Концептуальные основы "теистического рационализма" П.И. Линицкого тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Климова, Оксана Михайловна

  • Климова, Оксана Михайловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Уссурийск
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 153
Климова, Оксана Михайловна. Концептуальные основы "теистического рационализма" П.И. Линицкого: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Уссурийск. 2012. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Климова, Оксана Михайловна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ИСТОКИ «ТЕИСТИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА»

П.И. ЛИНИЦКОГО

§1Линицкий и античная философская традиция

§2. Линицкий и средневековая религиозная философия

§3. Линицкий и философия Нового времени

§4. П.И. Линицкий и немецкая классическая философия

§5. Линицкий и европейский теизм XIX века

ГЛАВА II. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ, ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ «ТЕИСТИЧЕСКОГО

РАЦИОНАЛИЗМА» П.И. ЛИНИЦКОГО

§1. Особенности предмета философии

§2. Концепция бытия и мира

§3. Концепция Абсолюта в «теистическом рационализме»

Линицкого

§4. Гносеологическая и этическая составляющая

«теистического рационализма» П. И. Линицкого

§5. Проблемы соотношения веры и знания в

творчестве П.И. Линицкого

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концептуальные основы "теистического рационализма" П.И. Линицкого»

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время наблюдается значительный рост общественного и научного интереса к истории духовно-академической философской мысли конца XIX- нач. XX веков. Современная философско-религиоведческая наука активно ведет исследования проблематики, связанной с традицией «отвлечённого умозрения», исходившей из установок религиозного сознания. Только при системном осмыслении религиозно-философского наследия нашей страны, «выявлении» его истоков, условий формирования возможно дальнейшее развитие отечественной философии. Изучение истории русской философской мысли обязательно включает в себя исследование духовно-академической философии как одного из значительных направлений интеллектуальной и духовной мысли России.

Долгое время духовно-академической философией занимались лишь эпизодически. Сейчас назрела необходимость более тщательного исследования истории русского духовно-академического теизма. В настоящее время эта тема стала активно разрабатываться, появляются статьи, монографии, что способствует формированию традиции основательного изучения отечественной философско-теистической мысли в современном религиоведении.

В последние два десятилетия появились работы, в которых предпринимается попытка дать целостный анализ феномена духовно-академического философствования. Современные историки философии и религиоведы стали использовать богатый архивный материал, который был ранее практически недоступен. Исследование данного материала позволило определить уровень развития теистической академической метафизики, а также ее роль в русской религиозно-философской традиции в целом.

Сегодня пришло время для глубокого осмысления традиции отечественной религиозной философии, важнейшей составной частью которой являлся русский духовно-академический теизм. Многие

современные исследователи выделяют ряд конкретных теоретических и методологических проблем, которые встают перед исследователями, что само по себе требует внимательного изучения.

Вряд ли можно определить ту область философского знания, которую обделила своим вниманием духовно-академическая философская мысль конца XIX- начала XX веков. Именно в духовных академиях в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Казани были сосредоточены наиболее подготовленные в профессиональном отношении русские философы, здесь готовились философские диссертации, издавались философские и богословские журналы и сборники. В трудах преподавателей этих учебных заведений в духе православного теизма решались проблемы философской гносеологии, онтологии, логики, этики, метафизической психологии, истории философии.

Такие представители духовно-академической философии, как Ф.А. Голубинский, Ф.Ф. Сидонский, В.Д. Кудрявцев-Платонов, И.М. Скворцов, В.Н. Карпов, П.С. Авсенев, С.С. Гогоцкий, П.Д. Юркевич, архимандрит Феодор (Бухарев), М.И. Каринский, митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Никанор, внесли особый вклад в духовную жизнь России.

Как отмечал еще в начале XX века церковный историк русской философии А.А Никольский, «духовно-академическая философия имела значительное влияние на развитие всей русской философской мысли. И без сомнения, чем дальше будет продвигаться изучение прошлого русской мысли, тем лучше мы будем понимать значение академической философии для отечественной духовной традиции» [121, 119].

Особого внимания заслуживают идеи киевской академической школы. Киевская духовная академия с самого начала своей деятельности была одним из наиболее значительных центров развития отечественной философской мысли. Созданная на базе Киево-Могилянской академии, она располагала богатым интеллектуальным наследием, обусловленного давней традицией философского образования.

Киевская школа философского теизма была сопоставима с московской духовно-академической школой, но она имела и свои специфические черты в философских ориентациях и стиле философствования, выделяясь, главным образом, своеобразной «двухполярностью» - с одной стороны, её отличал большой интерес к проблемам «сердечного созерцания» и духовного опыта, с другой стороны, киевская академическая школа была наиболее рационалистической из всех духовно-академических центров.

Феномен русской духовно-академической философии стал предметом пристального внимания исследователей сравнительно недавно. Связано это, прежде всего, с тем, что длительное время отечественная духовно-академическая мысль рассматривалась в качестве продолжения традиции европейской схоластики. На протяжении большей части XX в. духовно-академическая философия почти не привлекала внимания исследователей. Суждения о ней носили не научный, в преимущественно идеологический характер. Православных теистов обвиняли в «реакционном мракобесии», они изображались как «никчемные схоласты XIX века», а также в качестве «прислужников религии» [113, 95].

Сейчас настало время для объективного изучения православного теистического наследия. Собственно, серьёзные исследования творческого наследия представителей Киевской духовной академии появились уже в начале XX века в трудах таких известных авторов, как А.И. Введенский [19], Э.Л. Радлов [147], A.A. Никольский [121] и др.

Начинать рассматривать развитие духовно-академичной философии следует, прежде всего, с анализа философской мысли их преподавателей. Как известно, на протяжении XIX века существовало четыре академии: Петербургская, Московская, Киевская и Казанская. Именно в духовных академиях были сосредоточены наиболее подготовленные в профессиональном отношении философы, здесь готовились и защищались философские диссертации, издавались философские и богословские

журналы и сборники. В трудах профессоров этих учебных заведений в духе православного теизма решались проблемы философской гносеологии, онтологии, логики, этики, метафизической психологии, истории философии.

