Лексическая экспликация концептуальной системы Ф.И. Тютчева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Маршина, Мария Владимировна

  • Маршина, Мария Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 213
Маршина, Мария Владимировна. Лексическая экспликация концептуальной системы Ф.И. Тютчева: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Санкт-Петербург. 2004. 213 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Маршина, Мария Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Особенности концептуальной системы поэзии Ф.И.Тютчева и теоретические основы их изучения

1.1. Ф.И.Тютчев как языковая, поэтическая и духовная личность.

1.2. Понятия «концепт» и «значение» как основные содержательные единицы концептуальной и языковой картины мира.

1.3. Когнитивно-языковая характеристика художественного (лирического) текста

1.3.1. Восприятие поэтического текста в рамках когнитивного подхода.

1.3.2. Текстовая концептуальная картина мира в ее лексическом воплощении.

1.4. Выводы по главе.

Глава 2. Система базовых концептов лирики Ф.И.Тютчева и их лексическая экспликация.

2.1. Концептуальная реализация смысловой оппозиции гармония / хаос по данным лирических текстов автора.

2.1.1. Выводы.

2.2. Символика времени и вечности в поэзии Ф.И.Тютчева.

2.2.1. Выводы.

2.3. Конечное и бесконечное в поэтическом идиостиле автора и способы их текстовой репрезентации.

2.3.1. Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Лексическая экспликация концептуальной системы Ф.И. Тютчева»

Антропоцентризм и текстоцентризм современной лингвистической парадигмы стимулируют ученых «покинуть системно-детерминистский мир привычного представления языкового строя /./и вступить в вероятностный мир языковой личности» [Караулов 1999]. Культурно-языковая личность писателя во всей ее многогранности и неисчерпаемости проявляет себя в произведениях словесного искусства. Художественный текст, обладая лексической структурой, «индивидуальной, концептуально и прагматически обусловленной, нацеленной на эстетическое отражение действительности конкретной авторской личностью» [Болотнова 2001], воплощает в словесной форме уникальную и неповторимую картину мира его творца. Это обусловливает необходимость комплексного изучения и реконструкции вербально запечатленных в лексической структуре поэтических текстов и организованных ключевыми концептами мировидения автора фрагментов его концептуальной картины мира.

Интердисциплинарный подход к художественному тексту определил появление «концептуального» направления в стилистике художественной литературы ( Кубрякова 1995; Бабурина 1998; Тильман 1999; Данькова 2000; Проскуряков 2000; Дзюба 2001; Орлова 2002; Сулименко 2002 и др.). Оно стимулировано, во-первых, интенсивной разработкой когнитивных аспектов лингвистики (ср. работы Н.Д.Арутюновой, Ю.С.Степанова, В.З.Демьянкова, Р.М.Фрумкиной, Е.С.Кубряковой и др.), во-вторых, традицией постижения эстетического смысла текста с позиций отражения в его словесно-образной ткани универсальных смыслов человек, время, пространство, событие и т.д. [Чернухина 1987; Сулименко 1994 и др.], в третьих, научными достижениями функциональной стилистики (ср. работы М.Н.Кожиной, М.П.Котюровой, М.Б.Борисовой и др.). Данное направление ориентировано на выявление семантических универсалий художественного мышления автора в их текстовом воплощении с опорой на справедливое положение о том, что «идиостиль может быть представлен как система концептов-доминант творчества художника и языковых способов ее репрезентации в текстах» [Малышева 1997]. При этом художественный текст предстает как «сложный знак» [Бабенко 2000], заключающий в себе знания и представления автора, с одной стороны, как субъекта определенной культуры, а с другой - как носителя личностной концепции о явлениях окружающей его действительности.

Актуальность исследования. Диссертационное исследование «Лексическая экспликация концептуальной системы Ф.И.Тютчева» посвящено актуальной проблеме современной линвистики - проблеме использования методов когнитивной лингвистики, связанных с рассмотрением взаимообусловленности фактов языка и когнитивных феноменов человеческого сознания, применительно к анализу художественного (поэтического) текста. Концептуальный анализ позволяет не только исследовать внешний, поверхностный уровень языковой семантики, но и обратиться к уровню ментальных репрезентаций для объяснения многих языковых явлений, что помогает вскрыть своеобразие индивидуально-авторского миропонимания, изучить закономерности художественного мышления.

Творчество Ф.И.Тютчева представляет особый интерес для изучения проблемы соотношения культурных концептов и индивидуально-авторской концептуальной модели мира во всей ее полноте, в связи с тем, что Тютчев -тонкий художник слова, поэт-философ, глубоко понимающий мир духовной культуры, является вместе с тем носителем нескольких культурных парадигм и языковых миропредставлений, синтез которых образует основание его языковой картины мира, объективированной текстами на русском языке.

Предмет настоящего исследования - система ключевых концептов индивидуально-авторской поэтической модели мира, объективируемых в лексической структуре текстов посредством особой, детерминированной эстетической интенцией автора и его установкой на гармонический диалог с читателем системы вербальных репрезентантов. Будучи парадигматически и синтагматически связанными, они образуют текстовое и межтекстовое Ф ассоциативно-смысловое поле (АСП) номинации концепта.

Объект исследования - лексическая структура поэтических текстов, анализ которой предполагает рассмотрение ассоциативно-смысловых полей ключевых слов-репрезентантов соответствующих концептов, а также текстообразующей функции парадигматических отношений в рамках лирического текста.

Цель исследования - изучение идиостиля Ф.И.Тютчева по данным лексической экспликации базовых концептов творчества поэта и определение • их роли в создании инвариантного мотива тютчевской лирики. С поставленной целью соотносится решение ряда задач:

• выявить'общие закономерности и описать когнитивные свойства лирического жанра, систематизировать основные способы репрезентации концепта средствами поэтического языка (его лексического среза);

• определить возможные пути реконструкции художественного концепта на основе анализа лексической структуры поэтических текстов Ф.И.Тютчева;

• выявить ключевые слова и организуемые ими текстовые ассоциативно-смысловые поля, представляющие базовые концепты тютчевской лирики;

• выяснить способы ассоциативно-смыслового взаимодействия вербальных репрезентантов ключевых концептов красота, мир, любовь, память, хаос, юг - север, день — ночь, начало — конец друг с другом и представить иерархию указанных концептов в стихотворениях поэта;

• на основе анализа ведущих средств и способов лексической экспликации ключевых концептов в лирике Тютчева реконструировать отдельные фрагменты концептуальной картины мира поэта, выявить способы лексического представления различных граней его языковой личности.

