Лев Шестов и Серен Кьеркегор: онтологические основания веры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Гиринский Александр Андреевич

  • Гиринский Александр Андреевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 223
Гиринский Александр Андреевич. Лев Шестов и Серен Кьеркегор: онтологические основания веры: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2020. 223 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гиринский Александр Андреевич

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ОНТОЛОГИЯ ВЕРЫ: ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

1.1. Проблема веры и разума в западной философии

1.2. Метафизика и онтология веры в русской религиозной философии XIX-XX века

Глава 2. ФИЛОСОФИЯ ЛЬВА ШЕСТОВА: БУНТ ПРОТИВ «РАЗУМА»

2.1. «Беспочвенность» как стратегия жизни и философствования. Шестов в контексте своего времени

2.2. Эволюция взглядов Шестова. Периодизация творчества

2.3. Проблема «религиозности» философии Шестова

2.4. Ветхозаветные мотивы философии Шестова. Бог и свобода

2.5. «Афины и Иерусалим». «Странствование по душам» как «метод»90

Глава 2. СЕРЕН КЬЕРКЕГОР: ХРИСТИАНСКИЙ ТЕИЗМ КАК ФИЛОСОФИЯ

3.1. Жизненный и творческий путь Серена Кьеркегора: экзистенция и философская истина

3.2. Диалектика существования: на пути к «религиозной» стадии

3.3. Экзистенциальная диалектика Серена Кьеркегора: отчаяние, грех, страх. «Скачок веры» как онтология

Глава 4. ОНТОЛОГИЯ ВЕРЫ ЛЬВА ШЕСТОВА И СЕРЕНА КЬЕРКЕГОРА: «ЗАОЧНАЯ ВСТРЕЧА»

4.1. Контекст написания работы Л. Шестова «Киргегард и экзистенциальная философия». Экзистенциализм и «экзистенциальная

философия»

4.2. Кьеркегор в оптике философии Шестова: жизнь Кьеркегора и ее отражение в философии, проблема «устранения этического»

4.3. Шестов о соотношении античной философии и христианства, разума и веры в творчестве Кьеркегора

4.4. Шестов о «чистом разуме», «истинном неведении» и откровении в понимании Кьеркегора

4.5. «Рыцарь веры» Кьеркегора и «парадоксалист» Шестова

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Лев Шестов и Серен Кьеркегор: онтологические основания веры»

Актуальность темы исследования

Лев Шестов и Серен Кьеркегор - философы, которых в ХХ веке часто именовали основателями экзистенциальной философии, несмотря на несколько десятков лет, разделяющих их. Оба мыслителя поставили в центр свой философии «внутренний мир» человека, пытаясь преодолеть господство классической рациональной метафизики, которая, с их точки зрения «обезличивала» человеческую жизнь, лишала ее, собственно, человеческого свободного измерения.

Сам термин «экзистенция» в своем содержательном смысле существует в европейском философском словаре достаточно давно. Уже Аристотель в «Метафизике» различал бытие вещи и саму вещь, использовалось это разделение позднее в философии стоицизма, а затем в христианской и мусульманской теологии. Различие между «сущностью» и «существованием» косвенно присутствует в схоластике Фомы Аквинского, используется его последователями (Капреола, Сильвестр из Феррары и т.д.), однако в номиналистической философии данное различение почти что утрачивает смысл. Частичное возрождение это разделение (но не сам термин) получает у Канта, который утверждает невозможность логического определения существования как предиката, тем самым отрицая правомерность онтологического доказательства бытия Бога.

Современное же толкование понятие «экзистенция» получает как раз у Серена Кьеркегора,1 как существование мыслящего единичного индивида, доступное не через опосредованные формы рациональной философии, а непосредственно. Человеческое существование не может быть представлено

1 Подробнее об этом: Schmid H. Kritik der Existenz. Analysen zum Existenzdenken Soren Kierkegaards. Zurich: EVZ, 1966.

как субъект и не может быть никаким образом объективируемо. Именно в его понимании понятие «экзистенции» почти век спустя станет одним из главных «нововведений» европейской философии, а датского философа будут упоминать почти все крупнейшие европейские философы - Сартр, Хайдеггер, Камю. Показательно упоминание о нем Карла Ясперса: «Во время мировой войны я более основательно занялся чтением Плотина, но в первую очередь потому, что его комментировал Кьеркегор. Кьеркегору я обязан термином "экзистенция", который стал для меня ключевым с 1916 года - для того, чтобы постичь то, что я пытался с этих пор постичь в беспокойных исканиях».2

Подобная известность настигла и русского философа - Льва Шестова. Например, Альбер Камю в своей работе «Миф о Сизифе3» называет Шестова одним из первых философов, сформировавших концепт «человека абсурда», наряду с Кьеркегором, Достоевским, Хайдеггером и Ясперсом. Лев Шестов оказал значительное влияние на становление французского персонализма, отдельных течений религиозного экзистенциализма, долгое время в личном общении выступал оппонентом Эдмунду Гуссерлю, правда, несмотря на философские разногласия, они оставались добрыми приятелями. Именно Эдмунд Гуссерль однажды и посоветовал Шестову почитать Кьеркегора. Так, благодаря немецкому философу произошла заочная встреча двух мыслителей. Шестов посвящает Кьеркегору свою знаменитую работу «Киргегард и экзистенциальная философия», где признает в Кьеркегоре своего единомышленника, но критикует за то, что тот недостаточно освободился от «оков» разума и этики.

Кьеркегора и Шестова объединяет, конечно, не только то, что последний в собственной книге записывает датского философа к себе в

2 Ясперс К. Введение в философию. Философская автобиография. - М: Канон+РООИ «Реабилитация», 2017. С. 267.

3 Камю А. Миф о Сизифе // Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство -Политиздат, 1990. С. 24-100.

единомышленники. Основная тематика произведений авторов действительно близка - это тема ограниченности разума и его притязаний, проблемы веры и разума, моральных императивов и свободной воли, философии и религии, больших рациональных систем и индивидуальной человеческой жизни. Для середины ХХ в. эти темы станут классическими, но Кьеркегор пишет об этом в середине XIX века, а Шестов, независимо от него, в конце XIX-начале ХХ века. Тогда их призывы, да и сам стиль философствования, свободный, периодически переходящий в художественный текст, сочетаемый почти что с манифестами и декламациями, казался чем-то новым и удивительным, далеким от рациональной системной философии.

