Л.Н. Оборин - педагог: идеи, установки, приемы и способы учебно-воспитательной деятельности: На материале занятий в классе фортепиано тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Биглер, Людмила Вольдемаровна

  • Биглер, Людмила Вольдемаровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 192
Биглер, Людмила Вольдемаровна. Л.Н. Оборин - педагог: идеи, установки, приемы и способы учебно-воспитательной деятельности: На материале занятий в классе фортепиано: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2004. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Биглер, Людмила Вольдемаровна

Введение.

Глава I. Традиции русской музыкальной культуры и художественно-творческая деятельность J1.H. Оборина.

1.1. Отечественная музыкальная педагогика на рубеже XIX-XX вв.

1.2. Художественно-эстетические и музыкально-педагогические воззрения К.Н. Игумнова.

1.3. Л.Н. Оборин - основные параметры и направления творческой деятельности.

Глава II. Педагогика JI. Н. Оборина как система. Основные «составляющие» системы, их содержание, структура, внутренние связи и зависимости.

II. 1. К проблеме содержания музыкальных занятий (из педагогического наследия Л.Н. Оборина).

II. 1.1. Развитие целостного восприятия в процессе создания исполнительской концепции произведения.

II. 1.2. Формирование личностио-профессиональных качеств и свойств учащихся в процессе музыкальных занятий.

11.2. Воспитание музыканта-универсала в контексте педагогических установок Л.Н. Оборина.

11.3. Методы организации учебной деятельности.

Глава III. Педагогические идеи и установки Л.Н. Оборина и актуальные проблемы современного музыкального воспитания и образования. Опытно-экспериментальная проверка теоретических положений исследования.

III. 1. Целостная система обучения в исполнительском классе на основе педагогических воззрений JI.H. Оборина.

III.2. Опытно - экспериментальная проверка теоретических положений исследования.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Л.Н. Оборин - педагог: идеи, установки, приемы и способы учебно-воспитательной деятельности: На материале занятий в классе фортепиано»

В настоящее время российская музыкальная педагогика находится на переломном этапе. Изменилась ситуация в социуме, изменились общественно-политические и экономические условия в стране; меняются в этой связи и методы учебно-воспитательной работы в учебных заведениях начального, среднего и высшего звена. Сказанное в полной мере относится и к музыкальным учебным заведениям - школам, училищам, колледжам, ВУЗам.

Отечественная система музыкального воспитания и образования опирается на прочную, многослойную базу традиций, выработанных в рамках российской художественной культуры. У истоков этих традиций стояли такие выдающиеся музыканты-педагоги как А.Г. и Н.Г. Рубинштейны, А.Н. Есипова, В.И. Сафонов, С.И. Танеев, П.А. Пабст, Ф.М. Блуменфельд и др. Их профессиональный опыт (в известном смысле его можно назвать «коллективным опытом») путем исторической, пространственно-временной трансмиссии, передавался из поколения в поколение, обусловив, в конечном счете, прочные, устойчивые успехи отечественной музыкально-педагогической культуры.

Наследниками и продолжателями традиций педагогов-музыкантов старшего поколения, чьи имена упоминались выше, были московские и ленинградские музыканты, которых принято считать - и с полным на то основанием - представителями советской музыкально-педагогической и музыкально-исполнительской школы XX в. Их имена широко известны - К.Н. Игумнов, А.Б. Гольденвейзер, Г.Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберг, Л.В. Николаев и др. Их деятельность, будучи интегрированной по ходу исторического развития в определенную идейно-художественную и профессиональную целостность, трансформировалась, в конечном счете, в новый, модифицированный вариант отечественной музыкальной традиции, для которой характерна как преемственная связь с прошлым, так и новаторство, детерминированное условиями места и времени. Таким образом, есть основания говорить о четко выраженной динамике становления и развития российской традиции: она аккумулирует в себе лучшие достижения прошлого и, в тоже время, пребывает в постоянном развитии, движении, демонстрируя взаимообусловленность привычного, устоявшегося, оправдавшего себя и новаторского, инновационного.

