Культ бодхисаттвы Авалокитешвары и его земных воплощений в истории тибетской государственности VII-XIX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Елихина, Юлия Игоревна

  • Елихина, Юлия Игоревна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 187
Елихина, Юлия Игоревна. Культ бодхисаттвы Авалокитешвары и его земных воплощений в истории тибетской государственности VII-XIX вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Санкт-Петербург. 2006. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Елихина, Юлия Игоревна

Введение

Глава I. Буддийское учение о бодхисаттвах. Культ Авалокитешвары: возникновение, развитие и распространение. Историография вопроса

Глава И. Культ Авалокитешвары и его земных воплощений в Тибете

Глава III. Пятый Далай-лама и превращение культа Авалокитешвары в государственный культ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культ бодхисаттвы Авалокитешвары и его земных воплощений в истории тибетской государственности VII-XIX вв.»

Актуальность темы. Сакрализация личности правителя встречается практически у всех народов на разных этапах их исторического развития. В Тибете в процессе адаптации буддизма к специфическим географическим, этническим и лингвистическим условиям, возникла новая система власти: особый вид теократии — власть через перевоплощение, которая представляет собой уникальное явление в человеческой культуре. Эта система получила распространение почти во всем ареале тибетского буддизма, например, у монгольских народов.

Буддизм, который на протяжении многих веков занимал доминирующее положение не только в духовной, но и политической и экономической жизни тибетцев, породил у этого народа особый тип религиозной государственности. В середине XIII в. в Тибете возник институт так называемых «тулку» (тиб. sprul-sku; монг. «хубилган») — «перерожденцев», своего рода «живых богов», наиболее почитаемыми и влиятельными из которых с XVII в. являются Далай-ламы. Они почитаются как земные воплощения бодхисаттвы Авалокитешвары — божества, символизирующего милосердие и сострадание. Это божество исключительно популярно в Китае и некоторых других странах, где распространен буддизм, но согласно тибетским представлениям, именно Тибет является страной его местопребывания и находится под его особым покровительством.

Поэтому в традиционной тибетской историографии некоторые тибетские цари, включая основателя государства царя Сронцзан Гампо (ок. 620—649), а также другие крупные политические и духовные деятели были объявлены (зачастую ретроспективно) воплощениями бодхисаттвы Авалокитешвары.

Авалокитешвара — одно из наиболее почитаемых божеств буддийского пантеона. Согласно данным письменных источников и археологических памятников культ бодхисаттвы Авалокитешвары появился в северной Индии приблизительно во II в. н.э. К IV в. Авалокитешвара стал одним из самых популярных бодхисаттв в Индии. В Тибете этот культ получает распространение с VII в. во время правления Сронцзан Гампо. Выяснение истоков культа Авалокитешвары в Тибете, возникновение представления о правителях Тибета как о его воплощениях важно для правильного понимания не только многих фактов прошлой истории, но и современной жизни тибетцев. Необходимо помнить, что Далай-ламы по-прежнему являются объектом почитания монголов и буддийских народов России — бурят, калмыков, тувинцев. Поэтому предпринятое изучение существенно расширяет наши представления о социально-моделирующей функции тибетского буддизма. Эти особенности позволяют отметить междисциплинарный характер предпринятого в диссертации исследования и признать предлагаемую тему представляющей несомненный интерес для широкого круга специалистов.

Степень научной разработки проблемы. Вопросы, связанные с возникновением представлений о тибетских царях и Далай-ламах, а также о выдающихся представителях влиятельной тибетской буддийской школы кармапа, как о земных воплощениях бодхисаттвы Авалокитешвары и перерастании культа этого божества в государственный тибетский культ, крайне слабо изучены в тибетологии.

Первые работы, посвященные истории Тибета и существовавшему там обычаю передачи власти "через воплощение", появились в европейской науке первой трети XIX в. Прежде всего, это были переводы китайских оригинальных источников, выполненные выдающимся русским ученым и главой Пекинской духовной миссии о. Иакинфом (Н.Я. Бичурин; 1777—1853) [Бичурин, 1828; он же, 1833].

В большинстве работ по буддизму XIX в. общего характера наблюдаются определенные повторы. Тем не менее, эти первые труды по тибетскому буддизму представляют и сегодня значительный интерес, так как в них содержится богатый фактологический материал и сведения из оригинальных источников. Среди таких работ наиболее значимыми являются труды О.М. Ковалевского [Ковалевский, 1835-1837] и A.M. Позднеева [Позднеев, 1897].

Из зарубежных ученых XIX в. А. Уодделл [Waddell, 1895] впервые в Европе составил исторический очерк о жизни и деятельности всех тринадцати Далай-лам и подчеркнул преемственность власти Далай-лам как земных воплощений бодхисаттвы Авалокитешвары. Достаточно много работ в разное время было посвящено истории института Далай-лам, вопросы политической истории рассматривали В. Рокхилл [Rockhill, 1910], Г. Шулеманн [Schulemann, 1958] и JL Петех [Petech, 1959].

