Крестьянская вышивка Северо-Запада России конца XIX - начала XX века в предметах убранства интерьера тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Спанаки, Юлия Александровна

  • Спанаки, Юлия Александровна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2007, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 265
Спанаки, Юлия Александровна. Крестьянская вышивка Северо-Запада России конца XIX - начала XX века в предметах убранства интерьера: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2007. 265 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Спанаки, Юлия Александровна

Введение.

Глава 1. Крестьянская вышивка как традиционный вид народного искусства

1.1. Истоки и региональные особенности крестьянской вышивки Северо-Запада России конца XIX - начала XX века.

1.2. Функционально-обрядовое назначение вышитых предметов и их роль в убранстве крестьянского жилища.

1.3. Материал и техника крестьянской вышивки.

Глава 2. Семантика орнамента русской крестьянской вышивки

Северо-Запада России XIX - начала XX века

2.1. Виды геометрического и растительного орнамента Северо-Запада и их смысловое значение.

2.2. Изобразительные мотивы в вышивках

Северо-Запада России.

Глава 3. Связь народного поэтического творчества с «полотняным» фольклором.

3.1. Устное народное творчество тесно связано с изобразительными мотивами крестьянской вышивки.

3.2. Использование традиций крестьянской вышивки в современном народном творчестве и художественных промыслах.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Крестьянская вышивка Северо-Запада России конца XIX - начала XX века в предметах убранства интерьера»

Крестьянская вышивка является одним из наиболее древних и распространенных видов народного искусства. Издавна она была связана с национальным своеобразием, художественными вкусами и бытовым укладом её создателей.

Крестьянское искусство развивалось в русле традиций, обусловленных устойчивым, размеренным ритмом, который во многом определил особый специфический строй народного творчества, его формы и содержание. "Мерное и медленное развитие крестьянского искусства в течение долгих веков обеспечило ему органическое нарастание и кристаллизацию очень высоких мастерских навыков и приемов в художественной обработке дерева, в различных технических особенностях женской вышивки. Основные черты этого искусства - декоративность, конструктивность и орнаментальность, сливаясь воедино в каждом отдельном памятнике, дают крестьянскому бытовому творчеству твердое и крепкое художественное основание"- писал B.C. Воронов в своей работе «О крестьянском искусстве».

Истоки крестьянской вышивки Северо-Запада России прослеживаются еще в домонгольском периоде, о чем красноречиво свидетельствуют результаты археологических исследований и письменные источники. Вышитые ткани XI - XIII столетий были обнаружены при раскопках захоронений в Новгородской, Псковской, (Каргопольской), Вологодской, Архангельской и других областях. На Северной Двине, и в бывшей Олонецкой губернии также сохранились образцы вышитых тканей XIV - XVII веков.

Территориальные границы данного диссертационного исследования распространяются на современные Ленинградскую (быв. Санкт-Петербургскую и Олонецкую губернии), Новгородскую, Псковскую, Вологодскую и Архангельскую области, (быв. Каргопольский уезд), что объясняется не только их недостаточной изученностью, но и особой спецификой материала, существенно отличающегося от крестьянской вышивки центральных и южных районов страны, где народное искусство формировалось в иных условиях и обладало своими специфическими особенностями, существенно отличающимися от Северо - Запада. Кроме того, искусство данного региона было менее подвержено иноэтническим влияниям, что, в свою очередь, также позволяло ему долгое время оставаться в рамках местных традиций.

Актуальность темы во многом определяется недостаточной степенью изученности предмета исследования. Несмотря на то, что крестьянская вышивка, как один из традиционных и наиболее древних видов русского народного искусства, неоднократно привлекала к себе внимание специалистов и отдельные аспекты данной темы получили отражение в трудах отечественных исследователей, далеко не все грани этого значительного и многообразного явления изучены достаточно глубоко и полно. В частности, это относится к проблеме выявления региональных художественных особенностей крестьянской вышивки Северо-Запада России конца XIX - начала XX века.

Малоизученность конкретного материала, хранящегося в музейных и архивных фондах страны, его недостаточное осмысление в художественно-стилистическом и культурологическом аспектах позволяет говорить о насущной потребности строгой научной систематизации, профессионального описания изобразительного ряда, а также тщательного искусствоведческого анализа, что в настоящее время и в данном контексте делает предлагаемое исследование, несомненно, актуальным и своевременным.

Степень изученности проблемы. Народное искусство, в котором существенное место занимает крестьянская вышивка, становится объектом пристального внимания ученых в середине XIX века. Период формирования новых общественных отношений вызвал к жизни неподдельный интерес к народу и его национальной культуре. В этот период предпринимаются значительные усилия по сбору, изучению и осмыслению произведений народного искусства, в котором крестьянская вышивка, благодаря яркой выразительности и глубокой символике, играла весьма значительную роль.

Известные исследователи и деятели русской культуры второй половины XIX - начала XX столетия, такие как В.И. Даль, В.В. Стасов, В.В. Суслов, П.Н. Рыбников, А.Ф. Гильфердинг, И.Я. Билибин и другие внесли большой вклад в изучение традиционных видов народного искусства, в число которых входила и крестьянская вышивка.

Интерес к этому виду народного художественного творчества тесно связан и с развитием музейного дела в России. Именно музеи, наряду с частными коллекционерами, начали систематически приобретать, хранить и изучать народную одежду, ткани, кружева, вышивки. Большие текстильные коллекции Румянцевского музея (Москва), пополнявшиеся экспонатами с Всероссийской этнографической выставки, собрания Государственного Исторического музея (Москва) и Этнографического отдела Русского музея (Санкт-Петербург), а также собрания губернских и уездных городов составили ценный и неисчерпаемый фонд произведений народного искусства России, который до сих пор остается не до конца исследованным.

В 1872 году В.В. Стасов осуществил издание первого альбома образцов народной вышивки, кружева и ткачества, который был снабжен воспроизведениями орнаментов, что являлось прекрасным источником для изучения крестьянской вышивки, поскольку впервые в истории отечественной науки иллюстрации сопровождались научными комментариями автора.

Выступая от имени Общества поощрения художников, он писал: "Если взглянуть на русские народные узоры со стороны чисто художественной, эстетической, то нельзя не найти здесь любопытные и полные вкуса образцы такой игры линий, такой мастерской распорядительности с самим узором и с его промежуточными формами, которые свидетельствуют об очень значительном художественном чутье и опытности и должны оказаться драгоценным руководством и советом современному нашему художнику, когда он пожелает творить в области и в характере народного искусства. Но кроме этой, покуда еще внешней, стороны изящества и интереса для глаза, русское шитье представляет много других еще любопытных и важных элементов. Здесь лежат драгоценные и покуда еще не тронутые материалы для изучения разных сторон древнерусской национальности вообще.»1

Выдающийся критик отмечал традиционность художественных образов вышивки: "Между тем, сколько ни расспрашивай, в любом углу России, крестьянок, вышивающих полотенца, простыни, головные уборы, всюду постоянно услышишь, что они шьют, хотя и на память, но по прежним, исстари ведущимся образцам, передаваемых из рода в род."2

Впервые Стасовым была отмечена и связь сюжетов северной русской вышивки с дохристианскими верованиями. В них он видел "изображения древнего славянского богослужения и праздников русальных."3

Помимо национальных традиций исследователь усматривал здесь также финские и персидские влияния, утверждая, что "русская орнаментика - это позднее эхо орнаментики азиатской." 4 Сопоставляя узоры и высказывая замечания по вопросам их происхождения, он заложил основу понимания художественных образов, региональных стилистических особенностей, исторической и художественной ценности русской вышивки.

