Массовые праздники и зрелища как культурный феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Литвинова, Маргарита Васильевна

  • Литвинова, Маргарита Васильевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, БелгородБелгород
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 196
Литвинова, Маргарита Васильевна. Массовые праздники и зрелища как культурный феномен: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Белгород. 2002. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Литвинова, Маргарита Васильевна

Введение.

Глава I.

Культурологическая феноменология массовых праздников и зрелищ.

1.1 Культурологические модели объяснения праздничной культуры.

1.2 Структурно-функциональный анализ массовых праздников и зрелищ.

Глава П.

Культурно-историческая динамика массовых праздников и зрелищ.

2.1 Массовый праздник как способ этнокультурной идентификации.

2.2 Массовые праздники и зрелища как социокультурная манифестация власти.

2.3 Тенденции развития праздничной культуры в современной России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Массовые праздники и зрелища как культурный феномен»

Актуальность исследования обусловлена динамическим характером преобразований всех экономических, социальных, политических, культурных сфер общественной жизни.

Современное общество диктует новые формы и смыслы празднования, происходит трансформация структуры праздничной культуры, её функций и особенностей воплощения. Перестройка всей жизни, происходящая в последние два десятилетия, затрагивает и праздничную культуру. Кардинальные изменения обусловили формирование нового праздничного календаря, отражающего драматические социальные перевороты современности. Социальные, экономические и политические трансформации приводят к изменениям характера функционирования разных элементов культуры, переосмыслению ее символов, переопределяют способы культурного наследования и коммуникации, отношения власти в рамках культурных институтов. Разнообразие праздничных форм и нестабильность самой праздничной культуры свидетельствуют о наступлении нового эволюционного витка в формировании массовых праздников и зрелищ.

Такая ситуация актуализирует социальный заказ на систематизацию данных, проведение исторических и культурологических исследований феноменологии массовых праздников и зрелищ и разработку данных понятий в аспектах современных культурных практик.

Актуальность объясняется, в первую очередь, феноменом самого праздника, как особого, многостороннего социально-культурного и общественного явления, отражающего жизнь каждого человека и общества в целом, а также осознанием массовых праздников и зрелищ как мощнейшего орудия воздействия на формирование идеологии масс и средств манипулирования общественным мнением и сознанием.

Необходимость диссертационного исследования обусловлена своевременностью анализа феномена массовых праздников и зрелищ как неотъемлемого атрибута культуры и необходимого условия социальной и политической стабильности.

Степень научной разработанности проблемы. Комплексный, междисциплинарный характер темы диссертации, включающий в себя философские, культурологические, социологические, искусствоведческие вопросы предопределил освоения самого широкого круга источников, концепций и методологий. Проблема массовых праздников и зрелищ как культурного феномена не является принципиально новой. Праздник не раз становился объектом исследования таких наук как философия, социология, антропология, этнография, фольклористика, культурология, искусствоведение. Многоаспектный характер феномена определяет неоднозначность и различную степень разработанности отдельных аспектов.

Комплексный подход к обсуждению праздника представлен в исследованиях А.В. Бенифанда, К. Жигульского, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского, А.И. Мазаева, Н.О. Мизова, Я.В. Ратнера, А.А. Руднева, Э.В. Соколова. Различные аспекты архаичной праздничной культуры рассматриваются в трудах В.Г. Ардзинбы, А.Г. Еремеева, В.Б. Иорданского, Б.Н. Путилова. Массовые празднества и зрелища античности достаточно хорошо изучены В. Брабич, Г. Плетневой, Д.П. Каллистовым. Глубокие разработки, связанные с ролью праздника в народной культуре осуществлены этнографами, искусствоведами, фольклористами и культурологами: В.П. Алексеевым, Б.В. Афанасьевым, А.К. Байбуриным, Т.А. Бернштайм, М.М. Громыко, И.А. Панкеевым, В.Я. Пропп, А.А. Потебней, Б.А. Рыбаковым, И.М. Снегиревым, В.Н. Топоровым, В.И. Чичеровым, И.И. Шангиной, П.В.Шейновым.

Смеховая культура праздника, концепция древнерусского смеха рассматриваются JI.B. Карасевым, Д.С. Лихачевым, Ю.М. Лотманом, A.M. Панченко, Б.А. Успенским; история скоморошества, наследие скоморохов, их искусство в различных проявлениях исследуются в работах А.А. Белкина, З.И. Власовой, Ю.А. Дмитриева, В.В. Кошелева, А.С. Фомицына. Русский фольклорный театр, городские народные празднества, увеселения и зрелища, реконструкция различных видов праздников в городской культуре довольно подробно проанализированы Е.В. Кащеевой, Е.Э.Келлером, А.Н.Кислициной, A.M. Конечным, А.Г. Левинсоном, А.Ф. Некрыловой, О.В. Немиро, Н.И. Савушкиной.

Социально-педагогические аспекты праздника с позиций классово-партийного подхода и идеологического воздействия на личность рассматривали А.В. Луначарский, А.Я. Белоусов, Д.М. Генкин, А.А. Конович, В.М. Кукаретин, Л.С. Лаптева, Е.В. Руденский, А.А. Рубб, И.В. Суханов, Н.А. Хренов, Г.П. Черный. Ключевые вопросы тоталитарной эстетики, культурно-исторический образ тоталитаризма, эволюция тоталитарного праздника представлены в трудах К.С. Гаджиева, И.Н. Голомштока, Е.А. Ермолина, А.В. Захарова, Г.Почепцова, В.П. Римского, С.Ю. Румянцевой, А.П. Шульгина.

Аспекты организации и постановки массовых действ нашли отражение в работах Б.Н. Глана, А.Д. Жаркова, А.Д. Силина, Д.В. Тихомирова, И.М. Туманова, А.И. Чечетина, И.Г. Шароева, В. Шамшура, В.А. Шпагина.

В исследованиях последних лет, в силу динамических социальных, политических, культурных преобразований заметно возрос интерес к праздничной культуре в целом и отдельным аспектам праздника в частности. Авторы все чаще обращаются к антропологии праздника, предпринимаются попытки обосновать общую современную теорию праздника как универсального явления культуры (С.П. Турин, Н.Ф.

Макеютин, А.И. Щербинин). Происходит осмысление праздника в контексте критической социальной теории и социологии потребления (П. Бурдье, Г.Г. Карпова); отдельные аспекты праздника затрагиваются в связи с проблемой менталитета в работах психологов (К. Касьянова) и философов (В.К. Кантор); анализируется роль праздничной традиции в нравственном и эстетическом формировании личности (И.В. Колинько); особое внимание уделяется праздничной культуре России (O.JL Орлов, И.Н. Пронина).