В советской исторической науке вопросы изучения особенностей тибетской государственной власти не получили последовательного освящения до второй половины XX в. Заметим, однако, что отдельные проблемы, связанные с буддийскими культами, историей и философией, становились предметом востоковедческих исследований. Первой отдельной публикацией стала монография В.А. Богословского [Богословский, 1962], в которой автор проанализировал процесс становления тибетского государства VII — IX вв. Е.И. Кычанов и JI.C. Савицкий [Кычанов, Савицкий, 1975] в своем труде рассмотрели различные аспекты жизни тибетцев, дали краткую историю Тибета с древности и до наших дней, описали древних тибетских царей и охарактеризовали всех Далай-лам. А.С. Мартынов [Мартынов, 1978] в своем исследовании подробно изучил традиционные китайские представления о политическом устройстве мира и отношения между странами в соответствии с китайскими историческими источниками, описал приезд пятого Далай-ламы в Пекин. Он проанализировал титул пятого Далай-ламы и приложил переводы отрывков китайских источников, относящихся к истории тибето-китайских отношений в XVII-XVIII вв.

Обобщающим тибетским историческим трудом является работа Цепона В.Д. Шакабпы [Sakabpa, 1967]. Она основана на тибетских источниках и дает обзор всей истории Тибета от древних царей до бегства Далай-ламы из страны в 1959 г. Работа написана в традиции тибетской историографии. Автор рассмотрел выдающихся представителей школы кармапа и всех Далай-лам в качестве земных воплощений бодхисаттвы Авалокитешвары.

С 90-х гг. XX в. исследование истории Тибета, его политики и культуры становится систематическим, как в России, так и за рубежом. М. Капстейн [Kapstein, 2000]. в своей монографии, посвященной тибетскому буддизму, много внимания уделил истории древних царей и всесторонне изучил «Мани-гамбум», привел отрывки переводов этого сочинения, большая часть которого связана с культом Авалокитешвары.

Наиболее монументальным современным трудом, посвященным культу Авалокитешвары в буддизме тхеравады, является монография Нанданы Чутивонгс [Chutiwongs, 1984]. Она изучила процесс распространения буддизма из Индии в Юго-Восточную Азию и провела разбор иконографии Авалокитешвары в Индии. Большая часть ее работы относится к особенностям культа и иконографии Авалокитешвары на Шри-Ланке, в Бирме, Таиланде, древней Камбодже и средневековом вьетнамском королевстве Чампа. Автор описала местные особенности культа, дала искусствоведческий анализ памятников, рассмотрела культ Авалокитешвары и его «царские» земные воплощения.

На разборе китайского материала написана монография Чунь-фан Юй [Chun-fang Yti, 2001]. В начале работы автор проследила историю культа Авалокитешвары в Индии, перечислила сочинения связанные с бодхисаттвой и описала образы божества в памятниках искусства. Следующие разделы работы посвящены индийским сочинениям, связанным с культом Авалокитешвары, их переводам на китайский язык, вопросам распространения буддизма в Китае и практикам, истории написания и обзору местных китайских текстов. В монографии рассмотрены все формы Авалокитешвары, которые почитаются в китайском буддизме и места поклонения бодхисаттве, приведены китайские легенды о земных воплощениях божества.

Особое место при изучении исторических проблем в востоковедении занимают переводы тибетских оригинальных сочинений. К таким источникам можно отнести апокрифические сочинения «Мани-гамбум» и «Гачем-гаколма», авторами которых тибетская традиция считает Сронцзан Гампо и Падмасамбхаву (VIII в.). Эти сочинения были описаны А. И. Востриковым [Востриков, 1962, с.42—45]. Их основным содержанием являются рассказы о бодхисаттве Авалокитешваре и его деяниях в Тибете, перечисление генеалогий индийских и тибетских царей. В текстах сообщается о распространении буддизма в Тибете, приводятся разные версии биографий Сронцзан Гампо и его наставления тибетскому народу. В сочинении XIV в. «Светлое зерцало царских родословных» много внимания уделено культу Авалокитешвары, как одному из главных культов тибетского буддизма, приведена легенда о происхождении тибетцев от царя обезьян (воплощение Авалокитешвары) и горной ведьмы.

Полностью была переведена Е.Е. Обермиллером на английский язык «История буддизма» (XIV в.) тибетского автора Будона Ринчендуба (1290—1364) [Будон Ринчендуб, 1999]. В ней повествуется о распространении буддизма в Индии и Тибете до конца XI в., и целый раздел посвящен Сронцзан Гампо, как воплощению Авалокитешвары. В «Синей летописи» (XV в.) Гой-лоцавы [Гой-лоцава, 2001] перечислены деяния Сронцзан Гампо, приведена преемственность передачи учения, связанная с культом Авалокитешвары.

Еще одним важным историческим сочинением является «Пагсам-джонсан» Сумба-кханбо Ешей-Балджора [Сумба-кханбо Ешей-Балджор,

1981] (XVIII в.). В этом источнике в краткой форме приведены основные события истории Тибета и описаны главные деяния Далай-лам.

