Культурные факторы динамики народонаселения в первобытном обществе и древних цивилизациях Востока тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, доктор философских наук Муравьев, Виктор Викторович

  • Муравьев, Виктор Викторович
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2009, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 309
Муравьев, Виктор Викторович. Культурные факторы динамики народонаселения в первобытном обществе и древних цивилизациях Востока: дис. доктор философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2009. 309 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Муравьев, Виктор Викторович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. АБСТРАКТНЫЕ НАЧАЛА ВОСПРОИЗВОДСТВА ДРЕВНЕГО НАСЕЛЕНИЯ.

1.1.УСЛОВИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ АКТИВНОСТИ.

1.1.1. Типы брачно- семейных взаимодействий.

1.1.2. Половой диморфизм и социальный статус мужского и женского населения.

1.1.3. Условия формирования третичного соотношения полов в демах.

1.1.4. Реальные родственные отношения и их понимание.

1.2. АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ И СМЕРТНОСТИ.

1.2.1. Питание и природная среда- обстоятельства формирования уровня и структуры заболеваемости и смертности.

1.2.2. Пространственно- временной способ существования населения. Влияние образа жизни на нозологическую структуру и смертность.

1.2.3. Воздействие психических расстройств на соматическую заболеваемость и репродуктивное поведение.

1.3. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗРАСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.

1.3.1. Содержание норм взаимодействия возрастных групп.

1.3.2. Возрастной состав населения и инкультурация.

1.4. ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕГО ОБЩЕСТВА И ПРИСУЩИЕ ИМ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ.

1.4.1. Преобразование биологического воспроизводства в демографические процессы.

1.4.2. Пути воздействия цивилизации на основные параметры динамики населения.

ГЛАВА 2. РЕПРОДУКЦИЯ ПОКОЛЕНИЙ В ДРЕВНИХ КУЛЬТУРАХ.

2.1. ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛОВ.

2.1.1. Отражение половых различий в первобытном сознании.

2.1.2. Особенности положения женщин в культурах Ближнего Востока.

2.1.3. Идеальные образы мужчин и женщин в духовной культуре Индии.

2.1.4. Осмысление половых делений в концепции инь- ян.

2.2.СОСТАВ БРАЧНЫХ КРУГОВ И ФОРМИРОВАНИЕ РЕПРОДУКТИВНЫХ

СВЯЗЕЙ.

2.2.1. Разнообразие условий, способов и направлений образования демов.

2.2.2. Содержание супружеских ролей в религиозных воззрениях, морали и правовых установлениях Передней Азии.

2.2.3. Поливариантность и светский характер норм индивидуального брака в египетской цивилизации.

2.2.4. Брачные классы и эволюция семейного уложения в Китае.

2.2.5. Мыслители Индии о путях установления репродуктивных связей.

2.2.6. Факторы дифференциальной преждевременной смертности, перемещений и безбрачия половозрелых мужчин и женщин.

2.3. ЭТАПЫ И ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ РОДСТВА И СВОЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ.

2.3.1. Родственные отношения у первобытных людей.

2.3.2. Модификации характера, значения и области действия норм родственного взаимодействия в ближневосточных цивилизациях.

2.3.3. Родственные обязанности в иерархии ценностей индийской культуры.

2.3.4. Системы родства, функции кланов, ритуализация родственных отношений в Китае.

2.4. ОСМЫСЛЕНИЕ ДЕТОРОЖДЕНИЯ И СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

НА РОЖДАЕМОСТЬ.

2.4.1. Преднамеренные действия и объективные обстоятельства производства новых поколений.

2.4.2. Образы деторождения в первобытных религиях.

2.4.3. Отцовство и материнство в ближневосточных цивилизациях.

2.4.4. Идеологемы зачатия, беременности и родов в духовной культуре Индии.

2.4.5. Китайские мыслители о проблемах соответствия численности населения средствам существования.

ГЛАВА 3. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СОХРАНЕНИЯ И УНИЧТОЖЕНИЯ

ЖИЗНИ В ДЕТЕРМИНАЦИИ УРОВНЯ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЙ СМЕРНОСТИ.

3.1.ИДЕЯ СМЕРТИ В ДРЕВНЕЙ КУЛЬТУРЕ.

3.1.1. Феномен смерти в первобытном сознании.

3.1.2. Картины загробной жизни в культурах Передней Азии.

3.1.3. Египетское учение о пакибытии.

3.1.4. Смысловые аспекты идеологемы воздаяния в арийских культурах.

3.1.5. Завершение жизни и поиски бессмертия в китайской цивилизации.

3.2. ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ В СТРУКТУРЕ ДРЕВНИХ АНТРОПОГЕОЦЕНОЗОВ.

3.2.1. Источники, объем и характер потребляемой пищи в присваивающих и производящих сообществах.

3.2.2. Компоненты ранних религиозных комплексов, связанные с питанием.

3.2.3. Уравнительное и дифференцированное распределение еды.

3.2.4. Производство и перераспределение продуктов питания в Передней Азии.

3.2.5. Египетское государственное производство и культура потребления пищи.

3.2.6. Экономические, социальные и религиозные аспекты обеспечения продуктами питания населения арийских цивилизаций.

3.2.7. Аграрная политика, ранговое потребление и философия питания в Китае. 173 3.3. УСИЛИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ МИРА И НАСИЛЬСТВЕННАЯ СМЕРТНОСТЬ.!

3.3.1. Причины и формы взаимного истребления в присваивающих сообществах

3.3.2. Изменение причин, характера и демографических последствий военных столкновений в период формирования цивилизации.

3.3.3.Массовое уничтожение населения в переднеазиатских войнах.

3.3.4. Война и мир в египетской культуре.

3.3.5. Насилие и факторы его сдерживания в демографической истории арийских цивилизаций.

3.3.6. Войны и карательные акции в детерминации преждевременной смертности в Китае.

ГЛАВА 4. ВОЗРАСТНЫЕ ДЕЛЕНИЯ И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ.

4.1.СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП.

4.1.1.Ритуальное оформление этапов возрастных изменений в присваивающих сообществах.

4.1.2. Возрастной состав населения и социализация в период формирования цивилизации.

4.1.3. Нормы взаимодействия возрастных групп в ближневосточных культурах.

4.1.4. Возрастные деления в общественной жизни, социально- этических воззрениях и образовательных моделях Китая.

4.1.5. Индийское учение о главных возрастных периодах.

4.2. ЦЕЛИТЕЛЬСТВО, ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ СТАРИКАМ И БОЛЬНЫМ.

4.2.1. Лечение- универсальное явление культуры.

4.2.2. Двойственное понимание причин заболеваемости и лечебные практики Месопотамии и Египта.

