Крестьянская тема в русском изобразительном искусстве конца XVIII - первой половины XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Цай Ши-Вэнь

  • Цай Ши-Вэнь
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 166
Цай Ши-Вэнь. Крестьянская тема в русском изобразительном искусстве конца XVIII - первой половины XIX века: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2008. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Цай Ши-Вэнь

Введение.

Глава I. День русского крестьянина.

1. Крестьянская трапеза.

2. Трудовой день русского крестьянина.

Глава II. Крестьянский год.

1. Трудовой год русского крестьянина.

2. Народные праздники.

Глава III. Жизненный цикл крестьянина в зеркале русской живописи.

1. Начало жизни (рождение, крестины, первые шаги).

2. Свадьба (венчание).

3. Обряд прощания.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Крестьянская тема в русском изобразительном искусстве конца XVIII - первой половины XIX века»

В период с XVIII до середины XIX века интерес со стороны заказчиков и художников к народной жизни, к национальным традициям и обрядам постоянно возрастал. Живописцев привлекали не только костюмы и жилище крестьян, но также традиции, обряды, составляющие жизненный цикл деревенских жителей, их занятия, развлечения и т.д. Мир крестьян, изображаемый на полотнах мастеров, различен в зависимости от мировоззрения и характера самого автора: от фантастического И.М. Тонкова до реалистичного А.Г. Венецианова, от пасторально-идиллического Ж.-Б. Лепренса до сумрачного И.А. Ерменева. Восприятие мира этими художниками во многом было обусловлено той или иной традицией, на которую они ориентировались, а также, конечно, всем совокупным предшествующим опытом. В работе предполагается охватить все многообразие художественных манер этих и других мастеров, и общим основанием при рассмотрении материала будет отображение жизненного цикла русского крестьянина в тесной связи с универсальными национальными воззрениями, верованиями, обрядами, составлявшими неотъемлемую часть жизни русского человека. Это, в частности, позволит заново оценить явление, получившее общее название «ранний реализм», сложившееся под влиянием тенденции демократизации искусства.

Необходимо отметить, что в первой половине XIX века русское изобразительное искусство достигло достаточно высокого уровня развития, чтобы стать в ряду передовых европейских школ. Большая заслуга в этом принадлежит А.Г. Венецианову, его школе, имевшей целью преодоление канонов академической живописи.

Заметным было также творчество иностранных художников, работавших в России, которые увидели и представили русский мир глазами европейца.

Начало же крестьянской тематики в России нужно искать в XVIII столетии. Не случайно книга Я.В. Брука, специально посвященная этому явлению, называется «У истоков русского жанра. XVIII век» (М., 1990). Отдельное внимание уделяется в ней рассмотрению творчества иностранных и русских мастеров, обращавшихся к крестьянской теме. Среди них крупнейшими фигурами были Ж.-Б. Лепренс, М. Шибанов, И.А. Ерменев, И.М. Тонков. Исследователи и ранее обращались к их творчеству, о чем свидетельствуют, например, книги Г.В. Жидкова, А.Н. Савинова, а также написанная Т.В. Алексеевой глава «Бытовой жанр» в VII томе «Истории русского искусства» 1 . Книга «М. Шибанов, художник второй половины XVIII века» Г.В. Жидкова рассказывает о судьбе и основных этапах творчества этого живописца. Автор считает, что в историю русской живописи этот мастер входит, прежде всего, своими замечательными картинами из жизни русской крепостной деревни — «Крестьянский обед» и «Празднество свадебного договора», где условность композиции и сдержанность характеристик персонажей сочетаются с любовной обрисовкой крестьянского быта. Книга А.Н. Савинова «Иван Алексеевич Ерменев» посвящена малоисследованному творчеству русского мастера. «Странностями полна история Ивана Ерменева. Лишь немногие загадки разрешены за десятилетия, прошедшие с первой, досадно поздней публикации в 1834 году его работ и биографических сведений, да еще таких скудных», - писал А.Н. Савинов. В работе «Бытовой жанр» Т.В. Алексеевой трактуется проблема развития русской жанровой живописи XVIII века, которая все же не может считаться до конца решенной. Задача не в том, чтобы из чисто академического интереса заняться разысканиями о второстепенных мастерах и их произведениях. Существует вопрос: сведенное к творчеству лишь ведущих мастеров - М. Шибанова, И. Ерменева, как это ныне нередко происходит, - развитие русского жанра в XVIII веке предстает не как органический историко-художественный процесс, но как сумма отдельных, ни в чем не связанных и не сходных между собою произведений. Именно Я.В. Брук решил эту задачу, впервые попытавшись с современных позиций охарактеризовать крестьянский жанр как особую разновидность русского бытового жанра XVIII века.