Таким образом, накоплен достаточно обширный исследовательский материал. Однако, несмотря на широкий спектр исследований, которые могут рассматриваться в качестве философских и научных оснований анализа массовых праздников и зрелищ, многогранность данной проблемы позволяет выделить новые аспекты изучения данного феномена. Как отмечено выше, научные изыскания ведутся в основном по частным проблемам, что позволяет поднять вопрос об актуальности общетеоретического и исторического исследования на современном этапе. Первостепенное значение имеет осмысление феномена массовых праздников и зрелищ с современных теоретических позиций философии и культурологии - рассмотрение сущностного наполнения, структуры и функциональных компонент массовых действ. Кроме того, в контексте динамических преобразований современного российского общества, требует анализа культурно-историческая динамика массовых праздников и зрелищ, определение роли и места массовых праздников и зрелищ в системе культурных ценностей России.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является осмысление культурно-исторической динамики феномена массовых праздников и зрелищ в контексте оппозиции «народ - власть». Для реализации поставленной цели выдвигаются следующие задачи:

- выявить и раскрыть смысловое содержание праздника как философско-культурологической категории, исследовать теоретико-методологические подходы в изучении феномена праздника и культурологические модели объяснения праздничной культуры;

- рассмотреть основные концепции культурной типологии феномена праздника, определить место массовых праздников и зрелищ в системе праздничной культуры;

- выделить функциональные компоненты массовых праздников и зрелищ, определить социокультурные функции праздника в современных условиях;

- проследить культурно-историческую динамику праздника, обосновать основные пути социокультурной трансформации массовых праздников и зрелищ;

- определить основные тенденции развития праздничной культуры в России, осуществить анализ культуры постановки и проведения массовых праздников и зрелищ в современном российском обществе.

Теоретико-методологические основы исследования. В качестве методологической базы диссертационной работы выступают системно-универсальный, феноменологический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, эмпирический, интегративный принципы.

Теоретическим основанием для понимания рассматриваемой проблемы стали труды М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Й. Хейзенги, обосновывающие теоретико-методологические основы феномена праздника. Методологическое значение имели общетеоретические исследования Н.А. Бердяева, В.К. Кантора, Н.О. Лосского, Х.О. Ортеги-и-Гассета, Р. Барта, П. Бурдье, К. Леви-Стросса, Э.Б. Тайлора, М. Элиаде, Ж. Ле Гоффа, Э.В. Соколова, Е.М. Мелетинского, Э. Дюркгейма, Б. Малиновского, М. Мосса, А. Радклифф-Брауна. Особую важность в оценке ситуативного воздействия на «праздничную массу» имеют исследования Э. Канетти и труды Г. Лебона, Г. Тарда, 3. Фрейда, К.Г. Юнга по психологии «коллективного бессознательного».

Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в результате этнографических наблюдений, разработки авторских сценариев массовых праздников и зрелищ с последующей постановкой и анализом проведения.

Достоверность и обоснованность результатов работы определяются непротиворечивыми теоретическими положениями и созданием на их основе классификации массовых праздников и зрелищ, обоснованием функций массовых праздников и зрелищ в системе общественных коммуникаций; комплексным использованием теоретических и прикладных методов исследования; корректным применением известных достижений в области философии, культурологии, социологии, этнографии, искусствоведения.

Научная новизна исследования определяется осмыслением феномена массовых праздников и зрелищ с современных теоретических позиций философии и культурологии и может быть представлена следующими моментами:

- раскрыто смысловое содержание феномена массовых праздников и зрелищ, определено место массовых праздников и зрелищ в системе праздничной культуры;

- систематизированы основные концепции культурной типологии праздника, выстроены культурологические модели массовых праздников и зрелищ;

- выделены основные функциональные компоненты массовых праздников и зрелищ, определены социокультурные функции массовых праздников и зрелищ в современных условиях;

- прослежена культурно-историческая динамика праздника, обоснованы пути социокультурной трансформации массовых праздников и зрелищ,

- определены основные тенденции развития праздничной культуры в России, обоснованы роль и место массовых праздников и зрелищ в системе культурных ценностей современного российского общества.

Положения, выносимые на защиту:

1. Массовые праздники и зрелища, являясь квинтэссенцией праздничной культуры, приобретают характер дуалистической модели, выступая, с одной стороны, как способ этнокультурной идентификации, с другой - как форма социокультурной манифестации структуры власти.

2. Массовые праздники и зрелища, как и праздничная культура в целом, имеют глубокие исторические корни; их возникновение, формирование и развитие обусловлены, в первую очередь, сменой социокультурных систем, при этом традиционные обрядово-ритуальные формы народных праздников выполняют роль сдерживающего фактора, своеобразного «тормоза». Возникающий в результате симбиоз, именуемый «массовым праздником», заведомо конфликтен, так как содержит противоречие уже в самой своей сущности.

3. Массовые праздники имеют достаточно сложную структуру как в плане возникновения, так и в плаке реализации, выступая полифункциональным явлением. Наибольшую значимость в современном приобретают функции: идеологическая, социально-интегративная, функция трансляции социального опыта, а также коммуникативная, компенсаторная, эстетическая и эмоционально-психологическая.

4. Зрелище есть часть массового праздника, необходимая, но недостаточная. Подмена истинного праздничного действия зрелищем парализует активный посыл участников праздника, трансформируя их в пассивных созерцателей. Зрелище - наиболее удобная и активно используемая форма официально-парадных массовых действ, позволяющая эксплицировать через визуальный ряд основные культурные символы и атрибуты власти (силу, мощь, стабильность, агрессию).

5. Праздничная культура современной России развивается на фоне жесткой конкуренции между общероссийскими и планетарными праздниками. В числе наиболее значительных тенденций современного российского общества в вопросах праздничной культуры являются:

- повсеместная глобализация массовых праздников и зрелищ;

- выхолащивание духовной сущности праздника;

- засилье зрелищного начала;

- активное использование массовых праздников и зрелищ как средства массовой информации с целью манипулирования общественным сознанием.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Осмысление феномена массовых праздников и зрелищ имеет как практическую, так и теоретическую значимость. Полученные в ходе исследования результаты имеют значения для развития перспективных направлений философии, культурологии, социологии, социальной педагогики.

Значимость проблемы позволяет использовать данные диссертационного исследования в курсах философии, культурологии, истории и теории культуры, постановки культурно-досуговых программ,

11 режиссуры массовых праздников, в учебно-воспитательной работе с молодежью.

Отдельные материалы и выводы работы могут иметь методологическое значение при разработке сценариев, режиссерских экспликаций, подготовке и проведении массовых праздников и зрелищ.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на внутривузовской научно-практической конференции «Народная художественная культура Белгородчины как основополагающий фактор образовательного процесса в БелГИК» (Белгород, март 2002г.), региональной научно-практической конференции «Социальная безопасность и здоровье молодежи» (Белгород, май 2002г.), всероссийской научно-практической конференции «Социально-экологическое образование молодого поколения» (Белгород, ноябрь 2002г.), на заседании кафедры культурологии и теологии БелГУ, отражены в публикациях автора.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Литвинова, Маргарита Васильевна

Заключение

Массовые праздники и зрелища существуют во всяком обществе как непременный институт, общественное и культурное явление, образуя часть организованной и предустановленной жизни общества, классов, отдельных слоев и групп, своеобразную форму регуляции человеческой деятельности. Это динамическая структура, развитие которой протекает в общем поле историко-культурной среды, определяющей характер и сущностное наполнение. Феномен массового праздника представляет собой явление сложное и многогранное, которое неверно было бы трактовать в виде простой механической суммы слагаемых. В массовом празднике эти слагаемые представляют собой органический симбиоз; они переплетены, взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют друг с другом, сливаясь в синкретическом единстве. Массовые праздники и зрелища - это многоуровневый текст, сложное семиотическое поле, в котором достаточно ощутима многовековая преемственность духовных ценностей. Феномен массового праздника представляет собой своеобразную диалогическую проекцию истории в современность, своего рода генетическую ось, на которую нанизаны различные историко-культурные пласты; черпая материал в гуще народной жизни, массовые праздники и зрелища, в то же время адаптируют и преломляют его к современным условиям.

