Любовь как условие целостности человека тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Шевченко, Андрей Юрьевич

  • Шевченко, Андрей Юрьевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 150
Шевченко, Андрей Юрьевич. Любовь как условие целостности человека: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Волгоград. 2014. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Шевченко, Андрей Юрьевич

Оглавление

Введение

ГЛАВА 1. Философская концептуализация любви как константы человеческого существования

1.1. Формы любви и проблема обретения целостности бытия в европейской философской традиции

1.2. Любовь в аспекте половой и тендерной специфики жизнедеятельности человека

1.3. Целостность романтического идеала как форма идеализации межполовых отношений

ГЛАВА 2. Порядок любви и аксиологическая целостность человека

2.1. Амбивалентный характер любви и ненависти

2.2. Взаимосвязь базовых ценностей любви и свободы

2.3. Целостность любящего человека как мера проявления бытия культуры

Список использованной литературы

136

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Любовь как условие целостности человека»

Введение

Актуальность темы исследования. Существование человека в современном обществе лишено многих традиционных ориентиров в ценностной сфере. История европейской цивилизации прошла через неоднократное разрушение систем ценностей. Однако утрата одних принципов, правил и норм сменялась обретением других. Каждый раз, несмотря на радикализм реформаторов, в новую систему переходили признаки старых систем ценностей. В то же время для кризисного, переходного состояния характерна актуализация отнюдь не духовных потребностей, а повышение общественного, политического, экономического интереса.

На фоне постоянной исторической трансформации ценностей высвечивается проблема утраты связи существования человека в мире и смысла бытия культуры. Сегодня человеку все тяжелее и тяжелее сохранить целостность своей личности. Причина тому - постоянные социальные трансформации, сопровождающиеся конфликтами. Следствием этого являются прогрессирующее расслоение общества, отчуждение индивида от результатов своей деятельности. В этих условиях нарастает и практический, и теоретический интерес к предпосылкам для формирования здоровой нерасщепленной идентичности, которая в философском аспекте предстает как целостность человека. Таких предпосылок, вероятно, много, но мы выбрали в качестве объекта нашего исследованию одну - любовь. Вернее, её конкретные проявления в нескольких областях: в межполовой, этической и ценностной сферах. Эти проявления зафиксированы в европейской культурной памяти, в текстах, которые мы выбрали в качестве объекта анализа. Любовь рассматривается нами в контексте традиционной проблемы философии человека - проблемы целостности как стяженного гармоничного единства своих частей.

Теоретический уровень исследования проблемы связан со спецификой современного философского знания. Отход от классической рациональности и повышение интереса к сфере бессознательного обуславливают позиции рассмотрения природы человека сегодня. Отныне особое внимания в процессе изучения человеческого бытия уделяется анализу сферы чувств и переживаний, важнейшее место среди которых занимает любовь. Подобная философская рефлексия вызвана переменой ритма и образа жизни человека, трансформацией социальной среды, оказывающих непосредственное влияние на формирование норм и правил существующего поведения. Произошедшая сексуальная революция, популяризация феминистских движений, изменение структуры семейных ценностей, утверждение в общественном сознании тендерных стереотипов, определили как облик мира, так и представление о любви, стандартах и стиле половых и межличностных отношений.

В наиболее широком смысле существующее положение можно охарактеризовать следующем образом: в общем понимании стирается представление о любви как о чувстве, выступающем одним из условий целостности человеческого бытия. Как отмечает 3. Бауман: «В наше время непрерывно растет число людей, которые склонны полагать, что любовью называется больше чем одно из событий в их жизни... Романтичное определение любви, как "быть вместе до самой смерти", бесспорно, является немодным - оно устарело из-за радикальной перестройки структур родства, которым данное определение служило и из которых оно черпало свою энергию и значение»1. В такой ситуации любовь начинает восприниматься в качестве внешней, мимолетной близости, такой как флирт, соблазн, физическая связь. Тогда как подлинный характер межличностных отношений имеет метафизическую природу и проявляется в целостности образуемого единства.

В то же время обыденное сознание негативно относится к попыткам теоретического анализа любви. Любовь оценивается как нечто тривиальное и

1 Bauman Z. Liquid love: on the frailty of human bonds. - Cambridge, 2003. - P. 4-5.

естественное, т.е. то, чему не стоит учиться, и в чем результат зависит от действий партнера, нежели чем от собственных усилий. Однако данный подход к решению проблемы взаимоотношений ведет не только к изменению содержания эмоционально-чувственной сферы жизни человека, но и к сокращению (а в некоторых случаях - к совершенному отсутствию) опыта любви. Нам было важно показать, что любовь - не является чистой эмоцией, как это принято считать в обыденном понимании, любовь - это чувство, возникающее и удерживающееся в дело-действии как минимум двух субъектов. Любовь - это комплексное интегрированное состояние психики, мышления и интенции к соединению с Другим. Именно из этого определения становится понятным, почему в философской литературе любовь сравнивают, с одной стороны, с поступком, а с другой - с событием.

Поверхностное обращение к проблемам любви и нежелание видеть в этом чувстве основу ценностного отношения к миру становятся причинами понижения качества человеческого бытия, способностей к самореализации и самоопределению. В то время как акцентирование внимания исключительно на психологических аспектах бытия человека, характерное для современного состояния науки и практики исследования любви, лишает это бытие целостности, влечет за собой чувство потерянности, заброшенности, фрустрирует психику. Мы присоединяемся к авторам, которые считают, что из психологических затруднений можно и нужно выходить, обращаясь к философии. В сложившихся обстоятельствах именно философско-антропологический анализ может раскрыть специфику отношений, выявить значимость и интегративный потенциал любви.

Учитывая последнее, диссертант считает обоснованным в рамках данной работы среди всего многообразия выделить традиционную форму любви -любовь мужчины к женщине или женщины к мужчине. При этом следует отметить, несмотря на то, что вне фокуса нашего исследования остались некоторые распространенные виды любви (родительская любовь, любовь к

себе, любовь к Богу и т.д.), выбранная нами форма рассматривается как наиболее репрезентативный частный случай феномена любви.