Научная новизна исследования связана с впервые проведенным комплексным анализом концептуальной системы Ф.И.Тютчева с опорой на лексические средства ее экспликации. На основе контекстов общеязыкового употребления слова, случаев его использования в лирических текстах того «социального времени», в которое жил и творил Ф.И.Тютчев, а также контекстов, отражающих его индивидуально-поэтическое мировидение, связанное с философским осмыслением действительности, выделены семантические признаки, формирующие структуру ключевого концепта в поэзии автора. Доказано положение о правомерности выделения инвариантного мотива лирики Ф.И.Тютчева и рассмотрения творческого наследия поэта в терминах дуальных оппозиций, что позволило выявить и описать базовые концепты индивидуально-авторской модели мира - мир (природа), хаос, красота, любовь, время, вечность, день, ночь, начало, конец — и определить их роль в создании основного мифа лирики автора.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении идиостилевого своеобразия поэзии Ф.И.Тютчева, связанного с рассмотрением основополагающих констант его уникальной поэтико-философской концепции посредством комплексного изучения средств и способов вербальной репрезентации ключевых концептов в лексической структуре лирических текстов. Определена специфика действия универсальных законов словесно-художественного структурирования в процессе межтекстового ассоциативно-смыслового развертывания доминантных концептов в творчестве писателя. Уточнена методологическая база для проведения концептуального анализа поэтического текста, предпринята попытка дальнейшего исследования текстообразующего потенциала когнитивных аналогов текста. Диссертационная работа представляет собой опыт исследования на лексической основе концептуальной системы текстов поэта, чье мировидение может быть охарактеризовано как синтез трех разных культурных парадигм: античности, христианства и немецкого романтизма. Теоретическая значимость заключается и в возможности использования приемов анализа, материалов и выводов исследования при дальнейшей разработке проблем текстовой организации с точки зрения когнитивного подхода к языку.

Диссертация посвящена исследованию лексической структуры поэтических текстов, составляющих циклы пейзажной, философской и медитативной лирики автора (периода ЗО-бОх гг. XIX в.). Материалом исследования послужили поэтические тексты Ф.И.Тютчева, представляющие базовые концепты его творчества. Обоснование ключевого статуса выделенных концептов и анализ специфики их ассоциативно-смысловой взаимосвязи осуществлены на основе объективных данных компьютерного анализа лексических репрезентантов.

В картотеку вошли текстовые фрагменты стихотворений автора, отобранные методом сплошной выборки - 370 лирических текстов, написанных на русском языке, исключая небольшое число поэтических произведений (всего 16) на французском языке и те, которые приписываются Тютчеву (7 фрагментов), но аутентичность которых не доказана. В список изучаемых текстов были включены также политические стихотворения, которые, по общему признанию современников, являются малохудожественными. Такой подход объясняется тем, что, на наш взгляд, не следует искусственно ограничивать материал и ликвидировать ту его часть, которая может дать дополнительные сведения для наиболее верного представления особенностей авторского лексического структурирования текста и мировидения художника слова. Другая причина привлечения указанных текстов поэта заключается в том, что большая часть так называемых «политических стихотворений» современным читателем в качестве таковых не воспринимается, поскольку скрытая в них политическая подоплека, понятная современникам и исследователям, отходит на второй план и на первый план выступает собственно «тютчевское». В связи с этим уместно привести слова Ю.Айхенвальда: «несомненно /./ то, что иногда он умел делать политику поэтичной» [Айхенвальд 1994, 125]. И.С.Аксаков по поводу одного из таких стихотворений «Молчит сомнительно Восток.» заметил, что поэтический образ его «сам по себе так самостоятельно хорош, что очевидно, если не перевесил аллегорию в душе поэта, то не подчинился ей, а вылился свободно и независимо» [Аксаков 1886, 118].

Использование переводов Ф.И.Тютчева в качестве материала для изучения темы «Лексическая экспликация концептуальной системы художника слова» представляет особый интерес, так как и производимый отбор поэтов, и выбор определенных произведений этих авторов для перевода не только отражают эстетические воззрения Тютчева, но и передают его взгляды на мир и человека в целом. По словам Г.С.Кнабе, он мог "транспонировать подлинник в свою стилистическую тональность (как в переводе из Микеланджело) или развивать в нем мотивы, особенно ему важные и близкие /./ мог, наконец, просто писать оригинальные стихи на тему, заданную иноязычным источником, как в «Не то, что мните вы, природа.». Перевод у Тютчева не отдален от оригинального творчества, а растворен в нем." [Кнабе 1990].

Методы исследования. В работе использована совокупность методов и приемов, ориентированных на анализ лексического уровня поэтического текста: компонентный анализ в определении текстовых смыслов с опорой на словарные дефиниции; контекстуальный анализ; сопоставительный анализ текстовых свойств слова и тех, которые представлены в лексикографических изданиях. Особое место в диссертационном исследовании занимает методика проведения концептуального анализа лексических экспликаторов ключевых концептов поэзии Ф.И.Тютчева. Эта методика основана на рассмотрении ассоциативно-смысловых полей ключевых слов-репрезентантов соответствующих концептов, а также на анализе тексто- и смыслообразующей функции тематических группировок, лексико-семантических групп и других видов парадигматических отношений в рамках поэтического текста. В ряде случаев плодотворным является исследование синтагматических отношений слов - репрезентантов концепта в связи с его ассоциативным потенциалом.

