Культ гор в религиозной традиции бурят тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат философских наук Батомункуева, Соелма Ринчиновна

  • Батомункуева, Соелма Ринчиновна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2013, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 174
Батомункуева, Соелма Ринчиновна. Культ гор в религиозной традиции бурят: дис. кандидат философских наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Улан-Удэ. 2013. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Батомункуева, Соелма Ринчиновна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Горы как объект религиозного поклонения

1.1. Феномен сакральности и сакрализации в контексте поклонения горам

1.2. Культ гор как комплекс верований

1.3. Культ гор в социокультурном пространстве

Глава 2. Культ гор в контексте религиозных верований бурят

2.1. Особенности религиозных верований бурят

2.2. Культ гор в Бурятии в контексте шаманско - буддийского религиозного синкретизма

2.3. Письменные тексты поклонения горам в религиозной традиции бурят

Заключение

Список литературы

Список информаторов

Список источников на тибетском языке и архивных материалов

Приложения:

Фотоприложения

Переводы текстов-обрядников с тибетского языка

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культ гор в религиозной традиции бурят»

Введение

Актуальность диссертационного исследования.

Актуальность исследования обусловлена огромной значимостью гор в религиозной практике бурят, что связано с наличием множества гор на территории республики Бурятия. В горах и на горных территориях сосредоточено множество природных благ, объектов растительного и животного мира, от которых напрямую зависит существование человека. Практическая деятельность человека неразрывно связана с духовным освоением мира, посредством которого реализуется религиозная деятельность. Горы становятся объектами религиозного поклонения путем наделения им особого сакрального статуса. Горы как объекты культового поклонения не только обладают сакральным смыслом, но и представляют собой место для отправления обрядов, направленных на удовлетворение духовных нужд и достижение различных целей, связанных с разными сферами жизнедеятельности человека. Культ гор представляет собой важный феномен в социокультурном пространстве.

Как один из наиболее архаичных элементов религии культ гор является очень многогранным феноменом, который на протяжении всей истории своего развития претерпевал различные изменения. Горы вызывают огромный интерес исследователей различных областей знания и им посвящено большое количество исследований. С одной стороны горы рассматриваются как объекты - часть естественной природы, и с другой - как объекты, имеющие сакральный смысл, что является прерогативой религиоведческих исследований. Существует достаточное количество разновременных и разноплановых исследований культа гор, вместе с тем, остаются неразработанными проблемы, связанные с подходом к культу гор как комплексному культу. В связи с этим становится важным представить его как комплексный культ, который содержит и комбинирует в себе другие культы.

Бурятия является регионом, имеющим богатую традицию почитания гор, где культ гор получил широкое распространение. Следует иметь в виду, что поклонение горам у бурят представляет собой не просто религиозный культ, а является неотъемлемой частью общебурятской культуры. Культ гор является тем культом, который связывает и объединяет многие сферы бытия, различные аспекты религиозной, культурной, социальной сфер жизнедеятельности, в связи с чем его исследование представляется несомненно важным.

Кроме того, сакральные горы бурят как места религиозного поклонения обладают большим историко-культурным и природно-рекреационным потенциалом и в контексте современной культурной политики изучение священных гор бурят также актуально.

Степень изученности темы.

В контексте представленного диссертационного исследования принципиально важным стало обращение к трудам И.Н. Яблокова, Н.С. Капустина, Д.М. Угриновича, С.А. Токарева, В.Н. Топорова, Дж.Дж. Фрэзера, М. Элиаде, Э.Б. Тэйлора1 и ряда других ученых. Они необходимы для понимания общих проблем исследования религии, ее генезиса, условий и факторов возникновения, для осмысления интерпретации ее разнообразных явлений, в частности феноменов сакрализации и сакрального.

В отечественной науке исследованию культа гор посвящена работа Л.П. Потапова «Культ гор на Алтае»2, в которой он рассматривает особенности бытования этого культа у алтайцев. Другим известным ученым обратившим внимание на данный феномен является С.А. Токарев, который

' Яблоков И Н Религиоведение - М Гардарики 2005 Капустин Н С Особенности эволюции религии -М 1984, Угринович Д М Введение в религиоведение -М Мысль 1985 Токарев С А Религия в истории народов мира - М Попитиздат 1965 Токарев С А Ранние формы религии - М 1990 Фрэзер Дж Дж Золотая ветвь Исследование магии и религии В 2 т - М Терра - Книжный клуб 2001 Элиаде М История веры и религиозных идей От каменного века до элевсинских мистерий Пер с франц Н Н Кулаковой В Р Рокитянского Ю Н Стефанова - Изд 2-е - М Академический проект 2009 История веры и религиозных идей От Магомета до Реформации Пер с франц Н Б Абалаковой С Г Балашовой Н Н Кулаковой А А Старостиной - Изд 2-е - М Академический проект 2009 Очерки сравнительного религиоведения М Ладомир 1999 Священное и мирское Перевод с франц Грабовского ГН - М Издательство МГУ 1994 Тейлор Э Миф и обряд в первобытной культуре /Пер с англ ДА Коропчевского - Смоленск Русич, 2000

2 Потапов Л П Культ гор на Алтае//Советская этнография 1946 №2

в своей статье «О культе гор и его месте в истории религии»3 выводит различные аспекты и функции культа, в формировании которого большую роль играют особенности местной культуры и ландшафта. Исследованию хакасской традиции почитания гор посвящена статья И.Л. Кызласова «Гора -прародительница в верованиях хакас»4. Некоторые аспекты изучения культа гор были затронуты Л.Я. Штернбергом3, В.Н. Топоровым6, М. Элиаде. Это в основном вопросы, связанные с архетипичностью образа горы, Мировой горы.

Из числа зарубежных исследований, посвященных священным горам, следует выделить работу американского ученого Э. Бернбаума "Священные

горы мира"7, монгольского исследователя сакральных мест О. Сухбаатара

g

«Монгол тахилгат уул усны судар оршвой» , а также украинского ученого Е.В. Борейко, который в некоторых своих работах9 особо акцентирует природоохранную значимость священных гор.

Культ гор это составная традиционной культуры бурят и его исследование должно проводиться в контексте его изучения. Без исследования традиционной культуры мы не можем восполнить наше общее представление о религиозных традициях бурят. Так, в данном исследовании привлекались работы, которые раскрывают общее культурное и религиозное пространство, общую религиозную картину бурятского народа, а также работы, посвященные исследованию шаманской и буддийской религиозных традиций, ставших неотъемлемой частью их религиозной и культурной жизни.

