Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Рыжих, Наталья Петровна

  • Рыжих, Наталья Петровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 246
Рыжих, Наталья Петровна. Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Ростов-на-Дону. 2006. 246 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Рыжих, Наталья Петровна

Введение.

Глава 1. Теоретические основы медиаобразования студентов на материале экранных искусств в современном социокультурном контексте.

1.1. Диалог культур как методологическая основа медиаобразования.

1.2. Медиаобразование на современном этапе.

1.3. Обоснование интегрированной модели медиаобразования студентов на материале англоязычных экранных искусств.

Глава 2. Медиаобразование студентов на материале англоязычных экранных искусств.

2.1. Психолого-педагогические условия медиаобразования студентов.

2.2. Диагностика медиакомпетентности и знаний английского языка (иноязычной коммуникативной компетентности) студентов на материале англоязычных экранных искусств.

2.3. Развитие медиакомпетентности студентов на материале англоязычных экранных искусств и совершенствование знаний английского языка на интегрированных занятиях спецкурса.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств»

Актуальность темы. В современном мировом пространстве с большой скоростью распространяется англоязычная культура, что обусловлено как экономическими, так и политическими обстоятельствами. В начале 90-х годов XX века в Россию огромным потоком хлынула медиа продукция, которая, как правило, не отличалась высокохудожественным содержанием, отрицательно воздействуя на подрастающее поколение, внедряя чуждые культурные ценности и смыслы. К тому же пиратские копии фильмов получали некачественное озвучение, отрицательно отражаясь как на их восприятии, так и на общей зрительской культуре. Поскольку основными потребителями англоязычных экранных искусств является молодежь, которая в большинстве своем не способна критически и самостоятельно (без перевода) воспринимать его содержание, это отрицательно сказывается на ее духовном развитии, становясь насущной задачей государственной образовательной политики.

Данная проблема требует своего практического решения и научного осмысления, потому что низкий уровень культуры подрастающего поколения продолжает поддерживаться традиционной парадигмой образования, ориентированной в основном на передачу обучающимся готовых выводов науки, фактов, закономерностей, принципов и правил, что существенно снижает творческий потенциал личности, ее способность к критическому мышлению. В связи с этим неслучайными выглядят данные, полученные в рамках мониторинга ЮНЕСКО, по которому Россия занимала в 2001 г. 54 место по уровню гуманитарного развития среди 143 стран мира. В условиях стремительного распространения массовой культуры такая ситуация становится опасным явлением, затрудняющим социализацию подрастающего поколения и развитие страны в целом.

Особую роль в данном процессе играет высшее педагогическое образование, потому что его выпускники должны обладать компетентностью при контактах с современными масс-медиа, что позволит им в своей профессиональной деятельности транслировать учащимся подлинные знания и культурные ценности. В педагогическом плане наблюдаются определенные тенденции по снятию данных противоречий за счет введения медиаобразования в образовательный процесс как средней, так и высшей школы. Ученые (О.Ф. Нечай, A.B. Федоров) [125; 195] указывают, что наиболее оптимальным направлением является опора на парадигму диалога культур М.М. Бахтина - B.C. Библера, что позволяет воспитывать молодежь, с одной стороны, на основе национальных традиций и смыслов, с другой, в духе толерантности и терпимости к иноязычным ценностям.

Культурологический подход предполагает выстраивание образовательного процесса сквозь призму культурного процесса, осуществляющегося в культуросооб-разной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами, ориентирующими студентов на полноценное самоопределение в мире культурных ценностей. Эпицентром такого образования становится человек «как свободная, активная индивидуальность, способная к личностной самодетерминации в общении и сотрудничестве с другими людьми, самим собой и культурой» (Е.В. Бондаревская) [29, 59]. Традиционное понимание образования, как овладения обучающимися знаниями, умениями, навыками, должно быть окончательно переосмыслено и заменено такой системой, которая будет нацелена на становление духовности человека, его неповторимой индивидуальности и творческого потенциала.

Актуальность проблемы связана также с поиском адекватных технологий медиаобразования. Современное образование немыслимо без использования средств массовой коммуникации и информационных технологий. Работа 70% населения мира так или иначе связана с созданием, переработкой и передачей медиатекстов. Свыше 90% жителей планеты являются активными потребителями массовой информации. Исследования показывают [19, 7], что в последние годы число российских школьников старших классов и студентов, читающих книги в свободное время, неуклонно падает (с 36% в 1989 г. до 16% в 2002 г.). В то же время стремительно возрастает просмотр телепрограмм - с 49% в 1989 г. до 83% в 2002 г. Факты свидетельствуют, что происходит переориентация молодежной аудитории с печатного текста на аудиовизуальный (экранный), который является основой создаваемой человеком виртуальной реальности. Неоднозначное влияние виртуальности на человека, детерминирует педагогический поиск адекватных средств, способствующих позитивным контактам молодого поколения с медиатекстами. В связи с этим экранные искусства становятся актуальным материалом для медиаобразования студентов.

В настоящий период в российском образовательном процессе большое внимание уделяется литературе, музыке, изобразительному искусству. Однако возможности экрана все еще остаются недооцененными школой и вузом, что является, на наш взгляд, серьезным просчетом. В условиях широкого распространения искусства экрана (теле/видео/компьютерные каналы) его можно и нужно использовать в воспитательном и образовательном процессе, в организации социокультурной досуговой деятельности студенческой молодежи.

Анализ современного видеорынка экранной продукции показывает, что наряду с мировыми шедеврами существует огромное количество медиатекстов не только низкого качества, но и вредного содержания. Поскольку все они практически доступны в свободном режиме, это увеличивает бесконтрольное массированное воздействие на детей и молодежь. Экранные искусства способны развивать различные качества: от потребности в красоте и добре, чувствительности и открытости до ненависти и агрессивности, что актуализирует педагогическое решение данной проблемы посредством медиаобразования.

Для студенческого возраста характерен поиск идеала. Именно этот период благоприятен для развития художественного вкуса, умения воспринимать прекрасное в окружающем мире. По мнению ученых [104, 415], восприятие искусства только тогда может привести к подлинному наслаждению, когда у личности развита эстетическая культура. Образовательный потенциал экранных искусств определяется их широким спектром возможностей для развития человеческой индивидуальности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого мышления, мировоззрения, активизации знаний, полученных в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла, эстетического сознания. Общение с выдающимися произведениями экрана создает предпосылки для противостояния личности социальному, психологическому, моральному кризису общества. Специфика контакта аудитории с киноискусством определяется синтетической аудиовизуальной, пространственно-временной природой кинематографа, объединяющего характерные черты практически всех традиционных искусств. Экранные искусства отображают реальность в художественных образах. Они позволяют «схватить» образ целостной жизненной ситуации до того, как она будет строго и подробно проанализирована жесткой логикой мышления в понятиях, и верно прореагировать на нее. «Кино объединило в своем художественном образе выразительные средства всех других искусств - как статичных, пространственных, так и чисто временных, динамических, а также пространственно-временных. Результатом этого синтеза явилось возникновение неповторимых, не известных ранее искусству звукопластических пространственно-временных выразительных средств кино» [125, 18]. В то же время в большинстве современных российских высших учебных заведениях этот потенциал до сих пор остается неиспользованным. Искусство, представленное в художественных образах, способствует активизации процесса мышления, отражающегося в языке, что способствует лучшему овладению иностранным языком, в том числе.

