Культурное наследие сибирских татар в деятельности музеев Западной Сибири на современном этапе: на примере традиционных религиозных верований тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.03, кандидат наук Диянова, Александра Михайловна

  • Диянова, Александра Михайловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Омск
  • Специальность ВАК РФ24.00.03
  • Количество страниц 215
Диянова, Александра Михайловна. Культурное наследие сибирских татар в деятельности музеев Западной Сибири на современном этапе: на примере традиционных религиозных верований: дис. кандидат наук: 24.00.03 - Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов. Омск. 2012. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Диянова, Александра Михайловна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОХРАНЕНИЯ И АКТУАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1.1. Роль и место наследия традиционных культур в современном обществе

1.2. Сохранение культурного наследия в XX - начале XXI вв

1.3. Деятельность музеев по сохранению и актуализации культурного наследия

ГЛАВА И. ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ СИБИРСКИХ ТАТАР В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

2.1. Традиционные религиозные верования сибирских татар в фондах музеев Западной Сибири

2.2. Традиционные религиозные верования сибирских татар в экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музеев западной Сибири

2.3. Реализация музейных проектов как способ трансляции историко-культурного наследия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ I

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», 24.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурное наследие сибирских татар в деятельности музеев Западной Сибири на современном этапе: на примере традиционных религиозных верований»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Процессы глобализации и унификации придают особую специфику развитию современного общества. В частности, это проявляется в нивелировании этнических различий в материальной и духовной сферах культуры, образ жизни становится все более комфортным и универсальным: люди живут в одинаковых квартирах, носят одинаковую одежду и т.д. В связи с этим насущно необходимым становится сохранение и актуализация различных форм традиционной культуры, особенно ее духовной составляющей, которая выступает мощным средством самоидентификации личности.

В данной ситуации важную роль приобретают такие культурные институты, как музеи. Они сохраняют культурное наследие в материальных и нематериальных, духовных проявлениях, представляют этническую культуру во всей ее целостности, реконструируя отдельные ее элементы.

Осознание значимости духовной составляющей культурного наследия привело к введению в 2003 г. в научный оборот понятия «нематериальное культурное наследие». Согласно «Конвенции об охране нематериального культурного наследия», под этим понятием понимаются обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, - а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, - признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях отдельными лицами в качестве части их культурного наследия». Данное определение, очерчивая круг проявлений наследия, включает в себя артефакты, указывая на то, что духовная, нематериальная составляющая культурного наследия может проявляться в материализованной форме. В частности, в музеях она представлена в виде символической информации, заключенной в музейных предметах.

Одной из значимых частей культурного наследия выступают традиционные религиозные верования, представляющие собой важный элемент знаний о мире любого этноса. Они являются той частью мировоззрения, которая

3

способствует поддержанию целостности этнической культуры, обеспечивает ее преемственность от поколения к поколению через комплексы символических действий и обрядов, соблюдение запретов и предписаний. В музеях данные объекты культурного наследия представлены в виде материализованных форм духовной культуры - музейных предметов, сосредоточенных в фондах или организованных в экспозиционно-выставочное пространство. Актуализация традиционных религиозных верований происходит в процессе экспозиционно-выставочной и различных видов культурно-образовательной деятельности.

Данная работа посвящена изучению деятельности музеев Западной Сибири в области сохранения и актуализации традиционных религиозных верований сибирских татар как части их культурного наследия. Сибирские татары являются одним из многочисленных этносов России и представляют собой один из коренных народов Западной Сибири. Многовековые исторические, культурные, социально-экономические связи русского и татарского населения Западной Сибири делают востребованными знания межэтнического взаимодействия, которые невозможны без изучения этнической культуры. В этой связи особую актуальность приобретает исследование сохранения и презентации музейными средствами традиционных религиозных верований.

Степень научной разработанности темы. Всю информационную базу по интересующей нас теме целесообразно дифференцировать на три блока. Первый блок составляют исследования, характеризующие культурное наследие в целом - его структуру, место и роль в мировом культурном пространстве, а также тенденции в процессе его сохранения и использования.

Определение понятия «культурное наследие» и его структура приводятся в работах Т. Г. Богатыревой1, М. Е. Кулешовой2, А. В. Лисицкого3, Д. С.

1 Богатырева Т. Г. Современная культура и общественное развитие. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - 170 с.

2 Кулешова М. Е. Понятийно-терминологическая система «природное культурное наследие»: содержание и основные понятия // Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов: сб. науч. тр. -М.: Изд-во РНИИ культурного и природного наследия, 1999. - 216 с.

3 Лисицкий А. В. Культурное наследие как ресурс устойчивого развития: дис. ... канд. культурологии. - М.: РГБ, 2005. - 150 с.

Лихачева1, Т. Н. Мироновой2, Е. Н. Селезневой3, А. В. Смеляковой4, литовской исследовательницы Р. Чепайтене5, Л. И. Шерстовой6, А. Б. Шухобод-ского7. На сложный системный характер культурного наследия указывает А. В. Лисицкий, отмечая, что культурное наследие представляет собой «довольно сложную ценностную социокультурную систему, несущую определенную

£

меняющуюся во времени и пространстве информацию» .

На сегодняшний день четко определена структура данного понятия, которое, претерпев множество изменений, на современном этапе включает в себя как материальные, так и нематериальные, духовные компоненты: памятники истории и культуры, окружающую их природную среду, уникальные историко-культурные территории, нравственные идеалы, эстетические нормы, языки, национальные обычаи и традиции, фольклор, промыслы и ремесла. Структурность культурного наследия обусловлена его тесной связью с культурой в целом, оно представляет собой проявления культуры, некие объекты, результаты, которые воплощаются в двух базисных видах - материальном и духовном. Такое разделение достаточно условно, так как данные виды культуры взаимосвязаны и взаимопроникающи, а в совокупности представляют собой единое целое,

Структура культуры и ее деление на вышеупомянутые сферы приведены в работах культурологов А. А. Пелипенко, И. Г. Яковенко9, И. В. Зыковой10,

1 Лихачев Д. С. Об охране культурного наследия прошлого // БШсПа Яиявка. -IX. Спец. вып. Культура. -Будапешт, 1986. - С. 452-456.

2 Миронов Т. Н.Сохранение природного и культурного наследия как императив культурной политики постиндустриальношл общества: автореф. дис. ... канд. культурологи. -М., 2000.-24 с.

3 Селезнева Е. Н. Культурное наследие России в политических дискурсах 1990-х годов: дис. ... д-ра философ, наук. - М., 2004. - 228 с.

4 Смелякова А. В. Культурное наследие как ценность: аксиологический подход // Мир науки, культуры, образования. -2009. - №2-С. 102-105.

5 Чепайтене Р. Культурное наследие в глобальном мире. - Вильнюс: ЕГУ, 2010. - 296 с.

6 Шерстова Л. И. Этнокультурное наследие как фактор устойчивого развития народов Сибири // Проблемы сохранения, использования и охраны культурного и природного наследия при реализации проектов и программ развития Сибири и Дальнего Востока: сб. мат. всерос. конф. - Томск, 2008. - С. 202-206.

7 Шухободский А. Б. Памятник истории и культуры как специфический вид культурной ценности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 9. - С. 356365.

8 Лисицкий А. В. Культурное наследие как ресурс... С. 15.

9 Пелипенко А. А., Яковенко И.Г. Культура как система. - М.: «Языки культуры», 1998. - 298 с.

10 Зыкова И.В. Культура как информационная система: духовное, ментальное, материально-знаковое. - М.: Изд-во ЛИБРОКОМ, 2011. - 368с.