Среди исследований традиционной культуры бурятского народа следует выделить работы H.JI. Жуковской, JI.JI. Абаевой, Г.Р. Галдановой,

3 Токарев С. А. О культе горнего месте в истории религии//Советская этнография. 1982. №3.

4 Кызласов И.Л. Гора- прародительница в фольклоре хакасов//Советская этнография. 1982. №2.

5 Штернберг Л.Я. Первобытная религия. - Л., 1936.

6 Топоров В.Н. Гора //Мифы народов мира. - М.. 1980.

7 Bernbaum Е. Sacred Mountains of the world. Berkley-Los Angeles-London: University of California press. 1998.

8 Сухбаатар О. Монгол тахилгат уул усны судар оршвой. - Улаанбаатар. 2001.

9 Борейко B.E. Современная идея дикой природы. - Киев: Киевский эколого - культурный центр. 2000; Этика и менеджмент заповедного дела. - Киев: Киевский эколого - культурный центр. 2005.

JI.Р. Павлинской, С.Г. Жамбаловой, Н.Б. Дашиевой, Б.Д. Батоевой, К.В.

Вяткиной, Н.О. Шаракшиновой, М.М. Содномпиловой, O.A. Шаглановой10 и др. Изучению различных аспектов традиционной культуры бурят посвящен и ряд коллективных работ «Традиционная культура бурят»" коллектива авторов K.M. Герасимовой, Г.Р. Галдановой, Г.Н. Очировой, «Обряды в традиционной культуре бурят»12 Б.Д. Батоевой, Г.Р. Галдановой, Д.А. Николаевой, Т.Д. Скрынниковой, «Пространство в традиционной культуре монгольских народов»13 Б.З. Нанзатова, Д.А. Николаевой, М.М. Содномпиловой, O.A. Шаглановой и др.

Исследованию бурятского буддизма посвящен ряд работ K.M. Герасимовой, Г.Е. Манзанова, Г.-Д. Нацова, Д.Г. Чимитдоржина, Ц.П. Ванчиковой, Г.Г. Чимитдоржина14 и др. авторов. Существуют и такие комплексные работы, в которых отражена история буддизма в Бурятии: «Буряты», «Историко-культурный атлас Бурятии», «Культура центральной Азии: письменные источники», «История Бурят-Монгольской АССР», альманах «Легшед» и др. Необходимо отметить, как наиболее полное исследование, посвященное бурятскому буддизму коллективную монографию «Ламаизм в Бурятии XVIII - начала XX века. Структура и

10 Жуковская Н Л Категория и символика традиционной культуры монголов -М Наука 1988 Галданова ГР Закаменские буряты Историко - этнографические очерки - Новосибирск 1992, Павлинская ЛР Буряты Очерки этнической истории (17 -19 вв) - СПб Издательство 'Европейский дом' 2008 Кочевники голубых гор Судьба традиционной культуры Восточных Саян в контексте взаимодействия с современностью - СПб Издательство "Европейский дом" 2002 Содномпилова М М Мир в традиционном мировоззрении и практической деятельности монгольских народов - Улан-Удэ Издательство БНЦ СО РАН, 2009, Вяткина К В Очерки культуры и быта бурят Л На\ка 1969 Шаракшинова Н О Мифы бурят - Иркутск, 1980, Шагланова О А Традиционные верования тункинских бурят - Улан - Удэ 2007 Жамбалова С Г Профанный и сакральный миры ольхонских бурят (Х1Х-ХХ вв ) - Новосибирск Наука Сибирская издательская фирма РАН 2000, Абаева Л Л Культ гор и буддизм в Бурятии М 1991 Дашиева Н Б Бурятские тайлаганы (опыт историко-этнографического исследования) -Улан-Удэ Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ 2001

11 Традиционная культура бурят /Герасимова К М Галданова Г Р Очирова Г Н - Улан-Удэ Бэлиг 2000

12 Обряды в традиционной культуре бурят/Батоева Б Д Галданова Г Р Николаева ДА Скрынникова Т Д

- М Восточная литература, 2002

13Пространство в традиционной культуре монгольских народов /Нанзатов Б 3 Николаева Д А Содномпилова М М Шагланова О А - М Восточная литература 2008

14 Герасимова К М Ламаизм и национально - колониальная политика царизма в Забайкалье - Улан-Удэ 1957, Абаева Л Л История формирования этноконфессиональной ситуации в Бурятии //Религия в истории и культуре монголоязычных народов России М 2008, Манзанов Г Е Религиозные традиции в ценностных ориентациях бурятской молодежи - Улан-Удэ Изд-во БНЦ СО РАН 1997 Религиозные традиции в культуре бурятского народа - Улан-Удэ 2008 Нацов Г-Д Материалы по ламаизму в Б\рятии

- Улан-Удэ, 1998, Чимитдоржин Д Г Буддизм в Бурятии 1945-2004 гг , Ванчикова Ц П Чимитдоржин Г Г История буддизма в Бурятии 1945-2000 гг - Улан-Удэ БНЦ СО РАН 2006

социальная роль культовой системы»'3 коллектива авторов Г.Р. Галдановой, K.M. Герасимовой, Д.Б. Дашиева, Г.Ц. Митупова.

Проблемы шаманизма стали объектом исследований в монографических трудах Т.М. Михайлова «Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.)», «Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции»16. Также большой интерес

17 18

представляют работы М.Д. Зомонова , И.А. Манжигеева и др. В последние годы вышли в свет работы самих носителей шаманской веры -практикующих шаманов Б.Д. Базарова19 и С.Ж. Гомбоева20, что является примечательным фактом, ибо знакомство с шаманизмом от самих носителей веры является гораздо более живым и открывает новые, недоступные для обывателя, стороны религии.

В контексте представленного исследования большое значение для освещения добуддийских верований и культов, а также изучения шаманско -буддийского религиозного синкретизма представляют отмеченные работы Т.М. Михайлова и исследования H.JI. Жуковской21, K.M. Герасимовой22, Г.Р. Галдановой23, Д. Банзарова24 и др. ученых.