В работах М.В. Алпатова «О "натуре простой" и "натуре изящной" - крестьянские образы в раннем творчестве Венецианова» во II томе книги «Этюды по истории русского искусства» (М., 1967.), Г.В. Смирнова «Венецианов и его школа» (Л., 1973), других трудах 1960-1970-х гг. основным аспектом исследования избран историко-художественный.

Несмотря на то, что в каждом из трудов этих и следующих десятилетий, рассматривающих живопись интересующего нас периода, так или иначе, утверждается закономерный характер интереса художников к крестьянской теме, комплексный анализ, подразумевающий исследование ее истоков, влияний и новаторства, обращение к этнографическим материалам, не представлен. В некоторых работах, содержащих важные наблюдения, затрагиваются частные вопросы, относящиеся к интересующей нас теме (например, книга Э.Я. Логвинской «Интерьер в русской живописи первой половины XIX века». М., 1978).

Историки искусства давно уже отводят творчеству А.Г. Венецианова особое место в истории развития крестьянского жанра в России. В 1878 году в «Русской старине» появляется монографический очерк о Венецианове П. Петрова. Это была первая попытка оценить творчество Венецианова с исторических позиций. Петров пишет, что до Венецианова русское искусство не желало видеть своего, русского, родного. Однако после статьи Петрова имя Венецианова вновь надолго предается забвению.

В начале XX века происходит новое открытие творчества Венецианова. Устраивается выставка его работ из частных собраний. Журнал «Золотое руно» (1907, VII - IX) посвятил целый художественный раздел Венецианову. Н. Врангель так отзывается о творчестве А.Г. Венецианова: «Живопись Венецианова кажется нам той весенней улыбкой солнца, что так радует и волнует после скучных и бесцветных сумерек зимних дней»2.

В 1931 году вышла в свет книга «Венецианов в письмах художника и воспоминаниях современников». Значительным явлением были работы Н. Машковцева: очерки о творчестве Венецианова, а также книга «Гоголь в кругу художников» (1955), посвященная взаимоотношениям писателя с Венециановым и А.А. Ивановым.

Искусству Венецианова и его педагогической деятельности посвящены работы 3. Фомичевой — «Творчество Венецианова в первой четверти XIX века» (1949) и «А.Г. Венецианов-педагог» (1952), А. Савинова «Алексей Гаврилович Венецианов. Жизнь и творчество» (1955), Т.В. Алексеевой - ряд статей, монографический очерк в «Истории русского искусства» (т. 8 кн. 1.), «Художники школы Венецианова» (1982) и др. Эти книги были основаны на значительном фактическом материале, в отдельных случаях впервые вводившемся в научный оборот. Рассказывая о жизненном пути художника, авторы касаются и его педагогической деятельности, приводя некоторые сведения и о его учениках.

Ряд трудов выходит и в последующие годы: М.М. Алленов «Образ пространства в живописи «а 1а натура»: к вопросу о природе о венециановского жанра» (1984) , Д.В. Сарабьянов «Русская живопись. Пробуждение памяти» (1998). Г.К. Леонтьева «Алексей Венецианов» (2000) и Т. Кожевникова «Алексей Венецианов» (2001).

Для нашего исследования из последних названных работ наиболее важными были заключения, сделанные М.М. Алленовым. Ученый, в частности, отмечает циклизацию произведений А.Г. Венецианова, составляющую крестьянский год.

Вместе с тем работы, которая рассматривала бы развитие крестьянского жанра от его зарождения до школы Венецианова, до сих пор не было, и хотя крестьянская тема в русской бытовой живописи XVIII - середины XIX века — сложное и пестрое явление, она, несомненно, заслуживает специального внимания.

Поскольку в диссертации рассматривались не только живописные, но и графические произведения мастеров XVIII — первой половины XIX века, значительный интерес для нас представляла обзорная работа Г. Комеловой «Сцены русской народной жизни конца XVIII - начала XIX веков по гравюрам из собрания Государственного Эрмитажа» (JL, 1961), имевшая целью проследить становление бытового жанра в графике. Обзор, проведенный исследовательницей, достаточно широкий, включает также некоторые замечания относительно историко-этнографической достоверности изображенного русскими и иностранными художниками.

