Критический анализ экзистенциально-феноменологической трактовки проблемы человека (на материале англо-американской философии 60-х годов XX века) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Моложанова, Светлана Васильевна

  • Моложанова, Светлана Васильевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1984, Минск
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 163
Моложанова, Светлана Васильевна. Критический анализ экзистенциально-феноменологической трактовки проблемы человека (на материале англо-американской философии 60-х годов XX века): дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Минск. 1984. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Моложанова, Светлана Васильевна

ВВЕДЕН ИЕ

Г Л А В А I. Проблема связи феноменологии и экзистенциализма

§ I. Исторические предпосылки распространения идей феноменологии и экзистенциализма в англо-американской философии

§ 2. Феноменология как методологическая основа экзистенциализма

ГЛАВА П.Идеалистическая сущность экзистенциально-феноменологического решения проблемы человека

§ X. Критика концепции "позитивного экзистенциализма" К. Уилсона

§ 2. Несостоятельность экзистенциально-феноменологической трактовки человека

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Критический анализ экзистенциально-феноменологической трактовки проблемы человека (на материале англо-американской философии 60-х годов XX века)»

В современных условиях борьбы двух общественно-политических систем, "двух способов, двух формаций, двух хозяйств — т коммунистического и капиталистического" , протекающей в обстановке мирного сосуществования государств с различным социальным строем, идейное противоборство между ними становится острейшим фронтом классовой борьбы. Перед основными общественно-политическими силами современности стоит задача завоевания доверия и поддержки масс, задача целенаправленного воздействия на их сознание, поскольку от успехов ее решения в значительной степени зависит исход противоборства сил социализма и капитализма.

В настоящее время одним из направлений борьбы за человека, его сознание и мировоззрение является идейная полемика между экзистенциализмом, прямо и непосредственно концентрирующем на этом свои усилия, с одной стороны, и марксизмом, с другой.

Несмотря на то, что экзистенциализм сейчас утрачивает свою необычайную популярность, он, — отмечают советские исследователи, — еще "весьма влиятелен на Западе"^ и наряду с неопозитивизмом, философией жизни, персонализмом и неосхоластикой поставляет "основные парадигмы решения важнейших философских пробq лем" . По мнению самих буржуазных философов, в интеллектуальной

1 Ленин В*И. Полн.собр. соч., т. 42, с. 75. р

Мудрагей Н.С. Проблема человека в иррационалистическом учении Серена Кьеркегора. — Вопросы философии, 1979, № 10, с. 76.

Богомолов А.С. Наука и иные формы рациональности. — Вопросы философии, 1979, № с. 109. См. также Мельвиль Ю.К. Проблемы и методы современной буржуазной философии. — Вопросы философии, 1979, № 9, с. 112. жизни мира сейчас есть лишь две живые философии, которые пытаются справиться с конкретными проблемами человеческого существования — это феноменология и экзистенциализм, с одной стороны, и марксизм — с другой1.

Экзистенциализм, поставивший в центр рассмотрения проблему человека и в своем подходе к ней принципиально противопоставивший свои решения марксистским, является активно действующим идеологическим фактором, до сих пор сохраняющим, таким образом,свое влияние на современное буржуазное сознание и духовный климат буржуазного общества в целом.

Руководствуясь линией партии на то, что "для успеха в идеологической борьбе надо прежде всего знать противника, разбираться в различных концепциях, лежащих в основе буржуазной пропаганды, отчетливо видеть их классовый смыслсоветские философы считают необходимой задачу дальнейшего разоблачения философской, методологической и мировоззренческой несостоятельности экзистенциализма, которая для своего решения требует углубления и уточнения аргументации в критическом анализе взглядов и концепций философов-экзистенциалистов, классовых и теоретических основ их учений.

Советскими философами проделана большая работа по анализу и критике экзистенциалистской философии. Исследование экзистенциализма у нас в стране начинается с конца 50-х годов. Работами Y/ild J. Marxist Communism and Existential Philosophy. - In: Dialogues on the Philosophy of Marxism. V/estport, 1974, p. 337, 338.

Русаков К.В. Обострение идеологической борьбы на мировой арене и политическое воспитание трудящихся. М., 1982, с. 37.

Б.Э.Быховского, П.П.Гайденко, М.К.Мамардашвили, А.Г.Мысливченко, И.С.Нарского, Т.И.ОЙзермана, Г.А.Орловой, Т.А.Сахаровой, Э.Ю.Соловьева, Г.Д.Сульженко, М.Л.Чалина, К.А.Шварцман было положено качало марксистской критике экзистенциализма, был намечен спектр проблем, по которым впоследствии развернулся всесторонний критический анализ этого направления философии. Исследование экзистенциализма советскими философами было начато с выявления классового содержания философии существования, с определения ее общефилософских предпосылок и ориентаций; в их работах вскрывался субъективно-идеалистический и иррационалистический характер экзистенциализма, разоблачалась его реакционная сущность и антикоммунистическая направленность.

Дальнейшее исследование экзистенциалистской философии было продолжено в направлении углубления критического анализа экзистенциалистских концепций, взглядов отдельных авторов, отдельных проблем. Последнее позволяет определенным образом систематизировать весьма обширную к сегодняшнему дню литературу по экзистенциализму.

Большую группу работ составляют исследования, посвященные общей философской критике экзистенциализма в контексте решения им таких мировоззренчески важных проблем, как проблема человека и общества, смысла человеческой жизни, свободы и ответственности, нравственного выбора и т.д. Это работы А.С.Богомолова, Б.Э. Быховского, П.П.Гайденко, М.А.Кисселя, М.К.Мамардашвили, Ю.К. Мельвиля, М.Б.Митина, Э.Ю.Соловьева, Т.И.ОЙзермана, М.Л.Чалина.

Концепции М.Хайдеггера, К.Ясперса, Ж.-П.Сартра, Г.Марселя, А.Камю, М.Мерло-Понти анализируются А.С.Богомоловым, Р.М.Габи-товой, П.П.Гайденко, К.М.Долговым, М.А.Кисселем, В.Н.Кузнецовым, М.К.Мамардашвили, Г.Я.Стрельцовой, Г.М.Тавризян, Э.Ю.Соловьевым,

JI♦ И.Филипповым и другими авторами, в исследованиях которых выявляется основная проблематика учений философов-экзистенциалистов, подвергаются критике их исходные субъективно-идеалистические установки, основополагающие идеи.

Атеистический и религиозный варианты экзистенциализма были рассмотрены в работах И.С.Нарского, Г.А.Орловой, Т.А.Сахаровой, Г.Д.Сульженко, Г.М.Тавризян, Л.А.Чухиной, которые показали, что общая идеалистическая основа делает грань между ними условной и относительной.

Советские философы критически исследуют многообразные опосредования и импликации экзистенциалистской философии, взаимоотношения экзистенциализма и других философских учений: экзистенциализма и Франкфуртской школы /Э.Ю.Соловьев/, экзистенциализма и неопозитивизма /А.Ф.Бегиашвшш/, экзистенциализма и прагматизма /А.Г.Григорян/; ряд параллелей с философией экзистенциализма обнаруживается в концепции Л.Витгенштейна, в неогумбольдтианст-ве /И.Ш.Пшиготижев/.

Предметом анализа советской философской критики стало также характерное для современного экзистенциализма стремление к "по-зитивации" традиционной доктрины, ведущее свое начало от итальянского "позитивного экзистенциализма" Н.Аббаньяно. В этой области работают Л.А.Крылова, Л.Н.Мосолова, С.Ф.Одуев, В.И.Ртищев, С.А.Эфиров и другие авторы. Советскими исследователями анализируется развитие экзистенциализма в различных странах — Италии /С.А.Эфиров/, Франции /Б.Э.БыховскиЙ, М.А.Киссель, В.Н.Кузнецов, М.К.Мамардашвили, Т.А.Сахарова, Э.Ю.Соловьев, Г.Я.Стрельцова, Г.М.Тавризян, Л.И. Филиппов и др./, Германии /А.С.Богомолов, П.П.Гайденко, Р.М.Га-битова, И.С.Нарский и др./, Японии /Ю.Б.Козловский, Б.В.Поспелов/, Испании /А.Б.Зыкова, ЛД.Куличенко/. Их исследования выявили, что на пути ассимиляции экзистенциалистских идей в философской культуре и традиции различных стран экзистенциализм, как правило, подвергается более или менее значительной модификации и на этом пути приобретает специфические "национальные" черты.