Любовь представлена нами в качестве характеристики бытия, ценностного отношения человека к человеку и миру. Специфика данного подхода заключается в попытке представить бытие человека аутентичным образом, где проявление любви выступает естественным выражением человеческой сущности.

Исследование любви в качестве условия целостности человеческого бытия, как разумного и чувствующего существа, особенно важно для понимания специфики родовой природы человека. Ведь само обращение к первоосновам бытия, к которым в полной мере относится и любовь, создает возможность уточнения, корректировки понятия человека, позволяет осмыслить органичность многообразия и единства всех уровней и аспектов его существования. Применяемый в исследовании философско-антропологический подход, в своей многомерности способствует раскрытию подлинного характера человеческой жизни, выделению любви в качестве специфической сферы «бытийственности» человека.

Степень разработанности проблемы. Введение в тему концепта «целостность человека» опирается на довольно древнюю и авторитетную философскую традицию рассматривать цельный образ человека не как автоматическое генетическое условие существования, а как цель. Не данный, а заданный результат усилий индивида и культуры. В тендерном аспекте проблема целостности человека выступает под маской понятий «андрогинность», понимаемое как взаимопроникновение женского и мужского начал космоса (в античной и гностической традиции), «Род человеческий», понимаемый как брачный союз мужчин и женщин (в иудео-христианской традиции).

Первые формы философского осмысления любви связаны с деятельностью античных мыслителей, среди которых необходимо выделить

Парменида, Эмпедокла, Платона, Аристотеля, Эпикура, Цицерона. Особое значение для постижения любви имеют труды Платона «Пир» и «Федр».

Этической стороне любви посвящены работы христианских мыслителей. Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Августин Аврелий, Максим Исповедник, Григорий Палама внесли неоценимый вклад в осмысление природы любви к ближнему (милосердия), побуждающей человека вести праведный образ жизни. Рационалистическое понимание любви представлено в сочинениях Бонавентуры, Фомы Аквинского. Философское осмысление куртуазных отношений, сформировавших средневековый культ служения «даме сердца», отражено в трудах А. де Шапелена и Г. де Машо.

В эпоху Возрождения любовь представлена как образец светской культуры в трактатах М. Фичино, Дж. Пико дела Мирандола, Дж. Бруно. Поэтическая философия любви, превозносящая возвышенность любовных переживаний, отражена в творчестве А. Данте, Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо.

В Новое время любовь рассматривается в русле рационалистического мышления. Исследованию любви посвящены сочинения Р. Декарта, Ф. де Ларошфуко, Б. Паскаля, Б. Спинозы, Стендаля. Особый вклад в разработку этики любовных отношений внесли немецкие мыслители Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах, Ф Ницше.

В XX веке в период появления философской антропологии, феноменологии, экзистенциализма, любовь как тема философской рефлексии приобрела особую актуальность. Вопросами любви интересовались такие философы, как М. Шелер, М. Бубер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, Ю. Эвола, Ж.-П. Сартр, Г. Маркузе, Э. Левинас, Н. Аббаньяно и другие.

Наряду с западными исследованиями неоценимый вклад в развитие любовной проблематики внесли выдающиеся русские философы Н.Г. Чернышевский, B.C. Соловьев, В.В. Розанов, H.A. Бердяев, E.H. Трубецкой, Л.И. Шестов, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Б.П. Вышеславцев. Отечественным мыслителям удалось развить гуманистические традиции в понимании любви и связать присущую данному

чувству эротическую энергию с идеей андрогинного понимания природы человека, целостностью его духовно-душевно-телесной организации.

Половой аспект любви рассмотрен в работах H.A. Бердяева, О. Вейнингера, А. Лоуэна, В.В. Розанова, Г.С. Семеновой, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, 3. Фрейда, Ю. Эволы. Исследованиями проблемы любви в тендерном контексте занимались И.И. Булычев, Э. Гидденс, И.С. Кон, C.B. Климова, Ю. Кристева, Н.Х. Орлова, С.А. Ушакин. Любовь как способ межличностного единения нашла отражение в философии 3. Баумана, М. Бубера, В.Д. Губина, П. Куттера, Ф.Г. Майленовой, В.В. Мартынова, X. Ортеги-и-Гассета, Ю.Б. Рюрикова, Ж.-П. Сартра, Г.Я. Стрельцовой.

Характером переживаний, формирующих особое пространство взаимодействий внутри пары, отличается романтическая любовь. Данный концепт, раскрывающий чувственную сторону межчеловеческих отношений и задающий один из стандартов понимания любви, представлен в работах Р.Г. Апресяна, Э. Гидденса, Т. Смита (Т. Smith), Г. Франкфурта (Н. Frankfurt). Противоположной направленностью характеризуется так называемая «земная» или обыденная любовь, которая отличается от романтических отношений нацеленностью на достижение значимых для партнеров результатов. Обоснование концепта «земной любви» отражено в исследованиях Р. Джонсона, Р. Нозика (R. Nozick).

Существует целый ряд работ, посвященных анализу видов любви, различающихся в зависимости от избранного объекта. Исследованиями материнской любви занимались Б.Г. Ананьев, О. Вейнингер, К.С. Льюис, C.B. Петрушин, В.А. Рамих. Отцовская любовь представлена в работах С.И. Самыгина, В.А. Сысенко, Э. Фромма. Анализ любви человека к Богу был предпринят H.A. Бердяевым, С. Вейль, К.С. Льюисом, П. Тейяром де Шарденом, П.А. Флоренским, СЛ. Франком, М. Шелером.

Исследования любви к себе содержатся в трудах X. Ортеги-и-Гассета, Ю.Б. Рюрикова, В. Соловьева, Стендаля, Г.Я. Стрельцовой, М. Штирнера. Проблемы любви, понимаемой в качестве дружеской, товарищеской связи

затронуты в философии Ф. Альберони, Р.Г. Апресяна, Р. Декарта, И.С. Кона, В.И. Стародымовой, JI. Фейербаха, И.А. Шмерлиной.

