Концептуальные основы учений об исламской экономике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.01, кандидат экономических наук Алишоев, Хуршедшох Хасратшоевич

  • Алишоев, Хуршедшох Хасратшоевич
  • кандидат экономических науккандидат экономических наук
  • 2009, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ08.00.01
  • Количество страниц 171
Алишоев, Хуршедшох Хасратшоевич. Концептуальные основы учений об исламской экономике: дис. кандидат экономических наук: 08.00.01 - Экономическая теория. Душанбе. 2009. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат экономических наук Алишоев, Хуршедшох Хасратшоевич

Введение

Глава 1. Краткая историческая справка о возникновении учения об исламской экономики.

Глава 2. Историческая эволюция учения исламской экономики.

§ 1 .Идеи социальной справедливости в священном Коране и в Сунне.

§2.Экономические основы социальной справедливости в священном Коране и в Сунне.

§3.Трансформация идеи социальной справедливости в современных учениях об исламской экономики.

Глава 3. Развитие концепции исламской экономики до XX вв.

§1. Концепция исламской экономики в трудах исламских мыслителей в X -XIX веках.

§2.Экономические взгляды Джамаладдин-аль - Афгани и его последователей.

§3. Историческая эволюция финансовых механизмов, выражающих норм шариата.

Глава 4. Развитие учений исламской экономике на современном этапе.

§ 1 .Экономические взгляды государственных деятелей Исламского мира. (М. Каддафи, Р.Хомейни, Б.Раббони).

§2.Экономические учения видных ученых экономистов исламского мира и религиозных деятелей.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономическая теория», 08.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концептуальные основы учений об исламской экономике»

Актуальность темы исследования.

Исламская экономика - это исламское представление об экономическом развитии, которое включает вытекающие из шариата совокупность основных принципов и экономических показателей, а также анализ способов осуществления экономических преобразований в рамках данных принципов и показателей. В Исламском мире теоретическая концепция исламской экономики не просто имеет широкое хождение, но и воплощается в реальных формальных институтах ( исламский менеджмент, исламские банки, исламское страховое общества и т.д.)

Теоретические концепции «Исламского социализма» и «Исламской экономики» для большинства мусульманских стран мира, в том числе для тех которые переживают переходный период, включая Таджикистан, остаются весьма актуальными, прежде всего в практическом плане. После получением Таджикистаном государственной независимости, необходимость рассмотрения основных положений, вытекающих из этой концепции применительно к реальным условиям Таджикистана притворяет особую важность. Последняя исходит из того внимание, которое в Исламе уделяется знаниям. В священном Коране говорится: «Аллах возвысит (на много) ступеней тех из вас, которые уверовали и которым даровано знание, и Аллаху ведомо о том, что вы творите» («Препирательство», 11). Всемогущий и Великий также сказал: «. и говори: «Господь мой, прибавь мне знания»» («Та ха» 114)1. Сегодняшняя социально-экономическая ситуация в Таджикистане гребует утверждение экономической справедливости. С точки зрения исламской экономики, то по шариату общество не должно разделяться на богатых и бедных, т.е. люди должны по имущественному и финансовому уровням не должны быть поляризированы. Например, практика показывает, что управление собственности в республике

1 Сахих аль-Бухари. Достоверные предания. Из жизни пророка Мухаммеда, да благословит его аллах и да приветствует. Москва-Умма-2005.-С.47. 3 поставлено, не очень справедливо. 15 % населения Таджикистана распространяется 0,5% национального богатство страна. Согласно воззрениям исламской экономики это не показывает социальную справедливость. Так как Республика Таджикистан находится в переходном периоде, по этому именно эта концепция поможет выбрать правильный пут управления экономикой ориентируя её на достижение социальной справедливости.

В исламе очень сильна идея социальной справедливости, логически выходящая из того же принципа равенства людей перед Богом. И сейчас в трудах мусульманских теологов, публикуемых достаточно широко, в том числе и в Интернете, проводится это мысль: Коран содержит все знания об окружающем мире, нужно только внимательно его изучать. Ибн Аббас сообщает, что однажды посланник Аллаха обнял его и сказал: «О Аллах научи его Книге!»2. Имеется в виду Коран. Так место ислама, религии мира и любви, занял исламизм - совокупность политических течений, использующих различные толкования Корана для достижения собственных политических целей.

В определенном смысле к исламизму можно относить и такие умеренные направления, как исламский национализм, исламский реформизм или исламский социализм, но сейчас они почти не представлены на идеологическом поле мусульманского мира. Их вытеснил радикально-экстремистский исламизм, иногда называемый джихадизмом.

Исламский социализм» резко отличается от подлинных социалистических принципов. Его сторонники откровенно выступают не только против идей научного коммунизма и реального социализма, но и против национально- освободительного движения народов, а также государств социалистической ориентации.