Ясно и чётко передаёт ситуацию духовного становления общерусской мысли и той роли, которую сыграла Киевская академия, Василий Зеньковский: «...хотя южнорусская учёность ещё до крайности не свободна... было бы ошибочно недооценивать её положительный вклад в умственную жизнь сначала Украины, а потом и всей России. И не случайно, что первое заявление о свободе мысли, о внутренней силе, присущей мысли, исходит от московского учёного XVIII века Феофилакта Лопатинского, питомца Киевской академии. Не только формальная философская культура развивалась постепенно благодаря Киевской Академии, но, несомненно, зарождались и творческие замыслы... Москва жадно впитывала в себя всё, чем была богата Украина...» [47, 61].

Как в исследовательской литературе позапрошлого века, так и в современной литературе феномен «славной киевской школы» связывают, прежде всего, с такими известными именами русской философской мысли XIX века, как И.М. Скворцов, П.С. Авсенев (архим. Феофан), архиепископ Никанор, О.М. Новицкий, С.С. Гогоцкий, М.А. Олесницкий, П.Д. Юркевич, П.И. Линицкий. Каждый из них внес значительный вклад в развитие русской духовно-академической философии XIX века. Именно И.М. Скворцов на должности профессора философии Киевской духовной академии с 1819 г. по 1849 г. одним из первых осуществил переход от традиционного вольфианства к кантианству, а во времена блестящего профессора и проповедника арх. Иннокентия (Борисова) были созданы условия для роста плеяды философов, которые составили основу киевской теистической школы. B.C. Карпов был одним из лучших переводчиков трудов Платона в XIX в., а П.Д. Юркевич стал основателем богатейшей традиции российской религиозной философии.

Первыми критиками представителей философского теизма были революционеры-демократы Н.Г. Чернышевский [164], Д.И. Писарев [135], М.А. Антонович [7]. Значительный вклад в изучение идей киевской школы внесли философы русского зарубежья В.В. Зеньковский [47], С.А. Левицкий [62], Н.О. Лосский [112], Д.И. Чижевский [162], которые в своих трудах анализировали проблемы отечественного теизма, гносеологические и онтологические основы православной академической философии. В советской литературе взгляды философов киевской теистической школы исследовались A.A. Галактионовым [24], P.A. Гальцевой [25], Д.Х. Остерянином [127], И.К. Пантиным [130]. Вместе с тем в советской историко-философской науке и религиоведении не был представлен целостный анализ феномена духовно-академического философствования. Переломный момент, связанный с возрождением религиоведческого и историко-философского интереса к наследию православных философов, наступает в России начиная с 90-х гг. XX в. По данной теме были защищены кандидатские, докторские диссертации, выпущены статьи, монографии. Особое значение в интересующем нас плане имеют работы А.И. Абрамова [1], разрабатывавшего проблематику, связанную с определением характера и степени влияния представителей немецкой классической философии на русскую духовно-академическую мысль, С.А. Нижникова [120], дающего своеобразную интерпретацию феномена веры в работах отечественных теистов, C.B. Пишуна [138], проанализировавшего совершенно оригинальный феномен «православной персонологии», включающей в себя синтез метафизической психологии, моральной метафизики и трансцендентальной психологии. C.B. Пишун совместно со своими учениками И.В. Гунькиным [36], В.Ю. Пинчук [133], А.Г. Сахатским [150], исследовал православный философский теизм как целостный феномен философского религиоведения, подробно остановившись на религиозной онтологии, метафизической психологии и трансцендентальной аксиологии. И.В. Цвык [162] также дала собственную

целостную оценку феномена духовно-академической философии. Ценность имеют кандидатские диссертации И.В. Гунькина [36], анализировавшего духовно-академическую религиозную онтологию, Д.В. Леонидова [63], посвященная духовно-академической гносеологии, В.Ю. Пинчук [133], исследовавшей метафизическую психологию духовно-академического теизма, М.В. Шумейко [173], исследовавшего категорию Абсолюта в духовно-академическом теизме. Также стоит упомянуть публикации O.A. Печуриной [132], Л.Е. Шапошникова [168], исследования Б.В. Емельянова [41], A.B. Панибратцева [129].

Однако в сравнении с такими известными представителями киевской школы академической философии XIX века, как И.М. Скворцов, П.С. Авсенев (архим. Феофан), О.М. Новицкий, С.С. Гогоцкий, М.А. Олесницкий, П.Д. Юркевич, П.И. Линицкий до сих пор менее известен, а его творческое наследие является менее изученным.

В целом наследие П.И.Линицкого (1839-1906) включает свыше двадцати различных фундаментальных трудов и большое число статей. Тем не менее, философские взгляды киевского профессора-теиста до настоящего времени не стали объектом систематического анализа отечественных и зарубежных историков философии и религиоведов.

Заслуженный профессор Киевской духовной академии, доктор богословия Петр Иванович Линицкий (1839-1906) внес значительный вклад в развитие русской духовно-академической философии XIX века.

Родился Линицкий в городе Лебедине Харьковской губернии в семье священника, закончил Ахтырское духовное училище и Харьковскую духовную семинарию, магистр XXII курса (1861-1865) Киевской духовной академии, после окончания которой с 1865 г. преподавал философские науки в Киевской духовной академии, с 1867 г. - бакалавр философии, с 1869 г. -доцент философии, с 1871 г. - экстраординарный, а с 1876 г. -ординарный профессор философии и, наконец, с 1890 г. - заслуженный ординарный профессор философии Киевской духовной академии. Был

последним из слушателей лекций П.Д Юркевича в стенах Киевской духовной академии [178, 87], так как в 1861 году Юркевич уехал в Москву. После отъезда Юркевича в Москву именно П.И. Линицкий смог надлежащим образом поддерживать традиционно высокий уровень преподавания философии в Киевской духовной академии. В отдельные годы по поручению Совета Академии он читал логику, педагогику, патристику и метафизику [161]. Одновременно с преподавательской деятельностью осуществлял и научно-теоретическую деятельность академического ученого.

