Литературная полемика о путях развития русской драматургии в отечественной критике рубежа XIX –XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Кириллова Анна Сергеевна

  • Кириллова Анна Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 193
Кириллова Анна Сергеевна. Литературная полемика о путях развития русской драматургии в отечественной критике рубежа XIX –XX вв.: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет. 2021. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кириллова Анна Сергеевна

Введение

Глава 1. Панорама критической мысли конца XIX - начала XX вв. о состоянии отечественной драматургии и путях её дальнейшего развития

1.1. Основные направления русской литературной и театральной критики на рубеже XIX-XX веков

1.2. Проблема взаимодействия литературы и театра в отечественной критике конца XIX - начала XX веков

1.3. К вопросу об отношениях внутри триады «драматург - режиссёр - актёр» в критике рубежа XIX - XX веков

1.4. Дискуссия о перспективах становления «новой драмы» и «нового театра», взаимодействия символистской и реалистической театральной эстетики, условности и натурализма, новаторства и традиции

1.5. Полемика о будущем театрально-драматургического искусства в

отечественной критике рубежа XIX-XX вв

Глава 2. А.Р. Кугель в контексте полемики о судьбе русской драмы

2.1. Ключевые темы и жанры литературно-театральной критики А.Р. Кугеля в журнале «Театр и искусство»

2.2. Рецепция творчества драматургов-символистов и поэтики «новой драмы» в критике А.Р. Кугеля

2.3. А.Р. Кугель о месте литературы в театре

2.4. Проблемы сценической интерпретации драматургической литературы в

оценке А.Р. Кугеля. Ценностные критерии во взглядах критика

Глава 3. Состояние и пути развития русской драмы в критике

А.Л. Волынского

3.1. Философско-эстетические и структурные особенности литературно-театральной критики А.Л. Волынского в журнале «Северный вестник»

3.2. Восприятие А.Л. Волынским драматургии символистов в контексте становления «новой драмы»

3.3. Взгляды А.Л. Волынского на роль литературы в театре

3.4. Аксиологическая основа критической мысли А.Л. Волынского

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Литературная полемика о путях развития русской драматургии в отечественной критике рубежа XIX –XX вв.»

Введение

Дискуссия о перспективах развития отечественной драматургии и будущем русского театра, в которую были вовлечены многие известные писатели, деятели сцены, критики, имела важное значение в судьбах культуры и искусства России на рубеже Х1Х-ХХ вв. Нужны были новые темы, которые требовали новых форм выражения.

Полемика назрела в первую очередь из-за очевидного кризиса театрального репертуара, на который указывали многие театральные деятели. А.Л. Волынский в 1896 году писал в своей статье, опубликованной в «Северном вестнике»: «Для нашего театра, захиревшего в последнее время от изобилия дряблых плодов драматической посредственности и рутины, необходимо экстренное оживление»1. Появление феномена «новой драмы» в начале XX века лишь усилило остроту проблемы. Основные вопросы, касающиеся сущности исканий в области театра и драматургии, заключались в определении художественных приоритетов между традицией и новаторством, реализмом и условностью, модернистской и натуралистической эстетикой, драматургией и её сценическим воплощением, в утверждении новой, более современной модели творческого взаимодействия между драматургом, режиссёром, актёром, зрителем.

Актуальность исследования заключается в необходимости воссоздания с современных позиций полной и объективной картины широкой литературно -театральной дискуссии исследуемого периода, в выявлении спектра различных подходов отечественной критики рубежа XIX - XX веков к творчеству русских драматургов, а также к наследию зарубежных авторов, чьи произведения получали оригинальную трактовку на русской театральной сцене того времени. Эта проблематика во многом созвучна современным творческим поискам в

1 Волынский А.Л. Литературные заметки//Северный вестник. 1896. №1. С. 210.

сфере драматургии и театра и, следовательно, представляют серьезный историко-культурный интерес для сегодняшнего дня.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в исследовании впервые, в том числе с привлечением архивных материалов, выявлен широкий концептуальный спектр оценок состояния и перспектив развития русской драматургии в работах ведущих деятелей русской литературы, литературных и театральных критиков рубежа XIX-XX вв. (В.Я. Брюсов, А.А. Блок, Ю.И. Айхенвальд, Ф.К. Сологуб, Л.Н. Андреев, А.В. Луначарский), а также видных театральных деятелей эпохи (К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, Вс. Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров, Н.Н. Евреинов, П.П. Гайдебуров); проводится комплексный сравнительно-сопоставительный анализ творческого наследия двух видных, но полузабытых сегодня представителей литературной и театральной критики рубежа XIX-XX вв. - А.Л Волынского и А.Р. Кугеля, чья деятельность оказала значительное влияние на формирование культурно-творческой среды эпохи, направляя вектор творческих исканий, сценических решений видных деятелей театра. Также в диссертации впервые осуществлен анализ художественных текстов А.Р. Кугеля с точки зрения их соответствия теоретическим представлениям критика о канонах современного произведения, предназначенного для сцены.

Оригинальные мнения названных критиков по отношению к ключевым драматургическим произведениям рубежа веков (таким, как «Чайка» А.П. Чехова, «Власть тьмы» Л.Н. Толстого, «На дне» М. Горького), обнаруженные в малоизвестных публикациях в прессе рубежа веков, помогают увидеть идейно-художественные достоинства этих классических драматургических текстов с новых сторон, с позиций их восприятия современниками.

Единство ценностных приоритетов, выявленное в ходе сравнительно-сопоставительного анализа «критических систем» А.Л. Волынского и А.Р. Кугеля, дало основание отнести их к «аксиологическому» направлению

русской критической мысли рубежа XIX-XX вв. (терминологическое определение предложено диссертантом).

Целью данного исследования явился концептуальный анализ работ ведущих критиков и деятелей театра рубежа XIX-XX вв. (в том числе А.Л. Волынского и А.Р. Кугеля) в рамках литературной и театральной полемики о состоянии отечественной драматургии, о возможных путях ее развития в условиях восприятия как традиционных, так и новаторских драматургических решений, экспериментальных сценических форм с позиций ключевых тенденций художественно-эстетической мысли и практики данного периода.

Достижение данной цели предполагало постановку и решение ряда конкретных задач:

- выявить в печатных изданиях рубежа XIX-XX вв. (используя, в том числе, архивные материалы) ключевые выступления ведущих литературных и театральных деятелей о разных аспектах, связанных с состоянием драматургии и театра данного периода;

- рассмотреть широкий спектр представлений о перспективах развития отечественной драматургии и театральной эстетики в аспекте взаимодействия литературы и театра, реалистических и модернистских тенденций, формировавшихся в данную эпоху;

- проанализировать содержание дискуссий и литературной полемики о соотношении реалистических и условных начал, традиций, новаторства и эксперимента, стиля и стилизации в поэтике драматургии и театральной практике исследуемой эпохи;

- определить роль и место литературно-критической деятельности А.Л. Волынского и А.Р. Кугеля в дискуссиях о путях развития русской драматургии, традиционной и новой театральной эстетики;

- выделить ценностные приоритеты во взглядах А.Л. Волынского и А.Р. Кугеля на задачи драматургии и театра, раскрыть черты общности,

сходства и различия их подходов в оценке миссии «литературы для театра» с позиций современности.