А. С.Кармина1, М. С. Кагана2, А. Я. Флиера3, энциклопедических изданиях «Культурология. XX век. Энциклопедия»4, «Культурология. XX век. Словарь»5. Представление о культуре как о единстве материального и духовного, возникшего из способности человека к символизации, то есть способности придавать вещам символический смысл, приводится в работах Л. Уайта6. Автор предлагает три подхода к интерпретации культуры - исторический, эволюционный и функциональный. К настоящему исследованию применим последний подход, подразумевающий выделение структурных и функциональных аспектов развития культуры.

На сущностное единство культуры обращает внимание Н. С. Злобин: «Сами материальные элементы культуры лишь постольку могут быть отнесены к культуре, поскольку являются предметным воплощением духовного богатства человечества. Иными словами, так называемая материальная культура

только потому и есть культура, что она в то же время духовна» . Таким образом, компоненты культуры тождественны друг другу и не могут быть разъединены. Только взаимодействие обеих составляющих, отмечает А. Н. Кочер-гин, обеспечивает функционирование и развитие всей системы «культура»8.

На системный характер культурного наследия указывает К. М. Хоружен-ко. Автор выделяет в нем нематериальные и материальные компоненты, уточняет их структуру. К нематериальному блоку К. М. Хоруженко относит следующие элементы - язык, идеалы, традиции, обряды, обычаи, праздники, памятные даты, фольклор, народные промыслы и ремесла; материальную часть составляют произведения искусства, музейные, архивные и библиотечные фонды, коллекции, рукописи, письма, личные архивы; памятники архитекту-

1 Кармин А. С. Культурология: учебник. 4-е изд., испр. - СПб.: Лань, 2004 - 928 с.

2 Каган М. С. Философия культуры. - Спб., 1996.-415 с.

3 Флиер А. Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2009. - 705 с.

4 Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1-2. - СПб.: Университетская книга, 1998.

5 Культурология. XX век. Словарь. - СПб.: Университетская книга. 1997. - 640 с.

6 Уайт Л. Избранное: эволюция культуры. - М.: «Российская политическая энциклопедия», 2004. - 1064 с; Уайт Л. Избранное: наука о культуре. - М.: «Российская политическая энциклопедия», 2004. - 960 с.

7 Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс. - М,: Наука, 1980. - С. 56.

8Кочергин А. Н. Культура как система // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2008. - № 1 (75).-С. 115.

ры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого . Представляя собой комплексное единство материальных и духовных ценностей, заключающих в себе необходимый для сохранения и передачи последующим поколениям культурно-информационный потенциал, культурное наследие обеспечивает мировую устойчивость в развитии как всего общества, так и отдельных народов.

В современной науке существует понятие этнокультурного наследия, определяющего важность этнической культуры для сохранения и воспроизводства народами своей культуры. Под этнокультурным наследием А. В. Смеля-кова понимает «материальные и нематериальные свидетельства жизнедеятельности этносов, сохраняющие и передающие социально значимую информацию об этнических культурах»2.

Процесс эволюции понятия «культурное наследие», история международно-правовой защиты разных видов объектов, введение в правовой оборот понятия «культурная ценность» прорабатывается в исследованиях авторов А. М. Беда3, Ф. В. Борисевич 4,А.В. Бушмановой5, А. Н. Дьячковой6, Н. В Михайловой,7 Б. В. Николаева 8, С.С. Рындина9, Г. Б. Святохиной10, А. С. Соко-

1 Хоруженко К. М. Культурология: энцикл. словарь. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. - С. 345.

2 Смелякова A.B. Культурное наследие как ценность... С. 103.

3 Беда А. М. Охрана культурного наследия. - М.: ЮИ МВД РФ, 1991. - 71 с.

4 Борисевич Ф. В. Развитие советского законодательства об охране памятников истории и культуры. -Минск, 1976. - 176 с.

5 Бушманова А. В. Классификация мер охраны культурных ценностей // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2009. - № 2. - С. 75-83.

6 Дьячкова А. Н. Охрана памятников // Российская музейная энциклопедия. - М.: Прогресс, М.: РИПОЛ классик. - С. 476-478; Ее же. Актуальные проблемы сохранения и использования памятников культуры // Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры / Сб. науч. тр. - М.: НИИ Культуры РФ. -1992, с. 8-19.

7 Михайлова Н. В. Памятники прошлого: охрана историко-культурного наследия. - М.: Истоки, 1997. - 64 е.; Ее же. Памятники истории: проблемы охраны. - М.: ЮИ МВД РФ, 1998. - 69 е.; Ее же. Историко-культурное наследие: проблемы охраны. - М.: ЮИ МВД РФ, 1999. - 105 е.; Ее же. Государственно-правовая охрана историко-культурного наследия в России во в.п. XX в. - М., 2001. - 288 с.

8 Николаев Б. В. Основные направления международно-правовой охраны культурных ценностей // Труды международного симпозиума «Надежность и качество», Пензенский государственный университет. - 2005. -Т. 1.-С. 454-455.

9 Рындин С. С. К вопросу о понятии «культурная ценность» как объекте международно-правовой охраны // Актуальные проблемы российского права. - 2009. - № 2 - С. 355-360.

10 Святохина Г. Б. Пакт Рериха - актуальное явление в защиту культуры // Вестник Восточной экономико-юридической гуманитарной академии. - 2011. - № 2. - С. 105-108.

1 ?

ловой , Л. А. Стешенко и др. Российское законодательство по вопросам сохранения культурного наследия, в том числе и нематериального, стало предметом совместных публикаций А. С. Каргина, А. В. Костиной ; Е. В. Савельевой С. Д. Дахина, С. Ю. Мазаева4, статьи А. Б. Шухободского5.

Второй блок литературы посвящен музейным методам систематизации и актуализации культурного наследия. К настоящему времени российскими музеями накоплен ценный музееведческий опыт в проведении работ по научной систематизации и каталогизации этнографических коллекций. Сегодня несомненна важная роль данных методов научного исследования в процессе сохранения и актуализации культурного наследия, сосредоточенного в музеях.

В 1930 - 1960-е гг. в музеях Западной Сибири какой-то всесторонней работы по изучению, научному описанию и публикации этнографических коллекций не проводилось. Лишь с конца 1960-х гг. эта деятельность принимает системный характер. В 1969 г. томские этнографы и музееведы П. Е. Бардина, В. М. Кулемзин, Н. В. Лукина, Э. Л. Львова, Д. П. Славнин, М. С. Усманова во главе с Н. А. Томиловым приступили к написанию и подготовке к публикации каталога этнографических коллекций Музея археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета им. В. М. Фло-ринского, который был издан несколько позже6. Данный каталог до сих пор является одним из ценнейших источников по этнографии народов Западной Сибири.

1 Соколова А. С. История правовой защиты культурных ценностей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 118. - С. 320-325.

2 Стешенко Л. А. Правовая охрана памятников культуры в СССР. - М.: Знание, 1974. - 132 с.

3 Каргин А. С., Костина А. В. Сохранение нематериального наследия народов РФ как приоритет культурной политики России в XX веке // Культурная политика. - 2008. - № 8 - С. 59-71.

4 Савельева Е. В., Дахин С. Д., Мазаева С. Ю. Правовые основы сохранения культурного наследия в регионе // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2010. - № 3 - С. 72-77.

5 Шухободский А. Б. Памятник истории и культуры как специфический вид культурной ценности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 9. -С. 356-365.

6 Каталог этнографических коллекций Музея археологии и этнографии Сибири Томского университета / Отв. ред. Н. А. Томилов. - Томск, 1979. - Ч. I: Народы Сибири. - 343 е.; 1980. - Ч. II: Народы СССР (кроме Сибири) и зарубежных стран. - 252 с.

С 1974 г. под руководством Н. А. Томилова в Омском государственном университете начала проводиться работа по научной каталогизации, систематизации и паспортизации предметов этнографических коллекций некоторых музеев Тюмени, Омска, Новосибирска, Томска. Ее результатом стало издание более 20 томов каталогов с комплексными описаниями предметов культуры и хозяйства народов Сибири, Азии, Европы.

