Культурно-просветительные организации российской эмиграции в Чехословакии: 1920-1930-е гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Сабурова, Лариса Николаевна

  • Сабурова, Лариса Николаевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 225
Сабурова, Лариса Николаевна. Культурно-просветительные организации российской эмиграции в Чехословакии: 1920-1930-е гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2006. 225 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Сабурова, Лариса Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЫ РОССИЙСКИХ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЧЕХОСЛОВАКИИ

1.1. Факторы развития и специфика деятельности культурно-просветительных организаций.

1.2. Структуры Всероссийского Союза городов и Объединения российских земских и городских деятелей (Земгор).

1.3. Профессиональные и творческие союзы российской эмиграции.

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ В В 1920-1930-Е ГГ.

2.1. Русский народный университет в Праге и другие учебно-просветительные учреждения.

2.2. Русский заграничный исторический архив (РЗИА) и Русский культурно-исторический музей в Праге.

2.3. Комитет «Дня русской культуры» в Чехословакии.

2.4. Институт изучения России и другие общественнополитические и информационные центры

ГЛАВА 3. МЕСТО И РОЛЬ РОССИЙСКИХ ЭМИГРАНТСКИХ

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 1920-1930-Х ГГ. В НАУЧНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕХОСЛОВАКИИ

3.1. Вклад российских ученых и деятелей культуры в науку и искусство Чехословакии.

3.2. Российские эмигрантские культурно-просветительные организации в общественной жизни страны в 1920-1930-х гг.

3.3. Культурно-просветительные организации российской эмиграции в Чехословакии в системе зарубежной России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурно-просветительные организации российской эмиграции в Чехословакии: 1920-1930-е гг.»

Актуальность темы исследования. Культурно-просветительные организации являются одной из базовых составляющих социально-культурного феномена российского зарубежья 1920-1930-х гг. Важную роль культурно-просветительный аспект играл в процессе становления и эволюции российской диаспоры межвоенного периода в Чехословакии.

Исследование институциональной структуры и деятельности российских культурно-просветительных организаций в данной стране позволяет углубить научные представления об одном из главных центров зарубежной России 1920-1930-х гг. и развитии российских культурных и научных связей с Чехословакией, а также дополнить общую проблему истории российской эмиграции в XX веке.

Данная тема дополнительно актуализирована также тем, что исторический опыт культурно-просветительной активности эмигрантов 19201930-х гг. актуален в контексте развития современных зарубежных русскоязычных диаспор за рубежом.

Степень разработанности темы. Культурно-просветительные организации российской эмиграции в Чехословакии - одном из центров русской эмиграции, - изучалась отечественными и зарубежными учеными с 1920-х годов до нашего времени.

В Советской России культурно-просветительная деятельность русских эмигрантов, в том числе достижения в научных областях, либо замалчивалась, либо освещалась в плане советской пропагандистской идеологии, то есть в негативном плане. Научные работы, литературные произведения эмигрантов 1920-х гг. не публиковались. В СССР в 1930-1950 гг. тема русской эмиграции в советской историографии практически не разрабатывается.

С наступлением «политической оттепели» в СССР в середине 1950-х гг. появляются публикации воспоминаний эмигрантов и первые исследовательские работы по этой теме. Однако эти работы характеризовались тем же негативным отношением к Русскому зарубежью. Тем не менее, публикации ввели в оборот большое количество фактического материала, что в дальнейшем помогло более активной разработке темы.

В конце 1970 - начале 1980 гг. делаются первые шаги в сторону объективного осмысления культурно-исторической миссии российского зарубежья на основе накопленного материала, в основном мемуарного характера. Из появившихся в то время исследований можно отметить работы А.Л.Афанасьева, Л.К.Шкаренкова, Ю.В.Мухачева, В.Александрова.1 Работа Ю.В.Мухачева еще довольно идеологизирована, А.Л.Афанасьев, Л.К.Шкаренков и В.Александров уделяют больше внимания духовному

В 1990-е годы, в результате снятия идеологических запретов, интерес к эмигрантской теме, в том числе к культурному аспекту Русского зарубежья, резко возрастает. Появились первые обобщающие работы по теме российской эмиграции, в которых определенное внимание уделяется теме культуры. Это, например, работа В.Костикова «Не будем проклинать изгнанье.» и ряд других изданий. 2

В начале 1990-х годов было создано несколько центров по изучению истории российской диаспоры: Центр в Институте истории РАН под руководством академика Ю.А.Полякова, Центр на историческом факультете МГУ под руководством профессора Е.И.Пивовара.

В 1990-е годы тема культурно-просветительных организаций рассматривалась на конференциях, посвященных российской эмиграции. Было выпущено несколько сборников по вопросам культуры российских диаспор, составленных на основе выступлений ученых на конференциях. аспекту жизни эмигрантов.

В апреле 1993 г. в Москве прошла научная конференция, по завершению которой был подготовлен сборник с тезисами докладов «Роль русского зарубежья в сохранении и развитии отечественной культуры».3 В сборнике отражены проблемы науки и культуры Русского зарубежья, в том числе образования (статья В.Ф.Ершова и Е.И.Пивовара «Военно-учебные заведения и военно-научная мысль белой эмиграции 1920-1930-х гг.»).

В сентябре 1993 года в Москве прошла международная конференция «Культурное наследие российской эмиграции: 1917-1940-е годы». На конференции был отмечен всплеск интереса к проблеме «русского влияния» на национальные культуры различных стран через российскую диаспору. По материалам конференции учеными Российского института культурологии и Центра по изучению отечественной культуры ИРИ РАН был составлен сборник.4

В сборник вошли статьи российских ученых Муромцевой Л.П., Перхавко В.Б. о музейных собраниях русских эмигрантов в Чехословакии5, Борисова В.П. об истоках и формировании российского научного зарубежья6 и др. Затронуты также вопросы развития науки, политики и архивоведения эмиграции, в чем важную роль играли культурно-просветительные организации Чехословакии.

В сентябре 1995 г., по вопросу о русской научной эмиграции в Чехословакии выступила представительница МГУ Л.П.Лаптева на Первой международной конференции по проблемам интеллигенции «Интеллигенция в условиях общественной нестабильности: конформизм или духовное п лидерство?»

