Культурологический анализ форм продвижения художника на арт-рынок тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Долганова, Екатерина Александровна

  • Долганова, Екатерина Александровна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2011, МоскваМосква
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 234
Долганова, Екатерина Александровна. Культурологический анализ форм продвижения художника на арт-рынок: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2011. 234 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Долганова, Екатерина Александровна

Введение

Глава I. Художественные коммуникации в социокультурном 18 контексте

1.1 Структура и компоненты художественных коммуникаций

1.2 Специфика художественной реальности и социокультурные 44 функции арт-рынка

Глава II. Эволюция культурно-исторических форм 70 продвижения художника на арт-рынок

2.1. Генезис, становление и развитие культурно-исторических 70 форм продвижения на арт-рынок

2.2 Особенности развития профессионального арт-рынка и его 95 роль в продвижении художника (конец XVII - начало XX вв.)

Глава ПІ. Формы продвижения художника на арт-рынок в 122 условиях современности

3.1 Социокультурные формы инкорпорирования художника в 122 современную матрицу арт-рынка

3.2 Инновационные формы взаимодействия современного 155 художника и арт-рынка посредством виртуализации

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурологический анализ форм продвижения художника на арт-рынок»

Актуальность исследования. Современный цивилизованный мир существует в рамках постиндустриального информационного общества. Характерными чертами этого общества являются элементы глобализации, тотальное распространение новейших коммуникационных технологий, трактовка знаний в качестве системообразующего элемента социального развития, возникновение креативного класса, пеШкратии \ отступление от концепции экономоцентризма. Не снимается с повестки научных исследований общество потребления и его модификация - цивилизация досуга, в которой досуг становится самостоятельной ценностью. В современных социальных условиях происходит переоценка ценностей и конвергенция различных типов общественного развития, рождается некая интегрированная модель, объединяющая черты креативной, потребительской, досуговой и посткапиталистической цивилизаций.

Искусство в данном, ракурсе - весьма интересный феномен и предмет для исследования: для одних - это область разветвленной профессиональной деятельности, для других - сфера досуга, а для третьих — предмет инвестиций. Западная традиция функционирования искусства последние 300 лет тесно связана не только с продуцированием самых многообразных и уникальных I художественно-эстетических ценностей, но и с развитием профессионального арт-рынка как одного из важных механизмов встраивания искусства в реальный социокультурный процесс.

Арт-рынок - универсальное явление, особая социальная институция, с помощью которой произведения искусства, созданные художником, становятся доступными обществу. Арт-рынок как социальная институция имеет специфические закономерности возникновения, становления, функционирования. Арт-рынок подвержен различным модификациям под влиянием новейших социальных и технологических преобразований. 1

1 См. Бард.А., Зодерквист Я. Иеижратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма / Перевод с англ. В. Мишучкова. - СПб.: Стокгольм. Шк. Экономики в Санкт-Петербурге, 2004. - 252 с.

Арт-рынок представляет собой многогранный предмет исследования не только для экономических, социологических, психологических, но и для современных наук о культуре. Эта область деятельности является предметом исследования прикладной культурологии. Российский исследователь Л.П. Воронкова справедливо ртмечает что «задачей прикладной культурологии является решение комплекса вопросов, связанных с пониманием того, какие параметры социокультурных процессов нуждаются в прогнозировании, проектировании и управленческом регулировании. Другими словами, прикладная культурология направлена на исследование принципов и технологий целенаправленного управления культурными процессами»2 (выделено курсивом - Е.Д.).

Культурологический аспект арт-рынка в мировой науке изучен недостаточно, подчас только фрагментарно, включая известные научные V школы:, французскую, брцтанскую и американскую, хотя в западной традиции арт-рынок имеет внушительную социальную практику. В России подобная традиция практически отсутствует. К сожалению, российский арт-рынок сегодня далек от цивилизованных форм. Для отечественного культурологического знания изучение универсальных и специфических свойств национальной модели арт-рынка, способов включенности в него художника как стержневого субъекта является еще более актуальной, так как рыночная составляющая, которая не без трудностей внедряется в отечественные социокультурные и художественные процессы, усложняется наложением на них инновационных информационных технологий.

В силу ряда объективных обстоятельств культура и искусство не являются приоритетными областями* развития российского государства, поэтому интерес исследователей к данной области носит характер частных инициатив. Сегодня, несмотря на проводимые реформы, финансирование сферы культуры и искусства осуществляется по остаточному принципу, и

2 Воронкова Л.П. Прикладные культурологические аспекты культурологических учений: исторический аспект И Прикладная культурология. - М. - 2009. - С. 24. l налицо тотальное недофинансирование, отсутствие профессиональных кадров, способных развивать предпринимательство в этой сфере, отсутствие соответствующей правовой базы и стимулирующего налогообложения.

Современный российский художник встраивается в новые реалии и нарабатывает опыт существования в предлагаемых обстоятельствах арт-рынка практически с нулевой отметки. Это требует особых усилий не только от практиков этого сложного социокультурного процесса, но и от всех субъектов, задействованных в них, включая« представителей культурологической' науки. Особая роль должна быть отведена культурологическим исследованиям арт-рынка, в которых будет обобщен и проанализирован мировой опыт и предложена российская версия его применения с точки зрения культурного контекста.

В силу указанных причин культурологический анализ продвижения художника на арт-рынок является весьма актуальной задачей на современном этапе развития российской культуры и прикладной культурологической науки.

Степень научной изученности проблемы. Арт-рынок, формы включенности в него художника и других его активных субъектов ранее не i выступали в качестве специального предмета анализа в том аспекте, в котором заявлено в настоящем диссертационном исследовании. Отдельные вопросы данной темы в разное время анализировались представителями разных научных дисциплин. Попытки обобщения эмпирического опыта предпринимались в области художественной практики и практики организационных структур арт-рынка, но они носили не системный а, как правило, фрагментарно-мозаичный характер. Системных культурологических исследований данной проблематики в мировой и отечественной традиции не проводилось.

Активное развитие а|эт-рынка как социального института, встроенного в конкретные типы культурно-исторического времени, подвержено инновационным влияниям. Арт-рынок в индустриальном обществе значительно отличается от арт-рынка, существующего в условиях тотального распространения таких технологий, как web 2.0 и web 3.0, которые привели к возникновению сетевого характера информационной культуры с выраженными свойствами ризомности, антииерархичности, нелинейности, семантического и аксиологического плюрализма. Поэтому важно не отрывать функционирование арт-рынка от основных трендов в развитии современного общества, таких как креативный класс, бизнес в стиле фанк 3, креативная' экономика, творческие индустрии, пе1:ократия.

Кроме основных трендов, в контексте которых развивается современный арт-рынок, важно осмысление его зависимости от качества и- уровня социокультурных коммуникаций. Известно, что теоретическое, осмысление проблемы коммуникаций имеет достаточно внушительную историю. В рамках этой проблематики сформировалась развитая исследовательская традиция, * заложенная представителями культурной антропологии, социологии культуры, социальной психологии, теории информации, теории коммуникации и других смежных научных дисциплин.

