Марксистско-ленинская идеология и процесс революционного преобразования общественного сознания на Кубе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Гэррэро Каррильо, Пура де ла Каридад

  • Гэррэро Каррильо, Пура де ла Каридад
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 169
Гэррэро Каррильо, Пура де ла Каридад. Марксистско-ленинская идеология и процесс революционного преобразования общественного сознания на Кубе: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Москва. 1984. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Гэррэро Каррильо, Пура де ла Каридад

Введение

Глава I. Идеология как форма общественного сознания, ее особенности и социальные функции

1. реология: сущность и роль в борьбе классов

2. Единство научности и партийности как принцип марксистско-ленинской идеологии

3. Социалистическая идеология и собственный опыт масс

Глава 2. Возрастание роли марксистско-ленинской идеологии в процессе борьбы за победу социализма на • -К^бе ' '

1. Динамика социально-классовой структуры кубинского общества

2. Революционно-демократические идеи Хосе Марти как предпосылка распространения идеологии научного социализма

3. Роль марксистско-ленинской идеологии в развертывании революционного процесса на Кубе

4. Общее и особенное в развитии Кубинской революции и идеологическая борьба

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Марксистско-ленинская идеология и процесс революционного преобразования общественного сознания на Кубе»

Исследование процесса формирования марксистско=ленинской идеологии на Еубе и ее роли в развитии революционной борьбы и социалистическом строительстве представляется весьма актуальным как в теоретическом отношении, так и в плане идеологической борьбы. Современный этап общественного развития характеризуется резким обострением идеологической борьбы между капитализмом и социализмом. Наша эпоха - это эпоха перехода от капитализма к социализму. Капиталистическая система, уступившая место социализму в значительной части земного шара, вступила е полосу дальнейшего углубления общего кризиса. Становится все более очевидным, что капитализм не в состоянии справиться с основными проблемами, волнующими человечество. Жизненно важные проблемы получают СЕое разрешение лишь на путях социалистического и коммунистического строительства.

Социальные изменения последних десятилетий - образование мировой социалистической системы, углубление общего кризиса капитализма, крах колониализма, нарастание мирового революционного процесса, - вынуждают идеологое буржуазии искать новые формы и методы теоретической защиты капитализма. Буквально на наших глазах происходит смена тактики буржуазной идеологии, ее поворот от концепций деидеологизации, которым в политике соответствовали "тихая", "ползучая" контрреволюция, к попыткам обновления традиционных буржуазных ценностей на основе реидеологизации, чему соответствует реакция по всем линиям. Б этой связи представители буржуазной и ревизионистской философии и социологии в последнее время особое внимание уделяют понятию идеологии, идеологической борьбы и всему комплексу, связанных с этим понятий. Возрождение интереса буржуазных теоретиков к понятию и проблемам идеологии объясняется рядом обстоятельств. Первостепенное значение имеет стремление крупного монополистического капитала к безраздельному господстьу над умами людей, к усилению эффективности идеологического и психологического давления на широкие трудящиеся массы, которые в современных условиях все более теряют веру б буржуазные идеологические принципы и установки. Во=вторых, это обусловлено стремлением подорвать растущее во Есем мире влияние марксистско=ленинской идеологии. В=третьих, буржуазные идеологи с тревогой наблюдают за ростом антимилитаристских, антиимпериалистических настроений широких народных масс в (Ж, ФРГ, Японии, Англии и других капиталистических странах. Б=четвертых, глубокую тревогу буржуазии и ее идеологов вызывает борьба народов Азии, Африки и Латинской Америки за свою независимость, национальное самоопределение, за социалистическую ориентацию.

Важнейшие проявления этого процесса: победоносная революция и построение социализма на Кубе, трагическая борьба народа Чили, интервенция США на Гренаду, героическое сопротивление народа Никарагуа наемникам американского империализма, борьба патриотов Сальвадора, вообще рост национального самосознания народов всего латино=американского континента.

И если в 20=е - 30=е годы причины революционных событий в Европе и Азии империалисты пытались искать в пресловутой "руке Москек", то ныне "виновников" всех национально=освободительных движений народов считают, наряду с"Москбой", также и Кубу, Срыв героическим кубинским народом открытого военного вмешательства США усилил злобу и ненависть американского империализма. Эта ненависть выливается, в частности, в идеологическую войну против Кубы, против всего социалистического лагеря.