В 2000 году была выпущена книга «Зарубежная Россия. 1917-1939: сборник научных статей»8, которая появилась в результате проведенной в конце 1999 г. в Санкт-Петербурге Международной научной конференции «Культурное наследие российской эмиграции. 1917-1939». В сборнике можно отметить статью И.В.Тункиной о семинаре Кондакова Н.П9., статью О.В.Ратушняка «Культурное наследие казачьей эмиграции», статью Г.В.Жиркова «Культура и журналистика Русского зарубежья 20-40-х гг.».

В марте 2000 г. в Москве прошла конференция, посвященная 150-летию со дня рождения Т.Г.Масарика, первого чехословацкого президента. В составленном по материалам конференции сборнике10 большинство статей отражают научно-культурную тематику. Культурно-просветительным обществам в Чехословакии посвящены статьи Е.П.Серапионовой, И.В.Инова, В.Ю.Гессена, Т.И.Ульянкиной.11 Статья М.Г.Литавриной рассказывает о М.Н.Германовой и Пражской группе Московского художественного театра в Праге.12

В 2002 г. в Новом гуманитарном университете Натальи Нестеровой прошла научная конференция «Русское Зарубежье - духовный и культурный

1 л феномен». По материалам конференции вышел сборник , отражающий в основном литературную жизнь русской эмиграции (например, статья Л.Ф.Алексеевой о поэтах).14 Российской научной эмиграции в сборнике посвящена статья Т.И.Ульянкиной.15

Из других вышедших сборников статей можно отметить сборник «Культура российского зарубежья» (1995 г.), содержащий статьи о мемуарном наследии историков Русского зарубежья (Л.И.Демина), о празднике «День русской культуры» (Г.А.Кузина), о культурной жизни эмигрантов (Т.А.Пархоменко).16 Вопросам культуры посвящен также сборник статей «Культурная миссия российского зарубежья. Прошлое и современность».17

По проблемам культурно-просветительных организаций в Чехословакии написано немало монографий. О Культурно-историческом музее рассказывает книга Е.С.Докашевой «Русский культурно-исторический

I о музей в Праге» , где автор тщательно исследует историю возникновения, деятельность и роль Музея в научно-культурной жизни русских эмигрантов. Об общественных структурах русских эмигрантов в Чехословакии 1920-30-х гг. можно узнать в работе Е.П.Серапионовой «Российская эмиграция в Чехословацкой республике (20-30-е годы)».19 Об историках-эмигрантах в Европе писали В.Т.Пашуто и М.Г.Вандалковская.20 О русском научном зарубежье написаны монографии последних лет Ю.А.Полякова, Ю.Н.Сухарева и Н.В.Кураминой.21

Важнейшее значение для исследовательской работы по культурно-просветительным организациям в Чехословакии имеют труды и работы самих эмигрантов. Уже в 1920-х гг. русская эмигрантская интеллигенция пыталась осмыслить происшедшие события и сделать первые выводы. Сведения о культурно-просветительных организациях содержатся в историко-публицистических публикациях российских ученых и общественных деятелей, (П.Н.Милюкова, В.В.Руднева, М.М.Новикова ).

Работа В.В.Руднева «Русское дело в Чехословацкой Республике», написанная в 1924 году, представляет собой практически первую попытку рассмотреть формирование культурно-просветительных обществ, массовое появление которых было обусловлено «Русской акцией» Т.Масарика, президента Чехословакии. В книге В.В.Руднева прослеживается история становления культурно-просветительных обществ. Особенное внимание уделено проблеме образования, в том числе подробно рассказана история двух русских гимназий в Чехословакии - Пражской и Тржебовской.

Очень важна написанная в середине 1930-х годов работа М.М.Новикова «Русская научная организация и работа русских естествоиспытателей за границей», в которой анализируются достижения ученых-эмигрантов в естественных науках - Л.В.Черносвитова, С.А.Грабье, Ф.Р.Никишина и других.

Необходимо особенно отметить сборник С.П.Постникова и его помощников по составлению книги «Русские в Праге»23, в которой подробно описаны практически все культурно-просветительные организации. В написании книги приняли активное участие ученые М.М.Новиков,

С^мм? /и?

А.В.Флоровский, С.И.Гессен, И.Лапшин. Сборник является' как бы энциклопедией по культурно-просветительным учреждениям российских эмигрантов в Чехословакии в 1920-е годы.

К первым попыткам подытожить развитие культурной и научной жизни русской эмиграции можно отнести труд Т.Н.Пио-Ульского.24 К 35-летию Зарубежной России (в 1955 г.) В.К.Абданк-Коссовским была подготовлена обобщающая работа, посвященная всем областям деятельности

О ^ русских за рубежом. В сборе материала ему помогали писатели-эмигранты Т.И.Алексинский и П.Е.Ковалевский.

В 1960-1970-е гг. наметился интерес к изучению культурной жизни Русского зарубежья первой волны как в плане исследования деятельности культурно-просветительных обществ, так и в попытках оценить вклад русских ученых и деятелей культуры и искусства в мировую культуру. Можно отметить работы Г.Адамовича, Д.И.Мейснера, П.Е.Ковалевского.26 Работы этих лет носят отпечаток идеологического противостояния советской и эмигрантской историографии. Так, произведения П.Е.Ковалевского имеют критический характер по отношению к Советскому Союзу. Работы Д.И.Мейснера, особенно «Миражи и действительность», изданные в СССР, напротив, написаны в характерном «разоблачительном» по отношению к эмиграции тоне.

Ценные сведения о культурно-просветительных организациях российской эмиграции в Чехословакии помещены в эмигрантской и отечественной научно-справочной литературе. Это, во-первых, справочники по составу фондов Русского зарубежного исторического архива в составе

ГАРФ. Во -вторых, большой информационный материал содержится в справочниках-хрониках по культурной, научной и общественной жизни.28 О культурной жизни российского зарубежья можно узнать из специальных изданий о писателях и художниках.29

С 1990-х годов, когда в самой России начались активные исследования по эмигрантской тематике, в западной историографии наметился больший интерес к этой проблеме, в частности к вопросам культуры.