Культура в широком смысле рассматривалась в рамках коммуникативного процесса многими именитыми западноевропейскими, американскими и российскими учеными. Среди них необходимо отметить тех, для кого коммуникации представлялись сущностными элементами культуры:

М. Вебера (обмен социальными действиями) 4, Т. Парсонса (социальное действие как основа социокультурной нормы) 5, Ч. Пирса и Р. Якобсона (определение коммуникативной природы и свойств культуры с позиций семиотического подхода) 6, Ч. Кули (механизм существования и развития человеческих отношении на основе обмена информацией) 7, Дж. Г. Мида (концепция обмена символами) 8, Г. Блумера (роль киноискусства в изменении

3 См. Нордстрем К., Ридцерстрапе Й. Бизнес в стиле фанк навсегда: капитализм в удовольствие. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 328 с.

4 Вебер M. Избранные произведения: Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко; коммент. А. Ф. Филиппова. — М.: Прогресс, 1990. - С. 264.

5 Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS. Весна 1993. Т. 1. Вып. 2. С. 94122.

6 Якобсон P.O. Избранные работы. — M.: Прогресс, 1985. - 455 с.

7 История развития коммуникационных процессов дата обновления 4.10.2010 [Электронный ресурс] URL: http://terycom.ru/

8 Мид Дж. Избранное. - М.: ИНИОН РАН, 2009. - 290 с. социального поведения масс)9, Н. Дензина (метод жизнеописания)10, А. Моля (роль массовых коммуникаций в культуре и межличностных отношениях)11 и других.

Значимой составляющей в осмыслении природы и сущности коммуникаций являются открытия, сделанные представителями теории информации: К. Шеннон разработал универсальную коммуникативную модель процесса циркулирования информации, Н. Винер определил важность обратной связи в коммуникационном процессе, К. Левин установил роль «привратника» в трансляции и селекции информации.

Позиция зарубежных исследователей относительно того, что культура и искусство являются предметом особых коммуникаций, была поддержана рядом

1 "7 отечественных ученых: Ю.М. Лотманом (культура как генератор кодов) , М.М. Бахтиным (искусство как особая форма взаимоотношения творца и созерцателей) 13, М.С. Каганом (искусство как четкая модель коммуникаций) 14.

Многое, с точки зрения рассмотрения искусства как особого языка художественных коммуникаций, было сделано в эстетике и искусствоведении. Однако художественные кс ммуникации в широком смысле, объединяющие все существующие субъекты и< институции, как комплексное явление в культурологической науке предметно не рассматривались.

Арт-рынок представляет собой предмет междисциплинарного исследования. Одним из первых классиков, исследовавших рынок в контексте духовных ценностей, как известно, был М. Вебер с его знаменитой «Протестантской этикой», опубликованной в начале прошлого века. В этой работе он доказал, что истоками капитализма являются не только прибавочная стоимость (концепция К. Маркса), но и религиозные ценности протестантизма.

9 Blumer Н. Collective Behavior. Chapt. XIX —XXII / New Outline of the Principles of Sociology. N. Y„ 1951. P. 167—221 (Перевод Д. Водотынского).

10 Denzin N. The Research Act. A Theoretical Introduction to Sociological Methods. 3rd ed. Englewood Cliff: Prentice Hall, 1989. P. 183.

11 Моль А. Сошюдинамика культуры. M.: ЛКИ, 2007. — 418 с.

12 Лотман Ю.М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума//АН СССР. Научный совет по комплексной программе «Кибернетика». Предварительная публикация. - М., 1977. - С. 12-13.

13 Бахтин М. Эстетика словесного творчества. Издание 2-е. — M.: Искусство, 2006. - С. 162.

14Каган М.С. Искусство и зритель-искусство кино. — М. — 1970, —№10.

М. Вебер, рассматривая вопросы религиозных ценностей, касался и искусства. Он высоко ценил его, считая, что искусство может предоставлять обществу «образцы жизни». Его позиция сводилась к опасению, что рынок может г губительно повлиять на развитие искусства.

В XX веке к вопросам художественного обращения ценностей напрямую мало кто обращался. Проблемы искусства и рынка стали осмысливаться во второй половине столетия и, в первую очередь, европейскими экономистами от культуры и искусства.

Американские ученые У. Баумоль и У. Боуэн в 1966 году опубликовали

1 15 работу «Исполнительские искусства: экономическая дилемма» . Авторы исследовали рынок исполнительских искусств и доказали, что издержки культурных организаций превышают их доходы. Эти вопросы непосредственно связаны с функционированием искусства в условиях рынка.

Проблемами компенсации хронического недофинансирования искусства и культуры занимались представители различных европейских стран 16.

Интересна в контексте исследования статья Э. Неизвестного -«Гений на рынке искусств»17, написанная в 80-е гг. в период американской эмиграции, в которой йоказано, что «искусство превращается в крупный бизнес», «звон долларов», иными словами, арт-рынок становится одним из ключевых механизмов его развития в свободном мире.

В конце 90-х известный американский социолог и экономист культуры Т. Коуэн опубликовал книгу «Похвала коммерческой культуре:

15 Baumol W., Bowen W. Performing Arts: The Economic Dilemma. - New York: The Twentieth Century Fund. 1966. - 598 pp.

16 Мак-Илрой Э. Культура и бизнес. Серия: культурные стратегии. Пер. с англ. М., 2006; Мак-Илрой Э. В N поисках творческой конкурентоспособности, или Как измерить тяжесть Святого Грааля? / Пер. с англ. JL

Кузовниковой // Новые ресурсы партнерства. - М.: Институт культурной политики, 2004. - С. 14- 23. -' (Культурные стратегии: Экспертный клуб. Вып. 1; Лэндри Ч, Пахтер М. Культура на перепутье. Институт культурной политики. Серия «Культурные стратегии». М., Классика-XXI, 2003. Пер. с англ.: М. Гнедовский; Эндрю Мак-Илрой. Культура и бизнес. Путеводитель по фандрейзингу. М.: Издательский дом «Классика XXI», 2005 (Серия «Культурные стратегии» Института культурной политики); Пул Дж.Х. Когда менеджмент s приносит деньги: наставления учреждениям культуры всех стран / Пер. с англ. О.Э. Ревы. - М.: Классика-XXI,

2003. - 152 с. - (Менеджмент в сфере культуры); Котлер Ф., Шефф Дж. Все билеты проданы: Стратегии маркетинга исполнительских искусств / Пер. с англ. - М.: Классика-XXI, 2004. - 688 е.; Культура и бизнес// М.: изд. МУМ-2007. f 17 Неизвестный Э. Гений на рынке искусств//Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии. М. - 1992.-87с. последовательно и системно исследовать эту данность, выявлять ее закономерности, объективно существующие достоинства и проблемные зоны 24.

Среди отечественных работ, непосредственно посвященных осмыслению проблем арт-рынка, можно выделить их незначительное количество 25.