4.2.3. Осмысление природы соматических патологий и врачебная этика Индии.

4.2.4. Медицинские и аксиологические аспекты китайских оздоровительных практик.

4.3. ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ОБРАЗ ЖИЗНИ В СТРУКТУРЕ ФАКТОРОВ

ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ.

4.3.1. Образ жизни, жилище и одежда в первобытной культуре.

4.3.2. Воздействие лимитирующих компонентов среды на динамику населения древних цивилизаций.

4.3.3. Расселение и миграции эпохи цивилизации.

4.3.4. Социальная стратификация и тип поселения в детерминации демографических процессов в Передней Азии.

4.3.5. Пространственная и социальная структуры, жизнедеятельность египетского населения.

4.3.6 Миграции и варновые особенности жизнедеятельности в индийской культуре.

4.3.7. Воздействие государства на образ жизни китайского населения.

4.4. ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ.

4.4.1. Характер психических расстройств в первобытном обществе.

4.4.2. Факторы психического здоровья ближневосточного населения.

4.4.3. Психотерапевтические функции индийской культуры.

4.4.4. Китайские теории и практики избавления от массовых психических нарушений.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурные факторы динамики народонаселения в первобытном обществе и древних цивилизациях Востока»

Актуальность проблемы. Диссертационное исследование посвящено проблемам формирования ментальных констант, архетипических моделей, культурных условий воспроизводства населения. Такие сложившиеся на начальных этапах становления общества и цивилизации обстоятельства, как институт брака, нормы взаимодействия возрастных групп, факторы сдерживания взаимного уничтожения и другие, оставались существенными составляющими социума на протяжении последующих исторических эпох. Многие из них понимались и продолжают восприниматься как само собой разумеющиеся, не имеющие альтернатив и не требующие обсуждения. На самом деле, они имели собственные культурные истоки и эволюционную логику, без понимания которых невозможно дать исчерпывающие объяснения современным ценностным ориентирам, адекватно реагировать на их изменения.

Исследование культурных факторов демографических процессов актуально не только для познания древней истории. Поскольку возникшие в древности способы их воздействия на демографические показатели в модифицированном виде сохранились в современном обществе, их изучение вносит вклад в исследование и решение злободневных проблем войны и мира, взаимодействия человека и изменяющейся природной среды, обеспечения населения планеты продовольствием, социализации новых поколений, регулирования рождаемости, укрепления семьи, лечения соматических и психических заболеваний.

Принцип культурного релятивизма, осознание равноценности разнообразных культур, их вклада в становление глобальной цивилизации, методы философско-культурологической компаративистики, определяют актуальность изучения взаимодействия культуры и динамики населения в цивилизациях, существовавших до и вне древнегреческой и древнеримской.

Актуальность исследования определяется потребностями становления интегральной культурологической дисциплины- социокультурной антропологии. В настоящее время она еще не обрела целостного характера, существует в виде отдельных направлений, из которых наиболее разработано изучение взаимосвязи человечества и природной среды. Диссертация выделяет другую существенную составляющую социокультурной антропоэкологии- изучение взаимодействия культуры, демографических процессов и природных параметров человечества как вида.

Источниковая база работы. Социокультурные феномены воспроизводства населения с античных времен были предметом осмысления в европейской философии. Это направление представлено в трудах Платона, Аристотеля, Ф. Бэкона, Р. Декарта, Г. В.

Лейбница, И. Г. Гердера, И. Канта, К. Гельвеция, Ж.- Ж. Руссо, Г. В. Ф. Гегеля, А. 6

Шопенгауэра, Ф.Ницше, JI. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса, О. Конта, Э. Дюркгейма, К. Брейзига, К. Ясперса, А. ,Тойнби.

Исследуемый период демографической истории включает первобытную эпоху и время существования древних цивилизаций. Изучение культурных факторов динамики народонаселения древних цивилизаций ограничено пространственными рамками Востока.

Различные аспекты заявленной темы отражены в текстах, относящихся к указанному периоду и региону. Обсуждения, свидетельства и оценки смертей, взаимодействия полов, деторождения, отношений родственников, питания, войны и мира, болезней и целительства представлены в текстах Месопотамии: «К стране неизбежной», «Когда вверху», «Об увидевшем все», сводах законов и документах Шумера, Вавилонии и Ассирии; в египетских «Текстах ' пирамид», «Текстах саркофагов», «Книге мертвых», иных теологических и исторических сочинениях, «Речениях Ипусера», жизнеописаниях вельмож, указах, поучениях, завещаниях и надписях царей; в «Библии», текстах «Ветхого и Нового завета»; в индийских «Ведах», книгах «Махабхараты», шастрах, упанишадах, текстах «Типитаки»; в надписях персидских царей, ранних разделах «Авесты»; в китайских памятниках «Ши цзин» и «И цзин», исторических сочинениях, трактатах китайских мыслителей.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы взаимодействия древней культуры и демографических процессов рассматривались в исследованиях по истории древней культуры (Г.М. Бонгард-Левин, М. Вебер, К.-А. Виттфогель, А. Гарнак, Р.Х. ван Гулик, М.Е. Кравцова, М.В. Крюков, Э.С. Кульпин, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, Ш. Летурно, Б. Малиновский, В.В. Малявин, М. Мид, Р.Б. Пандей, Л.С. Переломов, П.А. Сорокин, М.В. Софронов, Э. Тайлор, И.Р. Тантлевский, Е.А. Торчинов, С.П. Фицджеральд, 3. Фрейд, Дж. Фрэзер, К.Г. Юнг, К. Ясперс), а также религиоведческих исследованиях (Ж. Дюмезиль, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, П.А. Сорокин, С.А. Токарев, М.М. Шахнович, М. Элиаде, J.C. Livingston, L. R. Johnstone).

Теоретические и методологические основы изучения взаимосвязи древних культур разработаны в трудах теоретиков философско-культурологической компаративистики А.Н. Волковой, В.М. Диановой, С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, А.С. Колесникова, А.А. Королькова, Л.К. Кругловой, Б.В. Маркова, Ю.В. Перова, К.С. Пигрова, Е.Г. Соколова, Ю.Н. Солонина, М.С. Уварова.

Многие аспекты проблемы обсуждались в исследованиях по общим проблемам народонаселения и исторической демографии (Д.И. Валентей, С.И. Брук, А.Я. Кваша, В.И. Козлов, А. Сови, Б.Ц. Урланис, Н.В. Зверева, В.М. Медков, Э. Россет, энциклопедический словарь «Народонаселение», «Демографический энциклопедический словарь»), работах по истории первобытного общества и древнего мира (В.П. Алексеев, Ю.В. Бромлей, J1.C. Васильев, Ю.И. Ефимов, Дж. Мелларт, A.J1. Монгайт, П. Монте, А.И. Першиц, Я.Я. Рогинский, Ю.И. Семенов, Н.А. Тих, А. Тойнби, Б.А. Тураев, J1. Котрелл и др.).