Омской школой музееведения было предложено монографическое описание предмета, включающее его технологическое описание, данные о бытовании, способ изготовления и историю самого предмета, а также необходимый иллюстративный материал. Такое научное описание до сих пор остается приоритетом омских этнографов и музееведов, аналогов которому как в России, так и в странах бывшего СССР не существует. Коллектив омских авторов разработал 16 монографий (каталогов), которые были выпущены в многотомной серии «Культура народов мира в этнографических собраниях российских музеев». В подготовке данной научной серии принимали участие омские ученые и сотрудники музеев Ш. К. Ахметова, М. Л. Бережнова, В. Б. Богомолов, О. М. Бронникова (Проваторова), М. А. Жигунова (Плахотнюк), И. В. Захарова, Т. Г. Кобозева, Д. Г. Коровушкин, М. А. Корусенко, Г. М. Патрушева, С. Ю. Первых, Т. В. Раскевич, В. В. Реммлер, Е. Ю. Смирнова, Н. А. Томилов, Г. И. Успеньев, А. Л. Чередников, Л. Т. Шаргородский и др. Изучению каталогизации и систематизации этнографических фондов музеев России посвящен рад работ Г. М. Патрушевой1.

1 Патрушева Г. М., Смелякова А. В. Российский опыт каталогизации этнографических фондов (вторая половина XX - начало XXI вв.) // Музейные ценности в современном обществе: сб. статей. - Омск, 2008. -С. 36-39; Их же. Каталогизация этнографических фондов российских музеев в середине XX - начале XXI // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. - Омск, 2008. - № 14. - С. 98-106; Их же. Сравнительный анализ каталогов музейных коллекций Западной Сибири по культуре казахов // Степной край Евразии: историко-культурное взаимодействие и современность: мат. конф. - Омск-Костанай, 2009. -С. 211-213; Патрушева Г. М., Смирнова Е. Ю. Проблемы каталогизации этнографических коллекций сибирских музеев // Вестник Омского университета. - Омск, 1996. - Спец. вып. № 3 - С. 31-32; Патрушева Г. М. Каталогизация этнографических коллекций в фондах сибирских музеев // История и культура Сибири: мат. конф. - Омск, 1996. - С64-66: Ее же. Изучение и каталогизация этнографических собраний сибирских музеев // Второй международный конгресс этнографов и антропологов: Резюме докл. и сообщ. - Уфа, 1997. - С. 172-173; Ее же. Музейная каталогизация и паспортизация - путь к сохранению культурного наследия России // Вторая Югорская полевая музейная биеннале: сб. докладов и сообщений науч.-практич. конф. «Роль полевых исследований в сохранении историко-культурного наследия Югры». - Ханты-Мансийск, 2008. - С. 175-181.

С 1990-х гг. систематизацией и каталогизацией музейных этнографических коллекций занимаются кемеровские исследователи В. М. Кимеев и Т. И. Кимеева. Учеными был составлен единый стандарт описания для шорских этнографических коллекций. Вместе с тем ими совместно с программистом Д. Е. Кандрашиным разрабатывался электронный каталог по учету, хранению и систематизации этнографических коллекций. Результатом этой деятельности явилась публикация пяти частей каталога шорских этнографических коллекций в музеях России1 и на основе анализа систематизированных музейных коллекций Т. И. Кимеевой была защищена кандидатская диссертация и опубликована монография2.

История обращения к такому виду культурного наследия, как нематериальное, в мировой и российской практике, разработка критериев отнесения объектов к нематериальному культурному наследию, методики включения таких объектов в музейную деятельность, а также способы их актуализации стали предметом анализа исследовании М. Е. Каулен , О. Н. Труевцевои , Э. А. Шулеповой5.

Проблемы эффективного использования духовной составляющей культурного наследия, заключенного в музейных коллекциях в виде знаковой семантической информации и информации об историко-культурном контексте,

1 Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России. Таежные промыслы и средства передвижения / Составитель Т.И. Кимеева. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. - Часть 1. - 192 е.; Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России. Производящее хозяйство / Составитель Т. И. Кимеева. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. - Часть 2. - 217 е.; Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России. Предметы быта] / Составитель Т. И. Кимеева. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. - Часть 3. - 234 е.; Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России. Одежда и украшения / Составитель Т. И. Кимеева. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. - Часть 4. - 170 е.; Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России. Духовная культура / Составитель Т. И. Кимеева. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. - Часть 5. -136 с.

2 Кимеева Т. И. Культурные аспекты этнического взаимодействия аборигенов и русских Притомья: автореф. дис. ... канд. культурологии. - Кемерово, 2003. - 21 е.; Ее же. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия (конец XIX - начало XX в.). - Кемерово, 2007. - 295 с.

3 Каулен М. Е. Музей и наследие // Музей. - 2009. - № 5. - С. 9-19; Ее же. Актуализация нематериального наследия: формы и методы // Фундаментальные проблемы культурологи: Том VI: Культурное наследие: от прошлого - к будущему - М.; Спб.: Новый хронограф, Эйдос, 2009. - С. 27-39; Ее же. Вторая жизнь традиции // Музей и нематериальное наследие: сб. тр. творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. М.: Изд-во «ИКАР», 2005. - Вып. 6. - С. 13-24; Ее же. Музеефикация объектов наследия: от предмета до традиции // Культура российской провинции: век ХХ-ХХ1 веку: мат. всерос. науч,-практич. конф. - Калуга, 2000. - С. 199-208.

4 Труевцева О. Н. Музеи и нематериальное наследие // Хранители наследия. - Барнаул, 2005. - Вып. 2. - С. 19-21.

5 Шулепова Э. А. Основы музееведения: учеб. пособие. - М.: Изд-во ЛИБРОКОМ, 2009. - 504 с.

10

для создания целостного образа этноса в музее разрабатывались в статьях А. А. Бурыкина1, Е. М. Данченко2, Н. С. Кривогницыной3, В. М. Кулемзина4. Исследованию музейной экспозиции как семиотической системы посвящена диссертация А. Ю. Волькович5. В данном исследовании автор указывает на семиотическое значение музейного предмета и обосновывает важность раскрытия его внутренней символической информации. Язык музейной экспозиции как знаковой системы исследуется в статьях В. В. Кондратьева6, В. П.

Арзамасцева7, С. Т. Махлиной и Е. А. Окладниковой8, Н. А. Никишина9, С. В.

ю

Пшеничной .

Описание общих процессов включения культурного наследия в музей-

11 12

ную деятельность содержатся в работах И. М. Коссовой , А. М. Кулемзина ,

1 Бурыкин А. А. Образ этноса в музее как проблема семиотики этнической культуры // Словцовские чтения: мат. докладов и сообщений XVI всеросс. науч.-практич. краеведческой конф. Часть 1. // Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2004. - С. 127-129; Его же. Экспозиции и фонды региональных музеев и их роль в изучении этнографии народов Сибири (некоторые специальные проблемы) // Словцовские чтения-2002: мат. докладов и сообщений всерос. науч.-практич. краеведческой конф. -Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2002с. - С. 134-136.

2 Данченко Е. М. Сохранение историко-культурного наследия: проблемы реконструкции и презентации // Роль научных учреждений и музеев в деле сохранения, популяризации и использования культурного наследия народов Сибири: мат. Научного совета музеев Сибири. - Омск, 2001. - С. 41-46.

3 Кривогницина Н. С. Использование потенциала музейных источников // Диалог: музей и общество: Мат. международ, науч.-практич. конф. «Диалог: музей и общество на пороге XXI в.». - Якутск, 2001. - С. 78-90.

4 Кулемзин В. М. Роль музея в этнографической и культурологической подготовке студентов // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе: мат. всеросс. науч. конф. - Томск: Изд-во ТГУ, 2002. - С. 45-46.