Отдельные аспекты проблематики арт-рынка, вопросы художественного предпринимательства, взаимодействия бизнеса и культуры поднимаются в работах: Т. Абанкиной, А-Б. Долгина, Д.Я. Смелянского, Г.Л. Тульчинского, Е.Л. Шековой, И.Г. Хангельдиевой и др.

В контексте исторического искусствознания отдельные примеры формирования успешной карьеры художника представлены в рамках многочисленных работ, посвященных жизни и творчеству различных художников. Однако системных теоретических работ, посвященных изучению процесса становления карьеры художника с точки зрения динамики художественных реальностей и рынка, в отечественной гуманитаристике пока не существует.

Становится очевидным, что теоретическое осмысление в культурологическом аспекте проблематики арт-рынка, и, в особенности, наиболее общих закономерностей встраивания художника в его сложную полифоническую и динамическую структуру, нуждается в специальном и регулярном изучении.

Что касается диссертационных исследований, то они в отечественной гуманитаристике представлены пока только в смежных областях: социологии и

24 См. Авторский курс проф. Хангельдиевой И.Г. Прикладная культурология: предпринимательство в культуре.// www/ de.msu ru.; Культура и рынок: современные тенденции. М. - 2009// Коллективная монография под ред. Хангельдиевой И.Г.; Прикладная культурология. М. - 2009//под научной редакцией проф. Воронковой Л.П.

25 См. Художественный рынок: вопросы теории, истории, методологии.// Коллективная монография под редакцией заведующей кафедры искусствоведения СПбУГП, проф. Т.Е. Шехтер - СПб.: СПбУГП, 2004. Социокультурный менеджмеь- на рубеже тысячелетий.//Коллективная монография под под ред. Хангельдиевой И.Г. М.: МУМ. — 2000. Арт-фандрейзинг. //Коллективная монография под под ред. Хангельдиевой И.Г.- М.: МУМ. - 2002; Предпринимательство в культуре и культура предпринимательства. //Коллективная монография под ред. Хангельдиевой И.Г. - М.: МУМ. - 2005; Культура и бизнес. - М.: МУМ. - 2007; Культура и рынок: современные тенденции. //Коллективная монография под ред. Хангельдиевой И.Г. -М.: «Классика - XXI век» - 2009. Прикладная культурология: калейдоскоп идей. Ежегодник. // Под ред. Хангельдиевой И.Г. М.: МУМ. - 2009. Бренд 2В& Бренд 2С. Или о том, как работают бренды.// Коллективная монография под ред. Хангельдиевой. И.Г. и Чаган Н.Г. — МУМ. -2009. журналистике. Важно отметить, что это немногочисленные работы, которые исследуют только узкоспецифические вопросы арт-рынка 26.

Подводя некоторый итог, следует заметить, что диссертационных работ культурологической направленности, посвященных арт-рынку, в информационном поле российской науки пока не представлено.

Объект исследования:

Объектом данного исследования является арт-рынок как система сложных социальных взаимодействий, созданных для осуществления обменом художественными ценностями.

Предмет исследования:

Предметом данного' исследования является динамика взаимоотношений художника и публики с точки зрения продвижения художника в социокультурное пространство, в том числе через художественные коммуникации и арт-рынок.

Цель и задачи данного диссертационного исследования:

Основная цель данной работы - изучение динамики культурно-исторических форм продвижения художника на арт-рынок применительно к изобразительному искусству в контексте художественной реальности как системообразующего элемента взаимодействия художника и публики в рамках художественных коммуникаций.

В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решается ряд задач: рассматривается феномен художественных коммуникаций, определяется их структура и основные их компоненты; t 26 См.: Пшпок A.B. Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия//

Диссертация на соискание степени кандидата филологических наук. Москва, 2005. - 135 е.; Фатеева H.A. Особенности становления арт-рынка в современных условиях: социологический анализ.// Диссертация на соискание степени кандидата. Москва, 2008. - 150 с. V

- выявляются функции, сущность и взаимосвязь художника, художественного произведения, публики;

- осмысливается художественная реальность как системообразующий элемент взаимоотношения художника и публики; уточняются основные понятия, функции, дефиниции арт-рынка;

- ретроспективно рассматривается культурно-историческая динамика продвижения художника на арт-рынок;

- определяются социокультурные формы инкорпорирования художника в современную матрицу арт-рынка;

- изучаются инновационные форматы взаимодействия, современного художника и арт-рынка посредством виртуализации.

Основная гипотеза исследования:

Арт-рынок - универсальное явление художественной жизни общества, представляющее собой сложную, динамическую, организованную, полифоническую, полифункциональную, открытую систему, центральной фигурой которого является художник как творец произведения искусства. Художник включен в арт-рынок через сложную систему взаимосвязей, взаимодействий и взаимоотношений, которые реализуются через комплекс художественных коммуникаций. Арт-рынок имеет конкретную культурно-историческую форму актуализации. Степень прижизненного и исторического успеха художника неизменно детерминируется мерой его инкорпорированности в данную систему через институт культурного посредничества, который представляет собой совокупность социальных институций культурно-художественного прагматически незаинтересованного и коммерческого прагматически заинтересованного посредничества. Культурное посредничество приобретает избыточные формы в период господства общества потребления и несколько сужается в условиях развития информационного общества с возникновением сетевой, виртуальной культуры, пе1:ократии, основанных на технологиях web 2.0 и web 3.0.

Теоретико-методологическая база исследования:

Специфика избранной темы предполагает ее междисциплинарное и комплексное исследование с применением ряда общенаучных и частнонаучных методов.

В силу того, что в диссертационной работе анализируются художественные коммуникации и арт-рынок как сложные динамические конструкции, то при их осмыслении используются универсальные традиционные общенаучные методы: восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, метод анализа и синтеза. Основные элементы исследования рассматриваются в динамике развития, в силу чего автор обращается к диалектическому методу познания изучаемого явления.

Центральным методом исследования является культурологический метод, который представляет собой интегративный метод анализа, тяготеющий к философской традиции, в рамках которого происходит выявление, описание, обобщение наиболее общих закономерностей возникновения, развития системы художественных коммуникации и арт-рынка как неотъемлемой части социокультурного развития мирового сообщества. В рамках культурологического метода осуществляется систематизация эмпирических данных исследования, выявление наиболее общих закономерностей функционирования искусства, рассматриваемых через, призму художественных коммуникаций и арт-рынка.

В качестве дополнительных методов в комплексном анализе избранной темы широко используются элементы культурно-исторического, социодинамического, сравнительного, искусствоведческого, маркетингового, организационно-управленческого и других видов анализа.

Теоретическая база исследования:

В силу междисциплинарности и комплексности представленного исследования теоретической базой выступает совокупность различных источников, положений и идей, которые сложились в сопредельных с культурологией науках: культурная и социальная антропология, социология культуры, комплекс искусствоведческих наук и эстетика, экономическая теория, коммуникавистика, теория информации, менеджмент и маркетинг.

Особую роль в этом контексте сыграли исследования коммуникативных моделей, разработанных и предложенных основоположником теории информации К. Шеноном и усовершенствованных впоследствии Н. Винером и К. Левиным.