Непосредственному исследованию культа гор в Бурятии посвящены работы Л.Л. Абаевой23, Б.С. Дугарова26, Б.Ц. Гомбоева27, Р.Н. Дугарова28. В

15Ламаизм в Бурятии XVIII - XX века Структура и социальная роль культовой системы /Галданова Г Р . Герасимова К М , Дашиев Д Б , Митупова Г Ц - Новосибирск Наука. 1983

16 Михайлов Т М Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в ) - Новосибирск Наука, 1980, Бурятский шаманизм история, структура и социальные функции - Новосибирск Наука 1987

17 Зомонов М Д Бурятский шаманизм - Улан-Удэ Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ 2008, Эзотерическая культура бурятского шаманизма Улан-Удэ. 2007

18 Манжигеев И А Бурятские шаманистические и дошаманистические термины -М Наука. 1978 ''Базаров Б Д Таинства и практика шаманизма В двух книгах - Улан-Удэ. 2000 Таинства и практика

шаманизма Книга третья Человек во времени и пространстве Улан-Удэ. 2009

20 Гомбоев С Ж Под вечно синим небом Шаманизм Святая неугасимая вера - Улан-Удэ НоваПринт. 2010 Также автором ежегодно выпускаются календари - справочники шаманских тайлганов "Календарь традиционных бурятских обрядов"

21 Жуковская Н Л Ламаизм и ранние формы религии - М . 1977

"" Герасимова К М Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма - Новосибирск Наука. 1989

21 Галданова Г Р Доламаистские верования бурят - Новосибирск Наука. 1987

24 Банзаров Д Собрание сочинений - М . 1955

25 Абаева Л Л Культ гор и буддизм в Бурятии -М Наука. 1991

26 Дугаров Б С Культ горы Хормуста в Бурятии//Этнографическое обозрение 2005 № 1

27 Гомбоев Б Ц Почитание духов гор у окинских бурят//Этнографическое обозрение 2002 №2

работах вышеперечисленных исследователей отражены результаты полевых исследований и освещены локальные особенности практики поклонения горам.

Из этого ряда работ следует особо выделить исследования Л.Л. Абаевой, отраженные в монографии «Культ гор и буддизм в Бурятии (эволюция верований и культов селенгинских бурят)», которая была написана на основе многолетних полевых исследований автора, и в ней рассматривается традиционная религиозная обрядность, связанная с культом гор, дается классификация культовых мест, методика их исследования, которые могут содействовать в исследованиях различных этнографических групп бурятского народа.

В работе М.М. Содномпиловой «Мир в традиционном мировоззрении и

29

практической деятельности монгольских народов» горы рассматриваются как одни из доминантных маркеров культуры в среде монгольских народов.

Большое значение имеют исследования сакральных территорий, в том числе и некоторых священных гор Трансбайкалья С.Д. Сыртыповой, отраженные в ряде публикаций и монографии "Святыни кочевников Трансбайкалья"30. В монографии также рассматриваются вопросы, связанные с исследованием буддийских текстов, посвященных священным горам.

К исследованию культовой системы обоо неоднократно обращались K.M. Герасимова, Н.Л. Жуковская, Т.М. Михайлов, Л.Л. Абаева и др. ученые. Культы пещер, скал и камней были затронуты в отдельных исследованиях Б.Б. Дашибалова31, Б.Ц. Гомбоева32, Д.Б. Батоевой33 и др.

28 Дугаров Р Н Культ горы Шалсана //Исследования по исторической этнографии монгольских народов -Улан-Удэ. 1986

29 Содномпилова М М Мир в традиционном мировоззрении и практической деятельности монгольских

народов - Улан-Удэ Изд-во БНЦ СО РАН, 2009

10Сыртыпова С Д Святыни кочевников Трансбайкалья - Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета. 2005

11 Дашибалов Б Б Культ пешер и его древние истоки //Банзаровские чтения - Улан-Удэ. 1992

12 Гомбоев Б Ц Культовые объекты Баргузинской долины - Улан-Удэ Изд-во ФГОУ ВПО ВСГАКИ 2005 " Батоева Д Б Гора в обряде «испрашивания» сулдэ ребенка //Сибирь этносы и культуры Традиции и инновации в этнической культуре бурят - Улан-Удэ. 1999

Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на определенную изученность проблемы, за пределами внимания этих исследователей остались вопросы, связанные с комплексным исследованием культа гор и его компонентов в контексте религиозной традиции бурят.

Объектом исследования является культ гор.

Предмет исследования - культ гор в контексте религиозных верований бурят.

Целью диссертационной работы является комплексное исследование религиозных представлений и верований бурят, связанных с культом гор.

Исходя из поставленной цели, мы определили следующие задачи исследования:

1. Выявить и охарактеризовать комплекс религиозных верований, связанных с культом гор;

2. Определить социокультурную значимость культа гор;

3. Представить ретроспективный анализ культа гор бурят и исследовать его в контексте шаманско-буддийского синкретизма;

4. Исследовать культ пяти священных вершин ханов и выявить тенденции его развития;

5. Проанализировать тибетоязычные источники обрядового характера и этнографические данные по культам отдельных сакральных вершин и определить их роль и значимость в изучении культа гор Бурятии.

Методологическая и теоретическая основа диссертации.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования послужили работы отечественных (С.А. Токарева, Л.П. Потапова, В.Н. Топорова, И.Н. Яблокова, Н.Л. Жуковской, Л.Л. Абаевой) и зарубежных (М. Элиаде, Э.Б. Тейлора, Дж.Дж. Фрэзера) исследователей. Работы этих исследователей составляют группу материалов не только религиоведческого характера, но и содержат в себе обширнейший

этнографический материал. Они послужили основой для выявления ритуальной, функциональной значимости и семантики культа гор.

Диссертационное исследование опиралось на общенаучный принцип историзма, согласно которому любое явление должно рассматриваться в контексте определенных исторических и социокультурных реалий, использовались методы сравнения и аналогии, которые позволили выявить общее и особенное в культе гор у различных народов, при исследовании культа гор как комплекса религиозных верований использовался структурно-функциональный анализ, предполагающий раскрытие и выделение отдельных элементов в системе. В ходе исследования текстов использовался герменевтический метод, который позволил определить компоненты, относящиеся к бурятской религиозной традиции, применялись также и методы полевых исследований - наблюдение, описание и интервьюирование.

В качестве источниковедческой базы исследования следует выделить:

1) собственные полевые материалы автора, собранные в Курумканском, Иволгинском и Кяхтинском районах Бурятии;

2) буддийские тибетоязычные обрядовые тексты поклонения горам и хозяевам местностей34, которые были предоставлены автору ламами;

3) архивные материалы из фондов Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (ЦВРК ИМБТ СО РАН), в частности из фонда Г.-Д. Нацова и отчетные сведения по результатам разновременных экспедиций в разные районы Бурятии исследовательскими группами из БИОНъ.

