Культура еды как трансформация телесного опыта: Европейская традиция тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Кириленко, Софья Александровна

  • Кириленко, Софья Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 150
Кириленко, Софья Александровна. Культура еды как трансформация телесного опыта: Европейская традиция: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Санкт-Петербург. 2002. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Кириленко, Софья Александровна

Введение

Глава 1. Удовольствие от пищи

§ 1. Опыт культуры

1.1 Разделённое удовольствие: воплощённая традиция

1.2 Устройство трапезы и стратификация телесных благ

1.3 Стратегии удовольствия — стратегии власти

§ 2. Опыт индивидуальной истории

2.1 Символика телесного единства с матерью

2.2 Способность к ассимиляции «чуждого»

Глава 2. Трансформация телесного опыта в процессе цивилизации

§ 1. Цивилизационный процесс и структуры повседневности

§ 2. Застольный этикет: удовольствие между приличным и отвратительным

§ 3. Наслаждение вкусом

§ 4. Функциональность и традиционализм

§5. Недовольство цивилизацией

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культура еды как трансформация телесного опыта: Европейская традиция»

Актуальность темы исследования. Культура питания является важнейшим элементом повседневной жизни и представляет собой самый выразительный пример трансформации биологических потребностей человека в поле культурных значений. Однако предметом научного исследования и практической регламентации становятся, в основном, формально фиксируемые правила приготовления и употребления пищи. При подобном подходе остаётся в стороне вопрос о доставляемом пищей удовольствии и, соответственно, вопрос о том, как отражается окультуривание еды на структуре телесного опыта индивида. Именно такая установка преобладает в наши дни. Социокультурные перемены последних десятилетий спровоцировали гипертрофированный интерес к застольному этикету, его истории и дистинк-тивным функциям. Другая типичная черта современной культуры — распространение разнообразных моделей «правильного» питания, пропагандируемых в терминах заботы о здоровье и душевном благополучии. Однако мы видим, как на фоне многочисленных стратегий питания исчезает удовольствие, знаки которого активно эксплуатируются в рекламных целях, но к переживанию которого современный человек утрачивает способность. Культивируя эстетику и комфорт, он оставляет удовольствие в забвении и в силу подобного трагического небрежения рискует собственной целостностью и энергийностью. Мы полагаем, что, несмотря на все исторические формы аскетизма, забота об удовольствии является краеугольным камнем культуры. И если она не декларируется эксплицитно, то, по крайней мере, даёт о себе знать в строгом культурном императиве избегания неприятного. Забота об удовольствии не противоположна дисциплине, но, напротив, может служить её основанием, создавая непреодолимый рубеж на уровне телесного отторжения недозволенного. Разграничение приятного и неприятного играет ключевую роль в процессах семейной и культурной идентификации. В этом свете самые разные культурные процессы могут быть представлены как трансформация телесного опыта, исключающая из поля возможного один комплекс удовольствий и заменяющая его другим. Сферой реализации такого рода стратегий, как мы показываем, и является культура питания.

Для философской антропологии и философии культуры рассматриваемая тематика является совершенно новой. Современные и традиционные стратегии питания изучались с позиции социологии, этнографии, фольклористики, исторической и социальной антропологии, однако для философии повседневная значимость предмета обернулась его невостребованностью, и в настоящее время в философских науках отсутствует определённый подход к исследованию столь важной составляющей жизненного мира. Истоки сложившейся ситуации — в прошлом философской мысли, поскольку классическая философия — от платонизма до кантианства — рассматривая наслаждение пищей с точки зрения искусства жизни, специфицировала его в терминах духовного и телесного. Признавая, что реальная человеческая жизнь не может быть мыслима помимо плоти с её удовольствиями и страданиями, философия при этом давала им низкую этическую оценку и отождествляла самоисполнение человека с овладением духовными благами. При таком разграничении сфер собственно телесное трактовалось как непроблематичное в своей тривиальности и случайности, поэтому предпочтения, связанные с едой, представлялись нерелевантными истине человеческого существования и крайне редко привлекали внимание. Только феноменологическая философия XX в., воздавая должное бытийной истине тела, обретает язык, позволяющий говорить о телесном наслаждении в его соотнесённости с экзистенцией, важнейшим бытийным модусом которой является обыденность. Современная философская мысль стоит перед необходимостью обнаружения форм идентичности, не сводимых к рефлексии, и в этих целях вновь и вновь обращается к исследованию структур повседневности. О том, что пришло время ввести в круг философских тем и проблематику, связанную с культурой питания, свидетельствуют, в частности, доклады, прозвучавшие на конференциях «Философия пира», проходивших под руководством К.С. Пигрова на философском факультете СПбГУ в марте 1999 г. и в октябре 2002 г.

Состояние научной разработанности проблемы. В истории философской мысли тема удовольствия от пищи и культуры питания лишь спорадически возникала в общем контексте антропологической проблематики. Парадигмой интерпретации удовольствия на века стала восходящая к Платону этическая трактовка соотношения души и тела в наслаждении. Стремление разрешить вопрос о том, как связаны удовольствие и благо, приводит Платона в «Филебе» к сомнению в причастности тела высшей бытийной возможности человека. Поскольку само по себе тело, не знающее меры наслаждения, не способно предупредить его переход в страдание и не может гарантировать благо, постулируется необходимость контроля истины над удовольствием путём ограничения телесных побуждений посредством разума. Истинное же удовольствие представляется как не связанное с телесным опытом наслаждение чистыми формами.

