Культура повседневности народа мари: историко-культурологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат исторических наук Байдимиров, Дмитрий Александрович

  • Байдимиров, Дмитрий Александрович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2012, Казань
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 178
Байдимиров, Дмитрий Александрович. Культура повседневности народа мари: историко-культурологический анализ: дис. кандидат исторических наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Казань. 2012. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Байдимиров, Дмитрий Александрович

Введение.

Глава I. Теоретические и исторические аспекты феномена повседневности.

1.1 Особенности развития зарубежной и отечественной теории повседневности.

1.2 Категориально-понятийный аппарат исследования культуры повседневности.

Глава II. Культурно-исторический мир повседневности народа мари.

2.1 Семейные отношения в повседневной культуре народа мари.

2.2 Марийские народные календарные праздники и обряды жизненного цикла как носители народного знания.

2.3 Тендерные аспекты культуры повседневности народа мари.

2.4 Всеобщие принципы витальности в миропредставлении народа мари.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культура повседневности народа мари: историко-культурологический анализ»

Актуальность исследования обусловлена следующими причинами:

Во-первых, повседневная жизнь представляет собой особый пространственно-временной континуум. Неслучайно в настоящее время в гуманитарной науке отмечается немалый интерес к «теории повседневности», «истории повседневности». В них подчеркивается особая необходимость рассмотрения повседневности не только как эмпирической, но и как теоретической проблемы, со своими методологическими подходами и своим инструментарием, которые позволяли бы строить более фундированные представления о феномене повседневности.

Во-вторых, исследование культуры повседневности народа мари, с её особым этическим и эстетическим содержанием здесь не является исключением, тем более что она предстает в качестве альтернативы культурной элитарности и экспансии массовой культуры. Актуальность данной работы определяется необходимостью анализа глубинных структур человеческого существования в рамках культурной истории повседневности народа мари.

В-третьих, в конкретных исследованиях, как правило, термины «быт», «обыденная культура», «повседневность», «повседневная жизнь» употребляются как синонимы. Хотя смысловое наполнение понятия «повседневности» значительно богаче, оно определяется избранным ракурсом видения «жизненного мира» и включает как его «материально-телесный» аспект, так и «духовную реальность». Историко-культурологический анализ позволяет объединить как онтологический, так и аксиологический аспекты повседневности.

В-четвёртых, в условиях продолжающихся духовных поисков человечества существует необходимость обратиться к духовным истокам бытующих и сегодня природных (языческих) религий, каковой является марийская традиционная религия, с целью обнаружения там всеобщих принципов витальности, экологического сознания, экологии культуры.

В-пятых, влияние процессов глобализации на жизнь сельской марийской семьи происходит таким образом, что, с одной стороны, сохраняются традиционные формы личной и общественной жизни, поведенческих моделей и ориентиров, а с другой - возникают новые явления и процессы, меняющие привычные устои жизни. Такие преобразования обуславливают особую актуальность изучения опыта семейных отношений как основы этнической культуры народа мари, нашедшего выражение в календарных народных праздниках и обрядах жизненного цикла.

Проблемная ситуация проявляется также в том, что этическое и эстетическое содержание культурного ядра повседневности народа мари может быть оценено как альтернатива экспансии массовой культуры.

Рабочая гипотеза состоит в том, что глобализационные процессы отражаются на культуре повседневности народа мари большей частью в хозяйственно-бытовых основах, сохранив при этом, так сказать, сущностное ядро духовной реальности этноса.

Объект исследования - культура повседневности народа мари как этнический пространственно-временной континуум.

Предмет исследования - историко-культурологический анализ онтологических и аксиологических аспектов культуры повседневности народа мари в традиционном обществе и в современных условиях.

Цель диссертационной работы - осмысление культуры повседневности народа мари как отражение исторических изменений в культурном пространстве этноса в условиях глобализации.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- раскрыть содержание и сущность понятий «повседневность» и «культура повседневности», рассмотрев эти понятия в историко-культурологическом дискурсе;

- проследить изменение хозяйственно-бытовых основ жизнедеятельности марийской сельской семьи в процессе глобализации;

- рассмотреть влияние новаций и нововведений на сферу повседневности в современных условиях;

- раскрыть тендерные аспекты культуры повседневности народа мари;

- выявить особенности семейных отношений в традиционном обществе и в условиях современности;

- проследить изменения повседневного семейного уклада в духовном пространстве семьи.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность явления и понятия повседневности как особого феномена культуры, с одной стороны, предполагает обыденность, каждодневную повторяемость во времени тех или иных фактов и артефактов; с другой стороны, выступает как фундаментальный материал, посредством которого можно вскрыть проблематику культуры не только прошлого, но и настоящего.