В 1874 г. один из его трудов, а именно «Обзор философских учений», по решению учебного комитета Св. Синода был удостоен Макарьевской премии и рекомендован как учебное пособие для духовных семинарий России [111, 203]. В магистерской диссертации «Различные направления немецкой послегегелевской философии и их отношение к религии» автор анализирует взгляды Ф. Шеллинга, К. Краузе, а также Д. Штрауса и Л. Фейербаха. Докторская диссертация «Учение Платона о Божестве» стала для философа основой его теоретических построений.

Первым в дореволюционной России обратил внимание на духовное наследие П.И. Линицкого Э.Л. Радлов. Именно он, Э.Л. Радлов, возглавлял философский отдел «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона, где П.И. Линицкому была посвящена небольшая статья с изложением его религиозно-философских и социально-политических взглядов [111, 203]. Э.Л. Радлов указывал, что основным мотивом философского творчества П.И. Линицкого было желание объединить собственный интеллектуальный интерес с религиозным духом русского народа [111, 203]. В «Очерках истории русской философии» (1912 г.) Э.Л. Радлов даёт общую характеристику философским воззрениям П.И. Линицкого, ссылаясь на фундаментальную работу киевского профессора-теиста «Вступление к философии».

Среди дореволюционных энциклопедических изданий о П.И. Линицком упоминается в «Большой энциклопедии. Словаре общедоступных сведений по всем отраслям знания» под редакцией С.Н. Южакова, где можно найти биографию философа и его основные труды [16, 43].

Известный исследователь высшего духовного образования Ф.И. Титов подчеркивал, что в 70-90-е годы XIX века традиции философской школы киевских профессоров-теистов И.М. Скворцова и П.С. Авсенева продолжал именно П.И. Линицкий [155, 574].

Взгляды киевского мыслителя вспоминались и Д.Х. Остерянином, который указывал на то, что Линицкий «намеревался примирить идеализм и материализм и поставить науку на службу религии» [127, 220].

Взгляды киевского философа вспоминал и Д.Х. Остерянин, который указывал на то, что Линицкий намеревался примирить идеализм и материализм и поставить науку на службу религии [127, 220].

Интерес к творческому наследию П.И. Линицкого пробуждается только в публикациях последних годов как у отечественных, так и у зарубежных авторов.

К примеру, в монографии М.И. Лук «Этические идеи философии Украины второй половины XIX- начала XX века» частично исследуются взгляды П. Линицкого в области этики [113, 56]. Анализ философских взглядов мыслителя предпринят в труде B.C. Горского «История украинской философии», где автор показывает специфику подходов профессора Киевской духовной академии к разрешению философских проблем [34, 203]. Необходимо отметить, что все оценки философского наследия П.И. Линицкого, которые давались в советское время, основываются на двух трудах: «Обзор философских учений» (1874) и «Основные вопросы философии. Опыт систематического изложения философии» (1901).

Краткий критический анализ философии П.И. Линицкого дан его коллегой, профессором Киевской духовной академии по кафедре истории философии Д.И. Богдашевским. Он называет философскую систему П.И. Линицкого «здоровой метафизикой» при этом указывает, что единство веры и знания, как один из главных принципов в построении философской системы мыслителя, достигается благодаря обращению к «умоглядному богословию», где религиозные представления рассматриваются с позиций рационализма т.е. сводятся к основным понятиям разума [11, 125].

Аналогичные мысли высказывает ученик Линицкого, профессор кафедры истории философии Киевской духовной академии П.П. Кудрявцев. Он подчеркивал, что Линицкий пытается «раскрыть умоглядные основы христианского богословия, методологические положения которого не противоречат христианской вере, а находятся в гармонии с априорными началами разума» [60, 737]. Среди современных специалистов по истории русской религиозной философии, затронувших в своих исследованиях философские взгляды Линицкого, можно отметить работы А.И. Абрамова [1], С.Г. Борисовой [17], Е.И. Векслер [20], И.В. Гунькина [36], Д.В. Леонидова [63], Е.П. Красотина [58], С.А. Нижникова [120], A.B. Панибратцева [129], В.Ю. Пинчук [133], C.B. Пишуна [137], А.Г. Сахатского [149], И.В. Цвык [162].

В частности, в монографии «Православная персонология и духовно-академический теизм XIX века» C.B. Пишун отмечает, что Линицкий стал достойным продолжателем традиции киевского академического теизма, усилившим рационально-дискурсивное и научное ядро «высокой православной схоластики». Главный вопрос, который волновал Линицкого, отмечает C.B. Пишун, состоял в поиске пути согласования истин откровения и философии духа и интеллекта [138]. Это исследование выявило перспективы для более тщательного исследования философского наследия П.И. Линицкого.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает работа украинского автора Н.Г. Шупик-Мозговой «Петр Линицкий: Жизненный путь и духовное наследие» [174]. В данной книге анализируется как общеевропейский, так и отечественный контекст, в котором формировалась философская позиция Петра Ивановича Линицкого. Автор доказывает, что традиция философской школы, сложившаяся в первой половине XIX века, в Киевской духовной академии не угасает после отъезда П.Д. Юркевича, а продолжается в творческом наследии П.И. Линицкого. Данный труд содержит в себе сведения о П.И. Линицком и его соратниках и основывается на анализе научных трудов самого философа и архивных документах.

В кандидатской диссертации Д.В. Леонидова «Гносеология в духовно-академическом теизме XIX века» исследуются гносеологические воззрения русских религиозных философов, преподавателей духовных академий, дается анализ теории познания П.И. Линицкого, указывается, что киевский профессор-теист, как и архиепископ Иннокентий, исходит из системного рассмотрения всех уровней познания с целью построения законченной гносеологической [63].

