Культурно-экзистенциальные трансформации религиозного экстремизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Римский, Алексей Викторович

  • Римский, Алексей Викторович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Белгород
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 159
Римский, Алексей Викторович. Культурно-экзистенциальные трансформации религиозного экстремизма: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Белгород. 2012. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Римский, Алексей Викторович

Содержание

Введение

Глава 1. Философско-методологическая интерпретация 15 религиозного экстремизма

1.1. Религиозный экстремизм: философско-концептуальное 15 определение

1.2. Феномен религиозного экстремизма в философско- 43 религиоведческом измерении

Глава 2. Антиномии религиозного экстремизма в пространстве 68 традиционализма и современности

2.1. Культурно-исторические формы религиозного экстремизма: от 68 традиционализма к модерну

2.2. Постсовременные формы религиозного экстремизма 101 Заключение 132 Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурно-экзистенциальные трансформации религиозного экстремизма»

Введение

Актуальность темы исследования. Если признать, что в современной гуманитарной мысли есть лакуны, то проблема религиозного экстремизма, безусловно, относится к ним. Эту проблему можно назвать «неудобной» не только теоретически, но и «политически». Второе связано с тем, что связь религии и насилия, с которыми соотносится современный религиозный экстремизм и терроризм, маргинальна в современной научной мысли, равно как и в политическом, и конфессиональном дискурсе, не по объему публикаций и публичного внимания, а по своему размещению на аксиологической шкале общественного мнения. «Возвышенный объект веры», содержание религий, религиозные принципы и ценности противятся сравнению с экстремизмом или террором. Практика вносит свои коррективы, и потому в научной аналитике и масс-медиа становятся возможными различные варианты соединения религии не только с насилием, но и конфликтами на этнической почве, как, например, в концепте «этнорелигиозный экстремизм».

Некая самоцензура философской и социально-гуманитарной мысли препятствует поиску истоков экстремизма в самой религиозности и максимум на что отваживается, так это на поиск «повреждения» содержания в «плохих» религиях - «нетрадиционных», «маргинальных», «тоталитарных», - словом в любых иных, непривычных и незнакомых. Другая возможность, которую стоит рассматривать как соблазн, состоит в обращении к стереотипам дихотомии «Восток - Запад», с уже привычным номинированием в качестве «экстремистского», прежде всего, ислама или его «сектантских» версий. Наконец, более новым будет другая парадигма анализа борьбы «фундаменталистского Востока» (теперь и православного) против «секулярного Запада».

Градации критичности и объективности подобного анализа

отталкиваются от специфичности объекта, который во многом стал terra

з

incognita для европоцентристского сознания. И речь не только о религии, ставшей внешним объектом для рационализированного мышления западного ученого, но также и о самом экстремизме. Что если его сравнение с экстремальностью неверно, а религиозный экстремизм стоит рассматривать именно в его неочевидной «неудобности» для политико-юридического дискурса и самой религии, отвергающей такое содержание? Возможно, что именно сейчас, в эпоху «постсекулярности», мы имеем возможность приблизиться к философско-метафизическому и философско-религиоведческому пониманию религиозного экстремизма.

Степень научной разработанности проблемы. Тематизация экстремизма достаточно широко представлена в мировых дисциплинарных и междисциплинарных исследованиях различной направленности: философии, психологии, социологии, культурологии, юриспруденции, конфликтологии, политологии и др. Поскольку в большинстве случаев работы по экстремизму сопряжены с обращением к понятиям насилия и свободы, власти и нигилизма, то можно в той или иной степени «искать проблему» во всей истории философии и социально-гуманитарной мысли: от Сократа (жертвы «внутреннего религиозного экстремизма») и Платона (производителя интолерантного дискурса «философской религии») до революционного атеизма К. Маркса или экзистенциального нигилизма А. Камю.

Однако, проблемы власти и революции, насилия и политической свободы, религии и свободы совести, выводящие нас на глубинные философские смыслы концепта «религиозный экстремизм», в том или ином контексте действительно достаточно глубоко разрабатывались в работах М.А. Бакунина, О. Бланки, Г. Гегеля, Т. Гоббса, Э.Дюркгейма, И.А. Ильина, П.А. Кропоткина, П.Л. Лаврова, Д. Локка, В.И. Ленина, К. Маркса, Н.Макиавелли, Ч. Миллса, К. Поппера, Ж. Сореля, Г. Спенсера, П.Н.Ткачева, Ф. Энгельса и других философских классиков «современности».

Различные аспекты исследования религии и экстремизма, свободы и насилия поднимаются и в неклассическом контексте. Ряд основополагающих идей методологического и гносеологического характера, на которые мы ориентировалась при построении авторской теоретической модели религиозного экстремизма, удалось почерпнуть в трудах Ж. Батая, М. Вебера, Г. Зиммеля, А. Камю, М. Мосса, К. Лоренца, Н. Лумана, Ф. Ницше, Э.Тоффлера, Э. Уилсона, М. Фуко, К. Ясперса и др. Из постсовременных авторов можно отметить имена Дж. Агамбена, Ж. Бодрийяра, С. Жижека, Р.Жирара, Д. Килкаллена, Дж. Лакоффа, Б. Хоффмана, Г. Шиллера и др. Большое значение в разработке психологических истоков религиозного экстремизма имели труды 3. Фрейда, Э. Фромма, Ж. Лакана и др.

Понимание религиозного экстремизма невозможно без обращения к классической философии религии и религиоведению. Темы генезиса и эволюции религиозного сознания, веротерпимости и свободомыслия мы встречаем у Г. Спенсера, М. Вебера, Г.В.Ф. Гегеля, Э. Дюркгейма, И. Канта, А. Кожева, Р. Маретта, У. Робертсона Смита, Э. Тайлора, А. Швейцера и др. Особый потенциал в разработке проблемы связи экстремизма и мифологического сознания содержится в философском и культурно-антропологическом контексте работ Р. Барта, Р. Кайуа, К. Леви-Стросса, А.Ф. Лосева, М. Мосса, П. Фейерабенда, М. Элиаде, Дж. Фрезера и др.

Проблемы экстремистского поведения и религиозного сознания, научной и философской рефлексии терроризма и насилия, тесно связанных с проблемой экстремизма, освещены в современных исследованиях А.И.Агрономова, К. Бассиюни, H.A. Грякалова, А.Г. Дугина, Б.Ю. Кагарлицкого, В.И. Красикова, Т.А. Лобсановой, У. Майнхоф, А.П. Назаретяна, М.П. Одесского, В.В. Остроухова, Ю.В. Попкова, Л. Свендсена, М.П. Требина, Е.А. Тюгашева, Д.М. Фельдмана, Р. Холмса, Б. Хофмана, М.Н. Шахова, Н.Б. Шулевского, C.B. Юшиной и др.

Большую роль в анализе социально-исторической и социально-психологической природы религии и религиозного экстремизма, проблем современной религиозности, свободы совести и вероисповедания, религиозных противоречий и политико-юридических вопросов в сфере государственно-конфессиональных отношений играют работы отечественных религиоведов: А.Н. Аркадьева, В.И. Алексеева, Е.И. Аринина, Н.В. Баскакова, В.В. Бойко, Г.Л. Воронина, В.И. Веремчука, В.В. Горбунова, A.B. Григорьева, М.Н. Губогло, О.В. Коркунова, А. Кураева, И.М. Меликова, Е.М. Мирошниковой, Л.Н. Митрохина, В.Н. Найдыша, Д.В. Поспеловского, С.А. Токарева, Е.А. Торчинова, Д.М. Угриновича, С.Б. Филатова, Д.Е. Фурмана, М.Д. Шевченко, И.А. Яблокова и др.