Современный тибетский историк Кецун Сангпо посвятил свою работу «Биографический словарь Тибета и тибетского буддизма» [Khetsun Sangpo, 1973] биографиям различных исторических, политических и духовных деятелей Тибета. Он собрал и скрупулезно систематизировал уникальные материалы тибетских средневековых исторических и литературных сочинений. Отметим, что это издание не переведено на русский и европейские языки, поэтому доступно лишь узкому кругу специалистов.

Обращение к работам современных тибетских ученых, написанных ими на своем родном языке, позволило с известной степенью объективности, решить в диссертации поставленные задачи и познакомить российских специалистов с состоянием изучения истории Тибета в тибетской среде.

Устойчивый интерес в мире к проблемам тибетской истории, государственной власти и институту Далай-лам, проявившийся в последнее время, отмечен специальными выставками и конференциями, которые проводятся под эгидой Тибетского Дома в Нью-Йорке и различными неправительственными организациями. Кроме того, за последнее время издано много каталогов, как за рубежом, так и в России, знакомящих читателей с произведениями тибетского искусства. В этих каталогах представлены различные иконографические изображения Авалокитешвары, Далай-лам и других земных воплощений божества.

В 2005 г. в Цюрихе проходила выставка, посвященная 70-летию ныне живущего четырнадцатого Далай-ламы Тензина Джацо (род. в 1935). К юбилею Далай-ламы в Чикаго был выпущен каталог, в котором рассказывается о традиции воплощений, берущем свое начало в школе кармапа, рассматривается вся линия тибетских воплощений Далай-лам и приводится иконография образов Далай-лам [The Dalai Lamas].

В 2007 г. в г. Филадельфия (США) планируется большая буддийская выставка, посвященная разным формам Авалокитешвары. В вернисаже примут участие различные музеи Европы, Америки и России.

Предметом исследования настоящей диссертации является всестороннее и комплексное рассмотрение и изучение культа бодхисаттвы Авалокитешвары и его трансформации в тибетский государственный культ.

Цель диссертации. Анализ культа бодхисаттвы Авалокитешвары и его земных воплощений в истории тибетской государственности обусловил следующие задачи диссертационного исследования:

- проследить историю культа бодхисаттвы Авалокитешвары в его связи с государственностью народов, среди которых распространился буддизм;

- проанализировать сведения тибетских источников о проникновении культа бодхисаттвы Авалокитешвары в Тибет;

- рассмотреть историю формирования института «тулку» («живых богов») в Тибете;

- выявить пути формирования религиозно-космологического представления о Тибете как о стране, находящейся под особым покровительством Авалокитешвары;

- оценить деятельность и сочинения пятого Далай-ламы (1617—1682), касающиеся культа Авалокитешвары как государственного.

Хронологические рамки работы для основной части диссертации охватывают период с VII по начало XX вв., т.е. период от начала распространения буддизма в Тибете до Синьхайской революции 1911 г., положившей конец империи Цин. Поскольку для правильного понимания многих аспектов религиозной жизни тибетцев необходимо обращение к различным фактам истории Китая, Индии и других стран, хронологические рамки работы не ограничены жестко.

Источниками исследования являются тибетские сочинения, хранящиеся в тибетском фонде Санкт-Петербургского филиала Института

Востоковедения Российской Академии Наук. Два из них: «Ритуал подношения Авалокитешваре в царской форме» и «Садхана и ритуал, связанные с (культом) Авалокитешвары в царской форме» (инвентарные номера В-8597/2; В-8597/3) написаны пятым Далай-ламой и посвящены культу бодхисаттвы Авалокитешвары в «царской» форме. Эти сочинения отразили перерастание культа Авалокитешвары из чисто религиозного в государственный. Третье сочинение «Текст, содержащий список имен деятелей буддизма Китая и Тибета» (В-7326/6) написано Лондол-ламой. Оно относится к разряду справочников, содержит перечень имен всех земных воплощений Авалокитешвары в Тибете и заканчивается временем восьмого Далай-ламы (1758—1804). В этом сочинении обосновывается идея происхождения царской власти от бодхисаттвы Авалокитешвары и, соответственно, ее особая сакральность.

Эти тибетские тексты впервые вводятся в научный оборот. Сочинения пятого Далай-ламы представляют собой источники по буддизму, иконографии и философии периода позднего средневековья. В них формулируется основная цель: распространить и укрепить веру в то, что Далай-лама является воплощением Авалокитешвары, что именно «царская» форма Авалокитешвары помогает поддерживать теократическую власть, осуществляя преемственность от древних тибетских царей к Далай-ламам.

В диссертации использованы сведения из различных иконографических сборников. Все исследователи приводили от шести до ста восьми персонифицированных форм бодхисаттвы Авалокитешвары. На основании анализа иконографии и изучения музейный собраний, автор впервые делает вывод, что существует более ста восьми форм божества, которые встречаются в произведениях буддийского искусства во всем его ареале, включая Юго-Восточную Азию, Китай, Восточный Туркестан, Тибет, Монголию и Непал.

Методологической и теоретической основой диссертации является принцип историзма, который предполагает анализ всех процессов и явлений в их взаимной связи и развитии.