Важную для проекта нашего исследования тематику совместного переживания удовольствия вводит в своей «Антропологии» И. Кант, показывая тенденцию вкуса внешне содействовать моральности в свете возможности сообщать чувство удовольствия и испытывать удовлетворение вместе с другими. В этой связи «высшим морально-физическим благом» Кант называет «хороший обед в хорошем обществе».1 Однако, усматривая в человеке единство чувственной и морально-интеллектуальной составляющей, он полагает их неравноценными, что проявляется в противопоставлении чувственного и рефлексивного удовольствия. Только последнее, по мнению Канта, обладает всеобщей значимостью, поэтому, изображая благонравное застолье, он сосредоточивает внимание на общении сотрапезников, отводя чувственным радостям роль фона. Стремясь гарантировать всеобщность опыта, Кант вынужден игнорировать собственную значимость телесных ощущений в пользу тайного присутствия разума в деле наслаждения.2

Решающую роль в формировании новой философской парадигмы осмысления телесного опыта сыграли работы М. Мерло-Понти, и прежде всего, его фундаментальный труд «Феноменология восприятия». Мерло-Понти отказывается от рассмотрения индивидуального бытия в терминах сопричастности абсолютной истине, представляя его как временной ряд актов возобновления, и настаивает на том, что субъект может реализовать свою самость именно благодаря обладанию телом и возможности посредством тела входить в мир. Опыт собственного тела, по Мерло-Понти, — это и есть опыт контакта с миром и с Другим. Телесное бытие перестаёт трактоваться как препятствие для интерсубъективности: открытое миру тело принимает на себя историю и делает возможным совместный опыт — признание Дру

1 Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. С. 366.

2 Там же. С. 309-315. гого в разделённом удовольствии. Концепция Мерло-Понти, как мы полагаем, может послужить основанием для дальнейшего рассмотрения способности к удовольствию в терминах воплощения традиции и переживания единства телесного опыта с Другим в обладании общим миром.

Тематике наслаждения уделено значительное внимание в философии Э. Левинаса, который видит в нём фундаментальное отношение к бытию, противоположное освоению мира с помощью разума. По мнению Левинаса, классическая философская традиция, пренебрегавшая удовольствием в пользу способности к те-матизации и объективации, тем самым игнорировала раскрывающуюся в наслаждении субъективную субстанцию личности.3 Левинас поэтому настаивает на том, что наслаждение не должно рассматриваться с точки зрения приносимых им прибылей и убытков, но только «в его событии, во взаимосвязи с пишущейся в бытии драмой Я»4. С позиции наслаждения мир предстаёт как «совокупность пищи»5 в буквальном и метафорическом смысле. Как полагает Левинас, в опыте «питания», мы наблюдаем экстатическое, устремлённое к миру существование, наслаждающееся зависимостью от того, что его ограничивает; при этом происходит освоение реальности, описываемое Левинасом как проникновение Иного в Тождественное.

Важнейшим шагом философской мысли XX в. стало обращение к обыденному опыту, который перестаёт рассматриваться как маргинальная сфера человеческого бытия и, благодаря М. Хайдеггеру, признаётся философией в качестве основополагающего «бытийного модуса присутствия».6 Феноменологическая концепция становится отправной точкой для философской аналитики различных аспектов повседневности. Интерсубъективная природа обыденного опыта раскрыта в работах п

А. Шюца и Г. Гарфинкеля. Философско-антропологический анализ моделирования телесности в структурах повседневности осуществлён Б.В. Марковым.8 Культурологическое исследование основных зон повседневного пространства европейской культуры проведено В.Д. Лелеко,9 С.Н. Иконниковой.10

J Левинас Э. Тотальность и бесконечное. С. 141 и след.

4 Левинас Э. Время и другой. С. 115.

5 Там же. С. 56.

6 Хайдеггер М. Бытие и время. С. 50.

7 Обзор взглядов А. Шюца и Г. Гарфинкеля см. Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация. С. 67100 и 137-186, а также Ионин Л.Г. Социология культуры. С. hH-ЧЭ, ЮЬЧОб, S3-61.

8 Марков Б.В. Храм и рынок; Марков Б.В. Знаки бытия.

9 Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре.

Вместе с тем культура еды пока ещё не стала самостоятельным предметом философского осмысления. Восполнить недостаток философской традиции позволяет обращение к материалу, накопленному в других областях гуманитарного знания. Фундаментальное значение изначального опыта мира-как-пищи для индивидуальной истории освещено в психоаналитических исследованиях. Влияние обстоятельств грудного вскармливания на формирование базовой установки по отношению к миру и к Другому показано в работах М. Кляйн, С. Айзеке, Дж. Райвери и П. Хайманн.11 Осмыслить питание в контексте становления границы между внешним и внутренним, самостью и Другим и пролить свет на важную для культуры пиршественную символику единения позволяет концепция переходных феноменов Д. Винникотта.12 Связь между младенческим переживанием опыта кормления и будущей способностью индивида к внутренней трансформации прослежена

13

К. Болласом. Негативное влияние на телесный опыт авторитарной заботы отмечено Р. Лэнгом14 и Ф. Пёрлзом,15 который также проанализировал в данном ключе причины утраты способности к наслаждению пищей и указал путь решения вызванных этим проблем современного человека.

Изучение питания с точки зрения культурных спецификаций долгое время оставалось прерогативой этнографии. Обширный материал по традициям приготовления и употребления пищи собран в работах В.Н. Мазуриной,16

1 П | Л 1Q ЛЛ

А.В. Бобрецовой, А.Ю. Майничевой, А.К. Байбурина и A.JI. Топоркова и др. Однако в своих обобщения многие этнографы тяготеют к позитивизму и называют в качестве основой причины устойчивости традиционной культуры питания её соответствие экологическим условиям, климату и особенностям биохимических про

10 Иконникова С.Н. Философия культурного пространства города.

