«Культурфилософские и эстетические предпосылки формирования режиссерского мышления в Германии на рубеже XVIII-XIX веков» тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат наук Молчанова Мария Сергеевна

  • Молчанова Мария Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания»
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 200
Молчанова Мария Сергеевна. «Культурфилософские и эстетические предпосылки формирования режиссерского мышления в Германии на рубеже XVIII-XIX веков»: дис. кандидат наук: 09.00.04 - Эстетика. ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания». 2016. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Молчанова Мария Сергеевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Возрастание роли индивидуума в европейской философии и эстетике: 31 философия Возрождения и немецкая классическая философия

1.1 От образа мира к образу субъекта: проблемы индивидуального начала 31 (философия Южного и Северного Возрождения)

1.2 Зависимость образа мышления от образа бытия: эпистемология И. Канта и 38 проблема индивидуальной воли

1.3 Игра как свободное творчество, моделирующее реальность: эстетика И. Канта и 40 Ф. Шиллера

1.4 Продуктивное воображение индивида как волевой акт создания реальности в 48 философии И. Г. Фихте

Глава 2. И.В. Гёте - новая творческая индивидуальность

2.1 Эстетика молодого Гёте и теоретические работы И. Г. Гердера

2.2 «Гёц фон Берлихинген» и проблема индивидуальности

2.3 «Торквато Тассо» и парадоксы индивидуальной воли

2.4 Гёте как режиссёр собственной жизни

2.5 «Предрежиссура» Гёте 65 Глава 3. Концепция художника-демиурга в эстетике романтизма

3.1 Эстетика Ф. Шлегеля и концепция художника-демиурга. Переводы У. Шекспира 73 и П. Кальдерона А. Шлегелем

3.2 Субъективное познание и интерпретация как основы формирования 82 индивидуальности: герменевтика Ф. Шлейермахера

Глава 4. Роль «вечных образов» и исторических персонажей в формировании 91 режиссёрского мышления

4.1 Трансформация персонажей легенд в национальных героев литературы и сцены 91 (Фауст, Гамлет, Мефистофель)

4.2 Наполеон как режиссёр собственной жизни

Глава 5. Художественные теории немецких романтиков и их влияние на 115 формирование режиссёрского мышления

5.1 «Романтизация» мира у Новалиса

5.2 Эссе «О театре марионеток» Г. фон Клейста

5.3 Особенности театральных взглядов Э. Т. А. Гофмана

5.4 Формирование режиссёрского мышления в романтических комедиях Л. Тика 135 5.5. «Ночные бдения» Бонавентуры как режиссёрский сценарий 161 Заключение 180 Список источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему ««Культурфилософские и эстетические предпосылки формирования режиссерского мышления в Германии на рубеже XVIII-XIX веков»»

ВВЕДЕНИЕ

Диссертационное исследование посвящено анализу

культурфилософских и эстетических предпосылок формирования режиссёрского мышления, а также феномену индивидуальной воли, что стимулировало возникновение и развитие нового компонента театрального искусства в Германии на рубеже XVIII - XIX веков, и во многом объясняется тенденциями и основными положениями немецкой классической философско-эстетической мысли и историческими событиями на европейском континенте.

Многовековая история мирового театра породила гениальных актёров и драматургов, а в последние 200 лет своего существования - и гениальных режиссёров. Рождение новой театральной профессии - режиссуры -непосредственно связано с понятием индивидуальности или личности, исторически крайне изменчивым. Личность понимается либо как самостоятельный, неповторимый субъект, либо как сверхличность, когда полной индивидуальностью становится тот, кто не просто трансформирует форму, но превосходит её.

Так, например, в ренессансном театре суть и направление бытования и развития определяет драматург, являясь своеобразной сверхличностью. Сколь бы ни была плодотворна карнавально-зрелищная традиция, идущая от Средневековья, театр Нового времени складывался благодаря текстам великих ренессансных драматургов: все собственно театральные, визуально-зрелищные формы рождались уже не только, используя карнавальную образность и элементы народного театра, но и руководствуясь индивидуальной волей автора. Статус актёра в ренессансном театре обладал чертами сходства со средневековым, и лишь автор-драматург имел все права и функции творца, фактически становясь демиургом.

Генезис проблемы роли индивидуума адресует к различным эстетическим концепциям эпохи Возрождения. Эстетика и философия ренессансных гуманистов иногда неосознанно, а иногда и программно

просматривается в новых концепциях индивидуальности, связанных с романтизмом. В эпоху Возрождения, в отличие от других культурных эпох, возросла ценность индивидуума. Ни античность, ни средние века не знали подобного внимательного интереса к человеческой индивидуальности в ее многообразном проявлении. Превыше всего в этот период ценится момент ценится оригинальность и уникальность каждой личности. Независимый художественный вкус везде способен различить и выделить подобное своеобразие; аутентичность и непохожесть на других является главным признаком великой личности. Разрушая устойчивые сословные и профессиональные связи, индивид в эпоху Возрождения приобретает большую степень самостоятельности, он всё чаще репрезентирует не то или иное сообщество (цех) или коллективное объединение, а самого себя. Поэтому формируется специфическое самосознание человека и его новая позиция в социуме. В отличие от сознания человека Средневековья, который считал себя полностью подчинённым требованиям традиции, индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все заслуги своей собственной деятельности.

В XVII веке художественная ситуация меняется: мощная индивидуальная воля эпохи Ренессанса либо дробится и теряет основу (как в произведениях маньеризма), либо подчиняется государственной идее (как в классицизме), либо внеположному Абсолюту, иногда связанному с религиозной традицией, а иногда тяготевшему к мистике (как в барокко). Этот когнитивный диссонанс тормозит проявление индивидуальности в художественной культуре и эстетике, в том числе и в театре, и должен быть разрешён при помощи новых философских идей, которые не могли не повлиять на сценическое искусство.

Век Просвещения в центр обновления художественного сознания ставит театральное искусство. Сценические подмостки становятся своеобразной ареной борьбы различных эстетических и стилевых направлений, порождённой проблемами эпохи барокко и классицизма.

Центральные философско-эстетические и художественные идеи формируются в столкновении различных явлений и концепций театрального искусства. Драматурги и даже некоторые актёры XVIII века выходят за рамки своей профессии, выступая с эстетическими программами. Личность в театре начинает пониматься не как универсальная целостность, взаимодействующая со всем миром (в отличие от человека эпохи Возрождения), а как персонаж, характер которого формируется в системе социальных отношений: не человек в мире, а человек в социуме, испытывающий постоянное влияние обстоятельств. Идеология и эстетика эпохи Просвещения, прежде всего, связанная с именами французских мыслителей, рождается как новая утопия гармонических отношений индивидуума и социума, что на протяжении всего XVIII столетия подвергается сомнению и в результате рушится.

Это проявляется в предромантических опытах в литературе (движение «бури и натиска», готический роман, пессимизм позднего Д. Дидро и П. Шодерло де Лакло), и уже с начала 70-х годов утопически-оптимистический взгляд на мир не устраивает ни деятелей культуры, ни философов и эстетиков, ни всё общество, и начинает формироваться потребность в неком организующем начале, которое сможет осмыслить вечные проблемы добра и зла в социокультурном пространстве. Эту историческую роль выполнила немецкая классическая философия, что, в конечном итоге, влияет на процессы, происходящие в литературе, театре и драматургии.

Немецкая классическая философия и эстетика, начиная с последней трети XVIII века, предлагает новое понимание взаимоотношений индивидуума, мира и социума и наделяет личность чертами, не свойственными философии эпохи Просвещения. Если у И. Канта (1724 -1804) проблема индивидуума во взаимоотношениях с реальностью рассматривается амбивалентно, то в философии И. Г. Фихте (1762 - 1814) и особенно йенских романтиков, а впоследствии и в эстетике Г. Гегеля (1770 -1831), личность обретает черты демиурга и Творца мира. Эти новые

концепции воспринимаются и отчасти переосмысливаются в литературе и художественной культуре и влияют на понимание смысла и структуры театрального зрелища. Театральный спектакль недаром обозначается как сотворённое произведение (Werk), то есть становится следствием проявления индивидуальной воли, что придаёт сценическому произведению целостность и цельность.