В основе диссертации лежат исследовательские методики, апробированные как отечественными, так и зарубежными специалистами в области истории, истории международных отношений, государственной власти и изучения различных буддийских культов. Становление и формирование тибетской государственности, возникновение монархии, выдвижение выдающихся представителей школы кармапа и Далай-лам в качестве земных воплощений бодхисаттвы Авалокитешвары рассматриваются на фоне исторических событий и международных отношений на Дальнем Востоке и в Центральной Азии. При изучении особенностей тибетской системы государственной власти мы основывались на методе сравнительного анализа, который позволил рассмотреть усвоение тибетским менталитетом буддийской философии, найти и определить истоки появления особой формы монархии — теократической. При рассмотрении специфики тибетского менталитета и особого восприятия мира мы основывались на анализе данных тибетской истории и оригинальных сочинений. Для изучения нарративных источников нам представлялось целесообразным использовать метод текстологического анализа и комплексного подхода.

Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в самой постановке проблемы. Впервые предпринята попытка собрать, обобщить и проанализировать сведения (часто разрозненные и легендарные), относящиеся к культу Авалокитешвары, и рассмотреть институт Далай-лам в качестве правителей и божеств-хранителей Тибета. Были проанализированы почти все работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные этой теме. Работа значительно расширяет представления о формировании и распространении культа Авалокитешвары в тибетском буддизме.

Научно-практическая значимость диссертации. Содержащиеся в диссертационном исследовании материалы существенно расширяют представления о культе бодхисаттвы Авалокитешвары, древних царях и Далай-ламах на протяжении всей истории тибетского государства: от его образования до начала XX в. Результаты работы могут быть использованы при написании пособий и чтении курсов по тибетской истории, буддизму и истории искусства, а также при изучении тибетских оригинальных источников, а кроме того, для изучения истории культуры народов России, исповедующих тибетский буддизм (буряты, калмыки и тувинцы). Вводимые в научный оборот тибетские сочинения дают новый материал для оценки определенных событий тибетской истории и способствуют изучению широкой проблематики различных особенностей государственной власти у буддийских народов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Елихина, Юлия Игоревна

Заключение.

Таким образом, в диссертационной работе в комплексе рассмотрен культ бодхисаттвы Авалокитешвары и его земных воплощений в истории тибетской государственности VII—XIX вв.

В буддийской философии учение о бодхисаттвах является одним из центральных. Главная цель буддизма Махаяны представляет собой достижение освобождения от страданий. На этом пути верующих сопровождали и поддерживали бодхисаттвы — существа, наделенные высокими нравственными идеалами, которые подробно описаны в буддийских сочинениях. Одним из наиболее почитаемых бодхисаттв становится Авалокитешвара, символизирующий собой милосердие Будды.

Культ Авалокитешвары появился в Индии приблизительно во II в. н.э., согласно данным буддийских сочинений и археологических находок. За период существования буддизма в Индии вплоть до XIII в. формируется буддийская литература, посвященная божеству, культ Авалокитешвары выделяется в самостоятельный, оформляются его функции и иконография, появляется «царская» форма божества.

В Восточный Туркестан почитание Авалокитешвары приходит из Индии, где культ становится весьма распространенным в соответствии со сведениями письменных источников и памятников искусства. Из Индии и Восточного Туркестана культ Авалокитешвары попал в Юго-Восточную Азию, Китай, Тибет и другие страны, принявшие буддизм.

Культ бодхисаттвы Авалокитешвары приобрел значительную популярность по мере распространения и утверждения буддизма в странах Юго-Восточной Азии в качестве государственной религии. В некоторых странах Юго-Восточной Азии и на Шри Ланке существовала связь культа с государственной властью. Такие верования имели место по отношению к различным индуистским и буддийским божествам. Во всех странах Юго-Восточной Азии господствовала идеология, в которой преобладал культ божественного происхождения королей. Король идентифицировался с буддийским или индуистским божеством и считался его земным воплощением. Из буддийских божеств именно культ Авалокитешвары считался государственным культом в период распространения идеологии Махаяны, которую затем сменила Тхе-равада.

С распространением буддийского учения культ Авалокитешвары приобретает особую популярность в Китае. Именно здесь происходит трансформация из мужского божества в женское, культ приобретает характер государственного и земными воплощениями божества становятся принцессы, императрицы и монахини.

В Японии культ Авалокитешвары получил широкое распространение, и один из принцев, Сётоку-тайси (VII в.), почитался, как земное воплощение бодхисаттвы, таким образом, и здесь он появляется как государственный культ.

В Монголии культ бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары связан с земными воплощениями и государственностью.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что культ Авалокитешвары получил самое широкое распространение во всех странах буддийского ареала. Причем этот культ имел важное значение не только в повседневной религиозной жизни широких масс, но и стал важным элементом сакрализации верховной власти.

Во многих странах существовала связь культа Авалокитешвары с государственной властью, когда правители почитались как земные воплощения бодхисаттвы. Наиболее ярко эта тенденция выражена в истории тибетской государственности. Этим вопросам посвящена вторая глава.

