"Малые" русские портретисты конца XVIII - первой четверти XIX века и проблема работы по частному заказу тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Евсеева, Екатерина Дмитриевна

  • Евсеева, Екатерина Дмитриевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2013, МоскваМосква
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 310
Евсеева, Екатерина Дмитриевна. "Малые" русские портретисты конца XVIII - первой четверти XIX века и проблема работы по частному заказу: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2013. 310 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Евсеева, Екатерина Дмитриевна

Оглавление

Введение

Глава I. Произведения Василия Истомина

Глава II. Творчество Ивана Смирновского: проблема атрибуции

Глава III. Иван Еремеевич Яковлев, академик Императорской Академии

художеств

Глава IV. Иван Васильевич Бугаевский-Благодарный - художник и чиновник

Глава V . Предложение художественных услуг в конце XVIII - первой четверти XIX века (по страницам газет «Санктпетербургские ведомости» и «Московские

ведомости»)

Заключение

Список сокращений

Список литературы

Приложение (каталоги работ В. Истомина, И. Смирновского, И. Е. Яковлева и И. В. Бугаевского-Благодарного) составляет 2-й том диссертации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Малые" русские портретисты конца XVIII - первой четверти XIX века и проблема работы по частному заказу»

Введение

Диссертация посвящена проблемам творчества «малых» мастеров, работавших в 1790—1820-е гг. в области портретной живописи в Петербурге1. Художники, судьбы и работы которых были по большей части забыты после их смерти, неоднократно привлекали внимание исследователей. При этом применялись разные термины: «художник второго ряда», «портретист средней руки», «средний художник», «второстепенный мастер» и др. Все они близки по значению, и в искусствоведении нередко использовались как синонимы. Еще в XVIII веке было введено понятие «городской художник» , также частично совпадающее по смыслу с этими терминами. В качестве основного определения изучаемой группы художников в рамках диссертационного исследования был выбран термин «малый портретист» («малый» мастер) как наиболее свободный от оценочности.

При первичной классификации явлений русского искусства второй половины XVIII - первой половины XIX века исследователи традиционно выделяют основную (магистральную) линию, архаизирующую линию (провинциальный поток) и россику. Все эти линии находятся во взаимодействии. Искусство «малых» мастеров является своего рода связующим звеном между магистральной линией и провинциальным портретом3. В данном исследовании линия россики принципиально не выделяется, а рассматривается исключительно в

' Некоторые из художников, чье творчество рассматривается в данной диссертации, работали и позднее, в 18301840-е годы (И. Е. Яковлев, И. В.Б угаевский). Однако работы этого периода преимущественно не сохранились

~ Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Составление, перевод с немецкого, вступ. статья, предисловие к разделам и примечания К. В. Малиновского. М., 1990. Т. 1. С. 36.

3 Евангулова О С, Карев А А Портретная живопись в России второй половины XVIII в. М., 1994. с. 5

контексте изучаемого явления: один и тот же заказчик прибегал к услугам отечественных и иностранных мастеров, а выполненные ими портреты соседствовали в пространстве усадебного дома.

В работах «малых» мастеров отражались художественные веяния времени, причем в более оформленном, явном виде. «Некоторые аспекты их творчества дополняют общую картину развития портретного жанра, иногда более ярко подчеркивая те тенденции, увидеть которые часто мешает "хрестоматийный глянец" на полотнах первоклассных мастеров»4.

В предлагаемой диссертации обрисован круг городских художников -«малых» мастеров, работавших в столицах в конце XVIII - первой четверти XIX века. К их числу можно отнести лиц, как правило, принадлежащих к свободным сословиям (не крепостных), занимающихся живописью профессионально или полупрофессионально. Многие «малые» мастера так или иначе были связаны с Академией художеств. Среди них - ее ученики, в том числе вольноприходящие, удостоенные академических званий живописцы и так называемые «посторонние художники», выставлявшие картины на академических выставках. Живописцы «средней руки» главным образом работали по заказу частных лиц, а также государственных учреждений, для интерьеров которых требовались портреты царственных особ и высокопоставленных чиновников. За пределами описываемого круга портретистов оказались придворные и крепостные художники, пенсионеры Академии художеств, совершенствовавшие свое искусство в Италии. Заказчиками «малых» живописцев были нередко далекие от официальных кругов персоны, и потому многие из них оказались забыты. Между тем эти мастера «более непосредственно, чем их известные современники, стремились к реалистическому изображению модели... Их работы скромны внешне, они интересны не тем, что сказано по поводу «величия» изображенного, а простотой образа, правдивой передачей жизненных особенностей модели»3 .

4 Идеал и действительность. Русский портрет первой половины XIX века из собрания Государственного Эрмитажа. Каталог выставки / вступ. статья Ю. Ю. Гудыменко. СПб., 2006. С. 12.

5 Савинов А .Н. С С .Щукин и портретисты 1790-х годов.//История русского искусства. М., 1961. Т. 7. С. 149.

Интерес к «малым» мастерам возник на рубеже Х1Х-ХХ веков, вместе с началом изучения искусства ушедших столетий. В дореволюционные годы к наследию некоторых «малых» мастеров обращались Н. Н. Врангель, Н. П. Собко и А. Н. Бенуа6. В советский период изучение творчества этих художников нашло отражение в ряде трудов общего характера, их произведения были включены в общий контекст развития русского искусства А. П. Мюллер, А. А. Сидоровым,

п

А. Н. Гречем, В. С. Турчиным и др. .

Проблема «малого» мастера возникала перед учеными при исследовании произведений ряда крупных художников в рамках задач атрибуции8. Так, монография Т. В. Алексеевой, посвященная В. Л. Боровиковскому, содержит обширный каталог отведенных от него работ, попутно ставится вопрос об их авторах - живописцах «второго ряда»9.

