Медиакультура в практиках повседневности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, доктор социологических наук Сергеева, Ольга Вячеславовна

  • Сергеева, Ольга Вячеславовна
  • доктор социологических наукдоктор социологических наук
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 411
Сергеева, Ольга Вячеславовна. Медиакультура в практиках повседневности: дис. доктор социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Санкт-Петербург. 2011. 411 с.

Оглавление диссертации доктор социологических наук Сергеева, Ольга Вячеславовна

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования медиакультуры как явления повседневности.

1.1. Медиакультура: проблема обоснования, развитие взглядов, формирование традиций.

1.2. Социологические идеи теории практик как основа изучения медиакультуры.

1.3. Медиакультура как явление повседневности: принципы осмысления.

1.4. Применение методов качественного подхода к исследованию медиакультуры в практиках повседневности.

Глава 2. Книга и книжная культура в практиках повседневности.

2.1. Информационно-коммуникативные особенности печатной книги.

2.2. Чтение: анализ и типология читательских практик.

2.3. Домашняя библиотека в пространстве повседневности.

Глава 3. Домашний телевизор и экранная культура в практиках повседневности.

3.1. Телевизор в доме как фактор культурной динамики.

3.2. Телевизор и особенности общения перед экраном (анализ опыта первых телезрителей).

3.3. Получение новостей, отдых и развлечение у телеэкрана (анализ опыта первых телезрителей).

Глава 4. Новые медиа и цифровая культура в практиках повседневности.

4.1. Характеристики новых медиа в сравнении с другими средствами коммуникации.

4.2. Практики повседневного общения с точки зрения теорий компьютерно-опосредованной и мобильной коммуникации.

4.3. Компьютерные игры: анализ новых практик отдыха и развлечения.

4.4. Персональный компьютер в повседневных практиках: опыт обоснованной теории.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Медиакультура в практиках повседневности»

Актуальность исследования. Социальная проблема, которая ощутимо влияет сегодня как на жизнь отдельного человека, так и на работу организаций, - все возрастающая зависимость повседневных действий людей от технических средств коммуникации. Мы ощущаем и наблюдаем, как смысловое пространство приватной жизни воспроизводится в качественно новых типах повседневных практик, которые регулируются быстро изменяющимися культурными стандартами. «Медиареволюция», «информационная эпоха» - эти понятия используются в научном сообществе для диагностики современного социального развития, формируя новые направления в изучении коммуникации. Вместе с тем один из злободневных научных вопросов состоит в том, что последствия появления новых средств коммуникации анализируются преимущественно в широком контексте социальных, политических и экономических фактов, и малоразработанной остаётся тема домашней повседневности, интегрировавшей за последнее столетие приборы и технологии связи, глубоко изменившие социальное пространство дома человека.

Каждый новый вид медиа, включаемый в повседневность, инициирует новый опыт обращения с социальной информацией. Однако информационные революции не являются прямолинейным процессом, при котором новые виды медиа просто входят в обиход, занимая прогнозируемое место в домашней повседневности человека. Точнее было бы говорить о разностороннем процессе — аккультурации медиа, или, если обратиться непосредственно к бытовой сфере жизни человека, о процессе доместикации медиатехнологий. В этом процессе происходит испытание и приспособление средств коммуникации к условиям сложившегося быта, одновременно с этим разрушаются прежние привычки, изменяются социальные взаимодействия, опосредованные техническими новинками. Доместикация медиа происходит неодинаково для представителей разных социальных групп, что зависит от личных обстоятельств жизни, социальных условий, от процессов идеологического и экономического порядка.

Актуальность темы диссертационного исследования видится в необходимости осмысления с позиций социологии культурной организации повседневной жизни, изменяющейся под влиянием медиа. «Опривычнивание» медиа, их влияние на практики повседневности может быть рассмотрено в терминах медиакультуры. В современной социологии культуры исследование медиа развивается как суботрасль, однако концепции медиакультуры, использующей методологию и методику социологии, до настоящего времени предложено не было. Методология социологии повседневности и методы качественного подхода позволяют развить социологическую интерпретацию медиакультуры.

Основной смысл данного исследования - изучение социокультурного опыта, связанного с появлением в быту новых средств коммуникации. Принципы изучения повседневности предполагают «понимающее» рассмотрение и детальное описание разнородности культурных стандартов и навыков, проявляющихся в каждодневном использовании средств коммуникации. Работа в данном направлении имеет особое значение для социологии, поскольку в сложившихся к настоящему времени социологических исследованиях обращалось главное внимание на количественные показатели частоты, продолжительности оперирования медиа, на популярность тем и программ у разных аудиторий. Возможности качественного подхода делают видимой ту часть реальности, которая состоит из обычных явлений и обыденных представлений людей, использующих медиа. Прочно утвердившиеся в работах социологов квалифицированные выводы о происходящей коммуникативной революции нуждаются в проверке с иных методологических позиций. Необходим культурно ориентированный подход и «насыщенное описание культуры» (по К. Гирцу), что даёт «голос» самому участнику событий и создаёт панорамное видение человека в мире информации.

Степень научной разработанности проблемы. Существует несколько пластов научного знания, позволяющих судить о степени разработанности проблемы. Это прежде всего — теория медиакультуры, комплекс социологических исследований коммуникации, опыт изучения повседневных практик.

Проблематика средств коммуникации, расширяющих сферу своего влияния на взаимодействия людей, прочно входит в круг научных изысканий с первых десятилетий XX века. Однако все эти разработки не поднимали вопроса о медиакультуре. Лишь со второй половины XX века в западных культурных исследованиях распространяются идеи о культуре, воспроизводимой для рядового человека прежде всего текстами масс-медиа. Именно этот акцент на современных средствах коммуникации как проводниках актуальных духовных продуктов привел к закреплению понятия «медиакультура». Опыт погружения в символическую среду культуры медиатекстов анализировался А. Молем, Р. Вильямсом, Ж. Бодрийяром, К. Дженксом, Дж. О'Доннеллом, Дж. Томлинсоном, К. Хейли, Э. Дарли, Дж. Люллем, Д. Келлнерм, Ф. Джеймсоном и др.

В последнее десятилетие концепция медиакультуры активно разрабатывается отечественными культурологами и представителями теории медиаобразования А. А. Возчиковым, Е. В. Дуковым, А. В. Елисеевым, М. В. Жижиной, В. В. Зверевой, Я. Б. Иоскевичем, Н. Б. Кирилловой, К. Э. Разлоговым, А. В. Федоровым, Н. Ф. Хилько, А. В. Шариковым, О. В. Шлыковой. В их работах анализируются тенденции возросшего влияния аудиовизуальных средств изображения, информирования, коммуникации и художественного творчества. Поскольку медиакультура рассматривается и как общий социокультурный процесс и как личностное взаимодействие с медиа, то разрабатываются программы целенаправленного формирования медиакультуры человека.

Изучение отдельных средств коммуникации в социологии представлено традициями социологии чтения, социологии СМК и формирующейся сегодня - социологией новых видов медиа. Особую известность в социологии чтения имеют работы таких авторов, как П. Г. Манн, Р. Эскарпи, Р. Баркер, Б. В. Дубин, Л. Д. Гудков; в области методологии анализа чтения - В. Д. Стельмах, О. М. Маслова, Т. М. Дридзе, И. А. Бутенко, В. П. Чудинова. В социологии СМК непосредственно телевидению посвящены работы Дж. М. Маклеода, Дж. Гербнера, М. ДеФлюера, Л. Гриндстафф, Б. А. Грушина, Б. М. Фирсова, Л. Н. Федотовой, Т. 3. Адамьянц, И. А. Полуэхтовой, А. В. Лукова и др. Новые виды медиа в социологическом аспекте рассматривались М. Кастельсом, Э. Тоффлером, А. Туреном, Ш. Тёкл, Г. Киркпатриком, X. Гезером, Б. С. Гладаревым, Д. В. Ивановым, В. Л. Иноземцевым, В. П. Коломийцем, Е. В. Зайцевой, М. В. Певной, В. В. Печенкиным, А. Л. Радкевичем, А. В. Чугуновым. Социологический подход представляет собой часть больших междисциплинарных направлений - исследования книги, телевидения, новых медиа.

Теоретико-методологические и эмпирические исследования повседневных практик, обобщающие опыт их наблюдения или исторической реконструкции, представлены работами П. Бурдье, М. Фуко, Э. Гидденса, Ж.-Ф. Лиотара, Ч. Тейлора, Н. Лобковитца, Н. Элиаса, М. де Серто, Т. Шацки, А. Реквица, К. Кнорр-Цетины. Авторы, поддерживающие изучение практик в отечественной социологии, - В. С. Вахштайн, В. В. Волков, О. В. Хархордин. Представители этой научной школы подчеркивают роль культуры как фона, проявляющегося в привычных способах действия и объяснения.

