Культурная репрезентация женского образа в Италии и Московской Руси XIV - XVI веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Гурова, Екатерина Николаевна

  • Гурова, Екатерина Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Белгород
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 159
Гурова, Екатерина Николаевна. Культурная репрезентация женского образа в Италии и Московской Руси XIV - XVI веков: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Белгород. 2010. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Гурова, Екатерина Николаевна

Введение.

Глава 1. Философско-теоретическая концептуализация женского образа в письменных источниках Италии и Московской Руси XIV - XVI веков.

1.1 Социокультурные и тендерные особенности культуры ре-нессансной Италии и Московской Руси.

1.2 «Собирательный женский портрет» в письменных источниках Московской Руси и ренессансной Италии.

Глава 2. Специфики женского образа в религиозной живописи ренессансной Италии и Московской Руси.

2.1. Культурная репрезентация материнства в памятниках изобразительного искусства Италии и Руси XIV-XVI веков

2.2. Компаративистский анализ визуального представления девства и царственности.

Глава 3. Культурная репрезентация визуального образа Богоматери в системе политической пропаганды Италии и Московии XIV-XVI столетий.

3.1. Тендерные аспекты формирования политико-идеологической «мифологемы власти» в изобразительном искусстве.

3.2. Концепция универсального развития истории и культуры Италии и Московской Руси XIV — XVI веков.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурная репрезентация женского образа в Италии и Московской Руси XIV - XVI веков»

Актуальность исследования. Историко-культурный и компаративистский анализ двух христианских направлений: православного и католического, является одной из важнейших «практических» проблем гуманитарного знания на протяжении длительного времени. Но наибольший интерес для философии и истории культуры представляет эпоха позднего Средневековья - раннего Нового времени, когда и в Италии, и в Московской Руси наблюдался «переходный период», породивший внутри цивилизационных систем борьбу «нового качества» за господство государственно-церковной идеологии в различных сферах общества, в том числе и в письменной, и визуальной культурах. Этот период интересен тем, что для данных государств характерны, хотя и в разной степени, схожие мировоззренческие изменения, связанные с нарастанием индивидуалистических тенденций, реформационными процессами общественного и религиозного содержания, в том числе и идеями богоизбранности того или иного народа, государства. Несмотря на тотально религиозный характер мировоззрения, переходный период, однако обнажает начало процесса секуляризации.

В течение XIV - XVI веков особое развитие получили политические (или идеолого-мифологические) теории о растущей власти и могуществе государств (Венеция, Флоренция, Московская Русь). Особый научно-исследовательский интерес вызывает тендерное обоснование политической мифологии, возникшей в период перехода от традиционной религиозной парадигмы к новационным процессам формирования светского мировоззрения, и выявленной с помощью кросс-культурной визуализации и историко-компаративистского анализа письменных источников русской и европейской культур (на примере Московской Руси и ренессансной Италии). Следствием этого феномена стал своеобразный «продукт» политического сознания эпохи - долговременно конструировавшийся, но оформленный лишь к XVI столетию - «миф о Венеции», «миф о Флоренции», «миф о Московской Ру3 си». Указанные мифы содержали в себе две базовые идеи: а) концепцию великой исторической миссии собственного государства как одной из главных мировых сил; б) представление о своем государстве как идеальном, образцовом, «гуманном». С нашей точки зрения, данные идеи, проиллюстрированные на примерах памятников религиозного изобразительного искусства, получили специфически «женское обрамление», как в мифологии Италии, так и в Московской Руси. Поэтому чрезвычайно важно исследовать способы и особенности культурной репрезентации мифов о могуществе власти не только через письменные тексты, но и через анализ визуальных женских образов религиозной живописи ренессансной Италии и иконописи Московской Руси. Таким образом, способы репрезентации религиозного женского образа в русской и итальянской культуре XIV - XVI столетий должны стать предметом современного философского и социокультурного анализа, учитывающего новые подходы и методы гуманитарного знания.

Степень научной разработанности проблемы. При огромном количестве работ общетеоретического, искусствоведческого или культурологического характера по данным периодам истории, проблема женского образа с позиций социокультурного анализа в религиозной живописи переходной эпохи исследуемого периода, и тем более культурной репрезентации в нем различных мифологем специально никем не рассматривалась. Необходимо комплексное использование научных информационных источников: философских, культурологических, исторических, искусствоведческих, социологических и тендерных, рассмотренных с позиций междисциплинарного подхода. Особым «текстом» исследования стали произведения религиозной живописи Московии и Италии XIV - XVI столетий.

Важнейшими для работы являются труды методологов, исследующих визуальные памятники культуры: историков Ж.-К. Шмитта, С. Лучицкой,

Ю. Арнаутовой, рассматривающих изображение в визуальном искусстве, как род памяти — memoria, как важнейший способ фиксации памяти о событиях; социологов — Е. Рождественской, Н. Захаровой, Р. Брекнер, использующих

4' визуальную социологию и методы кросс-культурной визуализации, как новые способы интерпретации и репрезентации образов искусства в культуре. Данная методология позволяет сравнивать изображения религиозного женского образа в контексте различных культур, выявить как универсальные, так и специфические черты. Важнейшим в исследовании является, преломленное в данной методологии понятие «культурная репрезентация», понимаемое как связанность культурных феноменов (и письменных, и изобразительных) и социальных процессов, интегрирующих общественную систему в единое целое. Культурная репрезентация не только способствует культурной интерпретации тех или иных общественных явлений, но и предопределяет форму и способ их социальной онтологичности, т. е. реального бытия эпох. Проблемы культурных репрезентаций представлены в работах С. Холла, П. Рикёра, А. Согомонова, А. Усмановой, Л. Ионина.

Не менее важной является проблема расшифровки различных культурных символов, составляющих культурный код эпохи. Каждое визуальное произведение является «текстом», который необходимо изучать в его социальных связях с исторической реальностью, историей его создания, автором, объектом и субъектом. Современная исследовательница Т. Суминова «текст» рассматривает как культурную память произведения, в котором хранится множество кодов, расшифровка которых способствует реконструкции целых пластов культуры. Другим важным объектом исследования стала сама средневековая и ренессансная культура, в том числе и живопись, обладающая высокой степенью знаковости, а значит и символичности, о чем подробно излагается в многочисленных работах, в том числе Ю. Лотмана, В. Бычкова, Д. Угриновича, М. Бахтина, Д. Лихачева.

Для комплексного анализа религиозной живописи ренессансной Италии и Московской Руси, необходимо учитывать такую «единицу» исследования как человеческое тело (в нашем случае как синоним женских образов: светских и религиозных) в изобразительном искусстве, отраженную в трудах

Е. Газаровой, И. Быховской, В. Бунда, И. Кона, В. Подогороги, Г. Бреслава, а также статей Л. Чертова, С. Кулаевой и А. Хоментовской.

Важный пласт представляют общетеоретические работы по философии культуры, философии искусства: В. Егорова, Ф. Таперджи, О. Кривцуна, направленные на осмысление сущности культуры Италии и России в контексте мировых цивилизаций и роли творческих процессов в них. Также значимы исследования женского образа в русской культуре (С. Климова, И. Языкова, X. Бельтинг, Н. Пушкарева) и итальянской (А. Романчук, Р. Уепйюпе).

Выявлению различных особенностей развития культуры Италии и Московской Руси XIV — XVI веков в целом, и в частности религиозной живописи, посвящены работы Дж. Аргана, А. Бенуа, И. Смирновой, Ф. Педрокко, а также А. Смирновой, итальянских исследователей Ь. РаЬЬп, О. ОагГа§шш, монографии Д. Гудинга, Д. Леннокса, В. Головина, Н. Яковлевой, Э. Паноф-ского, в которых рассматривается влияние мировоззренческих представлений как на искусство, так и на религиозную живопись Московской Руси ренес-сансной Италии.

Осмысление культуры через тендерный аспект начинается в новейшей науке с конца 80-х годов XX века, и позволяет использовать данную методологию для исследования женских образов в искусстве и литературе любой эпохи. Актуальны исследования, связанные с выработкой тендерных методов в контексте гуманитарной науки, а именно труды А. Репиной, Н. Пушкаре-вой, О. Рябова, И. Жеребкиной, Е. Здравомысловой, А. Темкиной, Е. Ярской-Смирновой, О. Ворониной. Особый интерес вызывают ряд исследований И. Аристарховой, А. Левисон, Т. Лауретис, Г. Полок, Л. Малви, П. Шмит, А. Альчук, А. Усмановой, Г. Бреслава, Г. Ельниковой, В. Карпадольцевой, Е. Левиной, Н. Хамитова, С. Хойнацки, Н. Чодороу, Э. Элисон, Т. Лауретис. Данные работы позволяют выявить самые разные трактовки репрезентации образа женщины, в основном современного, внедряемого в массовое сознание посредством рекламы, кино, фотографии и т.п. Данный культурологический анализ можно проецировать на исследование женского образа и в ре6 нессансной живописи Венеции, Флоренции и иконописи Московской Руси XIV - XVI веков.