В XX веке вышел ряд статей, посвященных судьбе и творчеству отдельных художников10. С течением времени в полотнах живописцев «средней руки» стали находить все больше самобытности и художественных достоинств". В результате фундаментальных монографических исследований постепенно некоторые

6 Собко Н Словарь русских художников T 1-2 СПб, 1893-95, Бенуа А Русская школа живописи СПб, 1904, Подробный иллюстрированный каталог Выставки русской портретной живописи за 150 лет (1700-1850) / Сост Н Н Врангель СПб , 1902, Врангель Н Н Русский музей императора Александра III Живопись и скульптура T 1—2 СПб, 1904

7

Мюллер А П Быт иностранных художников в России Л, 1925, Мюллер АП Иностранные живописцы и скульпторы в России Л , 1927, Сидоров А А Русские портретисты XVIII века М , Пг, 1923, Греч А Н Русская живопись на выставках 1926-1927 гг // «Искусство» М , 1927 Кн 2-3, Турчин В С Эпоха Романтизма в России К истории русского искусства первой трети XIX века Очерки М ,1981

8 История русского искусства М , 1961 T 7 (очерки Н М Чегодаевой, T В Алексеевой, А Н Савинова, посвященные Д Г Левицкому, В Л Боровиковскому и С С Щукину)

9 Алексеева Т В Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII-XIX веков М , 1975

10 Среди примеров статей, посвященных малым мастерам конца XVIII - первой четверти XIX века можно назвать следующие труды Никулина Н И Портрет учителя с учениками и его автор // Искусство 1969, № 5 С 51—54, Poem А Е О живописце Ермолае Дементьевиче Камеженкове // Материалы по русскому искусству Л , 1928 С 178-184, Журавлев И В Кац Л И Материалы о крепостном художнике Е Д Камеженкове // Сообщения Института истории искусств Академии наук СССР М, 1960 № 13-14 С 121-134, Мытарева К Работы Ю Олешкевича в Эрмитаже // Сообщения Государственного Эрмитажа Вып XLI11 Л , 1978, Гпинка В М Кто изображен на двух портретах работы Митуара // Памятники культуры Новые открытия Письменность Искусство Археология [Ежегодник] М, 1980 С 311—318, Глинка В М О работах Яна Гладыша, выполненных в Петербурге в 1806—1808 гг // Памятники культуры Новые открытия Письменность Искусство Археология [Ежегодник] Л, 1981 С 302—305, Котельншова И Г ФА Тулов - малоизвестный русский портретист первой половины XIX века // Памятники культуры Новые открытия Письменность Искусство Археология [Ежегодник] Л , 1981 С 336—365, Преснова Н Г Творчество Леонтия Семеновича Миропольского //Памятники культуры Новые открытия Письменность Искусство Археология [Ежегодник] М, 1990 С 300—31 1

" Из истории реализма в русской живописи [Альбом] / сост К В Михайлова и др М , 1982

1 9

«малые» портретисты стали «большими» . В 1980-1990-е годы появились работы, посвященные провинциальному портрету, а также проблеме примитива13 Накопление сведений о периферийных и столичных «малых» мастерах привело к изучению их как отдельного явления в истории русского искусства, обладающего совокупностью признаков, о чем в своих трудах писали О. С. Евангулова, А. А. Карев и др.14 Работам неизвестных и забытых портретистов было посвящено несколько выставок15. Н. М. Молева, Э. М. Белютин, Л. Н. Целищева, О. В. Микац, Л. Н. Крылова, используя архивные документы Академии художеств, выявили ряд сведений, связанных с несохранившимися произведениями малых мастеров и их биографиями16.

Актуальность темы исследования. Несмотря на то, что существует много исследований, посвященных творчеству «малых» художников, проблема далеко не исчерпана. Практически отсутствуют статьи монографического характера об этих персонах. Редки и исследования, посвященные отдельным произведениям рассматриваемых мастеров. Биографии художников часто содержат неточную и недостаточно полную информацию. Отчасти это объясняется традиционным для отечественного искусствоведения преимущественным интересом к великим именам и сопутствующим ему умалением значения других живописцев в истории искусства. Слабая изученность многих фигур «второго» ряда и художественной

12 Турчин В С Александр Варнек М , 1985, Ракина В А Живописец Николай Аргунов М , 2005

13

Ярославские портреты ХУ1П-Х1Х веков Ярославль Переславль-Залесский Ростов Ярославский Андропов Углич / авт вступ ст и сост И Н Федорова, С В Ямщиков М , 1984, Сибирский портрет XVIII — начала XX века СПб, 1994, Бондарева НЮ Донской портрет XVIII- первой половины XIX века в контексте восточноевропейского провинциального портрета этого периода СПб, 1996 Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствознания, Лебедев А В Тщанием и усердием Примитив в России XVIII - середины XIX века М,1998

14 Евангулова О С, Карев А А Портретная живопись в России второй половины XVIII в М, 1994, Евангулова ОС К проблеме частного заказа в русской художественной практике XVIII столетия // Русское искусство Нового времени М, 2006 Вып 10 С 79—94, Волгина ЮИ Русский портрет второй четверти 19 века (Портретисты "средней руки") М, 1997 Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствознания

15 Неизвестные и забытые портретисты XVIII — первой половины XIX века Каталог выставки М, 1975, Портретная живопись в России XVIII века из собрания Эрмитажа Каталог выставки Л , 1987, Примитив в России XVIII—XIX век Иконопись Живопись Графика Каталог выставки М, 1995, Идеал и действительность Русский портрет первой половины XIX века из собрания Государственного Эрмитажа Каталог выставки СПб , 2006

16 Молева Н, Белютин Э Русская художественная школа первой половины XIX века М , 1963, Целищева Л Н Степан Щукин М , 1979, Микац О В К вопросу о художественном образовании в России в XVIII - XIX веках Копирование в Эрмитаже // Труды Академии художеств Вып 3 М, 1985, Крылова Л Н Копии, оригинальные работы русских художников-академистов и эталоны для копирования в Академии художеств (по архивным материалам ЦГИА СССР) // Русская живопись XVIII века Исследования и реставрация Сб научных трудов М , 1986 с 65-101

среды в целом обусловлена и тем, что сведений об этих живописцах сохранилось очень мало, они носят фрагментарный характер и обнаруживаются в разных архивных фондах и периодических изданиях того времени. Творческое наследие «малых» мастеров дошло до нас с большими лакунами (иногда известны одна-две работы), и далеко не все сохранившиеся произведения, часто лишенные авторской подписи, введены в научный оборот. Стремление содействовать исправлению такого состояния вопроса определяет актуальность темы диссертационного исследования.

Цели и задачи диссертации. Цель работы - изучить явление «малых» портретистов конца XVIII - первой четверти XIX века на примере четырех фигур - Василия Истомина, Ивана Смирновского, Ивана Еремеевича Яковлева и Ивана Васильевича Бугаевского-Благодарного, определить их место в художественной культуре эпохи и специфику работы «малых» мастеров по частному заказу. В соответствии с обозначенной целью были поставлены следующие задачи:

• выявить сведения о жизни Истомина, Смирновского, Яковлева и Бугаевского-Благодарного и по возможности реконструировать их биографии;

• реконструировать корпус работ четырех «малых» мастеров;

• изучить специфику манеры и стиля, присущих каждому из мастеров, и определить их место в художественной среде;

• исследовать круг моделей и заказчиков этих мастеров;

• дать характеристику взаимоотношениям «малого» мастера с городской средой;

• изучить особенности предложения на рынке художественных услуг, используя материалы газет за 1790-1820-е гг.