Осмысление культурно-исторической динамики феномена массовых праздников и зрелищ в контексте оппозиции «народ - власть» являлось целью настоящего исследования. Обобщения, к которым мы пришли в процессе работы над диссертацией были, в целом, уже представлены, и здесь мы имеем возможность сжато сформулировать общие выводы.

Праздник в представлении древних народов был реализацией мечты об идеальной жизни. Привлекательные, яркие фрагменты обыденной жизни, отраженные в празднике обретали иной смысл, трансформировались функционально. В праздник привносились элементы будней посредством магических обрядов, призванных умилостивить сверхъестественные силы, вызвать удачу в охоте, добрый урожай, хороший приплод скота, отвести зло. Во время праздника происходило переосмысление этих действий. Благодаря праздничному мироощущению, отключению в праздничное время негативных в психологическом плане элементов, всеобщему осмеянию, всенародному характеру, полному освобождению от жизненной серьезности, публичному веселью, то, что в обыденной жизни казалось серьезным, во время праздника превращалось в активное действие в виде игр, шуток, забав, розыгрышей. Таким образом, праздник помимо прагматического наполнения приобретал идеальную, духовную ценность. Приближение всякого значительного события, обещающего перерыв в повседневности, несущего какую-либо надежду порождало приятные ожидания, формировало «праздничную ситуацию». Праздник, таким образом, связывается не с одной из сторон духовного мира людей, и не с каким-либо одним из видов их деятельности, а с народным миропониманием и жизнью в целом.

Другой аспект сущности праздника связан с чисто служебной, технической ролью, навязанной социальной системой, сутью которой становится управление жизнью индивидуума, коллектива, общества. Власть с этой целью постоянно прибегала к воздействию с помощью культурных социально-психологических механизмов. Массовые праздники и зрелища со времен античности активно использовались структурами власти, при этом смена государственного строя и социокультурной системы однозначно влечет за собой смену праздничного календаря. Видные политические деятели, а также деятели культуры и искусства, опираясь на традиционно-народные праздники, придавая им новые смысловые оттенки, создавая новые массовые праздники и зрелища с опорой на идеологически приемлемый для данного государственного строя событийный ряд формировали свою систему праздников. Таким образом, формирование праздничного календаря обусловлено, в первую очередь, сменой общественно-экономических формаций и социокультурных систем. Возникновение новых праздников, как правило, отражает событийный ряд, характеризующий фундаментальные целевые установки конкретного общественно-политического строя, при этом традиционные обрядово-ритуальные формы народных праздников играют роль сдерживающего фактора, своеобразного «тормоза». Возникающий в результате симбиоз, именуемый «массовым праздником» заведомо конфликтен, так как содержит противоречие уже в самой своей сущности.

Массовые праздники и зрелища, являясь квинтэссенцией праздничной культуры, приобретают характер дуалистической модели, выражая с одной стороны творческое самосознание народных масс, с другой, - социокультурную манифестацию структуры власти.

Осмысление массовых праздников и зрелищ с позиций культурологии позволяет рассматривать данный феномен во всем многообразии его проявлений. Выявляя культурологические параметры массовых праздников и зрелищ в различных социокультурных контекстах, обозначив при этом исходную точку соотношения в оппозиции «парод - власть», мы выделяем следующие типологические модели:

1. Массовые праздники и зрелища как способ этнокультурной идентификации, специфическими характеристиками данной модели являются:

- игровой, активный, всеобщий характер, снятие моральных и нравственных регулятивов, разгул, ощущение полной свободы;

- организующее начало смеха, инверсии, гротеск, пародии;

- формирование особого «перевернутого мира», являющегося отражением мира реального; при этом второй мир не отрицает, а наоборот, утверждает первый, вскрывая его негативные аспекты.

2. Массовые праздники и зрелища как социокультурная манифестация власти, характеризующиеся официальностью, торжественностью, напряженной устремленностью к неким высшим образцам. Народным массам здесь отводится роль пассивного зрителя, либо статиста. Тоталитарный праздник является логическим завершением данной модели: происходит качественное изменение самой сущности праздника, полностью вымывается игровой элемент, смещаются ценностные ориентиры, утрачиваются «праздничная свобода» и «праздничный смех», претерпевают изменение время и пространство праздника.

Современная праздничная культура представляет собой оригинальный сплав, симбиоз различных типов, форм, интерпретаций праздника. Можно наблюдать свободное наслоение, напластование элементов обрядово-ритуальной культуры дохристианских языческих праздников на религиозные христианские праздники; еще сохранившееся наследие праздничной культуры советской эпохи и принципиально новые формы массовых праздников и зрелищ. Кардинально различные семиотические системы синтезируются в единой волне шоу-культуры, перекрывающей и захлестывающей все ранее существующие. Повсеместно наблюдается достаточно опасное явление, а именно, подмена истинного праздничного действия зрелищем. С одной стороны зрелище является обязательной и неотъемлемой частью любого праздника, зрелище дает яркость впечатлений, заявляет тематику; с другой стороны, зрелище - лишь одна из действенных форм праздника, необходимая, но не достаточная. Подмена истинного праздника зрелищем превращает активных участников праздничного действия в пассивных созерцателей, потенциальный объект пропагандистского и психологического воздействия. Зрелище - наиболее удобная и активно используемая форма официально-парадных массовых действ, позволяющая эксплицировать через визуальный ряд основные атрибуты власти: силу, мощь, стабильность, агрессию. Таким образом, из средства выражения самосознания народа массовые праздники порой трансформируются в средства агрессивного воздействия на личность, позволяющие манипулировать сознанием масс.

В числе наиболее значительных, а потому особенно опасных тенденций постиндустриального общества в вопросах праздничной культуры можно отметить:

- повсеместную глобализацию массовых праздников и зрелищ;

- выхолащивание духовной сущности праздника;

- засилье зрелищного начала;

- активное использование массовых праздников и зрелищ как мощнейших орудий воздействия на формирование идеологии масс и средств манипулирования общественным мнением.

В словосочетании «массовый праздник» смысловой акцент всё более смещается в направлении «массовый». Праздник становится объектом потребления, как и всякий продукт массовой культуры.

В сложных социально-культурных условиях современной России, обусловленных динамическим характером преобразований всех общественно-экономических формаций современного общества, и, как

137 следствие, формированием нового праздничного календаря, отражающего драматические социальные перевороты на макроуровне общественных регуляций и микроуровне повседневных культурных практик происходит трансформация характера функционирования различных элементов культуры, переосмысление ее символов, переопределение способов культурного наследования и коммуникаций, отношения власти в рамках культурных институтов.

Хранилищем, кладезем традиционных народных массовых праздников, обрядов, ритуалов является российская провинция, ведь «народная культура русского народа сохранилась скорее вопреки усилий государства, чем благодаря» (134, с. 177). Именно в провинциях происходит процесс возрождения традиционной культуры, фольклора, устного народного творчества, старинных промыслов и ремесел. Это наши корни, которые питают и обогащают современную праздничную культуру.