В 1990 г. вышла книга Марка Раева , принадлежащего к младшему поколению историков Русского зарубежья. Эта книга сразу привлекла к себе внимание всей мировой общественности, поскольку исследование, которое автор создавал, используя ценные документы Бахметьевского архива в Нью-Йорке, дает очень полную картину взаимодействию западной культуры и культуры Русского зарубежья. Достаточно большое внимание автор уделил Пражскому культурному центру, который М.Раев ставит в один ряд с такими центрами, как Париж и Берлин.

Нельзя не отметить активную работу чешских и словацких историков в 1990 годы по изучению русской эмиграции в Чехословакии. Ими было выпущено три сборника статей о русской и украинской эмиграции в ЧСР в 1918-1945 гг. Многие статьи опубликованы в российской периодике

-3 1 статьи З.Сладека, Е.Чиняевой и др.).

Чехословацкие историки активно участвовали в конференциях, проходивших в России. Статьи, подготовленные на основе их выступлений, в дальнейшем вошли в сборники по материалам этих конференций. Многие статьи посвящены «Русской акции» Чехословацкого правительства. Эта тема, например, отражена в статьях А.Копршивовой, С.Магида, Я.Рыхлика

32 конференция, посвященная 150-летию Т.Масарика).

О русских врачах в Чехословакии написана статья нашего зарубежного соотечественника И.Ф.Никишина.33 Статья написана на материалах домашнего архива и личных воспоминаниях.

Культурно-просветительным организациям в пригородах Праги посвящена монография А.Копршивовой «Российские эмигранты во Вшенорах-Мокропсах-Черношицах (двадцатые годы XX века)»,34 где подробно рассмотрена деятельность этих организаций, сочетающих в себе как научный, так и литературно-художественный характер. Литературным кружкам и обществам русских эмигрантов в Чехословакии посвящены статьи чехословацких исследователей Л.Белошевской и М.Заградки.35

Таким образом, на современном этапе в области исследования культурно-просветительных обществ в Чехословакии накоплен достаточно серьезный объем исследовательских материалов, как отечественных, так и зарубежных, рассматривающих эту тему с разных точек зрения. Тем не менее, обобщающего исследования, анализирующего научные, культурные, просветительные и творческие организации в Чехословакии на современном методологическом уровне исторической науки, к настоящему времени подготовлено не было.

Объектом диссертационного исследования являются культурно-просветительные организации российской эмиграции, их формирование и деятельность, участие в общественной жизни на территории Чехословацкой республики.

Предметом диссертационного исследования являются процессы формирования институциональной основы российских культурно-просветительных организаций в Чехословакии, образования формирующих структур, и также профессиональных и творческих союзов. Предметом исследования является также изучение вклада российских ученых и деятелей культуры в науку и искусство, места и роли созданных эмигрантами и культурно-просветительных учреждений в структуре общественной жизни в Чехословакии, а также в системе зарубежной России.

Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 1920-х гг., времени формирования культурно-просветительных учреждений российских эмигрантов в Чехословакии, и до конца 1930-х гг., когда все эмигрантские учреждения практически прекратили свою деятельность из-за начавшейся Второй мировой войны.

Методологические основы исследования составили принципы историзма, объективности и системности. Использовались исторические методы хронологии, периодизации, ретроспекции и актуализации. Метод ретроспекции использовался в сравнительном анализе возникновения и деятельности культурно-просветительных учреждений в дореволюционной России и в Чехословакии 1920-х - 1930-х годов.

Материал изложен в проблемно-хронологической и систематической последовательности. Системный метод способствовал изучению проблемы как целостного явления, во всей взаимосвязи и совокупности фактов.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является проследить формирование культурно-просветительных организаций в Чехословакии в 1920-е - 1030-е гг., дать оценку деятельности учреждений русской эмиграции, показать основные направления этой деятельности как в научном, образовательном, так и в художественном, творческом аспектах, охарактеризовать особенности организации и деятельности культурно-просветительных учреждений, а также их роль в социально-культурной жизни Чехословакии и всего Российского зарубежья.

Значительное место, помимо организаций научного характера, отведено изучению истории Русского заграничного исторического архива (РЗИА), Русского культурно-исторического музея в Праге, а также роли

Комитета «Дня русской культуры» в борьбе с денационализацией и в объединении русских эмигрантов.

Целью исследования является также оценка значимости вклада российских ученых и деятелей культуры в науку и искусство, которые, как это было показано в работе, являлись равноправной частью единой российской культуры.

Для достижения вышеуказанной цели автором поставлены следующие задачи: проанализировать процесс формирования культурно-просветительных организаций российской эмиграции в Чехословакии как неотъемлемого звена в системе культурной жизни зарубежной России;

- проследить роль и место российских культурно-просветительных организаций в Чехословакии в институциональной структуре зарубежной России;

- исследовать влияние культурно-просветительных организаций на социальную адаптацию и психологическое состояние российских эмигрантов в Чехословакии, в частности, детских, школьных и студенческих учреждений системы образования на подрастающее поколение и молодежь;

- изучить роль литературных, художественных и других творческих кружков и объединений, а также ежегодное празднование Дня русской культуры на процесс приобщения эмигрантской молодежи к отечественной культуре;

- проанализировать деятельность научных учреждений русской эмиграции в Чехословакии, их роль в динамике социально-политических установок чехословацких правительственных кругов («Русская акция») и общественных кругов российской эмиграции в Чехословакии, а также вклад российских ученых-эмигрантов в мировую науку в целом.

Территориальные рамки исследования охватывают современную Чехию, Словакию, а также часть современной Западной Украины (область Закарпатья с городами Ужгород, Мукачево и др.), которая в древности являлась западной пограничной территорией Киевской Руси, а после освобождения Чехословакии от австро-венгерского владычества и образования Чехословацкой Республики принадлежала Чехословакии.

Источниковая база диссертации определена предметом и задачами исследования.

До 1990-х гг. источниковая база по исследуемой теме была чрезвычайно скудна, поскольку основные документы находились в спецхранах и были труднодоступны.

