Культ "неупокоенных духов" как феномен современной религиозной жизни Тайваня тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат философских наук Гроза, Максим Анатольевич

  • Гроза, Максим Анатольевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 196
Гроза, Максим Анатольевич. Культ "неупокоенных духов" как феномен современной религиозной жизни Тайваня: дис. кандидат философских наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Санкт-Петербург. 2011. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Гроза, Максим Анатольевич

Введение

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА I Культ «неупокоенных духов» в контексте традиционной китайской религиозности.

1.1. Теоретические аспекты изучения низовых форм традиционной китайской религиозности.

1.2.Китайские традиционные анимистические представления, верования и особенности их восприятия в низовой религиозности.

ГЛАВА II Проблемы изучения и научные характеристики культа «неупокоенных духов».

2.1. Культ «неупокоенных духов» в японских и тайваньских исследованиях XX в.

2.2. Культ «неупокоенных духов» в западных исследованиях второй половины XX в.

2.3. Процесс «маргинализации - демаргинализации» как основание динамики китайских низовых религиозных форм.

ГЛАВА III Культ «неупокоенных духов» как реалия современной тайваньской религиозной повседневности.

3.1. Методология и методики проведения полевых исследований современной религиозной жизни Тайваня.

3.2. Некоторые особенности культа «неупокоенных духов» на территории прибрежного и южного регионов Тайваня.

3.3. Святилища Трех бессмертных дев и Бессмертной матушки.

3.4. Анализ полученного материала.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культ "неупокоенных духов" как феномен современной религиозной жизни Тайваня»

Обоснование темы исследования. Данная работа посвящена культу «неупокоенных духов», который занимает существенное место в современной* религиозной, жизни Тайваня. Под «неупокоенными духами», в оригинальной терминологии «неприкаянные демоны» у сянъ гуйхунъ ШШМ> Щ, (о значениях термина гуй подробно говорится в тексте работы) или «голодные демоны» э гуй ШМ>, понимаются духи людей, погибших не своей смертью. О популярности и авторитете данного культа в современном Тайване свидетельствует, по меньшей мере, два основных фактора. Во-первых, этот культ привел к возникновению специальной разновидности (категории) святилищ, называемых инь мяо |ЩЦ> «храмы [начала] Инь». Во-вторых, «неупокоенные духи» образно именуются юингун 7И Ш ^ , «исполнители всех прошений», что демонстрирует веру тайваньцев в их особое могущество. Одновременно «культ неупокоенных духов» выступает вариативной формой культа предков, являющегося, как известно, одной из ведущих и структурообразующих религиозных традиций Китая. Кроме того, он является и формой популярной китайской религиозности, и принадлежит к числу опорных религиозно-культурных феноменов Китая. То, что культ «неупокоенных духов» получил преимущественное развитие именно на Тайване, объясняется несколькими историко-политическими и культурными факторами, что создало предпосылки для возникновения новых причудливых форм популярной религиозности, обладающих локальной спецификой, но неизменно опирающихся на традиционный культурный фундамент.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими существенными факторами:

Во-первых, изучение культа «неупокоенных духов» выступает необходимым условием для понимания религиозной жизни современного Тайваня во всех насущных ее аспектах, а именно процессов возникновения и эволюции религиозных форм, характерных для популярных верований; внутренней структуры этих форм и влияющих на них историко-политические и культурных факторов.

Во-вторых, исследование религиозных феноменов Тайваня позволяет создать модели динамики религиозных процессов в низовой среде Дальневосточного региона, включая Китайскую Народную Республику, где в настоящее время также наблюдается появление новых религиозных форм, связанных с региональными и локальными верованиями.

В-третьих, будучи действующим религиозным феноменом, культ «неупокоенных духов» позволяет существенно уточнить историю развития таких опорных для духовной культуры Китая идеологических традиций как демонолатрия вообще и культ предков в частности.

Степень разработанности темы. Культ «неупокоенных духов» впервые привлек к себе внимание японских исследователей-этнографов» начала XX в. в связи с оккупацией Тайваня Японией (1895-1945 гг.). Хотя их интерес к этому явлению местной народной религии был вызван в большей степени политико-идеологическими, чем академическими факторами. В* работах ряда авторов (Судзуки Сэйитиро, Кандзивара Цуко)1 были предприняты серьезные попытки осмысления культа «неупокоенных духов» и лежащих в его основании верований, прежде всего, представлений об инфернальных существах, определяемых в традиции как гуй. Приблизительно с 1920-х гг. к культу «неупокоенных духов» стали обращаться и тайваньские ученые. Кроме того, во многих научных сборниках, посвященных местной простонародной религиозности, опубликованных с конца 1920 по начало

1 Судзуки Сэйитиро. Тайвань цзю гуань юэ хунь эн цзи тэ нян чжун син ши —

Ш^]^^ ^УЖ^)- Проведение старых тайваньских обычаев похорон и свадеб. Тайбэй, 1995; Кандзивара Цуко. Тайвань нунмин дэ шэнхо цзесу

Й(Ш- Праздники и обычаи тайваньских крестьян. Тайбэй, 1989. (Здесь и далее указаны японские работы полностью или частично переведенные на китайский язык). 5

1940-х гг., присутствуют статьи на данную тему 1 . Именно в работах указанного периода было выдвинуто предельно важное предположение о том, что «неупокоенные духи» в рамках тайваньской религиозности есть духи людей, умерших не своей* смертью и/или не- оставивших после себя-потомков. К более углубленному изучению «культа неупокоенных духов» тайваньские исследователи приступили после 1949 г., а- в тайваньских работах 1980-х - 1990-х гг. проблемы культа «неупокоенных духов» стали настойчиво подниматься и рассматриваться в контексте1 различных по основной тематике религиоведческих, культурологических и этнографо-антропологических исследований. К числу наиболее существенных работ относятся труды Чжун Фанляо Шт^Ш2-, Лю Чживаня связывающего специфику культа югтгун с историей возникновения такого рода верований — под определяющим влиянием географических, хозяйственно-экономических и историко-политических факторов; Люй Личжэна и Гао Сяньчжи ^

1 Например, Чжун Фанляо. Тайвань миньцзянь синьян чжи жэныии Ы, Гч]{¡з fl-fl

Знакомство с тайваньскими популярными верованиями (Тайвань вэньсянь: 33 - 04). Тайбэй, 1986; Судзуки СэГштиро. Тайвань цзю гуань юэ хунь эн цзи тэ нян чжун син ши gp, 55ш лЗ Ф ffi). Проведение старых тайваньских обычаев похорон и свадеб. Тайбэй, 1995; Катаока Ивао. Тайвань вэньхуа чжи (Я ШШ, ¡ШЩ'>С|Ь д^). Записи о тайваньской культуре. Тайбэй, 1980; Ино Еспнори. Тайвань вэньхуа чжи ЙьШЕ, ^ШХ^Ьл*). Заметки о культуре Тайваня. Токио, 1928 (пер. Тайбэй, 1985); Масуда Фукутаро. Тайвань бэнь Дао жэнь но цзунцзяо С^ШШАЁФ, й^^^АЙ^ж^О-Религия тайваньцев. Тайбэй, 1996; Цэн Цзинышй. Тайвань цзунцзяо дэ ми синь буси (йзй: й^ж^^ШшШ^з). Скверная привычка тайваньцев к суевериям. Тайбэй, 1995; и ряд других авторов. Примечательно, что большинство этих работ, первоначально были изданы на японском языке, и лишь недавно были переизданы в их китайском варианте в периодических изданиях, посвященных тайваньским верованиям и обычаям.

2 Чжун Фанляо. Тайвань миньцзянь синьян чжи жэныии ( Ш й К Ы fg fi|J ¡Щ |Щ).Знакомство с тайваньскими популярными верованиями (Тайвань вэньсянь: 33 - 04). Тайбэй, 1986.

3 Лю Чживань. Тайвань дэ миньцзянь синьян(^Й^, п Щff'J Кflij{Ф). Тайваньские популярные верования // Тайвань фэнъу (The Taiwan folkways). Цзюань 39, вып. 1. Тайбэй, 1989. С. 79-109.