Деятельность выдающихся музыкантов (исполнителей, педагогов), закладывавших основы советской пианистической школы в первые послереволюционные годы, достаточно хорошо изучена. Обстоятельные монографические исследования, связанные с педагогикой К.Н. Игумнова, были проведены Я.И. Мильштейном. О педагогических принципах Л.Б. Гольденвейзера писали его ученики (Г.Р. Гинзбург, Д.Д. Благой, Т.П. Николаева и др.). Ряд содержательных работ посвящен педагогическим взглядам Г.Г. Нейгауза (А.А. Николаев, Д.А. Рабинович, В.Ю. Дельсон, Б.Л. Кременштейн, В.В. Горностаева и др.). О школе С.Е. Фейнберга можно получить представление из его книги «Пианизм как искусство», а также обстоятельных материалов, принадлежащих В.А. Натансону и Л. Фейнбергу (брату музыканта). Известный резонанс в музыкально-педагогических кругах получила в 80-е годы диссертация Е.И. Львовой «Выдающиеся советские педагоги-музыканты 30-х - 50-х годов («Московская пианистическая школа») - принципы и методы преподавания».

На этом фоне значительно менее изученной выглядит деятельность следующей волны в отечественной музыкальноисполнительской культуре и педагогике - JI.H. Оборина, Э.Г. Гилельса, Я.В. Флиера, Я.И. Зака, В.К. Мержанова, Т.П. Николаевой, Я.И. Мильштейна и др. Будучи учениками и последователями К.Н. Игумнова, А.Б. Гольденвейзера, Г.Г. Нейгауза, С.Е. Фейнберга, названные выше музыканты внесли, в тоже время, весомый вклад в отечественную музыкальную педагогику. Особенно заметна «лакуна» в отечественной музыкально-педагогической науке, образованная дефицитом специальной информации о преподавательской деятельности одного из наиболее видных музыкантов XX столетия - JI.H. Оборина.

Если фортепианно-исполнительская практика выдающегося музыканта может считаться достаточно хорошо изученной (работы С.М. Хентовой, Д.А. Рабиновича, Г.М. Цыпина и др.), то его преподавательские принципы не получили должного освещения в отечественной музыкально-педагогической литературе1. Между тем Оборин был крупным, своеобразно мыслящим музыкантом-педагогом, в классе которого воспитывались такие известные пианисты, как В. Д. Ашкенази, Т.А. Алиханов, М.С. Воскресенский, В.В. Селивохин, А.Г. Бахчиев, А.Г. Севидов, Д. Н. Сахаров, Е. Новицкая и др. Начав свою педагогическую деятельность в Московской консерватории в 1928 г., JI.H. Оборин не прекращал ее вплоть до начала 70-х гг. Тот факт, что многолетний педагогический опыт JI.H. Оборина требует изучения и осмысления с современных позиций; то что этот опыт, будучи адаптированным, к современным

1 Исключение составляют две небольшие книги: «JI.H. Оборин. Статьи. Воспоминания. - Редактор-составитель М.Г. Соколов (М., 1977г.) и «JI.H. Оборин - педагог», составитель Е.К. Кулова. (М.1989). Однако как первая, так и вторая книга выполнены в мемуарно-публицистическом жанре и не претендует на статус серьезных музыкально-педагогических исследований. условиям, может быть с пользой для дела использован в практике учебно-воспитательной работы российских музыкальных учебных заведений среднего и высшего звена - сомнений не вызывает. Отсюда - актуальность настоящего диссертационного исследования.

Его цель - изучение идейно-художественных, профессионально-исполнительских и методических принципов Оборина-педагога; рассмотрение вопросов, связанных с актуализацией этих принципов в современной практике преподавания музыкально-исполнительских дисциплин в учебных заведениях среднего и высшего звена (музыкальных училищах, колледжах, ВУЗах).

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на музыкальных факультетах (отделениях) педагогических учебных заведений;

Предмет исследования - формы и методы обучения музыке, основанные на педагогических идеях, установках, приемах и способах учебно-воспитательной работы JI.H. Оборина и адаптированные применительно к современным условиям преподавания.

Задачи исследования:

- Осветить жизненный и творческий путь JI.H. Оборина, выявить наиболее значительные вехи на этом пути, охарактеризовать место и роль Оборина-педагога в контексте отечественной музыкальной культуры XX столетия.

- Выявить и проанализировать характерные особенности педагогической концепции JI.H. Оборина; показать ее эволюцию, внутреннюю динамику, ее связь с традициями отечественной музыкально-педагогической школы (в частности, с традициями К.Н.

Игумнова) и, одновременно устремленность в завтрашний день музыкальной культуры.

- Показать взаимосвязь и синергетическое единство композиторских, музыкально-исполнительских и педагогических компонентов в деятельности JI.H. Оборина; очертить основные параметры методической системы, базирующейся на указанных подходах.

