Культура крестьянской повседневности 1920-х годов: по материалам ТАССР тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, доктор исторических наук Давыдов, Денис Владимирович

  • Давыдов, Денис Владимирович
  • доктор исторических наукдоктор исторических наук
  • 2012, Казань
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 497
Давыдов, Денис Владимирович. Культура крестьянской повседневности 1920-х годов: по материалам ТАССР: дис. доктор исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Казань. 2012. 497 с.

Оглавление диссертации доктор исторических наук Давыдов, Денис Владимирович

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения культуры крестьянской повседневности.

1Л. Понятийный аппарат и методология исследования.

1.2. Историография проблемы.

1.3. Источниковая основа исследования.

Глава 2. Материальная культура крестьянства.

2.1. Изменение количества сельских поселений и расселения основных национальных групп.

2.2. Крестьянское жилище и домашняя утварь.

2.3. Внешний облик крестьян.

Глава 3. Бытовая культура повседневности

3.1. Потребление продовольственных продуктов.

3.2. Гигиена и состояние здоровья

3.3. Этика семейной жизни.

Глава 4. Особенности реализации культурной политики в деревне.

4.1. Изменение уровня грамотности

4.2. Трансформация религиозного сознания

4.3. Социально-политическая активность крестьянства.

4.4. Проблемы девиантного поведения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культура крестьянской повседневности 1920-х годов: по материалам ТАССР»

В поисках путей развития нашего государства в XXI веке особую актуальность приобретают проблемы, связанные с сохранением и развитием социокультурных традиций. Подчеркивая определяющую роль культурной среды, академик Д.С. Лихачев отмечал: «если природа необходима человека для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его. нравственной самодисциплины и социальности» 1 . В условиях глобализации продолжается приобщение населения к образцам культуры, не связанным с национальными традициями, при этом серьезная проблема заключается и в разрастании масштабов этнического экстремизма и ксенофобии.

Современный российский социум, несмотря на довольно динамичный процесс урбанизации, по словам В.П. Данилова, «остается по своей ментальное™ крестьянским»2. Такие его черты как прагматизм, смекалка, трудолюбие, духовность, умение приспособиться к любым условиям внешней среды во многом обеспечили сохранение целостности нашего общества в период масштабных потрясений XX века. В наши дни эти качества приобретают особую роль. Их утрата может обернуться непоправимыми последствиями, связанными с потерей механизмов адаптации миллионов российских граждан к условиям глобальных катаклизмов ХХГ века. Для предотвращения подобных перспектив необходимо сохранять и приумножать культурный опыт, передавая его молодому поколению.

История российского государства, оказавшаяся столь богатой на различные «переломные моменты» в одном только XX веке, хранит в себе широкий спектр механизмов адаптации общества к постоянным изменениям

1 Лихачев Д.С. Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре. М., 2006. С. 82.

Современные концепции аграрного развития. Теоретический семинар // Отечественная история.

1994. №4 5. С. 77. внешней среды. Ярким примером одного из таких «переломов» стал период 1920-х годов, когда в повседневной жизни большинства населения активизировались черты нового уклада, менялось сознание людей, формировались новые мировоззренческие ориентации.

Изменение внешних условий, продиктованное широким комплексом экономических, социально-политических, психологических факторов, обусловило необходимость формирования в крестьянской культуре новых механизмов социализации. Нельзя утверждать, что, открывая для себя эти механизмы, крестьяне отвергали путь новаций, воспринимая его исключительно как отклонение от традиционного опыта, носящее вынужденный характер. Однако масштабное применение инновационных моделей в развитии хозяйственной и культурной жизни села существенно ограничивалось рядом факторов, таких как следование принципам «моральной экономики», ограниченность в материальных средствах и пр. Инновационный путь развития для крестьян, в основном, представлял собой обращение к традиционному культурному опыту, позволившему раскрыть в традиции нереализованные ранее возможности. Это, в свою очередь, позволяет говорить о преобладании традиционалистского направления в социокультурной трансформации российского общества в первой трети XX Bei<aJ.

Изменение баланса между новаторством и традицией в крестьянской культуре стало одной из основных предпосылок деятельности властных структур, направленной на борьбу с «отсталым» крестьянским бытом. В 1920-е годы наблюдались процессы все большего «окультуривания» крестьянства путем попыток приобщения его к новым социально-бытовым стандартам. Подталкиванию сельских масс к выбору инновационных путей культурного развития, в определенной мере, способствовала ситуация социально-экономических кризисов 1920-х годов. Нарушение отмеченного Сухова O.A. Десять мифов крестьянского сознания. Очерки истории социальной психологии и менталитета русского крестьянства (конец XIX - начало XX в.) по материалам Среднего Поволжья. М., 2008. С. \ ]. выше баланса путем дальнейшего размывания основ традиционной культуры в условиях проведения коллективизации, способствовало утрате крестьянством своей экономической независимости и социальной идентичности.

Как известно, культура в широком смысле представляет собой совокупность достижений человечества, находящих свое применение в различных сферах повседневной жизни. В Татарской республике, как многонациональном регионе, наряду с общими тенденциями развития культуры крестьянского общества, проявлялись и ее национальные особенности. Выявление таких особенностей способствует формированию бесценного опыта для правительственных структур и общественных организаций Татарстана в выработке современных моделей стратегического развития, укреплении институтов гражданского общества. Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется следующими факторами:

• Обобщение имеющегося опыта в области изучения крестьянской повседневности позволяет извлечь необходимые уроки в практике проведения политических и социальных мероприятий как в масштабах страны, так и в пределах отдельных регионов;

• Без обращения к историческому опыту невозможна выработка механизмов адаптации населения к изменениям в социально-экономической сфере;

• Углубленное изучение культурных процессов, происходивших в крестьянской среде, расширяет знания о периоде 1920-х годов, как поворотном этапе в развитии нашего общества;

• Комплексное изучение поставленной проблемы позволяет ввести в научный оборот новые, ранее не опубликованные архивные документы, обновить фактологический материал.

Объектом настоящего исследования выступают различные проявления материальной и духовной культуры крестьянства, реализуемые в повседневной практике. Предметом исследования является динамика изменений материальной и духовной культуры крестьянского населения ТАССР.

Целыо диссертационного исследования является представление механизма трансформации культуры крестьянской повседневности под воздействием социально-экономических, политических, идеологических и прочих факторов. Для достижения данной цели в рамках представленной работы предусмотрено решение следующих задач:

• Определить понятийный аппарат и методологию исследования, провести аналитический обзор литературы и источников;

• Рассмотреть основные проявления материальной культуры крестьян в контексте повседневности - жилые и хозяйственные постройки, одежда, обувь, украшения, пища, средства гигиены и пр.

• Дать характеристику тенденциям развития духовной культуры крестьян - грамотность, религиозные воззрения, отношение к власти и пр.

• Показать динамику изменений семейно-бытового уклада крестьянского социума;

• Раскрыть положение сельской женщины;

• Определить особенности восприятия различными половозрастными и национальными группами крестьянства изменений, отразившихся на повседневной жизни;

• Проанализировать причины и последствия проявления девиантного поведения в крестьянской среде;

• Рассмотреть изменения культурных запросов крестьян под влиянием социально-политической обстановки 1920-х годов.

Территориальные рамки исследования определяются административно-территориальными границами ТАССР, в которых находилась республика в период 1920 - 1929 гг.