Границы исследования обусловлены хронологическими рамками рубежа XIX - XX вв. В отечественной литературной и театральной критике этот период представлен четырьмя десятилетиями и в аспекте эволюции драматургии и театрального искусства условно разделен на несколько периодов: 1) 1880-е гг. - драматургия и театр «до Чехова»; 2) рубеж 1880-1890-х - кризис театрального репертуара и поиск «новых форм» в драматургии; 3) 1890-е гг. - возникновение и расцвет «чеховского» этапа в развитии драматургии и новой театральной эстетики Московского художественного театра; 4) начало XX в. - широкая общественная дискуссия о современном состоянии и будущем отечественной драмы и театра, феномен «театра М. Горького»2. Как отмечает Л.Ф. Алексеева, у художников данного периода диапазон исканий был очень широким: так, «для одних значимость искусства сводилась к абсолютизации содержания, отрицанию самостоятельного значения словесного экспериментаторства, для других его ценность определялась только новизной формы, оригинальностью языка, третьи (как Андрей Белый, А. Блок) убеждали в слитности «формосодержания», единстве открытий в области художественности - и познания действительной истории и сверхреальности»3. Данные тенденции отчетливо проявились и в драматургии.

Объектом исследования являются материалы дискуссий отечественных критиков рубежа XIX-XX вв. об актуальных проблемах развития драматургии и театра с участием Валерия Брюсова, Александра Блока, Леонида Андреева, Максима Горького, Юлия Айхенвальда, Анатолия Луначарского, Михаила Бонч-Томашевского, Федора Сологуба и др., объединенные в сборниках концептуально-манифестного характера «Театр. Книга о новом театре» (1908), «Кризис театра» (1909), «В спорах о театре» (1913); литературно-критические выступления таких видных деятелей театра, как Константин Станиславский,

2 Кузичева А.П. Театральная критика российской провинции, 1880-1917. М.: Наука, 2006. С. 9.

3 Алексеева Л.Ф. Значение Серебряного века для литературного процесса в Советском Союзе и Русском зарубежье // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи («Смирновские чтения»): сб. ст. М.: МГОУ, 2016. С. 8.

Владимир Немирович-Данченко, Всеволод Мейерхольд, Павел Гайдебуров, Николай Евреинов, публиковавшиеся в газетах и журналах данного периода; статьи Акима Волынского в журнале «Северный вестник» и Александра Кугеля в журнале «Театр и искусство».

Предметом исследования стали различные концепции путей и перспектив развития отечественной драматургии и театра, обнародованные и широко обсуждаемые в культурной среде конца XIX - начала XX вв.

Материалами исследования послужили сборники статей «Театр. Книга о новом театре» (1908), «Кризис театра» (1909), «В спорах о театре» (1913), отдельные публикации по вопросам театрального искусства на страницах дореволюционной периодики; материалы журналов «Театр и искусство» (с года основания до года закрытия - с 1897 по 1918 гг.) и «Северный вестник» (с момента участия в нем А.Л. Волынского до прекращения выхода издания - с 1891 по 1898 гг.); неизданные письма А.Р. Кугеля, А.Л. Волынского, К.С. Станиславского, находящиеся в фондах ИРЛИ РАН, РГАЛИ, РГБ.

Теоретико-методологической базой исследования выступили труды видных ученых в области истории отечественной литературы, теории и истории драмы - таких, как М.М. Бахтин, А.А. Аникст, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, В.Е. Хализев, Б.И. Зингерман, А.А. Гвоздев, А.Г. Соколов, А.А. Карягин, А.И. Журавлева; научные работы В.А. Келдыша, Л.А. Смирновой, Л.А. Колобаевой, Л.Ф. Алексеевой, Ю.В. Бабичевой, А.В. Федорова, И.С. Приходько, Т.В. Федосеевой, О.Е. Вороновой, А.А. Николаевой о тенденциях развития русской драматургии конца XIX - начала XX вв.; исследования по истории литературно-критической мысли В.И. Кулешова, Б.Ф. Егорова, А.Г. Бочарова, Б.И. Есина, В.В. Прозорова, В.В. Тихомирова, Ю.К. Герасимова, В.Н. Крылова, А.П. Кузичевой; исследования по драматургии и театроведению Т.К. Шах-Азизовой, Б.Н. Асеева, А.Я. Альтшуллера, Н.Г. Зографа, Б.В. Алперса, Ю.М. Барбоя, В.И. Максимова, С.В. Стахорского и мн. др. В работе учтены материалы коллективного труда ученых ИМЛИ РАН

«Летопись литературных событий в России конца XIX - начала XX в. (1891 -октябрь 1917)» (под редакцией М.Г. Петровой).

В ходе исследования использовались методы сравнительно-типологического, сопоставительного, историко-литературного,

аксиологического анализа.

Степень изученности проблемы указывает на то, что, несмотря на серьёзные достижения отечественного литературоведения и театроведения, многие аспекты литературной полемики о состоянии и развитии русской драматургии рубежа XIX-XX вв. нуждаются в дальнейшем осмыслении и систематизации.

Отметим наиболее значительные научные работы, посвященные исканиям русской драматургии рубежа XIX-XX вв. как одной из самых ярких, переломных эпох в развитии мировой драматургии. Так, проблемному описанию состояния литературной и театральной критики этого периода посвящены научные работы О.К. Страшковой («Смыслы и формы "новой драмы" в истории русской драматургии конца XIX - начала XX века»), А.П. Кузичевой («Театральная критика российской провинции, 1880-1917: комментированная антология») и др. О проблеме восприятия творчества отдельных отечественных драматургов в критике данного периода писали М.А. Денисова («Творчество А.П. Чехова в восприятии либерально-народнической критики конца XIX - начала XX вв.: Н.К. Михайловский, А.М. Скабичевский, М.А. Протопопов»), М.А. Мурзина («Драматургия А.П. Чехова в русской критике (80-е гг. XIX века - 1917 г.)»), С.М. Дёмкина («Поиски новых форм искусства на рубеже веков: Чехов, Горький и МХТ»), Л.Е. Бушканец («Мемуары об А.П. Чехове и литературно-критические споры начала XX века, 1904-1908 годы»), М.В. Мыслякова («Концепция творчества Леонида Андреева в символистской критике») и др.

Отдельные аспекты критического осмысления состояния драматургии рубежа веков отражены в работах Т.В. Обласовой («Русская литературная критика рубежа XIX-XX веков: пути самопознания: религиозно-философское

направление») и В.Н. Крылова («Русская символистская критика (1890 - 1910-е гг.): генезис, типология, жанровая поэтика»). Анализом рецепции произведений зарубежных драматургов в трактовке русских театров занимались Ю.Ю. Власова («Рецепция ранней драматургии Г. Гауптмана в России рубежа XIX-XX вв.»), И.Б. Гуляева («Драматургия Эдмона Ростана в восприятии русской критики») и др.

Обозначению общих тенденций на примере конкретного периодического издания посвящены работы А.В. Жилиной («Театральный журнал "Артист" в литературном процессе 1880 - 1890 - х годов»), Н.В. Гарац («Эстетический диалог театра и зрителя: журнал "Театр и искусство" на рубеже XIX - XX веков»), П.В. Дмитриев («Театральная критика в журнале "Аполлон": 19091917») и др.

Содержательные аспекты критических выступлений ведущих литераторов эпохи о состоянии драматургии и театра начала XX в. отмечены в работах Т.В. Анчуговой («В. Брюсов - критик в 1900 - 1917 г.»), Б.А. Бялика («М. Горький - литературный критик»), А.П. Руднева («Леонид Андреев -публицист и литературно-художественный критик: проблематика, стиль»), В.П. Енишерлова («Александр Блок - литературный критик (1902 - 1918)»), Д.В. Верташова («Газетная критика и публицистика Ф. Сологуба: проблематика и историко-литературный контекст: на материале русских газет 1904 - 1905 гг.») и др.

Положительно оценивая серьезные научные результаты, достигнутые в данных исследованиях, мы вместе с тем считаем необходимым представить в нашей работе панорамную картину литературной полемики о состоянии и перспективах развития русской драматургии и театра рубежа XIX - XX вв. в более широком разнообразии критических парадигм, персоналий, подходов и концепций.