- Основываясь на концептуальных положениях педагогики JI.H. Оборина, оптимизировать теорию и практику преподавания в музыкально-исполнительских классах педагогических учебных заведений.

Экспериментально проверить и подтвердить целесообразность обращения к педагогике JI.H. Оборина, реставрации присущих ей форм и методов учебно-воспитательной работы с учащимися-музыкантами.

Методологическую основу исследования составили: а) теоретико-практические положения, содержащиеся как в опубликованных материалах, связанных с деятельностью JI.H. Оборина (М.С. Воскресенский, Б.Я. Землянский, А.Г. Бахчиев и др.), так и в трудах основоположников отечественной музыкальной педагогики (К.Н. Игумнов, А.Б. Гольденвейзер, Г.Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберг, А.А. Николаев и др.); б) современные теории музыкального воспитания и образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, E.B. Николаева, В.И. Петрушин, Л.А. Рапацкая, Т.Г. Мариупольская, Г.М. Цыпин и др.), вбирающие в себя и обобщающие передовой музыкально-педагогический опыт, накопленный выдающимися представителями российской музыкальной культуры; в) философские принципы единства сознания и деятельности, теории и практики, сформулированные как в трудах классиков отечественной и зарубежной науки, так и в работах современных ученых (М.С. Каган, Н.И. Киященко, Е.Н. Шапинская и др.); психолого-педагогические постулаты, связанные с проблемно-развивающим обучением, теориями общего и специального образования, обоснованные в работах российских специалистов (Т.Н. Бакланова, М.Г. Плохова, Е.А. Леванова, Е.Н. Крупник, Б. А. Сосновский и др.).

Методы исследования включали:

- Изучение научно-литературных источников по теме диссертации (педагогика, искусствознание, психология, культурология и др.).

- Обобщение передового педагогического и музыкально-педагогического опыта (в частности, опыта игумновской исполнительской и педагогической школы).

- Применение комплекса методов эмпирического уровня -собеседований с музыкантами, обучавшимися в классе JI.H. Оборина, а также педагогических наблюдений, констатирующих и формирующих экспериментов.

Гипотеза исследования:

1. В педагогике JI.H. Оборина находили выражение лучшие, наиболее жизнеспособные традиции российской музыкальной культуры (игумновская школа, а также преподавательские принципы Е.Ф. Гнесиной). В то же время, тесно связанная с прошлым отечественной художественной культуры, педагогика JI.H. Оборина по своей «типологии» во многом предвосхищала тенденции, характеризующие современное состояние российского музыкального воспитания и образования.

2. Умелая и педагогически корректная адаптация принципов Л.Н. Оборина - преподавателя к современной практике обучения музыке способна обеспечить органичный синтез -формирование у учащегося необходимых профессионально-исполнительских качеств, с одной стороны, и интенсивное развитие креативных художественно-творческих способностей, - с другой стороны.

3. Опора на фундаментальные устои педагогики JI.H. Оборина содействует становлению музыканта-универсала, готового выполнять на высоком уровне различные виды профессиональной музыкальной деятельности (игра на музыкальном инструменте, сочинение музыки, чтение с листа, ансамблевое музицирование, аккомпанемент, редактирование нотных текстов и др.); нельзя не учитывать при этом, что универсализм и всесторонняя профессиональная оснащенность учащегося-музыканта играют принципиально важную роль в процессе подготовки кадров учителей-музыкантов для современной общеобразовательной школы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Работа над музыкальным произведением в музыкально исполнительском классе педагогического учебного заведения (училища, колледжа, ВУЗа) лишь в том случае достигает цели, если носит полифункциональный, многоаспектный характер. Наряду с созданием интересной и содержательной интерпретаторской идеи, а также адекватным «техническим» воплощением этой идеи в «материале» (на клавиатуре музыкального инструмента, голосом, в хоровом исполнении и т.д.), эта работа призвана содействовать, в конечном счете интенсификации всего комплекса креативных художественно-творческих) способностей учащегося, активизировать его интеллект, фантазию, поэтическое воображение, ассоциативное мышление. Примеры такой работы над учебнопедагогическим (фортепианным) репертуаром давала преподавательская практика Л.Н. Оборина.

2. В ходе профессиональных и межличностных контактов с учащимися преподавателю необходимо периодически менять ролевые функции и педагогические диспозиции, использовать всю палитру стилевых приемов и способов воздействия на учащихся — от авторитарно-установочных методов обучения до либерально-толерантных. Необходимо избегать постоянного и устойчивого доминирования любого из этих методов, уходить, иными словами, от «застойных методик», варьируя и гибко чередуя при этом различные психолого-педагогические подходы к учащемуся в рамках одного занятия, исходя из логики учебно-воспитательного процесса на каждом его этапе.