11 Кляйн М. Зависть и благодарность; Кляйн М., Айзеке С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе.

12 Winnicott D.W. Playing and reality.

13 Bollas С. The aesthetic moment and the search for transformation.

14 Лэнг P. Д. Расколотое «я».

15 Пёрлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальттерапии.

16 Мазурина В.Н. Этикет приёма пищи в Непале.

17 Бобрецова А.В. Некоторые особенности питания старообрядческого населения Нижней Печоры (устьиль-мецов) в XX в.

18Майничева А.Ю. Питание белорусов, греков и эстонцев Верхнего Приобья в первой половине XX в.

19 Байбурин А.К. Топорков A.JL У истоков этикета.

20 См. сборники «Традиционная пища как выражение этнического самосознания» и «Этнография питания народов стран зарубежной Азии». цессов в организме представителей того или иного этноса. Именно такую трактовку предлагают С.А. Арутюнов,21 Н.И. Григулевич22 и Э.С. Маркарян.23

Работа по выявлению культурной семантики пищи была начата исследователями фольклора, пытавшимися раскрыть значение трапезы в контексте обряда. Космическая и соборная символика еды проанализирована в трудах

О.М. Фрейденберг,24 В.Я. Проппа,25 В.Н. Топорова,26 Н.И. Толстого,27 28

А.К. Байбурина. Значение совместной трапезы в ритуалах приобщения к сообще

90 ству показано А. ван Геннеппом. Полномасштабное исследование пищевого кода культуры проведено на материале индейской мифологии К. Леви-Строссом.30 Возможности экстраполяции семиотического метода на исследование исторических

Л 1 форм культуры застолья продемонстрировали Ю.М. Лотман и Е.А. Погосян. Элементы пищевого кода современности рассмотрены Р. Бартом.32

Особую важность имеют исследования, в которых затрагивается вопрос о телесном переживании удовольствия от пищи. Так М.М. Бахтин показывает, что становление коллективного народного тела происходит в виде совместного наслаждения праздничной трапезой.33 На взаимосвязь между пищевыми предписаниями и существующими в культуре принципами эмоционального разграничения «собственного» и «чуждого» обращает внимание М. Дуглас.34 С точки зрения телесной идентификации индивида в социо-культурном пространстве рассматривает восприимчивость к наслаждению определёнными категориями пищи П. Бурдье, разработавший социально-антропологическую концепцию вкуса.35 Влиятельное направле

21 Арутюнов С.А. Основные пищевые модели и их локальные варианты у народов России.

22 Григулевич Н.И. Питание как важнейший механизм этноэкологической адаптации.

23 Маркарян Э.С. и др. Культура жизнеобеспечения и этнос: Опыт этнокультурологического исследования.

24 Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра.

25 Пропп В.Я. Русские аграрные праздники.

26 Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей.

27 Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике.

28 Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов.

29 Геннеп А. Обряды перехода.

30 Леви-Стросс К. Мифологики.

31 Лотман Ю.М., Погосян Е.А. Великосветские обеды.

32 Барт Р. Мифологии.

33 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.

34 Дуглас М. Чистота и опасность.

35 Bourdieu P. Distinction: A social critique of the judgement of taste. ние в области исследования социальной символики пищевых предпочтений пред

3/Г ставлено также работами Дж. Гуди и его последователей.

Принципы философского анализа стратегий власти в области телесного удовольствия изложены в работах М. Фуко по истории сексуальности.37 Причины модификации способа наслаждения пищей под воздействием дисциплинарных техник европейской культуры раскрыты Н. Элиасом, связавшим психо-социогенез новоевропейской цивилизации с трансформацией телесного опыта в пространстве власт

38 ных отношений, воплощённых в структурах повседневности. Конкретный материал, свидетельствующий об изменениях пищевых предпочтений в контексте европейской социокультурной динамики, собран в работах М. Монтанари,39 Ф. Броделя,40 Д. Мишель,41 Э. Спери,42 Ю.М. Лотмана и Е.А. Погосян43 и др. Судьба удовольствия в обществе массового потребления получила отражение в работах Ж. Бодрийяра,44 М.Глянц,45 Б.В. Маркова.46

Особенности культурной самоидентификации европейского человека исследованы Е.Э. Суровой.47 Системный анализ европейской культуры проведён М.С. Каганом.48

Цель и задачи исследования. Основная цель исследования — произвести анализ сложившихся в европейской культуре стратегий питания, выявив принципы трансформации телесного опыта на уровне способности к переживанию удовольствия от пищи.

Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- проследить на примере различных культур влияние традиции на опыт тела, переживающего удовольствие от пищи;

36 Goody J. Cooking, cuisine, and class.

37 Фуко M. Воля к знанию; Фуко М. История сексуальности- III: Забота о себе.

38 Элиас Н. О процессе цивилизации.

39 Монтанари М. Голод и пресыщение (реферативное изложение Ю.Е. Арнаутовой).

40 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т. 1: Структуры повседневности: возможное и невозможное.

41 Мишель Д. Ватель и рождение гастрономии.

42 Spary Е. Making a science of taste: The Revolution, the learned life and the invention of'gastronomie'.

43 Лотман Ю.М., Погосян Е.А. Великосветские обеды.

44 Бодрийяр Ж. Система вещей; Бодрийар Ж. Америка.

45 Giants М. Food as Art: painting in late Soviet Russia.

46 Марков Б.В. После оргии.

47 Сурова Е.Э. Проблема персональное™ в европейской культуре. Диссертация .

- раскрыть структурные взаимоотношения власти и удовольствия в культуре;

- показать, как происходит формирование способности к наслаждению пищей в индивидуальной истории;

- охарактеризовать специфику застольных норм и гастрономических правил, сложившихся на фоне трансформации телесного опыта европейского человека в процессе цивилизации;

- выявить отличительные особенности стратегий питания в современной культуре массового потребления.