2. На основании историко-культурологического анализа установлено, что культура повседневности народа мари - это особый пространственно-временной континуум со своеобразной формой восприятия и осмысления жизненного мира, который содержательно меняется, сохранив пока ещё сущностное ядро.

3. В процессе глобализации хозяйственно-бытовые основы жизнедеятельности марийской сельской семьи как основы этнической культуры меняются в сторону упрощения и стандартизации.

4. В сфере повседневности народа мари и в современных условиях на первый план выходят семья и семейные отношения, а разделение труда, в 5 том числе и в тендерном аспекте, напрямую влияет на благополучие внутрисемейных отношений.

5. В сфере духовной реальности народа мари особое место до сих пор занимает традиционная национальная религия, ключевые установки которой связаны с универсальными принципами витальности, экологического сознания, экологии культуры.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Исследование базируется на междисциплинарных научных положениях, что позволяет рассматривать культуру повседневности как многоуровневое явление в пограничном пространстве истории, культурологии, философской и социальной антропологии, социологии с использованием категорий и методов указанных наук. Диссертационное исследование опирается на философскую и общенаучную методологию, принципы системно-структурного и сравнительного анализа, исторического и социального познания.

Большое значение в теоретико-методологическом аспекте имели фундаментальные работы в области философии, культурологии и социологии (А. Шюц, Г.С. Кнабе, М.С. Каган, М. Хайдеггер, Э. Гуссерль, Ю.М. Лотман, и др.), а также теории и истории повседневности (Б.В. Марков, В.Д. Лелеко, И.Т. Касавин).

Конкретно-региональная специфика культуры повседневности народа мари выявлялась с опорой на исследования в области истории краеведения и этнографии. В качестве эмпирического материала привлекались сведения из географии, истории, социологии, этнографии, фольклористики, религиоведения, педагогики, психологии.

Основные методы исследования представляют собой комплекс междисциплинарных подходов, включающих в себя системный и источниковедческий анализ, герменевтические, структурно-функциональные методы, моделирование, терминологический анализ. 6

Хронологические рамки. Исследование охватывает конец XIX -начало XXI вв.

Территориальные рамки охватывают административные границы Республики Марий Эл и компактного проживания народа мари в Республике Башкортостан (Мишкинский, Бирский, Калтасинский, Краснокамский, Дюртюлинский, Нуримановский, Благовещенский, Караидельский районы).

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования данной проблемы могут послужить расширению знаний о культуре повседневности народа мари как этническом пространственно-временном континууме.

Научная новизна диссертационного исследования:

- осмысление проблемы осуществлено на основе интегративного исследования исторических, философских, культурологических, социологических, психологических факторов складывания сферы повседневности народа мари;

- впервые предприняты попытки систематизации, обобщения, освещения культуры повседневности народа мари с проекцией на сельскую семью;

- впервые выявлена специфика изменений в хозяйственно-бытовых основах жизнедеятельности народа мари в процессе глобализации;

- обоснованы тендерные аспекты культуры повседневности марийской семьи, рассмотрены мужские и женские сферы повседневности;

- выявлены особенности семейных отношений народа мари в условиях села в традиционном и современном обществах;

- рассмотрены изменения в духовном пространстве семьи в рамках традиционного общества, где календарные праздники, традиционная религия и народные знания выходили на первый план;

- определены особенности духовной реальности современной сельской марийской семьи.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы:

- в учебном процессе, при разработке курсов, программ и пособий по гуманитарным дисциплинам: этнологии, теории и истории народной художественной культуры, истории религий;

- в качестве учебно-методического пособия по теории и истории культуры марийского этноса;

- специалистами-культурологами, этнографами, а также широким кругом лиц, интересующихся традиционной культурой народа мари;

- как первоначальная база, дополнительный материал для более углубленного изучения некоторых аспектов культуры повседневности народа мари в средних и высших учебных заведениях.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в литературно-критических, историко-теоретических публикациях (в том числе и в журнале, включенном в перечень научных журналов и изданий ВАК РФ), а также представлялись на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции «Финно-угры как часть мировой культуры»: к 90-летию МРОКОМ им. И.Д. Воронина» (г. Саранск, 2009), УШ-х Санкт-Петербургских этнографических чтениях (г. Санкт-Петербург, 2009), Х1-м Международном конгрессе финно-угроведов (Венгрия, г. Пилишчаба, 2010), Ш-х, 1У-х, У-х Евсеевских чтениях. (Национальный музей РМЭ им. Т. Евсеева, г. Йошкар-Ола, 20102011), Международной научно-практической конференции «Музей и культурное наследие в социокультурном пространстве регионов России и финно-угорского мира», посвященной 125-летию со дня рождения Тимофея Евсеева (г. Йошкар-Ола, 2012).

