Культурологический подход к изучению историко-музыковедческой проблематики будущими музыкантами тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Нечаева, Наталия Львовна

  • Нечаева, Наталия Львовна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2010, Ярославль
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 351
Нечаева, Наталия Львовна. Культурологический подход к изучению историко-музыковедческой проблематики будущими музыкантами: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ярославль. 2010. 351 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Нечаева, Наталия Львовна

Введение

Глава I. Культурный опыт в сфере историко-музыковедческой подготовки (на материале российских средних специальных учебных заведений)

1.1. Формирование музыканта-профессионала в специальных и общекультурных аспектах

1.2. Принципы сочетания историко-культурных и музыкально-теоретических аспектов изучения историко-музыковедческой проблематики

1.3. Особенности сложившегося программно-методического обеспечения историко-музыковедческой подготовки будущих профессиональных музыкантов

1.4. Личностные и профессиональные особенности будущих музыкантов в аспекте историко-музыковедческой подготовки

Глава II. Культурологический подход к изучению историко-музыковедческой проблематики в средних специальных учебных заведениях 123 И. 1. Принципы изучения художественных направлений зарубежной музыки XX века

П.2. Принципы изучения художественных направлений отечественной музыки XX века 192 П.З. Общие принципы трансформации материала, изучаемого учащимися в рамках историко-музыковедческой подготовки

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурологический подход к изучению историко-музыковедческой проблематики будущими музыкантами»

Настоящее исследование посвящено обоснованию культурологического подхода к изучению будущими музыкантами историко-музыковедческой проблематики, обеспечивающей развитие общекультурного уровня и профессиональный рост будущих творцов культурных ценностей.

Учитывая усиление негативных тенденций, характерных как для общекультурного развития, так и специальной (специфической) фоновой подготовленности молодых людей в сфере историко-музыковедческой проблематики, все более очевидной становится необходимость внесения изменений в содержание их подготовки. Отсюда; вытекает необходимость историко-культурного (в целом) и историко-музыковедческого (в частности)! переосмысления корпуса1 музыкального материала, изучаемого! будущими музыкантами. Существенным фактором обновления, содержательного; культуроведче-ского, .историко-музыковедческого аспекта является расширение презентации музыки XX века.

В качестве важного условия для процесса приобщения современных учащихся-музыкантов к соответствующему культурному комплексу можно рассматривать создание: практикоориентированных разработок,, опирающихся на современные достижения музыкальной науки.

Актуальность исследования инспирирована' необходимостью гармонизации; и, модернизации действий представителей научно-образовательного сообщества в решении просветительских (общекультурных) и конкретных образовательных (в том числе культурологически детерминированных) задач; потребностью формирования: современного научного интегративного обоснования данной деятельности с культурологических позиций; комплексом явных и скрытых негативных изменений, происходящих в сфере: среднего музыкального профессионального образования в. России, и связанных со снижением общекультурного уровня; уровня слуховых данных;учащихся, способности! к запоминанию большого объема информации, уровня владения'инструментом.

Проблема- исследования определена, во-первых, возросшим уровнем информированности и личных амбиции молодежи, требующим историко-культурного (в целом) и историко-музыковедческого'(в частности) переосмысления корпуса музыкального материала, изучаемого будущими музыкантами; во-вторых, необходимостью создания условий для качественной культуросообразной подготовки, общекультурного и профессионального роста будущих профессиональных музыкантов в процессе приобщения к музьшальной культуре.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы разработать интегративный культурологический подход к изучению историко-музыковедческой проблематики будущими' музыкантами (среднее звено). Реализация цели предполагает, последовательное: решение следующих задач:,

1. Выявить особенности- формирования будущих музыкантов, связанные со спецификой историко-музыковедческой подготовки в: учебном-заведении среднего звена.

2. Обобщить,, опыт, отечественных, ученых-музыковедов, и педагогов-практиков, связанный с процессом* изучения:; историко-музыковедческой; проблематики. ' ■ .

3. Систематизировать: принципы программно-методического обеспечения историко-музыковедческой подготовки в различных.; музыкальных средних специальных учебных заведениях на основе сравнительного анализа программно-методических материалов.

4. Исследовать на основе детального рассмотрения личностной компоненты восприятия музыкального материала личностные и профессиональные особенности будущих музыкантов в аспекте историко-музыковедческой; подготовки на разных этапах обучения;

5. Определить теоретико-методологический культурологический- алгоритм обновления историко-музыковедческой подготовки? профессионального музыканта (среднее звено).

6. Разработать научно-образовательный комплекс системно интерпретируемого в> контексте актуальных художественных тенденций музыкального материала, репрезентирующего опыт XX века.

Объектом исследования является культурологический (и корреспондирующий с ним историко-музыковедческий) подход к изучению музыкальной культуры будущими профессиональными музыкантами среднего звена. С объектом исследования соотнесен предмет исследования. В качестве последнего имеется в виду историко-музыковедческая проблематика, характеризующая музыкальную культуру XX века.

Материал исследования - музыковедческие труды по зарубежной и отечественной музыке, программно-методические материалы по музыкальной литературе, подготовленные преподавателями историко-теоретических дисциплин (Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Ярославского музыкального училища им. Л.В. Собинова, Костромского музыкального училища-Ярославского училища культуры), личностные и профессиональные особенности будущих музыкантов (результаты тестирования учащихся I и IV курсов Ярославского музыкального училища им. Л.В. Собинова, Ярославского училища культуры) в аспекте историко-музыковедческой подготовки.

Основные этапы исследования: На первом этапе (2004 - 2005 годы) изучалась научная и учебно-методическая литература по данной проблеме, разрабатывались основные теоретические положения исследования, накапливался эмпирический материал в процессе работы с учащимися, выявлялись особенности историко-музыковедческой работы. На протяжении всего периода исследования (2004 - 2009 годы) проводилась опытно-экспериментальная работа (тестирование учащихся I и IV курсов). На втором этапе (2006 - 2007 годы) осуществлялась разработка материалов по.современной музыке: программы авторского курса (и методических рекомен1 даций) для преподавателей и учебно-методического пособия для учащихся. На третьем этапе (2008 - 2009 годы) анализировались и обобщались полученные результаты, формулировались выводы исследования, осуществлялась апробация программы по современной музыке. Была подготовлена и оформлена рукопись диссертационного исследования.

Организационная база исследования: Ярославское музыкальное училище им. JI.B. Собинова, Ярославское училище культуры. В ходе исследования было проанкетировано 413 учащихся I и IV курсов.