Образцы такой лабильной, гибкой педагогической стратегии и тактики давала преподавательская деятельность JI.H. Оборина в Московской консерватории 50-60-х гг. прошлого столетия.

3. Время вносит существенные коррективы в учебно-образовательные процессы, модифицируя любые, самые, казалось бы, прочные и устойчивые педагогические процессы. Сказанное касается и преподавательской деятельности Л.Н. Оборина.

Основными факторами, обусловливающими изменения в традиционных методиках обучения музыке можно считать: а) существенную модернизацию различных информационных технологий, задействованных в наше время в учебно-образовательных процессах, в частности, заметное возрастание роли аудио- и видеозаписей которые фактически отсутствовали в пору преподавательской практики Л.Н. Оборина; б) серьезные изменения в современной социокультурной ситуации в России, которые определенно влияют на формы и содержание процесса обучения, на характер взаимоотношений между людьми, на интерактивные взаимодействия между ними, в том числе между учительским корпусом (старшим поколением) и учащейся молодежью.

Новизна исследования:

- Проанализирован феномен Оборина-педагога; рассмотрена с современных позиций система принципов и установок J1.H. Оборина; выделены основные, ключевые компоненты этой системы.

- Выявлены традиционные для русской школы подходы к учебно-воспитательной практике в музыкально-исполнительских классах; проанализированы динамически изменчивые связи между традиционным и инновационным в теории и практике преподавания музыки; рассмотрены в этом контексте принципы оборинской педагогики и их реализация в учебно-воспитательной работе.

- Определены и разработаны механизмы адаптации (продуктивного переноса) в современные условия музыкально-педагогических идей и практических рекомендаций, выработанных в середине прошлого века выдающимися мастерами (JI.H. Обориным и др.) и сохранивших свою жизнеспособность.

- Намечены пути дальнейшего использования в современных педагогических учебных заведениях опыта преподавателей-музыкантов, занимавших в свое время ключевые позиции в Московской, Санкт-Петербургской и других консерваториях страны.

Теоретическое значение исследования.

- Проанализированы сквозь призму теоретического анализа и выведены на уровень широких обобщений эмпирические находки и достижения Оборина-педагога. О некоторых из этих достижений и рассказывалось ранее в живых и интересных воспоминаниях, принадлежащих М.С. Воскресенскому, Б.Я. Землянскому, А.Г. Бахчиеву, Т.А. Алиханову и другим ученикам JI.H. Оборина. Однако научно-теоретического обобщения они до настоящего времени не получали. В диссертации сведены в систему воззрения и принципиальные подходы Оборина-педагога к воспитанию и профессиональному образованию учащегося-музыканта; конкретизированы и упорядочены иерархические взаимосвязи между основными компонентами и звеньями оборинской педагогики.

- Сформулированы выводы, позволяющие оптимизировать на базе традиционных российских ценностей учебно-воспитательную работу в современных педагогических учебных заведениях среднего и высшего звена.

Практическое значение работы

В результате проведенного исследования профессиональный опыт Оборина-преподавателя становиться достоянием педагогов-практиков, обогащая их представления о приемах и способах изучения музыкального материала. Данные, полученные в ходе настоящей работы, могут быть органично введены в структуру лекционных курсов «Методика преподавания музыки», «Психология художественно-творческой деятельности», а также быть использованы на индивидуальных занятиях в классах фортепиано и других музыкальных инструментов. Установки и рекомендации Оборина-педагога, выявленные в процессе диссертационного исследования, могут выступать в качестве ориентиров для учащихся при работе над музыкальным произведением (в ходе самостоятельных домашних занятий).

Достоверность результатов исследования обеспечена соответствием методологии, примененной в работе, ее содержанию, целям, объекту и предмету; привлечением и использованием в исследовательской деятельности необходимых научно-литературных источников, послуживших прочной опорой при отработке теоретических параметров диссертации; апробацией основных положений исследования в процессе опытно-экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования: осуществлялась в ходе выступлений с докладами на научно-практических конференциях, семинарах, на заседаниях фортепианной секции и кафедры музыкальных инструментов МПГУ; в процессе опытно-экспериментальной работы на базе музыкального факультета МПГУ, Международной общеобразовательной школы «Интеграция XXI век», фортепианного отделения Тульского музыкального училища им. А.С. Даргомыжского; через публикацию материалов по теме исследования.