Опубликованные источники по проблеме формирования и развития культурно-просветительных учреждений российских эмигрантов в Чехословакии в 1920-1930-е гг. включают сборники документов общественных организаций и научных центров российского зарубежья 19201930-х гг.36 О деятельности культурно-просветительных организаций можно узнать из Отчета о деятельности Земгора (в ведении которого находились многочисленные учреждения, созданные русскими . эмигрантами) к

37 десятилетию его существования.

Подобные отчеты опубликованы также по деятельности, школ,

1С институтов и Комитета «Дня русской культуры». Опубликован также Устав археологического института. Для изучения фондов Русского культурно-исторического музея в Праге очень важную информацию несет Каталог художественных собраний Музея, составленный его директором В.Ф.Булгаковым при участии А.Юпатова.40

Важную часть комплекса опубликованных источников составляет российская эмигрантская публицистика и исследования эмигрантских ученых - историков, философов, литературоведов, искусствоведов и прочих исследователей, а также поэтов и писателей русской эмиграции. Существует большое количество опубликованных публицистических произведений эмигрантов того времени (П.Н.Милюкова, А.А.Кизеветтера, С.Эфрона и др.)41, отражающих деятельность культурно-просветительных учреждений, их роль в жизни русских эмигрантов, идеологические установки и настроения различных эмигрантских групп.

Одним из главных источников по исследуемой теме являются материалы эмигрантской периодической печати в Праге в 1920-1930-х гг. Эмигранты выпускали очень большое количество газет и журналов, из которых можно выделить такие издания, как «Вестник Педагогического бюро по делам средней и низшей школы» (выходивший в 1927-1931 гг.) и «Русская школа за рубежом», освещавшие проблемы образования и воспитания детей; «Голос студента», «Студенческие годы» и ежемесячный журнал ОРЭСО «Студент», обсуждавшие проблемы студенчества; о проблемах детских объединений говорилось в «Русском сокольском вестнике» (издавался на протяжении 1927-1941 гг.); жизнь эмигрантской диаспоры в Чехословакии освещалась в журнале «Своими путями» и других.

Уже с 1920 гг. начали выходить произведения эмигрантов мемуарного характера. К таким источникам можно отнести воспоминания, дневники, записки русских эмигрантов. Это, например, мемуарное философское исследование отца Сергия Булгакова, воспоминания А.Васильевского о казаках, воспоминания В.Булгакова и А.Юпатова о создании Культурно-исторического музея в Праге.42

В 1940-1960-х годах в эмигрантской среде стали появляться в большом количестве воспоминания о начальном периоде формирования эмигрантских диаспор. Это, например, воспоминания Н.Астрова, Н.Лосского и других.43 С наступлением в России «хрущевской оттепели» такие воспоминания стали появляться и в советской печати (мемуары М.М.Новикова, В.Ф.Булгакова,

Д.И.Мейснера и др.).44 Особенно активно мемуары эмигрантов стали издаваться в России с конца 1990-х гг. Были опубликованы воспоминания историка С.Г.Пушкарева, философа Н.Лосского, писателя А.В.Эйснера.45

В 1990-е - 2000-е гг. было опубликовано достаточно большое количество мемуаров, вышедших в 1920-1930-е гг. В том числе заслуживает внимания сборник «Прага. Русский взгляд. Век восемнадцатый - век двадцать первый», вышедший в Государственной библиотеке иностранной литературы (составитель Н.Л.Глазкова).46 Значительное место уделено в книге периоду русской эмиграции в Чехословакии первой волны. В сборник вошли отрывки из воспоминаний К.С.Станиславского, Ольги Гзовской (актриса МХТ), Д.И.Мейснера, ученых В.А.Францева, В.Ф.Булгакова, писателя А.Аверченко, поэта Марины Цветаевой и многих других. Комментарии, составленные Н.Л.Глазковой, могут служить исследователю настоящим биобиблиографическим словарем.

В работе использовались также неопубликованные архивные материалы Государственного архива Российской Федерации (Г АРФ), которые стали основой диссертационного исследования.

Среди них фонд Объединения российских земских и городских деятелей в Чехословацкой республике (Ф.5764), который содержит информацию о самом Земгоре (Устав, доклад о деятельности, в том числе Отчет культурно-просветительного отдела, Пражской гимназии. В фонде есть сведения об Институте изучения России. В этом же фонде есть Прошение группы артистов во главе с режиссером С.В.Стренковским о создании русского театра в Праге.

Ценным источником является фонд Представительства временного главного комитета Всероссийского союза городов в Чехословацкой республике (Ф.5925). В этом фонде, помимо информации о самом Союзе городов, в основном отражена информация о гимназии в Моравской

Тржебове, организованной Союзом городов. В фонде Института изучения России (Ф.5775) имеются Положение об Институте, план его организации и построения, а также переписка по этому поводу основателя Института К.Кочаровского.

Важным источником является фонд Педагогического бюро по делам средней и низшей школы за границей (Ф.5785). Здесь содержатся отчеты Педагогического бюро, сведения о русских школах и гимназиях, истории их возникновения и деятельности. В фонде находится Положение о Русском народном университете в Праге, сведения о Русском институте сельскохозяйственной кооперации, материалы по внешкольному образованию, в том числе резолюции Съезда по внешкольному образованию 1928 г. Есть информация о других съездах - например, о съезде деятелей русской средней и низшей школы, библиотекарей. В фонде имеются Обращение выставочного комитета по организации книжной выставки, а также обращение РУССУНИОН. Обращение РУССУНИОН имеется также в фонде Русского телеграфного агентства и бюро печати в Праге (РУССУНИОН), где, кроме этого, можно найти также заметки, стихи, карикатуры эмигрантов, а также Устав Всероссийской крестьянской партии. (Ф.6139).

В фонде Комитета «Дня русской культуры» (Ф.5850) имеются достаточные сведения о работе Комитета по организации праздника «День русской культуры», в том числе обращения, отчеты, списки, речи и т.д.

В фонде Русского свободного университета (Ф.5899) содержатся Положение о РНУ, сведения об образовании, учебной и научной деятельности института, переписка по разнообразным поводам, лекции, прочитанные профессорами университета, информация о курсах и научных кружках.