В последние годы возрос интерес к наследию ряда представителей литературно-театральной критики рубежа XIX - XX вв., и в их числе - к деятельности А.Л. Волынского и А.Р. Кугеля.

Следует подчеркнуть, что эти критики становились объектом внимания еще при жизни. Так, об А.Л. Волынском писал его современник Н.Г. Молоствов («Борец за идеализм», 1903; «Волынский и новейшие идеалисты», 1905); существует о нем и мемуарная литература (например, сборник под редакцией П.Н. Медведева «Памяти Акима Львовича Волынского», 1928; воспоминания Э.К. Пименовой «Дни минувшие», 1929). Интерес к его наследию проявляют и современные нам исследователи. В их числе следует особо отметить биографическую книгу Е.Д. Толстой «Бедный рыцарь. Интеллектуальное странствие Акима Волынского» (2013), диссертационные исследования А.В. Быкова «Интерпретация русской критики и литературы в работах А.Л. Волынского» (2004), Ю.Д. Зверевой «Философская критика 90-х годов XIX века: на материале статей Ю.Н. Говорухи-Отрока и А.Л. Волынского» (2006), И.И. Пименовой «Становление и развитие мировоззрения А.Л. Волынского: 1880-е - начало 1900-х гг.» (2013). Характеризуя творческую деятельность критика в целом, данные исследования в гораздо меньшей степени освещают его взгляды на драматургию и театр, которые мы считаем необходимым рассмотреть более системно в посвященной А.Л. Волынскому главе.

А.Р. Кугелю посвящено меньше работ. Чаще акцент делается не на его критической деятельности, а на основанном им журнале «Театр и искусство». Однако также имеется мемуарная литература и целый ряд научных статей. Пьесы Кугеля, а также биографическая справка о нем были опубликованы в недавнем примечательном собрании «Кабаретные пьесы Серебряного века» (2018).

Объединение имен двух ведущих критиков рубежа XIX - XX вв. в рамках данной диссертации имеет свои основания. А.Л. Волынский и А.Р. Кугель -фигуры, по своему общественному и литературному влиянию равнозначные и могут быть соотнесены в силу следующих критериев: 1) оба были хорошо известны современникам как незаурядные критики; 2) оба имели отношение к организации и содержательной стороне театрального дела; 3) искренне

переживали за судьбу русской драмы и русского театра, поэтому основную часть своих работ посвятили этому вопросу; 4) имели большой опыт в редакционном и издательском деле (Волынский выступал как автор и редактор первого модернистского журнала «Северный вестник», Кугель - как автор, основатель и редактор специализированного журнала «Театр и искусство»); 5) в свое время были незаслуженно обвинены в крайне консервативных (Кугель) и в крайне идеалистических (Волынский) взглядах, хотя с современных позиций эти оценки должны быть существенным образом скорректированы; 6) оба обделены вниманием советского литературоведения и нуждаются в коренном пересмотре их роли и влияния в литературном процессе рубежа XIX - XX вв. Как подчеркивает Е.Д. Толстая: «Волынский возвращается к русскому читателю последним из плеяды русских критиков-модернистов»4. Н. Букс в свою очередь отмечает, что «вопрос о Кугеле-драматурге, гениальном театральном критике, создателе уникального в истории русской культуры театрального журнала, высокохудожественного театра пародий, сегодня ждет еще своего исследователя»5. Среди недостаточно изученных аспектов критического наследия А.Л. Волынского и А.Р. Кугеля - вопросы о соотношении реалистической и условной поэтики, традиции и эксперимента, стиля и стилизации в творчестве драматургов и деятелей отечественного театра.

Исходя из этого, в настоящем исследовании предпринята попытка восполнить существующие пробелы в изучении наследия двух видных критиков эпохи рубежа веков: сопоставить их взгляды по ключевым аспектам развития русской драматургии и театра в плане общности и различий, обосновать их принадлежность к условно выделенному нами направлению литературно-критической мысли, которое мы называем «аксиологическим», ориентированным на авторскую систему ценностей эстетического и этического характера.

4 Толстая Е.Д. Бедный рыцарь. Интеллектуальное странствие Акима Волынского. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2013. С. 5.

5 Букс Н. Александр Кугель. Биографический очерк. /Кабаретные пьесы Серебряного века. М.: ОГИ, 2018. С. 522.

Теоретическая значимость работы обусловлена как панорамным охватом литературно-критических концепций, касающихся перспектив взаимодействия реалистической и модернистской модели действительности в отечественной драматургии рубежа XIX-XX веков в её взаимодействии с театром и обществом, так и системным анализом индивидуальных критических парадигм, сохраняющих свою актуальность и перспективность для современной отечественной драматургии.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах высшей школы по истории русской драматургии, литературной и театральной критики конца XIX - начала XX века, по истории отечественной журналистики, театроведению, в курсах по выбору, при подготовке учебно-методических пособий по этим дисциплинам, при составлении комментариев к драматургическим произведениям, а также при издании театроведческих энциклопедий, антологий русской литературной критики, словарей литературных и театральных терминов, для работы литературных, театральных музеев и библиотек.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Литературная полемика о путях развития отечественной драматургии и театра в конце XIX - начале XX вв. отличалась беспрецедентной дискуссионной активностью всех направлений критической мысли (философско-эстетической, религиозно-философской, символистской, социологической и др.). Её ярко выраженный программно-манифестный характер был обусловлен кризисом театрального репертуара и поиском новых, современных драматургических решений и сценических форм, соответствующих запросам образованной части общества и духу «рубежной» эпохи.

2. Наиболее широкий спектр полярных мнений вызвала полемика вокруг следующих проблем: соотношение между традицией и экспериментом, реалистической и условной поэтикой, между стилем и стилизацией, литературной основой спектакля и её сценическим воплощением; предметом

острых споров стала степень свободы режиссерской интерпретации литературного произведения, взаимоотношений внутри триады «драматург -режиссер - актер», а также модель драматургии и театра будущего.

3. Идейно-эстетические искания русской литературно-театральной критики рубежа XIX - XX вв. нашли достаточно целостное и оригинальное воплощение в концепциях критиков-современников - редакторов влиятельных литературно-театральных журналов А.Р. Кугеля («Театр и искусство») и А.Л. Волынского («Северный вестник»). Выявленные в мало известных публикациях прессы рубежа веков оригинальные мнения этих критиков по отношению к ключевым драматургическим произведениям эпохи (таким, как «Чайка» А.П. Чехова, «Власть тьмы» Л.Н. Толстого, «На дне» М. Горького) существенно дополняют новыми акцентами картину их восприятия современниками. Критический анализ «натуралистического» уклона в реалистических пьесах и абстрактно-условной поэтики модернистских произведения характеризуют независимость их позиций по отношению к литературному наполнению современного им театрального репертуара.

4. В критической системе А.Р. Кугеля в отношении к произведениям драматургии выражена четкая ориентация на ценностный подход, ознаменованный провозглашением безусловного превосходства эстетического начала над общественно-политическим, талантливого над подражательным, этического над эпатажным, прежде всего в сфере нравственной проблематики.

5. Концептуальные основы критической деятельности А.Л. Волынского указывают на его последовательно аксиологический подход к анализу творчества драматургов и деятелей театра, подразумевавший приоритетность нравственного посыла произведения и его эстетических достоинств в гармоничном синтезе новаторского поиска и традиционных художественных решений.

6. При всех частных различиях и полемических моментах в концепциях А.Л. Волынского и А.Р. Кугеля, в оценке творчества отдельных писателей, а также в оттенках критического стиля, их объединяет общность в понимании

миссии и высших целей драматургии как служения истинному искусству, провозглашающему вечные общечеловеческие ценности.