Социально-философские аспекты эволюции форм брака и семьи представлены в западном и отечественном научном пространстве (И. Бахофен, Ю.М. Бородай, Н.А. Бутинов, Е. Вардиман, Е. Вестсрмарк, СЛ. Вольфсон, Э.Ф. Гартман, М.М. Ковалевский, И.С. Кон, Г.О. Кунов, Дж. Мак- Ленан, Г. Маркузе, М. Мид, Н.К. Михайловский, Л.Г. Морган, С.Я. Никольский, Н.Х. Орлова, Г. Спенсер, Л.А. Файнберг).

Действие природных факторов демографических процессов исследовано в трудах теоретиков биологии и медицины (Н.А. Агаджанян, В.И. Вернадский, В.А. Геодакян, Ч. Дарвин, В.Р. Дольник. Д. Дьюсбери, К.М. Завадский, К. Лоренц, М. Лэмб, Э. Майр, А.С. Мамзин, Т. Мюнтцинг, И.П. Павлов, В.Ф. Сержантов, Н.В. Тимофеев- Ресовский, Дж. Уайнер, К.Э. Фабри, Р. Фоули, В.В. Фролькис, Дж. Хариссон, И.И. Шмальгаузен, А.В. Яблоков, В.Н. Ярыгин).

Несмотря на достижения указанных исследований, до настоящего времени не проводилось восстановление моделей понимания и оценивания процесса воспроизводства, культурных доминант, существовавших в первобытную эпоху и период ранних цивилизаций. Предлагаемая работа призвана заполнить эту лакуну, что позволяет определить: 1) как древние понимали события, из которых складывались демографические процессы, какое содержание в древнем сознании имели идеи смерти, рождения, брака, пола и возраста, здоровья и болезни, смены поколений и миграции; 2) какими ценностями руководствовались субъекты демографической активности, что считали благом и злом в области демографических явлений; 3) какими были древние нормы, правила демографического поведения и взаимодействий; 4) какое влияние указанные идеи, ценности и нормы оказывали на реальное движение древнего населения.

Цель и задачи исследования. Целью работы является реконструкция культурных комплексов, воздействовавших на демографические процессы периода становления общества и его развития в первобытную эпоху и фазы древних восточных цивилизаций. Достижение этой цели предполагало решение следующих задач:

- определить способы взаимодействия объективного процесса воспроизводства населения с материальными и духовными культурными составляющими древней истории, исследовать диалектику взаимодействия структурообразующих предметных и духовных факторов динамики древнего населения;

- восстановить модель становления системы культурных факторов динамики древнего населения;

- реконструировать процесс познания природы демографических явлений, его основные ступени, пути формирования и содержание ключевых понятий и идейных систем;

- восстановить ценностные ориентиры, нормы и модели поведения, содержание традиций, ментальных констант, существовавших в сфере демографической активности;

- установить существенные характеристики стабильных и транзитивных периодов воспроизводства населения, содержание качественных изменений, имевших место при переходе: а) от биологической смены поколений к демографическим процессам; б) от формировавшегося социума к ставшему, в) от первобытной фазы к этапу развития цивилизации;

- исследовать диалектику общего и особенного, диахронные и синхронные моменты в демографической истории ранних цивилизаций, пути их кросскультурного взаимодействия;

- определить, как демографические процессы воздействовали на форму и содержание, смысловые уровни художественных образов, системы морали, религиозные учения и обрядность и подвергались их обратному влиянию. В решении этой задачи изучение многообразных линий взаимосвязи религиозной жизни и динамики населения рассматривалось как базовая когнитивная процедура.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является народонаселение первобытного общества и древних цивилизаций Востока.

Предметом исследования являются социально-историческая среда воспроизводства древнего населения, набор и структура материальных ценностей, образ жизни, знания, идеологические конструкции и нормы, влиявшие на рождаемость, взаимодействие полов, смертность, соматическую и психическую заболеваемость, миграции, возрастно-половую структуру и численность древнего населения.

Методологическая и теоретическая основы диссертации. Результаты получены с использованием методов восхождения от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического, принципов историзма и взаимосвязи элементов социальных и экосистем, диалектики содержания и формы, культуры и натуры, законов меры и единства противоположностей.

Изучение первобытного общества и древних цивилизаций проводилось на основе культурно-релятивистского, сравнительно-исторического и системного методов, применявшихся в контексте философии и теории культуры. Использование цивилизационного подхода предполагало исследование возникших независимо друг от друга древних культур, поиск единства и многообразия в их демографической истории и отыскание путей возможного взаимного влияния.

Восстановление демографических ценностей и норм древней культуры осуществлялась с использованием феноменологического метода анализа содержания ее мифологических сюжетов, религиозных воззрений, морали, идеологических построений и художественных образов.

Для выявления в многообразных по тематике древних тестах компонентов, непосредственно связанных с предметом диссертационного исследования, проводился их проблемно-тематический анализ. Для последующей экспликации использовались герменевтический и структуралистский подходы. Поскольку одними из основных изучавшихся источников были переводы древних текстов, применялись требования литературного критицизма, его методы текстуального и документального анализа.

Системная реконструкция демографических процессов древности, разработка их целостных теоретических отображений предполагала сочетание аналитических и синтетических процедур осмысления информации, которое обеспечивалось соединением данных из различных областей современного знания: философской антропологии, теории и истории культуры, религиоведения, истории, демографии, социологии, биологических наук, медицины и психологии.

Специфика исследуемого периода истории культуры и демографической истории, его достатистический характер определяли необходимость применения гипотетических умозаключений, выдвижения научно обоснованных предположений, их верификации и трансформации в достоверное знание при обнаружении адекватных теоретических положений или доступных фактов.

Научная новизна. Диссертационное исследование - первый в отечественной культурологии опыт реконструкции и осмысления целостной картины становления культуры воспроизводства населения древнего общества во временном интервале от зарождения человечества до эпохи древних цивилизаций Востока. В нем определены и исследованы диахронно и синхронно сложившиеся в этот период матрицы социально-исторического регулирования демографических процессов.

Исследовано взаимодействие демографических процессов древнего общества и его духовной культуры, основными проявлениями которой были выбраны религиозные комплексы, содержание и форма художественных образов, моральные ценности и нормы.