5 Волькович А.Ю. Музейная экспозиция как семиотическая система: автореф. дис...канд. культурологии -Спб, 1999.-23 с.

6 Кондратьев В.В. Свойства музейного предмета и пути его использования // Музееведение. Проблемы использования и сохранности музейных ценностей: сб. науч. тр. НИИ культуры. - М., 1985. - С. 5-12.

7 Арзамасцев В. П. О семантической структуре музейной экспозиции // Музееведение. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. НИИ культуры. - М., 1989. - М. 35-54.

8 Махлина Т. С. Семиотический аспект музейной экспозиции // Музей в современной культуре: сб. науч. тр.

- Спб.: Санкт-Петербургская гос. академия культуры, 1997. - С. 109-119; Окладникова Е.А., Махлина Т.С. Музейный предмет и его семиотический дискурс // Триумф музея? - Спб.: «Осипов», 2005. - С. 84-104.

9 Никишин Н. А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: сб. науч. тр. НИИ культуры.

- М., 1989. - С. 7-15; Его же. Музейные средства: знаки и символы // На пути к музею XXI века. Музейная экспозиция (теория, практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции): сб. науч. тр. - М., 1997

- С. 23-32; Его же. Коммуникационный потенциал музея в современном мире // Музейная коммуникация: мат. науч.-практич. конф. - М., 2002. - С. 44-48.

10 Пшеничная В. С. Музей как социокультурный феномен. Информационно-коммуникативная модель -Спб.: Образование, 1999. - 238 с.

11 Коссова И.М. Культурное наследие и современный музей // Музей и нематериальное наследие: сб. тр. творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. М.: Изд-во «ИКАР», 2005. - Вып. 6.-С. 7-12.

12 Кулемзин А. М. О принципах сохранения и возрождения историко-культурного наследия // Земля тюменская: ежегодник Тюменского областного краеведческого музея - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2004. -Вып. 17. - С. 30-33; Его же. Современные прогрессивные тенденции в музейном деле // Музееведение и

Е. Н. Мастеницы1. Вопросы проектирования имитационных моделей в случае, если какой-либо объект нематериального культурного наследия утрачен, рассматриваются в статье И. Чувиловой .

Общие положения методики театрализации, применяемой в культурно-образовательной деятельности музеев для актуализации культурного наследия: написание и подготовка сценария, особенности сценарной разработки, режиссуры, технологии постановки культурно-досуговых программ приводятся в работах И. В. Вейсвельда3,С. И. Гавдис4, О. И. Маркова5, И. М. Туманова6, А. И. Чечеткина7, сборнике научных трудов «Театрализация как твор-

£

ческий метод культурно-просветительской работы» .

Третий блок литературы представлен исследованиями этнографического характера, посвященными духовной составляющей культурного наследия сибирских татар. Исследования духовной культуры сибирских татар основаны на изучении разных видов эмпирического этнографического материала: фольклора, верований, обрядов и пр.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», 24.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Диянова, Александра Михайловна, 2012 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

40. Абрамова (Ярзуткина) А. А. Магические действия сибирских татар, связанные с рыболовством // Народы и культуры Сибири: изучение, музее-фикация, преподавании: сб. науч. тр. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. - С. 109117.

41. Абрамова (Ярзуткина) А. А. Где прячется счастье охотника (к вопросу бытования промыслового культа у сибирских татар) // Культурология традиционных сообществ: мат. всерос. науч. конф. молодых ученых. - Омск, 2002.-С. 71-74.

42. Абрамова (Ярзуткина) А. А. Мифологические персонажи Су пицын, Су сыер // Культурологические исследования в Сибири: сб. статей. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - № 3. - С. 85-91.

43. Абрамова (Ярзуткина) А. А. Мифологические персонажи, связанные с водой у сибирских татар // Культурологические исследования в Сибири: сб. статей. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - № 1. - С. 99-110.

44. Абрамова (Ярзуткина) А. А. Связь «рационального» и «иррационального» в представлениях, связанных с удачей в промысловой деятельности тоболо-иртышских татар // Историко-культурное наследие Северной Азии: итоги и перспективы изучения на рубеже тысячелетий. - Барнаул, 2001.-С. 60-63.

45. Абрамова (Ярзуткина) А. А. Третий охотник (к вопросу бытования промыслового культа у сибирских татар) // Культурология традиционных сообществ: конкурсные работы ученых. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. - С. 5772.

46. Абрамова (Ярзуткина) А. А., Коломиец О. П. Образ птицы в традициях и фольклоре некоторых групп сибирских татар // Сибирская деревня: история, современность, перспективы развития. - Омск, 2000. - С. 143-145.

47. Абрамова (Ярзуткина) А. А., Матвеев А. В. «Юл-хаир» и другие традиционные обряды отправления человека в дорогу у тарских татар // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. -Омск, 2000. - С. 141-143.

48. Абрамова (Ярзуткина) А. А. Образы водных существ в представлениях тоболо-иртышских татар // мат. науч. молодежной конф. «Молодые ученые на рубеже третьего тысячелетия». - Омск, 2001. - С. 30-32.

49. Абрамова (Ярзуткина) А. А. Элементы близнечного культа в традиционном мировоззрении тоболо-иртышских татар // Народная культура: личность, творчество. Досуг (этнокультурный и творческий потенциал личности в пространстве досуга): сб. статей. - Омск: Наука, 2003. - С. 106-107.

50. Азимов Б. А. Влияние процессов глобализации на языковое разнообразие в мире // Актуальные проблемы государственных и гуманитарных наук. 2009. - № 9. - с. 136-140.

51. Арзамасцев В. П. О семантической структуре музейной экспозиции // Музееведение. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. НИИ культуры. -М., 1989.-С. 35-54.

52. Ахатова JI. И. Влияние историко-культурного наследия на развитие личности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - № Специальный. - С. 7-11 .

53. Ахметова Ш. К., Селезнев А. Г. О мусульманско-языческом синкретизме у народов Западной Сибири // Народы Сибири и сопредельных территорий: межведом, сб. науч. статей. - Томск, 1995. - С. 263-272.

54. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. - Спб.: «Наука», 1993.239 с.

55. Баси лов В. Н. Демон Албасты: как сложился образ / Сибирские татары: Мат. I Сибирского Симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». - Томск, 1998. - С. 126-127.

56. Басилов В. Н. Пицен // Мифы народов мира. Энциклопедия М.:

«Советская энциклопедия», 1988. - Т. 2. - С. 316.

171

57. Басилов В. Н. Су Анасы // Мифы народов мира. Энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1988. - Т. 2. - С. 471.

58. Беда А. М. Охрана культурного наследия. - М.: ЮИ МВД РФ, 1991. - 71 с.

59. Белич И. В. Природа в доисламских верованиях сибирских татар (k.XIX- н.ХХ вв.) // Культурные и хозяйственные традиции народов Западной Сибири: Межвузовский сб. науч. тр. - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989. - С. 133-140.

60. Богатырева Т. Г. Современная культура и общественное развитие. -М.: Изд-во РАГС, 2001.- 170 с.

61. Борисевич Ф. В. Развитие советского законодательства об охране памятников истории и культуры. - Минск, 1976. - 176 с.

62. Бурыкин А. А. Образ этноса в музее как проблема семиотики этнической культуры // Словцовские чтения: мат. докладов и сообщений XVI Всероссийской науч.-практич. краеведческой конф. // Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2004. - Часть 1. - С. 127-129.

63. Бурыкин А.А.Экспозиции и фонды региональных музеев и их роль в изучении этнографии народов Сибири (некоторые специальные проблемы) // Словцовские чтения-2002: мат. докладов и сообщений Всероссийской науч.-практич. краеведческой конф. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2002. - С. 134-136.