4 Люй Личжэн. Цзиньцзи ю шэныпэн: Тайвань хань жэнь гуй шэнь синьян дэ лян мянь син (ЙШС, ^МАЖЖШ{Ф1ММ'№). Запретное и сакральное: две стороны поклонения китайцев божествам и демонам// (Тайвань фэнъу: 39 - 04), Тайбэй, 1989.

M 1 . Отдельно следует упомянуть работу Хуан Вэньбо fif Ш 2 , предложившего самую развернутую классификацию духов юингун. К проблеме изучения культа «неупоукоенных духов» в религиоведческом аспекте неоднократно обращались и западные, в первую очередь американские исследователи, в т.ч. Р.Веллер (Robert Weller)3, Ст. Харрелл (Stevan Harreil)4 , Д. Джордан (David Jordan) 5 , Ст. Фохтванг (Stefan Feuchtvang)6, П. Кац (Paul Katz)7.

Несмотря на все достижения мирового китаеведения в области изучения культа «неупокоенных духов», нельзя не признать, что многие работы китайских авторов носят в большей степени краеведческий, чем культурно-антропологический характер. В результате отсутствует единая» и общепризнанная классификация «неупокоенных духов» и посвященных им святилищ. Поэтому неясным остаются и вопросы существования сколько-нибудь целостного пантеона и иерархии входящих в него персонажей, типологические особенности данного феномена и специфические приметы его региональных вариантов.

В отечественных исследованиях, к сожалению, культ «неупокоенных духов» практически не упоминается. Поэтому предложенное исследование заполняет определенную лакуну российской науке.

1 Гао Сяньчжи. Тайвань сюань мин цзе тэ чжи дэ шэнь чжи (ü5üj/a, а/ЩШК^^^ЕШФ д^). Особенности описаний божеств тайваньского загробного мира // Тайвань фэнъу (The Taiwan folkways). Цзюань 39, вып. 3. Тайбэй, 1989. С.125-150. (Тайвань фэнъу: 39 - 03), Тайбэй, 1

Хуан Вэньбо. Тайвань миньхунь чжуань ци ШМШШЩЩ)- Необычайное в тайваньских [обрядах] посмертных браков. Тайбэй, 1992. С. 186-193.

3 Weller, R.P. Unities and Diversities in Chinese Religion. Seattle: University of Washington, 1987.

4 Harrell, Stevan C.When a Ghost Becomes a God (In Arthur P. Wolf (ed.), Religion and Ritual in Chinese Society), Pp. 193-207.

5 Jordan, D. Gods, Ghosts, and Ancestors: Folk Religion in a Taiwanese Village. Berkeley, 1973.

6 Feuchtwang, ^.Domestic and communal worship in Taiwan (In Arthur P. Wolf (ed.), Religion and Ritual in Chinese Society), 1974.

7Katz, P. The Pacification of Plagues Ritual as Performed in Donggang. An Analysis of Cults to the Lords on Taiwan (In Conference on Chinese Ritual Theatre), 1994.

Объектом исследования являются «иньские храмы», включая историю их возникновения, географический ареал, семиотико-конструктивные особенности и литургические отправления.

Предметом исследования служит культ «неупокоенных* духов» как особый феномен религиозности современного Тайваня.

Цели и задачи исследования. Главная цель предлагаемого исследования заключается в определении природы и сущности феномена культа «неупокоенных духов». Заявленная цель исследования конкретизируется в следующих научных задачах:

1. Выявление культурно-религиозных предпосылок возникновения культа «неупокоенных духов» и степени его преемственности традиционным китайским вариантом культа предков, анимистических представлений и низовых религиозных форм, связанных с демонолатрией;

2. Уточнение на базе информации, содержащейся в опубликованных работах и полевых материалах, собранных автором, географического ареала культа «неупокоенных духов», его главных центров и принципов его внутренней организации (классификация святилищ и иерархия божественных персонажей);

3. Определение на материале собранных автором полевых материалов особенностей отношения местного населения к культу «неупокоенных духов» и конкретным божественным персонажам.

Источниковая база исследования. Эмпирическую базу исследования составили собранные автором (2006-2010 гг.) полевые материалы (результаты опросов, интервью, полевые записи, видео- и фотоматериалы), в; т.ч. по храмам Трех Бессмертных Дев (Сань, сянь гу мяо и Бессмертной

Матушки (Сянь гу нян ма мяо находящихся на юге Тайваня. 8

Теоретико-методологические основания работы. Представление о том, что в почитание духов - неотъемлемый и важный элемент религиозных верований и практик, возникло на самых ранних этапах осмыслении религии как* культурного феномена и> получило развитие в. Новое время-в-теориях естественной* религии. Тщательное исследование-анимистических верований началось с развитием этнографии и антропологии религии, связанных с оформлением религиоведения как самостоятельной научной дисциплины в середине XIX века1. Автор опирался на классические труды, внесшие решающий вклад в изучение представлений о духах. Это, прежде всего, сочинения Э. Тайлора, Г. Спенсера, Дж. Фрэзера, Р. Маретта, Л. Леви-Брюля, Б. Малиновского, К. Леви-Стросса, М. Элиаде, К Гирца и др. А также на отечественные труды о почитании духов, которые чрезвычайно разнообразны, и написаны на материалах различных культур: это работы А. Н. Афанасьева, А. Ф. Анисимова, В. Г. Богораза, Д. К. Зеленина, А. М. Золотарева, Н» Л. Жуковской, В. В. Иванова, Е. Г. Кагарова, Р. В. Кинжалова, Е. М. Мелетинского, А. А. Потебни, В. Я. Проппа, А. С. Сидорова, В. Н. Топорова, С. И. Токарева, И. Г. Франк-Каменецкого, Ю. П. Францева, Н. Н. Харузина, Б. И. Шаревской, М. И. Шахновича, Л. Я. Штернберга и др. Особенно большое значение для разработки темы представленного диссертационного- исследования имели, во-первых, труды отечественных специалистов, по истории религий Китая, касающиеся, прежде всего, анимистических верований и особенно культа предков. Это в первую очередь, труды академика В. М. Алексеева и И. Г. Баранова2, а также

1 См.: Шахиович М.М. Очерки истории религиоведения. СПб, 2006; Францев Ю.П. У истоков религии и свободомыслия. M'.-JI, 1959; Sharpe Е. Comparative Religion: a History. London, 1986; Kippenberg H.G. Discovering Religious History in the Modern Age. Princeton, 2002 jineKceee В.М. Наука о Востоке. M., 1982; Алексеев В.М. Из области китайского храмового синкретизма //Восточные записки. T.1.JL, 1927. С.283-296; Алексеев В.М. Религия и верования старого Китая в народных изображениях. — Алексеев В.М. Китайская современных российских ученых - И. А. Алимова, Л. С. Васильева, Е. В. Волчковой, Л. А. Горобца, Е. А. Завидовской. А. Д. Зельницкого, М. Е. Ермакова, А. И. Кобзева, М. Е. Кравцовой, Е. Б. Поршневой, Б.Л. Рифтина, 3.G. Стуловой, K.M. Тертицкого, Е.А. Торчинова, Э. М. Яншиной1, научные труды, непосредственно посвященные культу «неупокоенных духов». Из зарубежных исследований* для темы диссертации крайне важным был труд Я.Я. М. де Грота «Религиозная система Китая» ; а также1 работы, посвященные общим проблемам полевых антропологических исследований3. народная картина. М., 1966; Баранов КГ. Верования и обычаи китайцев. М., 1999; Баранов КГ. Загробный суд в представлениях китайского народа, М., 1928, №1.

