Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Симонова, Ольга Алексеевна

  • Симонова, Ольга Алексеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 263
Симонова, Ольга Алексеевна. Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2008. 263 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Симонова, Ольга Алексеевна

Введение.

Глава 1. Массовая беллетристика в литературных отделах женских журналов

1.1. Феномен массовой литературы в научных исследованиях.

1.2. Жанровый и тематический репертуар литературных отделов женских журналов 1910-х годов.

Глава 2. Женские журналы в России XIX - начала XX веков

2.1. История и типология женских журналов в России.

2.2. История и структура «Журнала для хозяек» (1912—1926).

2.3. Журнал «Женская жизнь» (1914-1916) как структурное целое.

Глава 3. «Праздничные» номера и военная проблематика в женских журналах 1910-х годов

3.1. Структура рождественских и пасхальных номеров женских журналов 1910-х годов.

3.2. Военная тема в женских журналах 1914-1916 годов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов»

Постановка проблемы

В начале XX века в России происходит всплеск общественного интереса к «женскому вопросу» и проблеме равноправия мужчин и женщин. Создаются разнообразные женские организации, расширяется возможность доступа женщин к профессиональной деятельности, появляется большое количество поэтесс и писательниц. К этому же периоду относится расцвет периодической печати (в 1909 году, например, в России выходит 2543 издания1).

Соответственно, женская периодика также достигает своего апогея. Количество женских изданий заметно увеличивается. Если с 1779 года (год появления первого в России женского журнала — «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета») и до конца XIX века, т.е. более чем за столетие, в России появилось около 16 женских журналов", то в период с 1899 по 1917 год - почти две дюжины3. Только в начале XX века женские журналы из малопопулярных и в известной степени маргинальных периодических изданий превращаются в массовые. Так, большинство женских журналов (как и вообще периодических изданий) в XIX веке имело небольшой тираж, например, на «Дамский журнал» (1806) было подписано всего 43 человека4. Выходящий же в 1910-е годы «Журнал для хозяек» насчитывает сто тысяч подписчиков.

В конце XIX — начале XX века не только возрастает численность и тиражи женских журналов, но и меняются их функции и содержание. Женская периодика осознается, с одной стороны, как средство удовлетворения читательских потребностей женской аудитории, а с другой - как одна из возможностей женского самовыражения в публицистике и журнальной беллетристике. Еще одной функцией женского журнала начала XX века становится распространение идей эмансипации женщины и суфражизма.

1 Ворошилов В.В. История журналистики России: Конспект лекций. СПб., 2000.

2 Юкина И.И. История женщин России: Женское движение и феминизм в lS50-1920-e годы: Материалы к библиографии. СПб., 2003.

3 Харрис Дж.Г. Русские дореволюционные женские журналы начала XX века // Тендер: язык, культура, коммуникация. М., 2001. С. 363.

4 Покровский В.И. Дамский журнал (1806-1906 гг.). М., 1906. С. 4.

Отдельную задачу представляет собой наполнение литературных отделов женских журналов. Здесь публиковались как уже известные писатели (К. Бальмонт, С. Городецкий, А. Куприн, JL Столица), так и начинающие авторы, прославившиеся впоследствии (Н. Ашукин, А. Грин, В. Лидин, С. Есенин). В зависимости от политики издания редакция привлекала к сотрудничеству либо популярных массовых писателей (А. Каменского, A. Map, Е. Нагрод-скую), либо активных деятельниц женского движения (JI. Гуревич, Е. Леткову-Султанову, А. Саксаганскую, Е. Чебышеву-Дмитриеву, О. Шапир). Большей же частью беллетристика женских изданий создавалась неизвестными авторами. Главной ее особенностью можно считать то, что это была массовая беллетристика, ориентированная на женскую читательскую аудиторию.

Хронологические рамки исследования

В работе изучаются женские журналы начала XX века (до 1917 года). Это совершенно особый период в истории русской женской журналистики, принципиально отличающийся от предшествующего pi последующего. В советское время многие дореволюционные периодические издания (в том числе женские) прекратили свое существование. С одной стороны, женский вопрос был как будто решен, поэтому женщинам было отказано в «особых» интересах. С другой стороны, дореволюционные журналы оказались идеологически неугодными новому правительству, что повлекло за собой возникновение советской женской периодики, перед которой были поставлены другие задачи. На протяжении долгих лет на общенациональном уровне она исчерпывалась тремя изданиями: «Работница», «Крестьянка» и «Советская женщина».