Очень важным источником является фонд Русского культурно-исторического музея в Праге (Ф.6784). Здесь имеются Положение о Русском институте в Праге, о редакционном комитете по изданию трудов русских ученых за границей. В фонде имеются очень важные материалы о сооружении и освящении Успенского храма на Ольшанском кладбище в Праге (документы поступили в Музей в 1938 г.).

Не менее важным для истории РЗИА является фонд Русского заграничного исторического архива (РЗИА) в Праге (Ф.7030), в котором есть достаточно полные сведения о возникновении и истории РЗИА, протоколы заседаний комиссии по архиву, Положение о РЗИА, отчеты о деятельности, личные биографии представителей РЗИА в других странах.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертации заключается в том, что в нем на обширном материале впервые комплексно изучается процесс формирования и деятельность российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Чехословакии в 1920-1930-е гг.

В работе исследуются общественно-политические, социальные, психологические факторы развития культурно-просветительной работы русских эмигрантов в Чехословакии в 1920-1930-е гг., определяется типология культурно-просветительных организаций, анализируется региональная специфика, характеризуется вклад ученых и деятелей культуры и созданных ими организаций в российскую и чехословацкую науку и культуру, определяется роль и место культурно-просветительных организаций в системе общественной жизни Чехословакии и зарубежной России.

Автор осуществляет комплексный анализ важнейших направлений и форм и результатов культурно-просветительной деятельности крупнейших общественных организаций взаимопомощи, профессиональных и творческих союзов, учебных, общественно-политических и информационных центров российской эмиграции в Чехословакии 1920-1930-х гг.

Автор приходит к выводу о том, что культурно-просветительные организации в Чехословакии стали основой проводимой правительством политики «Русской акции», сыграли важную роль в создании в Праге одного из главных центров российского зарубежья, способствовали формированию положительного образа российской эмиграции в глазах общественности и властей Чехословакии и других европейских стран, явились базой для русско-чехословацких совместных культурных и научных проектов.

В диссертации обосновывается существенное значение культурно-просветительных организаций в социальной адаптации российских беженцев, в сохранении российскими эмигрантами в Чехословакии национальной идентичности и развитии и за рубежом традиций отечественной науки и просвещения.

Научная новизна исследования определяется также тем, что оно выполнено в контексте современной научной методологии с использованием новейших методов исторического исследования. В диссертации вводится в научный оборот обширный комплекс архивных и опубликованных источников, позволяющий дать комплексную оценку феномену культурно-просветительных организаций российской эмиграции в Чехословакии в 19201930-е гг.

Практическое значение диссертации состоит в возможности использования ее положений и выводов при подготовке научных исследований в области отечественной истории XX века, в учебном процессе в высших учебных заведениях, при подготовке учебно-методических пособий по вопросам культуры Русского зарубежья.

Апробация исследования. Вынесенные на защиту положения диссертации прошли научную апробацию в Московском государственном университете сервиса в рамках деятельности кафедры истории. В 2004-2006 гг. автором опубликованы три работы по теме диссертации.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

1 Шкаренков Л.К. Агония белой эмиграции. М., 1981; Афанасьев А.Л. Полынь в чужих краях. М., 1984; Мухачев Ю.В. Идейно-политическое банкротство планов буржуазной реставрации в СССР. М., 1982; Александров В. На чужих берегах. М., 1987.

Костиков В. Не будем проклинать изгнанье. Пути и судьбы русской эмиграции. М., 1990; Назаров М. Миссия русской эмиграции. Ставрополь, 1994.

Роль русского зарубежья в сохранении и развитии отечественной культуры. Научная конференция. Москва, 13-15 апреля 1993 г.: Тезисы докладов. М., 1993.

4 Культурное наследие российской эмиграции. 1917-1940-е годы: Международная научная конференция. Москва, 8-12 сентября 1993 г.: Сб. материалов. М., 1993.

5 Муромцева Л.П., Перхавко В.Б. Музейные собрания российских эмигрантов в Чехословакии. - В сб.: Культурное наследие российской эмиграции. М., 1994. Кн. 2.

6 Борисов В.П. Истоки и формирование российского научного зарубежья // Культурное наследие российской эмиграции. М., 1994. Кн. 1.

7 Лаптева Л.П. Русская академическая эмиграция в Чехословакии в 2030-х годах XX века. - В сб.: Интеллигенция в условиях общественной нестабильности. М., 1996.

8 Зарубежная Россия. 1917-1939: сборник научных статей. СПб., 2000.

9 Тункина И.В. Академик Н.П.Кондаков: пражские письма на родину. -В кн.: Зарубежная Россия 1917-1939 гг. СПб., 2000.

10 Т.Г.Масарик и «Русская акция» Чехословацкого правительства. По материалам международной научной конференции. М., 2005.

11 Гессен В.Ю. К истории Союза русских писателей и журналистов ЧСР (1921-1939). - В сб.: Т.Г.Масарик и «Русская акция Чехословацкого правительства. М., 2005; Инов И.в. Томаш Гарриг Масарик и российские литераторы и журналисты. - В сб.: Т.Г.Масарик и «Русская акция Чехословацкого правительства. М., 2005; Серапионова Е.П. Т.Г.Масарик и российские эмигранты в ЧСР. - В сб.: Т.Г.Масарик и «Русская акция Чехословацкого правительства. М., 2005; Ульянкина Т.Н. «Ради русского имени» - научная и общественная деятельность М.М.Новикова в Чехословакии (1923 -1945 гг.). - В сб.: Т.Г.Масарик и «Русская акция Чехословацкого правительства. М., 2005.

12 Литаврина М.Г. Ларцы Марии (М.Н.Германова в Праге). - В сб.:Т.Г.Масарик и «Русская акция Чехословацкого правительства. М., 2005.

11

Русское Зарубежье - духовный и культурный феномен. Материалы международной научной конференции. Ч. 1,2. М., 2003.

14 Алексеева Л.Ф. Поэты - теоретики поэзии и культуры. - В сб.: Русское зарубежье - духовный и культурный феномен. Материалы международной научной конференции. М., 2003. Ч. 2.