Другим значимым блоком научной литературы для решения проблемы настоящего исследования является историческая база современной науки, Так как наш анализ ограничен тремя «объектами»: Венецией, Флоренцией (Италия) и Московией (Русь), мы опирались на исследования французских, итальянских и российских историков (Ж.-К. Оке, К. Бек, А. Сахаров, И. Красновой, А. Уткин, Э. Гордиенко, Е. Скрижиская), которые рассматривали различные аспекты этих культур. Важной темой в рамках нашей работы является проблема «мифа» и «антимифа» данных стран. В частности, сущность «мифа о Венеции» раскрывает А. Ломоносов, А. Талызина. Особенности «мифа о Флоренции» рассмотрены в статьях И. Красновой. В трудах Т. Георгиевой, Д. Тренина, В. Шапошника, Д. Лихачева, А. Лаушкина исследуются идеалы, духовные ценности Московской Руси, особенности развития Московии как православного царства, как «Нового Запада», тем самым, актуализируя миф о «Москве как третьем Риме». В работе мы учитываем и рецепции русских религиозных философов Серебряного века, в частности труды Н. Бердяева, который выводил из определения специфики некоторых форм развития Руси — России ее женственный характер, в том числе затрагивал и женские характеристики мифологемы «Москва - Третий Рим», в контексте своего знаменитого учения о двойственном характере русской души.

Отдельно стоит выделить исследования по истории повседневности Р. Ventrone, И. Красновой, Н. Чодороу, А. Блейз, Р. Захаржевской, Н. Пушка-ревой, что чрезвычайно важно для определения рода занятий, месте в обществе, стиле поведения, внешности, семейных и др. связях позднесредневеко-вой женщины Московской Руси и ренессансной Италии.

Объект исследования - письменная и визуальная культура ренессансной Италии и Московской Руси XIV - XVI столетий.

Предмет - женский образ в письменных и религиозных изобразительных источниках Московской Руси и ренессансной Италии. 7

Цель исследования — репрезентация женского образа в русской и итальянской культурах XIV — XVI веков.

Достижение поставленной цели осуществлено посредством решения нескольких взаимосвязанных задач:

1. Выявить социокультурные и тендерные особенности переходного периода в культуре Московской Руси и ренессансной Италии;

2. Описать «собирательный женский портрет» и раскрыть мифологическую составляющую религиозного образа Мадонны/Богородицы в нем (по материалам письменных источников Московской Руси и ренессансной Италии);

3. Разработать социокультурную типологию женских образов в религиозной живописи ренессансной Италии и Московской Руси и сопоставить ее с «собирательным женским портретом», составленным по материалам письменных источников рассматриваемых культур;

4. Исследовать и обосновать тендерные аспекты формирования политико-идеологической «мифологемы власти» на материалах изобразительного искусства Италии (Венеции, Флоренции) и Московии XIV - XVI столетий;

5. Обосновать амбивалентную природу власти, основанную на единстве двух аксиологических составляющих: силы и защиты, могущества и покровительства, мощи и мягкости, то есть через внедрение тендерного (чувственно-женского) компонента в изначально мужской стереотип власти;

6. Рассмотреть синхронию социально-политической и художественной динамики культуры Италии эпохи Возрождения и Московской Руси XIV - XVI вв.

Хронологические рамки исследования охватывают период XIV - XVI столетий, определяемый как переходная эпоха в русской и итальянской культуре от Средневековья к Новому времени.

Территориальные рамки: Московская Русь, ренессансная Италия (Венеция, Флоренция).

Источниковая база исследования. Специфика заявленного исследования предполагает получение информации преимущественно из изобрази8 тельных источников {более 750 наименований) культуры Руси и Италии XIV - XVI вв., которые были проанализированы и систематизированы для получения наиболее объективных и научных результатов. Так в ходе проведения исследования создан тематический электронный каталог изобразительных источников (он представлен в приложении к диссертационной работе на CD).

Для решения проблемы диссертационного исследования необходимо комплексное изучение и письменных источников (ок. 100 наименований) Московской Руси и ренессансной Италии. Для более глубокого и всестороннего анализа исследуемой проблемы привлечены источники различного плана, а именно педагогические и гуманистические сочинения ренессансной Италии (Т. Торквато, Дж. П. дела Мирандола, Н. Макиавелли, А. Риннуччи-ни, Ф. Гвиччардини, Н. Кузанский, П.П. Верджерио, Винсент из Бове, Э.С. Пикколомини, Э. Роттердамский, JI. Альберти, П. Бруней, Б. Готтифриди, JI. Пизано, А. Фиренцуола, М. Фичино, Манетти, Валла, Дж. Боккаччо, Ф. Вил-лани, Д. Доминичи, Тулия д' Арагона, Ф. Петрарка, А. Данте, Челлини, Пальмиери, Кастильоне, Дж. Понтано), переписка видных деятелей исследуемой эпохи («Письмо Епифания премудрого к Кириллу тверскому», И.С. Пересветов), древнерусская литература («Задонщина», Сказание о Мамаевом побоище, М. Грек, «О земном устроении», «Взятие Полоцка Иваном Грозным», «Описание княжеского города-крепости в XVI в.», «Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г.», «Московская повесть о походе Ивана III на Новгород», «Повесть о стоянии на Угре», «Казанская история», послания Филофея, «Сказание о вавилонском царстве», «Повесть о новгородском белом клобуке», «Повесть о прохождении Стефана Батория»), религиозно-этическая литература XIV -XVI веков («Домострой», из «Измарагда», «Чин свадебный», «Поучение Даниила, митрополита всея Руси», «Волоколамский патерик», «Послесловие к «Апостолу», Н. Ссорский, Даниил Заточник, Гиль-ом из Шомпо, Г. Палама, Савонарола) и законодательные документы (Стоглав, соборный приговор 1584 «Об отмене тарханов»), эюитийная литература и апокрифы («Хожение Марии по мукам», «Сказание о княгине Ольге», 9

Книга о рождении Благодатной Марии и детстве Спасителя, написанная по-еврейски и переведенная по-латински блаженным Иеронимом пресвитером»), путевые очерки («Хожение Даниила игумена русской земли», «Хоже-ние на флорентийский собор неизвестного суздальца», «Хожении за три моря», «Русский город по описанию Ченслера», «Описание России неизвестного англичанина», М. Полло, А. Поссевино).

Отмеченные письменные источники отражают объективную картину мира рассматриваемой эпохи, позволяют сформировать представление о взаимосвязи идеологии, мировоззренческих установок, искусства, став теоретической основой анализа репрезентации женского образа в культуре ренес-сансной Италии и Московской Руси XIV - XVI столетий.

Теоретико-методологические основы исследования. Внимание к обозначенным проблемам обусловлено тем, что их изучение отличается слабой теоретической обоснованностью, отсутствием единой, общепризнанной методологической базы, все еще низкой востребованностью изобразительных источников в философском аналитическом арсенале, необходимостью более активного использования кросс-визуальной методологии при изучении эстетических объектов культуры, в том числе и в историческом контексте. Исследование опирается на следующие методы:

• метод кросс-культурной визуализации, позволивший обосновать аналогии и отличия протекания политических и духовных процессов культурного развития Италии и Руси в исследуемую эпоху на примерах изобразительного искусства (анализ женских образов);

• метод историко-компаративистского анализа, позволивший выделить общее и особенное в репрезентации женского образа в религиозном искусстве Московской Руси и ренессансной Италии, определить ступени и тенденции его развития;

• общефилософские методы (дескриптивный, аналитический, синтетический, герменевтический и т.д.), необходимые для качественной систематизации всей совокупности данных (в том числе теоретических), полученных в

10 рамках выполнения исследования, а также для концептуального оформления результатов исследования;

• типологический метод, определивший типологизацию религиозного женского образа, в изобразительном искусстве ренессансной Италии и иконописи Московской Руси.

Подходы исследования:

• междисциплинарный, способствовавший привлечению информации и методов из других областей гуманитарной науки;

• историко-культурный, используемый в анализе локальных культур и их компаративистском сопоставлении в хронотопе мировой культуры,

• тендерный, предполагающий экспертизу социально-исторических явлений с учетом фактора пола (женского/мужского начал);

• эстетико-религиоведческий, раскрывающий «практически-духовные» процессы взаимопроникновения и даже слияния религии и искусства на примере описания женских образов и определяющий эстетические составляющие религиозного женского образа в живописи ренессансной Италии и Московской Руси.

Базовой методологией выступает теоретико-методологическая концепция социокультурной динамики П.А. Сорокина и теория исторической синхронии. С помощью данной методологии обоснован динамичный характер русской истории и культуры, ее симметричность аналогичным процессам европейского развития.

