Мелодика в современной хоровой музыке: На примере творчества отечественных композиторов второй половины XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Фролова, Юлия Васильевна

  • Фролова, Юлия Васильевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2002, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 170
Фролова, Юлия Васильевна. Мелодика в современной хоровой музыке: На примере творчества отечественных композиторов второй половины XX века: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Ростов-на-Дону. 2002. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Фролова, Юлия Васильевна

Введение.

ПЕРВАЯ

ГЛАВА. Мелодика в свете современной теории

1.1. О понятии «мелодия».

I. 2. Специфичность мелодии в хоровой музыке

I. 3. Функционирование мелодии в условиях хоровой фактуры

ВТОРАЯ

ГЛАВА. Мелодические структуры в современной хоровой музыке

II. 1. Интонационная природа вокально-хоровой мело

II. 2. Синтаксическая организация мелодии.

П. 3. Мелодическая линия в многоголосной фактуре.

ТРЕТЬЯ

ГЛАВА. Мелодия в хоровой исполнительской практике

Ш. 1. Новые тенденции в хоровом исполнительстве.

III. 2. Исполнительское прочтение мелодии.

III. 3. Освоение современной мелодии в концертной деятельности

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мелодика в современной хоровой музыке: На примере творчества отечественных композиторов второй половины XX века»

В современном музыкознании, посвященном вопросам музыкальной теории и практики второй половины XX столетия, вряд ли найдется исследование, где не затрагиваются аспекты мелодии. Ее значение оценивается при этом по-разному: одни авторы склонны видеть распад мелодических связей, снижение роли мелодии как организатора формы, другие, напротив, подчеркивают активизацию мелодического движения, насыщение мелодизированными компонентами голосов фактуры.

В острой дискуссии по проблемам мелодии, развернувшейся на страницах сборника статей «Критика и музыкознание», музыковеды высказывают прямо противоположные мнения. В. Медушевский отказывает в мелодичности новаторским композиторским стилям: «Что же противостоит в логическом смысле мелодическому началу на современном этапе развития музыки? Это, прежде всего, красочность, сонорность, общие формы звучания. Мелодическое начало явно ослаблено.» (69, 6). Е. Ручьевская, характеризуя два полюса современной музыки, тоже считает мелодически развитым лишь один из них: «На другом полюсе профессиональной музыки столь же очевидным является беспрецедентный в истории музыки факт утраты мелодии, исчезновения мелодического начала как некоей целостности, как звукового объекта и организатора музыкальной формы» (90, 35).

В. Холопова занимает противоположную позицию, отмечая насыщение мелодизмом многообразных, разнородных пластов фактуры, наполнении их живительными соками (129, 23). Размышляя о роли мелодии в инструментальных сочинениях, подобным же образом акцентирует его главенствующее положение В. Задерацкий: «.именно тематизм с интенсивным мелодическим развитием, где в сложном интонационном комплексе мелос выступает в качестве носителя основной информации, является наиболее распространенным в современном симфоническом мышлении, и, следует признать, наиболее присущим ему» (44, 109).

Актуализация вопросов о мелодии в большей мере связана с инструментальной музыкой. Будучи основой для всякого рода творческих экспериментов, она уже в начале XX столетия обнаруживает нетипичные свойства. Обусловленные освоением радикальных техник композиции, они проявляются, прежде всего, в изменении строения и функционирования мелодических линий. Поэтому обсуждение компонентов сложного языка современной музыки не прекращается и в настоящее время.

В эти же десятилетия поиски композиторов охватывают вокальную сферу, где певческая манера обогащается новыми видами интонирования - Sprechgesang, Sprechstimme, а вместе с ними декламационно-речевой мелодикой экспрессионистического стиля. Трансформированная музыкальная речь, апробированная в сольной вокальной литературе, проникает и в оперу XX века, активно выращивающую «новые выразительные средства жанра именно из речевой, точнее говорной основы, в отличие от монополии чисто вокальных выразительных средств в опере XIX века» (Б. Ярустовский, 147, 250).