Структура и основное содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Биглер, Людмила Вольдемаровна

Выводы.

1. Изучение и осмысление передового опыта выдающихся музыкантов-педагогов прошлого столетия, адаптация его к современным социокультурным условиям имеет большое значение для совершенствования практики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин в учебных заведениях среднего и высшего звена. В ряду лучших представителей русской музыкальной культуры середины XX века - Л.Н. Оборин, чья деятельность как исполнителя и педагога, с одной стороны, продолжала лучшие традиции Московской пианистической школы, а с другой i- предвосхитила многие тенденции, характерные для современного состояния российской музыкально-образовательной системы. ;

2. Анализ и обобщение идейно-художественных воззрений Л.Н. Оборина и его собственного педагогического опыта позволяют выстроить целостную методическую систему обучения учащихся фортепианных классов. Структура этой системы, ее основные векторные направления обусловлены разнообразием творческих интересов и художественных устремлений Л.Н. Оборина, синергетическим единством композиторских, музыкально-исполнительских и педагогических компонентов в деятельности музыканта.

3. Установка на полифункциональный, многоаспектный характер в музыкально-исполнительских классах дает возможность комплексно решать задачи формирования всего сложносоставного спектра личностно-профессиональных качеств и свойств ученика. Формирование интеллекта учащихся, развитие их креативных способностей, инициирование фантазии, воображения, ассоциативного мышления повышают эффективность когнитивных процессов обучения.

4. В контексте предметной, музыкально-исполнительской практики Л.Н. Обориным успешно решался вопрос воспитания музыканта-универсала, специалиста широкого профиля, готового к приобретению и трансформации различных умений и навыков, способного успешно действовать в разного рода ситуациях и самостоятельно решать профессионально-творческие задачи.

5. Преподавательская деятельность Л.Н. Оборина давала образцы гибкой педагогической стратегии и тактики. Представление определенной свободы и независимости в познавательных действиях учеников, уважение к личности молодого музыканта, варьирование ролевых функций и педагогических диспозиций в соответствии с логикой учебно-воспитательного процесса способствовали созданию психологически благоприятного климата на занятиях со студентами класса.

6. Теоретическое обобщение основных методических положений педагогической системы Л.Н. Оборина позволяет утверждать, что имеются все основания опираться на его богатый опыт при выработке новых форм, приемов и способов учебно-воспитательной работы с учащимися-музыкантами. С учетом реалий современного состояния музыкального воспитания и образования, была создана целостная система обучения в исполнительском классе, скорректированная в соответствии с изменением ментальности учащейся молодежи и существенной модификацией информационных технологий.

7. Опытная проверка разработанной модели обучения подтвердила ее целесообразность и продуктивность. Опора на концептуальные положения педагогики Л.Н. Оборина способствует оптимизации теории и практики преподавания в музыкально-исполнительских классах педагогических учебных заведений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Биглер, Людмила Вольдемаровна, 2004 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. — М.: Прометей, 1990.- 186 с.

2. Аджемов К.Х. Лев Оборин. «Сов. музыка», 1960, № 7.-с.144-145.

3. Аджемов К.Х. Незабываемое. М.: Музыка, 1972.-152 с.

4. Алексеев А.Д. Советская фортепианная музыка 19171975 гг. М.: Музыка, 1974. -248 с.

5. Алексеев А.Д. Творчество музыканта-исполнителя: на материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и современности. М.: Музыка, 1991.-104 с.

6. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос, 2000. - 334 с.

7. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания: Учебное пособие. М.: МГОПИ, 1994.- 10 п.л.

8. Асафьев Б.В. избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании . Изд. 2. М.: Музыка, 1973. -144 с.

9. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. М.-Л., 1947.-163 с.

10. Ю.Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М.: Музыка, 1965.-272 с.

11. И.Бабанский Ю.К., Сластенин В. А., Сорокин Н.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. - 479 с.

12. Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России. Тамбов, 2002. - 309 с.

13. Баренбойм Л.А. Николай Григорьевич Рубинштейн: История жизни и деятельности. М.: Музыка, 1982. -278 с.

14. Н.Бакланова Т.Н. Программа интегрированного искусства. -М.: Рино, 1996. 15 пл.

15. Байдалинов С.Н. Фортепианная школа А.Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике. Автор. дисс.канд. пед. наук. -М., 2000.-21 с.

