Майя-вада адвайта-веданты и ее истоки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Федоренко, Глеб Геннадьевич
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 153
Оглавление диссертации кандидат философских наук Федоренко, Глеб Геннадьевич
Введение.
Глава 1. Шунья-вада мадхьямиков как предтеча майя-вады адвайта-веданты.
Параграф 1. Теория феноменальности мира мадхьямиков. Параграф 2. Два вида истины. Параграф 3. Шунья-вада.
Параграф 4. Влияние мадхьямиков на адвайта-веданту.
Глава 2. Классическая адвайта: концепция майи у Шанкары.
Параграф 1. Нереальность (феноменальность) мира. Параграф 2. Понятие майи. Параграф 3. Майя и авидья. Параграф 4. Сравнение гносеологии И. Канта и Шанкары. - , Параграф 5. Развитие проблематики в адвайте после Шанкары.
Глава 3. Майя-вада в неоведантизме.
Параграф 1. Переосмысление классической майя-вады адвайта-веданты в философии Ауробиндо Гхоша. Параграф 2. Майя-вада Пападжи.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Учение о Брахмане и Атмане в брахманической литературе, Упанишадах и адвайта-веданте2009 год, кандидат философских наук Пастухова, Элиза Роллексовна
Становление вишишта-адвайта веданты на материале "Ведартхасамграхи" Рамануджи2004 год, кандидат философских наук Псху, Рузана Владимировна
Проблема определения Абсолюта в индийской религиозно-философской мысли: формула сат-чит-ананда и ее рецепции в христианской богословской литературе2010 год, кандидат философских наук Предтеченская, Юлия Владимировна
Философско-религиозная антропология Ауробиндо Гхоша2000 год, кандидат философских наук Шустова, Алла Михайловна
Антропология классической веданты: эволюция религиозно-философских идей2009 год, кандидат философских наук Останин, Вадим Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Майя-вада адвайта-веданты и ее истоки»
Актуальность темы исследования. Концепция майи1 занимает исключительное место не только в адвайта-веданте, которая до сих пор является одной из самых популярных школ индийской философии, но и во многих родственных ей течениях философской мысли, как современных, так и предшествовавших самой веданте. В адвайте эта концепция играет определяющую роль, поскольку именно с ее помощью последняя пытается показать отношение Брахмана и мира как не-двойственное («адвайта» на санскрите - недвойственность) и вместе с тем объяснить множественность эмпирического мира. Введение понятия майи породило огромную волну споров и критики в адрес адвайты. Это самое главное понятие в философии адвайты и оно же самое спорное и проблематичное, ставящее под удар базис этой философии.
Степень разработанности темы.
Поскольку концепция майи является центральной в философии адвайта-веданты, то едва ли кто из серьезных исследователей этой школы мог обойти эту тему, ведь к ней часто сводятся все самые
1 Майя (тауа) - в переводе с санскрита обозначает: 1) иллюзорность материального мира; 2) иллюзия, обман; 3) сила волшебства, магия, колдовство. Как компонент сложных слов тауа употребляется в значении "обманчивый". Как имя собственное тауа означает "мать Будды". (Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь, с.509). значимые критические замечания в адрес адвайты, и в то же время в этой концепции вся соль этого направления веданты. Однако ни в отечественной, ни в зарубежной литературе мы не находим полноценного, целенаправленного исследования, которое могло бы адекватно значимости майя-вады (концепции иллюзорности материального мира) в адвайта-веданте дать целостную картину этой концепции, раскрыть ее генезис, многообразие трактовок этого понятия, связь концепции майи с такими родственными понятиями философии индуизма и буддизма как шунья (пустота), авидья (метафизическое неведение) и другими, показать схожие положения майя-вады и некоторых концепций европейской философии.
Тем не менее и в зарубежной и в отечественной философии мы можем увидеть ряд работ, в которых дается анализ концепции майя.
В монографиях Дэвида Калупаханы «Mulamadhyamakakarika of Nagarjuna» и Мурти Т.Р.В. «The central Philosophy of Buddhism: A Study of the Madhyamika System" мы находим много свидетельств, указывающих на то, что именно буддийскому понятию шунья обязана своим происхождением концепция майя адвайта-веданты.
Радхакришнан в своем двухтомнике «Индийская философия» в восьмой главе второго тома разбирает понимание концепций майи и авидьи в классической адвайте Шанкары, немного касается критики в адрес адвайты.
В монографии Рудурмуна «Bhamati and Vivarana Schools of Advaita Vedanta» автор дает сравнительную характеристику двух школ адвайты. Сквозь эту призму интересно сравнение подходов в трактовке понятия майя этими двумя школами.