Домашние вещи как предмет научного интереса входят в круг исследования авторов, работающих над социологией вещей - направлением, развиваемым теоретиками повседневности. Новое видение вещей придает им статус необходимых элементов устойчивости социальных взаимодействий. Программа социологического теоретизирования, включающая вещи в качестве «недостающей массы» объяснения социальных явлений, разрабатывается Б. Латуром. Эти идеи поддерживают Дж. Ло, Р. Харре,

И. Копытофф, А. Аппадураи. Российские учёные, изучающие вещи в повседневных практиках - В. И. Ильин (вещи в практиках потребления), В. В. Козловский (социокоммуникативное конструирование вещей),

B, Д. Лелеко (семиотический анализ пространственных зон в доме и представляющих их вещей), О. Ю. Гурова, Г. А. Орлова, Е. Ю. Герасимова,

C. А. Чуйкина (культурная история советских вещей).

Анализ обширного поля научных исследований, обращающихся к медиа, показывает малую разработанность темы доместикации медиа. Научные идеи, посвященные домашней жизни в связи с развитием средств коммуникации, отражаются прежде всего в публикациях западных ученых (Р. Сильверстона, С. Ливингстон, Д. Морли, Г. Баузингера, Л. Спигел, Э. Лалли, М. Бакардьевой). Представители этого направления сосредоточивают внимание на домашней среде как важном социальном контексте, в котором складывается «судьба» средств коммуникации.

Усиление внимания к изучению изменений под влиянием медиа тем не менее пока не дает ответов на многие актуальные вопросы. В исследованиях социологов преобладает анализ макротенденций, строящийся на обобщении количественных данных. Микропроцессы, протекающие внутри домашней повседневности, остаются малоизученными. Почти не привлекается качественная методология для социологических выводов о распространении технологий коммуникации. Существующая исследовательская ситуация и практическая потребность в понимании микроуровня социальной реальности обусловили целевую необходимость диссертационной работы. Привлечение теоретического потенциала социологии повседневности и качественных эмпирических методов позволяет получить новые знания теоретического и прикладного характера о глубоких изменениях домашней среды как сферы проявления медиакультуры.

Объектом диссертационного исследования являются повседневные практики использования средств коммуникации, локализованные в пределах домашнего пространства.

Предмет исследования - медиакультура повседневности как результат доместикации средств коммуникации.

Цель работы: дать социологическую концептуализацию опыта доместикации медиа и реконструировать на этой основе стандарты медиакультуры повседневности в контексте развития средств коммуникации второй половины XX - начала XXI вв.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1) оценить современное состояние исследований медиакультуры и выявить потенциальные «точки роста» социологической теории и методологии изучения этого явления;

2) сформулировать принципы изучения медиакультуры с позиций социологии повседневности, обосновать методику исследования, отвечающую специфике анализа повседневности;

3) проанализировать информационно-коммуникативные свойства печатной книги и особенности социальных практик обращения с книгой, на основе чего реконструировать стандарты книжной культуры;

4) исследовать современные практики поддержания домашней библиотеки;

5) выявить и описать особенности доместикации телевизора, обобщить макросоциальные и микросоциальные факторы, влиявшие на вхождение телевизора в повседневность;

6) раскрыть субъективный опыт зрительских практик первых телезрителей, фиксируя закрепление паттернов экранной культуры;

7) систематизировать и обобщить многообразие теоретических стратегий изучения новых видов медиа, определить место социологических идей в комплексе междисциплинарных исследований;

8) представить социологическую интерпретацию процессов доместикации персонального компьютера, новых, обусловленных цифровыми технологиями, форм повседневных практик и медиакультуры.

Ключевые понятия и теоретико-методологические основания работы. Автор опирается на идеи современной социологической концепции - теории практик (П. Бурдье, Э. Гидденс, Н. Элиас, М. де Серто, Б. Латур, Т. Шацки, А. Реквиц, К. Кнорр-Цетина, В. В. Волков, О. В. Хархордин). Теория практик развивает область социологии повседневности и исследует социальные практики как действия, которые регулярно воспроизводятся, базируются на знании человеком ситуации и умении справиться с условиями этой ситуации физически, интеллектуально, вербально. Привычность и обыденность, принадлежность к устойчивому фону жизни — характеристики социальных практик, делающие их значимым объектом для социологов, изучающих повседневность.

Повседневность» понимается в работе согласно одной из традиций в социологии повседневности - феноменологической — как сфера социальной реальности, которая основывается на совокупности разделяемых негласных конвенций и воспроизводится изо дня в день для отдельного человека «здесь-и-сейчас», является привычной и понятной.

Автор следует современным социологическим идеям о процессуальном характере общества, полагая, что сегодня наиболее адекватным научной картине мира является исследование процессов непрерывно меняющейся социальной реальности, а не целостных социальных систем.

Центральная идея диссертации состоит в том, что практики обращения с книгой, телевизором, компьютером, складывающиеся в домашней повседневности, играют ключевую роль в закреплении стандартов медиакультуры. Для формирования авторского видения явления медиакультуры определяющими были разработки таких представителей социологии культуры, как Д. Крейн, Дж. Александер, Л. Г. Ионин. Для этих авторов культура - не только символическая система, но и культура в действии. Их идеи формируют «культурный поворот», или ориентацию социальных ученых на культуру как основной инструмент анализа общественной жизни. С данной точки зрения медиакультура предстает как репрезентированное в действии явление, изменяющееся по мере освоения человеком средств коммуникации. Сдвиги в культурных стандартах, связанных с медиакультурой, характеризуют действия не только человека-профессионала, но и человека в его домашней повседневности, в сфере более устойчивой по отношению к новациям.

Важным понятием для диссертационной работы является термин «средства коммуникации» (или медиа), который обозначает объекты, позволяющие поддерживать связи между людьми во времени и пространстве. Для автора важно, что понятие «средство коммуникации» охватывает как древнейшие, так и новейшие объекты-посредники.

Проблематика собственных свойств каждого медиа осмысляется с опорой на тезис М. Маклюена, в соответствии с которым «средство коммуникации есть сообщение», что означает важную роль каналов или посредников, влияющих на то, что и как может быть передано. Ориентиром для автора являются также разработки социологии вещей Б. Латура. Социология вещей позволяет исследовать связь «человек-и-медиа» благодаря анализу физических характеристик средств коммуникации, поддерживающих специфические возможности социальных взаимодействий. Медиа «встраиваемы» в повседневную жизнь человека, и это «встраивание» есть социокультурный процесс: вещи наделяются смыслом, а человек под влиянием новой вещи переосмысляет свои действия. Диссертант опирается на категорию «доместикация», обозначающую социализацию технологии, включение технического устройства в набор привычных вещей обихода. Данный термин позволяет раскрыть процессуальность и социальную обусловленность распространения технических инноваций, в нашем случае -медиа.

Для изучения книги, чтения, домашней библиотеки важны работы Р. Шартье, П. Г. Манна, Р. Эскарпи, Р. Уотсона, В. Изера, Б.В. Дубина. Практики, связанные с домашним телевизором, анализируются на основе концепций Л. Спигел, Д. Морли, X. Баузингера, В. В. Саппака.

Теоретическим основанием изучения новых видов медиа стали разработки Ч. Гира, А. Гундер, Э. Аэрсета, Б. Данет, Д. Миллера, С. Ливингстон, М. Бакардьевой, X. Гезера.

Автор следует канонам микросоциологического анализа, акцентируя внимание на точке зрения человека, вносящего в домашнюю повседневность средства коммуникации, привыкающего к ним, включающего эти средства в каждодневные действия. Для реконструкции повседневности принципиальную роль играют работы по методике исследования, созданные представителями качественного социологического подхода. Используются труды Б. Глезера, А. Страусса, Дж. Корбин, М. Хаммерсли, Б. Памфилон, У. Келле, А. С. Готлиб, В. В. Семёновой, Н. Н. Козловой, В. И. Ильина, М. В. Киблицкой, И. К. Масалкова, Е. Ю. Мещеркиной. Диссертант опирается на опыт устной истории П. Томпсона, анализа изображений К. Конецкого, М. Коллиера, М. Бэнкса.

Эмпирическую базу работы составляют результаты проведенных автором качественных исследований повседневных практик, связанных с книгой, домашним телевизором, персональным компьютером. Фактический материал, полученный с помощью качественного подхода, позволил реконструировать культурные стандарты в социальных практиках людей, наблюдаемые изнутри среды их повседневного пребывания. Фиксировалась не частота практик использования медиа, а логика обращения с медиа.

• Качественное социологическое исследование домашних библиотек методом обоснованной теории (Волгоград, 2007 г., N=40 домохозяйств). Работа проводилась при поддержке РГНФ и Администрации Волгоградской области в рамках научно-исследовательского проекта № 07-03-20308 а/В «Домашняя библиотека в контексте развития информационного неравенства (на материале социокультурной ситуации Волгограда)» под руководством и при непосредственном участии автора.

Качественное социологическое исследование доместикации телевизора * и развития зрительских практик методом устной истории (Волгоград, Киров, объект исследования - люди, родившиеся до 1945 г., купившие телевизор не позже первой пол. 70-х гг. XX в., N=17, 2005-2006 гг.); повседневность реконструировалась также по официальным и любительским фотографиям 1950-70-х гг.

• Качественное социологическое исследование доместикации компьютера и развития компьютерных практик методом обоснованной теории (Волгоград, 2010 г., N=50 домохозяйств) с использованием фотоотчета. Исследование проводилось при поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта № 09-06-00098а «Персональный компьютер в повседневных практиках современной городской семьи: гуманитарная экспертиза» под руководством и при непосредственном участии автора.