Методологические принципы исследования. Теоретико-методологической основой исследования является сочетание общего философско-антропологического подхода с методами и подходами других гуманитарных дисциплин; в их числе:

- феноменологический метод,

- психоаналитический метод,

- социально-психологический метод,

- семиотический подход,

- компаративистский подход,

- элементы конкретно-исторического анализа.

Комплексное использование названных методов позволило выработать целостный философско-культурологический подход, применение которого дало возможность раскрыть бытийные основания культуры питания и проследить логику её трансформации.

Источниковая база исследования. Основными источниками по теме исследования являются богатые конкретно-историческим материалом работы К. Леви-Стросса,49 Дж.Дж. Фрэзера,50 А.К. Байбурина и A.JI. Топоркова,51 И.С. Клочкова,52 Н.И. Костомарова,53 М.И. Пыляева,54 Г. Вейса,55 Н. Элиаса,56 Ф. Броделя,57

48 Каган М.С. Философия культуры.

49 Леви-Стросс К. Мифологики; Леви-Стросс К. Печальные тропики.

50 Фрэзер Дж.Дж. Золота ветвь.

51 Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета.

52 Клочков И.С. Пиры в искусстве и литературе Месопотамии.

53 Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов велико русского народа в XVI и XVII столетиях.

54 Пыляев М.И. Старое житьё: Очерки и рассказы о бывших в отошедшее время обрядах, обычаях и порядках в устройстве домашней и общественной жизни.

55 Вейс Г. История цивилизации: Архитектура, вооружение, одежда, утварь.

56 Элиас Н. О процесе цивилизации.

Д. Мишель,58 П. Бурдье,59 М. Бореро,60 Г. и Р.А. Ротштейн и др. Отдельный пласт составляют кулинарные и гастрономические тексты, а также руководства по правильному питанию. Как ценный источник используются произведения художественной и нравоучительной литературы, в которых получили отражение исторические практики и релевантные дискурсивные стратегии. В ряде случаев привлекаются произведения изобразительного искусства.

Научная новизна исследования. Диссертационная работа представляет собой первую в отечественной мысли попытку целостного философско-культурологического анализа стратегий питания, а именно:

- впервые показано экзистенциальное значение культуры питания как изменения модуса телесной открытости миру в переживании удовольствия;

- раскрыта роль пищевых предпочтений, выступающих телесным символом культурной идентификации и индивидуальной истории;

- существующие во всех культурах формы телесного единения и взаимопризнания сотрапезников возведены к фундаментальному опыту телесного единства с матерью у истоков индивидуальной истории;

- забота об удовольствии от пищи представлена как важнейший культурный императив, структурирующий телесный опыт в соответствии с принципами различения «собственного» и «чуждого»;

- прослежен генезис европейского застольного этикета в единстве дистинк-тивных и дисциплинарных аспектов и определена их роль при смене стандарта удовольствия в процессе цивилизации;

- выявлено стратегическое значение заботы о вкусе в европейской традиции;

- исследована современная политика питания, опирающаяся на медицинофи-цированный дискурс и ведущая к культурной унификации;

- намечены пути преодоления психологических проблем современного человека с помощью обращения к сложившимся в культуре способам наслаждения пищей.

57 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т.1: Структуры повседневности: возможное и невозможное.

58 Мишель Д. Ватель и рождение гастрономии.

59 Bourdieu P. Distinction: A social critique of the judgement of taste.

60 Borero M. Communal dining and state cafeterias in Moscow and Petrograd, 1917-1921.

61 Rothstein H., Rothstein R.A. The beginnings of Soviet culinary arts.

Научно-практическая значимость исследования. Материалы и теоретические выводы диссертации могут послужить основой для создания спецкусов по данной проблематике, а также могут быть использованы при разработке методических пособий и программ по философской антропологии, философии культуры, культурологии и по соответствующим разделам исторических, этнологических, социологических, психологических дисциплин.

Исследование также открывает перспективы дальнейшего изучения культуры питания в её соотнесённости со структурой телесного опыта и может стать фундаментом для формирования междисциплинарных стратегий в данной предметной области. Практическое значение диссертационной работы заключается в возможности применения полученных результатов в таких сферах деятельности как:

- формирование воспитательных стратегий,

- разработка методик социокультурной адаптации,

- технология рекламы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Кириленко, Софья Александровна

Заключение

Как свидетельствует Ф. Пёрлз, на концепцию которого мы ссылались в первой главе диссертационной работы, в современном мире большинство людей не замечают того, как они едят, поскольку привычки, касающиеся еды, усваиваются под знаком эффективности и не подлежат сомнению. Самоконтроль, который перестаёт осознаваться как таковой, делает возможными достижения цивилизации и в то же время формирует человека, не только обладающего соответствующими достоинствами, но и страдающего от соответствующих проблем. Преодолеть их позволяет обращение к заботе о вкусе, который, по нашему мнению, представляет собой заложенный в культуре потенциал обретения «собственного». Вкус может быть использован в роли инструмента для возвращения способности ощущать тело и вместе с ним своё «я» как инстанцию собственных интенций, противостоящих безразличному вбиранию питательной субстанции. Сам Пёрлз, рассматривая вкус как «естественный» биологический дар организма, рискует вызвать призрак валеологи-ческой нормы и поставить под угрозу экзистенциально-эвристические возможности стратегии вкуса. Однако мы тем не менее видим в работе Пёрлза и его коллег подтверждение того, что цивилизация осуществляется как бессознательное изменение телесных ощущений, поскольку та естественность, к которой авторы пытаются вернуть своих подопечных, на поверку оказывается наиболее глубоко и прочно закреплённой в телах цивилизованностью. Лишь в рамках культуры, в которой смакование противопоставляется простому насыщению как отстранённое наблюдение растворению в ситуации, возможно использовать момент пребывания пищи во рту для сосредоточения на симфонии запахов и текстуры пищи, сводя к этому потенциальное удовольствие от еды. Привлекая внимание к ощущению удовольствия, отождествляемому со вкусом, Пёрлз охраняет ценность цивилизованности как способности вычленять себя из ситуации, занимать благодаря инкорпорированному самоконтролю незаинтересованную позицию. Вкус — телесная данность, которой не избежать, не разрушив при этом цивилизованного мира и адекватных ему структур власти, он отмечает тот рубеж, где цивилизованность перестаёт быть интроециро-ванным знанием о правильном поведении, становясь неотъемлемым достоянием тела. Именно поэтому забота об удовольствии от вкуса позволяет преодолеть негативные эффекты цивилизации, не отказываясь от её.