2 Сахих аль-Бухари. Достоверные предания. Из жизни пророка Мухаммеда, да благословит его аллах и да приветствует. Москва-Умма-2005.- С. 52.

Социальные идеи исламского социализма направлены на воспитание молодежи с помощью принципов национального самосознания, социальной справедливости и знание ислама.

Экономические идеи исламского социализма гласят о том, что, используя законы исламского шариата можно повысить темпы и уровень развития экономики.

В политических идеях исламской экономики общественная польза считается выирз, чем частной пользы.

Вышеотмеченные моменты определяли актуальность исследования концепций исламской экономики.

Степень научной разработанности проблемы.

Дискуссии, а также появляющееся горизонты практической реализации концепции «исламской экономики» предполагают изучение теоретического и практического опыта, накопленного в этой сфере не только в исламском мире, но и в мировом масштабе. Концепция исламской экономики в подавляющем большинстве случаев рассматривается как экономическое обоснование идей исламского социализма. Основы теории Исламского социализма и Исламской экономики разрабатывались еще Мухаммадом Икбал, М. Сибаи, Муаммар Каддафи и находили отражение в трудах Гамал Абдел Насера, Джамалиддин Афгани, С. М. А. Гилани, М. Н. Сиддики, Шейх Абд алъ- Хамид Бен Бадиса, Р. Эрдоган, М. А. Зарка, М. У. Чапра, Али Шариати, Сайд Кутб, Сейид Хоссейн Наср, X. Рафсанджани, Мухаммед Эззат Даруза, С.Х. Камилев и т.д.

В диссертации широко использовались работы, принадлежащие представителям не только светской мысли, но и различных течений ислама. Их авторы - имам Рухула Мусави Хомейни, Сайд Кутб, Сайид Абуль А"ля Маудуди и другие богословы — излагают свое представление о задачах, которые стоят перед мусульманами в политической, социальной, экономической и культурной сферах.

Обращение к различным источникам показывает, что, анализируя взаимоотношения Исламской экономики с другими общественными сферами, авторы концентрируют свои усилия, прежде всего, на рассмотрении взаимодействия Ислама и экономики. Об общих проблемах взаимодействия и взаимосвязи Ислама и экономики пишет небольшое число российских исследователей: А.В. Малашенко, Р. И.Беккин, А. Ю. Журавлев, Г. Ф. Нуруллина и т.д. В Республике Таджикистан идеи исламской экономики нашли отражения в трудах Т. Мамадназарбекова, Д. Усмона и др.

Мусульманские деятели бывшего Советского Союза пришли к выводу, что народные выступления против эксплуататорского строя вполне законны, вытекают из учения Корана и Сунны, а строительство социализма и коммунизма является богоугодным делом „Принципы социализма" и в том числе указание на возможность обобществления средств производства они „находят" в аятах Корана и хадисах пророка Мухаммеда. Мусульманские богословы стремятся представить ислам не только учением, открывающим возможности для социальных преобразований, но и своеобразным стимулятором строительства социалистического общества. Мусульманские деятели зарубежных стран, избравших путь социалистической ориентации, говорят об „исламском социализме", характеризуя его как общество, вбирающее в себя все лучшее, что имеется у капитализма и коммунизма.

Джамал ал-дин ал-Афгани формулирует идею солидарности мусульман,вылившуюся затем в концепцию панисламизма и получившую широкое распространение по всему мусульманскому миру. Освобождение мусульманских народов от колониальной зависимости, создание мировой системы социализма, углубление кризисных явлений в капиталистическом мире поставили принципиально новые проблемы перед представителями мусульманской общественной мысли. Это отразилось прежде всего в широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развития освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концепции, так называемого "третьего пути", отличного как от капиталистического, так и от социалистического.

На основании такого подхода была создана " третья мировая теория " Муаммара Каддафи, изложенная в его знаменитой " Зелёной книге ". Официально называя так свою теорию, Каддафи считал её первой и последней, т.е. претендующей на абсолютную истину.

Помимо аль-Афгани, некоторые исследователи причисляют к числу «естественных предшественников социалистических воззрений» среди мусульман также знаменитого сирийского просветителя Абд ар-Рахмана аль-Кавакиби и известного деятеля мусульманской реформации в Египте Рашида Риду. В издававшемся сторонниками реформации в Каире журнале «Аль-Манар» уже в 1898 г. была опубликована статья «Социализм и религия», в которой социализм определялся как «явление, одобряемое и нужное в О целом», а требования социалистов признавались справедливыми .