Во второй половине XIX - начале XX века появились альбомные публикации редких экземпляров вышивок, взятых, в основном, из частных

1 Стасов В В. Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружево. СПб., 1872. С.16

2 Там же. С. 12-13

3 Там же. С. 18

4 Там же. С. 20 собраний. Так, Ф. Буслаев в предисловии к альбому "Узоры старинного шитья в России" С.Н. Шаховской (1885), усматривал сходство этих вышивок с искусством «необозримых степей и дебрей азиатского Востока», с искусством позднеримского периода5

Позднее, в 1910 году, В.П. Сидамон-Эристова и Н.П. Шабельская издали еще одну посмертную публикацию С.Н.Шаховской «Собрание русской старины. Вышивки и кружева». Теми же авторами были опубликованы характерные образцы русской, украинской и белорусской вышивки из коллекции H.JI. Шабельской (1912). (Sidamon-Eristov AI. Chabelskja N. The Peasant Art of Great Russia. The Studio. London-Paris-New York. MCMXII.) Издание представляло интерес в контексте выявления региональных особенностей и взаимовлияний народного искусства различных областей России.

Первые послереволюционные годы были ознаменованы выходом работы B.C. Воронова «О крестьянском искусстве» (1920), где автор большое внимание уделял вышивке, приравнивая ее по художественному значению к русскому деревянному зодчеству.

Он полагал, что "вышивка является хранительницей древнейших и художественных глубочайших образов и мотивов русского искусства вообще и по своим. качествам и достоинствам давно должна быть признана классической."6

По ее формальным достоинствам автор приравнивал вышивку к п северному деревянному церковному зодчеству и старой русской иконе. В его книге, вышедшей позднее, в 1972 году, проанализированы особенности отдельных видов вышивки: культура линии в ее северных образцах, взаимоотношение узора и фона в южных, рельефная пластика в золотном шитье. Воронов завершил свой краткий обзор словами: "В этом искусстве скрывается та завидная и редкая стройность и уравновешенность

5 Шаховская C.IL Уитры старинного шитья в России, М.,1885, С.1-2

6 Воронов B.C. О крестьянском искусстве. - М., 1972,С. 83.

7 Там же, С. 84. художественного процесса, в котором все отдельные начала, его составляющие, органически слиты и соединены в стройный и мудрый труд искусства, облекающего невзрачный быт в художественные формы."

Попыткой впервые датировать ранние образцы русской вышивки и выявить истоки этого вида искусства явилось исследование В.А. Городцова «Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве», созданное на основе изучения собрания Государственного Исторического музея (Москва, 1926).

В работах исследователей 1920-х годов было рассмотрено несколько разных направлений в изучении орнамента русской вышивки. Е.Н Клетнева в книге «Символика народных украс Смоленского края» (1924) предлагала искать истоки русской и финской вышивки в культуре Востока, в то время как В.И. Смирнов в предисловии к альбому Н. Калиткина «Орнамент шитья костромского полушубка» (1926) в поисках генетических корней орнаментальных мотивов обращался к местному археологическому материалу, а также обнаружил в нем прямые параллели с геометрическим орнаментом вышивки XIX века. В то же время B.C. Воронов, вместе с В.И. Смирновым, усматривал в орнаменте различные «напластования», начиная от древних геометрических узоров, мотивов средневекового растительного орнамента, до присутствия элементов барокко и классицизма.

Развивавшееся в эти годы этнографическое изучение русской народной одежды, особенно южнорусских областей, содействовало изучению орнамента вышивки и тканья. Исследователи зафиксировали терминологию, технику, материал, основные мотивы орнамента, обогатив науку новыми данными.

В 1930-е годы специалисты обратились к проблеме культовой значимости орнамента, к его связям с религиозно - магическими представлениями, которые он имел в далеком прошлом, и влияния этих воззрений на последующие периоды развития орнамента, включая конец

8 Воронов B.C. О крестьянском искусстве. - М., 1972, С. 96. 8

XIX - начало XX века. В частности Н. П. Гринкова в своих трудах подробно проанализировала культовое значение мотива руки в русском народном искусстве, вышивке и резьбе.9

Трудно переоценить вклад отечественных ученых 1940 - 1950-х годов Л.А. Динцеса, Б.А. Рыбакова, Н.С.Королевой, И.П. Работновой,

B.Я.Яковлевой и других в проблемы периодизации, классификации и осмысления семантики орнамента русской вышивки. В частности, академик Б.А.Рыбаков, при анализе археологического и изобразительного материала древнерусских памятников, рассматривал вышивку как источник изучения проблемы взаимовлияний различных культур.

В послевоенный период исследователи сделали немало для выявления генезиса и раскрытия семантики древних орнаментальных мотивов русской вышивки. Этому посвящены статьи Б.А.Рыбакова10 "Древние элементы в русском народном творчестве" и статьи Л.А. Динцеса.

В 1951 году Л.А. Динцес публикует одну из работ, наиболее полно отражающих его взгляды: "Древние черты в русском народном искусстве", где он рассматривает вопросы семантики орнамента и вносит дополнения в теорию В.А. Городцова, также затрагивая проблемы изобразительных средств в создании художественных образов. Динцес Л.А. классифицирует крестьянскую вышивку как явление изменяющееся, в котором, наряду, с образами уходящими истоками в глубокую старину, присутствует усвоение и переработка мотивов феодального искусства и заимствование извне.11 В статьях Динцеса Л.А. немало интересных исторических экскурсов, широких сравнений и выводов. В 1950-1960-е годы исследователи обращали особое внимание на неоднородность вышивки XVIII - XX веков, на необходимость более четкого дифференцирования, как архаических V

Гринкова Н.П. СИражение производственной деятельности руки в русской орнаментике. СЭ, 1935. 1.

C.60-89.

Рыбаков Б.А. Древние элементы в русском народном искусстве. // Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М„ 1987.С.37-42

Динцес Л.А. Древние черты в русском народном искусстве.// История культуры Древней Руси. Л.,1951.С.52-63 сюжетов, так и более поздних. Они стремились определить сюжеты вышивок во времени, то есть выяснить их относительную хронологию. Дифференциация архаических и жанровых сюжетов более позднего характера при современной изученности вышивки стала вполне возможной.