Научная новизна диссертационного исследования представлена следующими полученными результатами:

• Выявлены' социокультурные особенности переходного периода в культуре ренессансной Италии и Московской Руси, преломленные сквозь тендерную проблематику;

• Составлен «собирательный женский портрет» по материалам письменных источников ренессансной Италии и Московской Руси, а также определена мифологическая (идеально-образцовая) роль религиозного образа — Девы Марии в выделении общих и специфических черт в нем;

• Разработана социокультурная типология женских образов в религиозной живописи ренессансной Италии и Московской Руси, которая сопоставлена с «собирательным женским портретом»;

• Исследованы некоторые тендерные характеристики «мифологем власти» Московской Руси, Венеции, Флоренции XIV - XVI веков на примерах визуального религиозного женского образа;

• Дано обоснование амбивалентной природе власти, основанной на единстве двух аксиологических составляющих в процессе включения чувственно-женского/женственного компонента в изначально мужской стереотип репрезентации власти;

• Представлена философская концепция синхронии социально-политической и художественной динамики культуры Италии эпохи Возрождения и Московской Руси XIV - XVI веков.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социокультурные особенности ренессансной Италии и Московской Руси связаны с переходностью эпохи, понимаемой как глобальная смена культурных парадигм с религиозной на секулярную. В Италии она проявилась в развитии гуманистических, индивидуалистических начал, обращении к классической древности (Др. Греция и Рим), в Московской Руси - в рефлексивном интересе к культуре Византии, эстетизации культурных образов (культ храмов и икон) по греческим образцам. В исследовании рассматривается не только хорошо изученное различие итальянской и русской культур данного периода, но выявление и репрезентация схожих процессов, а таюке обобщение уникальных черт, к каковым относятся: зарождение этноцентризма, ярко выраженный мировоззренческий эстетизм, интерес к женскому началу. На примере культурной репрезентации религиозного женского образа наблюдаются процессы отражения в нем мифологизированного сознания общества указанных государств.

2. «Собирательный женский портрет» представленный в письменных источниках Московской Руси и Италии XIV - XVI вв., являет собой совокупность внешних черт и внутренних качеств, а также повседневных занятий и обязанностей женщины того времени. Общее и типичное во внешних характеристиках русской и итальянской женщины: подчеркивание внешней привлекательности с помощью украшательства лица и одежды, стремление к усовершенствованию природной красоты. Отличие: акцентирование внимания на телесный эротизм итальянки (отражение светских представлений о культе Мадонны), и противоположная сакрализация телесной красоты русской женщины за эстетикой внешних убранств. Внутренние черты русской и итальянской женщины XIV - XVI вв. отражают этические и моральные аспекты: праведность, мудрость, смирение, благородство, духовность, любовь, подчинение мужу и т.д. Общее в повседневном быте женщин в обеих культурах: рукоделие, воспитание детей, ведение домашнего хозяйства и др. Отличительное занятие русской женщины: участие в военных действиях, метафорически отражающее важнейшую воинственную функцию Богородицы -Оранты, Защитницы русского государства.

3. Женский образ, представленный в иконописи Московской Руси и религиозной живописи Венеции и Флоренции эпохи Возрождения типологизи-рован: «Мария - Вечная Дева», «Дева Мария - Мать» и «Дева Мария - Царица». Важна идея троичности - ипостасности. Образ Девы Марии симметричен как образу Бога, так и образу человека. Совокупность трех ипостасей в одном лице свидетельствует о прочности и постоянстве фундаментальных характеристик идеальной женственности. Т.е., в образе Богоматери дана репрезентация базовых основ христианства: совершенство божественного-человеческого (Христа) и женственного (Богоматери) симметричны и аналогичны друг другу. В идее триипостасности отражены и социальные установки общества, репрезентированные в «собирательном женском портрете»: ро

13 ждение и воспитание детей («Мария - Мать»), руководство домашним хозяйством («Мария - Царица»), чистота духовных помыслов («Мария - Дева»).

Таким образом, в «собирательном женском портрете» выражена ориентация на идеал - образ Девы Марии.

4. «Мифологема власти», с одной стороны, понимается как разновидность государственной идеологии, а с другой - как способ манипуляции общественным сознанием, внедрением в него базовых политических идей Венецианской и Флорентийской республик и Московской Руси различными, доступными народу, средствами. «Мифологема власти» была репрезентирована визуально через культ Девы Марии. Идея исключительного культа империй символически была представлена через такие психологические черты «Марии - Матери» как любовь к своему сыну (метафора любви правителя к народу), милосердие, покровительство, заступничество и т.д.; идея богатства - через узнаваемый природный или архитектурный ландшафты, интерьер, в котором была изображена Богоматерь, через ее украшения и наряд; идея величия и могущества указанных государств и коллективной духовности граждан — через изображение светских персон перед Девой Марией - Царицей, геральдических атрибутов (герб, флаг) в религиозном сюжете. Идеи традиционно мужские, по сути, получили специфическое «женское обрамление» как в мифологии исследуемых культур, прочно ассоциируясь с женскими образами.

5. В культуре двух стран прямо или косвенно демонстрировалась амбивалентная природа власти, основанная на единстве двух аксиологических составляющих: силы и защиты, могущества и покровительства, мощи и мягкости, то есть в процессе включения чувственно-женского/женственного компонента в изначально мужской стереотип власти. Женское начало входит не только в искусство и культуру в целом, но и в структуру политического сознания («мифологему власти»), «разбавляя» жесткое маскулинное сознание средневековыми культами: Дамы и Девы Марии. Таким образом, власть стала обретать черты «женской привлекательности», превращаясь как в «объект» вожделения для ее обладателя (правителя того или иного государства),

14 так и награду для него как для победителя. То есть субъектом власти являлся мужчина, а сама власть персонифицировалась с женским мифообразом. Наделенный властью обладает и женским, и мужским «началами»: он родитель, покровитель, защитник и др. (традиционные функции Богоматери). Различия: в ренессансной Италии в репрезентации власти больше чувственности и радости обладания (Мадонна), а в Московской Руси больше ответственности и бремени («Дева Мария - Мать»). б.Образ Богоматери в обеих культурах рассматривался не только как эстетический и религиозный объект, но являлся и средством культурной репрезентации самого государства, его идеологии и политики. Синхронность развития двух культур демонстрируется через: идеи переходности, этноцентризма, имперскости (политического верховенства), и самое главное — через репрезентацию женских черт традиционно маскулинной «мифологемы власти». Это позволяет обосновать концепцию универсального развития мировой истории XIV - XVI вв., выявить динамичный характер русской истории и культуры, ее схожесть с аналогичными процессами европейского развития, опровергнуть миф о подавлении женского начала в Позднем Средневековье.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в специальных курсах истории культуры, философии, религиоведении, культурологии и эстетики. Материалы диссертации могут служить методологической базой для проведения последующей научной работы в изучении тендерных проблем на основе памятников изобразительного искусства.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на международных конференциях: VII Международных Славянских Чтениях «Русская цивилизация: диалог в культурном пространстве» (Орел, 2009), «Счастливые страницы в истории человечества и повседневной жизни людей» (Тула, 2009), «Белгородский диалог - 2010. Проблемы российской и всеобщей истории» (Белгород, 2010),

Религия и общество: актуальные проблемы свободы совести» (Могилев,

15

Республика Беларусь, 2010), «Современные направления научных исследований» (Екатеринбург, 2010), «Российская историческая наука: проблемы и основные тенденции развития» (Тула, 2010); а также на всероссийских конференциях: «Философия и наука поверх барьеров: культурно-цивилизационные и антропологические кризисы идентичности в современном мире» (Белгород, 2009), «Система и среда: Язык. Человек. Общество» (Нижний Тагил, 2009), Всероссийской научной школы для молодых ученых: «Русская философия: истоки и современность» (Белгород, 2009), «Философия и наука поверх барьеров: Философия науки: история и современность» (Белгород, 2010).

С октября 2009 г. по июль 2010 г. работа по теме диссертации проводилась в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы в рамках реализации мероприятия № 1.3.2 Проведение научных исследований целевыми аспирантами (госконтракт № П1892 от 28.10.2009 г.) под руководством диссертанта. Представленные отчеты были одобрены экспертами Федерального агентства по науке и инновациям.

Структура работы. Диссертационное исследование включает введение, три главы, шесть параграфов, заключение, библиографический список из 217 источников, список изобразительных источников и тематический электронный каталог изобразительных источников (в приложении на СО). Общий объем работы 161 стр.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Гурова, Екатерина Николаевна

Заключение

Исследуемый период, XIV - XVI столетия, многими исследователями определяется как переходная эпоха в культуре Италии и культуре России. В культурном развитии этих стран происходили различные социокультурные изменения, повлекшие за собой установление новой картины мира, в которой важное место занимал человек. Непонимание новых преобразований человеком с религиозным сознанием привело его к мифологизированию культурного развития своих стран. В результате создавались различные историко-культурные мифологемы, репрезентируемые, прежде всего в визуальном искусстве. Указанные трансформации не могли не актуализировать тендерные проблемы, в частности репрезентацию мифологии в религиозном женском образе.

Женский образ в религиозном изобразительном искусстве Московской Руси и Италии XIV - XVI веков имел социально-эстетическую и религиозную специфику. Так, религиозный смысл женского иконописного образа в католической и православной живописи, заключается в наделении его, прежде всего назидательностью, дидактичностыо, вероучительностью, милосердием, состраданием и другими идеальными характеристиками, отражающими культурную репрезентацию эпохи. В нем были показаны и социально-эстетические особенности, т.е. принятые в русском и итальянском обществах визуальное представление этических идеалов и соответствующих взглядов на прекрасное, возвышенное, этически и эстетически совершенное в женщине. В религиозном женском образе представлены культурно-идейные установки государств о репрезентации идеала женской красоты в изобразительном церковном искусстве московского и итальянских государств Позднего Средневековья.