Хронологические рамки работы охватывают период 1920-х годов. Начальной точкой считается образование ТАССР - июнь 1920 года. Конечная дата - это декабрь 1929 года, проведение в Москве Съезда аграрников-марксистов, на котором произошел разгром позиций сторонников организационно-производственной школы. Этим во многом было обусловлено начало проведения массовой коллективизации, что означало окончательный отказ руководства страны от политики нэпа. Несмотря на обозначенные хронологические рамки, принцип историзма потребовал при проведении исследования обращение к событиям более раннего и позднего времени.

Научная новизна исследования заключается в выборе темы работы и постановке исследовательских задач. В исследовании на основе разнообразного комплекса источников осуществляется попытка представить целостную картину трансформации культуры крестьянской повседневности в ТАССР в период 1920-х годов. В процессе выполнения работы:

• Обобщен современный историографический опыт, на основе которого выявлены основные тенденции состояния историографии проблемы;

• Представлен и введен в научный оборот значительный фактический материал по истории культуры доколхозного крестьянства республики;

• Выявлены механизмы трансформации традиционных ценностей крестьянского населения, а также его адаптации к новым социально-политическим реалиям;

• Раскрыто влияние государственных структур на процесс изменения традиционных ценностей крестьянства;

• Определена роль демографических факторов в процессе восприятия сельским населением новых культурных ценностей;

• Охарактеризованы национальные особенности в процессе приобщения крестьян к новым культурным стандартам, а также факторы, способствовавшие интернационализации отдельных сторон повседневного быта.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы, положения и выводы позволяют составить комплексное представление о процессе развития крестьянской культуры ТАССР в период 1920-х годов. Обобщенные в работе данные могут быть использованы органами государственной власти при разработке и проведении отдельных мероприятий в сфере социально-экономической, национальной и культурной политики. Материалы работы могут представлять интерес для исследователей, работников высшей школы, сотрудников музеев в их практической деятельности. Наблюдения и выводы исследования могут найти применение в дальнейших научных поисках, при разработке обобщающих трудов, энциклопедий, общих учебных курсов по отечественной истории XX века.

На защиту выносятся следующие положения:

• Впервые проблема повседневной крестьянской культуры раскрыта с привлечением широкого круга источников не только исторических, но и смежных дисциплин, для чего были использованы методы и методики, заимствованные из социологии, психологии, культурологии, математической статистики;

• В основе проявлений культуры крестьянской повседневности лежит земледельческий труд, определяющий образ жизни и характеризующий крестьянство как тип социальной общности;

• Социально-политическая обстановка 1920-х годов способствовала изменению культурных запросов и потребностей крестьянства, которые, в свою очередь, привели к дальнейшей трансформации традиционного образа жизни;

• В восприятии культурных новаций проявлялись половозрастные особенности. В наименьшей степени изменения затронули жизнь пожилой части населения и женщин, в то время как молодежь, стремившаяся найти свое место в меняющейся социальной структуре, активно отрицала традиционные ценности;

• Крестьянская культура отвергала новации, которые угрожали основам ее существования. Изменения, вносимые извне, воспринимались в сельской среде лишь в случае их положительного влияния на быт и хозяйство;

• Традиционная зависимость жизненного уклада от природных процессов способствовала проявлению различных элементов язычества в повседневной жизни селян. Эти проявления активизировались в условиях голода и социальных катаклизмов начала 1920-х годов;

• Трансформация основ традиционной культуры крестьянства обуславливалась приобщением к достижениям индустриального общества;

• Культура крестьянской повседневности характеризовалась как наличием национально-религиозной самобытности, так и проявлением интернациональных черт, получивших свое развитие в 1920-е годы.

• Социально-экономические и политические условия 1920-х годов, отразившиеся на дальнейшем разрушении традиционной крестьянской ментальности, привели к усилению масштабов проявления девиантного поведения в сельской среде;

• Социально-экономические, политические, идеологические новации 1920-х годов в конечном итоге привели к трансформации крестьянской повседневной практики, выраженной в проявлениях материальной и духовной культуры.

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования получили отражение в материалах региональных и всероссийских научных конференций («Мир крестьянства Среднего Поволжья: итоги и стратегии исследований» (Самара, 2006); «История и регионология: грани пересечения» (Казань, 2007); «Крестьянство Среднего Поволжья в условиях реформ I половины XX в.» (Казань, 2007); «Сообщество историков высшей школы России. Научная практика и образовательная миссия» (Казань, 2009); на заседании Интерцентра Московской высшей школы социально-гуманитарных наук под руководством Т. Шанина (Москва, 2009 г.), «Крестьянство в российских трансформациях: исторический опыт и современность» (Ижевск, 2010), IX Конгресс этнографов и антропологов России (Петрозаводск, 2011)), а также были опубликованы в ряде научных статей.

Структура исследования обусловлена поставленной целью и определенными задачами. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка сокращений и списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Давыдов, Денис Владимирович

Заключение

Специфику культурных процессов, происходивших на селе, всегда составлял земледельческий труд, определявший основу крестьянского образа жизни. Наличие индивидуального хозяйства, связь с природой, независимость земледельческого труда от внешних условий обуславливали, с одной стороны, автономный характер развития крестьянской культуры, с другой - ее практицизм и способность сохранять целостность, адаптируясь к изменениям внешнего мира. Вместе с тем повседневная крестьянская культура не являлась закостенелой и замкнутой. Как любая система, существующая в определенных условиях, она проявляла гибкость к новшествам, допуская появление новых элементов и отвергая устаревшие.

Данный процесс осуществлялся в рамках общей эволюции культуры в направлении постепенного восприятия ценностей индустриального общества.

Как уже отмечалось, «бытовая культура - очень подвижная система»,

1668 существующая «в определенных сочетаниях традиции и инновации» Определяющую роль в формировании новых культурных запросов крестьян сыграли факторы, сопутствующие переходу общества к индустриальному этапу развития, такие как формирование крупной промышленности, усиление миграционной подвижности, развитие культурно-экономических контактов с городом, совершенствование системы образования и здравоохранения и т.д.

В условиях укрепления власти большевиков действие данных объективных факторов приобрело весьма специфический характер. Стремясь разрушить «закостенелый» крестьянский быт, кардинально изменив его основы, государство проводило массовые, но недостаточно эффективные кампании, направленные, в основном, на борьбу с «религиозными пережитками». Со своей стороны, крестьяне достаточно настороженно и

1668 Волкова Н.Г. Джавахишвили Г.Н. Бытовая культура Грузии XIX - XX веков: традиции и инновации. М., 1982. С. 3 порой негативно относились к попыткам внесения внешних изменений. Повседневная культура во многом продолжала испытывать влияние религиозных традиций, проявляя устойчивость к проводимым новациям. Внешне это проявлялось в стремлении крестьянских общин сохранить систему религиозных учреждений и школ, особенно отчетливо это проявлялось в мусульманской среде. К тому же отсутствие материальных средств, учебников, медикаментов и прочего сводило на нет проводимые сверху усилия по модернизации крестьянского быта. Вместе с тем, внешние изменения приживались в сельской среде, когда подкреплялись экономической помощью и несли в себе очевидные выгоды в хозяйстве и быту. Это могли быть мероприятия по землеустройству, оказанию материальной помощи и т.п.