15 Ульянкина Т.И. Российская научная эмиграция в XX веке. - В сб.: Русское Зарубежье - духовный и культурный феномен. Материалы международной научной конференции. М., 2003. Ч. 2.

16 Демина Л.И. Мемуарное наследие историков русского зарубежья: биоисториографические аспекты. - В сб.: Культура российского зарубежья. М., 1995; Кузина Г.П. Значение «Дней русской культуры» в жизни российской эмиграции первой волны. - В сб.: Культура российского зарубежья. М., 1995; Пархоменко Т.А. Культурная жизнь русской эмиграции в первые послереволюционные годы (1917-1925). - В сб.: Культура российского зарубежья. М., 1995.

17 Культурная миссия российского зарубежья. Прошлое и современность: Сб. Статей. М., 1999.

1 Я

Докашева Е.С. Русский культурно-исторический музей в Праге. М.,

1993.

19 Серапионова Е.П. Российская эмиграция в Чехословацкой республике (20-30-е годы). М., 1995.

20 Пашуто В.Т. Русские историки-эмигранты в Европе. М., 1991; Вандалковская М.Г. Русские историки-эмигранты в Чехословакии. - В сб.: Т.Г.Масарик и «Русская акция» Чехословацкого правительства. М., 2005.

Л 1

Поляков Ю.А. Историческая наука: люди и проблемы. М., 1999; Сухарев Ю.Н. Материалы к истории русского научного зарубежья. М., 2002; Курамина Н.В. Высшая школа в зарубежной России. 1920-1930-е гг. М., 2003.

22 Милюков П.Н. Эмиграция на перепутье. Париж, 1926; Руднев В.В. Русское дело в Чехословацкой Республике. Париж, 1924; Руднев В.В. Судьбы эмигрантской школы. Прага, 1930); Новиков М.М. Русская научная организация и работа русских естествоиспытателей за границей. Прага, 1935. Русские в Праге. 1918-1928 гг. / Под ред. Постникова С.П. Прага,

1928.

24 Пио-Ульский Т.Н. Русская эмиграция и ее значение в культурной жизни других народов. Белград, 1939. л г

Абданк-Коссовский Вл. Русская эмиграция. Итоги за тридцать пять лет//Возрождение. Париж, 1956. №№ 51, 52, 54. л/Адамович Г. Вклад российской эмиграции в мировую культуру.

Париж, 1961; Мейснер Д.И. Исповедь старого эмигранта. М., 1963; Мейснер

Д.И. Миражи и действительность. Записки эмигранта. М. 1966; Ковалевский

П.Е. Наши достижения (роль русской эмиграции в мировой науке). Мюнхен,

1960; Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия: история и культурнопросветительская работа русского зарубежья за полвека (1920-1970). Париж,

1971.

Государственный архив Российской Федерации. Путеводитель. Т. 4. Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории белого движения и эмиграции / Ред. С.В.Мироненко. - М., 2004; Фонды Русского Заграничного исторического архива в Праге: Межархивный путеводитель. М„ 1999.

28 Постников С. Библиография: Политика, идеология, быт и ученые труды русской эмиграции. 1923-1957. Прага, 1957; Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века: Энциклопедический биографический словарь. М., 1995; Русское зарубежье: Хроники научной, культурной и общественной жизни. 1920-1940. Франция. М., 1993-1995. Т. 1-4; Хроника культурной, научной и общественной жизни русской эмиграции в Чехословацкой республике. Прага, 2000.

29 Писатели Русского зарубежья. М., 1994; Литературная энциклопедия Русского Зарубежья. М., 1997; Художники Русского зарубежья. 1917-1939. Спб., 1999.

30 Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М., 1994.

31 Сладек 3. Русская и украинская эмиграция в Чехословакии // Советское славяноведение. М., 1991, № 6; Чиняева Е. Русская эмиграция в Чехословакии: развитие «Русской акции» // Славяноведение. М., 1993. № 4.

32 Копршивова А. Личные контакты президента Масарика с российской эмиграцией. - В сб.: Т.Г.Масарик и «Русская акция» Чехословацкого правительства. М., 2005; Магид С. Масарик и идеи преобразования России. -В сб.: Т.Г.Масарик и «Русская акция» Чехословацкого правительства. М., 2005; Рыхлик Я. Т.Г.Масарик и гражданская война в России. - В сб.: Т.Г.Масарик и «Русская акция» Чехословацкого правительства. М., 2005.

33 Никишин И.Ф. Русские врачи в Чехословакии в межвоенные годы // Культура российского зарубежья. М., 1995.

34 Копршивова А. Российские эмигранты во Вшенорах-Мокропсах-Черношицах (двадцатые годы XX века). Прага, 2000.

35 Белошевская Л. Литературная деятельность русской эмиграции в Чехословакии // Культурное наследие российской эмиграции. М., 1994. Кн. 2; Заградка М. Русская зарубежная литература и литература в России. - В сб.: Русское Зарубежье - духовный и культурный феномен. Материалы международной научной конференции. М., 2003. Ч. 1.

36 Документы к истории русской и украинской эмиграции в Чехословацкой республике (1918-1939 гг.). Прага, 1998; Материалы для библиографии русских научных трудов за рубежом (1920-1930-е гг.). Белград, 1941; Русская школа за рубежом: Исторический опыт 20-х годов: Сборник документов. М., 1995; и т.д.

Земгор в Праге. 1921-1931.: К десятилетию Пражского Земгора: Обзор деятельности / Сост. С.Н.Николаев. Прага, 1931; Русское историческое общество в Праге за девять лет существования (1925-1934). Прага, 1934;

38 Русское историческое общество в Праге за девять лет существования (1925-1934). Прага, 1934; Цуриков Н. День русской культуры. Прага, 1926; Цуриков Н. День русской культуры. Прага, 1929.

39 Устав археологического института в Праге. Прага, 1931. Русское историческое общество в Праге за девять лет существования (1925-1934). Прага, 1934.

40 Каталог художественных собраний русского культурно-исторического музея при РСУ в Праге / Сост. В.Ф.Булгаков, А.Юпатов. Прага, 1938.