Массовые праздники и зрелища, как важнейшая составляющая истории и современности культуры, неотъемлемый элемент социокультурной системы, при разумном, грамотном подходе к этому феномену, могли бы служить залогом социальной гармонии и интеграции.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Литвинова, Маргарита Васильевна, 2002 год

1. Абельс, X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / X. Абельс. СПб.: Алтейя, 1995. -225 с.

2. Аверинцев, С.С. Византия и Русь: два типа духовности / С.С. Аверинцев // Новый мир. 1988, - № 9. - С. 20-58.

3. Аничков, Е.В. Язычество и древняя Русь / Е.В. Аничков. СПб.: Типогр. М.М. Стасюлевича, 1914. - 386 с.

4. Ардзинба, В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии / В.Г. Ардзинба. -М.: Наука, 1982. 160 с.

5. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу / А.Н. Афанасьев. Т. 1-3. -М., 1865-1869.

6. Ахиезер, А.С. Праздник / Россия: критика исторического опыта (социо-культурный словарь). М.: ФО СССР, 1991. - Т.З. - С.252-253.

7. Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских образов / А.К. Байбурин. СПб.: Наука, 1993,- 237с.

8. Байбурин, А.К. Календарь и трудовая деятельность человека. (Русский народный традиционный календарь) / А.К. Байбурин. Д.: Знание, 1987.-32 с.

9. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Пер. с франц. М.: Изд. Сабашниковых, 1994. - С. 118-121.

10. Ю.Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. М.: Художественная литература, 1990. - 544 с. П.Белкин, А.А. Русские скоморохи / А.А. Белкин. - М.: Наука, 1975. -191с.

11. Белоусов, А.Я. Праздники старые и новые: некоторые философские аспекты проблемы празднования / А.Я. Белоусов. Алма-Ата: Казахстан, 1974. - 198 с.

12. Бенифанд, А.В. Праздник. Сущность, история, современность / А.В. Бенифанд. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1986. - 140 с.

13. Бергер, П. Лукман, Т. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Медиум, 1995. - 323 с.

14. Бердяев, Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев. М.: Сов. писатель, 1990.-346с.

15. Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства / Н.А. Бердяев. М.: Сов. писатель, 1994. - Т.1 - 542 е., Т. 2. - 509 с.

16. Бернштам, Т.В. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX в. / Т.В. Бернштам. Л.: Наука, 1988. - С. 202-260.

17. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырев. М., 1971. - 544 с.

18. Брабич, В.; Плетнева, Г. Зрелища древнего мира / В. Брабич, Г. Плетнева. М.: Искусство, 1975. - 77 с.

19. Бродянский, Д.Л. Человек. Культура. Общество. / Д.Л. Бродянский. -Владивосток: Изд. Дальневосточного ун-та., 1995. 190 с.

20. Брокгауз, Ф.А., Ефрон, И.А. Энциклопедический словарь. Т.XXIV. СПб.: Типо-литография И.А.Ефрона, 1898. С. 940-941.

21. Брудный, В.И. Обряды вчера и сегодня / В.И. Брудный. М.: Наука, 1968. - 200с.

22. Брук П. Пустое пространство / П. Брук. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. - 238 с.

23. Бурдье, П. Начала / П. Бурдье. М.: Socio-Logos, 1994. - С. 96-116.

24. Вахтангов, Е.Б. Статьи, беседы, письма. / Е.Б. Вахтангов. М.: ВТО, 1984.-318 с.

25. Введение христианства на Руси. М.: Мысль, 1987. - 302с.

26. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. М.: Прогресс, 1984.-367 с.

27. Велецкая, Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов / Н.Н. Велецкая. М: Наука, 1978. - 239 с.

28. Ветловская, В.Е. Летописное осмысление княжеских пиров и дарений в свете фольклорных и этнографических данных / В.Е. Ветловская. // Русский фольклор. Этнографические истоки фольклорных явлений. -Л., 1987. Вып. XXIV. - С.33-44.

29. Власова, З.И. Скоморохи и фольклор / З.И. Власова. // Русский фольклор. Этнографические истоки фольклорных явлений. Л., 1987. - Вып. XXIV. - С.44-65.

30. Вышецеславцев, Б.П. Русский национальный характер / Б.П. Вышецеславцев //Вопросы философии. 1995. - № 6. - С. 111-121.

31. Гагин, В.Н. Выразительные средства клубной работы / В.Н. Гагин.: Уч. пособ. М.: Советская Россия, 1983. - 126с.

32. Гагин, В.Н. Смеховая культура: зрелищные и игровые мероприятия на клубной сцене / В.Н. Гагин.: Уч. пособ. М.: Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма, 1991. -92 с.

33. Гагин, В.Н. Культура России. Менталитет и культура / В.Н. Гагин.: Уч. пособ. Вып. 4. - М.: Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма, 1996. - 52 с.

34. Гагин, В.Н. Культура России. Государственность как феномен культуры. / В.Н. Гагин.: Уч. пособ. Вып. 2. - М.: Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма, 1997. -45 с.

35. Гагин, В.Н. Культура России: особенности становления и развития / В.Н. Гагин.: Уч. пособ. Вып. 1. - М.: Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма, 1997. - 62 с.

36. Гаджиев, К.С. Тоталитаризм как феномен XX века / К.С. Гаджиев // Вопросы философии. 1992. - № 2. - С. 3-25.

37. Гачев, Г. Национальные образы мира / Г. Гачев. М.: Советский писатель, 1988. -445с.

38. Гачев, Г. Национальный космо-психо-логос / Г. Гачев. // Вопросы философии. 1994. - № 2. - С. 59-78.

39. Генкин, Д.М. Массовые праздники / Д.М. Генкин. М.: Просвещение, 1975. - 140 с.

40. Генкин, Д.М. Социально-педагогические основы массового праздника: Автореф. дис. .докт. пед. наук. Л., 1981. -33с.

41. Генкин, Д.М., Конович, А.А. Массовые театрализованные праздники и представления / Д.М. Генкин, А.А. Конович. М., 1985. - 142 с.

42. Герцен, А.И. Об искусстве / А.И. Герцен. Собр. соч. -М., 1954.

43. Глан, Б.Н. Праздник всегда с нами / Б.Н. Глан. М.: Союз театр, деятелей, 1988. - 191 с.

44. Голомшток, И.Н. Тоталитарное искусство / И.Н. Голомшток. М.: Галарт, 1994. - 269 е., ил.

45. Горбунов, Б.В. Мужские состязательные игры в контексте традиционно-бытовой культуры русского народа / Б.В. Горбунов // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. №5. - М.: Российская академия наук, 1994, - с. 119-133.

46. Григорьев, В.М. Народные игры и традиции в России / В.М. Григорьев. М.: Просвещение, 1994. - 92 с.

47. Гуревич, А.Я. Ментальность / А.Я. Гуревич // Опыт словаря нового мышления. -М.: Прогресс, 1989. С. 454-459.

48. Гуревич, А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. / А.Я. евич. -М.: Искусство, 1981. 358 с.

49. Гурин, С.П. Праздник и миф / С.П. Гурин // Философия и мир сегодня. Саратов, 1998. - С. 65-72.

50. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х Т. -М.: Русский язык, 1989. Т. 3. - С. 380-381.