Осмысление и спецификация социальных функций арт-рынка производились с опорой на существующие разработки этого вопроса в мировой экономической теории. Становление профессионального арт-рынка связывалось с развитием^ предпринимательского начала в условиях развития I индустриального общества.

Постижение культурно-исторической динамики арт-рынка осуществлялось с учетом устоявшихся и признанных в культурологии форм дифференциации культурно-исторического процесса на эпохи: древневосточных цивилизации, античности, Средневековья, Возрождения, Нового времени (классицизма, Просвещения, Романтизма и др.) и современности.

Новизна исследования:

Критерию новизны 'в диссертационной работе соответствуют следующие I положения:

- В диссертации впервые предпринимается попытка культурологического анализа арт-рынка как неотъемлемой части художественных коммуникаций, непосредственно встроенных в конкретную культурно-историческую реальность (с. 14, с. 44-45). Автор пытается осмыслить динамику развития арт-рынка не только с точки зрения экономических категорий, но и с точки зрения культурологического контекста, а также влияния арт-рынка на развитие и трансформацию мировой художественной культуры (с. 37—39). Арт-рынок рассматривается не только как экономическое явление, но гораздо шире как культурное явление, выступающее регулятором процессов, происходящих в культурной жизни общества (с. 62-64), а также как неотъемлемая часть художественных коммуникаций.

Исследование строится на сопряжении ряда компонентов художественных коммуникаций: художественной реальности, обусловленной объективной реальностью и влияющей на формы художественного сознания (с. 29, с. 40-44); формировации социальных статусов художника и публики и их отношения друг к другу (с. 91-92, с. 120—121, с. 128); взаимообусловленности и уровня развитости форм художественного посредничества (с. 38-39; с. 45-55, с. 183-184) - поскольку все эти особенности и определяют формы продвижения художника на арт-рынок.

- Ключевой фигурой данного исследования является художник и его творчество в условиях арт-рынка, а не сам арт-рынок, что еще раз подчеркивает культурологическую направленность данного исследования. Рассмотрение успешной инкорпорированности художника в арт-рынок как основного фактора принятия публикой его художественной реальности- и транслирования ее в качестве культурного достояния человечеству (с. 26-28).

- В рамках избранной автором методологии изучения культурно-динамических форм включения художника в арт-рынок в исследовании поэтапно осмысливаются различные механизмы и факторы, стимулирующие продвижение художника на арт-рынок (с. 45-62).

В отличие от других работ арт-рынок рассматривается не только в его культурно-исторической динамике, но и в контексте современной эпохи, которая является' носителем новейших информационных технологий. Этот V фактор- прямым образом »влияет не только на образ и модели современной культуры, но и на формы инкорпорирования в них художника (с. 168-195).

Теоретическая и практическая значимость: Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ее теоретической части вводится и осмысливается понятие художественных коммуникаций. Основные компоненты художественного процесса художник - художественная реальность - публика рассматриваются в рамках двунаправленной социально \ коммуникативной системы. Художественные коммуникации определяются как сложный комплекс социальных взаимодействий, который выстраивается между художником и результатом его творчества - художественной реальностью, которая становится системообразующим фактором взаимоотношений художника и публики. Публика, в свою очередь, интерпретируется как неоднородная и мнoгoypoвнeвaяvцeлeвaя аудитория:, которая включает в себя не только созерцателей художественной реальности, но и группы культурного посредничества, которые представляют собой два противоположных лагеря с точки зрения заинтересованности в творчестве художника: культурно-духовное и коммерческое. Предпринимается попытка определения ¡явления арт-рынка и структурирования его в рамках известных основных рыночных функций, в которые вводится и обосновывается новая для традиционного понимания арт-рынка функция - функция социокультурная. Арт-рынок впервые интерпретируется как зона активного влияния культурной составляющей через обмен культурных ценностей, символов и значений, существенно коррелирующих его развитие, делая его более емким финансово и инвестиционо.

В условиях развития и укоренения в социокультурный процесс современных информационных технологий, таких как web 2.0 и web 3.0, в процессах художественных коммуникаций происходят существенные смены акцентов. Художник остается центральной' фигурой, но несколько видоизменяются его взаимоотношения с культурным посредничеством и его целевыми аудиториями. Частично •' функции культурного посредничества художник берет на себя, так как информационные технологии позволяют ему это сделать.

Практическая значимость исследования многообразна. Его результаты могут быть плодотворно йепользованы для формирования более продуктивной модели культурной политики, что обеспечит создание условий для привлечения капитала v прочих ресурсов на российский арт-рынок, обеспечения налоговой и правовой привлекательности для инвестиций в российское искусство, увеличения количества музеев и галерей, развития благотворительности и меценатства, рост профессиональных кадров. Положения, выносимые на защиту:

Выявлено, что1 арт-рынок - неотъемлемая часть конкретно-исторического социокультурного процесса, выступающая регулятором взаимоотношений художника и публики, усиливающаяся при помощи посредничества, представляющая собой одновременно индикатор и регулятор уровня культурного развития общества. Развитие профессионального арт-рынка сопровождается возникновением ряда специфических институциональных структур в пограничной зоне между культурой и предпринимательством (арт-галерей, арт-аукционов, биеннале, арт-ярмарок, а также групп специфических профессий в рамках изобразительного искусства: галеристов, арт-дилеров, кураторов).

- Раскрыта роль и значение социокультурного посредничества как важной составляющей художественных коммуникаций активизирующего их элемента, способствующего установлению активного взаимодействия между художником и публикой через ряд третьих лиц и институций. Показано, что арт-рынок XX века представляет собой систему, в которой социокультурное и коммерческое посредничество предельно сближаются друг с другом, а успешность художника зависит от степени его включенности в данную систему. \ 4 Обосновано, что в условиях усвоения обществом новейших информационных технологий и происходит ряд культурологических изменений в репрезентации художников. Эти изменения обусловлены развитием виртуальных технологий и Интернета, которые привели к снижению роли менеджера-посредника в системе художественных коммуникаций. Художник сегодня вновь частично принимает на себя функции менеджера.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Долганова, Екатерина Александровна

t Заключение

В современной России, вставшей на путь рыночных отношений, искусство, как и другие сферы жизни общества, столкнулось с необходимостью существования в новых социальных и экономических условиях. В нашей стране делаются лишь первые шаги реформирования, в силу чего западные модели и механизмы продвижения художника и инкорпорирование его в арт-рынок, закономерности развития самого арт-рынка являются для отечественной индустрии искусства необходимым источником недостающего опыта. Современный российский арт-рынок является частью международного арт-рынка, его отечественная модель, безусловно, имеет национальную специфику, которая базируется на универсальной модели, имеющей тождественные ключевые субъекты и способы взаимодействия.

В процессе данного исследования тезис об универсальности современной матрицы арт-рынок подтвердился. В условиях рыночной экономики, динамично развивающейся на Западе в течение последних 300 лет, арт-рынок все более укрупнялся, усложнялся, в результате подчиняя себе все большее количество компонентов художественных коммуникаций, приобретая в их структуре одно из главенствующих положений. Именно профессиональный арт-рынок, возникший в Европе, как реакция на рост спроса, и, как следствие, конкуренции среди художников, способствовал формированию потребности в разветвлении художественных коммуникаций вокруг предмета искусства, необходимых для обоснования его культурологической значимости.