Наиболее значимые в философско-антропологическом аспекте работы, посвященные любви как характеристике целостности человеческого бытия, отражены в философии М. Бубера, Н. Гартмана, Э. Фромма, Г. Хенгстенберга, М. Шелера. Среди перечисленных авторов выделяются исследования М. Шелера и его работа «Ordo amoris», в которой философ последовательно доказывает, что в результате деятельности чувств любви и ненависти формируется иерархия тех или иных предпочтений, которая ведет к образованию целостной, закономерной системы субъективных ценностей.

Любовь как форма проявления аутентичного отношения рассмотрена в исследованиях A.A. Ивина, А. Рубениса, В. Франкла. Необходимо особо отметить концепцию любви, предложенную Э. Фроммом, в которой любовь представлена в качестве экзистенциального ответа на проблему одиночества, отсутствия чувства целостности человеческой жизни.

Характеристика состояния исследуемой проблемы свидетельствует о значительном потенциале накопленных гуманитарных знаний в области любви и межличностных отношений. Однако частные науки в силу своей специфики не ставят цель провести содержательное изучение любви в контексте бытия человека. Представленное философско-антропологическое исследование является попыткой преодолеть эту разобщенность и рассмотреть любовь в качестве условия целостности человека.

Объектом исследования выступают конкретные проявления любви в межполовой, этической и ценностной сферах, зафиксированные в европейской культурной памяти.

Предмет исследования - характер и виды взаимоотношений между феноменом любви и такой характеристикой бытия человека как его целостность как целокупность.

Цель диссертационной работы состоит в обосновании необходимости любви для обретения человеком целостности своего бытия как сущностной характеристики.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

- выявить основные концептуальные схемы, с помощью которых шло осмысление феномена любви как многоаспектного явления в европейской традиции;

- рассмотрев комплекс философских подходов к проблеме пола, определить значение половой любви для реализации сущности человека через обретение целостности;

- выявить специфику такого вида межполовых отношений как романтическая любовь;

- провести сравнительный анализ любви и ненависти как взаимодополнительных характеристик порядка человеческой культуры;

- определить характер взаимообусловленности любви и свободы в аксиологическом аспекте;

- выявить отношение любви к целостности человеческого бытия.

Теоретико-методологическая основа исследования. Исследование

феномена любви потребовало от нас обращения к множеству научных методов. Теоретическую основу диссертационной работы составили труды отечественных (B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, Ю.Б. Рюриков, В.П. Шестаков, Р.Г. Апресян) и зарубежных (Платон, М. Шелер, Э. Фромм, Г. Хенгстенберг, Р. Джонсон) ученых, в произведениях которых нашла свое отражение сущностная характеристика любви.

Философский анализ антропологических и культурных универсалий, которой является любовь, имеет свою специфику: человек рассматривается как минимум с двух ракурсов - в отношении сложного единства со сферой природы и разума и в отношении живого единства с другим человеком. Учитывая это, были выбраны два взаимодополнительных подхода, которым соответствуют два метода:

- герменевтический метод, позволивший с одной стороны, увидеть многоаспектность феномена любви посредством анализа накопленных философской традицией концепций любви, а с другой, - обнаружить новые, обусловленные личным опытом исследователя смыслы любовных переживаний как элемента «понимающего бытия»;

- эссенциалистский подход и общелогический метод, опирающиеся на идею о возможности с помощью объективно-логического анализа прорваться за рамки субъективного бытия и рассмотреть существование человека в контексте постоянного становления его сущности, где любовь выступает одним из способов трансценденции.

Кроме того, мы заимствовали некоторые важнейшие положения диалогической философии, а именно концепт «со-бытие» и эксплицируемые из его содержания идеи о взаимодополнительности противоположных, не сводимых в одну плоскость явлений любви и ненависти, любви и свободы.

Научная новизна диссертационного исследования:

- представлена интерпретация проблемы пола, в которой различные модусы любви рассматриваются в качестве условия достижения целостности человеческого бытия в форме интегративного взаимодействия между полами;

- выявлено, что характер любви в межличностных отношениях связан как с формированием романтического чувства (поиск идеала в любви), так и с погружением в обыденность, повседневность;

- обоснована взаимосвязь любви и ненависти, проявляющаяся в целостности субъективного опыта, адекватном постижении реальности, а также в активности человека, которая противопоставляется состоянию равнодушия;

- установлена взаимообусловленность любви и свободы, соотношение между которыми выражается в проявлении ответственности, выступающей важнейшей детерминантой формирования целостных межличностных связей;

- любовь рассмотрена в качестве аутентичного отношения, посредством которого проявляется отраженная в природе человека склонность к бескорыстному со-чувствию и со-участию в бытии любимого.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Процесс концептуализации феномена любви в европейской философии характеризуется следующими этапами: а) в древнегреческой философии любовные переживания людей и богов осмысливались в рамках метафизической концепции любви как силы Космоса, порождающей материальные и идеальные предметы (онтологический аспект), вещи (физический аспект), красоту (эстетический аспект), знание (гносеологический аспект); б) средневековая теолого-метафизическая концепция любви концентрируется на этической интерпретации феномена любви, наделяя эту этическую ценность качеством сотериологического мистического средства (аксиологический аспект); в) философами Нового времени любовные переживания рассматриваются как комплекс иррациональных аффективных состояний (психологический аспект) и основа для построения ячейки социальной организации, которой является брак (социальный аспект).

2. Характер связи между полом, любовью и целью реализации сущности человека в качестве целостного существа заключается в том, что сексуальное влечение (которое мы не отождествляем с любовью) определяет половую идентичность, закрепляя определенные половые роли и поведение, но оно не позволяет создать полноценные межличностные отношения; для формирования последних необходимо присутствие любви, выступающей как принцип гармонии всех отношений человека с миром, характеристики целостности человеческого бытия.

3. Фаза «романтической любви» предполагает идеализацию объекта влечения, представление о другом человеке не только как о половом партнере, но и как о Друге. Для реализации своей сущности человеку нужен образ и живое проявление второй недостающей половины собственного бытия. При

отсутствии таких ценностей человек закономерно сталкивается с ограниченностью собственного существования, неудовлетворенностью личной жизнью, расколотостью бытия культуры.