Анализ социокультурной и педагогической ситуации позволил выявить ряд противоречий между:

• потребностью в духовном развитии молодежи в пространстве современного искусства и засильем низкопробной продукции, навязывающей виртуализацию как норму жизни;

• стремительным распространением массовой культуры и несформирован-ностью у молодежной аудитории критического восприятия медиатекстов;

• задачами реформирования профессионального образования, включающими формирование социокультурных компетентностей выпускников, и недостаточным использованием потенциала экранных искусств в учебно - воспитательном процессе.

Степень научной разработанности темы. Общефилософские предпосылки культурологического подхода разрабатывались М.М. Бахтиным, что нашло дальнейшее продолжение в теории диалога культур B.C. Библера.

Уровень общенаучных принципов и психолого-дидактических основ образования обосновываются в трудах Ю.К. Бабанского, A.C. Запесоцкого, В.П. Зинченко,

Б.М. Кедрова, B.B. Краевского, И .Я. Лернера, A.A. Макарени, В.М. Мунипова, В.Г. Разумовского, Н.Ф. Талызиной, С.Г. Шаповаленко, И.С. Якиманской.

Проблемы медиаобразования разрабатываются такими учеными, как JIM. Баженова, O.A. Баранов, Е.А. Бондаренко, И.В. Вайсфельд, JI. С. Зазнобина, И.С. Левшина, О.Ф. Нечай, С. Н. Пензин, Ю. М. Рабинович, A.B. Спичкин, K.M. Тихомирова, Ю.Н. Усов, A.B. Фёдоров, A.B. Шариков.

Проблемы обучения иностранному языку в контексте коммуникативной концепции разрабатывались Е.И. Пассовым, Л.П. Малишевским и др.

В то же время вопросы интеграции медиаобразования студентов и англоязычных экранных искусств в педагогических исследованиях не нашли своего отражения.

Выявленные противоречия и потребность в их научном осмыслении определили проблему исследования, заключающуюся в том, что необходимо обосновать условия и средства медиаобразования студентов, ориентируясь на современное аудиовизуальное пространство, в котором наибольшее распространение имеет англоязычное экранное искусство, что предопределило тему исследования: «Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств».

Объект исследования: медиаобразование в процессе высшего педагогического образования, направленное на формирование у студентов медиакомпетентности.

Предмет исследования: педагогические возможности англоязычных экранных искусств, использованных в качестве содержания медиаобразования студентов педагогического вуза, изучающих английский язык.

Гипотеза исследования: медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств может стать эффективным средством развития медиакомпетентности, если:

• будет максимально использована синтетическая природа экранных искусств, интенсивно влияющая на эмоциональную и эстетическую сферу человеческой жизни;

• будет разработана и внедрена педагогическая интегративная модель, направленная на развитие у студентов медиавосприятия художественной структуры произведений экранных искусств (путем эмоционально-смыслового соотнесения единиц экранного повествования); на развитие их критического мышления и формирование креативных умений на материале кино, телевидения, видео англоязычных стран; на совершенствование знаний английского языка', а также знакомство студентов с основными вехами истории англоязычных экранных искусств в социокультурном контексте;

• процесс обучения английскому языку будет основываться на проблемных, эвристических и игровых методах, развивающих индивидуальность и самостоятельность студентов, стимулирующих творческие способности через непосредственное вовлечение в художественно-творческую деятельность, интерпретацию и анализ звукозрительной, пространственно-временной структуры повествования, усвоение эстетических знаний и совершенствование знаний английского языка на материале экранных искусств.

Цель исследования: разработка и практическое внедрение интегративной модели медиаобразования на материале англоязычных экранных искусств в процессе изучения студентами педагогического вуза иностранного языка, направленной на развитие их медиакомпетентности.

Задачи исследования:

1. Определение базовых теорий медиаобразования и их эвристической составляющей для исследования медиакомпетентности современных студентов.

2. Разработка и обоснование интегрированной модели медиаобразования студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств.

3. Определение психолого-педагогических условий развития медиакомпетентности студентов и критериев ее диагностики в контексте знаний английского языка.

4. Разработка методики интегрированных занятий по медиаобразованию на материале англоязычных экранных искусств и их практическое внедрение.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

• теория диалога культур М.М. Бахтина - B.C. Библера, в которой обоснована идея о том, что человек в процессе знакомства с иноязычной культурой получает дополнительный шанс осознать себя, развить личностный и творческий потенциал;

• концепции структуры и содержания общего образования (Н.Д. Никанд-ров, В.А. Поляков, Ю.И. Дик и др.), личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская), деятельностного подхода (JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), развивающего обучения (В.В. Давыдов);

• теории медиаобразования, представленные в работах JI.C. Зазнобиной, И.С. Левшиной, О.Ф. Нечай, С.Н. Пензина, Ю.М. Рабиновича, A.B. Спичкина, K.M. Тихомировой, Ю.Н. Усова, A.B. Фёдорова, A.B. Шарикова и др.;

• концепции коммуникативного обучения иностранному языку (Е.И. Пассов, Л.П. Малишевский и др.) и формирования у обучающихся опыта творческой деятельности на занятиях по иностранному языку (игровые методики) (П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, Е.А. Маслыко, С.И. Петрова);

• исследования в области методики обучения иностранному языку (И.М. Берман, Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, A.A. Миролюбов, Ф.М. Рожкова, К.И. Салома-тов, С.Ф. Шатилова); зарубежные концепции медиаобразования (С. Bazalgette, D. Buckingham, А. Hart, R. Kubey, L. Masterman, K. Tyner, C. Worsnop).

Методы исследования. В ходе исследования использовались теоретические и эмпирические методы. Анализ философской, психологической, педагогической, методической литературы и аутентичных источников составил основу формулирования теоретических позиций исследования. Методы эмпирического исследования включали обобщение отечественного и зарубежного опыта, педагогический эксперимент (на базе многолетнего личного преподавания в вузе), математическую обработку результатов исследования.

Этапы исследования. На всех этапах исследования проводилось изучение состояния медиаобразования в Российской Федерации и за рубежом, тенденций в предпочтениях студентов в области экранных искусств, опытно-экспериментальная работа.

Первый этап (1994 - 1997 гг.) - постановка проблемы исследования, изучение отечественного и зарубежного опыта работы педагогов с медиа и определение возможностей существующих средств обучения иностранному языку для решения задач медиаобразования. На этом этапе были разработаны теоретические основы (модель) интегрированных занятий по медиаобразованию и иностранному языку на материале англоязычных экранных искусств и началась экспериментальная работа со студентами в вузе.

Второй этап (1997 - 1999 гг.) - на основе анализа полученных результатов экспериментальной работы в вузе подготовлен и апробирован первый вариант программы интегрированных занятий для студентов по медиаобразованию и обучению иностранному (английскому) языку.

На третьем этапе (2000 - 2003 гг.) разработана целостная программа и методика интегрированных занятий по медиаобразованию и обучению иностранному языку в вузе. Продолжилось её дальнейшее внедрение.

Четвертый этап (2004 - 2006 гг.) - оформление результатов исследования.