Степень изученности темы

История женской прессы — относительно новое исследовательское направление. В советское время она практически не изучалась3, на Западе интерес к женской журналистике возник на второй волне феминизма 1960-1970-х

5 Исключением можно считать журнал «Женский вестник» (1866—1868), изучавшийся как один из органов демократической прессы 1860-х годов: Клевенский М.М. Журнал «Женский вестник» // Русская журналистика. Шестидесятые годы. М.-Л., 1930; Рсйфман П.С. Журнал «Женский вестник». Статья 1. Тарту, 1971. С. 71—123. Статья 2. Тарту, 1973. С. 105-134. годов6. В нашей науке можно выделить два периода обращения исследователей к данной теме: описательный (в начале XX века) и аналитический (в конце XX - начале XXI века). В начале XX века женские журналы предыдущего столетия изучали В.И. Покровский, Е.Н. Щепкина7. В последнее время исследователи обратились к женской журналистике XIX века (Ю.В. Жукова, И.В. Зыряноо ва, K.JI. Митрохина, К. Хайдер) , к современной женской печати (Jly Мими, Е.А. Пленкина, P.M. Ямпольская)9, советской периодике (Т.Ю. Дашкова)10. Предпринимаются попытки обзорных исследований (В.В. Боннер-Смеюха, Е.В. Скобло)11. Одним из аспектов изучения становится сопоставление отечественной женской периодики с зарубежной (Ж.А. Терпелец, С.М. Чер-менская)12.

Однако период конца XIX — начала XX века, вместивший в себя наибольшее количество самых разнообразных женских журналов, до сих пор подробно не исследован. В специальных изданиях, посвященных периодике начала XX века, о существовании женских журналов, как правило, упоминается

6 Sullerot Е. La prcssc feminine. Paris, 1963; Adburgham A. Women in print. Writing Women and Women's Magazines. From the Restauration to the Acccssion of Victoria. London, 1972; Ferguson M. Forever feminine: Women's magazine and the cult of femininity. London; Exeter (N.H.), 1983; Larsson L. En annan historia: Om kvinnors lasning och svensk veckopress. Stockholm; Stehag, 1989.

7 Покровский В.И. «Журнал для милых» (1804-1904). М., 1905; Покровский В.И. Дамский журнал (1806— 1906 гг.). М., 1906; ЩепкинаЕ. Дамские и модные журналы былых времен (Библиографическая заметка)//Союз женщин. 1909.№5-6. С.24-26; ЩепкинаЕ. Литература о женщинах//Союз женщин. 1909. №7-8. С.9-12.

8 Хайдер К. «В сен книжке есть что-то занимательное, но.». Восприятие русских писательниц ъ Дамском журнале 11 Пол. Тендер. Культура. Немецкие и русские исследования: Сб. ст. / Под ред. Э. Шоре, К. Хайдер. Вып. 2. М.,2000; Жукова Ю.В. «Женская тема» на страницах журнала кн. П.И. Шаликова «Аглая» (1808-1812)// «О благородстве и преимуществе женского пола»: Из истории женского движения в России. Сб. науч. трудов / Науч. ред. и сост. Р.Ш. Ганслин. СПб., 1997. С. 38-51; Зырянова И.В. Журнал «Рассвет» // Там же. С. 100-109; Митрохина К.Л. Эволюция и типология российской женской прессы в 1779-1861 гг. Автореф. дисс. . канд. филол. н. М., 2007.

9 Лу Мими. Женская печать: эволюция типологической структуры в условиях реформирования общества. Дисс. . канд. филол. наук. (Журналистика). М., 1998; Ямпольская P.M. Женская пресса. Ее типологические особенности // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 1995. № 1. С. 15-25; Ямпольская P.M. Женская пресса: основные проблемно-тематические направления // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 1997. № 4. С. 3-15; Пленкина Е.А. Элитарный женский журнал: типологические и профильные особенности. Автореф. дисс. . канд. филол. н. М., 2004.

10 Дашкова Т. «"Работницу" — в массы»: политика социального моделирования в советских женских журналах 1930-х годов // Новое литературное обозрение. 2001. № 50.

11 Скобло Е.В. Эволюция женской периодики в дореволюционной России // Литературоведение и журналистика: Межвузовский сб. науч. трудов. Саратов, 2000. С. 256-264; Боннер-Смеюха В.В. Отечественные женские журналы: Историко-типологичеекое исследование. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2001.

12 Черменская С.М. Зарубежные женские глянцевые журналы в информационном пространстве России: трансформация коммуникативных моделей в условиях глобализации. Автореф. дисс. . канд. филол. н. М., 2006; Терпелец Ж.А. Лингвосемантнческие инновационные процессы во французской и русской женской журнальной прессе. Автореф. дисс. капд. филол. н. Краснодар, 2007. и др. лишь вскользь или не упоминается вовсе13. Американская исследовательница Джейн Гари Харрис говорит о совершенной неизученности данной проблемы: «Русской женской периодической литературе редко воздавалось должное как значительному культурному институту и форуму женского дискурса, хотя начало XX века явилось свидетелем растущего интереса к публикации журналов, посвященным домашним, социальным и гражданским проблемам женщин»14. А в статьях, посвященных женским журналам начала XX века, литературная составляющая этих изданий отдельно не анализируется (Р. Рошелль-Голдберг, Е.В. Скобло, И.И. Юкина)15.