64. Бушманова А. В. Классификация мер охраны культурных ценностей // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2009. -№2.-С. 75-83.

65. Валеев Ф. Т. Западносибирские татары во второй половине XIX -начале XX вв.: историко-этнографические очерки. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1980.-232 с.

66. Валеев Ф. Т. О религиозных представлениях западно-сибирских татар // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. - Ленинград, 1976. - С. 320-331.

67. Валеев Ф. Т. Сибирские татары: культура и быт. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1993.-208 с.

68. Валеев Ф. Т., Валеев Б. Ф. О реликтах доисламских верований в религиозном мировоззрении западно-сибирских татар // Мировоззрение народов Западной Сибири по археологическим и этнографическим данным. -Томск, 1985.-С. 38-40.

69. Валеев Ф. Т., Томилов Н. А. Татары Западно-Сибирской равнины: история и культура. - Новосибирск: Наука, 1996. - 217 с.

70. Васильева С. Парк национального единения // Мои земляки. Национально-культурный журнал Омского Прииртышья. - 2011. - №2. - С. 17-23.

71. Веденин Ю. А. Современные проблемы сохранения наследия // Культурное и природное наследие в региональной политике: тез. докл. рес-пуб. науч.-практ. конф. - Ставрополь, 1997. - С.4-9.

72. Вейсвельд И. В. У истоков теории сценария: учеб. пособие. - М., 1962.

73. Вольхина М. Г. Значение оберегов сибирских татар // мат. науч.-практич. конф. «Словцовские чтения». - Тюмень, 1992. - С. 52-56.

74. Вольхина М. Г. Материальная культура сибирских татар (Тобольской группы) по данным экспедиции 1990 года и этнографическим описаниям XIX века // Тюменский областной краеведческий музей: Отчет научной конференции Тюменского областного краеведческого музея и филиалов. -Тюмень, 1990.-С. 5-7.

75. Вольхина М. Г. У татар Вагайского района // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея. - Тюмень, 1992. - С. 183-199.

76. Гавдис С. И. Основы сценарного мастерства: учеб. пособие для студентов. - Орел: ОГИИК, Полиграфическая фирма «Картуш», 2005. - 242 с.

77. Галкина Е. Нетрадиционные формы работы музеев с этнографическими коллекциями // На пути к музею XXI века. Музейная экспозиция (теория, практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции): сб. науч. тр.-М., 1997.-С. 145-161.

78. Галкина Т. В., Петунина О. О., Туркасова Н. А. Интерактивная игра «Строим город на Томи // Музей и нематериальное наследие. Сб. тр. творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. - Вып.6. -М., 2005.-С. 73-79.

79. Геннеп А., ванн. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. - 198 с.

80. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 12 томах. - М.: Мир книги, 2003. - Т. 11.- 400 с.

81. Данченко Е. М. Сохранение историко-культурного наследия: проблемы реконструкции и презентации // Роль научных учреждений и музеев в деле сохранения, популяризации и использования культурного наследия народов Сибири: мат. научного совета музеев Сибири. - Омск, 2001. - С. 41-46.

82. Диянова (Мышегреб) А. М. Повседневные запреты в традиционной культуре барабинских татар // Омский научный вестник. - 2011. - №4 (99). -С. 219-222.

83. Диянова А. М. (Мышегреб). Запреты в культуре повседневности барабинских татар // Мат. всерос. науч.-практич. конф. «Сулеймановские чтения». - Тюмень, 2011. - С. 37-41.

84. Диянова А. М. (Мышегреб). Обереги в традиционной родильной обрядности сибирских татар // Омский научный вестник. - 2011. - №5 (101) - С. 246-249.

85. Доронин Д. Ю. Мифологическое знание традиционных культур: пути получения и трансляции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2010. - №2. - С. 32-37.

86. Дука М. И. Сценарно-режиссерские технологии культурно-досуговых программ: учеб.-методич. комплекс для студентов 3-4 курсов и дневного и заочного отделений специальности 071401 «Социально-культурная деятельность». - Волгоград: Волгоградской научное издательство, 2008. - 87 с.

87. Дьячкова А. Н. Охрана памятников // Российская музейная энциклопедия. - М.: Прогресс, М.: РИПОЛ классик, 2005. - С. 476-478.

88. Дьячкова А. Н Актуальные проблемы сохранения и использования памятников культуры // Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры / Сб. науч. тр. - М.: НИИ Культуры РФ, 1992. - С. 8-19.

89. Жукова О. А. Культурная идентичность, культурное наследие и культурная политика России // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - №2. -С.25-30.

90. Зеленин Д. К. Магическая функция примитивных орудий труда // Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1917-1944. - М.: Изд-во «Индрик», 1999. - С. 110-140.

91. Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс. - М.: Наука, 1980.-304 с.

92. Зыкова И. В. Культура как информационная система: духовное, ментальное, материально-знаковое. - М.: Изд-во ЛИБРОКОМ, 2011. - 368 с.

93. Каган М. С. Философия культуры. - М., 1996. - 415 с.

94. Каргин А. С., Костина А.В. Сохранение нематериального наследия народов РФ как приоритет культурной политики России в XX веке // Культурная политика. - 2008. - №8. - С. 59-71.

95. Кармин А. С. Культурология: учеб. пособие - Спб.: Лань, 2006. -296 с.

96. Карпова-Бородина Е. Что ищет человек в этнике? // Музей. - 2009. - № 3. - С. 9-12.

97. Каталог татарской коллекции Томского областного краеведческого музея // Электронный каталог.

98. Каулен М. Е. Музеефикация объектов наследия: от предмета до традиции // Культура российской провинции: век ХХ-ХХ1 веку // Мат. все-рос. науч.-практич. конф. - Калуга, 2000. - С. 199-208.

99. Каулен М. Е. Актуализация нематериального наследия: формы и

методы // Фундаментальные проблемы культурологи: Том VI: Культурное

175

наследие: от прошлого - к будущему. - М.; Спб.: Новый хронограф, Эйдос, 2009. - С. 27-39.

100. Каулен М. Е. Вторая жизнь традиции // Музей и нематериальное наследие: сб. тр. творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. - М.: Изд-во «ИКАР», 2005. - Вып. 6. - С. 13-24.

101. Каулен М. Е. Музей и наследие // Музей. - 2009. - № 5. - С. 9-19;

102. Кимеев В. М. Экомузеи Притомья в постиндустриальном обществе: генезис, архитектоника, функции. - Кемерово: ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»; Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2008. - 452 с.

103. Кимеева Т. И. Культура народов Притомья как результат межэтнического взаимодействия (конец XIX - начало XX в.). - Кемерово: Кузбас-свузиздат, 2007. - 295 с.

104. Кондратьев В. В. Свойства музейного предмета и пути его использования // Музееведение. Проблемы использования и сохранности музейных ценностей: сб. науч. тр. НИИ культуры. - М., 1985. - С. 5-12.

105. Коновалова А. В., Тимофеева Е. Я. Понятие «этнографический предмет» // Проблемы комплектования, научного описания и атрибуции этнографических памятников // Сб. науч. тр. - Ленинград, 1987. - С. 16-22.

106. Корусенко М. А. Современные представления о Хазыр-Илйасе у тюркоязычного населения Томского Приобья (по материалам экспедиции 2009 г.) // Университеты России и их вклад в образовательное и научное развитие страны: сб. науч. тр. - Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2010. - С. 453455.

107. Корусенко М. А., Диянова А. М. (Мышегреб). Рукопись статьи «Традиционное мировоззрение барабинских татар во второй трети XX-начале XXI века: представления о духах-хозяевах неосвоенного пространства».

108. Корусенко М.А., Диянова A.M. (Мышегреб). Традиционное мировоззрение барабинских татар во второй трети ХХ-начале XXI века: пред-

176

ставления о духах-хозяевах освоенного пространства // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - Тюмень: ИПОС СО РАН. - №2. 2011. - С. 193202.