Методологической основой для предложенного концептуального анализа поэтического текста послужило стремление классифицировать и структурно описать ту область индивидуально-авторского знания о мире, которая входит составной частью в содержание соответствующего художественного концепта. Использование понятий гешталът-структуры, фрейма, модели ситуации и других элементов терминологического аппарата когнитивной лингвистики позволило систематизировать основные способы репрезентации концепта средствами поэтического языка.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в освещении аспектов и приемов лексического анализа слова в курсе «Лексикология», на занятиях по «Лингвистическому анализу текста», в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных поэзии XIX века; проблемам когнитивной семантики.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были представлены в докладах на Герценовских чтениях в РГПУ им. А.И.Герцена, на научной конференции «Слово. Словарь. Словесность» (РГПУ им. А.И.Герцена), посвященной юбилею проф. С.Г.Ильенко, на заседаниях проблемной группы «Слово как единица лексической системы» под руководством проф. В.В.Степановой. По теме диссертации опубликовано 4 работы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Маршина, Мария Владимировна

2.3.1. Выводы по главе

1. Тождество начала и конца (их единство, неразличение) лежит в прошлом — в этимологии и ранней истории культурных концептов начало и конец, но не в современном сознании. Антонимия и • симметрия данных ментальных сущностей проявляется в силе антонимического противопоставления и коррелирует с представлением о целостном. В обыденном сознании асимметрия начала и конца превалирует над их симметрией и проявляется в ряде отношений: 1) в различиях в составе и семантике этимонов соответствующих слов; 2) в их частотности; 3) в количестве дериватов от слов со значением 'начало' и 'конец' , что определяет степень сложности соответствующих словообразовательных и фразеологических гнезд; 4) в стереотипах народного сознания, согласно которым «вклад в общее дело», в целое у начала и конца различны.

2. Различие в семантической реализации указанных концептов у Тютчева связано с одной из главных оппозиций, в его художественном мире - «человек и природа». Начало и конец - важнейшие хронотопы при изображении личностного и исторического бытия человека, однако при описании космического порядка вещей противопоставление указанных пространственно-временных координат снимается.

3. Специфика данной ключевой антитезы проявляется также в предпочтении единиц определенного семантического поля: концепт начало коррелирует преимущественно с миром природным, концепт конец - с миром человека, сферой духовности и любовных переживаний, что и определяет бо'лыпую значимость этого концепта в поэтической модели мира автора.

4. Содержание художественного концепта конец в лирике Ф.И.Тютчева включает не все компоненты значения, составляющие ядро одноименного культурного концепта (предметное, пространственное, временное, событийное, экзистенциальное): так, из спектра значений поэтом практически исключается предметное, что объясняет отсутствие в индивидуально-авторской картине мира поэта предметных дериватов и неразработанность соответствующих синтагматических связей (связывать, рубить, сводить концы и др.) Абстрактность, отвлеченность художественного мира поэта обусловливает специфику второго, пространственного значения анализируемой лексемы: лексический состав стихотворений не содержит указаний на конкретные пространственные пределы; в редких же исключениях внимание Тютчева переносится с точечного обозначения предела на пространственную широту, безграничность, эксплицируемые с помощью гештальта водная стихия. Сама идея пространственной бесконечности коррелирует в поэтическом языке Тютчева с культурной парадигмой романтизма. Событийное значение конца используется поэтом преимущественно при характеристике духовной деятельности (конец испытаний, душевных мук, плена, борьбы и др.)

5. Метафизический компонент данного концепта ('конец существования, мира') выступает в поэтической модели мира Ф.И.Тютчева структурообразующим. Доминантный смысл «конец - смерть» определяет включение лексем того же семантического поля и пути метафоризации: в художественном мире автора жизнь человека от рождения до смерти осмысливается не как текст (согласно наивно-языковой картине мира), а в виде пути, дороги.

6. Восприятие конца человеческого существования у Тютчева связано с идеей судьбы, с античным понятием героической личности, занимающей не инертную позицию по отношению к последнему акту собственной жизни. Античный компонент в содержании художественного концепта конец соотносится с аспектом значения «активное - пассивное». В поэтике автора сущность борьбы - как физической, так и духовной - в большинстве стихотворений осмысляется положительно, что обусловлено репрезентацией центрального мотива тютчевской лирики - противостояния «косности бытия» и порочности существующих социальных устоев. Последние обусловливают преимущественно трагическую тональность любовной лирики поэта: несмотря на в целом жизнеутверждающую концепцию, образ любви-битвы нередко приобретает у поэта отрицательную коннотацию, которая связана с авторским пониманием любви как чувства неподвластного человеку, имеющего иррациональную, хаотическую и, в силу этого, конечную природу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использованная в работе методика проведения концептуального анализа лирического текста позволяет системно описать структуру художественного концепта, выявляя в его содержании различные виды'знания - от элементов коллективного знания до индивидуально-авторских представлений.

Тезисно изложим наиболее существенные результаты проведенного исследования.

Одно из перспективных направлений концептуального анализа -использование его методов в изучении семантической организации поэтического текста. Данный подход способствует расширению представления о природе смыслов в лирике. Прдобный вид исследования требует привлечения разнообразного языкового материала, единство которого обеспечивается теми свойствами поэтического текста, которые выдвинуты в нашем исследовании на первый план - следование принципу «восхождения»,. объединение эмпирического и 'ментального «миров» (основы лирического сюжета), экзистенциальный подход к восприятию действительности и, как следствие трансцендентности, диффузность, неопределенность значений. Перечисленные свойства являются важными характеристиками творческого наследия Ф.И.Тютчева.

С целью выявления специфики организации поэтического текста и авторского стиля мышления в диссертационной работе рассматриваются различные виды ментальных структур, которые обладают иерархическим уровнем организации и по-разному фиксируют знание о некоторой сущности в памяти носителя языка.

Ключевой концепт - универсалия художественного мышления писателя — объективируется в лексической структуре поэтических произведений посредством особой, детерминированной эстетической интенцией автора и его установкой на гармонический диалог с читателем системы вербальных репрезентантов. Будучи парадигматически и синтагматически связанными, они образуют текстовое и межтекстовое ассоциативно-смысловое поле (АСП) концепта.