Можно утверждать, что формирование режиссёрской профессии в Германии опережает процессы, происходящие в других европейских странах, что обусловлено разными причинами. Во-первых, особым пониманием роли личности в творческом процессе, во-вторых, стремлением утвердить единый национальный стиль в пространстве раздробленного государства, а в-третьих, созданием второй реальности на театральной сцене, которую должен был творить индивидуум-демиург. Следовательно, процесс формирования режиссуры в европейском культурном пространстве и германский приоритет вполне объяснимы.

Чуть ранее, на рубеже 60 - 70-х годов XVIII века начинает формироваться потребность в неком организующем начале, которое сможет объединить драматический текст и актёра на одних весах театрального представления. Эстетическая итуация складывается так, что потребности художественной практики практически совпадают с национально-историческими задачами государственного единства раздробленной Германии.

22 апреля 1767 года в Гамбурге открывается Национальный театр под руководством Г.Э. Лессинга (1729 - 1781), первая профессиональная театральная сцена Германии. Деятельность этого великого немецкого поэта и публициста уже несёт в себе некоторые элементы режиссёрского искусства: это и работа над драматическим текстом (достаточно вспомнить лессинговские разборы «Родогуны» П. Корнеля, «Семирамиды» и «Меропы» Вольтера, да и непосредственное обращение к драматургии У. Шекспира, изгнанного со сцены сторонниками французского классицизма), и работа с

актёрами (теоретические выступления Лессинга во многом созвучны мыслям Дидро), и оригинальная по своему содержанию и форме критическая работа «Гамбургская драматургия» (1767).

Следующим важны этапом в развитии зарождающегося режиссёрского мышления стала театральная деятельность Ф.Л. Шрёдера (1744 - 1816). Он не задавался идеей создать новый вариант национальной сцены, но хотел организовать подлинно профессиональный, стабильный, а не гастролирующий театр с хорошим литературным репертуаром, постоянной труппой, привлечь образованную, знающую толк в искусстве публику. В принципе, Лессинг лишь иногда вмешивался в чисто театральный процесс подготовки спектакля, а чаще теоретизировал и выдвигал новые задачи, не предлагая реальные практические способы их воплощения. Шрёдер впервые в немецком театре берётся за подготовку спектакля от начала и до конца, размышляет о декорациях, сам нанимает плотников и столяров, даёт им разного рода указания, приглашает музыкантов и прослушивает их, занимается с актёрами. Занятия эти были очень разнообразными, так как сам он прошёл все стадии театрального ученичества, с 15 лет странствовал с актёрами в труппе К. Аккермана (1712 - 1771), занимался акробатикой, выступал в балетах и интермедиях, сам ставил балетные номера и целые танцевальные представления, любил импровизировать. Работа Шрёдера над текстом «Гамлета», создание собственного перевода может служить примером интерпретации «чужого классика», что фактически является одной из первых режиссёрских задач.

Процесс создания национального театрального стиля и стремление доверить формирование сценического действа одному человеку продолжились в Веймарском придворном театре, в период директорства И. В. Гёте (1791 - 1817). В этом театре сложился свой, во всём проявлявшийся стиль, соединивший в себе черты классицизма и просветительского реализма. А. Иффланд (1759 - 1814), драматург и актёр, некоторое время работавший в Веймарском театре, писал о непривычно выверенной

организации спектаклей и о неожиданном «психологизме без надрыва»1 в игре гётевской труппы.

Гёте, так же, как и Шрёдер, стал единственным «ответственным» за целостность и зрелищность театральной постановки. В известной теоретической работе «Правила для актёров» (1803) регламентируются не только дикция и манера произнесения текста актёрами, но и положение тела и движение на сцене, жестикуляция, позы и решение ансамблевых групп на сцене (знаменитая гётевская полукруглая мизансцена), вплоть до поведения актёра в обыденной жизни и «дурных привычек, которых следует избегать»2. Однако, несмотря на то, что Гёте так много внимания уделял работе с актёрами (хотя его и упрекали в том, что он рассматривал сцену как шахматную доску, на которой расставлял живые фигуры и заставлял их менять места по своему усмотрению3), он, тем не менее, не придавал особого значения проблеме сценической интерпретации драматического текста, которая является неотъемлемой частью режиссёрского искусства и определенного типа мировоззрения. Следовательно, вполне обоснованно можно определить театральную деятельность Лессинга, Шрёдера и Гёте как «предрежиссёрский» этап в развитии немецкого театра.

Новизной данного диссертационного исследования является рассмотрение формирования театральной режиссуры с точки зрения не сколько режиссёрской практики, а в контексте философских и эстетических идей, характерных как для Веймарского классицизма, так и особо для романтизма (недаром Гёте и Шиллер, а впоследствии сторонники романтизма большое внимание уделяли истории живописи и рассмотрению личности художников и архитекторов). Таким образом, появляется

1 Iffland A. W. Über meine theatralische Laufbahn / A. W. Iffland. Eingel. und hrsg. von Eduard Scharrer-Santen. Leipzig : Reclam, 1915. S. 125.

2 Цит. по: Хрестоматия по истории западноевропейского театра. В 2 т. М.: Гослитиздат, 1955. Т. 2. Театр эпохи Просвещения. С. 1028.

3 См. Genast E. Aus Weimars klassischer und nachklassischer Zeit. Stuttgart, 1905. S. 53-54.

возможность проследить генезис и эволюцию режиссёрского мышления: как и почему сформировался определенный набор функций, выполняемых режиссёром при постановке спектакля, какие пути развития режиссёрского искусства предложили культурфилософские и эстетические опыты романтиков, как повлияло постепенное возникновение новой профессии на развитие театрального и шире культурного процесса в целом.

Актуальность работы заключается в объяснении интереса к теории режиссёрского искусства как к своеобразному театральному мировоззрению, сформировавшему несколько позже новый постановочный язык, новые драматургические дискурсы, основывающиеся на неоднозначности интерпретаций, возможности уникального, авторского прочтения текста, а затем и построения индивидуального проекта театрального произведения. Теоретическое рассмотрение проблемы режиссуры в контексте эстетических идей эпохи позволяет не только проследить пути и методы становления новоевропейского театрального искусства, но и рассмотреть перспективу развития лексики театра, его роль в общекультурном ландшафте последующих десятилетий. Интерес к индивидуальному началу в художественной деятельности оказал существенное влияние на особенности функционирования различных направлений искусства в XIX - XX веках, породив ряд новых, во многом революционных течений, сыгравших важную роль в перестройке самой эстетики творчества. Именно поэтому выявление изначальных истоков этого реформационного процесса представляется актуальным и требующим дополнительных аналитических исследований.

Обзор литературы

При написании работы необходимо было изучить широкий спектр философских, эстетических, исторических, филологических и театроведческих исследований. Литература, используемая в данной работе, может быть поделена на три раздела: первый включает в себя исследования по проблемам эстетики, касающиеся вопросов формирования индивидуального начала в культуре и философии; второй — труды по

поэтике и эстетике романтизма; третий посвящён театроведческим работам, трактующим теорию и историю режиссуры, а также проблемы интерпретации.

Первый раздел библиографических работ представляют собой исследования по проблемам формирования индивидуального начала в западноевропейской философии и культуре, так как главной задачей диссертации является намерение доказать, что анализ феномена индивидуального начала в эстетических учениях во многом повлиял на формирование идеи режиссуры, что привело к становлению новой театральной профессии именно в Германии.

Учитывая научную рефлексию, посвящённую философии и культуре немецкого романтизма, данный раздел можно разделить на несколько этапов. В первую очередь, к этой категории необходимо отнести постромантическое восприятие немецкой эстетико-литературной критики 30-40-х годов XIX века: статьи Л. Бёрне4, Г. Гейне5, Х. Д. Граббе6.

Далее следует обратить внимание на те работы, в которых уже не только критиковалась романтическая эстетика, но предпринимались попытки научного рассмотрения данного художественного направления. К этой категории относятся труды Р. Гайма7 и В. Дильтея8, анализирующих романтизм с позиции несколько видоизмененных положений философии субъективного идеализма Фихте. Как считает Р. Унгер, не существует иного тщательно выстроенного сборника философских работ о периоде романтизма, чем труд Дильтея «Переживание и поэзия»: «И едва ли простая

4 Börne L. Schriften zur Literatur / Hrsg. v. W. Dietze. Leipzig, 1960. 348 S.

5 См. Дейч А. Гейне и театр. М.: Искусство, 1956. 424 с.