Правомерность выгода марксистско=ленинского учения о неизбежности краха капитализма практически доказана Ееликой Октябрьской социалистической революцией и образованием мировой социалистической системы. Б настоящее время этот еыеод находит все новые и новые подтверждения. Одним из ярких примеров необратимости краха капитализма и стала Кубинская революция. Кубинская революция яБилась первой социалистической революцией в западном полушарии. Она произошла в условиях сравнительно мирного развития человеческого общества. Кроме того, эта революция свершилась в маленькой стране, находившейся в полной зависимости и непосредственной близости от самой мощной империалистической державы - Соединенных Штатов, рассматривавших всю Латинскую Америку как свою вотчину.

Победа Кубинской революции вызывала широкую идеологическую кампанию со стороны буржуазных идеологов. Объектом их нападок стал не только сам факт ее свершения, своеобразие пути развития и опыта, но и в очень большой степени - проблема ее закономерности, так сказать, "правомерности" ее победоносного исхода. Идеологи империализма сосредоточили свои усилия на попытках доказать, что на Кубе до 31 декабря 1958 года практически не существовало классовой борьбы и что социальная революция там была неоправданной и незаконной. Истинной целью этих утверждений явилось стремление любыми средствами фальсифицировать действительные причины Кубинской революции, стремление доказать, что революция на Кубе, имеющая много общих черт в экономическом, социальном и политическом отношениях с другими латино=американски-ми странами, является чем=то неестественным, насильно привнесенным на латино=американскую почву, противоречащим интересам народов этих стран. Однако, Кубинская революция нанесла сокрушительный удар теориям "географического фатализма", "континентального единства", "панамериканизма", "взаимодополняющей экономики" и т.д. Боязнь того, что, как выразился товарищ Фидель Кастро, искры Кубинской революции могут упасть на крыши домов других латино=американских стран, служила и продолжает служить основной непрекращающейся кампании фальсификации и извращений истинного положения на Кубе до и во время революции.

С победой Кубинской революции появилось немало "теоретиков", особенно в лагере мелкобуржуазного "революционаризма", которые стали приписывать ей совершенно исключительные черты и даже доказывать, что она якобы опровергла марксистско=ленинское учение и открытые им закономерности революционной борьбы. Кубинские революционеры опровергли все эти несостоятельные "концепции" и доказали, что Кубинская революция победила и развивалась в полном соответствии с марксистско=ленинской теорией мирового революционного процесса.

На I съезде Коммунистической партии Кубы была поставлена задача усиления идеологической борьбы на основе марксистско= ленинской идеологии и революционно=демократических традиций кубинского народа: "Необходимо предпринять усилия по историческому и теоретическому обобщению опыта кубинского революционного процесса. При этом следует подчеркивать, что наша революция - результат сознательной деятельности, которая основана на законах, предопределяющих историческое развитие, что ее социалистический характер является последовательным воплощением этих законов. Необходимо также выделять особую роль в революции товарища Фиделя Кастро, который сумел в каждый момент ее развития блестяще определить и удовлетворить требования исторического развития и жизненные интересы масс, подчеркивать, что наша марк-систско=ленинская идеология, будучи логическим выражением объективного процесса нашей революции, основывается на всеобщих принципах научного социализма и специфических проявлениях самого передового и прогрессивного революционного опыта, накопленного в нашей стране в процессе Еековой революционной борьбы"^.

Вместе с тем, опыт социалистического строительства на Кубе выходит за национальные рамки и представляет собой ценный и весомый вклад в теорию и практику международного социализма. В свою очередь, на Кубе придается исключительно большое значение изучению опыта, накопленного в других братских странан,прежде всего опыта СССР - первой в мире страны победившего социализма, воплотившей принципы марксистско=ленинской идеологии на практике и тем самым доказавшей ее истинность. Товарищ Фидель Кастро подчеркнул: "Я сказал бы, что пока еще недостаточно разработан вопрос о том, каким образом могут решать свои проблемы слаборазвитые страны, Естающие на путь социализма. Б этом смысле Куба является е западном полушарии первичным источником информации, поскольку мы исходим из нашего собственного опыта и знаем трудности, с которыми приходится встречаться, решаем на практике все эти проблемы, для чего необходимы большие усилия, труд Есего народа, сочетание учебы и работы и, конечно, наличие международной поддержки. Что касается Кубы, то эта поддержка у нас была и есть, особенно это относится к странам социалистического о лагеря, и в первую очередь, к Советскому Союзу .