'4а) "Метод прошения и умилостивления хранителя северной стороны бурятской земли Великого могущественного божества Хумун - хана с окружением, так называемая "Мелодия радующая великое божество" (тиб byang phyogs ро ri ya da yul gyi hu muang hang ri i bdag po Iha chen che btsan ya ba khor chas la bskang gsol byed tshul 1ha chen dgyes p i rol mo zhes bya ba zhugs so)

б) "Порядок ритуалов подношения умилостивления и раскаянья перед божеством охраняющим северную сторону, Великим хозяином местности Хугтэй - чаном, так называемое "Облако подношений радующее божество местности" (тиб byang phyogs skyong ba i gnas dag chen po khau khe th i hang zhes p i bskang gshags sogs bya bi rim pa yul 1ha dgyes p'i mchod p i sprin phun zhes bya ba bzhugs so)

в) "Подношение ритуального напитка Бурин - Хану" (тиб bu rin han ni gser skyems zhugs so)

г) "Подношение сэржэма Владыке северной стороны Хозяину Бархану" (тиб byang phyogs dzin та i bdag po bhar hang la gser skyems)

15 Отчет об экспедиции в Бичурский район Бурятской АССР в 1966 году Герасимовой К M Архив ЦВРК ИМБТ СО РАН Инв №2007/в , Отчет о полевых исследованиях по проекту "Культовые объекты

Территориальные рамки исследования охватывают республику Бурятия, в частности Курумканский, Закаменский, Тункинский, Окинский и Иволгинский районы, а также район распространения культа пяти ханов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном исследовании культа гор, анализе основных этапов его эволюции и социокультурной значимости, во введении в научный оборот полевых материалов и источников на тибетском языке, в результате чего:

1. Обосновано положение, что культ гор представляет собой комплексный культ, основными компонентами которого являются: культ пещер, культ камней, культ скал, культ хозяев местности, культ предков, культ обоо;

2. Установлена социокультурная значимость культа гор; выявлена компенсаторная, коммуникативная, консолидирующая и экологическая функции этого культа;

3. Выявлено, что с распространением той или иной религиозной традиции культ гор у бурят претерпевал ряд изменений и на сегодняшний день он представлен шаманско-буддийским синкретизмом, который проявляется в процессе практики почитания гор;

4. Определена социокультурная значимость культа пяти ханов; установлено, что и в наши дни этот культ претерпевает изменения, связанные с переосмыслением его содержания и изменением его географии;

5. Проанализированы тибетоязычные источники ритуального характера, содержащие исторические сведения о культах отдельных

Трансбайкалья" Сыртыповой С Д за 2004 год Ч 2 Материалы полевых исследований в Кудара - сомоне Кяхтинского района РБ Архив ЦВРК ИМБТ СО РАН Инв №2655 Отчет Аюшеевой М В "К>льтовые объекты Селенгинского района РБ" в рамках проекта "Культовые объекты Трансбайкалья" за 2004 г Архив ЦВРК ИМБТ СО РАН Инв №2655, Фонд Г-Д Нацова Лам-а-ин шашин-у табун хаган хэмэху сахигусун-у тухай О так называемом хранителе ламаистской религии Табан хане ЦВРК ИМБТ СО РАН Инв № 8 оп 2 д 42

гор, а также информацию о хозяевах гор и способе их почитания; установлена их практическая и содержательная значимость.

Научно - практическая значимость работы.

Материалы исследования могут быть применены в деятельности организаций, связанных с экологической и природоохранной пропагандой, государственных органов, связанных с вопросами религии и культуры, при осуществлении отдельных направлений культурной политики.

Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы при дальнейших научных исследованиях, связанных с рассматриваемой тематикой, при изучении традиционной культуры монгольских народов, при подготовке учебных пособий и разработке специальных лекционных курсов по религиоведению, истории религии стран Центральной Азии и т.д.

Отдельные материалы исследования также могут найти свое применение и быть полезными при разработке и составлении туристских маршрутов и справочников.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Поклонение горам представляет собой многогранный феномен в религиозной жизни человека. Культ гор представляет собой сложный комплекс верований, включающий в себя подкульты и сопутствующие культы, между которыми существуют определенные функциональные и семантические связи. Среди этих подкультов особо значимыми являются: культ скал, культ пещер, культ камней, культ предков, культ хозяев местности, культ обоо.

2. Культ гор представляет собой важный феномен в социокультурном пространстве. Он тесно связан с повседневной жизнедеятельностью человека, имеет большую компенсаторную, коммуникативную и консолидирующую значимость, играет важную роль в социальной

регуляции поведения людей, и во многом определяет экологическую культуру в отношениях человека с окружающей средой.

3. В бурятской традиции культа гор имеются свои специфические особенности, обусловленные наличием у бурят особых синкретизированных форм верований, связанных с сосуществованием шаманистских и буддийских религиозных традиций, которые проявляются в процессе практики почитания гор. В Бурятии существуют разные отправители культа гор: ламы, шаманы, хадаши и местные старейшины. Их наличие, сосуществование и взаимозамещение указывает на синкретический характер культа.

4. Одними из первых в буддийскую систему были включены культовые места южных районов Бурятии, куда изначально проник буддизм. В контексте бурятской традиции почитания гор сложился культ пяти священных вершин - ханов, который в процессе религиозной практики буддизма претерпевает ряд изменений, связанных как с географией культа, так и его содержанием.

5. Особое место в культовой деятельности священнослужителей занимают различные способы обращения к хозяевам гор. Из их числа выделяются буддийские ритуальные тексты. Они создавались в процессе распространения буддизма, как результат ассимиляции культового места и обращения божества - хозяина горы в буддизм. Будучи руководствами по проведению обрядов, они вместе с тем содержат исторические сведения по определенному культовому объекту, информацию о хозяине горы и способе его почитания.

Апробация результатов исследования.