6 Grabbes Werke / Hrsg. Von Wukadinovic. Berlin-Leipzig-Wien-Stuttgart. O. J., 5 Th.

7 Гайм Р. Романтическая школа. М.: Наука, 2007. 893 с.

8 Дильтей В. Герменевтика и теория литературы. Собр. соч. в 6 т. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. Т. 4. 531 с.

случайность, что все эти образцовые работы сформировались в сфере философского духа»9.

Второй этап исследования романтической философии и культуры связан с неоромантическими тенденциями начала XX столетия: сюда относятся работы школы О. Вальцеля10. На этом этапе романтизм интерпретируется как своеобразное цельное чувство жизни и особое «витальное мировоззрение». Центральной задачей потому становится поиски связей между романтизмом и немецкой классической философией. К рассматриваемому периоду также относится работа В. Воррингера «Абстракция и вчувствование»11. В этой работе он различает «подлинное искусство» и «искусство подражания». Самой глубокой психической потребностью человечества, находящей своё выражение в подлинном искусстве, Воррингер считает воплощение «чувства мироздания» (Weltgefuhl), в основе которого лежит путь «абстракции», представляющий собой высшую ступень оригинального художественного стиля, выраженную в трансцендентном художественном мышлении. Одним из примеров такого направления в искусстве прошлого Воррингер считает романтизм.

Следующий методологический этап в рассмотрении феномена романтической философии и культуры был связан с необходимостью выявления роли этого периода в общем контексте существования западноевропейской, и в особенности, немецкой культуры. Этот период включает в себя работы крупнейших западных мыслителей первой половины XX века В. Виндельбанда12, Н. Гартмана13, Р. Кронера14.

9 Унгер Р. Философские проблемы новейшего литературоведения / Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв. Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 153.

10 Вальцель О., Дибелиус В., Фосслер К., Шпитцер Л. Проблемы литературной формы. М.: Комкнига, 2007. 240 с.

11 Воррингер В. Абстракция и вчувствование. Современная книга по эстетике. М.: Искусство, 1957. 604 с.

12 Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М.: Наука, 1993. 103 с.

13 Гартман Н. Эстетика. М.: Ника-центр, 2004. 692 с.

В середине XX века интерес к немецкой романтической философии определил суть и направления дискуссий вокруг философско-эстетической проблематики, получившей фундаментальное освещение в работах В. Беньямина15.

Также для анализа центральной проблемы диссертационного исследования был использован ряд трудов, посвящённых общим вопросам формирования и становления индивидуального начала в западноевропейской культуре, эстетике и философии. К их числу относятся работы Л.М. Баткина16, М. Вебера17, Э. Ауэрбаха18, М. Хайдеггера19, П. Рикёра20, М. Фуко21 и др.

Говоря о рефлексии немецкого романтизма в последующих эстетических работах, нельзя не упомянуть и труды представителей русского символизма, такие как произведение А. Белого «Символизм как миропонимание»22 (здесь постулируется мысль о том, что на начальном этапе символизм сочетает в себе художественные приёмы немецкого романтизма с вновь открытыми сюжетами восточного искусства и мотивами других культурных эпох), работу Д.С. Мережковского «О причинах упадка и новых

14 Кронер Р. Самоосуществление духа. Пролегомены к философии культуры. В кн.: Культурология. XX век. М., 1995, С.25.

15 Беньямин В. Теория искусства ранних романтиков и Гёте. / Логос. 1993. № 4. С. 151—175.

16 Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. 272 с.

17 Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 656 с.

18 Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М.: Университетская книга, 2000. 512 с.

19 Хайдеггер М. Время картины мира. / В кн. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 41 — 63.

20 Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2002. 624 с.

21 Фуко М. Герменевтика субъекта. СПб.: Наука, 2007. 677 с.

22 Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. 528 с.

течениях современной русской литературы»23 (здесь подчёркивается влияние романтического пессимизма на начальный период русского символизма, склонность к рефлексии и тоска по смерти), а также статью В. Брюсова «Ф. И. Тютчев. Смысл его творчества»24 (где речь идет о главных идеях творчества Новалиса).

Второй пласт используемой в работе литературы можно разделить на две группы: филологические исследования, посвящённые поэтике и эстетике немецкого романтизма, а также работы по истории немецкой философии конца XVIII - начала XIX веков. К основным литературоведческим

25

исследованиям можно отнести работы А.А. Аникста по теории драмы в

германоязычных странах, Н.Я. Берковского26 и А.С. Дмитриева27 по общим

28

проблемам эстетики и поэтики немецкого романтизма, В.М. Жирмунского , предлагающего особый подход к изучению проблем романтизма в Германии,

29

а также А.В. Карельского , написавшего ценный труд по поэтике немецкой романтической драматургии. К работам, посвящённым философии немецкого

30 31

романтизма, относятся исследования В.Ф. Асмуса и А.В. Гулыги о

32 33

творчестве Канта, труды Р.М. Габитовой и П.П. Гайденко об общих

23 Мережковский Д.С. О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы / Литературные манифесты: От символизма до «Октября». М.: «Аграф», 2001. С. 34-42.

24 Брюсов В. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. Статьи и рецензии 1893-1924. М.: Художественная литература, 1987. С. 193 — 208.

25 Аникст А.А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века. М.: Наука, 1980. 343 с.

26 Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. М.: Художественная литература, 1973. 568 с.

27 Дмитриев А.С. Проблемы иенского романтизма. М.: Изд-во Московского университета, 1975. 264 с.

28 Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л.: Художественная литература, 1972. 495 с.

29 Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М.: Медиум, 1992. 336 с.

30 Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М.: Наука, 1973. 534 с.

31 Гулыга А.В. Кант. М.: Молодая гвардия, 1977. 303 с.

32 Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. М.: Наука, 1978. 288 с.

33 Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М.: Наука, 1990. 128 с.

философских проблемах в Германии изучаемого периода, а также работы Ф.П. Федорова34 о семиотике художественного мира немецкого романтизма. В числе недавних работ необходимо отметить «Историю немецкой

35

литературы» под редакцией Е.Е. Дмитриевой и Н.С. Павловой .

Следующий раздел библиографии состоит из театроведческих работ, посвящённых режиссёрскому искусству. Сюда относятся работы по теории и истории режиссуры, монографические исследования творчества отдельных театральных деятелей, а также практические пособия для студентов театральных учебных заведений и практикующих режиссёров.

Говоря о появлении более или менее осознанной функции режиссуры в процессе подготовки спектакля, можно утверждать, что споры на эту тему среди театроведов и культурологов не угасают по сей день. Некоторые исследователи (например, А. Вайнстейн36) считают, что режиссёрское искусство существовало всегда, начиная с античного хорега, продолжалось затем в деятельности итальянского капо комико, потом - в работе драматургов, актёров, директоров театров. Таким образом, режиссёр рассматривается как организатор или администратор театрального пространства.

Адольф Виндс также считает античность временем зарождения режиссуры на театре. Режиссёр в его понимании - человек, который решает задачу организации действия с целью донести до зрителя важную идею. Он усматривает наличие режиссёрских функций еще в период существования античного театра. Автор полагает, что партитура действий древнегреческого хора, а также форма представления в целом, танцевальные движения и пластические характеристики являлись обязанностью ведущего хора. Именно этого человека Виндс и называет режиссёром. Он полагает, что его функции

34 Федоров Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма: структура и семантика. М.: МИК, 2004. 367 с.

35 История немецкой литературы : новое и новейшее время / Отв. ред. Е.Е. Дмитриева. М.: Издат. центр Российского гос. гуманитарного университета (РГГУ), 2014. 812 с.

36 См. Veinstein A. La Mise en scène théâtrale et sa condition esthétique. Paris: Flammarion, 1955. 411 p.