Переосмысление мелодии в вокальной музыке продиктовано, однако, влиянием не только речевых форм. В звуковысотном рельефе мелодии, ее функционировании и структурной упорядоченности обнаруживается усиление роли инструментальных принципов. Об этом справедливо пишет Б. Ярустовский: «Интонационное взаимодействие вокальной и инструментальной сфер обусловливали «инструментали-зацию» вокальной партии, что заметно ограничивало значение оперного bel canto, распевных вокальных форм, вокально-эстетического начала.» (147, 209).

С середины XX столетия в русле новаций оказывается и наиболее устойчивая к сохранению традиций хоровая музыка. Благодаря внедрению невокальной манеры пения и звукоизобразительных приемов хоровое пение а cappella уже в 50-60-е годы оценивается как равноправный инструментальному вид исполнительства. Это дает повод для сравнения хора с оркестром, а хорового письма - с инструментальной звуковой тканью.

Художественно-экспериментальная деятельность композиторов приводит к переосмыслению не только хоровой фактуры, но и мелодического движения. Поэтому наряду с традиционными мелодическими структурами все большее место занимают построения, выполненные в технике сонористики, алеаторики и пуантилизма, а интерпретация фольклорных припевок и речитативно-декламационных видов мелодии обогащается инструментальными принципами.

Соответственно этому смещаются акценты в оценке мелодии, особенно в образцах радикальных композиторских решений. Изменения в ее структуре Ю. Паисов, например, считает результатом новой трактовки певческих голосов и певческого коллектива, а также воздействия инструментального типа интонирования. По мнению А. Те-восяна, инструментальность не только наблюдается в «реальном взаимодействии и усвоении хоровой музыкой и инструментальных средств выразительности, и специфических инструментальных форм», но и проникает в самую сердцевину хорового произведения, где даже в одной хоровой партитуре «можно выделить собственно вокально-хоровую и «оркестровую» партии» (111, 39).

К. Якобсон, определяя необычные черты вокально-хоровой мелодии, объясняет их исключительно использованием сонористиче-ских средств. Такую же позицию занимает Г. Григорьева: «Интересные и новые выразительные возможности возникают в связи с проникновением в хоровую сферу черт инструментальности; это явление - порождение музыки XX века, существенно расширяющей тембро-фонические возможности хоровой музыки. Одна из основных причин, усилившая тяготение к краске, — это возникновение сонорики как качественно нового свойства музыкального мышления» (30, 53).

Иную сторону в мелодии оценивает Л. Заборовски, отводя главную роль в создании ее нового звукового облика «слову с его двойной функцией - смысловой и фонической» (42, 13). А. Тевосян, выявляя «опору на «чужое» слово», пишет о разрастании «в хоровых партиях сферы речевого интонирования, нашедшего свое продолжение и в речевой партии чтеца, и в освоении древних (плач, причитание) и новых (частушка) жанров народной музыки, где граница, отделяющая вокальную и речевую интонации, весьма условна» (111, 39).

Заострение рассматриваемых вопросов отражается и в приводимых авторами жанрово-стилевых классификациях вокально-хоровой мелодии. Определение ее разновидностей, а также подход в систематизации образцов решается во всех случаях индивидуально. Отсюда - пестрота понятий и суждений, а также неоднозначность трактовки мелодических преобразовании. К. Якобсон, например, предлагает воспользоваться следующей систематикой: стилизованный мелодический тематизм, фольклорный интонационный тематизм, речевой мелос. Г. Григорьева и В. Мартынов склонны акцентировать иные жанровые виды — песенный, речитативный, инструментальный. Два типа интонирования — речевой и инструментальный, соотносящиеся в условиях современного языка как автономные, - выделяет в своих работах А. Тевосян, устанавливая их соответствие аналогичным видам мелодики.

Особого внимания в классификациях заслуживает так называемая «инструментальная мелодия», наиболее чуждая традициям певческого интонирования. Тяготеющая к невокальной манере исполнения и отмеченная сугубо инструментальными чертами - опорой на непесенные жанровые признаки (танцевальность, токкатность, этюд-ность), использованием пения на фонические слоги, усложнением фактуры, главенством сонорных приемов и эффектов, обновлением средств хоровой выразительности за счет расширения темброфониче-ских возможностей, элементами театрализации, - она оправдывает высказывания исследователей о переосмыслении мелодического начала в его прежнем значении.