Экспериментальная база исследования. Педагогический эксперимент проводился в Таганрогском государственном педагогическом институте на факультете социальной педагогики в течение 12 учебных лет. Общее количество респондентов составило 191 студент.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивались методологической непротиворечивостью, обоснованностью исходных теоретических положений, достаточной опытно-экспериментальной базой, использованием методов исследования, адекватных поставленным целям и задачам, репрезентативностью исследовательской выборки, практическим подтверждением основных положений гипотезы результатами на основе взаимопроверяемых методов.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые:

1) обоснована идея интеграции медиаобразования и системы обучения иностранному языку для развития медиакомпетентности студентов и повышения уровня владения ими иностранным языком;

2) разработана концепция интеграции медиаобразования с курсом иностранного языка, на основе которой построена модель, включающая условия, цели, содержание, средства, методы, формы обучения и принципы интеграции;

3) доказано положительное влияние включения элементов медиаобразования на овладение студентами иностранным языком и эффективность медиаобразования в процессе обучения иностранному языку.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

1) обоснован терминологический аппарат интегрированного медиаобразования и его ключевые понятия;

2) разработана модель интеграции медиаобразования студентов на материале экранных искусств с курсом английского языка, включающая блоки: развития ме-диавосприятия студентов на основе восприятия звукозрительной, пространственно-временной реальности экранных искусств, синтезирующего навыки восприятия традиционных пространственных и временных искусств, его обогащение умением воспринимать и оценивать произведения англоязычных экранных искусств в рамках диалога культур; развития критического мышления студентов; развития креативных умений студентов; совершенствования студентами знаний английского языка; знакомства с основными вехами истории англоязычных экранных искусств в социокультурном контексте;

3) сформулированы закономерности включения медиа (экранных искусств) в систему традиционных средств обучения иностранному языку.

Положения, вынесенные на защиту:

1. Эвристический потенциал зарубежных теорий медиаобразования позволил выделить его базовые подходы, обусловливающие методики обучения, внедренные в процесс педагогического образования: «Замораживание кадра» (Freeze Frame); «Место и кадр» (Sport the Shots); «Звук и изображение» (Sound and Image); «Начало и конец» (Тор and Tail); «Привлечение аудитории» (Attracting Audiences); «Сравнения медиатекстов» (Cross-media Comparisons); «Видовые трансформации» (Generic Translations); «Имитация» (Simulation).

2. Интегративная модель медиаобразования студентов педагогического вуза.

Модель интеграции медиаобразования студентов на материале экранных искусств с курсом английского языка, включает пять блоков:

- развития медиавосприятия студентов на основе восприятия звукозрительной, пространственно-временной реальности экранных искусств, синтезирующего навыки восприятия традиционных пространственных и временных искусств, его обогащение умением воспринимать и оценивать произведения англоязычных экранных искусств в рамках диалога культур;

- развития критического мышления студентов;

- развития креативных умений студентов на материале экранных искусств;

- совершенствования студентами знаний английского языка;

- знакомства с основными вехами истории англоязычных экранных искусств в социокультурном контексте.

3. Показатели медиакомпетентности студентов, изучающих английский язык, с использованием англоязычных экранных искусств.

Мотивационная медиакомпетентность и ее уровни 1) высокий - широкий комплекс мотивов, выбор разнообразных жанров, включающих и неразвлекательные; 2) средний - комплекс мотивов, включающих выбор разнообразных жанров, при доминирующей ориентации на развлекательные жанры, 3) низкий - узкий спектр мотивов, включающих выбор только развлекательных жанров.

Контактная медиакомпетентность - 1) ежедневные контакты с различными видами медиатекстов; 2) контакты с различными видами медиатекстов несколько раз в неделю; 3) контакты с различными видами медиатекстов не более чем несколько раз в месяц.

Информационная медиакомпетентность - 1) знание большинства базовых терминов, теорий, основных фактов развития медиакультуры, творчества деятелей медиакультуры; 2) знание отдельных базовых терминов, теорий, некоторых фактов истории развития медиакультуры, творчества отдельных деятелей медиакультуры; 3) отсутствие знаний базовых терминов, теорий, фактов истории развития медиакуль-туры, творчества деятелей медиакультуры.

Перцептивная медиакомпетентность - 1) отождествление с автором медиа-текста («комплексная идентификация»); 2) отождествление с персонажем /ведущим медиатекста («вторичная идентификация»); 3) наивно-реалистическое восприятие фабулы медиатекста («первичная идентификация»).

Интерпретационно/оценочная медиакомпетентность - 1) способность к анализу и синтезу пространственно-временной формы медиатекста, интерпретация и оценка авторской концепции; 2) способность объяснить логику последовательности событий, отсутствие интерпретации авторской позиции (или примитивное ее толкование); 3) умение только пересказать фабулу произведения, отсутствие интерпретации позиции автора медиатекста.

Операционная медиакомпетентность - 1) практические умения самостоятельного создания медиатекстов различных видов и жанров; 2) практические умения создания медиатекстов с помощью консультаций педагогов; 3) отсутствие практических умений создания медиатекстов или нежелание их создания.

Креативная медиакомпетентность - 1) ярко выраженный уровень творческого начала в различных видах деятельности, связанной с медиа; 2) творческие способности проявляются лишь в отдельных видах деятельности, связанных с медиа; 3) творческие способности выражены слабо, либо отсутствуют вообще.

4. Медиатехнология, позволяющая стимулировать медиакомпетентность студентов, на материале англоязычных экранных искусств, включает социокультурную деятельность на русском и английском языках:

• изучение ключевых понятий: «агентство», «категория», «язык медиа», «технология», «аудитория», «репрезентация»;

• создание мини проектов - медиатекстов;

• проблемный анализ содержания медиатекстов;

• изучение проблемных ситуаций, связанных с производством, распространением и восприятием медиатекстов;

• моделирование ситуации или процесса посредством ролевой игры.

Практическая значимость исследования. Разработана система интегрированных средств обучения (медиаобразовательные творческие задания на иностранном языке, компакт-диски обучающего назначения, методические рекомендации для педагогов), направленная на решение задач повышения уровня медиакомпетентности студентов и их уровня владения иностранным языком.

Разработанные рекомендации к занятиям могут быть использованы педагогами неязыковых вузов, учителями иностранного языка школ, колледжей, гимназий, лицеев с целью развития медиакомпетентности учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры социальной педагогики, научных семинарах и научных конференциях преподавателей Таганрогского государственного педагогического института (1998-2006 гг.), на международной научно-практической конференции «Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании» (Таганрогский институт управления и экономики, 2001 г.) и др.

Важнейшие положения и идеи диссертации отражены и реализованы в 18 публикациях общим объемом 8,2 п.л.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Текст диссертации изложен в логике задач исследования на 198 страницах и включает 3 диаграммы, 2 схемы и 16 таблиц. Список использованной литературы состоит из 241 работы, включая 18 работ на английском языке.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Рыжих, Наталья Петровна

Выводы и рекомендации:

1. Изучение и анализ отечественных и зарубежных исследований, посвящён-ных медиаобразованию на материале экранных искусств, позволили выделить характерные мотивы деятельности, которые определяют структуру личности, индивидуальности (терапевтические, компенсаторыне, рекреативные и др.); потенциальные возможности искусства (в мотивационном, интеллектуальном, познавательном, эстетическом, креативном планах), как важнейшего фактора воздействия на личность; основные противоречия современного процесса медиаобразования (между ролью дисциплин медиаобразовательного цикла и их местом в учвебном плане, технической оснащённостью учебных заведений; возросшей интенсивностью информационного аудиовизуального потока и игнорированием его образовательными учрежде-ниямич в нашей стране; предпосылками к улучшению медиаобразования (развитие страны по демократическому пути, расширение возможностей контакта с культурными ценностями зарубежных стран и т.д.), сложившимся к началу XXI века, и их слабым использованием в вузе; потенциалом предмета «Иностранный язык» в плане приобщения студентов к изучению искусства других стран в рамках «диалога культур», повышения собственной квалификации и расширения кругозора путём использования иноязычных медиатекстов в системе Интернет и качеством их практического использования; основные условия совершенстивования современного процесса медиаобразования (определение показателей медиакомпетентности личности студента; улучшение теоретических моделей, программ, методик, форм проведения занятий со студентами педагогических вузов на материале искусств; ориентацию на развитие критического мышления и творческого потенциала личности в русле идей гуманизма и общечеловеческизх ценностей вне зависимости от социального происхождения, расы, вероисповедания индивида и т.п.; учёт социокультурной ситуации в нашей стране, психологических особенностей студенческой аудитории; включение в вузовские программы курсов, предусматривающих изучение экранных искусств, обладающих значительным влиянием на молодёжную аудиторию.