Исследователи, занимающиеся массовой литературой (A.M. Грачева, Е.А. Дьякова, Н.М. Зоркая, М.А. Черняк)16 или литературой, созданной женщинами-писательницами в начале XX века (Р. Марш, Ш. Розенталь, Б. Хельдт)17, как правило, обходят стороной беллетристику женских журналов. Не предпринимается попыток определить место литературного отдела в структуре журнала, выделить наиболее популярные жанры и т.п.

Актуальность темы исследования

Женские и тендерные исследования в последние десятилетия стали неотъемлемой частью отечественной гуманитарной науки. Одной из их задач является изучение разнообразных социальных практик женского сообщества, попытка услышать и реконструировать «женский голос» в истории. Обращение

13 Махонина С.Я. История русской журналистики начала XX века: Учебное пособие. М., 2002; Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века. М., 1982.

14 Харрис Дж.Г. Русские дореволюционные женские журналы начала XX века // Тендер: язык, культура, коммуникация. М., 2001. С. 361-362.

15 Скобло Е. Женские журналы в России начала XX века // Мы. Диалог женщин: Международный женский журнал. 1999. № 8; Rochelle Goldberg R. Writing for Their Rights. Four Feminist Journalists: Mania Chekliova, Liubov' Gurevich, Mariia Pokrovskaia, and Ariadna Tyrkova II An Improper Profession. Women, Gender and Journalism in Late Imperial Russia / Eds. B.T. Norton, J.M. Ghcith. Durham; London, 2001; Юкина И.И. Русский феминизм как вызов современности. СПб., 2007. С. 246-255.

16 Зоркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. М., 1976; Грачева A.M. Русская массовая литература начала XX века // Literatura rosyjska w nowych interprctacjach. Katowice, 1995; Дьякова Е.А. Беллетристы 1900-1910-х гг.: Михаил Арцыбашев, Анатолий Каменский, Анастасия Вербицкая и др. // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов). М., 2000. Кн. 1. Черняк М.А. Феномен массовой литературы XX века. СПб., 2005.

17 Heldt В. Terrible Perfection. Women and Russian Literature. Bloomington; Indianapolis, 1987; Rosenthal Ch. Achievement and Obscurity: Women's Prose in the Silver Age // Women Writers in Russian Literature / Ed. by T.W. Clyman, D. Greene. Westport (Connecticut); London, 1994; Marsh R. Realist prose writers, 1881-1929 // A History of Women's Writing in Russia / Ed. by A.M. Barker, J.M. Geith. Cambridge, 2002. к женской периодике, во-первых, помогает восстановить жизненные реалии и насущные проблемы женщин, живших в изучаемый период. Во-вторых, анализ публиковавшейся в журналах беллетристики позволяет говорить о создававшемся специально для женской аудитории особом художественном пространстве с его сюжетами, темами и образами. В диссертации ставится проблема специально «женского чтения», не исследовавшаяся на материале сопоставительного анализа художественных и нехудожественных элементов женских изданий. Беллетристика женских журналов изучается с точки зрения массовой литературы - области, привлекающей все большее число исследователей.

Источники

Впервые полностью вводятся в научный оборот «Журнал для хозяек» и журнал «Женская жизнь» (отдельные тексты последнего анализировались

1 8 в работах М.В. Михайловой, П.П. Щербинина) , предпринимается целостное описание этих изданий. Для сопоставительного анализа привлекаются литературные материалы других женских журналов начала XX века («Женский вестник», «Женское дело», «Журнал для женщин», «Мир женщины», «Союз женщин» и др.), а также тонких массовых журналов, ориентированных на семейное чтение («Весь мир», «Всемирная панорама», «Жизнь», «Новая всемирная иллюстрация», «Новый журнал для всех», «Родина» и др.).

Помимо опубликованных материалов в диссертационном исследовании использованы архивные источники, хранящиеся в РГАЛИ, ОР РГБ и ЦГИАМ: письма и личные записи сотрудников женских изданий, документы, касающиеся издания этих журналов.

Цели и задачи исследования

Основной целью работы является изучение женских журналов начала XX века в единстве их литературных и нелитературных частей. Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи.

18 Михайлова М.В. Внутренний мир женщины и его изображение в русской женской прозе Серебряного века // Преображение: Русский феминистский журнал. M., 1996. № 4. С. 150-158; Щербинин П.П. Военный фактор в повседневной жизни русской женщины в XVIII - начале XX века. Тамбов, 2004.