В результате, удалось проследить корреляции между социально-политическими процессами развития Московской Руси, ренессансной Италии (Венеции, Флоренции) и их визуальной репрезентацией в религиозной

105 живописи этих государств. В частности, общими чертами являлись историко-культурные и социально-политические факторы (идеи могущества власти, влияние греческих традиций и т.д.), которые происходили независимо друг от друга, но одинаково влияли на особенности развития религиозной живописи каждого изучаемого государства, в том числе и на изображение женского образа в ней.

Философско-культурологическое обобщение результатов анализа письменных источников XIV - XVI столетий Италии и Московской Руси показывает общность многих черт женского образа как культурного репрезентанта эпохи. Так прослеживается единый стандарт красоты женской внешности, и в частности женского тела. В целом представлена типичная фигура женщины, подчиненной отцу и мужу, преданной заботе о семье и доме, выполняющей хозяйственные и домашне-охранительные задачи. В письменной культуре Венеции, Флоренции, Московии указанного времени женщина рассматривалась амбивалентно: как идеал, т.е. «добрая жена» и в тоже время как источник греха «блудница» в Московской Руси и «куртизанка» в Италии. А также выяснилось, что некоторые специфические характеристики «собирательного женского портрета» переходной эпохи в Италии и Московии, пересекались образом Богоматери.

Сам образ Богоматери репрезентирован, в письменных и изобразительных источниках отмеченных стран в трех самых основных социокультурных типах: «Мария - Вечная Дева», «Дева Мария - Мать» и «Дева Мария - Царица». Подобная типология не только представляет идеальный образ женщины, но и раскрывает в визуальном образе Девы Марии эстетический канон и эти-ко-религиозные стереотипы, которые институализировались государством и церковью для формирования определенного типа идентичностей Московской Руси и ренессансной Италии: Выявленные типы религиозного женского образа, либо отдельные их составляющие, соотносятся не только с «собирательным женским портретом», представленным в русских и итальянских письменных источниках XIV - XVI веков, но демонстрируют и политико

106 идеологические «мифологемы власти» в искусстве Московской Руси, Флоренции и Венеции XIV — XVI столетий.

Мастерами религиозной живописи Италии и московской иконописи в период с XIV и особенно в XVI столетии были четко расставлены визуальные приоритеты в репрезентации «мифологемы власти» своих государств через женский образ, в которую входили: исключительный культ империй, богатства, величия указанных стран и коллективной духовности граждан, а также общности свободного народа и государства (Венеция, Флоренция), -как оснований стабильности и успеха. Создание идеальных, эстетически воздействующих образов (и прежде всего богородичного образа) способствовало поддержанию патриотических настроений и социокультурной удовлетворенности граждан анализируемых стран. В целом в женском образе представлена культурная репрезентация уникальности указанных государств.

Таким образом, изучив в письменной и визуальной культуре московского и итальянских государств XIV - XVI веков специфику женского образа, мифологические особенности его репрезентации, демонстрацию в нем политических мифов указанных стран, приходим к следующему выводу. Для Флоренции, Венеции, Московии XIV - XVI столетий характерна определенная общность историко-культурного развития, что позволяет рассуждать о динамичном характере древнерусского духовно-эстетического сознания/культуры и его корреляциях с историей/культурой европейской менталь-ности. То есть многосторонний анализ женского образа свидетельствует о синхронии социально-политической и художественной динамики культуры Италии эпохи Возрождения и Московской Руси XIV - XVI столетий.

Таким образом, цель исследования и поставленные в нем задачи выполнены. Представляется, что на основе полученных выводов перспективны дальнейшие изыскания в этой проблематике. Подобное исследование возможно провести на материале письменных и изобразительных источниках других различных культур, не только русской и итальянской. Также возможно исследование культурной репрезентации и мужского образа в культуре

107 любых государств различных исторических эпох. Данное диссертационное исследование может являться методологическим примером изучения аналогичных проблем в мировой культуре.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гурова, Екатерина Николаевна, 2010 год

1. Альберти, Л.Б. О семье Текст. / Л.Б. Альберти // Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV XVII вв.) / Авт. и сост. И.В. Ревякина, О.Ф. Кудрявцев. -М.: Изд-во УРАО, 1999. - С. 140-179

2. Боккаччо, Дж. Декамероне Электронный ресурс. / Дж. Боккаччо / Пер. с итал. А. Н. Веселовского // http://az.lib.rU/b/bokkachchod/text0030.shtml

3. Боккаччо, Дж. Амето Электронный ресурс. // http://www.lib.ru/INOOLD/BOKKACHO/bokameto.txt

4. Бруней, П. Галантные дамы Текст. / П. Бруней // О любви и красотах женщин: трактаты о любви эпохи Возрождения / Сост. и авт. вступ. ст. В.П. Шестаков. М.: Республика, 1992. - С. 351-365.

5. Валла, Л. О наслаждении Текст. / Л. Валла // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5-и тт. T.I. М.: Наука - 1962 с. 486 -497

6. Взятие Полоцка Иваном Грозным (по продолжению летописца начала царства) Текст. // Александров В.А., Корецкий В.И. Хрестоматия по истории СССР XVI XVII вв. / Под ред. A.A. Зимина. - М.: Соцэкгиз, 1962. -С. 176-182

7. Виллани Дж. Новая хроника Электронный ресурс. / Дж. Виллани // http://www.belpaese2000.narod.ru/Teca/Tre/villani/vilcron.htm

8. Виллани Дж. Новая хроника или история Флоренции. Электронный ресурс. / Дж. Виллани М. Наука. 1997 // http://www.i-u.ru/biblio/archive/villaninovaja/10.aspx

9. Волоколамский патерик Текст. // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 т. Т.9.: Конец XV пер. пол. XVI века / Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 2000. - С. 20-69

10. Готтифриди, Б. Зерцало любви Текст. / Б. Готтифриди // О любви и красотах женщин: трактаты о любви эпохи Возрождения / Сост. и авт. вступ. ст.В.П. Шестаков. М.: Республика, 1992. - С. 289-324.

11. Грек, М. Повесть о Савонароле Текст. / М. Грек // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 т. Т.9.: Конец XV пер. пол. XVI века / Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 2000. - С. 315-360

12. Грек М. Послание о фортуне Текст. / М. Грек // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 т. Т.9.: Конец XV пер. пол. XVI века / Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 2000. - С. 308-313

13. Гвиччардини, Ф. Семейная хроника Электронный Ресурс. /Гвиччардини Ф. // http://www.vostlit.info/Texts/rusl 6/Gviccardini/frametext2.htm

14. Дамаскин, И. Точное изложение православной веры Электронный ресурс. / И. Дамаскин //http://antology.rchgi.spb.ru/Damaskinioan/damas01/damas01/index.htm

15. Данте, А. Взирает на достойнейшее тот Текст. / А. Данте // Данте, Петрарка, Микеланджело. Поэзия Возрождения. М.: Эксмо, 2004. - С. 105.

16. Данте, А. Стихотворения из книги «Новая жизнь» Текст. / Пер. А.М. Эфроса // Данте, Петрарка, Микеланджело. Поэзия Возрождения. М.: Эксмо, 2004. - С. 96 - 209

17. Домострой Текст. // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века / Вст. ст. Д.С. Лихачева; сост. И общ. Ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М.: Худож. Лит, 1985. - С. 71-173

18. Домострой Текст. // Пламенное слово: Проза и поэзия Древней Руси / Сост. В.В. Кусков, С.С. Жемайтис. М.: Моск. рабочий, 1978. С. 229

19. Еразм, Е. Повесть о Петре и Февронии Муромских Электронный ресурс. // http://old-rus.narod.ru/07-43 .html

20. Житие и страдания святой великомученицы Варвары Электронный ресурс. // http://halkidon2006.narod.ru/saints/029.htm (Библиотека «Халки-дон», 2006)

21. Житие княгини Ольги // Древнерусские княжеские жития / Сост., вступ. ст. подгот. текстов, коммент., перев. В.В. Кускова; подбор илл. Т.А. Исаченко, В.Ю. Кисель, Е.Л. Конявский, А.Б. Метелкина. М.: Кругъ, 2001. С. 39.