Укрупнение арт-рынка и художественных коммуникаций сегодня, в том числе появление арт-индустрий, творческих кластеров, рост числа музеев современного искусства, широких возможностей виртуального общения с людьми искусства в рамках многочисленных технологий web 1.0 и web 2.0 способствуют все болыцей его дифференциации. С одной стороны, это развитие и расслоения пр'иводят к тому, что цены на многих ныне живущих художников достигают беспрецедентно высоких уровней, а художники, благодаря развитию виртуальных технологий, получают все больше возможностей самостоятельного развития своей карьеры. Изобразительное искусство сегодня развивается как в рамках различных направлений, так и в рамках различных культур, в том числе, которым исторически не свойственны глубокие изобразительные, традиции, в частности, странам Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. С другой стороны, растет количество художников и увеличивается конкуренция между ними. В результате чего по всему миру существует огромное количество художников, вынужденных бороться за свое существование в условиях глобального арт-рынка. Этот же рост и выдвижение на первые места арт-рынка среди других художественных коммуникаций подразумевает справедливо обосновываемые многими специалистами (Д. Каспит, Ж. Бенаму Юэ, Д. Томпсон и других) опасения по поводу нивелирования разницы между коммерческой и культурно-эстетической стороной арт-процесса. \ у

В .результате данного исследования стало понятно, что арт-рынок - это не только оборот художественных ценностей посредствам купли-продажи, а явление гораздо более сложное и комплексно-интегрированное, тесно связанное с остальными субъектами художественных коммуникаций, в рамках которых происходит продвижение художника на арт-рынок, одной из сторон которого является повышение рыночной стоимости его работ. Но только этим данное продвижение не ограничивается, поскольку задействует различные формы обоснования стоимости работ конкретного художника путем формирования его теоретико-искусствоведческой базы, биографических и журналистских упоминаний, поднятия его художественного авторитета включением в музейные коллекции и так далее. Все это влияет не только на материальный эквивалент, на который художник обменивает свои работы, но и на его место в мировой истории искусства. Иными словами, без продвижения на арт-рынок вряд ли возможно адекватное определение места и значимости художника с точки зрения исторической перспективы.

Диссертант считает важным подчеркнуть, что вклад художника в мировую культуру в разные времена связан не столько' с коммерческой N стороной арт-рынка, сколько с профессионализмом всех его субъектов, непосредственно способствующих развитию искусства. Сегодня это подразумевает профессионализм в области образования как художников, так и арт-менеджеров, кураторов, критиков; в области государственной политики, стимулирующей к привлечению частный капитал на национальный арт-рынок.

Важной особенностью арт-рынка, которую часто незаслуженно опускают или рассматривают только с негативной стороны, является то, что арт-рынок — это не только система экономических, но и культурных взаимоотношений. Арт1 рынок прямо или косвенно связан с: академической сферой (образовательная и исследовательская составляющая); некоммерческой сферой (биеннале, прочие некоммерческие выставки); музейной сферой; информационной поддержкой (популяризаторство); рынком (предпринимательством в целом).

Профессионализм всех этих сфер также зависит от уровня развития артрынка. Тогда в рамках нЬго формируется не только спрос и предложение на предметы искусства, но и их эстетическая, духовная и культурная ценности.

Художественные коммуникации, их взаимодействие и взаимовлияние представляют собой центральное звено в продвижении художника на арт-рынок. Если ведущим компонентом художественных коммуникаций, выступающим связующим элементом взаимоотношений художника и публики является художественная реальность, то арт-рынок выступает прикладным фактором внедрения художественной реальности в реальность объективную.

Арт-рынок в силу реализации своих основных функций: информационной, посреднической, ценообразующей, стимулирующей и I регулирующей, выступает посредником между художником и публикой. Если творчество художника напрямую зависит от степени таланта и нестандартности его индивидуального мышления, то известность, прижизненная востребованность и успех в исторической перспективе являются следствием удачных художественных коммуникаций (отношение к известным персонам, в том числе покровителям, меценатам, продюсерам, дилерам; лояльность биографов, экспертов, СМИ, обеспечивающих информационное сопровождение и теоретическое обоснование; принятие академической сферой, в том числе, музеями, биеннале). Художник не может существовать отдельно от культурно-социального контекста функционирования искусства, его успех проявляется только во взаимодействии с ним.

Несмотря на переход в искусстве от вертикального способа организации художественных коммуникаций к горизонтальному, связанному с развитием виртуальных технологии продвижения художника, арт-рынок остается столь же сложной и многоуровневой системой, участие в которой принимают самые различные субъекты. Для успешного развития данной системы необходимо, чтобы каждый из ее субъектов максимально профессионально выполнял свои функции. Здесь актуален лнтегративный подход,' все субъекты деятельности системы, включая художников, государство, посредников и коллекционеров, должны выстраивать, грамотную систему взаимоотношений друг с другом, такую систему, которая была бы взаимовыгодной и плодотворной для всех. Арт-рынок в условиях современного глобального и мультикультурного мира'во многом стал международным. Тем не менее, локальные рынки искусств, как и прежде, во многом индивидуальны и требуют отдельного рассмотрения. Национальные вкусовые предпочтения, экономические и правовые особенности экспорта и импорта изобразительного искусства, характер и уровень развития инфраструктуры рынка, государственная политика в области искусства представляют то многообразие внутренних процессов, определяющее уникальность каждого отдельно взятого локального рынка искусства и его непохожесть на рынки других стран. Хотя, безусловно, искусство и художественные ценности сами по себе во многом универсальны для всего человечества, а художественные традиции, как мы выявили в рамках нашего исследования, мигрируют от одной страны к другой. Но арт-рынок также должен включать социокультурное проектирование в рамках отдельных государств. Этот подход особенно важен сегодня в условиях становления современного российского арт-рынка.

В процессе исследования было определено, что рыночные механизмы в самое разное время положительным образом влияли на развитие искусства, в самых разных странах - Италии, Франции, Англии и Нидерландах, США, ОАЭ и Китае. Эта тенденция характеризовалась увеличением числа коллекционеров искусства. Искусство - далеко не единственная и не самая перспективная сфера для инвестиций. Именно арт-рынок конституировал и европейскую, и региональную публику, так как она как общность со своими потребностями, установками и вкусами возникала не только в результате создания художественных произведений. Наличие определенного отношения к искусству, а не психологические особенности восприятия, конституируют публику в качестве субъекта художественной жизни общества. Рост числа профессиональных художников, как мы убедились, был обусловлен уровнем развитости профессионального арт-рынка.