В 1966 году вышла в свет работа А. К. Амброза "О символике русской крестьянской вышивки архаического типа", где отмечается исключительная заслуга В.А. Городцова в присоединении вышивки к источникам по изучению древнерусских и древнеславянских верований, а также в определении культовых сюжетов.12 Однако, А.К. Амброз отрицает их дако-сарматское происхождение.

В середине 1960 - 1970-х годов рядом исследователей был внесен новый значительный вклад в изучение орнамента русской вышивки. Вышли в свет работы И.Я.Богуславской («О трансформации орнаментальных мотивов», 1964), И.И. Шангиной («Образцы русской вышивки на обрядовых полотенцах XIX - XX в.в.», 1975), Г.С. Масловой («Бытовые сюжеты в русской народной вышивке», 1970; «Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник», 1978) и другие.

Среди них особое место занимают работы И. Я. Богуславской. Рассматривая многообразие вариантов вышивок с древними мотивами, сохранившимися до наших дней, автор выявила их стилистическую и изобразительную неоднородность и определила три группы произведений, в которых внешние формы древнего извода полностью сохраняются, либо видоизменяются в другие мотивы.

В те же годы сотрудниками Научно - исследовательского института художественной промышленности собираются и анализируются отдельные типы и виды русской вышивки, систематизируются группы, составленные по региональным признакам и техническим особенностям,

12 Амброз А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа. 1966. С.61-76. изучаются пути возрождения и развития русских художественных промыслов. Публикации Н.С. Королевой, И.П. Работновой, В.Я. Яковлевой по характеристике вышивки районов европейской части России до настоящего времени не утратили своего значения.13

Несмотря на достаточную разработанность вопросов происхождения орнаментов русской вышивки и их особенностей, в начале 1970-х годов, на страницах журнала "Декоративное искусство" возникла дискуссия, инициатором которой явился доктор искусствоведения М.А. Ильин, выступивший против взглядов В.А. Городцова.14 Он заявил: "Русский крестьянин и городской ремесленник, создавая свои произведения, менее всего смотрел назад, в далекое прошлое. Он был деятельным наблюдателем своего времени житейского обихода и развивающихся, хотя и медленно, современных ему обычаев и обрядов. И.Я. Богуславская, В.М. Вишневская, И.П. Работнова, Т.М. Разина и другие в ряде статей опровергли это утверждение, хотя принципиальную научную оценку позиция М.А. Ильина получила еще в статье Г.К.Вагнера под названием "Трудности истинные и мнимые". «Мир старых, земледельческих образов умирает, - писал он, -но умирает ведь лишь внешняя форма представлений, об известном порядке и гармонии Природы. Столь фундаментальные представления вообще не могут умереть, наоборот, они прочно входят в развивающееся мировоззрение, преобразуясь из интуитивных в осознанные."13 Конец 1970 - начало 1980-х годов ознаменовались еще несколькими публикациями, среди которых труды Г.С. Масловой и Б.А. Рыбакова, явившиеся результатом накопленных за десятилетия обобщений, стали фундаментальными в данной области. Продолжая традиции изучения и Королева Н.С. Народная вышивка. М., 1961; И.П. Работнова, В.Я.Яковлева. Русская народная вышивка. М., 1957.

4 Декоративное искусство СССР.1973. № З.С11; 1974.№8.С.9; 1975.№1.С.З. „ Тамже.1975.№3. С.З орнаментов как историко-этнографического источника, Г.С. Маслова рассмотрела многообразие их типов и видов, раскрыв значение этого искусства в жизни народа.16

В этот же период И.И. Шангина провела ряд этнографических полевых исследований, получивших теоретическое осмысление в ряде статей и кандидатской диссертации, посвященной вышивке.

Б.А. Рыбаков завершил работу по анализу восточнославянского язычества на протяжении I тысячелетия нашей эры и проследил сложные связи древней народной религии с привнесенным извне христианством, используя при этом памятники народного творчества.17 Профессор В.М.Василенко также подчеркнул, что народная духовная культура, "создавая новое, редко забывает старое."18

Вопросам существования народного искусства, в том числе вышивки как части духовной культуры, посвятила свои исследования доктор искусствоведения Е.А. Некрасова. Осмысливается его место в культуре не только прошлого, но и настоящего как части целостного гуманитарного мира.19

Существенный вклад в изучение интересующей нас проблемы внесли этнографические и фольклорные экспедиции 1990 - 2005 годов,предпринятые сотрудниками отделов народного искусства Государственного Русского музея, Российского Этнографического музея, Государственного Исторического музея, а также полевые исследования фольклористов Санкт-Петербурга и научных центров региона. Результаты их работы регулярно публиковались в научных сборниках и материалах специальных конференций. Это позволило сделать некоторые обобщения и

16 Маслова Г. С.Бытовые сюжеты в русской народной вы шивке.//Сов.этнография. 1970.С. 18-21, Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.,1978.

17 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.,1987.

Декоративное искусствоСССР.1975Д°3. С.20.

19 Некрасова. Е.А.Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. М., 1983 отразить их в данной диссертации.

Объект исследования: крестьянская вышивка Северо - Запада России конца XIX - начала XX века.

Предмет исследования: произведения крестьянской вышивки Северо - Запада России конца XIX - начала XX века, хранящиеся в фондах Российского Этнографического музея, в большинстве своем не публиковавшиеся ранее, а также материалы Государственного Русского музея и других собраний страны. Из всего многообразия предметов, декорированных вышивкой (одежды, головных уборов, тканей, и т.д.) представляется целесообразным вычленить определенный круг памятников, тематически ограничив его, описанием наименее изученных предметов убранства интерьеров, таких как полотенца и подзоры, особенно распространенные в Северо - Западном регионе и отражающие специфику данного вида искусства, а также провести их систематизацию и художественно-стилистический анализ.

Выделение данных экземпляров в отдельную группу объясняется и тем, что украшенные вышивкой полотенца и подзоры в крестьянском быту выполняли не только утилитарную, но и обрядовую функцию, а потому орнаментальные и сюжетные мотивы несли смысловую, знаковую нагрузку. Кроме того, эти вещи в большей степени, чем другие предметы убранства интерьера, сохраняли древние орнаментальные мотивы.

Следует отметить, что в процессе работы были просмотрены и тщательно изучены материалы фондов Российского Этнографического музея. В частности, впервые были исследованы более 500 вышитых предметов (полотенец, подзоров и др.), а также составлены их научные описания с указанием данных, общепринятых при составлении музейных научных каталогов. Часть этого исследования дается в разделе «Приложения» к данной диссертации.

Задачи работы:

1. Выявить и систематизировать обширный материал по избранной теме, до сих пор не входящий в поле зрения исследователей и хранящийся в государственных музейных фондах.