Апробация диссертации проходила в форме опубликования статей (общим объемом 4 п.л.) и выступлений с докладами на международных и всероссийских конференциях, например: III международные Скафтымовские чтения «Пьеса А.П. Чехова «Чайка» в контексте современного театра и литературы» (Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 5-7 октября 2015 г.), «Ломоносов-2016» (МГУ имени М.В. Ломоносова, 11-15 апреля 2016 г.), «Журналистика в 2016 году: творчество, профессия, индустрия» (МГУ имени М.В. Ломоносова, 7-8 февраля 2017 г.), VI межрегиональная научно-практическая конференция «Слово. Словесность. Словесник» (Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 18 апреля 2019 г.), «Литературная критика в массовых периодических изданиях 1890 - 1920-х гг.: жанры, приемы, авторы» (ИРЛИ РАН, 7-8 октября 2019 г.), «Я.П. Полонский: творчество, судьба, эпоха» (Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 10-12 октября, 2019 г.), «Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия» (МГУ имени М.В. Ломоносова, 6-8 февраля 2020 г.), «Слово. Словесность. Словесник» (Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 20 апреля 2020 г.)

Структура работы содержит введение, три главы (первая состоит из пяти параграфов, вторая и третья - из четырех параграфов), заключение, список использованной литературы, включающий 212 наименований.

Глава 1. Панорама критической мысли конца XIX - начала XX вв.

о состоянии отечественной драматургии и путях её дальнейшего развития

1.1. Основные направления русской литературной и театральной критики

на рубеже XIX-XX веков

Культурная ситуация рубежа XIX-XX веков в России отмечена не только более широким, чем ранее, спектром направлений литературной и театральной критической мысли, но и её отчетливой претензией на интеллектуальную гегемонию в обществе. Как отмечал А.А. Блок в своей статье «Литературные итоги 1907 года», «интеллигентская литература» отличалась в этот период «преобладанием всякой критики над художественным творчеством»6. Данный факт поэт, с одной стороны, приветствует, так как это доказывает, что «русские читатели начинают проявлять признаки жизни, когда с ними говорят на языке науки», но с другой стороны, подобное явление свидетельствует, по его мнению, об определенном культурном кризисе, когда «иссякают родники художественного творчества и усталые люди чувствуют потребность

^ ^ 7

оглянуться и проверить пройденный путь»7.

Причина популярности критики, аргументированная Блоком, безусловно, имела место, но она далеко не единственная. Литературоведы дают и другие объяснения исторического, политического, социального, культурологического характера о молниеносно развившемся в обществе спросе на художественно-критическую мысль. Так, например, логичное обоснование большого читательского интереса к критике предлагает известный американский исследователь Х. Баран. В своем объемном научном труде «Поэтика русской литературы начала XX века» он отмечает, что разница между широкой аудиторией, эстетически недостаточно подготовленной, и писателями-

6 Блок А.А. Литературные итоги 1907 года // Золотое руно. 1907. № 11-12. С. 93.

7 Там же. С. 94.

модернистами была так велика, что только критика могла хоть как-то довести до массового читателя ключевые идеи современных ему литературных и, добавим, театральных направлений8.

Следует отметить, что эпоха рубежа XIX - XX вв. отмечена как кризисными тенденциями, так и процессом обновления театрально-драматургических форм, становлением феномена «новой драмы».

В это время в драматическом искусстве происходит «формирование новой, не только межжанровой, но и в известном смысле межродовой формы»9. Как отмечает О.Е. Воронова, «под влиянием процессов межродовой диффузии (драматизации эпоса, лиризации и эпизации драматических жанров) складывается новый тип неклассической "открытой", "свободной" драмы. Выявляется тенденция к развитию синтетических форм художественного творчества, к исканиям в смежных областях искусства, к трансформации структурных элементов драматургического действия (интриги, конфликта, катарсиса и т.д.), к обновлению приемов драматургической техники, выявлению художественного подтекста и "второго смысла" изображаемого»10.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кириллова Анна Сергеевна, 2021 год

Список литературы

I. Критические работы рубежа XIX - XX вв. о проблемах развития

драматургии и театра

1. Баранчук. Обо всём // Новое слово, 1895. №2. С. 183-203.

2. Беляев Ю.Д. Актеры и пьесы: (Впечатления) / Ю. Беляев. Санкт-Петербург: Я. Берман, 1902. 299 с.

3. Блок А.А. Литературные итоги 1907 года // Золотое руно, 1907, №11-12. С. 91 - 98.

4. В спорах о театре: сб. ст.: Ю. Айхенвальда, Сергея Глаголя, Вл.И. Немировича-Данченко [и др.]. М.: Кн-во писателей, 1913. 199 с.

5. Буренин В.П. Критические этюды В. Буренина. СПб, 1888. 398 с.

6. Волынский А. «Фетишизм мелочей». В. В. Розанов. Ш-^ // Биржевые ведомости. Утренний выпуск. 1916. 27 янв. № 15348

7. Волынский А.Л. Ассирийские бороды // Жизнь искусства, 1924. №38

8. Волынский А.Л. Бог или боженька? // Куда мы идем? Настоящее и будущее русской интеллигенции, литературы, театра и искусств... : сборник статей и ответов. Москва: Книгоиздательство "Заря" : Типография Товарищества "Общественная польза", 1910 (Бол. Тверская-Ямская, д. 26). VI, 176 с. С. 25 - 32.

9. Волынский А.Л. Достоевский. СПб, 1906. [501 с.].

10. Волынский А.Л. Книга великого гнева: Крит. ст. Заметки. Полемика / А.Л. Волынский. Санкт-Петербург: тип. «Труд», 1904. 524 с.

11. Волынский А.Л. Литературные заметки // Северный вестник. 1891. №1. С. 150 - 166.

12. Волынский А.Л. Литературные заметки // Северный вестник. 1892. № 12. С. 97 - 134.

13. Волынский А.Л. Литературные заметки // Северный вестник, 1893. №5. С. 130 - 141.

14. Волынский А.Л. Литературные заметки // Северный вестник. 1896. №1. С. 298 - 316.

15. Волынский А.Л. Литературные заметки // Северный вестник. 1896. №2. С. 328 - 341.

16. Волынский А.Л. Литературные заметки // Северный вестник. 1896. № 9. С.

233 - 281.

17. Волынский А.Л. Литературные заметки // Северный вестник. 1896. № 11. С. 232 - 255.

18. Волынский А.Л. Литературные заметки // Северный вестник. 1898. №1.

234 - 359.

19. Волынский А.Л. Литературные заметки // Северный вестник. 1898. № 1012. С. 186 - 231.

20. Волынский А.Л. Новые течения в современной русской литературе // Северный вестник. 1896. № 12. С. 233 - 264.

21. Волынский А.Л. Письмо к К.С. Станиславскому // Вопросы литературы. 1958. №3. С.82 - 83.

22. Волынский, А.Л. Русские критики: Литературные очерки / А.Л. Волынский. СПб: тип. М. Меркушева (б. Н. Лебедева), 1896. 827 с.

23. Волынский, А.Л. Борьба за идеализм: Крит. ст. СПб.: Н.Г. Молоствов, 1900. 542 с.

24. Горький М. О «карамазовщине» // Собр. соч.: В 16 т. М., 1979. С. 271-275.

25. Долгов Н. О прошлой и настоящей рецензии // Театр и искусство, 1910, № 40, с. 739.

26. Комиссаржевский Ф. Ф. Театральные прелюдии. М., 1916. 169 с. С. 83.

27. Кризис театра: Сб. статей. Москва: Пробл. искусства, 1908. 187 с.