Основное содержание работ отражено в 12 публикациях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы, охватывающего 155 наименований, приложения. Материал изложен на 144 страницах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Байдимиров, Дмитрий Александрович

Заключение

1. Теоретический и исторический анализ западных и отечественных исследований позволил раскрыть сущность понятия повседневности как особого феномена культуры и выстроить структуру аспектов сфер повседневности народа мари, которая состоит из трех уровней. В структуру первого уровня, которая, начиная с рождения, оказывает влияние на формирование ценностей и установок сознания каждого отдельного человека входит быт. Быт вбирает в себя опыт поколений и отвечает культурным стереотипам. Второй уровень структуры включают в себя амбивалентные элементы, которые, с одной стороны, указывают на устойчивость структур культуры повседневности и отражают ее традиционные элементы, а с другой обнаруживают, что современная культура повседневности насыщена инновационными компонентами. Структура третьего уровня, включающая в себя одновременно и традиционные, и инновационные компоненты, - это язык, ценности и менталитет. Четвертый уровень представляет культуру повседневности народа мари, выражающуюся в ее особенности и на сегодняшний день: традиг^ионная религия мари, традиционные знания, мифологическое сознание мари. Следовательно, все перечисленные уровни структуры повседневности неразрывно взаимодействуют друг с другом в процессе всего жизненного пути человека, семьи и общества. Повседневная жизнь народа - это процесс, объединяющий жизнедеятельность отдельных индивидов, протекающий в привычных рутинных формах повседневной практики и обыденных жизненных ситуациях.

Таким образом, из исследования выясняется, что культура повседневности народа мари - это не только рутинная форма практики, которая переживается ежедневно, а определенные периоды его большого жизненного мира со своими закономерностями, складывающимися из нравов, обычаев, традиционных верований, привычек, отношения к жизни,

142 особого переживания времени, способов мировосприятия, особой этнической картины мира. Этническая картина мира есть проявление защитной функции культуры в ее психологическом аспекте. Она сама может рассматриваться как неспецифический защитный механизм. Этническая картина мира не является неизменной. Она различна в различные периоды жизни этноса и для различных групп внутри этноса. Это связано с различиями в культурно-ценностных доминантах.

2. В процессе глобализации хозяйственно-бытовые основы жизнедеятельности марийской сельской семьи как основы этнической культуры меняются в сторону упрощения и стандартизации. С точки зрения культурного пространства сфера повседневности семьи выступает как особая модель поведения. Исходя из этого, складывается структура семейного отношения. Таким образом, передавалась не менее важная часть жизненно необходимых знаний, навыков, опыта как во время выполнения домашних работ, связанных с приготовлением пищи, изготовлением орудий труда, утвари и т. п., так и, наконец, во время строительства жилища. С домашним пространством было связано выполнение ряда периодических и окказиональных ритуалов (календарные и семейные праздники), включавших наиболее ценные в ритуальном отношении тексты. Таким образом, жизненный цикл народа мари сопровождается своеобразными мировоззренческими магически-символическими действиями, несущими в себе глубинную информацию о мироустройстве и культурном обустройстве человеком пространства бытия в целом и особенностях пространства бытия народа мари. Как показали полевые исследования, на сегодняшний день среди обрядов жизненного цикла лишь похоронно-поминальная обрядность сохранила свою семантическую характеристику в первозданном виде, остальные же — рождение и свадьба - претерпели частичные или даже существенные изменения.

3. В сфере повседневности народа мари и в современных условиях на первый план выходят семья и семейные отношения, а разделение труда, в том числе и в тендерном аспекте, напрямую влияет на благополучие внутрисемейных отношений. Раскрывая тендерные аспекты повседневности, можно говорить о том, что это типичные, рутинные формы практики. На сегодняшний день поведенческое пространство семьи во многом осталось традиционным. Традиционной остается подчиненность младших старшим. Современные индустриальные общества предполагают тендерную идентификацию уже с самого раннего возраста.