Смысловое развертывание лирических текстов обеспечивается взаимодействием данных текстовых коррелятов определенных фрагментов концептуальной модели мира автора, сформированных системой ключевых концептов, актуализированных в ассоциативно-вербальной сети стихотворений и детерминированных относительно друг друга.

Основой взаимодействия АСП ключевых концептов служат: на внутритекстовом уровне - ассоциативные параллели, обусловливающие соотнесенность того или иного элемента лексической структуры текста с разными текстовыми смыслами, а следовательно, с разными концептами; на межтекстовом уровне - ассоциативные переклички, манифестирующие регулярные ассоцитивные сближения ключевых концептов мировидения автора в различных его произведениях. Рассмотренная нами лексема мир, будучи включенной в несколько ассоциативных параллелей, является «точкой контакта» АСП как минимум трех концептов - природа, хаос и красота, взаимодействие которых обеспечивает реализацию смысловой программы ряда стихотворений.

Поскольку художественный концепт выступает как когнитивная единица, позволяющая осуществить сам акт литературной коммуникации, это приводит к перераспределению в его содержании концептуальных признаков относительно ядра и периферии, которые в содержании культурного концепта фиксированы для каждого члена лингвокультурной общности. Это проявляется прежде всего в том, что ядерную часть художественного концепта составляют концептуальные признаки, актуальные для сферы литературной коммуникации и репрезентированные художественными языковыми средствами (тропами, образными парадигмами), и те признаки, которые связаны с выражением индивидуально-авторского мировидения. Так, структура концепта красота в поэтической модели мира Тютчева включает в себя следующие основные концептуальные признаки: I

1) внешняя красота, лишенная внутреннего содержания; земная, бездушная красота природы;

2) внутренняя красота, проявленная внешне (духовность, эксплицируемая с помощью привлечения лексики семантического поля «Возвышенное»);

3) прекрасное, скрытое в безобразном;

4) прекрасный образ, текстовые модификации которого представляют различные гештальты в структуре данного художественного концепта - ночь как сакральное время суток; образ Рима, символизирующего античное понятие красоты - величие и гармонию; человеческая душа — вместилище высоких духовных устремлений; прекрасные образы воспоминаний, запечатленные подсознанием и .преобразующие мир по законам красоты; искусство, поэтический вымысел, символизирующие в лирике поэта полноту жизни, наличие в творении творца, идеала в человеческой душе.

Показателен также тот факт, что содержание концепта конец в лирике Ф.И.Тютчева включает не все компоненты значения, составляющие ядро одноименного культурного концепта (предметное, • пространственное, временное, событийное, экзистенциальное): так, из спектра значений поэтом практически исключается предметное, что объясняет отсутствие в индивидуально-авторской картине мира предметных дериватов и неразработанность соответствующих синтагматических связей (связывать, рубить концы и др.) Абстрактность, отвлеченность художественного мира поэта обусловливает специфику второго, пространственного значения имени-номинации концепта: лексический состав стихотворений не содержит указаний на конкретные пространственные пределы; в редких же исключениях внимание автора переносится с точечного обозначения предела на пространственную широту, безграничность. Сама идея пространственной бесконечности, репрезентируемая на текстовом уровне с помощью гештальта водная стихия, коррелирует в поэтическом языке Ф.И.Тютчева с культурной парадигмой романтизма. Событийное значение концепта конец используется поэтом преимущественно при характеристике духовной деятельности - конец испытаний, душевных мук, плена (любовного), борьбы, переживаний и др.

Сопоставление содержания культурного концепта, являющегося единицей сознания усредненной языковой личности, и художественного концепта, при репрезентации которого в тексте эксплицируются индивидуальные концептуальные признаки, позволяет увидеть специфику модели мира самого художника слова. С этой точки зрения представляет интерес авторское содержание концепта мир, который, как показали данные лексического и когнитивного анализа, обладает в творческом наследии Ф.И.Тютчева наибольшим объемом и сложностью ассоциаций. Одноименный культурный концепт соединяет в своей структуре два ряда представлений -архетипов народного сознания: 1) мир - вселенная, система мироздания как целое; 2) мир - согласные отношения, отсутствие войны, ссоры. В поэзии Тютчева, возможно, в связи с.примущественной ориентацией на идеологию немецкого романтизма, совмещения указанных семантических рядов не происходит: концептуальная оппозиция Свои - Чужие, выступающая, по мнению Ю.С.Степанова, основанием данного соединения, в лирике поэта интерпретируется в ином ключе - применительно к противопоставлению мира внешнего (как природного, так и социального) и внутреннего мира человеческой личности.

Указанные три типа пространства - эмпирическое (пространство природы), социальное и духовное - составляют основу индивидуально-авторского содержания концепта мир, выступая в качестве локальных концептуальных признаков, обозначающих различные виды локуса и составляющих ядро одноименного культурного концепта (концептуального признака 'место'). Соотнесенность данных концептуальных признаков с этической оппозицией гармония - хаос позволяет выявить ряд свойств, объединяющих названные три формы бытия в лирических текстах автора: их множественность, целостность, динамичность, генезис (мир как результат творения - божественного или человеческого), абстрактность.

В ассоциативной структуре художественного концепта выявляются определенные образные составляющие - гештальты, - каждый их которых получает свои способы лексической репрезентации в поэзии Ф.И.Тютчева. Описание гештальт-структуры в поэтической речи, с одной стороны, позволяет упорядочить способы репрезентации концепта, с другой - выявить своеобразное для каждого гештальта смыслопостроение, основанное на разных способах лексической репрезентации и семантической модификации. Гештальт формируется на основе ассоциативного потенциала слова на синтагматическом уровне или на основе взаимодействия лексики в рамках АСП на уровне текстовой парадигматики. Парадигматический уровень выступает в качестве наиболее значимого при анализе структуры концепта в поэзии, поэтому в лирическом тексте концепт может репрезентироваться всей совокупностью разнородных синонимических средств языка, ассоциативно соотнесенных с именем-номинантом соответствующего концепта.