Опыт обнаружения себя в ощущениях тела для современного человека предполагает способность концентрировать внимание на вкусовых ощущениях и различать в них «собственное» и неприемлемое. Он до известной степени выделан цивилизацией и поддерживает тот стандарт аскетизма чувств, который сложился под воздействием цивилизационных стратегий. В современной культуре снэкинга мы встречаем свидетельства абсолютизации стратегии вкуса, представленные медленно рассасываемыми леденцами и жевательной резинкой. Как гласит рекламный слоган, потенциальному покупателю предлагается чистый вкус, который «длится бесконечно долго», не будучи обременён связью с телесным наполнением и опустошением. Говорить о «смерти вкуса» в связи функционализацией искусства жизни неправомерно, однако, как мы уже отмечали выше, индустрия снэкс зачастую фальсифицирует вкус, отождествляя его с другими ценностями или замещая ими: «вкусно и быстро», «вкусно и полезно». Одновременно процветает «орнаментальная ку

312 линария», сводящая переживание контакта к визуальному восприятию. Мы полагаем, что по отношению к современной культуре уместно говорить о необходимости восстановления вкуса в его правах как о возвращении ему осмысленности, критерием которой является радость, становящаяся «сообщаемой», разделённой. Именно вкус позволяет вернуть субъективности присущую ей историчность, запёчатлённую в телесном опыте, и использовать символический потенциал пищи, восходящий к изначальному опыту совместного бытия с Другим и сопряжённой с этим трансформации индивидуального бытия. Несмотря на обилие разного рода альтернативных систем питания, получивших распространение в XX в., — от флетчеризма (счёта жевательных движений) до натуропатии, ни одна из них не стала эффективным средством преодоления проблем современного человека, поскольку все эти системы построены на нормативных прескрипциях, игнорирующих, в отличие от заботы о вкусе, различение «собственного» и «чуждого».

Мы связываем перспективы удовольствия не с возрождением канонов вкуса, сложившихся в рамках социального противостояния минувших веков, но с форми

312 Барт Р. Мифологии. С. 170-172. рованием новой стратегии, допускающей игру со вкусом, которая делает возможной ассимиляцию «чуждого». Современная культура как культура, не имеющая единой инстанции власти, необычайно благоприятна для непрестанной трансформации, для изменения способа бытия-в-мире. Монолит «я», ограждаемый канонами вкуса, в современном мире уступает место гибко изменяющемуся «я», находящему «собственные» способы получать удовольствие, различая «приемлемое» и «неприемлемое» через осознавание способности своего тела исполнять многообразные культурные смыслы. Открытость различным стратегиям позволяет переходить от одного комплекса удовольствий к другому, свободно реализуя проект экзистенциальной трансформации, в процессе которой культивирование способности откликаться чувством удовольствия на то или иное качество выступает как внушение определённого способа существования. На примере произведения Ф. Флэгг мы говорили о том, какую роль играет в восстановлении способности к удовольствию обращение к традиции. Знаменательно, что Флэгг стилизует своё произведение под распространённую форму издания, в котором основной текст книги составляет повествование исторического характера, а в приложении приводятся рецепты блюд, предлагающие читателю имитировать в своём быту ту жизнь, о которой ему довелось прочесть. Отечественные читатели имели возможность познакомиться с такого рода манерой изложения благодаря вышедшей в 2002 г. в «Новом обозрении» работе Доминики Мишель «Ватель», по тому же принципу построены и «Великосветские обеды» Ю.М. Лотмана и Е. Погосяна. Распространение изданий подобного типа свидетельствует об их востребованности ввиду апелляции к традиции при заботе об удовольствии. Существенную роль в «освежении вкуса» также играет экзотика, представленная разнообразием национальных ресторанчиков: китайских, итальянских, русских и т.п.

Можно сказать, что современный человек стоит перед выбором между меди-кализированным и биологизированным опытом тела, переживающего приём пищи как химический процесс, и удовольствием от вкуса, задаваемым игрой с культурными смыслами и способным служить символом индивидуальной истории. Не случайно последнее фундаментальное кулинарное издание, широко рекламируемое как

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кириленко, Софья Александровна, 2002 год

1. Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретатив-ную социологию. — СПб.: Алетейя, 1999. — 265 с.

2. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Собр. соч. в 4-х т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983.-С. 53-293.

3. Аристотель. О душе // Аристотель. Собр. соч. в 4-х т. Т. 1. — М.: Мысль, 1976. — С. 369-450.

4. Арутюнов С.А. Кавказское застолье как социальный регулятор // Одиссей: Человек в истории: Трапеза. — М.: Наука, 1999. — С. 68-74.

