Культурное и художественное наследие российских немцев в Западной Сибири тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Бармин, Вадим Валерьевич

  • Бармин, Вадим Валерьевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2010, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 202
Бармин, Вадим Валерьевич. Культурное и художественное наследие российских немцев в Западной Сибири: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Барнаул. 2010. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Бармин, Вадим Валерьевич

Введение.

Глава I. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ.

1.1. Условия и факторы переселения российских немцев на территорию Западной Сибири.

1.2. Культурное материальное наследие российских немцев.

1.3. Культурное нематериальное (духовное) наследие российских немцев.

Глава II. СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ.

2.1. Деятельность государства по сохранению культурного наследия.

2.2. Роль негосударственных организаций по сохранению культурного наследия российских немцев.

2.3. Музеи, как центры сохранения культурного наследия российских немцев Западной Сибири.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурное и художественное наследие российских немцев в Западной Сибири»

Актуальность исследования

Необходимость проведения исследований по сохранению культурного и художественного наследия народов России определяется последствиями глобального процесса массового уничтожения памятников истории и культуры, глубокими техногенными изменениями окружающей природной среды. Исследование культурного наследия народов, населяющих нашу страну, призвано сыграть важную роль в укреплении экономической стабильности и благополучия многонационального государства. В современных условиях наследие становится фундаментальным понятием, воспринимается как национальное достояние, гарантия устойчивого развития, благополучия нации.

Российские немцы, населяющие территорию Западной Сибири, являются одним из самых многочисленных этносов, а в Алтайском крае это второй по численности народ.

Культурное наследие российских немцев уникально, обладает мощной духовно-нравственной силой.

К проблеме изучения культурного наследия российских немцев в настоящее время обращаются многие ученые: искусствоведы, историки, культурологи, музеологи, этнологи, лингвисты. Научное осмысление проблематики выявления и сохранения культурного наследия российских немцев способствует межкультурному взаимодействию представителей различных культур и этносов, нравственному воспитанию личности, и, несомненно, является актуальным.

Вопросы сохранения наследия последние десятилетия находятся в центре внимания таких авторитетных международных общественных организаций как ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы. Основополагающие международные документы, разработанные и принятые этими организациями, обращают особое внимание на необходимость формирования единого мирового пространства в сфере охраны культурного и природного наследия и на сохранение духовного наследия, как наиболее хрупкого, связанного зачастую с жизнью одного человека-носителя культуры, гибель которого может привести к невосполнимой утрате культурных ценностей целых поколений.

Перед исследователями поставлена задача комплексного изучения наследия, выявления оптимальных способов его сохранения и передачи последующим поколениям.

Главным социокультурным институтом, призванным заботиться о сохранении наследия является музей. Именно музеи призваны стать центрами выявления, изучения, сохранения и популяризации памятников природы, истории, культуры и искусства. Однако музеи, особенно провинциальные, еще не в полной мере готовы к выполнению своей миссии.

Особая значимость предпринятого диссертантом исследования определяется отсутствием в региональной истории комплексных исследований, посвященных изучению материального и духовного наследия российских немцев, проживающих на территории Западной Сибири.

Степень научной разработанности проблемы.

Теоретическую основу решения проблемы сохранения культурного наследия российских немцев, заложили известные историки, философы, искусствоведы, социологи, политологи: Т.М. Степанская, J1.B. Малиновский, В.А. Скубневский, А.И. Мартынов, И.В. Черказьянова, П.П. Вибе, Э.Р. Барбашина, A.A. Герман, В.И. Матис, И.Р. Плеве.

Основные исходные положения исследования соотнесены с идеями о «культуре как диалоге» М.М. Бахтина, положениями философской «логики» B.C. Библера.

Концептуальные основы сохранения наследия в масштабах России изложены в работах научных сотрудников Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева: Ю.А. Веденина, П.М. Шульгина, И.В. Кондакова, С.П. Ермоченкова, Е.И. Рабинович, Ю.Л. Мазурова, Т.О. Размустовой. л

Искусствоведческий аспект проблемы представлен в исследованиях искусствоведов: Т.М. Степанской, И.Н. Соловьёвой-Волынской, С.О. Терёхина, Д.Г. Ломтева, Е.М. Шишкиной-Фишер и других. Работы этих авторов содержат богатый материал, посвященный творчеству российских немцев в области живописи, архитектуры, музыкального искусства.

Проблема сохранения культурного наследия российских немцев, ее место и роль в теории и практике культурологической науки получили методологическое и теоретическое обоснование в трудах В.И. Матиса, О.В. Суховой, О.В. Первушиной и др. В их работах рассматриваются вопросы, связанные с изучением и сохранением культуры и истории российских немцев.

Проблематика сохранения культурного наследия немцев Сибири в контексте культурологии рассматривается также в трудах музееведов: П.П. Вибе, H.A. Томилова, О.Н. Труевцевой.

Этнографы: Т.Б. Смирнова, Т.К. Щеглова, А.Б. Контев, В.М. Кимеев, Т.И. Кимеева, О.Н. Шелегина - изучают вопросы этнических процессов и этнокультурного взаимодействия, а также адаптационные процессы в культуре жизнеобеспечения народов Сибири. Этнографы: А.Н. Блинова и И.Н. Чернова - осветили в своих работах вопросы, связанные с этнографией семьи и детства немецкого населения Западной Сибири в XX - начале XXI вв. Е.М. Шишкина-Фишер, А.Е. Брюханова собрали и описали объёмный этнографический материал по немецким народным календарным обрядам, танцам и песням.

Вопросы, связанные с историей культуры российских немцев, научной, предпринимательской деятельностью этого народа, раскрывают в своих исследованиях историки В.А. Скубневский, A.B. Старцев, Ю.М. Гончаров, JI.B. Малиновский и ряд других. В них чётко прослеживается роль российских немцев в создании материального наследия, влияние представителей делового и научного мира на состояние духовной культуры.

В современных исследованиях, посвященных педагогическим проблемам сохранения культуры российских немцев, следует отметить работы Э. Р. Барбашиной, И. Л. Борзенко, Л. И. Москалкж, Л. Ф. Дашкевич, Е. Э. Кригер и др.

Исследования проблемы сохранения культурного наследия немцев Сибири как необходимого условия ее успешного взаимодействия с поликультурным пространством мира представлены в работах зарубежных ученых Д. Бэнкса, В. Бруля и др.

Проведенный анализ научной литературы показывает, что означенному вопросу посвящено значительное количество разноаспектных исследований. Однако проблема сохранения культурного наследия российских немцев Западной Сибири, особенно её художественный аспект, еще не выступала предметом специальных комплексных исследований. В материалах ряда международных научно-практических конференций и конгрессов отмечается, что в существующей форме проблема сохранения культурного наследия не удовлетворяет требованиям науки [Русское слово в мировой культуре, С. 3743].

Следовательно, в искусствоведческой и культурологической науке имеет место противоречие между необходимостью целенаправленного сохранения культурного наследия российских немцев и недостаточной ее разработанностью в науке. Разрешение этого противоречия составило проблему настоящего исследования и определило его тему.

Объект исследования: культурное наследие российских немцев.