1. Проследить, как одни и те же темы отражаются на разных уровнях женского журнала: в публицистике, беллетристике, иллюстрациях, юмористических набросках; как благодаря наличию общей определяющей идеи создается единство формы.

2. Выявить общие особенности беллетристики женских журналов.

3. Провести сопоставительный анализ рождественских и пасхальных рассказов «общих» и женских журналов с целью понять, как ориентация на женскую аудиторию трансформирует эти жанры.

4. Охарактеризовать жанр военного рассказа, сформированный в женских журналах периода Первой мировой войны, определить его сю-жетно-тематические и образные особенности.

Методология исследования

В качестве методологии используется существующий канон описания журнала, согласно которому сначала описывается внешний вид, количество страниц, тираж журнала, восстанавливается история издания, перечисляются его сотрудники. Далее анализируется содержание журнала: описываются основные разделы, выделяются темы публикаций, определяется политика редакции. Эта схема использовалась литературоведами еще в начале XX века. Применительно к интересующему нас периоду за образец можно взять описания журналов, опубликованные в 1980-е годы в четырехтомном издании «Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века»19.

Отличительной чертой данного исследования является изучение журнала как структурного единства, подразумевающее сопоставительный анализ его художественных и нехудожественных элементов. Необходимо сказать, что в литературоведении журнал или хотя бы журнальная беллетристика не рассматриваются как структурное целое. Но еще Юрий Тынянов в статье 1924 года «Журнал, критик, писатель и читатель» писал: «Самая конструкция журнала

19 Литературный процесс и русская журналистика конца XIX — начала XX века. Т. 1. Социал-демократические и общественно-демократические издания. М., 1981; Т. 2. Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М., 1982; и др. ведь имеет свое значение; ведь весь журнальный материал может быть хорош, а сам журнал как таковой плох. А ведь то, что делает журнал нужным, — это его литературная нужность, заинтересованность читателя журналом как жур

20 налом, как литературным произведением особого рода» . Критик утверждал, что журнал является самостоятельным литературным явлением.

Схожие идеи развивал Виктор Шкловский в статье 1928 года «Журнал как литературная форма». «Русскую журналистику изучали без учета формы журнала, - писал он, - у нас только удивлялись, видя в толстых старых журналах цветные рисунки мод, удивлялись, замечая, что Пушкин писал в журналах мелкие желтые заметки. Заметки выщипывались из журнала в собрание сочи

21 нений, и там они сразу приобретали почтенный вид» . Критик предполагает возможность рассмотрения самого журнала как единого произведения во взаимосвязи его литературных и внелитературных частей. При этом речь, конечно, пока еще идет о возможности создания подобного журнала: «Журнал может существовать теперь только как своеобразная литературная форма. Он должен держаться не только интересом отдельных частей, а интересом их связи. Легче всего это достигается в иллюстрированном журнале, который рождается на редакционном верстаке. Рисунок и подпись образуют здесь нечто новое, 22 связанное» . Но с другой стороны, и уже существующие журналы являются цельной формой: «Русские журналисты, как Сенковский, с 35000 экземпляров тиража, все еще остаются непонятыми, так как они читаются вне своего жур

23 нала» .

Дмитрий Максимов акцентировал внимание на том, что основой целостности журнала является его идеология, обезличивающая помещенные в него тексты: «Материал, включенный в журнал, теряет индивидуальные оттенки и

20 Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 147.

21 Шкловский В.Г. Гамбургский счет. СПб., 2000. С. 224.

22 Там же. С. 226.

23 Там же. С. 224. повертывается к читателю своей суммарной, типологической стороной, как в идеологическом, так, отчасти, и в эстетическом отношении»24.

В дальнейшем в отечественном литературоведении эти идеи не разрабатывались, журнал не изучался как эстетическое целое25. Однако, как показывает исследование Г.В. Зыковой26, такой подход оказывается продуктивным при описании журнала.

Для решения второй задачи - исследования беллетристики женских журналов - применяется подход к изучению массовой литературы, используемый в работах Н.М. Зоркой, К.И. Чуковского, М.А. Черняк, теоретически осмысленный Дж. Кавелти. Для выявления особенностей женской литературы начала XX века мы обращаемся к работам В. Агеевой, Р. Марш, Ш. Розенталь. При изучении календарной прозы женских журналов основополагающими для данной работы стали исследования X. Барана, Е.В. Душечкиной, С.Ю. Николаевой, Н.Н. Старыгиной. В работе были учтены замечания об особенностях литературы Первой мировой войны, сделанные В.П. Вильчинским, А.И. Ивановым, О.Ю. Коробейниковой, Б. Косановичем, Т.Н. Фоминых, Б. Хеллманом.