Следует отметить, что в марксистской критической литературе англо-американский экзистенциализм исследован значительно в меньшей степени, чем, например, немецкий и французский. В число работ, посвященных англо-американскому экзистенциализму, входят несколько обзорных статей А.Г.Григоряна, М.С.Кельнера, В.В.Лазарева, Д,В.Ермоленко, А.С.Богомолова, брошюра Л.Н.Мосоловой и т

Л.А.КрыловойА, в которых в общих чертах рассматривается процесс распространения экзистенциализма в философии и культуре США и Англии, анализируются причины, сделавшие возможным влияние европейского экзистенциализма, выделяются проблемы, которые привлекли к себе наибольшее внимание англо-американских философов-экзит А.Г.Григорян. Экзистенциализм в США. - В кн.: Современный экзистенциализм. М., 1966; он же: Агностицизм в гносеологии американского экзистенциализма. - В кн.: Современная идеалистическая гносеология. М., 1968; №.С.Кельнер "Экзистенциализм в США и проблема "целостной личности". - В кн.: Философия марксизма и экзистенциализм. М., 1971; В.В.Лазарев. Экзистенциалистская концепция человека в США. - Вопросы философии, I§67, fe 3; Д.В. Ермоленко. Процесс отчуждения в капиталистическом обществе и распространение экзистенциализма в США. - В кн.: Современная буржуазная философия США. М., 1965; А.С.Богомолов. Экзистенциализм и американская философия. - В кн.: Буржуазная философия США XX века. М., 1974; Л.Н.Мосолова, Л.А.Крылова. Экзистенциализм в Англии и США. М., 1976. стенциалистов (таковой оказывается общая для всего экзистенциализма тема "личной самодеятельной ценности индивида, возможностей реализации конкретной индивидуальности человека" в условиях т государственно-монополистической организации общества, исследуются попытки англо-американских философов синтезировать идеи экзистенциализма с идеями прагматизма и неопозитивизма, их стремление осмыслить и в определенной мере модернизировать "классический" европейский экзистенциализм. Советскими философами ведется работа по критическому анализу взглядов и концепций англоамериканских философов-экзистенциалистов — У.Баррета, создавшер го первую версию американского экзистенциализма , Дж. Уайлда, представителя феноменологического экзистенциализма, использующего в построении своей концепции идеи Джемса, Гуссерля и Хайдегq гера , К.Уилсона, английского писателя и философа-экзистенциализма, создавшего свой вариант "позитивного экзистенциализма^. Кельнер М.С. Экзистенциализм в США и проблема "целостной личности", с. 203. р

Салькова Н.Е. Проблема свободы в экзистенциализме У.Баррета. —В кн.: История зарубежной философии и современность. М.,1980. Она же: Уильям Баррет и психоанализ. В кн.: Человек, сознание, мировоззрение. М., 1979. о

Томашов В.В. Экзистенциалистско-феномонологическая сущность концепции ответственности Дж.Уальда. — Вестник Ярославского университета, 1976, вып. 15; Накмудинов Г.М. Человек и его свобода в понимании Дж.Уальда. — Вестник Ярославского университета, 1974, вып. 6.

Крылова JI.A., Мосолова Л.Н. К критике философско-эстетической концепции англо-американского экзистенциализма. М., 1970; они же: Экзистенциализм в Англии и США.

Однако не все стороны англо-американского экзистенциализма исследованы исчерпывающе полно. Следует отметить, что в 60-е годы среди англо-американских философов широко обсуждаются методологические проблемы экзистенциализма. При этом обращает на себя внимание тот факт, что в их исследованиях исчезает однозначная определенность относительно методологии экзистенциализма, до недавнего времени, как правило, отождествляемой с феноменологией З.Гуссерля. Подобному пересмотру во многом способствовали имеющие в англо-американском экзистенциализме место попытки создания и обоснования нефеноменологических версий экзистенциализма — факт, который свидетельствует о стремлении буржуазных философов подвергнуть сомнению саму феноменологическую природу экзистенциализма, с одной стороны, и расширить тем самым представления о его методологических основаниях, с другой.

Действительно, в современном экзистенциализме существует направление, восходящее к Кьеркегору и не связывающее себя непосредственно с методологическими установками феноменологии Д.Бубер, К.Ясперс, У.Эрл/. Несомненно, в поле критического анализа философов-марксистов должны войти проблемы, связанные с применением экзистенциалистами нефеноменологической методологии, в частности, таких методов, как герменевтика, "экзистенциальное прояснение", "повествование", которые, по мнению экзистенциалистов и их приверженцев, столь же достаточны и правомерны в качестве метода, как и феноменология. Предваряя анализ, можно предположить, что с этой точки зрения, феноменологическое и нефеноменологическое направления в экзистенциализме представляют собой различные способы оформления экзистенциалистской концепции человека. Представляется, что признание факта их существования позволит обнаружить специфику в понимании основополагающих проблем экзистенциалистской философии — природы экзистенции и методов ее познания и определить дальнейшие перспективы систематического анализа и критики экзистенциализма, которые могут быть продолжены в направлении установления определенного соответствия между используемым методом и способом организации содержания экзистенциалистского учения. На наш взгляд, эта проблема может быть предметом самостоятельного историко-философского исследования; настоящая же работа ограничивается анализом проблем, связанных с экзистенциально-феноменологической трактовкой человека в англо-американском экзистенциализме.

В качестве исследовательского материала нами привлечена англоязычная философская литература 60-х гг., главным образом, США и Англии. 60-е годы XX века — это период наибольшей популярности экзистенциализма в англо-американском мире. Так называемая "полоса шестидесятых годов", получившая в исторической литературе определение "критического десятилетия Америки"^, с предельной остротой поставившая "проблему человека , дает богатый материал для исследования. Именно на этот период приходится наибольшее число работ англо-американских авторов, посвященных феноменологии и экзистенциализму, именно в это время развертываются многочисленные дискуссии о возможности их объединения в рамках экзистенциалистской концепции человека, вновь и вновь исследуются предпосылки осуществления единого экзистенциально-феноменологического подхода к человеку.

Возможность объединения в анализе философской литературы

1 См. Иностранная литература, 1978, Кг с. 159. ? с См. Григорян А.Г. Экзистенциализм в США г В кн.: Современный экзистенциализм, с. 455.

США и Англии признана советской философской критикой. Так, по мнению исследователей англо-американского экзистенциализма Л.А.Крыловой и Л.Н.Мосоловой, общность культур США и Англии, сходная социальная основа, так же как и тот факт, что и для Америки и для Англии экзистенциализм не является "национальным" течением дают реальные основания для такого синтеза*. А.С.Богомолов, исследуя английскую и американскую буржуазную философию XX века, пришел к выводу о том, что современная философия "в странах английского языка ( English - speaking countries ) выступает как определенное единство, гораздо более тесное, чем то, о котором можно говорить применительно к буржуазной философии о

XX в. в целом" . Единый язык, обусловливающий известную общность культуры, в том числе и философской, отсутствие языковых барьеров, — считает А.С.Богомолов, — являются важными факторами, создающими и поддерживающими эту общность. Но более всего общность культур обусловлена, — считает он,—"общностью социальных источников, социальных интересов буржуазии различных стран и наличием у современного капитализма общего врага — мирового пролетарского движения, интернационального по своему существу и единого по своей идеологии"^.

Цель работы состоит в том, чтобы показать существо постановки и решения проблемы человека в экзистенциально-феноменологической философии США и Англии, вскрыть философскую сущность ЭЮ Крылова Л.А., Мосолова Л.Н. К критике философско-эстетической концепции англо-американского экзистенциализма.М.,1970, с.17. р

Богомолов А.С. Английская буржуазная философия XX века. М., 1973, с. 3.