Однако возможности повышения культурного уровня крестьян оставались крайне ограниченными, особенно это касалось представителей проживавших в республике национальных меньшинств. В силу географической отдаленности и национально-культурной обособленности некоторые национальные группы в большей степени обращались к традиционным образцам общественно-культурного опыта. Довольно низкой оставалась грамотность, недоступными . оказывались достижения современной медицины. В результате, определенная часть крестьянства продолжала оставаться в стороне от современных культурных достижений. В таких условиях население продолжало использовать в своем повседневном быту традиционный арсенал механизмов передачи культурного опыта. Наиболее отчетливо это прослеживалось в сохранении народной практики врачевания, родовспоможения и поддержания гигиенических навыков, основанных на опыте предыдущих поколений.

Важную роль в духовной жизни крестьян 1920-х годов продолжало играть неформальное общение. Обмениваясь новостями, имеющими разный уровень достоверности, население создавало собственное информационное пространство, которое по оперативности, масштабам воздействия и доступности оказывало более значительное влияние на жизнь крестьянского общества, чем официальные СМИ. В ходе неформального общения крестьяне формировали и корректировали свои взгляды на происходящие события, давая им собственную оценку. Распространяемые по каналам межличностного общения образцы культуры теснее сплачивали сельское общество, помогали крестьянам лучше осознавать собственные интересы, формировали стратегию и тактику своего поведения.

Расширение культурных потребностей во многом было связано с усилением миграционной подвижности, в большей степени присущей представителям молодого и среднего поколений. Перемещение по республике значительных масс населения, сопровождавшееся общением, обменом культурными достижениями, поднимало уровень культурных запросов, способствуя постепенному сглаживанию некоторых черт национальной самобытности разных народов. При этом отношение к попыткам изменения культурных стандартов извне прослеживалось далеко не однозначное. В наибольшей степени мероприятия правительства находили отклик в среде молодежи, стремящейся использовать потенциал новых культурных ценностей для повышения личного статуса и осуществления социальной мобильности.

В наименьшей степени изменения затрагивали культуру и быт пожилой части населения и женщин, живущих в более замкнутом мире, менее подверженном влиянию миграционных процессов и культурному воздействию. Именно в этих половозрастных группах прослеживался самый низкий уровень грамотности и участия в работе низовых советских учреждений. Здесь в наибольшей мере прослеживалось стремление к сохранению черт национально-культурной самобытности.

В условиях 1920-х годов особенности национально-религиозной жизни народов, ее влияние на повседневный быт проявлялись еще достаточно четко. Одно из доказательств тому - крайне незначительный удельный вес межнациональных браков в сельской местности. В то же время более заметно стали проявляться элементы интернационализации отдельных элементов культуры и быта, способствовавшие дальнейшему сближению народов республики. Особенно заметно это проявлялось в местах компактного проживания представителей нескольких национальностей. Важным внешним фактором, повлиявшим на дальнейшее сближение национальных культур, стали социально-политические трансформации первых десятилетий XX века.

Данные трансформации в то же время активизировали проявление своеобразных защитных механизмов, позволивших сохранить равновесие и устойчивость системы традиционных ценностей. Одним из таких механизмов стало усиление влияния языческих культов. Присутствие элементов язычества в жизни сельского человека лишний раз подчеркивало зависимость всего его бытового уклада от влияния природных процессов. Серьезным испытанием для крестьянства стал голод начала 1920-х годов. Стремлением сохранить хозяйство, избежать угрозы гибели в условиях голода и социальных катаклизмов можно объяснить активизацию проявления языческих элементов в культуре значительной части крестьянского населения, вне зависимости от религиозной и национальной принадлежности. Этому способствовала и обстановка борьбы с религией, углубившая общий кризис, охвативший официальные религиозные структуры в 1920-е годы. В результате менялось отношение к духовенству, к религии в целом, что позволяло в прежние времена говорить об успешном развитии атеистических взглядов. В большей степени это свидетельствовало о постепенном формировании крестьянством новой модели мировоззрения и поведения, отразившей новые политические и социально - экономические реалии, утвердившиеся в условиях нэпа.

Характерной чертой развития культурных процессов 1920-х годов стало повышение политической активности жителей села. Участие в беспартийных конференциях, борьба за определенные кандидатуры на выборах, работа в низовых органах управления становились обычным средством отстаивания собственных интересов. При этом активность проявляло не только мужское, но и часть женского населения, при этом факторы, способствующие проявлению подобной активности, носили различный характер. В то время как для мужчин участие в собраниях и конференциях традиционно было вызвано стремлением решать административно-хозяйственные вопросы жизни общины, участие женщин в подобных мероприятиях в большей мере обуславливалось вопросами сохранения традиционного быта и семейных ценностей.

Социально-экономическая ситуация 1920-х годов, связанная с попытками внедрения в деревне стандартов городской культуры, заметно повлияла на дальнейшую трансформацию мировоззрения крестьянина и связанных с ним моделей поведения. В обстановке, когда традиционные поведенческие нормы подвергались преследованиям, а новые еще не успели оформиться, крестьяне все чаще оставались предоставленными сами себе. Трудолюбие и стремление к богатству, традиционно воспринимавшиеся как положительные качества, стали трактоваться как социально чуждые, а их носители - успешно хозяйствующие крестьяне, - позиционировались в качестве врагов общества. Общее ужесточение внутриполитического режима в конце 1920-х годов негативно отразилось на состоянии тех элементов повседневной культуры, которые призваны были подчеркнуть материальный достаток. Внешне это проявлялось в упрощении внешнего вида жилых и хозяйственных построек, одежды, обуви и пр. Кроме того, нарушался традиционный порядок половозрастных взаимоотношений в семье, усиливался религиозный кризис, происходила смена ценностей и приоритетов, что существенно отразилось на образе жизни подрастающего поколения. Следствием тому стало усиление в крестьянской среде различных проявлений девиантного поведения.

В целом период 1920-х годов знаменовал собой дальнейшее развитие наметившегося еще в начале XX века социокультурного конфликта внутри крестьянского общества. Еще сохранялись представления о традиционных ценностях, основанных на трудолюбии и опоре на собственные силы. В то же время все активнее получали поддержку ценности индустриального общества, связанные с возможностями осуществления социальной мобильности. Конфликт двух тенденций в культурной жизни крестьянства проявлялся все отчетливее. С одной стороны, прослеживалось влияние «консервативной, стабилизирующей тенденции», которую олицетворяли защитники традиционных жизненных устоев на селе. Чаще всего эти силы олицетворяли собой зажиточную часть крестьянства, имеющую богатый опыт отстаивания своих интересов и отвергающую губительные новшества. С другой стороны действовала тенденция, основанная на «глубоко заложенном в человеке стремлении к новым и лучшим формам социальной жизни», с наибольшей силой проявлявшаяся в условиях кризисов и социальных переворотов 1669 . Общее стремление правительства «модернизировать» деревню (проведение классовой, антирелигиозной политики и пр.) активизировали указанный конфликт. Не имея возможности модернизировать «отсталый» крестьянский быт, властные структуры предпочли направить усилия не столько на изменение его сущности, сколько на борьбу с его внешними проявлениями. Важной составляющей этой борьбы стало проведение репрессивных мер в отношении крестьян как носителей традиционной культуры в период проведения коллективизации.

1669 Добровольский К Традиционная крестьянская культура // Великий незнакомец крестьяне и фермеры в современном мире Хрестоматия Пер с англ / Сост Т Шанин Рус ред А В Гордона М.1992 С 197

Список литературы диссертационного исследования доктор исторических наук Давыдов, Денис Владимирович, 2012 год

1. Сборники документов и материалов, стенографические отчеты

2. Боговой И Деревенские будни. Очерки по массовой работе в деревне М.; Л., 1928. 140 с.