В диссертационном исследовании В.Ю. Пинчук «Метафизическая психология в духовно-академическом теизме XIX века» при рассмотрении взглядов православных философов из духовных академий на проблему субстанциальности и бессмертия души рассматривается роль П.И. Линицкого в развитии духовно-академической метафизической психологии. Отмечается, что эта роль опять же связана с усилением рационалистических тенденций. По мнению В.Ю. Пинчук, Линицкий был поклонником строгой европейской науки, и отсюда понятно его стремление дать логическое обоснование таким положениям теистической метафизической психологии, как духовность души, её субстанциальность, бессмертие и др.

И.В. Гунькин в своей кандидатской диссертации «Онтология в духовно-академическом теизме XIX века» проводит системный анализ теистической онтологии русской духовно-академической философии с выявлением её специфики и наиболее характерных черт. Он указывает, что П.И. Линицкий являлся одним из тех православных теистов, которые представили законченную религиозно-философскую систему, и в ней весьма существенное место занимало учение о бытии как таковом и учение об Абсолютном бытии [36, 123].

Несмотря на то, что с начала 90-х гг. прошлого столетия существенно расширился круг авторов из числа специалистов по истории отечественной философии, интересовавшихся становлением и развитием философии в духовных академиях, в отечественной и зарубежной философско-религиоведческой литературе взгляды П.И. Линицкого не стали предметом систематического рассмотрения. Чтобы понять религиозно-философские взгляды П.И. Линицкого, необходимо проанализировать все его наследие. В ряде работ затрагивались только отдельные аспекты его учения философа-теиста. В частности, малоисследованным остается вопрос о влиянии античной философии, западноевропейской философской схоластики, философии Нового времени, немецкой классической философии на творческое наследие философа. Поэтому данная работа представляет собой попытку системного рассмотрения учения П.И. Линицкого, анализ его религиозно-философских взглядов, затрагивающих гносеологические, онтологические, этические проблемы, а также оценка значения его творчества для всей отечественной духовно-академической науки. Следует отметить, что такая задача поставлена впервые, и успешное ее решение возможно только при наличии большой источниковой базы.

Объектом диссертационного исследования является религиозно-философское наследие известного представителя киевской школы духовно-академического теизма XIX века П. И. Линицкого.

Предметом диссертационного исследования являются особенности теоретических построений П.И. Линицкого, связанные с его стремлением к рационализации и систематизации православной теистической философии, с использованием для этого опыта западноевропейского теизма XIX в.

Цель диссертационной работы заключается в исследовании и систематическом анализе философского наследия П.И.Линицкого, а также определении его исторического места в генезисе отечественной религиозно-философской мысли.

Данная цель обусловила постановку следующих задач:

1. Выявить непосредственные истоки религиозной метафизики П.И. Линицкого, определить концептуальные связи его философии с античным идеализмом, средневековой схоластикой, философией Возрождения и Нового времени, немецкой классической философией и европейским теизмом XIX века.

2. Определить характер интерпретации киевским профессором-теистом самого предмета философии.

3. Раскрыть существо онтологических взглядов П.И. Линицкого.

4. Провести анализ гносеологической концепции киевского теиста, раскрыть суть его этических воззрений.

5. Рассмотреть построение П.И. Линицким рационально-теистического понятия об Абсолюте.

6. Проанализировать социальные, этические и морально-этические принципы на которые опирался философ, решая вопрос о соотношении разума и веры.

На наш взгляд, решение этих задач способно дать наиболее целостную картину «теистического рационализма» П.И. Линицкого как особого направления в духовно-академической философии XIX - нач. XX вв.

Методологическая основа исследования.

В ходе работы диссертант сочетал системно-философский подход с принципами историзма и исторической преемственности. Использовались общенаучные методы анализа и синтеза, а также феноменологический, герменевтический, биографический и сравнительно-исторический методы.

Методы историко-философской реконструкции позволили провести анализ духовно-академической философии П.И. Линицкого как самобытного философа, с использованием малодоступных архивных и журнальных источников.

При рассмотрении религиозной онтологии и гносеологии П.И. Линицкого был применен феноменологический метод исследования.

Метод философской герменевтики использовался при анализе источников.

Метод логического анализа позволил соединить различные аспекты исследуемой проблемы в структурированное знание, которое подчинено принципам целостности и системности.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическое значение результатов, полученных в ходе исследования, заключается в рассмотрении целого пласта философского наследия П.И. Линицкого. Проведен анализ проблем гносеологии, онтологии, этики, что дает возможность более глубоко исследовать теоретико-познавательные основы его философии. Результаты работы и материалы диссертации могут быть использованы на лекционных и семинарских занятиях по религиоведению, философии религии, культурологии, истории философии, религиозной философии.

Источниковая база исследования. Основной источниковой базой данного исследования являются труды самого П.И. Линицкого, которые публиковались на протяжении около сорока лет (с 1867 по 1906 гг.) как отдельными изданиями, так и в журналах «Труды Киевской духовной

академии», «Вера и разум», «Чтения в церковно-историческом и археологическом обществе при Киевской духовной академии». Были изучены архивные документы и материалы, которые касаются как истории Киевской духовной академии в целом, так и творческого наследия П.И. Линицкого в частности.

Кроме того, в исследовательский оборот были введены исторические и литературно-биографические источники, а именно воспоминания Одесского протоиерея М. Соколова, выписки из Нечаевского архива, выступления профессоров Киевской академии И.И. Малышевского, П.П. Кудрявцева, М.И. Петрова, Д.И. Богдашевского.

Новизна данного диссертационного исследования заключается в следующем:

1. В работе впервые в отечественном религиоведении осуществляется целостное описание и анализ философско-теистической системы П.И. Линицкого.

2. Впервые рассмотрено историко-философское наследие мыслителя и выявлены непосредственные концептуальные истоки «теистического рационализма» П.И. Линицкого.