Для Шестова и Кьеркегора чрезвычайно важен вопрос о человеке. Шестов и Кьеркегор пытаются построить экзистенциальную философию на уникальной религиозной антропологии. Иными словами, для них, антропология (т.е. вопрос человека и его свободы) - это всегда вопрос религиозный, а без объяснения религиозной природы человека невозможно построение философии, которая может говорить о человеке.

Человек возникает только в момент отношения к Богу, и сами градации «человеческого» возможны только как стадии его движения к Богу (или от него). Наиболее полно эта мысль в эксплицитном виде содержится в учении Серена Кьеркегора о стадиях человеческого существования.

Феномен веры и религиозного сознания человека становятся центром философии Шестова и Кьеркегора. Для объяснения того, что такое человек, нужно построить философию, которая бы описывала «человеческое». Человеческое же невозможно описать, не построив сначала онтологию веры, то есть, выражаясь почти что кантовским языком, не описав, как возможна вера как акт, из чего она состоит и как конституирует жизнь человека как индивида (как «экзистенции»).

Таким образом, философия Шестова и Кьеркегора трансформируется в «онтологию веры», то есть в систематическое описание того, как конструируется акт веры и как на этом фоне возникает «человеческое» как

единичное и уникальное. Именно так, с этой точки зрения, происходит «освобождение» человека из-под власти тотализирующих рациональных схем.

Однако дальше начинаются различия. При внимательном рассмотрении оказывается, что Шестов и Кьеркегор на самом деле предлагают нам две разные версии того, как возможна онтология веры.

Во-первых, сам стиль философствования авторов существенно различен. Шестов, не получивший систематического философского образования, своими высказываниями пытается «расшатать» традиционные философские представления, наиболее ярко это видно по его работе «Апофеоз беспочвенности», которая представляет собой собрание фрагментов, отдельных размышлений, не собранных в единый последовательный текст. Кьеркегор же гораздо более систематичен, стиль и форма многих его работ напоминает формат философских трактатов Шеллинга или Гегеля, это последовательное изложение, построенное по диалектическим правилам. Тем не менее, творчество обоих авторов представляет собой пример философии, которая противится любой систематизации. В этом одна из основных сложностей данной работы.

Во-вторых, одни и те же термины (например, «вера, «абсурд», «отчаяние» и т.д.) философы иногда используют в разных значениях. Более того, у каждого из мыслителей они занимают разные «места» в их системе онтологии. Даже когда они критикуют одни и те же черты рациональной философии, они делают это, исходя из разных предпосылок. Внешнее сходство критических аргументов еще не обуславливает единство целей и задач, которые ставят перед собой оба философа. Для Кьеркегора стержневым сюжетом философствования является «поиск нового христианства», которое он определяет как Christentum (христианство в собственном смысле), в отличие от Christenheit (реальное, историческое христианство). Само философское развитие Кьеркегора обуславливалось полемикой с пиетизмом и романтизмом Новалиса и Шлейермахера, а также с

рационализмом Гегеля. Все эти философские доктрины представляют для Кьеркегора различные варианты искажения истинного, «естественного» христианства.

Напротив, Лев Шестов - философ «беспочвенности» и «сверхрационального» пафоса, находящегося за пределами рациональности и христианства в целом как религиозной традиции. Его идеал - «беспочвенный абсурд», вера как выражение чистого, почти неартикулированного и не представленного в понятиях и категориях акта, в котором человек, осознавая свою беспредельность, соприкасается с произволом и всевластием Творца. Интересен и сам «метод» Шестова, который сам он называл «странствованием по душам». Историк философии Н.К. Бонецкая замечает, что эта методология является на самом деле герменевтикой, «раскрытием мыслителем собственной идеи посредством чужих текстов». 4

Историко-философское конструирование онтологических оснований веры в философских концепциях Шестова и Кьеркегора в их противопоставлении и «заочном» диалоге, таким образом, может помочь нам посмотреть на философские системы через призму их реальных совпадений и различий, а также наметить особенности рецепции Кьеркегора Шестовым. Актуальность же данного диссертационного исследования, прежде всего, продиктована несколькими основными причинами.

Во-первых, несмотря на значительное количество текстов, посвященных экзистенциализму как направлению в целом, и философии Шестова и Кьеркегора, в частности, ни в русской, ни зарубежной традиции нет работ, в которых было бы осуществлено сравнение взглядов двух философов через проблематизацию религиозных оснований их философии. Оба автора до сих пор остаются «зажатыми» между классическими определениями их как «экзистенциалистов» и «иррационалистов». Говоря о Шестове, это отмечает Т.Г. Щедрина в предисловии к выпущенному в 2016 году сборнику статей

4 Бонецкая Н.К. Странник и его цель (герменевтика Л. Шестова) // Лев Исаакович Шестов. Под ред. Т.Г. Щедриной. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - с.232

8

«Лев Шестов: pro et contra»: «Философский образ Шестова имеет своеобразные очертания в современном культурно-философском и научном сознании. <...> А между тем его философские идеи... <...> ...нуждаются в не в простом усвоении, но в проблемной переработке и дальнейшем углублении».5

Во-вторых, обычно сопоставление взглядов двух мыслителей - Шестова и Кьеркегора, либо происходит независимо, либо через традиционные «лекала» экзистенциальной философии - проблематику «экзистенции» и критику рациональной философии. В данном исследовании осуществлено моделирование и конструирование «диалога» между двумя мыслителями, русского и европейского. Несмотря на то, что их жизни разделяет несколько десятков лет, в данной работе они «разговаривают» как современники, и «инициатором» этой беседы является Лев Шестов, актуализировавший темы философии Кьеркегора в своем труде «Киргегард и экзистенциальная философия» (1935). Именно поэтому рассмотрение проблемы построено в обратной, по сравнению с традиционной хронологией, последовательности -после анализа общего историко-философского контекста исследование начинается с Шестова, затем обращается к Кьеркегору, а в последней главе оба автора соединяются в едином сюжете.

В-третьих, обращение к интерпретации философии Кьеркегора и Шестова через призму «онтологии веры» позволяет заново проанализировать «истоки» и предпосылки появления экзистенциальной философии как таковой. Актуализация философского наследия данных авторов также может обнаружить новые детали и нюансы перехода западной философии от классического этапа к «неклассическому»6, проявить новые методы и подходы. Историк философии Е.В. Мареева отмечает: «С помощью Шестова трудно проникнуть в суть Библии, зато значительно легче понять эволюцию

5 Щедрина Т.Г. От редактора// Лев Исаакович Шестов. Под ред. Т.Г. Щедриной. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - с.9

6 Подробнее об этом: Гаспарян Д.Э. Введение в неклассическую философию. - М.: РОССПЭН, 2011. - 398 с.