3. Бюллетень 4-го Съезда Советов Татарской соц. Сов. Респ. 17-24 декабря 1923 г. (Стенографический отчет). Казань, 1923.

4. Всетатарский съезд работниц и крестьянок-членов советов. Материалы. С прил. постановлений Всесоюзного съезда работниц и крестьянок членов советов 5-8 октября 1927 года. Казань. 1927. 27 с.

5. Голос народа: Письма и отклики рядовых советских граждан о событиях 1918 1932 гг. М. 1998. 325 с.

6. Голубых М Очерки глухой деревни. М.; Л., 1926. 76 с.

7. Григоров Л М Очерки современной деревни. Кн. 1. М., 1924. 218 с.

8. Григоров Л М Очерки современной деревни. Кн. 2. М., 1925. 208 с.

9. Двенадцатый съезд РКП(б): Стенографический отчет. М. 1968. 903 с.

10. Декреты Советской власти. М., 1989. Т. 13. 552 с.

11. Десятый съезд РКП(б). Март 1921 г.: Стенографический отчет. М. 1963. 915 с.

12. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам: Сборник документов. Т. 1. 1917 1928 гг. М. 1957. 879 е.; Т. 2. 1929- 1945. М. 1957. 888 с.

13. Земельный кодекс РСФСР с изменениями в целях приспособления его к особым условиям ТССР с алфавитно предметным указателем. Казань. 1925. 58 с.

14. Итоги Всероссийской переписи 1920 года. М. 1928. 187 с.

15. Календарь и записная книжка волостного статистика и добровольного корреспондента Татарского статистического управления на 1928 год. Казань. 1927. 294 с.

16. Календарь и записная книжка волостного статистика и добровольногокорреспондента Татарского Статистического Управления на 1929 год. Казань, 1928. 255 с.

17. Кодекс законов о браке, семье и опеке. М., 1926.

18. Крестьянские истории: Российская деревня 1920 х годов в письмах и документах. М., 2001. 232 с.

19. Культурное строительство в Татарии. 1917 1941 / Сост. М. Б. Когурова, Р.Ш. Хакимова, З.Г. Гарипова, М.З. Тутаев. Казань, 1971. 345 с.

20. Ландер К Сводка данных о деятельности иностранных организаций помощи за 1921 1923 гг. // Итоги Последгол (с 15.10.1922 -1.08.1923). М. 1923. С. 51-69.

21. Летопись борьбы и свершений. Хроника партийной организации Татарии. 1883 1985. В 2 кн. Кн. 1. Казань, 1985. 238 с.

22. Лубянка, Сталин и ВЧК ГПУ - ОГПУ - НКВД. Январь 1922 -декабрь 1936: Документы. М. 2003. 910 с.

23. Материалы Третьего съезда общества «Долой неграмотность» Татреспублики. Казань. 1927. 32 с.

24. О едином сельхозналоге: XIV конференция РКП(б). 27 29 апреля 1925 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898 - 1986). М. 1984. Т. 3. С. 381 - 383.

25. О налоговой политике в деревне: XII Съезд РКП (б), 17-25 апреля 1923 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898 1986). М. 1984. Т. 3. С. 75 - 79.

26. О путях подъема сельского хозяйства и налоговом облегчении середняка: XVI конференция ВКП(б). 23 29 апреля 1928 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898 -1986). М. 1984. Т. 4. С. 455 - 469.

27. О работе в деревне: Объединенный пленум ЦК и ЦКК ВКП(б). 21-23 сентября 1927 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898 1986). М. 1984. Т. 4. С. 293 -311.

28. Общество «Долой неграмотность». Устав общества и инструктивныйматериал. М., 1924. 28 с.

29. Отчет о работе ТНИЭИ с 18 марта по 1 октября 1930 года. Б.м., б.г.

30. Постановления 8-го Съезда Советов ТАССР (3-8 мая 1929 г.). Казань, 1929. 31 с.

31. Пятнадцатый съезд РКП(б). Декабрь 1927 г.: Стенографический отчет. 4.1 -2- М., 1961 1962. 1762 с.

32. Пятый Съезд Советов ТАССР: Стенографический отчет. Казань, 1926. 198 с.

33. Пятый Съезд Советов Татарской ССР. Стенографический отчет (с 5-го по 9-е января 1925 г.). Казань, 1925. 198 с.

34. Резолюции и постановления X го юбилейного съезда союза Медсантруд Татарии. 18-21 мая 1929 года. Казань, 1929. 29 с.

35. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1917 -1967: Сборник документов. В 5 тг. М„ 1967. Т.1. 1917 1928 гг. М., 1967. 783 с.

36. Росницкий Н. Полгода в деревне. Пенза, 1925. 64 с.

37. Сборник циркуляров и распоряжений Народного Комиссариата Просвещения ТССР. Казань, 1927. № 9.

38. Седьмой Съезд Советов ТАССР. 15-21 марта 1927 г. Стенографический отчет. Казань, 1927. 267 с.

39. Советская деревня глазами ВЧК ОГПУ - НКВД. 1918 - 1939.: Документы и материалы: В 4 - х т./ Центр. Архив ФСБ РФ и др.; Под ред. А. Береловича, В. Данилова. Т.2. Советская деревня глазами ОГПУ. 1923 - 1929 гг./Сост.: Л. Борисова и др. М„ 2000. 1168 с.

40. Статистический ежегодник по Татарской Социалистической Советской Республике. Статистика населения. Казань, 1928. 59 с.

41. Статистический ежегодник по Татарской Социалистической Советской Республике. Казань, 1929. Вып. 3/5. 29 с.

42. Статистический справочник по сельскому хозяйству. Казань, 1925. 10 с.

43. ТАССР за XX лет в цифрах / Под ред. А. И. Зайцева. Казань, 1940. 63 с.

44. Татарстан в цифрах и графиках: Альбом диаграмм / Сост. В. Ермолаев. Казань, 1925. 24 с.

45. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы. 1927 1939: В 5 т. / Рос. АН, Ин - т рос. истории и др.; Под. ред.: В. Данилова и др.; Сост. М. Кудюкина и др. Т.1. май 1927 ноябрь 1929 - М., 1999. 879 с.

46. Третий съезд работников юстиции Татарской социалистической советской республики. 5-8 октября 1926 г. Стенографический отчет. Казань, 1926. 152 с.

47. Третий Съезд Советов ТАССР. Бюллетень (Стенографический отчет). Казань, 1922.

48. Уголовный кодекс РСФСР. Казань, 1922.

49. Устав Общества краеведения Татарской АССР. Казань, 1947. 8 с.

50. ЦСУ СССР. Всесоюзная перепись населения 1926 года. М., 1929. Т. 3. 628 е.; М„ 1929. Т. 20 22 с; М„ 1930. Т. 37. 292 с.

51. Шестой Съезд Советов Тат. Сов. Соц. Республики 7-14 марта 1926 г. Казань, 1926. 338 с.

52. Алимова Б.М. Пища и культура питания тюркских народов Дагестана в XIX начала XX в.: общее и особенное в свете генетических истоков и этнокультурных взаимодействий: Дис.докт. ист. наук. М., 2003.

53. Бусыгин Е.П. Материальная культура русского (сельского) населения Татарской АССР. Дис. канд. ист. наук. Казань, 1950.