4. Духовность человека фундаментальна, универсальна и целостна. Содержание духовности раскрывается не только с точки зрения религиозных ценностей, но и предполагает научные, нравственные и эстетические составляющие. В сфере духовной реальности народа мари особое место до сих пор занимает традиционная национальная религия, ключевые установки которой связаны с универсальными принципами витальности, экологического сознания, экологии культуры. В этой связи духовность является необходимым условием формирования повседневной жизни, проявляясь посредством целей и ценностей, воплощая их непосредственно в сфере житейской практики. Таким образом, традиционная природная религия мари направляет человека на путь следования принципу: как я сегодня отношусь к природе, так завтра буду жить я, а также моя семья, мой народ. Человек в структуре такой вселенной активно включается в деятельность по обеспечению своего успешного существования, пытается предотвратить нечаянное нарушение космического порядка. При этом человек отдает дань почтения и внешним силам из другого культурного мира, проявляет специфические неконфронтационные приемы манифестаций солидарности и культурной идентичности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Байдимиров, Дмитрий Александрович, 2012 год

1. Багин С. А. Гадатели и знахари у царевококшайских черемис // ИОАИЭ. Т. XXVI. Вып. 3. Казань, 1916. - С. 262-273.

2. Байбурин А. К., Топорков A. JI. У истоков этикета: этнографические очерки JL: Наука, 1990. - 165 с.

3. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. -Л., 1983.- 188 с.

4. Байдимиров Д. А. «Ara пайрем» (праздник пашни) представление весеннего календарного обряда народа мари в музейном пространстве // XXII Международная финно-угорская студенческая конференция. Йошкар-Ола: Марийс. гос. ун-т, 2006. - С. 279-281.

5. Байдимиров Д. А. Домостроительная обрядность и семантика жилища народа мари // Материалы Международной научно-практической конференции «Финно-угры как часть мировой культуры»: к 90-летию МРОКОМ им. И.Д. Воронина. Саранск, 2009. - С. 34-39.

6. Байдимиров Д. А. Культ огня в повседневной жизни марийской сельской семьи: (по результатам этнографической экспедиции к восточным мари

7. Республики Башкортостан, 2009 г.) // Музейный вестник. Йошкар-Ола, 2012.-№6.-С. 188-191.

8. Байдимиров Д. А. Отражение традиционной религии народа мари в повседневной сфере // Актуальные решения современной науки: сборник научных работ аспирантов. Вып. № 2. Йошкар-Ола: Марийс. гос. ун-т, 2011.-С. 10-13.

9. Байдимиров Д. А. Свадебный обряд как фактор социализации в традиционной культуре восточных мари // Современные проблемы науки и образования. 2012. - № 5; URL: http://www.science-education.ru/105-7146 (дата обращения: 10.10.2012).

10. Байдимиров Д. А., Шурыгин А. В. Современные молодежные национальные движения РМЭ: (общественные организации транслирующие марийскую и русскую культуру) // Музейный вестник. Йошкар-Ола, 2010. -№ 4. - С. 131-134.

11. Байдимиров Д. А. Сферы повседневности марийской сельской и городской семьи: традиции и современность // XI Международный конгресс финно-угроведов. Венгрия - Пилишчаба, 2010. - С. 125-126.

12. Байдимиров Д. А. Этнокультурные традиции: (на примере Мишкинского района Республики Башкортостан) // XXII Международная финно-угорская студенческая конференция. Йошкар-Ола: Марийс. гос. ун-т, 2006. - С. 256257.

13. Белик A.A. Культура повседневности провинциального купечества конца XVIII первой половины XIX в.: (на материалах Вятского края): автореф. дис. канд. культурологи. - Киров, 2005. - 17 с.146

14. Белоусова Е. А. «Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры» // URL: http://nb.rus.ec/b/384122/view. (дата обращения: 15.11.2012).

15. Бендас Т. В. Тендерная психология: учеб. пособие. СПб., 2007. - 431 с.

16. Бергер П. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / Бергер П. Лукман Т.; пер. Е. Руткевич. М., «Медиум», 1995.-323 с.

17. Большая советская энциклопедия. Т. 4. Брос-Веш. М., 1971. - 600 с.

18. Болыпов С. В. Древние культовые памятники Марий Эл: монография / Болыпов С. В., Большова Н. А., Данилов О. В. Йошкар-Ола, 2008. - 163 с.

19. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное (Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв.) пер. с фр. М.: Прогресс. - 1986. - 622 с.

20. Ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. -М., 1999.- 198 с.

21. Васильев В. М. Верования и обряды мари // ИОАИЭ. Т. XXXI. Вып . 1. -Казань, 1920. С. 49-70.

22. Васильев В. М. Марийская религиозная секта «Кугу сорта». Йошкар-Ола, 1928. - 127 с.

23. Васильев В. М. Материалы для изучений верований и обрядов народа мари. Краснококшайск, 1927. - 127 с.

24. Власова И. В. Брак и семья русских (XII начала XX века). Русские. -М.: Наука, 1999. - С. 416-432.

25. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

26. Волчай А. В. Тендерные аспекты повседневности в современном обществе: автореф. дис. к. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2007. - 26 с.