4. Факт взаимозависимости любви и ненависти раскрывает амбивалентность любого полноценного жизненного опыта, отражающего степень целостности человеческого бытия. Сущность человека в этом смысле раскрывается в любви, что может быть обнаружена сознанием только на фоне контрастного переживания, частным случаем которого является ненависть -негативное стремление к разрушению и смерти. Оба чувства взаимосвязаны между собой и противостоят своей имманентной активностью состоянию равнодушия, характеризующего неопределенность и незрелость человека.

5. Любовь и свобода взаимообусловлены: в состоянии любви свобода превращается из негативной «свободы от» в «свободу для» в силу того, что любовь порождает такую ценностную структуру сознания, которая позволяет признать автономию индивидуальности людей при их объединении в целое. Формирование ответственности, как в проявлении любви, так и в осуществлении свободы, указывает на взаимосвязь между данными ценностями. Нежелание брать на себя ответственность и неуважение свободы другого становятся основными условиями неудач и избегания любви.

6. В любви раскрывается внеэгоистичная сущность человека, которая является основанием возможности обретения целостности бытия человека, симптомом чего является факты альтруистического поведения, поступков вне мотивации, продиктованной собственной выгодой.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что исследование проводится на уровне философско-антропологического анализа, позволяющего рассмотреть любовь в контексте постижения природы человека, его духовно-душевно-телесной сущности. Диссертация ставит вопрос о необходимости целостного познания человеческого бытия, важнейшим проявлением которого выступает любовь.

Материалы диссертационной работы могут быть использованы при подготовке общих и специальных курсов по философской антропологии, религиоведению, культурологи, этики. Выводы и основные положения, представленные в исследовании, можно применить в качестве информационной базы при разработке и экспертизе психологических, социальных, педагогических программ и технологий.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в 13 публикациях и излагались автором в докладах на Всероссийской научной конференции памяти С.Э. Крапивенского (Волгоград, 2008), Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2009, 2010, 2011), II Всероссийской научной конференции «Антропологическая соразмерность» (Казань, 2010), Международной научной конференции «Мир человека: нормативное измерение - 2» (Саратов, 2010).

Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих по три параграфа и заключения. Содержание работы изложено на 150 станицах печатного текста. Библиография включает в себя 166 наименований, в том числе 5 источников на иностранных языках.

15

ГЛАВА 1.

ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЛЮБВИ КАК КОНСТАНТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

1.1. Формы любви и проблема обретения целостности бытия в европейской философской традиции

Любовь связана с самыми глубокими переживаниями и играет важную роль для каждого человека, ведь от ее наличия или отсутствия зависят такие состояния души как счастье, свобода, ответственность, а также их полноценное осмысление, что необходимо для реализации человеческой сущности, целостности бытия. Понятно почему этот феномен привлекал и привлекает внимание многих мыслителей, ставивших цели познать сущность любви, выявить основные виды, особенности и закономерности формирования любовного переживания.

Усиление роли и значения личностного начала в человеке привело к тому, что были трансформированы традиционные ценности следования каноническому образцу поведения в той или иной области жизнедеятельности. Это в полной мере касается и сферы любовного переживания. В Новое время на смену поведенческим канонам пришли вариативность и ситуативность в поведении. И это, казалось бы, должно было способствовать усилению роли любви в жизнедеятельности человека. Однако, несмотря на огромную потребность человека в данном чувстве сегодня, само состояние любви, которое может быть выражено в самоотдаче, взаимопонимании, внимании по отношению друг к другу, доступно не многим. Известный психоаналитик Э.Фромм, анализируя проблему проявления любви в современном обществе, отмечает: «Вопрос не в том, что люди не считают любовь важным делом. Они изголодались по ней; они смотрят бесчисленные фильмы о счастливых и несчастливых романах; они

слушают сотни низкопробных песенок о любви - но вряд ли хоть кто-нибудь считает, что любовь требует каких-то предварительных познаний»1.

Немецкий психоаналитик П. Куттер приходит к более резкому заключению, согласно которому слепая потребность в любви и отсутствие четких знаний в этой области ведет к нереализованное™ опыта субъективных переживаний, связанных с проявлением внимания, заботы, ответственности по отношению к другой личности. Ученый пишет: «При ближайшем знакомстве с типом прогрессивно мыслящего человека, для которого нет ничего невозможного, начиная с частой смены половых партнеров и заканчивая групповым сексом, приходишь к другим выводам. Зачастую такой человек не способен на любовь, которую он в тоже время постоянно ищет и не находит. Он никогда сам не испытывал чувства любви и не ведает, что это такое» . В результате глубинное желание любить и быть любимым трансформируется и находит свое выражение не в качестве любовных переживаний, а в количестве сексуальных связей. Вслед за Э.Фроммом и П.Куттером мы считаем, что и сегодня требуется именно познание специфики феномена любви.

Философское осмысление темы любви в европейской философии берет свое начало в Древней Греции. Греки выделяли четыре основных вида любви: «эрос» (eros) - страстная любовь, «филия» (philia) - дружеские отношения, «сторге» (storge) - олицетворение семейной и родительской любви, «агапе» (agape) и производное от него «agapan» - быть довольным и удовлетворенным3. При этом важно отметить, что не существовало строгих различий между этими понятиями, и семейная жизнь, могла в той или иной мере включать в себя все четыре вида любви. Несмотря на то, что каждое из представленных понятий имело свое особенное значение, все вместе они выражали тот комплекс отношений между людьми, которые в русском языке называется любовью.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шевченко, Андрей Юрьевич, 2014 год

Список использованной литературы

1. Абрамов Л.И. Метафизика любви и философия сердца в русской философской культуре // Философия любви. Ч. 1 / Под ред. Д.П.Горского, Сост. Л.Л. Ивии. М., 1990. 149-161.

2. Абукирова, Н.И. Что такое «гендер»? [Текст] / Н.И. Абукирова // Общественные науки и современность. 1996, №6, С.123-125.