1 Алимов К А. Бесы, лисы, духи в текстах сунского Китая. СПб., 2008; Алимов К А. Вслед за кистью. Материалы к истории сунских авторских бицзи. 4.1. СПб., 1996. С.11-22; Алимов К А. Лес записей. Китайские авторские сборники X-XIII вв. в очерках и переводах. СПб., 2009. Васильев U.C. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001; Волчкова Е.В. Амулетная магия в ритуальных практиках китайских деревенских традиционалистских союзов (первая половина XX века). // Альманах «Религиозный мир Китая». М., 2003; Горобгц Л.А., Вонь Цзянъ. Даосизм в современном Китае. СПб., 2005; Завидовская Е.А. Храмовые объединения и религиозная жизнь крестьян современного Китая. — СПб., 2009; Зельтщкгш А.Д. Биографии божеств и государственный ритуал в императорском Китае // Материалы 9 молодежной конференции по проблемам философии, религии и культуры Востока (27-29 апреля 2006 г.). СПб., 2007. С. 56-61; Зельнщкий А.Д. Примеры вариативности образности в китайской народной картине // Материалы 10 молодежной конференции по проблемам философии, религии и культуры Востока (26-28 апреля 2008 г.). СПб., 2008. С. 93-96; Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб., 1994; Ермаков М.Е. Популярный китайский буддизм I-Vbb. (по материалам коротких рассказов «сяошо»). - Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 2. СПб., 1993; Кобзев А.И. Китайские религия и мифология древние. Большая российская энциклопедия. Т. 14. М., с. 172-173; Кравцова М.Е. Поэзия Древнего Китая. Опыт культурологического анализа. СПб.,1994; она же, История искусства Китая. СПб., 2004; она же, История культуры Китая. СПб., 2003; Поршнева Е.Б. Религиозные движения позднесредневекового Китая. Проблемы идеологии. М., 1991; Рифтин Б.Л. Цун шэньхуа дао гуйхуа: Тайвань юаньчжуминь шэньхуа гуши бицзяо яньцзю ШФШШЙ: ШФнЙШРЬЬШЗь (От мифов до рассказов о злых духах: сравнительное исследование мифов и сказок аборигенов Тайваня). Тайчжун, 1998. Дополненное изд. под названием «Шэньхуа юй гуйхуа». Пекин, 2001; Стулова Э.С. Народные верования в «Баоцзюань о Муляне» (Хуан Чао) // XVI НКОГК. М.,1985; Тертицкий K.M. Китайские синкретические религии в XX веке. - М., 2000;[1] и некоторые другие; Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного: трансперсональные состояния и психотехники. СПб., 1997: Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984 и др.

2 DeGrootJ. J. M., The Religious System of China (Leiden: E. J. Brill, 1901). Vol. IV-VI.

3 Ahem Emily M., The Cult of the Dead in a Chinese Village (Stanford, California: Stanford University Press), 1973; Wolcott H.P. Transforming qualitative data. London. 1994; K. Krippendorf. Content analysis: an introduction to its methodology. Beverly Hills, California,

При анализе религиозно-идеологических истоков культа «неупокоенных духов» диссертант использовал метод религиоведческого описания, согласно ■ которому каждый, объект должен рассматриваться в условиях своего«

I исторического1 бытия и в рамках соответствующего культурного религиозного) контекста. Также-был использован семиотическийр подход к л феноменам религиозного сознания, предполагающий» их осмысление в I качестве элементов целостного идейного континуума и с учетом историкополитических и социально-психологических факторов. При сборе и анализе полевых материалов, автор руководствовался методами качественного анализа в рамках антропологической парадигмы т.н. «обоснованной теории» (grounded theory approach), которые опираются на принципы казуального анализа (case study) и респондентной валидности. Указанная методология, о которой подробно говорится в основном корпусе диссертации, была разработана зарубежными (преимущественно американскими) исследователями, изучавшими различные проявления народной религиозности в Китае и на Тайване.

Научная новизна исследования. Новизна предлагаемого исследования определяется тем, что автором был предпринят первый в отечественном религиоведении опыт исследования китайского культа «неупокоенных духов». Впервые введены в научный оборот новые материалы^ культах Трех Бессмертных Дев и Бессмертной матушки, собранные диссертантом во время его пребывания в Китае (Тайвань) в 2006-2010 гг.

В ходе исследования были достигнуты следующие новые научные результаты:

- установлено, что китайские анимистические представления развивались по двум основным направлениям: в русле государственной религиозной

1980; В. H.Russell. Research methods in anthropology. Qualitative and Quantitative approaches. New York, Oxford. 2002, и другие. идеологии, базирующейся на культе предков, помогающем легитимировать государственное устройство и действия правящей элиты; и в русле низовой религиозности, основанной на понимании концептов предков, божеств и демонов в качестве интерпретаций модели государственной бюрократической структуры, что создавало двойственное отношение к данным категориям инфернальных существ;

- на материале традиционных китайских религиозных форм и культа «неупокоенных духов» выявлены принципы, лежащие в основе процессов смены статуса демона-гум на божество-шэнь или предка-г/зу (процесс демаргинализации) сектора китайских популярных верований;

- доказано, что в основании динамики культа «неупокоенных духов» лежит процесс демаргинализации, разработана модель этого процесса, позволяющая объяснить эволюцию культов отдельных персонажей и отношения к ним верующих;

- существенно уточнен географический ареал культа «неупокоенных духов», прослежена история возникновения ряда святилищ, что позволило заметно расширить, по сравнению с имеющимися точками зрения, список историко-политических и культурных факторов, влияющих на эволюцию данного культа.

Положения, выносимые на защиту:

1. Несмотря на оформление таких понятий как предки, божества и демоны в рамках натурфилософских представлений о духах и душах хунъ-по, а также о бинарном мироустройстве по принципам Инъ-Ян, эти представления развивались по двум основным направлениям: в русле государственной религиозной идеологии, базирующейся на культе предков, помогающем легитимировать государственное устройство и действия властных структур, и в русле народной (впоследствии -популярной) религиозности, основанной на понимании концептов предков, божеств и демонов в качестве интерпретаций' модели государственной бюрократической структуры, что* создавало двойственное.отношение к данным категориям инфернальных существ;

2. Культ «неупокоенных духов», имеющий широкое распространение на Тайване, является- ярким примером китайской демонолатрии, уникальность которого- заключается в его локальной специфике, подтверждаемой живой традицией' по сей день;

3. Особенности расположения святилищ юингун на Тайване иллюстрируют степень популярности данного культа в зависимости от географических и исторических формообразующих факторов;

4. Семиотические особенности святилищ юингун дают возможность провести приблизительную классификацию, которая показывает наличие условной внутренней иерархии среди персонажей культа, и центростремительные тенденции к демаргинализации;

5. Трехкоординатная система «демоны - предки - божества», принятая- в настоящее время большинством исследователей китайской популярной религиозности, является весьма условным конструктом. С точки зрения классификации существ загробного мира, более правильной является классификация по принципу «демоны - божества»;

6. Предки-г/зу с точки зрения указанной классификации, являются ни чем иным как разновидностью демонов-гуй, с той разницей, что в отличие от большинства других демонов, они имеют потомков, почитающих их, что согласно китайским анимистическим представлениям подчеркивает их особый статус «функции», позволяющей демоническим существам демаргинализоваться без претензий на статус божеств-шэнь. Данный способ, встраивающий демона-гуг/ в матрицу системы родственных связей, является наиболее «привилегированным», что отражает конфуцианские моральные устои традиционного китайского общества;

7. Духи-тоингун, также не являются постоянной величиной (классом существ) системы традиционной^ китайской религиозности. Напротив, это - промежуточное состояние или» «функция», помогающая избавиться1 демонам-гу» от ярлыка маргинально сти, постепенно поменяв статус в бюрократической системе загробного мира!

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования.

Содержащиеся в диссертации фактические сведения и авторские наблюдения могут быть продуктивно использованы в научно-исследовательских проектах по изучению современной религиозности Тайваня и китайского населения в целом, в исследованиях религиоведческого, антропологического, этнологического и культурологического характера, а также при разработке лекционных курсов по соответствующим дисциплинам.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертации, выносимые на защиту, изложены в серии докладов, прочитанных на всероссийских конференциях: Четвертые Торчиновские Чтения (СПб., 7-10 февраля 2007); Х111-Х1У Всероссийские Конференции «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация» (М., 21-22 мая 2007; 22-23 мая 2008); международная конференция Пятые Торчиновские Чтения (СПб., 6-9 февраля 2008); X Молодежная конференцияшо проблемам философии, религии и культуры Востока (СПб., 26-28' апреля 2008); III Общероссийская научная конференция «Актуальные вопросы науки и образования» (М., 11-13 мая 2010); а также международных конференциях: «Развитие научного потенциала высшей школы» (Дубай, 4-11 марта 2010); ежегодная аспирантская конференция по полевым исследованиям Института антропологии и социальных наук Государственного Университета Циньхуа (Тайвань, Синьчжу, 26 ноября 2010). На основании указанных докладов опубликовано семь статей (общий объем 2,8 а. л. ), в том числе в зарубежных изданиях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Списка литературы (274 работы, включая монографии на английском и китайском языках) и Приложений (авторские фото-материалы, результаты полевых исследований).