Предмет исследования: изменения, сложившиеся в условиях длительного проживания немцев на территории Западной Сибири при межэтническом взаимодействии с населяющими её народами.

Цель исследования: выявить объекты культурного и художественного наследия российских немцев Западной Сибири, определить формы и методы их сохранения для возрождения национальных традиций, приумножения национального богатства страны, воспитания новых поколений.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. дать характеристику социально-политическим и экономическим условиям переселения немцев на территорию Западной Сибири, как базовому фактору формирования культурного наследия народа;

2. раскрыть значение религии как определяющего фактора формирования духовной культуры российских немцев;

3. выявить памятники культового зодчества и предметы религиозной культуры различных конфессий, характерных для немцев, проживающих на территории Западной Сибири;

4. показать роль выдающихся деятелей культуры и искусства в сохранении и воспроизводстве художественных и духовных ценностей немцев Западной Сибири;

5. выявить объекты материального и нематериального (духовного) наследия российских немцев на территории Западной Сибири;

6. показать роль государственных и негосударственных общественных организаций в сохранении культурного наследия;

7. описать опыт работы государственных, муниципальных, вузовских, частных, школьных музеев по сохранению культурного наследия немцев на территории Западной Сибири.

Территориальные рамки исследования определяются местами компактного проживания российских немцев на территории Западной Сибири, которые включают в себя немецкие национальные районы на территории Омской области и Алтайского края.

Методология и методы исследования:

В основу изучения объекта исследования положены основополагающие российские и международные документы по вопросам охраны культурного и природного наследия. В качестве теоретической базы исследования использовались научные разработки ученых Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С.

Лихачева. Учеными института впервые была предложена научная концепция комплексного выявления, изучения, сохранения культурного и природного наследия, а также методологические принципы междисциплинарного подхода к исследованию этого феномена.

Важным методологическим документом послужила Декларация прав культуры Д.С. Лихачева1, в которой под наследием понимается форма закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества. При этом Д.С. Лихачев четко выделяет две составляющие наследия: духовное и материальное.

Теоретической и методологической основой исследования явились основополагающие принципы исторической школы в зарубежном (И. Тэн, Г. Брандес) и отечественном (А.Н. Пыпин, Н.С. Тихонравов) искусствознании, в соответствии с которыми произведения искусства выражают общественную психологию народа в определенные исторические моменты. Историко-генетический принцип изучения искусства сближает искусство с другими формами сознания.

Методологической основой исследования послужили также принципы историзма и системности, применение которых позволило рассмотреть объект исследования с учетом совокупности внешних и внутренних факторов. Принцип системности позволил представить культурное наследие в виде системы, т.е. целостной совокупности взаимосвязанных элементов, имеющих своеобразные черты и свойства, отличающие его от других систем. Принцип историзма позволил получить общее представление о культурном наследии, сформированном в разные периоды истории. В исследовании применялся комплекс общенаучных, искусствоведческих, исторических методов. При выявлении, отборе и классификации объектов культурного

Всемирный день культуры [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: http://www.udculture.info/ru/cul6.html; См. так же: Лихачев Д.С. Русская культура. - М.: Искусство, 2000. - 438 е.; Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества / РАН. Ин-т рус. лит. СПб.: Рус.-Балт. информац. центр БЛИЦ, 1996. - 159 с. наследия российских немцев использовались как общенаучные (анализ, синтез, типологизация, абстрагирование, классификация), так и искусствоведческие, исторические, в частности (эмпирические) методы исследования. Например, при обработке материалов полевых исследований использовались методы: опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение. Во время участия в этнографических экспедициях Лаборатории исторического краеведения АлтГПА (2000, 2003, 2005 гг.), широко использовались как классические (наблюдение, фотофиксация), так и новаторские (устной истории) этнографические методы исследования и методы социологии.

Контент-анализ документов и средств массовой информации использовался для определения роли и места культурного наследия в обществе; сравнительный историко-культурологический анализ, позволил определить влияние культур-соседей на формирование культуры российских немцев. В исследовании использован метод типологизации объектов культурного наследия, позволивший упорядочить совокупности памятников истории и культуры российских немцев на основе присущих им общих существенных признаков.

Таким образом, диссертационная работа выполнена с использованием междисциплинарных методов.

Источниковая база исследования

Культурное наследие российских немцев Западной Сибири достаточно полно представлено различными типами источников, позволяющими воссоздать достоверную .картину быта и образа жизни народа, выявить религиозные особенности.

В составе письменных источников выделяются: нормативно-правовые акты, такие как: Конституция Российской Федерации; Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО на семнадцатой сессии в Париже, 16 ноября 1972 г.; Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры»

15 декабря 1978 г.); Закон Российской Федерации "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25 июня 2002 г. и др.

Архивные материалы Центра хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. Р - 145. Оп. 2. Д. 578 (Редакция литературно-драматических и художественных передач студии телевидения. Текстовые материалы передач. 1976 г.), Ф. Р - 485. Оп. 2. Д. 92. ( Документы писательской организации по проведению литературных чтений, посвященных памяти Герхарда Завацкого 1978 г.). Ф. Р - 485. Оп. 2. Д. 258 ( Материалы по немецкому поэту Андреасу Карловичу Крамеру. 1990 г.), Ф. Р - 485. Оп. 2. Д. 218 (Личное дело члена Союза писателей СССР Ф.Д. Больгера. 1985 г.) и др.

Делопроизводственная документация, к которой мы отнесли годовые и квартальные статистические отчеты музеев (Азовского района и ННР в Алтайском крае); книги учета поступлений экспонатов и др.

К этому типу источников относится переписка с различными учреждениями, частными лицами по вопросам комплектования и использования музейных собраний, протоколы заседаний советов музеев, долгосрочные, перспективные, годовые планы.

В исследовании использовались документы негосударственных организаций по сохранению культурного наследия немцев («Алтайский фонд поддержки Российских немцев», «Ассоциация национальных общественных объединений Томской области», Российско-Немецких Домов Алтайского края и Новосибирской области, Томской региональной общественной организации немцев «Wiedergeburt» («Возрождение»), Межрегиональной общественной организации «Немецкое молодёжное объединение».

Статистические материалы: списки населенных мест, материалы переписей населения.

Источники личного происхождения: нарративные (мемуары-современные истории, записки, путевые заметки, дневники, записные книжки); мемуарные - мемуары-воспоминания, мемуары-автобиографии, исповеди. Письма (в СМИ), ученым, представителям искусства. Произведения духовной и светской литературы.

Особую группу источников составляет музейная учетно-хранительская документация, включающая наиболее полную информацию о музейных предметах: научно-справочная документация (научные паспорта, каталоги); тематико-экспозиционные планы экспозиций и выставок.

К важной группе источников относятся материалы этнографических экспедиций, которые проводились автором в местах компактного и дисперсного проживания немецкого населения: полевые дневники, фотодокументы, зарисовки. Статьи краеведов, исследователей, опубликованные в районных и городских периодических изданиях, являются традиционным источником для исторических и искусствоведческих исследований. Каталоги художественных выставок, буклеты, использовались для выявления художественных коллекций представителей немецкой диаспоры на территории Западной Сибири.