Научная новизна исследования

Обращение к рассматриваемой теме вызвано необходимостью компенсировать отсутствие литературоведческих исследований беллетристики женской периодики. Методологический подход, применяемый в работе, рожден на границе нескольких гуманитарных дисциплин (литературоведения, истории и типологии журналистики, тендерных исследований).

Данная работа базируется на источниках, не привлекавших ранее внимания исследователей. Анализируется множество произведений массовой беллетристики, печатавшейся в тонких журналах начала XX века. Выявляется специфика малой прозы женских журналов, анализируются такие характерные для нее жанры, как рождественский и пасхальный рассказы и военный рассказ

24 Евгеньсв-Максимов В., Максимов Д. Из прошлого русской журналистики: Статьи и материалы. Л., 1930. С. 177.

25 Исключением является работа Вацуро В.Э. «Северные цветы». М., 1978.

26 Зыкова Г.В. Поэтика русского журнала 1830-1870-х годов. М., 2005. в годы Первой мировой войны. Впервые при описании женского периодического издания применяется метод анализа журнала как единого структурного целого.

Структура исследования

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Симонова, Ольга Алексеевна

Но выводы Косановича подходят для характеристики всей военной поэзии, это:

• господство идеи в ущерб художественному качеству произведения;

• отсутствие формального экспериментаторства;

• реалистические принципы;

663 Лекманов О. Русский модернизм и массовая поэзия. Стихи в журнале «Нива». 1890-1917 // Вопросы литературы. 2003. №4. С. 314.

664 Косанович Б. Сербия и Черногория в русской поэзии Первой мировой войны // Первая мировая война в литературах и культуре западных и южных славян / Отв. ред. Л.Н. Будагова. М.: Институт славяноведения РАН, 2004. С. 64-71.

• отсутствие эзопова языка, богатой образности, параболы и аллегории;

• гражданская лирическая медитативность и субъективно-эмоциональный, даже патетический пафос;

• расчет на широкую аудиторию.

Отметим также отсутствие художественного осмысления реальности в военной поэзии. Невысокий художественный уровень массовой поэзии о войне, традиционные размеры, бедные рифмы и т.п. не позволяют анализировать ее привычным образом, поэтому обратим внимание на стихотворения, в которых изображена женщина, и сопоставим выявленный образ с тем, что создавался военной прозой. Здесь будем говорить о стихотворениях, опубликованных как в «общих», так и в женских журналах.

В военной поэзии женщина осмысляется через традиционные патриархальные роли матери, жены, хранительницы домашнего очага. Ей свойственны такие черты, как жалостливость, милосердие, сострадание, забота о близком: муже, сыне, женихе (Подвиг женщины не бранный. он терпеливый, трудный, душевный665). Лирическая героиня верит в иррациональное: как в Бога (молитвы, благословение в дорогу, образок на шею), так и в случай, в судьбу (обращение к гадалке). Военная поэзия апеллирует к культурной традиции изображения женщины во время войны, что выражается, например, в актуализации образа Ярославны. Также встречается и типичное отождествление мать-Россия. Таким образом, массовая военная поэзия восходит к фольклорным эпическим образцам. Женские занятия во время войны, изображенные в поэзии, вполне традиционны. Это либо рукоделие - шитье, вязание для солдат, либо исполнение колыбельной песни, молитва. Все это сопровождается глубокими переживаниями лирической героини, поисками утешения в горе.

Роль сестры милосердия в поэзии представлена в положительном ракурсе, хотя нередко осознается нетипичность, несвойственность ее обычной женщине. Очень часто встречается противопоставление жизни женщины до войны

665 Оханэсян Анна. Долг женщины: Стихотворение п прозе // Мир женщины. 1914. № 16. С. 4. и ее работа в госпитале. Эта антитеза осуществляется путем показа бытовых деталей. Как замечает О.Ю. Коробейникова на материале прозы, «в лингвистической реализации мотива мирной довоенной жизни как утраченного рая на первый план выходит описание домашней обстановки, уюта, обращается внимание на такие детали, как обои, лампа, мебель»666. В стихотворениях, дающих портрет сестры милосердия, обычно подчеркиваются детали обихода женщины высшего сословия, для которой привычная уютная обстановка и лазарет — вещи несопоставимые. Отметим, что такого противопоставления в описании солдат мы не встречали. Используется прием контраста: довоенное время, описываемое с помощью предметов, ассоциирующихся с красотой, богатством, роскошью, легкой, беззаботной жизнью, противопоставляется тяжелому труду сестры: Света блеск, веселья звуки/ Ты сумела позабыть/ И изнеженные руки/ В раны тяжкие вложить. (П. Вильде «Породила вас невзгода»); Та рука, что углями и красками/ Жизнь умела бросать на холсты,/ День и ночь занята перевязками/ Вдалеке от мирской пустоты. (А. Мейснер); Она пришла к больным из стильных комнат барства,/ Где властвовал уют, визиты, долгий винт./ И запах свежих роз сменили ей лекарства./ И ворох ярких лент сменил ей — скромный бинт. (П. Орешников «Сестра»); Ты всегда любила, Ина,/ Тонкий яд духов,/ Томный рокот пианино,/ Мерный лад стихов/ И нежна всегда была ты,/ И мечтала вслух./ Как же ты сковала в латы свой девичий дух? (Д. Цензор «Сестра»); О подругах в серьгах и кольцах обольстительных вдвойне/ От духов и притираний, вспоминаем мы на войне. (Н. Гумилев).