Объектом исследования являются произведения живописи из собраний отечественных музеев и частных коллекций, а также материалы газет «Санктпетербургские ведомости» и «Московские ведомости» 1790-1820-х гг. Предметом исследования стали сведения, связанные с корпусом работ и биографией художников В. Истомина, И. Смирновского, И. Е. Яковлева и

И. В. Бугаевского-Благодарного, а также сведения о предлагаемых «малыми» живописцами услуг.

Автор приносит глубокую благодарность старшим научным сотрудникам Государственной Третьяковской галереи Л. 3. Иткиной, А. А. Погодиной, И. Е. Ломизе за неоценимую помощь и щедрость в передаче опыта, благодарит за неизменную поддержку сотрудников отдела экспертизы и отдела живописи XVIII - первой половины XIX века ГТГ. Он выражает также признательность за содействие С. П. Сергееву (Петрозаводск), В. В. Рязанову (Ростов-на-Дону), Т. В. Елисеевой (Саранск), И. Н. Кулешовой (Ярославль), А. П. Хоряку (Минск), И. Н. Матущак (Батурин, Украина), Ю. Ю. Гудыменко, Е. И. Столбовой и О. А. Капарулиной (С.-Петербург), Н. А. Перевезенцевой и Н. Н. Скорняковой (Москва).

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Евсеева, Екатерина Дмитриевна

Заключение

Большинство художников сочетали в своем творчестве разные жанры живописи, однако наиболее распространенным в сфере городского заказа был портрет. «Малые» мастера изредка обращались и к таким жанрам, как историческая картина или интерьерная сцена. В качестве примера можно назвать картину Истомина «Перенесение.», предназначенную для церковного интерьера. К сфере религиозной живописи относятся картины Яковлева, исполненные на сюжеты из Священного Писания («Явление Христа женам-мироносицам», «Исцеление слепорожденного»). Также по мере развития жанровой живописи в интерьере «малые» мастера могли обращаться и к ней. Картина Бугаевского «Внутренний вид церкви Обуховской больницы», так же как и «Перенесение.» Истомина, посвящена событию из церковной жизни и документальна, то есть имеет черты группового портрета.

В 1790-1820-е гг. в творчестве «малых» мастеров неоднократно встречаются автопортреты. Изображение Истомина в его «Перенесении.», выделенное на полотне светом и местом в общей композиции, призвано посредством надписи на свитке сообщить зрителю об авторе и времени создания картины. Знаменательно и то, что живописец представлен в одной картине с императором. Этот редкий для русской живописи этого периода прецедент свидетельствует о росте самосознания внеакадемического художника. Станковый автопортрет «малого» мастера представляет собой наиболее интересную область, в которой художник максимально свободен и не ограничен в возможности поработать с натурой; в изображении нередко присутствует мольберт, за которым идет работа. Композиция произведений воспитанников Академии, как правило, содержит гипсовый слепок с какой-либо античной скульптуры, находившийся в ее стенах. Вершинным явлением среди подобных работ 1810-х гг., является Автопортрет Яковлева, в котором живописец едва ли не впервые совмещает скульптуру и человеческую голову в одном пространстве, на первом плане.

Наибольшее количество произведений «малых» мастеров 1790-1820-х гг. относится к жанру камерного портрета, наиболее популярного и демократичного вида станковой живописи. Работа в этой сфере (также как и над миниатюрным или графическим портретом) была наиболее надежным способом заработка приезжего живописца, порой не всегда знакомого с особенностями местной культуры. Удобна она была и для молодого русского художника, лишь недавно занявшегося портретной живописью, или опытного мастера средней руки, который может писать быстрее остальных (и соответственно выполнять большее число заказов). Создаваемый с натуры камерный портрет должен быть похож на модель, но это сходство - едва ли не единственное необходимое достоинство полотна в глазах многих горожан. Именно при работе над камерным портретом «малый» мастер больше всего зависит от созданного им ранее шаблона и постоянно реплицирует устоявшиеся композиционные схемы и изобразительные мотивы в новых произведениях. Это приводит к известной «серийности» полотен художника, особенному их сходству, подчас сближающему отдельные его произведения между собой как по луремес ленную тиражную продукцию. Подобные работы, как и копийные императорские портреты, могли повторяться авторами или служить в качестве оригиналов и для других «малых» мастеров.

Область камерного портрета в творчестве «малых» мастеров 1790-1820-х гг. отмечена наибольшей вариативностью этого жанра, большей, чем в творчестве провинциальных художников и живописцев предыдущих десятилетий. Большое распространение в искусстве этой эпохи имели парные изображения, чаще всего супружеские (например, портреты «неизвестных» кисти Истомина, парные портреты Пасковых-Шараповых кисти Яковлева, парные малоформатные портреты кисти Бугаевского-Благодарного).

Фигуры моделей ряда портретов 1790-1820-х гг. обычно представлены в поколенном срезе, придающем изображению привкус парадности («Портрет молодого человека с мопсом» кисти Смирновского, ряд малоформатных и станковых работ Бугаевского).

Отдельный сегмент в наследии «малых» мастеров составляют мужские портреты в губернском мундире. Развитие этой разновидности обусловлено потребностями заказчиков - дворян, по приказу императора 1797 года облачившихся в такие мундиры. Среди них - портреты Юрьева и Кошкарева кисти Смирновского и «Портрет неизвестного» 1798 года кисти Истомина. Впечатление представительности, присущее такому портрету, роднит его с художественной традицией предшествующих десятилетий.

Большинство рассматриваемых художников исполняло портреты купцов, весьма различные по костюму моделей (близкому к дворянской моде или же традиционному). Внутренний мир изображенных часто носит внеличностный характер, как, например, в «Портрете неизвестной» 1817 года кисти Яковлева (ГИМ).

Творчество всех рассматриваемых в диссертации «малых» мастеров имеет общую черту: для них не характерна эволюция манеры и стиля. Такой живописец, особенно работая в портретном жанре, часто обращается к укоренившимся композиционным схемам и мотивам и вместе с тем стремится подражать новым веяниям. Но, найдя однажды удачный прием в трактовке нюансов лица и костюма, он может обращаться к нему и спустя годы. От творчества художников первого ряда и живописцев ремесленного уровня, произведения «малых» мастеров отличаются качественной и стилевой неровностью; нередко присутствие отдельных произведений, отмеченных высоким уровнем живописной культуры, интересом к передаче индивидуальных особенностей запечатлеваемой натуры и окружающего пространства, внутреннему миру модели. Закономерно появление большой исторической картины среди работ Истомина - масштабного замысла, порученного живописцу, которого заказчик воспринимает как достаточно искусного. Среди работ Яковлева аналогичное место занимает репрезентативный и изысканный портрет Пасковой-Шараповой.