Там же, с. б. зистенциально-феноменологического подхода к проблеме человека в англо-американской философии, выявить его научную и методологическую несостоятельность. Достижение этой цели предполагает постановку и решение конкретных задач:

- проследить исторические предпосылки распространения идей феноменологии и экзистенциализма в англо-американской философии;

- дать анализ и критическую оценку принципиальных позиций англо-американских философов по вопросу о возможности объединения феноменологии и экзистенциализма в рамках экзистенциалистской концепции "человеческого существования";

- выделить и рассмотреть процедуры феноменологического метода, которые используются в экзистенциализме, показать их экзистенциалистскую интерпретацию;

- критически исследовать экзистенциально-феноменологическую концепцию человеческого существования в "позитивном экзистенциализме" К.Уилсона;

- показать принципиальную невозможность средствами экзистенциально-феноменологической философии адекватно поставить и решить проблему человека;аргументировать преимущество марксистско-ленинской теории и методологии в способе её постановки и решения.

Теоретико-методологической основой данной работы является диалектико-материалистическая методология марксизма-ленинизма, ленинские принципы критики современной буржуазной философии, опыт критики экзистенциализма, накопленный советской философской наукой, а также принципиальные установки КПСС по идеологической работе, требующие от советских философов активизации борьбы с буржуазной и ревизионистской идеологиями.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые на уровне диссертационного исследования в качестве самостоятельного предмета анализа выступает экзистенциально-феноменологическая трактовка человека в англо-американском экзистенциализме. Конкретно элементы научной новизны содержатся:

- в расширении представлений об особенностях восприятия и распространения идей феноменологии и экзистенциализма в США и Англии в 60-е годы XX века;

- в проведенном с позиций марксистско-ленинской методологии анализе концепций англо-американских философов по проблеме связи, объединения феноменологии и экзистенциализма в рамках экзистенциалистского учения о человеке, который конкретно формулировался ими как вопрос о возможности использования феноменологии в качестве метода экзистенциалистской философии;

- в углублении исследования экзистенциально-феноменологической трактовки человека в "позитивном" направлении англо-американского экзистенциализма, проведенного через критическое исследование его методологических оснований.

Элементы научной новизны содержатся также в том, что в работе вводится в научный оборот ряд малоизвестных и ранее не рассматриваемых материалов англо-американских философов по проблеме исследования.

Основные положения, выносимые на защиту, заключаются в следующем:

- Особенность восприятия и распространения экзистенциально-феноменологической философии в англо-американском мире заключается в том, что явления, обусловивишие возникновение экзистенциалистского мировоззрения в США и Англии проявились позднее, чем в странах Европы и не были непосредственно связаны с такими социальными катастрофами, какими для Европы явились мировые войны. Широкое распространение идей феноменологии и экзистенциализма, пик интереса к ним в англо-американских странах приходится на 60-е годы XX века, период экономического подъема, роста производительных сил и интенсивного протекания научно-технической революции. Источником экзистенциалистского мироощущения, духовного кризиса человека становится сама его жизнь в условиях стабильного, функционально-сбалансированного капиталистического государства с монополизированной экономикой, политикой, сильным бюрократическим аппаратом и "коллективистскими" формами жизни.

- Возможность применения феноменологии в качестве метода экзистенциализма обусловлена единым для них проблемным полем, ограниченным анализом сознания с общей для обоих учений методологической установкой определять имманентные структуры субъективности безотносительно к объективной реальности, в действительности определяющей ее не онтологическое и априорное, но исторически и социально обусловленное содержание. Использование феноменологии в качестве метода экзистенциализма осуществляется через принятие и специфическую интерпретацию в экзистенциализме теории интенциональности сознания, которая определила в нем понимание онтологической природы экзистенции, и теории "сущностного видения", объяснившей способы ее познания. В процессе объединения феноменологии и экзистенциализма в экзистенциалистской концепции человеческого существования процедуры феноменологического метода подвергаются определенной трансформации, что связано с изменением предмета исследования. Им в экзистенциализме является не познающее сознание, как это имело место в феноменологии Гуссерля, а "человеческое существование".

- Задача создания оптимистического мировоззрения в рамках экзистенциалистского учения о человеке решается К.Уилсоном, английским представителем "позитивного" направления в экзистенциализме, на методологических основаниях феноменологической философии. Сравнение "классического" и "нового экзистенциализма" показывает» что различия методологического характера в силу этого имеют второстепенный характер. Более существенными ока-зыаются они с точки зрения социально-идеологических функций "новой" экзистенциально-феноменологической трактовки человека Уилсоном: в рассматриваемом варианте "позитивный экзистенциализм" усиливает апологетические, реакционные черты "классического экзистенциализма". Феноменологический метод не является адекватным методологическим средством обоснования системы оптимистического мировоззрения; решение этой задачи объективно находится за пределами идейных и методологических возможностей экзистенциализма.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении учебных курсов по истории философии, диалектическому и историческому материализму, а также спецкурсов по проблемам критики современной буржуазной философии и методологии. Выводы, содержащиеся в работе, могут использоваться и в практике идеологической работы в борьбе с буржуазной идеологией и пропагандой.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Моложанова, Светлана Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе была предпринята попытка на материале англо-американской философии 60-х годов XX века рассмотреть существо экзистенциально-феноменологического подхода к решению проблемы человека, показать его научную и методологическую несостоятельность. Критический анализ экзистенциально-феноменологической трактовки проблемы человека был проведен через рассмотрение двух взаимосвязанных аспектов: I/ исследуя позиции англоамериканских философов по вопросу связи феноменологии и экзистенциализма, в работе выделяется и в общих чертах анализируется механизм их объединения в рамках экзистенциалистского учения о человеке, с одной стороны и 2/ исследуется осуществление единого экзистенциально-феноменологического подхода в неклассических вариантах экзистенциализма, где феноменология выступила в качестве методологического средства обоснования оптимистического мировоззрения экзистенциалистской философии, с другой. Такой подход позволяет, по нашему мнению, более последовательно провести анализ и критику экзистенциально-феноменологической трактовки проблемы человека в англо-американском экзистенциализме как с точки зрения метода, так и с точки зрения содержания экзистенциально-феноменологической философии, эксплицировать их внутреннюю связь, показать единство теории и метода, которое в рассматриваемом типе идеалистической философии находит свое выражение в факте принципиальной неспособности экзистенциально-феноменологической философии решить поставленную ею проблему человека.

В работе было показано, что экзистенциально-феноменологическая трактовка проблемы человека основывается на использовании феноменологической методологии в экзистенциалистских концепциях человеческого существования (в отличие от тех экзистенциалистских концепций, где феноменологическая методология не применяется) и осуществляется через применение в экзистенциализме определенных процедур, предписанных феноменологической наукой Э.Гуссерля. В работе были рассмотрены ее существенно важные в методологическом отношении идеи — гуссерлианская концепция интенциональности сознания и теория "сущностного видения", через освоение и специфическую интерпретацию которых в экзистенциализме объединяются феноменология и экзистенциализм. Принципиальное отличие позиции филооофов-марксистов в осмыслении этого факта от оценок буржуазных философов — как сторонников, так и противников экзистенциально-феноменологического подхода, рассматривающих экзистенциализм как подлинную философию человека, — заключается в том, что, с точки зрения марксизма, проблема человека, на решение которой претендует экзистенциализм, неразрешима средствами экзистенциально-феноменологической философии и методологии.

В соответствии с задачами исследования в работе так же был рассмотрен и подвергнут критике "позитивный" вариант экзистенциально-феноменологической философии, в процессе анализа которого было показано, что субъективно-идеалистические основания, феноменологическая методология, ограничившая программу преобразований экзистенциализма преобразованием внутренней позиции человека по отношению к миру, его апологетическая классовая направленность не могут стать фундаментом системы оптимистического мировоззрения. В этой своей "позитивной" эволюции "новый',' феноменологический экзистенциализм К.Уилсона только усиливает реакционные черты экзистенциалистской "классики".

Исследование завершается выводом о том, что проблема подлинного бытия человека, с которой экзистенциализм вошел в исто-' рию философии, неразрешима средствами феноменологической методологии, что только марксизм является адекватной методологической основой осмысления и решений этой проблемы, указывая практические, действенные, а не иллюзорные, пути достижения подлинно человеческого бытия.