В том же компаративистском ключе Майкл Команс в работе "The Method of Early Advaita Vedanta. A study of Gaudapada, Sankara,
Suresvara and Padmapada" рассматривает возникновение понятий майя и авидья и их связь с буддийским понятием шунья.
Американский исследователь Ален Райт Трашер в работе "The Advaita Vedanta of Brahma-siddhi" раскрывает понимание трансцендентальной ошибки, авидьи и майи в произведении «Демонстрация Брахмана» Мандана Мишры, современника Шанкары.
В отечественной литературе материал по генезису концепции майя-вада из концепции шунья мадхьямиков1 мы находим в работе Торчинова Е.А. «Философия буддизма махаяны». Понятия майя в классической адвайте и неоведантизме касаются Костюченко B.C. («Классическая веданта и неоведантизм»), Литман А.Д. («Современная индийская филоофия»), Шохин В.К. («Стратификация реальности в онтологии адвайта-веданты») , Исаева Н.В. («Индийская философия»).
Однако во всех вышеперечисленных исследованиях концепции майи отводится не центральное место, поэтому нельзя считать, что каждое из них в отдельности, так же как и все они в совокупности (без соответствующего анализа), раскрывают все многообразие проблем возникновения этого понятия, его эволюции, многообразия трактовок как самого понятия майя, так и сопряженных с ним понятий.
Цели и задачи исследования.
Цели диссертационного исследования:
- поиск причин возникновения и развития понятия майя.
2 Буддийская философия делится в основном на хинаяну и махаяну, махаяна - на мадхьямаку и йогачару.
- выявление связи майя-вады с понятием шунья в философии мадхьямиков.
- выявление множества проблем и задач, возникающих с введением этого понятия.
- установление общих черт и различий понятия майя со схожими понятиями (шунья, авидья и другими).
- раскрытие огромного многообразия подходов трактовки понятия майя как среди самих представителей адвайты, так и среди ее критиков.
- установление причин изменения этих подходов с момента зарождения адвайты до современности.
Тезисы, выносимые на защиту.
1. Неоднозначность трактовки понятия майя как самими адвайтистами, так и критиками.
2. Огромное влияние шунья-вады мадхъямиков на формирование майя-вады адвайта-веданты.
3. Ошибочное приписывание Шанкаре и адвайте в целом со стороны многих исследователей полного отрицания реальности физического мира.
Методология исследования.
В своем исследовании диссертант использует следующие методы:
1. Посредством компаративного метода сравниваются различные подходы в трактовке понятия майя и близких ему понятий представителями различных направлений адвайта-веданты, других школ веданты, буддизма и Западной философии. Этот метод также применяется для сравнения понятий майя, авидья, шунья и других.
2. Исторический метод, посредством которого выявляется эволюция подходов в трактовке понятия майя в зависимости от развития адвайты, других философских школ и даже от политического контекста.
3. Системный метод, позволяющий рассматривать концепцию майи как интегральной части философии адвайта-веданты, тем более что эта концепция является центральной, системообразующей (именно на ней строится вся система адвайты как философии недвойственности).
Научная новизна исследования.
1. В диссертации предлагается целостная картина понятия майя, прослеживается процесс развития, начиная с момента его возникновения и становления и до его раскрытия в современной философии.
2. Определяется связь с родственными понятиями, такими как шунья и авидья.
3. Анализируется влияние майя-вады на основные положения адвайта-веданты.
4. Гносеология Шанкары, основанная на майя-ваде, сравнивается с гносеологией немецкой классической философии, главным образом И. Канта.
5. Выявляется проблема порой диаметрально противоположного понимания понятия майя критиками и самими адайтистами и, следовательно, такого же неоднозначного понимания всей философии адвайты.
Рассмотрение аспектов майя-вады адвайта-веданты в совокупности позволяет обобщить накопленный критический материал в отечественной и зарубежной литературе, что ведет к разрешению некоторых проблемных моментов адвайты, позволяет увидеть перспективы ее развития.
Научно-практическая значимость исследования.
Положения и выводы данной диссертации, раскрывающие плюрализм трактовок главного понятия адвайта-веданты, позволяют дать более взвешенное представление о самой адвайте.
Материалы исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов по истории философии (в том числе по истории индийской философии), по современной зарубежной философии, по истории становления буддизма, при составлении учебных, энциклопедических и справочных изданий.
Апробация работы.