Теоретико-методологическая основа исследования опирается на инте-гративные культурологические принципы, концепции теоретического и исторического музыкознания, методики преподавания музыкальной литературы и музыкальной психологии:

- принципы культурологической педагогики (Г.В. Драч, Т.С. Злотникова,

- Н. И. Киященко, Т.Ф. Кузнецова, Л:М. Мосолова), а также интегративные культуросообразные принципы педагогики (М.И. Рожков)' и психологии (В .А. Мазил ов);

- принципы музыкальной психологии- (A.A. Деркач, Д.К. Кирнарская, Г.М. Цыпин);

- историко-типологический метод (Г.В. Григорьева, И.В. Кондаков, A.C. Соколов);

- концепция целостного анализа (JI.A. Мазель, В.А. Цуккерман)

- теория интонации (Б.В. Асафьев), ее интерпретация (Г. Гольдшмидт);

- концепция стилевого анализа (М.К. Михайлов).

- принципы методики обучения музыкальной литературе (Б.В. Асафьев, И.А. Гивенталь, А.И. Лагутин)

- принципы личностно-профессионального развития (A.A. Деркач, Б.А. Со-сновский);

- принципы развивающего обучения музыке (Г.М. Цыпин).

Теоретико-методологическая база исследования ориентирована на деятельность научной школы кафедры культурологии и журналистики ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», на которой выполнена работа.

Методы исследования: культурологически ориентированный анализ музыковедческой литературы, культурно-типологический анализ музыкальной практики XX века (в аспектах теории творческой личности и теории художественного образа), эмпирический анализ научно-образовательной культуросооб-разной деятельности в сфере подготовки будущих музыкантов (тестирование и контент-анализ его результатов, индивидуальные беседы).

Гипотеза исследования состоит в следующих предположениях:

- программно-методическое обеспечение историко-музыковедческой подготовки будущих музыкантов недостаточно скоррелировано по-отношению к процессу развития культурных практик в сфере музыки и процессу движения научной мысли;

- в связи с данным обстоятельством представляется необходимым t усиление эстетически-воспитательных моментов, направленных на расширение общекультурного кругозора учащихся;

- важной составляющей гармонизации» и модернизации образовательного процесса является- обновление содержательного аспекта изучаемого будущими музыкантами историко-музыковедческого материала. Степень разработанности проблемы выявлена нами в двух аспектах, раскрывающих общие и специальные позиции.

Общие позиции. Историко-музыковедческая подготовка до настоящего времени не рассматривалась комплексно, в соединении теоретических и практических проблем, классических и современных тенденций.

Проблема личностно-профессионального развития' к началу XXI века получила отражение в работах по музыкальной психологии в плане рассмотрения принципов развивающего обучения музыке (Г.М. Цыпин), условий, обеспечивающих личностно-профессиональное развитие музыканта (A.A. Деркач, Д.К. Кирнарская, Б.А. Сосновский).

К числу важных теоретико-методологических ориентиров нашего исследования принадлежат принципы культурологической педагогики (Т.С. Злотникова, Н.И. Киященко, Т.Ф. Кузнецова, JIM. Мосолова), культуросообразные принципы педагогики (М.И. Рожков) и интегративные методологические позиции психологии (В.А Мазилов). Понимание фундаментальных и прикладных задач культурологической педагогики может быть экстраполировано применительно к историко-музыковедческой подготовке профессиональных музыкантов через реализацию- структурно-семантических принципов (историзм, типологизм, конкретная аналитичность), интегративного подхода, с установлением связей между художественными (в аспекте данного исследования - музыкальными) феноменами.

Для проведенного- исследования имели значение работы, посвященные анализу художественно-образной специфики музыкальных произведений (Б. В. Асафьев, И.А. Гивенталь, JI.A. Мазель, А.П. Милка, Г.А. Савоскина, Ю. Н. Холопов, В.А. Цуккерман). В трудах JI.A. Мазеля> и В.А. Цуккермана излагаются общие эстетические и методологические основы анализа музыкальных произведений, подробно характеризуются, средства выразительности, синтаксис и музыкальные формы. Музыкальный,анализ рассматривается как средство профессионального мышления музыканта (И.А. Гивенталь), выявление стилистической и индивидуальной специфики содержания'и формы произведений обозначается- как специальная' проблематика музыкального анализа. (А.П. Милка, Ю.Н. Холопов): Особое место занимает осмысление музыкальной интонации как категории, связанной с человеческим мышлением, как явления, составляющего выразительную сущность музыки как искусства (Б.В. Асафьев).

В специфических ракурсах анализа музыкальных произведений освещает-сяг значение жанровых единиц в< музыкальном произведении для индивидуализации и конкретизации тематизма (М.Ш. Бонфельд, Е.А. Ручьевская, В.Н. Холопова). Е.А. Ручьевская выделяет типовые интонации, сложившиеся в ходе, музыкально-исторического развития, Д'.К. Кирнарская апеллирует к архе-типичным базисным формам интонации как смысловой первооснове музыки. М.К. Михайлов характеризует сущность стилевого анализа, рассматривает реализацию стилистических признаков через типовые формулы-схемы, выражающие собой признаки исторических слоев, выделяет его особую разновидность, атрибуцию, рассматривая ее как квинтэссенцию стилевого анализа. Г.А. Савоскина рассматривает практические аспекты аналитической методики применительно к начальному этапу обучения учащихся.

Практическая составляющая историко-музыковедческой подготовки будущих музыкантов рассмотрена в ряде статей и характеризует трудности освоения целостного анализа на первом этапе формирования будущего музыканта-профессионала (Г.А. Савоскина), вопросы общекультурной подготовки, эстетического воспитания будущих музыкантов (Л.Л. Рыцлин, В.Б. Григорович), развитие творческого начала учащихся (в ракурсе историко-музыковедческой подготовки) в рамках внеклассной работы (О.И. Аверьянова, Е.М. Царева). Основные особенности и принципы слушания и работы с нотным текстом, как специфические умения учащихся, а также условия, при которых достигается необходимый уровень слуховой' сосредоточенности, рассмотрены А.И. Лагутиным и Б.В. Асафьевым. Основные принципы слушания и работы с нотным текстом, разработанные-А.И. Лагутиным применительно к детским музыкальным школам, экстраполированы, нами на процесс обучения музыкальной литературе в училище.

Одним из ориентиров в ходе исследования стала работа по методике преподавания музыкальной литературы в музыкальном училище И.А. Ги-венталь, систематизирующая методы и формы работы и обобщающая типологию музыковедческого материала.

В диссертации учтены не только современные исследования, но и работы, посвященные проблемам современного музыкального образования в СССР, Российской Федерации: сохранение традиций российской культуры посредством модернизации музыкального образования (А.О. Аракелова).

При проведении анализа тестов учащихся ориентирами, стали работы О.В. Бочкаревой, Т.С. Злотниковой.