16. Бердяев Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. -М.: Правда, 1989.-607 с.

17. Беседы о педагогике и исполнительстве. К обобщению творческого опыта фортепианного факультета Московской консерватории. Вып. 1. М., 1992.- 57 с.

18. Беседы о педагогике и исполнительстве. К обобщению творческого опыта фортепианного факультета Московской консерватории. Вып. 3. М., 1996. -57 с.

19. Богословский В.В. и др. Общая психология. М.: Просвещение, 1973. - 351 с.

20. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.

21. Бодки Э. Интерпретация клавирных сочинений И.С. Баха. М.: Музыка, 1993.-388 с.

22. Большая Советская Энциклопедия: 2-е изд.: В 53 т. М., 1950-1958.

23. Бунин В.В. Педагогика С.Е. Фейнберга. М.: Музыка, 2000.- 79 с.

24. Волкова П.С. Понимание как философско-герменевтическая проблема //Актуальные проблемы социо-гуманитарного знания. Вып. 11. М., 2001.- 11-34 с.

25. Воспоминания о Софроницком. М.: Сов. композитор, 1982.-478 с.

26. Воскресенский М.С. О педагогических взглядах Л.Н. Оборина // Вопросы фортепианного исполнительства. Выи. 2. М.: Музыка, 1968.-с.215-227.

27. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965.-379 с.

28. Гайдамович Т.А. Трио Л. Оборин, Д. Ойстрах, С. Кнушевицкий // Мастерство музыканта-исполнителя. М.: Музыка, 1972.-с. 157-179.

29. Гельман Э. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано и способ ее обозначения. М.: Музгиз, 1954. - 114 с.

30. Гольденвейзер А.Б. Дневники. Тетрадь 2-6 (1905-1929). М.: «Тортуга», 1997. - 356 с.

31. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном исполнительстве // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. -М.-Л.: Музыка, 1966.- с. 101-111.

32. Горлинский В.И. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода. Опытно-экспериментальная работа.-М., 1999.-60 с.

33. Гофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Музгиз, 1961. - 220 с.

34. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. — Москва -Магнитогорск, 1998. 152 с.

35. Григорьев В.Ю. Никколо Паганини. Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1987. -143 с.

36. Григорьев Л., Платек Я. Современные пианисты. — М.: Сов. композитор, 1985. 469 с.

37. Гуревич В.А. Музыкальная культура как фактор формирования личности учителя // Гуманитарная культура учителя. Санкт-Петербург, 2002. - с. 62-69.

38. Друскин М. Игорь Стравинский. JI-M.: Сов. композитор, 1974.-221 с.39.3емлянский Б.Я. О музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1987.-142 с.

39. Игумнов К.Н. Мои исполнительские и педагогические принципы // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. M.-JI.: Музыка,1966. - с. 144-147.

40. Игумнов К.Н. О работе над балладой Шопена f — moll (Стенограмма открытого урока) // Пианисты рассказывают. Вып. 1.-М.: Музыка, 1990.-е. 113-119.

41. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Изд.2. Л.: Изд. Лен. унив., 1971.-766 с.

42. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. - 107 с.

43. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. и др. Пути и средства эстетического воспитания. М.: Наука, 1989 г. - 190 с.

44. Коган Г.М. Работа пианиста. М.: Музыка, 1973.182 с.

45. Коган Г.М. У врат мастерства. М.: Сов. композитор, 1977.-176 с.

46. Коган Г.М. Ферруччо Бузони. М.: Сов. композитор, 1971. - 232 е.

47. Коменский Я.А., Локк Д. , Руссо Ж-Ж., Песталоцци. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. - 416 с.

48. Корто А. О фортепианном искусстве. М.: Музыка, 1965.-363 с.

49. Красовская Е.П. Проблемы формообразования в музыкально-исполнительской деятельности. М., 2003. - 87 с.

50. Крупник Е.П. Психология воздействия искусства на личность. М.: из НП - РАН, 1999. - 234 с.

51. Куземина Л.А. Исполнительская эстетика В.Л. Яворского. -М.: Композитор, 2000. 110 с.

52. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. М.: Госпедагенство, 1993.-151 с.

53. Левина Р. Диалог с Артуром Рубинштейном. // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. -М.-Л.: Музыка, 1966. с. 282-291.

54. Леонтьев А.А. // Избранные психологические произведения в 2-х т. М.: Педагогика, 1993. - 391 с.

55. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. — М.: Фигаро-центр, Изд. третье. 132 с.