Установлены направления взаимодействия демов, поселений, родственных групп, хозяйственных коллективов, военных группировок в древней демографической истории

В массиве древней культуры выявлены существовавшие способы соединения женщины и мужчины, приводившие к возникновению брачного союза или несанкционированной реализации половой потребности. Прослежено формирование идеи пола от осознания половых различий в первобытном обществе к утверждению принципов отношений между полами, появлению идеальных образов мужчины и женщины, регламентаций мужского и женского образа жизни и их влияния на третичное соотношение полов в населении.

Определены этапы формирования идеи деторождения в первобытной культуре и модификации ее содержания в идеологических комплексах древних цивилизаций. Исследовано как осмысление деторождения воздействовало на показатели рождаемости.

Реконструированы разнообразные варианты перехода от первобытного понимания смерти к учениям о завершении земного существования в древних цивилизациях Месопотамии, Египта, Иудеи, Индии, Ирана, Китая.

Питание как условие сохранения жизни населения воссоздано как система в единстве ее материальных и духовных компонентов. Раскрыты формы влияния идеологии войны и мира на показатели насильственной смертности древнего населения.

Изучено взаимодействие возрастной структуры и процессов инкультурации в древнем обществе, становление норм взаимодействия возрастных групп. Определено, как в древнем сознании оценивались основные возрастные периоды индивидуальной жизни.

Показано, как понимание и оценки болезни и здоровья формировали отношение к факторам абиотической и органической среды обитания и миграциям населения. Исследовано влияние социальной стратификации, образа жизни населения и связанных с ними ценностей на показатели соматической и психической заболеваемости.

Основные положения, выносимые на защиту. 1. Основным противоречием развития культуры воспроизводства народонаселения было взаимное противодействие факторов, способствовавших и препятствовавших росту численности человечества и увеличению средней продолжительности жизни. Тенденция к количественному росту не была универсальным внутренним импульсом динамики древнего населения, что отличало его от видов животных.

2. Имманентной моделью демографического культурогенеза было установление должного, соответствовавшего сложившимся ценностям режима воспроизводства человека. Содержание такого порядка воспроизводства заключалось в обеспечении его качества, при котором население находилось в гармонии с природной средой, пищевые ресурсы, искусственные компоненты антропогеоценозов обеспечивали всеобщую умеренную реализацию витальных потребностей индивидов в еде, репродукции, здоровье, достижении естественных пределов продолжительности жизни. Идеальная модель воспроизводства населения не осознавалась последовательно во всех аспектах. Становление указанной сферы древней культуры осуществлялось в рамках диалектики целого и частей в виде выделения ее компонентов, связанных с: а) репродукцией населения; б) действием основных факторов преждевременной смертности; в) формированием возрастной структуры; г) формированием структуры соматической и психической заболеваемости.

3. Культуральной приметой древности явилось многообразие концепций смерти. Во всех культурах имел место вариант ее понимания как окончательного прекращения психической деятельности, полного исчезновения Я. В основе аргументации критиков иллюзии бессмертия была идея конечности всего существующего. Также сложились учения о временном или вечном продолжении жизни души после гибели тела. Воззрения о вечном бессмертии души существовали в двух видах: 1) концепции реинкарнации, в которых допускалась возможность ее возврата к земной жизни; 2) концепции безвозвратного потустороннего существования душ. В поле второй концепции были предложены следующие модели: а) души умерших продолжают заниматься тем, что делалось при жизни; б) в потустороннем мире качество существования снижается; в) загробная жизнь лучше предшествовавшей смерти; г) учение о воздаянии. Различные концепции смерти сосуществовали в одних и тех же культурах.

В Месопотамии и Китае не сложились систематизированные, связные учения о загробной жизни. Египетская культура породила объемную, сложную и противоречивую совокупность картин потустороннего существования. В иудейской идеологии преобладающее значение имело понимание естественной смерти как завершения физического и психического бытия индивида. В Индии при возникновении новых концепций смерти, прежние включались в них в подчиненном, снятом виде, образуя непротиворечивую идеологическую конструкцию. Зороастризм и христианство генерировали последовательные концепции пакибытия, основанные на принципе воздаяния.

4. Воздействие древней культуры на показатели преждевременной смертности было противоречивым, как сдерживавшим, так и поощрявшим их рост. Она предоставляла возможности избирать пути агрессии или мира. В идеологии древних цивилизаций мир оценивался как трудно достижимое благо, а война- как вынужденные действия. Уступая в одном направлении действия, факторы смертности и заболеваемости усиливали свое разрушительное влияние в другом. Производство пищи, строительство жилищ, использование одежды, усилия по сохранению мира в тенденции превосходили действие войн, карательных акций, абортов, детоубийства, скученности на рост объема человеческой массы в биосфере. Понимание природы болезней и связанные с ним приемы целительства в большей мере оказывали нейтральное или позитивное воздействие па состояние здоровья и смертность. Образ жизни, задаваемый социальной стратификацией и типом поселения, определял дифференциацию структуры и уровня заболеваемости и преждевременной смертности.

5. Воздействие культуры на рождаемость осуществлялось путем установления форм брака, традиционного возраста вступления в брак, постоянного или временного отстранения половозрелых мужчин и женщин от репродуктивной деятельности. Существенное значение имело осуждение или допущение лишения жизни новорожденных, абортов, использования средств, предохранявших от зачатия. Рождение, беременность, зачатие осмыслены в первобытной культуре как сверхъестественно обусловленные события и состояния. Зачатие понималось как «непорочное», происходившее без участия мужчины. В древних цивилизациях познаны реальные причины и этапы беременности, но представления о возможности сверхъестественных зачатий сохранились. Утверждалось, что они происходят в каких- то особых, культурно значимых ситуациях.

6. Тенденции развития отношений полов в древнем обществе получили завершение в утверждении четырех принципов отношений между ними: а) разделение мужчин и женщин в пространстве, прерываемое в естественно необходимых ситуациях; б) разграничение обязанностей полов; в) оправданное обстоятельствами подчинение женщины мужчине; г) единство, взаимное дополнение полов.

7. Возрастные группы взрослых были хозяйственными коллективами по добыванию пищи и реальными репродуктивными компонентами демов. Первобытное сознание выделило два возрастных класса - детей и взрослых, разделявшихся инициацией. В цивилизациях появляется идея старости, утверждается статус возрастной группы пожилых. В пределах главных возрастных периодов определены рубежи, достижение которых отмечалось специальными церемониями. В итоге сложилось понимание существования основных возрастных стадий индивидуальной жизни: а) детства; б) ученичества, активной инкультурации; в) периода самостоятельной хозяйственной и семейной жизни; г) этапа жизни пожилого человека, находившегося на содержании детей; д) периода подготовки к смерти. Для каждой стадии индивидуальной жизни были определены главные цели, содержание естественных этапов возрастных изменений наполнено смыслом.