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», Гроза, Максим Анатольевич

Выводы. Вследствие анализа имеющегося материала (в основном -авторской полевой работы) получены следующие выводы: оба объекта наблюдения характеризуются повышением статуса этих духов с уровня демонов-гуг/ через промежуточный статус духов юингун до уровня божеств-шэнъ. Это заметно как во внешнем устройстве храмов (косвенные признаки), так и в специфике прошений прихожан, а также в появлении признаков институциональной религиозности (стандартизация обрядов, наличие

1 Пример выборочной расшифровки видеозаписей приведен в Приложении 16 (Выборочная расшифровка и анализ данных видеозаписей).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культ «неупокоенных духов» занимая существенное место в современной религиозной жизни Тайваня, тем не менее, до сих пор остается terra incognita для отечественного китаеведения. О популярности и авторитете данного культа в современном Тайване свидетельствуют, по меньшей мере два основных фактора: возникновение специальной разновидности (категории) святилищ, называемых инь-мяо Щ, «храмы [начала] Инь», «иньские храмы», или инъ-сы Щ, «кумирни [начала] Инь», «иньские кумирни», а также наименование юингун ^ Л Ä , «исполнители всех прошений (или «Господин, исполняющий прошения» - Юингун, при обращении к отдельному персонажу), что уже само по себе означает, что тайваньцы верят в их особое могущество.

Развитие данного культа именно на Тайване объясняется историко-политическими и культурными факторами, что создало предпосылки для возникновения новых причудливых форм популярной религиозности, обладающих локальной спецификой, но неизменно опирающихся на традиционный культурный фундамент, что делает Тайвань уникальным местом для наблюдения различных форм традиционной религиозной жизни как институционального, так и доинституционального уровней.

Низовые религиозные формы, являясь частью китайских популярных верований, тем не менее образуют относительно самостоятельную страту местной религиозной жизни. Специфика этой страты определяется в первую очередь тем, что она есть проявление религиозности доинституционального уровня с присущими ей признаками синкретичности и «селективной религиозности». Анализ традиционных китайских анимистических представлений (натурфилософский концепт душ) и верований (культ предков, представления о божествах-шэнь и демонах-гуй) показывает, что эти представления развивались по двум основным направлениям: в русле государственной религиозной идеологии, базирующейся на культе предков, помогающем легитимировать государственное устройство и действия правящей элиты; и в русле низовой религиозности, основанной на понимании концептов предков, божеств и демонов в качестве интерпретаций модели государственной бюрократической структуры, что создавало двойственное отношение к данным категориям инфернальных существ. Трехкоординатная система «демоны - предки - божества», принятая в настоящее время большинством исследователей китайской популярной религиозности, является весьма условным конструктом. С точки зрения классификации существ загробного мира, более правильной является классификация по принципу «демоны - божества». Т.е. именно демонолатрия оказывается одной из основных особенностей китайской популярной (низовой) религиозности. Поэтому оправданно утверждать, что «культ неупокоенных духов», выступая со всей очевидностью как вариативная форма культа предков, одновременно является и воплощением демонолатрии. Внешне представляющийся весьма аморфным идейно-религиозным образованием, культ «неупокоенных духов», обладает условной внутренней иерархией персонажей и, самое главное, постоянной динамикой. На все это указывают семиотические особенности святилищ юингун, систематизированные автором. Результаты авторских полевых исследований (хотя на данный факт обращали внимание многие ученые), полностью подтвердили, что в основании динамики культа «неупокоенных духов» лежит процесс демаргинализации, происходящий по определенной модели. Предки-г^зу являются не чем иным, как разновидностью демонов-гуг/ с той разницей, что в отличие от большинства других демонов, они имеют потомков, почитающих их. Это дает им возможность существовать как особый класс существ. На деле же, они являются «функцией», позволяющей таким существам демаргинализоваться без претензий на статус божеств-шэнъ. Данный способ, встраивающий демона-гуй в матрицу системы родственных связей, является наиболее привилегированным», что отражает конфуцианские моральные устои традиционного китайского общества. Духи-юингун также не являются постоянной величиной (классом существ) системы традиционной китайской религиозности. Напротив, это - промежуточное состояние или «функция», помогающая избавиться демонам-гум от ярлыка маргинальное™, постепенно поменяв статус в бюрократической системе загробного мира.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гроза, Максим Анатольевич, 2011 год

1. Айтель Э. Фэншуй наука китайской древности // Китайская геомантия. -СПб., 1998.

2. Алексеев В.М. Из области китайского храмового синкретизма // Восточные записки. T.1.JL, 1927.

3. Алексеев В.М. Наука о Востоке. М., 1982.

4. Алексеев В.М. Религия и верования старого Китая в народных изображениях. Алексеев В.М. Китайская народная картина. М., 1966.

5. Алимов И. А. «Жизнь после смерти» в сюжетной прозе старого Китая // Петербургское востоковедение. Вып.4. СПб., 1993.

6. Алимов И. А. Бесы, лисы, духи в текстах сунского Китая. СПб., 2008.

7. Алимов И. А. Вслед за кистью. Материалы к истории сунских авторских бицзи.Ч.1. СПб., 1996.

8. Алимов И. А. Лес записей. Китайские авторские сборники X-XIII вв. в очерках ^переводах. СПб., 2009.

9. Арутюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология1. М., 2004.

10. Баранов ИТ. Верования и обычаи китайцев. М., 1999.

11. Баранов И.Г. Загробный суд в представлениях китайского народа. ВМ, 1928, №1.

12. Бартолъд В. История изучения Востока в Европе и России. Лекции читанные в Университете и в Ленинградском Институте живых восточных языков. Л., 1925.

13. Бич и молот. Охота на ведьм (пер. Масловой Н.). СПб., 2005.

14. Бичурин Н.Я. Статистическое описание Китайской империи. М., 2002.

15. Богораз В. Г. Религиозные идеи первобытного человека (по материалам, собранным среди племен северо-восточной Азии, главным образов среди чукчей)//Землеведение, 1908.

16. Ван Геннеп А. Обряды перехода. М., 1999.

17. Ван Янь сю. Предания об услышанных мольбах (Гань ин чжуань) / Пер. М.Е. Ермакова. СПб., 1998.

18. Ван Янь. Вести из потустороннего мира. / Пер. Ермакова М.Е. СПб., 1993.

19. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 2006

20. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в »Китае. М., 2001.

21. Ведовство, которого не было. (пер. Масловой Н.'). СПб., 2005.

22. Верченко А.Л. Китайские народные праздники. М., 2002.

23. Возвращенная драгоценность. Китайские повести XVII в. (Пер. Воскресенского Д.Н.). М., 1982.

24. Волчкова Е.В. Амулетная магия в ритуальных практиках китайских деревенских традиционалистских союзов (первая половина XX века). // Альманах «Религиозный мир Китая». М., 2003.

25. Волчкова Е.В. Магические практики гу в южнокитайской народной традиции. // Альманах «Религиозный мир Китая». М., 2003.

26. Вэнь Цзянь, Горобец Л.А. Даосизм в современном Китае. СПб., 2005.

27. Вэнь Цзянь, Горобец Л.А. Погребальные традиции и даосизм в современной деревне Юго-Западного Китая // Альманах «Религиозный мир Китая». М., 2003.

28. Вэнь Цзянь. Даосские кумиры: история и современность. // Альманах «Религиозный мир Китая». М., 2003.

29. Гань Бао. Записки о поисках духов (пер. Меньшикова). СПб., 1994.

30. Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004.

31. Горобец Л.А., Вэнь Цзянь. Даосизм в современном Китае. СПб., 2005.

32. Гране М. Китайская цивилизация (пер. Иорданского В.Б.). М., 2008.

33. Гране Марсель. Китайская цивилизация. М., 2008.