Дополнительная валидизация качественных данных осуществлялась с привлечением количественной информации. Качественные и количественные результаты совмещались благодаря двум подходам — триангуляции и комплементарному соединению (по разработкам английского исследователя М. Хаммерсли). Триангуляция предполагала использование количественной информации для уточнения и проверки выводов по качественным данным, комплементарное соединение - для рассмотрения дополнительных аспектов изучаемого явления с опорой на количественные данные.

• Результаты общероссийского мониторинга «Читательские предпочтения российских граждан», проведенного в 2008 г. Левада-Центром (N=2000), использовались в авторском исследовании домашних библиотек.

• Фактическая информация о развитии телевизионного вещания в СССР по материалам ЦСУ СССР использовалась в исследовании доместикации телевизора.

• Данные социологического исследования под руководством Б. М. Фирсова «Телевидение глазами социолога», Ленинград, 1967 г., (N=2000) и данные социологического исследования Л. А. Гордона,

Э. В. Клопова «Человек после работы», 1965-1968 гг. использовались в исследовании доместикации телевизора.

• Данные всероссийского опроса ВЦИОМ «Зачем россиянам Интернет?», 2009 г., включены в исследование доместикации компьютера и развития компьютерных практик.

• Данные Федеральной службы государственной статистики РФ («Распределение домашних хозяйств по возможности пользоваться услугами сети Интернет в 2008 г.» по материалам выборочного общероссийского обследования бюджетов домашних хозяйств) и данные территориального органа федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области («Обеспеченность жителей Волгоградской области предметами культурно-бытового назначения» с 2003 по 2009 гг., N=770 домохозяйств) использовались в исследовании доместикации компьютера.

Научная новизна диссертации состоит в развитии социологического объяснения доместикации средств коммуникации (медиа) как процесса формирования медиакультуры, которая проявляет себя в практиках повседневности. В диссертации:

1. Предложено и обосновано применение концепта «доместикация» для социологического анализа использования средств коммуникации.

2. Определена сущность медиакультуры повседневности как регулятора процессов создания, передачи, использования, хранения социальной информации в пространстве дома человека.

3. Апробированы эвристические возможности качественного подхода в социологическом исследовании повседневных практик использования средств коммуникации.

4. Введено понятие «коммуникативные вещи», необходимое для анализа процессов доместикации средств коммуникации и рассмотрения взаимосвязи между домашней повседневной жизнью и способами социальной коммуникации.

5. Разработана авторская шкала для сравнения средств коммуникации, позволяющая оценить социальные и культурные последствия их вхождения в повседневность.

6. Дана социологическая характеристика регулирующей роли стандартов медиакультуры в практиках поддержания домашней библиотеки.

7. Обоснована социологическая концепция доместикации телевизора, подтверждаемая содержанием практик первых телезрителей, переживших распространение телевизионной техники в середине XX века; уточнены стандарты экранной медиакультуры.

8. Систематизированы теоретико-методологические подходы в исследовании новых видов медиа и выявлен круг актуальных понятий, раскрывающих их социальные последствия.

9. Исследованы изменения повседневности, обусловленные доместикацией компьютера, определены стандарты цифровой медиакультуры.

Теоретические положения и результаты, выдвигаемые для публичной защиты:

1. Сфера домашней повседневности является важным социальным пространством, где происходит аккультурация медиатехнологий. Социологический подход, принимающий во внимание социальные обстоятельства аккультурации технологий, опирается на понятие «доместикация». Доместикация — это процесс освоения средств коммуникации для каждодневных домашних действий. Данное понятие отражает постепенное осмысление и испытание людьми ресурсов медиатехнологий, в результате чего техника из непонятной новинки превращается в значимый предмет, а её использование — в потребность.

2. Медиакультура повседневности понимается как ценности, нормы, образцы, регулирующие практики использования средств коммуникации, которые локализованы в домашнем пространстве: 1) практики получения новостей; 2) практики передачи опыта и знаний при помощи медиа; 3) практики отдыха, развлечения, творчества, возможные благодаря медиа; 4) практики общения. Медиакультура представляет собой разновидность культуры подобно политической, экономической, правовой. Она выполняет функции регулирования социальных процессов по созданию, трансляции и хранению социальной информации.

3. Эмпирические данные об использовании средств коммуникации обогащаются за счет применения методов качественного социологического подхода, дающего представление не только о том, «что» делает человек-пользователь, но и о том, «как» он это делает. Метод обоснованной теории и метод устной истории предоставляют возможность реконструировать изменяющиеся стандарты медиакультуры в практиках повседневности. Эффективным способом совмещения качественных и количественных данных является не только триангуляция, но и комплементарное соединение.

4. Понятие «коммуникативная вещь» определяет характер средств коммуникации, прошедших доместикацию. Домашние медиа, анализируемые в качестве коммуникативных вещей, предстают не только инструментами связи, но и бытовыми предметами, встроенными в жизненный мир человека. Физические свойства медиа форматируют обустройство дома, смещают границы между внутренним пространством и внешним миром, закрепляют особые техники действий. Медиа как коммуникативные вещи домашнего пространства приобретают повседневную биографию. Промежуток времени между двумя биографиями вещей — инженерно-конструкторской и повседневной — влияет на современный стандарт действий человека: по мере нарастания скорости технических изменений шансов справиться с ресурсами приборов, устройств, технологий становится все меньше.

5. Специфика средств коммуникации определяется сравнением по шкале: а) материал фиксации текста; б) знаки, используемые для хранения текста; в) средства, необходимые для представления текста, и знаки, представляющие текст; г) вместимость носителя текстов; д) продолжительность «жизни» носителя текстов; е) особенности воспроизводства одного и того же текста; ж) способы навигации в тексте. Выделенные шкальные признаки позволяют оценить социальные и культурные последствия развития медиа и сформировать представление о типах медиакультуры (книжной, экранной, цифровой) в зависимости от средства коммуникации.

6. Начиная со 2-й половины XX в. стандарты книжной культуры — высокий статус книжной грамотности и книги в качестве основного инструмента получения знания, приоритет экстенсивного чтения, отношение к книге в доме как к показателю приобщенности к культуре — вытесняются стандартами, обусловленными появлением новейших средств коммуникации. Текущий конфликт книжной, экранной и цифровой медиакультуры проявляется в практиках поддержания домашней библиотеки, которые можно разделить на: а) книгоцентристские и б) утилитарные. Книгоцентристское отношение к домашней библиотеке свидетельствует о сохранении стандартов книжной культуры, утилитарное — о преобладании экранных и цифровых стандартов в практиках повседневности.

7. Доместикация телевизора привела к распространению экранной медиакультуры, стандарты которой: окуляроцентризм (или доверие увиденному), информационная мобильность (или способность «перемещаться», наблюдая на экране весь мир), синхронизация частного времени в пользу всеобщего, индивидуализация сознания, мозаичный характер восприятия информации. Опыт первых телезрителей заключался в привыкании к приватному экрану, в переходе к новой аудиовизуальной насыщенности дома, что постепенно изменило отношения в семье.

8. Теоретико-методологические подходы к анализу новых медиа развивались от кибернетических, психологических и лингвистических - к социологическим и социально-антропологическим. Существующие подходы разделяются на: а) исследующие процесс коммуникации; б) исследующие результат коммуникации. Социологические разработки концентрируются преимущественно на результатах действия новых медиа и используют понятия: «общество гиперкоординации», «мобильный урбанизм» и «тирания близости» - это смещение границ между частным и публичным социальными пространствами; компьютерно-опосредованная коммуникация как «развеществленная коммуникация»; компьютерные игры как «быстрый досуг».

9. Социологическое исследование будней вокруг домашнего персонального компьютера углубляет понимание действий человека непосредственно за компьютером. Компьютерное место в доме, в отличие от места телевизионного, закрепляет индивидуальную пользовательскую практику. Доместикация компьютера приводит: а) к асимметричным отношениям между старшими и младшими поколениями в семье, но цифровой разрыв зачастую является ресурсом для обеих сторон в их взаимодействии; б) к очеловечиванию техники и внесению компьютера в жизненный мир; в) к проявлению тендерной специфики в использовании компьютера, поскольку женщины склонны предоставить настройку техники мужчинам, беспокоясь о дополнительных обязанностях; г) к риску потери приватности частной жизни и изменению ритма домашнего времени. Стандарты цифровой культуры - интерактивность, персонализация сообщений, экстернализация (представление человеком себя в беспредельном количестве групп и социальных пространств), мультимедийность.

Научная значимость работы состоит в социологической концептуализации медиакультуры повседневности и расширении основы для теоретического анализа повседневных практик. Проведённое исследование заполняет пробел в социологии культуры по проблемам, связанным с осмыслением опыта освоения средств коммуникации, формируя тем самым научное направление исследования доместикации медиатехнологий.

В диссертации обоснован теоретико-методологический инструментарий изучения домашней среды как значимого социального пространства аккультурации средств коммуникации. Полученные научные результаты раскрывают особенности доместикации телевизора и компьютера. Сделанные на их основе выводы способствуют более глубокому пониманию процессов, которые, в силу их обыденности и локализации в стенах домашней повседневности, оставались за пределами академического внимания.