5. Арутюнов С.А. Основные пищевые модели и их локальные варианты у народов России // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. — М.: Наука, 2001.-С. 10-17.

6. Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. — 416 с.

7. Бабель И. Отец // Бабель И. Сочинения в 2-х т. Т. 1. — М.: Худож. литература, 1990.-С. 138.

8. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. — СПб.: Наука, 1993. — 240 с.

9. Байбурин А.К. Топорков A.JI. У истоков этикета. — Л.: Наука, 1990. — 166 с. Ю.Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. — 312 с.

10. П.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М.: Худож. литература, 1990. — 541 с.

11. Бгажноков Б.Х. Приём почётного гостя в традиционной культуре адыгских (черкесских) народов // Этнические стереотипы поведения. — Л.: Наука, 1985.— С. 79-202.

12. Бобрецова А.В. Некоторые особенности питания старообрядческого населения Нижней Печоры (устьильмецов) в XX в. // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. — М.: Наука, 2001. — С. 87-98.

13. Бодрийар Ж. Америка. — СПб.: Владимир Даль, 2000. — 205 с.

14. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. — 96 с.

15. Бодрийяр Ж. Система вещей. — М.: Рудомино, 1999. — 222 с.

16. Бонавантюр Деперье. Новые забавы и весёлые разговоры // Французская новелла Возрождения. — М.: Худож. литература, 1988. — С. 206-207.

17. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т. 1: Структуры повседневности: возможное и невозможное. — М.: Прогресс, 1986.—627 с.

18. Бурдье П. Практический смысл. — СПб: Алетейя, 2001. — 562 с.

19. Буровик К.А. Красная книга вещей. — М.: Экономика, 1996. — 215 с.

20. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. — С. 61-272.

21. Вейс Г. История цивилизации: Архитектура, вооружение, одежда, утварь. Т. 1-3. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

22. Вересаев В.В. Невыдуманные рассказы о прошлом // Вересаев В.В. Невыдуманные рассказы о прошлом. Литературные воспоминания. Записки для себя. — М.: Правда, 1984-С. 121-122.

23. Гамзатов Р. Мой Дагестан. — М.: Молодая гвардия, 1968. — С. 224.25 .Гарин-Михайловский Н.Г. Инженеры // Гарин-Михайловский Н.Г. Студенты; Инженеры. — М.: Худож. литература, 1977. — С. 290.

24. Геннепп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. — М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1999. — 198 с.

25. Го юй: (Речи царств). М.: Наука, 1987. 471 с.

26. Григулевич Н.И. Питание как важнейший механизм этноэкологической адаптации // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. — М.: Наука, -2001.-С. 146-195.

27. Делла Каза Дж. Галатео, или Об обычаях // Сочинения великих итальянцев XVI в. СПб.: Алетейя, 2002. - С. 248-289.

28. Детское питание: Книга о том, как правильно кормить ребёнка, чтобы вырастить его здоровым и крепким. — М.: Госторгиздат, 1958. — 239 с.

29. Джерард А. Опыт о вкусе // Из истории английской эстетической мысли XVIII века: Поп. Аддисон. Джерард. Рид. — М.: Иск-во, 1982. — С. 232-269.

30. Диккенс Ч. Большие надежды. — СПб.: Ленинград, 1992. — С. 167.

31. Дмитриева О.В. Церемониал, церемонность и бес-церемонность в королевском застолье елизаветинской Англии // Одиссей: Человек в истории: Трапеза. — М.: Наука, 1999.-С. 85-92.

32. Доде А. Нума Руместан // Доде А. Нума Руместан; Евангелистка. — Саратов: Приволжское книжное изд-во. — С. 163-164.

33. Домострой. СПб.: Наука, 1994 - 400 с.

34. Дуглас М. Чистота и опасность: Анализ представлений об осквернении и табу. — v М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2000. 288 с.

35. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. — СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. — 288 с.

36. Ибн Батта ал-'Укбари. Аш Шарх ва-л-ибана 'ала усул ас-сунна ва-д-дийана («Истолкование и разъяснение основ Сунны и религии») // Хрестоматия по исламу. — М.: Наука. Изд. фирма «Восточная литература», 1994. — С. 87-108.

37. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. — М.: Наука, 1974.-442 с.

38. Иконникова С.Н. Философия культурного пространства города // Культурное пространство Петербурга: история и современность: Учён. зап. фак. культуры. Вып. 2.-СПб., 2001.-С. 4-17.

39. Инал-Ипа Ш.Д. Очерки об абхазском этикете. — Сухуми: Алашара, 1984.— <190 с.

40. Ионин Л.Г. Социология культуры. — М.: Логос, 1998. — 278 с.

41. Каган М.С. Философия культуры. — СПб.: Петрополис, 1996. — 415 с.

42. Как мы кормим персонал // Персонал-Микс. Научно-практический журнал по вопросам управления персоналом. №1(2) — СПб., 2001. — С. 61-73.

43. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. — СПб.: Наука, 1999 — 471 с.

44. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Собр. соч. в 6-ти т. Т.5. — М.: Наука, 1966.-С. 161-527.

45. Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Собр. соч. в 6-ти т. Т.4. 4.2. -М.: Наука, 1965 С. 107-438.

46. Кастильоне Б. Придворный // Сочинения великих итальянцев XVI в.— СПб.: Алетейя, 2002. С. 181-247.

47. Клочков И.С. Пиры в искусстве и литературе Месопотамии // Одиссей: Человек в истории: Трапеза. — М.: Наука, 1999. — С. 50-62.

48. Кляйн М. Зависть и благодарность. — СПб.: Б.С.К., 1997 — 94 с.

49. Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни младенца // Кляйн М., Айзеке С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе. — М.: Академический Проект, 2001. — С. 287-341.