Победоносно развивающаяся Кубинская революция оказывает революционизирующее влияние на страны и народы, борющиеся за независимость. Однако это влияние осуществляется не путем "экспорта революции" или "вмешательства" во внутренние дела, как

1 Tesis у resoluciones del Primer Congreso del.Partido Comunista de Cuba. La Habana, 1976, p. 252-255»

2 Castro Euz Fidel. El Marxismo-Leninismo y la Revolución Cubana en El Movimiento Comunista, Moscú, 1980, p. 57. утверждают буржуазные идеологи, а силой примера, демократизацией поистине выдающихся достижений победившей революции во всех сферах жизни кубинского народа. Социалистическая Куба стала новым маяком борьбы за свободу и социальную справедливость для всех народов, борющихся за экономическую и политическую независимость, за социальный прогресс. Победа Кубинской революции еще более упрочила позиции сил мирового социализма. Она еще раз подтвердила научный прогноз В.Л.Ленина о том, что уничтожение капитализма и его следов, введение основ коммунистического порядка составляет содержание начавшейся с 1917 года новой эпохи всемирной истории.

Цель настоящей работы заключается б исследовании диалектики общего и особенного в усвоении и развитии марксистско=ленин-ской идеологии на Кубе, в раскрытии значения опыта Кубы для развивающихся стран, в первую очередь стран Латинской Америки, и обогащения общей теории марксизма=яенинизма. Она отвечает рекомендациям Июньского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС.

Реализация поставленной цели потребовала решения ряда познавательных задач:

- показать специфику марксистско=ленинской идеологии как научной идеологии пролетариата;

- раскрыть роль марксистско=ленинской идеологии в развитии революционного самосознания народных масс и формировании социалистического сознания;

- выявить сущность и роль революционно=демократических идей Хосе Марта в формировании национального самосознания кубинского народа как идейной предпосылки распространения марксистско= ленинской идеологии;

- раскрыть диалектику перерастания национально=демократи-ческого сознания масс в социалистическое в ходе революции и социалистического строительства;

- раскрыть особенности кубинского пути развития социализма как специфического проявления общих принципов марксистское ленинской теории социалистической революции с учетом социально= классовых и национальных особенностей страны;

- дать критику буржуазных и ревизионистских концепций, извращающих сущность Кубинской революции.

Степень разработанности темы. Существенные характеристики идеологии как формы общественного сознания содержатся в трудах К.Маркса, и Ф.Энгельса. Фундаментальный вклад в развитие общей теории идеологии, условий формирования научной пролетарской идеологии,в обоснование ее роли в революционном процессе принадлежит Б.И.Ленину.

Развитию теоретического наследия классиков марксизма=лени-низма е области пролетарской идеологии постоянно уделяется внимание в партийных документах КПСС и КП Кубы. Большое внимание идеологическим вопросам уделяет товарищ Ф.Кастро. Груды классиков марксизма=ленинизма и партийные документы послужили идейно= методологической основой предпринятого исследования.

Разработка вопросов общественного сознания и идеологии, их значения ьедется многими советскими философами, социологами, историками, а также учеными из других социалистических стран^. См.: Келле В.Ж., КоЕальзон М.Я. Формы общественного сознания. М., 1950; Ядов Б.А. Идеология как форма духовной деятельности общества. Л., 1961; Уледов А.К. Структура общественного сознания. М., 1968; Константинов Ф.Е. Социология и идеология. ГЛ., 1969. Мороздва И.С. Развитие понятия "идеология" в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина. М., 1970; Москвичев Л.Н. Теория "деидеологизации": иллюзии и действительность. М., 1971;

Б их трудах с позиций марксизма-ленинизма освещаются ключевые проблемы духовной жизни общества, идеологии и общественного сознания. В них содержатся богатый теоретический и фактический материал, особенно по таким проблемам, как вопрос о месте идеологии в духовной жизни общества, о ее теоретическом и классовом характере, о внутреннем строении идеологии, об особенностях взаимодействия общественной психологии и идеологии в класс0Е0-антагонистических формациях и в социалистическом обществе.

Последнее время опыт Кубинской революции стал предметом исследования советских специалистов. Однако в большинстве своем они посвящены анализу истории, экономическому и политическому развитию страны. Среди работ, посвященных непосредственно идеологическим проблемам, назовем следующие: Шишкина В.й. "Социально-политические взгляды Хосе Марти", Окунева М.А. "Рабочий класс в Кубинской революции" (Проблема формирования и роста классового сознания пролетариата). Григулевич И.Р. "Хосе Марти и революционные традиции освободительной борьбы кубинского народа". Гашук В.В. "25 героических лет": (Республика Куба в борьбе за мир и международное сотрудничество). ДарученкоЕ О.Т. "Куба -острое созидания". Листое В.В. "Тайная война против реЕОлюцион

ЙЕанов В. Идеология: характер и закономерности развития. М., 1977; Биккенин Н.Б, Социалистическая идеология. М.,1978. Бурмина А.И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма. М.,1979; Яковлев М.В. Идеология. М., 1979; Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М.,1980; Гак Г.М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. М.,1980; Духовное производство. М.,1981; Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М.,Ут.1, 1981; Гырдаев Д. Актуальные проблемы общественного сознания. М.,1982; Марксистско-ленинская теория исторического процесса (исторический процесс: целостность, единство и многообразие, формационные ступени. М., т.2, 1983. ной Кубы".