22. Житие преподобной Евфросинии Суздальской Электронный ресурс. // http://drevlepravoslav.ucoz.ru/publ/3-l -0-66

23. Житие преподобной Марии Египетской Электронный ресурс. //http://www.zavet.ru/maregip.htm

24. Житие святой великомученицы Екатерины Электронный ресурс. // http://beseda.mscom.ru/library (Библиотека форума «Православная беседа»)

25. Задонщина Электронный ресурс. // Древнерусская литература. Антология // http://old-rus.narod.ru/05-5.html

26. Из «Измарагда» Текст. // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века / Вст. ст. Д.С. Лихачева; сост. И общ. Ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М.: Худож. Лит, 1985. - С. 55-69

27. Из «Слова Даниила Заточника» Текст. // Сатира XI XVII вв. / Сост., вступ. ст. и коммент. В.К. Былина, В.В Грихина; оформю Б.А. Диодова. -М.: Сов. Россия, 1986. - С. 83 - 89

28. Из «степной книги». Сказание о княгине Ольге Текст. // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века / Вст. ст. Д.С. Лихачева; сост. И общ. Ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М.: Худож. Лит, 1985. -С. 249-287

29. Из летописца Переяславля Суздальского Текст. // Живая вода Непрявды / Сост., коммент. А.И. Плигузова; предислов. В.И. Багунова. М.: Молодая гвардия, 1988.-С. 95

30. Казанская история Текст. // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века / Вст. ст. Д.С. Лихачева; сост. И общ. Ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М.: Худож. Лит, 1985. - С. 301-565

31. Кастильоне, Б. О придворном Текст. // Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV XVII вв.) / Авт. и сост. И.В. Ревякина, О.Ф. Кудрявцев. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - С. 226-243

32. Летописная повесть о Куликовской битве Электронный ресурс. // http://old-ru.ru/05-21.html; сказание о мамаевом побоище // http://old-ru.ru/05-6.html

33. Лионский, И. Обличение и опровержение лжеименного знания (Пять книг против ересей) Электронный ресурс. / И. Лионский http://www.vav.ru/book.php?idbook=l&idpart==3&idchapter=10&idsub=34

34. Макиавелли, Н. Государь Электронный Ресурс. /Н. Макиавелли // http://lib.rus.ec/b/l 52039/read

35. Манетти, Дж. О достоинстве и превосходстве человека Текст. / Дж. Ма-нетти // Антология мировой философии: возрождение. Мн.: Харвест, М.: ООО Изд-во ACT, 2001. - С. 60-102

36. Московская повесть о походе Ивана III на Новгород Текст. // Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XV века / Вст. ст. Д.С. Лихачева; сост. И общ. Ред. JI.A. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М.: Худож. Лит, 1982.-С. 377-403.

37. Наставление 12-ое митрополита Даниила Текст. // Пламенное слово: Проза и поэзия Древней Руси / Сост. В.В. Кусков, С.С. Жемайтис. М.: Моск. Рабочий, 1978. - С. 225 - 227

38. О земном устроении Текст. // Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XV века / Вст. ст. Д.С. Лихачева; сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. -М.: Худож. Лит, 1982. С. 193-215

39. О побоище на Дону и о том, как великий князь бился с ордою Текст. // Пространная летописная повесть 1425 г. «О побоище на Дону» // Живая вода Непрявды / Сост., коммент. А.И. Плкгова; предислов. В.И. Багунова. М.: Молодая гвардия, 1988. - С. 476 - 487

40. Об Алексее Митрополите Текст. // Рогожский летописец; Записи 1368 -1380 гг. // Живая вода Непрявды / Сост., коммент, А.И. Плигузова; Предислов. В.И. Буганова. Молодая гвардия, 1988. - С. 410 - 447

41. Описание княжеского города-крепости в XVI в. (по писцовой книге 1571 -1572) Текст. // Александров В.А., Корецкий В.И. Хрестоматия по истории СССР XVI XVII вв. / Под ред. A.A. Зимина. - М.: Соцэкгиз, 1962. -С. 145-151

42. Описание России неизвестного англичанина служившего зиму 57— 58 годов при Царском двореЭлектронный ресурс. // http://www.vostlit.info/Texts/rusl 1/Neizv angl/text.phtml?id=996

43. Пальмиери, М. Гражданская жизнь Текст. // Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV XVII вв.) / Авт. и сост. И.В. Ревякина, О.Ф. Кудрявцев. -М.: Изд-во УРАО, 1999. - С. 180 - 197

44. Пересветов, И.С. Большая челобитная Текст. // Александров В.А., Корецкий В.И. Хрестоматия по истории СССР XVI XVII вв. / Под ред. A.A. Зимина. -М.: Соцэкгиз, 1962. - С.73 - 85

45. Петрарка, Ф. Диалоги из I книги трактата «О средствах против превратностей любви» Электронный ресурс. // Средневековый город, Вып. 16. 2004 // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Italy/XIV/1340

46. Петрарка, Ф. Не слышал сын от матери родной Текст. / Ф. Петрарка // Данте, Петрарка, Микеланджело. Поэзия Возрождения. М.: Эксмо, 2004. - С. 220

47. Пизано, Л. Диалоги о любви Текст. / Л.Пизано // О любви и красотах женщин: трактаты о любви эпохи Возрождения / Сост. и авт. вступ. ст.В.П. Шестаков. М.: Республика, 1992. - С. 19-47

48. Письмо Епифания премудрого к Кириллу тверскому Электронный ресурс. // Древнерусская литература. Антология // http://old-rus.narod.ru/05-7.html

49. Повесть о болезни и смерти Василия III Текст. // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века / Вст. ст. Д.С. Лихачева; сост. и общ. Ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М.: Худож. Лит, 1985. - С. 19-47

50. Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г. Текст. // Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XV века / Вст. ст. Д.С. Лихачева; сост. И общ. Ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М.: Худож. Лит, 1982. - С. 217-267.^

51. Повесть о новгородском белом клобуке Текст. // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века / Вст. ст. Д.С. Лихачева; сост. И общ. Ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М.: Худож. Лит, 1985. - С. 198233

52. Повесть о посаднике Добрыне Текст. // ПЛДР: Вторая половина XV века / Вст. ст. Д.С. Лихачева; сост. и общ. Ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. -М.: Худож. Лит, 1982. С. 189 - 191

53. Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков Текст. / Подготовка текста и статьи В.И. Малышева. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1952.-С. 134

54. Повесть о стоянии на Угре Текст. // Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XV века / Вст. ст. Д.С. Лихачева; сост. И общ. Ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М.: Худож. Лит, 1982. - С. 515-521

55. Повесть о Псковском взятии Текст. // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 т. Т.9.: Конец XV пер. пол. XVI века / Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 2000. - С. 223 - 233

56. Понтано, Джов. Государь Текст. // Антология мировой философии: возрождение. -Мн.: Харвест, М.: ООО Изд-во ACT, 2001. С. 215-234

57. Послания старца Филофея: послание о неблагоприятных днях и часах Текст. // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 т. Т.9.: Конец XV пер. пол. XVI века / Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 2000.-С. 291-301

58. Послесловие к «Апостолу» 1564 г. Текст. // Александров В.А., Корецкий В.И. Хрестоматия по истории СССР XVI XVII вв. / Под ред. А.А. Зимина. -М.: Соцэкгиз, 1962. - С. 128 - 130

59. Поссевино, А. Московия Электронный ресурс. // http://www.vostlit.info/ Texts/rus

60. Поучение Даниила, митрополита всея Руси Текст. // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 т. Т.9.: Конец XV пер. пол. XVI века / Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 2000. - С. 361-371

61. Прп. Нил Синайский. Слово о блуде. 25. Текст. //Добротолюбие в 5-ти т. Т.2

62. Рассказ о смерти Пафнутия Боровского Текст. // ПЛДР: Вторая половина XV века / Вст. ст. Д.С. Лихачева; сост. и общ. Ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М.: Худож. Лит, 1982. - С. 479 - 513

63. Роттердамский, Э. Похвала Глупости Электронный ресурс. / Э. Роттердамский // http://lib.rus.ec/b/152039/read

64. Русский город по описанию Ченслера Текст. // Александров В.А., Ко-рецкий В.И. Хрестоматия по истории СССР XVI XVII вв. / Под ред.

65. A.A. Зимина. М.: Соцэкгиз, 1962. - С. 36-38

66. Савонарола, Дж. Краткое изложение философии, морали, логики, разделение и достоинства всех наук Текст. // Савонарола: Еретик из Сан-Марко / Херманн X.; Пер. с нем. H.A. Савинкова, В.В. Чернышёва. М.: Прогресс, 1982.-296 с.

67. Савонарола, Дж. Трактат Об Управлении Флоренцией Электронный ресурс. / Дж. Савонарола //http://vmw.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Italy/XV/1480-1500/SavonarolaG/predl.phtml?id=6985

68. Св. Иоанн Лествичник. Борьба с блудом.30. Текст. //Добротолюбие. Т.2.

69. Святая благоверная княгиня (преподобная) Анна Новгородская Электронный ресурс. // http://days.pravoslavie.ru/Life/life6430.htm

70. Сказание о Вавилонском царстве Текст. // Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XV века / Вст. ст. Д.С. Лихачева; сост. И общ. Ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М.: Худож. Лит, 1982. - С. 184187

71. Сказание о Дракуле Текст. // ПЛДР: Вторая половина XV века / Вст. ст. Д.С. Лихачева; сост. и общ. Ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М.: Худож. Лит, 1982. - С. 555 - 565

72. Сказание о Мамаевом побоище Электронный ресурс. // Древнерусская литература. Антология // http://old-rus.narod.ru/05-6.html

73. Слово о полку Игореве Текст. / Вступ. ст. Д. Лихачева; Сост. Л. Дмитриева; Худож. В.А. Фаворский. М.: Художественная литература, 1985. -222 с.