Это привело нас к убеждению, что многие из перечисленных выше трудностей и недостатков можно преодолеть с помощью максимального использования потенций (эмоциональных, эстетических, информационных, креативных и т.д.) экранных искусств, помогающих развитию критического мышления, эстетического сознания, творческой индивидуальности.'

2. Процесс интегрированного медиаобразования с курсом «Иностранный язык» будущих педагогов на материале экранных искусств в современной социокультурной ситуации (демократический путь развития страны, расширение возможностей для раскрытия потенций личности, развитие средств массовой коммуникации, преимущественно англоязычной глобальной сети Интернет, международных контактов граждан в целях профессионального совершенствования и культурного обмена в рамках «диалога культур» и т.д.) имеют особую актуальность. Уровень ме-диакомпетентности будущих педагогов в области экранных искусств в целом низок.

3. Развитие медиакомпетентности и иноязычной коммуникативной компетентности - один из существенных факторов подготовки будущих педагогов, высокообразованных, культурных специалистов, владеющих иностранным языком. Психолого-педагогические особенности студенческой молодёжи (стремление разобраться в современной социальной и социокультурной ситуации, становление профессиональных и жизненных принципов, активный интерес в области экранных искусств, стремление получать постоянно обновляющуюся информацию из Интернета, представляющую в основной своей массе англоязычные медиатексты и т.д.) служат предпосылками для развития перечисленных умений. Потенциальные возможности экранных искусств в современном процессе гуманитарного и гуманистического образования определяются богатым спектром возмождностей для развития личности (эмоций, интеллекта, критического мышления, творческих способностей и т.д.). Специфика контакта аудитории с искусством экрана определяются синтетической звукозрительной, пространственно-временной природой кинематографа, объединяющего черты всех традиционных искусств.

4. Содержание медиаобразования студентов на материале англоязычных экранных искусств определяется спецификой восприятия и воздействия кинематографа, проблемами социокультурной ситуации, мировоззрением студентов (стремление к самостоятельности, независимости, самореализации), их эстетических потребностей, интересов (тяготение к развлекательным, зрелищным жанрам и т.д.).

5. Положительный результат педагогических воздействий, развивающих ме-диакомпетентность и иноязычную коммуникативную компетентность студентов на материале экранных иску'сств, зависит от эффективности теоретической модели, программы, методики проведения спецкурса для студентов «Медиаобразование на материале англоязычных экранных искусств».

6. Общая система педагогического руководства процессом интегрированного медиаобразования с предметом «Иностранный язык» на материале англоязычных экранных искусств предполагает следующую модель:

Разработанная нами модель состоит из трёх основных блоков:

1) Подготовительный (пропедевтический) блок - констатация уровня медиа-компетентности и уровня иноязычной коммуникативной компетентности студентов.

2) Основной блок - проведение занятий спецкурса «Медиаобразование на материале англоязычных экранных искусств», включающий четыре основных этапа, а именно: а) обучающий этап - развитие у студентов аудиовизуального восприятия и умений анализа художественной структуры произведений экранных искусств разных видов и жанров (образное обобщение, синтез элементов пространственно-временного, звукозрительного повествования, рассмотрение содержания эпизодов произведения экранного искусства, наиболее ярко выявляющих художественные закономерности фильма в целом, попытка разобраться в логике авторского мышления: в развитии конфликтов, характеров, идей, звукопластического ряда, монтажа и т.д., выявление авторской концепции и умения выражения на английском языке (в устной и письменной форме) своего личного отношения к данной позиции создателей экранного произведения; знакомство будущих педагогов с основными вехами истории англоязычного кинематографа, телевидения и видео, характерными особенностями современной социокультурной ситуации; б) тренировочный этап - тренировка и закрепление в устной и письменной иноязычной речи полученных знаний по изучаемым темам; в) творческий этап - практические занятия, направленные на овладение студентами креативными умениями на материале англоязычных экранных искусств (работа над киноафишами, любительская видеосъемка, написание минисценариев на английском языке и т.п.); г) продуктивный этап - использование полученных студентами знаний и умений при рецензировании произведений англоязычных экранных искусств, проведении дискуссий, конкурсов по фильмам на английском языке.

3) Заключительный (результативно-оценочный) блок - повторная констатация уровня медиакомпетентности и иноязычной коммуникативной компетентности студентов на материале англоязычных экранных искусств.

7. Экспериментальная проверка разработанной нами модели интегрированного медиаобразования с предметом «Иностранный язык» студентов педвуза на материале англоязычных экранных искусств позволила доказать эффективность теоретической модели, программы и методики. Эстетическое развитие, творческие способности, критическое мышление значительной части студентов стало соответствовать показателям медиакомпетентности и иноязычной коммуникативной компетентности (владение английским языком), обоснованным в настоящем исследовании: «мотива-ционному» (разнообразние. мотивы контакта с медиатекстами: жанровые, тематические, эмоциональные, гносеологические, гедонистические, психологические, моральные, интеллектуальные, эстетические, терапевтические и др.), «контактному» (довольно частое - почти ежедневное - общение/контакт с произведениями медиа-культуры (медиатекстами)* «информационному» (знание терминологии, теории и истории медиакультуры, в частности англоязычных экранных искусств), «перцептивному» (способность к восприятию медиатекстов), «интерпретационному/оценочному» (умение интерпретировать, анализировать, критически оценивать медиатексты на основе высокого уровня медиавосприятия - «отождествление» с героем и автором произведения экранного искусства, понимание и оценка авторской концепции в контексте общей структуры фильма, «операционному/практическому» (умения создавать/распространять собственные медиатексты), «креативному» (наличие творческого начала в различных аспектах деятельности - перцептивной, игровой, художественной, исследовательской и др., связанной с медиа).

8. В итоге проведённого нами эксперимента многие будущие педагоги от «первичного» («фабульного») и «вторичного («отождествление с героем») уровней восприятия произведений экранных искусств перешли к более высокому уровню «компелексной имдентификации» (отождествление с автором произведения с последующей интерпретацией увиденного), показателем которого была их способность к отождествлению с позицией создателей фильмов на основе эмоционально-смыслового соотнесения динамики звукозрительных, пространственно-временных художественных образов, синтеза своих чувств и мыслей в образных обобщениях, таким образом, практическая реализация разработанных нами теоретической модели не только создала необходимые условия (систематический контакт с произведениями англоязычных экранных искусств, имеющими художественную ценность, их регулярное обсуждение на английском языке, возможность реализации творческих способностей и т.д.) для восприятия экранных искусств, для развития ассоциативного, критического мышления, эмоциональной сферы, интеллекта и других качеств творческой личности, но и в итоге привела к существенному усовершенствованию этих качеств, которые проявлялись у студентов в различных сферах деятельности (перцептивной, аналитической, оценочной, креативной и др.).

9. Результаты нашей работы могут быть использованы в педагогических институтах, университетах, колледжах, на курсах повышения квалификации медиапедагогов и учителей иностранного (английского) языка, в учреждениях дополнительного образования.