109. Корусенко М. А., Мерзликин В. В. Мэцкэй, убыр, оцкур в мифологических представлениях сибирских татар (опыт анализа образов) // Народы и культуры Сибири: изучение, музеефикация, преподавание: сб. науч. тр. -Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - С.144-160.

110. Корусенко М. А., Смирнова Е. Ю., Ярзуткина А. А. Парамифология тюркоязычного населения Среднего Прииртышья (о возможности сравнительно-исторического изучения) / Культурное наследие народов Западной Сибири. Тюркские народы. - Тобольск-Омск, 2002. - С. 446-449.

111. Коссова И. М. Культурное наследие и современный музей // Музей и нематериальное наследие: сб. тр. творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. - М.: Изд-во «ИКАР», 2005. - Вып. 6. - С. 7-12.

112. Кочергин А. Н. Культура как система // Вестник ТГГПУ. - 2008. -№1 (75). С.109-115.

113. Кривогницина Н. С. Использование потенциала музейных источников // Диалог: музей и общество: мат. международ, науч.-практ. конф. «Диалог: музей и общество на пороге XXI в.». - Якутск, 2001. - С. 78-90.

114. Кулемзин А. М. Музеи - мосты между временами и культурами // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. -2007.-№2.-С. 81-85.

115. Кулемзин А. М. О принципах сохранения и возрождения историко-культурного наследия // Земля тюменская: ежегодник Тюменского областного краеведческого музея. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2004. - Вып. 17. - С. 3033.

116. Кулемзин А. М. Современные прогрессивные тенденции в музейном деле // Музееведение и историко-культурное наследие: сб. ст. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2008. - С. 6-12.

177

117. Кулемзин В. М. Роль музея в этнографической и культурологической подготовке студентов // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе: Мат. всеросс. науч. конф. - Томск: Изд-во ТГУ, 2002. - С. 45-46.

118. Кулешова М. Е. Понятийно-терминологическая система «природное культурное нследие»: содержание и основы понятия «Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов»: сб. науч. тр. -М.: Изд-во РНИИ культурного и природного наследия, 1994. - С. 40-46.

119. Культура народов и национальных групп Сибири и Казахстана в коллекциях Музея Археологии и этнографии Омского государственного университета / Ахметова Ш .К., Захарова И.В., Патрушева Г. М.; отв. ред. Томи-лов Н. А. - Новосибирск: Изд-во «Наука», 2006. - 192 с.

120. Культура народов и национальных групп Сибири и Казахстана в коллекциях Музея Археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Новые поступления / Блинова А. Н., Ко-русенко М. А., Тихомирова М. Н. - Омск: Издатель-Полиграфист, 2008. - 272 с.

121. Культура народов и национальных групп Сибири и Казахстана в коллекциях Музея Археологии и этнографии Омского государственного университета / Ахметова Ш. К., Захарова И. В., Патрушева Г. М.; отв. ред. Томи-лов Н. А. - Новосибирск: Изд-во «Наука», 2006. - 192 с.

122. Культура татар Западной Сибири в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета // под ред. Томилова Н. А., Патрушевой Г. М. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. - 216 с.

123. Культурология. XX век. Словарь. - Спб.: Университетская книга. 1997. - 640 с.

124. Культурология. XX век. Энциклопедия. - Т. 1-2. - Спб.: Университетская книга, 1998.

125. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М. С. Кагана. -М.: Юрайт-Издат, 2005. - 566 с.

126. Курьянова Т. С. Культурное наследие: смысловое поле и практика // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2011. - № 2. - С. 12-18.

127. Левкиевская Е. Е. Славянский оберег. Семантика и структура. - М.: Изд-во «Индрик», 2002. - 336 с.

128. Лихачев Д. С. Об охране культурного наследия прошлого // Studia Russica. -IX. Спец. вып. Культура. - Будапешт, 1986. - С. 452-456.

129. Лотман Ю. М. Избранные статьи. - Талин: изд-во Александра Год, 1992.-Т.1-416 с.

130. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культуры // Труды по знаковым системам. - Тарту, 1971. - Т.5. - С. 146-166.

131. Любичанковский А. В. Географический и культурологический подходы к дифференциации объектов культурного наследия // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2008. - №6. С. 17-24

132. Любичанковский А. В. Методологический анализ формально-юридического подхода к пониманию культурного наследия // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - №123. - С. 140-146.

133. Малиновский Б. Научная теория культуры. - М.: ОГИ, 2005. - 184

с.

134. Малов В. В. Параллели в промысловых верованиях и обрядах то-боло-иртышских татар и русских старожилов юга Тюменской области // Су-леймановские чтения: мат. всерос. науч.-практич. конф. - Тобольск: ТГПИ им. Д. М. Менделеева, 2008. - С. 298-300.

135. Малов В. В. Экологические нормы Корана и исламский компонент в традиционных экологических представлениях тоболо-иртышских татар // Сулеймановские чтения: мат. всерос. науч.-практич. конф. с межд. участием. - Тобольск: Тобольский государственный педагогический институт им. Д. И. Менделеева, 2009. - С. 176-179.

136. Марков О. И. Сценарная культура режиссеров театрализованных

представлений и праздников: учеб. пособие для преподавателей, аспирантов

179

и студентов вузов культуры и искусств. - Краснодар: изд-во КГУКИ, 2004. -408 с.

137. Мастеница Е. Н Наследие в музее: границы и горизонты интерпретации // Музей и нематериальное культурное наследие: сб. тр. творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. -М.: Изд-во «ИКАР», 2005. - Вып. 6. - С.60-64;

138. Мастеница Е. Н. Актуализация культурного наследия в музее: образовательный аспект. URL: http//www.bvahan.com

139. Мастеница Е. Н. Деятельность по сохранению и использованию культурного наследия: основания и смыслы // Основы культурологии: учеб. пособие. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - С. 337-361.

140. Мастеница Е. Н. Культурное наследие в современном мире. URL: http//www.bvahan.com

141. Мастеница Е. Н. Культурное наследие и музей в эпоху глобализации // Электронный век и музеи: мат. международ, науч. конф. и заседания Сибирского филиала научного совета ист. и краевед, музеев при МК РФ «Роль научных исследований в модернизации фондовой и экспозиционной деятельности историко-краеведческих музеев». - Омск: Изд-во ОГИКМ, 2003.-Ч. 1-С. 196-203.

142. Мастеница Е. Н. Наследие и музей: проективная модель культурного комплекса // В поисках музейного образа: мат. науч. конф. - СПб., 2007. -С. 96-107.

143. Махлина Т. С. Семиотический аспект музейной экспозиции // Музей в современной культуре: сб. науч. тр. - Спб.: Санкт-Петербургская гос. академия культуры, 1997. - С. 109-119.

144. Мифология: энциклопедия / гл. ред. Е. М. Мелетинский. - М.: Изд-во «Большая российская энциклопедия», 2003. - 736 с.

145. Мифы народов мира. Энциклопедия. / Гл. ред. Токарев С.А. - М.: «Советская Энциклопедия», 1988. - Т. 2. - 719 с.

146. Михайлова Н. В. Памятники прошлого: охрана историко-культурного наследия. - М.: Истоки, 1997. - 64 с.

147. Михайлова Н. В. Памятники истории: проблемы охраны. - М.: ЮИ МВД РФ, 1998.-69 с.

148. Михайлова Н. В. Историко-культурное наследие: проблемы охраны. - М.: ЮИ МВД РФ, 1999. - 105 с.

149. Михайлова Н. В. Государственно-правовая охрана историко-культурного наследия в России во в.п. XX в. - М., 2001. - 232 с.