При работе над авторской программой« по музыке XX века, позволяющей осуществить культурологический подход к изучению историкомузыковедческой проблематики будущими музыкантами, учтен широкий круг обязательной учебной и дополнительной музыковедческой литературы, в том I числе, пособия для вузов.

Специальные позиции. Первое направление нашего исследования связано с решением практических задач в рамках историко-музыковедческой подготовки будущих профессиональных музыкантов среднего звена. Выработанный нами научно-образовательный комплекс системно интерпретируемого в контексте актуальных художественных тенденций музыкального материала, репрезентирующего опыт XX века, отвечает одной из тенденций, связанной'с разработкой историко-музыковедческих тем (обзорного, биографического, музыкально-аналитического типа) преподавателями историко-теоретических дисциплин. Нами впервые в едином комплексе, с помощью двух типов презентации (в зависимости от адресата - преподавателей или учащихся) обобщен значительный по объему материал современной зарубежной и отечественной музыки, призванный способствовать совершенствованию профессиональных и общекультурных компетенций учащихся-музыкантов.

Тенденция, связанная с использованием инновационных форм контроля, реализована нами на материале современной музыки» с помощью разработанных вопросов и заданий для всех видов контроля, рассчитанных как на учебную, так и внеучебную работу учащихся.

Второе направление нашего исследования связано с анализом теоретических аспектов историко-музыковедческой подготовки профессиональных музыкантов. Учитывая факт, что в основу обучения музыкальной литературе положено изучение музыкального произведения как художественного феномена, мы посчитали необходимым обратиться к проблематике целостного анализа. Данная музыковедческая проблема, разработанная в целом ряде трудов и учебных пособий в аспекте интонационного, жанрового, стиле-вогог анализа и* анализа форм (Б.В. Асафьев, М.Ш. Бонфельд, Л.А. Мазель, М'.К. Михайлов, В.А. Цуккерман), нами была рассмотрена применительно к анализу произведений в процессе изучения музыкальной литературы. Считая, что методология ответа по разным типам тем освещена недостаточно подробно, мы, в соединении собственного практического опыта и разработок отечественного музыкознания, выявили алгоритмы общей характеристики произведения и биографических тем. Расширив и углубив аспекты рассмотрения принципов организации содержания историко-музыковедческой подготовки, обозначенные И.А. Гивенталь, на основе анализа программно-методических материалов историко-музыковедческого профиля, мы рассмотрели динамику содержательного аспекта программ и обновления классических методологических принципов предмета.

Как одна из специальных позиций, не служившая ранее темой музыковедческих исследований, нам представляется проблематика, связанная с личностными и профессиональными особенностями (историко-музыковедческого и общекультурного профиля) будущих музыкантов-профессионалов.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- сформированная нами культурологическая, в том числе культуросооб-разная теоретико-методологическая компонента отражает как традиционные позиции музыкальной науки, так и индивидуальный, в том числе, авторский практический опыт исследователя;

- выявлены трудности и противоречия, свойственные современному образовательному процессу историко-музыковедческой подготовки музыкантов;

- разработан культурологический подход к изучению историко-музыковедческой проблематики будущими музыкантами, на основе чего созданы программа авторского курса и учебно-методическое пособие по современной музыке, обеспеченные теоретическим, музыкальным материалом;

- исследованы в ходе научно-образовательной деятельностшна конкретном эмпирическом материале личностные и профессиональные особенности будущих музыкантов в аспекте историко-музыковедческой подготовки на разных этапах обучения.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней

- современный музыковедческий материал, репрезентирующий музыку XX века, интерпретирован и систематизирован в соответствии с актуальным опытом культурологии и конкретных гуманитарных наук (в частности, музыковедения);

- определены общие принципы изучения историко-музыковедческих материалов по современной музыке, общие принципы трансформации истори-ко-музыковедческого материала, изучаемого будущими музыкантами;

- особенности формирования профессионального музыканта рассмотрены в контексте культуросообразных подходов к образованию, применительно к проблемам изучения музыкальной литературы как области формирования историко-культурных и музыкально-теоретических навыков. Практическая значимость работы связана с необходимостью расширения профессионального кругозора будущих музыкантов. Она определяется возможностью использования материалов работы (по проблематике музыки XX века), изданных в 2009 году, в практике преподавания1 современной музыки в музыкальном училище, училище культуры, в музыкальных вузах, в детских музыкальных школах и детских школах искусств. Материалы диссертации-также могут быть использованы в музыкальном училище в курсе методики преподавания музыкальной литературы. На основе проделанной нами работы возможно проведение аналогичных исследований, касающихся проблем преподавания «Музыкальной литературы» в детских музыкальных школах и детских школах искусств, «Истории музыки» в музыкальных вузах.

Личный вклад диссертанта состоит в том, что были актуализированы и изучены различные аспекты историко-музыковедческой подготовки будущих музыкантов, впервые в данном ракурсе проанализированы качественные характеристики их подготовленности на современном этапе. Был разработан комплекс системно интерпретируемого в контексте актуальных художественных тенденций музыкального материала, репрезентирующего опыт XX века в двух вариантах, соответствующих потребностям субъектов процесса подготовки музыкантов-профессионалов среднего звена.

Достоверность результатов исследования обусловлена всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций; комплексностью методологии, адекватной цели и задачам исследования; системным и полным обобщением теоретического и практического опыта исследования историко-музыковедческой подготовки профессиональных музыкантов среднего звена в культурологическом аспекте. На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование будущих музыкантов в ходе историко-музыковедческой подготовки опирается на выработку не только специфических умений в работе с нотным, теоретическим материалом, но шкультурологически детерминированного умения систематизировать материал, развитие проблемного мышления как одного из компонентов личности профессионального музыканта.

2. В «основании историко-музыковедческой подготовки учащихся необходимо должно присутствовать сочетание музыкально-теоретического и культурологического компонентов, предполагающих изучение композиторского творчества в художественно-историческом контексте на основе геополитического, типологического, междисциплинарного принципов подхода.

3. Особенности (стереотипы) сложившегося программно-методического обеспечения историко-музыковедческой подготовки будущих музыкантов требуют включения в его состав как обновленной системы представлений о музыкально-историческом процессе, так и обновленной системы проверки знаний, способствующей личностному характеру изучения материала.