Отдельные положения диссертации были изложены в виде докладов в

рамках работы Международной научной конференции «Человек, культура и

общество в изменяющемся мире» (Улан-Удэ, 2011), Международной научно-

13

практической конференции, посвященной 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав России (Улан-Удэ, 2011). По теме диссертации опубликовано десять статьей, в том числе три - в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из Введения, двух глав, включающих по три параграфа каждая, Заключения, списка литературы, списка информаторов и списка источников, фотоприложений и приложений, представляющих собой авторские переводы ритуальных текстов - обрядников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», Батомункуева, Соелма Ринчиновна

Заключение

Проведенный нами анализ истории развития культа гор, позволяет говорить о том, что культ гор это не есть что-то «ставшее» или «оформившееся». На протяжении всего периода своего существования этот культ был подвержен различным изменениям. Культ гор, прошедший этапы стадиального развития, на определенных исторических ступенях находит место в древнейших - фетишистских, тотемистических и анимистических религиозных представлениях, а на сегодняшний день он включен в систему современных развитых религий. И, несомненно, что в будущем в культе гор также будут происходить изменения, связанные с ходом общего исторического развития.

За свою долгую историю культ гор вобрал в себя множество других культов и объединил элементы из разных областей человеческого бытия, и поэтому он представляет собой очень многогранный феномен.

Культ гор как комплексный культ вовлечен практически во все сферы бытия: он связан с культурным освоением мира, и с повседневным бытом, с сельскохозяйственной деятельностью, с самыми разнообразными обрядами, которые сопровождают человека, начиная с момента рождения и до самого завершения его жизни.

Рассмотрев культовую практику поклонения горам в религиозной традиции бурят на примере приоритетных сакральных вершин, можем сказать, что многие аспекты поклонения горам, присущие мировой практике, характерны и для бурятской религиозной традиции почитания гор. Однако в бурятской традиции почитания гор имеются и свои специфические особенности, которые обусловлены наличием у бурят особых синкретизированных форм верований, связанных с сосуществованием языческих, шаманистских и буддийских религиозных традиций.

Синкретический характер культа гор в Бурятии выражен синтезом шаманско

- буддийских религиозных воззрений. Так, в культе гор Бурятии слились разновременные, относящиеся, в свою очередь к разным культам и ассимилированные различными религиозными и культурными традициями образы и обряды. А в условиях смены и напластования различных религиозных элементов имеет место переперсонификация хозяев местностей, различных духов и божеств.

С приходом буддизма на бурятские земли начался следующий этап в истории культа гор. Так, с расширением границ влияния буддийской религии отдельные культы получают новое осмысление, связанной с переменами, как в названии, так в содержании и в географии. Ярким примером этому служит культ пяти священных вершин - ханов, который одним из первых был введен в буддийскую систему. Исследование культа пяти ханов позволило определить тенденции дальнейшего развития культа.

Религиозные обряды, связанные с культом гор у бурят касаются практически всех сфер жизнидеятельности на общественно, родовом и семейно-индивидуальном уровнях, и имеют отношение, как к календарным обрядам, так и обрядам жизненного цикла. Это специализированные обряды, связанные с испрашиванием детей (священные горы, пещеры и скалы), родильные и похоронно - поминальные обряды (преимущественно камни). Особое же значение культ гор в Бурятии приобрел в своей разновидности сакральных родовых гор, которые напрямую связаны с важнейшим для бурят культом предков, отражающие представления о родовой территории и родовой общности.

Другой важный момент в исследовании культа гор заключается в выделении служителей и отправителей религиозных обрядов на горах. Как еще одно подтверждение синкретичекого характера культа на территории республики взаимозамещая друг друга сосуществуют ламы, шаманы и хадаши.

Таким образом, мы можем говорить о том, что культ гор у бурят является универсальным культом, к которому можно обратиться практически по всем вопросам и любому случаю, как на индивидуальном, так и на общественном уровнях. А представленный в диссертации материал

137 позволяет говорить о преобладании синкретизированных элементов в культе гор у бурят и показывает сегодняшнее состояние и положение культа на территории республики, определяя его как один самых популярных и востребованных.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Батомункуева, Соелма Ринчиновна, 2013 год

Список литературы.

1. Абаева Л.Л. История формирования этноконфессиональной ситуации в Бурятии //Религия в истории и культуре монголоязычных народов России. М.: Восточная литература, 2008. - 319 с.

2. Абаева Л.Л. Человек в контексте шаманских и неошаманских этнокультурных традиций монгольских народов //Власть, 2012. № 1.

3. Абаева Л.Л. Культ гор и буддизм в Бурятии. - М.: Наука, 1991.

4. Абаева Л.Л. Пространственно-временной локус религиозной культуры народов Центральной Азии //Вестник Бурятского Госуниверситета, Вып. 6. Улан-Удэ, 2011.

5. Абаева Л.Л. Этнокультурные феномены сакрализации ландшафтов и локальных территорий //Священные ландшафты Саянского нагорья: экологические, экономические, социальные и культурно-исторические аспекты. Улан-Удэ: Издательство ГУЗ РЦМП МЗ РБ, 2008. - 160 с.

6. Аминев З.Г. Отголоски культа гор у башкир // Республика Хакасия как субъект Российской Федерации: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященная 20-летию образования Республики Хакасия (23-24 июня 2011 г.). - Абакан: типография ООО «Технопарк», 2011.

7. Ангархаев Л.А. Престол Чингисхана (К вопросу о прародине монголов). Чингисхан и судьбы народов Евразии: Материалы международной научной конференции. Улан-Удэ, 2003.

8. Анисимов А.Ф. Космологические представления народов Севера. М., 1959.

9. Арутюнов С.А. Локальные и синкретические культы. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 318 с.

10. Базаров Б.Д. Таинства и практика шаманизма. В двух книгах. Улан-Удэ, 2000.

11.Базаров Б.Д. Таинства и практика шаманизма. Книга третья: человек во времени и пространстве. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2009. - 208 с.

12.Банзаров Д. Собрание сочинений. М.: Политиздат, 1955.

И.Батоева Д.Б. Гора в обряде испрашивания сулдэ ребенка // Сибирь:

этносы и культуры. Традиции и инновации в этнической культуре бурят. Вып. 5. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ,, 1999.-152 с.

14. Бимба - лама Доржиев. Возвращение Хамбо - ламы Итигэлова. http://etegelov.ru/conf-l/reports/49-doc-2

15. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Загадки истории древних ариев. - М.: Издательство "Мысль", 1974. - 124 с.

16.Борейко В.Е. Религиозное и культурное значение гор. http://ecoetics.ru/old/m03/

17.Борейко В.Е. Современная идея дикой природы. - Киев: Киевский эколого - культурный центр, 2001. - 124 с.

18.Борейко В.Е. Этика и менеджмент заповедного дела. - Киев: Киевский эколого - культурный центр, 2005. - 328 с.