Для нашей работы историко-этнографический аспект был особенно важен. Для более полного освещения этой стороны вопроса особое значение имел труд JI.H. Семеновой «Очерки истории быта и культурной жизни России первой половины XVIII века», где содержатся статистические данные, сведения о распорядке дня русского крестьянина, о характере крестьянского хозяйства, бытовом устройстве, основанные на архивных и мемуарных источниках. Полезными были и материалы энциклопедического словаря И.И. Шангиной «Русский традиционный быт» (СПБ., 2003).

Очень существенным для раскрытия темы диссертационного исследования было обращение к бесценным наблюдениям В.И. Даля, собранным в «Толковом словаре живого великорусского языка»; памятникам древнерусской литературы («Домострой»), историческим трудам Н.И. Костомарова («Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: Утварь, одежда, пища и питье, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей», М., 1993) и В.О. Ключевского («О нравственности и русской культуре», М., 1998). Благодаря изучению исторических сведений стало возможным реконструировать элементы русской обрядности, выявленные нами в произведениях изобразительного искусства, понять их смысл, связь с бытовой стороной, а также народным мировоззрением.

Большое значение имело изучение работ по славянской истории и культуре. В частности, были использованы материалы трудов О.М. Фрейденберг («Миф и литература древности», М., 1998), Б.А. Рыбакова («Искусство древних славян». В кн.: История русского искусства / Под общ. ред. И. Э. Грабаря, В. Н. Лазарева, В. С. Кеменова. М., 1953. Т. I.). Это помогло восстановить соотношение «христианское - языческое» в общем комплексе славянской культуры.

Это соотношение существенно при аналитическом рассмотрении русских народных праздников, обрядов жизненного цикла.

В настоящей работе предполается рассмотрение развития крестьянской темы в русском изобразительном искусстве XVIII -середины XIX века на материале живописи, не обходя вниманием наиболее яркие проявления ее в акварели, рисунке и гравюре. В работе была предпринята попытка рассмотреть жанровую живопись XVIII - первой половины XIX века в России комплексно, проследить развитие «крестьянской темы» в творчестве русских, а также иностранных художников, искусство которых получило в России широкий отклик.

Таким образом, цель диссертации — раскрыть особенности воплощения крестьянской темы в русском изобразительном искусстве XVIII — первой половины XIX века в связи со спецификой восприятия временных циклов в отечественной художественной культуре этого времени.

В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи: рассмотреть характер отображения жизненного цикла русского крестьянина в изобразительном искусстве в зависимости от логики становления и развития бытового жанра в России; выявить роль «крестьянской» темы в творчестве представителей различных стилей, направлений, традиций и школ; провести сравнительный анализ воплощения крестьянской темы русскими и иностранными мастерами определить роль индивидуального творческого метода мастера в трактовке общих для русской художественной культуры XVIII — первой половины XIX века сюжетов и мотивов

Структура работы построена таким образом, чтобы отразить степень значимости для изобразительного искусства народного календарного цикла. Исходя из этого, прежде всего рассматриваются произведения, в которых так или иначе нашел отражение дневной цикл русского крестьянина. Эта глава состоит из двух частей: «Крестьянская трапеза» и «Трудовой день русского крестьянина». Вторая глава посвящена годовому циклу. Она делится на параграфы «Трудовой год» и «Народные праздники». Заключительная третья глава «Жизненный цикл крестьянина в зеркале русской живописи» состоит из трех частей, соответствующих основным жизненным вехам: «Начало жизни (рождение, крещение, первые шаги)», «Свадьба (венчание)», «Обряд прощания».

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Цай Ши-Вэнь

Заключение

Рассмотрение процесса становления крестьянской темы в русском изобразительном искусстве XVIII - первой половины XIX века в связи с естественной регламентацией жизни крестьянина позволило выявить ряд сюжетных предпочтений на разных этапах развития бытового жанра в России. Так, «дневной цикл» в XVIII столетии наиболее ярко представлен крестьянской трапезой, тогда как в XIX на передний план выходит его трудовая составляющая.

Иконографическая и, соответственно, композиционная близость «крестьянских обедов» не исключала вариативности трактовки сюжета в зависимости от индивидуального темперамента и характера подхода отдельных мастеров. Например, трапеза в изображении М. Шибанова исполнена внутренней значительности, почти обрядовой торжественности. В отличие от веселой, разгульной, не лишенной гротескного начала «Крестьянской пирушки» А.И. Вишнякова на этой картине духовное, внутреннее содержание преобладает над телесным. При этом размещение фигур за столом демонстрирует точное следование русским традициям.