Значительную часть используемых источников составляют музейные коллекции (фотографии, рисунки, гравюры, скульптуры, живопись, предметы традиционно-бытовой культуры), хранящиеся в фондах Омского государственного историко-краеведческого музея, музеев Азовского района и ННР, с. Пришиб, с. Александровка, с. Звонарёв Кут, с. Подсосново Алтайского края. Важным источником являются сайты Омского государственного историко-краеведческого музея, содержащие подробную информацию о выставке «Немцы в Сибири», научных изданиях директора музея П.П. Вибе и специалистов института истории СО РАН, посвященных выявлению, сохранению и представлению культурного наследия российских немцев в экспозициях и выставках музеев. В работе использовались концертные программы творческих коллективов, представляющих культуры российских немцев.

Значительная часть источников, представляющих нематериальное (духовное) наследие российских немцев впервые вводится в научный оборот.

Таким образом, источниковая база характеризуется достаточной степенью полноты, достоверности, научной новизны, адекватной поставленным исследовательским задачам.

Научная новизна определяется целью и задачами исследования и заключается в том, что в работе:

- впервые применён комплексный подход к решению проблем I исторической реконструкции и теоретического объяснения процесса формирования, сохранения и представления материального и духовного наследия российских немцев Западной Сибири, основанного на ранее не использованных источниках;

- описана совокупность условий, влияющих на эффективность процесса сохранения культурного наследия немцев Западной Сибири;

- показана значимость духовной составляющей культурного наследия; проанализировано художественное наследие творческой интеллигенции немцев Западной Сибири;

- выявлены и описаны объекты культурного наследия российских немцев, проживающих на территории Алтайского края и Омской области как поликультурного региона;

- определена роль негосударственных общественных организации в сохранении культурного наследия российских немцев; исследована трансформация ритуально-обрядовых элементов немецкого этноса, конфессиональные особенности;

- показан механизм аккультурации в русско-немецком культурном взаимодействии в пространстве России и Западной Сибири.

- В научный оборот вводится малоисследованная группа вещественных источников из музейных собраний.

Практическая значимость исследования: содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы доведены до конкретных методических рекомендаций и могут быть использованы в практической деятельности учреждений социальной и образовательной сферы. На практике результаты данного исследования могут широко применяться при разработке тематико-экспозиционных планов стационарных экспозиций и выставок художественных, исторических и краеведческих музеев, составлении лекций по истории и культуре российских немцев. Наработанные материалы могут быть использованы как в общем курсе по искусствоведению, музееведению, культурологии, этнографии, так и положены в основу спецкурса по истории и культуре российских немцев, что должно способствовать совершенствованию знаний студентов гуманитарных вузов. Результаты исследования могут применяться как основа для написания курсовых, дипломных работ.

Фактический материал диссертации нашёл применение в организации научно-исследовательской работы и практической деятельности Центров немецкой культуры, Российско-Немецких Домов и немецких молодёжных объединений.

Достоверность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями; взаимосвязью теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели, задачам, предмету и логике исследования; широтой и глубиной источниковой базы; репрезентативностью материалов и подтверждением статистически достоверных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Российские немцы за время пребывания на территории России синтезировали значительное наследие в сфере культуры и искусства, которое в современных социально-экономических и политических условиях нуждается в выявлении, сохранении, изучении и популяризации.

2. В мировой и отечественной практике комплексный подход по изучению культурного наследия является наиболее эффективным и перспективным, позволяющим сохранять, выявлять и транслировать потомкам разнообразие художественного, культурного и природного наследия немцев Западной Сибири.

3. Духовная культура российских немцев определяется религиозными особенностями народа. Замкнутость общины, которая характерна для немцев Западной Сибири, позволила сохранить различия духовной культуры католиков, лютеран, баптистов, менонитов.

4. Общественные объединения в современных условиях играют значительную роль в сохранении и воспроизводстве культурного наследия российских немцев.

5. Наиболее действенной и активно реализуемой формой сохранения культурного наследия российских немцев являются музеи. Однако на сегодняшний день они в силу ряда причин не в полной мере реализуют свои функции, что отрицательно сказывается на сохранении наследия.

Апробация и внедрение результатов исследования: Полученные результаты в ходе исследования обсуждены и получили одобрение на международных (Барнаул 2004, Сыктывкар 2007), всероссийских (Саратов, 2002, 2003, Москва 2005), региональных (Барнаул, 2002-2003; Н. Тагил, 2000; Омск (2001, 2008, 2009), городских (Барнаул, 2000-2003) научно-практических конференциях, семинарах. На основе материала диссертационного исследования разработан и внедрен курс по истории и культуре российских немцев, а также методические рекомендации, которые используются в Алтайской государственной педагогической академии, Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования, Российско-немецком доме для лингвистических лагерей, семинаров и других проектов немецкого молодежного объединения («Национальная летняя деревня на Алтае 2009» с. Подсосново, «Летний лингвистический лагерь-2009» г. Москва).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем работы 180 страниц. Список использованной литературы включает 150 научных источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Бармин, Вадим Валерьевич

Выводы по второй главе:

Проведенное нами исследование позволяет сделать выводы о необходимости особого отношения к вопросу сохранения культуры российских немцев. Это связано, помимо прочего, с тем, что в настоящее время российские немцы переживают период кризисного состояния, вызванного массовым отъездом за пределы страны её носителей, с одной стороны, и стремительными процессами урбанизации и глобализации, стирающими культурные границы — с другой. К этому следует добавить проблему нарушения национально ориентированного воспитания в среде российских немцев. Проявившиеся за последнее время явления деформации в этом вопросе приводят к тому, что молодые люди в большинстве своем не знают историю своего народа, своего языка, национальных обычаев и традиций и не проявляют интереса к этим знаниям.

Важным аспектом, который содержится в указанных параграфах, является то, что и материальная, и нематериальная культура российских немцев, в ходе её формирования, оказывала очень серьёзное воздействие на культуры других российских народов, и, прежде всего, на собственно русскую культуру. В свою очередь, она сама испытывала благотворное влияние иных культур. В результате происходило естественное взаимное культурное обогащение, способствующее развитию народов-соседей. Таким образом, вопрос сохранения культурного наследия российских немцев содержит в себе как элемент научного, так и общественного значения. Изучение особенностей культуры одного из народов, населяющих территорию России, есть восполнение страниц её истории, что важно само по себе. В современных социокультурных условиях общественная значимость данной проблемы обретает особое звучание.

В последние десятилетия государство предпринимает очевидные и действенные шаги по сохранению культуры российских немцев, как в части принятия законодательных актов и создания нормативно-правовой базы, так и в части содействия самому техническому процессу сбора и сохранения материальных и духовных культурных ценностей. Наряду с этим необходимо отметить всестороннюю и продуктивную работу по сохранению культурного наследия, которую проводят негосударственные, общественные организации. Это, среди прочего, определяется, с одной стороны, тем, что такие организации, как правило, являются представителями народа-носителя культуры. С другой стороны, именно эти организации, при ограниченных возможностях государственных структур, в значительной степени реализуют законодательные акты, направленные на достижение означенной цели.