74. Соборный приговор 1584 г. Об отмене тарханов Текст. // Александров

75. B.А., Корецкий В.И. Хрестоматия по истории СССР XVI XVII вв. / Под ред. A.A. Зимина. -М.: Соцэкгиз, 1962. - С. 2001-205

76. Стоглав Электронный ресурс. // http://kopajglubze.boom.ru/stoglav/stoglavtext.html

77. Суды Соломона Электронный ресурс. / http//old-rus.narod.ru

78. Тайна тайных Текст. // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 т. Т.9.: Конец XV пер. пол. XVI века / Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 2000. - С. 373 - 423.

79. Теория Москва Третий Рим (Послание Елеазарова монастыря Филофея Василию III) Текст. // Александров В.А., Корецкий В.И. Хрестоматия по истории СССР XVI - XVII вв. / Под ред. A.A. Зимина. - М.: Соцэкгиз, 1962.-С. 65-68

80. Тит, Ф. К. (Климент Александрийский). Педагог Электронный ресурс. / К.Ф. Тит // http://antology.rchgi.spb.ru/Kliment/pedagogl.htm

81. Торквато, Т. Освобожденный Иерусалим Электронный ресурс. / Т. Тор-квато // http://az.lib.rU/t/tassot/text0020.shtml

82. Тулия д'Арагона. О бесконечности любви Текст. // О любви и красотах женщин: трактаты о любви эпохи Возрождения / Сост. и авт. вступ. ст. В.П. Шестаков. М.: Республика, 1992. - С. 156 - 202

83. Фиренцуола, А. О красотах женщин Текст. / А. Фиренцуола // О любви и красотах женщин: трактаты о любви эпохи Возрождения / Сост. и авт. вступ. ст.В.П. Шестаков. М.: Республика, 1992. - С. 126-203

84. Фичино, М. В чем состоит счастье, какие оно имеет ступени, о его вечности Текст. / М.Фичино // Антология мировой философии: Возрождение. -Мн.: Харвест; М.: ООО Изд-во ACT, 2001. С. 248-256.

85. Фичино, М. Комментарий на «пир» Платона. О любви Текст. / М. Фичино // О любви и красотах женщин: трактаты о любви эпохи Возрождения /Сост. и авт. вступ. ст. В.П. Шестаков. М.: Республика, 1992. - С. 49-71

86. Хожение Марии по мукам Текст. // В.В. Мильков. Древнерусские апокрифы. СПб.: Издательство РХГИ, 1999. - С. 609 - 626

87. Челлини, Б. Письмо Бенвенуто Челлини К Бенедетто Варки Текст. // Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции. М.: Правда. 1991

88. Чин свадебный Текст. // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века / Вст. ст. Д.С. Лихачева; сост. И общ. Ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева.-М.: Худож. Лит, 1985. С. 175-1971. Научная литература

89. Альчук, А. Женщины и визуальные знаки Текст. / А. Альчук; под ред. А. Альчук. М.: Идея-Пресс, 2000. - 260 с.

90. Антонетти, П. Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте Текст. / П. Антонетти / Пер. с франц. и предисл. В.Д.Балакина. М.: Молодая гвардия, 2004. - 287 с.

91. Арган, История итальянского искусства Текст. / Дж.Арган / Пер. с итал. М.: ОАО изд-во «Радуга», 2000. - 532 с.

92. Аристархова, И. Ослепляющий взгляд теорий репрезентации Текст. / И.Аристархова // Женщины и визуальные знаки / под ред. А. Альчук. — М.: Идея-Пресс, 2000. С. 187-212

93. Арнаутова, Ю.Е. Мемориальные аспекты иконографии святого Ган-фульта Текст. / Ю.Е. Арнаутова // Одиссей. Человек в истории. 2002. / [Глав. ред. А.Я. Гуревич]; Ин-т всеобщей истории. М.: Наука, 2002. - С. 53-75

94. Арутюрян A.A. Россия и Ренессанс Текст. / A.A. Арутюрян // Общественные науки и современность. 2001, №3. - С. 89 — 101.

95. Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или новое начало? Текст. / А. Ахиезер. М.: Новое издательство, 2005. - 708 с. (Исследования Фонда «Либеральная миссия»)

96. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика Текст. / Р. Барт / Пер. с фр.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. Косикова.— М.: Прогресс, 1989. — 616 с.

97. Батлер, Д. Тендерное беспокойство Текст. / Д.Батлер // Антология тендерной теории: [Перевод] / Сост., коммент. Е. Гаповой, А. Усмановой. -М.: Сайгония; Минск: Пропилен, 2000. С. 297-346.

98. Бек, К. История Венеции Текст. / К. Бек. М.: Весь мир, 2002. - 192 с.

99. Бельтинг, X. Образ и культ. История образа до эпохи искусства Текст. / X. Бельтинг. М.: Прогресс-Традиция, 2002. — 752 с.

100. Бендас, Т.В. Тендерная психология Текст. / Т.В. Бендас. СПб.: Питер, 2005.-431 с.

101. Бенуа, А.Н. История живописи всех времен и народов Текст. / А.Н. Бе-нуа. В 3 т. Т. 3. СПб: Нева, 2004. - 512 с.

102. Бенуа, А.Н. История живописи всех времен и народов Текст. / А.Н. Бе-нуа. В 3 т. Т. 2. СПб: Нева, 2004. - 512 с.

103. Берн, Ш. Тендерная психология Текст. / Ш.Берн. — СПб.: ЕВРОЗНАК, 2002.-320 с.

104. Биллингтон, Д.Х. Икона и топор: опыт исследования русской культуры Текст. / Д.Х. Биллингтон; С. Ильин, В.А. Скороденко. М.: Рудомино, 2001.-880 с.

105. Блейз, А. История в костюмах Текст. / А.Блейз. М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2001.- 176 с.

106. Брекнер, Р. Изображенное тело. Методика анализа фотографии Текст. // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2007. №4. - С. 13-32.

107. Бреслав, Г.М. Психология эмоций Текст. / Г.М. Бреслав / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2006. - 750 с.

108. Быховская, И.М. «Homo samatikos»: аксиологогия человеческого тела Текст. / И.М. Быховская. М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 208 с.

109. Бычков, В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы Текст. / В.В. Бычков. М.: Ладомир, 1995. - 366 с.

110. Бычков, В.В. Эстетические пророчества русского символизма Текст. / В.В. Бычков //Полигнозис. 1999. - № 1. - С. 83 - 104

111. Воронина, O.A. Формирование тендерного подхода в социальных науках Текст. / O.A. Воронина // Тендерный калейдоскоп: [Курс лекций] / O.A. Воронина, Е.А. Здравомыслова, A.A. Темкина; ред. Малышева М.М. М.: Академия, 2002, - С. 8-33

112. Вундт, В. Психология .народов Текст. / В. Вундт. М.: Эксмо, СПб.: Terra Fantastika, 2002. - 864 с.

113. Газарова, Е.Э. Психология телесности Текст. / Е.Э. Газарова. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2002. - 192 с.

114. Георгиева, Т.С. Христианство и русская культура Текст. / С.Т. Георгие-ва. -М.: Туманит, издат. центр ВЛАДОС, 2001. 240 с.

115. Головин, В.П. Мир художника раннего итальянского Возрождения Текст. / В.П. Головин. М.: Новое лит. обозрение, 2003. - 288 с.

116. Гордиенко, Э.А. Новгород в XVI веке и его духовная жизнь Текст. / Э.А. Гордиенко. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. - 468 с.

117. Гудинг, Д., Леннокс, Д. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности Текст. / Д. Гудинг, Д. Леннокс / Пер с англ. Т.В. Барчуновой; под ред. Е.А. Куклиной. Ярославль: Норма, 2004. - 380 с.

118. Егоров, В.К. Философия русской культуры Текст. / В.К. Егоров. М.: РАГС, 2002.-656 с.

119. Егоров, В.К. Философия русской культуры Текст. / В.К. Егоров. М.: РАГС, 2006.-552 с.

120. Ельникова, Г.А. Философия феминизма (альтернативные феминистические концепции социокультурного развития) Текст. / Г.А. Ельникова. -Белгород: Крестьянское дело, 2002. 340 с.

121. Еремина, Т.С. Мир русских икон: История, предания Текст. / Т.С. Еремина. — M.: ТЕРРА—Книжный клуб, 2002. — 352 е.:

122. Захаржевская, Р.В. История костюма: от Античности до современности Текст. / Р.В. Захаржевская 3-е изд. доп. - М.: РИПОЛ классик, 2006. -288 с.

123. Захарова, Н. Ю. Визуальная социологи: фотография как объект социологического анализа Текст. / Н.Ю. Захарова // Журнал социальной истории и социальной антропологии. 2008. Том XI. №1. - с. 147-161.