51. Даркевич, В.П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IX XVI вв. / В.П. Даркевич. - М.: Наука, 1988.-344с.

52. Декреты Советской власти. М.: Госполитиздат. Т.1. - 1957. - 626с., Т.2.- 1959.-688с.

53. Дмитриев, Ю.А. Гулянья и другие формы массовых зрелищ / Ю.А. Дмитриев // Русская художественная культура конца XIX начала XX века (1895 - 1907). -М.: Наука, 1968. - Кн. 1. - С. 248-261.

54. Дмитриев, Ю.А. Позднее скоморошество / Ю.А. Дмитриев // Новые черты в русской литературе и искусстве ( XVII XVIII вв.). - М.: Наука, 1976.-С. 163-174.

55. Егоров, Б.Р. Труд и отдых в русском быту и литературе XIX в. / Б.Р. Егоров // Культурное наследие Древней Руси. М.: Наука, 1976. - С. 322-325.

56. Ерасов, Б.С. Социальная культурология / Пособие для студ. высш. уч. зав. В 2-х ч. М.: «Аспект-Пресс», 1994. - 4.1. - С. 79-355.

57. Еремеев, А.Ф. Первобытный праздник как производство радости и оптимизма / А.Ф. Еремеев // Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. Саранск, 1997. - Ч. 2. - С. 183-195.

58. Ермолин, Е.А. Материализация призрака: Тоталитаризм театрализованных массовых акций 1920 1930-х годов / Е.А. Ермолин. - Ярославль: ЯЛТУ, 1996. - 141 с.

59. Жарков, А.Д. Революционные праздники и их воспитательное значение / А.Д. Жарков. М.: Сов. Россия, 1986. - 78 с.

60. Жарков, А.Д. Государственные и общественно-политические праздники советского народа: Методика их организации и проведения / А.Д. Жарков. М.: ВНМЦНТИКПР, 1986. - 67 с.

61. Жигульский, К. Праздник и культура / К. Жигульский. М.: Прогресс, 1985.-336 с.

62. Захаров, А.В. Тоталитаризм «маска толпы» / А.В. Захаров // Тоталитаризм как исторический феномен. - М.: Философское общество СССР, 1989. - С.91-93.бб.Золотницкий, Д. Мейерхольд. Роман с советской властью / Д. Золотницкий. -М.: «Аграф», 1999.-384 с.

63. Зоркая, Н.М. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России, 1900-1910гг. / Н.М. Зоркая. -М.: Наука, 1976. 303с.

64. Зрелищно-игровые формы народной культуры: Сб. науч. тр. / ЛГИТМиК. Л., 1990. - 237 с.

65. Ионин, Л.Г. Социология культуры / Л.Г. Ионин. М.: Логос, 1996. -С. 126-164.

66. Иорданский, В.Б. Хаос и гармония / В.Б. Иорданский. М.: Наука, 1982.-342с.

67. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. XIX-нач.ХХв. Зимние праздники. М.: Наука, 1973. - 351с.

68. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. XIX-нач.ХХв. Весенние праздники. М.: Наука, 1977. - 357с.

69. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. XIX-нач.ХХв. Осенние праздники. -М.: Наука, 1978. 295с.

70. Каллистов, Д.П. Античный театр / Д.П. Каллистов. Л.: Искусство, 1970.-С. 70-75.

71. Кантор, В.К. Карнавал и бесовщина / В.К. Кантор // Вопросы философии. 1997. - № 5. - С.44-54.

72. Кантор, В.К. Стихия и цивилизация: два фактора «российской судьбы» / В.К. Кантор // Вопросы философии. 1994. - № 5. - С.27-46.

73. Карасев, JI.B. Лики смеха / Л.В. Карасев // Человек. 1993. - № 5. -С. 144-158.

74. Карасев, Л.В. Мифология смеха / Л.В. Карасев // Вопросы философии. 1991. -№ 7. - С.68-87.

75. Каргин, А.С., Хренов, Н.А. К вопросу о комплексном исследовании досуга в истории отечественной культуры / А.С. Каргин, Н.А. Хренов // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. №5. -М.: Российская академия наук, 1994. - с.7-38.

76. Карпова, Г.Г. Праздник в контексте социальных изменений: Дис. .канд.социол.наук. Саратов, 2001. - 156 с.

77. Касьянова, К. О русском национальном характере / К. Касьянова. -М.: Ин-т нац. модели экономики, 1994. 365 с.

78. Кащеева, Е.В. Городские формы досуга: московское мещанство / Е.В. Кащеева // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. -Вып. №5. М.: Российская академия наук, 1994. - С. 156-185.

79. Келлер, Е.Э. Городские светские праздники Петербурга ХУП1-ХХвв: Дис. .канд.культ.наук. СПб, 1997. -225 с.

80. Келлер, Е.Э. Праздничная культура Петербурга: Очерки истории / Е.Э.Келлер. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. - 320с., ил.

81. Кислицина, А.Н. Массовые праздники в Петрограде в 1917 1922 гг.: История организации и проведения. Дис. .канд.ист.наук. - СПб, 1999. - 135 с.

82. Клитин, С.С. Эстрада: проблемы теории, истории и методики / С.С. Клитин. Л.: Искусство, 1987. - 190 с.

83. Козлова, Н. Социально-историческая антропология / Н. Козлова. -М.: «Ключ С», 1999. - 192 с.

84. Колинько, И.В. Роль народной праздничной традиции в нравственном и эстетическом формировании личности ( опыт применения культурно-исторического подхода): Автореф. дис. .канд. историч. наук. -М., 1995. 16с.

85. Конечный, A.M. Раек народная забава. ( О русских народных праздниках и зрелищах) / A.M. Конечный // Декоративное искусство СССР. - 1989. - № 9. - С. 13-15.

86. Конович, А.А. Театрализация в празднично-обрядовой культуре: (пед. аспект): Дис. .д-рапед. наук. Л., 1991.-421 с.

87. Конович, А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР / А.А. Конович. М.: Высшая школа, 1990. - 208 с.

88. Корнишина, Г.А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования / Г.А. Корнишина. Саранск: Морд. гос. пед. ин-т, 2000. - 150с.

89. Коста, К. Трансформация тела в ходе фестиваля Falles св. Иосифа в Валенсии / К. Коста // Рубеж. 1999. - №13. - С. 115.

90. Кошелев, В.В. Скоморохи и скоморошья профессия / В.В. Кошелев. -СПб.: Хронограф, 1994. 24 с.

91. Кукаретин, В.М. Из истории агитационно-художественных бригад / В.М. Кукаретин. М.: Молодая гвардия, 1975. - 64 с.

92. Кукаретин, В.М. Наследники «Синей блузы» / В.М. Кукаретин. М.: Молодая гвардия, 1976. - 58 с.

93. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.-640 с.

94. Лаптева, Л.С. Социально-эстетическая природа и функции массовых праздников: Автореф. дис. .канд. филос. наук. -М., 1975. -22с.

95. Лаптева, Л.С. Функции массовых праздников / Л.С. Лаптева // Парк и отдых: Труды НИИ культуры. Вып. 2. М. - 1976. - С. 173-201.

96. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж Ле Гофф. -М.: Прогресс-Академия, 1992. 373 с.