4. Изучение музыкальной культуры XX века как сложного культурного комплекса требует инновационного для историко-музыковедческой подготовки будущих музыкантов подхода к формированию содержательного корпуса: оптимальным является сочетание монографического принципа с историко-культурным подходом через ассимиляцию возможно большого объема монографического, музыкального, историко-культурного материала, что должно отражаться в обновлении историко-музыковедческого материала.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялись на заседаниях кафедры культурологии и журналистики ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», на научно-практических конференциях: областной научной конференции «Музыка XX века» (Ярославль, ГОУ СПО «Ярославское музыкальное училище им. Л.В. Собинова», 2004), международной научной конференции «Чтения им. К.Д. Ушинского» (Ярославль, ГОУ ВПО «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского», 2005), межрегиональной научной конференции «Столицы и столичность в истории русской культуры» (Ярославль, ГОУ ВПО «ЯГПУ им. К.Д.Ушинского», 2005), областной научной конференции «К 100-летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича» (Ярославль, ГОУ СПО «Ярославское музыкальное училище им. Л.В. Собинова», 2006), международной научной конференции «Современное состояние музыкального образования: проблемы и перспективы развития» (Железногорск Курской.обл., 2009), в работе мастер-класса «Система" подготовки текста автореферата и процедуры защиты кандидатской / докторской диссертации» (Ярославль, ГОУ ВПО «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского», 2009), научно-практической конференции «Система изучения массовых и индивидуальных интенций личности в культуросооб-разном модусе» (Ярославль, ГОУ ВПО «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского», 2010).

Основная проблематика работы представлена в десяти публикациях, в том числе - двух, осуществленных в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ, программе авторского курса для преподавателей и учебно-методическом пособии по современной музыке для учащихся.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав («Культурный опыт в сфере историко-музыковедческой подготовки (на материале российских средних специальных учебных заведений»); «Культурологический подход к изучению историко-музыковедческой проблематики в средних специальных учебных заведениях»), заключения, библиографического списка источников и литературы, включающего 142 наименования и трех приложений. Общий объем работы - 351 с.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Нечаева, Наталия Львовна

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости продолжения изучения проблемы в следующих направлениях: программно-методическое обеспечение преподавания музыкальной литературы в ДМШ и Д1.НИ, внутри-предметные связи курса «Музыкальная литература» на уровне «ДМШ, ДШИ - училище», и программ курсов «Музыкальная литература» и «История музыки» на уровне «училище - вуз»; история формирования историко-музыковедческого образования в России. г

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленное исследование обусловлено стремлением детально проанализировать историко-музыковедческую подготовку профессиональных музыкантов среднего звена на современном этапе, научно обосновать специфику преподавания историко-музыковедческого материала, являющегося квинтэссенцией общекультурной подготовки, эстетического воспитания будущих музыкантов-профессионалов.

Автором настоящей работы впервые проведено изучение комплекса проблем, связанных с процессом подготовки специалиста-исполнителя и специалиста-музыковеда по одной из ведущих профильных дисциплин.

По ходу исследования, построенного на обобщении результатов поиска решений проблем и противоречий, возникающих в процессе обучения музыканта, а также инспирированного текущей практикой работы с начинающими музыкантами, нами определена историко-музыковедческая проблематика как необходимая составляющая культурологической подготовки учащихся среднего профессионального звена в рамках предмета «Музыкальная литература». В результате нами сформирована культурологическая, в том числе кулътуро-сообразная теоретико-методологическая компонента, положенная в основание подхода к решению задач историко-музыковедческой подготовки студентов. Структурными элементами этой компоненты нами'определены следующие позиции:

- музыкальная деятельность будущего музыканта носит творческий характер, опирается на комплекс специальных способностей, умений и навыков;

- в центр процесса обучения музыкальной литературы полагается целостный анализ музыкального произведения как феномена музыкальной культуры;

- особую актуальность имеет изучение нотного текста, высокий уровень фортепианной иллюстрации, наличие качественных воспроизводящих записей;

- расширение объема презентации (анализа) современной музыки является необходимым условием формирования широкого музыкального кругозора учащихся;

В ходе исследования нами не только были выявлены различные аспекты и условия формирования компонентов личности музыканта, основные критерии и показатели профессиональной подготовленности будущих профессиональных музыкантов, но и исследованы личностные и профессиональные особенности будущих музыкантов в аспекте историко-музыковедческой подготовки на разных этапах обучения. В результате исследования определен теоретико-методологический алгоритм обновления историко-музыковедческой подготовки профессионального музыканта (среднее звено).

На основе систематизации опыта, выявленного нами в имеющихся программно-методических материалах и других материалах музыковедческого образовательного цикла, мы предложили новый подход, сочетающий общие (культурологические) и специальные (музыковедческие) компоненты, входящие в алгоритм примерных программ учебных заведений одинакового профиля среднего звена.

Для реализации в учебном процессе принципов, обоснованных нами в ходе исследования на основе (1) анализа имеющихся учебно-методических материалов, (2) применения историко-музыковедческого подхода в его культу-росообразном аспекте, выработана система изучения основных особенностей музыкально-исторического процесса XX века. С помощью структурирования материала на трех уровнях (социокультурный контекст, динамика художественных процессов и личные судьбы творцов) разработан интегративный культурологический подход к изучению историко-музыковедческого материала по современной музыке.

Таким образом, нами не только исследован обширный музыковедческий материал, программно-методические материалы по музыкальной литературе, но и выработан комплекс системно интерпретируемого в контексте актуальных художественных тенденций музыкального материала, репрезентирующего опыт XX века, причем (в том числе) и в авторском понимании автора настоящего исследования. Представленный материал отвечает насущной потребности в качественной культуроссообразной подготовке профессиональных музыкантов. На его основе созданы и внедрены в учебную практику программа авторского курса (и методические рекомендации для педагогов) и учебно-методическое пособие для учащихся. Разработанные нами взаимодополняющие материалы по современной музыке могут способствовать трансформации ассимилированного учащимися материал в качество художествен-но-интеллектуальнйо деятельности.

Исходя из необходимости обновления содержания и системы организации историко-музыковедческой подготовки будущих профессиональных музыкантов для внедрения в учебный процесс в рамках учебной дисциплины «Современные художественные направления музыки XX века» на основе материалов настоящего исследования подготовлен учебно-методический комплекс по современной музыке. Наличие данной разработки позволит обеспечить качественную культуросообразную подготовку учащихся, дальнейшее расширение историко-музыковедческого поля, совершенствование междисциплинарных связей и взаимодействия субъектов процесса подготовки профессиональных музыкантов среднего звена.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Нечаева, Наталия Львовна, 2010 год

1. ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

2. Аббясова, JI.C. Борис Тищенко Текст.: реферат / Л.С.Аббясова ; ГОУ СПО ЯМУ им. Собинова-Ярославль, 2003. 6 с.

3. Аверьянова, О. И. Отечественная музыкальная литература XX века Текст. : учебник для ДМШ: Четвертый год обучения / О. И. Аверьянова; ред. Т. Ершова. -М.: Музыка, 2003. 256 е., нот. ил.

4. Анорова, В. Г. Отечественная музыкальная литература Текст. / В. Г. Анорова: рабочая программа дисциплины ГОУ СПО Костромское музыкальное училище. Кострома, 2003. - 22 с.