3. Определены связи философии Линицкого с античным идеализмом, средневековой схоластикой, метафизикой Возрождения и Нового времени, немецкой классической философией и европейским теизмом XIX века.

4. Выявлена попытка соединения П.И. Линицким положений теизма с критическим рационализмом И. Канта.

5. Определено соотношение веры и разума в философской позиции П.И. Линицкого, особенность которого проявлялось в том, что наряду с разделением веры и разума по предметным сферам православный теист указывал и на необходимость их тесного союза, который обеспечивал бы цельность и полноту человеческого познания.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Климова, Оксана Михайловна, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абрамов, А.И. Духовно-академическая философия в её сущностном отношении к философскому учению Фихте / А.И. Абрамов // Философия Фихте в России. СПб., 2000.

2. Абрамов, А.И. К вопросу о влиянии просветительской философии на духовно-академическую философию в России // Методологические проблемы изучения истории общественной мысли. Казань, 1990.

3. Абрамов, А.И. Отношение к философии Фихте в русской духовно-академической философии // Философия Фихте в России. СПб., 2000.

4. Абрамов, А.И. Оценка философии Платона в русской идеалистической философии // Платон и его эпоха. М., 1979.

5. Абрамов, А.И. Фихте и духовно-академическая философия.// Философия Фихте в России. СПб., 2000.

6. Аврелий Августин. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991.

7. Антонович, М.А. Избранные философские сочинения. - М.: Госполитиздат, 1945.

8. Аскоченский, В.И. История Киевской духовной академии по преобразовании её в 1819. СПб., 1863.

9. Вельский, А. Проблема теистического миропонимания в немецкой философии XIX в. Казань. 1912 (канд. дисс.) // Архив Казанского университета. Ф. «Казанская духовная академия» Е. X. 3576.

10. Бобров, Е. А. Философия в России; материалы, исследования и заметки. Вып. 5. Казань, 1901.

11. Богдашевский, Д.И. Здравая метафизика// Труды КДА К., 1894.- Т. II. Кн №5.

12. Богдашевский, Д.И. О взаимном отношении философии и естествознания / Д.И. Богдашевский. - Киев, 1894.

13. Богдашевский, Д.И. // Протокол Совета Киевская духовная академия 1889 // Труды Киевской духовной академии. 1890. № 10.

14. Богдашевский, Д. И. Философия Канта. Вып. 1. Киев, 1898.

15. Богдашевский Д. И, Из истории греческой философии. Киев,

1898.

16.Болыная энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания / Под. ред. С.Н. Южакова.-СПб.:Типо-лит.Т-ва Просвещение, 1909. - Т. 12.

17. Борисова, С.Г. Философско-религиозное учение арх. Никанора (А.И. Бровковича) (Опыт системной реконструкции) / С.Г. Борисова.дисс. к.ф.н. М., 2002.

18. Введенский, А. И. О современных задачах воспитанников Духовных академий в области философии // Богословский вестник, 1895, № 10.

19. Введенский, А.И. Судьбы философии в России \\ Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории Русской философии, - Свердловск; Изд - во Уральского Университета, 1991.

20. Векслер, Е.И. Религиозно - философский эмпиризм Ф.Ф. Сидонского / Е.И. Векслер (дисс. к.ф.н.). - Уссурийск, 2007.

21. Выписки из Нечаевского архива //старина и новизна: Исторический сборник изданный при обществе ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III. - СПб .: Тип. М. Стасюлевича, 1905. - Кн 9.

22. Гаврюшин, Н. К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии, 1994, № 1.

23. Галактионов, A.A., Никандров П.Ф. История русской философии. М., 1961.

24. Галактионов, A.A., Никандров П.Ф. Русская философия IX -XIX в.в. - Л.: Изд - во ЛГУ, 1989.

25. Гальцева, Р.Юркевич //Философская энциклопедия / Гл.ред. Ф.В. Жильсон Э. Бог и философия // Избранное: Христианская философия. -М.: РОССПЭН, 2004. Гегель, Г. В. Ф.. Философия религии. Т 1. М., 1975.

26. Гегель, Г. В. Ф.. Философия религии. Т 2. М., 1977.

27. Голубев, С.Т. Древние и новые сказания о начале Киевской академии / С.Т. Голубев //Киевская старина, 1885. №1.

28. Голубев, С.Т. История Киевской духовной академии / С.Т. Голубев. - Киев. 1886.

29. Голубев, С.Т. Киевская академия в конце XVII и в начале XVIII в. / С.Т. Голубев // Труды киевской духовной академии. 1901. №2.

30. Горский, В. С. История Украинской философии. Курс лекций. - К.: Научная мысль - 1996.

31. Горский, В. С. В поисках истины. К.: Научная мысль.-1979.

32.Горский, В. С. Историко-философский процесс в домарксистской истории философии // Философская мысль. - 1973 - №6.

33. Горский, В. С. Немецкий компонент в истории украинской философии// Наследие Панфила Юркевича: мировой и отечественный контекст (Сборник научных статей). - К.: KM academia, 1995.

34. Гульга, A.B. Немецкая классическая философия. - М.: Мысль

1996.

35. Гунькин, И.В. Онтология в русском духовно-академическом теизме XIX века / И.В. Гунькин (канд. дисс.). - Уссурийск: УГПИ, 2006.

36. Гусев, В.И. История западноевропейской философии XVI-XVIII вв. Курс лекций: Учебное пособие. - К.: Лебедь, 1994.

37. Данилевский, А. История преподавания философских наук в духовно-учебных заведениях России / А. Данилевский. - М., 1912. // ОР РГБ. Ф.172. Карт. 232. № 10.

38. Дроздов, Н.М. Предположение о преобразовании духовных академий в историческом освещении // Труды киевской духовной академии. 1906. №3.

39. Дубшш, В.В. Розвиток фшософськси думки в У крапп. -Краматорск, ДЦМА, 2006.

40. Емельянов, Б.В. Этюды о русской философии. Екатеринбург,

1995.