заключались не только в том, чтобы быть руководителем хора, но и своего рода дирижёром. Он также обучал актёров правильному произнесению речи, потому что хор говорил напевно, определённо двигаясь и действуя в намеренном ритме. По предположению Виндса, этот своего рода «предрежиссер» в античных спектаклях подготавливал всё необходимое для оборудования представления, всё то, что могло появиться на подмостках

37

«скены» .

Театральный деятель Германии 20-х годов XX века Леопольд Йесснер полагал, что первым режиссёром был Гёте, который не только занимался чисто административными делами Веймарского придворного театра, но и работал с актёрами, разрабатывал репертуарную политику, а иногда и уделял внимание идейному замыслу спектакля38. Таким образом, рассуждения о точке отсчета истории режиссуры в Германии интересовали деятелей немецкого театра, особенно активно начиная с 70-х годов XIX века. Достаточно вспомнить такие имена, как О. Брам39, М. Рейнхардт40, режиссёров немецкого экспрессионизма и, разумеется, Б. Брехта41. Рейнхардт, который по праву считается одним из первых немецких режиссёров в том понимании, которое сложилось в XX веке, был практиком, и в его письмах и заметках трудно обнаружить концепции его собственных спектаклей, размышления о проблемах интерпретации и о сути и характере режиссёрского творчества. В отличие от Рейнхардта, Брехт обо всех этих проблемах размышлял и в своих теоретических работах, в предисловиях к пьесам и режиссёрских экспликациях (так называемых «моделях»),

37 См. Winds A. Aus der Werkstatte des Schauspielers. Kessinger Publishing. LLC, 2010. 210 S.

38 См. Jessner L. Schriften: Theater der zwanziger Jahre / Hrsg. von Hugo Fetting. Berlin: Henschelverlag, 1979. 362 S.

39 Brahm O. Theater, Dramatiker, Schauspieler, Berlin, 1961. 463 S.

40 Reinhard M. Schriften, Briefe, Reden, Aufsätze, Interviews, Gespräche, Auszüge aus Regiebüchern. Berlin, 1974. 544 S.

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Молчанова Мария Сергеевна, 2016 год

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азеева, И.В. Концепт театра и традиция философского знания (к проблеме формирования теории театра в XX веке) / И.В. Азеева // Известия РГПУ. - 2008. - № 72. - С. 85 — 92.

2. Айснер, Л. Демонический экран / Л. Айснер. - М.: Rosebud Publishing, 2010. - 256 c.

3. Аникст, А.А. Творческий путь Гёте. / А.А. Аникст. - М.: Художественная литература, 1986. - 544 с.

4. Аникст, А.А. Театр эпохи Шекспира / А.А. Аникст. - М.: Искусство, 1965. - С. 328.

5. Аникст, А.А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века / А.А. Аникст. - М.: Просвещение, 1980. - 344 с.

6. Анкудинов, А.Н. К вопросу о содержании методологического концепта «романтизм после романтизма» / А.Н. Анкудинов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2013. - № 1 (114). - С. 17 - 22.

7. Апинян, Т. А. Игра в пространстве серьёзного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие / Т.А. Апинян. - Спб.: Изд-во СПбГУ, 2003. - 175 с.

8. Аронсон, М., Рейсер, С. Литературные кружки и салоны / М.Аронсон, С.Рейсер. — М.: Аграф, 2001. — 400 с.

9. Асмус, В.Ф. Иммануил Кант / В.Ф. Асмус. - М.: Высшая школа, 2005. - 439 с.

10. Ауэрбах, Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе / Э. Ауэрбах. - М.: Университетская книга, 2000. - 512 с.

11. Бакулина, А.С. Иоганн Кристоф Готтшед: жизнь и творчество / А.С. Бакулина // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. - 2006. - № 2. - С. 41 — 48.

12. Барнашова, Е.В. Вариации мимесиса в литературе и искусстве XIX века / Е.В. Барнашова // Вестник ТГУ. Культурология и искусствоведение. - 2013. - № 1 (9). - С. 23 — 30.

13. Бартошевич, А.В. Шекспир на английской сцене, конец XIX - первая половина XX в.: Жизнь традиций и борьба идей / А.В. Бартошевич. -М.: Наука, 1985. - 303 с.

14. Бартошевич, А.В. Шекспир. Англия. ХХ век / А.В. Бартошевич. -М.: Искусство, 1994. - 285 с.

15. Баткин, Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л.М. Баткин. - М.: Наука, 1989. - 272 с.

16. Бахтин, М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук / М.М.Бахтин. — СПб.: Азбука-классика, 2000. — 336 с.

17. Бахтин, М.М. Слово в романе / М.М. Бахтин. - Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - 504 с.

18. Бачелис, Т. Шекспир и Крэг / Т. Бачелис. - М.: Наука, 1983. - 350 с.

19. Бёме, Я. Aurora или Утренняя звезда в восхождении / Я. Бёме. - М.: Мусагет, 1914. - 418 с.

20. Бент, М.И. Немецкая романтическая новелла: Генезис, эволюция, типология / М.И. Бент — Иркутск: Изд-во Иркутск пед. ин-та, 1987. —120 с.

21. Беньямин, В. Теория искусства ранних романтиков и Гёте. / В. Беньямин //Логос. - 1993. - № 4. - С. 151—175.

22. Бердяев, Н.А. Предсмертные мысли Фауста / Освальд Шпенглер и закат Европы. - М.: Берег, 1922. - 97 с.

23. Берковский, Н.Я. Романтизм в Германии / Н.Я. Берковский. - СПб.: Азбука-классика, 2001. - 511 с.

24. Берковский, Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе / Н.Я. Берковский. - Спб: Азбука-классика, 2002. - 480 с.

25. Биченко, С.Г. Романтическая ирония в философии / С.Г. Биченко // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 2. - С. 319 — 322.

26. Блок, М. Короли-чудотворцы / М. Блок. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 712 с.

27. Бобылева, А.Л. Хозяин спектакля. Режиссерское искусство на рубеже XIX - XX вв. / А.Л. Бобылева. - М.: Эдиториал УРСС, 1998. - 168 с.

28. Большаков, А.В. Субъективная дифференциация творчества / А.В. Большаков // Аналитика культурологии. - 2008. - № 11. - С. 7 - 12.

29. Бонавентура Ночные бдения / Бонавентура; пер. В. Микушевича. -М.: Наука, 1990. - 254 с.

30. Ботникова, А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм / А.Б. Ботникова. - Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2005. - 342 с.

31. Ботникова, А.Б. Романтизм в Германии [Текст] // История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Я.Н.Засурского, С.В.Тураева. - М.: Просвещение, 1982. - С. 178-224.

32. Брук, П. Блуждающая точка / П. Брук. - СПб.; М.: АРТ, 1996. -266 с.

33. Брук, П. Пустое пространство / П. Брук. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2003. - 376 с.

34. Вагнер, Р. Избранные работы / Р. Вагнер; вступ. ст. А.Ф. Лосева. -М.: Искусство, 1978. - 695 с.

35. Вайнштейн, О.Б. Жизнетворчество в культуре европейского романтизма / О.Б. Вайнштейн // Ученые записки РГГУ. - 1998. - Вып. 2. -С.161 - 187.

36. Вайнштейн, О.Б. Язык романтической мысли: О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля / О.Б. Вайнштейн. - М.: РГГУ, 1994. - 80 с.

37. Вакенродер, В. Г. Фантазии об искусстве / В. Г. Вакенродер. - М.: Искусство, 1977. - 264 с.

38. Вальцель, О., Дибелиус, В., Фосслер, К., Шпитцер, Л. Проблемы литературной формы / Ред. В.М. Жирмунский. - М.: Комкнига, 2007. -240 с.

39. Васинева, П. А. Аксиологические аспекты антропологии немецкого романтизма / П. А. Васинева // Вестник РГПУ. - 2013. - № 161. - С. 42 — 48.

40. Вебер, М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. - 656 с.

41. Верба, Н.И. К проблеме пересечения архетипов сюжетов о морских девах с мировоззренческими константами эпохи романтизма / Н.И. Верба // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2012. - № 2. - С. 124 — 128.

42. Виндельбанд, В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия / В. Виндельбанд. - М.: Наука, 1993. - 103 с.