28. Кугель Александр Рафаилович: Отклики на смерть А. Р. Кугеля 5 октября 1928 г. [Ленинград]: Драмсекция Драмосоюза, 1928 (тип. "Красной газеты" им. Володарского). 48 с.

29. Кугель А.Р. От редакции // Театр и искусство. 1897. №1. С. 1 - 2.

30. Кугель А.Р. Подорожник // Театр и искусство. 1897. №5. С. 89 - 90.

31. Кугель А.Р. Вскользь об искусстве // Театр и искусство. 1897. №9. С.173 -174.

32. Кугель А.Р. «Власть тьмы» как драматическое произведение // Театр и искусство. 1897. №18. С. 338 - 340.

33. Кугель А.Р. Письмо из Москвы // Театр и искусство. 1897. №46. С. 836 -838.

34. Кугель А.Р. Русские драматурги: Очерки театрального критика / А.Р. Кугель (Homo Novus). М.: Мир, 1933. 179 с.

35. Кугель А.Р. Театральные заметки // Театр и искусство. 1900. №3. С. 65 -68.

36. Кугель А.Р. Театральные заметки // Театр и искусство. 1900. №6. С. 128 -130.

37. Кугель А.Р. Театральные заметки // Театр и искусство. 1900. №8. С. 168 -170.

38. Кугель А.Р. Он скучает // Театр и искусство. 1900. №9. С. 189 - 190.

39. Кугель А.Р. Театральные заметки // Театр и искусство. 1900. №10. С. 208 -210.

40. Кугель А.Р. Театральные заметки // Театр и искусство. 1900. №12. С. 248 -250.

41. Кугель А.Р. Впечатления западных сцен // Театр и искусство. 1900. №28. С. 498 - 550.

42. Кугель А.Р. Впечатления западных сцен // Театр и искусство. 1900. №31. С. 548 - 549.

43. Кугель А.Р. Яд толпы // Театр и искусство. 1902. №52. С. 1012 - 1014.

44. Кугель А.Р. Театральные заметки // Театр и искусство. 1903. №12. С. 265 -267.

45. Кугель А.Р. Заметки // Театр и искусство. 1903. №48. С. 916 - 917.

46. Кугель А.Р. Заметки о Московском художественном театре // Театр и искусство. 1904. №15. С. 302 - 306.

47. Кугель А.Р. Театральные заметки // Театр и искусство. 1904. №41. С. 735 -737.

48. Кугель А.Р. Песнь торжествующего духа // Театр и искусство. 1905. №16. С. 260 - 261.

49. Кугель А.Р. Театральные заметки // Театр и искусство. 1905. №17. С. 273 -276.

50. Кугель А.Р. Об одном десятилетии // Театр и искусство. 1905. №38. С. 611 - 613.

51. Кугель А.Р. Театральные заметки // Театр и искусство. 1905. №40. С. 643 -645.

52. Кугель А.Р. Заметки // Театр и искусство. 1905. №42 - 43. С. 678 - 680.

53. Кугель А.Р. Варвары // Театр и искусство. 1906. №15. С. 234 - 235.

54. Кугель А.Р. У памятника Чехову // Театр и искусство. 1906. №28 - 29. С. 444 - 447.

55. Кугель А.Р. Савва Антихристов // Театр и искусство. 1906. №38. С. 583 -585.

56. Кугель А.Р. Театральные заметки // Театр и искусство. 1906. №47. С. 730 -734.

57. Кугель А.Р. Театральные заметки // Театр и искусство. 1906. №50. С. 788 -791.

58. Кугель А.Р. Театральные заметки // Театр и искусство. 1907. №1. С. 16 -18.

59. Кугель А.Р. Театральные заметки // Театр и искусство. 1907. №4. С. 70 -72.

60. Кугель А.Р. Театральные заметки // Театр и искусство. 1907. №7. С. 124 -126.

61. Кугель А.Р. Театральные заметки // Театр и искусство. 1907. №9. С. 159 -161.

62. Кугель А.Р. Театральные заметки // Театр и искусство. 1907. №12. С. 205 -207.

63. Кугель А.Р. Театральные заметки // Театр и искусство. 1907. №37. С. 603 -605.

64. Кугель А.Р. Театральные заметки // Театр и искусство. 1908. №4. С. 79 -82.

65. Кугель А.Р. Театральные заметки // Театр и искусство. 1909. №32. С. 550 -553.

66. Кугель А.Р. Театральные заметки // Театр и искусство. 1910. №33. С. 616 -618.

67. Кугель А.Р. По театрам // Театр и искусство. 1910. №38. С. 699 - 702.

68. Кугель А.Р. Заметки // Театр и искусство. 1915. №47. С. 882 - 884.

69. Кугель А.Р. Заметки // Петербургская газета от 8 апреля 1903 года

70. Кугель А.Р. Посмертные письма: шутка в 1 д. // Библиотека театра и искусства. 1914. Кн. 11 (нояб.) С. 8 - 9.

71. Кугель А.Р. Театральные портреты: сборник / А. Р. Кугель (Homo Novus). -Петроград ; М.: Петроград, 1923. 182 с.

72. Кугель А.Р. Утверждение театра / А.Р. Кугель (Homo novus). - Москва : Изд-во журн. "Театр и Искусство", 1923. 208 с.

73. Луначарский А.В. Театр и революция / А. Луначарский. М.: Гос. изд-во, 1924. 484 с.

74. Мейерхольд В. Э. О театре. СПб.: Книгоиздательское т-во «Просвещение», 1913. 208 с.

75. Мейерхольд Вс. Из писем о театре // Весы, 1907, №6. С. 94 - 98.

76. Молоствов Н.Г. Борец за идеализм: (А.Л. Волынский) / Сост. Н.Г. Молоствов. 2-е изд. СПб.: тип. П.П. Сойкина, 1903. 396 с.

77. Молоствов Н.Г. Волынский и новейшие идеалисты / Н.Г. Молоствов. СПб.: типо-лит. "Энергия", 1905. 53 с.

78. Н.Н. Сапунов: сборник. Петроград: Аполлон, 1916. 29 с.

79. Памяти Акима Львовича Волынского: Сборник под ред. П. Н. Медведева / Всерос. союз писателей. Ленингр. отд. Ленинград: ВСП, 1928 (тип. Акад. художеств). 93 с.

80. Пименова Э.К. Дни минувшие: воспоминания Э. К. Пименовой / предисл. М. Неведомский. М.; Ленинград: Книга, 1929 (Ленинград: 2-я тип. Транспечати НКПС). 193 с.

81. Скальковский К.А. Танцы, балет, их история и место в ряду изящных искусств. 2-е изд. СПб.: А.С. Суворин, 1886. 280 с.

82. Театр: книга о новом театре: сборник статей. СПб.: Шиповник, 1908. 289 с.

83. Чуковский К. «Маленький Эйольф» Ибсена // Театральная Россия. Изд. И.М. Кнорозовский: С.-Петербург. 1905. № 11(12 марта)

84. Эллис. Что такое театр? // Весы, 1908, №4. С. 85 -91.

II. Научные исследования по истории и теории драматургии и театрального

искусства

85. Александров А.С. Александр Алексеевич Измайлов - критик, прозаик, журналист: дисс. ... канд. филолог. наук: 10.01.01. СПб: Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) РАН, 2008. 192 с.

86. Алексеева Л.Ф. Значение Серебряного века для литературного процесса в Советском Союзе и Русском зарубежье // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи («Смирновские чтения»): сб. ст. Москва: МГОУ, 2016. С. 7 - 15.

87. Алперс Б.В .Искания новой сцены / Б.В. Алперс ; [Сост., авт. вступ. ст. и примеч. Н. С. Тодрия]. Москва : Искусство, 1985. 398 с.