5. Асафьев, Б. В. «Воццек» Альбана Берга Текст. / Б. В. Асафьев // Зарубежная музыка XX века. Материалы и документы / ред. И. В. Нестьев. -М.: Музыка, 1975. 254 с.

6. Асафьев, Б.В. Книга о Стравинском Текст. : сб.ст. / Б. В. Асафьев; ред. В. В. Рубцова. М.: Музыка, 1977. - 256 с.

7. Бокщанина, Е. Н. Методика преподавания музыкальной литературы в училище Текст. : учебное пособие для вузов / E.H. Бокщанина. М.: Музгиз, 1961. 72 с.

8. Бонфельд, М.Ш. Анализ музыкальных произведений Текст. : учебное пособие для вузов / М.Ш.Бонфельд; ред К.В.Кондахчан. Вып.1 М.: Владос.-2003- 205 с.

9. Басин, Е.Я. «Двуликий Янус (о природе творческой личности) 2-е изд.» Текст. / Е.Я.Басин. М.: Гуманитарий, 2009. - 257с.

10. Бочкарева, О.В., Дидактический диалог в профессионально-педагогической подготовке учителя музыки в вузе Текст. монография /

11. О.В. Бочкарева; ред. С.Ю.Родонова. ГОУ ВПО ЯГПУ им. К.Д.Ушинского. Ярославль, 2008.-402 с.

12. Валькова, В. Б. Советское прошлое в постсоветском настоящем: российские музыканты в поисках национально-культурной идентичности Текст. / В. Валькова // Музыкальная академия. 2006. - №1. - С.58-68.

13. Варунц, В. П. Музыкальный неоклассицизм Текст. : ист.очерки / В. П. Варунц; ред. С. Фимштейн М.: Музыка, 1988. - 88 с.

14. Галушко, М. «Анюта» или рождение музыки из чеховской поэмы Текст. / М. Галушко // Музыка России: сб.ст. / сост. А. В. Григорьева. Вып.6. -М: Советский композитор, 1986. 424 е., ил.

15. Гецелева, Е. Б. Орган в творчестве Софии Губайдулиной Текст. / Е. Б. Гецелева // ОгасЬдБ ас! РашаББит : сб. ст. молодых музыковедов / Нижегородская гос. консерватория им. Глинки. Нижний Новгород, 1998. С. 83- 106.

16. Гивенталь, И.А Методика преподавания музыкальной литературы в музыкальном училище : учебное пособие Текст. / И.А.Гивенталь, М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987. - 72 с.

17. Гейлиг, М.Ф. Очерки по методике преподавания музыкальной литературы Текст. / М.Ф. Гейлиг; ред. Т.Ершова. М.: Музыка, 1966. - 59 с.

18. Гнатовская, Л. И. Музыкальная литература зарубежных стран Текст. / Л. И. Гнатовская: рабочая программа дисциплины ГОУ СПО Ярославское музыкальное училище. Ярославль, 2003. - 19 с.

19. Григорьева, Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века Текст. / Г. В. Григорьева; ред. И. Ф. Прудникова. -М.: Советский композитор, 1979. 206 е., нот.

20. Данилевич, Л. В. Дмитрий Шостакович. Жизнь и творчество Текст. / Л. В. Данилевич; ред. А. Курцман. М.: Советский композитор, 1980. -302 с.

21. Дайхина, Е.Л. Музыкальная литература Текст. / Е.Л.Дайхина: рабочая программа дисциплины. ГОУ СПО ЯУК Ярославль, 2003. - 10 с.

22. Дидковская, H.A. Молодые иеследватели как носители ментальных характеристик современного российского общества Текст.: сб.научных трудов // Ментальные модели русской культуры / Н.А.Дидковская; ред.Т.С.Злотникова. Ярославль, 2005. - 136 с.

23. Дмитрий Шостакович. Статьи и материалы. Текст. : сб.ст., Хренников Т. Н. [и др.]; ред.-сост. Г. М. Шнеерсон. М.: Советский композитор, 1976.-336 с.

24. Додонова, JI.A. Эдисон Василевич Денисов. К 75-летию Текст. : сб. тезисов и методических материалов преподавателей учреждений СПО культуры и искусства Ярославской области. Вып 1. / JI. А. Додонова. — Ярославль, 2004. 25 с.

25. Драч, Г.В. «Культурология»: учебное пособие Текст. :/ Г.В, Драч М.: Феникс. 2002. - 608 с.

26. Друскин, М. С. О западно-европейской музыке XX века Текст. : сб.ст. / М. С. Друскин; ред. И. Ф. Прудникова. М.: Советский композитор, 1973.-271 с.

27. Друскин, М. С. Стравинский Текст. / М. С. Друскин // Музыкальная энциклопедия в 6 т.; ред. Ю. В. Келдыш. Т.5 М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1981. - С.ЗО 1-303.

28. Дьяченко, Н.Г. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях Текст. / Дьяченко, Н.Г., Котляревский, H.A., Полянский, Ю.А.; ред. К. И. Шушпанова. Киев, «Музычна Украина», 1987.-110 с.

29. Дюмениль, Р. Современные французские композиторы группы «Шести» Текст. / Р. Дюмениль; ред. А. Н. Крюков. JL: Музыка, 1964.- 131 с.

30. Екимовский, Е. А. Оливье Мессиан: жизнь и творчество Текст. / Е. А. Екимовский; ред. И.Ф.Прудникова. М.: Советский композитор. 1987.-304 с.

31. Егорова, Т. К. Вселенная Эдуарда Артемьева Текст. : лит-худ. издание / Т. К. Егорова; ред.Е.С.Федорова. М.: Вагриус, 2006. - 255 е., ил.

32. Ерохина, Т.И. Личность и текст в культуре русского символизма Авто-реф. Дис.докт.культурологии. Ярославль, 2009. 48 с.

33. Зив, Н.М. Музыкальная литература Текст. / Н.М.Зив.: рабочая программа дисциплины ГОУ СПО АМУ при МГК им.П.И.Чайковского. Москва, 2003.-12 с.

34. Злотникова, Т. С. Как измерить духовность Текст. : сб.ст. / Т.С. Злотни-кова // Педагогический вестник. Ярославль, 2004. С.42 - 49.

35. Злотникова, Т.С. Методологическое обеспечение исследования ментальных моделей русской культуры Текст.: сб. научных трудов / Т.С.Злотникова // Ментальные модели русской культуры; Ярославль, 2005.-С. 3-25.

36. Злотникова, Т.С. Публичное одиночество (творческая личность в русском театре второй половины XX века: актер и режиссер) Текст. / Т.С.Злотникова; ред. Ю.М.Барбой. Ярославль: ЯГПУ им К.Д.Ушинского, 1998. 235 с.