Для исследователей многие факты ранней тибетской истории остаются неясными. Хотя большинство все-таки придерживается мнения, что Сронцан Гампо и его окружение приняли буддизм, и подтверждением этому может служить ранняя буддийская скульптура VII—VIII вв. Различные тибетские сочинения рассматривают Тибет, как местопребывания бодхисаттвы Авалокитешвары и называют его основателем линии тибетских царских воплощений. «Мани-гамбум» рассматривает Сронцзан Гампо как земное воплощение бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары.

Концепция сакральности царской власти появилась, согласно тибетской исторической традиции, в VII—IX вв., в то время, когда процесс глобальной трансформации тибетской цивилизации был в самом расцвете. Тибетские историки называют это время периодом правления царей дхармы, в то время как западные ученые - «временем ранних царей» или «периодом древней монархии». Западные ученые считают, что традиция рассматривать Сронцзана Гампо в качестве воплощения Авалокитешвары появилась значительно позже периода древних царей.

Тибетская историография возводила своих царей к индийским царям дхармы, подчеркивая тем самым особую сакральность власти.

После распада государства в IX в. земные воплощения Авалокитешвары в Тибете появляются в виде выдающихся лам. В середине XIII в. иерарх школы карма-кагью объявил себя воплощением Авалокитешвары, в начале XV в. эта школа становится доминирующей в Тибете.

Тибетские сочинения утверждают идеи преемственности власти в Тибете от Авалокитешвары, ее сакральность, рассматривают ранних тибетских правителей как «царей-бодхисаттв», фиксируют линию воплощений, включая выдающихся учителей, и доводят ее до Далай-лам. Для подтверждения нами приложен краткий перевод сочинения Лондол-ламы.

В третьей главе описывается деятельность пятого Далай-ламы по превращению культа Авалокитешвары в государственный культ.

Пятый Далай-лама был выдающимся государственным и религиозным деятелем Тибета. Время его правления являлось одним из наиболее интересных периодов истории Тибета. Политическим успехом Далай-ламы было объединение Тибетского государства с момента распада в середине IX в. До него в Тибете шла постоянная борьба между различными буддийскими школами и сильными лидерами. Далай-лама успешно подчинил правителей как внутри Тибета, так и на его границах. При нем в Тибете возникла особая форма государственной власти — теократическая монархия, при которой власть передавалась от одного воплощения бодхисаттвы Авалокитешвары к следующему. Пятый Далай-лама принимал законы, проводил ритуалы и писал сочинения, направленные на поддержание именно такой формы правления.

В двух текстах, написанных пятым Далай-ламой, посвященных «царской» форме Авалокитешвары, подчеркнута традиция преемственности власти от Сронцзан Гампо к пятому Далай-ламе и главный принцип правления: забота о благе всех живых существ.

Таким образом, эти два тибетских текста представляют собой источники по иконографии и философии периода позднего средневековья. В них формулируется основная цель: распространить и укрепить веру в то, что Далай-лама является воплощением Авалокитешвары, что именно «царская форма» Авалокитешвары помогает поддерживать теократическую власть в Тибете, и таким образом, осуществляется преемственность от тибетских царей к Далай-ламам.

Подобные сочинения, как и духовные практики Далай-ламы, направлены на укрепление государственной власти и подтверждение ее преемственности.

Таким образом, собранный нами материал и перевод двух сочинений пятого Далай-ламы, позволяет сделать обзор истории тибетской государственности, с VII в., со времени сложения монархии особого типа. При пятом Далай-ламе эта система правления была преобразована в теократическую монархию, при которой глава государства является еще и земным воплощением божества, что порождает сакральность власти. Тибет к началу XX в. представлял собой особый тип государства, основанного на буддийских принципах. В идеале оно должно было оставаться таковым на все времена. Развитие Тибета был вполне закономерен и подготовлен^

Тибета был вполне закономерен и подготовлен за предшествующие 1500 лет событиями, внешними культурными влияниями и устремлениями самих тибетцев.

Пятый Далай-лама предпринял все усилия, чтобы утвердить линию преемственности от ранних тибетских царей к Далай-ламам, и превратить культ Авалокитешвары в государственный культ. Для этого он проводил определенные ритуалы, построил Поталу и написал сочинения, связанные с культом бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары. Скорее всего, именно концепция милосердного «правителя-бодхисаттвы» была единственно возможной для объединения Тибета.

Цитированные источники и литература Источники на тибетском языке: «Ритуал подношения Авалокитешваре в царской форме» — " Thugs-rje chen-po lugs-kyi las-byang dang 'brel-ba'i tshogs-mchod gzhug-so", B—8597/2.

Садхана и ритуал, связанные с (культом) Авалокитешвары в царской форме» —"rGyal-lugs-kyi thugs-rje chen-po'i las-byang nyi-ma snying-po bzhug-so", B-8597/3.

Текст, содержащий список имен деятелей буддизма в Китае и Тибете» -"bsTan-'dzin-gyi skyes-bu rgya bod-du byon-pa'i ming-gi grangs bzhugs-so", B—7326/6.