27. Тендерные исследования в гуманитарных науках: материалы четвертой межвузовской научной конференции, 24-25 марта 2005 г. Йошкар-Ола: МГПИ, МарГТУ, 2005. - 224 с.

28. Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Ч. I.- СПб., 1799. 152 с.

29. Глухова Н. Н. Экспрессивность марийских языческих мотивов // Финноугроведение. 1994. - № 2. - С. 38-52.

30. Гоген-Торн Н. И. Магическое значение волос и головного убора в свадебных обрядах Восточной Европы // Советская этнография. М.,1933. -№ 5-6.-С.119-135.

31. Горелова А. А. Культурология: учебное пособие. М., 2002. - 400 с.

32. Городской Г. О черемисах, проживающих в Красноуфимском уезде Пермской губернии // Этнографический сборник Русского географического общества. Вып. VI. Спб., 1864. - С. 23-34.

33. Гринкова Н. П. Родовые пережитки, связанные с разделением по полу и возрасту // Советская этнография. М., 1936. - №2. - С. 21-54.

34. Гуревич А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993. -328 с.

35. Евсеев Т. Е. Марийская масленица // НРФ МарНИИ. Оп.З., Д.10.

36. Евсеев Т. Е. Ага-пайрем (праздник сохи) // Марий Эл. 1928. - № 3-4-С.51-63.

37. Евсеев Т. Е. Важнейшие моменты правого быта и обычного права марийского народа // Марий Эл. 1928. - №№ 5-6, 7-8, 9-10.

38. Евсеев Т. Е. Обычаи, верования и суеверия марийцев / Евсеев Т. Е. // Марий Эл. 1927.-№4-10-С. 125-165.

39. Емельянов А. И. Языческие моления черемис в д. Нурумбал Себе-Усадской волости Краснококшайского уезда Казанской губернии, 26, 27 сентября 1919 года // ИОАИЭ. Т. XXXI. Вып. 4, Казань, 1921. - С. 7-39.

40. Ерохина JI. Д. Гендерология и феминология: учебное пособие. М.: Флинт: Наука, 2009. - 348 с.

41. Ерохина Т. И. Поведение как сфера актуализации «повседневности» и «быта» // Ярославский педагогический вестник. 2009. - №3. - С. 157-160.

42. Ерусланов П. Краткий очерк о поездке к черемисам // Этнографическое обозрение. 1896. - № 2-3. - С. 325.

43. Ерусланов П. Родственный союз по поколениям восточных черемис // Этнографическое обозрение. 1895. - № 2. - С. 38.

44. Ефремов Т. Е. Описание старинного марийского праздника Шорыкйол с ролью Васлий кугыза с Девичьим пиром // НРФ МарНИИ. Оп. 1., Д. 895; НРФ МарНИИ. - Оп. 1., Д. 895.

45. Золотухина-Аболина Е. В. Философия обыденной жизни. Ростов-на-Дону, 1994.-С. 9.

46. Золотухина-Аболина Е. В. Философская антропология: учеб. пособие для вузов. М.: МарТ, 2006. - 232 с.

47. Иванова Г. И., Попов Н. С. Народная медицина / Марийцы: историко-этнографический очерк. Йошкар-Ола, 2005. - С. 237-243.

48. Из истории крестьянства Марийского края. Йошкар-Ола, 1980. - 154 с.

49. Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1998. - 148 с.

50. История Марийской АССР / МарНИИ яз., лит. и истории им. В. М. Васильева. Йошкар-Ола: Марийс. кн. изд-во, 1986. - 298 с.

51. Календарные праздники и обряды народа мари. Этнографическое наследие. Вып. 1. Йошкар-Ола, 2003. - 286 с.

52. Калиев Ю. А. Религиозные верования / Этнография марийского народа: учебное пособие для старших классов. Йошкар-Ола, Марийс. кн. изд-во, 2001.- 184 с.

53. Калиев Ю. А. Мифологическое сознание мари. Феноменология традиционного мировосприятия: монография. Йошкар-Ола, Марийс. гос. унт, 2003.-216 с.

54. Калинина О. А. Марийские праздники: справочник = Марий пайрем влак: полшык. Йошкар-Ола, 2006. - 52 с.

55. Касавин И. Т., Щавелев С. П. Анализ повседневности. М., 2004. -430 с.

56. Китиков А. Е. Марий калык пале-влак = Марийские народные приметы. -Йошкар-Ола, 1989. 284 с.

57. Кнабе Г. С. Древнейший Рим история и повседневность. - М., 1986. -519 с.