34. Гроза М.А. Типология «демонических храмов» современного Тайваня. Класс «Юингун» // Путь Востока. Матер. VI Молодежной* науч. конф. по проблемам философии, религии. Серия "Зутрозшт". 26 28 апреля 2008 г. СПб, 2008.

35. Гроза М.А. Вариативность интерпретаций базовых элементов структуры ритуалов китайских популярных верований (на примере современного Тайваня). // Журнал «Религиоведение», № 4, 2010.

36. Гроот де Я.Я.М. Война с демонами и обряды экзорцизма в древнем Китае. СПб., 2001.

37. Гроот де Я.Я.М. Демонология Древнего Китая / Пер. Котенко Р.В. СПб., 2000.

38. Гроот де Я.Я.М., Колдовство при помощи насекомых и пресмыкающихся. // Альманах «Религиозный мир Китая». М., 2003.

39. Гуревич, П. С. Религиоведение Текст.: учебное пособие / П. С. Гуревич. — Москва, 2005.

40. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / Пер. с англ. М., 1993.

41. Дмитриев И. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры. М., 2005;

42. Доронин Б.Г. Историография императорского Китая. СПб., 2002.

43. Духовная культура Китая. Энциклопедия. Т.1. / Ред. Титаренко М.Л. М., 2006.

44. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. М.: Вост. лит., 2006 - . Т.1. Философия./ ред. Титаренко М.Л., Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006.

45. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии, 1912.

46. Дюркгейм Э. Священные объекты как символы // Религия и общество. Хрестоматия. М., 1996.

47. Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб., 1994.

48. Ермаков М.Е. Популярный китайский буддизм 1-Увв. (по материалам коротких рассказов «сяошо»). Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 2. СПб., 1993.

49. Заклятие даоса. Китайские повести XVII в. (Пер. Воскресенского Д.Н.). М., 1982.

50. Зелънгщкий А.Д. Формы «религиозного синкретизма» в Китае: автореф. дис. на соискание степени канд. филос. наук. СПб., 2006.

51. Зелънщкий А.Д. Биографии божеств и государственный ритуал в императорском Китае // Материалы 9 молодежной конференции по проблемам философии, религии и культуры Востока (27-29 апреля 2006 г.). СПб., 2007. С. 56-61.

52. Зелъницкий А.Д. Примеры вариативности образности в китайской народной картине // Материалы 10 молодежной конференции по проблемам философии, религии и культуры Востока (26-28 апреля 2008 г.). СПб., 2008. С. 93-96.

53. Избранные сутры китайского буддизма. (Ред. Торчинова Е.А.). СПб., 2000:

54. Итс Р. Ф. Архаические формы социально-производительных объединений тайваньских горцев // Охотники, собиратели, рыболовы. JL: Наука, 1972.

55. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии* (коллективнаямонография). М., 1989.

56. Kciccupep Э. Философия символических форм, 1925.

57. Кен В.Д. Представления восточных славян о нечистой силе и контактах с ней. СПб., 2004.

58. Kuu Е.А. Тайвань, его культура и общество. Исследования Тайваня как особая область синологии // Путь Востока. Матер. VI Молодежной науч. конф. по проблемам философии, религии. Серия "Symposium". Выпуск 30. СПб.,2003.

59. Китайская геомантия (ред. Ермаков М.Е.). СПб., 1998.

60. Колесников А.С. Философская компаративистика. Восток Запад. СПб.,2004.

61. Кравцова М. Е. История искусства Китая. Учебное пособие. СПб, 2004.

62. Крюков В. М. Ритуальная коммуникация.в древнем Китае. М., 1997.

63. Культура Востока // Серия "Symposium". Выпуск 30. СПб., 2003.

64. Культурология. XX век. Антология. / Отв. ред. С.Я. Левит, Л.Т. Мильская; Сост. С .Я. Левит. М., 1995.

65. Кюнер Н. В. Коллективные охоты у формозских племен (у племени атайял) // Советская этнография. 1937. - № 2-3:

66. Леви-Cmpoc К. Структурная антропология. М., 1983.

67. Лисовский С. Ф., Евстафьев В. А. Избирательные технологии: история, теория, практика. М., 2000.

68. Малиновский Б. Избранное: аргонавты западной части Тихого океана. (пер.Порус В.Н.). М., 2004.

69. Малявин В.В. Империя ученых. М., 2007.

70. Маррет Р. Начало религии. Оксфорд,1909: 1Ъ)Масперо А. Религии Китая. СПб., 2004.

71. Махов А.Е. Категории и образы средневековой христианской демонологии. М., 2006.

72. Меликсетов A.B. История Китая. М., 2007.

73. Мифы народов мира (энциклопедия). М., Российская энциклопедия. 1994.

74. Мольтрехт А. Четыре месяца зоологической и этнографической работы среди дикарей центральной и южной Формозы // Известия Императорского Русского географического общества. СПб., 1916. - Т. LII, Вып. 1.

75. Мосс М. Социальные функции священного (пер. Утехина И.В:). СПб., 2000.

76. Непомнин O.E. Социально-экономическая история Китая 1894-1914. М., 1980.

77. Никитина A.B. Русская демонология. СПб., 2008.

78. Островский А.Б. Парадигма мифологического мышления: очерк вклада К. Леви-Строса. СПб., 2005.

79. Полевая этнография, (мат. конф.) СПб., 2004.

80. Попов П.С. О запрещении приношения людей в жертву духам. // Альманах «Религиозный мир Китая». М., 2003.

81. Поршнева Е.Б. Религиозные движения позднесредневекового Китая. Проблемы идеологии. М., 1991.

82. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М., 2001.

83. Проблемы структурно-семантических указателей. М., 2006.

84. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М., 1989.

85. Религии Китая (хрестоматия). / Ред. Е.А. Торчинова. СПб., 2001.

86. Религия и культура (сборник статей). Ред. Е.А. Торчинова. СПб., 2003.

87. Сидоров A.C. Знахарство, колдовство и порча у народа коми. Материалы по психологии колдовства. Ленинград, 1928 г. (переизд. Спб., 1997 г.).

88. Скачков U.E. Очерки истории русского китаеведения. М., 1977.

89. Сны и видения в народной культуре. М., 2006.98.' Современный Тайвань (справочно-аналитические материалы ИДВ). М., 2002.

90. Страны и народы Востока. Страны и народы бассейна Тихого океана. (Ред. Боголюбова М.Н.). СПб., 2002.

91. Стулова Э.С. Народные верования в «Баоцзюань о Муляне» (Хуан Чао) //XVIНКОГК. М.,1985.

92. Тайные общества в старом Китае (сборник статей). Ред. Илюшечкин В.П. М., 1970.

93. Терентьев-Катанский А. П. Иллюстрации к китайскому бестиарию. СПб., 2004.

94. Тернер В. Ритуальный процесс: структура и антиструктура, 1969.

95. Тертицкий K.M. Китайские синкретические религии в XX веке. М., 2000.

96. Топорков А.Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989.

97. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб., 2000.

98. Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1998.

99. Торчинов Е.А. Даосские практики. СПб., 2001.

100. Торчинов Е.А. Представления о жизни и смерти в культуре древнего Китая. // Религия и культура. Россия, Восток, Запад. СПб., 2003.

101. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. СПб., 2000.

102. Ульянов М.Ю. Сообщения о культах, магии, магических и мантических практиках в провинции Гуанси в эпоху Южная Сун в труде Чжоу Цюй фэя «Лин вай дай да» («За хребтами. Вместо ответов»). // Альманах «Религиозный мир Китая». М., 2003.

103. Универсалии восточных культур (монография). М., 2001.

104. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.,1890.

105. Харченко К.В. Материальная* сторона жизни в зеркале субъективных смыслов: опыт контент-анализа // Социология: методология, методы, математическое моделирование:2009, №1(28).

106. Хуанъ Куанъ. Спор о соли и железе (Янь те лунь). Пер. Кроля E.JI. СПб.4, 1997.

107. Чжоу Цюй-фэй. За хребтами. Вместо ответов, (пер. Ульянова М.Ю.). М. 2001.

108. Шахнович М. М. Очерки по истории религиоведения. СПб, 2006.

109. Шахнович М. М. «Наука о религии» в современном российском обществе // Религия и гражданское общество: проблема толерантности. Материалы Круглого стола (16 ноября 2002). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 75-79.