Лидер Египта Гамаль Абдель Насер в 50-е годы (т.е. еще до разработки им собственной системы взглядов) считал «исламский социализм» выражением чувства единства уммы, ее достоинства и общности судьбы. И он же считал ислам первой революцией во имя социализма, равенства и ликвидации господства одних людей над другими. Даже его идейный противник, теоретик и лидер сирийской ветви Ассоциации братьев-мусульман Мустафа ас-Сибаи в книге «Социализм ислама» в 1959 г. признавал общность стремления к социальной справедливости, присущего и мусульманам, и коммунистам. Мусульманскую умму он считал прообразом социалистического общества, в котором наряду с сохранением частной собственности и «честно нажитого» состояния предусматривались одновременно отмена эксплуатации человека человеком, введение всеобщего равенства, ликвидация нищеты и обеспечение «достойной жизни» для всех

3 Косач Г.Г. Красный флаг над Ближним Востоком.М: 2001,-С. 23, 33. путем перераспределения национального богатства на основе предписаний ислама относительно пожертвований в пользу неимущих единоверцев.

Если ислам «можно приравнять к какой-либо экономической идеологии, то это социализм», - пишет Ф.Р.Ансари.4 Прежде всего, ислам ставит интересы общества выше интересов личности. Ислам требует от государства обеспечения основных жизненных потребностей здравоохранения, бесплатное образование, помощь малоимущим населением и в общем, поддерживать социальное сферы жизни населения). Он выступает против монополий. В области промышленности идеалом ислама является создание кооперативных рабочих мест, где не существует никаких форм эксплуатации, беспокойства и враждебности. Допуская частную инициативу в промышленности и в торговле, « он предлагает социалистический принцип заработной платы. В этой связи он предоставляет рабочим свободу намечать уровень заработной платы, который они желают». Чтобы защитить рабочих от своеволия предпринимателей, он создает фонд содержания государством безработных. Одновременно ислам рекомендует работодателям устанавливать такой уровень заработной платы, при котором работник получает такое же пропитание и такую же одежду, как й' работодатель. Ислам устанавливает «духовную демократию», «социальную демократию» и «политическую демократию» наиболее совершенного типа.

Сторонники «исламской экономики» ставили перед собой задачу дать теологическое обоснование осуществляемым преобразованиям. Путем соответствующего толкования Корана и Сунны они приходили к выводу о том, что ислам предписывает обобществление некоторых видов средств производства. Так, A.M. Шумейс, ссылаясь на хадис «Люди — компаньоны в трех вещах: воде, пастбище и огне», писал: «Учитывая потребности нашего современного общества, право владения на все это должно быть передано обществу. а не оставаться в собственности одного лица или группы лиц».

4 Ansari. F.R. Islam versus Marxism.Karachi, 1967. 8

Основной лозунг М.Кадцафи - «Партнеры, а не наемники». По мнению ливийского лидера, все несчастья современного мира проистекают из того, что в основе экономической организации общества лежит система заработной платы производителей, превращенных в рабов. Он ратует за осуществление принципа: «Кто производит, тот и потребляет». Решение экономических проблем связано с «отменой системы заработной платы, освобождением человека от ее бремени и возвращением к естественному закону, который определял взаимоотношения людей до образование классов, правительств и устанавливаемых людьми законов».

Суть естественного закона согласно М. Каддафи,- это равенство трех элементов производства, а именно сырья, средств производства и производителей. Полученная продукция должна делиться на три равные части.

Концепция М. Каддафи, таким образом, действительно содержит ряд положений, предусматривающих социализацию общества. В ней осуждаются эксплуатация, обогащение за счет других, накопительство и тому подобного. Отвергается частная собственность на землю, которая «не является чьей-то собственностью, но каждый имеет право использоваться ее, работая на ней».

Однако все еще остаётся ряд теоретически недостаточно разработанных аспектов проблемы исламской экономики с точки зрения переходной экономики. К ним можно отнести вопросы связанные, во-первых с защитой интересов экономических субъектов, которые определяют структуру исламской экономики в переходный период, во-вторых определением секторальной структуры обеспечения исламской экономики национальной экономики Республики Таджикистан, в третьих выявлением факторов, критериев и структурно-целевой направленности исламской экономики.

Поэтому концепция исламской экономики нуждается в постоянном уточнение и корректировке, поскольку и сами интересы модифицируется вместе с изменением внешних условий и внутренних факторов развития экономики.

Методика и методология иследования. Методологической основой диссертации являются сравнительно-исторический, проблемный и прогностический методы исследования. В диссертации также используются методы системного и комплексного анализа при изучении экономической политики Саудовской Аравии и Ирана, которые исходят в вопросах организации и управления экономики из учения об исламской экономики. Важным компонентом теоретической основы исследования явились также работы мусульманских правоведов на арабском языке, относящиеся к классической теории государства в исламской мысли.