неклассической философии. И потому результат, достигнутый Шестовым в ниспровержении идеалов, отрицательный, но все же результат. Устами Шестова говорит парадоксальная религиозность человека ХХ века».7

В-четвертых, обращение к основным темам философии Шестова и Кьеркегора сегодня позволяет заново актуализировать многие эпистемологические вопросы. Т.Г. Щедрина и Б. Пружинин в статье о Шестове и еще одном известном русском философе - Г. Шпете, отмечают: «... когда мы читаем тексты Шестова и Шпета, когда сопоставляем их взгляды, то возникают коннотации, очень тесно связанные с тем, что сегодня происходит в науке и с наукой, - кризис, симптомы которого они прочувствовали».8 И хотя Шестов в данном исследовании сопоставляется с другим мыслителем - с датским философом Сереном Кьеркегором, это утверждение также остается верным, так как темы кризиса научной рациональности, просвещенческого мировоззрения, вопросы веры и позитивного знания являются важными составляющими их творчества, и остаются актуальными темами до сих пор.

Степень разработанности проблемы

«Онтология веры» - сложное многосоставное понятие, которое нуждается в отдельном историко-философском обосновании. Попытка проблематизации феномена веры в онтологическом срезе является способом преодоления некоторых устоявшихся с Нового времени линий разграничения: отделения ценностно-чувственного мира от мира «строгой» логики, эпистемологии и онтологии. Используя определение Н. Бердяева, можно было бы сказать, что это «философское оправдание веры», в котором так нуждается секуляризированная культура. А.Ф. Лосев же еще более

7 Мареева Е.В. Л. Шестов: душа за пределами идеального // Лев Исаакович Шестов. Под ред. Т.Г. Щедриной. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - с.307

8Щедрина Т.Г., Пружинин Б.И. Историзм Льва Шестова и Густава Шпета (об

экзистенциальном измерении феноменологии) // Лев Исаакович Шестов. Под ред. Т.Г. Щедриной. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - с.254

10

определенно замечал, что именно в вере, например, русская философская традиция видит основу, в которой рациональное и «нерациональное» даны в своем изначальном, неразделенном виде. Выделяли важность именно «онтологического» аспекта веры и крупнейшие западные мыслители ХХ века - Г. Марсель, Ж. Маритен, М. Бубер, П. Тиллих, М. Хайдеггер и др.

Русский философ В. Несмелов замечал, что если гносеология является разработанной «теорией познания» для знания, то для веры такой философской работы сделано не было. Отмечал необходимость такой «четвертой критики» религиозного суждения в кантовском смысле и С. Булгаков. Проблема здесь, видимо, заключается в том, что вера не признается типом, по Несмелову, «определенного ведения» и задача онтологии веры показать, что это философски возможно доказать и построить как определенную теорию.

Сложность заключается также в том, что сами мыслители, философствуя о вере, используют зачастую разный терминологический аппарат и находятся в полемике с разными философскими или богословскими традициями, что значительно затрудняет построение общей модели данной проблемы. Это особенно верно для мыслителей, чья философия является предметом данного исследования. Например, творчество Кьеркегора и его представление о вере невозможно понять без понимания полемики с либеральной протестансткой теологией, а агрессивные нападки Шестова на разум - без понимания контекста и способа его полемики с христианской философией и литературой.

Широко распространены трактовки, что вера сама по себе является чем-то противоположным «знанию» и «разуму», и следовательно, само построение онтологии веры теряет свой предмет. Тем не менее, еще Лейбниц отмечал, что в спорах о вере единственный инструмент, которым мы можем пользоваться, это разум. И даже отрицая разум, мы делаем это исключительно с помощью логических и философских приемов. Возможно,

вера есть знание о «невозможном», запредельном, пользуясь выражением С.Л. Франка, - «непостижимом».

В западной философии эта точка зрения в ХХ веке была развита К. Ясперсом, представившим концепцию «философской веры». Вера, с точки зрения немецкого философа, может раскрыться лишь в союзе со знанием, в «философской вере» разум является ее необходимым элементом. Сам же разум, с точки зрения Ясперса, является одним из инструментов, способов существования, проявления «экзистенции».

Можно найти примеры построения онтологии веры даже в советской философии, например, в творчестве М. Мамардашвили, которое Э. Соловьев определял как «экзистенциальную сотериологию».9 Философия, по Мамардашвили, есть почти что акт «веры» в христианском смысле, то есть акт такого «удержания» целостности (в терминах Пауля Тиллиха, состояние «предельной заботы»), в котором человек есть не просто часть мира природы, а есть конечный смысл и цель того, что называется «миром». Этот смысл возможно обрести не через свободу выбора, а через «удержание» такого режима мысли, такого порядка сознания, в котором я понимаю себя как не просто единичное существо, «заброшенное в мир», и вынужденное в нем жить, а как такое существо, которое единственное в мире связано с неизменным порядком вещей, и именно поэтому «выделено» из него. Человек должен стать инструментом, «проводником» в мире этого порядка, но не автоматически, а свободно, через преодоление в себе того, что является преходящим, природным, и через обнаружение того, что роднит с «вечным». Именно это и есть «рождение», или «второе рождение», как называет его Мамардашвили. Таким образом, можно сказать, что именно вера, по Мамардашвили, является онтологической основной философского и всякого «истинного существования».

9 Соловьев Э. Ю. Экзистенциальная сотериология Мераба Мамардашвили // Мераб Константинович Мамардашвили [серия Философия России второй половины XX века]. М.: РОССПЭН, 2009. С. 174-202.

Если же попытаться дать некоторое краткое описание того, как развивались взгляды на реализацию построения «онтологии веры» в истории философии, то можно было бы сказать, что до Нового времени этот вопрос в эксплицитном виде поставить, вряд ли, было бы возможно. Само зарождение метафизики как учения о сверхрациональном происходит еще в классических философских учениях античности, затем получает свое наиболее яркое воплощение уже в христианском богословии в форме размышления о вере в Бога.

Под напором рационалистической философии Нового времени традиционная метафизика выстоять не смогла, на ее место пришла критическая философия, в которой основной вопрос о вере мог быть поставлен только в смысле «условий возможности» веры в человеческом сознании. Логичным продолжением этого проекта в ХХ веке на Западе стала феноменология, определявшая веру исключительно как «феномен» сознания, элиминируя вопрос об онтологических основаниях веры и специфике религиозного опыта.