Ориентация «малых» мастеров, приезжих и местных городских живописцев, на вкус определенного круга заказчиков - дворянства средней руки, патриархального по своему укладу, или купечества, напротив, приблизившегося к столичной культуре, предполагала тщательное воспроизведение особенностей моды и в значительной степени определяла сходный результат их деятельности. Выполненные в соответствии с простой для воспроизведения схемой камерного портрета, они не претендуют на исключительность «инвенции». Зато они успешно реплицируют иконографические мотивы портретов более крупных художников. Например, можно предположить, что Смирновский, Истомин и Бугаевский поверхностно воспроизводили в ряде портретов с натуры наиболее заметные элементы композиции работ Боровиковского, не претендуя на буквальное приближение к его художественному языку.

Провинциализм манеры, отдельные недочеты в видении формы, анатомии модели с академической точки зрения, повторение поз и жестов в ряде портретов, свойственные многим портретистам, отнюдь не умаляли их репутацию в глазах заказчиков определенного уровня. Знакомое, типовое, порой почти идентичное присутствующему в усадебном или городском доме соседа, портретное изображение кисти «малого» мастера стоило дешевле произведений ряда его современников, проявлявших подчас излишнюю инициативу в процессе работы по частному заказу. В первые годы XIX века особое употребление получил глагол «потрафить», неоднократно используемый самими портретистами в объявлениях с предложением их услуг. Склонность «малого» мастера учитывать пожелания заказчика, его следование определенным канонам при создании портрета, умение схватывать сходство портретируемой персоны делала его предложение достаточно выгодным в глазах публики определенного круга и позволяла ему занять отдельную нишу на рынке художественных услуг.

Хотя манера и художественный язык каждого из «малых» мастеров отмечены рядом индивидуальных особенностей, в их творчестве нередко обнаруживаются определенные закономерности. Это особенное внимание к элементам костюма (в особенности женского), стремление к протокольной тщательности в изображении аксессуаров. Оно не только компенсирует недостаток их выучки, но и составляет особую привлекательность в глазах заказчика, существуя вне отношений прямой конкуренции с произведениями известных художников. Традиционная композиция камерного портрета с трехчетвертным поворотом фигуры подвергается в творчестве «малых» мастеров определенному упрощению: нередки нейтральный фон, поверхностное восприятие светотени и застылость позы модели, обусловленная нежеланием заказчика и живописца длительно работать с натуры (неслучайно, рекламируя свои услуги в газете, портретист часто указывает количество/продолжительность сеансов позирования). Все эти особенности придают определенную умиротворенность и гармонию портретному образу.

Творчество столичных «малых» мастеров отличается весьма хорошим качеством по отношению к искусству примитива и провинциальному портрету. Традиции академического искусства хорошо знакомы таким живописцам и подчас воспроизводятся весьма удачно. Их работы притягательны сочетанием декоративности живописи с реалистичностью восприятия натуры, подчас и печатью «столичного лоска», недоступного кисти провинциальных мастеров.

Несмотря на отмеченные выше закономерности, присущие творчеству «малых» мастеров, это явление остается не вполне изученным и не слишком поддающимся классификации; сближения тех или иных живописцев, работавших в одну эпоху, проводимые современными исследователями, представляются условными, потому что спектр известных сегодня имен портретистов 1790-1820-х годов остается весьма неполным.

Представленный в настоящей работе материал позволяет сделать вывод о том, что изучение творчества и биографий портретистов второго ряда существенно обогащает представление о художественной жизни 1790-1820-х гг. Прилагательное «малые», применяющееся как определение таких мастеров -условно, так как многие из них были известны в период расцвета своего искусства. Их успех носил различный характер: положительно отзывались в городских журналах и газетах критики на выставленные в залах Академии работы Яковлева и Бугаевского, устная рекомендация, вероятно, способствовала появлению многочисленных портретных заказов у Смирновского, определенный художественный опыт предшествовал и выбору Истомина как автора большой исторической картины, сделанному высокопоставленными священнослужителями.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Евсеева, Екатерина Дмитриевна, 2013 год

Библиография

Справочники

Адрес-календарь, или Общий штат Российской империи... [на 1795-1850 гг.]. -СПб. : Имп. Академия наук, 1795-1850.

Академия художеств от основания до наших дней, 1757-2008 : словарь-справочник : в 2 т. / Российская академия художеств, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств ; [редколлегия: В. В. Ванслов (ответств. ред., предисл.) и др.]. - Т. 1: Императорская академия художеств, 1757-1917 / [подготовили: Н. М. Белоглазова и др.]. -М. : НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, 2008. -696 с.

Адлер С. И. Указатель жилищ и зданий в Санкт-Петербурге, или Адресная книга с планом и таблицею пожарных сигналов... на 1823 год. - СПб. : Типография Департамента нар. просвещения, 1822. - 663 с.

Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга : Христианская историко-церковная энциклопедия. - СПб. : Лики России, 2003. - 429 с. Изобразительное и прикладное искусство : Рус. справоч. изд., середина XVIII -конец XX в. : Аннот. указ. / О. С. Острой, И. X. Саксонова; Рос. нац. б-ка. - СПб. : Дмитрий Буланин, 2002. - 903 с.

Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии : в 10 вып. -СПб. : С.-Петерб. епарх. историко-стат. ком., 1869-1885.

Исторические кладбища Санкт-Петербурга / А. В. Кобак, Ю. М. Пирютко. - Изд. 2-е, дораб. и испр. - М. : Центрполиграф ; СПб. : Русская тройка, 2011. - 797 с. Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре 18 - первой половины 20 в. : (Опыт энцикл.) - М. : Большая Рос. энцикл., 1995. - 381 с.

Материалы к библиографии по истории Академии художеств. 1757-1957 / Акад. художеств СССР. Науч. б-ка. - Л., 1957. - 209 с. - (Акад. художеств СССР. Науч. б-ка. Работы и материалы. Вып. 5).

Морозов А. В. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов : в 4 т. - М. : Товарищество «Скоропечатня А. А. Левенсон», 1912-1913.