Цель диссертационного исследования состоит в изучении значимости и возможностей влияния учения об исламской экономике на процессы социально-экономических преобразований в Республике Таджикистан, определении направлений и перспектив использования конструктивного потенциала ислама в экономической жизни Республики Таджикистан.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

-охарактеризовать существующую базу научного анализа экономики с позиции шариата;

- обосновать методологическую специфику учения об исламской экономике;

-выявить особенности учения ислама о взаимодействии реального и финансового секторов экономики;

-проанализировать духовные и институциональные основы активизации ислама в социально-экономических преобразованиях в республике Таджикистан;

Объектом диссертационного исследования является исламский фактор в экономической жизни общества.

Предметом диссертационного исследования является положение шариата о развитии экономики и их применяемость в условиях переходных обществ, где основную часть население составляют мусульмане.

Научная новизиа.

Научная новизна диссертации заключается в следующем: уточнены особенности положений выработанных исламом как мировой религией к экономике, дана оценка социальным последствиям применения этих положений, показаны причинно-следственные связи между религиозными и политико-экономическими отношениями в исламе по сравнению с другими мировыми религиями. Доказано, что современные теории «исламской экономики» разрабатываются, в основном в интересах политико-экономической прагматики и обоснования конкретных экономических и политических действий;

- систематизированы взгляды идеологов ислама на его роль в экономической жизни, показано разнообразие их экономических позиций. Выделены общие взгляды экономистов, принадлежащих к различным ветвям ислама относительно ведущих направлений и приоритетов экономического роста. Проводится аргументированная мысль о том, что в отличие от ряда известных школ экономической науки учения об исламской экономике уделяют особое внимание роли морально-этических факторов в развитии экономики. В этом аспекте она близко подходит к учению классического институционализма.

- раскрыт конструктивный экономический потенциал ислама. Доказано, что основные идеи «исламской экономики» отражают реальную ситуацию в экономике и направлены на непосредственное удовлетворение материальных и духовных потребностей личности, на раскрытие его потенциала;

- предложена сравнительная характеристика исламской экономики как потенциального фактора социально-экономического развития Таджикистана. Рекомендован переход от экспериментальной стадии развития исламских банков к широкому развитию последних в Таджикистане. Доказано, что в условиях глобального финансового кризиса исламские банки показывают примеры более высокой устойчивости и сопротивляемости к транснациональным корпорациям и кризисным явлениям в финансовой сфере.

Практическая значимость исследования. Материалы, положения и выводы диссертации могут способствовать комплексному и глубокому пониманию религиозных, политических, экономических и социальных процессов, происходящих на современном историческом этапе, а также дальнейшим исследованиям его актуальных проблем. Кроме того они могут быть использованы в преподавании дисциплин «Экономическая теория», «История экономических учений» в вузах.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в научных работах автора, в выступлениях на семинарах и международных научных конференциях. Автор выступал с докладами на ежегодные апрельские научные конференции преподавателей и студентов Института Экономики Таджикистана в периоде 2007-2009 года. Кроме того он выступал с докладами на ежегодные республиканские конференции молодых ученых РТ, сделал доклад на методологическом семинаре в кафедре «Экономической теории» ИЭТ.

Структура работы. Структура диссертации отражает цель и задачи исследования и состоит из введения, четырех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Экономическая теория», 08.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Экономическая теория», Алишоев, Хуршедшох Хасратшоевич

Выводы и предложения

Вопрос заключается в том, может ли существовать особая «исламская» экономическая система, основанная на шариате, или же речь идет о некоторых связанных с исламом ограничениях уже существующей в мусульманских странах рыночной системой. Поэтому невозможно эмпирически определить, образует ли общество, целиком основанное на шариате, функционирующую экономическую систему. Саудовская Аравия и

Пакистан больше других стран прилагали усилия по созданию подлинной исламской экономики. Однако вопрос можно рассмотреть с другой точки зрения. Шариат определяет материальную и духовную жизнь верующего мусульманина, но не дает прямых ответов на нынешние экономические вопросы. Вместо этого, шариат дает определенный набор основных правил поведения в экономической области. Эти правила рассматриваются как вневременные и специфичные для ислама.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить основные правила

188 исламской концепции экономики :

- право владения в исламе носит ограниченный характер и выполняет, в сущности, социальную функцию. Все имущество принадлежит Аллаху, и право индивидуума сводится к праву на использование. Если оно неправильно используется, то может быть конфисковано;

- каждый мусульманин должен работать, чтобы обеспечить свое существование. Поэтому любая форма прибыли без личного вклада в виде работы или риска запрещена.