Особенно следует отметить связь проблемы религиозного экстремизма с исследованиями так называемых «нетрадиционных религий» («деструктивных культов», «тоталитарных культов» в отечественной интолерантной номинации) и отметить тот вклад, который внесли, прежде всего, западные специалисты: А. Дик, А. Баркер, Д. Бекфорд, В. Брайн, Р. Вудноу, Дж. Ричардсон, Т. Роббинс, Д. Хесселгрэйв и др. «Новая религиозность», порой сопровождающаяся феноменами «религиозного экстремизма» или провоцирующая таковые со стороны традиционных конфессий, ее связь с современными контекстами и текущая религиозная ситуация в целом исследуются и отечественными религиоведами и философами: это работы Е.Г. Балагушкина, М.В. Воробьева, А.Ю.Григоренко, И.Р. Григулевича, П.С. Гуревича, А.П. Забияко, С.И.Иваненко, И.Я. Кантерова, Ю.А. Кимелева, Б.К. Кнорре, Л.А. Кравчука, A.A. Красикова, А.Н. Красникова, Е.Д. Мелешко, Л.Н. Митрохина, М.П.Мчедлова, К.Б. Привалова, В.Н. Назарова, М.Н. Одинцов, Д.В.Пивоварова, Д. А. Пратына, A.B. Пчелинцева, Е.В. Субботина, Н.А.Трофимчука, Б.З. Фаликова, С.Б. Филатова, Н.В. Шабурова и др.

б

Исламский фундаментализм и радикализм, религиозный экстремизм и фундаментализм достаточно широко исследован в работах Ю.И. Авдеева, Г.Т. Аллисона, Ю.М. Антоняна, К.Н. Бурханова, Ю.С. Горбунова, А.И.Гушера, И.П. Добаева, A.B. Дмитриева, C.B. Дьякова, С.М. Ермакова, К.В. Жаринова, Н.В. Жданова, О.В. Зотова, З.И. Левина, A.B. Журавского, Ю. Иванича, A.A. Игнатенко, A.B. Коровникова, Р. Ланда, С.А. Ланцова, Н.Б.Лебедевой, Е.Г. Ляхова, A.B. Малашенко, Б. Миркасымова, Л.А.Моджаряна, Л.И. Медведко, Г.И. Мирского, Э.А. Паина, В.Е.Петрищева, Л.Р. Полонской, В.Н. Пластуна, Л.Р. Сюкияйнена, И.Ю. Залысина и многих других.

Отдельно психологические и религиоведческие аспекты феномена

экстремизма раскрываются в работах Ю.М. Антоняна, Г.И. Белокурова, Д.В.

Белых-Силаева, С. С. Гал ахова, Д.Я. Гозмана, В.Н. Кудрявцева, Д.В.

Ольшанского, Дж. Хоргана, Е.Б. Шестопала, В.Е. Эминова, Э. Фромма и

других. Культурно-антропологическим аспектам личности террориста и, в

частности, религиозного террориста посвящены работы Ж. Бодрийяра, С.Н.

Борисова, А. Гейфман, М. Латышевой, Б.З. Мусаевой, М.О. Орлова, Э.А.

Павлюченко, М.В. Шульженко, С.И. Чудинова и др.

Политико-правовые основания борьбы с эксремизмом изложены в

работах А.Г. Арбатова, O.A. Белькова, М.И. Дзлиева, Д.Н. Замятина, A.B.

Кивы, И.Ю. Киселева, С.М. Ивлиева, И.Ф. Луппова, A.A. Устинова, В.А.

Федорова. Международные нормы в борьбе с экстремизмом и терроризмом

можно встретить у таких авторов как А. Брасс, Дж. Энген, П. Джексон, Дж.

Русик, Дж. Силверман, Р. Фридландер и др.

К сожалению, в собственно философских работах концепты

«экстремизма» и «религиозного экстремизма» трактуются чаще всего только

в плоскости социально-философской, политологической или встречаются в

контексте других понятий и дискурсов, т.е. не рассматриваются на уровне

философии религии и метафизики (онтологическом и экзистенциальном), а в

7

пространстве социально-идеологической или политико-юридической феноменологии. Хотя в последнее время в дискуссионных материалах конференций и диссертациях (только за последние годы защищены философские диссертации непосредственно по проблемам религиозного экстремизма М.Н. Кузнецовой, В.О. Микрюковым, А.И. Муминовым, Д. Назировым, Д.В. Новиковым, A.A. Хоровинниковым и др.) эти концепты получают уже более разнообразные значения: понимаются как одна из форм отчуждения, и, прежде всего, отчуждения от культуры, базовых ценностей, культурных традиций; как характеристики психоэмоциональных структур человека и состояний индивида; как побочные продукты экстремального развития ситуаций; как превышение пределов допустимого при наличии злого умысла и т.д.

Вместе с тем, несмотря на определенную исследованность собственно проблемы экстремизма, систематических работ с целью философско-методологической интерпретации религиозного экстремизма, понимания его культурно-антропологических оснований и социокультурных трансформаций в концептуальном пространстве философской онтологии, философии религии и религиоведения фактически нет, что и определило предметное и теоретико-методологическое поле нашего диссертационного исследования.

Исходя из вышесказанного, мы выделили объект нашей диссертационной работы: экстремизм как сложный социокультурный и антропологический феномен.

Предмет исследования - культурно-исторические и антропологические формы религиозного экстремизма.

Цель диссертационной работы - философско-методологическая и фшософско-религиоведческая интерпретация культурно-экзистенциальных трансформаций религиозного экстремизма.

Реализация поставленной цели обусловила постановку и решение конкретных задач:

- дать философско-методологическое понимание основных значений и смыслов концепта «религиозный экстремизм» в современном социально-гуманитарном знании;

- определить философско-религиоведческие основания анализа культурно-исторических форм религиозного экстремизма;

- реконструировать культурно-антропологические основания формообразования религиозного экстремизма от традиционализма до эпохи модерна;

- выявить специфику культурных трансформаций современного и пост/современного религиозного экстремизма.

Теоретико-методологические основы исследования. Мы

использовали междисциплинарные, философско-религиоведческие и философско-антропологические методы, подходы и принципы исследования феномена религиозного экстремизма:

- понимание и интерпретация концептов «насилия», «экстремизма» и «религиозного экстремизма» в междисциплинарном поле потребовали применения эпистемологического потенциала различных социально-гуманитарных дисциплин (политологии, социологии, психологии, юриспруденции и т.д.) в их соотнесении с философией и религиоведением, диалектики логического и исторического, дискурс-анализа наличной научной и законотворческой литературы;

- знаково-символическая, коммуникативная и экзистенциальная природа религиозного экстремизма предполагала ориентацию на герменевтические и феноменологические принципы познания, деятельностный метод познания природы человека, культуры и религии;

- сравнительно-историческая, культурно-типологическая, культурно-антропологическая и культурно-семиотическая методология, принцип социально-исторической обусловленности религиозного сознания были

важны и использовались в исследовании основных этапов и форм генезиса и эволюции религиозного экстремизма;

- проявления феноменов религиозного экстремизма в современных социокультурных контекстах, связанные с глобализацией, антропологическими рисками и социально-политическими угрозами, предполагали опору на системно-структурный, системно-функциональный, культурно-цивилизационный методы.