Музеи являются наиболее действенной и активно реализуемой формой сохранения культурного наследия российских немцев. Государственные, муниципальные, школьные и частные музеи, исполняющие эту роль, служат одновременно образовательно-воспитательными и научноисследовательскими площадками для специалистов, занимающихся вопросами культуры российских немцев. Это особенно важно в связи с уже отмеченным наличием большого количества белых пятен в истории российских немцев, что естественным образом экстраполируется и на вопросы культуры. Последнее обстоятельство определяет необходимость активного исследования музейных фондов истории российских немцев на территории Западной Сибири для составления сводного каталога и написания истории формирования музейного дела в регионе о новом подходе музеефикации. Не менее важным аспектом представляется освещение опыта создания самих музеев российских немцев как наглядного примера. Этот пример является уникальным с точки зрения самоорганизации народа по сохранению своей истории культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведённое исследование показало, что заявленная во введении цель достигнута, сформулированные задачи решены, а гипотеза нашла подтверждение.

Так задача, определяющая необходимость выявления материального и нематериального культурного наследия российских немцев, решена во втором и третьем параграфах первой главы «История формирования культуры российских немцев на территории Западной Сибири».

Материалы, содержащиеся в этих разделах исследования, позволяют сделать вывод о том, что российские немцы за период многовекового пребывания в России накопили богатое культурное материальное и духовное наследие, которое в современных социально-экономических и политических условиях нуждается в сохранении. В то же время существенные пласты культуры российских немцев, в силу целого ряда объективных и субъективных обстоятельств, в том числе, связанных с периодами репрессий против этого народа, до настоящего времени остаются за рамками исследовательской и поисковой деятельности культурологов, этнографов и историков. В условиях быстротечности процессов, грозящих безвозвратной потерей части этого наследия, необходимо принимать активные и системные шаги, направленные на восполнение существующих пробелов. Работа в означенном направлении должна строиться на базе действующего российского и международного правового поля.

Задача, формулирующая определение значения и необходимость сохранения культуры российских немцев, как части многонациональной культуры России, нашла решение во второй главе «Сохранение культурного наследия российских немцев на территории Западной Сибири». Первый и второй параграфы этой главы позволяют сделать выводы о необходимости особого отношения к вопросу сохранения культуры российских немцев. Это связано, помимо прочего, с тем, что в настоящее время она переживает период кризисного состояния, вызванного массовым отъездом за пределы страны её носителей, с одной стороны, и стремительными процессами урбанизации и глобализации, стирающими культурные границы - с другой. К этому следует добавить проблему нарушения национально ориентированного воспитания в среде российских немцев. Проявившиеся за последнее время явления деформации в этом вопросе приводят к тому, что молодые люди слабо знают историю своего народа, своего языка, национальных обычаев и традиций.

Важным аспектом, который содержится в указанных параграфах, является то, что и материальная, и нематериальная культура российских немцев, в ходе её формирования, оказывала очень серьёзное воздействие на культуры других российских народов, и, прежде всего, на собственно русскую культуру. В свою очередь, она сама испытывала благотворное влияние иных культур. В результате происходило естественное взаимное культурное обогащение, способствующее развитию народов-соседей. Таким образом, вопрос сохранения культурного и художественного наследия российских немцев содержит в себе как элемент научного, так и общественного значения. Изучение особенностей культуры одного из народов, населяющих территорию России, есть восполнение страниц её истории, что важно само по себе. В современных социокультурных условиях общественная значимость данной проблемы обретает особое звучание.

Задача, направленная на показ роли государственных и негосударственных организаций по сохранению культурного наследия российских немцев, решена во втором и третьем параграфах второй главы. Представленные в этих разделах материалы свидетельствуют о том, что в последние десятилетия государство предпринимает очевидные и действенные шаги по сохранению культуры российских немцев, как в части принятия законодательных актов и создания нормативно-правовой базы, так и в части содействия самому техническому процессу сбора и сохранения материальных и духовных культурных ценностей.

Наряду с этим сделан вывод о том, что всесторонняя и продуктивная работа по сохранению культурного наследия возможна только при наличии и активной деятельности в этом направлении негосударственных организаций. Материалы исследования позволяют сделать вывод о том, что общественные организации, ориентированные на сохранение, реставрацию и пропаганду наследия российских немцев, являясь важным звеном в культурной жизни этого народа, в настоящее время развиваются и расширяют свою деятельность на всех уровнях, направляя ее, в первую очередь, на молодое поколение. Это, среди прочего, определяется, с одной стороны, тем, что такие организации, как правило, являются представителями народа-носителя культуры. С другой стороны, именно эти организации, при ограниченных возможностях государственных структур, в значительной степени реализуют законодательные акты, направленные на достижение означенной цели.

Задача определения роли и значения музеев как важных социокультурных институтов сохранения культуры российских немцев решена в третьем параграфе второй главы «Музеи как центры сохранения культурного наследия российских немцев Западной Сибири». Представленный в этом разделе материал свидетельствует о том, что музеи являются наиболее действенной и активно реализуемой формой сохранения культурного наследия российских немцев, но на сегодняшний день не имеют возможности, по ряду рассмотренных в работе причин, наиболее полно реализовывать свои функции. Государственные и частные музеи, осуществляющие сбор и накопление материала по данной теме, служат одновременно научно-исследовательскими площадками для специалистов, занимающихся вопросами культуры российских немцев. Это особенно важно в связи с уже отмеченным наличием большого количества белых пятен в истории российских немцев, что естественным образом экстраполируется и на вопросы культуры. Последнее обстоятельство определяет необходимость активного исследования музейных фондов истории российских немцев на территории Западной Сибири для составления сводного каталога и написания истории формирования музейного дела в регионе. Не менее важным аспектом представляется освещение опыта создания самих музеев российских немцев как наглядного примера становления национального самосознания. Этот пример является уникальным с точки зрения самоорганизации народа по сохранению своей истории культуры.

Многоаспектный и многофакторный характер проблемы, рассмотренной в исследовании, не позволяет оценивать результаты как исчерпывающие. Проведённая работа открывает новое исследовательское поле, где предметом изучения могут стать вопросы технологии сохранения культурного наследия как материального, так и духовного. Несомненный интерес представляет проблема использования культурных ценностей для сохранения этноса, носителя этой культуры. Наконец слабо изучен вопрос влияния конфессиональных особенностей российских немцев, как составной части духовной культуры этого народа. Эти и ряд других проблем могут стать перспективой для дальнейшего исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Бармин, Вадим Валерьевич, 2010 год

1. Архивные фонды

2. ЦХАФ АК. Ф. Р-485. Оп. 2. Д. 228. Л. 3.

3. ЦХАФ АК. Ф. Р-485. Оп. 2. Д. 30. Л. 17.

4. ЦХАФ АК. Ф. Р-485. Оп. 2. Д. 30. Л. 19.1. Музейные фонды

5. Азовский районный музей. Книга поступлений основного фонда.

6. Азовский районный музей. Отчеты о работе Азовского районного музея за 2006-2008 годы.

7. Алтайский государственный краеведческий музей (АГКМ). Книги поступлений основного фонда.

8. Историко-краеведческий музей Алтайской государственной педагогической академии. Книга поступлений основного фонда.