- Проценты - «риба», запрещены. Приращение к первоначальной сумме ссуды допускается только тогда, когда оно не является предопределенным или не выражается в постоянном количестве;

188 Г.В.Милославский, «Интеграционные процессы в мусульманском мире», М., 1991.-С.117.

- Деньги выполняют лишь функцию обмена;

- Не разрешается рассматривать деньги как обычный товар, который может покупаться и продаваться с целью извлечения прибыли;

- Все подвержено обесцениванию. Только Аллах — «ар-рабб», вечен. Капитал и имущество .че могут увеличиваться с течением времени в стоимостном выражении без дополнительной работы.

- Материальные и духовные блага сопровождают друг друга. Материальные блага - это потребление товаров и услуг, а духовные — это предписания Корана, например, о подаче милостыни и проявлении солидарности с бедными людьми. Увеличение материальных благ за счет духовных противоречит духу ислама.

В общем, ислам содержит черты рыночной экономики: прибыль допускается, право на собственность находится под защитой, если ей управляют празильно; индивидууму разрешается рисковать и инвестировать. Коран поощряет верующего на поиски успеха в материальном мире и предписывает рассматривать экономический успех как дар Аллаха.

Вместе с тем, имеются существенные различия между исламской концепцией экономики и рынком. В то время как в рыночной идеологии не выражены в ясной форме моральные суждения. Социальные и моральные аспекты являются важнейшими элементами исламской концепции экономики.

Из отношений между материальными и духовными благами следует, что ислам, например, не допускает экономического прироста за счет социальных и моральных прав бедных слоев. Ислам устанавливает нижний предел жизненного уровня граждан, и до тех пор, пока он не будет достигнут, подрядчикам не разрешается действовать свободно. А от государства ожидают, что оно вмешается для перераспределения средств от богатых бедным. Таким образом, моральные аспекты представляют собой существенный элемент отличия между рыночной и исламской концепциями экономики.

Ислам считает нищету важным препятствием на пути интеллектуальной, разумной и нравственной эволюции человека. Экономическая система ислама, с одной стороны, настаивает на повышении производственного потенциала общества с целью достижения f самообеспечения и экономической независимости, а с другой подчеркивает необходимость правильного распределения доходов и распространения благополучия среди различных слоев общества. В исламских текстах определены цели, к которым обязано стремиться любое исламское государство. К ним относятся установление социальной и экономической справедливости, экономическая независимость от чужеземцев, укрепление духовных ценностей, ликвидация нищеты, достижение развития и всеобщего благополучия.

В экономической системе ислама все имущество и авуары служат лишь средством., для упорядочения жизни. В случае, если богатство будет правильно и справедливо обращаться в обществе, то общественная и личная жизнь людей улучшится и в обществе будут установлены правильные и здоровые отношения. В экономическом воззрении ислама, причина нищеты кроется не в нехватке природных ресурсов. Аллах разместил во вселенной все необходимые ресурсы, которых достаточно для устранения всех потребностей людей. Однако гнет, несправедливость и корыстолюбие некоторых групп, лишает остальных их доли. Следует не забывать тот момент, что люди ввиду своих различных интеллектуальных и физических способностей извлекают разную пользу из природы и ее благ. Экономические кризисы или стихийные бедствия вроде наводнения и землетрясения также являются факторами, обедняющими те или иные группы людей. Конечно, некоторые другие факторы, в том числе лень, безработица и низкий уровень культуры и образованности, также эффективны в распространении нищеты. С такого угла зрения ислам разработал политику и механизмы борьбы против нищеты. В этой политике предусмотрены пути как для профилактики, так и для ликвидации нищеты.

Борьба против монополии и спекуляции является одной из главных составляющих экономической политики ислама. Ислам осуждает расточительство и борется против нерационального использования средств и ресурсов, как в производственном, так и в потребительском секторах. Бесконтрольное потребление товаров среди богачей может разрушить и уничтожить любой экономический строй. Его светлость Али (мир ему!) говорит: «Расточительство ведет к нищете и голоду в обществе». Исходя из этого, исламская культура взирает на умеренность как на нравственную ценность».

Запрет на ростовщичество также входит в исламскую политику по профилактике нищеты. Ислам запрещает ростовщичество, чтобы помогать распределению богатства в обществе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Алишоев, Хуршедшох Хасратшоевич, 2009 год

1. А.Ахмедов. Социальная доктрина ислама. М., 1982.-С. 97.

2. Абдухалилов А. Ислам и Запад: диалог или монолог? // Asia-Plus-2003-25 сентября.

3. Алибейли Г.Д. Иран и сопредельные страны Востока, 1946-1978. М., 1989.-С.255.

4. Алибейли Ш.Э. Антонимы в персидском языке. Баку, 1991 .-С. 108.