Мы старались выйти за идеологические, аксиологические и мировоззренческие ограничения в познании как религиозного экстремизма, так и свободы религий, свободы совести и толерантности, опираясь на принципы достоверности, проверяемости, критичности и объективности в научных исследованиях.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующих результатах:

- дана интерпретация смыслового содержания концептов «экстремизм» и «религиозный экстремизм» в их соотношении с насилием и свободой как онтологическими измерениями человеческого бытия;

- осуществлен критический анализ философско-методологических и концептуальных оснований в исследовании религиозного экстремизма, на основе которого предложена философско-религиоведческая модель понимания специфики феномена религиозного экстремизма;

- выявлены основные формы религиозного экстремизма и механизм их культурно-религиозной трансформации в пространстве традиционализма и модерна, что позволило более исторично и критично взглянуть на феномены современной религиозности и толерантности;

- определена специфика современных и пост/современных форм религиозного экстремизма с учетом как собственной логики развития религий и культурно-религиозного плюрализма, так и культурно-

исторических и культурно-цивилизационных факторов в эпоху глобализации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В современной научной и философской литературе концепты «экстремизма» и «религиозного экстремизма» преимущественно локализованы в политико-правовом дискурсе. Характер номинирования социокультурных (в том числе и религиозных) феноменов в этих дискурсах в качестве экстремистских указывает на такие характерные черты его аксиоматизации как исключение, неопределенность, избыточность, что ведет к параллелям между экстремизмом, насилием и чрезвычайным положением. Это позволяет в свою очередь выявить в пространстве политико-правового дискурса в экзистенциальном контексте универсальные метафизические смыслы феноменов религиозного экстремизма: избыточное исключение (сублимация и рационализация жизненной и социальной энергии), неопределенность (размывание культурных основ бытия человека и социума), жизненную и социальную чрезмерность (чрезвычайная ситуация, кризис, пограничная ситуация).

2. Амбивалентная логика «исключающего включения»,

объединяющая явления экстремизма, чрезвычайного положения и гонений,

дает основание для создания концептуальной религиоведческой модели, в

которой религиозный экстремизм есть: а) «в себе и для себя» - исключаемое

избыточное, «голая жизнь» (Дж. Агамбен), «воля к жизни» (Ницше),

десакрализованная фигура, выходящая за пределы права; б) «для себя» -

интенсивная сакрализация, исключаемое и исключающее одновременно. Как

исключаемое религиозный экстремизм «слишком» религиозен

(фундаментален или, наоборот, маргинален), несет в себе

несанкционированные отличия («новая», или субкультурная религиозность).

Как исключающее он не только стремится радикально переделать

«скверный» окружающий мир, но также осознает свою недостаточную

11

сакралъностъ, в определенном смысле выводя себя и из сакральной, и из профанной реальности. Это и выражается в культивировании радикальных практик преобразования себя, своего сознания и мира.

3. Культурно-религиозная динамика трансформация и преодоление религиозного экстремизма от традиционализма до эпохи модерна определяется механизмами локализации жизненной избыточности и нейтрализации кризисных форм бытия человека, возможностями их снятия: от сублимации в ритуале жертвоприношения в мифологических культах до рационализации в повседневном аскетизме, праве и «служении науке». Новые механизмы рационализации избыточности и преодоления «чрезвычайных ситуаций» характеризуются индивидуализированностью, переходом от расточения к ограничению, от аффекта к локализованной сублимации в рамках праздника, индивидуализированных формах религиозного экстаза. В Новое время избыточность предстает уже не в непосредственном виде агрессии, снятой в ритуале жертвоприношения, не в виде желания, канализированного в средневековом празднике или карнавале, а «вытесняется» в аскетизм труда и сублимируется в энергию накопления капитала, в том числе и «символического» (знание, статус и т.п.), происходит жесткое присвоение жизненной и социальной избыточности бытия человека в производственных, административных, военных, судебных и иных практиках.

4. Противостояние, на фоне которого мы фиксируем экстремизм, и тот контекст, в котором он становится явным, всегда глубоко религиозен и даже можно говорить о религиозной природе любого экстремизма. Религиозный экстремизм в цивилизационном пространстве пост/современности есть столкновение «политеизмов», конкуренция «богов», «правильных» и «неправильных» идентичностей, «истинных» вер и «новой религиозности». Он проистекает из попытки преодолеть рамки институциональной религиозности, «позитивной религии» (Гегель),

12

имеющей внешний характер и поддерживаемой государством или конфессиональным сообществом. Именно в этом разрыве (чрезвычайная ситуация и кризис) возникает экстремизм как недо/определенное правом и не сублимированное (не рационализированное) культурой явление избыточности. Если ранее, при согласованности религии и государства в эпоху средневековья или раннего модерна экстремизма как такового нет, а его место занимает ересь, то в настоящее время религиозный экстремизм возникает как активизация религиозности, «веры», «традиции» «незаконными», нелегитимными, вне юридическими средствами. Религиозный экстремизм современности/постсовременности предстает как механизм сублимации избыточности в радикальном трансцендировании. Он не есть противостояние секулярного и религиозного, а скорее особое состояние религиозности.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в построении комплексных программ противодействия религиозному экстремизму, совершенствования мер борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут применяться при разработке курсов по религиоведению, истории и философии религии, философской антропологии.

Апробация работы. Основные результаты исследования были изложены в выступлениях на международных и всероссийских конференциях: «Социокультурная среда молодежного экстремизма и ксенофобии: Международная научно-практическая конференция» (Белгород, 2008)»; «Философия и наука поверх барьеров: человек и культурно-исторические типы глобализации: II Всероссийская научная конференция молодых ученых, докторантов, аспирантов и студентов» (Белгород, 2008); «Философия и наука поверх барьеров: культурно-цивилизационные и

13

антропологические кризисы идентичности в современном мире: IV Всероссийская научная конференция молодых учёных, докторантов, аспирантов и студентов» (Белгород, 2009); «Философия и наука поверх барьеров: Философия науки: история и современность. V Всероссийская научная конференция молодых учёных, докторантов, аспирантов и студентов» (Белгород, 2010); «Развитие внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров на базе ведущих научно-образовательных центров в области социально-гуманитарных наук: Всероссийская конференция с элементами научной школы для молодежи» (Белгород, 2010)»; «Философия и наука поверх барьеров: Нации и этнокультурная идентичность в современном мире: VI Всероссийская научная конференция молодых учёных, докторантов, аспирантов и студентов» (Белгород, 2011)»; «Национальный вопрос в России: прошлое, настоящее, будущее: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием» (Белгород, 2011)»; «Когнитивное моделирование: динамика гражданского общества и фактор национально-конфессиональной толерантности: Всероссийская молодежная конференция» (Белгород, 2011). Результаты исследования использовались в проведении занятий по курсам «Философия» и «Философия права» на юридическом факультете НИУ «БелГУ».

По теме диссертации опубликовано 11 научных работ (в том числе 3 статьи в журналах из списка ВАК) общим объемом 2,7 п.л. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры философии НИУ «БелГУ».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Философско-религиоведческая и методологическая интерпретация религиозного экстремизма

В первой главе мы хотели бы остановиться на основных философско-методологических и философско-религиоведческих определениях как экстремизма и религиозного экстремизма, связанных с более «родовыми» концептами «насилия» и «терроризма», так и на необходимости понимания этих феноменов в философско-антропологическом и онтологическом измерении, связанными с глубинными экзистенциальными формами бытия человека. Это позволит нам уйти от поверхностных значений и смыслов изучаемых феноменов. Это тем более актуально, что на таком уровне религиозный экстремизм в современной философской литературе фактически не рассматривался.