Отдельные положения диссертации были обсуждены на заседаниях молодежного научного общества «Традиции Востока» (рук. С.В.Пахомов, А.Д.Зельницкий), на пяти философских конференциях, а также отражены в шести публикациях на данную тему.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Проблема человека в философии Шри Ауробиндо Гхоша1999 год, кандидат философских наук Казакова, Марина Ивановна
Сравнительный анализ историко-философских концепций С. Радхакришнана и С. Дасгупты2002 год, кандидат философских наук Бурмистров, Сергей Леонидович
Дискретное и континуальное в истории индийской мысли: Лингвистическая традиция и вайшешика1998 год, доктор философских наук Лысенко, Виктория Георгиевна
Реконструкция учения Шри Ауробиндо об эволюции мира и человека: На основе категориального анализа2005 год, доктор философских наук Величенко, Александр Евгеньевич
Эволюция религиозно-философских взглядов Ауробиндо Гхоша1999 год, кандидат философских наук Величенко, Александр Евгеньевич
Заключение диссертации по теме «История философии», Федоренко, Глеб Геннадьевич
Заключение.
Майя-вада, занимая исключительное положение в философии адвайты, постоянно подвергалась критике со стороны как самих адвайтистов, так и представителей других школ. Отвечая на критику, пытаясь разрешить множество проблем, она постоянно трасформировалась.
Именно шунья-ваде мадхьямиков главным образом обязана своим появлением майя-вада адвайта-веданты. Многие ключевые положения этой школы повлияли на философию адвайты: материальный мир как мир феноменальный, как игра абстракций, категорий и отношений; различение относительной и абсолютной истин; понятие авидьи (неведения); понятие шуньи (трансформировавшееся у Шанкары в Ниргуна Брахман).
Шанкара продолжил развитие шунья-вады мадхьямиков. Однако его трактовка майи, будучи во многом неоднозначной, породила такое же неоднозначное толкование его позиции и критику в его адрес. Иногда Шанкара рассматривает мир как субъективный, а иногда как «объективный» (или транссубъективный). Нарушая закон исключенного третьего и принцип непротиворечивости, он говорит, что мир реален и вместе с тем нереален, майя существует и не существует. Однако если учитывать различное понимание реального и нереального, то эта позиция не столь противоречива. Мир реален как источник иллюзии, независимый от восприятия, и как действительность иллюзии (ведь иллюзия есть!), но нереален как адекватное содержание восприятия (и как невечное явление, если придерживаться смысла, вкладываемого в слово «реальный» многими индийскими мыслителями).
Шанкару обвиняют, что он нарушает законы логики, но он возражает, что законы логики применимы лишь по отношению к миру феноменальному и не действуют для объяснения мира ноуменального. Критики (в их числе - Ауробиндо Гхош) утверждают, что такая позиция - капитуляция адвайты как философии.
Онтология майя-вады Шанкары, поставившая под сомнение реальность физического мира, расставившая другие акценты на экзистенциальном статусе мира физического и духовного (Брахмана), породила соответствующую гносеологию. И эта гносеология имеет много схожих черт не только с другими направлениями индуизма и буддизмом, но и с некоторыми европейскими направлениями философии, главным образом с немецкой классической философией. Гносеологию Шанкары часто сравнивают с гносеологией Канта, ведь именно последний по-новому поставил вопрос о возможности познания, указав, что мы познаем не трансцендентные объекты, а то, как они являются нам, следовательно, мир опыта - это мир явлений.
Выделяют 3 основных направления развития адвайты после Шанкары. Первое было заложено ближайшим учеником Шанкары -Падмападой. Эта школа (школа виварана, от названия одноименного трактата Пракашатмана) придавала майе значительную самостоятельность, что давало некоторым комментаторам повод сравнивать ее с пракрита санкхьи.
Второе направление берет начало у другого ученика Шанкары, Сурешвары (VIII в.). Позже оно было продолжено Сарваджиятманом и получило название "дришти-сришти". Сурешвара утверждал, что основой авидьи является не джива, а само чистое сознание. Школа "дришти-сришти" трактовала майю как абсолютную иллюзию, сводя существование объектов к их воспринимаемости. Эта другая крайняя концепция приближалась к виджняна-ваде.
Третье направление представлено Манданамишра (трактат "Брахма-сиддхи" и Варакна тимишры ("Бхамати"). Эта школа находится как бы посредине между двумя предшествующими, так как признает два вида авидьи - субъективную и всеобщую. Основой авидьи остаются души, а не Брахман.
Последовательный антииллюзионизм (реальна не только духовная основа мира и человека, но и сам мир, и человек) и безусловное признание ценности мира как места реального выявления бесчисленных возможностей духа (в противовес «обесценению» мира майя-вадой адвайты) составляют неотъемлемую часть оригинального учения Ауробиндо Гхоша -одного из видных современных критиков классической майя-вады Шанкары.