8. Культурной доминантой демографической политики в Месопотамии являлось регулирование взаимодействия полов. Считалось, что законы, правовые договоры, упорядочивавшие их, опосредствовано воздействуют на все остальные аспекты движения населения. В таком регулировании универсальной была модель подчинения женщины, ее порочности и ущербности, по-разному проявлявшаяся в тех или иных переднеазиатских культурах.

Для Египта культуральную значимость имело учение о загробной жизни и идея воздаяния. Образ жизни египтян был подчинен государственному регулированию. Государство фараонов стало сообществом, основным коллективом по производству и распределению продуктов питания. Заботы о сохранении тел умерших послужили стимулом к развитию медицины, возникновению врачебной специализации, составлению первых медицинских руководств. Статус женщины в египетской цивилизации был выше, чем в Месопотамии, что получило выражение в египетской религии.

Соответственно духовным устоям индийской идеологии сфера воспроизводства населения определялась как область неподлинного существования, проявление иллюзии рождения и смерти. Поскольку индивиды не способны противостоять заблуждениям и желаниям, рекомендовалось выделять в демографическом поведении, судьбе-ситуации аспекты, приближавшие к реализации религиозных целей.

Ментальной константой культуры воспроизводства населения в Китае являлся принцип ли. Демографические процессы понимались как естественное порождение космических, природных закономерностей. В их течении имеют место те же циклы, что и в смене времен года, царствующих династий- рождение- жизнь- смерть. Поскольку человек способен наделять природные явления смыслом, все виды демографической активности должны быть подчинены ритуалу. Взаимосвязи населения и природной среды рекомендовалось устанавливать согласно закону меры, учитывая, что воздействие одних и тех же факторов может иметь позитивный или негативный характер.

9. Демографические коды, системы символов и образов, представлявших различные стороны воспроизводства населения, входили в антропологию древних религий, теологию и космологию. Регламентация и экспликация существенных аспектов воспроизводства были основными функциями первобытного тотемизма, анимизма и шаманизма. В даосизме, индийских религиях проблематика деторождения относилась к сотериологическому измерению. У даосов к сотериологии относились нормы полового взаимодействия. В Месопотамии нормы поведения и отношений полов и возрастных групп были помещены в область светской этики и права, у индийцев, иудеев, христиан, конфуцианцев - в сферу религиозной этики. Бесконечность пакибытия - эсхатологическая идея древнеегипетской, зороастрийской, даосской, христианской религий. Сознательное устроение образа жизни - сотериологическая тема в религиях египтян и индийцев, у конфуцианцев, даосов, иудеев и христиан.

Теодицеи являлись распространенным компонентом религий ранних цивилизаций. Способность религий примирить людей с обстоятельствами их жизни и друг с другом относительна, она имела свои пределы. Тем не менее, в цивилизациях, в духовной культуре которых естественный и сверхъестественный миры не отделены друг от друга, компенсаторная функция религиозных комплексов была существенна для психического здоровья населения. Идеологии Передней Азии и Египта предлагали своим последователям избавление от негативных переживаний за счет изменения оценок неблагоприятных событий. В Индии и Китае в дополнение к этому сложились практики, системы приемов воздействия на психическое состояние, имевшие назначением обретение духовного равновесия.

10. Повторявшиеся при жизни каждого поколения демографические события положили начало видам, родам и жанрам древнего искусства. Первобытные малые скульптуры передавали присущие женщинам воспроизводительные особенности, менгиры помещались в местах захоронений. Погребальные обычаи египтян и китайцев породили архитектуру, скульптуру и живопись. Театральные представления Месопотамии являлись аграрными ритуалами. Египетские мемуары были наставлениями отцов сыновьям. Образно-символические ряды китайской литературы имели основанием половые взаимодействия.

Научное и практическое значение работы. В работе предложены новые концептуальные подходы в социальной философии, теории и истории культуры, философской антропологии, истории, религиоведении, демографии, экологии человека. Значимость их разработки связана с современными демографическими проблемами, возникновение которых обусловлено качественными изменениями в действии материальных и духовных компонентов культуры воспроизводства населения.

Научное значение работы состоит в разграничении исследовательских подходов и аспектов проблемы соотношения культуры и народонаселения. В ней определены конкретные культуральные регуляторы демографических процессов. Выявлены способы взаимодействия культуры и исследуемых демографией характеристик населения, а также прослежены изменения в соотношении явлений культуры и демографических показателей в истории человечества. Определены способы влияния различных характеристик населения на духовную культуру общества, путем изучения того периода демографической истории, когда сложились универсальные культурные составляющие естественного воспроизводства.

Полученные результаты являются необходимым вкладом в развитие новой философско-культурологической системы знаний, расширяют область и предмет ее изучения. Работа дополняет теоретическую базу социокультурной антропоэкологии, включая в ее состав науки о народонаселении, биологию человека и историю. Она является теоретико-методологической базой исследований демографических аспектов социокультурной антропологии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Муравьев, Виктор Викторович

Выводы. Теодицея- универсальный компонент религии. Безвинные страдания праведных и осознание их несправедливости имели массовое распространение в древнем обществе. Поэтому история Иисуса Христа и учение Будды о тождестве бытия и страдания, получили распространение в разных культурах. Религии не могут устранить зло и несправедливость, они снижают остроту переживаний их восприятия. Способность религии примирить людей с обстоятельствами их жизни и друг имела свои пределы. Тем не менее, в цивилизациях, в духовной культуре которых естественный и сверхъестественный миры не отделены друг от друга, компенсаторная функция религиозных комплексов была существенна для психического здоровья населения. Идеологии Передней Азии и Египта предлагали своим последователям избавление от негативных переживаний за счет изменения оценок неблагоприятных событий. В Индии и Китае в дополнение к этому сложились практики, системы приемов воздействия на психическое состояние, имевшие назначением обретение духовного равновесия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение вопроса о соотношении культуры и демографических процессов обусловлено тем, что в движении населения существенно значение факторов докультурного, природного происхождения. Хотя их действие изменено, снято законами общественной жизни, они сохраняют свою относительную самостоятельность. Население -совокупность людей, а сам человек — и культурное и природное существо. Выделение и изучение его природных параметров важно не только при исследовании происхождения человечества, но и, в силу относительной самостоятельности биологических закономерностей, для понимания его истории и современного состояния. Социальные по генезису явления, собственно культура противоречиво взаимодействует с факторами природного происхождения.