2. Выстроить сюжетно-тематический изобразительный ряд вышитых предметов крестьянского быта, провести его типологическую классификацию и художественно - стилистический анализ.

3. Проанализировать цветовую и изобразительную символику крестьянской вышивки.

4. Выявить семантику изображений сюжетных и орнаментальных мотивов крестьянской вышивки.

5. Исследовать ритуальный и эстетический аспекты крестьянской вышивки Северо - Запада России конца XIX - начала XX века.

6. Сопоставить взаимосвязи народного поэтического творчества с «полотняным фольклором».

7. Рассмотреть различные техники вышивки и проследить их эволюцию на протяжении конца XIX - начала XX века.

8. Представить процесс эволюции крестьянской вышивки Северо-Запада России на протяжении конца XIX - начала XX века.

9. Рассмотреть возможности использования традиций крестьянской вышивки в современном народном творчестве и художественных промыслах.

Методология и методика исследования

В диссертации предпринято комплексное изучение теоретических и исторических источников, специальной научной и периодической литературы, проанализированной с позиций искусствоведческого и историко-культурного подходов, а также на базе конкретного исследования обширного материала музейных фондов, которые в данной диссертации впервые вводятся в научный оборот и подвергаются тщательному описанию и анализу.

Методика работы определяется как задачами изучения и систематизации вновь выявленного материала, так и характером исследования, осуществленного с искусствоведческих и общекультурных позиций.

Источниковедческая база: фонды Российского Этнографического музея, Государственного Русского музея, Государственного Исторического музея (Москва) и музеев Северо-Запада России.

Научная новизна исследования

- Впервые в научный оборот вводится обширный пласт музейного коллекционного материала по крестьянской вышивке Северо-Запада России конца XIX - начала XX века.

- Выявлено и проанализировано более 500 экземпляров вышитых предметов (полотенец, подзоров и др.), малоизвестных до настоящего времени и не получивших отражения в печати.

- На основе исследования составлено научное описание с указанием данных общепринятых для научного каталога, и помещенное в разделе «Приложение к диссертации».

- Разработана концепция изучения художественных и технологических особенностей традиционного народного искусства на примере образцов крестьянской вышивки Северо-Запада России конца XIX - начала XX века.

Практическая значимость. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в вузовской практике, при подготовке учебных пособий и разработок, а также при проведении лекционных и семинарских занятий общего искусствоведческого и историко-культурного циклов.

Основные положения и выводы диссертации применимы к современной практике развития художественных промыслов, опирающихся на традиции и достижения народного искусства.

Автором диссертации подготовлено и издано учебное пособие «Художественные особенности крестьянской вышивки в традиционном искусстве России», курс лекции и практических занятий для учащихся лицеев, колледжей средних специальных учебных заведений.

Материалы исследования могут быть использованы также дизайнерами при разработке коллекций, декорированных вышивок в русском стиле, а также в области театрально-декорационного искусства при оформлении постановок на фольклорные сюжеты и т.д.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории искусства ЛГУ им. A.C. Пушкина, на научно-практических конференциях, проводимых в рамках данного Университета, на международных научно-практических конференциях по проблемам развития художественных промыслов и ремесел, в Комитете по культуре Ленинградской области.

На защиту выносятся следующие положения: - Крестьянская вышивка Северо-Запада России конца XIX -начала XX века является традиционным видом народного искусства, истоки которого прослеживаются еще в домонгольском периоде, о чем красноречиво свидетельствуют археологические раскопки и письменные источники.

Историко-культурные и художественно—стилистические особенности крестьянской вышивки данного региона отличаются самобытностью, так как искусство удалённого от центральных областей северного края было менее подвержено иноэтническим влияниям, что позволяло ему долгое время оставаться в рамках местных традиций.

- Функционально-бытовой, обрядовый, ритуальный характер вышитых предметов убранства интерьера Северо-Запада России конца XIX - начала XX века отразился в их декоративно-образных решениях, изобразительных мотивах, композиционном и колористическом строе, в материалах, технике, особенностях семантики образов.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения, а также списка иллюстраций и блока иллюстративного материала.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Спанаки, Юлия Александровна

Заключение

Крестьянской вышивке Северо-Запада принадлежит особое место в ряду других видов народного искусства. Ее орнамент и художественные приемы создавались на протяжении многих столетий. Патриархальный уклад крестьянского быта закреплял особую преемственность традиции. Почти все исторические периоды отразились в узорах крестьянской вышивки.

В первобытную эпоху возник геометрический орнамент, период славянского язычества привнес поэтичную мифологию, средние века -геральдический зооморфный орнамент, а в XVIII-XIX веках - сюжеты реальной жизни. Во все времена крестьянская вышивка развивались самостоятельно и своеобразно, постепенно изменяя смысл древних изображений и превращая их из магических знаков в декоративные узоры.1

В.С.Воронов писал, что «узорочье не обильно темами, сюжетами и мотивами, но оно безгранично богато разнообразнейшими художественными трактовками . небольшого круга своих тем».2

В вышивке предстает перед нами народное осознание мира и природы, своего рода народная поэтическая мифология. И эта «крестьянская символика может быть то простой, то сложной, но всегда вызвана к жизни мировоззрением крестьянина, его верованиями, взглядами на мир, на жизнь».3

Иконографическое богатство было одним из главных особенностей крестьянского шитья, превращая разнообразные мотивы в вышитый узор. Различные способы и техники его выполнения создавали своеобразную фактуру. Орнамент всегда располагался в определенном классических порядке (по краям, сторонам, на концах предметов). Вышитые изделия привлекали внимание высоким художественным мастерством.

1 Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. M., 1 У /2. С.27

2 Воронов B.C. О крестьянском искусстве, - М.,1972.С.48

3 Василенко В.М. Народное искусство. //Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ в в., -М., 1974. С.113

Материал и технические приемы были тесно связаны. Каждый шов имел свой декоративный смысл и применялся с определенной целью. Неслучайно вышивка называлась рукоделием, так как действительно была делом талантливых и умелых рук и несла их тепло в каждом изделии.

Она отличалась ярким национальным характером, - с его тонким лирическим строем, глубокой образностью и стремлением к орнаментальности. Изделия каждой из губерний имели свои характерные черты, которые опирались на местные художественные традиции и до настоящего времени поражают самобытной красотой, разнообразием узоров, достигающих непревзойденных декоративных вершин.

Изучение регионального распространения архаических вышивок с изображением человеческих фигур, животных, птиц и растений показывает, что они бытовали в основном в Северо-Западной части России, которая совпадает с территорией древней Новгородской пятины, с ареалом, где были записаны древние русские былины.