43. Виткоп-Менардо, Г. Гофман сам свидетельствующий о себе и о своей жизни / Г. Виткоп-Менардо: пер. и сост. М. Бент — Челябинск: Урал LTD., 1999. —325 с.

44. Волков, И.Ф. Романтизм как творческий метод / Проблемы романтизма: сборник статей. Вып. 2. - М.: Искусство, 1971. - С. 45 - 52.

45. Вольский, А. Л. Герменевтика символа «голубой цветок» в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген» / А.Л. Вольский // Известия РГПУ -2008. - № 81. - С. 168 — 175.

46. Воррингер, В. Абстракция и вчувствование. Современная книга по эстетике / В. Воррингер. - М.: Искусство, 1957. - 604 с.

47. Габитова, Р.М. Философия немецкого романтизма / Р.М. Габитова. -М.: Наука, 1978. - 276 с.

48. Гадамер, Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонов. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

49. Гайденко, П.П. Герменевтика и кризис буржуазной культурно-исторической традиции / П. П. Гайденко // Вопросы литературы. - 1977. -№ 5. - С. 130 - 165.

50. Гайденко, П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте / П.П. Гайденко.

- М.: Наука, 1990. - 128 с.

51. Гайм, Р. Романтическая школа. Вклад в историю немецкого ума / Р. Гайм. - Спб.: Наука, 2006. - 893 с.

52. Галенко, С.П. Идея трансцендентализма в западноевропейской философии / С.П. Галенко // Историко-философский ежегодник — № 92.

— М.: Наука, 1992. — С. 46—64.

53. Гартман, Н. Эстетика / Н. Гартман. - М.: Ника-центр, 2004. - 692 с.

54. Гейне, Г. Путевые картины. Собрание сочинений: в 10 т. / Г. Гейне. -Л.: Гослитиздат, 1957. - Т. 4. - 526 с.

55. Гёте, И. В. Об искусстве / И. В. Гёте; сост., вступ. ст. и примеч. А.В. Гулыги. - М.: Искусство, 1975. - 622 с.

56. Гёте, И.В. Собрание сочинений: в 10 т. / И.В. Гёте. - М.: Художественная литература, 1975 - 1980.

57. Гильманов, В.Х. Феномен Наполеона в германском духе эпохи Наполеона / В.Х. Гильманов // Слово.ру: Балтийский акцент. - 2013. - № 1.

- С. 47 — 56.

58. Гирц, К. Влияние концепции культуры на концепцию человека // Интерпретация культур. - М.: РОСПЭН, 2004. - С. 43 — 68.

59. Гительман, Л.И. Из истории французской режиссуры / Л.И. Гительман. - М.: Искусство, 1976. - 316 с.

60. Глазман, М.С. Понимание и опыт в философской герменевтике Гадамера и в диалогике / М.С. Глазман // АРХЭ. Ежегодник культурологического семинара. Вып. 2. - М., 1996. - С. 147 - 232.

61. Гобри, И. Лютер / И. Гобри - М.: Молодая гвардия, 2000. - 513 с.

62. Горфункель, А.Х. Философия эпохи Возрождения / А.Х. Горфункель. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.

63. Гофман, Э. Т. А. Собрание сочинений: в 6 т. / Э. Т. А. Гофман; вступ. ст. А.В. Карельского. - М.: Просвещение, 1991. - 6 т.

64. Григорьянц, Т. А. Семиотика сценического текста / Т. А. Григорьянц // Вестник ТГУ. - 2007. - № 304. - С. 66 — 69.

65. Гулыга, А.В. Кант / А.В. Гулыга. - М.: Молодая гвардия, 1977. -304 с.

66. Гулыга, А.В. Шеллинг / А.В. Гулыга. - М.: Соратник, 1994. - 321 с.

67. Дейч, А. Гейне и театр / А. Дейч. - М.: Искусство, 1956. - 424 с.

68. Дживелегов, А.К. Итальянская народная комедия / А.К. Дживелегов.

- М.: Искусство, 1964. - 312 с.

69. Джурова, Т.С. Театрализация действительности. «Взятие Зимнего дворца» Николая Евреинова / Т.С. Джурова // Известия РГПУ. - 2007. № 43-1. - С. 104 — 108.

70. Дильтей, В. Введение в науки о духе. Опыт построения основ для изучения общества и истории / Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв; ред. В .Л. Янин. - М.: МГУ, 1987. - 512 с.

71. Дильтей, В. Герменевтика и теория литературы. / Собрание сочинений в 6 т. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. - Т. 4. - 531 с.

72. Дмитриев, А.С. Проблемы иенского романтизма / А.С. Дмитриев. -М.: МГУ, 1975. - 235 с.

73. Дмитриев, А.С. Романтическая эстетика А. В. Шлегеля / А.С. Дмитриев. - М.: Просвещение, 1974. - 284 с.

74. Дубова, О. Мимесис и пойэсис. Античная концепция «подражания» и зарождение европейской теории художественного творчества / О. Дубова. - М.: Памятники исторической мысли, 2001. - 271 с.

75. Европейский романтизм. / Отв. ред. И. Неупокоева, И. Шетер. - М.: Наука, 1973. - 431 с.

76. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики Текст. / Жан-Поль. — М.: Искусство, 1981.— 448 с.

77. Жемье, Ф. Театр / Ф. Жемье. - М.: Искусство, 1958. - 352 с.

78. Жидков, В.С., Соколов, К.Б. Искусство и картина мира / В.С. Жидков, К.Б. Соколов. - Спб.: Алетейя, 2003. - 248 с.

79. Жижек, С. Добро пожаловать в пустыню реального / С. Жижек. -М.: Фонд Прагматика культуры, 2002. - 160 с.

80. Жирмунский, В.М. Комедия чистой радости («Кот в сапогах» Людвига Тика, 1797) // Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. - Л.: Наука, 1981. - С. 76 — 81.

81. Жирмунский, В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. / В.М. Жирмунский. - СПб.: Аксиома; Новатор, 1996. - 231 с.

82. Захава, Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава. - М.: Просвещение, 1973. - 233 с.

83. Зиммель, Г. Кант. Избранное / Г. Зиммель. - М.: Юрист, 1996. - Т. 1. - 671 с.

84. Зингерман, Б.И. Жан Вилар и другие / Б.И. Зингерман. - М.:ВТО, 1964. - 286 с.

85. Зись, А.Я., Стафецкая, М.П. Методологические искания в западном искусствознании. Критический анализ современных герменевтических концепций / А.Я. Зись, М.П. Стафецкая. - М.: Наука, 1984. - 237 с.

86. Иванова, Э.И. Беседы о немецком романтизме / Э.И. Иванова. - М.: Дрофа, 2005. - 382 с.

87. Избранная проза немецких романтиков: в 2 т. / вступ. ст. А.С. Дмитриева. - М.: Художественная литература, 1979. - 569 с.

88. Изер, В. Вымыслообразующие акты / В. Изер // Новое литературное обозрение. - 1997. - № 27. - С. 5 - 22.

89. Иллюстрированная история мирового театра / Под ред. Д.Р. Брауна; Пер. с англ.: А. Можаева и др. - М.: БММ АО,1999. - 582с.

90. Искусство в ситуации смены циклов. Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах / Под ред. Н. Хренова. - М.: Наука, 2002. - 468 с.

91. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: сборник в 6 т. - М., 1962. - Т. 1. - 682 с.

92. Казакова, И.Б. Время и вечность в натурфилософских воззрениях Новалиса / И.Б. Казакова // Вестник ТГУ. - 2011. - № 350. - С. 52 — 59.

93. Калинников, Л.А. Э. Т. А. Гофман и И. Кант. Художественная фантазия и отвлеченная философия: загадки «Крошки Цахеса» / Л.А. Калинников // Кантовский сборник. - 2008. - № 1. - С. 38 - 67.

94. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. - Собрание сочинений в 6 т.- М.: Мысль, 1966. - Т. 5. - 386 с.

95. Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука / И. Кант. - Собрание сочинений в 8 т. - М.: Чоро, 1994. - Т. 4. - С. 5—153.

96. Карельский, А.В. Драма немецкого романтизма / А.В. Карельский. -М.: Медиум, 1992. - 336 с.

97. Карельский, А.В. Комедия не окончена / Немецкая романтическая комедия. - Спб.: Гиперион, 2004. - С. 5 - 29.