97. Левинсон, А.Г. От древнего ритуала к городским гуляниям / А.Г. Левинсон // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. -Вып. №5. М.: Российская академия наук, 1994. - с.62-100.

98. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс. М.: Республика, 1994.-384с.

99. Левкович, В.П. Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения / В.П. Левкович. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: Наука, 1976. - С. 212-236.

100. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Сост.

101. A.Нейхардт. М: Правда, 1988. - 569 с.

102. Лелина, В. Петербургский маскарад / В. Лелина // Нева. 1996. -№ 1. - С. 234-239.

103. Ленин, В.И. Предисловие к брошюре «Майские дни в Харькове»/

104. B.И.Ленин // Полн.собр.соч. -М., 1959. Т.4. - с. 363-370.

105. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений. В 55-и тт. М.: Издательство политической литературы, 1979. - Т. 11. - С. 592.

106. Литвинцева, Г.Ю. Особенности культурно-досуговой деятельности в петровский период / Г.Ю. Литвинцева // Российская культура глазами молодых ученых. СПб., 1993. - Вып.2. - С. 83-98.

107. Лихачев, Д.С. Древнерусский смех / Д.С. Лихачев // Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1973. - С. 73-90.

108. Лихачев, Д.С. Смех в древней Руси / Д.С. Лихачев. Избранные работы в 3-х Т. - Л.: Худож. литертура, 1987. - Т.2. - С. 343-418.

109. Лихачев, Д.С., Панченко, A.M. «Смеховой мир» Древней Руси / Д.С. Лихачев, A.M. Панченко. Л.: Наука, 1976. - 202с.

110. Лосев, А.Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство / А.Ф. Лосев. -М.: Искусство, 1976. С. 216.

111. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики / Н.О. Лосский. Характер русского народа. -М.: Политиздат, 1991. 368с.

112. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII XIX вв.) / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство, 1994. -415 с.

113. Луначарский, А.В. О массовых празднествах, эстраде и цирке / А.В. Луначарский. -М.: Просвещение, 1981. -С.68-305, 330-388.

114. Луначарский, А.В. О народных празднествах /А.В.Луначарский Избранные статьи: В 2-х т. -М.: Сов. Россия, 1958. Т.1. - с. 190193.

115. Луначарский, А.В. О театре и драматургии /А.В.Луначарский Избранные статьи: В 2-х т. -М.: Сов. Россия, 1958. -Т.1. с.521-561.

116. Луначарский, А.В. Литературоведение. Критика. Эстетика./ А.В.Луначарский. Собр. соч. в 8тт. -М.: Худ. лит., 1963-1967. Т.4. -1965.-С. 335-336.

117. Мазаев, А.И. Праздник как социально-художественное явление / А.И. Мазаев. М.: Наука, 1978. - 392 с.

118. Макеева, Г.П. Народные праздники и обряды Белгородчины / Г.П. Макеева. Белгород, 1994. - С. 28-43.

119. Макейкина, Н.Ю. Власть и культура: проблемы воздействия на массовое сознание: Автореф. .канд.философ.наук. Пенза: Пенз. пед. ун-т, 2000. - 21 с.

120. Максютин, Н.Ф. Культурологические аспекты праздника: Учеб. пособие / Н.Ф.Максютин. Казань, 1996. - 92 с.

121. Малиновский, Б. Научные принципы и методы исследования культурного изменения. / Б. Малиновский // Антология исследований культуры. СПб, Университетская книга. - 1997. - С. 371-385.

122. Малиновский, Б. Магия, наука и религия. / Б. Малиновский. М.: Изд-во «Рефл-бук», 1998. - 290с.

123. Марков, О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба / О.И. Марков. М.: Просвещение, 1988. - 158 с.

124. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1965. - Т.37. - с. 365

125. Мейерхольд, В. Э. Статьи, письма, речи, беседы / В.Э. Мейерхольд. Собр. соч. в 2-х тт. -М.: Искусство, 1952.

126. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. М.: Наука, 1976.-408 с.

127. Мизов, Н. Праздник как общественное явление / Н. Мизов. -София, 1966. 124 с.

128. Миллер, В. Русская масленица и западноевропейский карнавал / В. Миллер. -М.: Наука, 1984. 43с.

129. Морозов, А. О ритуально-обрядовой основе старинных мужских развлечений / А. Морозов // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. №5. - М.: Российская академия наук, 1994. - С. 100-119.

130. Морфология культуры. Структура и динамика. М.: Наука, 1994. -416с.

131. Мосс, М. Общества. Обмен. Личность. / М. Мосс. М.: «Восточная литература» РАН, 1996. - С. 83-217.

132. Народная художественная культура Белгородчины на рубеже веков: состояние и перспективы / Тезисы и доклады научно-практической конференции. Белгород, 2001. -228с.

133. Народный театр / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. А.Ф. Некрыловой, Н.И. Савушкиной. М.: Сов. Россия, 1991. - 544 е., ил. - (Библиотека русского фольклора; Т. 10.).

134. Некрылова, А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища / А.Ф. Некрылова. Л.: Искусство, 1984. -190с.

135. Немиро, О.В. Праздничный город. Искусство оформления праздников. История и современность. / О.В. Немиро. Л.: Художник РСФСР, 1987.-230с.

136. Немиро, О.В. Из истории организации традиционных форм праздничного досуга в Петербурге второй половины XIX века / О.В. Немиро // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. №5. - М.: Российская академия наук, 1994. - С.144-156.

137. Некрасова, Н.А. Феномен духовности: бытие и ценность.: Автореф. дис. .докт. философ, наук. Иваново, 2002. - 34 с.

138. Никольский, Н.М. Христианские праздники / Н.М. Никольский // Избранные произведения по истории религии. М., 1974. - С. 206261.

139. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: РАН, Институт рус.яз. им В.В.Виноградова, 1999. С.578.

140. Организация и методика художественно-массовой работы: Учеб. пособие для студентов ин-тов культуры / Д.М.Генкин и др. М.: Просвещение, 1987. - 192 с.

141. Орлов, О.Л. Праздничная культура России / О.Л. Орлов. СПб.: КультИнформПресс, 2001. - 160 с.

142. Ортега-и-Гассет, Х.О. Восстание масс / Х.О. Ортега-и-Гассет. «Дегуманизация искусства» и другие работы. М.: Радуга, 1991. - С. 40-228.

143. Ортега-и-Гассет Х.О. О спортивно-праздничном чувстве жизни / Х.О. Ортега-и-Гассет // Филосоские науки. 1991. - №12. - С. 137152.

144. Панкеев, И.А. Обычаи и традиции русского народа / И. А. Панкеев. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.-542 с.

145. Панкеев, И.А. Русские праздники игры / И.А.Панкеев. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. -223с.

146. Панченко, A.M. Русская культура в канун петровских реформ / A.M. Панченко. Л.: Наука, 1984. - 230с.

147. Паршин, Ю.М. Народный календарный обрядово-праздничный цикл как средство развития социально-культурной активности населения по месту жительства: Дис. . канд. пед. наук. Л., 1989. -251 с.

148. Петров, Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления / Б.Н.Петров. М.: ФОН, 1998. - 328 с.

149. Пиотровский, А.И. Театр. Кино. Жизнь. / А.И. Пиотровский. Л.: Искусство, 1969. - 512 с.