Во всех вышивках Северо-Запада можно найти общие черты. Они заключаются в преобладании изобразительных мотивов над геометрическими, в наличии сложных многофигурных композиций, в построении орнамента в виде широкой чисто незамкнутой сверху каймы, которая составлена из вертикальных форм. Изобразительные мотивы обрисованы тонкой линией и переданы силуэтно. Внутреннее пространство фигур, в котором преобладают различные орнаментальные вставки, решено узорно, без передачи объема и различных деталей. Изображение органично вписано в пространство, но фон редко образует второй, дополнительный 4 узор, а только подчеркивает вышитые на нем мотивы.

Для вышивки Северо-запада характерно выполнение узоров в одном цвете или с добавлением нескольких (например, вышивки Каргопольского уезда Олонецкой губернии выделяются своей многоцветностью, в отличии

4 Работнова И.11. Архангельская народная вышивка. М., 1954. С.5 от изделий Архангельской, Вологодской, Псковской губерний).

Ценнейшие качества северной вышивки - ее декоративность, строгость, стройность композиции, крепкая спаянность всех элементов узора, своеобразная расцветка, богатейшая фантазия узоров»5 - писал В. С. Воронов

При всей устойчивости узорочья и его составных элементов, в нем весьма медленно происходили преобразования, усложняясь или упрощаясь за счет изменения орнаментальных мотивов. Начиная с XVIII столетия, в ремесленной и городской среде большое место стали занимать реалистические сюжеты, отражающие быт города и деревни, в основе которых лежали сказки и народные лубки.

Эти сюжеты придавали вышивке динамику требовали новых стилистических приемов, материалов и даже техники исполнения. Рожденные живой народной фантазией, такие изделия часто отличались повествовательностью, в передаче образов было много наивной непосредственности восприятия, а их цветовой строй все чаще подчинялся требованиям совершенного вкуса, узоры вспыхивали яркими и звонкими цветами. Так в «крестьянском искусстве происходит разрыв иконографического круга и постепенно обозначается зарождение новых начал - народного бытового жанра».6

Многие исследователи отмечали линейный характер русской вышивки. Линия господствует почти повсюду - от строго определнных геометрических узоров до выразительных контуров многофигурных сюжетов. Однако появление во второй половине XIX века доступных и нарядных хлопчатобумажных тканей способствовало внедрению в ряде губерний технически производительного и броского тамбура, который стремился к округлым динамичным формам. Постепенно проникая в крестьянскую вышивку, он почти вытесняет традиционные швы и

5 Воронов Б.С. О крестьянском искусстве. М., 1972. С.46,48

6 Там же. С. 118 постоянно разрушает древние канонические образы вышивки, от чего утрачивается глубокая духовно-смысловая основа. На первое место выступает теперь не образ, а лишь декоративная сторона.

В.М. Василенко отмечал, что этот процесс, когда орнамент теряет свой смысл и над ним довлеет декоративность, был частью общего заката крестьянского искусства Росси конца XIX столетия - времени разрушения старых воззрений, обычаев и верований.7 Народное искусство XIX - начала XX века не было просто пережитком глубокой старины, оно развивалось, создавало новые ценности. Древние сюжеты обогащались новыми впечатлениями, отражали иное видение мастериц. В своих работах они создавали яркие образы и ту особую радостную приподнятость и праздничность настроения, которая была характерна для народного искусства.

С потерей обрядового назначения орнамент не утрачивает своей эстетической ценности. Отмеченный ярким национальным характером, вобравший в себя богатые крестьянские трудовые и культурные традиции, он способствует развитию художественного вкуса и играет воспитательную роль. В нем раскрывается глубокое чувство нравственности и внутренней красоты народа, которые его создали. Творцы узорочья были неразрывно связаны с природой народного края, с землей-кормилицей, и образы русской крестьянской вышивки как бы сконцентрировали в себе смысл трудовой народной жизни.

В наше время произошли коренные изменения в быту и мировоззрении сельского населения, которые определили изменения в составе и назначении орнаментированных предметов и в принципах их декоративного оформления. Изменилась та патриархальная малоподвижная основа, которая веками служила почвой для традиционного творчества народа. Исчез быт, создавший вышивку, изменились представления, отраженные в ней. И хотя многие мотивы орнамента и художественные

7 Василенко В.М. Народное искусство. //Избранные труды о народном творчестве Х-ХХвв. М., 1974.С.УЗ приемы сохранились и не забыты, наблюдается стремление к развитию новых видов вышивки, сильно подверженных воздействиям моды.

Традиционная домашняя вышивка хотя и ушла в прошлое, но развитие получила в художественных промыслах. Исторически сложившиеся промысловые центры получают новую жизнь.

Современная вышивка восприняла лучшие традиции прошлого. В ней продолжают встречаться, но в значительно переработанном виде, элементы узоров, которые тысячелетиями жили в народной среде и приобрели удивительную ясность и законченность. Многие из старинных счетных швов (счетная гладь, роспись, набор, крест) и сейчас продолжают применяться. Наряду с ними используются новые швы и вышивка на машине.

В наше время мастерицы вышивают самые разнообразные изделия: скатерти, занавесы, дорожки, покрывала, накидки, белье. Их выполняют на тканях различных сортов, но, в основном, на белом полульняном полотне. Из цветных ниток употребляют преимущественно нитки мулине, имеющие шелковистый блеск.

Русская вышивка многообразная по характеру узоров и приемам их исполнения, имеет свои национальные особенности, присущие как старинным крестьянским вышивкам, так и вышивкам современным. Она значительно отличается, например, от вышивок восточных народов, китайской или среднеазиатской, многоцветные узоры которых выполняются криволинейными контурами.

Большое распространение в русской вышивке получила прозрачная белая строчка, которая ни у одного народа не была в прошлом так развита, как у русских. Она в наше время преобладает в Новгородской, Горьковской, Ивановской областях, приобретая в каждом районе особые, своеобразные черты. Белая строчка развита и в продукции артелей Калининской, Рязанской, Калужской областей. Ручная вышивка гладью с узорами растительного характера применяются для украшения изделий в артелях

Владимирской области. Машинная вышивка сейчас существует во всех крупных городах России.

И.П. Работнова отмечает, что «в новом интерьере находят свое место вышитые изделия, различные по характеру и количеству орнаментации»8. Они имеют в основном практическое, утилитарное значение (столовые салфетки, скатерти, оконные занавески). Орнамент на таких предметах занимает иногда весьма скромное место. Вышитая вещь особенно интересна, когда в ней выявлено и подчеркнуто своеобразие народного узорочья.

В современной вышивке изобразительные мотивы трактуются условно. Растительные формы, фигуры людей и животных сильно геометризованы, контуры их очерчены прямыми линиями. Создавая рисунки для вышивки, художники стремятся, чтобы они были выразительны и хорошо смотрелись как вблизи, так и на расстоянии.