88. Алперс Б.В. Театр социальной маски.: Гос. театр им. В. Мейерхольда. / Б.В. Алперс. Москва ; Ленинград : Гослитиздат, 1931. 132 с.

89. Аникст А.А. .История учений о драме : Теория драмы от Гегеля до Маркса / А.А. Аникст. М. : Наука, 1983. 288 с.

90. Аникст А.А. Театр эпохи Шекспира. [Москва] : [Искусство], [1965]. 328 с.

91. Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. / А.А. Аникст. М.: Наука, 1972. 643 с.

92. Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга / А.А. Аникст. Москва : Сов. писатель, 1974. 607 с.

93. Антуан А. Дневники директора театра: 1887 - 1906: Сводный театр, Одеон, Театр Антуана / Общая ред. А. А. Гвоздева. Москва; Ленинград: Искусство, 1939 (Ленинград). 504 с.

94. Анчугова Т.В. В. Брюсов - критик в 1900-1917 г.: дисс.... канд. филолог. наук: 10.01.02. Москва, 1978. 216 с.

95. Асеев Б.Н. История русского драматического театра первой половины XIX века: Учеб. пособие по курсу "История рус. драм. театра" для студентов театр. вузов / Б.Н. Асеев; Гос. ин-т театр. искусства им. А.В. Луначарского. М.: ГИТИС, 1987. 192 с.

96. Бабичева Ю.В. «Новая драма» в России начала ХХ века // История русской драматургии (вторая половина XIX - нач. XX века). Л.: Изд-во «Наука», 1987. 658 с. С. 481-493.

97. Бабичева Ю.В. Драматургия Л.Н. Андреева эпохи первой русской революции / под ред. проф. В. В. Гура; М-во просвещения РСФСР. Вологод. гос. пед. ин-т. Вологда, 1971. 183 с.

98. Баран Х. Поэтика русской литературы ХХ века. М., 1993. 365 с.

99. Барбой Ю.М. К теории театра: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.М. Барбой; Санкт-Петербургская гос. акад. театрального искусства. СПб: Санкт-Петербургской гос. акад. театрального искусства, 2008. 237 с.

100. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. Москва: Худож. лит, 1986. 541 с.

101. Бачеева О.Б.. М. Волошин и В. Брюсов: Литературно-критический диалог: автореф. дисс. ... канд. филолог. наук.: 10.01.01. Тюмень: Тюмен. гос. унт., 2004. 23 с.

102. Бочаров А.Г. Жанры литературно-художественной критики: Лекции / А.Г. Бочаров. М.: Изд-во МГУ, 1982. 51 с.

103. Бушканец Л.Е. Мемуары о А.П.Чехове и литературно-критические споры начала XX века (1904-1908 годы): дисс. ... канд. филолог. наук. Н.Новгород, 1994. 310 с.

104. Быков А.В. Забытый критик - Аким Волынский // Забытые и малоизвестные писатели как феномен русской культуры. Елабуга, 2009. Вып. 1. С. 129-138.

105. Быков А.В. Интерпретация русской критики и литературы в работах А.Л. Волынского: дисс. ... канд. филолог. наук: 10.01.01. Казань, 2004. 242 с.

106. Бялик Б.А. М. Горький - литературный критик / Б.А. Бялик. Москва: Гослитиздат, 1960. 375 с.

107. Введение в театроведение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.-Петерб. гос. акад. театрального искусства; [сост. и отв. ред. Ю. М. Барбой]. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. акад. театрального искусства, 2011. 366 с.

108. Верташов Д.В. Газетная критика и публицистика Ф. Сологуба: проблематика и историко-литературный контекст: на материале русских газет 1904-1905 гг. : дисс. ... канд. филолог. наук: 10.01.01. М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ), 2013. 173 с.

109. Власова Ю.Ю. Рецепция ранней драматургии Г. Гауптмана в России рубежа XIX-XX вв. : дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.01 [Место защиты: Том. гос. ун-т]. Томск, 2010. 208 с.

110. Воронова О.Е. Драматическая поэма «Пугачев» как опыт реконструкций «архаического» сознания // Воронова О.Е. Сергей Есенин и русская духовная культура. Рязань: Узорочье, 2002. С. 399-400.

111. Гарац Н.В. Эстетический диалог театра и зрителя: журнал «Театр и искусство» на рубеже XIX - XX веков: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.04. Москва, 1993. 131 с.

112. Гвоздев А.А. Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий / А.А. Гвоздев. Изд. 2-е, испр. Санкт-Петербург [и др.]: Планета музыки: Лань, 2012. 413 с.

113. Гвоздев А.А. Из истории театра и драмы / А.А. Гвоздев. - Санкт-Петербург: Academia, 1923. 102 с.

114. Герасимов Ю.К. Вопросы театра и драматургии в критике А. Блока: автореф. дисс. ...канд. филолог. наук. Ленинград: Ленингр. гос. ун-т им. А.А. Жданова, 1964. 15 с.

115. Гнедич П.П. Мои цензурные мытарства // Цензура в России: история и современность. Вып. 2. СПб., 2005. С. 220-242.

116. Грачева И.В. А.П. Чехов - естественник и художник / О поэтике А.П. Чехов: сборник научных трудов. Иркутский государственный университет. Иркутск, 1993. С. 4 - 23.

117. Григорьев А.А. Искусство и нравственность: Ст. и письма / А.А. Григорьев; Сост., вступ. ст., с. 5-30, и коммент. Б.Ф. Егорова. М.: Современник, 1986. 349 с.

118. Гуляева И.Б. Драматургия Эдмона Ростана в восприятии русской критики: дисс. ... канд. филолог. наук: 10.01.10. Москва, 1997. 280 с.

119. Дёмкина С.М. Поиски новых форм искусства на рубеже веков: Чехов, Горький и МХТ: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Москва, 2003. 173 с.

120. Денисова М.А. Творчество А.П. Чехова в восприятии либерально-народнической критики конца XIX - начала XX вв.: Н.К. Михайловский, А.М. Скабичевский, М.А. Протопопов: автореф. дисс. ... канд. филолог. наук: 10.01.01. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т., 2003. 22 с.

121. Денисова М.А.Творчество А.П. Чехова в восприятии либерально-народнической критики конца XIX - начала XX вв.: Н. К. Михайловский, А. М. Скабичевский, М. А. Протопопов: дис. ... канд. филолог. наук: 10.01.01. Воронеж, 2003. 150 с.

122. Дмитриев П.В. Театральная критика в журнале «Аполлон»: 1909-1917: дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.09. СПб, 2008. 262 с.

123. Евгеньев-Максимов В.Е. Из прошлого русской журналистики: статьи и материалы / В.Е. Евгеньев-Максимов, Д. Максимов. Ленинград: Изд-во писателей в Ленинграде. 2 т. 1930. [304 с.].

124. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики: Жанры. Композиция. Стиль / Б. Егоров. Л.: Сов. писатель: Ленингр. отд-ние, 1980. 318 с.

125. Енишерлов В.П. Александр Блок - литературный критик (1902-1918): дисс. ... канд. филолог. наук: 10.01.02. М., 1979. 186 с.

126. Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917): учеб.-метод. комплект / Б.И. Есин. 2. изд., испр. М.: Флинта: Наука, 2001. 463 с.

127. Жилина А.В. Театральный журнал «Артист» в литературном процессе 1880 - 1890-х годов: дисс. ... канд. филолог. наук: 10.01.01. Омск, 2011. 153 с.

128. Журавлева А.И. Александр Николаевич Островский / А. И. Журавлева, М. С. Макеев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. 109 с.

129. Журавлева А.И. Русская драма и литературный процесс XIX века / А.И. Журавлева. Москва, 1988. 198 с.