41. Жане, П. Единство философии // Вера и разум, 1893, № 13.

42. Жильсон, Э. Бог и философия // Избранное: Христианская философия. - М.: РОССПЭН, 2004.

43. Замалеев, А. Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.,

1995.

44. Захара, И.С. Рационализация богословской мысли в России конца XVII - начала XVIII века // Начала, 1993, №3.

45. Зеньковский, В. В. История русской философии. Т. 1. Ростов-на-Дону, 1999.

46. Зеньковский, В. В. История русской философии. Т. 2. Ростов-на-Дону, 1999.

47. Из истории религиозной философии в России XIX -начала XX вв. - М.: АН СССР. Ин-та философии, 1990.

48. Иоанн Дамаскин. Поли. собр. соч. Т. 1. СПб., 1913.

49. Иоанн Дуне Скот. Сочинения. М., 2001.

50. Каменский, З.А. Русская философия начала XIX века и Шеллинг. - М.: Наука, 1980.

51. Кант, И. Критика чистого разума. М., 1994.

52. Кант и философия в России. М., 1994.

53. Кимелев, Ю.А. Философский теизм: Типология современных форм / Ю.А. Кимелев. - М.: Наука, 1993.

54. Колубовский, Я.Н. Материалы по истории философии в России / Я.Н. Колубовский // Вопросы философии и психологии. - 1891. Кн.8.

55. Колубовский, Я.Н. Полный список трудов наиболее выдающихся представителей духовно-академической философии XIX века / Я.Н. Колубовский // Вопросы философии и психологии. - 1890-1893.

56. Константинов, В.Ф. - М.: Советская энциклопедия. - 1970. -

Т.5.

57. Красотин, Е.П. Арх. Иннокентий (Борисов) и становление религиозно - философской школы в Киевской Духовной Академии во второй трети XIX века / Е.П. Красотин (дисс. к.ф.н.). - Уссурийск 2007.

58. Кувакин, В.А. Религиозная философия в России. Начало XX века. М., 1980.

59. Кудрявцев, П.П. Профессор Петр Иванович Линицкий. // Некролог // Труды КДА К., 1908. - Т. II. Кн №6.

60. Куценко, H.A. Духовно-академическая философия в России первой половины XIX: киевская и петербургская школа (Новые материалы). - М.,2005.

61. Левицкий, С.А. Очерки по истории русской философии и общественной мысли.- Франкфурт - на- Майне, 1969.

62. Леонидов, Д.В. Гносеология в духовно-академическом теизме XIX века / Д.В. Леонидов (дисс. к.ф.н.). - Уссурийск 2003.

63. Леонидов, Д. В. Абсолютное бытие в гносеологии православного теизма // Проблемы славянской культуры и цивилизации, вып. 3. Уссурийск, 2001.

64. Леонидов, Д.В. Проблема взаимоотношения веры и знания в истории христианской философии // Гуманитарные исследования. Уссурийск, 2002.

65. Леонтьев, А. Пётр Абеляр. Очерк его жизни в связи с историею его времени и значение его в истории / А. Леонтьев. - СПб., 1885.

66. Линицкий, П. И.Абсолютное само в себе и в отношении к конечному / П.И. Линицкий //Вера и разум: Отдел философский. 1889. №21.

67. Линицкий, П. И. Вера и знание// Вера и разум: отдел философский. 1889. №22.

68. Линицкий, П. И.Два конца (конец 18-иконец 19 веков). По поводу книги проф. Гилярова А.Н. «Предсмертные мысли 19 века во Франции». - К., 1901.

69. Линицкий, П.И. Два слова о спиритизме. Труды КДА. - К., 1869. №12.

70. Линицкий, П. И. Закон эволюции, как принцип реалистической философии нашего времени // Труды КДА. - К., 1902. №11.

71. Линицкий, П. И. Значение философии для богословия (Пособие к апологетическому богословию) // Чтения в церковно -историческом и археологическом обществе при КДА., 1904. - Вып. 5.

72. Линицкий, П. И. Есть ли какая-либо разница между религиозной верой и наукой. Харьков 1989.

73. Линицкий, П. И.Идеализм и реализм Вера и разум 1884 №21.

74. Линицкий, П. И. Изящная литература и философия. - Харьков,

1893.

75. Линицкий, П. И. Об образе существования абсолютного или отношение между безусловным и условным / П.И. Линицкий. // Вера и разум: отдел философский. 1890. №4.

76. Линицкий, П. И. Об отношении конечного духа к бесконечному / П.И. Линицкий //Вера и разум: отдел философский. 1890. № 15.

77. Линицкий, П.И. Как возможно единство веры и знания// Вера и разум. Харьков. 1889. - Т. II.-Ч. 1.

78. Линицкий, П. И. Краткий очерк основных начал философии. -Харьков. 1895.

79. Линицкий, П.И. Критика начала новой философии/ П.И. Линицкий //Вера и разум: отдел философский. 1890. №1.

80. Линицкий, П. И. Критико - библиографические заметки. 1890.

81. Линицкий, П.И. Мышление научное и ненаучное. - Харьков.

1894.

82. Линицкий, П.И. Мышление и познание // Вера и разум: Отдел философский. № 16. 1897.

83. Линицкий, П.И. Несколько слов о Гоголе как о нравоучительном писателе // Чтения в церковно - историческом и археологическом обществе ^ри КДА., 1902. - Вып. 4.

84. Линицкий, П.И. Нравственные и религиозные понятия у

древнегреческих философов // Труды КДА. - К., -1870. - Т. IV. - Кн. №10.

«

85. Линицкий, П.И. Обзор философских учений. - К.: Тип. Еремеева, 1874.

86. Линицкий, П.И. Об искусстве // Чтения в церковно -историческом и археологическом обществе при КДА., 1906. - Вып. 7.

87. Линицкий, П.И. Об образе существования Абсолютного, или отношения между безусловным и условным // Вера и разум: отдел философский. 1890. Т. П.-Ч.1.