При таком подходе человеческие индивиды, население не есть всецело культурное образование, поскольку в его бытии существенна роль природного начала. Движение населения происходит при диалектическом взаимодействии культуры и натуры, культурных и природных факторов. Поэтому можно вести речь о культурной и природной составляющих воспроизводства человека, о средствах и способах воздействия культуры на природные основы движения населения, о формируемых культурой нормах и ценностях, связанных с процессом смены человеческих поколений.

К рассматриваемому вопросу можно подойти иначе. В целом население — это компонент культуры, оно - результат «возделывания», улучшения, можно сказать, самообработки человечества, начавшейся с периода его формирования. Когда природный предмет изменен человеком, он весь, в единстве его исходных натуральных и новых качеств — есть явление культуры. Если мы изучаем человека, имея в виду его природное происхождение, выделяются, различаются природные и культурные стороны, составляющие движения населения. Тогда считается, что население лишь в части его параметров является компонентом культуры. Когда мы размышляем о населении как подсистеме общества, людях как общественных индивидах, все население в единстве природных и общественных свойств есть часть культуры.

Используя такой подход, можно утверждать, что существует особая, относительно самостоятельная подсистема культуры- сферы культуры воспроизводства народонаселения. К ней принадлежат созданные человечеством вещи, накопленные знания, установленные ценности и нормы, включенные в складывающееся из рождений и смертей отдельных людей возобновление поколений. Это элементы культуры, воздействующие на основные характеристики населения: структурированность по полу, возрасту, семейному составу, а также состояние здоровья и миграции.

В составе древнего населения образовались: а) брачные круги, демы, в рамках которых осуществлялось воспроизводство населения, б) группы людей, связанных так или иначе понимавшимся родством, в) поселения, г) коллективы по добыванию пищи, д) воинские соединения. Каждая из указанных групп выполняла особые функции и была носителем соответствовавших основанию их сложения духовных комплексов. В популяциях были приняты особенные нормы брака, в родственных группах- формы отсчета родства, в поселениях и трудовых коллективах- знания об окружающей среде, способах получения в ней еды и сырых материалов для производственной деятельности. Задача воинов состояла в сокращении численности населения, особенно мужчин враждебных антропогеоценозов.

Соотношение брачных, родственных, хозяйственных, поселенческих объединений по объему изменялось в разные фазы древней истории. В случае существования эндогамных поселений до этапа верхнего палеолита состав потребительских родственных групп и поселений был один и тот же. Объединения по производству пищи и родственные группы никогда не совпадали по составу, так как дети, старики, больные не участвовали в хозяйственной деятельности. Брачные круги и хозяйственные коллективы включали одних и тех же взрослых мужчин и женщин. Взрослые индивиды входили в группы всех четырех типов. С установлением родовой экзогамии, в дем входили два, иногда более, поселенческих сообщества. Племя было общностью людей, связанных групповым родством и одновременно являлось популяцией. Входившие в него роды объединяла общая экономическая деятельность и занимаемая территория.

В древних цивилизациях дуальная экзогамия отсутствовала. Родственники селились по соседству, образуя относительно самостоятельные хозяйственные и оборонительные объединения. Браки преимущественно заключались в пределах одного или нескольких соседних поселений между индивидами, чье родство не отслеживалось до степени дедов. В крупные земледельческие хозяйства входили десятки демов и родственных групп. В состав этносов вливались взаимодействующие популяции, большие и малые производительные группы, профессиональные военные соединения.

Генерированная древней культурой модель воспроизводства населения, гуманистического взаимодействия демографических групп была идеализацией. Она отчасти реализовывалась в фазы экологических оптимумов. Периоды такого временного и частичного ее воплощения получили отражение в идеологемах утраченного «Золотого века», утопических моделях «счастливых земель и стран», программах переустройства социума, выдвинутых религиозными реформаторами, древними мудрецами, озабоченными идеей всеобщей справедливости правителями и лидерами народных восстаний.

Духовная культура древнего общества включала в себя чистые формы, идеальные типы демографических взаимодействий и поведения. Усваивая ее идеи, ценности, нормы, индивиды соотносили природные потребности и сознательные мотивы своей активности в сфере культуры народонаселения, наделяли смыслом собственные поступки в этой области общественной жизни. Психологическим следствием достижения должного качества культуры воспроизводства населения было духовное удовлетворение индивидов от их демографической активности.

В концептуальной, логико-смысловой сфере древней культуры происходило познание явлений и сущности воспроизводства населения. Формировались понятия отцовства, родства, болезни, возраста, смерти, смены поколений. Пользуясь периодизацией О. Конта, исследуемый период следует отнести к теологической стадии развития человеческого мышления. Древние фантазии о причинах беременности, психических расстройств, городах умерших показывают, что человек не всегда способен увидеть себя таким, каков он на самом деле. И все же многие демографические явления получили вполне адекватное отражение в древнем сознании. Мыслители Древнего Востока конкретно исследовали основные аспекты демографических процессов и пришли к пониманию того, что они являются сторонами единого процесса воспроизводства человечества.

Происходившие в древней истории события оказывали существенное влияние на основные демографические показатели. В большей мере такое воздействие на характеристики естественного движения населения было стихийным, являлось следствием действий, предпринимая которые, люди стремились к достижению иных целей. Имели место и попытки сознательного воздействия на демографические процессы. Указы древних правителей о массовых переселениях, отмене налогов в голодные годы, законы о правах женщин и детей - свидетельства активной демографической политики.

Мы видим, что воздействие древней культуры на население было противоречивым. Древнее общество способствовало порождению человеческой жизни и препятствовало ему, поддерживало существование приходящих в мир человеческих индивидов и уничтожало их. В древнюю эпоху достигнут обусловленный природной средой оптимум численности человеческого рода. Дальнейший прирост и существование населения стали невозможными вне рамок культурного развития.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Муравьев, Виктор Викторович, 2009 год

1. Абаев, Н. В. Чань- буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае / Н. В. Абаев. Новосибирск: Наука, 1983.

2. Авербух, М. С. Законы народонаселения докапиталистических формаций / М. С. Авербух. М.: Наука, 1967.

3. Агаджанян, Н. А. , Торшин, В. И. Экология человека. Избранные лекции / Н. А. Агаджанян, В. И. Торшин. М.: Крук, 1994.

4. Анналы Синаххериба // История Древнего Востока. Тексты и документы / под ред. В. И. Кузищина. М.: Высш. шк., 2002. С. 253 - 259.

5. Антология даосской философии / составители В. В. Малявин, Б. Б. Виноградский. М. : Товарищество «Клышников - Комаров и К.», 1994.

6. Ассиро- вавилонский эпос / пер. с шумерского и аккадского В.К. Шилейко — СПб. : Наука, 2007.