Проблемы идеологий становятся предметом исследования и б кубинской социально=философской литературе. Однако, здесь они рассматриваются в связи с решением более общих проблем^. Обобщение этого материала послужило теоретической основой предпринятого исследования. Дальнейшее обобщение опыта революционной борьбы за построение социализма на Кубе и отражения его в общественном сознании может существенно обогатить марксистско=ленин-скую идеологию. Не случайно на Июньском Пленуме ЦК КПСС (1983 г.) подчеркивается необходимость осмысления опыта всех социалистических стран, как условия обогащения и развития общей идейной сокровищницы марксизма=ленинизма "Надо шире изучать все лучшее в опыте братских стран социализма. Необходим глубокий анализ новых явлении б международных отношениях, развитии мирового со* Эррера Мэдиа Хосе. Движущие силы Кубинской революции. М., 1979; Мартинес Хеанс Мануель. Кубинская революция - звено мирового революционного процесса. M.f IS79; Гузман Бетанкоурт Оскар. Соотношение объективной необходимости и сознательной деятельности в период построения социализма (на материалах Кубы) М., 1980; Амореса М.Е. Диктатура пролетариата на Кубе и особенности ее становления. ГЛ., 1980; Сильва Леон Арнальдо. Диалектика общего и особенного в процессе революционного перехода от капитализма к социализму (На материалах Кубинской революции);

М., 1982; Vilariño Evelioj Rodríguez Carlos. La lucha ideoló-, gica. La Habana, 1978; García Gaspar Jorge. Filosofía. Ciencia. Ideología. La Habanat 1980; Thalia Fung Eiverón. En torno a las regularidades y particularidades de la Bevolución Socialista en Cuba. La Habana, 1982. циализма, б мировом революционном процессе, новых аспектов и сторон общего кризиса капиталистической системы"^.

Научная новизна работы заключается в уточнении специфики социально=философского подхода к исследованию развития духовной сферы общества в процессе социалистической революции на опыте Кубы; в раскрытии диалектики общего и особенного развитии Кубинской революции и отражении этой диалектики в развитии социалистического сознания; в обосновании международного значения опыта Кубинской революции и построения социализма на Кубе для развивающихся: стран, для развития марксистско=ленинской идеологии в целом.

В частности на защиту вносятся следующие теоретические положения :

- Теоретически объяснить особенности современности идеологической бррьбк можно только с позиций развитой научной теории идеологии, которую представляет марксистско=ленинское учение.

- Национально=осЕободительное движение в развивающихся странах находит непосредственное выражение б национальн(^демократическом сознании масс, которое получает свое логическое завершение б социалистической идеологии.

- Опыт Кубинской революции подтверждает универсальное значение марксистско=ленинской идеологии, в том числе для развивающихся стран л, в частности, стран Латинской Америки.

- Победа социалистической революции и строительство социалистического общества требуют повышения идейной сознательности Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 года. Политиздат, 1983, с. 70. масс, эта задача может быть решена под руководством коммунистических партий.

Данная работа является первым исследованием развития марк-систско =ленинской идеологии на Кубе. Она имеет теоретическое и практическое значение для правильной оценки и решения ряда вопросов, связанных с устранением противоречий, существующих в идеологическом развитии кубинского общества на современном этапе, для разработки научно=обоснованной тактики идеологической работы Коммунистической партии Кубы в массах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Гэррэро Каррильо, Пура де ла Каридад

Заключение

Современный этап исторического развития характеризуется резким обострением борьбы меаду научной, марксистско-ленинской идеологией и идеологией буржуазной. Эта борьба является отражением в идеологической сфере основного противоречия современной эпохи: противоречия между капитализмом и социализмом. Объективная тенденция развития этого противоречия состоит в том, что социализм как исторически наиболее прогрессивный общественный строй становится ведущей, решающей силой мирового развития.

По многочисленным признакам, проявляющимся в различных областях, монополистический капитализм вступил ныне в новую полосу углубляющегося и обостряющегося кризиса и реакции по всем линиям. Основная цель идеологической стратегии современного империализма заключается в обеспечении победы капитализма над социализмом, в разрешении основного противоречия эпохи в пользу капитализма. Идеологи буржуазии пытаются дискредитировать марксизм-ленинизм в глазах трудящихся масс, всемерно способствовать возникновению и углублению расхождений в лагере социализма, перенести идеологическую борьбу в социалистические страны и международное коммунистическое движение, поощряя и используя при этом возникновение и усиление ревизионистских, сектантских и националистических тенденций. Борьба против единства социалистических стран и мирового коммунистического движения - это сегодня главное направление стратегии империализма в идеологической области.