10. Мы обосновали значимость и роль медиакомпетентности и иноязычной коммуникативной компетентности в системе подготовки будущих педагогов в современной социокультурной ситуации в рамках «диалога культур», разработали теоретическую модель, программу, методику проведения занятий со студентами, определили уровни медиакомпетентности и иноязычной коммуникативной компетентности на материале англоязычных экранных искусств, экспериментально проверили положительный эффект предложенных вариантов учебных интегрированных лекционных и практических занятий, разработали практические рекомендации использования возможностей англоязычных экранных искусств в высших учебных заведениях, направленные на создание творческой, игровой, эвристической, проблемной атмосферы при реализации спецкурса «Медиаобразование на материале англоязычных экранных искусств»; использование методического многообразия в обучении, вовлечение студентов в научную деятельность (доклады на научных студенческих конференциях, дипломные работы), в активную самостоятельную креативную деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы пришли к выводу об актуальности и необходимости использования англоязычных экранных искусств в системе подготовки студентов педагогических вузов. Огромную роль это приобретает в связи с интенсивным развитием спутникового телевидения, массовым распространением цифровой аудиовизуальной техники, компьютеров, расширением глобальной сети Интернет.

Формирующий эксперимент подтвердил нашу гипотезу о том, что применение системы медиаобразования студентов на материале англоязычных экранных искусств может стать эффективным средством развития эстетического сознания, творческих способностей, индивидуального критического мышления аудитории при условии максимального использования потенциальных возможностей экранных искусств (в плане их синтетической природы и их интенсивного влияния на зрителей) с помощью модели, включающей: овладение студентами креативными умениями на материале киноискусства; развитие восприятия фильмов, умений их критического анализа; знакомство с историей англоязычных экранных искусств; совершенствование знаний английского языка.

В итоге проведённого нами эксперимента у студентов наблюдалась тенденция повышения уровня эстетического восприятия и критического анализа произведений англоязычных экранных искусств, расширение их знаний по теории и истории кинематографа англоязычных стран, развитие творческих способностей, совершенствование знаний английского языка.

Результаты эксперимента свидетельствуют об эффективности принципов разработанных нами теоретической модели, содержания, методики интегрированного медиаобразования студентов с предметом «Иностранный язык», о той пользе (в теоретическом и практическом плане), которую принесло студентам изучение спецкурса «Медиаобразование на материале англоязычных экранных искусств».

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Рыжих, Наталья Петровна, 2006 год

1. Азаров Ю.П., Байтенова J1.., Белозерцев Е.П. и др. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/Под ред. Л.И.Рувинского. - М.: Просвещение, 1989. - 335 с.

2. Алиев Ю.Б., Ардаширова Г.Т., Барышникова Л.П. и др. Основы эстетичеtского воспитания: Пособие для учителя / Под ред. Н.А.Кушаева. М.: Просвещение, 1986.-240 с.

3. Американская художественная культура в социально-политическом контексте 70-х годов XX века. М.: Наука, 1982. - 270 с.

4. Ананьев Б.Г. О системе возрастной психологии//Вопросы психологии. -1957. № 5. - С.3-5.

5. Андреев А. Студент и культура: информация к размышлению // Высшее образование в России. 2004. - № 4, С. 101-106.

6. Астахов А.И. Воспитание творчеством. М.: Просвещение, 1986.

7. Баранов O.A. Кино во внеклассной работе школы. М.: Изд-во ВБПК, 1980.-48 с.

8. Баранов O.A., Пензин С.П. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодёжью: Учебное пособие. Твер. гос. ун-т, 2005. - 189 с.

9. Баранов O.A. Экран становится другом. М.: Просвещение, 1979. - 96 с.

10. Баскаков В.Е. В ритме времени: Кинематографический процесс сегодня. -М.: Искусство, 1982. 335 с.

11. Баскаков В.Е. Противоречивый экран: Духовный кризис буржуаз. общества и кино. М.: Искусство, 1980. - 223 с.

12. Баскаков В.Е. Сражающийся экран: Современная идеологическая борьба и киноискусство. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1984.-208 с.

13. Баскаков В.Е. Экран и время. -М.: Искусство, 1974.-232 с.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.424 с.

15. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Киноведческие записки. 1989. - №2. - С. 151 -167.

16. Бердяев H.A. Кризис искусства. М.: СП Интерпринт, 1990. - 48 с.

17. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. М.: Высшая школа, 1970.-230 с.

18. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1903.

19. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два филос. введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.

20. Библер B.C. Школа диалога культур. -М., 1992.

21. Богомолов Ю. Ищите автора! Искусство быть кинозрителем. М.: Киноцентр, 1988.- 128 с.

22. Бодалев A.A. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

23. Божков Ю.И. Самодеятельное кинотворчество как педагогическая проблема: Дис. канд пед. наук. М., 1983. - С. 141.

24. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

25. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии. 1978. - № 4.

26. Бондарева Е.Л. Искусство кино и эстетическое воспитание молодёжи: Проблемы и опыт. Минск: Народная асвета, 1986. - С. 34-38.

27. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы; Учебное пособие. Ростов н/Д: РГПИ, 1986. - 120 с.

28. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов: Изд-во Ростов, пед. ун-та, 2000. - 352 с.

29. Бондаренко Е.А. Путешествие в мир кино. М.: Олма-Пресс Гранд, 2003.

30. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. - 496 с.

31. Бореев В.Ю. Видео: Техника. Досуг. Культура. М.: Профиздат, 1990208 с.

32. Бореев В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. М.: Наука, 1986.

33. Бэзэлгэт К. Ключевые аспекты медиаобразования//Доклад на российско-британском семинаре по медиаобразованию. М., 1995. 51 с.

34. Вайсфельд И., Дёмин В., Михалкович В., Соболев Р. Встречи с X музой: Беседы о киноискусстве. Кн. 1, 2. М.: Просвещение, 1981. 223 с. + 175 с.

35. Вакулюк В., Семёнова Н. Мультимедийные технологии в учебном процессе // Высшее образование в России. 2004, № 2, С. 101 - 105.

36. Вартанов A.C. От фото до видео. М., 1996.

37. Власова Н.М. Рекламный конструктор. Новосибирск, 1998.

38. Выготский JI.C. Детская психология/Выготский JI.C. Собр. Соч. в 6 т., 1984, т. 4.

39. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1968.

40. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов A.A. и др. Методика обучения иностранным языкам в среджней школе: Учебник. -М.: Высш. Школа, 1982.-373 с.

41. Генкин Д.М., Конович A.A., Петров Б.Н. и др. Организация и методика художественно-массовой работы: Учеб. пособие для студентов ин-тов культуры / Под ред. Д.М.Генкина. М.: Просвещение, 1987. - 192 с.

42. Герасимов С.А. Система эстетического воспитания школьников. М.: Знание, 1983.

43. Голикова Т.И. Учебные игры по телевидению как средство формирования профессионально-педагогических умений /Методика обучения иностранным языкам, Вып. 13, под ред. И.Ф. Комкова. Минск: Вышэйшая школа, 1983, 148 с. С.139 -144.

44. Гончаров И. Эстетическое воспитание школьников. М.: Просвещение,

45. Горбачёв В.Г. История философии. Брянск, 1998.

46. Горницкая Н.С. Киноискусство в системе подготовки и повышения квалификации учителей // Тезисы выступлений участников пленарного Совета по кинообразованию СК СССР. Ереван, 1979. - С.61.

47. Гращенкова И.Н. Кино как средство эстетического воспитания: Учебное пособие для студентов. М.: Высшая школа, 1986. - 224 с.

48. Гращенкова И.Н. Основы киноискусства / Примерный учебно-тематический план и программа для народного университета киноискусства/. М.: Знание, 1984.-40 с.

49. Грушин Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятия и проблемы измерения. М.: Знание, 1979. - 64 с.