Вечно новая и, вместе с тем, далеко не бесспорная тема о мелодии оказывается, таким образом, в центре современных научных дискуссий. Авторы рассматривают изменения в мелодическом движении, соотносят их с традиционными принципами, а также пытаются объяснить и систематизировать обнаруженные свойства. Примечательно стремление к корректированию содержания понятия мелодии, а также актуальному для XX века расширению его смысла. В про-] блемное поле включены и такие важные для теории мелодии вопросы, как мелодия и интонация, мелодия и синтаксис, мелодия и фактура и! другие.

Однако учение о мелодии, несмотря на разработанность теории, до сих пор не представляет единой системы, поскольку научного изучения требуют многие музыкальные явления. Не во всей полноте раскрыт в музыковедческой литературе вопрос о специфических элементах мелодии, поэтому по-прежнему актуальна проблематика методологии ее анализа. Не в полной мере освещены аспекты современной мелодии, значительно эволюционировавшей в сравнение с мелодией классико-романтической эпохи.

В свете оценки состояния теории мелодии избранная проблематика представляется более чем актуальной. В настоящей диссертационной работе современная мелодия рассматривается на примере музыки для хора а cappella отечественных композиторов второй половины столетия. Исследованная достаточно широко, данная проблема нуждается в более детальном изучении отдельных аспектов. Например, преобладает рассмотрение мелодии в свете теории хоровой фактуры: именно такой взгляд выработан в последние десятилетия в музыкознании. В описании принципов «хорового тканевого сложения» (Н. Васильева) совершенно не раскрыты вопросы о роли мелодии в условиях многоголосной фактуры нетрадиционной конфигурации; не освещен аспект структурно-синтаксического членения мелодии; не выяснены изменения в мелодической линии, подверженной в современных сочинениях различного рода трансформациям.

Этим объясняется цель настоящего исследования, которая заключается в изучении мелодии хоровой музыки а cappella сквозь призму общей теории мелодии. В качестве основных теоретических и аналитических задач диссертации выдвигаются следующие:

- определить содержание понятия мелодии, а также охарактеризовать границы его трактовки в широком и узком смыслах;

- обнаружить показательные для современного музыкального мышления изменения ^ мелодическом движении и систематизировать их;

- проанализировать на основе важнейших положений теории специфические свойства современной мелодии и соотнести их с характеристиками мелодии классико-романтического стиля;

- выявить влияние инструментальных и речевых принципов, ослабляющих тоново-мелодические связи в хоровой музыке;

- обозначить главные позиции в оценке вокально-хоровой мелодии и рассмотреть ее новые структурные варианты в радикальных композиторских образцах, где разрыв с певческими традициями наиболее очевиден;

- наметить существенные принципы в интерпретации произведений, включающих новаторские мелодические построения.

Без понимания современной ситуации в композиторском творчестве, с одной стороны, и апеллирования к теоретическому материалу, выработанному в музыкознании, с другой, решение данной проблематики оказывается необоснованным. Обращением к исследованиям, посвященным как общим проблемам мелодии, так и вопросам ее жанрово-стилевого воплощения определен предлагаемый в работе подход.

Корпус необходимых источников по общим проблемам составляют труды, раскрывающие многогранность теории мелодии: «Мелодика» В. Холоповой (128) и «Мелодика» JI. Дьячковой (36), «Теоретические основы мелодики» Д. Христова (134) и «Мелодика С. Прокофьева» М. Арановского (5), «Техника композиции в музыке XX века» Ц. Когоутека (49) и другие. К работам, посвященным мелодии XX века, принадлежит диссертация Т. Титовой «Вопросы анализа современной мелодики» (112). В опоре на важнейшие положения, изложенные в этих трудах, сформирована теоретическая база исследования, а также выработан методологический подход в анализе. По ряду вопросов привлекается литература по психологии музыкального восприятия - монография Е. Назайкинского (79), а также отдельные суждения из работ Е. Ручьевской (90, 92).