В этом контексте, творчество Кьеркегора и Шестова, несмотря на десятки лет, разделяющие их, принадлежит к эпохе новой, неклассической философии, но стоит по отношению к основным ее тенденциям особняком. Особенность заключается именно в том, что предметом их философствования являются проблемы веры и религии, что, с одной стороны, связывает их проблематику с классической для западной философии дилеммой веры и разума, а с другой стороны, показывает приемы и методы неклассического философствования на специфическом для этого направления материале.

Обзор литературы по проблеме

В современной академической истории философии историко-философских исследований по проблемам онтологии веры не так много.

Наиболее объемными и подробными работами в этой области в российском контексте являются статьи и монографии российского исследователя С. А. Нижникова10, а также работы Р.К. Омельчука11.

Научная и историко-философская литература, посвященная творчеству Шестова, отличается фрагментированностью своей проблематики. Рецепция идей Л. Шестова началась еще при жизни его современниками. Первые отзывы на работы Шестова дали Н. Бердяев, Н. Михайловский, С. Франк, Р. Иванов-Разумник, С. Булгаков и другие.12 Ценны многочисленные отзывы и комментарии его коллег, друзей и единомышленников - Б.А. Грифцова, Б.Ф. Шлецера, Б. Фондана, Р. Беспаловой и т.д.

Бердяев и Булгаков, признавая несомненную значимость философии Шестова, в целом полагают, что конечной своей цели она не достигает и остается на уровне индивидуальных переживаний. Бердяев в своей известной работе «Русская идея»13 отдельно отмечает, что Шестов, страстно желая найти веру, так и не смог обрести ее как универсальное мировоззрение.

Известный историк русской философии В. Зеньковский считает творчество Шестова чуть ли не вершиной русской мысли14, а Н. Лосский, напротив, в своей «Истории русской философии»15 посвящает Шестову только один абзац, лишь кратко упоминая основные его работы.

В ХХ веке интерес к творчеству Шестова можно обнаружить и в текстах крупнейших западных философов ХХ века - А. Камю, Э. Гуссерля, Э Левинаса, Ж. Маритена.

На Западе еще в середине прошлого века появляются историко-философские исследования, посвященные экзистенциальным темам

10 Нижников С.А. Метафизика веры в русской философии. Монография. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 313 с.

11 Омельчук Р.К. Онтология веры: личностные и социокультурные механизмы преемственности ценностей. - М,: РОССПЭН, 2011. - 280 с.

12 С отзывами можно ознакомиться в сборнике: Л.И. Шестов: pro et contra, антология / Сост., вступ. статья, комментарии Т.Г. Щедриной. - СПб.: РХГА, 2016. - 719 с.

13 Бердяев Н.А. Русская идея. - М., Азбука-классика, 2011.

14Зеньковский В.В. История русской философии. - М., АСТ Феникс, 1999.

15Лосский Н.О. История русской философии. - М., Прогресс, 1994.

14

творчества философа, активно идет поиск параллелей с основными темами западной философии ХХ века.16 Из современных западных исследований о Шестове можно отметить работу Женевьев Пирон. Ознакомиться с результатами этого исследования на русском языке можно благодаря обзору В.П. Визгина.17

Подробный разбор основных западных исследований, а также анализ рецепции шестовского наследия в творчестве его последователей в Европе, в частности, во Франции, дан в исследовании К.В. Ворожихиной - «Лев Шестов и его французские последователи».18

Для советского периода отечественной истории философии значением обладают работы В.Асмуса, П. Гайденко, А. Ахутина, Н. Мотрошиловой, Н. Окунцовой, В. Куликова, А. Черных. Данные работы, в первую очередь, посвящены тематике нигилизма и иррационализма в философии Шестова.

В 1990-е годы, как известно, интерес к русской философии усилился, русская культура стала «возвращаться на родину», что способствовало новому всплеску исследований, свободных от идеологических ограничений. Отдельного интереса заслуживают многочисленные статьи и работы Р. Гальцевой, В. Курабцева, С. Полякова, Н. Батовой, Т. Морозовой, Л. Таланиной. Огромный интерес представляют историко-философские исследования, посвященные философии Шестова - работы А. Ахутина, Н. Бонецкой, В. Поруса, В. Визгина, В. Кантора, Т.Г. Щедриной и Б.И. Пружинина и др. Интерес представляют и последние диссертационные

16 Например: Kline G.L. Religious Existentialists: Shestov & Berdiaev // Religious and Anti-Religious Thought in Russia. - Chicago, 1968;

Wernham J.C.S. Two Russian Thinkers. An Essay in Berdiaev & Shestov. Toronto, 1968; Милош Ч. Шестов, или О чистоте отчаяния // Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). - М., 1992;

Bayley J. Idealism and Its Critic // The New York Review of Books, vol. 14, no. 12 - June 18. NY. 1970.

17 Piron G. Léon Chestov, philosophe du déracinement. См. статью о книге: Визгин В.П. Экзистенциальный философ под микроскопом филолога // Вопросы философии. 2011. № 12. - С. 97-106.

18 Ворожихина, К.В. Лев Шестов и его французские последователи // Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : ИФРАН, 2016. - 157 с.

исследования и монографии, посвященные творчеству Шестова - Я. Ширманова и В. Апрелевой, Е. Механиковой, В. Пименова, А. Фроловой и других (полный перечень всех работ дан в списке литературы)19. Невероятно интересен историко-философский анализ творчества Шестова через призму ницшеанской философии Н. Бонецкой. Результаты перечисленных исследований использованы в данной работе.

19 Асмус В.Ф. Лев Шестов и Кьеркегор. Об отношении Льва Шестова к зачинателю западноевропейского экзистенциализма // Философские науки. 1972. №4. - с. 72-80 Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьёв. Н. Бердяев. С. Франк. Л. Шестов). - М., 2006. - 447 с.

Курабцев В.Л. Миры свободы и чудес Льва Шестова: жизнь мыслителя, «странствования по душам», Философия. - М., 2005. - 307 с.]

Курабцев В.Л. «Дыхание Божие» (Лев Шестов и Священное Писание) // Уч. зап. Таврич. нац. ун-та им. В.И. Вернадского. Философия. Социология. 2003. - Т. 16 (55). № 1. - С. 5363.

Курабцев В.Л. «Когда человек соприкасается с дыханием Божьим» (Библия и Лев Шестов) // Историко-философский ежегодник. М.,1999. - С. 182-188.