7. Атхарваведа. Избранное / пер., комм., вступ. ст. Т. Я. Елизаренковой. М.: Наука, 1976. Айтарея упанишада. Упанишады // Антология мировой философии : в 4 т. - М. : Мысль, 1969. - Т. 1. 4.1. С. 75 - 94.

8. Бажуков, В. И. Антропологический подход к исследованию военной культуры: возможности и пределы / В. И. Бажуков // Вопросы культурологии. 2009. — № 1. — С. 28 -32.

9. Бань Гу. Обозрение законов // Хрестоматия по истории Древнего Востока : в 2 ч. Ч. 2. С. 185- 189.

10. Бань Гу. Ханьская история // Хрестоматия по истории Древнего Востока : в 2 ч. Ч. 2. С. 199-215.

11. Белла, Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества / Р. Белла // Религия и общество : в 2 ч. М.: Наука, 1994. Ч. 2. - С. 121 - 152.

12. Берстед, Д., Тураев, Б. История Древнего Египта / Д. Берстед, Б. Тураев. Мн.: Харвест, 2003.

13. Бехистунская надпись Дария I // История Древнего Востока. Тексты и документы. С. 389- 399.

14. Библейская энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. — М. : Типография А. И. Снегиревой, 1891.

15. Библия. Книги Ветхого и Нового Завета. М.: Издание Московской Патриархии, 1990. Биология : в 2 кн. / под ред. В. Н . Ярыгина. 3 изд., стер. - М.: Высш. шк., 2000. - Кн. 1.

16. Боги, брахманы, люди. М. : Наука, 1969.

17. Бодрийар, Ж. Соблазн / Ж. Бодрийар. М.: Ad Marginem, 2000.

18. Бойс, М. Зороастрийцы. Верования и обычаи / М. Бойс. СПб. : Центр «Петербургское востоковедение», 1994.

19. Большой наскальный указ (№ 12) (Гирнар) // Хрестоматия по истории Древнего Востока : в 2 ч. Ч. 2 - С. 114.

20. Большой наскальный указ (№ 13) (Шахбазгархи) // Хрестоматия по истории Древнего Востока : в 2 ч. Ч. 2 С. 114- 115.

21. Бонгард-Левин, Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия / Г. М. Бонгард Левин. - М.: Наука, 1980.

22. Борисов, А. И. Инструментальные аспекты методологии изучения агрессии / А. И. Борисов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Философия и социология, культурология. 2009. - № 1 (4). - С. 38 - 41.

23. Брейзиг, К. Законы мировой истории / К. Брейзиг // Философия истории. Антология. -М.: Аспект Пресс, 1995. - С. 150 - 157.

24. Брихадараньяка упанишада // Упанишады. М. : «Восточная литература» РАН, 2000. С. 17-172.

25. Бунак, В.В. Род Ношо, его возникновение и последующая эволюция / В. В. Бунак. — М. : Наука, 1980.

26. Бхагавад- Гита. М. Л.: Бхактиведанта Бук Траст, 1990.

27. Елизаренкова, Т.Я., Топоров, В.И. Мир вещей по данным Ригведы / Т. Я. Елизаренкова,

28. B. И. Топоров // Ригведа. Мандалы V-VIII / пер. и комм. Т.Я. Елизаренковой. М. : Наука, 1995. - С. 488- 523.

29. Жизнеописание вельможи Уны // История Древнего Востока. Тексты и документы. С. 6- 10.

30. Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса // История Древнего Востока. Тексты и документы. С. 58-60.

31. Завещание Рамзеса III // Хрестоматия по истории Древнего Востока : в 2 ч. Ч. 1. С. 107-115.

32. Заклинание для роженицы // Лирическая поэзия Древнего Востока. М. : Наука, 1984.1. C. 53 55.

33. Законы Ману. Манавадхармашастра. М.: ЭКСМО Пресс, 2002. Законы Хаммурапи // История Древнего Востока. Тексты и документы. С. 167-191. Зверева, Н. В. Основы демографии / Н. В. Зверева, И. Н. Веселкова, В. В. Елизаров. - М. : Высш.шк., 2004.

34. Зиммель, Г. Религиозный элемент в отношениях между людьми / Г. Зиммель // Религия и общество : в 2 ч. Ч. 1. С. 129 150.

35. И Цзин. «Книга перемен» и ее канонические комментарии / пер. с кит., предисл. и примеч. В.М. Яковлева. М. : Янус - К, 1988. Из Джабала упанишады // Упанишады. С. 662- 671.

36. Иконникова, С. Н. История культурологических теорий : в 2 т. / С. Н. Иконникова -СПб., 2001. Т 1.

37. Ильенков, Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории / Э. В. Ильенков. М. : Политиздат, 1974.

38. Искусство Древнего Востока // Памятники мирового искусства. Вып. II. М. : Искусство, 1968. - XXXII с.

39. Историческая демография: проблемы, суждения, задачи / отв. ред. Ю.А. Поляков М. : Мысль, 1989.

40. История Древнего Востока / А. А. Вигасин и др. . / под ред. В.И. Кузищина. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Высш. Шк., 2001.

41. История Древнего Востока. Тексты и документы / под ред. В. И. Кузищина. М. : Высш. шк., 2002.

42. История Древнего мира : в 2 кн. / под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. М.: Наука, 1982. Кн. 1. Ранняя древность. Кн. 2. Расцвет древних обществ.

43. История искусства. Первые цивилизации. — М.: ЗАО «Бета Сервис», 1998.

44. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза / отв.ред. Ю.В. Бромлей М.: Наука, 1983.

45. История первобытного общества. Эпоха классообразования / отв. ред. Ю.В. Бромлей — М.: Наука, 1988.

46. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины / отв. ред. Ю.В. Бромлей М.: Наука, 1986.

47. Йовчев, Н., Старчев, К. Удивительное поведение животных / Йовчев Н. ,Старчев К. -М.: Лесн. пром-ть, 1978.

48. К стране неизбежной // Ассиро- вавилонский эпос.С. 101-105.

49. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год. М.: Наука, 1985. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант // Соч. : в 6 т. - М. : Мысль, 1966. - Т. 6. - С. 349 - 589.

50. Кант, И. Идея всеобщей истории во всемирно гражданском плане / И. Кант // Соч. : в 6 т.-Т. 6.-С. 5-25.

51. Кант, И. Предполагаемое начало человеческой истории / И. Кант // Трактаты и письма. -М.: Наука, 1980. С. 43 - 60.

52. Кант, И. Религия в пределах только разума / И. Кант // Трактаты и письма. С. 78 279. Катха упанишада, Упанишады // Антология мировой философии : в 4 т. Т.1. 4.1. — М. : Мысль, 1969. - С. 75- 94.