124. Здравомыслова, Е., Темкина, А. Социология тендера Текст. / Е. Здраво-мыслова // Введение в тендерные исследования: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч. 1. / Е. Ярская-Смирнова, И. Чкалова; Ред. Жеребкина, И. Харьков: ХЦТИ; СПб.: Алетейя, - 2001. - С. 147-174

125. Иванова, Е. Гендернные исследования в психологии Текст. / Е. Иванова // Введение в тендерные исследования: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч. II. / Е. Яр-ская-Смирнова, И. Чкалова; Ред. Жеребкина И. Харьков: ХЦТИ; СПб.: Алетейя, 2001. - С. 312-345

126. Ионин, Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие Текст. / Л.Г. Ионин. М.: Логос, 2000.-431 с.

127. Карпадольцева, В.Н. Концепция тендера в современном научном дискурсе Текст. / В.Н Карпадольцева // Личность. Культура. Общество. — 2006. Т. 8. Вып. 2. - С. 132-145

128. Климова, С.М. Феноменология святости и страстности в русской философии культуры Текст. / С.М. Климова. СПб.: Алетейя, 2004. - 329 с.

129. Колесников, A.C. Философская карпаравитивистика: Восток Запад: Текст. / A.C. Колесников; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.-388 с.

130. Кон, И.С. Мужское тело в истории культуры Текст. / И.С. Кон М.: СЛОВО/SLOVO, 2003. - 432 с.

131. Краснова, И.А. Образ жизни и строй чувств женщин в итальянских проповедях эпохи раннего Возрождения Текст. / И.А. Краснова // Человек в культуре Возрождения. М.: Наука, 2001. - С. 65-77

132. Кулаева, С.Б. Символические жесты зависимости в оформлении средневекового оммажа Текст. / С.Б Кулаева // Одиссей. Человек в истории. 2002 / [Глав. ред. А .Я. Гуревич]; Ин-т всеобщей истории. М.: Наука, 2002.-С. 151-168

133. Левина, Е. Секс и общество в мире православных славян Текст. // «А се грехи злые, смертные.». Любовь, эротика и сексуальная этика в доинду-стриальной России. М., 1999. С. 13-22.

134. Левисон, А. Женщина как цель и как средство в отечественной рекламе Текст. / А.Левисон // Женщины и визуальные знаки. Под ред. А. Альчук.- М.: Идея-Пресс, 2000. 280 с.

135. Лихачев, Д.С. Литература «государственного устроения» (Середина XVIв.) Текст. / Д.С. Лихачав // Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI. М.: 1985.

136. Лотман, М.Ю. Культура и информация Текст. / М.Ю. Лотман // Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб: Академический проект, 2002. -С. 143-153

137. Лотман, М.Ю. Проблема знака и знаковой системы и типология русской культуры XI XIX вв. Текст. / М.Ю. Лотман // Статьи по семиотике культуры и искусства / М.Ю. Лотман. - СПб: Академический проект, 2002.-С. 154-179

138. Лотман, М.Ю. Семиосфера Текст. / М.Ю. Лотман. СПб.: Искусство-СПб, 2000 - 703 с.

139. Лотман, М.Ю. Структура художественного текста: семиотические исследования по теории искусства Текст. / М.Ю. Лотман. М.: Искусство, 1970.-384 с.

140. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVII нач. XIX вв.) Текст. / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство-СПб, 1994.-398 с.

141. Лотман, Ю.М. Лица пушкинской эпохи в рисунках и акварелях: камерный портрет первой половины XIX века Текст. / Ю.М. Лотман; И.А. Марченко, Е.В. Павлова. М.: Искусство, 2000. - 463 с.

142. Лотман, Ю.М. Об искусстве Текст. / Ю.М. Лотман СПб.: Искусство-СПб, 1998.-702 с.

143. Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства Текст. / Ю.М. Лотман. СПб.: Академический проспект, 2002. — 544 с.

144. Лучицкая, С.И. Иконография крестовых походов Текст. С.И. Лучицкая // Одиссей. Человек в истории. 2002 / [Глав. ред. А.Я. Гуревич]; Ин-т всеобщей истории. -М.: Наука, 2002. С. 101-133

145. Малви, Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф Текст. / Л.Малви // Антология тендерной теории [Перевод] / Сост., ком-мент. Е. Гаповой, А. Усмановой. -М.: Сайгония; Минск: Пропилен, 2000. -С. 280-296

146. Нестерова, O.E. Урсула Текст. / O.E. Нестерова // Мифы народов мира. В 2-х т. Т. 2.-М.: Сов. энциклопедия, 1992. -551 с.

147. Оке, Ж.-К. Средневековая Венеция Текст. / Ж.-К. Оке, М.: Вече, 2006. 384 с.

148. Панофский, Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада Текст. / Э. Панофский / Пер. с англ. А.Г. Габричевского; общ. ред. и послесл. В.Д. Дажиной. М.: Искусство, 1998. - 362 с.

149. Педрокко, Ф. Веронезе Текст. / Ф.Педрокко / Пер. с ит. Мамайская М.М. М.: Слово, 1999. - 80 с.

150. Педрокко, Ф. Тициан: полное собрание картин: Альбом. / Ф. Педрокко, Пер. Т.В. Козак, Н.Я. Фальковская, Ред. О.Б. Бай, A.C. Виноградова. —М.: СЛОВО/SLOVO, 2002. 320с.

151. Пиков, Г. Г. «Возрождение» как особенность развития европейской культуры Электронный ресурс. / Г.Г. Пиков // http://philology.ru/literature3/pikov-02.htm

152. По дорога, В. Феноменология тела: введение в философскую антропологию Текст. / В. Подорога. М.: Ad Marginem, 1995. 268 с.

153. Полок, Г. Созерцая историю искусства: видение, позиции и власть Текст. / Г. Полок // Введение в тендерные исследования: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч. II / Е. Ярская-Смирнова, И. Чкалова; Ред. Жеребкина И. Харьков: ХЦТИ; СПб.: Алетейя, 2001.-С. 718-738

154. Пушкарева, H.JI. Андрогинна ли Мнемозина? (Гендерные особенности запоминания и исторической памяти) Текст. / Н.Л. Пушкарева // Сотворение истории. Человек. Память. Текст. Казань, 2001. - С. 274-304 (выдержки, без примечаний к тексту).

155. Репина, Л.П. Тендерная иерархия и «власть женщин»: индивидуальный опыт в социальном контексте Текст. / Л.П. Репина // Адам и Ева. Альманах тендерной истории. Под ред. Л.П. Репиной. № 10. М.: ИВИ РАН, 2005.-С. 140-166.

156. Рикёр, П. Память, история, забвение Текст. / П. Рикёр / Пер. с франц. — М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2004 (Французская философия XX века). 728 с.

157. Рождественская, Е.Ю. Перспективы визуальной социологии Текст. / Е.Ю. Рождественская // Социологический журнал. 2008. - №4. - С. 7083.

158. Романчук, A.B. Итальянские источники XIV-XV вв. о свободе творчества художников Текст. / A.B. Романчук // Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени / Под ред. Г.Е. Лебедевой. Вып.5. СПб.: Алетейя, 2005. - С. 285-294

159. Рябов, О.В. Женщина и женственность в философии серебряного века Текст. / О.В. Рябов Иваново: ИВГУ, 1997. - 159 с.

160. Сахаров, H.A. Предисловие Текст. / А.Н. Сахаров // Проблемы святых и святости в истории России / [отв. ред. А.Н. Сахаров, П. Каталоно]; Ин-т рос. истории РАН. М.: Наука, 2006. - С. 7-9.

161. Сахаров, А.Н. Святость и святые в истории России Текст. / А.Н. Сахаров // Проблемы святых и святости в истории России / [отв. ред. А.Н. Сахаров, П. Каталоно]; Ин-т рос. истории РАН. М.: Наука, 2006. - С. 3337.

162. Скржинская, Е.Г. Русь, Италия и Византия в Средневековье Текст. / Е.Г. Скржинская. СПб.: Алетейя, 2001. - 288 с.

163. Смирнова, И.А. Цикл росписей в зале большого совета дворца Дожей (к вопросу об историческом месте венецианского треченто) Текст. / И.А. Смирнова // Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. М.: Наука, 1997. - С. 16-29

164. Согомонов, А. Социология культуры: теоретический аспект Текст. / А. Согомонов // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. -2-е изд., пере-раб. и дополн. С69 М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. -С. 397-409

165. Сорокин, П. Кризис нашего времени Текст. / П. Сорокин//Человек, цивилизация, общество. М.: Политздат, 1992. 542 с.

166. Сорокин, П. Социальная и культурная динамика Текст. / П. Сорокин; [Пер. с англ., вступ. ст. и коммент. В.В. Сапова]. М.: Астрель, 2006. -1175 с.

167. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество. Текст. / П. Сорокин. -М.: Пилитиздат, 1992. 542 с.

168. Суминова, Т.Н. Художественная культура как информационная система: (мировоззренческие и теоретико-методологические основания) Текст. / Т.Н. Суминова. М.: Академический проект, 2006. - 383 с.

169. Талызина, A.A. «Мифы» и «антимифы» о Венеции Электронный ресурс. / A.A. Талызина. Мир истории. 7, 2001 : // http://www.tellur.ru/~historia/archive/07-01/venice.htm

170. Таперджи, Ф. Итальянская культура: прошлое и современность Электронный ресурс. / Ф. Таперджи // http://lib.roerich-museum.ru/node/864.