1.1. Экстремизм: философско-религиоведческое определение

В конце XX - начале XXI вв. мир столкнулся с ростом экстремизма и терроризма, в том числе и религиозного или имеющего религиозную легитимацию, оказавшись совершенно не подготовленным ни с точки зрения практической борьбы с данными социальными феноменами, ни с позиции их теоретического и прагматического осмысления. И то и другое опирается на принципиальное затруднение в категоризации экстремизма целым рядом наук, от юриспруденции до философии.

В данном параграфе мы хотели бы свой анализ и понимание

религиозного экстремизма построить на исходном предположении о

взаимодополнительности смыслов и определений экстремизма в разных

дисциплинах, а также о возможности выявления лакун в определении

смыслового поля концептов «экстремизм» и «религиозный экстремизм» на

основе сравнительного и междисциплинарного, в том числе и философско-

15

религиоведческого понимания. Это предполагает анализ наличных тезаурусных, прежде всего словарных и энциклопедических, значений концептов «экстремизм» и «религиозный экстремизм» в социально-гуманитарном дискурсе.

Для этого первоначально обратимся к анализу наличных тезаурусных, прежде всего словарных и энциклопедических, значений концепта «экстремизм». Так, на сегодняшний день в определении экстремизма преобладают следующие значения: в толковом словаре русского языка экстремизм определяется как приверженность крайним взглядам и методам (преимущественно в политике)1. В словаре «Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура» читаем следующее: «Экстремизм (от фр. ехй-епште - крайний) - приверженность в политике и идеологии к крайним взглядам и действиям» . Итак, экстремизм - это некое проявление крайне девиантной деятельности и сознания человека, выходящее за некие «нормы» и «правила» и имеющее место в «идеологии» и «политике».

Правда, где есть «нормы» и «правила», там есть место и праву. Обратимся к нормативно-юридическим определениям экстремизма. Правовая характеристика экстремизма и форм его проявления дана в Федеральном законе от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» с изменениями и дополнениями, внесенными в него в 20062007 гг. С точки зрения закона, «экстремистская деятельность (экстремизм) -это:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

' Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1987. - С. 787.

2 Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В.Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., 2005. //ЬПр://з1оуап.уа^ех.ги/книги/Безопасность.

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Римский, Алексей Викторович, 2012 год

Библиографический список

1. Авдеев Ю.И. Терроризм как угроза безопасности России в начале XXI века // Международный терроризм: истоки и противодействия. Материалы международной научно-практической конференции, 18-19 апреля 2001 года: Сб. статей. - СПб.: Секретариат Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, 2001. -С.99-112.

2. Агамбен Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь / Дж. Агамбен. - М.: Издательство «Европа», 2011. - 256 с.

3. Агамбен Дж. Homo sacer. Чрезвычайное положение / Дж. Агамбен -М.: Издательство «Европа», 2011. - 148 с.

4. Актуальные вопросы исследования и профилактики экстремизма: Материалы международной научно-практической конференции. 11-13 окт. 2004 г. - СПб., 2004. - 253 с.

5. Алисон Г.Т. Ядерный терроризм / Пер. с англ. / Г.Т. Алисон. - М.: Издательство ЛКН, 2007. - 296 с.

6. Арестов, Василий Николаевич. Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления, пути преодоления : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.06 Киев, 1984. - 190 с.

7. Архипцев Н.И., Демко О.С. Особенности проявления молодежного экстремизма в России и в Белгородской области // Причины распространения этнического экстремизма и ксенофобии среди молодежи (Центральный федеральный округ): Сб. материалов социологического исследования / Под ред. проф. Л.Я. Дятченко. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. - 256 с.

8. Аршба О.И. Современный правый экстремизм в Европе / О.И. Аршба // Вестник Московского ун-та. Сер. 18.Социология и политология. - 2002. - №4. - С.3-11.

9. Афанасьев H.H. Идеология терроризма / H.H. Афанасьев // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - №1. - С.224-235.

Ю.Бабошин В.В. Нигилизм в современном обществе: феномен и сущность: Автореферат дисс... уч. ст. д. филос. н.: 09.00.11. -Социальная философия. - Ставрополь, 2011. - 38 с.

П.Батай Ж. Проклятая часть. Сакральная социология / Ж. Батай. - М.: Ладомир, 2006.-512 с.

12.Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - М. : Худож. лит., 1990. -541 с.

13.Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России /Л.А. Баширов; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. -М.: РАГС, 2000. - 101 с.

14.Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В.Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. -М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005. - 192 с.

15.Бокарев С.Н. Религиозный экстремизм в современной России: социально-философский аспект / Проблемы противодействия экстремизму в Российской Федерации: Сборник материалов «круглого стола» 28 апреля 2005 года. -М., 2005. - С. 9-13.

16.Бурковская, В.А. Криминальный религиозный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические основы противодействия: диссертация ... доктора юридических наук : 12.00.08 Москва, 2006 - 469 с.

17.Василенко В.И. Терроризм как социально-политический феномен. Монография / Общ. ред. A.A. Прохожев. - М.: Изд-во РАГС, 2002. -220 с.

18.Васильев Л.С. История религий Востока: учеб. пособие для вузов / Л.С. Васильев. - М.: Кн. дом «Университет», 2000. - 426 с.

19.Вебер М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма / Макс Вебер; [пер. с нем.: М.И. Левина, П.П. Гайденко, А.Ф. Филиппов]. - 2-е изд., доп. и испр. - Москва: РОССПЭН, 2006. - 648 с.

20.Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранное. Образ общества: [Пер. с нем.] / Макс Вебер. - М. : Юрист, 1994. - 702 с.

21.Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Избранное. Образ общества: [Пер. с нем.] / Макс Вебер. - М. : Юрист, 1994.-702 с.

22.Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / Ред. Кол.: М.П. Мчедлов (отв. ред.), Ю.А. Гаврилов, В.В. Горбунова и др. - М.: Культурная революция, 2009. - 400 с.

23.Взаимодействие органов внутренних дел, образовательных учреждений и общественных организаций в деле формирования установок толерантности и борьбы с экстремизмом в российском обществе: Материалы науч.-практ. конф. 21 мая 2002 г . /предисл. и науч. ред. С. Боронбекова. - Рязань, 2002.- 132 с.

24.Власов В.И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика: (учеб.-метод, пособие) / В. И. Власов; под общ. ред. Р. Г. Абдулатипова; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М.: Изд-во РАГС, 2003.112 с.

25.Вопросы научного атеизма: [Сб. ст.] / Акад. обществ, наук при ЦК КПСС, Ин-т науч. атеизма; [Редкол.: В. И. Гараджа (отв. ред.) и др.]. -М.: Мысль, 1989.- 335 с.

26.Гайнутдин Р. Ислам против терроризма // Терроризм и религия / Науч. ред. В.Н.Кудрявцев; сост. Л.В. Брятова. - М.: Наука, 2005. - С.73-79.

27.Горбунов Ю.С. Терроризм и правовое регулирование противодействия ему. Монография / Ю.С. Горбунов. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 460 с.

28.Горбунов Ю.С. Терроризм и правовое регулирование противодействия ему. Монография / Ю.С. Горбунов. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 460 с.

29.Данилова, Э.В. Десекуляризация в современном обществе : Социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11. - Красноярск, 2003. - 194 с.

30.Дебор Г. Общество спектакля. Пер. с фр. / Перевод С. Офертаса и М. Якубович. М.: Издательство «Логос», 1999. - 224с.

ЗГДелез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения / Жиль Делез, Феликс Гваттари; [пер. с фр. Д. Кралечкина]. - Екатеринбург : У-Фактория, 2007. - 670 с.

32.Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. и послесл. С.Н.Зенкина М.: Институт экспериментальной социологии, Спб.: Алетейя, 1998. - 288 с.