Развитость современных локальных арт-рынков детерминируется высоким статусом сущестгующих региональных субъектов культуры, таких как музеи, университеты, которые способствуют формированию публики нового поколения. Наряду с указанным процессом, важной составляющей развития региональных арт-рынков становится дифференцированная правовая база, в которой заложены стимулирующие нормы налогообложения для представителей бизнеса, коллекционеров и других потенциальных инвесторов в искусство. Развитый арт-рынок подразумевает поступательное развитие стратегий культурного развития, когда власти региона выбирают в. качестве стратегического ресурса именно развитие различных направлений культуры и искусства, и, в частности, зго изобразительного направления. Это происходит даже в тех регионах, где подобные направления ранее представлены не были. В качестве примера можно назвать ОАЭ. В настоящее время в Абу-Даби начинается строительство музейного комплекса, в который будут вложены миллиарды долларов. Этот проект осуществляется для того, чтобы повысить интерес к искусству собственного сообщества, а также с целью привлечения представителей мирового сообщества к беспрецедентным мерам по развитию нового направления в развития арабской культуры, которое в перспективе может развиться до такой степени, что составит конкуренцию юго-восточным арт-рынкам. Ресурсы в ОАЭ для реализации столь амбициозного проекта есть.

Автор считает необходимым дальнейшее изучение феномена арт-рынка в рамках культурологической науки, подразумевающее подробное изучение российской специфики арт-рынка, истории его становления и перспектив развития; последующий мониторинг процессов, связанных с виртуальными технологиями с точки зрения их влияния на арт-рынок; взаимосвязи арт-рынка и арт-индустрий со смежными областями культуры и искусства и т.д.

Дополнительно автором данной диссертации были проведены полевые исследования с ведущими субъектами российского арт-рынка, в которых сфокусированы важные проблемы современного развития арт-рынка с позиций действующих художников, экспертного сообщества, арт-дилеров, представителей СМИ, коллекционеров, музеев. Их мнения вошли в контекст представленной работы, но интервью, анкетирования и собеседования, представленные в разделе Приложение могут представлять интерес и для V будущих исследователей данной проблематики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Долганова, Екатерина Александровна, 2011 год

1. Абаикина Т. Культура в постиндустриальном обществе. Тенденции и модели использования культурных ресурсов для устойчивого регионального развития. // Справочник руководителя учреждения культуры. № 8, 2007. -С.47-53.

2. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. -М.: Искусство, 1987. 224 с.

3. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М.: Искусство, 1976. - 342 с.

4. Бард.А., Зодерквист Я. №1:ократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма / Перевод с англ. В. Мишучкова. — СПб.: Стокгольм. ТТТк. Экономики в Санкт-Петербурге, 2004. 252 с.

5. Баткин JI.M. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. - 270 с.

6. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. Издание 2-е. М.: Искусство, 2006. - 424 с. v v9'. Бенаму-Юэ Ж.1 Цена искусства. М.: Artmedia Group, 2008. - 158 с.

7. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры М., Республика: Культурная революция, 2006. — 269с.

8. Бренд 2В& Бренд 2С. Или о том как работают бренды. // Коллективная монография под научным руководством проф. Хангельдиевой. И.Г. МУМ.-2009.- 192 с.

9. Брендинг в культуре и искусстве. // Коллективная монография под научным руководством проф. Хангельдиевой И.Г. М.: МУМ. - 2004.1. У 18813. БСЭ. 3-е изд. М., 1974.

10. Валерии П. Об искусстве. М.: Искусство, 1976. - 141с.

11. Ван дер Веен Я. Амстердамский художественный рынок и покупка картин для Петра I // Петр I и Голландия. Русско-голландские научные и художественные связи в эпоху Петра Великого. — СПб.: Европейский дом, 1998.- 408с.

12. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко; коммент. А. Ф. Филиппова. —М.: Прогресс, 1990. 808с.

13. Воллар А. Воспоминания торговца картинами. М.: Издательский дом Мещерякова, 2008. - 384 с.

14. Воронкова Л.П. Культурологический подход к наукам о туризме // Прикладная культурология. — М.: Профиздат // Сб. статей под общей редакцией В.П. Воронковой 2009. - С. 79-100.

15. Воронкова Л.П. Прикладные культурологические аспекты культурологических учений: исторический аспект // Прикладная культурология. М.: Пррфиздат // Сб. статей под общей редакцией В.П. Воронковой - 2009. - С. 8-24.

16. Герман М.Ю. Модернизм Искусство первой половины XX века. -СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2008. 480 с.

17. Головин В.П. Мир художника раннего итальянского Возрождения. -М.: Новое литературное обозрение, 2003. — 288 с.

18. Головин В.П. Профессиональные объединения художников в Италии XIII-XVI вв. // Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения / Под ред. Маркова В.Э. и др. М., 1997. 264с.

19. Гройс Б. Апология рынка //Декоративное искусство СССР. 1991. -№2. -С. 15-19.

20. Гуревич А. Культура Средневековой Европы. Спб. 2006. - 544 с.

21. Ги Дебор Общество Спектакля. М.: "ЛОГОС", 2004. 2-е изд. —184 с.

22. Дмитриева Н. Краткая история искусств. М.: АСТ-ПРЕСС; Галарт, 2008. -624 с.

23. Долгин А.Б. Экономика символического обмена. М.: Инфра-М. 2006. - 632 с.

24. Евреинов H.H. Театр как таковой. Одесса: Негоциант, 2003. - 192с.

25. Зиновьев A.A. Запад. Феномен западнизма. — М.: Центр Полиграф, 1995.-464 с.

26. Зюмтор П. Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта. М.: Молодая Гвардия, 2000. - 420 с.

27. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000. - 304 с.

28. Иноземцев В.Л. К теории постэкономической общественной формации. М.: Таурус, Век, 1995. - 336 с.

29. Каган М.С. Искусство и зритель искусство кино. - М. — 1970,10.

30. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга вторая. -СПБ.: Петрополис, 2003. 320 с.

31. Каган М. С. Философия культуры. Санкт-Петербург, ТОО ТК "Петрополис", 1996. - 416 с.

32. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: Петрополис, 1997.-481 с.

33. Котлер Ф., Шефф Дж. Все билеты проданы: Стратегии маркетинга исполнительских искусств / Пер. с англ. М.: Классика-ХХ1, 2004. - 688 с.

34. Кули Ч.Общественная организация. Изучение углубленного разума // Тексты по истории социологии XIX XX вв. Хрестоматия / Сост. и отв. ред. В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова. - М.: Наука, 1994. - 379 с.

35. Культура и бизнес// М.: изд. МУМ 2007. - 252 с.

36. Леонтьева Э. Художник и публика. Л.: ЛГИТМИК 1981. - 154 с.

37. Лисовец И.МлРбщение в структуре художественной реальности. Л. 1987.'-86 с.

38. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М.: Дело, 2003. - 520 с.

39. Лосев А.Ф. «12' тезисов об античной культуре» // "Студенческий меридиан". М., 1983, №9-10. - С. 31 - 55.

40. Лотман Ю.М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума // АН СССР. Научный совет по комплексной программе "Кибернетика". Предварительная публикация. М., 1977. — С. 12 - 13.

41. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПб, 1998. - 702 с.