Курабцев В.Л. «Мудрейшие из людей» (Лев Шестов и античная философия) // Вопросы философии. 2002. № 11. - С. 184-195.

Курабцев В.Л. Extra verba et imagines (Лев Шестов и герменевтика) // История философии

и герменевтика. Материалы межвуз. конф. М.: РГГУ, 2002. - С. 174-178.

Курабцев В.Л. Альтернатива Льва Шестова // Обществ. науки и современность. 1991. № 2.

- С. 175-181.

Курабцев В.Л. Ангелы и бесы (Лев Шестов и философия Ф.М. Достоевского) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. «Философия». 2003. № 4. С. 3-17.

Курабцев В.Л. Духовное напряжение (Лев Шестов о философии средних веков и Реформации) // Филос. пробл. социально-гуманитар. знания. 2002. Вып. 2. - С. 221-234. Кантор В.К. Шестов или Достоевский? // Лев Исаакович Шестов. Под ред. Т.Г. Щедриной.

- М.: Политическая энциклопедия, 2016. - с.68-88

Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли XX века. М.: Наука, 1992. - 208 с. Гальцева Р.А., Роднянская И.Б. К портретам русских мыслителей. М.: Петроглиф, 2012. -758 с.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гиринский Александр Андреевич, 2020 год

Источники

1. Булгаков С.Н. Собрание сочинений в 2 т. - М., Наука, 1993.

2. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. -АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом) - Наука. Ленинградское отделение, 1972-1990.

3. Кант И. Лекции по этике / И. Кант/ Пер. с нем./ Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.А. Гусейнова. - М.: Республика, 2005.

4. Кант И. Религия в пределах только разума / И. Кант // Трактаты. -СПб.: Наука, 1996.

5. Кьеркегор С. Болезнь к смерти. - 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2014. - 160 с.

6. Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к "Философским крохам". - М.: Академический Проект, 2012 - 607 с.

7. Кьеркегор С. Или-или. Фрагмент из жизни. - 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2016. - 775 с.

8. Кьеркегор С. Понятие страха. - 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2014. - 224 с.

9. Кьеркегор С. Страх и трепет. - 4-е изд. - М.: Академический Проект, 2017. - 154 с.

10.Кьеркегор С. Философские крохи. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. - 192 с.

11.Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. - М.: Академический проект, 2015. - 543 с.

12.Мейендорф И. Церковь в истории: статьи по истории Церкви. - М., Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Эксмо, 2018. - 1010 с.

13. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., Республика, 1992. -516 с.

14.Шестов Л. Избранные сочинения. - М., Ренессанс, 1993. - 512 с.

15.Шестов Л.И. Умозрение и Апокалипсис. Религиозная философия Вл.С. Соловьева // Соловьёв Вл.С. pro et contra. Т.2. СПб.: РХГИ, 2002. - с. 467-530

16.Шестов Л. Николай Бердяев. Гнозис и экзистенциальная философия // Н.А. Бердяев: pro et contra. - СПб, РХГИ, 1994. - с. 411-437

17.Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). - М., Прогресс-Гнозис, 1992. - 304 с.

18.Шестов Л. Собрание сочинений в 2 томах. - М., Издательство «Наука», 1993. - Т.1. Т. 2. - 664 с., 558 с.

Литература

1. Bayley J. Idealism and Its Critic // The New York Review of Books, vol.

14, no. 12 - June 18. NY. 1970.

2. Dietz W. Sören Kierkegaards Auseinandersetzung mit Sterben und Tod. In: Internationale Zeitschrift für Philosophie und Psychosomatik. Jg. 4, H. 1., 2012. - c. 2-12

3. Fondane B. Léon Chestov à la recherché du judaïsme perdu // La Revue juive de Genève. 1936. No. 4. P. 326-328. 152

4. Fondane B. Léon Chestov et la lutte contre les évidences // Revue Philosophique de la France et de l'Étranger, T. 1. No. 7/8 (Juillet-aout, 1938). P. 13-50.

5. Gonzi A. La première réception de Nietzsche en France: Gaultier, Chestov, Bataille, Fondane // Cahiers Benjamin Fondane. 2010. No. 13. -P. 91-100.

6. Groys B. Leo Shestov // Groys B. Introduction to Antiphilosophy. - L., 2012. - P. 33-50.

7. Kline G.L. Religious Existentialists: Shestov & Berdiaev // Religious and Anti-Religious Thought in Russia. - Chicago, 1968.

8. Martin B. The Life and Thought of Lev Shestov // Shestov L. Athens and Jerusalem. Athens: Ohio University Press, 1966. P. 9-44.

9. Piron G. Léon Chestov, philosophe du déracinement. (Статья о книге): Визгин В.П. Экзистенциальный философ под микроскопом филолога // Вопросы философии. 2011. № 12. - С. 97-106.

10.Richter L. Existenz im Glauben. Aus Dokumenten, Briefen und Tagebiichern Soren Kierkegaards. 2. Aufl. Berlin, Evangelische Verlagsanstalt,1956.

11.Rudd A. Kierkegaard and the Limits of the Ethical. Oxford, 1993.

12.Schlechta E. Christentum und Christenheit von Soren Kierkegaard. Kosel,1957.

13.Schleifer R. & Markley R. (eds.). Kierkegaard and Literature: Irony, Repetition, and Criticism. Norman, 1984.

14.Schmid H. Kritik der Existenz. Analysen zum Existenzdenken Soren Kierkegaards. Zurich: EVZ, 1966.

15.Schmidinger H.M. Das Problem des Interesses und die Philosophie Soren Kierkegaards. Freiburg / Munchen, 1983.

16. Stewart J. (ed.). Kierkegaard's International Reception Tome I: Northern and Western Europe. Aldershot, 2009.

17. Stewart J. (ed.). Kierkegaard's International Reception Tome II: Southern, Central and Eastern Europe. Aldershot, 2009.

18. Stewart J. (ed.). Kierkegaard's International Reception Tome III: The Near East, Asia, Australia And The Americas. Aldershot, 2009.

19.Suhr I. Das Problem des Leidens bei Soren Kierkegaard. Munchen, 1983.

20.Taylor M.C. Journeys to Selfhood: Hegel & Kierkegaard. Berkeley, Los Angeles, L., 1980.

21.Theunissen M. Kierkegaard's Concept of Despair, trans. by Barbara Harshav and Helmut Illbruck. Princeton, 2005.

22.Thulstrup N. Kierkegaard og kirken i Danmark. Kobenhavn: Reitzel, 1985.