58. Козлова К. И. Восточные марийцы // Труды МарНИИЯЛИ. Вып. XI. -Йошкар-Ола, 1958.-С. 110-122.

59. Козлова К. И. Очерки этнической истории марийского народа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 345 с.

60. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. М.: Вече, 2003.-512 с.

61. Коробов С. А. Прошлое марийского народа. Йошкар-Ола, Марийс. кн. изд-во, 1957. - 157 с.

62. Кравченко А. И. Культурология: словарь. М., Академический проект, 2000. - 672 с.

63. Крюкова Т. А. Материальная культура марийцев XIX века. Йошкар-Ола, 1956.- 107 с.

64. Кудрявцев В. Г. Деревянное зодчество марийцев. Йошкар-Ола, 2003. -120 с.

65. Кудрявцев В. Г. Культовое зодчество марийцев // Финно-угроведение. -Йошкар-Ола, 2000. №1. - С. 31-42.

66. Кузнецов С. К. Культ умерших и загробные верования луговых черемис // Этнографическое обозрение. М., 1904. - № 1. - С. 67-90; № 2. - С. 56-109.

67. Кузнецов С. К. Очерки из быта черемис // Древняя и новая Россия. Б. м., 1877, год третий. - Т. 11: Май, июнь, июль, август. - С. 346-358.

68. Культурология. XX век: словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.- 640 с.

69. Кушнер Ю. 3. Методология и методы педагогического исследования: учебно-методическое пособие. Могилев, МГУ им. А. А. Кулешова. 2001. -66 с.

70. Дедовских Н. П. Эволюция обыденного сознания в русской культуре XVIII века (проблемы отношения к власти, церкви и человеку): автореф. дис. д-ра филос. наук. СПб., 2002 - 41 с.

71. Лелеко В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре. Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. СПб., 2002. - 320 с.

72. Лехтинен И. Повседневность как коллективная память: процесс модернизации марийской женщины // Финно-угроведение. 2006. - № 2. - С. 3-18.

73. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). - СПб.: Искусство, 1994. - 758 с.

74. Лурье С. Историческая этнология. // URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/History/Lyrie/ (дата обращения: 14.10.2012)

75. Магомедова А. А. Феномен повседневности (социально-философский анализ): автореф. дис. канд. филос. наук. СПб., 2000. - 20 с.

76. Марийско-русский словарь. 2-е издание, с изменениями. - Йошкар-Ола, Марийс. кн. изд-во, 1991. - 512 с.

77. Марийцы: историко-этнографические очерки: коллективная монография.- Йошкар-Ола, МарНИИЯЛИ, 2005. 336 с.

78. Марков Б. В. Культура повседневности. СПб., Питер, 2008. - 352 с.

79. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Пермская губерния. Т. XVII. Ч. 1. / сост. Мозель 3. X. -СПб., 1864.-366 с.

80. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Пермская губерния. Т. XVII. Ч. 2. / сост. Мозель 3. X. СПб., 1864.-740 с.

81. Мендияров Г. О черемисах Уфимской губернии // Этнографическое обозрение. 1894. -№ 3. - С. 34-53.

82. Миллер Г. Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков. СПб., 1791. - 101 с.

83. Молотова Т. JI. Марийский народный костюм. Йошкар-Ола, 1992. -112 с.

84. Молотова Т. Л. Родильные обряды марийцев // АЭМК. Йошкар-Ола, 1993.-Вып. 22.-С. 85-94.

85. Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии: монография. -М.: Высш. шк., 1998 144 с.

86. Никольский Д. П. Из поездки к восточным черемисам // Известия Русского Географического общества. Т. 31. Спб., 1895. - С. 82-85.

87. Никольский Д. П. О черемисах: этнографически-антропологический очерк // Записки Уральского Общества любителей естествознания. Т. XVII . в. 1.-Екатеринбург, 1896.-С. 83-117.

88. Никольский Н. В. История мари (черемис). Вып.1 Казань, 1920. -180 с.

89. Никольский Н. В. Программа для собирания сведений об инородцах Поволжья//ИОАИЭ. Т. XXIX. Вып. 1.-Казань, 1916.-С. 173-186.

90. Новикове. С. Восточные марийцы. Философия, история, люди. Т. 1. -Йошкар-Ола: ГУП «Газета «Марий Эл», 2007. 316 с.

91. Новиков С. С., Калитов Г. Г. Восточные марийцы. Философия, история, люди. Т. 2. Йошкар-Ола: ГУП «Газета «Марий Эл», 2009. - 276 с.

92. Новиков С. С. Восточные марийцы. Философия, история, люди. Т. 4. -Йошкар-Ола: ГУП «Газета «Марий Эл», 2011. 308 с.