Нистрем K.M. Книга адресов Санкт-Петербурга на 1837 год... - СПб. : Типография III Отделения собственной е. и. в. канцелярии, 1837. - 1 464 с. Нистрем К. М. Адрес-календарь санкт-петербургских жителей, составленный по официальным документам и сведениям : в 3 т. - СПб. : Типография III Отделения собственной е. и. в. канцелярии, 1844.

Путеводитель. 60 ООО адресов из Санкт-Петербурга, Царскаго Села, Петергофа, Гатчина и прочия. 1854. - СПб. : Типография К. Вингебера, 1853. - 238 с. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов : в 4 т. -СПб. : Типография Имп. Акад. наук, 1886-1889.

Сайтов В. И. Петербургский некрополь : в 4 т. / Изд. вел. кн. Николай

Михайлович. - СПб. : Типография М. М. Стасюлевича, 1912-1913.

Сайтов В. И., Модзалевский Б. Л. Московский некрополь : в 3 т. / [Авт. предисл. и

изд. вел. кн. Николай Михайлович]. - СПб. : Типография М. М. Стасюлевича,

1907-1908.

Санкт-Петербургская адресная книга на 1809 год: в двух отделениях / [Предисл. подписано: Генрих фон Реймерс]. - СПб. : Типография Шнора и Плавилыцикова, 1809.-560 с.

Собко Н. П., Словарь русских художников, ваятелей, живописцев, зодчих, рисовальщиков, граверов, литографов, медальеров, мозаичистов, иконописцев, литейщиков, чеканщиков, сканщиков и проч. С древнейших времен до наших дней (IX-XIX вв.) : в 3 т. - СПб. : Типография М. М. Стасюлевича, 1893-1899. Соколов В. Указатель жилищ и зданий в Москве, или Адресная книга с планом ... М. : Типография Августа Семена, 1826. 760 с.

Соловьев В. Д. Русские художники XVIII-XX веков : Справочник. - 3-е изд., доп. и испр. - М. : Эксперт-клуб, 2005. - 1 021 с.

Художники народов СССР : Биобиблиогр. словарь : в 6 т. / [Акад. художеств СССР, НИИ теории и истории изобраз. искусств] ; Редко л.: Т. Н. Горина (отв. ред.) и др. ; [Гл. сост. и библиогр. О. Э. Волыденбург]. - М. : Искусство, 1970— 1995.

Черейский Я. А. Пушкин и его окружение. - Л. : Наука, 1989. - 544 с. Юндолов А. Указатель к сборнику материалов для истории С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования... - СПб. : Типография М. М. Стасюлевича, 1887. - 347 с.

Монографии, сборники, статьи

Акселърод В. И., Буланкова Л. П. Аничков дворец - легенды и были. - СПб. : Алмаз, 1996.- 175 с.

Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII-XIX веков. - М. : Искусство, 1975. - 424 с.

Алексеева Т. В. В. Л. Боровиковский // История русского искусства : в 13 т. / Под ред. И. Э. Грабаря, В. С. Кеменова, В. Н. Лазарева / Институт истории искусств АН СССР. - Т. VII. М. : Изд-во АН СССР, 1961. - С. 93-142. Алексеева Т. В. Художники школы Венецианова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Искусство, 1982.-419 с.

Алексей Гаврилович Венецианов : Статьи. Письма. Современники о художнике / [Сост., вступит, ст. и примеч. А. В. Корниловой]. - Л. : Искусство : Ленингр. отд-ние, 1980.-391 с.

Алексушина Т. Ф. Коллекционеры старой Самары. - Самара : Офорт, 2005. - 470 с. Альбрехт Д. П. Иконография Боровиковского // Художественный вестник. - 2007. - № 3.

Антонов В. В. Кондукторская школа // История Петербурга. - 2010. - № 6 (58). -С. 41-44.

Антонов В. В. Петербург неизвестный, забытый, знакомый. - М. : Центрполи-граф ; СПб. : МиМ-Дельта, 2007. - 319 с.

Ацаркина Э. Н. А. О. Орловский. - [М.] : Искусство, [1971]. - 212 с. Бартенев П. Девятнадцатый век : Ист. сборник, издаваемый Петром Бартеневым... -М. : Тип. Ф. Иогансон, 1872. - С. 217-219.

Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. - СПб. : Знание, 1902. - 285 с. Бенуа А. Русская школа живописи : в 10 вып. - СПб. : т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1904.

Благово Д. Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово / Изд. подготовила Т. И. Орнатская. - JI. : Наука : Ленингр. отд-ние, 1989. -471 с.

Быкова Ю. И. Роль заказчика в русском искусстве XVIII - начала XIX века : на примере деятельности представителей рода князей Куракиных : дис. ... канд. искусствоведения. - М., 2007. - 290 с.

Вдовин Г. К. Персона. Индивидуальность. Личность : Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века. - М. : Прогресс-Традиция, 2005. - 244 с. Врангель H. Н. Ближайшие задачи Русского музея // Старые годы. - 1910. -Январь.

Веретенников В. И. Некоторые заметки к биографии И. С. Саблукова // Старые годы. - 1911. - Декабрь. - С. 65-68.

Верещагина А. Г. Критики и искусство : очерки истории рус. худож. критики середины XVII - первой трети XIX века. - М. : Прогресс-Традиция, 2004. - 739 с. Волгина Ю. И. Русский портрет второй четверти XIX века. (Портретисты «средней руки».) : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1997. Врангель Н. Иностранцы в России // Старые годы. - 1911. - Июль - сентябрь. -С. 5-94.

Георги И. Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного / Соч. И. Г. Георги ... -СПб. : При Имп. Шляхетском сухопутном кадетском корпусе, 1794.

Гершензон-Чегодаева Н. М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. - М. : «Искусство», 1964.-458 с.

Глинка В. М. Кто изображен на двух портретах работы Митуара // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология : Ежегодник / [АН СССР. Науч. совет по истории мировой культуры]. - М., 1980. - С. 311-318. Глинка В. М. О работах Яна Гладыша, выполненных в Петербурге // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология : Ежегодник / [АН СССР. Науч. совет по истории мировой культуры]. - Л., 1981. - С. 302-305. Гончарова Н. Н. Русский дворянский портрет в графике первой половины XIX века : Из собрания Гос. Ист. музея. - М., 2001. - 262 с.

Голлербах Э. Портретная живопись в России : XVIII век. - М. ; Пг. : Госиздат, 1923.- 142 с.

Грабарь И. Э. Юбилейная выставка Левицкого // Русское искусство. - 1923. -№2-3.