171. Татаркевич, В. О счастье и совершенстве человека Электронный ресурс. / В. Татаркевич // http://www.i-u.ru/biblio/archive/tatarkovicho/OO.aspx

172. Тренин, Д. Интеграция и идентичность: Россия как «новый Запад» Текст. / Д. Тренин; Моск. центр Карнеги. М.: Европа, 2006. 404 с.

173. Трубецкой, Е. Три очерка о русской иконе: умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи Россия в ее иконе Текст. / Е. Трубецкой. Новосибирск: Сибирь, 1991. - 112 с.

174. Усманова, А. «Визуальный поворот» и тендерная история Текст. / А. Усманова // Тендерные истории Восточной Европы. Сборник научных статей / Под ред. Е. Гаповой, А. Усмановой, А. Пето. Мн.: ЕГУ, 2002. С. 38-65.

175. Уткин, А. И. Вызов Запада и ответ России Электронный ресурс. / А.И. Уткин // http://www.i-u.rU/biblio/archive/utkinwestcalling/5.aspx?

176. Фриче, В.М. Социология искусства Текст. / В.М. Фриче. М.: УРСС, 2003.-208 с.

177. Хамитов, Н. Философия и психология пола Текст. / Н.Хамитов М.: Ин-т общегуманитар. исслед., 2001. - 222 с.

178. Хойнацки, С. Дочери и олигархи: тендерные проблемы и государство эпохи Раннего Возрождения Текст. / С. Хойнацки // Адам и Ева. Альманах тендерной истории. Под ред. Л.П. Репиной. № 10. М.: ИВИ РАН, 2005.-С. 41-73

179. Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. и вст. ст. А.Е. Майкопара. М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. - 656 с.

180. Холл, С. Репрезентация. Культурные репрезентации и означивающие практики Электронный ресурс. / С. Холл // infoliolib.info/philos/postmod/holl.html

181. Чодороу, Н. Воспроизводство материнства: психоаназиз и социология тендера Текст. / Н.Чодороу / Пер с англ. Гиль Сон И.; ин-т соц. И тендер. Политики. М.: РОССПЭН, 2006. - 290 с.

182. Шапошник, В.В. Церковно-государственные отношения в России в 30 -80-е гг. XVI в. Текст. / В.В. Шапошник; отв. ред. Ю.В. Кривошеев. 2-е изд. испр. - СПб.: С.-Петерб. ун-та, 2006. - 569 с.

183. Шеховская, Л.Ф. Зенько, Ю.М. Элементы православной психологии Текст. / Л.Ф. Шеховская, Ю.М. Зенько. СПб.: Речь, 2005. - 250 с.

184. Шмитт, Ж-К. Историк и изображения Текст. / Ж-К. Шмитт // Одиссей. Человек в истории. 2002 / [Глав. ред. А.Я. Гуревич]; Ин-т всеобщей истории. М.: Наука, 2002. - С. 9-29

185. Языкова, И.К. Богословие иконы Электронный ресурс. / И.К. Языкова М.: Общедоступный Православный Университет, 1995 // http://www.fidel-kastro.ru/pravoslavie/theologia/jasykova.htm

186. Яковлева, Н. А. Феномен русской иконы Текст. // Анализ и интерпретация произведения искусства Учебное пособие / под ред. H.A. Яковлевой. -М.: Высшая школа, 2005. 551 с.

187. Coppola, R. Aspects juridigues de la saintete dans l'âge ancien en Occident et en Orient Текст. / R. Coppola // Проблемы святых и святости в истории России. / [отв. ред. А.Н. Сахаров, П. Каталоно]; Ин-т рос. истории РАН. -М.: Наука, 2006.-С. 18-32

188. Gonneau, P.L'ideal de saintete monastigue et la dynastie moscovite 1389 — 1547 Текст. / P. Gonneau // Проблемы святых и святости в истории России. / [отв. ред. А.Н. Сахаров, П. Каталоно]; Ин-т рос. истории РАН. М.: Наука, 2006.-С. 143-173

189. Список изобразительных источников

190. Автор и название изобразительных № пре- №п/п источников зентации слайда

191. Андреев Панфил Третьяк. Богоматерь Ярославская. 1564. Мо- 6 42сква. Государственный музей Новодевичьего монастыря.

192. Базаити Ладзаро. Мадонна с Младенцем. Вторая половина XV 3 9в. Берлин. Государственные музеи.

193. Базаити М. Мадонна с Младенцем и донатором. Начало XVI в. 3 521. Венеция. Музей Коррер.

194. Базаити М. Оплакивание. 1527. Санкт-Петербург. Государст- 4 68венный Эрмитаж.

195. Банко М. ди. Мадонна с Младенцем. 1335. Берлин. Государст- 1 3венные музеи. Лувр.

196. Барбара Я. Мадонна с Младенцем в окружении Иоанна Крести- 3 84теля и Св. Антония Аббата. 1490-е. Париж. Лувр.

197. Бартоломео Джованни. Поклонение волхвов. 1490. Сан- 2 38

198. Франциско. Музеи изобразительных искусств.

199. Бассано Ф. Оплакивание. 1580. Частная коллекция. 4 69

200. Бассано Ф. Поклонение волхвов. Вторая половина XVI в. Част- 4 32ная коллекция.

201. Бассано Ф. Поклонение волхвов. 1567-1569. Санкт-Петербург. 4 331. Государственный Эрмитаж.

202. Бассано Я. Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем. 3 1121570. Флоренция. Галерея Уффици.

203. Бассано Я. Мадонна с Младенцем и святыми. 1545 -1550. Мюн- 3 113хен. Старая Пинакотека.

204. Бассано Якопо да Понте. Отдых на пути в Египет. 1540-е. Ми- 4 51лан. Пинакотека Амброзиана.

205. Бассано Я. Поклонение Младенцу. 1542. Эдинбург. Националь- 4 34ная галерея Шотландии.

206. Бассано Я. Поклонение пастухов. 1544-1545. Виндзор. Королев- 4 35ское собрание.

207. Бассано Я. Поклонение пастухов. XVI в. Венеция. Галерея Ака- 4 36демии.

208. Бассано Я. Путь на Голгофу. 1540. Лондон. Национальная гале- 4 5618. рея. Бассано Я. Святой Рох среди жертв чумы и Мадонны во сла- 3 114ве. 1575. Милан. Брера.

209. Бассано Я. Снятие с креста. Ок. 1550-е. Париж. Лувр. 4 70

210. Беллини Джент. Благовещение. 1465. Мадрид. Коллекция Тис- 4 11сен-Борнемисса.

211. Беллини Джент. Мадонна с Младенцем и донаторами. 1460. 3 10

212. Берлин. Государственные музеи.

213. Беллини Джент. Мадонна с Младенцем и донаторами. 1460. 3 85

214. Берлин. Государственные музеи.

215. Беллини Джованни. Благовещение. 1500. Венеция. Галерея 4 161. Академии.

216. Беллини Джованни. Греческая Мадонна. Ок. 1460. Милан. Пи- 3 1325,26,27,28,29.30,31,323536,37,3839,404344,45,46,47,4849,50,накотека Брера.

217. Беллини Джованни. Вознесение. 1510-1515. Венеция. Галерея Академии.

218. Беллини Джованни. Мадонна с благословляющим Младенцем. 1475. Венеция. Галерея Академии.

219. Беллини Джованни. Мадонна с благословляющим Младенцем. 1510. Милан. Брера.

220. Беллини Джованни. Мадонна с двумя святыми. Ок. 1500. Венеция. Галерея Академии.

221. Беллини Джованни. Мадонна с деревцами. Ок. 1487. Венеция. Галерея Академии.

222. Беллини Джованни. Мадонна с красными херувимами. 1485. Венеция. Галерея Академии.

223. Беллини Джованни. Мадонна с Младенцем. Ок. 1480. Глазго. Картинная галерея и музей

224. Беллини Джованни. Мадонна с Младенцем. Ок. 1450-1455. Па-вия. Городской музей Маласпина.

225. Беллини Джованни. Мадонна с Младенцем. 1460-1464. Бергамо. Академия Каррара.

226. Беллини Джованни. Мадонна с Младенцем. 1460-1465. Милан. Гражданский музей искусства.

227. Беллини Джованни. Мадонна с Младенцем. Ок. 1465. Венеция. Музей Коррер.

228. Беллини Джованни. Мадонна с Младенцем. 1475. Берлин. Государственные музеи.

229. Беллини Джованни. Мадонна с Младенцем. 1475. Верона. Музей Кастельвеккьо.

230. Беллини Джованни. Мадонна с Младенцем. 1485-1490. Нью-Йорк. Музей Метрополитен.

231. Беллини Джованни. Мадонна с Младенцем. 1487. Сан-Паулу. Музей де-Арте.

232. Беллини Джованни. Мадонна с Младенцем. Конец XV в. Венеция. Церковь Madonna dell'Orto.

233. Беллини Джованни. Мадонна с Младенцем. 1510. Рим. Галерея Боргезе.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.