50. Дёмин В.П. Поговорим о кино. М.: Знание, 1984. - 64 с.

51. Джушаева П.Д. Подготовка студентов педагогического вуза к воспитательной работе в школе в современных условиях /На материале педпрактики/: Дис. . канд. пед. наук. Чарджоу, 1989. - 209 с.

52. Драч Г.В. Учебный курс по культурологи. Многоуровневое учебное пособие для учащихся средних и высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. - 576 с.

53. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Перевод с английского Н.М. Никольской, под ред. Н.Д.Виноградова. Государственное издательство РСФСР. Берлин, 1922.- 196 с.

54. Дьяконов Ю.А. Радость созидания: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. 143 с.

55. Еляков А. Оборотная сторона информационной революции/ЛЗысшее образование в России. 2003. - № 3.

56. Жабский М.И. Кино и массы / Проблемы социокультурного воздействия/. -М.: Знание, 1987.-64 с.

57. Жабский М.И. Социология кино: истоки, предмет, перспективы. М.: Знание, 1984.-64 с.

58. Жакеева Р. Подготовка студентов педагогических вузов к работе по эстетическому воспитанию младших школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1987. 18 с.

59. Завершинская Т.А. Эстетическое воспитание как средство гуманитарной подготовки студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. - 16 с.

60. Зайцева Л.А. Киноязык: возвращение к истокам. М.: ВГИК, 1997. - 80 с.

61. Зарубежные киномеридианы/Ред.-сост. И.А. Звегинцева. М.: ВНИИ киноискусства Госкино СССР, 1990. 160 с.

62. Зборовский Г., Шуклина Е. Самообразование парадигма XXI века // Высшее образование в России. - 2003. - № 5, С.28-32.

63. Зборовский Г., Шуклина Е., Тейтельман Н. Образовательные потребности студентов в малом городе // Высшее образование в России. 2004. - № 9, С. 18 - 29.

64. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 2002. 384 с.

65. Зоркая Н.М. Зрелищные формы художественной культуры. М.: Знание, 1981.48 с.

66. Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. Средства массовой информации и репродуцированное искусство. -М.: Искусство, 1981. 167 с.

67. Иванова С.М. Воспитание полноценного восприятия киноискусства младшими подростками. Автореф. дис. . канд. пед наук. М., 1978. - 16 с.

68. Ивахненко Г., Голиусова Ю. Современное студенчество: социологический портрет // Высшее образование в России. 2003. - № 5. - С.110-114.

69. Инструктивные материалы по проведению единого государственного экзамена в 2003 году. Часть II. М.:Центр тестирования Минобразования России 112 с.

70. Иосифян С.А. Зрелищные искусства и студенчество. М.: Изд-во ВГИК, 1981.75с.

71. Иосифян С.А. Кино и молодёжная аудитория. Учеб. пособие. М.: ВГИК, 1979. 80 с.

72. Иосифян С.А. Проблемы массовости киноискусства. М.: Изд-во ВГИК, 1977. 62 с.

73. Искусство и эстетическое воспитание молодёжи /Ред. коллегия: В.Г. Ки-сунько (отв. ред.), И.Н. Гращенкова, И.С. Левшина.-М.: Наука, 1981. -335 с.

74. Казаков В.Г., Кондратьева JI.JI. Психология. М.: Высшая школа, 1989.

75. Капралов Г.А. В поисках точки опоры. М.: Изд-во ВБПК, 1983. 64 с.

76. Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.И. Юткевич. М.: Сов. энциклопедия, 1986 - 640 с.

77. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический Проект, 2005. - 448 с.

78. Кириченко О.М. Эстетическая подготовка учителя в университете: Дис. . канд. пед. наук. Одесса, 1982. - 176 с.

79. Коваленко О.В. Эстетическое воспитание студентов в технических вузах: Дис. . канд. пед. наук. Одесса, 1987.- 156 с.

80. Ковалёв Н.П. Аутентичные кинофильмы в обучении творческому высказыванию на начальном этапе / Методика обучения иностранным языкам Вып. 11.-под ред. И.Ф. Комкова, Минск: Вышэйшая школа, 1981, - 159 с.

81. Кокарев И.Е. США в зеркале голливудского экрана. М.: Знание, 1985.56 с.

82. Коммуникативный метод обучения иноязычной речевой деятельно-сти/Ред. коллегия: Е.И.Пассов /отв. ред./, Л.П. Малишевская и др. Воронеж: ВГПИ, 1983.- 120 с.

83. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1998.

84. Коржуев Л., Попков В., Рязанова Е. Как формировать критическое мыш-ление?//Высшее образование в России, 2003. № 5.

85. Корсак К. Цель образования XX века - человек с новым мышлением. //Народное образование, 2002. - № 9.

86. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

87. Краткий психологический словарь/Ред-сост. Л.А.Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 512 с.

88. Краткий словарь по социологии /Под общ. ред. Д.М. Гвиашимни, Н.И. Лапина.-М., 1988.-С. 150.

89. Кузьмина H.B. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

90. Кукаркин A.B. По ту сторону рассвета. Буржуазное общество: культура и идеология. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1977.

91. Кулакова Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли XVIII века. -Л.: Просвещение, 1968. 344 с.

92. Лабковская Г.С. Формирование нравственного идеала у старшеклассников средствами киноискусства. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1976.-20 с.

93. Ла Бордери Р. Образование в области средств массовой информации во Франции //Перспективы. Вопросы образования . 1988. № 1.

94. Левшина И.С. Воспитание школьников средствами художественного кино. Дис. . канд. пед. наук. - М., 1974. - 226 с.

95. Левшина И.С. Как воспринимаются произведения искусства. М.: Знание, 1986. 96 с.

96. Левшина И.С. Любите ли вы кино? М.: Искусство, 1978. - 254 с.

97. Левшина И.С. Подросток и экран. -М.: Педагогика, 1989.- 176 с.

98. Легко ли быть молодым . / Сост. В. Огрызко. М.: Молодая гвардия, 1989.-269 с.

99. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -302 с.

100. Лепская Н.И. Опыт диагностики художественного восприятия//Искусство в школе. 2004. - № 1.

101. Липков А. Профессия или призвание. М.: Киноцентр, 1991. 110 с.

102. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. - 528 с.

103. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1992.

104. Мануйлов В., Фёдоров И., Благовещенская М. Совеременные технологии в инженерном образовании // Высшее образование в России. 2003. - № 3. С. 117123.

105. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. -с.13-14.

106. Маркгвард К.Г. Вопросы научной организации учебного процесса в техническом вузе. -М.: Знание, 1971.

107. Мартыненко Ю.Я. Системный анализ и проблемы теории киноискусства. Учебное пособие. М.: ВГИК, 1980. - 76 с.

108. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ, пособие. 5-е изд. - Мн.: Высш. шк., 1999.-552 с.

109. Мастерман J1. Обучение языку средств массовой информации: теория и практика// Перспективы. Вопросы образования. 1984. - № 2. - С. 37-48.

110. Международная конференция по кинообразованию // Стенограмма / Рукопись /. Ташкент: 1990. - С. 11-23.

111. Мельвиль Л.Г. Саморазоблачение буржуазного кино. М.: Союз кинематографистов СССР, 1984. - 70 с.

112. Методическое пособие по английскому языку для студентов-заочников. -М.: ВГИК, 1998.-74 с.

113. Мещерякова Е.Формирование культуры самостоятельной деятельности с применением креативно-акцентных систем обучения. //Вестник высшей школы, 2002.-№ 10.

114. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. Пер. с англ. и коммент. Ю.А. Асеева. Сост. и послесловие И.С.Кона.- М.: Наука, 1988.-429 с.