50. Кляйн М. О наблюдении за поведением младенцев // Кляйн М., Айзеке С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе. — М.: Академический Проект, 2001.-С. 342-393.

51. Кляйн М. О теории вины и тревоги // Кляйн М., Айзеке С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе. М.: Академический Проект, 2001. — С. 394-423.

52. Книга о вкусной и здоровой пище (предисловие). — М.: Пищепромиздат, 1955. — С. 7-17.

53. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях // Костомаров Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа. М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996. — 574 с.

54. Лабрюйер Ж. Характеры, или Нравы нынешнего века // Размышления и афоризмы французских моралистов XVI-XVII веков. — СПб.: Corvus; Terra Fantastica; Рос-сКо, 1995.-С. 227-310.

55. Ларошфуко Ф. Максимы и моральные рассуждения // Размышления и афоризмы французских моралистов XVI-XVII веков. — СПб.: Corvus; Terra Fantastica; РоссКо, 1995.-С. 121-226.

56. Левинас Э. Время и другой // Левинас. Э. Время и другой; Гуманизм другого человека. СПб.: Высш. религ.-филос. школа, 1998. — С. 21-122.

57. Левинас Э. Тотальность и Бесконечное // Левинас Э. Избранное: Тотальность и Бесконечное. — М.; СПб.: Университетская книга, 2000. — С. 66-291.

58. Леви-Стросс К. Мифологики. Т. 1: Сырое и приготовленное. — М.; СПб.: Университетская книга, 1999. — 406 с.

59. Леви-Стросс К. Мифологики. Т. 2: От мёда к пеплу. — М.; СПб.: Университетекая книга, 2000. — 442 с.

60. Леви-Стросс К. Мифологики. Т. 3: Происхождение застольных обычаев. — М.; СПб.: Университетская книга, 2000. — 461 с.

61. Леви-Стросс К. Печальные тропики. — М.: Культура, 1994. — 320 с.

62. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. — М.: Прогресс. Прогресс-Академия, 1992. — 372 с.

63. Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре. — СПб.: С.Петербург. ун-т культуры и искусств, 2002. — 320 с.

64. Липинская В.А. Адаптивно-адаптационные процессы в народной культуре питания русских // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. — М.: Наука, 2001.-С. 18-40.

65. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»), — СПб.: Амфора, 2001. — 349 с.

66. Лотман Ю.М., Погосян Е.А. Великосветские обеды: Панорама столичной жизни. — СПб.: Пушкинский фонд, 1996. — 320 с.

67. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). - СПб.: Искусство-СПБ, 1999. - 415 с.

68. Лутовинова И.С. Слово и пище русских. — СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, v 1997.-304 с.

69. Лэнг Р.Д. Расколотое «я». — СПб: Белый кролик; М.: Изд. центр «Академия», 1995.-352 с.

70. Мазалова Н.Е. Состав человеческий: Человек в традиционных соматических представлениях русских. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. — 192 с.

71. Мазурина В.Н. Этикет приёма пищи в Непале // Этикет у народов Южной Азии. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. — С. 200-206.

72. Майничева А.Ю. Питание белорусов, греков и эстонцев Верхнего Приобья в первой половине XX в. // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. М.: Наука, 2001. - С. 99-111.

73. Маркарян Э.С., Арутюнов С.А., Барсегян И.А. и др. Культура жизнеобеспеченияи этнос: Опыт этнокультурологического исследования. — Ереван: Изд-во АН * АрмССР, 1983.-319 с.

74. Марков Б.В. Знаки бытия. — СПб.: Наука, 2001. — 566 с.

75. Марков Б.В. После оргии // Бодрийар Ж. Америка. — СПб.: Владимир Даль, 2000. С. 5-64.

76. Марков Б.В. Храм и рынок: Человек в пространстве культуры. — СПб.: Алетейя, 1999.-296 с.

77. Марков Б.В. Философская антропология: очерки теории и истории. — СПб.: Лань, 1997.-384 с.

78. Матросова Н.К., Сапенок О.В. Культурные реформы Петра I как трансформация форм повседневности // Научная рациональность и структуры повседневности. Тезисы научной конференции. — СПб., 1999. — С. 131-132.

79. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. — СПб.: Наука; Ювента, 1999. — 606 с.

80. Мид М. Культура и мир детства. — М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1988. — 432 с.83 .Мишель Д. Ватель и рождение гастрономии. — М.: Новое литературное обозрение, 2002.-419 с.

81. Монтанари М. Голод и пресыщение / Montanari М. La fama е l'abbondanza. Roma; Bari, 1993 (реферативное изложение Ю.Е. Арнаутовой). Одиссей: Человек в истории: Личность и общество: проблемы самоидентификации — М.: Наука, 1999. — С. 356-370.

82. Мосс М. Очерк о даре. Форма и основания обмена в архаических обществах // Мосс М. Общество. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. — М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1996. — С. 83-222.

83. Мориак Ф. Мартышка // Мориак Ф. Тереза Дескейру; Клубок змей; Фарисейка; Мартышка; Подросток былых времён. — Кишинёв: Картя Молдовянескэ, 1984. — С. 380.

84. Найдёнова Л.П. Трапеза в старшей редакции Домостроя: парадоксы кодифика- / ции // Одиссей: Человек в истории: Трапеза. — М.: Наука, 1999. — С. 78-84.

85. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Азбука; Терра, 1995 — 176 с. -

86. Прус Б. Кукла. — Кишинёв: Картя Молдовянескэ, 1982. — С. 203.

87. Пыляев М.И. Старое житьё: Очерки и рассказы о бывших в отошедшее время обрядах, обычаях и порядках в устройстве домашней и общественной жизни. — М.: Книга, 1990.-321 с.