110. Шахнович М. М. Антропологическое религиоведение в российской академической науке в первой четверти XX века // (http://anthropology.rii/ru/texts/shakhn/anthropp.html).

111. Штернберг Л. Я. Эволюция религиозных верований // Первобытная религия в свете энографического исследования. JL, 1936.

112. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли, (пер. Елфимова А.А.). М., 2003.

113. Элбакян Е. С. Религиоведение и теология: общее и особенное // Третьи Торчиновские чтения: Материалы научной конференции. С.-Петербург, 1518 февраля 2006 г. // Сост. и отв. ред. С. В. Пахомов. СПб, 2006.

114. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.

115. Элиаде М. Трактат по историй,религий (серия Миф, религия, культура). СПб., 1999.

116. Энциклопедия религий (статья Давыдова И.П.). М., 2008.

117. Энциклопедия религий (ред. Забияко А.П., Кроасникова А.Н. и др.). М., 2008.

118. Юань Кэ. Мифы древнего Китая, (пер. Лубо-Лесниченко, Е.И. Пузицкого Е.В.). М., 1965.

119. Юань Мэй. Новые записи Ци Се. (пер. Фишман О.Л.). М., 1977.

120. Янчук В. А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: Интегративно-эклектический подход. Минск, 2000.

121. Литература на английском языке:

122. Addison, Chinese Ancestor Worship: A Study of Its Meaning and Relations with Christianity. Tokyo, 1925.

123. Ahem Emily M., The Cult of the Dead in a Chinese Village (Stanford, California: Stanford University Press, 1973.

124. Arthur P. Wolf: Aspects of Ancestor Worship in Northern Taiwan.

125. Asiatic mythology. A detailed description of the mythologies of all the Great Nations of Asia. // Hackin J., Maspero H. etc., New York, 1963.

126. Baker H.D.R. Critical review on Jordan's "Gods, ghosts, and ancestors: the folk religion of a Taiwanese village" (In Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, Vol. 37, No. 1, In Memory of W. H. Whiteley (1974).

127. Blake F.C. Ritual, Religion, and Art (In The Journal of American Folklore, Vol. 88, No. 350 (Oct. Dec., 1975).

128. Bruner, JJ.Goodnow, G. A. Austin. The Process of Concept Attainment {In A Study of Thinking). 1956.

129. Baunez J. S. and Kzech D., eds. Perception and personality: a symposium. Durham N. C.; Duke University Press, 1950.

130. Buttler-Smith, S. Cameron, and A. Collins. Gender differences in mate search effort: An exploratory economic analysist of personal advertisements. Applied economics 30(10): 1277-85,1998.

131. Caltonhill M. Private prayers and public parades. Exploring the religious life of Taipei. Taipei, 2002.

132. Cameron S., and A. Collins. Sex differences in stipulated preferences in personal advertisements. Psychological reports 82(1): 119-23, 1998.

133. Casson R. Schemata in cultural anthropology. Annual review of anthropology 12:429-62,1983.

134. Charmaz K. Constructing Grounded Theory: A Practical Guide Through Qualitative Analysis. Thousand Oaks, CA, 2006.

135. Chen Chung-min. Critical review on on Jordan's "Gods, ghosts, and ancestors: the folk religion of a Taiwanese village" (In The China Quarterly, No. 58 (Apr. -Jun., 1974).

136. Chungshee Hsien Liu. The Dog-Ancestor Story of the Aboriginal Tribes of Southern China. (The journal of the Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland), Vol. 62 (Jul.-Dec., 1932), Taipei, 1932.

137. Cohen P. A. China and Christianity. The missionary movement and the growth of Chinese antiforeignism, 1860- 1870. Massachusetts, 1963.

138. Cooper, Tony J. Weekes. Data, models, and statistical analysis, Rowman & Littlefield, 1983.

139. De Groot J.J.M. Buddhist Masses for the Dead at Amoy. Section 4. Leiden, 1885.

140. De Groot J. J. M. The religious system of China. Leiden: E. J. Brill, 1901.

141. De Groot J.J.M. The religious system of China. Taipei, 1964.

142. Doolittle Rev. Justus. The social life of the Chinese (New York, 1865).

143. Douglas Miles. Prophylactic Medicine and Kin Units Among Yao Ancestor Worshipers. New York, 1987.

144. Earl Babbie. The practice of social research. Belmont, 1983.

145. Emerson R.M., Fretz L.L. Processing fieldnotes & writing an ethnography (In Writing ethnographic fieldnotes). Washington, 1995.

146. Emily M. Ahem. The Cult of the Dead in a Chinese Village. Stanford, California: Stanford University Press, 1973.

147. Farmer W.R. The synoptic problem. Dilsboro, 1976.

148. Farnell, L.R. Graham. Discourse-centered methods (In Handbook of methods in cultural anthropology). WC, California, 1998.

149. Feuchtwang St. Domestic and communal worship in Taiwan. Stanford, 1974.

150. Freedman M. Ancestor Worship: Two Facets of the Chinese Case. (Social Organization: Essays Presented to Raymond Firth). Chicago, 1967.

151. Freedman M. Chinese Lineage and Society: Fukien and Kwangtung. London, 1966.

152. Freedman M. Rites and duties, or Chinese Marriage. Stanford, 1967.

153. GlaserB. Basics of grounded theory analysis. Mill Valley, CA, 1992.

154. Glaser B.G. Doing Grounded Theory Issues and Discussions. Sociology Press, 1998.

155. Glaser B.G., Strauss A. Discovery of Grounded Theory. Strategies for Qualitative Research. Sociology Press, 1967.

156. Glaser B.G. Theoretical Sensitivity: Advances in the methodology of Grounded Theory. Sociology Press, 1978.

157. Goulding C. Grounded Theory: A Practical Guide for Management, Business and Market Researchers. London, 2002.

158. Hajime Nakamura. Ways of thinking of eastern peoples. Honolulu, Hawai. 1964.

159. Harrell C. Stevan. The Ancestors at Home: Domestic Worship in a Land-Poor Taiwanese Village (In "Ancestors", ed. William H. Newell). The Hague, 1976.

160. Harrell St. The Concept of Soul in Chinese Folk Religion (In The Journal of Asian Studies, Vol. 38, No. 3 (May, 1979).

161. Harrison D. Country life in South China. New York, 1925.

162. Heda Jason, Concerning the "Historical" and the "Local" Legends and Their Relatives. The Journal of American folklore, Vol: 84, No: 331, Toward New Perspectives in Folklore (Jan. Mar., 1971).

163. Henry Wei Yi-min, Suzanne Coutanceau. Wine for the gods. An account of the* religious traditions and beliefs of Taiwan. Taibei, 1976.

164. HerzfeldM. Ritual and textual structures: The advent of spring in rural Greece. (In Text and context; ed. By R.K. Jain, 29-45). Philadelphia, 1977.

165. Hill Gates. Money for the gods. Modera China, Vol. 13, No 3, Symposium on Hegemony and Chinese Folk Ideologies, Part II (Jul., 1987), Taipei.

166. Holsti O. R. Content analysis for the social sciences and humanities. Reading, Mass, etc., 1969.

167. Hsu Francis L. K. Clan, Caste, and Club. Princeton, New Jersey, 1963.

168. Hymes D. Foundations in sociolinguistics, an ethnographic approach. Philadelphia, 1974.

169. Jackson, Bruce. Fieldwork. Urbana and Chicago, 1987.

170. Johnston J.J. Lion and Dragon in Northern China. New York, 1910.

171. Jordan, D. Gods, Ghosts, and Ancestors: Folk Religion in a Taiwanese Village. Berkeley, 1973.

172. Journey to the underworld. Taichung, 2006.

173. Kao Karl S.Y. (ed.). Classical Chinese Tales of Supernatural and Fantastic. Selections from the Third to Tenth Century. Bloomigton, 1985.

174. Katz P. Demon hordes and burning boats. The cult of marshal Wen in late imperial Chekiang. Albany, 1995.

175. Katz, P. The Pacification of Plagues Ritual as Performed in Donggang. An Analysis of Cults to the Lords on Taiwan (In Conference on Chinese Ritual Theatre), 1994.