115. Мифы и реальность: Зарубеж. кино сегодня. Вып. 10 / Сост. М. Шатерни-кова; Ред.: Баскаков В.Е. и др. М.: Искусство, 1988. - 240 с.

116. Мифы и реальность: Зарубежное кино сегодня. Вып. 11 /Сост. М.Шатерникова; Ред.: Адамович A.M. и др. М.: Искусство, 1989. - 288 с.

117. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: Учебное пособие/Науч. ред. М.В.Удальцова. М.: ИНФРА-М, Новосибирск:Сибирское соглашение, 2002.-230 с.

118. Молчанов В.В. Миражи массовой культуры. JI.: Искусство, 1984. - 119с.

119. Молчанов B.B. Новый Франкенштейн. JI.: Искусство, 1986. - 128 с.

120. Москвичёва Л.Н. Эстетическое развитие личности и её творческий потенциал. М.: Знание, 1985. - 64 с.

121. Назаров М.М. Медиа и власть в современной России.//Социально-гуманитарные знания, 2004. № 1.

122. Неменский Б.А. Мудрость красоты. Книга для учителей. М.: Знание,1987.

123. Нечай О.Ф. О вкусах спорят. Минск: Наука и техника, 1986. - 95 с.

124. Нечай О.Ф. Основы киноискусства. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1989.-288 с.

125. Нечай О.Ф., Ратников Г.В. Основы киноискусства: Учебное пособие для некинеметографических вузов. Минск: Высш. школа, 1985. - 368 с.

126. Новикова A.A. Медиаобразование на занятиях по английскому языку. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 52 с.

127. Общая психология/ Под ред. В.В.Богословского и др. М.: Просвещение, 1981.383 с.

128. Одинцова С.М. Анализ фильма как один из факторов совершенствования профессиональной подготовки студентов-филологов педагогических институтов: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1981. 199 с.

129. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. Дис. . д-ра фи-лос. наук. - М., 1977. - 353 с.

130. Ортега-и-Гассет X. Две главные метафоры//Х. Ортега-и-Гассет. Эстетика: Философия культуры, М., 1991. С. 444-445.

131. Оснащение школы техническими средствами в современных условиях / Под ред. Л.С. Зазнобиной. М.: УЦ «Перспектива», - 2000. - 80 с.

132. Основы социальной работы: Учебник/ отв. ред. П.Д. Павленок. М.: ИНФРА- М., 1997.-368 с.

133. Пензин С.Н. Кино воспитатель молодёжи. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1975.- 127 с.

134. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд -во Воронеж, ун-та, 1987. - 176 с.

135. Пензин С.Н. Программа спецкурса «Кино как средство обучения и воспитания» /для исторического факультета/. Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1974.

136. Первый век кино. Популярная энциклопедия. М.: Локид, 1996. - 711 с.

137. Петровский A.B. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1987.

138. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. Высш. пед. учеб. заведений. -М: Академия, Высшая школа, 2001. -512 с.

139. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.

140. Полат Е.С. Личностно-ориентированный подход в системе школьного образования //Дополнительное образование, 2002. № 4.

141. Поличко Г.А. Межпредметные связи литературного курса и факультатива по основам киноискусства как средство эстетического развития старшеклассников: Дис. канд. пед. наук.-М., 1987,- 199 с.

142. Поличко Г.А. Программа курса «Введение в кинопедагогику. Основы ки-неметографической грамотности / Для высших учебных заведений/. М.: Изд-во АДК СССР. 1990.-23 с.

143. Поуви Д. и Уолш И. Пособие по педагогической терминологии: Учеб. Пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: - Высш. школа, 1982. - 239 с.

144. Проблемы изучения иностранных языков в заочной и вечерней высшей школе. Вып. 4. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. - 133 с.

145. Программы кинообразования студентов и учителей /Программы и учебные планы художественных отделений факультета общественных профессий МГПИ. -М.: Минпрос РСФСР, 1986.

146. Программы педагогического института. Основы киноискусства. Факультативный курс / Сост. Е. Горбулина. М., 1976.

147. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Искусство, 1976. - С. 5153.

148. Пугачёва Е. О социологичности мышления студентов // Высшее образование в России. 2003. - № 2. С. 86 - 90.

149. Пырьев Е.А. Психологическая готовность молодёжи к педагогической деятельности. Автореф. .дис. канд. психол. наук. СПб., 1993. - 24 с.

150. Рабинович Р.Г. Киноискусство в художественном воспитании старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1966. 16 с.

151. Рабинович Ю.М. Взаимодействие литературы и кино в эстетическом воспитании старшеклассников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1966. - 16 с.

152. Рабинович Ю.М. Кино как средство воспитания школьников /опыт создания системы// Кино: прокат, реклама, методика, практика. М.: Изд-во Союзин-формкино, 1986. - 32 с.

153. Рабочая книга школьного психолога /Ред. Дубровин. М.: Просвещение,1991.

154. Разлогов К.Э. Крушение иллюзий. М.: Союз кинематографистов СССР, 1982. 77 с.

155. Разлогов К.Э. Парадоксы коммерциализации // Экран и сцена. 1991. - № 9.-С. 10.

156. Разумный В.А., Черевик К.С. Реликвии памяти. Таганрог, 1995.

157. Райли Д., Райли М. Массовая коммуникация и социальная систе-ма//Социология сегодня: Проблемы и перспективы. М., 1965.

158. Рахимова Р. Молодёжная политика и социальное развитие студентов // Высшее образование в России. 2005. - № 2. С. 60 - 66.

159. Реан A.A. Практическая психодиагностика личности. СПб., 2001.

160. Рожкова Ф.М. Кинофильмы на уроках английского языка. М.: Просвещение, 1967.- 112 с.

161. Романов А.Н., Торопцов B.C., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-303 с.

162. Саломатов К.И., Шатилов С.Ф., Андреева И.П. и др. Практикум по методике преподавания иностранных языков: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов поспец. № 2103 «Иностр. яз.» /Под общ. ред. К.И.Саломатова, С.Ф.Шатилова. М.: Просвещение, 1985. - 224 с.

163. Самохин В.Н. Эстетическое восприятие: вопросы методологии и критики. -М.: Мысль, 1985.-208 с.

164. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социальное воспитание средствами массовой информации и коммуникации.//Школьные технологии. 2002. - № 3.

165. Скрипин А.Г. Подготовка студентов педагогических вузов к использованию различных видов искусства в воспитании учащихся: Дис. . канд. пед. наук. -Ташкент, 1985.-224 с.

166. Сластенин В.Н., Артамонова Е.И. Аксиологический аспект содержания современного педагогического образования. //Педагогическое образование и наука. -2002.-№3.

167. Смирнов П., Иванова В., Лындина Э. В поисках темы. М.: Киноцентр, 1990.-64 с.

168. Смольская Е.П. «Массовая культура»: развлечение или политика? М.: Мысль, 1986.- 144 с.

169. Современное западное искусство /Ред. коллегия: Г.А. Недошивин, Б.И. Зингерман, В.Г. Клюев. М.: Наука; 1972. - 240 с.

170. Созвездие муз на телеэкране: сценарии докум. Телефильмов /Сост. Н.А.Устинова. М.: Искусство, 1981.-238 с.

171. Сорокоумова Г.В. Мотивационный компонент психологической готовности к выбору профессии в раннем юношеском возрасте. Дис. . канд. психол. наук. -М., 1990.-215 с.

172. Стефановская Т.А. Кафедра педагогики в вузе как центр непрерывного педагогического образования //Педагогическое образование и наука. 2002. - № 3.