150. Мышегреб (Диянова) А. М. Современные представления о нечистых местах в традиционной культуре барабинских татар // Археология, этнология, палеоэкология Северной Евразии и сопредельных территорий: мат. РАЭСК XLVII. - Новосибирск, 2007. - С. 276-277.

151. Мышегреб (Диянова) А. М. Комплекс оберегов, связанный с духами-хозяевами у барабинских татар / Мат. XLIV Международ, науч. студенческой конф. «Студент и научно-технический прогресс»: Археология и этнография. - Новосибирск, 2006. - С. 133-136.

152. Мышегреб (Диянова) А. М. Комплекс оберегов, связанных с жилищем и хозяйственными постройками у барабинских татар / Археология, этнология, палеоэкология Северной Евразии и сопредельных территорий: мат. РАЭСК XLVI. - Красноярск, 2006. - С. 165-168.

153. Мышегреб (Диянова) А. М. Нематериальное наследие сибирских татар в выставке Музея археологии и этнографии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского «Дорогу дай, дай добрый путь...» (оберег в традиционной культуре сибирских татар) // Археология и этнография Азиатской части России (новые материалы, гипотезы, проблемы, методы): мат. XLIX РАЭСК. - Кемерово, 2009. - С. 222-223.

154. Мышегреб (Диянова) А. М. Оберег в традиционной культуре барабинских татар / Истоки, формирование и развитие евразийской поликультурности. Культура и общество Северной Азии в историческом прошлом и со-

временности: мат. РАЭСК XLV. - Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 2005. - С. 341-343.

155. Мышегреб (Диянова) А. М. Обереги для детей в культуре барабин-ских татар / Мат. XLIII Международ, науч. студенческой конф. «Студент и научно-технический прогресс»: Археология и этнография. - Новосибирск,

2005.-С. 106-108.

156. Мышегреб (Диянова) А. М. Образ шайтана у барабинских татар по современным этнографическим материалам // Археология и этнография При-обья: Материалы исследования: сб. науч. тр. кафедры археологии и этнологии. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. - Вып. 1- С. 81-85.

157. Мышегреб А. М. (Диянова). Некоторые формы представления нематериального наследия в современных российских музеях (на примере этнографических экспозиций) // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. - Омск, 2009. - № 15. - С. 204-208.

158. Мышегреб А. М. Разработка этнографического комплекса «Оберег в традиционной культуре барабинских татар» // Мат. XLVIII Региональной (IV всероссийской с международным участием) археолого-этнографической конф. «Этнокультурная история Евразии: современные исследования и опыт реконструкции». - Барнаул, 2008. - С. 48 - 49.

159. Мягков Д. А. Очерки присваивающего хозяйства барабинских татар. - Омск: Изд-во ОмГПУ; Изд. дом «Наука», 2008. - 156 с.

160. Нахушева М. С. Культурная динамика этноса // Новые технологии. -№ 1.-2006.-С. 49-52.

161. Народы Южной Сибири в коллекциях Омского государственного историко-краеведческого и литературного музея / под ред. И. С. Гурвич, H.A. Томилова. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1990. - 204 с.

162. Никишин Н. А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: сб. науч. тр. НИИ культуры. - М., 1989.-С. 7-15.

163. Никишин Н. А. Коммуникационный потенциал музея в современном мире // Музейная коммуникация: мат. науч.-практич. конф. - М., 2002. -С. 44-48.

164. Никишин Н. А.Музейные средства: знаки и символы // На пути к музею XXI века. Музейная экспозиция (теория, практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции): сб. науч. тр. - М., 1997. - С. 23-32.

165. Николаев Б. В. Основные направления международно-правовой охраны культурных ценностей // Труды международного симпозиума «Надежность и качество», Пензенский государственный университет. 2005. - Т. 1. -С. 454-455.

166. Ожередов Ю. И. Сакральная составляющая помойных и отхожих мест у сибирских татар // Интеграция археологических и этнографических исследований: сб. науч. тр.- Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2010.-Часть 1. - С. 240-241.

167. Окладникова Е. А., Махлина Т. С. Музейный предмет и его семиотический дискурс // Триумф музея? - Спб.: «Осипов», 2005. - С. 84-104.

168. Патрушева Г. М. Изучение и каталогизация этнографических собраний сибирских музеев // Второй международный конгресс этнографов и антропологов: Резюме докл. и сообщ. - Уфа, 1997. - С. 172-173.

169. Патрушева Г. М. Каталогизация этнографических коллекций в фондах сибирских музеев // История и культура Сибири: мат. конф. - Омск, 1996. - С64-66.

170. Патрушева Г. М. Музейная каталогизация и паспортизация - путь к сохранению культурного наследия России // Вторая Югорская полевая музейная биеннале: сб. докладов и сообщений науч.-практич. конф. «Роль полевых исследований в сохранении историко-культурного наследия Югры». - Ханты-Мансийск, 2008. - С. 175-181.

171. Патрушева Г. М., Смелякова А. В. Каталогизация этнографических фондов российских музеев в середине XX - начале XXI // Известия Омского

государственного историко-краеведческого музея. - Омск, 2008. - №14. - С. 98-106.

172. Патрушева Г. М., Смелякова А. В. Российский опыт каталогизации этнографических фондов (вторая половина XX - начало XXI вв.) // Музейные ценности в современном обществе: сб. статей. - Омск, 2008. - С. 36-39.

173. Патрушева Г. М., Смелякова А. В. Сравнительный анализ каталогов музейных коллекций Западной Сибири по культуре казахов // Степной край Евразии: историко-культурное взаимодействие и современность: мат. конф. -Омск-Костанай, 2009. - С. 211-213.

174. Патрушева Г. М., Смирнова Е. Ю. Проблемы каталогизации этнографических коллекций сибирских музеев // Вестник Омского университета. - Омск, 1996. - Спец. вып. №3 - С. 31-32.

175. Пелипенко А. А., Яковленко И. Г. Культура как система. - М.: «Языки культуры», 1998. - 298 с.

176. Перцева Ю. И. К вопросу о сбережении и использовании культурного наследия прошлого // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2008. - № 5. - С. 65-68.

177. Пивнева Е. А. Трансформация традиционной культуры как этнографическая и музееведческая проблема // Сохранение народных традиций: мат. окружной науч. конф., посвященной 20-летию музея «Торум Маа». -Ханты-Мансийск, 2008. - С. 22-28.

178. Полозова Е. А. Программы и праздники в Тверском музее // Музей и нематериальное наследие: сб. тр. творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. - М., 2005. - Вып.6. - С. 104-108.

179. Пшеничная В. С. Музей как социокультурный феномен. Информационно-коммуникативная модель. - Спб.: Образование, 1999. - 238 с.

180. Рахимов P. X. Астана в истории сибирских татар: мавзолеи первых исламских миссионеров как памятники историко-культурного наследия. -Тюмень: Изд-во «Печатник», 2006. - 76 с.

181. Романенко А. С. Образ женщины в традиционной культуре сибирских татар // Сулеймановские чтения-2005.: мат. VIII межрегиональной науч.-практ. конф. - Тюмень: ИПЦ «Экспресс», 2005. - С. 121-122.

182. Рындин С. С. К вопросу о понятии «культурная ценность» как объекте международно-правовой охраны // Актуальные проблемы российского права. - 2009. - №2. - С. 355-360.

183. Рэдклиф-Браун А. Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.-304 с.

184. Савельева Е.В., Дахин С. Д., Мазаева С. Ю. Правовые основы сохранения культурного наследия в регионе // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2010. - №3. - С. 72-77.

185. Самарина Н. Г. Вербальные и невербальные аспекты музейной коммуникации // Обработка текста и когнитивные технологии: сб. ст. - Казань, 2006.-№11.-С. 173-184.

186. Сапанжа О. С. Современное теоретическое музееведение: к вопросу методологии науки // Научные проблемы гуманитарных исследований. -

2010.-№ 1.-С. 297-302.