Основными способами в структурировании поэтического смысла, позволяющими зафиксировать тот или иной гештальт в структуре иерархически взаимосвязанных концептов время, день, ночь в поэзии Ф.И.Тютчева, являются: определенные метафорические модели с приоритетной для них моделью персонификации, . актуализация дифференциальных или потенциальных сем в значениях ключевых слов, взамодействие лексики разных тематических групп, взаимодействие двух или более текстовых парадигм.

Взаимодействие узуальных и индивидуально-авторских ассоциативных корреляций в формировании художественного образа в лексической структуре стихотворных текстов автора является ярким проявлением его идиостиля. Стабильная ассоциативно-смысловая взаимосвязь и взаимообусловленность ключевых концептов мировидения Тютчева (мир, хаос, красота, душа, время, вечность, день, ночь и др.) служат лексическому воплощению уникальной личностной философской концепции поэта, представляющей собой динамическое единство трех культурных парадигм — античности, христианства и немецкого романтизма.

Перспективы дальнейшего исследования концептуальной системы поэзии Ф.И.Тютчева в ее лексическом представлении связаны с определением базовых художественных концептов русского философско-психологического романтизма середины XIX века (лирика В.А.Жуковского, А.А.Фета, А.С.Пушкина) и способов их когнитивного анализа.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Маршина, Мария Владимировна, 2004 год

1. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. М., 1994.

2. Андреев Д. Роза мира. Метафилософия истории. М., 1991.

3. Античная философия. М., 1940.

4. Апресян Ю.Д. Интегральное описание языка и системная лексикография. Избр. труды. М., 1995. Т. 2. 767 с.

5. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.

6. Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка. Культурные концепты: Сб.ст.-М., 1991.

7. Арутюнова Н.Д. Поэтика. Стилистика. Язык и культура. М., 1996.

8. Арутюнова Н.Д. О новом, первом и последнем II Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1998.

9. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

10. Ю.Аскольдов С.А. Концепт и слово. // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. М., 1997

11. П.Ауэр А.П. Поэзия Ф.И.Тютчева в восприятии В.Я.Брюсова-критика // История литературы и художественное восприятие. Тверь, 1991.

12. Ауэр А.П. Лекция о поэтике Ф.И.Тютчева. Коломенск, 1997.

13. Бабенко Л.Г., Васильев И.В., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург, 2000.

14. Бабурина М.А. Концепт «Муза» и его ассоциативное поле в поэзии Серебряного века. Кандидатская диссертация. СПб, 1998.

15. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической системе языка. Воронеж, 1996.

16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

17. Бек Т. Тютчев и Фет: Штрихи к двойному портрету // Тютчев Ф.И., Фет А.А. Стихотворения. М., 1997.

18. Беляевская Е.Г. Когнитивные основания изучения семантики слова // Структуры представления знаний в языке. Сб. науч.-аналит. обзоров. М., 1994.-С. 87-110.

19. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М., 1991.

20. Берковский Н.Я. Ф.И.Тютчев // Тютчев Ф.И. Библиотека поэта. Малая серия. М.-Л., 1968.21 .Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

21. Бернштейн С.И. Опыт анализа «словесной инструментовки»// Поэтика, 5. Л., 1929.

22. Бижева З.Х. Язык и культура. Нальчик, 2000. 47 с.

23. Благой Д.Д. Жизнь и творчество Тютчева // Ф.И.Тютчев. Полное собрание стихотворений. Т.1, М.-Л., 1933а.

24. Благой Д.Д. Тютчев и Вяземский // Благой Д. Три века. Из истории русской поэзии XVIII, XIX и XX в. М., 1933.

25. Благой Д. Д. Гениальный русский лирик (Тютчев) // Благой Д.Д. Литература и действительность. М., 1959.

26. Болдырев Н.Н. О функциональной категоризации языковых единиц // Категоризация мира: пространство и время. Материалы научной конференции. М., 1997. С. 114-116.

27. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Тамбов, 2000. 123 с.

28. Бондарко А.В. Значение и смысл. Л., 1978.

29. Бухштаб Б.Я.Русские поэты: Тютчев. Фет. Козьма Прутков. Добролюбов. Л., 1970.

30. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск, 1992.

31. Болотнова Н.С. Слово и смысл художественного текста: проблемы изучения и обучения // Лексические аспекты смыслового анализа художественного текста в вузе и школе: Материалы науч.-практич. семинара. Томск, 2001. С. 6-15.

32. Бройтман С.Н. Русская лирика XIX начала XX века в свете исторической поэтики. Субъектно-образная структура. М., 1997.

33. Бройтман С.Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. М., 1999. С.141-152.

34. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. 416 с.

35. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001.

36. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г\ Дом бытия языка. М., 2000.

37. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1983.

38. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1972. -614 с.

39. Винокур Г.О. Понятие поэтического языка. // Винокур Г.О. Филологические исследования. М., 1990.

40. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки, 2001. №1.

41. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций ( из неопубл. тр.). М., 1960.-498 с.

42. Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995.

43. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1995.

44. Геляева А.И. Человек в языковой картине мира. Нальчик, 2002.

45. Герасимов В.И., Петров В.В. На пути к когнитивной модели языка // Новое в зарубежной лингвистике. Когнитивные аспекты языка. Выпуск 23. М., 1988.-С. 5-11.

46. Гинзбург Л.Я.0 лирике. М., 1997.

47. Гордон Я.И. Тютчев и Гейне // Гейне в России. Душанбе, 1973.

48. Григорьева А.Д. Слово в поэзии Тютчева. М., 1980.

49. Гудзий Н.К. Тютчев в поэтической культуре русского символизма // Известия по русскому языку и словесности АН СССР, 1930. Т.З, № 2.

50. Гуковский Г.А. Некрасов и Тютчев. К постановке вопроса // Научный бюллетень Ленинградского университета. Л., 1947, № 16-17.