93. Ноговицын О. Н. Феноменология повседневности: теория социального конструирования реальности: текст лекции ГУАП. СПб., 2006. - 40 с.

94. Паллас П. С. Путешествия по разным провинциям Российской империи. Ч. III.-СПб., 1788.-348 с.

95. Пассонен X. Другие праздники (перевод с немецкого из: Tscheremissische Texte Gesammelt von H.Pasonen. Herausgegeben von Paavo Siro. SUST, T.78 Helsinki, 1939. - 251 s.)

96. Патрушев В. С. Из прошлого нашей столицы: (археологические очерки о Йошкар-Оле и Марийском крае). Йошкар-Ола, 1987. - 77 с.

97. Петров В. Н. Марийская народная медицина. Йошкар-Ола, 2003. -116с.

98. Петров В. Н. Методы акупунктуры марийцев и их параллели в народной медицине других народов // Межэтнические связи населения Марийского края. АЭМК. Вып. 20 Йошкар-Ола, 1991. - С. 123-153.

99. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: учеб. пособие для вузов. - М., 2004. - 365 с.

100. Полякова И. П. Повседневность в социально-философском контексте теоретико-методологический анализ: автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 2011. / URL: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-filosofiya/a78.php (дата обращения: 17.09.2012)

101. Попов Н. С. Марийский традиционный праздник Кугече // Полевые материалы марийской этнографической экспедиции 80-х годов. АЭМК. Вып. 22. Йошкар-Ола, 1993. - С. 52-76.

102. Попов Н. С. О некоторых обрядах и обычаях, связанных с хозяйственной деятельностью марийцев / Попов Н. С. // Из истории хозяйства населения Марийского края. АЭМК. Вып. 4. Йошкар-Ола, 1979. -С. 103-138.

103. Попов Н. С. Похоронные обряды и поминки // Марийцы: историко-этнографические очерки: коллективная монография. Йошкар-Ола, МарНИИЯЛИ, 2005. - 336 с.

104. Риттих А. Ф. Материалы для этнографии России. Казанская губерния. Ч. П. 1.-Казань, 1970.-225 с.

105. Розенберг Н. В. Аналитика культуры повседневности Поволжья: философский аспект: автореф. дис. д-ра филос. наук. Тамбов, 2010 / URL: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-filosofiya/al 82.php. (дата обращения: 10.09.2012)

106. Розенберг Н. В. Дихтомность структур культуры повседневности // Аналитика культурологии. 2012. - №2 (23); URL: http://analiculturolog.ru/iournal/new-number/item/839-8.html. (дата обращения: 11.09.2012)

107. Русско-марийский словарь. М.: Изд-во «Советская энциклопедия»,1966.-848 с.

108. Рычков Н. П. Журнал или дневные путешествия по разным провинциям Российского государства в 1769 и 1770 гг. СПб., 1770. - 190 с.

109. Сам себе знахарь: тайны марийского языческого целительства. -Йошкар-Ола: Марийс. кн. изд-во, 1991. 46 с.

110. Сануков К. Н. История Марийской ССР: учебное пособие для учеников X-XI классов. Йошкар-Ола, Марийс. кн. изд-во, 1992. - 96 с.

111. Сепеев Г. А. К вопросу о переселении марийцев в Прикамье и Приуралье // Труды МарНИИЯЛИ, выпуск XXII. Йошкар-Ола, 1967. - С. 115-116.

112. Сепеев Г. А. К вопросу о формировании этнографических особенностей восточных марийцев. Происхождение марийского народа. Йошкар-Ола,1967.-С. 132-134.

113. Сепеев Г. А. Несколько замечаний о материальной культуре восточных марийцев: (по итогам этнографической экспедиции 1962 года). Труды МарНИИЯЛИ, вып. XIX. Йошкар-Ола, 1964. - С. 209-230.

114. Сепеев Г. А. Топонимические и родовые названия восточных марийцев как историко-этнографический источник / Сепеев Г. А. // Вопросы финноугроведения. Вып. V. Йошкар-Ола, 1970. - С. 286-287.

115. Сепеев Г. А. Этнографическая экспедиция МарНИИЯЛИ 1963 года: тезисы докладов на научной сессии по итогам исследовательских работ института за 1963 год. Йошкар-Ола, 1964. - С. 13-15.

116. Сепеев Г. А. Восточные марийцы: историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX начало XX вв.). -Йошкар-Ола, 1975.-246 с.

117. Сигов П. Марийцы (черемисы) Уральской области: историко-этнографические очерки. // Марий Эл. Йошкар-Ола, 1928. - № 5-6. - С. 88103.