Практическая значимость работы определяется проведением научной экспертизы практик обращения с информацией и способов повседневной коммуникации. Идеи диссертации способствуют пониманию культурной неоднородности современного общества. Полученные теоретико-методологические результаты способствуют развитию теории и методологии социологического исследования культуры и коммуникации, повышению уровня прикладных исследований. Результаты работы позволяют обогатить теоретическим и эмпирическим материалом учебные курсы по социологии для студентов вузов

Выводы диссертации имеют значение для стратегий информационной политики в масштабах различных организаций, и могут послужить основанием для выработки рекомендаций социологам культуры, специалистам-информатикам и библиотекарям, журналистам, педагогам и специалистам по работе с семьей, молодежью и пожилыми людьми.

Представление итогов исследования на страницах периодических изданий способствует формированию более взвешенного отношения общественности к разнообразным практикам использования медиа.

Апробация работы. Положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, докладывались на следующих конгрессах и конференциях: Международная научная конференция «Цензура и доступ к информации: история и современность» (Санкт-Петербург, 2005); Восьмая Всероссийская объединённая конференция «Технологии информационного общества - Интернет и современное общество (Санкт-Петербург, 2005); Международные конференции Российской коммуникативной ассоциации (Санкт-Петербург, 2006; Москва, 2008); Международная научная конференция «Время культурологии» (Москва, 2007); Третья международная конференция «Человек в философских концепциях» (Волгоград, 2007); Вторые, Третьи и Четвертые Ковалевские чтения (Санкт-Петербург, 2007, 2008 и 2009 гг.); Второй культурологический конгресс (Санкт-Петербург, 2008); Вторые и Третьи чтения по истории российской социологии (Санкт-Петербург, 2006 и 2008); Международная научная конференция «Филология - Искусствознание — Культурология» (Москва, 2009), 5 Международная конференция «Потребление как коммуникация» (Санкт-Петербург, 2009), 7 Всероссийская конференция «В пространстве современной художественной культуры: телеэкран и монитор» (Москва, 2010), Всероссийская научная конференция «Российское общество в современных цивилизационных процессах» (Санкт-Петербург, 2010). Идеи работы были представлены на заключительных семинарах курса «Социология повседневности» (ЦСО ИС РАН, Москва, 2005); летней школы «Визуальные репрезентации социальной реальности» (ЦСПГИ, Саратов, 2008) и во время стажировки в Велико-Тырновском университете (Велико Тырново, 2008).

По материалам диссертационного исследования разработаны курсы «Социология коммуникации», «Социология культуры», «Социология повседневности», которые преподаются автором в Волгоградском государственном университете.

Структура диссертации включает введение, четыре главы (четырнадцать параграфов), заключение, список использованной литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Сергеева, Ольга Вячеславовна

Выводы, изложенные в данной работе, безусловно, имеют ограничения, поскольку работа представляет собой первый опыт социологического исследования медиакультуры повседневности. В будущем возможно развивать как исследование отдельных видов практик в их связи с постоянно обновляющимися медиа, так и расширять поле повседневности, включая в фокус изучения не только домашнюю, но и профессиональную повседневность. В числе возможных методических решений автору видится привлечение социально-психологических методик сбора данных, например, разработка тестов для изучения опыта новых медиа. Большую перспективу имеют и формирующиеся сегодня методы виртуальной этнографии.

В проведенном исследовании повседневных практик и медиакультуры были решены как теоретические, так и методические вопросы. С помощью наблюдения и реконструкции практик чтения, поддержания домашней библиотеки, телезрительских действий, действий с компьютером и вокруг него, сформулирован вывод о том, что, сравнение повседневных практик и связанных с ними культур по шкале «примитивные — прогрессивные», не отражает реальной культурной дифференциации. Скорее, каждое новое средство коммуникации, будучи адаптировано человеком, создает специфический опыт проживания повседневности. Жизнь в ритме медиакультур, а не одной культуры - вот наше настоящее и это одно из сложных противоречий современной социальной жизни.

Заключение

Наиболее яркая характеристика 2-й половины XX — начала XXI вв. — ускоренное развитие средств коммуникации. Взаимодействия людей в первичных группах и в организациях (будь то контакты «родители — дети» или «начальник - подчиненный») опосредованы техническими устройствами, делающими коммуникацию, с одной стороны, предельно разнообразной, с другой стороны — глобальной. Информационные вызовы эпохи осмысляются современными авторами с помощью разных концептов, один из актуальных -«медиакультура».

Систематизировав существующие разработки изучения медиакультуры, мы связываем начало теории этого явления с 70-ми гг. XX века, когда в западной социальной теории, во-первых, под влиянием интереса к популярным текстам масс-медиа, а, во-вторых, благодаря теории информационного общества, были сформулированы теоретические идеи о духовных процессах как состоянии медиакультуры. Несколько десятилетий спустя к разработке концепции медиакультуры присоединились и отечественные авторы.

Анализ научных традиций медиакультуры — а это, прежде всего, культурологические исследования - послужил платформой для обоснования социологического предмета исследования. Современная социология интересуется культурой «в действии». Это значит, социологическим предметом выступают практики как воплощение культуры или культура как воспроизводство социальных практик.

В диссертации развивается представление о медиакультуре как о явлении, репрезентированном в повседневных действиях, большинство из которых медиатизированы - строятся с «участием» средств коммуникации. Вследствие чего решается фундаментальная научная проблема концептуализации социокультурных последствий развития информационных технологий на основе анализа повседневных практик использования медиа.

Методологической платформой работы является актуальный социологический подход - социальная теория практик. Именно этот подход способствует развитию социологии медиакультуры повседневности. В предлагаемой концепции определяется ряд новых понятий, помогающих аналитической работе: коммуникативные вещи (медиа, являющиеся одновременно предметами быта и инструментами передачи идей) и медиа-практики (способы взаимодействия со средствами коммуникации). Один из основных теоретических результатов, к которому мы приходим благодаря исследовательским принципам социальной теории практик, состоит в систематизации разнообразных привычек использования медиа. На основе этого разрабатывается типология медиакультуры: книжная культура, экранная культура, цифровая культура.

Решение конкретных исследовательских задач в рамках научной проблемы осуществлено благодаря теоретическому анализу и эмпирическим проектам изучения повседневных практик использования книги, телевизора, новых медиа. Эмпирическими процедурами сбора и анализа данных, адекватными используемой в диссертации социологической теории, послужили процедуры качественных методов. Качественный подход - это приближение к опыту и языку изучаемых людей. С этой точки зрения «голос» информантов в интервью, картины повседневного быта на фотографиях позволяют сделать восхождение к теории медиакультуры.

Рассмотрение книги и книжной культуры в данной диссертации продиктовано доминирующим статусом этих явлений в общественной и частной жизни до середины XX века. Именно с поворота «от книжной культуры» началась цепь медиакультурных преобразований 2-й половины XX — начала XXI вв. Поэтому определение особых свойств печатной книги, выявление характеристик чтения как социально обусловленной практики и в целом - исследование повседневности с книгой является важным аналитическим шагом в достижении поставленной цели.

Эмпирическое исследование домашних библиотек позволяет оценить роль семейных традиций в передаче стандартов книжной культуры. Если книги являются естественным элементом домашнего пространства, то практика чтения воспринимается как органичное повседневное действие. Медийные особенности книги и, прежде всего, отличающий книгу прямой доступ к содержанию, делают ее спутником человека в очень разных ситуациях.

Формирование экранной культуры с ее приоритетом визуального над вербальным, мозаичностью, симультантностью, окончательным преодолением локальности мира складывается под воздействием домашнего телевизора. Прошедший доместикацию в 50-60-е гг. XX в., телевизор спровоцировал рождение новых повседневных практик. С использованием материалов устных историй и фотодокументов в диссертации описываются получение новостей, общение, отдых и развлечение перед телевизионным экраном. Изменение информационной насыщенности будней, «программное» течение времени и даже трансформация материальной среды дома человека — очень многое произошло в повседневности по мере вхождения в нее телевизионного экрана, о чем и свидетельствуют воспоминания информантов.

Категоризация материалов интервью способствовала не только обоснованию модели зрительских практик и экранной культуры, но также внесению этой модели в исторический контекст советской эпохи. В данном случае, действительно, можно сказать, что «материал ведет исследователя». Но это не научная несостоятельность, а чувствительность методологии и методики, это рождение теории «от материала». В данной логике в значительной степени проявляется специфика изучения повседневности.

Новейшая динамика домашнего мира связана с появлением технологий новых медиа. Принципиальная особенность этих средств коммуникации — поддержание взаимодействия «многие-со-многими» вопреки предыдущим взаимодействиям по типу «один-со-многими». Социальное значение цифровизации состоит в том, что новые медиа — это не просто новый способ связи, они определяют некоторый новый, максимально интерактивный, тип сообщества.