Греч А. Н. Русская живопись XVIII века на выставках 1926-27 годов // Искусство. - 1927.-№2-3.

Грот Я. К. Жизнь Державина. - М. : Алгоритм, 1997. - 685 с.

Дмитриев В. Мысли о русском мастерстве (по поводу выставки произведений из собрания Н. В. Деларова) // Аполлон. - 1914. - № 4.

Дягилев С. 77. (сост.) Русская живопись в XVIII веке : Т. 1. Д. Г. Левицкий / Сост. С. П. Дягилев. - СПб. : тип. СПб. О-ва печат. дела в России Е. Евдокимов, 1902. -129 с.

Евангулова О. С., Карев А. А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. - М. : Изд-во МГУ, 1994. - 196 с.

Евангулова О. С. Художественная «вселенная» русской усадьбы. - М. : Прогресс-Традиция, 2003. - 303 с.

Евангулова О. С. К проблеме частного заказа в русской художественной практике XVIII столетия // Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы / Ред.-сост. И. В. Рязанцев. Сб. ст. - М., 2006. - Вып. 10. - С. 79-94.

Журавлев Н., Кац Л. Материалы о крепостном художнике Е. Д. Камеженкове // Сообщения Института истории искусств АН СССР. - 1958. - № 13-14. - С. 120138.

Исаков С. К. {сост.) Императорская Академия художеств. Музей: Русская живопись. - Пг. : «Унион», 1915. - 308 с.

Иванов А. А. История Петербурга в старых объявлениях. - М. : Центрполиграф ; СПб. : МиМ-Дельта, 2008. - 543 с.

Ивановский А. Федор Иванович Прянишников и его картинная галерея. - СПб. : тип. Ф. С. Сущинского, 1870. - 193 с.

Игнатович Т. Н. (сост.) Картины Румянцевского музея в музейных собраниях живописи России и соседних государств : Судьба картин из Имп. Моск. Румянцевского музея и исторически связанных с ним собраний / Российская гос. б-ка ; [авт.-сост. Т. Н. Игнатович] . - М. : Пашков дом, 2009. - 373 с. История русского искусства / под общей ред. акад. И. Э. Грабаря : В 13 т. - М. : Наука, 1953-1964.

Карев А. А. Классицизм в русской живописи. - М. : Белый город, 2003. - 319 с. Клагес Ф. Каталог-путеводитель по галерее оригинальных произведений русской живописи и скульптуры Академии художеств / Сост. хранитель Музея проф. перспективной живописи Ф. Клагес. - СПб., 1891. - 40 с.

Коваленская Н. Н. Русский классицизм. Живопись. Скульптура. Графика. М. : «Искуство», 1964. - 703 с.

Кормановская К. А. Антикварный рынок Петербурга (XVIII - первая половина XIX века). - СПб. : БЛИЦ, 2007. - 415 с.

Коронация Павла I и Марии Федоровны : картина Мартина Фердинанда Квадаля / Гос. Русский музей, Сарат. гос. худож. музей им. А. Н. Радищева ; [авт. ст.: Наталья Марушина, Екатерина Рипак]. - СПб. : Palace editions, 2004. - 23 с. Котелъникова И. Г. Портрет Г. Р. Державина работы Смирновского // Сообщения Государственного Эрмитажа. - Л., 1976. - Вып. 41. - С. 22-25.

Конечны Д. Значение русской демократической культуры для развития чешского демократического искусства XX столетия // Пути развития и взаимосвязи русского и чехословацкого искусства. -М.: Наука, 1970.

Круглова В. А. Василий Кузьмич Шебуев (1777-1855). - JI. : Искусство : Ленингр. отд-ние, 1982. - 151 с.

Крылова Л. Н. Копии, оригинальные работы русских художников-академистов и эталоны для копирования в Академии художеств (по архивным материалам ЦГИА СССР) // Русская живопись XVIII века : Сб. науч. тр. / Всерос. худож. науч.-реставрац. центр им. И. Э. Грабаря; [Редкол.: И. Е. Ломидзе (отв. ред.) и др.]. -М. : ВХНРЦ , 1986. - С. 65-101.

Кузнецов С. Неизвестный Левицкий : Портретное искусство живописца в контексте петербургского мифа. - СПб. : Логос-СПб., 1996. - 159 с. Кулешова И. Н. Портреты открывают тайну. Атрибуция двух произведений Ивана Васильевича Бугаевского-Благодарного // Русская усадьба XVIII - начала XXI в. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации. Материалы науч. конференции. Ярославль, 5-6 июля 2012 года. - Ярославль, 2012. - С. 59-63. Лебедев А. В. Портретист Иван Смирновский. 1942 // ОР ГТГ. Ф. 26 (А. В. Лебедев). Ед. хр. 270.

Лебедев А. В. Русская живопись первой половины XIX века. - Л. : Комитет популяризации худож. изд. при Гос. акад. истории материальной культуры, 1929. -75 с.

Лебедев А. В. Этюды о Квадале // Сообщения Института истории искусств Академии наук СССР. - М., 1957. - Вып. 8 : Живопись. Скульптура. - С. 132-135. Машковцев Н. Г. А. А. Иванов // История русского искусства. Т. VIII. Кн. 2. М., 1964.

Машковцев Н. Г. Из истории русской художественной культуры : Избр. искусствовед, тр. / [Вступ. ст. Т. Н. Гориной]. - М. : Сов. художник, 1982. - 327 с. Михайлова К В. Новые поступления в отдел живописи // Сообщения Государственного Русского музея. - М., 1956. - Вып. 4.

Микац О. В. К вопросу о художественном образовании в России в XVIII-XIX веках. Копирование в Эрмитаже // Труды Академии художеств. - М., 1985. -Вып. 3.

Моисеева С. В. Произведения живописи XVIII века в современных частных собраниях // Страницы истории отечественного искусства. - СПб. : Palace Editions, 2011. - Вып. XVIII. - С. 91-112.

Молева Н. М., Белютин Э. М. Педагогическая система Академии художеств

XVIII века. - М.: Искусство, 1956. - 519 с.

Молева Н. М., Белютин Э. М. Русская художественная школа первой половины

XIX века. - М. : Искусство, 1963. - 408 с.

Морозова Т. Ю. Организация сбора и обработки оригинальной информации в русских газетах XVIII века (на примере издания «Санктпетербургских ведомостей») // Россия в XVIII столетии. - М., 2002. - Вып. 1. - С. 24-35. Мюллер А. П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. - М. : Гос. изд., 1925.-96 с.