98. Кассирер, Э. Философия символических форм / Э. Кассирер. - М.: Университетская книга, 2001. - Т. 2. - 280 с.

99. Кемпер, Д. Гете и проблема индивидуальности в культуре эпохи модерна / Д. Кемпер. - М.: Языки славянской культуры, 2009. - 384 с.

100. Клейст, Г. фон. Избранное / Г. фон Клейст. - М.: Художественная литература, 1977. - 514 с.

101. Клингер, Ф. М. Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад / Ф. М. Клингер. - М.: Государственное издание художественной литературы, 1961. - 228 с.

100. Компаньон, А. Демон теории. Литература и здравый смысл / А. Компаньон. — М.: Прогресс, 2001. — 336 с.

101. Кронер, Р. Самоосуществление духа. Пролегомены к философии культуры / Культурология. XX век: антология. - М.: Юрист, 1995. - С. 256 - 280.

102. Кузнецов, В. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления / В. Кузнецов // Логос. - 1999. - № 10. - С. 3 -10.

103. Кузнецов, В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание / В.Г. Кузнецов. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 192 с.

104. Кьеркегор, С. О понятии иронии / С. Кьеркегор // Логос. - 1993. - № 4. - С. 176 — 198.

105. Лазарев, В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга / В.В. Лазарев. - М.: Наука, 1990. - 175 с.

106. Легенда о докторе Фаусте / вступ. ст. и примеч. В.М. Жирмунского -М.: Наука, 1978. - 430 с.

107. Лессинг, Г. Э. Избранные произведения / Г. Э. Лессинг. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1953. - 640 с.

108. Литературная теория немецкого романтизма: документы / под ред., вступ. ст. и коммент. Н.Я. Берковского - Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. - 494 с.

109. Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю.М. Лотман. - Спб: Академический проект, 2002. - 543 с.

110. Макарова, Г.В. Актерское искусство Германии: Роли. Сюжет. Стиль / Г.В. Макарова. - М.: РГГУ, 2000. - 264 с.

111. Макарова, Г.В. Театральное искусство Германии на рубеже Х1Х-ХХ вв. / Г.В. Макарова. - М.: Наука, 1992. - 335 с.

112. Мамардашвили, М.К. Картезианские размышления / М.К.Мамардашвили. — М.: Прогресс, 1993. — 352 с.

113. Матинян, К.Ф. Жанр комедии в литературе немецкого романтизма конца XIX - начала XX века / К.Ф. Матинян. - М.: МГУ, 1986. - 27 с.

114. Меньшикова, М.К. Жанровый синтез в драматургии Фридриха Геббеля (К 200-летию писателя) / М.К. Меньшикова // Российский гуманитарный журнал. - 2013. - № 2. - С. 174 — 178.

115. Меньшикова, М.К. Традиции фьяб Карло Гоцци в драматургии Людвига Тика / М.К. Меньшикова // Вестник НГУ. - 2011. - Выпуск 6 (2).

- С. 422 — 424.

116. Милюгина, Е.Г. Дуализм эстетического сознания романтиков: опыт систематики дуалистических мотивов / Романтизм: вопросы эстетики и художественной практики. - Тверь: ТвГУ, 1992. - С. 125 — 131.

117. Мисюров, Н.Н. Искушение кровью и почвой. Немецкий романтизм. От литературной теории к идеологической доктрине постромантической эпохи / Н.Н. Мисюров. - Омск: ОмГУ, 2000. - 392 с.

118. Мокульский, С.С. Изучение специфики театра / Современное искусствознание Запада о классическом искусстве: сборник. - М.: Наука, 1977. - С. 44 — 57.

119. Молодцова, М.М. Театральные воззрения Кота в сапогах и его потомков / Молодцова М.М. Комедия дель арте. - Л.: ЛГИТМиК, 1990. -218 с.

120. Наполеон Афоризмы / Наполеон. - М.: Фолио, 2011. - 126 с.

121. Немецкая романтическая комедия: сборник / сост. А.В. Карельского.

- СПб.: Гиперион, 2004. - 719 с.

122. Николина, О.И. Динамика индивидуальности: от эстетической стадии культуры к рациональной (на примере культуры романтизма) / О.И. Николина // Вестник ТГУ. - 2009. - № 327. - С. 49 — 54.

123. Орлова, Е.В. Сущностные характеристики театрального пространства и пространства театра / Е.В. Орлова // Аналитика культурологии. - 2010. - № 18. - С. 10 - 19.

124. Пави, П. Словарь театра / П. Пави. - М.: Прогресс, 1991. - 504 с.

125. Петрова, Н.В., Лашина, Е.Б. Экскурс в историю теорию интертекстуальности / Н.В. Петрова, Е.Б. Лашина // Вестник ИГЛУ. -2012. - № 19. - С. 19 - 24.

126. Пинский, Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии / Л.Е. Пинский. - М.: Художественная литература, 1971. - 606 с.

127. Поляков, М.Я. Поэтика. Семиотика. Теория драмы / М.Я. Поляков. -М.: Международное агентство «А. Д. & Т.», 2001. - 560 с.

128. Полякова, Е.И. Станиславский / Е.И. Полякова. - М. Прогресс, 1982. - 362 с.

129. Попов, Ю.Н. Философско-эстетические воззрения Фридриха Шлегеля / Ф. Шлегель. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. - М.: Искусство, 1983. - Т. 1. - С. 7 - 40.

130. Приходько, Е.В. Двойное сокровище / Е.В. Приходько. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. - 592 с.

131. Проскурникова, Т.Б. Театр Франции. Судьбы и образы: Очерки истории французского театра второй половины XX века / Т.Б. Проскурникова. - М.: Алетейя, 2002. - 472 с.

132. Ретюнских, Л.Т. Игра как она есть или онтология игры / Л.Т. Ретюнских. - М., Липецк: МПГУ, Липецкое издательство Госкомпечати, 1997. - 150 с.

133. Рикер, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикер. - М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2002. - 624 с.

134. Рикер, П. Существование и герменевтика / Феномен человека: антология. - М.: Высшая школа, 1993. - 457 с.

135. Ростова, Н.В. К особенностям отечественной режиссуры в театре и кинематографе на начальном этапе ее становления (на рубеже XIX-XX веков) / Н.В. Ростова // Вестник ТГПУ. - 2010. - № 5. - С. 83 — 90.

136. Роттердамский, Эразм Философские произведения / вступ. ст. В.В. Соколова. - М.: Наука, 1986. - 703 с.

137. Рудницкий, К.Л. Режиссёр Мейерхольд / К.Л. Рудницкий. - М.: Наука, 1969. - 527 с.

138. Рудницкий, К.Л. Русское режиссёрское искусство. Книга 1, 18981907; книга 2, 1908-1917 / К. Л. Рудницкий. - М.: Наука, 1989. - 2 кн.

139. Рудницкий, М. «Ночные бдения» Бонавентуры / Избранная проза немецких романтиков: в 2-х т. - М: Художественная литература, 1979. - Т. 1. - 400 с.

140. Рэнд, А. Романтический манифест: Философия литературы / А. Рэнд. - М.: Альпина Паблишер, 2011. - 199 с.

141. Садунова, Н.В. Философия романтизма Фридриха Шлегеля / Н В. Садунова // Известия РГПУ. - 2008. - № 61. - С. 220 — 226.

142. Сахаров, И.М. Принцип индивидуальности в герменевтике Шлейермахера / И.М. Сахаров // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2011. - № 4. - С. 65 - 70.

143. Сахновский, В. Режиссура и методика её преподавания / В. Сахновский. - М.: Искусство, 1933. - 238 с.

144. Сидоров, А.М. «Эстетический поворот»: от Канта и романтизма к современной философии / А.М. Сидоров // Кантовский сборник. - 2011. -№ 2. - С. 52 — 59.

145. Смелянский, А.М. Предлагаемые обстоятельства / А. М. Смелянский. - М.: Арт, 1999. - 351 с.

146. Смирнягина, Т.Ю. Мифопоэтические истоки пластического театра / Т. Ю. Смирнягина // Труды СпбГУКИ. - 2012. - № 194. - С. 65-71.