Особый образ женщины-военного, «девицы-добровольца» создается в поэзии Любови Столицы. Очевидно, что поэтесса интерпретирует образ «кавалерист-девицы», известный по «Запискам» Н.А. Дуровой. Лирическая героиня отвергает традиционную женскую роль, ограниченную рукоделием и приготовлением пищи (Ох ты, жизнь девичья, сонная!/ Лишь - оконце занесенное,/

666 Коробейникова О.Ю. Повествовательный беллетристический инвариант в русском военном рассказе XIX— XX веков и проблемы повествовательной нормы // Проблемы истории, филологии, культуры. М.; Магнитогорск, 2003. Вып. 13. С. 448.

Веретёна, чугуны,/ Сарафаны, шушуны./ Лишь шитье одно да печиво -/ Боль

661 ше мне и делать нечего ). Ее призвание — сражаться за Родину. Но и в роли военного, описанной в двух первых четверостишиях уже другого стихотворения, лирическая героиня не заостряет внимание на изображении солдатской жизни. Уже здесь проявляется вакхическое начало (Я - доброволец радостный./ Сраженье - пир мне сладостный./ Им очи уж пьяны./ И кудри уж буйны668), что было характерно для поэзии Столицы669. Лирическая героиня подчеркивает свою внешнюю привлекательность, женственность (Но я такой молоденький./ На белой шее - родинки,/ И так нежна щека,/ И грудь так высока.). Значит, и в образе «девицы-добровольца» сохраняется типичное представление о женщине как существе, для которого внешняя красота является важнейшей характеристикой.

Об образе женщины в военной поэзии можно сказать то, что он в целом более традиционный, чем в военной прозе. Сохраняется типичный стереотип женственности: лирическая героиня изображается в привычных ролях матери, жены, страдающей, сочувствующей, верящей в Бога, посильно помогающей воинам. Даже в образе «девицы-добровольца» подчеркиваются типичные женские черты. Образ сестры милосердия показан как положительный, но непривычный для общества.

667 Столица Л. 1Ь песен девицы-добровольца // Журнал для хозяек. 1915. № б. С. 23.

668 Столица Л. Из песен девицы-добровольца // Женская жизнь. 1915. № 5. С. 18.

669 См.: Акимова М.В., Дворникова Л.Я. «Дионисов чудный дар»: Материалы для биографии Л.Н. Столицы // Лица: Биографический альманах. М.; СПб.: Феникс, Atheneum, 1996. С. 10.

Заключение

Начало XX века характеризуется расцветом женской периодики. Среди женских журналов выделяются дамские, феминистские и занимающие промежуточное положение между этими двумя типами изданий. Анализ женских журналов с точки зрения структурного единства показал разную степень целостности структуры изданий в зависимости от их идеологии.

Дамские журналы (представленные в работе «Журналом для хозяек») старались привлечь как можно больше подписчиц, для этого помещали на своих страницах статьи по самым разнообразным проблемам и вопросам. Эволюция традиционного дамского типа журнала в начале XX века, вызванная влиянием женского движения, выражалась в том, что уже недостаточно было публиковать только практические советы и легковесные рассказы, женский журнал должен был выражать определенную идеологию, воспитывать свою читательницу, давать пищу для ума. Стремясь отвечать веяниям времени, некоторые авторы затрагивали и феминистскую проблематику, что вступало в противоречие с патриархальной ориентацией журнала в целом.

Традиционность издания выражалась и в оценке литературы, проявляющейся в осуждении модернистских тенденций. Например, литературная популярность суицидальных мотивов, характерная и для прозы «Журнала для хозяек», осуждалась публицистикой издания. Это позволяет говорить о неокончательной сформированности идеологии издания. Структура дамского журнала наименее целостная, состоит из противонаправленных элементов.