Аспекты теории, связанные с определением специфических свойств мелодии, проясняют исследования Л. Мазеля (61), В. Холоповой (128), М. Арановского (5). Основу аналитического описания составили важнейшие из указанных авторами типологических свойств -мелодическая интонация, мелодическая линия и мелодический синтаксис, специфически проявляющиеся в различных жанрово-стилевых условиях. В. Холопова, например, особое внимание уделяет трем основным проблемам, «которые представляются . первоочередными, наиболее крупными и наименее разработанными в теории мелодики: мелодическая интонация, мелодическая линия и мелодическое формообразование» (128, 15). М. Арановский, подчеркивая значение имманентных свойств мелодии, проявляющихся в пересекающихся понятиях меры разнообразия и упорядоченности, акцентирует данные же свойства: «Разнообразие выступает как функция речи, как следствие индивидуальности каждого речевого акта., и поэтому царствует в сфере интонации, где ей предоставлена наибольшая степень свободы. Упорядоченность же, напротив, обнаруживает себя как функция языка, проявление его системной организации, и поэтому область его действия - структура. Тенденция упорядоченности как бы накладывается на тенденцию разнообразия, вправляя высказываемую мысль в строгие артикулируемые формы» (6, 28-29).

Теоретическим обоснованием в описании мелодической интонации служат положения Е. Назайкинского (75), В. Медушевского (68), а также высказывания JI. Дьячковой и В. Холоповой. Обнаруживаемые изменения в музыкальном языке авторы соотносят с переосмыслением во второй половине столетия интонационного пространства. «Именно интонационный строй, - как указывает JI. Дьячкова, - является той магистралью, которая. определяет перестройку системы средств музыкального языка» (36, 24). В прояснении мелодической интонации приняты за основу позиции Е. Назайкинского, разграничивающего речевой, тоновый и красочно-экспрессивный модусы интонирования. Описывая два последних, автор сводит их различие к оценке звуков: «.высотная оценка составляющих ткань тонов уступает место колористической оценке нотно-звуковых точек, скоплений, гроздьев, пластов, а интонационно-высотная модальность слуховых образов замещается экспрессивно-красочной. Это и позволяет отличать сонористическую «музыку звучностей» от «музыки тонов»» (75, 41-42).

В раскрытии вопроса о синтаксической организации мелодии учитываются исследования В. Васиной-Гроссман (21, 22), М. Аранов-ского (6), а также отдельные положения из работ Е. Ручьевской (89), И. Дабаевой (32) и других авторов. В анализе хоровых образцов главное внимание сосредоточено на выявлении основополагающих принципов структурирования современной музыкальной речи. Разграничение в музыковедческих источниках регулярного и нерегулярного синтаксиса позволяет обнаружить большое число их структурных разновидностей.

В ряду работ, характеризующих мелодические линейные процессы, выделяются труды В. Холоповой (128), Л. Дьячковой (36), Т. Титовой (112), Д. Христова (134). В них раскрывается специфичность линии в современной музыке, что помогает оценить такие ее особенности, как рельеф, амбитус, конфигурация. В анализе мелодических образцов принимается во внимание положение Д. Христова, устанавливающего зависимость мелодии от отношения к мелодической линии. В силу этого акцент на ее структурном и функциональном перерождении определяет основные принципы анализа мелодических образцов.

Освещению вопросов о соотношении мелодии и фактуры способствовали исследования В. Холоповой (128, 131) и М. Скребковой-Филатовой (97). Немаловажное значение в данном ряду имеют источники, в которых раскрываются вопросы сложения хоровых партитур и хоровой фактуры как специфического феномена, - работы Н. Васильевой (20) и П. Левандо (59). В этих трудах в качестве типичных для хоровой музыки обозначены гетерофонный и полифонический склады, отличающиеся мобильными рельефо-фоновыми отношениями, а также наиболее развитыми и функционально определенными мелодическими голосами.