5. Алиев Р.Я. Ислам в концепциях «национального социализма». Алжир, Египет. НДРИ. Баку. 1987.

6. Алиев С.М. Нефть и социально-политическое развитие Ирана в XX веке. М., 1985.-С. 304. Рез. на англ. яз.

7. Алиев С.М. Современный Иран. М., 1975.-С.576. Справочник по Ирану: история, политика, экономика, культура.

8. Арабаджян З.А. Иран и Пакистан. Распределение доходов в городе, 60-е нач. 80-х гг. М., 1987.-С 179.

9. Арабаджян З.А. Иран. Власть, реформы, революции (XIX XX вв.). М., 1991.-С. 127. Рез. на англ. яз.

10. Арунова М.Р., Ашрафян К.З. Государство Надир-шаха Ашфара. Очерки общественных отношений в Иране 30-40-х гг. XVIII века. М., 1958.

11. Атаев Х.А. Торгово-экономические связи Ирана с Россией в XVIII -XIX вв. М., 1991.-С.392.

12. Ахмедов А. Социальная доктрина Ислама. Политиздат, 1982. Москва 1982.

13. Бади Ш.М. Аграрные отношения в современном Иране. М., 1959.

14. Бади Ш.М. Городские и средние слои общества Ирана. М., 1977.-С.232.

15. Бади Ш.М. Рабочий класс Ирана. М., 1965.

16. Балаян Б.П. Дипломатическая история русско-иранских войн и присоединения Восточной Армении к России. Ереван, 1988.-С.280.

17. Башкиров А.В. Экспансия английских и американских империалистов в Иране (1941-1963 гг.). М., 1954.

18. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965.

19. Берадзе Г.Г., Смирнова Л.П. Материалы по истории ирано-грузинских взаимоотношений в начале XVII века. Тбилиси, 1988.-С. 133.

20. Бобынин Н.Н. Персия, ее экономическое положение и внешняя торговля. 1901-1923 гг. Тифлис, 1923 .

21. Богушевич О.В., Мухаммед Джемаль Ад-Дин Афгани как политический деятель, «Краткие сообщения института Народов Азии», 1961, т.47.

22. Бушев П.П. История посольств и дипломатических отношений русского и иранского государств в 1613-1621 гг. М., 1987.-С.280.

23. Вертхейм В.З. Реформаторские течения в религиях Южной и Юго-Восточной Азии. Реферат доклада на XXV Международном конгрессе востоковедов. М., 1960.

24. Внешняя и региональная политика Ирана, Пакистана и др. стран.

25. Во второй части «Зеленной книги» Каддафи экономические принципы «третьей мировой теории».

26. Выступление А.С. Джеллуда в университете «Аль-Фатих» на семинаре по «Зеленной книге».- «Аль Фаджр аль - Джадид», 02.11.1982.

27. Выступление Каддафи в день рождения пророка Мухаммеда 19 февраля 1978 г.- «Libyan Press Revue», 21-23.02.1978.

28. Выступление Каддафи перед членами Правления Федерации торговых и промышленных палат СНЛАД. «Аль-Фаджр аль-Джадид», 07.12.1978.

29. Глуходед B.C. Проблемы экономического развития Ирана. 20-30-е гг. М., 1968.-С.209.

30. Гордон-Полонская J1.P. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана. М., 1962.

31. Гричубенко М.Е. Азиатский «синдром» социализма. Москва, «Наука» 1991.

32. Гусейнов Г.Б. Место и роль ислама в социально-политической жизни современного Ирана. Баку, 1986.-С. 203.

33. Давлатов М . Идеологическая несостоятельность «Исламского фактора».//Коммунист Таджикистана 1986.- №8; 1985.-№6.

34. Давлатов М.И. Особенности модернизации политического и этнического учения ислама: Автореф. Канд.филос.наук- Ташкент. 1987.

35. Дандамаев М. Иран при первых Ахаменидах (VI в. до н.э.). М., 1963.-С. 290.

36. Дёмин А.И. Сельское хозяйство современного Ирана. М., 1967.-С-228.

37. Дёмин А.И. Современная иранская деревня. Основные проблемы социально-экономического развития. М., 1977.-С.280. Экономическое развитие Ирана в 60-е годы.

38. Джалолов М. В тени Ислама. Ташкент: Изд-во Узбекистана «Ёш гвардия». 1987.

39. Динамика развития национальных и религиозных проектов в Центральной Азии: материалы семинара — Душанбе: Ирфон, 2006.

40. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. М., 1975.-С. 171. 2-е изд., исправл. и дополн.: 1985.-С.229.

41. Е.М. Примаков. Восток после краха колониальной системы. М.,1982.-С. 71-72.