В целом в работе был выделен и рассмотрен лишь один из аспектов проблемы, связанной с изучением и критикой экзистенциалистской методологии. Исследование экзистенциализма должно быть продолжено в направлении углубления анализа его методологических оснований, связанных с применением феноменологического метода, и не связанных с ним, с тем, чтобы выявить специфику этих методологических подходов как с точки зрения предписываемых ими познавательных процедур постижения экзистенции, так и с точки зрения оформленного на их основе содержания. Более глубокому пониманию проблемы будет способствовать, на наш взгляд, сравнение феноменологической и нефеноменологической "моделей" экзистенции. Что касается феноменологического экзистенциализма, то исследование его потребует достаточно строгих представлений о процедурах феноменологического метода в самой феноменологии, а также более полного знания об особенностях его использования в экзистенциализме, имея в виду при этом несомненную специфичность его истолкования и применения такими крупными феноменологическими экзистенциалистами, какими являются Хайдеггер, Сартр, Мерло-Понти. Заслуживает внимания исследователей и вопрос о боге в системах феноменологического и нефеноменологического экзистенциализма: еще до сих пор не нашел своего объяснения тот факт, что, как правило, феноменологические формы экзистенциализма оказываются программно нерелигиозными, а нефеноменологические — так или иначе связаны с религиозной проблематикой.

В позитивном плане критический анализ экзистенциализма должен способствовать углублению научного исследования реально значимых проблем, которые фальсифицируются им. Правильная оценка слабых и сильных сторон буржуазных философских концепций будет способствовать обогащению и развитию собственной теории марксизма. Проводя их объективный, строго научный анализ философы-марксисты руководствуются ленинским положением о том, что критикуя буржуазных идеологов, надо уметь усвоить и переработать те завоевания, которые делаются ими, и в то же время "уметь отсечь их реакционную тенденцию, уметь вести свою линию и бороться со всей линией враждебных нам сил и классов"*.

Необходимость решения проблем, связанных с целенаправленным формированием мировоззрения у современного человека как проблем, имеющих непосредственный выход в социальную практику, свидетельствует об актуальности и идеологической значимости исследования экзистенциализма, требует углубления его анащиза и критики, освобождения от налета мистификации реальных проблем, поставленных им. В теоретическом и практическом плане это будет способствовать повышению уровня и эффективности критики современной буржуазной философии, обогащению нашей аргументации, усилению позиций марксизма в идейном споре с буржуазной идеологией в современных условиях острой классовой борьбы социалистической и капиталистической общественно-политических систем. Ленин В.И. Полн.собр. соч., т.18, с.364.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Моложанова, Светлана Васильевна, 1984 год

1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1, с.219—368.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. —Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2, с.З—230.

3. Маркс К, Тезисы о Фейербахе. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З, с. 1—4.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.З, с.7—544.

5. Маркс К. Нищета философии. —Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с. 65—185.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. — Марко К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с.419—459.

7. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.8, с.115—217.

8. Маркс К. К критике политической экономии. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13, с.1—167.

9. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., г.23. — 907 с.

11. Ю.Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том второй.

12. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.24. — 648 с.

13. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том третий. —Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.25, ч.1. — 545 е.; ч.П. — 551 с.

14. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42, с.41—174.

15. Маркс К. Экономические рукописи 1857—1859 годов. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.1, с.1—508; ч.П, с.З—493.

16. Маркс К. Замечания на книгу А.Вагнера "Учебник политическойэкономии". —Маркс К., Энгельс Ф. Соч., г.19, с.369—399.

17. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. —Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с. 1—338.

18. Энгельс Ф. Диалектика природы. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.339—626.

19. Г7. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21, с.269—317.

20. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? — Полы. собр.соч., т.1, с. 125—346.

21. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве /отражение марксизма в буржуазной литературе/. —Полн. собр. соч., т.1, с.347—534.

22. Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма. — Полн. собр. соч., т.2, с.II9-262.

23. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. — Полн. собр. соч., т. 18, с.7—384.

24. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. — Полн. собр. соч., т.27, с.299—426.

25. Ленин В.И. Философские тетради. —Полн. собр. соч., т.29.

26. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма. — Полн. собр. соч., т.45, с.23—33.

27. Ленин В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения. — Полн. собр. соч., т.6, с.1—192.

28. Ленин В.И. Революционный авантюризм. —Полн. собр. соч., т.6, с.377—398.

29. Z?. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. — Полн. собр. соч., т.12, с.99—105.

30. Ленин В.И. Социализм и анархизм. — Полн. собр. соч., т. 12, с. 129—132.

31. Ленин В.И. Марксизм и ревизионизм. — Полн. собр. соч., т. 17, с. 15—26.

32. Ленин В.И. Государство и революция. — Полн. собр. соч., т.33, с.1—120.

33. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. — Полн. собр. соч., т.41, с.1—104.

34. Ленин В.И. Собрание актива московской организации РКП/б/. — Полн. собр. соч., т.42, с.55—83.

35. Ленин В.И. Л.Н.Толстой и современное рабочее движение. — Полн. собр. соч., т.20, с.38—41.

36. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи /речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г./. —Полн. собр. соч., т.41, с.298—318.

37. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Изд-во политической литературы, 1976. --- 256 с.

38. Материалы ШТ съезда КПСС. М.: Изд-во политической литературы, 1981. — 217 с.37. 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года. М.: Изд-во политической литературы, 1981, с.З—22.

39. Русаков К.В. Обострение идеологической борьбы на мировой арене и политическое воспитание трудящихся. М.: Политиздат, 1982. — 47 с.

40. Автономова Н.С. В поисках новой рациональности. Опыт типологической характеристики некоторых тенденций современного буржуазного сознания. — Вопросы философии, 1981, № 3,с. 145—157.

41. Антонович И.И. Современная философская антропология. /Критический очерк/. Минск: Наука и техника, 1970. — 304 с.

42. Антонович И.И. Социальная патология капитализма. Минск: Беларусь, 1974. — 240 с.

43. Антонович И.И. Социальное кредо буржуазного гуманизма. Минск: Вышэйшая школа, 1976. — 216 с.

44. Антонович И.И. Социальное развитие и проблема прогресса. Критика новейших буржуазных концепций. Минск: Беларусь, 1977. — 288 с.

45. Аптекер Г» Некоторые тенденции в идеологической жизни США. — Проблемы мира и социализма, 1966, № 10, с.29—36.

46. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике: Очерк истории: ХУЛ — начало XX в. М.: Мысль, 1965. — 312 с.

47. Бабий А.И., Бергинер Г.В. Закат еще одного буржуазного мифа о человеке. Кишинев: Штиинца, 1982. — 87 с.

48. Бабушкин В.У. О природе философского знания: критика современных буржуазных концепций. М.: Наука, 1978. — 206 с.

49. Баран П. Капитализм и иррациональность. — Вопросы философии, I960, №6, с.58—67.

50. Батищев Г.С. Общественно-историческая, деятельная сущность человека. —Вопросы философии, 1967, Л 3, с.20—29.

51. Бегиашвили А.Ф. Неопозитивизм и экзистенциализм. — Научные доклады высшей школы.Философские науки,1974, $ 6, с.49—59.

52. Богомолов А.С. Английская буржуазная философия XX века. М.: Мысль, 1973. — 317 с.

53. Богомолов А.С. Англо-американская философия эпохи империализма. М.: Мысль, 1964. — 421 с.

54. Богомолов А.С. Диалектика и рациональность. — Вопросы философии, 1978, JS7, с. 101—III.

55. Богомолов А.С. Буржуазная философия США XX века. М.: Мысль, 1974. — 343 с.

56. Богомолов А.С. Наука и иные формы рациональности. — Вопросы философии, 1979, )£ 4, с. 106—116.

57. Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 448 с.

58. Богомолов А.С. Современный экзистенциализм: "поворот" или "кризис". В кн.: Философия марксизма и экзистенциализм. М.: Изд-во МГУ, 1971, с. 217 —234.

59. Богомолов А.С. Основные течения современной буржуазной философии. М.: Высшая школа, 1970, вып.З. — 80 с.

60. Богомолов А.С. Экзистенциализм: философия, религия, литература. — В кн.: Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. М.: Изд-во политической литературы, 1980, с.339— 355.

61. Богомолов А.С., Мельвиль Ю.К., Нарский И.С. Ленинизм и методологические вопросы истории и критики современной буржуазной философии. В кн.: Ленинизм и современные проблемы историко-философской науки. М.: Наука, 1970, с.345—369.