54. Ванярин И.Я. Борьба татарской партийной организации за укрепление союза рабочего класса и крестьянства в первые годы новой экономической политики (1921 1923 гг.). Дис. канд. ист. наук. Казань, 1961.

55. Гатауллина И. А. Среднее Поволжье в годы Новой экономической политики: Социально экономические процессы и повседневность: Дис. . д-ра ист. наук. Казань, 2009.

56. Герасимов И.В. Творчество A.B. Чаянова в отечественной и зарубежной историографии: Дис. . канд. ист. наук. Казань, 1998.

57. Гноевых В.П. Деятельность Коммунистической партии Казахстана по подъему культурного уровня крестьянства, 1917 г. июнь 1941 г : Дис.докт. ист. наук. М., 1987

58. Давыдов Д.В. Крестьянство Татарстана в 20 е годы: историко-демографическая характеристика: Дис. канд. ист. наук. Казань, 2001. 208 с.

59. Денисов С.Г. Руководство КПСС культурным строительством в деревне в переходный период (октябрь 1917 1937 гг.) : Дис. .д-ра ист. наук. М., 1986.

60. Исаков А.К. Руководство партийной организации Татарии деятельностью крестьянских комитетов общественной взаимопомощи в 1921 1932 гг.: Дис.канд. ист. наук. Казань, 1973.

61. Кашафутдинов Р.Г. Народные (общественные и семейные) праздники казанских татар: дис. канд. ист. наук. Казань, 1969.

62. Кочепасова Т.Ю. Развитие культуры в Среднем Поволжье. 1921 1925 гг.: Дис.канд. ист. наук. Ульяновск, 1997. 218 с.

63. Кучерявенко НН Культура и быт русского сельского населения правобережных районов Татарской АССР. Дис. канд. ист. наук. Казань. 1970.

64. Лебедева Л В Повседневная жизнь российской деревни в 20 е годы XX века: традиции и перемены (на материалах пензенской губернии): Дис. канд. ист. наук. Пенза. 2006.

65. Полянскова ЛЮ Политика Советского государства по формированию нового социокультурного облика крестьянства в период НЭПа (на примере Самарской, Пензенской, Ульяновской губерний).: Дис. канд. ист. наук. Самара, 2009.

66. Плахотнюк, С С Рост общеобразовательного и культурного уровня крестьянства Украинской ССР в годы первых пятилеток (1928 1937 гг.): Дис.канд. ист. наук. Львов, 1985.

67. Просвирнова О Е Грамотность крестьянского населения России во второй половине XIX начале XX века и пути ее повышения на материалах самарской губернии): Дис. канд. ист. наук. Самара. 2006.

68. Садыкова Р Б Крестьянство Татарии накануне коллективизации 1925 -1928 гг.). Анализ и характеристика источников: Дис. канд. ист. наук. Казань. 1997.

69. Северьянов МД Социально политические аспекты новой экономической политики в Сибири. 1921 - 1929 гг.: Дис. докт. ист. наук. Иркутск. 1994. 459 с.

70. Тихомирова НМ Традиционная пища татар Среднего Прииртышья во второй половине XIX первой трети XX вв.: Дис.канд. ист.наук. М. 2006.

71. Трофилюва ЕЯ Эволюция пищи и питания удмуртов в XIX XX вв.: Дис.канд. ист. наук. М. 1992.

72. Ханипова ИИ Сельское население ТАССР в конце 1930 х - начале 1940 - х гг.: социально - демографические аспекты. Дис. канд. ист. наук. Казань. 2005.

73. Цыбульский В А. История взаимоотношений города и деревни в первые годы НЭПа (1921 1924 гг.): Дис. докт. ист. наук. Л. 1972.

74. Шайдуллин P.B. Крестьянские хозяйства Татарстана в 1920 х годах. Дис. докт. ист. наук. Казань, 2003.

75. Шелегина О.Н. Материальная культура русских крестьян Западной Сибири в ХУ11 первой половине XIX в.: (Жилище, одежда). Дис. . канд. ист. наук. Новосибирск, 1986.

76. Якунчева Н.Г. Система и этикет питания мордвы конца XIX начала XX века: Дис.канд. ист. наук. Саранск, 2004.50. Справочные издания:

77. История крестьянства СССР: История советского крестьянства: В 5 т. Т.

78. Крестьянство в первое десятилетие Советской власти 1917 1927. М., 1986. 455 с.

79. История крестьянства СССР: История советского крестьянства. В 5 т. Т.

80. Советское крестьянство в период социалистической реконструкции народного хозяйства. Конец 1927 1937. М., 1986. 448 с.

81. Татарская энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, ответ, ред. Г.С. Сабирзянов. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2002. Т. 1: А-В. 672 е., илл. карты.

82. Татарская энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, ответ, ред. Г.С. Сабирзянов. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2005. Т. 2: Г-И. 656 с. илл., карты.

83. Татарская энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, ответ, ред. Г.С. Сабирзянов. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2006. Т. 3: К-Л. 664 с. илл., карты.

84. Татарская энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, ответ, ред. Г.С. Сабирзянов. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2010. Т. 4: М-П. 768 с. илл., карты.

85. Татарская энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, ответ, ред. Г.С. Сабирзянов. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2010. Т. 5: Р-С-Т. 736 с. илл. карты.

86. Статьи, монографии, сборники статей

87. Аббасов Р. Грамотность Татарии // Школа взрослых. 1940. №4. С. 52 -53.

88. Абрамов Б.А. Партия большевиков организатор борьбы за ликвидацию кулачества как класса. М., 1952. 136 с.

89. Абросеико К.А. О социалистическом перевоспитании крестьянства. М., 1949. 140 с.

90. Авербург В. Деревенский знахарь // Новая деревня. 1923. №5. С. 8 17.

91. Агмон Ф. Советская система образования в период НЭПа // Россия в XX веке. Историки мира спорят. М., 1994. С. 371 376.

92. Адамович О. За культурный рост деревни: о массовой культработе деревенских комсомольцев. Л., 1928. 76 с.

93. Акимова Т. Чуваши с. Казанлы Вольского уезда Саратовской губернии. Старое и новое. (Духовная культура) // Труды Нижневолжского областного научного общества краеведения. Вып. 34, Ч. IV. Саратов, 1926. С. 25.

94. Александров И.В. Общественное питание в Казани // Гигиена и эпидемиология. 1926. №3. С. 70 71.

95. Алексеев В В., Логунов Е.В. Демографические процессы на Тюменском Севере. 60-е 80 - е гг. // Социально - классовая структура и демографические процессы в России и СССР: Вопросы комплексного изучения. Сборник статей. М., 1990. С. 136 - 149.

96. Алексеев В.Н. Опыт монографического описания деревни Курово Дмитровского уезда. М., 1923. - 68 с.

97. Алексеев И. Кулацкие окопы (Религия и водка в деревенском быту). М., 1930. 56 с.

98. Алексеев И. Рубежи кинодокументалистов Татарии. Казань, 1974. 97 с.

99. Алексеевский А.П. Население ТР и запасы труда (к вопросу о генеральном плане) // Труд и хозяйство. 1927. № 5/6. С. 3 16.

100. Алимов Т. Больные факты // Бюллетень Народного Комиссариата Здравоохранения. 1927. №4. С. 53 54.

101. Алкоголизм в современной деревне. М., 1929. 55 с.

102. Алкоголизм как научная и бытовая проблема. М.; Д. 1928. 285 с.

103. Андреев П. Как приготовить кофе из свеклы и моркови // Красная деревня. 1922. №12. С. 10.