Однако вопреки широко развернутой империалистическими кругами кампании дезинформации, лжи и клеветы содружество социалистических стран крепнет, набирает силы демократическое движение народов мира против сил реакции и милитаризма. Народы развивающихся стран, сбросив оковы колониализма, из объекта истории станоьятся ее субъектом. По какому пути развития они пойдут -по пути социализма, как естественные союзники рабочего класса и стран социализма, или по пути капитализма, на что надеются идеологические и политические лидеры стран капитализма, - во многом зависит от соотношения сил ДЕух основных противоборствующих систем - социализма и капитализма. Б этом смысле строительство социализма на Кубе вносит сбой существенный Еклад е мйроеой революционный процесс. Переход от капитализма к социализму как основное содержание современной эпохи находит отражение е идеологической борьбе. Дальнейшие перспективы этой борьбы - один из Банных вопросов, оказывающий Елияние на характер идеологической и политической ситуации современной эпохи.

Успешная борьба протиь буржуазной идеологии предполагает глубокое знание и дальнейшее творческое развитие марксистско= ленинской идеологии на основе обобщения и осмысления практики международного рабочего движения и национально=осЕободительной борьбы разейБающихся стран.

Научная идеология - идеология марксизма=ленинизма не признает географических границ. Обобщая опыт развития социализма всех стран социалистического содружества, международного рабочего движения, борьбы кародоь мира за мир, демократию и социализм, ока глубоко интернациональна по своей внутренней сущности.

В этой сеязи опыт Кубинской революции и построение социализма б малой стране е непосредственной близости от самой аг-рессйЕной империалистической держаБЫ - СНА-имеет большое международное значение.

Кратко важнейшие уроки кубинского опыта можно сформулиро-Бать следующим образом:

- Преодоление сил империализма, буржуазной реакции и неоколониализма и победа социалистической революции еозможны только на осноЕе марксистско=ленинской идеологии.

- Мобилизация масс на революционную борьбу и построение социализма требует учета социально=экономических особенностей развития страны и опоры на националько=демократическае традиции ее истории.

- Победа социализма в ноеых странах в современных условиях крайнего обострения классовой борьбы, принимающей особо острые формы, возможна только е союзе с мировой социалистической системой и при ее поддержке.

- Марксистско-ленинская идеология - это идеология мира и дружбы народов, основанная на Боепитании уважительного отношения к специфическим чертам всех других наций и народностей, на понимании приоритета общих, интернациональных задач, встающих перед международным рабочим движением, перед ьсем человечеством.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гэррэро Каррильо, Пура де ла Каридад, 1984 год

1. Маркс К. К критике гегелеЕСкой философии права. - Маркс К.,

2. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.414-419.

3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2.е изд., т.З, с.1-4.

4. Маркс К. Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта. Маркс К.,

5. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.8, с.119-127.

6. Маркс К. Из рукописного наследстЕа. Введение. Маркс К.,

7. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.12, с.709-873.

8. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.5-9.

10. Маркс К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф.

11. Соч., 2-е изд., т.19, с.9-32.

12. Маркс К. Капитал. Т.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.,т.23, с.3-542.

13. Маркс К. Письмо к Арнольду Руге е Дрезден от 13 марта 1834.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.27, с.373- 375.

14. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2.е изд., т.4, с.322-329.

15. Энгельс Ф. РазЕНТие социализма от утопии к науке. Маркс К.,

16. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.185-230.

17. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-еизд., т.20, с.1-338.

18. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности игосударства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.23-178.

19. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкойфилософии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21, с.269-317.

20. Энгельс Ф. Юридический социализм. Маркс К., Энгельс Ф.

21. Соч., 2-е изд., т.21, с.495-516.

22. Энгельс Ф. Письма об историческом материализме. Письма 213,214,215,232,233. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные письма. М.: Госполитиздат, 1978.

23. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.3-230.

24. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З, с.7-544.

25. Маркс К., Энгельс Ф. Нищета философии. Маркс К., Энгельс Ф.

26. Соч., 2-е изд., т.4, с.65-185.

27. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.

28. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., г.4, с.419-459.

29. Ленин В.Л. Что такое "друзья народа" и как они воюют противсоциалдемократов? Полн. собр. соч., т.1, с.125-346.

30. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критикаего в книге г.Струве. Полн. собр. соч., т.1, с.347 536.

31. Ленин В.й. Дье тактики социал-демократии в демократическойреволюции. Полн. собр. соч., т.2, с.1-131.

32. Ленин Б.И. Задачи русских социал-демократов. Полн. собр.соч., т.2, с.433-470.

33. Ленин Б.И. От какого наследства мы отказываемся. Полн.собр. соч., т.2, с. 505-543.

34. Ленин Б.И. С чего начать? Полн. собр. соч., т.5,' с.1-13.

35. Ленин Б.И. Что делать? Полн. собр. соч., т.6, с.3-192.

36. Ленин Б.И. Революционный авантюризм. Поли. собр. соч., т.6,с.377-398.

37. Ленин В.И. Письмо товарищу о наших организационных задачах.

38. Поли. собр. соч., т.7, с.1-32.

39. Ленин Б.И. Задачи революционной молодежи. Поли. собр. соч.,т.7, с. 341-346.

40. Ленин В.И. Шаг вперед, ДЕа назад. Полн. собр. соч., т.8,с.185-405.

41. Ленин Б.И. Марксизм и ревизионизм. Полн. собр. соч., т.17,с. 15-26.

42. Ленин Б.И. Материализм и эмпириокритицихм. Полн. собр. соч.,т.18, с. 1-521.

43. Ленин Б.И. Крах П Интернационала. Полн. собр. соч., т.19,с. 209-265.

44. Ленин В .И. Принципиальные Еопросы избирательной компании.

45. Полн. собр. соч., т.21, с. 68-94.

46. Ленин Б. 14. Экономическая и политическая стачка. Полн. собр.соч., т.21, с.317-324.

47. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма.

48. Полн. собр. соч., т.23, с. 40-54.

49. Ленин В.И. Карл Маркс. Полн. собр. соч., т.26, с. 43-93.

50. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма.

51. Полн. собр. соч., т.27, с.299-426.

52. Ленин Б.И. Государство и революция. Полн. собр. соч., т.33,с. 1-199.

53. Ленин Б.И. О революционной фразе. Полн. собр. соч., т.35,с.343-353.

54. Ленин Б.И. -Седьмой экстренный съезд РКП(б). Полн. собр.соч., т.36, с. 1-75.

55. Ленин.Б.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский.

56. Полн. собр. соч., т.37, с.235-302.

57. Ленин Б.И. I Конгресс коммунистического интернационала.

58. Полн. собр. соч., т.37, с.489-511.

59. Ленин В.й. Великий почин. Полн. собр. соч., т.39, с.5-29.

60. Ленин В.Л. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. Полн.собр. соч., т.41, с.1-103.

61. Ленин Б.И. Речь на заседании пленума Моссовета, МК РКП(б)и МГСПС. Полн. собр. соч., т.42, с.1-6.

62. Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах. Полн. собр. соч., т.42,с. 264-304.

63. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 256 с.

64. Материалы Ш1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.

65. Материалы пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня, 1983. Политиздат, 1983. - 80 с.

66. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса.и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Избранные речи и статьи. Политиздат. М.: 1983, с. 231-249.

67. Черненко К.У. Избранные речи и статьи. Политиздат. М.:1984, 643 с.

68. Informe Central al Primer Congreso del Partido Comunista de Cuba, La Habana, 1976.

69. Tesis y resoluciones del Primer Congreso del Partido Comunista de Cuba. La Habana, 1976.

70. Plataforma programática del Partido Comunista de Cuba. La Habana, 1976.5g # Informe Central al Segundo Congreso del Partido Comunista de Cuba. La Habana, 1980.

71. Castro Ruz Fidel, La historia me absolverá. Autodefensade Fidel Castro ante el tribunal de urgencia de Santiago de Cuba el 16 de octubre de 1953» La Habana, 19&1.

72. Castro Ruz Fidel, Discursos en tres tomos. La Habana,1976.

73. Castro Ruz ^idel. Entrevista a Oleg Darusenkov. Revista

74. Socialismo Teoría y Práctica №. 5.mayo de 1979*

75. Castro Ruz Fidel, El Marxismo Leninismo y la Revolución

76. Cubana, en El Movimiento Comunista. Moscú, 1980.

77. Биккенин Ы.Б. Социалистическая идеология. M.: Политиздат,1978. 294 с.

78. Бякареьич А.Д. ХХУ лет Кубинской ркьолюции. М.: Наука,1984. 210 с.

79. Березоьский П.И. Идеологические отношения "категория исторический материализм и научный коммунизм". Красноярск : Красноярск, ун-та, 1980. -189 с.