51. Данькова Т.Н. Концепт «любовь» и его словесное воплощение в индивидуальном стиле Е.А.Ахматовой. Автореф. дис. . канд.фил.наук. Воронеж, 2000.

52. Дарений Д.С. Чудесные вымыслы. О космическом сознании в лирике Ф.И.Тютчева. М., 1914.

53. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

54. Дзюба Е.В. Концепты жизнь и смерть в поэзии М.И.Цветаевой. Автореф. дис. . канд.фил. наук. Екатеринбург, 2001.

55. Долгополов JI.K. Тютчев и Блок // Русская литература. JL, 1967, № 2.

56. Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. СПб, 1999.

57. Жирмундский В.М. Гете в русской литературе. JI, 1937.

58. Исупов К.Г. Онтологические парадоксы Ф.И.Тютчева: «Сон на море» // Типологические категории в анализе литературного произведения как целого. Кемерово, 1983.

59. Казарин Ю.В. Поэтический текст как уникальная функционально-эстетическая система. Автореф.дис.д.ф.н. Екатеринбург, 2001.

60. Калачева С.В. Державин и Тютчев // Г.Р.Державин: личность, творчество, современное восприятие. Тезисы международной научной конференции, посвященной 250-летию со дня рождения поэта. Казань, 1993.

61. Каменская O.JI. Текст и коммуникация. М, 1990. 152 с.

62. Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. М, 1999.

63. Карпенко С.М. Анализ межтекстовых ассоциативно-смысловых полей в аспекте идиостиля (на материале поэзии Н.С.Гумилева) //

64. Коммуникативно-прагматические аспекты слова в художественном тексте. Томск, 2000. с. 23-34.

65. Касаткина В.Н. Поэтическое мировоззрение Ф.И.Тютчева. Саратов, 1969а).

66. Касаткина В.Н. Картина Вселенной в поэзии Ф.И.Тютчева 20-30-х гг.// К истории романтизма в русской и зарубежной литературе. Саратов, 1969 (б).

67. Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И.Тютчева . М., 1978.

68. Касевич В.Б. Язык и знание // Язык и структура знания: Сб. научно-аналитических обзоров. М., 1990.

69. Касевич В.Б. Буддизм. Картина мира. Язык. СПб., 1996.

70. Квасова JI.B. Художественное время в разноязычных текстах (На материале лирики Ф.И.Тютчева и П.Шелли) // Речевое мышление и текст. Межвузовский сборник научных трудов. Воронеж, 1993.

71. Кнабе Г.С. Римская тема в русской культуре и творчестве Тютчева // Тютчевский сборник. Таллинн, 1990.

72. Кобозева И.М. Что именует абстрактное имя?// Вестник МГУ. Серия 9 (филология), 1999, №5. с. 155-158

73. Ковалев В.А. Из наблюдений над проблематикой и поэтикой философской лирики Ф.И.Тютчева // «В Россию можно только верить.» (Тютчев и его время) Тула, 1981.

74. Когнитивная семантика. Материалы II междунар. школы-семинара по когнитивной лингвистике. В 2 частях. Тамбов, 2000.

75. Кожинов В.В. Тютчев. М., 1988.

76. Кожинов В.В. О «тютчевской» школе в русской лирике (1830-60-е гг.) // К истории русского романтизма. М., 1973.

77. Козлик И.В. Лирика Ф.И.Тютчева в контексте русской поэзии середины XIX в. Автореф. дис.канд. фил. наук. Киев, 1990.

78. Колесов В.В. Философия русского слова. СПб., 2002.

79. Коллер Э. Некоторые вопросы поэтики Ф.И.Тютчева (рифма, звукопись). М., 1973.

80. Корман Б.О. Некрасов и Тютчев // Некрасовский сборник. M.-JL, 1960. Вып. 3.

81. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. Лирическая система. Ижевск, 1978.

82. Королева Н.В. Тютчев и Пушкин // Пушкин. Исследования и материалы. М.-Л., 1962.Т.4.

83. Краснов Г.В. Сюжет, сюжетная ситуация // Литературоведческие термины (материалы к словарю). Коломна, 1997. С.47-49.

84. Красухин Г. Великий спор (Пушкин и Тютчев) // Вопросы литературы. 1972, №11.

85. Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. М., 1986.

86. Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988.

87. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во II- й половине XX века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца XX века. М., 1995. С.144-238.

88. Кубрякова Е.С, Демьянков В.З., Панкрац 10. Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнивных терминов. М., 1996.

89. Лаврецкий А. Тургенев и Тютчев // Творческий путь Тургенева. Пг., 1923.

90. Лебедев Е.Н. Тютчев и Шекспир. Межлитературные связи // Российский литературоведческий журнал. М., 1994, № 3.

91. Левин Ю.И. Заметки о лирике // Новое литературное обозрение. 1994. № 8. С.62-72.

92. Лежнев А. Два поэта. Гейне. Тютчев. М., 1934.

93. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983.

94. Леонтьев А.А. Понятие текста в современной лингвистике и психолингвистике. // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенностиего восприятия. М., 2000.

95. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1975.

96. Лихачев С.Д. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. М., 1997. С. 280-287.

97. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930.

98. Лосев А.Ф. Проблема вариативного функционирования поэтического языка.// Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М., 1982.

99. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха.Л., 1972.

100. Лотман Ю.М. Заметки по поэтике Тютчева: Т.1: Местоимения в лирике Тютчева. Учен, записки гос. ун-та. Тарту, 1982.

101. Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева // Тютчевский сборник. Таллинн, 1990.

102. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Ввыступления. СПб., 1996.

103. Магина Р.Г. Русский философско-психологический романтизм: лирика В.А.Жуковского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Челябинск, 1982.

104. Маймин Е.А. Поэты-любомудры и немецкая школа // Вопросы литературы и фольклора. Воронеж, 1972.

105. Маймин Е.А. Русская философская поэзия: поэты-любомудры, А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев. М., 1976.

106. Марков В.М. Миф. Слово. Метафора. Модельная онтология. Рига, 1994.

107. Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2001.