3. Августин Блаженный. О граде Божием [Текст] / Августин Блаженный. -Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000. - 1296 с.

4. Альберони, Ф. Дружба и любовь [Текст] / Ф. Альберони. - М., 1991.

5. Апресян Р.Г. От «дружбы» и «любви» - к «морали»: об одном сюжете в истории идей // Этическая мысль. М., 2000. 182-194.

6. Апресян, Р.Г. «Мне отмщение, Аз воздам». О нормативных контекстах и ассоциациях заповеди «Не противиться злому» [Текст] / Р.Г. Апресян // Этическая мысль. - 2006. - Вып. 7.

7. Апресян, Р.Г. Идеал романтической любви в «постромантическую эпоху» [Текст] / Р.Г. Аресян // Этическая мысль. - 2005. - Вып. 6.

8. Апресян, Р.Г. Принцип наслаждения и интимные отношения [Текст] / Р.Г. Апресян // Человек. - 2005. - № 5.

9. Аристотель. Никомахова этика [Текст] // Сочинения: В 4 т. Т. 4 / Аристотель. -М.: «Мысль», 1984. - С. 53-294.

10. Аристотель. О душе [Текст] // Сочинения: В 4 т., Т. 1 / Аристотель. - М., «Мысль», 1978. - С. 369-448.

11. Аристотель. Физика [Текст] // Сочинения: В 4 т. Т. 3 / Аристотель. - М.: «Мысль», 1981. - С. 59-378.

12. Астафьев Я. У. Экономика любви: формирование тендерных стереотипов // Социологические исследования. 2002. № 11. 133-134.

13. Баадер, Ф. Тезисы эротической философии [Текст] / Ф. Баадер // Эстетика немецких романтиков. - М., 1987.

14. Батай Ж. Из «Слез Эроса» // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. Составление, неревод, комментарииС.Л. Фокина. СПб, 1994. 271 - 308.

15. Бердяев, H.A. Любовь у Достоевского [Текст] / H.A. Бердяев // Русский Эрос, или Философия любви в России. - М, 1991.

16. Бердяев, H.A. Метафизика пола и любви [Текст] / H.A. Бердяев // Русский Эрос, или Философия любви в России. - М, 1991.

17. Бердяев, H.A. Размышление об Эросе [Текст] // Самопознание / H.A. Бердяев. М, 1990.

18. Бердяев, H.A. Смысл творчества: Опыт оправдания человека [Текст] // Философия свободы; Смысл творчества / H.A. Бердяев. - М, 1989.

19. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета (канонические). М, 2002.

20. Бодрийяр, Ж. Соблазн [Текст] / Ж. Бодрийяр. - М, 2000.

21. Брентано Ф. О любви и ненависти // Брентано Ф. О происхождении 148нравственного сознания. СПб, 2000. 127- 185.

22. Бубер М. Я и Ты // Квинтэссенция. Общефилософский альманах. 1991. М, 1992. 305.

23. Булгаков СИ. Дар любви // Шестаков В.П. Эрос и культура; Философия любви и европейское искусство. М, 1999. 400-420.

24. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения [Текст] / С.Н. Булгаков. -М, 2001.

25. Булычев, И.И. Любовь и ненависть в контексте тендерной парадигмы [Текст] / И.И. Булычев // Credo new. - 2006. - № 2 (46).

26. Бычков B.B. Идеал любви христианско-византийского мира // Философия любви. 4.1 / Сост. A.A. Ивин. М, 1990. 68 - 109.

27. Вейнингер, О. Пол и характер [Текст] / О. Вейнингер. М, 1992.

28. Водолагин, А. Любовь и смерть в понимании В.В. Розанова [Текст] / А. Водолагин. // Поблемы бытия личности. С. 47-54.

29. Воркачев, С.Г. Сопоставительная этносемантика телеономных концептов «любовь» и «счастье» (русско-английские параллели) [Текст] / С.Г. Воркачев. - Волгоград, 2003.

30. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса // Русские философы. АнтологияГВып. 1 /Сост. А.Л, Доброхотов и др. М., 1993. С 135 - 161.

31. Гегель, Г.В.Ф. Лекции по истории философии. В трех книгах. Кн. 3 / Г.В.Ф. Гегель. - СПб.: «Наука», 2001. - 583 с.

32. Гегель, Г.В.Ф. Философия права [Текст] / Г.В. Ф. Гегель. - М., 1990.

33. Геевский И.А. Любви таинственная власть: от древности до наших дней. М., 1995.

34. Гесиод. Теогония [Текст] / Гесиод // Античная литература. Греция. Антология: В 2 ч. Ч. 1. - М.: Высшая школа, 1989. - С. 69-108.

35. Гидденс, Э. Социология [Текст] / Э. Гидденс. - М., 1999.

36. Гидденс, Э. Трансформация интимности [Текст]/Э. Гидденс. СПб., 2004.

37. Гильдебранд, Д. фон. Метафизика любви. СПб., 1999.

38. Голод, С.И. Сексуальное поведение молодежи // Социология молодежи / Под ред. В.Г. Лисовского. Кн. 2. М., 1995. С 122 -146.

39. Голод, С.И. Любовь, нравственно-психологические и социальные основы взаимоотношения юношей и девушек [Текст] /С.И. Голод. //Духовное становление человека. Л.: Знание, 1972, 124-146.

40. Губин, В.Д. Любовь, творчество и мысль сердца [Текст] / В.Д. Губин // Философия любви: В 2 ч. Ч. 1. - М., 1990.

41. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. - М., 1990.

42. Декарт, Р. Замечания на некую программу [Текст] // Сочинения в 2 т. Т. 1 / Р. Декарт. - М.: Мысль, 1989. - С. 461-480.

43. Декарт, Р. Страсти души [Текст] // Сочинения в 2 т. Т. 1 / Р. Декарт. -М.: Мысль, 1989. - С. 481-572.

44. Демидов, А.Б. Феномены человеческого бытия [Текст] / А.Б. Демидов. Мн.: ЗАО Издательский центр «Экономпресс», 1999. 180 с.