Обобщение большого количества свежих идей, посвященных компьютерно-опосредованной и мобильной коммуникации, дает панорамное видение, как самих новых явлений, так и способов теоретической рефлексии,' постепенно формирующихся в социальной теории. Развеществленный мир опосредованных коммуникаций (люди постоянно «пишут-и-удаляют» тексты), стирание границ между частной и публичной сферами жизни человека, гиперкоординация времени и увеличение контактов — вот те актуальные идеи, лежащие в основе современных объяснений практик общения. Шагом на пути размышления о новых медиа стало обращение научного сообщества исследователей к компьютерной игре. В многообразии моделей объяснения игр социологически востребованной, как кажется, можно считать концепцию игр как «быстрого досуга». Быстрый досуг соответствует постоянной смене социальных контекстов мобильного современного человека.

Рожденный как решающая машина, компьютер сегодня стал для человека центром коммуникации и досуга. Эмпирическое изучение дома с компьютером фиксирует, с одной стороны, открытость домашнего пространства влиянию профессиональной жизни человека, с другой стороны, играизацию повседневности взрослых и детей. Отличительной особенностью цифровой культуры можно считать ее преформативность (термин М. Мид): дети и подростки зачастую выступают «гуру технологии», обучая и давая советы взрослым. Доступ в Интернет с домашнего компьютера является сегодня обыденностью. Однако некорректно говорить обобщенно о современном человеке как онлайновом фланере. Точнее подчеркнуть разные степени вовлечения человека в общение при помощи компьютера, и именно повседневный контекст жизни является либо стимулом, либо тормозом онлайновой активности.

Теоретическим последствием полученных результатов является расширение области исследования культуры в ее взаимосвязи с хабитуализаций медиа. Кроме того, социологические данные о бытовании книги, телевизора, персонального компьютера развивают новую программу изучения вещей. Трактовка медиа как коммуникативных вещей позволяет сконцентрироваться не только на символическом содержании передаваемых текстов (это как раз хорошо разработанная научная перспектива), но и на физических свойствах отдельных медиа, встроенных в социальные практики (это новый подход, открывающий перспективу исследования).

Список литературы диссертационного исследования доктор социологических наук Сергеева, Ольга Вячеславовна, 2011 год

1. Алексеев, К. А. Телевизионные приемники и их настройка / Алексеев К. А., Жижин А. М. Сталино : Сталинское областное издательство, 1958.- 82 с.

2. Алексеев, П. В. Практика, ее сущность и структура / Алексеев П. В. // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. -1988. - № 3. - С. 20-26.

3. Багиров, Э. Г. Очерки теории телевидения / Багиров Э. Г. — М. : Искусство, 1978. — 152 с.

4. Баркер, Р. Жажда чтения / Баркер Р., Эскарпи Р. М .: Книга, 1979. -208 с.

5. Бездидько, А. В. Человек и книга в пространстве конъюнктивного опыта / Бездидько А. В. // Мир психологии. 2004 №1. - С. 200-206.

6. Бергер, П. Социальное конструирование реальности / Питер Бергер, Томас Лукман. М. : «Асас1е1ша-Центр», «Медиум», 1995. - 323 с.

7. Блюм, А. В. Советская цензура в эпоху тотального террора 1929 1953 / А. В. Блюм. - СПб. : Академический проект, 2000. - 312 с.

8. Брусиловская, Л. Б. Культура повседневности в эпоху «оттепели»: метаморфозы стиля / Л. Б. Брусиловская. М. : Изд-во УРАО, 2001. -188 с.

9. Бурдье, П. Практический смысл / П. Бурдье. СПб. : Алетейя, 2001. — 562 с.

10. Бутенко, И. А. Читатели и чтение на исходе XX века / Бутенко И. А. -М. : Наука, 1997. 140 с.

11. Вальденфельс, Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности / Вальденфельс Б. // Социо-логос / сост., общ. ред. и предисл. В. В. Винкурова А. Ф. Филиппова. М. : Прогресс, 1991. - С. 39-50.

12. Возчиков, А. А. Философия образования и медиакультура информационного общества: автореферат диссертации на соискание уч. степени доктора филос. н. по специальности 09.00.11 — социальная философия / Возчиков А. А. СПб, 2007. - 39 с.

13. Волков, В. В. «Следование правилу» как социологическая проблема / Волков В. В. // Социологический журнал. 1998. - № 3/4. - С. 157-170.

14. Волков, В. В. О концепции практик в социальных науках / Волков В. В.// Социологические чтения / под ред. Е. Даниловой. Вып. 2. - М., 1997. - С. 27-49.

15. Волков, В. В. Теория практик / Волков В. В., Хархордин О. В. СПб. : Изд-во Европейского ун-та в С.-Петербурге, 2008. - 285 с.

16. Гавришина, О. «Теперь восхвалим славных мужей.»: понятие о «повседневности» в фотографии Уокера Эванса / Оксана Гавришина // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. — 2007. № 4. -С. 229-243.

17. Гиляревский, P.C. Текст как продукт медиакультуры / Гиляревский P.C.// Журналистика и культура русской речи. 2004. - № 2. - С. 41 -45.

18. Глейзер, М. С. Радио и телевидение в СССР: Даты и факты (1917 — 1986) / Глейзер М. С. ; Гос. комитет СССР по телевидению и радиовещанию. Главная редакция писем и социологических исследований. -М. : Искусство, 1989. — 145 с.

19. Голядкин, Н. А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения / Н. А. Голядкин. — М. : Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1996. — 123 с.

20. Гордон, JI. А. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени : По материалам изучения бюджетов временирабочих в крупных городах европ. части СССР / Л. А. Гордон, Э. В. Клопов. Москва : Наука, 1972. - 268 с.

21. Готлиб, А. С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учеб. пособие / Анна Готлиб. Самара: Изд-во «Самарский государственный университет», 2002. — 424 с.

22. Гофф, Ж. Ле. Интеллектуалы в Средние века / Ж. Ле Гофф. 2-е изд. -СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 160 с.

23. Гудков, Л. Д. «Культура повседневности» в новейших социологических теориях: Обзорная информация «Общие проблемы культуры» / Л. Д. Гудков. Вып. 1. — М. : Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина, 1988.-32 с.

24. Домашняя библиотека / Крейденко В. С., Гордукалова Г. Ф., Петрицкий В. А. и др. ; Под общ. науч. ред. проф. А. Н. Ванеева. -СПб. : «Профессия», 2002. 320 с.

25. Дубин, Б. В. Слово — письмо — литература: Очерки по социологии современной культуры / Дубин Б. В. — М. : Новое литературное обозрение, 2001. 416 с.

26. Дубин, Б. В. Чтение и общество в России 2000-х годов / Дубин Б., Зоркая Н. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.polit.ru/research/2009/03/18/reading.html. - 2009. - 12 октября. — Загл. с экрана.

27. Егоров, В. В. Терминологический словарь телевидения: основные понятия и комментарии / В.В. Егоров. 3-е изд., доп. - М. : Ин-т повышения квалификац. работников телевидения и радиовещания, 1995.-92 с.

28. Елисеев, A.B. Медиакультура и медиаобразование в современном обществе Электронный ресурс. — Режим доступа http://edu.of.ru/attach/17/40063.doc. 2010. - 12 октября. - Загл. с экрана.

29. Зайцева, Е. В. Интернет.ру: социологические контуры / Зайцева, Е. В., Певная М. В. М. : Экон-Информ, 2009. - 140 с.

30. Зачем россиянам Интернет?: Пресс-выпуск №1317 / ВЦИОМ Электронный ресурс. Режим доступа http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskiiarkhiv/item/single/12441 .html?nocache=l&cHash=9dl 7460dfc. 2010. -1 ноября. - Загл. с экрана.

31. Зверева, В. В. Медиакультура (Программа учебного курса) / В. В. Зверева // Обсерватория культуры. 2007. - № 1. - С. 104 - 111.

32. Зиновьева, Н. Б. Информационная культура личности: введение в курс: учебное пособие / Н. Б. Зиновьева. Краснодар : Краснодарская государственная академии культуры, 1996. — 136 с.

33. Иванова, Э. И. О некоторых направлениях исследований чтения за рубежом / Иванова Э. И. // Социология и психология чтения: труды. Том 15.-М. : Книга, 1979. С. 136-153.

34. Ильин, В. И. Драматургия качественного полевого исследования /

35. B. И. Ильин. СПб. : Интерсоцис, 2006. - 256 с.

36. Ионин, Л. Г. Социология культуры: учебное пособие / Л. Г. Ионин. 2-е изд. - М. : Издательская корпорация «Логос», 1998. - 280 с.

37. Иосифян, С. А. Телевидение и зритель: учебное пособие /

38. C. А. Иосифян. -М. : ВГИК, 1975.-100 с.

39. История книги / под ред. А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой. М. : Светотон, 2001.-400 с.

40. Канторович, В. Я. Литература и читатель (заметки по социологии чтения) / Канторович В. Я. М. : Знание, 1976. - 64 с.

41. Карягин, А. Телевидение и духовная культура / А. Карягин // Искусство голубого экрана. — М. : Искусство, 1968. — С. 10—26.

42. Кацев, И. Г. История российского телевидения. 1907 2000 / И. Г. Кацев. - М. : Изд-во РГГУ, 2004. - 256 с.

43. Киблицкая, М. В. Методология и дизайн исследования в стиле кейс-стади / Марина Киблицкая, Игорь Масалков. М. : Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 2003. - 287 с.

44. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. М. : Академический проект, 2006. - 448 с.