42. Е.М. Примаков. Ислам и общественное развитие зарубежного Востока.- Религии мира. 1982. История и современность. М., 1982.-С. 35.43. Ёралиев Д.Е. Ислам: Образ жизни и стиль мышления — М.: Политиздат, 1990.-С.288.

43. Жамина В.А. Экономическое история социалистических стран .Москва., Экономика. 1985.

44. Жигалина О.И. Национальное движение курдов в Иране (1918-1947 гг.). М., 1988.-С.168.

45. Иванов М.С. Иран в 60-70-х годах XX века. М., 1977.-С.272. Экономика, политика и культура страны. Ислам и его роль в политической и социальной жизни Ирана.

46. Интервью Каддафи Ливийскому ТВ.- «Аль- Фаджр аль- Джадид», 12.07.1979.

47. Интервью Каддафи Ливийскому телевидению (04.11.1978).- «Аль-Фаджр аль-Джадид», 09.12.1978.

48. Иран. Под ред. В.В.Бартольда. Т. 1-3. Л., 1927-1929. т.1. 1927.-С.260. с илл. т.2. - 1928.-С.205. т.З. - 1929.

49. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики: Сб.статей. -М.: Наука, 1985.-С.277.

50. Ислам: Краткий справочник.- М.: Наука, 1983.-С. 156.

51. Исламский национализм в социально-политических концепциях в Арабских странах. М-1989.

52. Капустин Б. Социальное учение ислама: концентрация и действительность. // Памир 1982.- №7.54. Коран. М., 1983.

53. Л.Р. Полонская , А.Х. Вафа . Восток идеи идеологии. М., 1982.

54. Лазаревский Л. Иран. М., 1941.-С.52. с илл. Общие проблемы экономики и политики, краткий очерк истории.

55. Лашина А.Г Теория социалистического строительства. Изд-во Моск-го Ун-та. 1986.

56. Левин С.Ф. О толкованиях запрещения ссудного процента у мусульман Пакистана в связи с буржуазной реформацией ислама.- Религия и общественная мысль народов Востока. М., 1971.

57. Маджидов P.M. Модернистские тенденции в исламе в условиях социализма.//Вопросы научного атеизма.- М., 1983.Вып.31.

58. Малыоковский М.В., Начальный этап мусульманской реформации в Египте (конец XIX начало XX вв.), Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук, М., 1954.

59. Малыоковский М.В., Начальный этап мусульманской реформации в Египте, «Краткие сообщения Института Востоковедения», № XVII, 1959.

60. Мамадназарбеков Т. Социально-экономические проблемы исламского социализма. М., 1986.-С.156.

61. Мамедова Н.М. Иран в XX в. Роль государство в экономическом развитии. Москва- 1997. («Строительство Исламской экономики» 1979-1989 итоги и проблемы.)

62. Мамедова Н.М. Городское предпринимательство в Иране. М., 1988.-С.207.

63. Махмадназарбеков Т. «Исламский социализм»: критика социально-экономических концепций.// Коммунист Таджикистана.- 1986.-№10.

64. Монтгомери УОТТ. Влияние ислама на средневековую Европу-М.: Наука, 1976.-С.123.

65. Мортаза Муттаххари. Знакомство с исламскими науками Душанбе: Деваштич, 2004.-С.220.

66. Моттахари Шахид Мортеза. Исламское мировоззрение- Душанбе: Пайванд, 1995.-С.81.

67. Муаммар аль-Кадцафи.Аль-Китаб аль-Ахдар. Аль-Фасл ас-Сани. Халл аль-Мушкиль аль-Иктисади. «аль-Иштирокийя», (Муаммар Каддафи. Зеленная книга. Част вторая. Решение экономической проблемы «Социализм»). Тараблус, 1977.-С.29.

68. Муаммар-аль-Каддафи. Аль-Китаб аль-Ахдар С.7.

69. Муаммар-аль-Каддафи. Аль-Китаб аль-Ахдар С.7-8.

70. Мюрдаль Г Современные проблемы «третьего мира». М., 1972.

71. Назаров Х.Н Социальные движение 20-х годов XX в. В Афганистане.-Душанбе, дониш. 1989.

72. Назаров Х.Н К характеристике народных движений конца XIX вв. в Афганистане.

73. Назаров Х.Н. Из истории движения народных масс. Афганистана в нач.ХХ вв. Душанбе-1969.

74. Назиров Д.Н. Религиозно- политический экстремизм и терроризм в Центральной Азии (социально-философский анализ) см. на оборот.

75. Национальная хартия Алжирской Народной Демократической Республики, 1976.М.Д979.

76. Насер Г.А. Проблемы Египетской революции . М.,1979.

77. Общее и особенное в историческом развитии стран Востока. М.,1966.

78. Оранский И.М. Введение в иранскую филологию. М., 1988.-С. 389.