Обедающие крестьяне Ерменева мрачны и угрюмы, в них нет заразительной веселости «Пирушки» Вишнякова, нет и эпического достоинства, как у Шибанова. Его герои не индивидуализированы, однако наделены затаенной внутренней силой. Атмосфера тяжелого молчания словно замыкает изображенный фрагмент действительности в себе, и крестьянский быт предстает обособленным и статичным.

Задача И.Я. Меттенлейтера была передать характерное в образах крестьян - их среду, нравы, обычаи, - в этом немецкий мастер предельно точен и аккуратен. Вместе с тем он не забывает и о «ссылках» на классическое наследие.

Разнообразие проявлений тематики «трудового дня» русского крестьянина неизменно сопровождается в рассматриваемое время общей атмосферой безмятежного сельского бытия.

Центральной фигурой среди мастеров, воспевающих бытийственное спокойствие, был, конечно, А.Г. Венецианов. Воссоздавая обобщенный образ повседневной жизни, он не стремился к буквальному перенесению на холст типов, костюмов и эпизодов сельского быта. Живописца интересует, прежде всего, человек. Однако он старается изобразить своего героя в соответствующей обстановке. Отсюда интерес к пейзажу, интерьеру, натюрморту, которые не отделимы от образа крестьянина. Такого рода синкретизм обусловлен спецификой избранного живописцем объекта. Как отмечалось, русский крестьянин не мыслит себя без работы, и, обращаясь к крестьянской теме, Венецианов закономерно приходит к необходимости изображать «натуру» с привычными, присущими ей атрибутами, в естественной среде. Этим объясняется и преобладание женских образов. Во-первых, Венецианов стремился передать народное отношение к труду как непременно слитому с нравственной чистотой и красотой, во-вторых, физическое, внешнее совершенство женщины позволило художнику наиболее полно и глубоко отразить то, что, по сути, является основным содержанием всех его работ, -гармонию человека и мира.

А. Г. Венецианов, как правило, изображал крестьян за их обычными делами. В русском искусстве 20—40-х годов XIX века, благодаря усилиям Венецианова и его учеников, сложилось множество таких формул-мотивов: крестьянка с серпом, она же с коромыслом на плече; девочка или мальчик с кошкой; мальчик, удящий рыбу и т.д.

Очень показательно, что именно Венециановым выбраны в качестве важнейших сюжетов три главные вехи крестьянского трудового года - пахота, сенокос, жатва. И неслучайно они были реализованы в самый ответственный период его творчества в картинах «На пашне. Весна», «Сенокос», «На жатве. Лето». Еще раньше он обращался к осенней теме «Гумно». Любопытно, что оставшийся не представленным зимний сезон был восполнен его учеником Н. Крыловым.

Рассмотрение произведений на тему «Народные праздники» в рамках годового цикла, а также работ, посвященных жизненному циклу крестьянина позволяет сделать вывод о том, что художники XVIII - первой половины XIX в. чаще изображали не официальную, а вторую, полуязыческую сторону крестьянских праздников. И даже в изображении сельскохозяйственных работ подчеркивались детали, связанные с народной обрядностью.

Между тем в отображении жизненного цикла русского крестьянина - рождение, свадьба, похороны - художники не раз обращались к теме духовного рождения - крещению (Ж.-Б. Лепренс, Дж. А. Аткинсон, И. Ф. Тупылев).

Темы младенчества, детства, отрочества наиболее полно представлены в работах А. Г. Венецианова и художников его школы. Причем его произведения, изображающие крестьянку с ребенком, не только совершенно особым образом воплотили разные стороны отношения крестьян к детям («На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Сенокос», «Кормилица с ребенком», «Мать, учащая детей своих молиться», «Первые шаги» и др.), но и воссоздали символический образ благодатной природы.

Своя традиция сложилась в изображении русского свадебного обряда — сложного, многодневного театрализованного действа, в котором венчание занимает особое место и служит своего рода границей, этапом, разделяющим довенчальные обряды и послевенчальную часть. Русская крестьянская свадьба - яркое представление, это был самый главный и единственный большой праздник в жизни крестьянина, поэтому он отмечался так широко.

Центральное место в ряду воплощений данной темы (И.А. Акимовым, Е.М. Корнеевым и др.) занимает картина М. Шибанова «Празднество свадебного договора», или «Сговор», несущая в себе адекватный образ строго ритуализированного веселья.

Обращение к миру образов вечера человеческой жизни предопределило особое внимание к картине позднего периода А.Г. Венецианова «Причащение умирающей» (1839). В ней, помимо новых выразительных средств в области композиции и несущего свою символику освещения, ощутимо стремление создать пластический эквивалент собственно обрядовой стороне.