45. Клотынь, А. К эстетике музыкального оформления телепередач / Клотынь А. // Музыка и телевидение. Вып. 1. - М. : Советский композитор, 1978. - С. 119-127.

46. Книговедение: энциклопедический словарь / ред. коллегия: М. М. Сикорский (гл. ред.) и др. -М. : Советская энциклопедия 1982. -664 с.

47. Козлова, Н. Н. Методология анализа человеческих документов / Н. Н. Козлова // Социологические исследования. 2004. - № 1. - С. 1426.

48. Коломиец, В. П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе / В. П. Коломиец // Социологические исследования. 2010. - № 1. - С. 58-66.

49. Константинов, А. Вперед, к сингулярности! / А. Константинов // Русский репортер. 2009. - № 39. - С. 48.

50. Контексты современности-1: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории / хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп. - Казань : Изд-во Казанского ун-та, 2000. - 176 с.

51. Красных, В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: курс лекций. М. : ИТДГК «Гнозис», 2001. - 163 с.

52. Кривошеев, М. И. Перспективы развития телевидения / М. И. Кривошеев. М. : Радио и связь, 1982. - 144 с.

53. Кром, М. М. Повседневность как предмет исторического исследования (Вместо предисловия) / Кром М. М. // История повседневности: сборник научных работ. СПб : Изд-во Европейского университета в С. - Петербурге; Алетейя, 2003. - С. 3-24.

54. Кукушкина, Е. Ю. «Домашний язык» в семье / Кукушкина Е. Ю. // Язык и личность. -М. : Наука, 1989. С. 96-100.

55. Лебина, Н. Б. Энциклопедия банальностей: советская повседневность: контуры, символы, знаки / Лебина Н. Б. СПб. : «Дмитрий Буланин», 2006.-441 с.

56. Лелеко, В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре / Лелеко В. Д. СПб : СПбГУКИ, 2002. - 304 с.

57. Липков, А. И. Ящик Пандоры: Феномен компьютерных игр в мире и в России / Липков А. И. М. : Изд-во ЛКИ, 2008. - 192 с.

58. Луман, Н. Реальность массмедиа / Никлас Луман. М. : Праксис, 2005. - 254 с.

59. Лычковская, О. Р. Массовые коммуникативные практики в современном социуме: активность уб. потребление / Лычковская О. Р. // Потребление как коммуникация — 2009: материалы 5 международной конференции / под ред. В. И. Ильина, В. В. Козловского. — СПб. :

60. Интерсоцис, 2009. С. 120 - 122.

61. Маклюен, М. Галактика Гуттенберга: сотворение человека печатной культуры /М. Маклюен. Киев : Ника-Центр, 2003. - 432 с.

62. Массовая информация в советском промышленном городе: опыт комплексного социологического исследования / под общ. ред. Б. А. Грушина, Л. А. Оникова. -М. : Политиздат, 1980. 446 с.

63. Месяцев, С. Новые телевизоры / С. Месяцев // Огонек. 1958. - № 19. -С. 22.

64. Муратов, С. А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений / Муратов С. А. М.: Изд -во Моск. ун-та, 2001. -176 с.

65. Назаров, М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / М. М. Назаров. Изд. 2-е, исправл. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 240 с.

66. Народное хозяйство СССР. 1922 1982: юбилейный статистический ежегодник / ЦСУ СССР. - М. : Финансы и статистика, 1982. - 624 с.

67. Новые аудиовизуальные технологии: введение в экранную культуру : учебное пособие. -М. : Едиториал УРСС, 2005. 488 с.

68. Обеспеченность жителей Волгоградской области предметами культурно-бытового назначения в 2007 2009 гг. / Территориальный орган федеральной службы Государственной статистики по

69. Волгоградской области; отв. за вып. Г. Н. Еремина. — Волгоград, 2010. -69 с.

70. Обеспеченность жителей Волгоградской области предметами культурно-бытового назначения в 2006 г. / Территориальный орган федеральной службы Государственной статистики по Волгоградской области. Волгоград, 2006. — 67 с.

71. От кремня до кремния / под ред. Дж. Джованнини. М. : Радио и связь, 1991.- 160 с.

72. Рац, М. Практика свободных граждан Электронный ресурс. / Рац М., Грязнова Ю. Режим доступа http://www.ng.ru/printed/218388. - 2009. -17 октября. — Загл. с экрана

73. Рейтблат, А. И. От Бовы к Бальмонту. Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX века / Рейтблат А. И. М. : Изд-во МПИ, 1991.- 222 с.

74. Российский статистический ежегодник — 2009 Электронный ресурс. -Режим доступа http ://www.gks.ru/bgd/regl/b09l 3AssWWW.exe/Stg/html4/19-13 .htm. 2010. 20 июля. — Загл. с экрана.

75. Рубакин, H.A. Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию / Рубакин H.A. М. : Книга, 1977. -264 с.

76. Русские: семейный и общественный быт. М. : Наука, 1989. — 314 с.

77. Саппак, В. С. Телевидение и мы. Четыре беседы / В. С. Саппак. М. : Искусство, 1988. - 167 с.

78. Семенова, В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию / В. В. Семенова. -М. : Добросвет, 1998. 292 с.

79. Сидоров, А. А. Друг книги советский библиофил / Сидоров А. А. - М. : Книга, 1981.-47 с.

80. Современные информационные технологии и общество: реф. сб. / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. по образованию и технологиям; авт-сост. Авдулов А. Н. М. : ИНИОН РАН, 2002. - 196 с.

81. Соколов, А. В. Метатеория социальной коммуникации / А. В. Соколов. СПб : Российская национальная библиотека, 2001. — 351 с.

82. Социология вещей: сборник статей / под. ред. В. Вахштайна. — М. : Издательский дом «Территория будущего», 2006. 392 с.

83. Страусс, А. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / А. Страусс, Дж. Корбин. — М. : Эдиториал УРСС, 2001.-254 с.

84. Телевидение / под ред. М. В. Антипина. М. : Советское радио, 1974. — 160 с.

85. Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып. 1 / сост. Э. М. Ефимов. - М. : Искусство, 1981. -211 с.

86. Телевидение и власть. Телевидение как власть: заседание постоянно действующего теоретического клуба «Свободное слово» 8 февраля 1991 г. Стенографический отчет. М. : Союз кинематографистов СССР, 1991.-44 с.

87. Тихомиров, В. Азбука быта / Владимир Тихомиров. М. : Издательский дом «Огонек» - «Тера - Книжный клуб», 2008. - 31 с.

88. Томпсон, П. Голос прошлого. Устная история / Пол Томпсон. — М. : Изд-во «Весь мир», 2003. — 366 с.

89. Уотсон, Р. Этнометодологический анализ текстов и чтения / Уотсон Р. // Социологический журнал. 2006. - № 1-2. - С. 91-127.

90. Урвалов, В. А. Очерки истории телевидения / В. А. Урвалов. М. : Наука, 1990.-216 с.

91. Федоров, A.B. Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и медиакультура / Федоров A.B. // Высшее образование в России. 2005. - №6.-С.134-138.

92. Федоров, A.B. Медиаобразование: история, теория и методика / Федоров A.B. Ростов : ЦВВР, 2001. - 708 с.

93. Фирсов, Б. М. Разномыслие в СССР. 1940 1960-е годы: История, теория и практики / Б. М. Фирсов. - СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге: Европейский Дом, 2008. - 544 с.

94. Фирсов, Б. М. Телевидение глазами социолога / Б. М. Фирсов. М. : Искусство, 1971. - 190 с.

95. Фукс-Хайнритц, В. Биографический метод / Вернер Фукс-Хайнритц // Биографический метод в социологии: история, методология и практика. М. : ИСАН, 1994. - С. 11-38.

96. Хархордин, О. В. Фуко и исследование фоновых практик / Хархордин О. В. // Мишель Фуко и Россия. М. - СПб. : ЕУСПб; Летний сад, 2001. - С. 12-34.

97. Хейзинга, Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры / Хейзинга Й.; пер., сост. и вступ. ст. Д. В. Сильвестрова; коммент. Д. Э. Харитоновича — М. : Прогресс — Традиция, 1997. — 416 с.

98. Хилько, Н. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности / Хилько Н. Ф. Омск : СФ РИК, 2000. -370 с.

99. Червинский, М. Система книги / Червинский M. М. : Книга, 1981. -128 с.

100. Чередниченко, Т. «Санта-Барбара» как универсальный хронотоп. Электронный ресурс. / Т. Чередниченко. Режим доступа http://old.kinoart.rn/1997/2/. - 2009. - 12 сентября. - Загл. с экрана.

101. Шайдук, О. А. Пересматривая тоталитарное прошлое: новый теоретический подход к советской реальности / Шайдук О. А. //

102. Журнал социологии и социальной антРоп^ <г^Логии 2007 Jfo 1 - г 210-214. ' • " 5 • - .

103. Шариков, А. В. Медиаобразование: мирсхг^-,-~ „

104. F 1 и отечественный опыт /

105. Шариков А. В. М. : Академия педагог~^:Х1еских наук ссср ^270 с.