Мюллер А. П. Быт иностранных художников в России. - JI. : Academia, 1927. -157 с.

Назаревская Н. О. Антикварный рынок в России XVIII-XX веков. М. : Любимая книга, 2006.- 160 с.

Новицкий А. Художественная галерея Московского публичного и Румянцевского музея : Крит.-ист. очерк / Сост. А. Новицкий, пом. библиотекаря Рос. ист. музея. -М. : Тип. А. И. Мамонтова и К0, 1889. - 315 с.

Овсянникова С. А. Частное собирательство в России XVIII - первой половины XIX века // Очерки истории музейного дела в России. - М., 1961. - Вып. 3. Орест Кипренский. Переписка, документы, свидетельства современников / [Сост., текстол. подгот., вступ. ст., коммент. Я. В. Брука, Е. Н. Петровой; Под ред. Я. В. Брука] . - СПб. : Искусство-СПб., 1994. - 768 с.

Пашкова Л. В. Малоизвестная картина М.-Ф. Квадаля «Коронация Павла I и Марии Федоровны» // Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства: I. - М., 1996. - С. 87-92.

Петров П. Н. (сост.) Сборник материалов для истории Имп. С.-Петербургской академии художеств за сто лет ее существования / Изд. под ред. П. Н. Петрова и с его примеч. - СПб., 1865. - [Ч. I].

Петрова Е. Н. Рисунок и акварель в русской культуре. Первая половина XIX века. СПб., 2005.-388 с.

Петрова-Плескотова А. Развитие творчества Яна Ромбауэра и русская портретная школа живописи // Пути развития и взаимосвязи русского и чехословацкого искусства. - М., 1970. - С. 80-98.

Пивоварова Н., Клюканова О. Драгоценная литургическая утварь из Тихвина в собрании Государственного Русского музея // София. - Новгород, 2007. - № 3. -С. 25-28.

Попова Л. Н. Портрет В. JI. Боровиковского работы художника И. В. Бугаевского-

Благодарного // Калужские пенаты. - 1983. - Вып. 1. - С. 13-15.

Пунин Н. Н. Русское и советское искусство : Избранные труды о русском и

советском изобразительном искусстве. М. : Сов. писатель, 1976. - 264 с.

Ракина В. А. Николай Аргунов и проблема заказчика в русской портретной

живописи конца XVIII - первой четверти XIX века: дис. ... канд.

искусствоведения. - М., 2005.

Ракина В. А. Живописец Николай Аргунов. - М: Трилистник, 2005. - 176 с. Ракова М. М. Изучение «малых» мастеров в анализе общей проблематики истории искусства // Русское искусство нового времени. - М. : НИИ теории и истории изобразит, искусств, 1993. - Вып. 1. - С. 81-94. Рамазанов Н. Н. Материалы для истории художеств в России / Соч. Николая Рамазанова. -М. : Губ. тип., 1863. - Кн. 1.

Расторгуев Е. И. Прогулки по Невскому проспекту // Прогулки по Невскому проспекту в первой половине XIX века : [Сб.] / [Сост., вступ. ст. и коммент. А. М. Конечного]. - СПб. : Гиперион, 2002.

Рост Е. О. О живописце Ермолае Дементьевиче Камеженкове // Материалы по русскому искусству / Худ. отд. Гос. Рус. музея. - JI. : Гос. Рус. музей : Academia, 1928.-Т. 1.-С. 178-184.

Савинов А. Н. Алексей Гаврилович Венецианов : Жизнь и творчество. - М. : Искусство, 1955. - 223 с.

Сахарова И., Чижикова Е. Неизвестные и забытые портретисты // Художник. -1975.-№ 12.-С. 46.

Свиньин 77. 77. Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей. - СПб. : в типографии В. Плавилыцикова, 1816-1828. Ч. 1-5.

Свиньин 77. 77. Краткая опись предметов, составляющих Русский Музеум Павла Свиньина, 1829 года. - СПб. : тип. К. Крайя, 1829. - 139 с.

Свирин А. Автопортрет В. Л. Боровиковского // Сборник общества изучения русской усадьбы. -М. :ОИРУ, 1928. - Вып. 1

Северюхин Д. Я. Старый художественный Петербург : Рынок и самоорганизация художников от начала XVIII века до 1932 года. - СПб. : М1ръ, 2008. - 534 с. Сидоров А. А. Русские портретисты XVIII века. - М. ; Пг. : Гос. издательство, 1923.-41 с.

Соловова И. К. Реставрация пастели на пергаменте: И. В. Бугаевский-Благодарный «Кающаяся Магдалина» // Консервация и реставрация музейных ценностей (объекты на бумаге и пергаменте). Материалы конференции. -М., 2002.

Сомов А. (сост.) Каталог оригинальных произведений русской живописи / Сост. А. Сомов, почетный вольный общник Академии. - СПб., 1872. - 251 с. Столбова Е. 77. Малоизвестные документы в Русском музее // «Красоту ее Боровиковский спас...» : Каталог. -М. : Гос. Третьяковская галерея, 2008. Столпянский 77.77. Старый Петербург. Торговля художественными произведениями в XVIII веке // Старые годы. - 1913. - Март. Стернин Г. Очерки русской сатирической графики. - М. : Искусство, 1964. -335 с.

Турчин В. С. Русский портрет эпохи романтизма : дис. ... канд. искусствоведения. -М., 1970.

Турчин В. С. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия. Очерки. - М. : Искусство : Московское отд-ние, 1981. -550 с.

Турчин В. С. Александр Григорьевич Варнек, 1782-1843. - М. : Искусство, 1985. -167 с.

Турчин В. С.Александр I и неоклассицизм в России : Стиль империи или империя как стиль. - М. : Жираф, 2001. - 511 с.

Чайковская О. Г. «Как любопытный скиф...» : Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII - начала XIX века. - М. : Книга, 1990. - 293 с. Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Храмы Кронштадта. - СПб. : Паритет, 2004. -384 с.

Черкесова Т. В. Политическая графика эпохи Отечественной войны 1812 года и ее создатели // Русское искусство XVIII - 1-й половины XIX века / Под ред. Т. В. Алексеевой. - М. : Наука, 1971. - С. 12-45.

Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин. - М. : Искусство, 1979. - 263 с. Шамурин Ю., Шамурина 3. Русская живопись. Третьяковская галерея, Румянцевский музей. - М., Кружок любителей искусств, 1910. - 140 с. Шерих Д. Ю. Голос родного города : Очерк истории газеты «Санкт-Петербургские ведомости». - СПб. : Лениздат, 2001. - 254 с. Штелин Я. Записки об изящных искусствах в России : [в 2 т. / Сост., пер. с нем., вступ. ст., предисл. к разделам и прим. К. В. Малиновского]. - М. : Искусство, 1990.