23.Thust M. Der Dichter des Religiosen. Grundlagen eines Systems der Subjektivitat. Munchen: Beck, 1931.

24. Valevicius A. Lev Shestov and his times: encounters with Brandes, Tolstoy, Dostoevsky, Chekhov, Ibsen, Nietzsche and Husserl. - N.Y.: Peter Lang Publishing Inc.,1993.- 152 p.

25.Vetter A. Frommigkeit als Leidenschaft. Eine Deutung Kierkegaards. Freibg.,1963.

26.Walsh S. Living Christianly: Kierkegaard's Dialectic of Christian Existence. University Park, 2005.

27.Walsh S. Living Poetically: Kierkegaard's Existential Aesthetics. University Park, 1994.

28.Wernham J.C.S. Two Russian Thinkers. An Essay in Berdiaev & Shestov. Toronto, 1968. - 115 р.

29.Zimmerman F. Das Wesen des Geistes im Werk Soren Kierkegaards. Diss. Munchen, 1969.

30.Аверин Б.В. Страх прямого высказывания: Лев Шестов, Серен Кьеркегор, Гумберт Гумберт // Семиотика страха. Париж; М.: Европа, 2005. - С. 172-184.

31. Адамович Г.В. Вячеслав Иванов и Лев Шестов // Адамович Г.В. Одиночество и свобода. СПб.: Алетейя, 2002. - С. 243-262.

32. Адамович Г.В. Памяти Льва Шестова // О книгах и авторах. Заметки из литературного дневника. Париж, 1967. - С. 15-17.

33.Адамович Г.В. По поводу статьи Шестова «Творчество из ничего» // Мосты. 1960. № 5. - С. 117-120.

34.Асмус В.Ф. Лев Шестов и Кьеркегор. Об отношении Льва Шестова к зачинателю западноевропейского экзистенциализма // Философские науки. 1972. №4. - с. 71-80

35.Ахутин А.В. Одинокий мыслитель // Шестов Л. Сочинения в 2-х томах. Т. I. М., 1993; Поворотные времена. - СПб., 2005. С. 3-17

36.Шлецер Б.Ф. Киркегард и Шестов // Л. Шестов: pro et contra. - Под ред. Т.Г. Щедриной. - СПб.: РХГА, 2016. - с. 457-462

37.Баранова-Шестова Н.И. Жизнь Льва Шестова. - La Presse Libre, 1983.

38.Безвесельная З.В. Проблема философского познания в учении Л. Шестова // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2015, №3. С. 142-147

39.Бердяев Н.А. Лев Шестов и Киргегард. - М., Библиотека русской религиозной философии «Вехи», 2011.

40.Бонецкая Н.К. Странник и его цель (герменевтика Л. Шестова) // Лев Исаакович Шестов. Под ред. Т.Г. Щедриной. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - с.232-262

41.Булгаков С.Н. Некоторые черты религиозного мировоззрения Л.И. Шестова // Л. Шестов: pro et contra. - Под ред. Т.Г. Щедриной. -СПб.: РХГА, 2016. - с. 441-457

42. Визгин В.П. Лев Шестов и экзистенциальная мысль // Философские науки. 2006, №7, №8.

43.Визгин В.П. Разум на весах откровения: Лев Шестов и современная мысль; Бердяев и Шестов: спор об экзистенциальной философии //

На пути к Другому: От школы подозрения к философии доверия. -М., 2004

44.Визгин В.П. Шестов и Марсель // Лев Исаакович Шестов. Под ред. Т.Г. Щедриной. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - с.165-183

45.Визгин В.П. Экзистенциализм и богословская мысль Г.В. Флоровского // Философский журнал. Философия, этика, религиоведение. №2, 2014. - с. 24-37

46.Ворожихина К.В «Вечные истины» и свобода от разума. О некоторых чертах философии Льва Шестова на примере книги «Афины и Иерусалим» / Философский журнал.2015. Т.8. №3. с. 7891

47.Ворожихина К.В. Лев Шестов и французские интеллектуалы // Лев Исаакович Шестов. Под ред. Т.Г. Щедриной. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - с.198-208

48.Ворожихина, К.В. Лев Шестов и его французские последователи // Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : ИФРАН, 2016. - 157 с.

49.Гайденко П.П. От Киркегора к Фрейду // Прорыв к трансцендентному. М., 1997. - с. 246-253.

50.Гайденко П.П. Свобода как метафизический страх // Философия Фихте и современность. М., 1979. - с. 261-273.

51.Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. О миросозерцании Серена Кьеркегора. - М.: Республика, 1997. - 207 с.

52.Гайденко П.П. Философия музыки Серена Киркегора // Советская музыка № 3, 1972. - с. 127-134.

53.Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли XX века. М.: Наука, 1992. - 208 с.

54.Гальцева Р.А., Роднянская И.Б. К портретам русских мыслителей. М.: Петроглиф, 2012. - 758 с.

55.Гарина Т.С. Проблема католицизма в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.И. Шестова // Вестник Московского университета. Сер. 7. «Философия». 1996. № 5. С. 69-70.

56.Гаспарян Д.Э. Введение в неклассическую философию. - М.: РОССПЭН, 2011. - 398 с.

57.Грифцов Б.А. Лев Шестов // Л. Шестов: pro et contra. - Под ред. Т.Г. Щедриной. - СПб.: РХГА, 2016. - с. 240-267

58. Гуссерль Э. Письма к Льву Шестову // Логос. 1996. № 7. - С. 141144.

59.Доброхотов А.Л. Апология Когито, или Проклятие Валаама. Критика Декарта в «Ненаучном послесловии» Керкегора // Логос № 10, 1997. - с. 129-138.

60.Душин О.Э. Мартин Лютер и средневековая схоластика: pro et contra / Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социальные и гуманитарные науки.№3, 2016. - с. 15-23

61.Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. - СПб., 2001. Ч. 1-2.

62.Егоров Н.А. Киркегор // Православная Богословская энциклопедия. СПб., 1909, т. 10. с. 440-453.

63. Заславский Д.И. Юродство и юродивые в современной буржуазной философии // Вопросы философии. 1954. №5. - С. 67-75

64.Зеньковский В.В. История русской философии. - М., АСТ Феникс, 1999.