Khetsun Sangpo. Biographical Dictionary Tibet and Tibetan Buddhism., vol. 1—10, Dharamsala, 1973.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Елихина, Юлия Игоревна, 2006 год

1. Афонина, 2003 — Афонина Е.Н. К оценке политики тумэтского Алтан-хана (1507-1581), в сб. Mongolica-VI, СПб, 2003.

2. Бадмажапов, 2003 — Бадмажапов Ц.-Б. Иконография Ваджраяны,1. М., 2003.

3. Бичурин, 1828 — Бичурин И. Описание Тибета в его нынешнем состоянии, СПб, 1828.

4. Бичурин, 1833 — Бичурин И. История Тибета и Хухунора, 4.1,2, СПб, 1833.

5. Богословский, 1962 — Богословский В.А. Очерк истории тибетского народа, М., 1962.

6. Будон, 1999 — Будон Ринчендуб. История буддизма, СПб, 1999.

7. Болсохоева и др., 1989 — Болсохоева Н.Д., Бадараев Б.-Д., Ванчикова Ц.П., Дашиев Д.Б., Дугар-Нимаев Ц.-А., Касьяненко З.К.,

8. Маланова Т.М., Пубаев Р.Е., Пупышев В.Н. Введение в изучение Ганджура и Данджура (историко-библиографический очерк), Новосибирск, 1989.

9. Васубандху, 1988 — Васубандху. Абхидармакоша, пер. Б.В. Семичова, Улан-Удэ, 1988.

10. Викторова, 1980 — Викторова JI.JI. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры, М., 1980.

11. Войтов, Тихмёнова-Позднеева, 2001 — Войтов В. Е., Тихмёнова-Позднеева Н.А. Алексей Матвеевич Позднеев и его восточная коллекция, Самара, 2001.

12. Востриков 1962 — Востриков А.И. Тибетская историческая литература, Москва, 1962.

13. Гой-лоцава, 2001 — Гой-лоцава Шоннупэл. Синяя летопись: история буддизма в Тибете, СПб, 2001.

14. Дюджом, 2001 — Дюджом Ринпоче 14 Далай-лам Тибета, краткое описание жизни и правления Далай-лам, СПб, 2001.

15. Ермаков, 1994 — Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма (по материалам коротких рассказов IV—VI веков), СПб, 1994.

16. Игнатович, 1987 — Игнатович А.Н. Буддизм в Японии (очерк ранней истории), М., 1987.

17. Игнатович, 1998 — Игнатович А.Н. Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы. Сутра о постижении деяний и Дхармы бодхисаттвы всеобъемлющая мудрость, М., 1998.

18. Касьяненко, 1993 — Касьяненко З.К. Каталог петербургского рукописного Ганджура, М., 1993. (Bibliotheca Buddhica 39).

19. Кэлсанг Гьяцо, 2002 — Геше Келсанг Гьяцо. Обет бодхисаттвы. Основополагающие практики Махаяны, СПб, 2002.

20. Кычанов, Савицкий, 1975 — Кычанов Е.И. Савицкий J1.C. Люди и боги страны снегов, М., 1975.

21. Келсанг Гьяцо, 2002 — Лосанг Келсанг Гьяцо. Ньюнг Нэ. Садхана одиннадцатиликого Авалокитешвары с ритуалом поста и обращением к учителям линии преемственности, М., 2002.

22. Мартынов, 1978 — Мартынов А.С. Статус Тибета в XVII—XVIII веках в традиционной китайской системе политических представлений, М., 1978.

23. Мельниченко, 1996 — Мельниченко Б.Н. Буддизм и королевская власть (Буддизм в истории Сиамского государства 13 начала 20 века), СПб, 1996.

24. Ольденбург, 1903 — Ольденбург С.Ф. Сборник изображений 300 бурханов. По альбому Азиатского музея, ч. 1. СПб, 1903 (Bibliotheca Buddhica 5).

25. Островская-младшая, 2002 — Островская-младшая Е.А. Тибетский буддизм, СПб, 2002.

26. Позднеев, 1887 — Позднеев A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу СПб, 1887.

27. Позднеев, 1897 — Позднеев A.M. Сказание о хождении в Тибетскую страну мало-дбрббтского База-Бакши, СПб, 1897.

28. Пубаев, 1991 — Пубаев Р.Е. Пагсам-джонсан. История и хронология Тибета, Новосибирск, 1991.

29. Пурбуева, 1984 — Пурбуева Ц.П. Биография Нейджи-тойна -источник по истории буддизма в Монголии, Новосибирск, 1984.

30. Рерих, 1983—1993 — Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями, М.,1983—1993.

31. Рудой и др., 1999 — Рудой В.И., Островская Е.П., Островский А.Б., Ермакова Т.В., Островская Е.А., Ленков П.Д. Введение в буддизм, СПб, 1999.

32. Сергеева, 2002 — Сергеева Т.В. Священные образы Тибета: традиционная живопись Тибета в собрании Государственного музея Востока, Самара, 2002.