45. Джонсон, P.A. Мы: Глубинные аспекты романтической любви [Текст] / P.A. Джонсон. - М, 2009.

46. Диденко, Б.А. Хищная любовь [Текст] / Б.А. Диденко. М, 1998.

47. Доддс, Э.Р. Греки и иррациональное [Текст] / Э.Р. Доддс. - СПб.: Алетейя, 2000. - 507 с.

48. Жиртуева, Н.С. Два уровня бытия и любви в контексте мистического опыта просветления [Текст] / Н.С. Жиртуева // Философские науки. С. 66-69.

49. Жураковский, А. Тайна любви и таинство брака [Текст] / А. Жураковский // Христианская мысль. - Киев, 1917.

50. Зеньковский, В.В. История русской философии [Текст] / В.В. Зеньковский. - Харьков, 2001.

51. Зеньковский, В.В. На пороге зрелости [Текст] / В.В. Зеньковский. - М, 1992.

52. Зиммель, Г. Фрагмент о любви [Текст] / Г. Зиммель // Трактаты о любви: Сб. текстов. М.: 1994. С. 66-77.

53. Зубец О.П. Мораль в зеркале любви // Размышления о любви / Сост. О.П. Зубец. М, 1989. 3-18 .

54. Иванюк, Т.И. Феномен любви. М, 2003. 10,44-48.

55. Ивин, A.A. Многообразный мир любви [Текст] / A.A. Ивин // Философия любви С. 380-509.

56. Искусство любви: От философии до техники / сост., предисл, коммент. Р. Светлова. СПб, 2005. 7 - 12.

57. Кант, И. Лекции по этике [Текст] // Лекции по этике / И. Кант. - М.: Республика, 2005. - С. 38-222.

58. Кант, И. Метафизика нравов // Сочинения в шести томах. Т. 4, Ч. 2 / И. Кант. - М.: «Мысль», 1965. - С. 107-438.

59. Кант, И. Основы метафизики нравственности [Текст] // Сочинения в шести томах. Т. 4, Ч. 1 / И. Кант. - М.: «Мысль», 1965. - С. 219-310.

60. Карпицкий, H.H. Владимир Соловьев: панэротизм против «комплекса Фрейда» [Текст] / H.H. Карпицкий // B.C. Соловьев: жизнь, учение, традиция. - Екатеринбург, 2000.

61. Климова, C.B. Социальный феномен любви [Текст] / C.B. Климова // Тендерные исследования. С. 79-88.

62. Ключников, С.Ю. Метафизика Эроса Юлиуса Эволы [Текст] / С.Ю. Ключников // Эвола Ю. Метафизика пола.

63. Козлова, H.H. Тендер и вхождение в модерн. Тендерный анализ и методология социального знания [Текст] / H.H. Козлова // Общественные науки и современность. 1999 №5.

64. Козырев, А.П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели [Текст] / А.П. Козырев // Вопросы философии. 1995,—№7.—С. 59—78.

65. Колбановский, В.П. Половая любовь как общественная проблема / В.Н. Колбановский // Нойберт, Р. Новая книга о супружестве. Проблемы брака в настоящем и будущем. М.: Планета, 1991, 7-23.

66. Колесов, Д.В. Пол и секс в современном обществе. М., 1999.

67. Кон, И. С. От эроса к сексуальности [Текст] / И.С. Кон // Эрос и логос: Феномен сексуальности в современной культуре. - М., 2003.

68. Кон, И.С. Пол и тендер. Заметки о терминах [Текст] / И.С. Кон //Андрология и генитальная хирургия. -2003 - №1.

69. Кочетовская Е.Г. Любовь как путь к целостности человека в философской рефлексии русской культурной традиции // Философия в XXI веке международный сборник научных трудов / под общей ред. проф. О.И.Кирикова. Выпуск 9. Воронеж, 2006. 33 - 38.

70. Кузьмина, Т.А. Любовь как моральный принцип [Текст] / Т.А. Кузьмина // Философия любви С. 254-267.

71. Куттер, П. Психоанализ страстей [Текст] // Психоанализ, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей / П. Куттер. - М.: ООО Издательский дом «София», 2004. - 256 с.

72. Кутырев В. Сумерки любви [Текст] / В. Кутырев. - Москва, 2002.

73. Кьеркегор, С. Дневник соблазнителя [Текст] / С. Кьеркегор. - Калуга, 1995.

74. Ларошфуко, Ф. Максимы [Текст] / Ф. де Ларошфуко // Максимы / Ф. де Ларошфуко. Характеры, или Нравы нынешнего века / Ж. де Лабрюйер. Избранные беседы / Ш. де Сен-Дени де Сент-Эвремон. Введение в познание человеческого разума. Размышления и максимы / Л. де Клапье де Вовенарг. Максимы и мысли / С. Шамфор. - М.: НФ «Пушкинская библиотека»; ООО «Издательство ACT», 2004. - С. 23-108.

75. Лихт, Г.Сексуальная жизнь в Древней Греции [Текст] / Г. Лихт. - М, 1995.

76. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика [Текст] / А.Ф. Лосев. - М, 2000.

77. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А.Н. Лосев. -М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: Фолио, 2000. - 846 с.

78. Лоуэн, А. Секс, любовь и сердце: психотерапия инфаркта [Текст] / А. Лоуэн. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. 224 с.

79. Лукач, Д. Своеобразие эстетического // Сочинения в 4 т. Т. 4 / Д. Лукач. -М.: «Прогресс», 1987. - 574 с.

80. Льюис К.С, Любовь. Страдание. Надежда: Притчи, Трактаты. М, 1992.

81. Майленова, Ф.Г. Любовь и свобода в мире нравственных ценностей современного человека [Текст] / Ф.Г. Майленова // Рефлексии. Журнал по философской антропологии. - 2010. - № 1.

82. Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика) [Текст] / Г.Г. Майоров. - М, Мысль, 1979. - 431 с.