Современной вышивке свойственны ясность рисунка, облегченность композиции, преобладание фона над орнаментом, выявление фактуры ткани и самой вышивки, подчеркивание этой фактуры сопоставлением различных швов. Иногда в современных изделиях строгости орнамента соответствует лаконичность расцветки.

Современные мастера всегда будут обращаться к народным образам, к образам природы, потому что «в природности деревенского мира заключено для художника много поэзии» и «традиция творить мир целостности не перестает жить в творчестве многих современных художников».9

Вышивка Северо-Западного региона по своим высоким художественным качествам, богатству орнаментальных образов и сюжетов представляет огромную ценность. Каждое произведение неповторимо и оригинально, в нем запечатлено искусство создателя и художественный

8 Работнова И.П Вышивка в современной квартире, М., 1962. С.6

9 Некрасова М. А. Народное искусство как часть к>та>туры. М., 1983. С.43 опыт многих поколений.

H.H. Воронин писал: «Крестьянское искусство - та горячая и здоровая кровь, которая необходима новому. искусству. Крестьянское искусство несет с собой декоративную мощь, красочное обаяние, конструктивную трезвость и неисчерпаемое остроумие орнаментики. Эти вечные черты бытового искусства, данные коллективным гением художественно одаренного народа.»,10 продолжают питать творчество современных художников.

Изучение крестьянской вышивки Северо-Запада России конца XIX— начала XX века на материалах фондов Российского Этнографического музея, Государственного Русского музея, Государственного Исторического музея (Москва) и музеев других городов страны, положенное в основу данной диссертации и в большинстве своем не публиковавшихся ранее, позволило выделить определенный круг памятников убранства интерьера, тематически ограничив его, описанием наименее изученных экземпляров, таких как полотенца и подзоры, особенно распространенные в СевероЗападном регионе и отражающие специфику данного вида искусства

На основе этого материала, его систематизации и художественно-стилистического анализа стало возможным вывить специфические особенности крестьянской вышивки данного региона, определить функционально - обрядовую роль вышитых предметов в крестьянском быту, рассмотреть технику и раскрыть семантику образов народного искусства.

В диссертации проанализированы типы орнаментов (геометрического, растительного, зооморфного, антропоморфного и др.), прослежена взаимосвязь народного поэтического творчества с «полотняным» фольклором и выявлена возможность использования традиций крестьянской вышивки в современном народном творчестве и художественных промыслах.

10 Ьоронин H.H. Смоленская живопись XI1-Х11 веков. М., 1У / /.С. 126-12/

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Спанаки, Юлия Александровна, 2007 год

1. Амброз А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа. // Сов. Археология. 1966.№1, 61-76 с.

2. Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ (Ромб с крюками).// Сов. археология, 1965, №3,20 с.

3. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. СПб., Паритет, 2006,135 с.

4. Андреева Р.П. Энциклопедия моды. СПб., 1997, 416 с.

5. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М., Наука, 1983, 190 с.

6. Афанасьев А.Н. Поэтическое воззрение славян на природу. М., Наука, 1994. 250 с.

7. Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей.// Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.,1989. 56-63 с.

8. Барадулин В.А., Танкус О.В. Основы художественного ремесла. М., Просвещение, 1978,320 с.

9. Бахилина Н.Б. История цветообозначения в русском языке. М., 1975,146 с.

10. Ю.Бахтин B.C. От былин до считалки. Л., Наука, 1988, 246с.

11. П.Богуславская И.Я. О двух произведениях средневекового народногошитья. // Русское народное искусство Севера, Л., 1968, 267 с.

12. Богуславская ИЛ. Русская народная вышивка -М., Искусство, 1972,120с.

13. Богуславская И.Я. О трансформации орнаментальных мотивов, связанных с древней мифологией в русской народной вышивке. М.,Наука, 1964,180 с.

14. Богуславская И.Я. Творческие проблемы художественных промыслов. -Л., Искусство, 1981,130 с.

15. Бубнова О. Вышивки. М., 1933, 147с.

16. Буткевич Л.М. История орнамента. М., Владос, 2003. 292с.

17. Буткевич Л.М. Орнамент как процесс. М., Владос, 2002, 272с.

18. Бутылина С. И. О крестецкой строчке. // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л., Художник РСФСР, 1998,121 с.

19. Вагнер Г.К. К проблеме крестьянского в народном искусстве. // ДИ СССР, -№3 , 1978,11-18 с.

20. Вейс Г. Внешний быт народов с древнейших времен до наших дней.Т.4, 1975,425 с.

21. Вишневская В.М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии. Петрозаводск. 1981,102с.

22. Вишневская В.М. Многозначность символов народного творчества. // ДИ, 1974, №9,10-12 с.I

23. Виноградова JI.H. Фольклор как источник для реконструкции древней славянской культуры. // Славянский и балканский фольклор. М., 1989,7890 с.

24. Власов В.Г. Стили в искусстве. 4.1-2. СПб. Кольна, 1995, 682с.

25. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. М., 1972, 396 с.

26. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. //Избр. труды, М., Сов.художник, 1972, 545 с.

27. Глинка Ф. Древняя религия славян. Митава, 1804, 34 с.

28. Городцов В.А. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве. //Труды ГИМ. Вып.1. М.,1926, 34 с.

29. Гринкова Н. П. Термины вышивания в русских диалектах.//Ученые записки ЛГПИ. Т. XX. Л., 1939, 60-89с.

30. Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов Коми. М., Наука 1980,239 с.

31. Грушко К., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород, 1996, 534 с.

32. Давыдова С. А. Очерк женских промыслов г. Торжка Тверской губернии.

33. Кустарная промышленность России. Женские промыслы. СПб, 1913, 196-198 с.

34. Давыдова С. А. Очерки кружевной промышленности России, СПб, 1913, 167с.

35. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание. В 4-х тт. М., Астрель-АСТ, 2004.

36. Даркевич В.П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси. //Сов. Археология. М.,1960, №4, 28-37 с.

37. Динцес JI.A. Восточные мотивы в народном искусстве.// Сов. Этнография, М., 1946, №3, 5 с.

38. ДинцесЛ.А. Мотивы Московского герба в народном искусстве. //Сообщения ГИМ. Вып. 2. Л., 1947, с. 12-16

39. Динцес Л.А. Древние черты в русском народном искусстве. //История культуры Древней Руси, М., Л., 1951, Т.2

40. Дурасов Г.П., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. М., Искусство, 1990,146 с.

41. Ефимова Л.В., Белогорская P.M. Русская вышивка и кружево. М.,1982, 74с.

42. Жегалова С. К. Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву, М., 1967, 110 с.44.3арубин Л.А. Солнце и зори в праславянском и славянском изобразительном искусстве. // Сов. славяноведение. 1975. №1,14-16с.

43. Забелин М. Русский народ: его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. М., Наука, 1992. 241с.

44. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991,231 с.47.3емцовский И.И. Поэзия крестьянских праздников. Л., Наука, 1970, 357с.