108. Мечковская Н.Б. Концепты «начало» и «конец»: тождество, антонимия, асимметричность. // Логический анализ языка. Семантика начала и конца. М., 2003. С. 109-119.

109. Минский М. Фреймы для представления знаний. М., 1979. 152 с.

110. Некрасов Н.А. Русские второстепенные поэты // Ф.И.Тютчев. «О вещая душа моя!.». М., 1995.

111. Непомнящий И. Об «онегиских» мотивах в «денисьевском» цикле Ф.И.Тютчева // Вопросы литературы. 1997, № 5.

112. Никитин М.В. Основы лингвистической теории значения. М., 1988.

113. Новиков А.И., Ярославцева Е.И. Семантические расстояния в языке и тексте. М., 1990.

114. Новинская Л.П. Метрика и строфика Ф.И.Тютчева // Русское стихосложение XIX в. Материалы по метрике и строфике русских поэтов. М., 1979.

115. Озеров Л.А. Поэзия Тютчева. М., 1975.

116. Озеров Л.А. Читая Тютчева // Ф.И.Тютчев. «О вещая душа моя!.» М., 1995.

117. Орлова О.В. Коммуникативные аспекты лексической репрезентации концепта язык в лирике И.Бродского. Автореф. дис. канд. фил. наук. Томск, 2002. 25 с.

118. Осповат А.Л. «Как слово наше отзовется.» М., 1980.

119. Очерки истории языка русской поэзии XX века: Образные средства поэтического языка и их трансформации. М., 1995.

120. Поцепня Д.М. Образ мира в слове писателя. СПб., 1997. 264 с.

121. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.

122. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Учебное пособие. М., 1997.

123. Петренко В.Ф., Митина О.В. Анализ динамики общественного сознания. Смоленск, 1997.

124. Петров В.В. Идеи современной феноменологии и герменетики в лингвистическом представлении знаний // Вопросы языкознания. 1990, № 6. С.102-109.

125. Петрова И.В. Мир, общество, человек в лирике Ф.И.Тютчева // Федор Иванович Тютчев. Литературное наследство. М., 1988. Т.97, кн.1.

126. Пигарев К.В. Тютчев и его время. М., 1978.

127. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж, 2000.

128. Проскуряков М.Р. Концептуальная структура текста. СПб, 2000. 240с.

129. Пумпянский Л.В. Поэзия Ф.И.Тютчева.// Урания:Тютчевский альманах, 1803-1928.Л., 1928.-С.9-15.

130. Райнов Т. Духовный путь Тютчева. Пг., 1923.

131. Розадеев М.А. Творчество Ф.И.Тютчева в контексте русского литературного процесса 30-х гг. XIX в. Автореф. дис. . канд. фил. наук. М., 1989.

132. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1986. 704 с.

133. Ружицкий И.В. Текст в воспиятии носителя иной культуры. Автореф. дис. на соискание степени д.ф.н. М., 1994.

134. Рузин И.Г. Возможности и пределы концептуального объяснения языковых фактов // Вопросы языкознания. 1996, № 5. С. 39-50.

135. Саводник В.Д. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева. М., 1914.

136. Селиверстова О.Н. Компонентный анализ многозначных слов. М., 1975.

137. Сергеева Е.В. Религиозно-философский дискурс В.С.Соловьева: лексический аспект. СПб., 2002. -128 с.

138. Синельникова Л.Н. Лирический сюжет в языковых характеристиках.// Актуальные проблемы филологии. Вып.1. Усть-Каменогорск, 1993.- С. 106108.

139. Синельникова Л.Н. О когнитивных свойствах лирического жанра. // Стилистика русского языка: теоретический и сопоставительный аспекты. Часть 3. «Семантика и стилистика художественных текстов». Киев -Харьков, 1993.-С. 109-110.

140. Сиротко-Сибирский С.А. Набор ключевых слов как свернутое представление семантической структуры // Семантика целого текста. Тезисы выступлений. М., 1987. С. 142-143.

141. Скатов Н.Н. Еще раз о «двух тайнах русской поэзии» (Некрасов и Тютчев) // Некрасов. Современники и продолжатели. Л., 1973.

142. Соловьев В.В. О поэзии Ф.И. Тютчева // Ф.И.Тютчев. «О вещая душа моя!.» М., 1995.

143. Степанов Ю.С. Язык и метод: К современной философии языка. М., 1988.

144. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 2001.

145. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1985.

146. Сузи В.Н. Богородичные мотивы в пейзажной лирике Ф.И.Тютчева // Евангельский текст в русской литературе XVIII XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1994.

147. Сузи В.Н. Принцип «двойного бытия» в лирике Ф.И.Тютчева (к проблеме античной и христианской традиции). Автореф. дис.канд.фил.наук. Петрозаводск, 1996.

148. Сулименко Н.Е. Антропоцентрические аспекты изучения лексики. СПб, 1994.

149. Сулименко Н.Е. Лексика в процессах текстопорождения // Актуализация семантико-прагматического потенциала языкового знака. Новосибирск, 1996.

150. Сулименко Н.Е. Слово в контексте гуманитарного знания. СПб., 2002.

151. Сурина Н. Тютчев и Ламартин // Поэтика. Л., 1927, кн. III.

152. Тарасов Б.П. Тютчев и Чаадаев // Тютчев сегодня: Материалы IV Тютчевских чтений. М., 1995.

153. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996. -288 с.

154. Тильман Ю.Д. «Душа» как базовый концепт в поэзии Ф.И.Тютчева // Фразеология в контексте культуры. М., 1999. С.203-213.

155. Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.

156. Топоров В.Н. Заметки о поэзии Тютчева (еще раз о связях с немецким романтизмом и шеллингианством) // Тютчевский сборник. Таллинн, 1990.

157. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. М., 1965.

158. Тынянов Ю.Н. Пушкин и Тютчев // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 1969.

159. Тынянов Ю.Н. Вопрос о Тютчеве. Тютчев и Гейне // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История. Литература. Кино. М., 1977.

160. Тютчевский сборник. Таллинн, 1990.