88. Линицкий, П.И. Образовательное значение философии // Труды КДА. - К., -1872. - Т. III. - Кн. № 11.

89. Линицкий, П.И. Общий взгляд на философию // Труды КДА. -К.,-1867.-Т. IV.-Кн. №10.

90. Линицкий, П. И. Об умозрении и отношении умозрительного познания к опыту. Киев, 1881.

91. Линицкий, П. И. О духе как необходимом принципе философии / П.И. Линицкий // Вера и разум: отдел философский. 1890. №13.

92. Линицкий, П.И. О необходимости метафизики / П.И. Линицкий // Вера и разум: отдел философский. 1897. № 1.

93. Линицкий, П.И. О православии как истинно-христианской вере // Вера и разум: отдел философский. 1897. №13.

94. Линицкий, П. И. О познании. Харьков, 1895.

95. Линицкий, П. И. Основные вопросы философии. Опыт систематического изложения философии. Киев, 1901.

96. Линицкий, П. Основные черты учения об абсолютном / П.И. Линицкий //Вера и разум: отдел философский. 1889. № 17. С. 197-217; №18.

97. Линицкий, П. О существе духа / П.И. Линицкий // Вера и разум: отдел философский. 1891, №2.

98. Линицкий, П. И. О формах и законах мышления. - Харьков: Тип. Губ. Прав., 1895.

99. Линицкий, П.И. Очерки истории философии древней и новой-Киев, 1902.

100. Линицкий, П. И. По поводу защиты славянофильства в Православном Обозрении \\Труды КДА. - К., 1884. - T. I. - Кн. № 1.

101. Линицкий, П. И. Положения и нужды, нашего духовного преимущественно высшего образования//Вера и разум: отдел философский. 1897. T. 11. -Ч. 2.

102. Линицкий, П.И. Платон - представитель идеализма в древнегреческой философии \\ Труды КДА. - К., 1868. - Т. III. - Кн. №7.

103. Линицкий, П. И. Пособие к апологетическому богословию (философия веры). - К.,1904.

104. Линицкий, П. И. Пособие к изучению вопросов философии. Киев, 1891.

105. Линицкий, П. И. (Петров И.) Различные направления немецкой философии после Гегеля и в отношении к религии // Вера и разум: отдел философский. 1887. № 17.

106. Линицкий, П. И. Славянофильство и западничество. Киев,

1904.

107. Линицкий, П.И. Учение Платона о божестве \\ Киев, 1876.

108. Линицкий, П. И. Философская пропедевтика // Вера и разум, 1906, №15.

109. Линицкий, П. И. Философская пропедевтика // Вера и разум, 1906, № 15.

110. Линицкий, П.И. // Энциклопедический словарь (Ф. А. Брокгауза, И.А. Ефрон). - Т.34. - СПб:. 1896.

111. Лосский, И.О. История русской философии. - М.: Выс. Шк.,

1991.

112. Лук, М.И. Этические идеи в философии Украины второй половины 19 - начала 20 века. - К.: Научная мысль, 1993.

113. Лукьянов, A.B. Идея духовного в философии И.Г. Фихте. Автореф. докт. дисс. / A.B. Лукьянов. - Уфа, 1994.

114. Любутин, К.Н. Философия и история философии / К.Н. Любутин // Историко-философские исследования. Проблемы методологии. Свердловск, 1988.

115. Малышевский, И.И. Историческая записка о состоянии Академии в минувшее пятидесятилетие // Труды КДА. -. 1869. - №11-12.

116. Матвеевский, П. Пантеизм, или отвержение личного бытия Божия, и критика его / П. Матвеевский // Труды киевской духовной академии. 1898. № 9.

117. Мацеевич, Л. Заметки и материалы для истории Киевской духовной академии / Л. Мацеевич // Труды киевской духовной академии. 1893. № 1.

118. Михневич, И.Г. Об успехах греческих философов в теоретическом и практическом отношениях / И.Г. Михневич // Журнал министерства народного посвящения. 1839. №12.

119. Нижников, С.А. Метафизика веры в русской философии / С.А. Нижников. - М., 2001.

120. Никольский А. Русская духовно-академическая философия как предшественница славянофильства и университетской философии в России // Вера и разум, 1907, №№ 2-20.

121. Новицкий, О.М. Автобиографическая записка // Словарь профессоров и преподавателей Императорского университета св. Владимира. Киев, 1884.

122. Огиевич, И. Учение Фомы Аквината в связи с предшествовавшими спорами в западной церкви / И. Огиевич. - СПб. 1880.

123. Огородник. И.В. Украинская философия в именах. Киев: «Лебедь», 1997.

124. Олесницкий, М. История нравственности и нравственных учений / М. Олесницкий. - Киев. 1885. Т.1.

125. Олесницкий, М. История нравственности и нравственных учений / М. Олесницкий. - Киев. 1886. Т.2.

126. Остерянин, Д.Х. Розвиток матер1алютично1 фшософп на Украшь-К. :Вища школа, 1971.

127. Остроумов, М.А. Обзор философских учений / М.А. Остроумов. - М., 1880. 4.2.

128. Панибратцев, A.B. Становление академической философии в России. М., 2001.

129. Пантин, И.К. Материалистическое мировоззрение и теория познания русских революционеров демократов (очерки). - М.: Высшая школа, 1961.

130. Петров, Н.И. Значение Киевской академии в развитии духовных школ в России с учреждения Св. Синода в 1721 г. и до пол. XVIII века / Н.И. Петров. - Киев. 1904.

131. Печурина, O.A. Философия в Духовных академиях // Начала, 1993, №3.

132. Пинчук, В.Ю. Специфика душевной жизни человека согласно духовно-онтологической и метафизической психологии XIX в. / В.Ю. Пинчук // Проблемы славянской культуры и цивилизации. Уссурийск: УГПИ. 2003.