147. Соколов, В. В. Европейская философия XV - XVII веков / В. В. Соколов. - М.: Высшая школа, 1984. - 448 с.

148. Соколов, М.Н. Время и место. Искусство Возрождения как перворубеж виртуального пространства / М. Соколов. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 384 с.

149. Соколов, М.Н. Мистерия соседства. К метаморфологии искусства Возрождения / М.Н. Соколов. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. - 519 с.

150. Соловьев, Э. Непобеждённый еретик: Мартин Лютер и его время / Э. Соловьев. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 288 с.: ил.

151. Столяров, А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания / А. Столяров - М.: Греко-латинский кабинет, 1999. - 208 с.

152. Строева, М.Н. Режиссёрские искания Станиславского / М.Н. Строева. - М.: Наука, 1973. - 376 с.

153. Суртаев, В.Я. Ресурсы игры в зрелищных искусствах / В.Я. Суртаев // Труды СпбГУКи. - 2012. - Т. 194. - С. 51 — 64.

154. Сычева, С.Г. Эстетические идеи в книге А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» / С.Г. Сычева // Известия ТПУ. - 2010. - № 6. - С. 180 — 184.

155. Ткачева, Е.А. Образ театра в комедиях-сказках Людвига Тика. / Е.А. Ткачева // Вестник РГПУ. - 2009. - № 111. - С. 251 — 260.

156. Тураев, С.В. От Просвещения к романтизму / С.В. Тураев. - М.: Политиздат, 1989. - 375 с.

157. Унгер, Р. Философские проблемы новейшего литературоведения / Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. - М.: МГУ, 1987. - 512 с.

158. Федоров, Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма: Структура и семантика / Ф.П. Федоров. - М.: МИК, 2004. - 368 с.

159. Федотова, Л.В. Поиск национальной идентичности как основной вектор развития романтизма / Л.В. Федотова. - Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 1. - С. 173 — 178.

160. Фихте, И. Г. Наставление к блаженной жизни / И. Г. Фихте. - М.: Канон +, 1997. - 399 с.

161. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг. -М.: Лабиринт, 1997. - 449 с.

162. Фромм, Э. Душа человека. Ее способность к добру и злу / Э. Фромм. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 94 с.

163. Фуко, М. Герменевтика субъекта / М. Фуко. - СПб.: Наука, 2007. -677 с.

164. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / вступ. ст. Н.С. Автономова. - СПб.: A-cad, 1977. - 408 с.

165. Хайдеггер, М. Время картины мира. / М. Хайдеггер. Время и бытие. - М.: Республика, 1993. - С. 41 — 63.

166. Ханмурзаев, К.Г. Герой и особенности поэтики «Ночных бдений» Бонавентуры / К.Г. Ханмурзаев // Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX-XX веков.: Сборник научных трудов. - Пермь, 1987. - С. 11 - 19.

167. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. -М.: Прогресс, 1992. - 464 с.

168. Хоркхаймер, М., Адорно, Т. Диалектика Просвещения / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. - М. - Спб.: Медиум, Ювента, 1997. - 312 с.

169. Хрестоматия по истории западноевропейского театра: в 2 т. / под. ред. С.С. Мокульского. - М.: Гослитиздат, 1955. - Т. 2. - 493 с.

170. Швец, Т.П. Тема катастрофы в эстетике и живописи романтизма / Т.П. Швец // Известия РГПУ. - 2008. - № 77. - С. 228 — 230.

171. Шеллинг, Ф. В. Сочинения. В 2 т. / сост. и ред. А. В. Гулыга. - М.: Мысль, 1989. - 2 т.

172. Шиллер, Ф. Статьи по эстетике / ст. Г. Лукача; пер. А.Г. Горнфельда и Э.Л. Радлова; прим. А.Г. Горнфельда и А.А. Сидорова. - М.; Л.: Academia, 1935. - 413 с.

173. Шкловский, В. Тетива: О несходстве сходного / В. Шкловский. - М.: Советский писатель, 1970. - 376 с.

174. Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. / вступ. ст. и сост. Ю.Н. Попов. - М.: Искусство, 1983. - 2 т.

175. Шлейермахер, Ф. Герменевтика / вступ. ст. А.Л. Вольский. - Спб.: Европейский дом, 2004. - 241 с.

176. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. - М.: Эксмо, 2009. - 800 с.

177. Шульц, Г. Новалис сам свидетельствующий о себе и о своей жизни / Г. Шульц. - Челябинск: Урал LTD, 1998. - 320 с.

178. Шумилин, А.Т. Проблемы теории творчества / А.Т. Шумилин. - М.: Высшая школа, 1989. - 143 с.

179. Шумкова, Т.Л. Позднеромантическая ирония как ирония отрицания в романе Бонавентуры «Ночные бдения» / Т. Л. Шумкова // Вестник ТГУ. -2005. - № 3. - С. 65 — 69.

180. Эстетика и теория искусства XX века: учебное пособие / отв. ред. Н.А. Хренов, А.С. Мигунов. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 520 с.

181. Эстетика немецких романтиков: сборник / Сост., пер., вступ. ст. и коммент. А.В. Михайлова. - М.: Искусство, 1987. - 733 с.

182. Юнг, К. Г. Структура психики и процесс индивидуации / Послесл. А.В. Брушлинского. - М.: РАН, 1996. - 267 с.

183. Allevy, M. A. La mise en scene en France dans la première moitié du dix-neuvième siècle. Edition critique d'une mise en scene romantique / M. A. Allevy. - Genève Slatkine Reprints, 1976. - 254 p.

184. Bab, J. Heinrich von Kleist und seine Bühnenwerke / J. Bab. - Berlin: Bondi, 1922. - 167 S.

185. Bablet, D. L'Expressionnisme dans le théâtre européen / D. Bablet. -Strasbourg, 1968. - 284 p.

186. Bastian, M. N. Dimensionen des Fremden in der fantastischen Literatur: E. T. A. Hoffmann, Edgar Allan Poe und Guy de Maupassant / M. N. Bastian. -Marburg: Tectum, 2005. - 385 S.

187. Blocker, G. Heinrich von Kleist oder Das absolute Ich / G. Blocker. -Berlin: Argon, 1960. - 415 S.

188. Bonaventura. Nachtwachen / Hrsg. u. mit e. Nachw. von S. Dietzsch. -Leipzig: Insel-Verlag, 1980. - 162 S.

189. Böning, T. Widersprüche: zu den "Nachtwachen. Von Bonaventura" und zur Theoriedebatte / T. Böning. - Freiburg im Breisgau: Rombach, 1996. - 374 S.

190. Börne, L. Schriften zur Literatur / L. Börne. - Leipzig: Hrsg. v. W. Dietze, 1960. - 348 S.

191. Braeuer-Ewers, I. Züge des Grotesken in den Nachtwachen von Bonaventura / I. Braeuer-Ewers. - Paderborn: Schöningh, 1995. - 429 S.

192. Devrient, E. Biographisch-kritische Studie zur deutschen Bühnengeschichte / E. Devrient. - Dresden: Meinhold, 1868. - 50 S.

193. Dorr, R. Heinrich von Kleist's "Amphitryon": Deutung und Bühnenschicksal / R. Dorr. - Heilbronn: Kleist-Archiv Sembdner, 2004. - 159 S.

194. Dort, B. Théâtre public: 1953-1966 / B. Dort. - Seuil, 1967. - 383 p

195. Drux, R. Marionette Mensch: ein Metaphernkomplex und sein Kontext von Hoffmann bis Büchner / R. Drux. - München: Fink, 1986. - 213 S.

196. Ederheimer, E. Jakob Boehme und die Romantiker / E. Ederheimer. -Heidelberg: Carl Winter, 1904. - 264 S.

197. Freydank, R. Theater in Berlin. Von den Anfängen bis 1945 / R. Freydank. - Berlin: Henschelverlag Kunst und Gesellschaft, 1988. - 854 S.

198. Gall, U. Philosophie bei Heinrich von Kleist: Untersuchungen zu Herkunft und Bestimmung des philosophischen Gehalts seiner Schriften / U. Gall. - Bonn: Bouvier, 1985. - 275 S.