79. Осипова Ю.М. Экономическая свобода и социализм. Изд-во Моск-го Ун-та 1991.(«Индустриальное общество и социализм».).

80. Палюкайтис И.И. Экономическое развитие Ирана. М., 1965.-С.386.

81. Поляков К.И. Персидская фонетика. М., 1988.-С.315.

82. Попов М.В. Американский империализм в Иране в годы второй мировой войны. Американская финансовая миссия. М., 1956.

83. Рахнамо А.Светско-Исламский диалог в Таджикистане как модель конструктивного сосуществования идей.// Бизнес и политика.- 2006.-8 июня.

84. Речь Каддафи на приёме в Бухаресте (21.01.1983).- «Аль- Фаджр аль-Джадид», 22.01.1983.

85. Речь Каддафи на военном параде 1 сентября 1978г.- «Аль- Фаджр аль-Джадид», 02.09.1978.

86. Роль религии в формировании общества. так называлась междунар. Конф. Организов. При Президенте РТ. // Народная газета-2006.- 14 июня.

87. Рубинчик Ю.А. Лексикография персидского языка. М., 1991.-С.222.

88. Сагадаев А.В. Ибн Сина . М 1985.

89. Сагадаев А.В. Ибн-Сина (Авиценна). М.,1980.

90. Саидбоев Т.С. Ислам и общество. Наука. М — 1978.

91. Саидбоев Т.С. Научный атеизм. Ислам: История и современность. Знание, новое в жизни науке, технике. М. 1985.

92. Сотавов Н.А. Северный Кавказ в русско-иранских и русско-турецких отношениях в XVIII в. От Константинопольского договора до Кючук-кайнардж. мира 1700-1774 гг. М., 1991.-С.221.

93. Степанянц М.Т. Философские и общественно-политические взгляды Абул-Калам Азада. — Идеологические проблемы современной Индии. М., 1970.

94. Степанянц М.Т Мусульманские концепции в философии и политике XIX- XX вв. Наука. М- 1982.

95. Степанянц М.Т Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока. «Наука». М- 1974.

96. Талипов Н.А. Общественная мысль в Иране в XIX начале XX в. М., 1988.-С.293.

97. Тоштемиров М. Плюрализм мнений: от исторического до политического ислама: / в г.Душанбе Междун.конф. «Ислам и общество в Центральной Азии». //Курьер Таджикистана-2002.-31 мая.

98. Ульяновский Р.А. Социализм и освободившиеся страны. М., 1972.

99. Черковец В.Н. Социализм как экономическая система. М. экономика. 1982.

100. Шарипов У.З. Бюджет и бюджетная система Ирана. М., 1976.-С. 155 с.

101. Литература на английском языке:

102. Ahmed Mansoorriddin. The classical Muslim state Islamic Studies.Rarachi? 1962.vol. 1,N3.

103. Beg A. The quiet Revolution. Karachi, 1959.

104. Choudhury G.W. The Islamic Concept of state in Pakistan.- "Pakistan (Quarterly)", 1958, vol.VIII, N1.

105. Cragg K. The Intellectual Impact of Communism upon contemporary Islam, "Middle East Journal", Washington vol.8. N 2.

106. Fazli-Hamid, The Islamic Concept of Justice, "The Pakistan Time's", 26.IV. 1963.

107. Habachy S., Property, Rights and Contract in Muslim Law,- "Columbia Law Review", New-York. Vol. 62.1962. N 3

108. Hakim K.A., Islam and Communism, Lahore, 1953.

109. Kadir H., Science, Democracy and Islam, London, 1955.

110. Mufakkir, Nasser's Islamic Socialism, "The Pakistan Time's", 31.111.1963.

111. Mufakkir, Nasser's Islamic Socialism, "The Pakistan Time's", 14.IV.1963.

112. Pakdaman H. Djamal-ed-din Assad Abadi dit Afgani. P., 1969.

113. Said A.M. Arab Socialism!,., 1972.

114. Shorter Encyclopedia of Islam .Leiden-London, 1971.

115. Siddiqi M. Marxism or Islam. Hyderabad, 1951.

116. Siddiqi M. Socialistic Trends in Islam.- "Iqbal".Lahore, 1952, vol. 1, N1.

117. Siddiqi M. What is Islam? Rampur, 1954.

118. Speeches of Maulana Azad 1947-55.Dehli, 1956.

119. Vahid S.A. Thoughts and reflections of Iqbal. Lahore, 1964.

120. Vora A.H.I. Muslim Social Ideals.- "Islamic culture". Hyderabad, 1970, vol.44, N 2.

121. Wahby M. Arab Socialism Ferment and Ccfrnmitment. Delhi, 1966.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.