65.Игнатов И.Н. Философские окопы. По поводу доклада Л.И. Шестова // Л. Шестов: pro et contra. - Под ред. Т.Г. Щедриной. - СПб.: РХГА, 2016. - с. 276-279

66.Ильин В.Н. Sola Fide - только верою (греческая и средневековая философия, Лютер и Церковь) // Л. Шестов: pro et contra. - Под ред. Т.Г. Щедриной. - СПб.: РХГА, 2016. - с. 525-530

67.Исаев С.А. Кьеркегор как создатель экзистенциальной диалектики // II Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 1980. №5. - с. 56-66

68.Исаева Н. Выбор духа - бессмертие навырост. - Кьеркегор С., Или-или. Фрагмент из жизни - 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2016. - 7-29 с.

69.Исаева Н., Исаев С. Авраамов нож, или Рождение веры. - Кьеркегор С., Страх и трепет. - 4-е изд. - М.: Академический Проект, 2017. - 520 с.

70.Исаева Н., Исаев С. Личины страха и манки эротики. - Кьеркегор С., Понятие страха. - 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2014. - 5-22 с.

71.Исаева Н., Исаев С. Сирен Кьеркегор: Лестница в небо -виртуальный проект. - Кьеркегор С., Заключительное ненаучное послесловие к "Философским крохам". - М.: Академический Проект, 2012 - 5-19 с.

72.Исаева Н., Исаев С. Смерть как чертог или смерть как порог: путешествие с верным проводником. - Кьеркегор С., Болезнь к смерти. - 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2014. - 5-25 с.

73.Кантор В.К. Шестов или Достоевский? // Лев Исаакович Шестов. Под ред. Т.Г. Щедриной. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. -с.68-88

74.Карпушин В.А. Серен Кьеркегор - предшественник экзистенциалистской антропологии. // Вопросы философии. № 12. 1967. - С. 103-113.

75.Кувакин В.А. Религиозная философия в России: начало XX века. М., 1980. - 320 с.

76.Курабцев В.Л. «Дыхание Божие» (Лев Шестов и Священное Писание) // Уч. зап. Таврич. нац. ун-та им. В.И. Вернадского. Философия. Социология. 2003. - Т. 16 (55). № 1. - С. 53-63.

77. Курабцев В.Л. «Когда человек соприкасается с дыханием Божьим» (Библия и Лев Шестов) // Историко-философский ежегодник. М.,1999. - С. 182-188.

78.Курабцев В.Л. «Мудрейшие из людей» (Лев Шестов и античная философия) // Вопросы философии. 2002. № 11. - С. 184-195.

79.Курабцев В.Л. Extra verba et imagines (Лев Шестов и герменевтика) // История философии и герменевтика. Материалы межвуз. конф. М.: РГГУ, 2002. - С. 174-178.

80.Курабцев В.Л. Альтернатива Льва Шестова // Обществ. науки и современность. 1991. № 2. - С. 175-181.

81.Курабцев В.Л. Ангелы и бесы (Лев Шестов и философия Ф.М. Достоевского) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. «Философия». 2003. № 4. С. 3-17.

82.Курабцев В.Л. Духовное напряжение (Лев Шестов о философии средних веков и Реформации) // Филос. пробл. социально-гуманитар. знания. 2002. Вып. 2. - С. 221-234.

83.Курабцев В.Л. Иерусалим Льва Шестова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. «Философия». 1991. № 5. С. 56-75.

84.Курабцев В.Л. Лев Шестов и Каббала // Философия и будущее цивилизации. Тез. докл. и выступлений IV Рос. филос. конгр. (Москва, 24-28 мая 2005 г.). Т. 2. М.: Современные тетради, 2005. С. 264-265.

85.Курабцев В.Л. Лев Шестов и мировая философия (Итоги «странствований по душам») // Вопр. философии. 2004. № 12. С. 109-122.

86.Лашов В.В. Лев Шестов и Николай Гоголь // Научные ведомости БелГУ, № 16 (71) 2009.

87.Лашов В.В. Творчество Ф. Достоевского в оценке Л. Шестова // Вестник РУДН, № 4, 2010.

88.Лашов В.В., Тетенков Н.Б.К вопросу о возможности биографического метода при анализе философии С. Кьеркегора / Вестник Ленинградского государственного университета им. Пушкина, 2010. - с. 27-34

89.Левичева Е.Н. Религиозная антропология Серена Кьеркегора. -Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - М., 2006.

90.Ловцкий Г.Л. Философ библейского откровения (К 100-летию со дня рождения Льва Шестова) // Л. Шестов: pro et contra. - Под ред. Т.Г. Щедриной. - СПб.: РХГА, 2016. - с. 503-523

91.Лосский Н.О. История русской философии. - М., Прогресс, 1994.

92. Лосский Н.О. Лев Шестов как философ // Л. Шестов: pro et contra. -Под ред. Т.Г. Щедриной. - СПб.: РХГА, 2016. - с. 462-477

93.Лунгина Д. Узнавание Керкегора в России // Логос № 7, 1996/ - с. 168-183.

94.Лунгина Д.А. Бог и выдуманное в XIX веке / Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2017. №1. - с.68-76

95.Лунгина Д.А. К вопросу о гегельянстве Кьеркегора: концепция Джона Стюарта // Вопросы философии, 2017. №3. С. 140-146

96. Лунгина Д.А. Керкегор / Философская антропология, 2019. Т.5. №1. - с. 122-158

97.Лунгина Д.А. Серен Керкегор и история христианства в XIX веке // Философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Издатель Воробьев А.В., 2016. - 128 с.

98. Маколкин А. Опыт прочтения Керкегора в России и в Советском Союзе: от Льва Шестова до Пиамы Гайденко // Лев Исаакович Шестов. Под ред. Т.Г. Щедриной. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - с.326-349

99.Марголин А.Б. Антифилософ // Л. Шестов: pro et contra. - Под ред. Т.Г. Щедриной. - СПб.: РХГА, 2016. - с. 538-549

100. Мареева Е.В. Лев Шестов: душа за пределами идеального // Лев Исаакович Шестов. Под ред. Т.Г. Щедриной. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - с.280-308

101. Милош Ч. Шестов, или О чистоте отчаяния // Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). - М., 1992.

102. Минский Н.М. Единственный светоч // Л. Шестов: pro et contra. -Под ред. Т.Г. Щедриной. - СПб.: РХГА, 2016. - с. 293-301

103. Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьёв. Н. Бердяев. С. Франк. Л. Шестов). - М., 2006.

104. Мотрошилова Н.В. Парабола жизненной судьбы Льва Шестова // Вопросы философии. 1989. №1. - С. 129-143.

105. Нижников С.А. Метафизика веры в русской философии. Монография. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 313 с.