104. Андреева МС Политико просветительная работа в деревне в конце восстановительного периода. (1924 - 25 гг.) Лекции для студентов библиотечных ин - тов по курсу «История культпросвет работы» - М., 1953. 24 с.

105. Андриянов В И, Левашов В К, Хлопьев А Т «Слухи» как социальный феномен. Социологические исследования. 1993. №1. С. 82 88.

106. Анисимов К В Нужны ли посиделки?//Красная деревня. 1927. №1. С. 6.

107. Анисимов НИ Как изменилось наше сельское хозяйство за 40 лет. М. 1957. 142 с.

108. Антонов В Кукуруза (будущий новый хлеб Татреспублики) // Сельское хозяйство Татарстана. 1923. №2-3. С. 26-28.

109. Арбатов С Борьба за пролетарскую культуру в Татарстане. Казань, 1930. 20 с.

110. Арбатов С За оперативное руководство в краеведной работе // Социалистическое хозяйство Татарстана. №10 12. 1930. С. 99 - 104.6 25. Арбатов С Я Коллективизация среди национальностей Поволжья и Приуралья. Казань, 1931. 11 с.

111. Арбатов С Я Сельскохозяйственная кооперация в Татарской республике (1920 1930). Казань, 1930. 15 с.

112. Арутюнян Ю В и др Социальное и национальное. Опыт этносоциологических исследований по материалам Татарской АССР. М. 1973.331 с

113. Арутюнян Ю В Социальная структура сельского населения СССР. М. 1971. 374 с.

114. Арутюнян ЮВ, Дробижева ЛМ Этносоциологические исследования культуры // Советская культура. История и современность. М. 1983. С. 288 301.

115. Асанов Т. Сельское хозяйство TP по контрольным цифрам на 1928 29 г. //Труд и хозяйство. 1928. №. 10/11. С. 36 - 52.

116. Асынбеков М.Х. Социально демографические процессы в Казахстане (1917- 1980 гг.). Алма-Ата, 1991. 191 с.

117. Бабашкин В.Б. Крестьянский менталитет: наследие России царской в России коммунистической // Общественные науки и современность. 1995. №3. С. 99- 110.

118. Бабка раскинула сети не иначе как спят в культпросвете // Здоровая деревня. 1926. №2. С. 20.

119. Багаев Ф. За систематическую антирелигиозную пропаганду // Большевик Татарии. 1938. №3. С. 33 36.

120. Багин С. Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанского уезда. (Этнографический очерк). Казань, 1897. 34 с.

121. Бакметова Г.Ш. Переписи и текущий учет населения. М., 1988. 51 с.

122. Бартаъиевич A.A., Аладова Н.И., Романовский A.M. История интерьера и мебели (под общ. Ред. A.A. Барташевича) / Серия «Высшее профессиональное образование». Ростов н/Д., 2004. 400 с.

123. Бархан Э. Зачем человеку нужна пища // Здоровая деревня. 1928. №2. С. 5.

124. Бархан Э. О пищевом пайке крестьянина // Здоровая деревня. 1928. №8. С. 12.

125. Бархан Э. Пища и болезни // Здоровая деревня. 1928. №17. С. 6 7.

126. Бахтин М.И. Союз рабочих и крестьян в годы восстановления народного хозяйства (1921 1925 гг.) - М. 1961. 292 с.

127. Безгин В.Б. Крестьянская повседневность: (Традиции конца XIX -начала XX века) / Моск. гос. пед. ун т, Тамб. гос. техн. ун - т. М., Тамбов, 2004. 309 с.

128. Белицев В.Н., Маркелов М.Т., Сидоров Г.Ф. Удмурты. Проспект трудов этнографической экспедиции Центрального музея народоведения и Вотского областного музея 1930 года / Под. ред. М.Т. Маркеева. Ижевск. М., 1931. 64 с.

129. Беляев И К вопросу о причинах пустования больничных участков // Бюллетень Народного Комиссариата Здравоохранения. 1927. №21. С. 28 -32.

130. Бергер А Основные черты в состоянии сельского хозяйства ТР в 1928 г. (по данным ТСУ) // Труд и хозяйство. 1928. №. 8/9. С. 16 25.

131. Бергер А Реорганизация хозяйства за счет фонда по борьбе с засухой // Труд и хозяйство. 1927. №. 5/6. С. 37 -43.

132. Бернштам ТА Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX -начала XX вв.: Половозрастной аспект традиционной культуры. Л., 1988. 274 с.

133. Бестужев Лада ИВ Была ли альтернатива сталинизму? // Полит, обозрение. 1989. № 5. С. 39 - 57.

134. Бикчентаев А Г Сельское жилище Татарской АССР. (Доклад на секции ученого совета государственного музея ТАССР. Март 1957 г.) Казань, 1957. 21 с.

135. Бирюкович В.В Народная медицина // Русская мысль. 1894. Кн. IV. С. 67 -82.

136. Блощицына МВ Пища русского сельского населения Болотнинского района Новосибирской области конца XIX XX веков: (По материалам полевой экспедиции 2005 г.) // Вестн. НГУ. Сер.: История, филология. Новосибирск. 2006. Т. 5. Вып. 3. С. 131 - 135.

137. Бобрышев И Мелкобуржуазные влияния среди молодежи. М.: Л. 1928. 138 с.

138. Богданов В М, Буденный Л М, Галкин С А и др Планировка сельских населенных мест / Под. ред. М.И. Назаретова и В.М. Богданова. М. 1957. 328 с.

139. Богданов И М Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР: Историко статистический очерк. М. 1964. 195 с.

140. Бодреев С Татарская АССР. Казань. 1932. 131с.

141. Бокарев Ю П Бюджетные обследования крестьянских хозяйств 20-х годов как исторический источник. М. 1981. 309 с.

142. Больничное и санитарное строительство. Вып. 1. Проекты зданий лечебных учреждений. М. 1928. 165 с.

143. Большаков А М Деревня после Октября. Л., 1925. 403 с.

144. Большаков А М Краеведческое изучение деревни. М. Л., 1930. 176 с.

145. Большаков А М Советская деревня (1917 1924 гг.). Экономика и быт. Л., 1924. 173 с

146. Большаков АМ Современная деревня в цифрах. Экономика и разнообразный быт деревни за революционный период. Л. 1925. 112 с.6 62 Бордюгов ГА , Козлов В А Поворот 1929 года и альтернатива Бухарина // Вопросы истории КПСС. 1988. № 8. С. 15 33.

147. Боярский Я О чем молчит деревенское радио // Красная Татария. 1928. 1 февраля.6 64. Бродель Ф Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV -XVIII вв.: (В 3 х тт.). Т.1. Структуры повседневности: Возможное и невозможное М., 1986 622 с

148. Брук Б Л Сельскохозяйственная таксация М.; Л., 1927. 288 с.

149. Бруцкус БД Аграрный вопрос и аграрная политика. Пг., 1922. 235 с.

150. Бусыгин ЕЛ Зорин Н В, Михайличенко ЕВ Общественный и семейный быт русского сельского населения. Историко-этнографическое исследование (середина XIX начало XX в.). Казань. 1973. 166 с.

151. Бусыгин ЕЛ Зорин ИВ, Мухина 33 Сельская женщина в семейной и общественной жизни. Казань. 1986. 140 с.

152. Бусыгин ЕЛ Русское сельское население Среднего Поволжья. Ист. этногр. исследование материальной культуры (середина XIX начало XX вв.) - Казань. 1966. 403 с.