37. Злотникова, Т.С. Человек Хронотоп - Культура. Текст.: / Т.С. Злотникова: Введение в культурологию: курс лекций. Ярославль: Александр Рутман, 2003.-172 с.

38. Игорь Федорович Стравинский. Статьи, воспоминания Текст. : сб.ст. / Хренников Т. Н. [и др.]; ред.-сост. Г. С. Алфеевская, И. Я. Вершинина-М.: Советский композитор, 376 с.

39. Игорь Федорович Стравинский. Статьи, материалы Текст. : сб.ст. / Г. С. Алфеевская [и др.]; ред. Б. М. Ярустовский. -М.: Советский композитор, 1983.-526 с.

40. Интонация и музыкальный образ Текст.: сб.ст. / В.А. Цуккерман и [и др.]; ред. Б.М.Ярустовский. М.: Музыка, 1965. - 355 с.

41. История русской музыки: в 10 томах. Конец XIX начало XX - Текст. : учебное пособие / Баева А. А. [и др.]; ред. Келдыш Ю. В. - М.: Музыка, 1997. -542 е., нот.

42. История современной отечественной музыки Текст. : учебник / М. Е. Тараканов [и др.]; ред. М. Е. Тараканов. Вып.1. М.: Музыка, 2005. - 480 е., нот.

43. История современной отечественной музыки Текст.: учебник / М. Е. Тараканов [и др.]; ред. М. Е. Тараканов. Вып.2. М.: Музыка, 2005. ^477 е., нот.

44. История современной отечественной музыки Текст. : учебное пособие для музыкальных ВУЗов / Е. Долинская [и др.]; ред.-сост. Е. Долинская; Вып.З. -М.: Музыка, 2001. 656 е., нот.

45. И. Ф. Стравинский. Статьи, материалы Текст.: сб.ст. / Г. С. Алф'еевская [и др.]; ред. Б. М. Ярустовский. М.: Советский композитор, 1983. - 526 с.

46. Как преподавать музлитературу Текст. : сб.ст / Т.Новицкая [и др.]; ред.-сост. А.И.Тихонова. М.: Классика XXI век, 2007. - 169с.

47. Катунян, М.И. Эдуард Артемьев Текст. : сб.ст // Композиторы Москвы /t М. И. Катунян; ред. И. Ф. Прудникова. Вып.4. М.: Музыка, 1994. - 85 с.

48. Кац, Б. А. О музыке Бориса Тищенко Текст. : опыт критического иссле-> дования / Б. А. Кац; ред. И. Б. Белецкий. — Л.: Советский композитор,1986.-168 с.

49. Келдыш, Ю. В. Берг Текст. / Ю. В. Келдыш // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1 М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973. - С.414-415.

50. Келдыш, Ю. В. Веберн Текст. / Ю.В.Келдыш // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1 М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973. - С.694-696.г

51. Киреева, Е.В. Музыкальная литература Текст. / Е.В.Киреева: рабочая программа дисциплины. ГОУ СПО ЯУК Ярославль, 2003. - 10 с.

52. Киященко, Н.И. Человек и музыка : вопросы методологии музыкально-эстетического воспитания Текст. / Н.И.Киященко // метологические проблемы музыкальной педагогики. М., 1991. - С. 18- 20.

53. Кокорева, Л. М. Дариус Мийо. Жизнь и творчество. Текст. / Л. М. Кокорева ; ред. И. Ф. Прудникова. М.: Советский композитор, 1986. - 336 с. [8] л.ил., портр.

54. Кон, Ю. Г. Шенберг Текст. / Ю.Г.Кон // Музыкальная энциклопедия: в 6 т; ред. Ю. В. Келдыш. Т.6. М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1982. - С.322-327.

55. Кондаков, И.В. Культурология: история культуры России Текст.: учебное пособие для вузов / И.В. Кондаков. М.: Омега - Л, 2003. - 615 е., ил.

56. Корзун, К.В. Музыкальная литература Текст. / К.В. Корзун, Е.Д. Кузнецова: рабочая программа дисциплины ГОУ СПО АМУ при МГК им.П.И.Чайковского. Москва, 2003. - 15 с.

57. Кремлев, Ю. А. Очерки творчества и эстетики новой венской школы Текст. / Ю. А. Кремлев; ред. В. Крюков. Л.: Музыка, 1970. - 135 с.

58. Крейн, Ю. Г. Мийо Текст. : / Ю. Г. Крейн // Музыкальная энциклопедия: в 6 т.; ред. Ю. В. Келдыш. Т.З М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1976. - С.583-585.

59. Культурология Текст.: энциклопедия. В 2 т. Т.1 / ред.С.Я.Левит. М.: Росспэн, 2007. - 1390 с.

60. Культурология Текст.: учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей Кузнецова Т. Ф [и др.] М.: Наука, 1995. -295 с.

61. Лагутин, А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ Текст. / А.И.Лагутин; ред. Т. Ершова. М.: Музыка, 1982. - 224 с.

62. Левашова, О. Е. Пуччини и его современники Текст. / О. Е. Левашова; ред. И. Ф. Прудникова. М.: Советский композитор, 1980. - 524 с.

63. Левая, Т. Н. Пауль Хиндемит. Жизнь и творчество. Текст. : исслед. / Т. Н. Левая, О. Т. Леонтьева / ред. Е.Гордеева. М.: Музыка, 1974. - 448 с.

64. Левая, Т.Н. Советская музыка: диалог десятилетий Текст. : сб.ст. // Советская музыка 70-80-х годов // Стиль и стилевые диалоги / Т. Н. Левая -М.: Музыка, 1985. - С.9 - 29.

65. Леонтьева, О. Т. Карл Орф Текст. / О. Т. Леонтьева // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / ред. Ю. В. Келдыш. Т.4. М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1978. - С. 110-113.

66. Леонтьева, О. Т. Карл Орф Текст. / О.Т.Леонтьева; ред.И. Ф. Прудникова. -М.: Музыка, 1984- 334 е., портр., ил., нот.

67. Леонтьева, О. Т. Хиндемит Текст. / О. Т. Леонтьева // Музыкальная энциклопедия; в 6 т. / ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. - С.27-29.

68. Лихачева, И. В. Музыкальный театр Родиона Щедрина Текст. : исслед. / И. В. Лихачева; ред. И. Ф. Прудникова. М.: Советский композитор, 1977.-207 с.

69. Личность в современной русской культуре: стратегии социокультурного изучения Текст.: научный сборникучебное пособие / Т.С.Злотникова и др.; ред. С.Ю.Родонова. Ярославль.: ЯГПУ, 2009. - 143 с.

70. Личность в современной русской культуре: культуросообразность образования и жизнеустороения Текст.: Т.С. Злотникова и др.; ред. Т.С.Злотникова, М.В. Новиков. Ярославль.: ЯГПУ, 2010. - 220 с.

71. Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений Текст.: учебник для музыкальных вузов / Л. А. Мазель; ред. А.Д. Трейстер. М.: Музыка, 1979.-536 е., нот.

72. Мазилов, В.А. Психология на пороге XXI века: Методологические проблемы. Текст. / -Ярославль.: МАПН, 2001. 196 с.

73. Медведева, И. А. Франсис Пуленк Текст. / И.А.Медведева; ред. И. Ф. Прудникова. М.: Советский композитор, 1964. - 238 с.

74. Медведева, И. А. Франсис Пуленк Текст. / И. А. Медведева // Музыкальная энциклопедия: в 6 т.; ред. Ю. В. Келдыш. Т.4 М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1978. - С.485-486.

75. Мелик-Пашаева, К. Л. Творчество О.Мессиана Текст. : исслед. / К. Л. Мелик-Пашаева. М.: Музыка, 1987. - 208 е., нот.

76. Методические записки по вопросам музыкального образования Текст.: сб.ст. / Л. Л. Артынова, А.И.Лагутин [и др.]; ред.-сост.Н.Л.Фишман. М.: Музыка, 1966.-353 с.

77. Методические записки по вопросам музыкального образования Текст.: сб.ст. / Л. Л. Рыцлин [и др.]; ред.-сост. Н. Л. Фишман. Вып.2 М. : Музыка, 1991.-240 с.

78. Методические записки по вопросам музыкального образования Текст.: сб.ст. / Л. Л. Артынова, А.И.Лагутин [и др.]; ред.-сост. А.И.Лагутин. Вып.З -М. : Музыка, 1983.-355 с.

79. Методологические проблемы музыкознания Текст.: сб.ст. / М.Тараканов [и др.]; ред. Д. В. Житомирский. М.:Музыка, 1987. - 231 с. нот.

80. Милка, А. П. Сергей Слонимский Текст.: монографический очерк / А. П. Милка; ред. А. Г. Юсфин. Л.: Музыка, 1996. - 109 с.

81. Михайлов, М. К. К проблеме стилевого анализа Текст. / М. К. Михайлов // Современные вопросы музыкознания / ред. Е.М.Орлова. М.: Музыка, 1976.-287с., нот.

82. Музыка второй половины XX века. Комплект мультимедийных программ Электронный ресурс. Электрон., текстовые, зв. дан. (702 Мб).

83. М.: ООО «Артель «Восточный ветер», 2004. 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)

84. Музыка второй половины XX века. Комплект мультимедийных программ Электронный ресурс. Электрон., текстовые, зв. дан. (652 Мб). М.: ООО «Артель «Восточный ветер», 2004. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)

85. Музыка второй половины XX века. Комплект мультимедийных программ Электронный ресурс. Электрон., текстовые, зв. дан. (680 Мб). М.: ООО «Артель «Восточный ветер», 2004. - 1 электрон. Опт. Диск (CD-ROM)

86. Музыка Эдисона Денисова Текст.: Материалы научной конференции, посвященной 65-летию композитора // Научные труды Московской гос. Консерватории // ред. Ю. В. Холопов. Сб. 11. - М., 1995. - 144 с.

87. Музыкальная литература зарубежных стран Текст.: учебное пособие для музыкальных училищ / И. А. Гивенталь [и др.]; ред. К.Кондахчан. -Вып.6. М.: Музыка, 1994. - 478 е., нот.

88. Музыкальная литература зарубежных стран Текст. : учебное пособие для музыкальных училищ и общих курсов музыкальных вузов / И. А. Гивенталь [и др.]; ред. К. Кондахчан. Вып.7. - М.: Музыка. 2000. - 448 е., нот.

89. Музыкальный авангард в СССР Текст. : музыка: экспресс-информация (по материалам второго фестиваля современной музыки «Альтернатива -?»); ред. Е. В. Орлова. Вып.4. М.: Музыка - 1990. - 20 с.

90. Музыка XX века Текст. : очерки : В 2 ч. Ч. 1 / отв. ред. Д. В. Житомирский; Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания-М.: Музыка, 1976. -367 е., нот.

91. Музыка: Энциклопедия Текст. / ред. Г. В. Келдыш М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 672 е., ил.

92. Нестьев, И. В. Барток Текст. / И. В. Нестьев // Музыкальная энциклопедия: в 6 т.; ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1 М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973. — С.335-342.

93. Нестьев, И. В. Барток Текст.: монография / И. В. Нестьев; ред. И.Ф.Прудникова. М.: Музыка, 1969. - 798 с.

94. Нестьев, И.В. Веризм Текст. / И. Нестьев // Музыкальная энциклопедия: в 6 т; ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1 М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973. - С.753- 754.

95. Нечаева, Н.Л.Современные хуждожественные направления музыки XX века. Материалы для педагогов Текст.: учебно-методическое пособие / Н.Л.Нечаева; ред.Л.К.Шереметьева Ярославль.: ЯЛТУ, 2009. -138 с.

96. Нечаева, Н.Л.Современные художественные направления музыки XX века. Материалы для учащихся Текст.: учебно-методическое пособие / Н.Л.Нечаева; ред. Л.К.Шереметьева Ярославль.: ЯГПУ, 2009. -110 с.

97. Нечаева, Н.Л. Отечественная музыкальная литература Текст. / Н.Л.Нечаева: рабочая программа дисциплины ГОУ СПО Ярославское музыкальное училище. Ярославль, 2003. - 11 с.

98. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога Текст. / Г.Г.Нейгауз; ред Д.В .Житомирский. М. Музыка, 1967. - 298 с. ил.

99. Основы теории художественной культуры: учебное пособие Текст. / Ка; ган М.С., Соболев П.С., Л.М. Мосолова [и др.]; отв.ред. Л.М. Мосолова.- СПб.: Лань, 2001. 258 с.I

100. Основы философии науки Текст.: учебное пособие для аспирантов /

101. B.П.Кохановский и др.; ред.И.Ю. Жиляков — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004.-603 с.

102. Отечественная музыкальная литература 1917 1985 Текст. : учебник для музыкальных училищ / Т. Е. Лейе [и др.] ; отв. ред. Е. Е. Дурандина / Российская академия музыки им. Гнесиных. Вып.2. - М.: Музыка, 2002. -310 е., нот.

103. Орлова, Е.М. Методические заметки о музыкально-историческом образовании в консерваториях Текст.: / Е.М. Орлова; ред. И. Прудникова. М.: Музыка, 1983. - 43с.

104. Пауль Хиндемит Текст. : сб.ст. и исслед. / О. Т. Леонтьева [и др.]; ред. И.Прудникова. М.: Советский композитор, 1977. - 422 с.

105. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учеб. Для студ. Высш. И сред. §ед.учебных. заведений / С.А/Смирнов и др.; ред

106. C.А.Смирнов. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. 512 с.

107. Потехина, И. Л. Отечественная музыкальная литература Текст. / И. Л. Потехина: рабочая программа дисциплины ГОУ СПО Ярославское музыкальное училище. Ярославль, 2003. - 15 с.

108. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика Текст.: учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учебн. заведений / Д. К. Кирнарская [и др.]; ред.Г.М. Цыпин. М.: Издательский центр «Академия», 2003.-368 с.

109. Профессиональная направленность музыкального образования Текст.: сб. научных трудов / Е.Ф.Карпова [и др.]; отв. ред. Г.В.Яковлева. Саратов, 1983.- 155 с.

110. Римский-Корсаков и музыкальное образование Текст.: сб.ст. и исслед. / Б.В. Асафьев [и др.] Л. Музыка, 1959. 259 с.

111. Роговой, С.И. Музыкальная литература Текст. / Роговой,С.И.: рабочая программа дисциплины ГОУ СПО АМУ при МГК им.П.И.Чайковского. Москва, 2003.- 12 с.. : : 319

112. Рожков, М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью: Юного-гика; Текст.: учебное пособие для вузов / М.И; Рожков. М.: Владос, 2000. — 264 с.

113. Савоскина, Г. А. Музыкально-теоретический анализ на уроках музыкальной литературы Текст.: сб.ст. / Т.А.Савоскина // Теоретические дисциплины в музыкальном.училище; ред.-сост. Б. Незванов. Л.: Музыка, 1977.-С. 105-118.

114. Самохвалова, В.И. К пониманию человека в его человеческой идентичности' Текст.;/ В.ЖСамохвалова//Полигнозис. М:: -2009. -№2 (35).• -С.25-52.

115. Сиднева,Т.Б. Проблемы художественного творчества в эстетике постмодернизма Текст.;/ Т. Б. Сиднева: учебно-методическое пособие для студентов КМФ по курсу «Эстетика». Нижний Новгород, 2006: - 35 с.

116. Сигитов, С. Этапы творческой эволюции Бартока Текст.; / С. Сигитов // Из истории музыки XX века;:ред. И: Ф; Прудникова. М.: Музыка, 1971. - 195 с. ■•;.';■'■' '

117. Сыров, В. Н. Стиль композитора в связи с идейной концепцией творчества (на примере музыки Бориса Тищенко) Текст. : сб.ст. // Советская музыка 70-80-х годов // Стиль и стилевые диалоги / В. Н. Сыров; ред.Левая Т.Н. М.: Музыка, 1985. - С.42 - 49.

118. Тараканов, М. Е. Творчество Родиона Щедрина Текст.: исслед. / М. Е. Тараканов; ред. И. Ф. Прудникова. Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания Мин. культуры СССР. -М.: Советский композитор, 1980. 207 с.

119. Тевосян, А. По прочтении Шукшина (хоровая симфония-действо «Перезвоны» В. Гаврилина) Текст. / А. Тевосян // Музыка России: научно-популярное издание; сост. А. В. Григорьева. Вып.7. М.: Советский композитор, 1988. - 334 с.

120. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях Текст.: сб. ст. / Н.И. Дьяченко, И.А. Котляревский [и др]; ред. К.И.Шушпанов. Киев.: Музычна Украина, 1987. - 110 с.

121. Теоретические дисциплины в музыкальном училище Текст.: сб. ст. Г.А.Савоскина [и др.]; М.Музыка, 1977. 125 с.

122. Токун, Е. Tintinabuli: стиль и техника Текст. / Е. Токун // Музыкальная академия. 2007. - № 1. - С. 45-49.

123. Укурчинов, A.A. Отечественная музыкальная литература Текст. / A.A. Укурчинов: рабочая программа дисциплины ГОУ СПО Ярославское музыкальное училище. Ярославль, 2003. - 15 с.

124. Филенко, Г. Т. Французская музыка первой половины XX века Текст. : очерки / Г. Т. Филенко ; ред. В. С. Буренко Л.: Музыка, 1983. - 231 с.

125. Фоменкова, А.Е. Программа и пособие по музыкальной литературе для ДМШ Текст. / Е. П. Фоменкова: учебное пособие. Вып.З. ГОУ СПО им. М.А. Балакирева Нижний Новгород, 1999. - 87 с.

126. Хвоина, О.Б. Музыкальная литература Текст. / Хвоина О.Б.: рабочая программа дисциплины ГОУ СПО АМУ при МГК им.П.И.Чайковского.- Москва, 2003.- 15 с.

127. Холопова, В. Н. Антон Веберн. Жизнь и творчество Текст. / В. Н. Холопова, Ю. В. Холопов / ред. И.Ф.Прудникова; авт. вступ. ст. Р. К. Щедрин. -М.: Советский Композитор, 1984 319 с.

128. Холопова, В. Н. Альфред Шнитке Текст. : очерк жизни и творчества / В. Н. Холопова, Е. И. Чигарева; ред. И.Прудникова. М.: Советский композитор, 1990. - 350 с. ил.

129. Холопов, Ю. В. Мессиан Текст. : / Ю. В. Холопов // Музыкальная энциклопедия: в 6 т.; ред. Ю. В.Келдыш. Т.З М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1976. - С.559-560.

130. Холопов, Ю. В., Ценова В. С. Эдисон Денисов Текст. : научное издание / Ю. В. Холопов, В. С. Ценова; ред.И. Бобыкина Композитор, 1993. -312 е., ил.

131. Черкашина, М. В. «Воццек» А. Берга Текст. / М.В.Черкашина // Музыкальный современник / ред. Л. В. Данилевич. Вып.2. М.: Советский композитор, 1977.-333 с.

132. Черты стиля Шостаковича Текст. : сб.ст., Л. Мазель [и др.] ред.-сост. А. Бергер. М.: Музыка, 1962. - 384 с.

133. Шахназарова, Н. История советской музыки как эстетико-стилевая категория Текст. / Н.Шахназарова // Советская музыка. 1992. - №4. - С.77 -82.

134. Шнеерсон, Г. М. Французская музыка XX века Текст. : Издание второе, доп. и перераб. / Г. М. Шнеерсон / ред. Г. Прибегина. М.: Музыка, 1970.- 576 с.

135. Энтелис, М. А. Силуэты композиторов XX века Текст. : сб.ст. / М. А. Энтелис; ред. В. С. Фомин. Л.: Музыка, 1971. - 214 с.

136. Яковлев, М. М. Щедрин Текст.: / М. М. Яковлев // Музыкальная энциклопедия: в 6 т; ред. Ю. В. Келдыш. Т. 6. М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1982. — С.473-475.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.