33. Соднам-Цзэмо, 1994 — Соднам-Цзэмо. Дверь, ведущая в Учение. Пер. с тибетского, послесловие и комментарий Р.Н. Крапивиной, СПб., 1994.

34. Тензин Гьяцо, 2002 — Тензин Гьяцо. Краткая садхана Авалокитешвары, М., 2002.

35. Терентьев, 2004 — Терентьев А.А. Определитель буддийских божеств, СПб, 2004.

36. Торчинов, 2000 — Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций, СПб, 2000.

37. Цыбиков, 1991 — Цыбиков Г.Ц. Избранные труды, т. 1-2, Новосибирск, 1991.

38. Шакабпа, 2003 — Шакабпа В.Д. Тибет: политическая история, СПб, 2003.

39. Шантидева, 2000 — Шантидева. Путь Бодхисаттвы (Бодхичарья-аватара), СПб., 2000.

40. Литература на европейских языках:

41. Ahmad, 1970 — Ahmad Z. Sino-Tibetan Relations in the Seventeenth Century, Roma, 1970 (Serie Orientale Roma; 40).

42. Bhattacharya, 1968 — Bhattacharya B. The Indian Buddhist Iconography, New Delhi, 1968.

43. Berger and others, 1994 — Berger P., Kent R. K., Murray J.K., Weidner M., Chun-fang Yii. Latter Days of the Law. Images of Chinese Buddhism 850-1850, Kansas, 1994.

44. Chandra, 1988 — Chandra L., The Thousand-Armed Avalokitesvara, New Delhi, 1988.

45. Chun-fang, 2001 — Chun-fang Yii. Kuan-yin. The Chinese transformation of Avalokitesvara, NY., 2001.

46. Chutiwongs, 1984 — Chutiwongs N. The Iconography of Avalokitesvara in mainland South East Asia, Bangkok, 1984.

47. Clark, 1965 — Clark W.E. Two lamaistic Pantheons, NY., 1965.

48. Gordon, 1967 — Gordon A. K. The Iconography of Tibetan Lamaism, NY., 1967.

49. Griinwedel, 1900 — Grunwedel A. Mythologie des Buddhismus in Tibet und der Mongolie, Leipzig, 1900.

50. Dargyay, 2003 — Dargyay E.K. Srong-btsan sgam-po of Tibet, bodhisattva and king. In: The History of Tibet. The Medieval Period: c. 850—1895. The development of Buddhist Paramountcy, p. 364—378, ed. By Alex McKay, L., NY., 2003.

51. Debjani, 1995 — Debjani Paul. The Art of Nalanda. Development of Buddhist Sculpture AD 600—1200, New Delhi, 1995.

52. Dschingis., 2005 — Dschingis Khan und seine Erben. Das Weltreich der Mongolen, Miinchen, 2005.

53. Duglas and White, 1976 — Duglas N., White M. Karmapa: The Black Hat Lama of Tibet, L., 1976.

54. Emmerick, 1967 — Emmerick R.E. Tibetan texts concerning Khotan, London Oriental Series, L., 1967.

55. Emmerick, 1979 — Emmerick R.E. A Guide to the literature of Khotan, Tokyo, 1979.

56. Foucher, 1905—Foucher A., L'art Greco-bouddhique du Gandhara, P., 1905.

57. Frederic, 1992 — Р^ёпс L. Les Dieux du Bouddhisme (Guide iconographique), Paris, 1992.

58. Hirakawa, 1990 — Hirakawa Akira. A History of Indian Buddhism: From Sakyamuni to Early Mahayana, Hawaii, 1990.

59. Hoffmann, 1970 — Hoffmann H.R. Tibetan Historiography and the Approach of the Tibetans to History in Journal of Asian History, vol. 4, p. 169—177, Wiesbaden, 1970.

60. Huntington and John, 1985 — Huntington Susan L. and John C. The Art of Ancient India: Buddhist, Hindu, Jain NY., 1985.1.agaki, 2002 — Hisao Inagaki. The Three Pure Land Sutras, Kyoto,2000.

61. Kapstein, 2000 — Kapstein M.T. The Tibetan Assimilation of Buddhism: Conversion, Contestation, and Memory, Oxford, 2000.

62. Kapstein, 2003 — Kapstein M.T. Remarks on The Mani bka'-'bum and The Cult of Avalokitesvara in Tibet. In: The History of Tibet. The Medieval Period: c. 850—1895. The development of Buddhist Paramountcy, p. 523—537, ed. By Alex McKay, L., NY., 2003.

63. Karmay, 1998 — Karmay Samten. Secret Visions of the Fifth Dalai Lama, L., 1998.

64. Macdonald, 2003 — Macdonald A. Religion in Tibet at the time of Srong-bstan Sgam-po. Myth as history. In: The History of Tibet. The Medieval Period: c. 850—1895. The development of Buddhist Paramountcy, p. 354—363, ed. By Alex McKay, L., NY., 2003.

65. Mallmann, 1948 — Mallmann Marie-Therese. Introduction a l'Etude d'Avalokitesvara, Paris, Annals du Мшёе Guimet, 1948.