88. Райвери Дж. Общее введение // Кляйн М., Айзеке С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе. — М.: Академический Проект, 2001. — С. 38-81.

89. Райвери Дж. О происхождении психического конфликта в раннем младенчестве // Кляйн М., Айзеке С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе. — М.: Академический Проект, 2001. — С. 82-120.

90. Романов П.В. Застольная история государства Российского. — СПб.: Кристалл; предприниматель Сироткин А.С., 2000 — 576 с.

91. ЮО.Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза. — М: Художественная литература, 1968.-С. 417-418.

92. ЮЗ.Сименон Ж. Льёт дождь // Сименон Ж. Трубка Мегрэ: Повести. — М.: Энергоиздат, 1981. С. 390-391.

93. Сурова Е.Э. Проблема персональное™ в европейской культуре. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. — СПб, 2001. — 180 с. Ю5.Толстой Л.Н. Анна Каренина // Толстой Л.Н. Собр. соч. в 12-ти т. Т.7. — М.: Правда, 1984.-С. 41-42.

94. Юб.Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, Y995 — 510 с.

95. Топоров В.Н. Еда // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. Т. 1. — М.: Сов. / энциклопедия. — С. 427-429.

96. Философия пира: Опыт постижения. — СПб.: Изд.-торг. дом «Летний сад», 1999.- 131 с.

97. Ю9.Философская антропология как интегративная форма знания. — СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 2001. — 304 с.

98. Ю.Флэгг Ф. Жареные зелёные помидоры в кафе «Полустанок» — М.: Текст, 1999. -430 с.

99. П.Фрейд 3. Недовольство культурой // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. -М.: Просвещение, 1992. С. 65-134.

100. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1989. — С. 382-424.113 .Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. — М: Лабиринт, 1997. — 448 с.

101. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. — М.: ООО «Фирма "Издательство ACT"», 1998. 784 с.

102. Фуко М. Воля к знанию // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. — М.: Изд. дом «Касталь», 1996. — С. 97-268.

103. Фуко М. История сексуальности- III: Забота о себе. — Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл-бук, 1998. 288 с.

104. Фуко М. Рождение клиники. — М.: Смысл, 1998. — 310 с.

105. Хайдеггер М. Бытие и время. — М.: Ad Marginem, 1997. — 452 с.

106. Хайманн П., Айзеке С. Регрессия //Кляйн М., Айзеке С., Райвери Дж., Хай-манн П. Развитие в психоанализе. — М.: Академический Проект, 2001. —1. С. 250-286.

107. Цветаева М.И. За всех — противу всех!: Судьба поэта: В стихотворениях, поэмах, очерках, дневниковых записях, письмах. — М.: Высш. шк., 1992. — С. 44.

108. Шолохов М.А. Тихий Дон. Т. 2. М.: Воениздат, 1964. - С. 519.

109. Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны: Статьи и материалы. — Хабаровск: Дальгиз, 1933. — 737 с.

110. Элиас Н. Общество индивидов. — М.: Праксис, 2001. — 336 с.

111. Элиас Н. Придворное общество: Исследования по социологии короля и при- 'дворной аристократии. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — 368 с.

112. Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетическиеисследования. Т. 1: Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада.

113. М.; СПб.: Университетская книга, 2001. — 332 с.

114. ЭлиасН. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 2: Изменения в обществе. Проект теории цивилизации. — М.; СПб.: Университетская книга, 2001. —382 с.

115. Этнография питания народов стран зарубежной Азии / Под ред. Арутюнова С.А. — М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука». — 256 с.

116. Юности честное зерцало. — М.: Планета, 1990. — 88 с.

117. Яцутко Д. Рождение мысли о потомстве // http://denisbooks.rema.ru:8101/ mycliop.htm.

118. Amos М.А. «For manners make man»: Bourdieu, de Certeau, and the common appropriation of noble manners in the Book of Cortesy // Medieval conduct. — Minneapolis: University of Minnesota Press, 2001. — P. 23-48.

119. Bollas C. The aesthetic moment and the search for transformation // Transitional objects and potential spaces: Literary uses of D. W. Winnicott. — New York: Columbia University Press, 1993. P. 40-49.

120. Borero M. Communal dining and state cafeterias in Moscow and Petrograd, 19171921 // Food in Russian history and culture. — Bloomington; Indianapolis: Indiana University Press, 1997.-P. 162-176.

121. Bourdieu P. Distinction: A social critique of the judgement of taste. — Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1984. — 613 p.

122. Elias N. Involvement and detachment. — Oxford; N. Y,: Blackwall, 1987 — 185 p.

123. Elias N. What is sociology ? — N. Y.: Columbia University Press, 1978, —187 p

124. Frierson C.A. Forced hunger and rational restraint in the Russian peasant diet: one populist's vision // Food in Russian history and culture. — Bloomington; Indianapolis: Indiana University Press, 1997. — P. 49-66.

125. Glants M. Food as Art: painting in late Soviet Russia // Food in Russian history and culture. — Bloomington; Indianapolis: Indiana University Press, 1997. — P.215-238.

126. Radin P. Primitive man as philosopher. — New York; London: D. Appleton & Company, 1927.-400 p.

127. Rothstein H., Rothstein R.A. The beginnings of Soviet culinary arts // Food in Russian history and culture. — Bloomington; Indianapolis: Indiana University Press, 1997.-P. 177-194.

128. Toomre J. Food and national identity in Soviet Armenia // Food in Russian history and culture.—Bloomington; Indianapolis: Indiana University Press, 1997. — P. 195-214.

129. Winnicott D.W. Playing and reality.— Harmondsworth (Mx.): Penguin Books, 1988.- 194 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.