173. Сысенко С.П. Эстетическое воспитание и развитие студентов в процессе их внеучебной деятельности: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1986.-206 с.

174. Сушон М. Образование и средства массовой информации: точки соприкосновения и проблемы// Перспективы, Вопросы образования. 1982. - №3. - С. 148.

175. США на пороге 80-х: Голливуд и политика. М.: Искусство, 1987.- 256 с.

176. Телевидение и школа: опыт социокультурного и психолого-педагогического анализа. / Отв. ред. B.C. Собкин. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. -176 с.

177. Толстых A.B. До 16-ти и старше /Кино и школа/. М.: Изд-во Киноцентр, 1988. 64 с.

178. Трубицына JI.B. Информационный век: Защита от СМИ//Проблемы медиа психологии. 2003. - №2.

179. Туровская М.И. Почему зритель ходит в кино // Жанры кино/ Отв. Ред. В.И.Фомин.-М.: Искусство, 1979.-319 с.181. «Тяни-Толкай» (альманах)-M.: ВГИК, 1994.- 117 с.

180. Упмале М.Ю., Аблам С.П. Использование видеозаписи в обучении грамматическому аспекту иноязычной речи на I курсе языкового вуза / Методика обучения иностранным языкам. Вып. 13 /Под ред. И.Ф.Комкова. - Минск: Вышэйшая школа, 1983.- 148 с.

181. Урубкова Л. Гипертекст путь в мир двуязычия // Высшее образование в России .-2003.-№4, С. 120- 123.

182. Усов Н.В. В мире экранных искусств. M.: SVR Аргус, 1995. - 224 с.

183. Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: Дис. д-ра пед. наук. М., 1988. -362 с.

184. Усов Ю.Н. Программа факультативного курса «Основы киноискусства» /9 -11 классы/. М.: Изд-во АПН СССР, 1986. - 36 с.

185. Утилов В.А. Очерки истории мирового кино. М., 1991,- 112 с.

186. Фаустова Э. Компьютер в жизни студента // Высшее образование в России.-2003.-№ 1.С. 87-90.

187. Феллини Ф. Делать фильм. М.: Искусство, 1984. - 287 с.

188. Фёдоров A.B. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств /кино, телевидение, видео/: Учебное пособие. Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 1994. - 383 с.

189. Фёдоров A.B. Киноискусство в структуре современного российского художественного воспитания и образования. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. инта, 1999.-68 с.

190. Фёдоров A.B. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001. - 708 с.

191. Федоров A.B. Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. - 238 с.

192. Федоров A.B. Медиаобразование в педагогических вузах. Таганрог: Изд-во Кучма, 2003.-314 с.

193. Фёдоров A.B. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - 340 с.

194. Фёдоров A.B. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005.-314 с.

195. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. -С.348.

196. Фильм эдюкейшн. Методическое пособие по кинообразованию: Пер. с англ. М.: Изд-во АДК СССР, 1990. - 124 с.

197. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. Л.: Знание, 1982. 112 с.

198. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. - 418 с.

199. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Пер. с англ. -2-е изд. М.: Политиздат, 1983. - 703 с.

200. Халлиева P.M. История искусств: Театр, кино, изобразительное искусство, музыка// Программы педагогических вузов. М.: Мин. прос. СССР, 1985. - 179 с.

201. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1990. - 576 с.

202. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир. М.: Знание, 1986.

203. Хухлаева O.B. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2002. - 208 с.

204. Цатурова И.А. Каким видится языковое образование // Высшее образование в России. 2003. - № 3. - С. 105 - 106.

205. Цыркун H.A. Разрушение разума. М.: Искусство, 1986. - 174 с.

206. Шариков A.B. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. - 65 с.

207. Шелингер H.A. Проблемы наглядности в телекурсе по обучению чтению немецкой литературы / Проблемы изучения иностранных языков в заочной и вечерней высшей школе. Вып. 4 / под ред. J1.H. Андриановой и др., Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.-С. 69-81.

208. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых коммуникаций. -М.: Мысль, 1973.-213 с.

209. Шестаков В.П. Мифология XX века. -М.: Искусство, 1988.-224 с.

210. Шилова И. . И моё кино (пятидесятые, шестидесятые, семидесятые) НИИК / Киноведческие записки, 1992.

211. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1986.

212. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447 с.

213. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя /Сост. Г.С.Лабковская. -М.: Просвещение, 1983.-304 с.

214. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: 1967. - 97 с.

215. Юренев Р.Н. Новаторство советского киноискусства: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 192 с.

216. Яглом И.М. Теория информации. М.: Знание, 1961.

217. Яковлева H.H. Формирование эстетических оценок у подростков средствами киноискусства: Дис. . канд пед. наук. Минск, 1988. - 193 с.

218. Якунин В.А. Педагогическая психология; Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова; Полиус, 1998. - 639 с.

219. Ямпольский М. Видео: коммерция, эстетика и идеология //Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып.II /сост. М.С.Шатерникова. М.: Искусство, 1989.-С. 169-187.

220. Ямпольский М.В. Полемические заметки об эстетике массового фильма // Стенограмма заседания «круглого стола» киноведов и кинокритиков «Современность и задачи советского киноискусства». 12-13 октября 1987 года. М.: Изд-во СК СССР, 1987.-С. 31-44.

221. Beyer, В.К. Improving Thinkign Skills. In: Phi Delta Kappan. 1984. Vol. 65. N 8. p.56.

222. Buckingham, D. (2000). The Making of Citizens. London-New York: Routledge, 235 p.

223. Burns, D. and Wall, I. (1990) Film English Curriculum Narrative. Characters and Settings. Genre. Audience. Teachers. Notes. London: Film Education.

224. Corliss R. Revenge of the Dyna-Movies// Time. 1990. №3.

225. Fedorov A. Empty Seats//Audience, 1998. №201. - p.20.

226. Feilitzen C. Education for the Media and the Digital Age//The UNESCO International Clearinghouse on Children andViolence on the Screen, 1999. №2-3. - P.l 1-12.

227. Jones M. A Critical and Eclectic Approach to Media Education: Overview of the Leicester Workshop//Media Development/ Vol XLII, 1995, №2, P. 3-5.

228. Hall, S. & Whannel, P. (1964). The Popular Arts. London: Hutchinson.

229. Hart, A. (1998). Understanding the Media. London: Routledge, 268 p.

230. Kubey R. The Case for Media Education//Education Week/1991/ Volume X, Number 24, p.27.

231. Kubey R. Obstacles to the Development of Media Education in the United States//Journal of Communication, USA, 1998. № 4, P.58-65.

232. Masterman, L. (1997) A Rational for Media Education. In Kubey, R. (Ed) Media Literacy in the Information Age. New Brunswick (U.S.A.) and London (U.K.): Transaction Publishers, 15-68.

233. Masterman L. Media Education Worldwide: Objectives, Values and Superhighways/Media Development, 1995. №2.- P.6-9.

234. Masterman, L. (2000) New Paradigms and Directions. Telemedium. Journal of Media Literacy. Vol. 46. N 1. p.7.

235. Mediia Education. P., UNESCO, 1984.

236. Piette, J. & Geroux, I. (1997). The Theoretical Foundation of Media Education. In: Kubey, R. (Ed). Media Literacy in the Information Age. New Brunswick (U.S.A.) and London (U.K.): Transaction Publishers, pp. 89-134.

237. Semali, L.M. (2000). Literacy in Multimedia America. New York-London: Falmer Press. 243 p.

238. Tyner, K. (1998). Literacy in the Digital World: Teaching and Learning in the Age of Information. Mhwan, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 291 p.http://http://www.devcomm-congress.org/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.