В целом же в русской живописи XVIII - первой половины XIX века становится очевидной известная полнота и разнообразие отражения крестьянского бытийного цикла, а его невостребованные сюжеты впоследствии шаг за шагом станут достоянием искусства более позднего времени.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Цай Ши-Вэнь, 2008 год

1. Адарюков В.Я. Гравюра и литография в книге XIX века. М., 1984.

2. Академия художеств СССР. Вопросы изобразительного искусства. Т.З. М., 1956.

3. Александр Осипович Орловский (1777-1832): Каталог выставки /Государственный Русский музей. Авт. вступ. ст. Н.Соломатина, сост. кат. Е. Мишина, Н. Соломатина. СПб., 2002.

4. Алексеева Т.В. Венецианов и его школа. К проблеме реализма в русском искусстве первой половины XIX в. Автореферат дисс. на соиск. учен, степени канд. искусствоведения. М.,1952.

5. Алексеева Т.В. Художники школы Венецианова. М.,1958; М., 1982.

6. Алексеева Т. В. Григорий Васильевич Сорока. 1823-1864. М.,1955

7. Алексей Гавриилович Венецианов. 1780—1847: Альбом / Сост. М.В. Алпатов. М., 1954.

8. Алексей Гаврилович Венецианов. 1780—1847: Выставка произведений к 200-летию со дня рождения: Каталог / Государственный Русский музей / Авт. вступ. статьи и науч. ред. Г.В. Смирнов.-М., 1983.

9. Алексей Гаврилович Венецианов: Мир художника. Статьи. Письма. Современники о художнике / Сост., вступ. статья и примеч. А.В. Корниловой. JL, 1980.

10. Алленов М.М. Изображение и образ сна в русской живописи. А.Г .Венецианов. «Спящий пастушок» // Введение в храм. М.,1997.

11. Алленов М.М. Образ пространства в живописи "а 1а натура":к вопросу о природе венециановского жанра // Советское искусствознание '83. Вып. 1. М., 1984.

12. Алленов М.М. Русское искусство XVIII — начала XX века. М., 2000.

13. Алленова О. Карл Брюллов. М., 2003.

14. Алпатов М.В. Алексей Гавриилович Венецианов. М.,1956.

15. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. Т.2. М., 1967.

16. Альбом-путеводитель. Русский музей. СПб., 2001

17. Амшинская A.M. Алексей Гаврилович Венецианов. М., 1980.

18. Амшинская A.M. В.А. Тропинин. М., 1976.

19. Ацаркина Э. Александр Осипович Орловский. 1777 1832. М., 1971.

20. Ацаркина Э.Н. Карл Павлович Брюллов: Жизнь и творчество. 1799-1852. М., 1963.

21. Бабинцев С. М. Журнал карикатур А. Г. Венецианова . М., 1948.

22. Басманов А.Е. Старые годы: Эпизоды истории, искусства и литературы. М., 1987.

23. Беловинский JI.B. История русской материальной культуры. М.,2003.

24. Бенуа А. История русской живописи в XIX века. СПБ., 1902.

25. Бенуа А. Художественное значение Венецианова // Золотое руно. 1907. № 7-9.

26. Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни. СПБ., 2005.

27. Брук Я.В. Пути развития жанра в русском изобразительном искусстве XVIII века. Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. искусствоведения. М., 1978.

28. Брук Я.В. У истоков русского жанра. XVIII век. М., 1990.

29. Вагнер JI. Повесть о художнике Венецианове. Калинин, 1962.

30. Венецианов в письмах художника и воспоминаниях современников / Вступ. статья, ред. и примеч. A.M. Эфроса и А.П. Мюллера. -М.; JL, 1931.

31. Верещагин В.А. Русская жизнь в эпоху отечественной войны и выставка гравюр рисунков. М., 1912.

32. Виппер Б.Р. Становление реализма в голландской живописи 17 века. М., 1957.

33. Врангель Н. Алексей Гаврилович Венецианов в частных собраниях. Каталог выставки. СПб, 1911.

34. Врангель Н. Время и школа Венецианова // Золотое руно. 1907. №7-9.

35. Врангель Н.Н. Иностранцы в России // Старые годы. 1911. Июль—сентябрь.

36. Врангель Н.Н. Иностранцы XIX в России // Старые годы. 1912. Июль-сентябрь.

37. Гаврилова Е.И. Русский рисунок XVIII века. Л., 1983.

38. Голубева Э. Школа Венецианова. Л., 1970.