9. Музей им. Н.А. Дюбеля. Омская область, Одесский район, с. Побочино. Книга поступлений основного фонда.

10. Музей с. Звонорев Кут, Омская область, Азовский район. Книга поступлений основного фонда.

11. Музей с. Подсосново, Алтайский края, Немецкий национальный район. Книга поступлений основного фонда.

12. Музей им. А. Вормсбехера, с. Александровка, Омская область, Азовский район. Книга поступлений основного фонда.

13. Музей им. А. Вормсбехера, с. Александровка, Омская область, Азовский район. Отчеты о работе музея им. А. Вормсбехера за 2005-2008 годы.

14. Музей с. Цветополье, Омская область, Азовский район. Книга поступлений основного фонда.

15. Музей с. Пришиб, Омская область, Азовский район. Книга поступлений основного фонда.

16. Материалы этнографических экспедиций

17. ЛИК БГПУ. Материалы исследовательской этнографической экспедиции 2000 г.: немецкий национальный район алтайского края. с. Николаевка. Шеллер Вильгельм Вильгельмович; 1936 г.р., кассета №23, сторона В.

18. ЛИК БГПУ. Материалы исследовательской этнографической экспедиции 2004 г.: немецкий национальный район алтайского края с. Гришковка. Ниссен Гертруда Абрамовна; 1916г.р., кассета №5; сторона В.

19. ЛИК БГПУ. Материалы исследовательской этнографической экспедиции 2000 г.: Немецкий национальный район Алтайского края, с. Николаевка. Гербер Адам Адамович; 1936г.р., кассета №23; сторона А.

20. ЛИК БГПУ. Материалы исследовательской этнографической экспедиции 2002 г.: Немецкий национальный район Алтайского края, с. Кусак. Вибе Генрих Геннадьевич; 1930 г.р., кассета №15; сторона А.

21. ЛИК БГПУ. Материалы исследовательской этнографической экспедиции 2002 г.: Немецкий национальный район Алтайского края, с. Гальбштадт. Кен Елизавета Классовна; 1922 г.р., кассета №16; сторона А.

22. ЛИК БГПУ. Материалы ИЭЭ 2005г.: ННР. с. Гришковка. Шредер Надежда Николаевна; 1987г.р., кассета №30; сторона А.1. Нормативно-правовые акты210 национальных культурных автономиях: Закон РФ № 547 от 01.05.96 // Российская газета. 1996. - 4 июня.

23. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ О свободе совести и о религиозных объединениях (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г.)

24. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Закон РФ № 73 от 25 июня 2002 // Российская газета. 2008. - 17 мая.

25. Конвенция Об охране Всемирного культурного и природного наследия: от 16 ноября 1972 г. // Всемирное культурное и природное наследие: документы, комментарии, списки объектов. М.: Институт Наследия, 1999.-337 с.

26. Заключительный акт о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаагская конвенция). Гаага, 14 мая 1954 г. // Всемирное культурное и природное наследие: документы, комментарии, списки объектов. М.: Институт Наследия, 1999. - 337 с.

27. Основы законодательства Российской Федерации о культуре // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. - № 46. - Ст. 2615.

28. Сборники документов, статистические источники

29. Алтай в трудах ученых и путешественников XVIII Начало XX веков / сост. В.А. Скубневский, В.П. Кладова, Е.А. Челяева, Н.В. Воробъева. - Барнаул: А.Р.Т., 2005. - 435 с.

30. Алтайский фонд поддержки российских немцев. Статистические данные Алтайского фонда поддержки российских немцев, 2009 г.

31. Гришаев В.Ф. Барнаульский музеум в 1836 г.: Архивная находка. // Алтайский сборник. Вып. 17.-Барнаул, 1993. - С. 31-38.

32. Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае. Барнаул: УАДААК, 1997. - 382 с.

33. Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае. Барнаул: УАДААК, 1999. - 408. с.

34. Жертвы политических репрессий в Алтайском крае. В 8 т., Т. 3 (1937).-Барнаул, 1999.-С. 13-21.

35. История Алтая в документах и материалах конец XVII начало XX века. — Барнаул, 1991.

36. ТА Межрегиональной общественной организации «Немецкого молодежного объединения»: Годовой отчет, 2007 г.

37. ТА Межрегиональной общественной организации «Немецкого молодежного объединения»: Годовой отчет, 2008 г.

38. Алтайская краевая художественная выставка, посвященная 60-летию Алтайского края. Барнаул, 1997. - С. 2.

39. Альфред Фризен 80: альбом-каталог Барнаул, 2009. - 24 с.

40. Всесоюзная выставка произведений самодеятельных художников и народных мастеров. М., 1967. - С. 94.

41. Земля алтайская. Барнаул, 1971. - С. 14.43.3оммер И.Ц. // Скульптура в собрании музея: кат. Барнаул, 1985. 1. С. 14.

42. Каталог XXII краевой выставки произведений алтайских художников. Барнаул, 1977. - С. 13.

43. Каталог XXIII краевой выставки произведений алтайских художников. Барнаул, 1978.— С. 19.

44. Каталог 24-й краевой выставки произведений алтайских художников. — Барнаул, 1981. — С. 19.

45. Молодость Алтая, краевая художественная выставка, 8-я. Барнаул, 1986.-С. 8,9,12.

46. Художники Алтая, краевая выставка художественных произведений. Барнаул, 2001. — С. 8.

47. Зверев Л. Герои приходят из жизни // Алтайская правда. — 1968. — 22 дек. — с. 5.

48. Полыцикова О. Альфред Фризен очень помолодел! / Ольга Полыцикова //Алтайская правда. 2004г. - 25 декабря. - С. 7.

49. Попенко М. Дыхание христианской жизни: несколько слов на католическую тему / Михаил Попенко // Алтайская правда. — 2007. 26 октября. — С. 13.

50. Сорокин Ю. Главная тема: творческий портрет скульптора Зоммера // Алтайская правда. — 1977. 6 дек.: портр.1. Справочная литература

51. Атеистический словарь. М.: изд-во Политиздат, 1983. - С. 347.

52. Карманный словарь атеиста. М.: Политиздат, 1973. - 287 с.

53. Немцы Алтая (справочно-библиографиский сборник) / Под общ. ред. В.И. Матиса. Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2008. - 362 с.

54. Немцы России: энциклопедия: т. 1: А-И / Редкол: В. Караев (пред. редкол.) и др. М., «ЭРН», 1999. - 832 с.

55. Немцы России: энциклопедия: т. 2: К-О / Редкол: В. Караев (пред. редкол.) и др. М., «ЭРН», 2004. - 747 с.

56. Немцы России: энциклопедия: т. 3: П-Я / Редкол: О. Кубицкая (пред. редкол.) и др. -М., «ЭРН», 2006. 893 с.

57. Немцы России. Населенные пункты и места поселения: энциклопедический словарь / сост. В. Дизендорф. М., «ЭРН», 2006. — 470 с.

58. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. М.: П.П. Сойкина, 1992. - с. 1466.

59. Религия: энциклопедия / под ред. Грицианова A.A., Синило Г.В. — Минск: Книжный дом, 2007. 960 с.