130. Зверева Ю.В. Философская критика 90-х годов XIX века: На материале статей Ю.Н. Говорухи-Отрока и А.Л. Волынского: дисс. ... канд. филолог. наук: 10.01.01. Пермь, 2006. 171 с.

131. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века / Б.И. Зингерман. М.: Наука, 1979. 392 с.

132. Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение / Б.И. Зингерман. 2. изд., доп. М.: РИК Русанова, 2001. 429 с.

133. Зограф Н.Г. Малый театр в конце XIX - начале XX века / Зограф Н.Г. М.: Наука, 1966. 603 с.

134. Ибсен Генрик. Строитель Сольнес // Полн. собр. соч.: в 4 т. / пер. с дат.-норв. А. и П. Ганзен. СПб.: Изд. А. Ф. Маркс, 1909. Т. 3, кн. 13. 319 с.

135. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Изд-во иностр. лит., 1962. 572 с.

136. История европейского искусствознания / Акад. наук СССР. Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР; [Отв. ред. Б. Р. Виппер и Т. Н. Ливанова]. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963-1969. Вторая половина XIX в. - начало XX в. (1871-1917). Кн. 2. 1969. 292 с.

137. История русского драматического театра: в 7 т. / [Ин-т истории искусств]; редкол.:... Е. Г. Холодов (гл. ред.) и др.]. М.: Искусство, 1977-1987. 22 см. Т. 4: 1846-1861 / [Е. Г. Холодов, Т. К. Шах-Азизова, Н. Г. Зограф, А. П. Клинчин]. 1979. 431 с.

138. История русской критики XVIII - начала XIX веков: учебник для вузов / В.И. Кулешов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1978. 526 с.

139. История русской литературной критики: учеб. пособие / под ред. В. В. Прозорова. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Академия, 2009. 430 с.

140. История русской литературной критики: Учеб. для вузов/ В.В. Прозоров, О.О. Милованова, Е.Г. Елина и др.; Под ред. В.В. Прозорова. М.: Высш. шк., 2002. 463 с.

141. История русской литературы XX века: в 4 кн.: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Л. Ф. Алексеевой. Кн. 1. 1910-1930 годы. М.: Высш. шк. (ВШ), 2005. 365 с.

142. История русской литературы, XX в.: Серебряный век / В. Страда, Ж. Нива, Е. Эткинд и др.; под ред. [и с предисл.] Ж. Нива и др. Москва: Прогресс: Литера, Б. г. (1994). 702 с.

143. Кабаретные пьесы Серебряного века / Сост., подгот. текста, вступ. статья, биог. очерки и примеч. Н. Букс при уч. И. Лощилова. М.: ОГИ, 2018. 570 с.

144. Келдыш В.А. Русская литература «Серебряного века» как сложная целостность // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов). Кн. 1. М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. 960 с.

145. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века / АН СССР. Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. М.: Наука, 1975. 280 с.

146. Колобаева Л.А. Русский символизм / Л.А. Колобаева. М.: Изд-во Московского университета, 2000. 227 с.

147. Колобаева Л.А. Философия и литература: параллели, переклички и отзвуки (Русская литература XX века) / Л. А. Колобаева. М.: Русский импульс, 2013. 221 с.

148. Королев Д. Г. Очерки из истории издания и распространения театральной книги в России XIX - начала XX веков / Д.Г. Королев; Рос. нац. б-ка. СПб.: Рос. нац. б-ка, 1999. 328 с.

149. Крылов В.Н. Критика и критики в зеркале серебряного века: монография / В. Н. Крылов. М.: Флинта: Наука, 2014. 341 с.

150. Крылов В.Н. Русская литературная критика конца XIX - начала XX века: стратегии творческого поведения, социология литературы, жанра, поэтика: учебное пособие / В. Н. Крылов. М.: Флинта: Наука, 2015. 227 с.

151. Крылов В.Н. Русская символистская критика (1890-1910-е гг.): генезис, типология, жанровая поэтика: дис. ... д. филолог. наук. 10.01.01. Казань, 2007. 508 с.

152. Крылов В.Н. Русская символистская критика: генезис, традиции, жанры: монография / В. Н. Крылов. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005. 267 с.

153. Крылов В.Н. Русская литературная критика Серебряного века в контексте религиозно-философских исканий: учебно-методическое пособие / В.Н. Крылов. - Казань: Казанский университет, 2009. 88 с.

154. Кугель А.Р. Дым: Драм. сцены в 4 д.: По роману Тургенева / А.К. и Б.Б. Санкт-Петербург : театр. отд. кн. маг. газ. «Новости», ценз. 1896. 90 с.

155. Кузичева А.П. А.П. Чехов в русской театральной критике: комментированная антология: 1887-1917 / А. П. Кузичева. М.; СПб: Летний сад, 2007. 531 с.

156. Кузичева А.П. Театральная критика российской провинции, 1880-1917: комментированная антология / А. П. Кузичева; Российская акад. наук, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Науч. совет "История мировой культуры", Гос. ин-т искусствознания. М.: Наука, 2006. 592 с.

157. Кулешов В.И. История русской критики XVIII - начала XX веков: [Учеб. для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов] / В.И. Кулешов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1984. 528 с.

158. Куприяновский П.В. А. Волынский - критик (Литературно-эстетическая позиция в 90-е годы) // Творчество писателя и литературный процесс. Иваново, 1978. С. 49 - 77.

159. Куприяновский, П.В. Журнал «Северный вестник» 90-х годов и его литературная позиция. Тезисы диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук / П.В. Куприяновский; Ленинградский государственный ордена Ленина ун-т. [Ленинград], 1946. 3 с.

160. Леонид Андреев: материалы и исследования : [сборник] / Российская акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наследие. [Вып. 1] / [ред. В. А. Келдыш, М. В. Козьменко]. 2000. 412 с.

161. Летопись литературных событий в России конца XIX - начала XX в. (1891 - октябрь 1917) / Российская академия наук, Институт мировой литературы им. А.М. Горького; [ред.-сост. М. Г. Петрова]. М.: ИМЛИ РАН, 2002 - ...

162. Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов: в 2 т. / под ред. Н. Бродского [и др.]. М.; Ленинград: Л.Д. Френкель, 1925.

163. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы: Смех как мировоззрение и др. работы / Д. С. Лихачев. СПб.: Алетейя, 1999. 508 с.

164. Лотман Ю.М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство-СПБ, 1998. 702 с.

165. Максимов В.И. Модернистские концепции театра от символизма до футуризма; Трагические формы в театре XX века: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В.И. Максимов. Изд-во: Санкт-Петербургской гос. акад. театрального искусства, 2014. 302 с.

166. Махонина С.Я. История русской журналистики начала XX века: учеб. пособие / С.Я. Маханина. М.: Флинта: Наука, 2002. 238 с.

167. Михайлова М.В. Марксисты без будущего: марксизм и русская литературная критика (1890-1910-е гг.) / Мария Михайлова. М.: Common place, 2017. 660 с.

168. Мурзина М.А. Драматургия А. П. Чехова в русской критике (80-е г.г. XIX века - 1917 г.) / М.А. Мурзина; М-во культуры РСФСР, Гос. ин-т театрального искусства им. А.В. Луначарского. М., 1985. 69 л.

169. Мыслякова М.В. Концепция творчества Леонида Андреева в символистской критике: дисс. ... канд. филолог. наук: 10.01.01. М., 1995. 216 с.

170. Николаева А.А. Драматургия имажинизма в контексте художественных исканий первой четверти XX века: дис. ... канд. филолог. наук: 10.01.01. Рязань, 2015. 227 с.