45. Иванов C.B. Орнамент народов Сибири как исторический источник. //Труды института этнографии. Л., 1989,Т.1, с.23-32

46. Ильин М.А. Исследования и очерки. Избранные работы об искусстве народных промыслов в архитектурном наследии XVI XX веков. М.,1. Наука, 1983, 347с.

47. История русского орнамента XV-XVI веков. Альбом. М., 1997,237 с.

48. Калашникова Н.М Museo etnográfico russo di San Pietroburgo. Glossario // Tesori inediti da San Pietroburgo. Roma, 1992, S. 13, 223-224

49. Калашникова Н.М. Семиотика народного костюма: Учебное пособие. СПб, 2000, 370 с.

50. Калашникова Н.М Традиционный костюм народов России XIX XX веков: Учебное пособие, СПб, 1996, 134 с.

51. Калашникова Н.М Традиции Русского Севера в дизайне женского костюма XX в. // Славяно-русские древности. Вып. 2: Древняя Русь: новые исследования, СПб, 1995, 10 с.

52. Калашникова Н.М Народное искусство в этнографическом музее // Тезисы. Доклад Всесоюзной научной сессии по итогам 1988-1989 гг. (часть 3) Алма-Ата, 1990, с. 129-130.

53. Калмыкова Л.Э. Народная вышивка Тверской земли, Л., 1981, 130с.

54. Канцедикас A.C. Искусство и ремесло (К вопросу о природе народного искусства). М., Наука, 1977, 316 с.

55. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М., Просвещение, 1980, 117с.

56. Климова Н.Т. Русское золотошвейное искусство. М., 1979, 115 с.

57. Климова Н.Т., Федосова О.Г., Наумова О.Н., Ривкина В.В. Ручная и машинная вышивка. М„ Искусство, 1980. 254 с.

58. Климова Н.Т. Народная вышивка Горьковской области. Горький, 1983,138с.

59. Колпакова Н. П. Русская народная бытовая песня. 145с.

60. Королева Н.С. Народная вышивка РСФСР. М.,1961,157 с.

61. Лебедева A.A. Крестьянская одежда населения Европейской России XIX-начало XX в.Определитель. М., 1971, 198 с.

62. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М., Владос, 2004, 144с.

63. Мадлевская Е.Л., Баранов А.Д. Образ лягушки в вышивке имифопоэтических представлениях Восточных славян. //Сообщения ГЭМ. СПб., 2002,143-165 с.

64. Мазалова Н.Е. Человек и дом: Тождество русских представлений. //Сообщения ГЭМ. СПб., 2002,46-63с.

65. Майков JL Великорусские заклинания. СПб., 1869,

66. Макарова Т.И Перегородчатые эмали Древней Руси.М.,1975

67. Макарова Т.И. Черневое дело Древней Руси. М., 1975,

68. Манушина Т.Н. Художественное шитье Древней Руси (в собрании Загорского музея). М., Наука, 1983, 115 с.

69. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1986, 207с.

70. Маслова Г.С. Бытовые сюжеты в русской народной вышивке.// Сов.этнография. 1970, №6,47-69 с.

71. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX начала XX в. М., 1984,196с.

72. МерцаловаМ.Н.Поэзия народного костюма. М., 1988,247с.

73. Миговский А. Народные промыслы. Встречи с самобытными мастерами. М., Просвещение, 1994, 291 с.

74. Миролюбов Ю.П. Русский языческий фольклор. М., Наука, 1995, 230с.

75. Митрофанова В.В. Загадки. JL, 1968,194 с.

76. Мифологический словарь. Т. 1-2, М., 1990, 573 е., 601 с.

77. Мифы народов мира. Под ред. С.А.Токарева. Т. 1-.2. М., 1987, 671с.,719 с.

78. Моисеенко Е.Ю. Русская вышивка ХУ11 начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа. Л., 1978, 241 с.

79. Молотова JI.H. Шабельская H.JI. и её коллекция в Государственном музее этнографии народов СССР.Сообщения ГРМ.Вып.П. Л., 1976,56-62 с.

80. Молотова JI.H., Соснина H.H. Русский народный костюм. Из собрания Госудраственного музея этнографии народов СССР. 1989. 275 с.

81. Молотобарова О.С. Учите детей вышивать. М., Владос, 2003. 189 с.

82. Молотова JI.H. Народное искусство Российской Федерации. Из собрания

83. Государственного музея этнографии народов СССР. Л., 1981.367 с.

84. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., Наука, 1983, 187 с.

85. Некрасова М.А. Народное искусство России. М., Сов. Художник, 1983,

86. Некрылова А. Ф. Русские народные праздники, увеселения, зрелища. Конец XVIII начало XX в. Л., 1984, 256 с.

87. Народы России. Энциклопедия. М., 1994, 479 с.

88. Популярная художественная энциклопедия. Кн. 1-2. М., 1986.

89. Пословицы русского народа. Сборник В. Даля. М., 1957, 327 с.

90. Пропп В.Я. Обряды и обрядовый фольклор. М., Наука, 1962,268 с.

91. Пропп В.Я. русские аграрные праздники, СПб., 1995, 345 с.

92. Проблемы истории и культуры Северо-Запада РСФСР. Л., Наука, 1977,281 с.

93. Работнова И.П. Архангельская народная вышивка, М., 1963, 211с.

94. Работнова И.П. Тамбовская вышивка. Л., 1963, 187 с.

95. Работнова И.П. Русская народная одежда. М., 1964,323 с.

96. Работнова И.П. Композиция северных русских вышивок. // Сб.Трудов НИИХП. Вып.7. М., 1973, 173-187 с.

97. Работнова И.П., Яковлева В.Я. Русская народная вышивка. М., 1957, 153с.

98. Работнова И.П. Вышивка в современной квартире. М., Наука, 1962,147с.

99. Разина Т.А. Художественные промыслы Подмосковья. М., Наука, 1982, 195 с.

100. Россия. Энциклопедический словарь. Л., 1991, 922 с.

101. Раппопорт С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. М., 1968. 183 с.

102. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М., Просвещение, 1972, 327 с.

103. Русский космизм: Антология философской мысли. Сост.

104. С.Г. Семенова, А.Г. Грачева. М., Наука, 1993, 342 с.

105. Русское народное искусство Севера. Л., Просвещение, 1972,227 с

106. Русская старина. Под ред. А.В.Кургатникова. М., СПб., Культура, 1996,380 с.

107. Русский фольклор. Русская литература Х1-ХУ111 веков. Энциклопедическое издание. М., Олимп, 1998, 608 с.

108. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство Х-ХШ века. -Л., Художник РСФСР, 1971, 235с.

109. Русский фольклор. Под ред. Ю.М. Соколова М., 1941, 557с.

110. Руденко С.И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани ( из оледенелых курганов горного Алтая). М., 1968. 192 с.

111. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.,1981, 211 с.

112. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.,1987,267 с.

113. Рябинин Е.А. Зооморфные украшения Древней Руси Х-ХШ вв. М.,1981, 154 с.

114. Садовников Д.Н. Загадки русского народа. М., 1959, 198 с.

115. Салтыков А.Б. Избранные труды. М., Наука, 1962, 385 с.

116. Свирин А.Н. Шитье. // Русское декоративное искусство. Под ред. А.И. Леонова М, 1962,123-145 с.

117. Свирин А.Н. Древнерусское шитье. М., 1963,172 с.

118. Сидамон-Эристова В.П., Шабельская Н.Л. Собрание русской старины: Вышивки и кружева. Вып.1. М., 1910,189 с.

119. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., ЭЛИАС-ЛАК, 1995,416 с.

120. Славянская мифология. Под ред. Е.Ф.Конева. Мн., 2005,256с.

121. Словарь русского языка. АН СССР, Т.1. М., 1981,698 с.

122. Смирнова Э.С. Древнерусское и народное искусство (собрание Загорского музея-заповедника). М., Наука, 1990,210 с.

123. Снегирев И.М.Русские простонародные праздники. Вып.З. М., 1838, 102с.

124. Соболев H.H. Русский орнамент. М., 1948, 162 с.

125. Соколова Т.М. Орнамент почерк эпохи. Л., Наука, 1973,174 с.

126. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1978,202 с.

127. Соломина В.П. Древнерусское шитье в Собрании Архангельского областного краеведческого музея. Каталог. Архангельск, 1982, 154 с.

128. Стасов В.В. Русский народный орнамент, шитье, ткани, кружево. Вып. 1. СПб., 1872, 230 с.

129. Спанаки Ю.А. Историографический аспект исследования русской народной вышивки. //Вестник молодых ученых, 2005, №7, серия: «Культурология и искусствоведение», 2005, № 2. стр. 29-32

130. Спанаки Ю.А. Образ птицы в крестьянском искусстве Северо-Запада России. //Конференция РАЕН «60 лет Великой победы», Секция «Философия культуры» Сборник научных статей, СПб., 2005, 0,2 п.л.

131. Спанаки Ю. А. Сравнительный анализ изобразительных мотивов в крестьянской вышивке народов Севера и Поволжья России. //Вопросы гуманитарных наук, М., 2006, № 4, 0,2 п.л.

132. Спанаки Ю.А. Образ, который Вы создаете. //X Царскосельские чтения, Международная научно-теоретическая конференция. Сборник научных трудов. Т.1. СПб., 2006,176-178 с.

133. Художественные особенности крестьянской вышивки в традиционном искусстве России. Учебное пособие. Назарова С.И., Спанаки Ю.А. (в соавторстве), Спанаки Ю.А.- 6 п.л. СПб., ВМИИ, 2006, 180с.

134. Спанаки Ю.А. Роль полотенец в быту русских крестьян СевероЗападного региона России XIX XX века. //XI Царскосельские чтения, Международная научно- теоретическая конференция. Сборник научных трудов. T.VI, СПб., 2007, 137-139.

135. Спанаки Ю.А. Смысловое значение орнамента русской крестьянской вышивки. //XI Царскосельские чтения, Международная научнотеоретическая конференция. Сборник научных трудов. T.VI, СПб., 2007,139-140

136. Спанаки Ю.А. Геометрический орнамент. //XI Царскосельские чтения, Международная научно-теоретическая конференция. Сборник научных трудов. T.VI, СПб., 2007,140-144

137. Спанаки Ю.А. Вышивка в предметах убранства крестьянского жилища Северо-Западного региона России. СПб., 2007, 170с.

138. Фалеева В.А.Русская народная вышивка. Л., 1949,130 с.

139. Фалеева В.А., Кокуина Е.И. Пособие по вышивке.М., 1954,98 с.

140. Фалеева В.А. Кружево. // Добрых рук мастерство, Л., 1976,152-163 с.

141. Фаминцын A.C. Божества древних славян. СПБ., 1884,144 с.

142. Фехнер М.В. Золотное шитье Владимиро-Суздальской Руси. Средневековая Русь. М., 1976, 112 с.

143. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. 840с.

144. Фрезер Д. Золотая ветвь. М., 1980,376 с.

145. Хилевская К.В. Золотной узор: рассказ о тожковских золотошвеях. М., Просвещение, 1959, 279 с.

146. Художественные промыслы РСФСР (справочник). Составители Смолицкий В.Г., Скавронская З.С. М., Просвещение, 1959,158 с.

147. Цветкова H.H. Современный текстильный дизайн. Традиции, новые технологии. //Мода и дизайн: исторический аспект новые технологии. СПб., 2004, 0,3 п.л.

148. Цветкова H.H. Роль традиционного ткачества в моде современной Финляндии. //Мода и дизайн: исторический аспект новые технологии. СПб., 2003, 0,3 п.л.

149. Цветкова H.H. Общее и особенное в творчестве русских и белорусов. // Традиции и обычаи народов России и Белоруссии. Доклады и сообщения в 2-х тт. Т.2. Минск, 2001, 0,3 п.л.

150. Чекалов А.К. Народная деревянная скульптура русского Севера. М., Искусство, 1974,192 с.1. Искусство, 1974,192 с.

151. Шабельская H. JI. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье. Вопросы реставрации. //Сборник центральных государственных реставрационных мастерских. М., 1926, с. 118-119

152. Шангина И. И. Образцы русской вышивки на обрядовых полотенцах XIX -XX вв. М., Наука, 1975. 234с.

153. Шангина И.И. Образы русской вышивки на обрядовых полотенцах XIX XX века. Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1975,24 с.

154. Шангина И. И. Русские традиционные праздники, СПб., Искусство, 1997,190 с.

155. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. М., Харьков, 2003, 591с.

156. Энциклопедия символов. Составитель В.М.Рошаль. М., ACT, 2006, 1007 с.

157. Энциклопедия литературных героев: Русский фольклор и древнерусская литература. М., Олимп, 1998, 544 с.

158. Якобсон A. JI. Ткацкие слободы и села в XVIII веке, М., 1934, 98 с.

159. Яковлева В.Я. Вологодская и Ярославская вышивка. JI., 1984,192 с.

160. Яковлева В.Я. Новгородская и псковская народная вышивка. М., 1954,187с.

161. Яковлева В.Я. Калининская народная вышивка, М., 1955, 178 с.

162. Яковлева В.Я. Рязанская народная вышивка. JL, 1959,154 с.

163. Яковлева В.Я. Калужская народная вышивка. М., 1959, 147 с.

164. Якунина Л.И. Русское шитье жемчугом. М., 1955,

165. LAROUSSE. Всемирная иллюстрированная энциклопедия. M., АСТ-АСТРЕЛЬ, 2004,1892 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.