62. Боднар Я. 0 современной философии США. М.: Соцэкгиз, 1959. — 247 с.

63. Борьба идей в современном мире. М.: Изд-во политической литературы, т.1, 1975. — 319 с.

64. Бочоришвили А.Т. Проблема интуиции в феноменологии Эд.Гус-серля. —Вопросы философии, 1971, №5, с. 118—123.

65. Брайович С.М. Об одной попытке сближения марксизма и экзистенциализма. — Вопросы философии, 1971, $ 7, с.39—47.

66. Буржуазная философия XX века. М.: Изд-во политической литературы, 1974. — 335 с.

67. Буржуазная философия кануна и начала империализма. М.: Высшая школа, 1977. — 424 с.

68. Буржуазные концепции культуры: Кризис методологии. Киев: Навукова думка, 1930. — 365 с.

69. Быховский Б.Э. Marvin Parber. The Aims of Phenomenology. The Motives, Methods, and Impact of Husserl's Thought. N.Y., 1966.- Вопросы философии, 1969, № 2, c,I66'-I69

70. Быховский Б.Э. Философия отчаяния. — Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1973, № 3, с.78—86.

71. Быховский Б.Э. Кьеркегор. М.: Мысль, 1972. — 238 с.

72. Великобритания. В кн.: Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. М.: Изд-во Советская Энциклопедия, 1971, т.4, с. 412—446.

73. Габитова P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М.: Наука, 1972. — 222 с.

74. Габрусь И.Ф. Проблема интенциональной природы сознания в феноменологии Э.Гуссерля: Автореф. дис. . канд. филос. наук. — М., 1979. — 23 с. — В надзаг.: МГУ им.М.В.Ломоносова. Специализир. совет по филос. наукам /шифр К 053.0.5.64/.

75. Гайденко П.П. Философия истории М.Хейдеггера и судьбы буржуазного романтизма. — Вопросы философии, 1962, $ 4, с.73— 84.

76. Гайденко П.П. "Фундаментальная онтология" М.Хейдеггера как форма обоснования философского иррационализма. — Вопросы философии, 1963, № 2, с.93—104.

77. Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. М.: Высшая школа, 1963. — 121 с.

78. Гайденко П.П. Проблема времени в онтологии Хейдеггера. — Вопросы философии, 1965, № 12, с. 109—120.

79. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма: Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора. М.:1970, Искусство. — 247 с.79,80,81,82,83,84,85,86,87,8889,90,91,92,

80. Гайденко П.П. Герменевтика и кризис буржуазной культурно-исторической традиции. — Вопросы философии, 1977, № 5, с. 130—165.

81. Геде А. Философия кризиса. М.: Прогресс, 1978. — 374 с. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М.: Изд-во политической литературы, 1973. — 319 с. Григорьян Б.Т. Философская антропология. М.: Мысль, 1982. — 187 с.

82. Григорян А.Г. Агностицизм в гносеологии американского экзистенциализма. В кн.: Современная идеалистическая гносеология. М.: Мысль, 1968, с. 510 —533.

83. Григорян А.Г. Экзистенциализм в США. В кн.: Современный экзистенциализм. Критические очерки. М.: Мысль, 1966, с.450— 489.

84. Гуссерль Э. Логические исследования. Пролегомены к чистой логике. СПб., Образование, 1909, ч.1. — 224 с. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. СПб., Логос, I9II, кн.1. — 56 с.

85. Давыдов 10. Поминки по экзистенциализму. — Вопросы литературы, 1980, Jfe 4, с. 190—230.

86. Данэм Б. Экзистенциализм. — Вопросы философии, I960, № 9, с. 63—80.

87. Долгов К.М. Кризис буржуазного философско-эстетического сознания и кинематограф^ — Искусство кино, 1974, № 3, с.86— 105.

88. Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура. — Вопросы философии, 1972, J£ 2, с. 31—42.

89. Дубровский Д.И., Черносвитов Е.В. К анализу структуры субъективной реальности /ценностно-смысловой аспект/. — Вопросы философии, 1979, № 3, с.57—69.

90. Евменов Л.Ф. Ленинизм и современная идеологическая борьба. Шнек: Наука и техника, 1970. — 126 с.

91. Ермоленко Д.В. Современная буржуазная философия США. Критический очерк. М.: Международные отношения, 1965. — 368 с.

92. Ежов Ю.А. Роль и значение научной методологии в современной идеологической борьбе. В кн.: Актуальные проблемы современной идеологической борьбы. М.: 1979, вып. 2, с.154—158.

93. Замошкин Ю.А. Кризис буржуазного индивидуализма и личность: Социологический анализ некоторых тенденций в общественной психологии США. М.: Наука, 1966. — 328 с.

94. Замошкин Ю.А. Личность в современной Америке. М.: Мысль, 1980. — 248 с.

95. Зелены И. Марксистский и феноменологический взгляд на так называемый кризис науки. — Вопросы философии, 1973, № I, с.38—47.

96. БЛ.Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии. Вопросы философии,1977, № 7, о.109—126.

97. Ильенков Э.В. Идеальное. В кн.: Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1962, т.2, с.219—227.

98. Ильенков Э.В. Проблема идеального. — Вопросы философии, 1979, №6, с. 128—140; №7, о. 145—158.

99. Ионин JI.Г. Понимающая социология. Историко-критический анализ. М.: Наука, 1979. — 208 с.

100. Какабадзе З.М. Проблема "экзистенциального кризиса" и трансцендентальная феноменология Эдмунда Гуссерля. Тбилиси: Мецниереба, 1966. — 159 с.

101. Какабадзе З.М. Человек как философская проблема. — Тбилиси: Мецниереба, 1970. — 135 с.

102. Каримский A.M. К проблеме функции времени в экзистенциализме. — Вопросы философии, 1978, № 9, с.ЮЗ—114.

103. Каримский A.M. Проблема гуманизма в современной американской философии, М.: Изд-во МГУ, 1978. — 203 с.

104. Каримский A.M. Антиисторизм "философии существования". М.: Знание, 1980. — 62 с.

105. НО. Кельнер М.С. Экзистенциализм в США и проблема "целостной личности". В кн.: Философия марксизма и экзистенциализм. М.: Изд-во МГУ, 1971, с. 200—216.

106. Киссель М.А. Критика феноменологического метода Э.Гуссерля.

107. Вопросы философии, 1969, № II, с.67—76.

108. Киссель М.А. Структура и смысл философии экзистенциализма,

109. Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1972, Jfc I, с. Ill—119.

110. Киссель М.А. Судьба старой дилеммы. М.:Мысль,1974. — 279 с.

111. Киссель М.А. Философская эволюция Ж.-П.Сартра. Л.: Лениздат, 1976. — 239 с.

112. Козлова М.С. Позитивизм и проблема объективности знания.

113. В кн.: вопросы теории познания и методологии научного исследования. М.: Изд-во МГУ, 1969, с.35—58.

114. Колядко В.И. Интуиция в феноменологии Э.Гуссерля. — Вестник Ленинградского университета. Экономика, философия, право, 1968, В 17, вып.З, с.61—69.

115. Колядко В.И. К критике феноменологического метода Э.Гуссерля. — Вопросы философии и психологии. Изд-во ЛГУ, 1968, вып.2, с.82—86.

116. Кон И.С. Размышления об американской интеллигенции. — Новый мир, 1968, J£ I, с. 173—197.

117. Копнин П.В., Мшвениерадзе В. Современная буржуазная философия в США: Критический очерк. Киев: Политиздат Украины, 1966. — 151 с.

118. Корнеев П.В. Марксизм и экзистенциализм. — Вестник Московского университета, серия "Экономика, философия", 1965,2, с.91—93.

119. Корнеев М.Я., Солонин Ю.Н., Шпакова Р.П. Актуальные вопросы критики современной буржуазной философии, социологии и идеологии антикоммунизма в свете решений ХХУ1 съезда КПСС. — Вестник ЛГУ. Экономика, философия, право. 1981, вып.З, с. 41—48.

120. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. М.: Изд-во политической литературы, 1980. — 360 с.

121. Коэн М. Американская мысль: Критический обзор. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. — 390 с.