Полемика Гхоша с двумя полярными позициями -философией «аскетического спиритуализма» (майя-вадой Шанкары) и материализмом - есть попытка синтеза европейской и индийской философий. Обе эти позиции Ауробиндо критикует131 прежде всего с позиции аксиологии: это два отказа от признания смысла и значимости земного существования. Если для «аскетического» спиритуализма это существование иллюзорно (отсюда - уход от него к высшему бытию), то для материализма оно эфемерно и
132 преходяще, а значит, лишено «подлинной», вечной значимости.
131 Причем его критика-не столько понятийная, философская, сколько программная. Будучи не философом-идеологом, а скорее философом-практиком, Ауробиндо критикует адвайту за то, что ее жизненные корреляты не совместимы с той философией, которую он хочет воплотить.
132
Катха Упанишад. С комментариями Шри Шанкарачарии. СПб., 1994, с. 210.
Однако, как представляется, несмотря на вклад Ауробиндо в переосмысление майя-вады, его понимание отчасти страдало той же «односторонностью», которую он видел и в «спиритуализме» адвайты и в материализме европейской философии. Приписав Шанкаре полное отрицание реальности мира Ауробиндо, как и многие другие критики Шанкары, недопонял его философию.
Пападжи говорит о физическом мире как о чисто субъективном, как о плоде творения нашего ограниченного ума, который не в состоянии видеть всю картину Мироздания целиком, а может видеть ее лишь в очень узком, искривленном ракурсе. Мироздание, как и сам процесс функционирования мира, - есть плод нашего сознания.
Майю Пападжи описывает как скрывающую Атман силу. Сила майи происходит от самого Атмана. Имя, облик, разделение на объект-субъект суть «орудия» майи.
Пападжи говорит, что надо вести себя так, как будто мир не существует ни коим образом. Такая категоричная позиция часто является предметом жесткой критики адвайты, в том числе Шанкары. Эта позиция Пападжи кажется нам близкой к позиции достаточно крайней школы адвайты дришти-сришти.
Методика, которую Пападжи предлагает для избавления от майи, очень похожа на ту, о которой очень много говорил его учитель Рамана Махарши. Пападжи, как и Рамана Махарши, предлагает обратиться к источнику ума, углубившись внутрь своего я.
Как мы видим, понятие майи, основополагающее, на котором выстраивается вся конструкция философии адвайта-веданты, трактуется далеко не однозначно не только критиками адвайты, но и самими адвайтистами. Очень часто из неправильного трактования этого понятия делаются ложные выводы, в результате чего на адвайту обрушиваются с критикой в обесценивании ценностей и всего физического мира, обвиняют в социальной опасности этого учения. На наш взгляд, позиция Шанкары была достаточно взвешенной. Шанкара пытался балансировать на тонкой грани реальности-нереальности мира физического и экзистенциального статуса майи, избегая крайностей, не допуская полного его отрицания. В этом - родственная связь майя-вады адвайты со срединным путем буддийской школы мадхьямака и ее шунья-вадой.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Федоренко, Глеб Геннадьевич, 2006 год
1. Коммент. Шанкары к 4-й сутре Бадараяны. Пер. с санскр, введ. и коммент. Н.В. Исаевой // Народы Азии и Африки, 1983, №5.
2. Анил Кумар Камараджу. Сатьопанишад. Т.1 М.: Амрита-Русь, 2004. - 204 с.
3. Атмабодха. Пер, вступ. ст и примеч. А.Я. Сыркина //Идеологии, течения совр. Индии. Сб. ст. М, 1965.
4. Брихадараньяка упанишада. В 3 кн./ Пер, предисл. (с. 5-63) и коммент. Сыркина А.Я.- М.: Наука, Науч.-изд. центр "Ладомир", 1991.
5. Бродов В. В. Индийская философия Нового времени. М.: Изд. МГУ, 1967.-283 с.
6. Будь тем, кто ты есть! Наставления Шри Раманы Махарши. Сост. Д. Годман. / Пер. с англ. СПб: Андреев и сыновья; Тируваннамалай: Раманашрам; 1994. - 352 с.
7. Бхагавадгита. Книга о Бхишме (отдел «Бхагавадгита», кн. VI, гл. 13-24). Сер. «Философские тексты Махабхараты». 3-е изд., доп./ Введение, пер. с санскр. и коммент. Б. Л. Смирнова. СПб, "А-сасГ, 1994.
8. Величенко А.Е. Эволюция религиозно-философских взглядов Ауробиндо Гхоша. Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. СПб, 1999.
9. Вестник древней Индии, 1979, №4 (с. 126-52 Исаева Н.В. Поемика Шанкары с неортодоксальными учениями в коммент. На "Брахма-сутры").
10. Дейссен Пауль. Веданта и Платон в свете кантовой философии. Перевод.- М.: Мусачет, 1911. 42с.