66. Mallmann, 1975 — Mallmann Marie-Therese. Introduction a l'iconographie du tantrisme bouddhique. Paris, 1975.

67. Miller, 1959 — Miller R.J. Monasteries and Cultural Change in Inner Mongolia. Wiesbaden, 1959, Asiatische Forschungen № 2.

68. Mizuno, 1996 — Mizuno Kogen. Essentials of Buddhism: Basic Terminology and Concepts of Buddhist Philosophy and Practice. Tokyo, 1996.

69. Mussashi Tachikawa, 1995 — Mussashi Tachikawa, Masahide Mori, Shinobu Yamaguchi. Five Hundred Buddhist Deities, Osaka, 1995.

70. Petech — Petech L. The Dalai-lamas and regents of Tibet: Chronological Study, T'oung-Pao archives, 1959, vol. 47, L., livres 3—4, p. 368—394.

71. Richardson, 2003 — Richardson H. The Dalai-lamas. In: The History of Tibet. The Medieval Period: c. 850—1895. The development of Buddhist Paramountcy, p. 554—571, ed. By Alex McKay, L., NY., 2003.

72. Rockhill, 1910 — Rockhill W.W. Dalai-lamas of Lhasa and their relations with Manchu Emperors of China 1644—1908, Leyden, 1910.

73. Sadakata, 1997 — Sadakata Akira. Buddhist Cosmology. Philosophy and origins, Tokyo, 1997.

74. Saletore, 1985—1989 — Saletore R.N. Encyclopaedia of Indian Culture, vol. 1—5, New Delhi, 1985—1989.

75. Schroeder, 2001— Schroeder U. Buddhist sculpture of Tibet, vol. 2, Hong-Kong, 2001.

76. Schulemann, 1958 — Schulemann G. Geschichte der Dalai-lamas, Leipzig, 1958.

77. Snellgrove, Richardson, 1968 — Snellgrove D.L., Richardson H.E. A Cultural History of Tibet, L., 1968.

78. Soper, 1948 — Soper Alexander C. Hsiang-kuo Ssu: An imperial Temple of Northern Sung- Journal of the American Oriental Society, № 68, p. 19—45.

79. Soper, 1949—1950 — Soper Alexander C. Aspects of Light Symbolism in Gandharan Sculpture — Artibus Asiae, № 12(3), p. 252—283, № 12 (4), p. 314—330, № 13 (1,2), p. 63—85.

80. Soper, 1960 — Soper A. C. A Vacation Glimpse of the T'ang Temples of Ch'ang-an: Ssu T'a chi by Tuan Ch'eng-shih Artibus Asiae, № 23(1), p. 1540.

81. Schoper, 1987 — Schoper G. The Inscription on the Kusan Image of Amitabha and the Character of Early Mahayana in India Journal of the International Association of Buddhist Studies, n 10, 1987.

82. Stien, 1981 — Stein R.A. Civilisation tibetaine, P., 1981. Taranatha, 1970 — Taranatha. History of Buddhism in India, Calcutta,1970.

83. Tenzing Chhodak, 1978 — Tenzing Chhodak. The 1901 Proclamation of H.H. Dalai Lama XIII. Tibet Journal, 1978, vol. 3 (1), pp. 30—38.

84. Thomas, 1935 — Thomas F.W. Tibetan Literary Text Concerning Chinese Turkestan, vol. 1—4, L., 1935.

85. Tucci, 1949 — Tucci G. Tibetan Painting scrolls, vol. 1—3, Rome,1949.

86. Tucci, 1971 — Tucci G. The Sacral Character of the Kings of Ancient Tibet, ed. By Dott. Giovanni Bardi, Opera minora, Rome, 1971, part 2, p. 570—583.

87. Tucci, 1980 — Tucci G. The Religious of Tibet, L., 1980. Waddell, 1972 —Waddell L.A. Tibetan Buddhism with its Mystic Cults, Symbolism and Mythology, NY., 1972.

88. Weldon, Singer, 1999 — Weldon D., Singer J.C., The Sculptural Heritage of Tibet. Buddhist Art in the Nyingjei Lam Collection, Hong-Kong, 1999.

89. Wen C. Fong and others, 1996 — Wen C. Fong, James C.Y. Watt and others. Possessing the Past Treasures from National Palace Museum Taipei, NY., 1996.

90. Willson, Brauen, 2000 — Willson M., Brauen M. Deities of Tibetan Buddhism (The Zurich Paintings of Icons), Boston, 2000.

91. Zwalf, 1996 — Zwalf W., A Catalogue of the Gandhara Sculpture ih the British Museum, vol. I—II, L., 19961. На монгольском языке:

92. Бурнээ, Энхтор, 2004 — Бурнээ Д., Энхтор Д. Монголын Бурханы шашны туухэн сурвалж, Улаанбаатар, 2004.

93. Скородумова, 2005 — Скородумова Л.Г. Монгол туух соёлын товчоон. Унших бичиг, Улаанбаатар, 2005.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.