106. Шартье, Р. Культурные истоки Франсс--^--,,,, ~' J -> г f ^--^зскои революции / Роже

107. Шартье. М. : Изд. дом «Искусство», 200 255 с

108. Шартье, Р. Письменная культура и общ,^ОТво/ роже Шартье м . Новое изд-во, 2006. 272 с.

109. Шлыкова, О. В. Культура мультимед^=^.учебное пособие ДЛЯстудентов / Шлыкова О. В. ; МГУКИ. М. : <£>аиР-ПРесс 2004 416 с

110. Шубов, Л. Три поросенка и «Королева М^-р^ Электронный ресурс! /

111. Л. Шубов // Отечественные записки. 2.<r^jr*-7 лг ^№ 2. Режим доступа http.7/www.strana-oz.ru/?numid=35&article==:-| ллс. пплпр -1449. 2009. - 20 октября. 1. Загл. с экрана.

112. Щюц, А. Смысловая структура повс^^^ мира. о ^феноменологической СОЦИОЛОГИИ / А. Л/Г4 м. : Институт Фонда

113. Общественное мнение», 2003. 334 с.

114. Эпштейн, М. Реалогия наука о вещах X т\л- г^ - ,, тт

115. J ivr- Эпштейн // Декоративноприкладное искусство СССР. 1985. - Na ^ — С 21—93

116. Яблонская, О. Книга в интерьере Электр ^пьт ресурс. , Q Яблонская- Режим доступа http://www.myhouse.rU/s^hp/83.htm. 2010. - 4 ноября.'- Загл. с экрана.

117. Aarseth, Е. Cybertext: Perspectives on Er^odic Literature , R ^ Baltimore : The John Hopkins University 1997 9q^

118. Adler, P. A. Everyday life sociology / Adl«^— т> л A ,,

119. J * B ^^ p■ A., Adler P., Fontana A. //

120. Ami. Rev. Sociol. 1987. - Vol. 13. - P. 21 ^235

121. Appadurai, A. Introduction: Commodities^ +u ,• •an" the politics of value /

122. A. Appadurai // The Social Life of Thb~, / j , д-^gs / ed. by A. Appadurai. -Cambridge : Cambridge University Press, p |

123. Armstrong, Ch. Books in a virtual world: П-* ^ „Inlllt.ie evolution of the e-book and itslexicon / Chris Armstrong // Journal of т 1 • , „-Librananship and Information

124. Science. 2008. - 40 (3) September. - P. 206

125. Bakardiieva, M. Becoming a Domestic тт / т-. ■

126. J & XT:ernet User / Bakardjieva M. //

127. Proceedings of the 3rd International CoixF^.^^ TT-^<srence on Uses and Services in

128. Telecommunications. — Paris : Francetelec^j^ 2001 P 28 39

129. Bakardjieva, M. Virtual Togetherness: an Everyday-life Perspective / Bakardjieva M. // Media, Culture & Society. 2003. - Vol. 25. - P. 292-308.

130. Baker, S.L. The Responsive Public Library Collection: How to Develop and Market It / Baker, S.L. Libraries Unlimited, Englewood, COL, 1993.- 1871. P

131. Banks, M. Visual Methods in Social Research / Banks M. Thousand Oaks, CA: Sage, 2001.-224 p.

132. Bausinger, H. Media, technology and everyday Life / Bausinger, H. // Media, Culture and Society. 1984. - № 6. - P. 343-351.

133. Bazin, P. Towards Metareading / Bazin P. // The Future of the Book / ed. by Geoffrey Nunberg. Berkeley, CA : University of California Press, 1996. -P. 150-165.

134. Becker, H. Photography and Sociology / Becker H. // Studies in the Anthropology of Visual Communication. 1974. - Vol. 11. - № 1. - P. 1-19.

135. Beyond the Cultural Turn: New Directions in the Study of Society and Culture / Bonnell Victoria E., ed. and Lynn Hunt, eds. Berkeley : University of California Press, 1999. — 350 c.

136. Carusi, A. Textual Practitioners: A comparison of hypertext theory and phenomenology of reading / Annamaria Carusi // Arts and Humanities in Higher Education. 2006. - № 5. - P. 163-180.

137. Castells, M. The Rise of the Network Society / Castells M. Maiden, Massachusetts, Blackwell, 1996. - 250 p.

138. Chomsky, N. Explaining Language Use / Noam Chomsky // New Horizons in the Study of Language and Mind. -Cambridge : Cambridge University Press, 2000.-P. 19-38.

139. Cooper, G. The Mutable Mobile: Social Theory in the Wireless World / Cooper G. // Wireless World. Social and Interactional Aspects of the Mobile Age / eds. Brown В., Green N., Harper, R. London : Springer, 2002.-P. 19-31.

140. Danet, B. Books, Letters, Documents: The Changing Aesthetics of Texts in Late Print Culture / Brenda Danet // Journal of Material Culture. 1997. -Vol. 2.-P. 5-38.

141. Darley, A. Visual Digital Culture: Surface Play and Spectacle in New Media Genre / Darley A. London, Routledge. 2000. - 225 p.

142. DiTommaso, T. The Aesthetics of Television Электронный ресурс. / Tanya DiTommaso. — Режим доступаhttp://crossings.tcd.ie/issues/3.1/DiTommaso/#bio#bio. 2009. - 12 июля. — Загл. с экрана.

143. Douglas, J. Introduction to the Sociologies of Everyday Life / Douglas J., Adler P. A., Adler P., Fontana A., Freeman C. R., Kotarba J. Boston: Allyn & Bacon, 1980.-231 p.

144. Ellis, E. At home with books / Ellis E. -New York, 1995. 115 p.

145. Ellis, J. Visible Fictions: Cinema, Television, Video / Ellis John. — London : Routledge and Kegan Paul, 1982. 295 p.

146. Emihovich, C. Media Culture/School Culture / Emihovich C., Wager W. // Education and Urban Society. 1992. - № 24. - P. 435^139.

147. Flint, K. The Woman Reader, 1837-1914 / Flint K. Clarendon Press, Oxford, 1993. - 172 p.

148. Frasca, G. Is it Barbaric to Design Computer Games after Auschwitz? Электронный ресурс. / Frasca G. —Режим доступа http://www.ludology.org/articles/ephemeralFRASCA.pdf. 2009. - 14 сентября. - Загл. с экрана.

149. Fuller, М. Nintendo and New World Travel Writing: A Dialogue / Fulle M., Jenkins H. // Cybersociety: Computer-Mediated Communication and Community / ed. by Jones S. Thousand Oaks, California, Sage, 1995. - P. 57-72.

150. Gere, C. Genealogy of the computer screen / Charlie Gere // Visual Communication. 2006. - № 5. - P. 141-152.

151. Gere, C. Digital Culture / Charlie Gere. London: Reaktion Books, 2002. -222 p.

152. Geser, H. Is the Cell Phone Undermining the Social Order?: Understanding Mobile Technology from a Sociological Perspective / Geser H. // Knowledge, Technology, & Policy. 2006. - Spring Vol. 19 (№ 1). - P. 8-18.

153. Glaser, B. Discovery of Grounded Theory : Strategies for Qualitative Research / Glaser Barney and Strauss, Anselm L. Chicago : Aldine, 1967. -280 p.

154. Goldman, M. The Euromonitor Book Report / Goldman M. London: Euromonitor, 1993. - 78 p.

155. Grady, J. The Scope of Visual Sociology / Grady J. // Visual Sociology. -1996.-Vol. 11.-№2.-P. 10-24.

156. Grady, J. Visual Sociology / Grady J. // 21st Century Sociology: A Reference Handbook. Электронный ресурс. Режим доступа www.sageereference.com/sociology/ReadersGuide. 2008. - 2 марта. - Загл. с экрана.

157. Gunder, A. Hyperworks. On digital literature and computer games: publications from the section for sociology of literature at the department of literature Uppsala University/ A. Gunder. 2004. -№ 48. - 424 p.

158. Hall, J. The sociology of literature / Hall J. — London, New York: Longman, 1979.- 162 p.

159. Hammersley, M. Theory and Evidence in Qualitative Research / M. Hammersley // Quality and Quantity. 1995. - Vol. 29. - P. 55-66.

160. Handbook of visual analysis / ed. by Theo van Leeuwen and Carey Jewitt. -London : Sage Publication, 2001. 224 p.

161. Harper, D. Reimagining Visual Methods / Harper D. // Handbook of Qualitative Research. 2d ed. edited by N. K. Denzin and Y. S. Lincoln. -Thousand Oaks, CA : Sage, 2000. - P. 717-732.

162. Heim, M. Electric Language: A Philosophical Study of Word Processing / Michael. Heim. New Haven, CT : Yale University Press, 1987. - 315 p.

163. Henny, L. M. A Short History of Visual Sociology / Henny L. // Current Sociology. 1986. - Vol. 34. - P. 1 - 76.

164. Hill, M. R. Exploring visual sociology and the sociology of the visual arts / Hill M. R. Monticelli, Vance Bibliographies, 1984. - 214 p.

165. Hypermedia and Literary Studies / ed. By George Landow and Paul Delany. — Cambridge : Massachusetts Institute of Technology Press, 1991. 364 p.

166. Iser, W. The Act of Reading: A Theoiy of Aesthetic Response / Iser W. -Baltimore, D : Johns Hopkins University Press, 1978. 316 p.