11. Елизаренкова Т.Я. О значении ведийского maya // Краткие сообщения Ин-та народов Азии, в.57 М., 1961., с.31-34.
12. Интегральная йога Шри Ауробиндо. (Отрывки трудов Ауробиндо и Матери). М.: Агар, Литан, 2000. - 424 с.
13. Исаева Н.В. Из истории идейной борьбы в древней и раннесредневековой Индии (полемика Шанкары с неортодоксальными учениями в комментарии на "Брахма-сутры" Бадараяны). Автореф. дис. на. уч. ст. к. ист. н.- М., 1981.-18с.
14. Исаева Н.В. Концепция индивидуальной души в комментарии Шанкары на «Брахма-сутры» // Древняя Индия. Язык, культура, текст. М., 1985.
15. Исаева Н.В. Полемика Шанкары с неортодоксальными учениями в коммент. на "Брахма-сутры", "ВДИ", 1979, №4, с. 126-52.
16. Исаева Н.В. Слово, творящее мир. От ранней веданты к кашмирскому шиваизму: Гаудапада, Бхартрихари, Абхинавагупта. -М.: Ладомир, 1996.-271 с.
17. Исаева Н.В. Шанкара и буддисты в " Комментарии Шанкары на "Брахма-сутры" // Буддизм. История и культура. М., 1989.
18. Исаева. Н.В. Шанкара и индийская философия. М/. Наука, 1991. 199 с.
19. История современной зарубежной философии. Компаративистский подход. В 2-х томах, том 1, 3-е изд. СПб.: Лань, 1998.-448 с.
20. История современной зарубежной философии. Компаративистский подход. В 2-х томах, том 2, 3-е изд. СПб.: Лань, 1998.-320 с.
21. Камбуров И. И.Философия Адвайта-Веданты в досографических памятниках. Автореф. дис. на уч. ст. к . филос. н. Рос. АН, ин-т философии. М., 1992.- 18с.
22. Каниткар В.П., Коул У. Оуэн. Индуизм. Пер. с англ. М.: Фаир-Пресс, 1999.-320 с.
23. Кант И. Критика чистого разума. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1999, с. 231.
24. Катха Упанишад. С комментариями Шри Шанкарачарии. СПб., 1994.
25. Костюченко В. С. Интегральная веданта. (Критический анализ философии Ауробиндо Гхоша). М., 1970.
26. Костюченко B.C. Вивекананда. М., 1977
27. Костюченко B.C. Классическая веданта и неоведантизм. М.: Мысль, 1983.-272 с.
28. Костюченко B.C. Шри Ауробиндо: многообразие наследия и единство мысли. СПб.:, Адити, 1998. - 60 с.
29. Культурное наследие народов Востока и современная идеологическая борьба. М., 1987.
30. Литман А.Д. Сарвепали Радхакришнан. М.: Наука, 1983. -144 с.
31. Литман А.Д. Современная индийская философия. М.: Мысль, 1985.-399 с.
32. Литман А.Д. Философия в независимой Индии. Пробл., противоречия, дискуссии. М.: Наука, 1988. - 261с.
33. Лукьянов А. Е.Становление философии на Востоке. (Древ. Китай и Индия.) 2-е изд., испр. и доп. М., НПО "Инсан", 1992.-207с.
34. Лысенко В.Г., Терентьев А.А, Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма, М., 1994.
35. Макс Мюллер. Шесть систем индийской философии.- М.: Искусство, 1995.-448 с.
36. Молодцова E.H. Некоторые особенности филос. способа видения мира в ранних упанишадах.// Исторически -философский сборник. М.: изд. МГУ, 1971- с. 41-56.
37. Мутху Мохан Натараджан. Становление древнеиндийской философии. Автореф. М.: изд-во Ун-та дружбы народов, 1986. -15с.
38. Мюллер М. Философия веданты. / Пер. с англ. М., 1912.
39. Мюллер Макс. Философия Веданты. / Пер. с англ. М., 1912.-130с.
40. Мюллер Макс. Шри Рамакришна, Парамагазма, его жизнь и учение. Пер. с англ. М.: Зеленая палочка, 1913. 171с.
41. P.P. Shri Candrashekharedra, Saraswati. Adi Shankara, his life and times.-Bombay, 1988.
42. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х томах / Пер. с англ. Том 1-М.: Миф, 1993. 626 с.
43. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х томах / Пер. с англ. Том 2-М.: Миф, 1993.
44. Рамакришна. Поучения Рамакришны. Пер. с англ. СПб.: О-во Рамакришны, О-во ведич., 1995г.-191с. 21 см\
45. Религии древнего Востока, М.; Восточная литература, 1995. -344 с.