19. Буддийское книгопечатание Бурятии XIX - начала XX века / Сыртыпова С.-Х.Д., Гармаева Х.Ж., Базаров A.A. - Улаанбаатар, 2006. - 222 с.

20. Буряты. /Отв. редактор Л.Л. Абаева, Н.Л. Жуковская; Институт этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 2004. - 633 с. - (Народы и культуры).

21. Ванникова Ц.П. История бурятского буддизма: письменные источники. - Улан-Удэ: Издательство БНЦ, 2006.

22.Ванникова Ц.П., Чимитдоржин Г.Г. История буддизма в Бурятии: 19452000 гг. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006.

23. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - М., 1970.

24.Гаджиев Г.А. Доисламские верования и культы народов Нагорного Дагестана. - М: Наука, 1991. - 182 с.

25.Галданова Г.Р. Бурятский шаманизм: прошлое и настоящее //Сибирь: этносы и культуры. - Улан - Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 1998. - 159 с.

26. Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. - Новосибирск: Наука, 1987. - 118 с.

27. Герасимова K.M. О некоторых аспектах ассимиляции добуддийских культов по тибетским обрядникам //Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1980.

28. Герасимова K.M. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. - Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989. - 320 с.

29. Герасимова K.M. Культ обоо как дополнительный материал для изучения этнических процессов в Бурятии //Этнографический сборник. Улан - Удэ, 1969. Выпуск 5. с. 105-144.

30. Герасимова K.M. Мировоззренческая и социальная основа синкретизма ламаистской религии. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. - Улан- Удэ, 1989.

31. Герасимова K.M. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии. - Улан - Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, 1999. - 138 с.

32. Герасимова K.M. Синкретизм культа Далха //Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1981.

33.Говинда Анагарика. Путь белых облаков. М.: Сфера, 1997. - 448 с.

34. Гомбоев Б.Ц. Шаманизм баргузинской долины - локальная форма общебурятского шаманизма. //Религия в истории и культуре монголоязычных народов России. - М.: Восточная литература, 2008. -319 с.

35. Гомбоев Б.Ц. Культовые места Баргузинской долины. - Улан-Удэ: Издательство ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2006. - 287 с.

36. Гомбоев Б.Ц. Почитание духов гор у окинских бурят //Этнографическое обозрение. 2002. № 2.

37. Гомбоев С.Ж. Под вечно синим небом. Шаманизм. Святая неугасимая вера. - Улан-Удэ: "НоваПринт", 2010. - 336 с.

38. Гомбоев С.Ж. Священные горы Байкальского региона. Календарь традиционных обрядов - 2005. Улан-Удэ: ООО "Нонпарель", 2005.

39. Дамбаев Г.Э. Из прошлого и настоящего баргузинских бурят. //Историко-этнографический сборник. - Улан-Удэ, 1970.

40. Дамбаева Л.П. Культ гор в картине мира народа саха. //Экология, духовные и социально - экономические перспективы развития Байкальского региона. - Улан-Удэ, 2010.

41. Дашибалов Б.Б. Археологические памятники хори и курыкан. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - 191 с.

42. Дашибалов Б.Б. Культ пещер и его древние истоки. //Банзаровские чтения. - Улан - Удэ: Издательство , 1992.

43. Дашиева Н.Б. Бурятские тайлаганы (опыт историко-этнографического исследования). - Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2001. - 105 с.

44. Дубровская О.Н. Древние религии мира. - М.: Рипол Классик, 2003.

45. Дугаров Б.С. О культе горы Хурмаста - хан. Чингисхан и судьбы народов Евразии: Материалы международной научной конференции. -Улан-Удэ, 2003.

46. Дугаров Б.С. Культ горы Хормуста в Бурятии //Этнографическое обозрение. 2005. №1.

47. Дугаров Р.Н. Культ горы Шалсана //Исследования по исторической этнографии монгольских народов. Сб. ст. - Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1986. - 149 с.

48.Ермакова Л.М. Культы и верования в раннем периоде японской культуры. http://Ruthenia.ru/folklore/ermakova2/htm

49. Жамбалова С.Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят (XIX-XX вв.). - Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000. - 400 с.

50. Жуковская H.JI. Буддизм и шаманизм как факторы формирования бурятского менталитета //Религия в истории и культуре монголоязычных народов России. - М.: Восточная литература, 2008. -319с.

51. Жуковская Н.JI. Бурятская мифология и ее монгольские параллели. //Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. М.: Наука, 1980.-207 с.

52. Жуковская H.JI. Категория и символика традиционной культуры монголов. - М., 1988.

53. Жуковская H.JI. Ламаизм и ранние формы религии. - М.: Наука, 1977. -198 с.

54. Зеленин Д. Тотемы - деревья в сказаниях и обрядах европейских народов. //Труды института антропологии, археологии, этнографии АН СССР, т. 15. в. 11. М.-Л., 1937.

55. Зомонов М.Д. Бурятский шаманизм. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2008. - 168 с.

56. Зомонов М.Д. Эзотерическая культура бурятского шаманизма. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2007. - 111 с.

57. Календарные и обычаи и обряды народов Восточной Азии. М.: Наука, 1985.

58. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии. М., 1984.

59. Каталог гор и морей. Шань хай цзин. В переводе Яншиной Э.М. М., 1977.

60. Кислов Е.В. Памятники природы Северо - Байкальского района. -Улан-Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, 2001. - 104 с.

61. Кислов Е.В. Памятники природы Тункинского национального парка.-Улан-Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, 2001. - 93 с.

62. Кислов E.B. Памятники природы (на примере Западного Забайкалья). -Улан-Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, 1999. - 180 с.

63. Кислов Е.В. Памятники природы Кяхтинского района. - Улан-Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, 2001. - 73 с.

64. Кызласов И.Л. Гора-прародительница в фольклоре хакасов //Советская этнография. 1982. №2.

65. Ламаизм в Бурятии XVIII - начала XX века. Структура и социальная роль культовой системы /Галданова Г.Р., Герасимова K.M., Дашиев Д.Б. - Новосибирск: Наука, 1983.

66. Лич Эдмунд. Культура и коммуникация. Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в антропологии. Пер. с англ. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2001. - 142 с.

67. Львова Э.С. Культуры народов тропической Африки. М.: ,1996.

68. Манжигеев И.А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. - М.: Наука, 1978.

69. Манзанов Г.Е. Религиозная ситуация в Республике Бурятия, Агинском и Усть - Ордынском бурятских автономных округах (по материалам социологического исследования). //Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность.- Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002.