80. Бурдина А.Л. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма. М.: Высшая школа, 1979. 174 с.

81. Бугрее А.Н. Диалектика стихийности и сознательности в общественном развитии. ГЛ.: Мысль., 1982. 199 с.

82. Гак Г.М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. М.: ВПШ и АОН, 1960. 200 с.

83. Горячева А.И., Макаров М.Г. Общественная психология. JÍ.:1. Наука, 1979. 216 с.

84. ГрннеЕИч Э.А. Куба: путь к победе революции. М.: Наука,1975. 239 с.

85. Гардев Д. Актуальные проблемы общественного сознания. ГЛ.:1. Прогресс, 1982. 312 с.

86. Даругенков О.Т. Республика Куба. М.: Наука, 1974, 176 с.

87. Дарусенков О.Т. Куба остров созидания. М.: Политиздат,1975. 255 с.

88. Демин М.В. Анализ структуры сознания. М.: Издательство Московского университета, 1980. 38 с.

89. Духовное произеодстео. М.: Наука, 1981. 365 с.

90. Иванов В. Идеология: характер и закономерности развития.

91. М.: Партиздат, 1977. 412 с.

92. Келле Б.Ж. Структура общественного сознания. М.: Знание,1964. 48 с.

93. Константинов Ф.В. Марксистско-ленинская философия и соЕремеиность. М.: Наука, 1982. 478 с.

94. КоЕалеЕ А.М. Содержание и закономерности мирового революционного процесса. М.: Издательство Ыоскоеского университета, 1974. 214 с.

95. Крашенинникова Н.К. История государства и праЕа Кубы. М.:

96. Ун-т дружбы народов им. П.Лумумбы, 1966. -104 с.

97. Листов В.В., Зшсое В.Г. Тайная война против революционной

98. Кубы. М.: Политиздат, 1966. 206 с.

99. МанншеЕ Ю.Г. и др. Идеологические отношения как категорийисторического материализма и научного коммунизма. Красноярск: Красноярск, гос. ун-т, 1980. 191 с.

100. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Т.1. М.: Наука, 1981. 462 с.

101. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: целостность, единство и многообразие, форма-ционные ступени. Т.2. ГЛ.: Наука, 1983. 534 с.

102. МасюкоЕ В.Ф. Солидарность Кубы с борьбой народов Латинской

103. Америки против империализма и реакции е 70-е годы XX е. Автореф. филос.наук. Минск: 1982.

104. Митина М.Б. и др. Идеологическая борьба и мировой революционный онный процесс. М.: Мысль, 1978. 319 с.

105. МоскЕИчев Л.Н. Теория "деидеологизации": иллюзии и действительность. М.: Мысль, 1971. 236 с.

106. Морозоьа И. Развитие понятия "идеология" в трудах К.Маркса,

107. Ф.Энгельса и В.И.Ленина. Автореф. филос. наук. М.: 1970.

108. МшЕениерадзе В.В. Роль идеологии в жизни общества. М.: Знание, 1969. 47 с.

109. Мшвениерадзе В.В. Борьба идей в современном мире. В кн.:

110. Зарубежные марксисты в борьбе против буржуазной идеологии. М.: Прогресс, 1971. с.3-32.

111. Нестеренко Г.Я. Идеология, ее особенности и формы. М.:1. Мысль, 1964. 199 с.

112. Николаи И. "Конец идеологии" или идеологическпя диверсия.

113. Б кн.: Зарубежные марксисты в борьбе протиЕ буржуазной идеологии. М.: Прогресс, 1971. с.58-80.

114. Новикова Л.И. Социальное познание и искусство. М.: Знание,1980. 64 с.

115. Пашук В.В. 25 героических лет: (Республика Куба в борьбеза. мир и междунар. сотрудничество). Киев: Политиздат Украины, 1983. 182 с.

116. Плетников 1С.К. Общественная структура: проблема и перспективы развития. М.: Философские науки I, 198л. с. 3-12.

117. Плеханов Г.Б. Предисловие к третьему изданию произведения

118. Ф.Энгельса "Развитие научного социализма". Избр.фалосов.произв. б 3-х томах. ГЛ., 1957, т.1, с.32-57.

119. ПлеханоБ Г.Б. А Л.Волынский, Русские критики. Литературныеочерки. M.: 1923. Соч. Т. 10, с.163-198.

120. Плеханов Г.В. Предисловие к третьему изданию сборника "Задвадцать лет", ivî.: 1924. Соч., т. 14, с. 183192.

121. Степанян Ц.А. Закономерности перерастания социалистическогосознания масс в коммунистическое сознание. M.: 1963. 70 с.