46. Рой Моноронджон. История индийской философии. Греческая и индийская философия. М., изд. иностр. лит., 1958.-548с.
47. Рыбаков Р.Б. Религиозно-реформистское учение Рамакришны Парамаханмы Идеологические проблемы соврем. Индии. М., 1970-222с.
48. Садхана. Журнал интегральной йоги. СПб.: Адити. 1997г.: №№1,3,4; 1998г.: №№ 1-4; 1999г.: №№1-3.
49. Сатпрем. Жизнь без смерти. / Пер. с фр. Париж: Изд-во Роберта Лаффона, 1983. - 144 с.
50. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. / Пер. с фр. Л., Изд. ЛГУ, 1989. - 334 с.
51. Сатья Саи Баба. Джнана Вахини. Поток Божественной мудрости. СПб.: Центр Сатья Саи, 1997. - 114 с.
52. Сатья Саи Баба. Упанишадвахини. СПб.: Лакшми, 1998. - 96 с.
53. Сатья Саи говорит. Том 1. СПб, 1998.
54. Сатья Саи говорит. Том 4. / Пер. с англ. СПб: Саи Веда, 1999.-366 с.
55. Сатья Саи. Дхйана Вахини. СПб: Общество ведической культуры, 1992. - 57 с.
56. Сатья Саи. Из Выступлений. // Свами. 1996 - №8.
57. Сатья Саи. Летние ливни в Бриндаване 1993. - СПб.: Лакшми, 1998.- 188 с.
58. Сатья Саи. Летние ливни в Бриндаване май 1990. СПб, 1995.
59. Сатья Саи. Прашанти Вахини. СПб, 1996.
60. Сатья Саи. Разрешенные сомнения. СПб, 1993.
61. Сатья Саи. Садхана. СПб, 1998.
62. Свами Шивананда. Лекции по йоге и веданте. Киев: Ника-Центр, 2003.-272 с.
63. Слинько Е. В. Адвайта Веданта Мандана Мишры. (Реконструкция нешанкаровской монистической Веданты 7-8 в.) Автореф. мес. на с.у.с. канд. философ, н. М., 1999.
64. Сознание говорит. Беседы с просветленным мастером Рамешем С. Балсекаром. М. Либрис, 1997. - 439 с.
65. Солонин. К.Ю. Учение Таньтай о недвойственности. // Альманах «Петербургское востоковедение», выпуск 8. 199697гг, с.38-49.
66. Таиттирийа Упанишад. С комментариями Шри Шанкарачарии. СПб., 1994.
67. Так учил Рамакришна. Сост. Рыбаков Р.Б., Макаренко Н.С. -М.: Туров A.B., 1993.-79 с.
68. Торчинов Е.А Введение в буддологию. СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 304 с.
69. Торчинов Е.А. Философия буддизма махаяны. СПб.: Петербургское востоковедение, 2002. - 320 с.
70. Упанишады. Пер. с санскрита, исслед., коммент. и приложение А.Я.Сыркина. Изд. 2-е., доп. М.: Восточная литература, 2000. -782 с.
71. Федоренко Г.Г. Атма-вичара Рамана Махарши в контексте адвайта-веданты.// Философия XX века: школы и концепции. Материалы работы секции молодых ученых «Философия и жизнь». Материалы научной конференции 21 ноября 2000г. С-Петербург, 2001, с. 280-283.
72. Федоренко Г.Г. Критика Ауробиндо Гхошем майя-вады адвайта-веданты. // Компаративистский анализ общечеловеческого и национального в философии: материалы Всероссийской конференции. С-Петербург, 2006, с. 65-68.
73. Федоренко Г.Г. Майя-вада Пападжи. // Компаративистский анализ общечеловеческого и национального в философии: материалы Всероссийской конференции. С-Петербург, 2006, с. 183-188.
74. Федоренко Г.Г. Понятия «майя», «авидья» и иллюзорность мира у Шанкары. // Философия и жизнь. Материалы ежегодной конференции. 16-17 ноября 2001 г. Санкт-Петербург. С-Петербург, 2002, с. 139-144.
75. Философия Шанкары и неоведантизм. //Обществ, мысль М., 1983., с.153-178.
76. Фламмарион К. После смерти. / Пер. с фр. М.: Крон-Пресс, 1999.-304 с.
77. Чаттерджи Сатисчандра, Дата Дхирендрамохан. Введение в индийскую философию. Пер. с англ. М., изд. ин. лит., 1955.- 376с. Библ. с.362-365,
78. Чаттерджи Сатисчандра, Дата Дхирендрамохан. Введение в индийскую философию. Пер. с англ. М.: изд. ин. лит., 1954. -408с.