176. Keyes, Charles F. Introduction: The Study of Popular Ideas of Karma (In Karma: An- Anthropological Inquiry, eds. Pp. 1-24. Berkley: University of California Press), 1985.

177. Krippendor Kf. Content analysis: an introduction to its methodology. Beverly Hills, California, 1980.

178. Lévi-Strauss C. Mythologiques, 1964-1981.

179. Liu Li. The Chinese-Neolithic: Trajectories to Early States. Cambridge; N. Y., 2005.

180. Li Yih-yuan. Chinese G'eomancy and-Ancestor Worship: A Further Discussion. (In "Ancestors" WilliamNewell, ed. Pp. 329-338). The Hague: Mouton, 1976.

181. Mackay G. L. From Far Formosa. New York, 1895.

182. Marriott, McKim. Little communities in an Indigenous civilization (In Village India. Ed. Chicago: University of Chicago Press), 1955.

183. Maurice Freedman, Chinese Lineage and Society: Fukien and Kwangtung (London: Athlone P.), 1966.

184. McCloskey D. Thick and Thin Methodologies in the History of Economic Thought. In The Popperian Legacy in Economics. Cambridge, 1988.

185. McDermot J.P. Critical review on Jordan's "Gods, ghosts, and ancestors: the folk religion of a Taiwanese village" (In Journal of the American« Academy of Religion, Vol. 41, No. 4 (Dec., 1973).

186. Otake Emiko. Two Categories of Chinese Ancestors as Determined ly Their Malevolence (In Asian Folklore Studies, Vol. 39, No. 1 (1980).

187. Russell B. Research methods in anthropology. Qualitative and Quantitative approaches. New York, Oxford. 2002.

188. Reader I. Religion in contemporary Japan. Honolulu, 1991.

189. Saso M. Gods, Ghosts, and Ancestors: Folk Religion in a Taiwanese Village (In The Journal of American Folklore, Vol. 88, No. 350 (Oct. Dec., 1975).

190. Schank R.C., and R.P. Abelson. Scripts, plans, goals, and understanding: an inquiry into human knowledge structures. Hillsdale, 1977.

191. Schiitz A. Concept and Theory Formation in the Social Sciences (In the Journal of Philosophy). 51: 257-272,1954.

192. Seaman G. Ancestors, Geomancy, and Mediums in Taiwan (In William H. Newell, ed., Ancestors). The Hague: Mouton, 1976.

193. Shertzer J., G.Urban. Introduction (In Native South American Discourse). Berlin, 1986.

194. Srinivas, M.N. Religion and Society/ among the Coorgs of South India. London: Oxford University Press, 19521

195. Stephen F. Teiser. Popular religion. The Journal of Asian Studies, Vol. 54, No: 2 (May, 1995).

196. Strauss A: L., Juliet Corbin. Grounded Theory in Practice. New York, 1997.

197. Strauss, A. Qualitative analysis for social scientists. Cambridge: Cambridge University Press, 1987.

198. Suzuki Seichiro. Taiwan jiuguan xisu xinyang (Old Customs and Traditional beliefs of Taiwan). Taibei, 1934.

199. Taiwan, Sheng Tongzhi (Complete of Taiwan Province), compiled by the Taiwan Sheng Wenxian Weiyuanhui (Taibei: Zhongwen Tushu).

200. Tambiah, S.J. Buddhism and the Spirit Cults of North-East Thailand. Cambridge: Cambridge University Press, 1970.

201. Tedlock D. Toward an oral poetics. New Literary History, 8: 507-19, 1977.

202. Teiser S.F. Popular religion/ (In The journal of Asian studies, Vol.54, 1995. P.378-395).

203. Thomas G. &. James D. Reinventing grounded theory: some questions about theory, ground and discovery, British Educational Research Journal, 32 (2006), 6, 767-795.

204. TylorE. Primitive Culture. New York, 1871 (1920).

205. Waitzkin,T. Britt, C Williams. Narratives of aging and social problems in medical encounters with older person. Journal of health and social behavior 35:32248, 1994.

206. Wang Sung-hsing. Ancestors Proper and Peripheral. (In- Wolf, Arthur P. "Ancestors", W. Newell (ed.).The Hague: Mouton, 1976.

207. Weller R. P. Bandits, Beggars, and Ghosts: The Failure of State Control over Religious Interpretation in Taiwan (In American Ethnologist 12,1985: 46-61).

208. Weller, R.P. Unities and Diversities in Chinese Religion. Seattle: University of Washington, 1987.

209. Willis F., and R.A. Carlson. Singles ads: Gender, social class, and time. Sex roles 29(5-6):308-404, 1993.

210. Wolcott H.P. Transforming qualitative data. London, 1994.

211. WolfA.P. Religion and Ritual in Chinese Society: Stanford University Press, Stanford, California, 1974.

212. WolfE. Peasants. New J., 1966.

213. Wolf M. Women and the family in Rural Taiwan. Stanford, 1972.

214. Yu Kuang hong. Making a malefactor a benefactor. Ghost worship in Taiwan. I I Bulletin of the institute of Ethnology Academia Sinica - No. 70. Taipei, 1990.

215. Литература на китайском языке

216. Ван Лисю. Тань юингун. iifc^К вопросу о юингун П Тайвань фэнъу (The Taiwan folkways). Цзюань 19, вып. 3, 4. Тайбэй. 1969. С. 30.

217. Ван Чаоци. Синьхуа ди цю инь мяо гуй шэнь чун бай янь цзю. (31ЩЩ, IH-fcitklMI^MiJ^^lK^^;^)- Исследование почитания демонов и божеств иньских храмов в регионе Синьхуа (дисс. на соиск. уч. степ, магистра наук). -Тайнань, 2005.

218. Ван.Чжиюй. Тайвань дэ у сы гу хунь синь лунь и чжушань дицюдэ цымяо вэй чжунсинь дэ таньтао/ Фэн цзя жэнь вэнь шэхуйсюэ бао, №6 (ЕЕя^

219. Щ ). Новое толкование тайваньских неупокоенных духов на примере святилищ района Чжушань. Тайбей, 1993.

220. Ватанабэ. Хань цзу дэ миньсу цзунцзяо шэхуй жэньлэй сюэ дэ яньцзю ОШЙЯШ, ЩМШШ&тШ - Китайские популярные верования — социально-антропологическое исследование (пер. с яп. Чжоу Син). Тайбей, 2000.

221. Юй Гуанхун. Магун дэ сы мяо М^гШИШ^К

222. Ш^ШШШ^Щ^)- Храм «Дворец Матушки» исследование развития городаи волости Магун и изменений народной религиозности// Тайвань фэнъу (The Taiwan folkways). Цзюань 39, вып. 3. Тайбэй, 1989. С. 183-187.

223. Гао Сянъчжи. Тайвань ю мин цзе тэ шу дэ шэнь чжи (r§jjf)a, ^ЩЩЩ ^^^Й^ФлЮ- Особенности описаний божеств тайваньского загробного мира // Тайвань фэнъу (The Taiwan folkways). Цзюань 39j вып. 3. Тайбэй, 1989. С.125-150.

224. Гао Чжихуа. Тайвань вэньхуа гуй цзи о'Щ^^ЬМШО- Следы демонов-гуи в тайваньской культуре. Тайбэй, 2001.

225. Го Чуньхуй. Жэныни пинпу цзу (f|3#HJ|, Знакомство с племенем Пинпу. Тайнань, 1995.

226. Дайши Вэнъфэн. Тайвань миньцзянь юингун синьян каоши Ш Ш К fsl ^ Ш '¿л (Ш1Ф % ы ) • Исследование тайваньского верования Юингун // Тайвань фэнъу (The Taiwan folkways). Цзюань 46, вып. 4. Тайбэй, 1996. С. 53102.

227. Дун Фаньян. Тайвань миньцзянь синьян чжи жэныди (ЖТзШ, 'шЩ'КГя. {g {ф Ш Ш )• Знакомство с тайваньскими популярными верованиями // Тайвань вэньсянь: 33 04. Тайбэй, 1982. С. 93-103.

228. Ино Ёсинори. Тайвань вэньхуа чжи (^йьШШ, Заметки о культуре Тайваня. Токио, 1928.