83. Мей, Р. Любовь и воля [Текст] / Р. Мей. - М, 1997.

84. Михайлюкова, П.П. Пять смыслов любви A.C. Хомякова. /П.Н. Михайлюкова //Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005г.). Т.2, С. 280-281.

85. Нарский И.С. Тема любви в философской культуре Нового времени // Философия любви. 4.1 / Под ред. Д.П. Горского. Сост. А.А. Ивии. М.,1990. 110-148.

86. Нарский, И.С. Тема любви в философской культуре Нового времени [Текст] / И.С. Нарский // Философия любви: В 2 ч. Ч. 1. - М., 1990.

87. Некрасов, А. материнская любовь [Текст] / А. Некрасов. М.: Амрита-Русь, 2006.

88. Нигрен А. Эрос и агане. Изменение образа христианской любви // Размышления о любви / Сост. О.П. Зубец. М., 1989. 54-60.

89. Ницше, Ф. Ессе Homo [Текст] // Сочинения в 2 т., Т. 2 / Ф. Ницше. - М., 1990.

90. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М., 1975.

91. Омельченко, Н.В. Любовь как гносеологическая категория // Вестник ВолГУ. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. Вып. 2. 2002. С. 13-18.

92. Омельченко, Н.В. Любовь как эвристический принцип [Текст] / Н.В. Омельченко // Вестник ВолГУ. Серия 4: История. Философия. Вып. 4. 1999. С. 122-123.

93. Омельченко, Н.В. Опыт философской антропологии [Текст] / Н.В. Омельченко. - Волгоград, 2005.

94. Орлова, Н.Х. Пол и тендерная картина мира [Текст] / Н.Х. Орлова // Слово и мысль в междисциплинарном пространстве образования и культуры. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 106-119.

95. Ортега-и-Гассет, X. Этюды о любви [Текст] // Запах культуры / X. Ортега-и-Гассет. - М., 2006.

96. Падолинская Л.Н. Любовные отношения как один из основных видов межличностных отношений // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Общественные науки. Приложение. - 2004. -№2. 9-10.

97. Пас О. Двойное нламя. Любовь и эротизм. М., 2004. 18.

98. Паскаль Б. Рассуждения о любовной страсти // Философия любви. Ч. 2. Антология любви / Сост. JI.JI. Ивин. М, 1990. 229-241.

99. Петрушин, C.B. Любовь и другие человеческие отношения [Текст] /C.B. Петрушин. - СПб, 2006.

100. Платон. Пир [Текст] / Платон // Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 1999. -С. 36-90.

101. Платон. Федр [Текст] // Сочинения в 4 т. Т. 2 / Платон, с СПб.: Изд-во С.-Петербур. ун-та: «Изд-во Олега Абышко», 2007. - С. 161-228.

102. Райх, В. Сексуальная революция [Текст] / В. Райх. «УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КНИГА» ACT Санкт-Петербург-Москва 1997. 352 с.

103. Рих А. Гуманность, основанная на вере, надежде, любви // Человек. 1996. №4. 117-138.

104. Розанов, В.В. Опавшие листья [Текст] / В.В. Розанов // Русский Эрос, или Философия любви в России. - М, 1991.

105. Розанов, В.В. Уединенное [Текст] / В.В. Розанов // Русский Эрос, или Философия любви в России. - М, 1991.

106. Рубенис А. Сущность любви - тема философского размышления // Философия любви. Ч. 1 / Под общ. ред. Д.П. Горского: Сост. A.A. Ивин. -М, 1990. 205-228.

107. Рюриков, Ю.Б. Любовь: ее настоящее и будущее [Текст] / Ю.Б. Рюриков // Философия любви: В 2 ч. Ч. 1. - М, 1990.

108. Самохвалова В.И. О психоэнергетической природе любви // Философские науки. 2004. № 10. 30-51.

109. Самыгин, С.И. Любовь глазами мужчины [Текст] / С.И. Самыгин. -Ростов-на-Дону, 2000.

110. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии [Текст] / Ж.-П. Сартр. - М, 2000.

111. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм [Текст] / Ж.-П. Сартр. -М„ 1989.

112. Сваре, Х.С. Философия дружбы [Текст] / Х..С. Сваре. - М.: Прогресс-Традиция, 2010.- 256 с

113. Семенов, JI.E. Любовь в эстетике раннего романтизма: романтический идеал в контексте культурно-исторического развития [Текст] / Л.Е. Семенов // Романтизм: грани и судьбы. - Тверь, 1998. -4.1.

114. Семенова, С.Г. Любовь - это стремление к бессмертию [Текст] / С.Г. Семенова // Философия любви: В 2 ч. Ч. 1. - М., 1990.

115. Сербиенко, В.В. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева [Текст] / В.В. Сербиенко. М., 1994.

116. Соловьев, В.С Жизненная драма Платона [Текст] / B.C. Соловьев // Русский Эрос, или Философия любви в России. - М., 1991.

117. Соловьев, B.C. Смысл любви [Текст] / B.C. Соловьев // Русский Эрос, или Философия любви в России. - М., 1991.

118. Спиноза, Б. Этика [Текст] / Б. Спиноза. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. -336 с.

119. Стародымова, В.И. Концепция дружбы в Античной Греции (классический период) [Текст] / В.И. Стародымова.

120. Стендаль. О любви [Текст] / Стендаль. - СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010. - 288 с.

121. Стрельцова, Г.Я. Судьба любви сегодня (Нравственно-психологический очерк) [Текст] / Г.Я. Стрельцова // Философия любви: В 2 ч. Ч. 1. - М., 1990.

122. Тажидинова, И.Г. Любовь военного времени: опыт историко-социологического анализа лирической поэзии периода Великой Отечественной войны [Текст] / И.Г. Тажидинова // Личность. Культура. Общество. Том XI. Вып.З. №50, 2009. С. 439-449.

123. Тейяр де Шарден П. Любовь - энергия // Философия любви. 4.2. Антология любви / Сост. A.A. Ивин. М., 1990. С. 83 - 87.