39. Горина Т.Н. Русская жанровая живопись XIX — начала XX века. М., 1964.

40. Городцов Н.А. Праздник и обряды крестьян тюменского уезда. Тобольск, 1915.

41. Государственная Третьяковская галерея. Каталог живописи XVIII начала XX века (до 1917 года). М., 1984.

42. Государственная Третьяковская галерея. Живопись. XVIII век. Каталог собрания. М.,1998.

43. Государственная Третьяковская галерея. Живопись первой половины XIX века. Каталог собрания. М., 2005.

44. Государственный Русский музей. Алексей Гаврилович Венецианов. 1780-1847. Выставка произведений к 200-летию со дня рождения. Каталог. JL, 1983.

45. Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. СПБ.,1998.

46. Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XIX в. Каталог (А-И). СПБ.,2002.

47. Государственный Русский музей. Крестьянский мир в русском искусстве. СПб. 2005

48. Гофман И.М. Вопросы русского и советского искусства. М., 1974.

49. Григорий Сорока. 1823 — 1864. Каталог выставки. Госдарственный Русский музей / Автор вступ. ст. и сост. Каталога К.В. Михайлова. Л., 1975

50. Громов Г.Г. Восточно-славянские народы. М., 1967.

51. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.

52. Громыко М.М. Русские: семейный и общественный быт. М.,1989.

53. Даль В.И. Большой иллюстрированный словарь русского языка: современное написание. М., 2006.

54. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М. : Рус. яз., 1981.

55. Долгополов И. Мастера и шедевры. В 3-х томах. Т.2. М., 1987.

56. Домострой // Памятники древнерусской литературы. М., 1986. Т. VIII.

57. Дугачева А.Ф. Женщина в русской живописи. Каталог выставки ГТГ. М., 1925.

58. Евангулова О.С. Ерменев и проблемы стилевого развития в русском искусстве конца XVIII века // Русский классицизм второй половины XVIII первой половины XIX века. М., 1994.

59. Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. Проблемы становления художественных принципов Нового времени. М.Д987

60. Евангулова О.С., Алленов М.М., Лифшиц Л.И. Русское искусство X начала XX века. М.,1989.

61. Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. М., 1994.

62. Елыпевская Г. Жанровая живопись. М.,2003.

63. Ельяшевич А. Гумно Картина А.Г. Венецианова. Л., 1949.

64. Железнова М.М. Алексей Васильевич Тыранов. 1808-1859. Л., 1985.

65. Жидков Г.В. Русское искусство XVIII века. М., 1951.

66. Жидков Г.В. Шибанов: Художник второй половины XVIII века. М.,1954.

67. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

68. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. М.,2001.

69. История русского искусства. 3-е изд. Т. 1 / Под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. — М., 1991.

70. История русского искусства. В 13т./ Под общ. ред. И.Э. Грабаря и др. М., 1961. Т. VII.

71. К исследованию русского изобразительного искусства. Сборник научных статей. Т.1. СПБ., 1988.

72. Казаринова И.В. Крепостные и забытые живописцы. Прикамья конца 18 первой половины 19 века. М., 1990.

73. Карев А.А. Классицизм в русской живописи. М., 2003.

74. Карл Брюллов в Третьяковской галерее: Живопись, рисунок, акварель /Авт.-сост. О. А. Алленова, Е. А. Плотникова и др. М., 2000.

75. Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре 18 первой половине 20 вв.: Опыт энциклопедии / Под ред. Т.Г. Морозовой, В.Д. Синюкова. М., 1995.

76. Кирсанова P.M. Русский костюм и быт XVIII—XIX веков. М.,2002.

77. Кислякова И.В. Русская жанровая живопись. М., 1961.

78. Ключевский В.О. О нравственности и русской культуре. М., 1998.

79. Ключевский В.О. Статьи по русской культуре // Соч. В 9 т. М., 1987—1990. Т. 9.

80. Коваленская Н.Н. История русского искусства XVIII века. М., 1940.

81. Коваленская Н.Н. История русского искусства XVIII века. М., 1962.

82. Коваленская Н.Н. История русского искусства первой половины XIX в. М., 1951.

83. Коваленская Н.Н. Русский классицизм. Живопись. Скульптура. Графика. М., 1964.

84. Коваленская Т.М. Русский реализм и проблема идеала. М., 1983.

85. Кожевникова Т. Алексей Венецианов. М., 2001.

86. Комелова Г. Сцены русской народной жизни конца XVIII -начала XIX веков. По гравюрам из собрания Государственного Эрмитажа. JT., 1961.