167. Jenkins, H. Art Form for the Digital Age / Jenkins H. // Technology Revie. — 2000. Vol. 103 (№ 5). - P. 17-120.

168. Juul, J. Games Telling Stories? A Brief Note on Games and Narratives / Juul J. // Game Studies. Vol. 1 (№ 1). - 2001. - P. 13-14.

169. Juul, J. The Game, the Player, the World: Looking for a Heart of Gameness / Juul J. // Level Up: Digital Games Research Conference Proceedings / ed. by M. Copier and J. Raessens. Utrecht: Utrecht University, 2003. - P. 30-45.

170. Kennedy, H. Subjective Intersections in the Face of the Machine: Gender, Race, Class and PCs in the Home / H. Kennedy // European Journal of Women's Studies. 2005. - Vol. 12 (№ 4). - P. 471-487.

171. Kirk, J. Reliability and Validity in Qualitative Research / Kirk Jerome, Miller Marc L. Sage Publications, 1985. - 88 p.

172. Kirkpatrick, G. Between Art and Gameness: Critical Theory and Computer Game Aesthetics / Graeme Kirkpatrick // Thesis Eleven. 2007. - Vol. 89. -P. 74-93.

173. Knight, K. Revolutionary Aristotelianism / Knight K. // Contemorary Politcal Studies / ed. By I. Hampsher-Monk & J. Stanyer. 1996. - Vol. 2. -P. 181-201.

174. Kress, G. "Screen": metaphors of display, partition, concealment and defence / Gunther Kress // Visual Communication. 2006. - № 5. - P. 119-204.

175. Ling, R. The Mobile Connection. The Cell Phone's Impact on Society / Ling R. San Francisco : Morgan Kaufmann, 2004. - 253 p.

176. Livingstone, S. On the material and the symbolic: Silverstone's double articulation of research traditions in new media studies / Livingstone S. // New Media Society. 2007. - № 9. - P. 16-24.

177. Lobkowitz N. Theory and Practice: History of a Concept from Aristotle to Marx / Lobkowitz N. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1967. -440 p.

178. Malaby, Т. M. Beyond Play: A New Approach to Games / Thomas M. Malaby // Games and Culture. 2007. - № 2. - P. 95-113.

179. Mann, P. H. From author to reader: a social study of books / Mann P. H. -London, 1982.- 189 p.

180. Mayra, F. Open invitation: mapping global game cultures. Issues for a sociocultural study of games and players / Frans Mayra // European Journal of Cultural Studies. 2008. - № 11. - P. 249-257.

181. Mayra, F. The quiet revolution: Three theses for the future of game studies Электронный ресурс. / Frans Mayra. — Режим доступа http://www.digra.org/hardcore/hc4. 2009. - 14 июля. — Загл. с экрана.

182. Miller, D. The Fame of Trinis: Websites as Traps / Daniel Miller // Journal of Material Culture. 2000. - Vol. 5. - P. 5-24.

183. Morley, D. Television not so much a visual medium, more a visible object / Morley D. // Visual Culture / ed. by Chris Jenks. London and New York: Routledge, 1995.-P. 170-189.

184. Morley, D. Family Television / Morley D. London: Comedia, 1986. - 182 P

185. Munro, P. The Future of Narrative / Petra Munro Hendry // Qualitative Inquiry. 2007. - Vol. 13 (№ 4). - P. 495 - 496.

186. Ndalianis, A. Neo-Baroque Aesthetics and Contemporary Entertainment / Ndalianis A. Cambridge, MA : MIT Press 2003. - 336 p.

187. O'Donnell, J. J. Avatars of the word: from papyrus to cyberspace / J. J. O'Donnell. London, 2000. - 314 p.

188. Oldenburg, R. The great good place: Cafés, coffee shops, community centers, beauty parlors, general stores, bars, hangouts, and how they get you through the day / Oldenburg R. New York: Marlowe & Company, 1997. - 330 p.

189. Pamphilon, B. The Zoom Model: A Dynamic Framework for the Analysis of Life Histories / Barbara Pamphilon // Qualitative Inquiry. 1999. - № 5. - P. 393-410.

190. Pauwels, L. Taking the Visual Turn in Research in Scholarly Communication / Pauwels L. // Visual Sociology. 2000. -Vol. 15. - № 1-2.- P. 7-14.

191. Postmes, T. Breaching or Building Social Boundaries. SIDE-effects of Computer-mediated Communication / Postmes, Т., Spears R. Lea M. // Communication Research. 1998. - Vol. 25 (№ 6). - P. 689-715.

192. Publishing, history of Электронный ресурс. // Britannica Concise Encyclopedia from Encyclopaedia Britannica Premium Service. Режим доступа http://www.britannica.com/ebc/article-28596?tocId=28596. - 2009.- 17 декабря. Загл. с экрана.

193. Putnam, R. D. Bowling alone: The collapse and revival of American community / Putnam R. D. New York: Simon & Schuster, 2000. - 520 p.

194. Raessens, J. Playful Identities, or the Ludification of Culture / Joost Raessens // Games and Culture. 2006. - Vol. 1 (№ 1). - P. 52 - 57.

195. Raessens, J. Computer games as participatory media culture / Raessens J. // Handbook of computer game studies / ed by J. Raessens & J. Goldstein. -Cambridge, MA: MIT Press, 2005. P. 373-388.

196. Reckwitz, A. Toward a Theory of Social Practices. A development in culturalist theorizing / Reckwitz A. // European Journal of Social Theory. — 2002. Vol. 5 (№. 2). - P. 245- 265.

197. Rollings A. Andrew Rollings and Ernest Adams on game design / Rollings A., Adams E. Boston: New Riders, 2003. - 400 p.

198. Rutter, D.R. Looking and Seeing. The Role of Visual Communication in Social Interaction / Rutter D.R. London: John Wiley, 1984. - 243 p.

199. Schatzki, T. R. Social Practices: A Witgensteinian Approach to Human Activity and the Social / Schatzki T. R. -N.Y : Cambridge University Press, 1996.-242 p.

200. Short, J. The Social Psychology of Telecommunications / Short J., Williams E. and Christie B. London : John Wiley, 1976. - 206 p.

201. Silverstone, R. Television and Everyday Life / Silverstone R. London: Routledge, 1994. - 347 p.

202. Simon, B. Beyond Cyberspatial Flaneurie: On the Analytic Potential of Living With Digital Games / Simon B. // Games and Culture. 2006. - № 1. — P. 58 - 74.

203. Skirrow, G. Hellovision: An Analysis of Video Games / Skirrow G. // The Media Reader / ed. by Alvarado, M. and Thompson, J. London, BFI Publishing, 1990. - P. 71-83.

204. Spears, R. Social Influence and the Influence of the Social in Computermediated Communication / Spears R., Lea M. // Contexts of Computer Mediated Communication / ed. by M. Lea. London : Harvester Wheatsheaf, 1992. - P. 30-65.

205. Spigel, L. Media homes: Then and now / Lynn Spigel // International Journal of Cultural Studies. 2001. - № 4. - P. 385 - 411.

206. Spigel, L. The domestic gaze / Lynn Spigel // From Receiver to Remote Control: The TV Set / ed. Geller. New York: New Museum of Contemporary Art, 1990.-317p.

207. Spiller, D. The provision of fiction for public libraries / Spiller D. // Journal of Librarianship. 1980. - 12. - P. 239-266.

208. Sproull, L. Connections. New Ways of Working in the Networked Organisation / Sproull, L., Kiesler S. Boston, MA : MIT Press, 1991.- 3001. P

209. Sproull, L., Kiesler S. Reducing Social Context Cues: Electronic Mail in Organisational Communication / Sproull L., Kiesler S. // Management Science. 1986. - Vol. 32 (№ 11). - P. 1492-1512.

210. Srivastava, L. Mobile Mania, Mobile Manners / Srivastava L. // Knowledge, Technology, & Policy. 2006. - Summer Vol. 19 (№ 2). - P. 7-16.

211. Townsend, A. M. Life in the Real-Time City: Mobile Telephones and Urban Metabolism / Townsend A. // Journal of Urban Technology. 2000. - Vol. 7 (№2).-P. 85-104.

212. Walther, J. B. A longitudinal experiment on relational tone in computermediated and face to face interaction / Joseph B. Walther // Proceedings of the Hawaii International Conference on System Sciences, 4. — 1992. P. 22.

213. Walther, J. B. Computer-Mediated Communication: Impersonal, Interpersonal, and Hyperpersonal Interaction / Joseph B. Walther // Communication Research. 1996. -Vol. 23 (№ 1). - P. 3-43.

214. Williams, D. Why Game Studies Now? / Dmitri Williams // Games and Culture. 2006. - Vol. 1 (№ 1). - P. 13 - 16.

215. Williams, M. Avatar watching: participant observation in graphical online environments / Matthew Williams // Qualitative Research. 2007. - № 7. - P. 5-24.

216. Williams, R. Television, Technology and Cultural Form / Williams, Raymond. London : Fontana, 1974. - 160 p.

217. Yu, L. A practical typology of adult fiction borrowers based on their reading habits / Yu L., O'Brien A. //Journal of Information Science. 1999. - Vol. 25 (№ 1).-P. 35-49.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.