79. Чаттопадхьяя Д.П. История индийской философии. Пер. с англ. Вступ. ст. Н.П. Аникеева. М., 1966. 328с.
80. Чаттерджи С., Дата Д. Древняя инд. философия. / Пер. с англ. -М., 1954.
81. Челышева И.П. Этические идеи в мировоззрении Вивекананды, Б.Г. Тилака и Ауробиндо Гхоша. М., 1986.
82. Чхандогья упанишада. Пер. с санскрипта, предисл. (с.9-37) и коммент. Сыркина. А.Я.- М.: Наука, 1965. 256с.
83. Шанкара. Атма-Бодха; Вивека-Чудамони; Таттва-Бодха. Перевод. М.: Центр оккульт. лит. "Майя": Веста, 1992. - 187с.
84. Шанкара. Атма-Бодха; Вивека-Чудомани; Таттва-Бодха./ Перевод. М., 1992.- 187.
85. Шанкарачария Ади. Атмабодха (познание души). С комментариями из писаний Сатья Саи Бабы. / Пер. с санскрита и англ. СПб., 1993. -21с.
86. Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма, М., 1994.
87. Шохин В.К. Стратификация реальности в онтологии адвайта-веданты», М., 2004.
88. Шохин В.К. Щербатской и его компаративистская философия, М., 1998.
89. Шри Ауробиндо. Йогическая садхана. Д.: Центр Фор-Экотон, 1991.-30 с.
90. Шри Ауробиндо. Откровения древней мудрости. Веды, Упанишады, Бхагавадгита. / Пер. с англ. СПб.: Адити, 2001. -632 с.
91. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т.1. Биография, Глоссарий. / Пер. с англ. СПб.: Адити, 1998. - 571 с.
92. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т.7. Духовное возрождение. Сочинения на бенгали. / Пер. с англ. СПб.: Адити, 2001.-432 с.
93. Шри Рамана гита. Песнь Шри Раманы. / Пер. с испол. Санкср. Ориг. И сост. Рус. Изд. О.М. Могилевера. СПб-Тируваннамалай: «Экополис и культура» - Шри Раманашрам, 1996. - 206 с.
94. Шри Рамана Махарши. Жизнь и Путь. Сост. и пер. с англ. Могилевера О.М. Под ред. Н.Сутары. СПб-Тируваннамалай: «Экополис и культура» - Шри Раманашрам, 1995. - 416 с.
95. Шри Рамана Махарши. Собрание произведений. / Сост. и пер. с англ. с использ. ориг. на тамили О.М. Могилевера. СПб -Тируваннамалай: Экополис и культура-Шри Раманашрам, 1999. -496 с.
96. Шри Рамана Махарши: Весть истины и прямой путь к себе. / Сост. и пер. с англ. О.М. Могилевера. Под ред. Н. Сутары. Л -Тируваннамалай, 1991. - 190 с.
97. Шри Х.В.Л. Пунджа. Истина Есть. М.: Изд-во К. Кравчука, 2002. - 688 с.
98. Шри Шанкарачья. Незаочное постижение. // Вопросы философии, 1972,№5.-с. 109-116.
99. Шри Шанкарачья. Пятиричность. Путь к совершенному самопознанию! Разъяснение изречения. СПб., 1993.
100. Шри Шанкарачья. Семь трактатов. / Пер. с санкрита. СПб.: Общество «Адити», «Общество Рамакришны», 1999. - 248 с.
101. А. Kuppuswami. Shri Shankara Bhagakatpadacarya. Madras, 1991. T.S. Narayana Shastry. the age of Shankara. Madras, 1971.
102. Allen Wright Thrasher. The Advaita Vedanta of Brahma-Siddhi. -Dehli: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited, 1993. 179 p.
103. Badarayana. the Vedanta-Sutras. (With the comment, by Sankaracarya.) Transi, ba George Thibaut. Oxford: The Glarendon press, 1890-1904.
104. Belvalkar S.K. Shree Gopal Basu Mallik lectures on Vedanta, philosophy delivered December.- Poona, 1929.
105. Bina Gupta. Perciving in Advaita Vedanta: Epistomological Analysis and Interpretation. Dehli: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited, 1995. - 314 p.
106. Selected Works of Sri Aurobindo. Auroma for Windows. Version 1.10. Sri Aurobindo Ashram Trust Prondicherry, India, 2000.
107. Comans M. The Method of Early Advaita Vedanta. A Study of Gaudapada, Sankara, Suresvara and Padmapada. Dehli: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited, 2000. - 492 p.
108. Complete works of Shri Shankaracharya in the original Sanskrit. Somata Books.-Madras, 1981, vol. 1-10.
109. D.NathPal. Shankarathe Sublime. Calatta, 1912.
110. Dakshinamyrti Stotram and Dashasloki of Shri Shankaracharya. By Swami Gambhirananda. Shri Ramakrishna Math. Madras, 1985.