70. Манзанов Г.Е. Религиозные традиции в ценностных ориентациях бурятской молодежи. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. - 115 с.

71.Манзанов Г.Е. Религиозные традиции в культуре бурятского народа. -Улан-Удэ, 2008.

72. Мантатов В.В., Мантатова Л.В. Революция в ценностях: философские перспективы цивилизационного развития. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2007.

73. Мельхеев М.Н. Топонимика Бурятии. - Улан-Удэ, 1969.

74. Михайлов В.А. Числовая символика бурят и монголов. //Центрально -азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты, - Улан-Удэ, 1996.

75. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. Новосибирск: Наука, 1987.

76. Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.). Новосибирск: Наука, 1980.

77. Монгуш М.В. Ламаизм в Туве: историко - этнографическое исследование. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1992. -144 с.

78. Мосс Марсель. Социальные функции священного. СПб., 2000.

79. Мурзаев Э.М. Слово на карте. Топонимика и география. М.: Армада-пресс, 2001. - 448 с.

80. Мурзаев Э.М. Словарь местных географических терминов. М., 1959.

81. Нацов Г.-Д. Материалы по истории и культуре бурят. 4.1/ Введение, перевод и примечания Г.Р. Галдановой. - Улан - Удэ: Издательство БНЦСО РАН, 1995.

82. Нацов Г.-Д. Материалы по ламаизму в Бурятии. Ч.Н/ Предисловие, перевод, примечания и глоссарий Г.Р. Галдановой. - Улан-Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, 1998.

83. Обряды в традиционной культуре бурят /Д.Б.Батоева, Г.Р.Галданова, Д.А.Николаева, Т.Д.Скрынникова. М.: Восточная литература, 2002. -222 с.

84. Огнева Е.Д. Тибетская мифология //Мифы народов мира. М., 1982.

85. Окладников А.П. История и культура Бурятии. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1976.

86. Павлинская Л.Р. Буряты. Очерки этнической истории (17 -19 вв.). СПб.: Издательство "Европейский дом", 2008. -256 с.

87. Павлинская Л.Р. Кочевники голубых гор. Судьба традиционной культуры Восточных Саян в контексте взаимодействия с современностью. СПб.: Издательство "Европейский дом", 2002. -263 с.

145

88. Павлов E.B. Почитание хозяина Ольхона в культовой традиции хори - бурят и его рудименты в локальных адорациях хори - бурят современного Хоринского района республики Бурятия. //Культурное наследие народов Центральной Азии. Полевые исследования: сб. статей. - 2008. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. - 112 с.

89. Позднеев A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1993.

90. Потапов Л.П. Культ гор на Алтае. Советская этнография. 1946, №2.

91. Пространство в традиционной культуре монгольских народов. /Нанзатов Б.З., Николаева Д.А., Содномпилова Д.А., Шагланова O.A.; Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. - М.: Восточная литература, 2008. - 341 с.

92. Ритуал подношения хозяевам местности (обоо тахилга). - Верхняя Иволга: Издательство Буддийского Института "Даши Чойнхорлин", 2002. - 15 с.

93. Руднев А. Бурин Хан Уула. //Байкал, 1899; Известия Восточно -Сибирского отделения Русского географического общества. Т.31. В. 1. Иркутск, 1900.

94. Сагалаев A.M. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск: Наука, 1992.

95. Скрынникова Т.Д. Бурхан - халдун - сакральный центр средневековых монголов. Чингисхан и судьбы народов Евразии: Материалы международной научной конференции. Улан-Удэ, 2003.

96. Скрынникова Т.Д. Представления о сакральности и витальности у монгольских народов. //В мире традиционной культуры бурят: Сб. статей. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. - 230 с.

97. Содномпилова М.М. Концепт родина в культуре монгольских народов. //Этнографическое обозрение, 2007. №3. с. 124 - 134.

98. Содномпилова М.М. Мир в традиционном мировоззрении монгольских народов. Улан-Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, 2009. -366.

99.Сухбаатар О. Монгол тахилгат уул усны судар оршвой. Уланбаатар, 2001.

100. Сыртыпова С.Д. Святыни кочевников Трансбайкалья. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского Госуниверситета, 2007. -

101. Сыртыпова С. Д. К методологии выявления, учета и исследования памятников письменности на тибетском и монгольском языках (Буддийские рукописи и ксилографы). //Вестник Бурятского государственного университета. Серия 18: Востоковедение. Вып. 5. 2007.

102. Сыртыпова С.Д. Топонимия сакральных объектов Байкальского региона. //Этнографическое обозрение. 2008. № 4.

103. Сыртыпова С.Д., Петунова H.A. Традиционные культовые объекты как памятники истории и культуры Трансбайкалья. Улан-Удэ, 2005.

104. Тибетский фонд ЦВРК ИМБТ СО РАН: Структура и содержание. /Сыртыпова С.-Х.Д., Гармаева Х.Ж., Дашиев Д.Б. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2006. - 226 с.

105. Тиваненко A.B. Древние святилища Восточной Сибири в эпоху камня и бронзы. Новосибирск, 1989.

106. Тиваненко A.B. Древние святилища Восточной Сибири в эпоху средневековья. Новосибирск, 1994.

107. Титовский Н.Г. Отчет об экскурсии на гору Бурин - хан летом 1900. Труды Троицкосавско - Кяхтинского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества, 1901. т. 4, выпуск 1.

108. Токарев С.А. О культе гор и его месте в истории религии //Советская этнография. 1982. №3.

109. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М: Политиздат, 1965.- 623 с.

110. Топоров В.Н. Гора //Мифы народов мира. М., 1980.

111. Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике. Т. 1: Теория и некоторые частные ее приложения. М.: Языки славянской культуры, 2005. - 816 с.

112. Топоров В.Н. Пещера // Мифы народов мира. М., 1980.

113. Традиционная культура бурят. /Герасимова K.M., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2000. - 144 с.

114. Тэйлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре. / Пер. с англ. Д.А. Коропчевского. - Смоленск: Русич, 2000. - 624 с.

115. Тюхтенева С.П. Об эволюции культа гор у алтайцев. //Шаманизм и ранние религиозные представления. К 90-летию доктора исторических наук, профессора Л.Л.Потапова. М., 1995.

116. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985.