41 Милюков П.Н. Три поколения. Записки русского исторического общества в Праге. Прага, 1937; Кизеветтер A.A. Московский университет и его традиции. Прага, 1927; Эфрон С. Эмиграция // Своими путями. Прага, 1925. №8.

42 Булгаков С.Н. Из памяти сердца. Прага (1923-1024). Пражский дневник отца Сергия Булгакова. - В кн.: Исследования по истории русской мысли. М., 1997; Васильевский А. Казаки в эмиграции (пройденный путь) // Воля России. Прага, 1926. № 2; Булгаков В., Юпатов А. Русское искусство за рубежом. Рига, 1938.

43 Астров Н.И. Воспоминания. Париж, 1940; Лосский Н. Воспоминания. Париж, 1955.

44 Новиков М.м. Русские эмигранты в Праге // Новый журнал. 1957. № 49; Мейснер Д.И. Исповедь старого эмигранта. М., 1963; Булгаков В.Ф.Встречи с прошлым. Л., 1969.

45 Пушкарев С.Г. Воспоминания историка. 1905-1945 гг. М., 1999; Лосский Н.Е. В русской Праге (1922-1927) // Минувшее. М., 1994; Эйснер A.B. Путь в эмиграции. Сербия. Прага. - В кн.: Русская эмиграция в Европе. 20-е - 30-е годы XX века. М., 1996.

46 Прага. Русский взгляд. М., ВГБИЛ, 2003.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Сабурова, Лариса Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, российские эмигранты в Чехословакии в 1920-1930-е гг. создали внушительную сеть культурно-просветительных организаций в области науки, культуры и искусства. Основной базой, давшей возможность развиваться этому процессу, была политика чехословацкого правительства, разработанная по инициативе премьер-министра К.Крамаржа при непосредственном участии президента Чехословакии Томаша Масарика.

Проведение политики чехословацкого правительства под названием «Русская акция» стало возможным в результате наличия двух составляющих: стремления Чехословакии к развитию давних культурных связей с Россией и стремления иметь сильного союзника в будущем. В этом расчете Т.Масарик в период разработки политики «Русской акции» делал ставку не на большевистскую Россию, а на Россию зарубежную - эмигрантскую.

Проведению «Русской акции» благоприятствовала массовая эмиграция из России цвета научной и творческой интеллигенции в 1922 г. Самые лучшие ученые с мировым именем и известные общественные деятели, выдворенные из России, по приглашению Чехословацкого правительства появились в Праге, что послужило основой формирования здесь институциональной структуры.

Организационные функции с российской стороны взяли на себя две организации: Всероссийский Союз городов и Объединение российских земских и городских деятелей (Земгор). С чешской стороны эти функции в основном выполняли Министерство иностранных дел и Министерство просвещения, которые обеспечивали культурно-просветительные учреждения материальной и технической поддержкой. Все создаваемые эмигрантами учреждения подчинялись или непосредственно им, или через посредство вышеназванных русских организаций, в основном Земгора.

Многие создаваемые учебные и научные учреждения пытались освободиться от опеки Земгора, предпочитая иметь дело напрямую с чешскими структурами, однако нельзя умалять ту огромную работу, особенно по организации яслей, садов и учебных заведений для детей, которую провели Союз городов и Земгор.

Наличие большого числа научных и творческих работников всех отраслей науки и культуры, эмигрировавших в Чехословакию, обусловило появление самых разных профессиональных и творческих союзов. Проводимая президентом ЧСР «Русская акция» способствовала возникновению учебных и научных учреждений, различных творческих союзов и объединений. Разнообразие возникающих кружков с научно-культурным, культурно-просветительным, художественным уклоном говорило о великолепном творческом потенциале российской эмиграции.

Главной особенностью всех возникающих научно-просветительных организаций был их просветительный характер. Российская эмиграция заботилась в первую очередь о своем подрастающем поколении и о тех, кто по каким-либо причинам не успел получить или закончить образование. Второй целью «просветительства» было показать всему зарубежному миру достижения национальной русской науки и культуры, найти точки соприкосновения для взаимопонимания и поддержки.

В результате вышеназванных причин созданные учебно-просветительные учреждения (Русский народный университет, Юридический факультет, Русский коммерческий институт и другие) огромное внимание уделяли подготовке и чтению лекций, созданию различных курсов и кружков, а также участию в общих мероприятиях, проводимых чешской стороной или русскими эмигрантами.

Спецификой учебно-просветительных учреждений было создание именно русских учебных заведений, что стало возможно в результате предыдущих культурных связей Чехословакии и России, которые образовали целую прослойку в чехословацком обществе, знающую русский язык и литературу, интересующуюся русской культурой и понимающую ее. Для русской молодежи это был путь к более быстрой и легкой адаптации, к получению образования в привычных условиях русской среды.

Следствием активной научной и культурной жизни русской эмиграции в Чехословакии стало создание культурно-исторических учреждений, таких как Русский заграничный исторический архив и Русский культурно-исторический музей. Эти учреждения, помимо общекультурного значения, были важны в качестве источников для научной работы историков, филологов, искусствоведов, а также для объединения русских эмигрантов как в Чехословакии, так и в других странах. Общее дело по сбору и хранению памятников русской истории поддерживало дух и вселяло надежды, что вынужденная эмиграция не сделает жизнь россиян пустой и бесцельной.

Очень серьезной для эмигрантов была проблема денационализации. Этой проблеме даже был посвящен специальный съезд по внешкольному образованию в 1928 г., организованный Педагогическим Бюро в Праге. Российские эмигранты понимали, что сохранить себя как цельную структуру можно только объединив диаспоры внутри стран пребывания и диаспоры всех стран рассеяния. Такое объединение могло состояться только на почве общерусской культуры.

Проблема денационализации остро встала уже в начале 1920-х годов, поскольку дети, попавшие в эмиграцию, стали забывать свою родину и свой родной язык. Уже тогда обратили особое внимание на внешкольное образование, где детей можно было приобщить к русской культуре, дать им хорошее знание русского языка, чтобы они не забывали, кто они и откуда. Эмигранты первой волны не переставали надеяться, что или они, или, во всяком случае, их дети вернутся в Россию, а для этого необходимо было подготовить их к жизни именно в России, а не на чужбине.