122. Критика современной буржуазной теоретической социологии.

123. М.: Наука, 1977. Гл.5. Экзистенциальная социология, с. 142— 160.

124. Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. Рига: Зинатне, 1981. — 231 с.

125. Кроссер П. Традиция антиинтеллектуализма в американской философии. — Вопросы философии, 1962, № 6, с.108—117.

126. Крылова Л.А., Мосолова Л.Н. К критике философско-эсгетиче-ской концепции англо-американского эксзитенциализма. М.: Знание, 1970. — 62 с.

127. Крылова Л.А., Мосолова Л.Н. Экзистенциализм в Англии и США. М.: Знание, 1976. — 64 с.

128. Кузнецов В.Н. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 286 с.

129. Кузьмина Т.А. Проблема трансценденции в современной буржуазной философии. — Вопросы философии, 1972, № 6, с.75—86.

130. Кузьмина Т.А. Человеческая субъективность как онтологическая проблема в современной буржуазной философии. — Вопросы философии, 1977, & 9, с.107—120.

131. Кузьмина Т.А. Проблема смысла человеческого бытия в современной буржуазной философии. — В кн.: Человек и его бытие как проблема современной философии, М.: Наука, 1978, с.13— 60.

132. Кузьмина Т.А. Проблема субъекта в современной буржуазной философии: Критика некоторых концепций. —М.: Наука,1979.199 с.

133. Кузьмина Т.А. Проблемы онтологии субъекта в современной буржуазной философии: Автореф. дис. . д-ра филос. наук.

134. М., 1979. — 36 с. В надзагл.: АН СССР, Ин-т философии.

135. Кузьмина Т.А. Некоторые проблемы онтологии и метафизики в феноменологии Э.Гуссерля. — В кн.: Об особенностях развития современной буржуазной философии. М.: АН СССР, Институт философии, 1979, с.88—101.

136. Культура в свете философии. Тбилиси: Хеловнеба, 1979. — 321 с.

137. Кутасова И.М., Киссель М.А. Философская эволюция Ж.-П.Сартра. — Вопросы философии, 1977, № 12, с. 166—168.

138. Кутасова И.М. Новая философия на старый лад. — Вопросы философии, 1979, № II, с. 151—158.

139. Кутлунин А.Г., Ослоховских Л.Ф. Критика экзистенциализма.

140. Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1980, 4, с. 136—146.

141. Лазарев В.В. Экзистенциалистская концепция человека в США. —Вопросы философии, 1967, № 3, с.160—169.

142. Лазарев В.В. Баррет У. Иррациональный человек. Анализ экзистенциальной философии. —В кн.: Экзистенциализм: Сборник рефератов. М.: ФБОН, 1967, вып.1, с.14—41.

143. Лазарев В.В. Антиномии современного буржуазного сознания и их истоки. — Вопросы философии, 1971, № 8, с. 25—37.

144. Лазарев В.В. Экзистенциализм как зеркало утопии о "массовом обществе". — Вопросы философии, 1972, № 6, с.63—74.

145. Лапоинт X. Сартр в американской философской литературе. — Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1973, № 4, с. 104—113.

146. Лекторский В.А. Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии. М.: Высшая школа, 1965.122 с.

147. Лилов А. 0 природе искусства. М.:Искусство,1977. — 200 с.

148. Личность в XX столетии. М.: Мысль, 1979. — 263 с.

149. Луканов Д.М. Джордж Сантаяна и экзистенциализм. — Вопросы философии, 1981, № 7, с. 133—143.

150. Мамардашвили М.К. Баррет В. Что такое экзистенциализм? — Новые книги за рубежом по общественным наукам, 1965, № 12, с. 27—37.

151. Мамардашвили М.К. К проблеме метода в истории философии.

152. Вопросы философии, 1965, )£ 6, с.93—103.

153. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. М.: Высшая школа, 1968. — 191 с.

154. Мамардашвили М.К. Форма превращенная. — В кн.: Философская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1970, г.5, с.386—389.

155. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса. — Вопросы философии, 1968, № 6, с. 14—25.

156. Мамардашвили М.К. К вопросу о материалистической схеме анализа сознания /по работам К.Маркса/. — В кн.: Социальная природа познания. М.: Институт философии АН СССР, 1973, вып.1, с.25—35.

157. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии. В кн.: Философия в современном мире. М.: Наука, 1972, с. 28—94.

158. Мельвиль Ю.К. Основные течения современной буржуазной философии. Неотомизм. Феноменология. М.: Высшая школа, 1969, вып.2. — 84 с.

159. Мельвиль Ю.К. Проблемы и методы современной буржуазной философии. Статья первая. — Вопросы философии, 1979, 9,с.III—122. Статья вторая. — Вопросы философии, 1979, № 10, с. 65—75.

160. Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии XX века. М.: Мысль, 1983. — 246 с.

161. Менде Г. Очерки о философии экзистенциализма. М.: Издательство иностранной литературы, 1958. — 252 с.

162. Микешина Л.А. Детерминация естественнонаучного познания. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1977. — 104 с.

163. Митин М.Б. Кризис буржуазного рационализма и социальное познание. — Вопросы философии, 1978, № 2, с. 102—ПО.

164. Михайлов А.А. Мартин Хайдеггер и гуманизм. — В кн.: Против буржуазной и реформистской идеологии. Минск, изд-во БГУ, 1972, с. 123—137.

165. Михайлов А. А. Идеалы науки и философская рефлексия /К критике феноменологии Э.Гуссерля/. — В кн.: Идеалы и нормы научного исследования. Минск, изд-во БГУ, 1981, с.181— 206.

166. Михайлова Л.П. Интерпретация экзистенциализма в современной западной философии. — Вопросы философии, 1967, № 12, с. 157—166.

167. Можеева А.К. Проблемы человеческой субъективности в фило-софско-исторической концепции К.Маркса. — Вопросы философии, 1976, Ш 10, с.89—99.

168. Молчанов В.И. Априорное познание в феноменологии Гуссерля.

169. Вопросы философии, 1978, № 10, с.146—153.

170. Мотрошилова Н.В. Феноменология Э.Гуссерля и основной вопрос философии. — Вопросы философии, 1961, 12, с.66—79.

171. Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. М.: Высшая школа, 1968. — 128 с.

172. Мотрошилова Н.В. Возникновение феноменологии Э.Гуссерля и ее историко-философские истоки. — Вопросы философии, 1976, № 12, с.93—106.

173. Мотрошилова Н.В. Истина и социально-исторический процесс познания. М.: Знание, 1977. — 64 с.

174. Мотрошилова Н.В. К проблеме научной обоснованности норм.

175. Вопросы философии, 1978, № 7, с. 112—123.

176. Мотрошилова Н.В. Наука и ученые в условиях современного капитализма. М.: Наука, 1976. — 256 с.

177. Мотрошилова Н.В. Нормы науки и ориентация ученого. В кн.: I72A.Идеалы и нормы научного исследования. Минск, изд-во БГУ, 198I, с.91-113.

178. Мотрошилова Н.В., Соловьев Э.Ю. От защиты "строгой науки" к утверждению иррационализма. — Вопросы философии, 1964, № 5, с.92—103.

179. Мотропшлова Н.В., Соловьев Э.Ю. Марксизм и феноменология.

180. Вопросы философии, 1975, № 12, с. 156—162.

181. Мудрагей Н.С. Проблема человека в иррационалистическом учении Серена Кьеркегора. — Вопросы философии, 1979, J£ 10,с.76—86.

182. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. М.: Мысль, 1972. — 190 с.

183. Нажмудинов Г.М. Человек и его свобода в понимании .Пж.Уаль-да. — Вестник Ярославского ун-та, 1974, вып.6, с.56—64.

184. Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М.: Наука, 1978. — 367 с.

185. Новые направления в социологической теории. М.: Прогресс, 1978. — 391 с.

186. Об особенностях развития современной буржуазной философии. М.: АН СССР, Институт философии, 1979. — 132 с.

187. Огурцов А.П. Феноменология. В кн.: Философская энциклопедия. —М.: Советская энциклопедия, 1971, т.5, с.314— 315.

188. Одуев С.Ф. Ленинские принципы анализа буржуазной философии.