153. Бусыгин ЕП, Зорин НВ Этнография в Казанском университете. Казань. 2002. 219 с.6 71 Бусыгин ЕЛ, Зорин НВ, Токсубаева Л С Декоративное оформление сельского жилища в Казанской Поволжье Казань. 1986. С. 76.

154. Бухарин Н И Избранные произведения М. 1988 497 с.6 73. Бухарин НИ Некоторые вопросы экономической политики. М. 1925. 87 с

155. Eyxoeeii О.Г. Массовые источники по общественному сознанию российского крестьянства. Опыт применения контент анализа при изучении приговоров и наказов // История СССР. 1986. №4. С. 104 - 119.

156. Буховец О.Г. Ментальность и социальное поведение крестьян // Ментальность и аграрное развитие России (XIX XX вв.). Материалы международной конференции. М., 1996. С. 192.

157. В гостях у «товарища» попа // Новая Деревня. 23 августа 1928 г.

158. B.C. Как сделать труд крестьян более здоровым // Здоровая деревня. 1926. №8. С. 2-3.

159. B.C. Пора бросить вредные обычаи // Здоровая деревня. 1926. №4. С. 6.

160. Валеее Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. Казань, 1984. 171 с.

161. Валеева Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана: 1920 - е - начало 1990 - х годов. Казань, 1995. 191 с.

162. Валиев A.M. Пропаганда агрономических знаний в Татарской республике на страницах журнала «Сельское хозяйство Татарстана» в начале 20-х годов // Точка зрения: Сборник научно исследовательских статей. Казань, 2000. Вып. 2. С. 4 - 9.

163. Ванярин И.Я. Борьба татарской партийной организации за укрепление союза рабочего класса и крестьянства в первые годы новой экономической политики (1921 1923 гг.). Автореф. дис.канд. ист. наук. Казань, 1961. 22 с.

164. Василевский Л.М. Бойтесь знахарей и бабок! Под редак. д-ра В. А. Любарского. М.; Л. 1925. 32 с.

165. Василевский Л.М. Детская преступность и детский суд. Тверь, 1923. 191 с.

166. Васшевский Л.М. Питание и труд: Популярный очерк. М., 1925. 59 с.

167. Васильев В.М. Черемисы язычники. Материалы для изучения верований и обрядов черемис. Болезни и их лечение // Инородческое обозрение. 1915. №12. С. 1 -27.

168. Васильев М. Материалы по фольклору // Труды Общества Изучения Татарстана. 1930. №1. С. 85 90.

169. Васильева. Умеют ли крестьяне приготовлять пищу // Здоровая деревня. 1927. №2. С. 1.

170. Векслин Н. Б. 3. Изучение Татарстана за 10 лет. Казань, 1930. 97 с.

171. Векслин Н. Б. 3. К районированию Татарской АСС Республики // Труд и хозяйство. 1930. №. 6 - 7. С. 3 - 21.

172. Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. Хрестоматия. Пер. с англ. / Сост. Т. Шанин; рус. ред. А.В. Гордона. М., 1992. 430 с.

173. Венер М. Лицом к деревне: советская власть и крестьянский вопрос (1924 1925 гг.) // Отечественная история. 1993. № 5. С. 86 - 107.

174. Веснин Л.З. Опыт использования культпохода для эпидемиологической работы // Сборник здравоохранения ТССР. 1929. №2. С. 60 62.

175. Винтайкин 3., Медведев Ф., Щеперин Г. Кондратьевщина в Татарии: Сборник статей. Казань, 1931. 70 с.

176. Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. История, современность, взгляд в будущее. М., 1982. 287 с.

177. Вокульский. Самогонка берет верх//Красная деревня. 1922. №15. С. 10.

178. Волкова Н.Г., Джавахишвили Г.Н. Бытовая культура Грузии XIX XX веков: традиции и инновации. М., 1982. 240 с.

179. Allport G.W. and Postman L. The Psychology of Rumor. New York, 1947. 153 p.

180. Altrichter H. Unsolvable Conflicts: Village Life Between Revolution and Collectivization // Russia in the era of NEP. Explorations in Soviet Society and Culture. Bloomington, 1991. P. 45 67.

181. Bauer R.A., Gleicher D.B. Word of - mouth Communication in the Soviet Union // Public Opinion Quarterly. 1953. Vol.17. P. 297 - 310.

182. Brooks J. The Breakdown in Production and Distribution of Printed Material. 1917 1927 // Bolshevik Culture. Edited by Abbott Gleason, Peter Kenez and Richard Stites. Bloomington, 1985. P. 151 - 174.

183. Brooks J. When Russia Learned to Read. Literacy and Popular Literature, 1861-1917. Princeton, 1985. 337 p.

184. Brovkin V. Russia after Lenin: 1925 1929. New York, 1998. 284 p.

185. Buckner H.I. Theory of Rumor Transmission // Public Opinion Quarterly. 1965. Vol. 29. P. 54-70

186. Childs Rives J. Black lebeda: The Russian Famine Diary of ARA Kazan District Supervisor / Ed. By J.H. Cockfield. Macon: Mercer University Press, 2006. 199 p.

187. Christine D. Worobec. Victims or Actors? Russian Peasant Women and Patriarchy // Peasant Economy, Culture and Politics of European Russia, 1800- 1921. Edited by Esther Kingston Mann and Timothy Mixtor. Princeton, New Jersey. P. 179 - 180.

188. Confino M. Russian Customary Law and the Study of Peasant Mentalities // The Russian Review. 1985,-Vol.44, №1. P. 35 45.

189. Dalton G. Peasantries in Anthropology and History // Current Anthropology. Vol. 13, № 3 4, 1972. P. 385 - 407.

190. Dehle Karl H. and Hubley J. Health education services in developing countries: the case of Zimbabve // Health Education Research. 1993. Vol. 8. №4. P. 525 536.

191. Engel B.A. Peasant Morality and Pre-Marital Relations in Late Nineteenth Century Russia // Journal of Social History. 1990. Vol. 23, №. 4. P. 695 -714.

192. Engel B.A. The Woman's Side. Male Out-Migration and the Family Economy in Kostroma Province//Slavic Review, 1986. №45. P. 257 271.

193. Fallers L. Are African cultivators properly to be called a peasants // Current Anthropology. 1961. Vol. 2. P. 108 110.

194. Festinger L., Cartwright D., Barber K., Fleischl J., Gottsdanker J. Keysen A. and Leavitt G. A Study of Rumor: Its Origin and Spread // Human relations. 1948. Vol. 1. P. 464-486

195. Frierson C.A. Crime and Punishment in the Russian Village: Rural Concepts of Criminality at the End of the Nineteenth Century // Slavic Review. 1987. Vol. 46, №1. P. 55 69.

196. Glickman R.L. Peasant Women and Their Work // B. Eklof, St. Frank(eds.). The World of the Russian Peasant: Post-Emancipation culture and Society. London et al.: Unwin Hyman, 1990. P. 45-63.

197. Goger G. Rickman J. The People of Great Russia. London, 1949.

198. Gumperz J. Dialect differences and social stratification in a North Indian village//American Anthropology. 1958. Vol. 60. P. 668 681.

199. Heather J. Coleman. Russian Baptists and Spiritual Revolution. 1905 1929. Indiana, 2005. 320 p.

200. Hughes J. Re-evaluating Stalin's Peasant Policy in 1928 30 // Transforming Peasants. Society, State and the Peasantry. 1861 - 1930. Edited by Judith Pallot. P. 239 - 240.