60. Черказьянова И.В. Летопись диссертаций по истории и культуре российских немцев (1960-е 2009 гг.): Справочник. - СПб.: Нестор-История, 2009.-286 с.1. Библиографические издания

61. Гришаев В.Ф. Барнаульский печальник. Документальная повесть о В.К. Штильке / В.Ф. Гришаев. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. - 150 с.

62. Скубневский В.А. Ледебур Карл Христиан Фридрих // Немцы Алтая (Справочно-библиографический сборник). Барнаул, 2008. - С. 187.

63. Соловьева-Волынская И.Н. Портрет в творчестве скульптора Иоганнеса Зоммера. Барнаул, 1988. - 1 слож. л.

64. Труевцева О.Н. Становление и развитие музейного дела в Сибири. Материалы к библиографии. — Барнаул, 1997. — 275 с.

65. Алтай. Фотоальбом. Барнаул, 2007. - 224 с.

66. Барнаул. Фотоальбом. Барнаул, 2007. - 184 с.

67. Барнаул. Летопись города. Фотоприложение. Барнаул, 2005. - 80 с.

68. Старейший музей Сибири. Алтайский государственный краеведческий музей: альбом / В.А. Скубневский, И.В. Попова и др. Барнаул, 2008. 152 с.

69. Источники мировой сети интернет

70. Всемирный день культуры Электронный ресурс.: сайт. Режим доступа: http://www.udculture.info/ru/cul6.html

71. Евстигнеева Ю., Собкин В. Особенности проявления конфессиональной толерантности в подростковой субкультуре / Ю. Евстегнеева, В. Собкин Электронный ресурс.: сайт.- www.tolz.ru.

72. Информационный портал российских немцев Электронный ресурс.: информационный порта. Режим доступа: http//www.omskrusdeutsch.ш.830 защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта: Гаагская Конвенция от 14 мая 1954 г. // www.pravoteka.ru.

73. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации Электронный ресурс.: официальный сайт. Режим доступа: http//www.mon.gov.ru

74. Официальный сайт органов власти Алтайского края Электронный ресурс.: официальный сайт. Режим доступа: http//www.altairegion22.ru.

75. Официальный сайт Российско-немецкого дома Новосибирской области Электронный ресурс.: официальный сайт. Режим доступа: http//www.sibrd.ru.

76. Официальный сайт Российско-немецкого дома Томской области Электронный ресурс. Режим доступа: Режим доступа: http// http://www.tomskergebiet.ru

77. Информационный сайт Электронный ресурс.: сайт. Режим доступа : www.zaki.ru

78. Сайт Немецкого молодежного объединения Электронный ресурс.: сайт. — Режим доступа : http://www.jdr.ru.

79. Конституции и законы стран мира Электронный ресурс.: сайт. -Режим доступа: http//constitutions.ru/archives/32641. Использованная литература

80. Арутюнян Ю.В. Трансформация постсоветских наций: по матер, этносоциол. исслед. / Ю.В. Арутюнян. М.: Наука, 2003. - 207 с.

81. Ауман В.А., Лукьянченко JI.A. Кухня российских немцев / В.А. Ауман, JI.A. Лукьянченко. 2-е изд., испр. И доп. — М.: BIZ -образовательно-информационный центр российских немцев, 2008. - С. 17.

82. Балицкая И.В. Современные подходы к реализации идей мультикультурного образования в США / И.В. Балицкая // Южно-Сахалинск. -2005.-№4.

83. Бессарабова И.С. Особенности процесса обучения в национальной школе // Успехи современного естествознания. — 2006. — №12. С. 43.

84. Борзенко И.JI. Становление немецкой национальной школы в 20-е гг. XX века / И.Л. Борзенко // История и культура немцев Алтая. (По материалам этнографических экспедиций). Вып. 2. / под общ. ред. В.И. Матиса. Баранул: Изд-во АзБука, 2005. - 156 с.

85. Блинова А.Н. Этнопедагогика немецкого населения Западной Сибири конца XIX XX вв. / А.Н. Блинова // Культурологические исследования в Сибири. - 2004 № 3 .- С. 67-72 .- Примеч.: с. 71-72.

86. Блинова А.Н. Этнография семьи и детства немецкого населения Западной Сибири в XX начале XXI века / А. Н. Блинова, И. Н. Чернова; отв. ред. Т. Б. Смирнова, Н. А. Томилов. - Омск: Издат. дом «Наука», 2009. -326 с.

87. Богусевич А. Евангелическо-лютеранская церковь Святой троицы. / А. Богусевич // В поиске следов. Лицом к лицу с нашей историей на Волге. Брошюра 2. 2002. - С. 54.

88. Бруль В.И. Немцы в Западной Сибири / В.И. Бруль. Топчиха, 1995. -Ч.1.- 189 с.

89. Бруль В.И. Немцы в западной Сибири / В.И. Бруль. с.Топчиха, 1995.-4.1.-224 с.

90. Булгаков С.Н. Философия хозяйства / С.Н. Булгаков. М.: Наука, 1990.-412 с.

91. Вагабова Н.М., Махсудова P.M. Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи в полиэтнической среде / Н.М. Вагабова, P.M. Махсудова // Психология XXI века: сб. науч. тр. Выпуск 1. -Махачкала, 2005. - С. 21-25.

92. Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер; отв. ред. и сост. Ю. Н. Дмитриев. М.: РОССПЭН, 2006. - 648 с.

93. Вибе П.П. Немецкие колонии в Сибири: социально-экономический аспект. / П.П. Вибе. Омск: Наука, 2007. - 368 с.

94. Вибе П.П. Опыт использования архивных и музейных материалов в освещении истории и культуры российских немцев / П.П. Вибе // Культура: информационно-методический бюллетень. 2001. - №1. - С. 6-7.

95. Вибе П.П. 120 лет Омского государственного историко-краеведческого музея: хроника основных событий // Известия. — 1998. № 6. -С. 11-51.

96. Вибе П.П., Черказьянова И.В. Выставка «Немцы в Сибири» в Омском государственном историко-краеведческом музее / П.П. Вибе, И.В. Черказьянова // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. Омск, 1996. - № 4. - С. 84-98.

97. Волков Г.Н. Действующая модель межэтнической гармонии / Г. Н. Волков // Педагогика: науч.- теорет. жур. 2004. - №7. - С. 92-99.

98. Волобуева М.М. Динамика конфессиональной ситуации в Алтайском крае / М.М. Волобуева // Образование и социальное развитие региона: научно-практический журнал. Барнаул. - 2000. - №3-4. - С. 200202.

99. Второй Сибирский фестиваль культуры российских немцев в г. Томске // Культура. Немцы Сибири, 2009. №16. - С. 89.

100. Гасанов H.H. О культуре межнационального общения / H.H. Гасанов // Социально-политический журнал. — 1997. — №5. С. 232-237.

101. Габов П.В. Национально-культурное сотрудничество российских немцев с другими народами / П.В. Габов // Немцы в республике Коми и на европейском севере: история и культура. Сыктывкар, 2007. - С. 198.

102. Галкина И.К. Художественный музей в начале нового тысячелетия // Снитковские чтения: Сборник / науч. Ред. Л.Г. Красноцветова-Тоцкая. Барнаул, 2005. - С. 7.

