МФТИ. В 2-х т. 1989.

125. Русская философия во второй половине XX века: Сб. обзоров и рефератов / РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч.- информ. исслед. Отв. ред. Панченко А.И., сост. Андреева И.С. М., 2000 - 4.2.

126. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994.

127. Садовский В.Н. Основание общей теории систем. Логико-методологический анализ. М., 1974.

128. Самойлов С.Ф. Парадигмальная сущность онтологического вопрошания в философии. Автореферат на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Куб. ГУ, Краснодар, 2000.

129. Свами Вивекананда. Философия йоги. Пер. со второго калькуттского изд-я Я. К. Попова. Магнитогорск: «Амрита», 1992.

130. Сознание и физический мир. Сборник статей. Вып.1. Под ред. А.Е. Акимова. МНТЦ ВЕНТ. М.: Изд-во агентства «Яхтсмен», 1995.

131. Соколов В.В. От философии античности к философии Нового времени: Субъект объектная парадигма. - М.: Эдиториал YPCC, 2000.

132. Соловьев B.C. Сочинения. Т. 1 2. -М., 1988.

133. Сороко Э.М. Структурная гармония систем. Мн. Наука и техника, 1984.13 7. Спираль познания: Мистицизм и Йога. Мистика устами мистиков. -М.: Прогресс-Культура, 1992.

134. Спираль познания: Мистицизм и Йога. Путь к Вечному. М.: «Прогресс», «Традиция», 1996.

135. Спиркин А.Г. Происхождение сознания. М.: Политическая литература, 1960.

136. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. -М.: Политиздат, 1972.

137. Структура и развитие науки (Из Бостонских исследований по философии науки). -М.: «Прогресс», 1978.

138. Сыркин А.Я. Заметки о стилистике упанишад // Вестник древней истории, 1971, №2. С. 93 101.

139. Теория познания. В 4-х т. Т.1. Домарксистская теория познания /АН СССР, Ин-т философии; Под ред. В.А. Лекторского, Т.И. Ойзермана. М.; Мысль, 1991

140. Трофимова Е.А. Этическое учение Н.К. Рериха. Автореферат на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Л., 1990.

141. Трубачев О.Н. Языкознание и этногенез славян. Древние славяне по данным этимологии и ономастики // Вопросы языкознания, 1982, №4. С.10 -26.

142. Трубачев О.Н. Языкознание и этногенез славян // Вопросы языкознания, 1984, №2. С.15 30.

143. Трубачев О.Н. Лингвистическая периферия древнейшего Ч славянства. Индоарийцы в Северном Причерноморье // Вопросыязыкознания, 1977, №6. С. 13 29.

144. Трубачев О.Н. Языкознание и этногенез славян. Древние славяне по данным этимологии и ономастики // Вопросы языкознания, 1982, №5. С. 14-25.

145. Ушакова Е.В. Общая теория материи (основы построения). В 3-х ч. Ч.З Барнаул: Алтайское отделение философского общества РАН, АГАУ, 1992.

146. Ушакова Е.В. Системная философия и системно-философская научная картина мира на рубеже третьего тысячелетия: Монография. В 2-х ч. Барнаул: Изд-во АГУ, 1998.

147. Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Рериховское движение в России: ^ восстановление связи времен // Вопросы философии, 1999, №12. С. 6373.

148. Филиппов В.Н. Основы философских знаний. Учебник. -Барнаул, 1995.

149. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова, 5-е изд. - М.: Политиздат, 1986.

150. Философский энциклопедический словарь. / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

151. Хомелев Г.В. Живая Этика: философское мировоззрение и система нравственных принципов Агни Йоги: Текст лекций. СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 1994.

152. Хоружий С.С. Заметки к энергийной антропологии. «Духовная практика» и «отверзание чувств»: два концепта в сравнительной4гперспективе // Вопросы философии, 1999, №3. С. 55 84.

153. Хоружий С.С. Неопатристический синтез и русская философия Ц // Вопросы философии, 1994, №5. С. 75 96.

154. Хоружий С.С. Путем зерна: русская религиозная философия сегодня // Вопросы философии, 1999, №9. С. 139-147.

155. Циолковский К.Э. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы. Алма-Ата, 1992.

156. Циолковский К.Э. Живая Вселенная // Вопросы философии, 1992, №6. С. 135- 158.

157. Циолковский К.Э. Причина космоса (конспект авг. 1925 г.): (с добавлением отзывов о «Монизме Вселенной» и ответов на вопросы по поводу этой книжки). Алма-Ата, 1992.

158. Циолковский К.Э. Суд Космоса: Мои идеи монизма (1924 г.); Новая Этика (1926 г.). М.: 1993. (Серия «Публикуется впервые»).

159. Циолковский К.Э. Утописты // Вопросы философии, 1992, №6.1. С. 132- 135.

160. Черняк Ю.И. Простота сложного. -М.: Знание, 1975.

161. Шагирова А.К., Дзидзария О.П. К проблеме индоарийских (праиндийских) лексических заимствований в северокавказских языках // Вопросы языкознания, 1985, №1. С. 58-61.

162. Шапошникова JI.B. Эпоха энергетического мировоззрения // Рерих Н.К. Обитель Света. «Малая Рериховская библиотека». М.: МЦР, 1992.

163. Шаров Д.А. Живая Этика Рерихов. Автореферат на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. — М., 1994.

164. Шейнман-Топштейн СЛ. Платон и ведийская философия. М.: Наука, 1978.

165. Шохин В.К. Брахманистская философия. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1994.

166. Шохин В.К. Древняя Индия в культуре Руси (XI сер. XV в.в.).

167. Шмаков Владимир. Основы пневматологии, Киев: София, Ltd.,

168. Эрн В.Ф. Идея катастрофического прогресса // Эрн В.Ф. Сочинения. / Под ред. Степина B.C., Аверинцева С.С. и др. М., 1991. С. 198-219.

169. Эрн В.Ф. Верховное постижение Платона // Эрн В.Ф. Сочинения. / Под ред. Степина B.C., Аверинцева С.С. и др. М., 1991. С. 463 - 532.

170. Яковец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // Вопросы философии, 1997, №1. С. 3 17.-М., 1988.1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.