В следующем типе изданий - умеренно феминистском массовом издании - противоречия менее явные. В журнале «Женская жизнь» благодаря наличию общей определяющей идеи (проблемы женщин в современном обществе и поиски путей их решения) единство формы более очевидно. Одни и те же темы обнаруживаются в публицистике, беллетристике, иллюстрациях, юмористических набросках. Большая часть критических материалов журнала «Женская жизнь» посвящена литературе, написанной женщинами и/или о женщинах. По сравнению с дамским типом издания, педагогические задачи журнала шире в социальном плане: быть воспитательным пособием «новой женщины», просвещать и образовывать ее в общегражданском смысле. Но массовая природа издания, стремление удовлетворить вкусы как можно большего количества читателей дает редакции возможность публиковать массовые произведения, имеющие низкую художественную ценность, ориентированные на развлечение читательниц. Поэтому беллетристика издания зачастую «отстает» от публицистики, она более традиционна. Правда, тот факт, что в журнале «Женская жизнь» присутствовали литературные жанры, не характерные для других женских изданий (юмористические, пародийные и миниатюра), позволяет говорить о его качественно ином литературном уровне.

Феминистские издания, предназначенные для небольшого круга читателей-единомышленников, ставят перед собой политические задачи, зачастую пренебрегая литературой, но если и публикуют ее, то в самих произведениях художественность часто ущемляется идеологической заданностью.

Журнальная беллетристика представляет собой второстепенное явление в литературе, в большинстве своем относится к массовой литературе, но, как убедительно доказали Ю. Тынянов, В. Шкловский, Б. Эйхенбаум и их последователи, изучение ее необходимо, так как она оказывает влияние на литературную эволюцию в целом.

Определяющим фактором при анализе беллетристики женских журналов является не автор произведения, а аудитория, на которую оно рассчитано. Писателями были выработаны тематические, идеологические, стилистические и др. требования к произведениям, предназначенным для женского чтения. Это позволило проанализировать их с точки зрения формульного содержания: сюжет этих произведений, выбор героев, язык клишированный, шаблонный. Понятие формулы дало возможность рассматривать большие группы произведений, проводя сопоставление и выявляя определенные закономерности и схожие комбинации культурного материала. Решающей в массовой литературе является роль жанра, правда, в беллетристике тонких журналов, представленной преимущественно небольшими прозаическими произведениями, эта роль не столь очевидна.

Писатели конструируют социокультурный статус женских персонажей, исходя из своих представлений о типичной читательнице журнала. В дальнейшем читательница ищет в тексте собственный реальный жизненный опыт, поэтому главным персонажем зачастую является женщина схожего с читательницей семейного и социального положения. Сопоставление дамских и феминистских изданий показало, что средь героинь рассказов первых изданий преобладают неработающие жены мелких или средних чиновников. Мир героини, как правило, ограничен рамками ее семьи. В представлении авторов феминистских изданий и приближенной к ним «Женской жизни» героиня (а вслед за ней и читательница) - самостоятельная работающая женщина, добивающаяся равноправия с мужчинами в общественной и личной жизни.

Беллетристика женских журналов традиционна, усваивая в качестве образцов литературу предыдущих десятилетий, она не отвечает новейшим литературным тенденциям, ее свойствен антимодернизм. Примерами для нее являются классические образцы, из которых она заимствует персонажей, образы, сюжеты и мотивы. Писатели женских журналов стремятся включить художественную реальность в контекст читательской жизни, вводя в текст значимые для современной им культуры имена, названия художественных произведений и т.п. Освобождение женщины от сексуальных запретов, общественных ограничений на частную жизнь и изредка экономическая самостоятельность - максимум того новаторства, которые осваивает проза дамских журналов. Феминистские идеи трактуются в ней упрощенно, а попытки претворить в жизнь идею женской самостоятельности получают сатирический оттенок. Пафос борьбы за женскую самостоятельность часто оказывается необоснованным, героиня, поверхностно нахватавшаяся феминистских идей, остается в рамках традиционной женской роли.

Наибольшую целостность структуры журнала создает тематическое единство. Поэтому праздничные и военные номера женских журналов, в которых все материалы подчинены одной теме, представляют особый интерес. В них создается общность образов, идей, стиля прозы, поэзии, публицистики. Анализ художественных произведений показывает преобладание среди главных героев женских персонажей. И если в календарных текстах жизнь героини ограничивается исполнением ею роли жены и матери, то в военных произведениях происходит расширение общественных функций героини, дело участия в войне для нее становится важнее личного счастья, трактуется как смысл жизни. Женской обязанностью является сохранение и поддержание религиозности, поэтому в праздничных текстах важна тема веры, становящаяся еще более популярной во время войны.