103. Гасанов К. Личность в противоречивой конфессиональной ситуации в условиях Дагестана / К. Гасанов // Развитие личности. 2003 .— N 4 (окт.-дек.). - С. 133-142.

104. Гасанов К. Личность в противоречивой конфессиональной ситуации в условиях Дагестана / К. Гасанов // Развитие личности. 2004 .- № 1 (янв.-март). - С. 144-155. - Окончание. Начало: № 4, 2003. - Библиогр.: с. 155 (11 назв.).

105. Герман A.A. История немцев Поволжья в событиях, фактах, документах / A.A. Герман. 2-е изд. - М.: ГОТИКА, 2000. - 320 с.

106. Герман A.A. Немецкая Автономия на Волге. 1918-194 / A.A. Герман. М.: «МСНК-пресс», 2007. - 576 с.

107. Гришаев В.Ф. Писатель и общественный деятель П.И. Классен / В.Ф. Гришаев // история и культура немцев Алтая (По материалам этнографических экспедиций). Вып. 4. / под общ. ред. В.И. Матиса. -Барнаул: Изд-во АзБука, 2005. С. 151.

108. Гурова Р.Г. О культуре внутренней и внешней / Р. Г. Гурова. -Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд-во, 1970. 56 с.

109. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. М.: Книга, 1991.-673 с.

110. Джуринский А.Н. Проблемы поликультурного воспитания в зарубежной педагогике / А.Н. Джуринский // Вопросы философии. 2007. -№ 10.-С. 44.

111. Диц Я.Е. История поволжских немцев-колонистов / Я.Е. Диц. — М.: ГОТИКА, 1997. 496 с.

112. Дробыжева JI. М. Многообразие культурной жизни народов СССР / Л. М. Дробыжева Ю. В. Арутюнян. М.: Мысль, 1987. - 303 с.

113. Ерина Е.М. Очерки истории культуры Немецкой автономии на Волге / Е.М. Ерина. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1995. -112 с.

114. Ефименко М.Н. Религия и религиозная традиция в системе общественных отношений / М.Н. Ефименко // Религия и общество: судьбы людей и народов: материалы молодежно-студенческой НПК / ред. В.В. Амелина. Оренбург: ИЦ ОГАУ, 2003. - С. 4.

115. Зейферт Е. Исповедальные беседы с Герольдом Бельгером // Культура. Немцы Сибири, 2009. №16. - С. 115.

116. Зеньковский В.В. Вопрос религиозного обоснования педагогики / В.В. Зеньковский // Воскресная школа: Прил. к газ. "Первое сентября". -1998. N47, декабрь. - С. 6.

117. Зольникова Н.Д. Межконфессиональная полемика сибирских староверов в XX в.: "часовенные" против "австрийских" / Н.Д. Зольников // Гуманит. науки в Сибири. 1999. -N 2. - С. 51-55.

118. История и краеведение в работе с молодежью. Из опыта «Немецкого молодежного» объединения // BIZ: информационно-методический журнал / Образовательно-информационный центр в Российско-Немецком Доме в Москве. 2004. - №2. - С. 18-22.

119. История Сибири. Сибирь в эпоху капитализма. В 5 Т. Т.З. / гл. ред. А.П. Окладников, В.И. Шунков, В.А. Аврорин и др. Ленинград, 1986. -5 Т.

120. Казакевич А.Н. Символы Русской Православной Церкви / А.Н. Казакевич. М.: OJIMA Медиа Групп, 2008. - 448 е.: ил.

121. Карамзин Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин. М.: Эксмо, 2003. - 1024 е., илл.

122. Керов В.В. Конфессионально-этическая мотивация хозяйствования староверов в XVIII-XIX веках / В.В. Керов / Отечественная история. № 4. - 2001. - С. 18-40.

123. Коваль Т.Б. Православная этика труда / Т.Б. Кроваль // Мир России. 1994. - №2. - Т.З.

124. Кузьмина С. JI. XIX век: наука и религия в искусстве воспитания / С.Л. Кузьмина // Педагогика. 1999. -N 2. - С. 76-81.

125. Курманова С., Курманова Г. Обрядовая пища немецкого населения западной Сибири / С. Курманова, Г. Курманова // Культура. -2009. -№1.- С. 29.

126. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России : учеб. пособие / В.Т. Лисовский. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 508 с.

127. Лиценбергер O.A. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство / O.A. Лиценбергер. Москва, 1999. - 432 с.

128. Лиценбергер O.A. Евангелическо-лютеранская церковь Святой Марии в Саратове / O.A. Лиценбергер. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1995. - 104 с.

129. Лихачев Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. - 438 с.

130. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества / РАН. Ин-т рус. лит. СПб.: Рус.-Балт. информац. центр БЛИЦ, 1996. 159 с.

131. Ломтев Д.Г. Немецкие музыканты в России: к истории становления русских консерваторий. — М., 1999. — С. 157-158. МЭ.

132. Малиновский Л.В. История немцев в России / Л.В. Малиновский. -Барнаул: Позиция, 1996. 186 с.

133. Матис В.И. Немцы Алтая / В.И. Матис Барнаул: Пед. колледж, 1996.- 108 с.

134. Матис В.И. Педагогика межнационального общения: учебник для студентов вузов / В.И. Матис. Барнаул: Аз Бука, 2003. - 510.

135. Матис В.И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе / В.И. Матис. Барнаул: Диалог-Сибирь, 1997. — 336 с.

136. Матис В.И. Немецкий национальный район на Алтае (1991-2001) / В.И. Матис. Барнаул: АзБука, 2001. - 130 с.

137. Мячкина Е.В. Поликультурное образование основа формирования толерантного сознания подростка / Е.В. Мячкина // Психология XXI века: сб. науч. тр. - Вып. 1. - Махачкала, 2005. - 47с.

138. Немцы Москвы: исторический вклад в культуру столицы (сборник докладов Международной научной конференции, посвященной 850-летию Москвы). М.: Общественная Академия наук российских немцев, 1997.-356 с.

139. Никандров Н. Д. Школа и церковь: традиции и реформы образования: XIV международные Рождественские образовательные чтения. / Н. Д. Никандров // Высшее образование сегодня. 2006. - № 2. - С. 30-36.

140. Падалкина О.В. Собрание книг Ф. Геблера в фондах Алтайского государственного краеведческого музея / О.В. Падалкина // Краеведческие записки. Вып. 3. - Барнаул, 1999. - С. 14.

141. Плеве И.Р. Немецкие колонии на Волге во второй половине XVIII века / И.Р. Плеве. М.: ГОТИКА, 1998. - 448 с.

142. Попов JI.А. Нравственное воспитание и религия в современных условиях / Л.А. Попов // Педагогика. 1999. - N 6. - С. 109-114.

143. Попова И.В. «Век двадцатый. Век уходящий.» (Новые музейные выставки) // Краеведческие записки. — Вып. 4. — Барнаул, 2001. С. 87.

144. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содержание, методики, новые формы организации / О. Потаповская // Дошкольное воспитание. 2006. - № 1. - С. 14-16.

145. Религии мира / Под ред. Е.Макаревич. М.: «Махаон», 2005.260 с.