150. Плахов, В.Д. Об образовании традиций и обычаев / В.Д. Плахов // Философские и социологические исследования. Л., 1973. - С. 141150.

151. Плеханов, Г.В. О материалистическом понимании истории / Г.В. Плеханов. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1957. -Т.2.-С.252.

152. Пономарев, В.Д. Формирование и реализация игровой культуры личности в условиях праздничного досуга: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-СПб., 1992.-16 с.

153. Праздник в русской культуре, фольклоре и литературе: Сб.ст. Пушкинских чтений-97. СПб.: ЛГОУ, 1998. - 158 с.

154. Праздники, обряды, традиции. М.: Молодая гвардия, 1979. -159с.

155. Пронина, И.Н. Феномен праздника в контексте отечественной культуры: Дис. .канд.философ.наук. Саранск, 2001. - 143 с.

156. Пропп, В.Я. Проблемы комизма и смеха / В.Я. Пропп. М.: Искусство, 1976. - 183 с.

157. Пропп, В.Я. Русские аграрные праздники / В.Я. Пропп. Л.: ЛГУ, 1986.-С. 114-122.

158. Путилов, Б.Н. Миф обряд - песня Новой Гвинеи / Б.Н. Путилов. -М.: Наука, 1980.-380с.

159. Почепцов, Г. Тоталитарный человек / Г. Почепцов. Киев: Глобус, 1994. - 158с.

160. Радклифф-Браун, Р.А. Методы этнологии и социальной антропологии / Р.А. Радклифф-Браун // Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. - Т. 1. - С. 603-633.

161. Развлекательная культура России XVIII-XIX вв.: Очерки истории и теории. СПб.: Д.Буланин, 2001. - 552 с.

162. Ратнер, Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств / Я.В. Ратнер. М.: Искусство, 1980. - С. 48-52.

163. Римский, В.П. Тоталитарный космос и человек: Монография / В.П. Римский. Белгород: Изд-во Бел. гос. ун-та, 1998. - 126 с.

164. Римский. В.П. Демоны на перепутье: культурно-исторический образ тоталитаризма / В.П. Римский. Белгород: Изд-во Бел. гос. унта; Изд-во «Везелица», 1997. - Серия «Белгородская академическая библиотека. -199 с.

165. Розин, В. Семиотические исследования / В. Розин. М.: ПЕР СЭ; СПб: Университетская книга, 2001. - 256 с.

166. Розов, А.Н. Кулачные бои в России / А.Н. Розов // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. №5. - М.: Российская академия наук, 1994. - С. 133-144.

167. Рубб, А.А. Советский агитационный театр, от простого к сложному / А.А. Рубб . М., 1989. - 82 с.

168. Руденский, Е.В. Феноменология и социальная технология праздничного общения: Автореф. дис. .докт. социол. наук. М., -41с.

169. Руднев, В.А. Советские обычаи и обряды / В.А. Руднев. JL: Лениздат, 1974. - 151с.

170. Руднев, В.А. Советские праздники, обряды, ритуалы / В.А. Руднев. Л.: Лениздат, 1979. - 206 с.

171. Румянцева, С.Ю., Шульгин. А.П. Самодеятельное творчество и "государственная" культура. / С.Ю. Румянцева, А.П. Шульгин // Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. -М.: Гос. инст. искусствознания, 1995. Книга I. - С.7-53.

172. Румянцева, С.Ю., Шульгин, А. П. Судьба советского праздника. / С.Ю. Румянцева, А.П. Шульгин // Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. М.: Гос. инст. искусствознания, 1995. - Книга II. - С.261-290.

173. Русская художественная культура конца XIX начала XX века (1895 - 1907). - М.: Наука, 1968. - Кн.1: Зрелищное искусство. Музыка. - 442 с.

174. Руссо, Ж.Ж. Письма к д Алемберу. Письмо о французской музыке. / Ж.Ж. Руссо // История эстетики. М.: Сов. Россия, 1964. -Т.2. - С. 392-408.

175. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. / Б.А. Рыбаков. М.: Наука, 1981.-606с.

176. Рыбаков, Б. А. Язычество Древней Руси. / Б А. Рыбаков. М.: Наука, 1987.-782с.

177. Салмин, А.К. Этнология религии и народный обряд / А.К. Салмин // Этногр. обозрение. №2. - 1994. - С. 107-110.

178. Сапронов, ПА. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры /ПА. Сапронов. СПб.: Союз, 1998. - С. 64-121.

179. Связующая нить: Праздники, Обряды, Традиции. М.: Московский рабочий, 1984. - 142с.

180. Сикевич, З.В. Национальное самосознание русских / З.В. Сикевич. -М.: Механик, 1996. С. 34-46.

181. Сидоренко, И.В. Событийный ряд культовых действий : Автореф. .канд.культ.наук. -М.: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, филос. фак., 1999.-25 с.

182. Силин, А.Д. Площади наши палитры / А.Д. Силин. - М.: Советская Россия, 1982. - 184 с.

183. Силин, А.Д. Специфика работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений / А.Д. Силин. М.: Советская Россия, 1988. - 164 с.

184. Сиповская, Н. Праздник в русской культуре XVIII века / Н. Сиповская // У истоков развлекательной культуры России нового времени. XVII-XIX вв. -М., 1992. С.29-45.

185. Сорокин П. Современное состояние России / П. Сорокин. // Новый мир.-1992,-№4.

186. Словарь по мировой художественной культуре / Уч. пособ., под ред. Т.Г. Грушевицкой, М.А. Гузик, А.П. Садохина. М.: Изд.центр «Академия», 2001. - С.244-245.

187. Снегирев, И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И.М. Снегирев. М.: Сов. Россия, 1990. - 4.1. - 158 е.; 4.2. -78 с.

188. Советские традиции: праздники и обряды М.: Профиздат, 1986.

189. Современные концепции эстетического воспитания М.: Российская академия наук Институт философии, 1998. - 302с.

190. Современный словарь по культурологии. Автор-сост. Юрчук В.В. - Минск: Современное Слово, 1999. - С. 550-551.

191. Соколов, Э.В. Культура и личность / Э.В. Соколов. JL, 1972. -228с.

192. Степанюк, JI. И. Творческая целостность празднично-обрядовой культуры: Автореф. .канд.культ.наук / Моск. гос. ун-т культуры. -М„ 1999.- 19 с.

193. Суханов, И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления / И.В. Суханов. М.: Политиздат, 1976. - 216 с.

194. Трошихин, В.В. Наука и религиозное восприятие мира / В.В. Трошихин. // Христианство и культура: науч.-богословский сборник, под ред. проф. Римского В.П. Белгород: изд-во БелГУ, 2002. - С. 183-187.

195. Таиров, А.Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма./ А.Я. Таиров. М.: 1970,С. 304-306.

196. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор.: Пер. с англ. -М.: Политиздат, 1989. 573 с.

197. Театрализованные праздники и зрелища 1964 1972./ Ред.-сост. Б.Н.Глан. -М.: Искусство, 1976. - 176с., ил.

198. Терещенко, А.В. Быт русского народа. / А.В. Терещенко. М., 1997. - Ч. 5. - 221 с. - Ч. 7. - 348 с.