124. Тлостанова, М.В. От соревнования к герменевтике любви: возможен ли диалог модерна и альтмодерна? [Текст] / М.В. Тлостанова // Личность. Культура. Общество. 2009 Том XI вып.2 №№48-49 520с. С117-130.

125. Троицкий, C.B. Христианская философия брака [Текст] / C.B. Троицкий. -Клин, 2001.

126. Тукачева, Ю.С. Поиск философского осмысления любви [Текст] / Ю.С. Тукачева.

127. Ушакин, С.А. Поле пола [Текст] / С.А. Ушакин. - Вильнюс, М, 2007.

128. Фейербах, JI. Эвдемонизм [Текст] // Сочинения: В 2 т, Т. 1 / JI. Фейербах. - М, 1995.

129. Филарет, митрополит Минский и Слуцкий. Православное учение о человеке [Текст] / Митрополит Минский и Слуцкий Филарет // Православное учение о человеке: Избранные статьи. -М, Клин, 2004.

130. Флиер, А .Я. Любовь как культура [Текст] / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. 2005. № 4. С. 167-177.

131. Франк, С.Л. Непостижимое [Текст] // Сочинения / С.Л. Франк. - М, 1990.

132. Франк, С.Л. С нами Бог [Текст] / С.Л. Франк // Философия любви: В 2 ч. Ч. 1.-М, 1990.

133. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. - М, 1990.

134. Фрейд, 3. Три очерка по теории сексуальности [Текст] // Психология бессознательного / 3. Фрейд. - СПб, 2010.

135. Фрейд, 3. Я и Оно [Текст] // Психология бессознательного / 3. Фрейд. -СПб, 2010.

136. Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] / Э. Фромм. - Мн, 2005.

137. Фромм, Э. Искусство любить [Текст] // Искусство любить / Э. Фромм. -СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 67-208.

138. Фромм, Э. Кредо [Текст] // Искусство любить / Э. Фромм. - СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 209-220.

139. Фромм, Э. Мужчина и женщина [Текст] / Э. Фромм. - М, 1998.

140. Фромм, Э. Человек для себя [Текст] / Э. Фромм. - М, Минск, 2006.

141. Фромм, Э. Человеческая ситуация - ключ к гуманистическому психоанализу [Текст] // Искусство любить / Э. Фромм. - СПб, 2004.

142. Хайдеггер, М. Европейский нигилизм [Текст] / М. Хайдеггер // Ницше и пустота. - М., 2006.

143. Хелингер, Б. Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий [Текст] / Б. Хелингер. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. 400 с.

144. Хенгстенберг, Г.Э. К ревизии понятия человеческой природы [Текст] / Г. Хенгстенберг // Это человек: антология. - М., 1995.

145. Хорни К. Самоанализ. Невротическая личность нашего времени: Пер с англ. М., 2001.

146. Хоружий, С.С. Вл. Соловьев и мистико-аскетическая традиция Православия [Текст] / С.С. Хоружий. - «Богословские труды», вып. 33. М.: Изд. МП, 1997.-С. 74-92.

147. Чанышев, А.Н. Любовь в античной Греции [Текст] / А.Н. Чанышев // Философия любви: В 2 ч. Ч. 1. - М.: Политиздат, 1990. - С. 36-67.

148. Черный, Ю.Ю. Философия пола и любви H.A. Бердяева [Текст] / Ю.Ю. Черный; Ин-т науч. информ. по обществ, наукам. - М.: Наука, 2004. - 132 с.

149. Шаповалов, В.Ф. Особенности российской сексуальной культуры. Семья и брак в России [Текст] / В.Ф. Шаповалов // Общественные науки и современность. 2007. № 2. С. 163-172.

150. Шелер, М. Ordo amoris [Текст] / М. Шелер // Избранные произведения. -М, 1994.

151. Шелер, М. Положение человека в Космосе [Текст] // Избранные произведения / М. Шелер. - М., 1994.

152. Шелер, М. Ресентимент в структуре моралей [Текст] / М. Шелер. -СПб.: Наука, Университетская книга, 1999. - 231 с.

153. Шестаков, В. П. Эрос и логос в европейской культурной традиции [Текс] / В.П. Шестаков // Эрос и логос: Феномен сексуальности в современной культуре. М., 2003. 308 с.

154. Шестаков, В.П. Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство [Текст] / В.П. Шестаков. - М.: Республика, ТЕРРА - Книжный клуб, 1999.-464 с.

155. Шмерлина, И. Дружба как духовная и социальная реальность С. 55-72.

156. Шопенгауэр, А. Метафизика половой любви [Текст] // Мир как воля и представление, Т. 2 / А. Шопенгауэр. - М, 1999.

157. Щеглова JI.B. Значение этики в эпоху эстетизма // Известия ВГПУ. Серия «Социально-экономические науки и искусство».2003. № 2 (03). - С. 3-9.

158. Эвола, Ю. Метафизика пола [Текст] / Ю. Эвола. М.: Беловодье, 1996. 448 с.

159. Эмпедокл. Фрагменты [Текст] / Эмпедокл // Досократики - Мн, 1999.

160. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии [Текст] / Ф. Энгельс // Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения, Т. 21. -М, 1961.

161. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства [Текст] // Историческая публицистика: О военном искусстве. О теории насилия / Ф. Энгельс. - М, СПб, 2003.

162. Bauman, Z. Liquid love: on the frailty of human bonds [Text] / Z. Bauman. -Cambridge: Polity Press, 2003. - xiii, 162 p.

163. Bern, S.L. Dismantling gender polarization and compulsory heterosexuality: should we turn the volume down or up? [Text] / S.L. Bern // Journal of Sex Research. - 1995. - Vol. 32. - № 4.

164. Frankfurt, H.G. The Reasons of Love [Text] / H.G. Frankfurt. - Princeton, 2004.

165. Nozick, R. The Examined Life: Philosophical Meditations [Text] / R. Nozick. -New York, 1989.-Ch. 8.

166. Smith Т.Н. Romantic Love [Text] / Т.Н. Smith // Essays in Philosophy. -2011.-Vol. 12.-№ 1.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.