161. Тютчевский сборник. Таллинн, 1998.

162. Убийко В.И. Концептосфера внутреннего мира человека в аспекте когнитивной лингвистики // Когнитивные и культурологические подходы к языковой семантике. Виноградовские чтения. Тезисы докладов. М., 1999.

163. Урания: Тютчевский альманах, 1803 1828. JT, 1928.

164. Уфимцева Н.В. Динамика и вариативность языкового сознания (Психолингвистический анализ значения). Научный доклад по опубликованным трудам, представленный к защите на соискание уч. степени д.ф.н. М, 1994.

165. Уфимцева Н.В. Слово и культура // Когнитивная семантика. Материалы II междунар. школы-семинара по когнитивной лингвистике. В 2 частях. Тамбов, 2000. С. 90-91.

166. Фатеева Н.А. Стих и проза как две формы существования поэтического идиостиля. Автореф. на соискание степени д.ф.н. М, 1996.

167. Фет А.А. Воспоминания. М, 1983. Ч. И.

168. Филмор Ч. Основные проблемы лексической семантики // Новое в зарубежной лингвистике. Прикладная лингвистика. Выпуск 12. М., 1983. С. 74-122.

169. Франк C.JI. Космическое чувство в поэзии Ф.И.Тютчева // Русская мысль. М.-П, 1913, кн. XI.

170. ФридбергА. Тютчев и Баратынский. «Не близость духа их сроднила.» // Северные цветы на 1901 г. М, 1901.

171. Худяков А.А. Концепт и значение // Языковая личность: культурные концепты. Вогоград Архангельск, 1996.

172. Ченки Алан. Конструкции, метафоры и слияние концептов // Когнитивная семантика. Материалы II междунар. школы-семинара по когнитивной лингвистике. В 2 частях. Часть 2. Тамбов, 2000. С. 6-8.

173. Чернейко JI.O. Лингво-философский анализ абстрактного имени. М, 1997.

174. Чернейко J1.0., Долинский В.А. Имя судьба как объект концептуального и ассоциативного анализа. // Вестник МГУ. Серия 9 (филология). №6, 1996.

175. Чернухина И.Я. Общие особенности поэтического текста (лирика). Воронеж, 1987.

176. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное исследование политической метафоры (1991 -2000). Екатеринбург, 2001.

177. Чулков Г. Тютчев и Гейне // Искусство. 1923, № 1.

178. Сюжетосложение в русской литературе. Даугавпилс, 1980.

179. Чурилина Л.Н. Лексическая структура художественного текста: принципы антропоцентрического исследования. СПб., 2002.

180. Чичерин А.В. Стиль лирики Тютчева // Контекст. 1974. М., 1975.

181. Шакирова Л.Г. Символика философских стихотворений Ф.И.Тютчева о природе. Автореф. дис.канд. фил. наук. М., 1988. .

182. Шаховский В.И. Эмоциональные культурные концепты: параллели и контрасты // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград -Архангельск, 1996. С. 80-96.

183. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М., 1973.

184. Щемелева Л.М. О русской философской лирике XIX в. // Вопросы философии. 1974, № 5.

185. Язык система. Язык - текст. Язык - способность. М., 1995.

186. Языковая личность: культурные концепты. Волгоград Архангельск, 1996.

187. Якобсон P.O. Поэзия грамматики и грамматика поэзии. // Семиотика. М., 1983.

188. Яковлева Е.С. Пространство умозрения и его отражение в русском языке // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000. С. 268-276.

189. Jackendoff R. What is a concept? // Frames, fields and contrasts. New essays in semantics and lexical organization. Hilldale, 1992.1. Словари

190. Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 1957. Даль 1957

191. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1995.-Даль 1995

192. Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994.

193. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996. КСКТ

194. Культурология. XX век. Словарь / Гл. ред. Левит С.Я. СПб., 1997. 640 с. -КС

195. Лексическая основа русского языка: Комплексный учебный словарь / Под ред. В.В.Морковкина. М., 1984.

196. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. ЛЭС

197. Мифологический словарь / М.Н.Ботвинник, Б.М.Коган, Б.П.Селецкий. М., 1993.-МС

198. Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1991.

199. Новая философская энциклопедия. В 2 т. М., 1996. НФЭ

200. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под редакцией Н.Ю.Шведовой. М., 1992.

201. Рогожникова Р.П. Толковый словарь словосочетаний, эквивалентных слову. М., 2003. ТСС

202. Русский ассоциативный словарь / Ю.Н.Караулов, Ю. А. Сорокин и др.: В 6т. М., 1994-1998 -РАС

203. Словарь ассоциативных норм русского языка / Под ред. А.А.Леонтьева. М., 1977.

204. Словарь русского языка: В 4 т. М., 1999. MAC

205. Словарь синонимов русского языка: в 2-х томах. / Под ред. А.П.Евгеньевой. Л., 1970-1971. СС

206. Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. / Под редакцией В.В.Виноградова. М., 1950-1965 -БАС

207. Современный философский словарь / Под ред. Е.В.Кемерова. М., 1996. -СФС

208. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. 3-е изд., стер. -СПб., 1996. - Фасмер

209. Фразеологический словарь русского языка. / Под ред. А.И.Молоткова. — 5-е изд., стер.- СПб., 1994.

210. Частотный словарь русского языка: Около 40 ООО слов / Под ред. JI.H. Засориной. М., 1977.

211. Этимологический словарь славянских языков: Праславянский лексический фонд. Вып. 1-25. 1974 1999. (ЭССЯ)

212. Buck C.D. A Dictionary of Selected Synonyms in the Principal Indo-European Languages: A Contribution to the History of Ideas. Chicago, 1949. Buck

213. Skeat W.W. An Etumological Dictionary of the English Language. Oxford, 1961. Skeat1. Источники

214. Баратынский E.A. ПСС. Библиотека поэта. Большая серия. JL, 1989. В скобках указан номер стихотворения. Тютчев Ф.И. ПСС. М.-Л., 1934.

215. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. Большая серия. М., 1987. В скобках указывается номер стихотворения.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.