56. Либерман Е.Я. Фортепианные сонаты Бетховена. М.: Классика-XXI, 1998.-70 с.

57. Лонг М. За роялем с Дебюсси. М.: Сов. композитор, 1985,- 156 с.

58. Львова Е.И. Выдающиеся советские педагоги-музыканты 30-50-х годов («Московская пианистическая школа») -их принципы и методы образования. Автореф. дисс.канд. пед наук. М., 1988.

59. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1982. - 141 с.

60. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М.: Сов. композитор, 1978. - 375 с.

61. Маклыгин А.Л. Импровизируем на фортепиано. Вып. 1,2. -М.: «Престо», 1999. -31 с.

62. Малинковская А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование. М.: Музыка, 1990. - 186 с.

63. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Феникс, 1999.256 с.

64. Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М.: Музыка, 1966.

65. Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: Музыка, 1977. - 128 с.

66. Мариупольская Т.Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки (теоретический и методический аспекты): Автореф. дис. .докт. пед наук. М., 2002. - 53 с.

67. Мариупольская Т.Г. Проблема традиций и новаторства в современной теории и методики преподавания музыки. М.: Прометей, 2002. - 201 с.

68. Масловский А.Г. Педагогическое наследие В.И. Сафонова и актуальные проблемы современной музыкальной педагогики (на материале фортепианных классов музыкальных факультетов): Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1996.

69. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. -М.: Музгиз, 1963. 91 с.

70. Мильштейн Я.И. К.Н. Игумнов и вопросы фортепианной педагогики // Вопросы фортепианного исполнительства. М.: Музыка, 1965. - с. 141-167.

71. Милынтейн Я.И. Константин Николаевич Игумнов. -М.: Музыка, 1975. 470 с.

72. Мильштейн Я.И. Очерки о Шопене. М.: Музыка, 1987. -с. 175.

73. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1982. -383 с.

74. Нсйгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музгиз, 1961. -317 с.

75. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям // Под ред. Я.И. Мильштейна. М.: Сов. композитор, 1975. - 527 с.

76. Нейгауз Г.Г. Творчество пианиста // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М. —JI.: Музыка 1966. -с. 55-101.

77. Николаев А.А. Московская фортепианная школа и ее выдающиеся представители // Вопросы фортепианного исполнительства.-М.: Музыка, 1965.- с. 11-35.

78. Николаева А.И. Взаимосвязь категорий «стиль» и «личность» как педагогическая проблема // Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин. сб. науч. трудов, Вып. 5. - М.: ВЛАДОС, 2003. - с. 42-48.

79. Николаева Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический педагогический аспекты: Автореф. дисс . д-ра пед. наук. -М., 2000.

80. Оборин Л.Н. Воспоминания о К.Н. Игумнове // Пианисты рассказывают. Выпуск первый. -М.: Музыка, 1990. -с.44-48.82.0борин Л.Н. Горизонты недавнего прошлого. Беседы с С.М. Хентовой. //Пианисты рассказывают. Вып. 1 -М.: Музыка, 1990. с.81-91.

81. Оборин Л.Н. О некоторых принципах фортепианной техники // Статьи. Воспоминания. М.: Музыка, 1977. - с.42-54.84.0борин Л.Н. Статьи. Воспоминания. Под ред. Соколова М.Г. -М: Музыка, 1977. 222 с.

82. Перельман Н. В классе рояля: Короткие рассуждения. Изд. 4-е. Л.: Классика XXI, 2000. - 150 с.

83. Петровский А.В. Беседы о психологии. М.: Уч. пед. изд., 1962.- 200 с.

84. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 1997. - 383 с.

85. Пианисты рассказывают. Вып. 1 // Под ред. М.Г. Соколова. М.: Музыка, 1990. - 176 с.

86. Плохова М.Г. Проблемы дисциплины в истории советской педагогики и школы. М.: Изд-во «Российский открытый университет», 1996. - 160 с.

87. Психология музыкальной деятельности: теория и практика./ Под. ред. Цыпина Г.М. М.: Академия, 2003. - 366 с.

88. Психологический словарь. Ростов-на Дону: Феникс, 2003. - 638 с.

89. Рабинович Д.А. Исполнитель и стиль: Избран, статьи. -М.: Сов. композитор, 1979. 320 с.

90. Рабинович Д.А. Лев Николаевич Оборин // Портреты пианистов. М., 1970.- с.141-163.

91. Равичер Я.И. Василий Ильич Сафонов. М.: Музгиз,1959. - 365 с.