111. Das S.K. A Study of the Vedanta. Calc., 1937.
112. Dasgupta S.A. History of Indian philosophy, v. 1-2 Delhi, 1975.
113. David J. Kalupahana. Mulamadhyamakakarika of Nagarjuna. Dehli, 1996.
114. Eliot Ch. Hinduism and Buddism, v. 1-3, Z., 1957.
115. Encyclopaedia of Indian Philosophies: Advaita Vedanta up to Sankara and His Pupils. Ed. by Karl H. Potter. Princeton, 1981.
116. Frederic F. Fost. Playful Illusion: The Making of Worlds in Advaita Vedanta. // "Philosophy East and West", a Quarterly of Comparative Philosophy, Volume 48 №3, University of Hawai'i Press, 1998.
117. Ghate V.S. The Vedanta. Poona, 1926.
118. Jeffrey Hopkins. Meditation on Emptiness. London, 1983.
119. Karmarkar R.D. Sankara's Advaita. Dharwar, 1966.
120. Krsnasvami Ayar C.N., Sitanath Tattvabhusan P., Sri Sankaracharya, v. 1-2. Madras, 1903.
121. Madhava Vidyaranya. Shankara - Dig - Vilaya. - Madras, 1986A
122. Madhava-Vidyaranya. shankara Dig-Vijaya. - Madras, 1986.
123. Menon J.K., Allen R.F. The pure principle. An introduction to the philosophy of Shankara, East Zansing, 1960.
124. Murty K.S. Revelation and reason in Advaita Vadanta N.Y., 1959.
125. Nagaraja rao P. Introduction to Vedanta. Bombay, 1958.
126. Prashnottaya Ratna Malika of Shri Shankaracharya. By Swami Tapasyananda. Shri Ramakrishna Math. Madras, 1991.
127. Ramesam.N. Shri Shankaracharya. Published by Shri Dharanarayana Swami. Temple. Ponnur, 1959.
128. Roodurmun P.S. Bhamati and Vivarana Schools of Advaita Vedanta. A Critical Approach. Dehli: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited, 2002. - 297 p.
129. Roy S.S. The heritage of Sankara. Allahabad:Udayana publ., 1965, c. 217-223.
130. Sankaracarya. the Saundaryalahari or Flood of deauty. Traditionally ascribed to Sankaracarya. Ed., transl. and presented in photographs by W. Norman Brown, prof. Cambridge, Mass, Harkard unir. press, 1958- 250p.
131. Sankaranarayanan P. Sri Sankara Bhagavatpada. paper read at the Kuppuswami Sastri research inst. on the sankara Jayantiday, 1949.
132. Selected works of Sri Sankara-Sharya, ed. S. Venkataraman. -Madras, 1947.
133. Sen H.K.Acharya Sankara, Dakshineswar, 1957.
134. Shastri V.K. An introduction to Advaita philosophy. Calc., 1924.
135. Sri Aurobindo. The Life Divine. Sri Aurobindo Ashram Trust, Pondicherry, 1970, 82.
136. Sri Swami Satchidanandendra Sarasvati. The Method of the Vedanta. A Critical Acount of the Advaita Tradition. Dehli: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited, 1997. - 975 p.
137. Srinivasa Chari S.M. Advaita and Visistadvaita. A Study Based on Vedenta Desika's Satadusani. Dehli: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited, 2004. - 218 p.
138. Srinivasa Chari S.M. Fundamentals of Visisadvaita Vadanta. A study based on Vadanta Desika's Tattva-mukta-Kalapa. Dehli: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited, 2004. - 423 p.
139. Staal J.F. Advaita and Neoplatonism.- Madras, 1961.
140. Swami Mukhyananda. Acharya Shankara. Advaita Ashrama. -Kalady, 1987.
141. Taber John A. Transformative philosophy: A Study of Sankara, Fichte, a, Heidegger.// Honolulum Unir. of Hawaii press, cop. 1983, c. 177-184.
142. Upanishads and Sri Sankara's commentary, v. 1 -5, Madras, 18981901.
143. Vedanta explained. Sankara's commentary on the Brahma-sutras, ed. by V.H.Date, 2 ed., v. 1 -3. New Delhi, 1973.
144. Veermani Prasad Upadhyaya. Lights on Vedanta, Varanasi, 1959.
145. Veermani Prasad Upadhyaya. Lights on Vedanta. India: Tara Printing Press Varanasi, 1959 - 261 p.
146. Vighyarantna K.S. An introduction to Advaita philosophy. Calc., 1924.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.