33.Джуссани Л. Путь : [В 3 кн.] / Луиджи Джуссани; [Пер. с итал. - Е. Глинка]. - М.: Христиан. Россия : Центр по изучению религий, 2000 -Кн. 1: Религиозное чувство. - 2000. - 192 с.

34.Джуссани Л. Путь к истине является опытом / Л. Джуссани. - М., 2006.; Христиан. Россия : Центр по изучению религий, 2006. - 156.

35.Дзоффоли С. Исходный опыт как альтернатива экстремизму в концепции Л. Джуссани / Экстремизм как философская проблема: колл. монография. Новосибирск, 2011 - 404 с.

36.Дикаев С.У. Террор, терроризм и преступления террористического характера / С.У. Дикаев. - СПб., 2006.

37.Дикаев С.У. Террор, терроризм и преступления террористического характера / С.У. Дикаев. - СПб.: Изд-во Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. - 464 с.

38.Дмитриев A.B., Залысин И.Ю. Религиозные аспекты терроризма // Терроризм и религия / Науч. ред. В.Н.Кудрявцев, сост. A.B. Брятова. -М.: Наука, 2005.

39.Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика / Отв. ред.Ю.В. Волков. - Ростов - на - Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. -345 с.

40.Добаев И.П., Немчина В.И. Новый терроризм в мире и на Юге России / Под ред. A.B. Малащенко. - Ростов-на-Дону: Росиздат, 2005. - 304 с.

4 ¡.Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента России от 09 сентября 2000 года № 1895.

42.Дьяков C.B. Актуальные проблемы правового регулирования борьбы с терроризмом // Международный терроризм: истоки и противодействия. Материалы научно-практической конференции, 18-19 апреля 2001 года: Сб. статей. - СПб.: Секретариат Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, 2001. - С. 65-72.

43.Ермаков С.М. Понятийные аспекты терроризма // Терроризм - угроза человечеству в XXI веке. - М.: Крафт, 2003. - С.49-61.

44.Жаринов К.В. Терроризм и террористы: ист. Справочник / Под общ. Ред. А.Е. Тараса. - Минск: Харвест, 1999 - 606 с.

45.Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка / Н.В. Жданов. - М.: Междунар. отношения, 2003. - 568 с.

46.Жижек С. Кукла и карлик: христианство между ересью и бунтом / С. Жижек - М.: Издательство «Европа», 2009. - 336с.

47.Жижек С. Устройство разрыва. Параллаксное видение / Славой Жижек; [пер. с англ.: Артем Смирнов и др.]. - Москва: Европа, 2008. - 511 с.

48.Жирар Р. Козел отпущения / Рене Жирар; пер. с фр. Григория Дашевского. - Санкт-Петербург : Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. - 334 с.

49.Жирар Р. Насилие и священное / Рене Жирар ; [пер. с фр. Г. Дашевского]. - 2-е изд., испр. - Москва: Новое Лит. Обозрение, 2010. -433с.

50.Журавский A.B. Религиозный экстремизм и фундаментализм: проблемы дефиниций // http /www.religare.ru/article2269.htm.

51.Журавский A.B. Религиозный экстремизм: реальность или фикция? // http: /www.religare.ru/article2080.htm.

5 2.Закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории РД» Дагестанская правда, 24.09.1999. http://iugfo.consultant.ru/dagestan/doc7074.html

53.3еленков М.Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект). - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. - 244 с.

54.Зубов А. Религиозный фундаментализм как мировая тенденция XXI века // Россия и мусульманский мир: Бюллетень реф.-аналит. информ. / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. - М., 2003. - №8 (134). - С.143, 147-148.

55.Ивановская О.В. Вера как феномен культуры: Автореферат дисс. ... д. филос. н.: 24.00.01. - Волгоград, 2012.-44 с.

56.Игнатенко А. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. - 2000. - №2(8).

57.Игнатенко A.A. Ислам и политика. - М.: Институт религии и политики, 2004.-256 с.

58.Ильин И.В. О терроре и терроризме: природа, сущность, причины, проявления // Безопасность. Информационный сборник. - М., 2001. № 7-12.

59.Искандарян, А. Экстремисты / А.Искандарян // Родина. - 2000. - №1/2. - С. 200-202.

60.Ислам и политика: (взаимодействие ислама и политики в странах Ближ. и Сред. Востока, на Кавказе и в Центр. Азии): [сб. науч. ст.] /Рос. акад. наук. Ин-т востоковедения, Ин-т изуч. Израиля и Ближ. Востока; [Отв. ред. Белокреницкий В.Я., Егорин А.З.]. - М.: Крафт+, 2001. - 417 с.

61.Ислам на современном Востоке: регион стран Ближ. и Сред. Востока, Юж. и Центр. Азии:[сб. ст.] / Ин-т востоковедения Рос. акад. наук, Ин-т изучения Израиля и Ближ. Востока; [отв. ред. В. Я. Белокреницкий, А. 3. Егорин]. - М.; М.: ИВ; Крафт+, 2004,- 439, [1] с.

62.Исламизм и экстремизм на Ближнем Востоке: (сб. ст.) /Ин-т изучения Израиля и Ближ. Востока, Акад. геополитики и безопасности; [сост. М. Р. Арунова, В. В. Хуторская]. - М., 2001. - 259 с.

63.Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное / Р. Кайуа - М.: ОГИ, 2003.-296 с.

64.Канаев С.З. Роль религиозного фактора в формировании национальной психологии: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - М., 1991.

65.Канторович Я. Процессы против животных в средние века / Я. Канторович - СПб.: Издание «Юридической библиотеки», 1897. - 58 с.

66.Ключников Б. Ф. Исламизм, США и Европа. Война объявлена! / Б.Ф. Ключников. -М.: Эксмо: Алгоритм, 2003. -317с.

67.Кожев А. В. Идея смерти в философии Гегеля / Александр Кожев; [Пер. с фр. И. Фомина]. - М.: Логос: Прогресс-Традиция, 1998. - 207 с.

68.Кожев А. Гегель, Маркс и христианство // Вопросы философии. 2010. -№10.-С.128-144.

69.Кожев A.B. Понятие власти / Александр Кожев; [пер. с фр.: А. М. Руткевич]. - Москва : Праксис, 2007. - 181 с.

70.Кожемякин Е.А. Дискурсный подход к изучению институциональной культуры: моногр. / Е.А. Кожемякин. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. - 244 с.

71.Кожушко Е.П. Современный терроризм: Анализ основных направлений / Под общ. ред. А.Е.Тараса. - Минск: Харвест, 2000. - 448 с.

72.Конституции государств Америки: В 3 т. // Под ред. Хабриевой Т.Я. М, 2006.

73.Конституция государств Европы: В 3 т // Под общ. ред. JI. А. Окунькова JI.A. - М., 2001.

74.Коровников А.В. Исламский экстремизм в арабских странах / А.В. Коровников. - М.: Наука, 1990. - 170 с.

75.Красиков В.И. Экстремизм: сущность и генезис // Экстремизм как социальный феномен. Материалы международной научно-практической конференции. Курган, 2005. - С.45-63.

76.Красиков В.И. Экстрим: междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттренов экстремистского сознания. / В.И. Красиков. - М.: Водолей Publishers, 2006 . - 494 с.

77.Краснов М.А. Онтология разнообразия: (к осмыслению статьи 13 Конституции РФ) / М.А. Краснов // ОНС. - 2006. - № 3.- С. 40-54.

78.Кудряшова И.В. Исламский фундаментализм как тип политического сознания: Автореферат... к. полит, н.: 23.00.04. -М., 1999.