146. Роль православия в духовном единстве нации // Центр социально-консервативной политики. Вып. 6. М., 2007. - С. 124.

147. Россия на рубеже веков. М.: Российский независимый институт социальных и национальных проблем: РОССПЭН, 2000. - 447 с.

148. Сенько Ю. В. Нравственное воспитание учащихся как сотворчество / Ю. В. Сенько // Формирование нравственных основ личности школьника: тезисы конференции. Барнаул, 1997. - С. 41-45.

149. Скубневский В.А. Города Западной Сибири во второй половине XIX-начале XX в. 4.1. Население. Экономика / Скубневский В.А., Гончаров Ю.М. Барнаул: АТУ. - 2003. - 359с.

150. Скубневский В.А., Старцев A.B., Гончаров Ю.М. Купечество Алтая второй половины XIX начала XX в. - Барнаул: Изд-во АТУ, 2001. -241 с.

151. Смирнова Т.Б. Программа сбора материалов по материальной и духовной культуре немецкого населения Западной Сибири: Учебное пособие / Т.Б. Смирнова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. - 80 с.

152. Смирнова Т.Б. Немцы Сибири: этнические процессы и этнокультурное взаимодействие / Т.Б. Смирнова. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2003. — 88 с.

153. Степанов П. Методика воспитания межкультурной толерантности у подростков / П. Степанов // Воспитат. работа в шк. 2003 .-№ 5 (сент окт.). - С. 79-90.

154. Степенская Т.М. Выставка: Третья Новосибирская международная Биеннале графики // Культурное наследие Сибири: Сборник статей республиканской науч.-практ. конф. / Составитель Т.М. Степанская. -Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. Вып. 5. - С. 131.

155. Степанская Т.М. Российские немцы и изобразительное искусство Алтая // Культурное наследие Сибири. Вып. 2. Барнаул, 2000. - 62-74.

156. Степанская Т.М. Скульптор Зоммер // Культурное наследие Сибири. Вып. 6-7: Степанская Т.М. Избранные статьи и очерки. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. - С. 98.

157. Терехин С.О. Архитектура и культурная ассимиляция немцев в России, в кн.: Архитектура в истории русской культуры. — М., 1996. 271 с.

158. Труевцева О.Н. Локальные музеи и основные этнокультурного наследия / О.Н. Труевцева // История и культура немцев Алтая. Выпуск 1.

159. По материалам этнографических экспедиций) / Под общ. ред. М.А. Демина, В.И. Матиса. — Барнаул: Изд-во Барн. гос. пед. ун-та, 1999. — С. 107.

160. Труевцева О.Н. Музеи Сибири во второй половине XX века. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 336 с.

161. Туев В.В. Социально-культурная деятельность: понятие и предметное поле /В.В. Туев // Социально-культурная деятельность: история, теория, образование и практика. Кемерово, 2002. - С.20-33.

162. Филарет. Воспитание личности и современное общество / Филарет // Aima mater. 2006. - № 3. - С. 30-33.

163. Шайдуров В.Н. Неземледельческие занятия немцев-колонистов на Алтае / В.Н. Шайдуров // Краеведческие записки. Вып. 3. - Барнаул, 1999.-С. 136.

164. Шайдуров В.Н. Российские немцы на Алтае: конец XIX начало XX в. / В.Н. Шайдуров // История Алтайского края. XVIII-XX вв.: Науч. И документ. Материалы / Редкол. Т.К. Щеглова (отв. ред.), A.B. Контев. -Барнаул, 2004. - 430 е.: ил.

165. Швайцер Д.Р. Типы постройки жилища у российских немцев в первой половине XX в. / Д.Р. Швайцер // История и культура немцев Алтая (выпуск 2). Барнаул, 2001. - С. 40.

166. Шелегина О.Н. Адаптационные процессы в культуре жизнеобеспечения русского населения Сибири в XVIII начале XX века: (К постановке проблемы). - Новосибирск: Изд-во Сибирская научная книга, 2005.- 192 с.

167. Шеленберг И.И. История села Орлово / И.И. Шеленберг М.: Готика, 1996.-144 с.

168. Шеллинг Ф.В. Философия искусства / Ф.В. Шеллинг. М.: Мысль, 1999.-607 с.

169. Шендрик А.И. Теория культуры: (Учеб. пособие для вузов по дисциплине «культурология») / А.И. Шендрик. М.: ЮНИТИ: Единство, 2002.-519 с.

170. Шишкина-Фишер Е.М. немецкие народные календарные обряды, обычаи, танцы и песни / Е.М. Шишкина-Фишер. М.: Готика, 2000. - 207 с.

171. Шпид Г. Религия и культура российских немцев в эпоху пост мадернизма / Г. Шпит // Немцы в республике Коми и на европейском севере: история и культура. Сыктывкар, 2007. - С. 198.

172. Шпильман О., Францева И., Бармин В., Матис К. Белокаменная красавица / О. Шпильман, И. Францева, В. Бармин, К. Матис // В поиске следов. Лицом к лицу с нашей историей на Волге. Брошюра 3. М., 2002. -С. 51.

173. Язовская С.В. "Эвальд Каценштейн: .Судьба моя счастливая". -Барнаул: ГМИЛИКА, 2008. 128 е.: ил.

174. Blankenhorn R. Pragmatische Spezifika der Kommunikation von Russlanddeutschen in Sibirien. Entlehnung von Diskursmarkern und Modifikatoren sowie Code-switching / R. Blankenhorn Peter Lang. Frankfurt am Main. 2003. -263 S.

175. Hildebrand I.I. Sibirien. 1. Allgemeine Übersicht über Sibirien und der Gründung der Mennonitensiedlungen in Sibirien. 2. Geschichte der Evangelischen Mennonitengottesgemeinde in Sibirien / I.I. Hildebrand. -Winnipeg, Kanada, 1952.- 80 S.

176. Nieuweboer R. The Altai dialect of Plautdiitsch: West Siberian Mennonite Low German / R. Nieuweboer. München; Newcastle: LINCOM EUROPA, 1999.-380 p.

177. Авторефераты и диссертационные исследования

178. Борзенко И.Л. Социально-педагогические условия становления национальной школы на Алтае: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Борзенко Ирина Леонидовна. Барнаул, 2005. - 152 с.

179. Бураченко Т.Я. Педагогические взгляды Теодора Литта и их влияние на развитие теории практики образования в ФРГ: автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.01. Ростов-на-Дону, 2007. 18 с.

180. Вибе П.П. Немецкие колонии в Сибири в условиях социальных трансформаций конца XIX первой трети XX вв. : атореф. дис. д. ист. наук: 07.00.02 / П.П. Вибе. - Омск, 2009. - 41 с.

181. Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования: дис. д-ра пед наук: 13.00.01 / Палаткина Галина Владимировна. -М., 2003.-403 с.

182. Сухова О.В. Социально-педагогические условия сохранения этнической культуры российских немцев (на примере Алтайского края): дис. канд. пед. наук: 13.00.05 / Сухова Оксана Викторовна. Барнаул, 2005. - 201 с.

183. Ушнурцева H.H. Поликультурное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ушнурцева Нина Никитична. — Смоленск, 2007. - 19 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.