171. Обласова Т.В. Религиозно-философское направление в литературной критике рубежа XIX-XX веков. Монография. Вестник ТОГИРРО, 2012. Тюмень: АОУ ТОГИРРО, 125 с.

172. Обласова Т.В. Русская литературная критика рубежа XIX-XX веков: Пути самопознания: религиозно-философское направление: дисс. ... канд. филолог. наук: 10.01.01. Тюмень, 2002. 150 с.

173. Очерки истории русской театральной критики. Конец XIX - начало XX века / Под. ред. А.Я. Альтшуллера. Л.: Искусство, 1979. 327 с.

174. Павлова О.А. Эволюция идей А.В. Луначарского от театральной утопии к обоснованию соцреализма // Вестник Волгоградского гос. ун-та, 2013, №12. С. 41-51.

175. Пименова И.И. Становление и развитие мировоззрения А.Л. Волынского: 1880-е - начало 1900-х гг.: дисс. ... канд. истор. наук: 07.00.02. М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2013. 199 с.

176. Приходько И.С. Мифопоэтика А. Блока. Историко-культурный и мифологический комментарий к драмам и поэмам: Монография. Владимир: ВГПУ, 1994. 134 с.

177. Реализм и художественные искания XX века: Сборник статей / Отв. ред. А. А. Карягин. Москва: Наука, 1969. 304 с.

178. Руднев А.П. Леонид Андреев - публицист и литературно-художественный критик: проблематика, стиль: дисс. ... канд. филолог. наук: 10.01.10. М.,

1988. 206 с.

179. Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство: 1898 - 1907. М.: Наука,

1989. 384 с.

180. Смирнова Л.А. Творчество Л.Н. Андреева: проблемы художественного метода и стиля : учеб. пособие / Л.А. Смирнова. М.: МОПИ им. Н. Крупской, 1986. 94 с.

181. Соколов А.Г. Русская литература конца XIX - начала XX века: учебник / А.Г. Соколов. 5-е изд., перераб. и доп. М.Юрайт, 2016. 501 с.

182. Социальные функции искусства и его видов: сб. статей / АН СССР, ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР; редкол. А. А. Карягин (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1980. 269 с.

183. Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 8 т. / Ред. коллегия: М.Н. Кедров (гл. ред.). М.: Искусство, 1954-1961. 8 т. Т. 1: Моя жизнь в искусстве / Ред. Н. Д. Волков. 1954. 516 с.

184. Станиславски, К.С. Собрание сочинений: В 8 т. / Ред. коллегия: М. Н. Кедров (гл. ред.). М.: Искусство, 1954-1961. - 8 т. Т. 7: Письма. 1886-1917 / сост. А.П. Григорьева. 1960. 811 с.

185. Стахорский С.В. Вячеслав Иванов и русская театральная культура начала XX века: Лекции / С. В. Стахорский. М.: Гос. ин-т театр. искусства, 1991. 101 с.

186. Стахорский С.В. Искания русской театральной мысли / С.В. Стахорский. М.: Свободное изд-во, 2007. 471 с.

187. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972. 271 с.

188. Страшкова О.К. Смыслы и формы «новой драмы» в истории русской драматургии конца XIX - начала XX века: дисс. ... д. филолог. наук: 10.01.01. Ставрополь, 2006. 542 с.

189. Стриндберг А. Красная комната; Пьесы; Новеллы: перевод со шведского / Август Стриндберг. М.: Эксмо, 2011. 765 с.

190. Таиров А.Я. Записки режиссера. М.: Издание Камерного театра, 1921. 189 с.

191. Тихомиров В.В. Русская литературная критика середины XIX века: теория, история, методология / В.В. Тихомиров; Федеральное агентство по образованию, Костромской гос. ун-т им. Н. А. Некрасова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. 374 с.

192. Толстая Е.Д. Бедный рыцарь. Интеллектуальное странствие Акима Волынского / Елена Толстая. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2013. 632 с.

193. Фёдоров А.В. Русские драматурги-символисты и Блок // Ал. Блок-драматург. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1980. 184 с.

194. Фёдоров А.В. Театр Блока и драматургия его времени. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1972. 144 с.

195. Федосеева Т.В. Введение в литературоведение. Рязань: РГУ, 2011. 212 с.

196. Федосеева Т.В. Ценностные ориентиры поэтической личности Я.П. Полонского: романтический мистицизм и православие // Ценностные основы национальной картины мира в русской литературе : монография / отв. ред. и сост. И. А. Киселева; ред. колл.: Т.А. Алпатова, К. А. Поташова, Л. И. Шевцова. М.: ИИУ МГОУ, 2019. 312 с.

197. Филатов А.В. Аксиология в теории литературы: основные направления ценностного анализа // Сибирский филологический журнал. 2019. №4. C. 130 - 140.

198. Хализев В.Е. Драма как род литературы: (Поэтика, генезис, функционирование) / В.Е. Хализев. М.: Изд-во МГУ, 1986. 259 с.

199. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. / Редкол.: Н.Ф. Бельчиков (гл. ред.) и др. М.осква : Наука, 1974 - 1986. Т. 12 - 13.

200. Чирков А.С. Эпическая драма: проблемы теории и поэтики. Киев: Вища. шк. Изд-во при Киев. ун-те. 1988. 159 с.

201. Шах-Азизова Т.К. Чехов и западно-европейская драма его времени / АН СССР. Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. М.: Наука, 1966. 151 с.

202. Эволюция жанров русской драмы XIX - начала XX века: учеб. пособие к спецкурсу / Ю.В. Бабичева. Вологда: Вологод. ГПИ, 1982. 127 с.

203. Яусс Х.Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. 1995. № 12. С. 34-84.

III. Архивные материалы

204. Письма А.Л. Волынского А.Р. Кугелю. ИРЛИ РАН. Ф. 686. Оп.2. .№220. 4 л.

205. Письма К.С. Станиславского А.Л. Волынскому. РГАЛИ. Ф. 95, оп. 1, ед. хр. 817. 8 л.

206. Волынский А.Л. Антон Чехов. РГАЛИ. Ф.95. Оп.1. Ед.хр. 86. Л. 1-4об

IV. Электронные ресурсы

207. 20 театральных деятелей в поисках автора // ИА «Диалог». 16 декабря 2015 г. [Электронный ресурс]: https://topdialog.ru/2015/12/16/20-teatralnyx-deyatelej-v-poiskax-avtora/ (дата обращения: 18.08.2020)

208. Карташев П.А. Современная драматургия: вызовы и ответы // Культурная политика. №2. [Электронный ресурс]: https://histrf.rU/magazine/article/23# (дата обращения: 18.08.2020)

209. Менцель Б. Перемены в русской литературной критике. Взгляд через немецкий телескоп // Неприкосновенный запас, 2003, №4 (30). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.rU/nz/2003/4/ment-pr.html (дата обращения: 18.08.2020)

210. Романцова О.В природе человека заложено желание быть творцом»: интервью с Римасом Туминасом // Культура.РФ [Электронный ресурс]: https://www.culture.ru/materials/255163/v-prirode-cheloveka-zalozheno-zhelanie-byt-tvorcom (дата обращения: 18.08.2020).

211. Сердечнова Е. Юрий Поляков: «Современный российский театр пребывает в ожидании сердца» // Газета «Культура». 06.12.2019 [Электронный ресурс]: https://portal-kultura.ru/articles/theater/301751 -yuriy-polyakov-sovremennyy-rossiyskiy-teatr-prebyvaet-v-ozhidanii-serdtsa/ (дата обращения: 18.08.2020)

212. Школа злословия. Выпуск: №22. 15 марта 2004 г. [Электронный ресурс]: https://www.youtube.com/watch?v=oSPpUYcZHvc (дата обращения: 18.08.2020)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.