79.Кузнецова, Марина Николаевна. Религиозный фанатизм: понятие, сущность и пути преодоления. Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. -Омск, 2003.- 171 с.

80.Кураев А.В. Основы православной культуры как лекарство от экстремизма: Очень лич. размышления /Диакон Андрей Кураев. - М.: Рус. правосл. церковь, 2003.- 109,[2] с.

81.Курбанов Г. Террористическая практика ультрарадикальной салафии в Республике Дагестан // Центральная Азия и Кавказ. - 2006. - №2(44). -С.161-170.

82.Ланда Р. Исламо-экстремизм и Россия в контексте отношений Восток-Запад // Ближний Восток и современность. - М., 2002. - Вып.15. -С.186-201.

83.Ланцов С.А. Террор и террористы / С.А. Ланцов. - СПб.: Изд-во С,-Петерб. Ун-та, 2004 - 127 с.

84.Лебедева Н.Б. Борьба с терроризмом: глобальные и региональные аспекты // Терроризм - угроза человечеству в XXI веке. - М.: Крафт, 2003.-С. 222-242.

85. Локк, Дж. Опыт о веротерпимости / Дж. Локк // Локк Дж. Сочинения : в 3 т. : пер. с англ. - М., 1985-1988. - Т. 3. - М., 1988. - С. 66-90.

86. Локк, Дж. Послание о веротерпимости / Дж. Локк // Локк Дж. Сочинения : в 3 т. : пер. с англ. - М„ 1985-1988. - Т. 3. - М„ 1988. - С. 91-134.

87.Лоренц К. Агрессия: (так называемое «зло») / Конрад Лоренц; [пер. с нем. Швейника Г. Ф. ]. - Москва: РИМИС, 2009. - 349 с.

88.Лунеев В.В., Кудрявцев В.Н., Петрищев В.Е. Терроризм и организованная преступность в условиях глобализации // Борьба с терроризмом / Науч. ред. В.Н.Кудрявцев; сост. Л.В. Брятова. - М.: Наука, 2004.-С.5-56.

89.Ляхов Е.Г. Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право, 1995. - №4. - С.20-47.

90.Маджорян Л.А. Терроризм: правда и вымысел. 2-е изд. / Л.А. Маджорян - М.: Юридическая литература, 1986.

91.Макаров Н.Е. Системная государственная политика противодействия политическому и религиозному экстремизму - глобальная проблема уже сегодняшнего дня / Н.Е. Макаров // Сиб. огни. - 2005. - №10. - С. 170-179.

92.Малашенко A.B. Исламизм на все времена // Свободная мысль. - XXI. -2004. -№12.

93.Марков Б. Социально-культурные предпосылки терроризма // Философские науки. - М., 2005. - № 8. - С.29-34.

94.Мартыненко Б.К. Теоретико-правовые вопросы политического терроризма: На примере России конца 80-х - 90-х гг. XX века: Дисс. канд. юрид. наук: 12.00.01 - Ростов-на-Дону, 1999 - 180 с.

95.Медведко Л.И. Россия, Запад, ислам: «столкновение цивилизаций»? / Л.И. Медведко - М.: Кучково поле, 2003. - 512 с.

96.Микрюков, В.О. Религиозный фактор в современном терроре : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11. - Москва, 2009 - 176 с.

97.Миркасымов Б. Влияние радикальных исламистских организаций на развитие ситуации в регионах Ближнего и Среднего Востока // Терроризм - угроза человечеству в XXI веке. - М.: Крафт, 2003. -С.119-147.

98.Миркасымов Б. Фактор салафизма в Центральной Азии и на Северном Кавказе // Центральная Азия и Кавказ. - 2003. - №3 (27). - С. 39-48.

99.Мирошникова Е.М. Кооперационная модель государственно-церковных отношений: опыт и проблемы: Моногр. - М.: Институт Европы РАН; Тула: ТГПУ, 2007. - 181 с.

100. Мирский Г.И. Исламизм - третья ступень ракеты деколонизации? // Россия и мусульманский мир: Бюллетень реф,-аналит. Информ. / РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. Исслед. -М., 2004. -№6(144). - С. 124-142.

101. Мирский, Г. Исламская цивилизация в глобализирующемся мире / Г. Мирский // МЭиМО. - 2004. - № 6. - С. 29-37.

102. Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже

веков: (как противостоять агрессив. экстремизму, ксенофобии и

148

насилию среди молодежи): материалы Междунар. конф., 18-19 нояб. 2000 г Москва /[под науч. и общ. ред. Ильинского И.М.]. - М.: Социум, 2001.-463 с.

103. Молозов И.Л. Левый экстремизм в современном обществе: особенности стратегии / И.Л. Молозов // Полис. - 1998.-N3. - С.211-219.

104. Мороз Р.И. Международный терроризм: организация структура и коммуникативная стратегия / Р.И. Мороз // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Полит, науки. - 2004. - № 5. - С. 62-72.

105. Мосс М. Социальные функции священного / Избранные произведения. Перевод с французского под общей редакцией Утехина И.В. / Марсель Мосс. - СПб.: «Евразия», 2000. - 448 с.

106. Муминов, А.И. Религиозный экстремизм как угроза современному обществу: социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.-Москва, 2007.-195 с.

107. Мчедлова М.М. Место религии в социально-политическом процессе: цивилизационные основания и современные тенденции: Автореферат дисс... д. полит, н./ 23.00.02 Политические институты, процессы и технологии. - М., 201 1. - 53 с.

108. Мэмфорд Л. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе: [Сб. ст. : Переводы] / АН СССР, Инт философии, Науч. совет при Президиуме АН СССР по филос. и социал. пробл. науки и техники; Сост. и вступ. ст. [с. 3-31] П. С. Гуревича. - М. : Прогресс, 1986. - 450 с.

109. Назиров Д. Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления: Автореферат дисс... уч. ст. д. филос. н.: 09.00.11 - Социальная философия. - Душанбе, 2009. - 51 с.

110. Наумкин В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и

подходов // Россия и мусульманский мир: Бюллетень реф.-аналит.

149

информ. / РАН. ИНИОН. Центр туманит, науч.-информ. исслед. - М., 2006. - №7 (169). - С.201-203.

111. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей (18841888): [Перевод] / Фридрих Ницше; Под ред. Г. Рачинского, Я. Бермана. - [М.] : ИЧП «Жанна», 1994. - 362с.

112. Новиков, Д.В. Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: методы противодействия: Политико-правовой аспект: диссертация ... кандидата юридических наук : 23.00.02. - Ростов-на-Дону, 2002,- 167 с.

113. Одесский М. П. Поэтика террора и новая административная ментальность: очерки истории формирования: пособ. по спецкурсу / М.П. Одесский, Д.М. Фельдман.; Рос. гос. гуманит. ун-т. Историко-фил. фак. - М.: РГГУ, 1997. - 203 с.

114. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; Под ред. Н. Ю. Шведовой. - 18-е изд., стер. -М. : Рус. яз., 1987. - 795 с.

115. Ольшанский Д.В. Психология терроризма / Д.В. Ольшанский. -СПб.: Питер, 2002. - 288 с.

116. Основные положения социальной программы российских мусульман / Совет муфтиев России. Ярославль. 2001.

117. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. -М.: Изд. Московской Патриархии, 2000.

118. Отто Р. Священное: об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным / Рудольф Отто; [пер. с нем.: А. М. Руткевич]. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008. - 269 с.

119. «О борьбе с терроризмом». Федеральный закон № 138 ФЗ от 25 июля 1998 г. Ст. 3/ Собрание законодательства РФ. - М., 1998.