Идея борьбы с денационализацией и разобщенностью породила прекрасный праздник, отмечавшийся практически во всех странах русской эмиграции - День русской культуры. Этот праздник, к которому начинали готовиться за несколько месяцев, объединял русских эмигрантов, помогая сохранить традиции и ценности национальной культуры. Объединяющим началом здесь было имя А.С.Пушкина как символа русской культуры. Праздник отмечался в день рождения А.С.Пушкина, но каждый год имел свои особенности - праздник был посвящен каким-либо русским городам или знаменательным датам в русской истории и культуре.

Организующим началом в подготовке к празднованию был Комитет Дня русской культуры, много сделавший в 1920-1930-х годах для объединения, духовной поддержки русских эмигрантов и приобщения к русской культуре младших детей и школьников. Праздник выполнял и другую задачу - показать зарубежным странам свою национальную культуру и ее достижения.

Большое значение имели научные институты, которые создавались эмигрантами с целью продвижения научной работы, а также с целью изучения экономической и внутриполитической жизни России и других стран для сравнительного анализа и приобретения опыта управления страной, в которую, как они верили, они обязательно вернутся.

Помимо научных институтов создавались научные кружки и общества при институтах, которые занимались научной и лекционной работой. Кроме того, такие культурно-просветительные организации занимались издательской деятельностью, устройством библиотек, курсов и т.д.

В результате активной деятельности культурно-просветительных организаций в научной и культурной сферах, поддерживаемой чехословацким правительством, в Праге сформировался один из центров русской эмиграции. Если Париж был культурным центром русской эмиграции, то Прага претендовала стать главным научным центром, хотя культуре и искусству здесь также уделялось немалое внимание.

В глазах правительства Чехословакии главной ценностью российской эмиграции была ее научная и культурная прослойка, которая осуществляла на практике идеи «Русской акции». Успех проводимой Чехословакией политики в отношении русских эмигрантов был бы невозможен без интеллектуального потенциала русских ученых и деятелей культуры и искусства.

О весомом вкладе российских ученых-эмигрантов, проживавших в Чехословакии, в мировую науку говорят их научные исследования и открытия, изложенные в сборниках трудов, монографиях и статьях, великое множество которых опубликовано в 1920-1930-х годах. Русские ученые с мировым именем приглашались преподавать в Карловом университете Праги, который пользовался серьезным авторитетом в научном мире. Кроме того, русские ученые возглавляли создаваемые ими в Праге учебные и научные университеты, институты, «кабинеты», научные союзы и объединения.

Вклад русских ученых в мировую науку обеспечивался также постоянным сотрудничеством с русскими и иностранными учеными в других странах, созданием обществ, объединяющих русских эмигрантов в зарубежных странах. Активный обмен мнениями, информацией о проделанной работе и открытиях создали научную творческую атмосферу в Праге, к которой тянулись русские ученые-эмигранты, находившиеся в других странах. Прага стала своеобразной лабораторией, создавшей свои научные школы, что сформировало ее как научный центр русской эмиграции.

В области культуры и искусства Прага, конечно, уступала Парижу, но зато многие поэты и художники выбирали этот чудесный город именно за его «европейскую провинциальность», тишину и размеренность жизни, которых им так не хватало для творческой деятельности в шумном Париже. Прага может похвастаться многими известными именами, удостоившими ее своим вниманием. В Праге были написаны многие чудесные стихотворения Марины Цветаевой. В Праге известный художник И.Я.Билибин украсил своими росписями построенный эмигрантами Успенский собор. В Праге несколько лет существовала созданная М.Германовой «Пражская группа МХТ», пользовавшаяся всеобщим интересом и гастролировавшая во многих странах.

Важным стимулом развития науки, культуры и искусства русских эмигрантов в Чехословакии была практически абсолютная свобода творчества, что позволяло ученым и деятелям культуры и искусства идти на любые эксперименты.

Российские эмигрантские культурно-просветительные организации заняли значимое место в структуре общественной жизни Чехословакии в 1920-1930-е годы. Конечно, во многом этому способствовала чехословацкая общественность, проводя политику «Русской акции». С самого начала создавались совместные организации типа «Чешско-русской едноты», целью которых было сближение чехословацкого и русского народов, а также индивидуальная помощь русским эмигрантам.

Кроме того, большую пользу развитию науки оказывали чешско-русские научные учреждения и культурно-просветительные общества, организованные чехами или совместно русскими и чехами, в которых сотрудничали многие видные русские ученые-эмигранты. Такое сотрудничество было ярким примером развития взаимодействия и взаимопонимания между нашими народами.

Многочисленные культурно-просветительные организации русских эмигрантов в Чехословакии органично вошли в систему Русского зарубежья, поставив Прагу в ряд главных ее центров. Русские эмигранты в Чехословакии имели обширные контакты с научными и культурными организациями русских эмигрантов в других странах. Активная научная и культурная деятельность помогала эмигрантам объединиться, что способствовало формированию Русского Зарубежья как системы, как феномена русской культуры за рубежом.

Важное значение имели общие славянские корни чехословацкого и русского народов, что помогало взаимопониманию данных народов, стремлению понять и изучить общее историческое прошлое. Огромную работу в этой области провел созданный чехами Славянский институт, который занимался не только научной работой, но устраивал лекции, вечера, интересные внутренние и международные выставки. Российская научная и культурная интеллигенция подняла престиж Чехословакии как высокоразвитой страны с огромным научным и культурным потенциалом.

Деятельность культурно-просветительных организаций российской эмиграции в Чехословакии была очень важна для духовной поддержки всей русской диаспоры, которая приобщалась к ее работе через создаваемые ею кружки, семинары, а также через проводимые ею литературные и общекультурные вечера и праздники.

Культурно-просветительные организации российской эмиграции в Чехословакии в 1920-1930-х годах стали весомой частью общей научной и культурной жизни всего русского Зарубежья, оказали значительное влияние на формирование его идейного спектра, облика, структуры.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.