189. В кн.: Ленинизм и современные проблемы историко-философской науки. М.: Наука, 1970, с.370—381.

190. Одуев С.Ф. "Оптимистическая" реформация экзистенциализма.

191. Вопросы философии, 1972, № 5, с.87—97.

192. Одуев С.Ф. Тропами Заратустры. /Влияние ницшеанства на немецкую буржуазную философию/. — 2-е изд. М.: Мысль, 1976.431 с.185186187188189190191192193194,195,196,

193. Ойзерман Т.И. К критике феноменологической концепции философии. — Вопросы философии, 1975, J6 12, с.50—61. Ойзерман Т.И. Рациональное и иррациональное. — Вопросы философии, 1977, Jfe 2, с.82—95.

194. Парсонс Г.Л. Жизненная философия американца и "новые левые". — Вопросы философии, 1968, №6, с.99—НО» Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969. — 431 с.

195. Проблемы бытия и познания в истории зарубежной философии. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 84 с.

196. Проблемы и противоречия буржуазной философии 60—70 годов. М.: Наука, 1983. — 384 с.

197. Против современной буржуазной этики. М.: Наука, 1965. — 239 с.

198. Пшигогижев И.Ш. М.Хайдеггер и неогумбольдтианство. — Вестник Моск. ун-та, серия "Экономика, философия", 1970, № 3, с. 53—60.

199. Рожин Н.В. В поисках гуманистической философии /К критике экзистенциализма Ж. 41.Сартра/. — В кн.: Против буржуазной и реформистской идеологии. Минск, изд-во БГУ, 1972, с.138— 197.

200. Рожин Н.В. Новый гуманизм или гуманистическая утопия? /О философии экзистенциализма/. Неман, 1970, № 12, с.91—101.

201. Ртищев В.И. Кризис экзистенциалистской этики и "позитивный экзистенциализм". Историко-философский оборник. М.: Изд-во МГУ, 1968, с.149—Г71.

202. Салькова Н.Е. Проблема свободы в экзистенцгализме У.Барре-та. В кн.: История зарубежной философии и современность. М.: Изд-во МГУ, 1980, о. 101—108.

203. Салькова Н.Е. Уильям Баррет и психоанализ. В кн.: Человек, сознание, мировоззрение. /Ш истории зарубежной философии/. М.: Изд-во МГУ, 1979, с. 58—69.

204. Сартр Ж.-П. Что такое литература? /Фрагмент/. — Вопросы философии, 1982, ft 4, с. 108—113.

205. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм. М.: Изд-во иностранной литературы, 1953.

206. Сахарова Т.А. От философии существования к структурализму. М.: Наука, 1974. — 294 с.

207. Современная буржуазная идеалистическая гносеология: Критические очерки. М.: Мысль, 1968. — 535 с.

208. Современная буржуазная идеология в США. М.: Мысль, 1967.342 с.

209. Современная буржуазная философия. М.: Изд-во МГУ, 1972. ~ 651 с.

210. Современная буржуазная философия. М.: Высшая школа, 1978.582 с.

211. Современная буржуазная философия и религия. М.: Изд-во политической литературы, 1977. — 376 с.

212. Современная буржуазная философия и социология в ФРГ. М.: Мысль, 1971. — 259 с.

213. Современная философия и социология в странах Западной Европы и Америки. М.: Наука, 1964. — 474 с.

214. Современный экзистенциализм. Критические очерки. М.: Мысль, 1966. — 567 с.

215. Соединенные Штаты Америки. В кн.: Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. М.: Изд-во Советская Энциклопедия, 1976, т. 24, кн.1, с.74—128.

216. Скворцов Л.В. 0(3 особенностях кризиса современной буржуазной идеологии, М.: Изд-во политической литеразуры, 1970.288 с.

217. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм и научное познание. М.: Высшая школа, 1966. — 156 с.

218. Соловьев Э.Ю. Личность и ситуация в социально-политическом анализе Маркса. —Вопросы философии, 1968, № 5, с. 15—29.

219. Соловьев ЭЛ). Экзистенциализм. Статья первая. — Вопросы философии, 1966, № 12, с.76—88. Статья вторая. — Вопросы философии, 1967, № I, с. 126—139.

220. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм и Франкфуртская школа. — Вопросы философии, 1975, № 4, с.67—79.

221. Соловьев Э.Ю. История и этика в феноменологии Э.Гуссерля.

222. Вопросы философии, 1976, $ 6, с. 128—141.

223. Сульженко Г.Д. Истина и критерий истины в феноменологии.— В кн.: Практика — критерий истины в науке. М.: Соцэкгиз, I960, с.419—443.

224. Сэв Л. Марксизм и теория личности. М.: Прогресс, 1972. — 581 с.

225. Тавризян Г.М. Феноменология Э.Гуссерля и французский экзистенциализм. — Вопросы философии, 1968, № I, с.66—77.

226. Тавризян Г.М. Феноменологический "антипсихологизм" и проблема интуиции в экзистенциализме. В кн.: Философия марксизма и экзистенциализм. М.: Изд-во МГУ, 1971, с. 57—86.

227. Тавризян Г.М. К проблеме субъекта во французском экзистенциализме. — Вопросы философии, 1975, № 3, с. 48—59.

228. Тавризян Г.М. "Метатехническое" обоснование сущности техники. М.Хайдеггером. Вопросы философии, 1971, № 12, с.122—130.

229. Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме. М.: Наука, 1977. — 141 с.

230. Томашов В.В. Экзистенциалистско-феноменологичеокая сущность концепции ответственности Дк.Уальда. — Вестник Ярославского ун-та, 1976, вып. 15, с.86—96.

231. Томилов В.Г. К критике хайдеггеровокой "онтологии". — В кн.: Проблемы познания и моделирования социальных явлений. Томск, 1979, с. 79—83.

232. Фарбер М. Субъективизм и проблема объективного мира. — Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1974, № 6, 0.81—88.

233. Фаркаш Л. Экзистенциализм, структурализм и фальсификация марксизма. М.: Прогресс, 1977. — 272 с.

234. Филиппов Л.И. Философская антропология Жан-Поля Сартра. М.: Наука, 1977. — 286 с.

235. Философия марксизма и экзистенцшлизм. Очерки критики экзистенциализма. М.: Изд-во МГУ, 1971. — 238 о.

236. Философия в современном мире. Философия и наука. М.: Наука, 1972. — 423 с.

237. Философия. Религия. Культура. М.: Наука, 1982. — 397 с.

238. Философский словарь. Сокр. пер. с нем. М.: Изд-во иностранной литературы, 1961. — 717 с.

239. Финкельстайн С. Экзистенциализм и проблема отчуждения в американской литературе. М.: Прогресс, 1967. — 319 с.236. фурсенко А.А. Критическое десятилетие Америки. 60-е гг. Л.: Наука, 1974. — 347 с.

240. Хайзе В. В плену иллюзий. Критика буржуазной философии в Германии. М.: Прогресс; 1968. — 671 с.

241. Хук С. Американская философия сегодня. — Америка, 1962, № 68, с.27-434.

242. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. — 357 с.

243. Чалоян Ц.В. Феноменология Э.Гуссерля и французский экзистенциализм. Вестник общественных наук, 1970, № 9, с.34—41.

244. Человек и его бытие как проблема современной философии. М.: Наука, 1978. — 278 с.

245. Чухина Л.А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. Рига: Зинатне. — 288 с.

246. Шварц Т. От Шопенгауэра к Хайдеггеру. М.: Прогресс, 1964. — 359 с.

247. Шевченко В.Н. Профессор П.Кроссер /США/ — в редакции нашего журнала. — Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1972, № I, с. 184—187.

248. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.:Мысль, 1980. — 326 с.

249. Шпет Г. Явление и смысл. М.: Гермес, 1914. — 219 с.

250. Эфиров С.А. Позитивный экзистенциализм и его крушение. — Вопросы философии, 1958, № 5, с,180—183.

251. Эфиров С.А. Итальянская буржуазная философия XX века. М.: Мысль, 1968. — 271 с.

252. Юлина Н.С. Буржуазные идеологические течения в США. Проблемы и противоречия "американского сознания". М.: Наука, 1971. — 136 с.