120. Павлинов A.B. Насильственный экстремизм /A.B. Павлинов. -М.: Ин-т правовых и сравнит, исслед.; Лика, 2004.- 258 с.

121. Паин Э.А. Социальная природа экстремизма и терроризма / Э.А. Паин // Общественные науки и современность. - 2002. - №4. - С. 113124.

122. Петрищев В.Е. Заметки о терроризме / В.Е. Петрищев. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.

123. Пиджаков А.Ю. Борьба с политическим терроризмом и экстремизмом: междунар. и нац.-правовые проблемы /А.Ю. Пиджаков. - СПб.: Нестор, 2003,- 288 с.

124. Пиотровский М.Б. Ваххабизм // Ислам. Краткий справочник. -М.: Наука, 1986.-С.45.

125. Пластун В.Н. Деятельность экстремистских сил и организаций в странах Востока / В.Н. Пластун. - Новосибирск: ИД «Сова», 2005. -476 с.

126. Пластун В.Н. Эволюция деятельности экстремистских организаций в странах Востока / В.Н. Пластун; Сиб. ин-т междунар. отношений и регионоведения. - Новосибирск: Сиб. хронограф, 2002. -711 с.

127. Плужников E.H. Религиозный экстремизм в современной России: проблемы теоретической интерпретации и политической практики Автореферат диссертации на соискание уч. ст. к. полит, н. /23.00.02. — М., 2010.- 166 с.

128. Положение о координационном совете по реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»: приказ №3400 МО РФ от 18.10.2001 г. // Бюл. Мин-ва образования РФ. - 2002. - №1. - С.52-54.

129. Постановление Правительства РФ от 25.08.2001 № 629 «О

федеральной целевой программе «Формирование установок

толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском

151

обществе (2001 2005 годы). Собрание законодательства РФ 03.09.2001, №36, ст. 3577.

130. Проблемы свободы совести, веротерпимости и преодоления религиозного и этноконфессионального экстремизма: Материалы межрегион, науч.-практ. конф., (Курган, 11-12 окт. 2000 г .) / [Редкол.: Шалютин С.М. (отв. ред.) [ и др. ]. - Курган: Кург. гос. ун-т, 2000. - 140 с.

131. Противодействие экстремизму: правоприменительная практика: [ с б. ст.] /С.-Петерб. гуманитар.-политол. центр «Стратегия»; под ред. Г. Л. Бардиер. - СПб.: Норма, 2003,- 78с.

132. Противодействие экстремизму: сб. норматив, актов /С.-Петерб. гуманитар.-по лито л. центр «Стратегия»; под ред. О.В. Тимченко. -СПб.: Норма, 2003,- 140с.

133. Психологические проблемы профилактики экстремизма в российском обществе: Всерос. науч.-практ. конф., дек. 2002 г .: сб. материалов / [под ред. Л.М. Дубового]. - Пенза, 2002. - 95 с.

134. Пылаев М.А. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и континентальной философии XX века. Автореферат дисс. ... д. филос. н.: 09.00.03. - М., 2012. - 53 с.

135. Религиоведение / Энциклопедический словарь. - М.: Академический Проект, 2006. - 1256 с.

136. Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / Отв. ред. М.П. Мчедлов. - М.: Институт социологии РАН, 2008. - 407 с.

137. Римская О.Н. Феноменология субкультурных религий: Диссертация на соиск. уч. ст. к. филос. н. - Белгород, 2011. - 172 с.

138. Римский В.П. Демоны на перепутье: культурно-исторический образ тоталитаризма. - Белгород: Изд-во БелГУ, 1997 - 198 с.

139. Римский В.П. Тоталитарный космос и человек. - Белгород: Изд-во БелГУ, 1998.- 126 с.

140. Римский В.П. Православие и русская культура в XXI столетии: опыт культурологического прогноза // Христианство и культура: Научно-богословский сборник. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. - С. 14-23.

141. Римский В.П. К проблеме генезиса религии // Известия СКНЦ ВШ. Обществ, науки. - Ростов-на-Дону, 1983. - №1. - С. 55-60.

142. Римский В. П. Миф и религия: проблема генезиса и культурно-исторической специфики архаических религий. - Белгород, 2003. -184с.

143. Роббере Г. и др. Государство и религии в Европейском Союзе (опыт государственно-конфессиональных отношений). Под ред. A.A. Красикова и др. - М.: Институт Европы РАН, 2009. - 719 с.

144. Русанова O.A. Этнорелигиозный экстремизм как социальное явление в российском обществе (на примере северокавказского региона) / O.A. Русанова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. - 2005. - № 2,- С. 108-124.

145. Русанова Ольга Анатольевна. Этнорелигиозный экстремизм как социальное явление в российском обществе : На примере Северокавказского региона : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01 Москва, 2004 152 с.

146. Савокин В.И. Религиозный аспект социального идеала: Социально-философский анализ: диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11. - Красноярск, 2000. - 146 с.

147. Свириденко Ю.П. Белый террор? Политический экстремизм российской эмиграции в 1920-45 гг. / Ю.П. Свириденко; В.Ф. Ершов. -М.: Б.и., 2000.- 198 с.

148. Свобода религии и убеждений: основные принципы (философия, законодательство, защита свободы совести). Под общей ред. Т. Линдхольма, К. Дурэма и Бахии Тахзиб-Ли. - M.: Институт религии и права, 2010-744 с.

149. Серафим А. Является ли терроризм культурным явлением: // Консорциум «Партнерство во имя мира». - Весна, 2005. - Том IV, №1. - С.77-89.

150. Сериков A.B. Профилактика политического экстремизма молодежи / A.B. Сериков // Соц.-гум. знания. - 2005. - № 4. - С. 198207.

151. Сикоев P.P. Талибы: религиозно-политический портрет / Р. Р. Сикоев. - [2-е изд.]. - М.: Ин-т востоковедения; Крафт+, 2004. - 251с.

152. Сиразетдинов Р.Ф. Мировоззренческие основания современного терроризма: социально-философский анализ: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Уфа, 2005

153. Современный терроризм: взгляд из Центральной Азии: А.Г.Косиченко, М.С.Ашимбаев и др. - Алматы: Дайк-Пресс, 2002. -213 с.

154. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденная Указом Президента России от 12 мая 2009 года № 537 http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html.

155. Страхов H.H. НЪчто о характерЪ нашего времени»// Гражданин. -№ 36, 1873. - Режим доступа: http://az.lib.rU/s/strahow_n_n/text_0460oldorfo.shtml.

156. Сюкияйнен Л.Р. Ислам и терроризм: союзники или противники // Терроризм и религия / Науч. ред. В.Н.Кудрявцев, сост. Л.В. Брятова. -М.: Наука, 2005. -С. 109-119.

157. Сюкияйнен Л.Р. Религиозный экстремизм: правовые,

политические и идеологические аспекты // Религиозный экстремизм в

154

Центральной Азии. Материалы международной конференции, Душанбе, 25.04.2002. - Душанбе, 2002. - С. 22-25.

158. Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов: [сб. ст.] / [отв. ред. A.A. Шаравин, С.М. Маркедонов]. - М., 2002. - 239 с.

159. Терроризм: борьба и проблемы противодействия: учеб. пособие для студентов юрид. вузов / Под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, закон и право, 2004. - 592 с.

160. Томалинцев В.Н. Введение в социальную экстремологию: учеб. пособие / В. Н. Томалинцев, А. А. Козлов; С.-Петерб. гос. ун-т, Науч.-исслед. ин-т комплекс, соц. исслед.. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.-218с.

161. Требин М.П. Терроризм в XXI веке / М.П. Требин. - Минск: Харвест, 2004.-816 с.

162. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года. ( Комментарий к Уголовному кодексу РФ под ред. Дьякова C.B. М., 2008).

163. Умланд А. Концептуальные и контекстуальные проблемы интерпретации современного русского ультранационализма / А. Умланд // Вопросы философии. - 2006. - № 12. - С. 64-81.

164. Умланд А. Правый экстремизм в постсоветской России / А.Умланд // ОНС. - 2001. - №4. - С.71-84.

165. Устинов В.В. Обвиняется терроризм. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

166. Федеральный закон №114-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» // Режим доступа к изд.: http://base.consultant.ru /cons/cgi/ online.cgi?req =doc; base=LAW;n =70162.

167. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114 ФЗ « О противодействии экстремистской деятельности» (ред. от 24. 07.2007 № 211 - ФЗ) // http://www.rg.ru/2007/08/01/extremizm-izmenenia-dok.html.

168. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях». Собрание законодательства РФ, 1997, № 39, ст. 4465.

169. Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. № 2124 1 «О средствах массовой информации» (ред. от 09.02.2009) // http://www. consultant.ru/online/base/?rcq=doc:base=LAW:n=90293.

170. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76 - ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред. от 06.07. 2006 № 104 ФЗ). Собрание законодательства РФ, № 22, 01.06.1998, ст. 2331.

171. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35 ФЗ «О противодействии терроризму» http://www.rg.ru/2006/03/10/borba-terrorizm.html

172. Феномен экстремизма /A.A. Козлов, В.Н. Томалинцев, P.A. Зобов, Л.И. Сугакова; под ред. A.A. Козлов. - СПб.: СПбГУ, 2000. - 85 с.

173. Фромм Э. Иметь или быть / Э. Фромм; Пер. с англ. Н. И. Войскунской, И. И. Каменкович; Общ. ред. и вступ. ст. В. И. Добренькова. - М.: Прогресс, 1986. - 238 с.

174. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Мишель Фуко; Пер. с фр. Владимира Наумова под ред. Ирины Борисовой. - М.: Ad Marginem, 1999. - 478 с.

175. Фуко М. Археология знания = L'Archeologie du savoir / Мишель Фуко; [пер. с фр. М. Б. Раковой, А. Ю. Серебрянниковой; вступ. ст. А. С. Колесникова; Федер. целевая прогр. «Культура России»]. - СПб. : Гуманит. акад., 2004. - 412 с.

176. Фуко M. Безопасность, территория, население: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977-1978 учебном году / Мишель Фуко; пер. с фр. Н. В. Суслова, А. В. Шестакова, В. Ю. Быстрова. -Санкт-Петербург : Наука, 2011. - 543 с.

177. Фуко М. Герменевтика субъекта: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году / Мишель Фуко; пер. с фр.

A. Г. Погоняйло. - Санкт-Петербург : Наука, 2007. - 676 с.

178. Фуко М. Забота о себе: История сексуальности - III / M. Фуко; Пер. с фр. Т. Н. Титовой и О. И. Хомы. - Киев : Дух и литера ; М. : Грунт. 1998.-282 с.

179. Фуко М. Использование удовольствий / Мишель Фуко; [пер. с фр.

B. Каплуна]. - СПб. : Академ, проект, 2004. - Т. 2: История сексуальности. - 2004. - 430 с.

180. Фуко М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко; Пер.: И. К. Стаф. - СПб. : Унив. кн. : Рудомино, 1997. - 573 с.

181. Фундаментализм / - М.: Отв. ред З.И.Левин. - М.: Институт востоковедения РАН. - Изд -во «Крафт+», 2003. - 264 с.

182. Хейзинга Й. Осень средневековья = Herfsttij der Middeleeuwen : Исслед. форм жизн. уклада и форм мышления в XIV и XV в. во Франции и Нидерландах / Йохан Хейзинга; Сост. и пер. Д. В. Сильвестров. - 3. изд., испр. -М. : Айрис-Пресс, 2002. - 537 с.

183. Хоровинников, Александр Александрович. Экстремизм как социальное явление : философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11. - Саратов, 2007. - 201 с.

184. Хоффман Б. Терроризмю взгляд изнутри // Пер с англ. Е.Сажина. - М., Ультра. - 2003. - 264 с.

185. Человек террористический: методология исследования, культурно-антропологические парадигмы, повседневность,

региональные угрозы, монография / под ред. В.П. Римского. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. - 180 с.

186. Чудинов С.И. Роль ресентимента в искажении нравственного альтруистического чувства народнических террористов в России / С.И. Чудинов // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - №8(63). - 2009. - С.224-235.

187. Шкуратов В.А. Историческая психология. - 2-е, переработанное издание. / В.А. Шкуратов. - М.: Смысл, 1997. - 505 с.

188. Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и вопросы профилактики. / Под ред. А.А.Козлова. - СПб, Химиздат, 2003.

189. Забияко А.П. Экстремизм религиозный // Религиоведение / Энциклопедический словарь. - М.: Академический Проект, 2006. -1220-1221.

190. Элиаде М. Священное и мирское / Мирча Элиаде; Пер. с фр., предисл. И коммент. Н. К. Гарбовского. - М. : Изд-во МГУ, 1994. -143с.

191. Эткинд A.M. Хлыст: Секты, лит. и революция / Александр Эткинд. - М.: Новое лит. обозрение ; Хельсинки : Каф. славистики Унта Хельсинки, 1998. - 685 с.

192. Этнорелигиозный терроризм / Под ред. Ю.М. Антоняна. - М.: Аспект-Пресс, 2006. - 318 с.

193. Alexander I. Terrorism: Theory and Practic. -N.Y., 1980. - 280 p.

194. Cassesse A. Terrorism, Politics and Taw. - Cambridge, 1989. - 312 p.

195. Drake R. The Revolutionary mystique and Terrorism. - Bloomington and Indianapolis, 1986. - 242 p.

196. Luigi Giussani, John E. Zucchi The religious sense. - McGill-Queen's Press-MQUP, 1997.- 166 p.

197. Luigi Giussani, Patrick Stevenson, John Zucchi The journey to truth is an experience. - McGill-Queen's Press-MQUP, 2006. - 148 p.

198. International Terrorism: Characteristics, Causes, Controls. - New York, 1990.-280 p.

199. Jansen J.J.G. The dual nature of Islamic fundamentalism. - L., 1997. -Vol. XVII.-P. 198.

200. John Hughes, Herbert and Jane Dwight Islamic Extremism and the War of Ideas: Lessons from Indonesia. - Hoover Press, 2010. - 138 p.

201. Laquer W. Terrorism. L.: Weidenfeld and Nicolson, 1977. - 344 p.

202. Laquer W. The New Terrorism: Fanaticism and the Arms of Mass Destruction. -N.Y.: Oxford University Press, 1999. - 312 p.

203. Laquer W. The Terrorizm Reader: A Historical Antology. / Ed. by W. Laquer ,-L., 1975.-284 p.

204. Laurie Willis. Extremism. - Gale, 2010. - 240 p.

205. Leonard Weinberg, Ami Pedahzur Religious fundamentalism and political extremism. - Routledge, 2004. - 178 p.

206. Muhammad Omar Amjad Khan Extremism: The Complex Phenomenon. - LAP Lambert Academic Publishing, 2010.- 164 p.

207. Ronald Wintrobe Rational Extremism: The Political Economy of Radicalism. - Cambridge University Press, 2006. - 286 p.

208. Wolf B. John. Fear of Fear: A survey of Terrorist Operations and Controls in Open Societies. -N.Y.: Plenum Press., 1981. -48 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.