53. Киммел, М. Тендерное общество / М. Киммел. М.: «Российская политическая энцклопедия» (РОММПЭН), 2006.

54. Классическая йога. («Йога- сутры» Патанджали и «Вьяса- бхашья») / пер. с санкрита, введ, коммент, и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого. М. Наука, 1992.

55. Кнабе, Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима / Г. С. Кнабе. М.: Индрик, 1994.

56. Книга апокрифов. Неканонические Евангелия. М.: Эксмо, 2006.

57. Когда Ану. Заклинание от зубной боли // Лирическая поэзия Древнего Востока. М. : Наука, 1984. С. 71-72.

58. Козлов, В.И. Динамика численности народов / В. И. Козлов. М.: Наука, 1969. Колесов, Д.В. Биология и психология пола / Д. В. Колесов. - М. : Московский психосоциальный институт: Флинта, 2000.

59. Колодцы мира. Великий водораздел двух тысячелетий и трех морей. М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2004.

60. Кондильяк, Э. Трактат о животных / Э. Кондильяк // Собр. соч. : в 3 т. М. : Мысль, 1983.-Т. 2.-С. 400-490.

61. Конт, О. Основные законы социальной динамики, или Общая теория естественного прогресса человечества / О. Конт // Философия истории. Антология. — М. : Аспект Пресс, 1995.-С. 116-130.

62. Коран / пер. И.Ю. Крачковского. Ростов на - Дону : Феникс, 2001.

63. Котрелл, Л. Во времена фараонов / Л. Котрелл. М.: Наука, 1982.

64. Кравцова, М.Е. История культуры Китая / М. Е. Кравцова. СП б: Лань, 2003.

65. Кравцова, М.Е. Поэзия вечного просветления: китайская лирика второй половиныначала в. / М. Е. Кравцова. СПб: 2001.

66. Кравцова, М. Е. Хрестоматия по литературе Китая / М. Е. Кравцова. СПб, : Азбука-классика, 2004.

67. Круглова, Л.К. Философия культуры, теория культуры, культурология: место и роль всистеме культуроведения, соотношение с философией и специальными науками / Л. К.

68. Круглова // Вопросы культурологии. 2009. № 1. - С. 4 - 9.

69. Крюков, М.В. Система родства китайцев / М. В. Крюков. М.: Наука, 1972.

70. Крюков, М. В. , Малявин В. В. , Софронов М. В. Китайский этнос на пороге среднихвеков / М. В. Крюков, В. В. Малявин, М. В. Софронов. М.: Наука, 1979.

71. Кузанский, Николай. О предположениях / Николай Кузанский // Соч. : в 2 т. М. :

72. Мысль, 1979.-Т. 1.-С. 185-281.

73. Кульпин, Э.С. Человек и природа в Китае / Э. С. Кульпин. М.: Наука, 1990.

74. Курс демографии / под ред. А.Я. Боярского. М.: Статистика, 1974.

75. Ламберг Карловски, Л., Саблов, Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и

76. Мезоамерика / Л. Ламберг Карловски, Дж. Саблов. - М.: Наука, 1992.

77. Ламетри, Ж. О. Человек- машина / Ж. О. Ламетри // Соч. М. : Мысль, 1983. - С. 169227.

78. Угаритский эпос о Даниилу и сыне его Акхате // Хрестоматия по истории Древнего Востока : в 2 ч. Ч. 1. - С. 243- 250.

79. Указ Хоремхеба // История Древнего Востока. Тексты и документы. С. 124- 127. Упанишады / пер. с санскрита, исследования и комментарий А.Я. Сыркина. М. : «Восточная литература» РАН, 2000.

80. Урланис, Б.Ц. Эволюция продолжительности жизни / Б. Ц. Урланис. М. : Статистика, 1978.

81. Фатыхов, С. Г. Мировая история женщины : хроно культурологическое и фактографическое осмысление / С. Г. Фатыхов. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2008.

82. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М. : Прогресс, 1990. Фицджеральд, С.П. Китай. Краткая история культуры / С. П. Фицджеральд. СПб. : Евразия, 1998.

83. Фрейд, 3. Будущее одной иллюзии / 3. Фрейд // Сумерки богов / сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989. - С. 94 - 143.

84. Фрейд, 3. Психоаналитические этюды / 3. Фрейд. Мн.: ООО «Попури», 2001. Фрейд, 3. Тотем и табу / 3. Фрейд. - СПб.: Алетейя, 1997.

85. Фрэзер, Д. Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Д. Д. Фрэзер. М. : Политиздат, 1983.

86. Фрэзер, Д. Д. Фольклор в Ветхом завете / Д. Д. Фрэзер. М.: Политиздат, 1985. Фуко, М. Воля к истине : по ту сторону знания, власти и сексуальности / М. Фуко. - М. : Магистериум, 1966.

87. Фурдуй Ф. И., Лакуста В. Н., Вуду Л. Ф. Практические основы санокреатологической акупунктуры / Ф. И. Фурдуй, В. Н. Лакуста, Л. Ф. Вуду. Кишинэу: Академия Наук Республики Молдова, 2007.

88. Хрестоматия по истории древнего мира / сост. Е.А. Черкасова. М. : Просвещение, 1991.

89. Ян Чжу // Древнекитайская философия : в 2 т. Т. 1. С. 212 - 224.

90. Ясна // История Древнего Востока. Тексты и документы.С. 422 426.

91. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.: Политиздат, 1991.

92. Egyptian Religion // The Encyclopedia of Religion. By M.Eliade. 15 vol. Vol. 5. — N. Y. :

93. Mesopotamian Religions // The Encyclopedia of Religion. By M. Eliade.15 vol. Vol. 9. N. Y. : Macmillan Publishing Company, London : Collier Macmillan Publishers, 1987. P. 447 -469.

94. Johnstone, L. R. Religion in Society. A sociology of Religion / L. R. Johnstone. Fifth Edition. - New Jersy : Prentice Hall, 1997.

95. Sacred texts of the world. A Universal Anthology / ed. By N. Smart and R. D. Hecht. N.Y. : The Crossroad Publishing Company, 1982.

96. Stokstad, Marilyn. Art History / Marilyn Stokstad. N. Y.: Harry N. Abrams, Inc., 1995. Swedenborg, Emanuel. The Apocalypse Revealed / Emanuel Swedenborg - N. Y. : Swedenborg Foundation, 1981.

97. The World's Religions / Eerdman's Hadbook. Mishigan, 1991.

98. The Zondervan Pictorial Bible Dictionary. Michigan : Regency Reference Library.

99. Voices of Wisdom / Gary E. Kessler. Second Edition. - Belmont, California : Wadsworth1. Publishing Company, 1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.