42. Лэндри Ч, Пахтер М. Культура на перепутье. Институт культурной политики. Серия «Культурные стратегии». М.: Классика-ХХ1, 2003. - 96 с.

43. Любимов Л. Искусство древнего мира. М.: Просвещение, 1971.319 с.

44. Макаров М. Основы теории дискурса. — М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.-280 с.

45. Мак-Илрой Э. Культура и бизнес. Путеводитель по фандрейзингу. -М.: Издательский дом «Классика XXI», 2005. 158 с.

46. Мак-Илрой Э! ^Культура и бизнес. Серия культурные стратегии. -М.: Издательский дом «Классика XXI», 2006. 160 с.

47. Мак-Илрой Э. В поисках творческой конкурентоспособности, или Как измерить тяжесть Святого Грааля? // Новые форматы партнерства. Серия "Культурные стратегии: Экспертный клуб". М.: Институт Культурной политики", 2004. С. 44 -52.

48. Маркс К. Капитал. -М.: Эксмо, 2011. 1200 с.

49. Маркузе Г. Одномерный человек. — М.: Аст, 2003. — 336 с.

50. Мид Дж. Избранное. М.: ИНИОН РАН, 2009. - 290 с.

51. Моль А. Социодинамика культуры. М. Изд-во ЛКИ, 2007. - 418 с.

52. Муратова K.M. Мастера французской готики XII-XIII веков. М.: Искусство, 1988. - 448 с.

53. Неизвестный Э. Гений на рынке искусств // Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии. М.: Прогресс, Литера, 1992.-240 с.

54. Немировская Л.З. Культурология: Культурно-исторические типы: учебное пособие. М.: РосНОУ, 1998. - 242 с.1.•

55. Немченко Л.М. О взаимосвязи художественной реальности и традиции. — Свердловск, 1985. 86 с.

56. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов. М.: Азука, 2007. — 328 с.

57. Ноэлъ-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М.: «Прогресс-Академия». 1996. 352 с.

58. Нордстрем К., Риддерстрале И. Бизнес в стиле фанк навсегда: капитализм в удовольствие. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 328 с.

59. Оганов А.А.у Хангельдиева И.Г. Теория искусства. М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2008. - 358 с.

60. Ортега-и-Гассе" X. Восстание масс: сборник. М.: Аст, 2003. - 512с.

61. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения //THESIS. Весна 1993. Т. 1. Вып. 2. С. 94-122.

62. Пилюк A.B. Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия // Диссертация на соискание степени кандидата филологических наук. М. 2005 135 с.

63. Предпринимательство в культуре и культура предпринимательства. // Коллективная монография под научным руководством проф. Хангельдиевой И.Г. М.: МУМ, 2005. 180 с.

64. Прикладная культурология. М.: Профиздат // Сб. статей под общей редакцией В.П. Вороноковой - 2009. - 255 с.

65. Прикладная культурология: калейдоскоп идей. М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2010. — 400 с.

66. Пул Дж. X. Когда менеджмент приносит деньги: наставления учреждениям культуры всех стран. М.: Классика-ХХ1, 2003. — 152 с.

67. Рубинштейн А.Я. Искусство и рынок. Проблемы теории и практики М., 1996. - 221 с.

68. Рубинштейн А.Я. Экономика культуры: учеб. для студентов вузов, отв. ред. А. Я. Рубинштейн. М.: РБК, 2009. - 605 с.

69. Смелянский Д.Я. Авантюрист поневоле, или Беседы о том, как я стал продюсером. 1у1.: Книжный клуб 36.6, 2010. - 240 с.

70. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992.-544 с.

71. Социокультурный менеджмент на рубеже тысячелетий. // Коллективная монография под научным руководством проф. Хангельдиевой И.Г. М.: МУМ.-2000.

72. Тарасов Ю. А. Из истории голландской живописи XVII века: Художник и рынок // Пунинские чтения — Спб.: СПБГУ, 2000.

73. Тартакевич В. Античная эстетика. М.: Искусство. 1977. - 327 с.

74. Томпсон Д. Как продать за $12 миллионов чучело акулы или скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах / Пер. с англ. Н. И. Лисовой. М.: Центр-полиграф, 2010.-351 с.

75. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: Аст, 2002. - 557 с.

76. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М.: Дом славянской книги, 2009. - 960 с.

77. Фатеева / Н.А. Особенности становления Арт-рынка в современных условиях: социологический анализ. // Диссертация на соискание степени кандидага социологических наук. -М, 2008. 150 с.

78. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. М.: ACT, 2005. - 633 с.

79. Флорида Р. Креативный класс: или люди, которые меняют будущее. М.: Классика XXI, 2007. - 421с.

80. Лендри Ч. Креативный город. М.: Классика XXI, 2011. - 399 с.

81. Фомичева И.Д. СМИ как партиципарные коммуникации: Дис. доктора филологических наук. Москва, 2002. 86 с.

82. Фромм Э. Душа человека. М.: Аст, 2010. - 256 с.

83. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Аст, 1998. - 416 с.

84. Хангельдиева И. Г. Культура и предпринимательство в современной России // Прикладная культурология. М.: Профиздат // Сб. статей под общей редакцией В.П. Воронковой. - 2009. - С.25 -50.

85. Хангельдиева И.Г. Особенности управления в культуре. // Прикладная культурология. М.: Профиздат // Сб. статей под общей редакцией В.П. Воронковой. - 2009. - С.51-78.

86. Хейзинга И. Homo ludens в тени завтрашнего дня. М.: Прогресс-Академия, 1992. 464 с.

87. Художественная галерея. Ван дер Вейден // №92 2006 г.

88. Художественный рынок: вопросы теории, истории, методологии. // Коллективная монография од редакцией заведующей кафедры искусствоведения СПбУГП, доктора философских наук, профессора Т.Е. Шехтер СПб.: СПбУГП, 2004. - 232 с.

89. Чубова А.П., Конькова Г.И., Давыдова Д.И. Античные мастера.

90. Скульпторы и живописцы. Л.: Искусство, 1986. - 252 с.\

91. Шамшин Л.Б.' Новеченто: Стилевая динамика культуры XX века. Учебно-методические материалы к курсу «Культура XX века» ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова - М: Макс-Пресс, 2010. - С. 80 - 97.

92. Швейцер А. Благовение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. - 576с.

93. Шекова E.JI. Совершенствование механизма управления некоммерческими организациями культуры в условиях переходной экономики: автореферат дис. кандидата экономических наук: 08.00.05 , СПБ — 2002. — 192 с.

94. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. —М.: Изд-во иностранной литературы, 1963. 830 с.

95. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М.: Поппури, 2009. - 656 с.

96. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. М.: Алетейя, 2003. - 256 с.

97. Эко У. Эволюция средневековой эстетики. Спб.: Азбука классика, 2004.-288 с.

98. Экономика культуры// под редакцией А.Рубинштейна. М.: CJIOBO/SLOVO. - 2005. - 353 с.

99. Юданов А.В. Конкуренция: теория и практика. М.: Лакалис, 1996.-272 с.

100. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.-297с.