117. Уржанов А.Д. об одном санагинском списке «сэржэма» Буха -нойону на тибетском языке. //Материалы по истории и филологии Центральной Азии. Труды БИОН БФ СО АН СССР, вып. 12. Серия востоковедная. Улан-Удэ, 1970.

118. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: В 2 т. М.: Терра- Книжный клуб, 2001.

119. Хижняк О.С. Ступа: начало формирования буддийского культа. СПб, 2008. -274 с.

120. Хороших П.П. Исследования каменного и железного века Иркутского края. - Известия Биолого-географического института. Т. 1. Выпуск 1. Иркутск, 1924.

121. Шагланова O.A. Традиционные верования тункинских бурят. Улан-Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, 2007. - 179 с.

122. Шагланова О. А. Локальные особенности шаманизма у тункинских бурят. //Религия в истории и культуре монголоязычных народов России. М.: Восточная литература, 2008. - 319 с.

123. Шагланова О.А. Шаманизм у бурят Тункинской долины (вторая половина XIX-XX вв.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Улан-Удэ, 2003.

124. Шаракшинова Н.О. Мифы бурят. Иркутск, 1980.

125. Штернберг Л.Я. Первобытная религия. Л., 1936.

126. Элиаде М. История веры и религиозных идей: От каменного века до элевсинских мистерий. Пер. с франц. Н.Н. Кулаковой, В.Р. Рокитянского, Ю.Н. Стефанова. - Изд. 2-е. - М.: Академический проект, 2009. - 622 с.

127. Элиаде М. История веры и религиозных идей: От Магомета до Реформации. Пер. с франц. Н.Б.Абалаковой, С.Г. Балашовой, Н.Н.Кулаковой, А.А.Старостиной. - Изд. 2-е. - М.: Академический проект, 2009. - 463 с.

128. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999.

129. Элиаде М. Священное и мирское. Перевод с франц. Грабовского Г.Н. М., 1994.

130. Яблоков И.Н. Религиоведение. М.: Гардарики, 2005. - 317 с.

131. Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984.

132. Bernbaum Е. Sacred Mountains of the world. Berkley - Los Angeles - London: University of California press, 1998.

133. Edwin Bernbaum. Sacred mountains of the world. The mountain Institute.

http://snobear.colorado.edu/Adina/geog_3251/10/Readings/Bernbaum_sacre d_mountains_l 998. pdf

134. Eva Jane Neumann Fridman. Sacred geography: shamanism in the Buddhist republics of Russia. Thesis submitted in partial fulfillment of the

149

requirements for the Degree of Doctor of Philosophy. Brown University, 1998.

135. Geza Bethlenfalvy. Frightening and Protective Deities: sky-, air-, earth-, mountain-, water-demons, helpful and harmful demons, spirits, ghosts, devils, and witches in Tibet and Mongolia. //Demons and Protectors. Folk religion in Tibetan and Mongolian Buddhism. Ferenc Hopp Museum of Eastern Asiatic Art, Budapest, 2003. 135 pp.

136. Judit Vincovics. Life - protecting deities and personal protecting deities in folk Buddhism. //Demons and Protectors. Folk religion in Tibetan and Mongolian Buddhism. Ferenc Hopp Museum of Eastern Asiatic Art, Budapest, 2003. 135 pp.

137. Martin Palmer. Saving China's holy mountains. http://peopleandplanet.net/?lid=26658&section=41&topic=27

138. Nebesky-Wojkowitz R. Oracles and Demons of Tibet. The cult and Iconography of the Tibetan protective deities.

139. Roerich G. The ceremony of breaking the stone (pho bar rdo gcog). h ttp://books.google.ru/books?id=yB03pmzzhWkC&pg=PR14&lpg=PRl 4 & dq=roerich

140. Snellgrove D, Richardson H. A cultural history of Tibet. London, 1968.

Список информаторов.

1. Батомункуева Бутид Балданцыреновна. 1937 г.р.

2. Галсан - лама, Баргузинский дацан.

3. Гармаев Ринчин Базарович. 1958 г.р.

4. Еролтоева Валентина Нацоковна. 1946 г.р.

5. Жимбэ - лама, дацан «Балдан Брэйбун».

6. Очиров Валерий Дугданович. 1966 г.р.

7. Уржанова Туяна Сергеевна. 1983 г.р.

8. Цыдыпова Венер Намдаковна. 1963 г.р.

9. Цынгунов Андрей Доржиевич. 1959 г.р.

Источники на тибетском языке и архивные материалы.

1. byang phyogs ро ri ya da yul gyi hu muang hang ri'i bdag po lha chen che btsan ya ba 'khor chas la bskang gsol byed tshul lha chen dgyes p'i rol mo zhes bya ba zhugs so "Метод прошения и умилостивления хранителя северной стороны бурятской земли, Великого могущественного божества Хумун - хана с окружением, так называемая "Мелодия, радующая великое божество".

2. byang phyogs skyong ba'i gnas dag chen po khau khe th'i hang zhes p'i bskang gshags sogs bya b'i rim pa yul lha dgyes p'i mchod p'i sprin phun zhes bya ba bzhugs so "Порядок ритуалов подношения, умилостивления и раскаянья перед божеством, охраняющим северную сторону, Великим хозяином местности Хугтэй - ханом, так называемое "Облако подношений, радующее божество местности".

3. bu rin han ni gser skyems zhugs so "Подношение ритуального напитка Бурин - Хану".

4. byang phyogs 'dzin ma'i bdag po bhar hang la gser skyems "Подношение сэржэма Владыке северной стороны Хозяину Бархана".

5. Отчет Аюшеевой М.В. "Культовые объекты Селенгинского района РБ" в рамках проекта "Культовые объекты Трансбайкалья" за 2004 г. Архив ЦВРК ИМБТ СО РАН Инв. №2655.

6. Отчет об экспедиции в Бичурский район Бур АССР в 1966 году Герасимовой K.M. Архив ЦВРК ИМБТ СО РАН Инв. №2007/в.

7. Отчет о полевых исследованиях по проекту "Культовые объекты Трансбайкалья" Сыртыповой С.Д. за 2004 год. 4.2. Материалы полевых исследований в Кудара - сомоне Кяхтинского района РБ. Архив ЦВРК ИМБТ СО РАН Инв. №2655.

8. Фонд Г.-Д. Нацова. Лам-а-ин шашин-у табун хаган хэмэху сахигусун-у тухай. О так называемом хранителе ламаистской религии Табан хане. Архив ЦВРК ИМБТ СО РАН Инв. № 8, оп. 2, д. 42.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.