87. Корнилов П.Е. Арзамасская школа живописи первой половины XIX века. Л.; М., 1947.

88. Корнилов П.Е. Арзамасская школа живописи первой половины XIX века. Л.; М., 1947.

89. Коростин А.Ф. Русская литография XIX века. М., 1953.

90. Коростин А.Ф. Русский рисунок 18 века. М., 1952.

91. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: Утварь, одежда, пища и питье, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей. М., 1993.

92. Краснобаев Б. Очерки истории русской культуры XVIII века. М., 1972.

93. Краснобаев Б. И. Русская культура второй половины XVII — начала XIX века: Учебное пособие. М. 1983.

94. Кузнецова Э.В. А.Г. Венецианов. Альбом. М., 1976.

95. Кузнецова Э.В. Федор Петрович Толстой. 1783-1873. М., 1977.

96. Леонов А. Русская жанровая живопись. М., 1961.

97. Леонтьева Г.К. Алексей Гаврилович Венецианов. Л., 1988.

98. Леонтьева Г.К. Алексей Венецианов. СПБ., 2000.

99. Логвинская Э. Я. Интерьер в русской живописи первой половины XIX века. М., 1978.

100. Лось В. Русская жанровая живопись XIX века. М, 1961

101. Марева И. Русские художники. М., 2001.

102. Машковцев Н. Венецианов, Алексей Гаврилович (17801847). М.; Л., 1944.

103. Машковцев Н.Г. Гоголь в кругу художников. М., 1955.

104. Миненко Н.А. Живая старина. Будни и праздники сибирской деревни в 18 — первой половине 19 в. Новосибирск, 1989.

105. Можуховская Е.В. Земля «Люди». Л., 1982.

106. Молева Н.М., Белютин Э.М. Живописных дел мастера. Канцелярия от строений и русская живопись первой половины 18 века. М., 1965.

107. Молева Н.М., Белютин Э.М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. М., 1956.

108. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа первой половины XIX века. М., 1963.

109. Муратов А. М. Сергей Константинович Зарянко: Художник, педагог, теоретик искусства. СПб., 2003.

110. Мюллер А. Быт иностранных художников в России. JL, 1927.

111. Мюллер А. Иностранные живописцы и скульпторы в России. М., 1925

112. Незабываемая Россия. Русские и Россия глазами британцев. XVII-XIX век. Каталог выставки. (Государственная Третьяковская галерея Британский совет). М., 1997.

113. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища конец 18 — начало 20 века. Д., 1984

114. Немировская М.А. Акварель и рисунок второй половины XIX- начала XX века в собрании Государственной Тратьяковской галереи. М.,1988.

115. Носова Г.П. Пережитки обрядов и верований в традиционном фольклоре. М., 1972.

116. Обухов В. Григорий Сорока. М., 1982.

117. Овсянников Ю.М. Картины русского быта. М., 2001.

118. Островский Г. Рассказ о русской живописи. М., 1987.

119. Павлова Н.В. Проблема портретности в творчестве А.Г. Венецианова 1819-1847 гг. Автореф. дис. на соиск. степени канд. искусствоведения. М., 2008.

120. Пелевин Ю.А.; Машковцев Н.Г. Искусство первой половины XIX века // Очерки по истории русского искусства. М.: Из-во Академии художеств СССР, 1954.

121. ПетиноваЕ.Ф. Венецианов в Петербурге. СПБ., 1992.

122. Пигарев К. Русская литература и изобразительное искусство (XVIII первая четверть XIX века). Очерки. М., 1966.

123. Пиккио Р. Древнерусская литература. М., 2002.

124. Пилипенко В.Н. Романтизм и проблемы эволюции русской пейзажной живописи первой половины 19 века. JI. 1983.

125. Поспелов Г.Г. Образы «круга жизни» у Кипренского и Сильвестра Щедрина // Русский классицизм второй половины XVIII первой половины XIX века. М., 1994

126. Поспелов Г.Г. Русское искусство XIX века. Вопросы понимания времени. М., 1997.

127. Преображенский А.А. Крестьяне и сельское хозяйство России в XIV XVIII веках. М., 1989.

128. Ракова М.М. Русское искусство первой половины 19 века. М., 1975.

129. Рогов А.П. Мир русской души, или История русской народной культуры. М., 2003.

130. Рисунок и акварель в России. XVIII век / Государствный русский музей. СПБ., 2005.

131. Россия Франция: Век Просвещения: Русско-французские культурные связи в XVIII столетии: Каталог выставки. JL, 1987.