122. Терновой О.С. К вопросу о периодизации в свете ленинизмаистории прогрессивной идеологии и философии Кубы. В кн.: Ленинизм и Латинская Америка. M.: 1972. - с.288-303.

123. Уледов А.К. Структура общественного сознания. М.: Мысль.,1968. 323 с.

124. Федотова А.В. "Идеологический прогресс и Боепитание личности. U.: Прогресс, 1980. 328 с.

125. Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания. Л.: Наука, 1982. 314 с.

126. Чигирь H.II. СССР Куба: е едином строю к общей цели. М.:

127. Международные отношения, 1974. 76 с.

128. Шишкина. В.И. Социально-политические езглядк Хосе Марти.

129. ГЛ.: Издательство Московского университета, 1969. 114 с.

130. Ядов В.А. Идеология как форма духовной деятельности общества. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1961. 120 с.

131. Яковлев М.Е. Идеология. ГЛ.: Мысль, 1979. 269 с.

132. Яковлев Б.Д. Духовная культура разБИт:ого социализма. Л.:

133. Издательство Ленинградского университета, 1981. 116 с.

134. Aguirre Sergio. Algunas luchas sociales en Cuba Republicana. Cuba Socialista №. 49, La Habana, 1965.

135. Acerca de la lucha ideológica en la construcción del Socialismo en Cuba, Editora Política. La Habana, 1978.

136. Baliño Carlos. Documentos. Biblioteca Nacional JoséMartí.1. Habana, 1964.

137. Cantón Navarro José. Carlos Baliño organizador y combatiente . El militante comunista. La Habana, junio 1976.

138. Cuba Socialista № 4. La Habana, abril 1961.

139. Cuba Socialista № 48. La Habana, agosto 1965.

140. ИЗ. Cuba Socialista № 51. La Habana, octubre 1965.

141. Cuba Socialista № 52. La Habana, noviembre 1965.

142. Díaz Ruíz Antonio. La estructura clasista de la sociedad çubaña en Conferencia Teórica Internacional» -La estructura de clases en América Latina. -La Habana, 22-28 de mayo de 1980.

143. Del Valle Sergio. Discurso, La Habana, 8.12.1966.

144. Documentos de los Plenos del Partido Socialista Popular 5960. La Habana, 1960.

145. Guevara Ernesto, Notas para el estudio de la ideología de la Revolución Cubana. Obras. Casa de las Américas.

146. Guevara Ernesto. Revista Verde Olivo, octubre de 1960.

147. García Gaspar Jorge. Filosofía. Ciencia. Ideología. La Habana,1980.

148. Grobart Fabio. Selección de artículos y discursos del movimientoobrero y la -Revolución Socialista de Cuba« La Habana, 1980.125« Grobart Fabio. El proceso de formación del Partido Comunista de

149. Cuba., Cuba Socialista. La Habana, diciembre, 1981,126» Hart Dávalos Armando, Discurso en ocasión del 80 aniversario dela caída de José Martí. Periódico Sierra Maestra. Santiago de Cuba, 19.5*1975.

150. Irving Louis Horowitz. El Comunismo Cubano. 1959-1979. Madrid,1. España, 1979*128, Las leyes de la Reforma Agraria en Cuba. CJDA. INRA.129« Marrero Juan, ¿Existió.la I Internacional en Cuba?, Periódico1. Hoy, 6,9. 1964.

151. Martí José. Bases del Partido Revolucionario Cubano, Obras Completas. La Habana, T.1. p. 279- 284.

152. Martí José. "Patria " de hoy. Nueva Tork. Obras Completas. La1. Habana, T. 2. p. 183-185.

153. Martí José. Carta al general Máximo Gómez. Nueva Tork 4.1.1894.

154. Sartre Jean Paul, Huracán sobre el azúcar, en Sartre visita a Cuba. La Habana, 1960.147« Sartre Jean Paul. Ideología y Revolución en Sartre visita a Cuba,1. Habana, 1960.

155. Sartre Jean Paul. Materialismo y Revolución en la República del

156. Silencio, Estudios Políticos y Literarios, Buenos Aires, 1960.149« Toledo Sande Luís, Lecciones del Partido Revolucionario Cubano,

157. El militante comunista. La Hbana, junio 1976,

158. Zeitlin Maurice, La política revolucionaria y la clase obreracubana, Buenos Aires, 1973«151* Vilariño Evelio,, Rodríguez Carlos, La lucha ideológica. La Habana, 1978.152, Mannheim Karl

159. The Problem of Generations en Karl Mannheim, Ens: sys on the Sociology of Know ledge ed. Nueva York: Oxford University Press. 1952,

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.