92. Рахманинов С.В. Письма. -М.: Музгиз, 1955. 602 с.

93. Родионова Т. Обучение основам композиции в классах фортепиано детских музыкальных школ. // Вопросы фортепианной педагогики. Вып.4 - М.: Музыка. - 270 с.

94. Родионова Т. Учитесь импровизировать // Муз. жизнь, 1992. -№ 1-18 (курс -21 урок).

95. Руар Ж. Посланцы искусства // Муз. жизнь 1962 -№ 15.- с. 17.

96. Рубинштейн Ар. Дни моей молодости // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 9. М.: Музыка, 1981.- 111-146.

97. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: в 2-х т.-М., 1989.-485с.

98. Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л.: Сов. композитор, 1961. - 267 с.

99. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М.: Академия, 2001. - 477 с.

100. Смирнов С. А., И.Б. Котова, Шиянов Е.Н. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. -М.: ACADEMA, 2001. -512с.

101. Смирнов-Несвицкий Ю. Вахтангов. Л.: Гослитиздат, 1987.-312 с.

102. Стендаль. Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио. Жизнь Россини. Алма-Ата: «Онер», 1986. - 686 е.

103. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1972. - 532 с.

104. Сухомлинский В. А. Переиздание. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000. - 223 с.

105. Теория и методика обучения игре на фортепиано. Под общей ред. Каузовой А.Г., Николаевой А.И. М.: ВЛАДОС, 2001.- 363 с.

106. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во Академ, пед. наук РСФСР, 1961. - 536 с.

107. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М.: Сов. композитор, 1989. -144 с.

108. Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22 т.- М.: Гослитиздат, 1985, т. 22., Дневники. 575 с.

109. Федорович Е.Н. Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов и его роль в современном музыкальном образовании: Автореф. .докт. дис. пед. наук. М., 2001.-43 с.

110. Фейнберг С.Е. Мастерство пианиста. М.: Музыка. - 205 с.

111. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М.: Классика-XXI, 2001.-338 с.

112. Фейнберг С.Е. О музыке и о себе. Беседа с А. Вицинским. // Пианисты рассказывают. Вып. 1. М.: Музыка. -с.59-76.

113. Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.

114. Хентова С.М. Пианисты XX века. — Санкт-Петербург, 1997. 20,5 п.л.

115. Хентова С.М. Современная фортепианная педагогика и ее мастера // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. -М-Л.: Музыка, 1966. с. 5-54.

116. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. -М.: ACADEMA, 1999.- 183 с.

117. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

118. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности.-М.: Интерпракс, 1994. -373 с.

119. Цыпин Г.М. Человек. Талант. Труд. (Музыкант в современном мире): Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992. -239 с.

120. Цыпин Г.М. Шопен и русская пианистическая традиция. М.: Музыка, 1990. - 95 с.

121. Шапинская Е.Н. Искусство и эстетика. — М.: Прометей, 1997.- 192 с.

122. Шебалин В.Я. Литературное наследие. Воспоминания. Переписка. Статьи. -М.: Сов. композитор, 1975. -380 с.

123. Шебалин В.Я. Статьи. Воспоминания. Материалы. М.: Сов. композитор, 1970. - 419 с.

124. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. Изд 2-е. Л.: Музыка, 1985. - 70 с.

125. Шнабель А. Моя жизнь и музыка // Исполнительское искусство зарубежных стран. М., 1967. -Вып.З. - с. 63-192.

126. Шнабель А. Ты никогда не будешь пианистом! -М.: Классика-ХХ1, 1999. 335 с.

127. Элиасберг Н.И. Гуманизация школьного образования и гуманитарная культура учителя // Гуманитарная культура учителя. Санкт-Петербург, 2002. - с. 3-16.

128. Эпштейн В. К.Н. Игумнов интерпретатор Чайковского // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 4. -М.: Музыка, 1967. - с. 124-180.

129. Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие: Сб. статей. М.: Постскриптум, 1993. - 312 с.

130. Rebling Е., Czerny P. Neue Schallplatten. "Musik und Gesellscaft", 1957 N 6, S. 42. Новая пластинка с записью сонаты J1. Бетховена ор. 81 в исполнении J1. Оборина.

131. Festival.Oistrakh and his Trio. "Musik and Musicians", 1961, № 9.

132. Sidelnikov L. Soviet Chopin Studies: The Ways of Development // Wreath to Chopin. M., "Muzyka", 1989. - c. 18-30.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.