132. Русская жанровая живопись 19 века. Альбом / Вступит, статья Д.В. Сарабьянова. М., 1960.

133. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия / Авторы-сост. Н. Соснина, И. Шангина. СПБ., 2001.

134. Русское искусство: Очерки о жизни и творчествехудожников XVIII века / Под ред. А. И.Леонова. М., 1952.

135. Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников первой половины XIX века / Под ред. А.И. Леонова. М.,1954.

136. Русское искусство из собраний музеев центральной России. Каталог выставки. (Московский государственный выставочный зал «Новый манеж»). М., 2000.

137. Рыбаков Б. А. Очерки русской культуры. М., 1985.

138. Рязанский художественный музей. Каталог. Рязань, 1993.

139. Савинов А. Русские художники. А.Г. Венецианов. М; Л.,1963

140. Савинов А.Н. А.Г. Венецианов. Жизнь и творчество. М.,1955.

141. Савинов А.Н. Иван Алексеевич Ерменев. Л., 1982.

142. Сапрыгина А. Царство людей. М., 1994.

143. Сарабьянов Д.В. Образы века. О русской живописи XIX столетия, ее мастерах и их картинах. М.,1967.

144. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования. М., 1980

145. Сарабьянов Д.В. Русская живопись. Пробуждение памяти. М.,1998.

146. Сахарова И. М. Интерьер в русском искусстве. М., 2002

147. Сборник материалов для истории Императорской С.Петербургской Академии Художеств за сто лет существования / Под ред. П.Н. Петрова. СПБ., 1864. Т. 1.

148. Светличная Г.А. История костюма. М., 2001.

149. Селинова Т.А. Иван Петрович Аргунов. 1729-1802. М., 1973.

150. Семенова JI. Н. Очерки истории быта и культурной жизни России первой половины 18 в. JL, 1982.

151. Скворцов A.M. Михаил Шибанов, художник второй половины 18 века. M.-JL, 1946.

152. Смирнов Г.В. Венецианов и его школа. JL, 1973.

153. Смирнов Г.В. Сергей Константинович Зарянко. 1818-1870. М., 1951.

154. Смирнов Ю.И. Культура русского народа. М., 2004.

155. Смирнова. Е.И. Русская гравюра 18 века. М., 1952.

156. Смирнова. Е.И. Русская гравюра 18 века. М., 1952.

157. Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи 15-17 веков. М., 1994.

158. Соловьев С.М. Об истории древней России. М, 1992.

159. Сомов А. Венецианов // Энцикл. словарь: «Избранный Брокгауз». Искусство России. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

160. Стасов В.В. О голландской живописи // Избранные сочинения. М., 1952. Т. 1.

161. Тарабукина Н.М. Очерки истории костюма. М., 1994.

162. Татищев В.Н. Краткие экономические до деревни следующие записки // Избр. произведения. JL, 1979.

163. Терещенко А.В. Быт русского народа. М., 2001

164. Токарев С.А. Этнография народов СССР. М., 1958.

165. Третьяков Н.Н. Образ в искусстве — основы композиции. Козельск, 2001.

166. Третьяковская галерея открывает свои фонды: Крестьянский мир в русской живописи конца XVIII начала XIX века.'Каталог выставки. М., 2007.

167. Труды по знаковым системам. XXII. Тарту, 1988. Вып. 831

168. Урениус М.С. А. Г. Венецианов и его школа. М., 1925.

169. Успенский А. Венецианов // Золотое руно. 1907. № 7-9.

170. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII — начала XIX века. М., 1953.

171. Федотова О. Русские художники. Популярная энциклопедия. М., 2001.

172. Фелосюк Ю.А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. М., 2002.

173. Фенина С. Беседы о русских художниках. М., 1990.

174. Фомичева З.И. Творчество Венецианова в первой четверти XIX века. Л., 1949.

175. Фомичева З.И. А.Г. Венецианов педагог. М., 1952.

176. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1998.

177. Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря 16 19 вв. М., 1957.

178. Шангина И.И. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. СПБ., 2003.

179. Эрмитаж. Русская культура VI XVIII веков. Очерк-путеводитель. Л., 1983.

180. Эрмитаж. Русская культура и искусство. Л., 1959.

181. Яковлева Н.А. Жанры русской живописи. Основы теория и методики системно-исторического анализа. Л., 1986.

182. Alexeyeva Т. Venetsianov and his school. Leningrad, 1984.

183. ШМ2.: j ' itit 1991 ^ • (Si Chin-z. History of Russian Art. Taipei, 1991.)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.