133. Пинчук, В.Ю. Теоретические доказательства бессмертия души человека в православной духовно-академической философии XIX в. / В.Ю. Пинчук // Проблемы славянской культуры и цивилизации. Уссурийск: УГПИ. 2004.

134. Писарев, Д.И. Избранные философские и общественно -политические статьи. - М.: Политиздат. 1949.

135. Пишун, C.B. Обоснование бытия Сверхсущего как предмет западноевропейской и русской религиозной метафизики XVIII - XIX веков / C.B. Пишун// Гуманитарные исследования. Вып. 2. Уссурийск: УГПИ, 1998.

136. Пишун, C.B. Определение философии в духовно-академическом теизме (концепции П.А. Милославского и П.И. Линицкого) // Проблемы славянской культуры и цивилизации. Вып.5. Уссурийск, 2003.

137. Пишун, С. В. Православная персонология и духовно-академическая философия XIX в. М., 1996.

138. Пишун, C.B. Становление и развитие православной персонологии в России на протяжении XIX в. М., 1996.

139. Пишун, С. В. Умеренно-критический реализм как, важнейшее направление православной гносеологии // Гуманитарные исследования, вып. 1. Уссурийск, 1997.

140. Платон. Собр. Соч. Т. 1. М., 1968.

141. Платон. Собр. Соч. Т. 2. М., 1970.

142. Платон. Собр. Соч. Т. 3. М., 1971.

143. Покровский, С. Учение Сократа и Платона о нравственности, как необходимом условии для надлежащего освоения в познании СПб. 1885.

144. Протоколы заседаний Совета Киевской духовной академии за 1881 уч.г. С. 156 //Православный собеседник. 1881. № 11.

145. Протоколы Совета Киевской духовной академии за 1889 год. С.316—318 // Труды Киевской духовной академии. 1890. № 10.

146. Радлов, Э.Л. Судьбы философии в России \\ Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории Русской философии, -Свердловск; Изд — во Уральского Университета, 1991.

147. Розанов, В.В. Заметки о важнейших течениях русской философской мысли, в связи с нашей переводной литературой по философии / В.В. Розанов // Вопросы философии и психологии. 1890. кн.З.

148. Сахатский, А.Г. Ценностные аспекты соборного сознания. /А.Г. Сахатский (Автореферат).- Владивосток, 2001.

149. Сборник из лекций бывших профессоров Киевской духовной академии, изданный академией по случаю 50-летнего юбилея её. Киев, 1869.

150. Соколов, Н.И. Воспоминания и автобиография Одесского протиерея // Киевская старина. - 1906. - №10.

151. Соловьев, B.C. Философские начала цельного знания // Сочинения в 2-х тт. М., 1988. Т. 2.

152. Суходольский, С. Киевская академия во 2-й половине XVII века / С. Суходольский // Труды киевской духовной академии. 1895. № 8.

153. Тарелкин, А. Новейшие опыты научного обоснования теизма. М., 1892 (канд.дисс.) / А. Тарелкин // ОР РГБ. Ф.172. Карт. 409. № 11.

154. Титов, Ф.И. Очерки из киевской духовной академии / Ф.И. Титов // Труды киевской духовной академии. 1897. № 10.

155. Титов, Ф. Стара вища освгга в Кшвськш Украпп юнця XVI-початку XIX ст. - К.: Друк. Укр. АН, 1924.

156. Фед1в, Ю.О, Мозгова Н.Г. 1стор1я украшсько!' фшософп: Навчальний пос1бник. - К.:Украша, 2001.

157. Филиппов, М.М. Судьбы русской философии // Русское богатство. 1894. №1.

158. Философский энциклопедический словарь. - М. 1983. Т.1.

159. Флоровский, Г.В. Пути русского богословия / Г.В. Флоровский. - Киев, 1991.

160. Формулярный список о службе заслуженного ординарного профессора КДА Действительного Статского Советника Петра Ивановича Линицкого \\ ЦДИА Украины в г. Киеве. - Ф.711. - On. 1. - Оз.зб. 10931.

161. Цвык, И.В. Духовно-академическая философия в России XIX в. М., 2002.

162. Черненко, Т.М. Соотношение понятий разум и вера в историософии П.И. Линицкого. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. Киев, 2004.

163. Чернышевский, Н.Г. Избранные философские сочинения. - В 3-х т. - М.: Госполитиздат, 1950. Т.3.

164. Чижевский, Д.И. Гегель в России. Париж, 1939.

165. Чичерин, Б.Н. Наука и религия. М., 1879.

166. Чижевский, Д. Нариси з юторн фшософп на Укра'ни. - К.:Вид -во Орш при УКСП Кобза, 1992.

167. Шапошников, Л.Е. Православие и философский идеализм: Несостоятельность философской апологетики православия / Л.Е. Шапошников. - Горький, 1996.

168. Шпет, Г.Г. Очерки истории Русской философии \\ Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. - Свердловск; Изд - во Уральского Университета, 1991.

169. Шпет, Г.Г. Философское наследие П.Д.Юркевича.// Юркевич П.Д. Сочинения. М.,1990.

170. Шульгин, В .Я. История университета Св. Владимира. СПб., 1860

171. Шульгин, А.Н. О влиянии средневековой схоластики на учение римско-католической церкви. СПб. 1861. (Кандидатская диссертация. Протокол Совета Киевской духовной академии за 1883-1884 уч. г. С.274-276 // Труды Киевской духовной академии. 1884. №11.

172. Шумейко, М.В. Абсолют как категория религиозного сознания в русской духовно-академической философии XIX века / М.В. Шумейко (канд. дисс.). - Благовещенск, 2006.

173. Шупик-Мозговая, Н.Г. Петро Линицкий: жизненный путь и духовное наследие - Киев: Украинский центр духовной культуры. - 1997.

174. Эйкен, Р. Основные проблемы современной философии религии. СПб., 1909.

175. Юркевич, П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия. Труды Киевской духовной академии, 1860.

176. Юркевич, П.Д. Философские произведения. М., 1990.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.