187. Свод этнографических понятий и терминов. Религиозные верования / Под ред. Бромлея Ю. В. - М.: Изд-во «Наука», 1993. - Вып. 5. - 240 с.

188. Святохина Г. Б. Пакт Рериха - актуальное явление в защиту культуры // Вестник Восточной экономико-юридической гуманитарной академии. -

2011.-№2.-С. 105-108.

189. Селезнев А. Г. Барабинские татары: истоки этноса и культуры. -Новосибирск: Изд-во «Наука», 1994. - 176 с.

190. Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Духи и души в традициях народного ислама Сибири (к изучению религиозного синкретизма в малых локальных культурных комплексах) // Интеграция археологических и этнографических исследований: сб. науч. тр. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. - С. 229-236.

191. Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Культурология сибирского ислама: Занге-Баба и Хазыр-Илйас в Сибири // Культурологические исследования в Сибири. - 2003. - № 3 (11). - С. 207-214.

192. Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Некоторые аспекты изучения народного ислама в Сибири в свете исторических и этнографических данных, (к постановке проблемы) // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. - Омск: ООО «Издательский дом «Наука», 2004. -Т. 8.-С. 96-119.

193. Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Сибирский ислам: региональный вариант религиозного синкретизма. - Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2004. - 72 с.

194. Селезнева И. А. Национально-культурные и религиозные организации Западной Сибири: учеб. пособие. Омск, 2007. -287 с.

195. Системные исследования культуры. 2005 / науч. ред. Жидков B.C. -Спб.: Алетейя, 2006. - 400 с.

196. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. - 2009. - № 5. -С. 47-69.

197. Смелякова А. В. Этнокультурное наследие как ценность: аксиологический подход // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 2 (14). -С. 102-105.

198. Смирнова Е. Ю. Одежда татар Среднего Прииртышья: этнокультурные связи и контакты. - Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2004. - 110 с.

199. Соколова А. С. История правовой защиты культурных ценностей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 118. - С. 320-325.

200. Стешенко JI. А. Правовая охрана памятников культуры в СССР. -М.: Знание, 1974.- 132 с.

201. Странский 3. Понимание музееведения // Музееведение. Музеи мира: сб. науч. тр. НИИ культуры. - М.,1991. - С. 18-23.

186

202. Страчевская Э. Музыкальное этнокультурное наследие в пространстве музея // Музей. - 2009. - № 3. - С. 13-18.

203. Ташкалова В. С. Роль традиций в этноультурных процессах // Су-леймановские чтения: сб. статей. - Тюмень, 2004. - С. 61-63

204. Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы: сб. науч. тр. / науч. ред. Д.М. Генкин. - Л., 1982. - 141 с.

205. Тихомирова М. Н. Оберег в традиционной культуре заболотных татар (по полевым материалам) // Сулеймановские чтения: мат. IX всерос. на-уч.-практич. конф. - Тюмень: ИПЦ «Экспресс», 2006. - С. 115-117.

206. Тихомирова М. Н. Почитание деревьев у заболотных татар // Этно-графо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. - Омск: Издат. дом «Наука», 2009. - Т. 11. - С. 230-236.

207. Томилов Н. А. Очерки этнографии тюркского населения Томского Приобья. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1983. 216 с.

208. Томилов Н. А. Современные этнические процессы среди сибирских татар. - Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1978. - 208 с.

209. Томилов Н. А. Социальные функции культурного наследия музеев исторического профиля // Словцовские чтения: мат. докладов и сообщений XVII всерос. науч.-практич. конф. -Тюмень, 2004. -Часть 2. - С. 89-90.

210. Томилов Н. А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI - первой четверти XIX вв. - Томск: Изд-во Томск, унта, 1981. -275 с.

211. Томилов Н. А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI - начале XX в. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1992. 271 с.

212. Томилов Н. А. Этнография тюркоязычного населения Томского Приобья. - Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1980. - 213 с.

213. Труевцева О. Н. Музеи и нематериальное наследие // Хранители наследия. - Барнаул, 2005. - Вып. 2. - С. 19-21.

214. Туманов И. M. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта: учеб. Пособие для институтов культуры. - М.: «Просвящение», 1976. - 87 с.

215. Уайт JI. Избранное: наука о культуре. - М.: «Российская политическая энциклопедия», 2004. - 960 с.

216. Уайт JI. Избранное: эволюция культуры. - М.: «Российская политическая энциклопедия», 2004. - 960 с.

217. Успенский Б.А. История и семиотика // Избранные труды. - М., 1994.- Т. 1. - С. 9-49.

218. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2009. - 705 с.

219. Хайрулина Н. Г., Салихова А. Р. Межэтнические взаимодействия и этническое самосознание татар юга Тюменской области: традиции и инновации. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2003. - 78 с.

220. Хоруженко K.M. Культурология: Энцикл. словарь. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. - 640 с.

221. Чепайтене Р. Культурное наследие в глобальном мире. - Вильнюс: ЕГУ, 2010. 296 с.

222. Черничкина В. А. Новые подходы к представлению повседневной реальности прошлого и настоящего в современных музеях / Музей и современные технологии: мат. всероссийских научных конференций - Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2006. - С. 75-87.

223. Чечеткин А. И. Драматургия театрализованных представлений. -М.: «Советская Россия», 1979. - 142 с.

224. Чувилова И. Классификация музеев и проблемы наследия // Музей. -2009.-№5.-С. 20-25.

225. Шарифуллина Ф. Л. Доисламские верования татар: традиции и современности // Интеграция археологических и этнографических исследований: сб. науч. тр. - Омск: Изд-во ОмГПУ; Изд. Дом «Наука», 2008. - С. 301303.

226. Шерстова Л. И. Этнокультурное наследие как фактор устойчивого развития народов Сибири // Проблемы сохранения, использования и охраны культурного и природного наследия при реализации проектов и программ развития Сибири и Дальнего Востока: сб. мат. всерос. конф. - Томск, 2008. -С. 202-206.

227. Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России. Духовная культура / Составитель Т. И. Кимеева. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. - Часть 5. - 136 с.

228. Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России. Одежда и украшения / Составитель Т. И. Кимеева. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. - Часть 4. - 170 с.

229. Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России. Предметы быта] / Составитель Т. И. Кимеева. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999.-Часть 3.-234 с.

230. Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России. Производящее хозяйство / Составитель Т. И. Кимеева. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. - Часть 2. - 217 с.

231. Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России. Таежные промыслы и средства передвижения / Составитель Т. И. Кимеева. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. - Часть 1. - 192 с.

232. Шулинина А. П. Отражение некоторых аспектов апотропейской магии в традиционном жилище тоболо-иртышских татар // Диалог культур и цивилизаций: тез. V Всероссийской науч. конф. молодых историков, посвященной 170-летию со дня рождения Д.И. Менделеева. - Тобольск, ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2004. - С. 53-56.

233. Шухободский А. Б. Памятник истории и культуры как специфический вид культурной ценности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. № 9. - С. 356-365.

234. Шуцкая Г. К. Материальное и нематериальное наследие в музее

«палаты в Зарядье // Музей и нематериальное наследие: сб. тр. творческой

189

лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. - М., 2005. -Вып. 6. - С. 82-84.

235. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике. - М., 2001.-177 с.

236. Ярзуткина (Абрамова) А. А. Талисманы и амулеты, связанные с промыслом, у отдельных групп сибирских татар // Интеграция археологических и этнографических исследований: сб. науч. тр. - Омск: Издательский дом «Наука», 2005. - С. 214-216

237. Ярзуткина (Абрамова) А. А., Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Хазыр Илйас в Сибири // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Омск; Ханты-Мансийск, 2002. - С. 253-257.

238. В. Graham, Р. Howard. Heritage and identity. England, Hampshire GU11 3HR. 474 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.