Яблонская Т. В. Классификация портретного жанра в России XVIII века (к проблеме национальной специфики русской живописи) // Проблемы истории СССР : Сборник аспирантских статей / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Ист. факультет. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1977. - Вып. 6. - С. 90-102.

Каталоги музейных собраний, альбомы, путеводители

Врангель Н. Н. Подробный иллюстрированный каталог Выставки русской портретной живописи за 150 лет (1700-1850). СПб., 1902. 191 с. Врангель H.H. Русский музей императора Александра III. Живопись и скульптура. Т. 1-2. СПб., 1904.

Выставка исторических портретов. Каталог исторической выставки портретов лиц XVI - XVIII вв., устроенной обществом поощрения художников. СПб., 1870. 263 с.

Государственная Третьяковская галерея. Неизвестные и забытые портретисты XVIII - первой половины XIX века. Каталог выставки. М., 1975. Государственная Третьяковская галерея. Каталог. М., 1984.

Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. М. : «Красная площадь», 1998. 336 с.

Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись первой половины XIX века. М. : «Сканрус», 2005. 483 с.

Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Портретная миниатюра XVIII- начала XIX века. М., 1997. Т. 1.

Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Рисунок XIX века. Том 2. Книга первая. А-В. М., 2007.

Государственный Русский музей. Живопись XVIII - начала XX века. Каталог. Д., 1980.

Государственный Русский музей. Романтизм в России. СПб. : Palace Editions, 1995. 72 с.

Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век: Каталог. СПб. : Palace Editions, 1998. Т. 1. 205 с.

Государственный художественный музей БССР. Каталог-путеводитель. JL, 1968. Государственный художественный музей Белоруссии. Русская и советская дореволюционная живопись. Каталог. Т. 1-2. Минск. 1997.

Живопись XVIII -начала XX века из фондов Государственного Русского музея. Л.: Художник РСФСР, 1978. 300 с.

Идеал и действительность: Русский портрет первой половины XIX века из собрания Государственного Эрмитажа: Каталог выставки / Под общ.науч.ред. М.Б.Пиотровского, автор вступ.стат. Ю.Ю.Гудыменко. - СПб.: «Славия», 2006. -71 с.

Из истории реализма в русской живописи / под ред. М.В.Алпатова. М.: «Изобразительное искусство», 1982. 209 с.

Из эпохи крепостного хозяйства XVIII и XIX веков. Статьи и путеводитель по выставке. М., 1926. 136 с.

«И образ милый, незабвенный...». Минск, 1996 (буклет-каталог выставки Государственного художественного музея Белоруссии). Каталог выставки картин русских художников XVIII - начала XX веков из частных собраний Ленинграда. Л., 1954.

Каталог живописи Ростовского областного музея изобразительных искусств. Ростов-на-Дону, 2002.

Каталог историко-художественной выставки русских портретов в Таврическом дворце. СПб., 1905. Вып. 1-8.

Каталог художественного отдела Русского музея императора Александра III. СПб: Государственная Типография., 1898. 94 с.

Каталог художественных произведений городской галереи Павла и Сергея Третьяковых. 27-е изд. М., 1917. 324 с.

Каталог V юбилейной очередной выставки: В память митрополита Евгения Болховитинова, 1837-1912. -Воронеж: Учен. арх. комис., 1912. - 16 с. Куйбышевский художественный музей. Путеводитель. Л., 1961. Куйбышевский художественный музей. Русское и советское искусство. Каталог. М., 1956.

Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. В. Эрьзи. Путеводитель. Саранск, 2001.

Музей изобразительных искусств Карельской АССР. Каталог. Л., 1961

Музей изобразительных искусств республики Карелия. Живопись. Русская живопись XVIII - начала XX века. Отечественная живопись XX века. Живопись Карелии. Западноевропейская живопись. Петрозаводск, 2005. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств. Автопортрет и портрет художника. XVIII -XXI век. СПб.: «Лики России», 2009. 239 с. Николай Дмитриевич Мыльников. Каталог выставки. М., 1989. Опись художественных произведений городской галереи Павла и Сергея Третьяковых. 1-е изд. М., 1893.

Портретная живопись в России XVIII века из собрания Эрмитажа. Каталог выставки. Л., 1987.

Портретная миниатюра в России XVIII -XIX веков из собрания Государственного исторического музея. М.: «Художник РСФСР», 1988. 360 с. Портретная миниатюра в России XVIII - начало XIX века из собрания Государственного Эрмитажа. - Л.: «Художник РСФСР», 1986. - 335 с. Портретная миниатюра из собрания Государственного Русского музея. XIX -начало XX века. Л. : Художник РСФСР, 1974. Т. 1-2.

Романтизм в России. К 100-летию Государственного Русского музея. 1898-1998. Каталог выставки. СПб.: Palace Edition,, 1995. 452 с. Русская живопись в музеях РСФСР. Вып. XI. М., 1961.

Русские портреты XVIII и XIX столетий. Издание великого князя Николая Михайловича. Т. 1-5. СПб., 1905-1909.

Самарский областной художественный музей. 100 лет коллекции. Самара, 1997. Северо-Осетинский республиканский художественный музей. Каталог / Сост. А. А. Джанаева. Л., 1970.

Семейное призвание. Коллекции Ашиков. В собрании Ярославского

художественного музея. Ярославль: ООО «СПК», 2006. 128 с.

Федор Андреевич Тулов. Русский портретист XIX века: Каталог выставки. М.,

1989.

Художественный музей Северо-Осетинской АССР. Каталог. М., 1955.

ЯосЬе О. У1асНгшг Ьоиккс11 ВокткоУБк!. // «ОагеИе ёеэ Ьеаих-аЛБ», 1906, V. 36., р. 367-381,485-501.

Источники

Санктпетербургские ведомости. 1787-1828. Московские ведомости. 1789-1828. Художественная газета. 1836-1841. Дамский журнал. 1824. Северная пчела. 1825-1849. Русский инвалид. 1813-1836.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

На правах рукописи

04201354958 Евсеева Екатерина Дмитриевна

«МАЛЫЕ» РУССКИЕ ПОРТРЕТИСТЫ КОНЦА XVIII - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА И ПРОБЛЕМА РАБОТЫ ПО ЧАСТНОМУ ЗАКАЗУ

Специальность 17.00.04 - изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Ольга Сергеевна Евангулова

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.