199. Тихомиров, Д.В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений / Д.В. Тихомиров. -М.: Сов. Россия, 1977. 126 с.

200. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. изд. ин. и нац. словарей, 1939. -Т.З. - Стб. 699.

201. Топоров, В.Н. Праздник / В.Н. Топоров // Мифы народов мира. В 2-х тт. -Т. 2,- С. 329-331.

202. Традиционная народная культура / Сб. инф.-анал. материалов. -М.: ГИВЦ, 1995.- 88 с.

203. Традиционные и новые обряды в быту народов СССР / Сб. ст. АН СССР. М.: Наука, 1981. - 184 с.

204. Туманов, И.М. Режиссура массовых зрелищ / И.М. Туманов. М.: Просвещение, 1963.-С.6-7.

205. Туманов, И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта / И.М. Туманов. М.: Просвещение, 1979. - 88 с.

206. Тьерсо, Ж. Песни и празднества французской революции / Ж. Тьерсо. М.: Советская Россия, 1933. - С. 18-24.

207. Угринович, Д.М. Обряды: за и против / Д.М. Угринович. М.: Политиздат, 1975. - 175 с.

208. Усенова, М. Возникновение и развитие новых обрядов и традиций /М. Усенова. Алма-Ата: Казахстан, 1979. - 59 с.

209. Успенский, Б.А. Анти-поведение в культуре Древней Руси / Б.А. Успенский. Избранные труды. В 2-х тт. М.: Гнозис, 1994. - Т.1. -С. 320-332.

210. Успенский, Б.А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры / Б.А. Успенский. Избранные труды. В 2-х тт. М.: Гнозис, 1994. - Т.2. - С. 219-253.

211. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х тт./ М. Фасмер. М.: Прогресс, 1971. - Т. 3. - С. 353.

212. Филатов, А.Н. О новых и старых обрядах / А.Н. Филатов. М.: Профиздат, 1967.- 112 с.

213. Фомицын, А.С. Скоморохи на Руси / А.С. Фомицын. СПб.: Алетейя, 1995. - 535 с.

214. Фурсин, И.И. Обрядность и ее место в социалистическом образе жизни / И.И. Фурсин. М.: Знание, 1977. - 48с.

215. Хангельдиева, И.Г. Праздник / И.Г. Хангельдиева // Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997,- С. 355-356.

216. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. М.: Прогресс, 1992. - 462 с.

217. Хейзинга, Й. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV вв. во Франции и Нидерландах / Й. Хейзинга. М.: Наука, 1988. - 539 с.

218. Хренов, Н.А. Мифология досуга / Н.А. Хренов. М.: Гос. республ. центр рус. фольк., 1998. - 448с.

219. Хренов, Н.А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики / Н.А. Хренов. М., 1987. - С. 48-52.

220. Художник и зрелище / Сб., сост. В.Н.Кулешова. М., Сов. художник, 1990. - 399 с.

221. Чегодаева, М. Искусство изначально массово / М. Чегодаева // Общественные науки и современность. 1990. - № 6. - С. 109-116.

222. Чередниченко, Т. Типология советской массовой культуры / Т. Чередниченко. М.: РИК Культура, 1993. - С. 122-148.

223. Черный, Г.П. Педагогическая технология массовая праздника / Г.П. Черный. М.: Молодая гвардия, 1990. - 158 с.

224. Чеснов, Я.В. Лекции по исторической этнологии / Я.В. Чеснов. -М.: Гардарика, 1998. 400 с.

225. Чечетин, А.И. Основы драматургии театрализованных представлений: уч. пособ. / А.И. Чечетин- М.: Просвещение, 1981. -190 с.

226. Чечетин, А.И. Пути развития агитационных художественных бригад в РСФСР / А.И. Чечетин. М.: Просвещение, 1988. - 82 с.

227. Чичеров, В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX вв. / В.И. Чичеров. М.: Изд. Академии наук СССР, 1957.-235 с.

228. Шамшур, В. Празднество революции / В. Шамшур. Минск, 1989.

229. Шангина, И.И. Русские традиционные праздники / И.И. Шангина. СПб.: Искусство-СПб, 1997. - 192с.

230. Шароев, И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: Учебн. для высш. театр, учеб. заведений / И.Г. Шароев. М.: Просвещение, 1986. - 460с.

231. Шейнов, П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях / П.В. Шейнов. М. 1980.

232. Шмаков, С.А. Нетрадиционные праздники в школе / С.А. Шмаков. М.: Новая школа, 1997. - 330 с.

233. Шпагин, В.А. Театр эстрадной публицистики / В.А. Шпагин. -М: ГРДНТ, 1994. 148 с.

234. Шульгин, B.C.; Кошман, Л.В.; Зезина М.Р. Культура России IX-XX вв.: Учеб. пособие. -М.: Простор, 1996. 390 с.

235. Щеглова, Н.С. Народные праздники в допетровской России / Н.С. Щеглова // Российская культура глазами молодых ученых. СПб., 1994. - Вып. № 3. - С. 151-156.

236. Щербинин, А.И. Тоталитарная индокринация: у истоков системы / А.И.Щербинин. Политические праздники и игры // Полис. 1998. — №5. - С. 79-96.

237. Элиаде М. Космос и история / М. Элиаде: Пер. с франц. М.: Прогресс, 1987,- 311с.

238. Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде: Пер. с франц. М.: Академический Проект, 2001. - 240с.

239. Энциклопедический словарь 7-е сов.перераб.изд. - М.: Изд. т-ва «Бр.А. и И. Гранат и К0» - Т.ЗЗ. - Стб.300.

240. Энциклопедия символов / Сост. Е.Я. Шейнина. М.: «Торсинг», 2002.-591с.

241. Энциклопедия зимних праздников. СПб.: Респекс, 1995. - 464 с.

242. Энциклопедия праздников / Сост. Н.В. Чудакова. М.: АСТ-АТД, 1997,- 225 с.

243. Яковлева, М. Развлечения как проблема русской культуры XVI-XVII веков / М. Яковлева // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. М.: Российская академия наук, 1994. - Вып.5. - С. 38-62.

244. Ярхо, В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии / В.Н. Ярхо. М.: Худ. литература, 1978. -300 с.

245. Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии / В.Н. Ярхо. М.: Наука, 1979. - 176 с.

246. Dictionnaire encyclopedique Quillet. V.III. Paris, 1969. P. 24832484.

247. Duvignaud J. Fetes et civilisation. Paris, 1973. P. 178.

248. Ernout A., Meillet A. Dictionnaire etimoiogique de la langue latine. Paris, 1959.-P. 32-38.

249. Herlitz G., Kirchner B.Judisches Lexicon, Bd. II, Berlin, 1928. S. 610-611.

250. Hooke S. H. (ed.). Myth, Ritual and Kinship. Oxford, 1958. 216 p.

251. Steiner P. La sociologie de Durkheim. Editions La Deouverte. Paris, 1994,- P.85.

252. Thines G., Lempereur A. Dictionnaire General des Sciences Humaines. Paris, 1975.-P. 121-122.

253. Toffler A. The culture consumers: A study of art affluence in America. New York: Free Press, 1967. P. 48-64.

254. Wilson Edwin. The theater experience: Fourth Edition. New York: The City University, 1997. 460 p.257. http://www.vagrius.ru

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.