199. Gebhardt, A. Ludwig Tieck : Leben und Gesamtwerk des "Königs der Romantik" / A. Gebhardt. - Marburg: Tectum Verlag, 1998. - 537 S.

200. Genast, E. Aus Weimars klassischer und nachklassischer Zeit / E. Genast. -Stuttgart, 1905. - 204 S.

201. Gendolla, P. Anatomien der Puppe: zur Geschichte des Maschinen Menschen bei Jean Paul, E.T. A. Hoffmann, Villiers de l'Isle-Adam und Hans Bellmer / P. Gendolla. - Heidelberg: Winter, 1992. - 517 S.

202. Gilson, E. La philosophie de Saint Bonaventura / E. Gilson. - Paris: Vrin, 1943. - 286 S.

203. Gregor, J. Weltgeschichte des Theaters / J. Gregor. - Wien: Phaidon-Verlag, 1933. - 829 S.

204. Grosser, T. Identität und Rolle: Kontext, Konzept und Wirkungsgeschichte der Genieästhetik bei Novalis / T. Grosser. - Opladen: Westdeutscher Verlag, 1991. - 462 S.

205. Haering, Th. Novalis als Philosoph / Th. Haering. - Stuttgart: Kohlhammer, 1954. - 429 S.

206. Hagemann, K. Regie. Die Kunst der szenischen Darstellung / K. Hagemann. - Berlin - Leipzig: Schuster & Loeffler, 1918. - 407 S.

207. Hamm-Ehsani, K. Die Empfindsamkeit und der junge Ludwig Tieck: eine Studie zu den Nachwirkungen der empfindsamen Gefühlskultur im Leben und Werk des "Königs der Romantik" / K. Hamm-Ehsani. - Ann Arbor: Los Angeles University, 1998. - 129 S.

208. Hartmann, H. Zur Aktualitaet der Raum-Zeit-Auffassung des Novalis / H. Hartmann. - Bonn, 1974. - 147 S.

209. Haupt, J. Elementargeister bei Fouque, Immermann und Hoffmann / J. Haupt. - Leipzig: Engelmann, 1923. - 386 S.

210. Iffland, A. W. Über meine theatralische Laufbahn / Eingel. und hrsg. von E. Scharrer-Santen. - Leipzig : Reclam, 1915. -196 S.

211. Jessner, L. Schriften : Theater der zwanziger Jahre / Hrsg. von Hugo Fetting. - Berlin: Henschelverlag, 1979. - 362 S.

212. Katritzky, L. A guide to Bonaventura's nightwatches / L. Katritzky. -New York: Crane, 1999. - 314 p.

213. Kindermann, H. Theatergeschichte Europas: in 10 Bd / H. Kindermann. -Salzburg, 1957 - 1974. - 10 Bd.

214. Kleist, H. von Sämtliche Werke : Berliner Ausgabe / Hrsg. von R. Reuß. -Basel [u.a.]: Stroemfeld/Roter Stern, 2004. - 6 Bd.

215. Klessmann, E. Die deutsche Romantik / E. Klessmann. - Koln: DuMont, 1979. - 229 S.

216. Klett, D. A. Tieck-Rezeption : das Bild Ludwig Tiecks in den deutschen Literaturgeschichten des 19. Jahrhunderts / D. A. Klett. - Heidelberg: Winter, 1989. - 127 S.

217. Klotz, V. Radikaldramatik: szenische Vor-Avantgarde: von Holberg zu Nestory, von Kleist zu Grabbe / V. Klotz. - Bielefeld: Aisthesis Verlag, 1996. -238 S.

218. Koch, H. Das philosophische Stil des Novalis: Dissertation / H. Koch. -Münster: Münsteraner philosophischen Schriften, 1972. - 126 S.

219. Kremer, D. Die Prosa Ludwig Tiecks / D. Kremer. - Bielefeld: Aisthesis Verlag, 2005. - 196 S.

220. Kühn, W. Heinrich von Kleist und das deutsche Theater / W. Kühn. -München: Hugo Schmidt Verlag, 1912. - 236 S.

221. Loheide, B. Fichte und Novalis: transzendentalphilosophisches Denken im romantisierenden Diskurs / B. Loheide. - Amsterdam: Rodopi, 2000. - 417 S.

222. Lüdeke, H. Ludwig Tieck und das alte englische Theater / H. Lüdeke. -Frankfurt am Main: Diesterweg, 1922. - 373 S.

223. Mahl, H.-J. Novalis und Plotin: Untersuchungen zu einer neuen Edition und Interpretation des "Allgemeinen Brouillon" / H.-J. Mahl // Jahrbuch des Freien Deutschen Hochstift. - Tubingen: 1963. - S. 139 - 250.

224. Marcuse, L. Die Welt der Tragödie: mit 12 Portr.: Shakespeare, Schiller, Kleist, Büchner, Grabbe, Hebbel, Ibsen, Gerhart Hauptmann, Schnitzler, Wedekind, Shaw u. Kaiser / L. Marcuse. - Frankfurt am Main: FischerTaschenbuch-Verlag, 1985. - 127 S.

225. Mueller-Seidel, W. Sinn und Unsinn von Kleist's Gespräch "Über das Marionettentheater" / W. Mueller-Seidel // Kleist-Jahrbuch, 1981/82. - S. 50-65.

226. Murphy, P., Roberts, D. Dialectic of romanticism / P. Murphy, D. Roberts. - L.: Continuum, 2004. - 767 p.

227. Nehring, W. Spätromantiker: Eichendorff und E.T.A. Hoffmann / W. Nehring. - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1997. - 246 S.

228. Novalis. Schriften. Die Werke Friedrich von Hardenbergs. Historisch kritische Ausgabe. / Hrsg. Von Richard Samuel in Zusammenarbeit mit H.-J. Mähl und G. Schulz. - Stuttgart, 1965. - Bd. 2. Das philosophische Werk I -653 S.

229. Pikulik, L. Frühromantik : Epoche - Werke - Wirkung / L. Pikulik. -München: Beck, 2000. - 345 S.

230. Reich-Ranicki, M. Heinrich von Kleist: "Er konnte gar nichts, nur dichten". Peter Voß im Gespräch mit Marcel Reich Ranicki / M. Reich-Ranicki.

- Heilborn: Kleist-Archiv, 2006. - 30 S.

231. Reiff, P. F. Plotin und die deutsche Romantik / P. F. Reiff // Euphorion: Zeitschrift fuer Literaturgeschichte. - Bd. 19. - Leipzig u. Wien, 1912. - S. 591

- 612.

232. Schanze, H. Friedrich Schlegel und die Kunsttheorie seiner Zeit / H. Schanze. - Darmstadt: Wiss. Buchges, 1985. - 468 S.

233. Schlegel, J. E. Gedanken zur Aufnahme des daenischen Theaters / J. E. Schlegel Ausgewaehlte Werke. - Weimar: Arion, 1963. - 655 S.

234. Schrader, W. Fichte und die Romantik / W. Schrader. - Amsterdam: Rodopi, 1997. - 385 S.

235. Thalmann, M. Provokation und Demonstration in der Komödie der Romantik / M. Thalmann. - Berlin, 1974. - 369 S.

236. Theater-Lexikon / hrsg. von H. Rischbieter.- Zürich [u.a.]: Füssli, 1983. -1440 S.

237. Ubersfeld, A. Reading theatre / A. Ubersfeld. - Toronto: University of Toronto Press, 1999. - 215 p.

238. Uerlings, H. Theorie der Romantik / H. Uerlings. - Stuttgart: Reclam, 2000. - 435 S.

239. Veinstein, A. La Mise en scène théâtrale et sa condition esthétique / A. Veinstein. - Paris: Flammarion, 1955. - 411 p.

240. Von Borries, E. und E. Deutsche Literaturgeschichte. Bd. 5. Romantik / E. und E. von Borries. - Muenchen: Deutscher Taschenbuch, 1997. - 521 S.

241. Winds, A. Aus der Werkstatte des Schauspielers / A. Winds. - LLC: Kessinger Publishing, 2010. - 210 S.

242. Woodgate, K. B. Das Phantastische bei E. T. A. Hoffmann / K. B. Woodgate. - Frankfurt am Main: Lang, 1999. - 273 S.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.