118. Ситников К. И. Словарь марийской мифологии. Бога, духи, герои. Т. 1. -Йошкар-Ола, 2006. 160 с.

119. Смирнов И. Н. Дореволюционная марийская семья и ее быт // Межэтнические связи населения Марийского края. АЭМК. Вып. 20. Йошкар-Ола, 1991.-С. 94-122.

120. Смирнов И. Н. Черемисы: историко-этнографический очерк // ИОАИЭ. Т. VII. Казань, 1889. - 221 с.

121. Смирнов И. Н. Черемисы: историко-этнографический очерк. Казань, 1889.-221 с.

122. Соколова И. Б. Феноменологический подход к анализу произведений культуры / Культурологические исследования. СПб.: Астерион, 2006. - С. 73-75.

123. Степанов А. Ф. Сотворение мира. Йошкар-Ола, 2003. - 116 с.

124. Теория культуры: учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. - 592 с.155

125. Титова Е. В. Терминологический анализ как метод и задача исследования /URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1425.htm. (дата обращения: 20.10.2012)

126. Тойдыбекова JI. С. Марийская языческая вера и этническое самосознание. Йоенсуу, 1997. - 397 с.

127. Тойдыбекова JI. С. Марийская мифология: этнографический справочник. Йошкар-Ола, Марийс. кн. изд-во, 2007. - 312 с.

128. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990. - 622 с.

129. Троицкая Н. Черемисы Арбанской волости Царевококшайского уезда // ИОАИЭ. Т. XI. Вып. 1. Казань, 1893. - С. 65-82.

130. Философский энциклопедический словарь. -М., 2006. 576 с.

131. Формирование, историческое взаимодействие и культурные связи финно-угорских народов: материалы III Международного исторического конгресса финно-угроведов. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2004. - 656 с.

132. Фрезер Д. Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. 2-е издание, пер. с англ. - М., 1983. - 703с.

133. Фукс А. А. Записки Александры Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840. - 329 с.

134. Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанных в Касселе (1925) // Вопросы философии. М., 1995. - 202 с.

135. Харузин Н. Очерк развития жилищ у финнов // Этнографическое обозрение. 1895. -№ 1-2. - 104 с.

136. Хольмберг У. Религия черемис. Земледельческие и другие годовые праздники (перевод с нем.: Части главы из: Holmberg U. Die religion der Tscheremissen. Porvool926. - 128 s.) // НРФ МарНИИ. - On.l. Д.91.

137. Человек в мире культуры: история и культура повседневности: материалы VII международного философско-культурологического симпозиума. Рязань: «Рязань. Mip», 2011. - 230 с.

138. Чузаев Р. И. Марийское национальное движение в 1917 г. // Узловые проблемы современного финно-угроведения: материалы I Всероссийской научной конференции финно-угроведов. Йошкар-Ола, 1995. - 268 с.

139. Чуриков И. А. Этнопедагогика народа мари. М., 2005. - 156 с.

140. Шабыков В. И. Межнациональные отношения в Республике Марий Эл: (по материалам социологического исследования 1994 г.) / Шабыков В. И., Соловьев В. С., Исанбаев С. Н. Йошкар-Ола, 1995. - 131 с.

141. Шаров В. Д. Основные черты этнического самосознания марийцев // АЭМК. Йошкар-Ола, 1993. - Вып. 22. - С. 31-41.

142. Шкалина Г. Е. Традиционная культура и современное самосознание народа мари: автореф. дис. д-ра культурологи. Йошкар-Ола, 2003. - 51 с.

143. Шкалина Г. Е. Традиционная культура народа мари. Йошкар-Ола: Марийс. кн. изд-во, 2003. - 208 с.

144. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев, 2000. -480 с.

145. Этнография марийского народа: учебное пособие для старших классов. -Йошкар-Ола, 2001.- 184 с.

146. Юадаров К. Г. Вера предков язычество. - Йошкар-Ола, 1999. - 45 с.

147. Юдина H.A. Русские обычаи и обряды. М.: Изд-во «Вече», 2005. -320 с.

148. Яковлев Г. Я. Религиозные обряды черемис: монография.- Казань, 1887. -82 с.

149. Веке Ö. Tscheremissische texte. Band I. IV. Budapest, 1957. - 692 s., 1961. - 540 s.

150. Lehtinen I. Timofej Jevseevs ethnographische Sammlungen über die Tcheremissen. Helsinki, 1985. - 138 s.

151. Lehtinen I. Timofej Jevsevjev Tseremissien rakunnukset. Ceremis Bildungs Etnograpica Jevsevievana. Seciete Finno-Ougrienne. 2002. - 263 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.