229. Кандзивара Цуко. Тайвань нунмин дэ шэнхо цзесу

230. Праздники и обычаи тайваньских крестьян. Тайбэй, 1989.

231. Катаока Ивао. Тайвань вэньхуа чжи (К fSJJil, 'Ж/Щ^-fb^)- Записи о тайваньской культуре. Тайбэй, 1980.

232. Ли Ганьлан. Цзиньмэнь дэ цзянь чжу у й F1ШII )• Постройки в Цзиньмэне// Тайвань-фэнъу (The Taiwan folkways). Цзюань 25, вып. 1. Тайбэй, 1989. С. 161-170.

233. JIu Июань. Цзунцзяо ю шэньхуа лунь цзи (З^Й^Щ, Симпозиум по религиям и мифам. Тайбей, 1998.

234. Линь Вэньлун. Чжушань хун ци гун као YS ШЁН^л^)-Исследования «Господина, красного- знамени» района Чжушань// Тайвань фэнъу (The Taiwan folkways). Цзюань 25, вып. 1. Тайбэй, 1996. С. 19-221

235. Линь Мэйжун. Гуй дэ миньсу сюэ Демонический фольклор // Тайвань вэнылу, №143. Тайбэй, 1994.

236. Линь Фуши. Гу хунь ю гуй сюн дэ шицзе: бэй'Тайвань дэ ли гуй синьян (#ё±, ЖШ^ШШШШ--. Мир неприкаянных духов и демонов: верования в злобных демонов на севере Тайваня. Тайбэй; 1995.

237. Линь Хуймэй: Тайвань чжэн ци мяо (^ШИ, ШШ'Ш^РМ)- Бесценные храмы Тайваня). Тайбэй, 2004.

238. Линь Хэндао. Тайвань сянь цунь дэ мин му ШШШ^^^Ш). Сохранившиеся знаменитые захоронения Тайваня // Тайвань фэнъу (The Taiwan folkways). Цзюань 19, вып. 3-4. Тайбэй, 1969. С. 65-67.

239. Лю Хуаньюэ. Наньин пинпу чжи (Ц Л , ШШ^іШд^)- Описание племени Пинпу местности. Нань Ин. Тайнань, 1996.

240. Лю Чживанъ. Тайвань дэ миньцзянь синьян (Ш'ЖЖ, и1 Щ Ё1 й {if ІФ). Тайваньские популярные верования // Тайвань фэнъу (The Taiwan folkways). Цзюань 39, вып. 1. Тайбэй, 1989. С. 79-109.

241. Ма Шутянъ. Хуася чжи шэнь СШэШ, ІрМ^І^Ф)- Божества китайцев. Пекин, 1988.

242. Судзуки Сэйитиро. Тайвань цзю гуань гуань хунь цзан цзи дэ нян чжун син ши (й^т—Ш, ШІШІШІРІШ^ЇтЖ. Проведение старых тайваньских обычаев похорон и свадеб. Тайбэй, 1995.

243. Сю Чжанлэ. Ци е ба е 'ЬШ^Ш ). Седьмой и Восьмой старцы// Тайвань фэнъу (The Taiwan folkways). Цзюань 22, вып. 1. Тайбэй, С. 48-53.

244. Сюй Сянъпин. Тайнань сянь Бэймэнь цю юингун синьян яньцзю (І^ІК^Р,

245. Исследование культа юингун района Бэймэнь округа Тайнань. (дисс. на соиск. уч. степ. Магистра). Тайнань, 2007.

246. Сюй Сянъпин. Юингун мяо цай фан лу. Сюэцзя.чжэнь (^Ш^ШШШШ-ЦфіЛ). Перечень храмов юингун. Поселок Сюэцзя. Тайнань, 2006.

247. Сюй Сянъпин. Юингун мяо цай фан лу. Цзянцзюнь сян (WШ^ШШІЙШіі ШШЩ). Перечень храмов юингун. Волость Цзянцзюнь. Тайнань, 2006.

248. Тайвань шэн вэньсянь вэйюань хуй «Тайвань гуань си цзи ши» (llf/lfiii

249. ШШШ'й^Щ)- Комитет исторических документов Тайваня (Вып. №4). Тайбэй, 1984.

250. Тайвань фу чэн Чэнхуан мяо. Нун ли НІШ- Храм бога Чэнхуана в Тайнане. Лунный календарь. Тайнань, 2006.

251. Тань Сунлинь. Чжунго ми ми шэхуй ф ЩЩ^^ІІІ")- Китайские секретные общества. Фучжоу, 2003.

252. Фан Ин. Тайвань пинпу цзу ши (}Ц ^, Ш /2f ІШ Ш jil )• История тайваньского племени Пинпу. Тайбэй, 1996.

253. Фу Дэ чжэнь шэнь цзинь цзин (ШШИФз^Ж). Золотая сутра истинного божества счастья и благодати. Тайнань, 2005.

254. Фэн шэнь Послание к божествам. Т. 3, 4. Шанхай, 1921.

255. Фэн шэнь бан Послание к божествам. Тайбэй, 1991.

256. Хуан Вэнъбо. Тайвань миньхунь чжуань ци (flr^flj, ШМЖШЩЩ*)-Необычайное в тайваньских обрядах. посмертных браков. Тайбэй, 1992.

257. Хуан Вэнъбо. Наньин сы шэнь гуши чжи (ШЗС'Ш, ШЖ^Е^^ФМО-Записи о почитании божеств в Наньин. Тайнань, 2009.

258. Хуан Дянъцюанъ. Ян пин Ван Чжэн эр гун цзы му као бу цзи (ІЙгЛгІІ, Ш •Т^ЗЕІІР—^-^Ж^ІІІЙ). Записи о захоронении второго сына князя Ян Пин Чжэна. Тайвань фэнъу (The Taiwan folkways). Цзюань 19, вып. 3-4. Тайбэй, 1969. С. 67-71.

259. Тайнань да тянь хоу гун. Дао лань шоу цэ. ШШу^М^а. ЩЁ^Ш-Храм Мацзу города Тайнань. Путеводитель. Тайнань, 2006.

260. Цэн Цзинълай. Тайвань цзунцзяо дэ мисинь ло си (|f:SBf5, ІМШІз). Скверная привычка тайваньцев к суевериям. Тайбэй, 1995.

261. Масуда Фукутарб. Тайвань бэнь дао жэнь дэ цзунцзяо (^ШШИР, ШМ ^ШэуК^ШШ)- Религия тайваньцев. Тайбэй, 1996.

262. Чжан Сюнъ, Е Чуньжун. Тайвань бэньту цзун цзяо яньцзю. Цзегоу ю бяньи (ШШ^^ШШШ^- Id fitI^Stll). Исследование местных религий Тайваня. Система и вариации. Тайбэй, 2006.

263. Чжу Фэн. Бэйган и мин мяо янь гэ цзи ЭДЙ). Записи об успешных изменениях Храма Достойного Народа в Бэйгане // Тайвань фэнъу (The Taiwan folkways). Цзюань 19, вып. 3-4. Тайбэй, 1969. С. 86-87.

264. Чжу Фэн. Гу пай ши и "¿Т^^дЗЙ). Собрание древних табличек. Тайвань фэнъу (The Taiwan folkways). Цзюань 19, вып. 3-4. Тайбэй, 1969. С. 67.

265. Чжунго чэнъюй гуши (ФЩ/^Вр^Ф)- Истории китайских чэнъюй. Тайнань, 1984.

266. Чжэн Чжнмин. Тайвань миньцзянь дэ цзунцзяо сянсянь йЕЩРо РвШж^Ю- Феномен тайваньской народной религиозности. Тайбэй, 1996.

267. Чэнъюй гуши (^Вий&Д^). Истории Чэнъюй. Тайнань, 1981.

268. Юань Чанжуй. Тайвань дэ минхунь ю гофан чжи юаныпи и и цзи ци шэхуй Гун НЭН. Миньцзу СЮЭ ЯНЬЦЗЮ СО цзикань

269. Ж Ш Ж Ш Ж ^ fcfc "if #J It )• Тайваньский обычай посмертного брака, примитивное значение усыновления племянников и их социальные функции. Тайбэй, 1972.

270. Юн хуа гун (^Ip^). Описание Храма Дворец Вечного Процветания. Тайнань, 2006.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.