201. James C Scott The Moral Economy of the Peasant Rebellion and subsistence in Southeast Asia. New Heaven and London, 1976. 254 p.

202. Jenks A. The Art Market and Construction of Soviet Russian Culture // Borders of Socialism: Private Spheres of Soviet Russia. London. 2006. P. 47 64.

203. Karl H Dehle and J Hubley Health education services in developing countries: the case of Zimbabve // Health Education Research. 1993. Vol. 8. №4. PP. 525 536.

204. Kingston Mann, Ester and Mixter Timothy (eds) Peasant Economy, Culture and Politics of European Russia, 1800 - 1921. Princeton University Press, Princeton, New Jersey, 1991. 443 p.

205. Lewin K Group Decision and Social Change. Readings in Social Psychology. New York, 1958.

206. Lewin M. The Making of the Soviet System: Essays in the Social History of Interwar Russia. New York. 1985. 354 p.

207. Lewis A.R, Rowland H.R Population redistribution in the USSR: It's impact on Society. 1897 1977. N.Y.; Wash. 1979. 456 p.

208. Male D J. Russian Peasant Organization Before Collectivization: A Stady of Commune and Gatherimg, 1925 1930 // Russia in the era of NEP. Exploration in Soviet Society and Culture. Bloomington. 1991. P. 56 - 78.

209. Memories of the Dispossessed Descendants of kulak Families Tell Their Stories. Personal histories collected by Olga Litvinenko. Edited and translated with introductory chapters by James Riordan. Bramcote Press Nottingham, 1998. 118 p.

210. Millar J The Soviet economic experiment. Urbana and Chicago. 1990. 253 p.

211. Moon D The Russian Peasantry. 1600 1930: The World the Peasants Made. London. New York, 1999. 396 p.

212. Oja M.F Traktorizatsiia as cultural conflict. 1921 1933 // The Russian review. 1992. Vol. 51. № 3. P. 343 - 362.

213. Patenaude Bertrand M. The Big Show in Bololand: The American Relief Expedition to Soviet Russia in the Famine of 1921. Stranford: Stranford University Press, 2002. 817 p.

214. Peterson W. A., Gist N. P. Rumor and Public Opinion // American Journal of Sociology. 1951. Vol. 57. P. 159 167

215. Pipes R. The Russian Revolution: 1899-1919. London: Collins Harvill, 1990. 463 p.

216. Ralph L. Rosnow. Gary A. Fine. Rumor and Gossip. New York, London, Amsterdam, 1976

217. Redfield R. Primitive Merchants of Guatemala // Quarterly Journal of Inter-American Relations. 1939. Vol. 1,№4. P. 42 56.

218. Redfield R. The Little Community and Peasant Society and Culture. Chicago, London. 1989.

219. Richardson N. The Uppingham Typhoid Outbreaks of 1875 1877: A Rural Case - Study in Public Health Reform // Social History of Medicine. 2007. Vol. 20. №2. PP. 281 -296.

220. Robin R. Popular Literature of the 1920s: Russian Peasants as Readers 11 Russia in the era of NEP. Exploration in Soviet Society and Culture. Bloomington, 1991. 345 p.

221. Robinson G.T. Rural Russia under the Old Regime. New York, 1932. 342 p.

222. Rosefield S. Demographic analysis and population catastrophes in the USSR: A rejoinder to Barbara Anderson and Brian Silver // Slavic review L., 1983. № 3. P. 298 - 306.

223. Rosenfeld H. Processes of structural change within the Arab village extended family//American Anthropology. 1958. Vol. 60. P. 1127 1139.

224. Schachter S., Burdick H. A field experiment on rumor transmission and distortion // Journal of abnormal and social psychology. 1950. Vol. 50. P. 363 371.

225. Shanin T. Peasants and Peasant Societies. London, 1971.

226. Shanin T. The Awkward Class. Political Sociology of Peasantry in a Developing Society: Russia. 1910 1925. Oxford, 1972. 253 p.

227. Shibutani Т. Improvised news. A sociological study of rumor. Indianapolis -New York, 1966.

228. Simkhovich V.G. The Russian Peasant and Autocracy // Political Science Quarterly. Vol. XXI, № 4, 1906. P. 569 595.

229. Stites R. Soviet Popular Culture. Entertainment and Society since 1900. Cambridge University Press, 1992. 308 p.

230. The Russian Peasant / Ed. by R.E.F. Smith. London, 1977. 132 p.

231. The Transformation of Russian Society: Aspects of Social Change sincel861. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1960. 695 p.

232. The World of Russian Peasant: Post Emancipation Culture and Society: edited by Ben Elelof and Stephen P. Frank. Boston, 1990. 234 p.

233. Tripathi G.B. Some notes on a central Javanese village // East Anthropology. 1957. №10. P. 155 172.

234. Viola L. Peasant's Rebels Under Stalin. Collectivization and the Culture of Peasant Resistance. Oxford, 1998. 312 p.

235. Weissman N. Policing the NEP Countryside // Russia in the era of NEP. Exploration in Soviet Society and Culture. Bloomington, 1991. P. 35 -45.

236. Wheatcroft S.G. Population movements, 1908 1926. Birmingham, 1987. 321 P

237. Wolf E.R. Types of Latin American Peasantry: A preliminary discussion // American Anthropology. 1955. Vol. 57. P. 452 471.

238. Worobec Ch. D. Victims or Actors? Russian Peasant Women and Patriarchy // Kingston-Mann E., Mixter T. (eds.). Peasant Economy, Culture,and Politics of European Russia, 1800-1921. Princeton, N J. P. 177-206.

239. Асаока Д. Крестьянская печать и селькоровское движение в период НЭПа // XX век и сельская Россия. Российские и японские исследователи в проекте «История российского крестьянства в XX веке». Токио, 2005.

240. Боффа Д. История СоветскогоСоюза: в 2 т.: пер. с итал. / Д. Боффа. 2-е изд. Т. 1: От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин, 1917- 1941. М., 1994. 629 с.

241. Венер М. Был ли НЭП? Некоторые размышления об историографии советского крестьянства 20-х годов // Россия в XX веке: Судьбы исторической науки. М., 1996. С. 240 241.

242. Верт Н. История Советского государства. 1900 1991: Пер. с фр. 2-е изд. М., 1998 . 544 с.

243. Виола Л. Крестьянский бунт в эпоху Сталина: Коллективизация и культура крестьянского сопротивления / Л. Виола: пер. с англ. A.B. Бардина. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.- 367 с.

244. Kapp Э. История Советской России. В 2 т. М., 1990. 768 с.

245. Левин М. Деревенское бытие: нравы, верования, обычаи // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. М., 1997. С. 84 -127.

246. Скотт Дж. Благими намерениями государства. Почему и как провалились проекты улучшения условий человеческой жизни: Пер. с англ. Э.Н. Гусинского, Ю.И. Турчаниновой. М., 2005. 576 с.

247. Фитцпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня / Пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. 422 с.

248. Хироока Н. Борьба с сифилисом и крестьянство в 1920 х годах // XX век и сельская Россия. Российские и японские исследователи в проекте «История российского крестьянства в XX веке». Токио, 2005.

249. Холмс Л. Социальная история России 1917 1941. Ростов -на-Дону, 1994. 144 с.

250. ХоскингД. История Советского Союза. 1917 1991. М., 1994. 510 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.