101. Якобсон P.O. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. - 455 с.

102. Ясперс К. Власть массы/призрак толпы. М. 2007. -547 с.

103. Apollinaire G. Meditations« esthetiques. Les peintures cubists. Paris, 1965,-320 pp.109. 2009 Art market trends, Art price report

104. Baumol W., Bowen W. Performing Arts: The Economic Dilemma. -New York: The Twentieth Century Fund. 1966. 598 pp.

105. Bell D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting. N.Y., 1973. - 200 pp.

106. Blumer H. Collective Behavior. Chapt. XIX —XXII / New Outline of the Principles of Sociology. N. Y., 1951. P. 167—221 (Перевод Д. Волотынского)

107. Cowen T. In Praise of Commercial Culture. Harvard University Press, 1998.-287 pp.114. d'Argencourt L. "Bougereau and the Art Market in France". Montreal, 1984.-40 pp.

108. Dahrendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society. Stanford, 1959. - P. 51-59, 98-105; Drucker P. F. Post-Capitalist Society. - N. Y., 1993.

109. Delecluze E. Salon de 1850, 1850-1873, ed. E. Holt. New-York, 1981. -320 pp.\

110. Denzin N. The Research Act. A Theoretical Introduction to Sociological Methods. 3rd ed. 450 pp.

111. Dumazedier J. Toward a Society of Leisure. N.Y.: Free Press, 1967. 87pp.

112. Duranti A. Linguistic Anthropology. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. - 398 p.

113. Duret T. Les Peintures Impressionistes Claude Monet, Sisley, C. Pissaro, Renoir, Berthe Morisot. Paris 1878, reprinted in Les Ecrivaines devant rinpressionnisme, ed. D. Riout. Paris - 1989.

114. Dewhurst W., impressionist painting. Its Genesis and Development, London 1904. - 240 pp.

115. Englewood Cliff: Prentice Hall, 1989. 99 pp.

116. Etzioni A. The Active Society. — N. Y., 1968.Dumazedier J. Toward a Society of Leisure. N.Y.: Free Press, 1967 280 pp.

117. Jiangping M., Moses M., Report: Art as an Investment and the Underperformance of Masterpieces (Forthcoming in American Economic Review). USA-2002.-20 pp.

118. Jensen R. Marketing Modernism in Fin-de-Siecle Europe, Princeton, USA, 2008.-280 pp.

119. Hamerton P.G. Painting in France after the Decline of Classicism. Boston, 1895.-190 pp.

120. Lichtheim G. The New Europe: Today and Tomorrow. N. Y., 1963. -. 294 pp.

121. Letter dated 26( January 1901, reprinted in Paula Modersohn-Becker, The Letters and Journals. New-York, 1983.

122. Les Ecrivaines devant l'inpressionnisme. ed. D. Riout. Paris, 1989. 230pp.

123. Manuel Castells The Rise of The Network Society. Volume 1, The Information Age Economy, Society and Culture. Oxford and Madien, Mass.: Blackwell Publishing, 1994. 594 pp.

124. Mainardi P. The End of the Salon, Cambridge, 1993. 400 pp.

125. Mauclaire C. Trois crises de l'art actuel. Paris, 1906. — 120 pp.

126. Mendelsohn, Meredith and Meghan Dailey. "The Purveyor of Modern Life" Art+Auction, November 2009.

127. Monet to Durand-Ruel dated 23 december 1882 (letter no. 35), reprinted in Wildenstein, Monet, 2:222

128. Change in 1831"// Oxford Art Journal. 1984. №6. - P. 38-60.

129. Pakulski J., Waters M. The Death of Class. Thousand Oakes. L., 1996.- P. 154.

130. Pommier. E. Comment l'art devient l'Art dans l'Italie de la Renaissance. Paris, 2007. 247 pp.

131. Traktat von der Malerei, переизданный Марией Герцфельд с ее введением (Jena, 1909). 231 pp.

132. Venturi L.Revue international de l'art et de la curiosité, December, 1869— 180pp.

133. White H. and C. Canvases and Careers. New-York, 1965. 560 pp. Электронные ресурсы:

134. Бродский И. Нобелевская речь // официальный сайт Нобелевской премии.- 2011. 1 марта Электронный ресурс. URL: http://nobelprize.org/nobelprizes/literature/laureates/1987/brodsky-lecture-r.html

135. Древний Египет. История, археологические находки и другое о древнейшей цивилизации нашей планеты. Виды ремесел. — Электронный ресурс. URL: http://egipet.uz/category/povsednevnaya-zhizn-egiptyan/iskusnye-mastera

136. Искусство и купечество во Флоренции Электронный ресурс. URL: Брунеллески [Электронный ресурс] URL: http://www.brunelleschi.ru/

137. Учеба в садйх Медичи Электронный ресурс. URL:ihttp://www.mikelangelo.ru/txt/2sadmed.shtml

138. Фрейд 3. Леонардо да Винчи: Воспоминание детства Электронный ресурс. URL: http ://www. gumer. info/bib Ii otek Buks/Psihol/Freid/leon vin.php

139. Леонардо. Трактат о живописи Электронный ресурс. URL: http://www.mikelangelo.ru/txt/2sadmed.shtml

140. Our History // Christies Auction House official web-site URL: http://www.christies.com/about/company/history.aspx

141. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства.Электронный ресурс. URL:ihttp://www.philosophy.ru/library/ortega/dehume.html

142. Энди Уорхол "Философия Энди Уорхола от А до Б и наоборот" 18.7.2007 Электронный ресурс. URL: http://www.lipoisk.ru/archive/1419599.html

143. Слова, сказанные Сальвадором Дали Электронный ресурс. URL: http://www.staratel.com/pictures/dali/izrech.htm

144. Kaspit D. Art values or money values Электронный ресурс. URL: http://www.artnet.comthe mad rush to buy chineese art Электронный ресурс. URL: http ://www. artzinechina. coni

145. Guide to the Contemporary Art Market in Asia // the Artprice report 11/01/2011 Электронный ресурс. URL: http://web.artprice.com/ami/ami.aspx

146. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека/Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. — М.; Жуковский: «КАНОН-пресс

147. Ц», «Кучково поле», 2003. — 464 с. Электронный ресурс. URL: http://krotov.info/lib sec/13 Wmak/lvaen.htm

148. Энциклопедия социологии, Новые Медиа // словари Яндекс Электронный ресурс. URI: http://slovari.vandex.rii/

149. Study confirms the Internet is rivaling TV and print, Research Report Microsoft Advertising 07.09.07 Электронный ресурс.

150. URL:http://advertising.microsoft.com/asia/research?Adv ResearchReportID=597

151. O'Reilly T. What is Web 2.0 Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software 09/30/2005 Электронный ресурс. URL:

152. Трудолюбов M. Соло на Твиттере, 16/12/2010 Электронный ресурс.1. URL:http://www.openspace.ru/media/proj ects/12969/details/19254?expand=yes#expand

153. МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

154. Институт переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук1. На правах рукописи042.01 1 63 61 0 "

155. Долганова Екатерина Александровна

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.