Типичным сюжетом календарного рассказа является циклический с его трехчленной структурой: недостача - поиск — обретение. Первоначально герой находится в состоянии утраты или недостачи важного для него объекта. Далее он проходит через испытания, страдает, мучается, пока благодатный случай (который совершается в праздник) не приносит ему чудо, которое по-разному воплощается в каждом конкретном рассказе.

Для военных произведений важен хронотоп развития действия. Если в военных рассказах «общих» журналов изображаются сражения, походная солдатская жизнь, описывается положение на фронте, то спецификой женских журналов становится преобладание т.н. тыловых рассказов, где война является фоном для происходящего в произведении. Анализ военных повестей журнала «Женская жизнь» показывает не только сюжетно-тематические и субъектные особенности массовой беллетристики, но и ее стилевые характеристики. Военная поэзия свидетельствует о традиционности современников в создании образа женщины.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Симонова, Ольга Алексеевна, 2008 год

1. Источники: Архивные:

2. Заявление московскому градоначальнику от А.В.Лобанова // ЦИАМ. Ф. 46. Оп. 4. Д. 342.

3. Лидин В.Г. Записные книжки с записями для памяти // РГАЛИ. Ф. 3102 (Лидин В.Г.). On. 1. Д. 179.

4. Перегудов А.В. Записные книжки // РГАЛИ. Ф. 2211 (Перегудов А.В). On. 1. Д. 67.

5. Письма в редакцию журнала «Женское дело» // ОР РГБ. Ф. 386 (Брюсов В.Я.). К. 83. Д. 25; К. 147. Д. 37; К. 147. Д. 40; К. 148. Д. 66. К. 148. Д. 67; К. 150. Д. 44; К. 150. Д. 67; К. 156. Д. 23.

6. Письма О. Далматовой Г.И. Радченко от 2 и 23 февраля 1926 года // РГАЛИ. Ф. 2295 (Радченко Г.И.). On. 1. Д. 6.

7. Письма С.А. Заречной Б.М. Рунт от 22 мая и 22 июня 1915 года // ОР РГБ. Ф. 386 (Брюсов В.Я.). К. 148. Д. 80.

8. Письма М.Л. Моравской Е.Л. Янтареву от 23 мая и 1 июля 1915 года // РГАЛИ. Ф. 1714 (Янтарев Е.Л.). On. 1. Д. 13.

9. Письмо A.M. Громова И.И. Белоусову от 10 марта 1915 года // РГАЛИ. Ф. 66 (Белоусов И.И.). On. 1. Д. 602.

10. Письмо А.И. Журина В.Г. Лидину от 1 июля 1916 года // РГАЛИ. Ф. 3102 (Лидин В.Г.). On. 1. Д. 515.

11. Письмо Анны Map A.M. Громову от 25 июля 1914 года // РГАЛИ. Ф. 2430 (Коллекция Рабиновича). Оп.1. Д. 1162.1. Опубликованные:

12. Абрамович Н.Я. Женщина и мир мужской культуры. М., 1913.

13. Ардашев Н. Великая война и женщины русские. М., 1915.

14. Белоусов И.А. Литературная среда: Воспоминания. 1880-1928. М., 1928. 150 с.14. Весь мир. Пг., 1914-1916.

15. Вербицкая А.А. Ключи счастья. М., 1993. 416 с.

16. Всемирная панорама. Пг., 1914-1916.

17. Гиппиус З.Н. Дневники: В 2 кн. М., 1999. Кн. 1. 732 с. Кн. 2. 718 с.

18. Голос Москвы: Ежедневная газета. М., 1912. № 48. 28 февраля.

19. Гончаров И.А. Обрыв. М., 1982. 789 с.

20. Гумилевский Л.И. Рассказы из современной войны. Саратов: Изд. A.M. Нищенкова, 1915. 94 с.

21. Гумилевский Л. Чужие крыши. М., 1991.

22. Далматова Ольга. Стихи. Б.м., 1917.

23. Добровольцы: Рассказы. Подг. по публикациям в журнале «Проталинка» (1914-1916 гг.). М., 2001. 80 с.

24. Дон-Аминадо. Поезд на третьем пути. М.: Вагриус, 2000. 384 с.

25. Женская жизнь: Иллюстрированный двухнедельный журнал. М., 19141916.

26. Женский вестник: Ежемесячный общественный научно-литературный журнал, посвященный равноправию и улучшению положения женщин. СПб., 1904-1917.

27. Женский календарь на 1915 год. М., 1914. 144 с.

28. Женское дело: Еженедельный иллюстрированный журнал. М., 19101917.

29. Женщина. Варшава, 1913-1914.30. Женщина. Пг., 1914. № 24.

30. Женщина и война. 1915. № 1.

31. Женщина и хозяйка. Еженедельный журнал. М., 1916.33. Жизнь. М., 1912-1913.

32. Журнал для женщин. М., 1914-1916.35

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.