253. Ярошевский М.Г. Экзистенциальная психология и проблема личности. — Вопросы психологии, 1973, №6, с.25—37.

254. Ярошевский Т.М.Личность и общество.М.:Прогресс,1973.—543 с.

255. Aspects of Contemporary American Philosophy. V/iirzburg-Wien, 1965. 106 p.

256. Barnes H. An Existentialist Ethics. IT.Y. , 1964. 218 p.

257. Barret V/. Irrational Ivlan. . A Study in Existentialist Philosophy. II. Y., 1958. 278 p.

258. Barret W. V/hat is Existentialism? IT.Y., 1964. 218 p.

259. Blackham H. Six Existentialist Thinkers. II.Y. , 1959.

260. Boelen B. Existential Thinking: a Philosophical Orientation. Duquesne, 1968. 288 p.

261. Breisah E. Introduction to Modern Existentialism. IT.Y. , 1962. 247 p.

262. Christianity and Existentialism. Essays by V/.Earle, J.Edie, J.Wild. Evanston, 1963. ~ 186 p.

263. Collins J. The Existentialists: a Critical Study. Chicago, 1952. 268 p.

264. Collins J. Crossroads in Philosophy. Chicago, 1969. 442 p.

265. Dunham B. Marxism and Existentialism. In: Dialogues on the Philosophy of Marxism. Y7estport, London, p. 354-359.

266. Earle W, Ontological Autobiography. In: Phenomenology in America. Chicago, 1967, p.69-79.

267. Earle W. Phenomenology and Existentialism. The Journal of Philosophy. II.Y. , 1960, vol. 57, И2 2, p. 75-84.

268. Ewing A.C. Recent Development in British Ethical Thought in British Philosophy in the Mid-centure. L., 1957.

269. Existentialism. In: Encyclopedia Britannica. Chicago, London, Toronto, 1962, vol. 8, p. 968-968B.

270. Earber M. Descriptive Philosophy and the ITature of Human Existence. Philosophical Thought in Prance and United States: Essays representing major trends in contemporary

271. French and American philosophy. N.Y., 1968, p. 419-441

272. Farber M. Phenomenology and Existence. Hew York, Evancton and London, 1967. 244 p.

273. Gardiner P. Irrationalism. In: The Encyclopedia of Philosophy. II. Y., L. , 1967, vol. 4, p. 213-219.

274. Gurwitsch A. Husserl's Theory of the Intentionality of Consciousness in Historical Perspective. In: Phenomenology and Existentialism. Baltimore, 1967, p. 25-57.

275. Gurwitsch A. Towards a Theory of Intentionality. Philosophy and Phenomenological Research. Buffalo, 1970, vol.ZXX,13 3, P. 354-367.

276. Heidegger M. Preface to: Richardson V/. Through Phenomenology to Thought. The Hague, 1962. - 764 p.

277. Heidegger M. Being and Time. Oxford, 1967. -589 p.

278. Husserl E. Cartesian Meditations. An Introduction to Phenomenology. The Hague, 1960. 157 p.

279. Husserl E. Ideas. General Introduction to Pure Phenomenology. L., 1931. 465 p.

280. Husserl E. Phenomenology. In: Encyclopedia Britannica,14 ed. L., H.Y., s.a., vol. 17, p. 699-702.

281. Kierkegaard Presence in Contemporary American Life: Essays from Various Disciplines. H.Y., 1970. 299 p.

282. Kockelmans J. Martin Heidegger. Л First Introduction to His Philosophy. Pittsburgh, 1965. 182 p.

283. Kockelmans J. Heidegger on Time and Being. Martin Heidegger in Europe and America.-The Hague, 1973, p. 55-76.

284. Kurtz P. American Philosophy. In: The Encyclopeidia of Philosophy. 1T.Y. , L. , 1967, vol. 1, p. 83-93

285. Luijpen W. Phenomenology and Humanism. Pittsburgh, 1966.155 p.

286. Maclntyre A. Existentialism. In: The Encyclopeidia of Philosophy. IT.Y. , L., 1967, vol. 3, p. 147-154.

287. Macquarrie J. Martin Heidegger. L., 1967. 62 p.

288. Macquarrie J. Existentialism. L., 1976. 314 p.

289. Mays W. Phenomenology and Marxism. In: Phenomenology and Philosophical Understanding. Cambridge, 1975, p.231-250.

290. McBride 17. Marxism and Phenomenology. Journal of the British Society for Phenomenology. Manchester, 1975, vol. 6, Ш 1, p. 13-22.

291. Michalson C. Theology as Ontology and as History. The Later Heidegger and Theology. IT.Y., 1963, p. 136-156.

292. Molina P. Existentialism as Philosophy. IT.Y., 1962. 118 p.

293. Munk A. A Critique of Contemporary American Philosophy: A Plea for Creativity. Philosophy and Phenomenological Ressearch, Buffalo, 1968, vol. XXIX, K2 1, p. 59-67.

294. Hemeth Th. Husserl and Soviet Marxism. Studies in Soviet Thought. Dordrecht, 1975, vol. 15, I 3, p. 183-196.

295. Olson R. An Introduction to Existentialism. IT.Y. , 1962.221 p.

296. Passmor J. A Hundred Years of Philosophy. L., 1957.- 524 p.

297. Phenomenology. In: Encyclopedia Britannica. Chicago, London, Toronto, 1962, vol. 17, p. 699-702.

298. Phenomenology in America. Chicago, 1967. 3o9 p.

299. Phenomenology and Philosophical Understanding. Cambridge, 1975. 288 p.

300. Phenomenology in Perspective. The Hague, 1970. 231 p.

301. Philosophical Thought in Prance and the United States: Essays representing major trends in Contemporary French and American Philosophy. N.Y. , 1968. 813 p.

302. Reality, Man and Existence: Essential Works of Existentialism. N.Y., 1965. 371 p.

303. Rorty R. Intuition. In: The Encyclopeidia of Philosophy. II.Y. , L., 1967, vol. 4, p. 204-212.

304. Roubiczek P. Existentialism Por and Against. Cambridge, 1966. r 197 p.

305. Schacht R. Husserlian and Heideggerian Phenomenology. -Philosophical Studies, Dordrecht, 1972, vol. 23, Ш 5, p. 293-313.

306. Schmitt R. In Search of Phenomenology. The Review of Me-taphisics. New Haven, 1962, vol. 15, К 3, p. 450-479.

307. Schmitt R. Phenomenology. In: The Encyclopeidia of Philosophy. N.Y., L., 1967, vol. 6, p. 135-151.

308. Schrader G. The Influence of Continental Philosophy on the Contemporary American Scene: A Summons to Autonomy. In: Aspects of Contemporary American Philosophy. Wurzburg-Wien, 1965, p. 41-49.

309. Smith P. Being and Subjectivity: Heidegger and Husserl.1.: Phenomenology in Perspective. The Hague, 1970, p. 122156.

310. Smith J. Themes of American Philosophy. IT.Y., 1970. 248 p.

311. Spiegelberg H. Husserl's Phenomenology and Existentialism.-The Journal of Philosophy. IT.Y. , 1960, vol. 57, Ш 2, p. 62-74.

312. Spiegelberg H. The Phenomenological Movement. A Historical Introduction, 2-nd ed. The Hague, vol. 1, 1969. 391 p. Vol. II, p. 395-765.

313. Spiegelberg H. On Some Human Uses of Phenomenology. In: Phenomenology in Perspective. The Hague, 1970, p. 16-31.

314. Spurling L. Marx and the Existentialists. Journal of the British Society for Phenomenology. Manchester, 1976, vol.7,m 2, p. 131-137.

315. The Later Heidegger and Theology. New York, Evanston, and London, 1963. 212 p.

316. V/ild J. Existentialism as a Philosophy. The Journal of Philosophy. IT.Y., 1960, vol. 57, IE 2, p. 45-62.

317. Wild J. Marxist Communism and Existential Philosophy.1.: Dialogues on the Philosophy of Marxism. Westport, 1974, p. 337-353.

318. Wilson C. Introduction to the Hew Existentialism, L., 1966. 188 p.

319. Winn R. American Philosophy. N.Y., 1955. 365 p.

320. Winn R. A Concise Dictionary of Existentialism. U.Y.,-I960. 122 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.