106. Нижников С.А. Опыт разработки онтологических основ веры в русской философии // Пространство и время. - 2015. №3(21) - с.61-70

107. Омельчук Р.К. Онтология веры: личностные и социокультурные механизмы преемственности ценностей. - М,: РОССПЭН, 2011. -280 с.

108. Переписка Л.И. Шестова с А.М. Ремизовым // Русская лит. 1992. № 2. С. 133-169; 1992. № 3. С. 158-197;1992. № 4. С. 92-133; 1993. № 1. С. 170-181; 1993. № 3. С. 112-121; 1993. № 4. С. 146-158; 1994. № 1. С. 159-174; 1994. № 2. С. 136-185.

109. Переписка Льва Шестова с Борисом Шлёцером. Париж: YMCA-Press, 2011. - 176 с.

110. Перцов П. «Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницще» Л. Шестова // Мир искусства. 1900. Т. 3. № 1-12. - С. 105-107.

111. Пименов В.Ю. Эволюция концепции свободы воли в религиозно-экзистенциальной философии Шестова // Диссертация на соискание ученой степени канд. фил. наук. - М., 1997.

112. Пирон Ж. Полемика Л.И. Шестова с В.И. Ивановым: борьба в платоновской пещере // Символ. 2008. № 53-54. - С. 421-434.

113. Половинкин С.М. Антиплатонизм Льва Шестова и анафема на Иоанна Итала // Филос. науки. 2006. № 8. - С. 137-138.

114. Положенкова Е.Ю. Соотношение религиозной философии и христианского богословия в истории религиозной мысли: Онтологический и гносеологический контекст. - Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. - Ростов на Дону, 2004.

115. Поляков С.А. Русская идеология и русская утопия философии Льва Шестова // Философский век. СПб., 1998. - С. 265-278.

116. Померанцев К.Д. Великий разумоборец // Л. Шестов: pro et contra. - Под ред. Т.Г. Щедриной. - СПб.: РХГА, 2016. - с. 535-538

117. Порус В.Н. Трагедия философии и философия трагедии (С. Н. Булгаков и Л. И. Шестов) // Полигнозис. 2004. № 3. - С. 106-119

118. Порус В.Н. У края культуры: (Философские очерки). - М.: КАНОН+РООИ «Реабилитация», 2008. - 464 с.

119. Порус, В. Н. В. Соловьев и Л. Шестов: единство в трагедии свободы // Вопросы философии, 2004. -№ 2. - С. 148-159.

120. Рубина Л.Я. В угоду схеме. О неверном противопоставлении этического и эстетического в философии С. Кьеркегора // Эстетику -в жизнь. Ученые записки. Уральский гос. университет. Серия Философия. - Вып. 1. № 68. - Свердловск, 1967. - С. 105-107.

121. Соколов Б.Г. Движение «против»: Серен Кьеркегор и Лев Шестов // Русская и европейская философия: пути схождения. СПб.: Кафедра, 1997. - С. 80-92.

122. Соловьев Э.Ю. Экзистенциальная сотериология Мераба Мамардашвили // Мераб Константинович Мамардашвили [серия Философия России второй половины XX века]. М.: РОССПЭН, 2009. С. 174-202.

123. Ставцева О.И. Основные положения кьеркегоровской трактовки «экзистенции» // Современная зарубежная философия: проблемы трансформации на рубеже ХХ-ХХ1 веков. - СПб., 1996. - с. 39-40

124. Степун Ф.А. Избранное. - М., РОССПЭН, 2010.

125. Сумерки богов. Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр. М.: Политиздат, 1990. - 400 с.

126. Тиандер К.Ф. Отклики романтизма в Дании и Швеции // История западной литературы. СПб., 1913, Т. 3. с. 430-440.

127. Тиллих П. Киркегор как экзистенциальный мыслитель // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. - с. 455-458

128. Федотов Г.П. Лев Шестов: на весах Иова (Странствования по душам) // Л. Шестов: pro et contra. - Под ред. Т.Г. Щедриной. -СПб.: РХГА, 2016. - с. 385-390

129. Фондан Б. Разговоры со Львом Шестовым - Новый журнал. New York, 1956, кн. XIV.

130. Франк С.Л. О Льве Шестове (По поводу его новой книги «Начала и концы») // Л. Шестов: pro et contra. - Под ред. Т.Г. Щедриной. -СПб.: РХГА, 2016. - с. 168-175

131. Фролова А.Ю. Феномен парадокса в религиозно-философском творчестве Шестова Шестова // Диссертация на соискание ученой степени канд. фил. наук. - М., 1999.

132. Фэнлинь С. Смысл «библейской философии» у Льва Шестова // Лев Исаакович Шестов. Под ред. Т.Г. Щедриной. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - с.308-316

133. Чекер Н.И. Серен Кьеркегор: Легкомысленная поспешность как смерть культуры / Гуманитарный вектор, 2017, №12. - с. 133-140

134. Чертков Л. Серен Киркегор в русской литературе // Вестник религиозного христианского движения № 148, 1986/ - с. 27-55.

135. Ширманов Я.И., Апрелева В.А. Философия Льва Шестова как богоискательство. - М., УДК, 2009.

136. Шмеман А. Церковь. Мир. Миссия. Мысли о православии на Западе. М., 1996.

137. Шпет Г.Г. Рабочие заметки к статьям Л.И. Шестова «Memento mori (по поводу теории познания Эдмунда Гуссерля)» и

«Самоочевидные истины» // Л. Шестов: pro et contra. - Под ред. Т.Г. Щедриной. - СПб.: РХГА, 2016. - с. 279-293

138. Щедрина Т.Г. От редактора // Л. Шестов: pro et contra. - Под ред. Т.Г. Щедриной. - СПб.: РХГА, 2016. - с. 7-14

139. Щедрина Т.Г., Пружинин Б.И. Историзм Льва Шестова и Густава Шпета (об экзистенциальном измерении феноменологии) // Лев Исаакович Шестов. Под ред. Т.Г. Щедриной. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - с.30-47

140. Щитцова Т.В. (ред.). Кьеркегор и современность. Минск, 1996.

141. Щитцова Т.В. Майевтическое назначение экзистенциального сообщения: Киркегор // Memento nasci: Сообщество и генеративный опыт. Вильнюс, 2006. - с. 144-202.

142. Щитцова Т.В. Экзистенциальная терапия, или Как практикуют философию (к актуальности Киркегора в современную эпоху) // Логос №6, 2006. - с. 84-99.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.