Появлением в современной практике произведений, предполагающих активное театрально-сценическое и импровизационное участие хора, вызвана необходимость рассмотреть иной аспект в избранной проблематике - исполнительское прочтение мелодии в хоровой музыке. В предлагаемом исследовании он раскрывается в ряде следующих вопросов: жанрово-стилевое своеобразие интонирования, предъявляемые к исполнителям требования в передаче образно-эмоциональных состояний и музыкально-психологические предпосылки, необходимые для перестройки слуховых и певческих представлений.

К числу исследований, содержащих наблюдения по данной проблематике, относятся работы обзорно-исторического характера, литература по хороведению и вопросам хорового письма. В ряду авторов следует назвать Ю. Паисова (85), А. Тевосяна (111), А. Хакимо-ву (124), П. Левандо (59), Г. Григорьеву (30). Особый интерес в освещении проблематики представляют заметки дирижеров - В. Минина (71), С. Казачкова (46), Б. Тевлина (109), решающих художественные и технологические задачи в процессе непосредственной работы с хоровым коллективом.

Учитывая изложенные выше положения, охарактеризуем структуру настоящей диссертации, состоящей из трех глав. Первая глава посвящена обсуждению специальных вопросов теории мелодии, а также некоторым частным аспектам, возникающим при рассмотрении мелодии в современной хоровой музыке. Основные задачи - определить роль вокально-хоровой мелодии в контексте современных тенденций, выявить ее специфические свойства, сформировать теоретические и методологические основы анализа.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Фролова, Юлия Васильевна

Заключение

Изменения в сфере музыкальной культуры ушедшего столетия очевидны. Отображающие внутренние процессы развития и преобразования, они охватывают как композиторское творчество, исполнительскую практику, так и теоретическую мысль.

Радикальные решения середины и конца XX столетия, разрушающие, на первый взгляд, традиционные представления, сегодня оцениваются иначе. Все большее внимание певческие коллективы уделяют новаторским сочинениям композиторов. Соприкоснувшись с неизведанным и сложным, они соотносят его с уже освоенным, обнаруживая более понятные языковые механизмы. «Непривычное» становится «привычным», преодолевающее привычные слуховые и интонационные стереотипы переходит в область традиционного, образцы, сопровождаемые психологическими и техническими сложностями «впевания», обретают черты закономерных исполнительских трактовок.

Поэтому наряду с произведениями академического направления все чаще в концертные программы включаются новинки хоровой музыки, а также сочинения фольклорного направления, духовные песнопения и музыка отдаленных эпох. Помимо хоровых произведений «столичных» композиторов, исполняются сочинения авторов близкого зарубежья, более известными становятся хоровые опусы молодых композиторов.

Многосоставность современной концертной панорамы находит отражение в музыковедческой литературе. В многочисленных рецензиях и критических статьях отмечается жанрово-стилевое смешение, особое внимание исследователей привлекает расцвет исполнительской практики в сфере освоения новаторских образцов. Все большее значение придается репертуарной политике певческих коллективов и проблематике освоения вокальных манер, столь отличных друг от друга и соприкасающихся в современном исполнительстве.

Иначе освещаются и средства музыкальной выразительности. Оцениваемые ранее как с радикальные в области музыкального языка, они находят сегодня серьезное теоретическое обоснование. Вопросы звуковысотной, фактурной организации хоровой музыки, аспекты ее исполнительского прочтения, а также интонационного потенциала уже описаны в литературе с достаточной степенью подробности. Однако многие из сторон еще нуждаются в теоретическом осмыслении.

Предложенное диссертационное исследование, на наш взгляд, проясняет ряд вопросов, обусловленных изменившимся отношением к мелодии. Ориентированная не только на одноголосную мелодику, но и другие образцы, на первый взгляд, утрачивающие укорененность в певческих истоках, настоящая работа оценивает мелодику в хоровой музыке а cappella как явление, неразрывно связанное с пением. Поэтому мелодия была рассмотрена и как самостоятельное средство музыкального языка, обладающее отличительными признаками, и как важнейший компонент синтаксиса и многоголосной фактуры, допускающий функциональные различия.

В первой главе выявлены основные свойства вокально-хоровой мелодии. При этом учитывалось неразрывное единство с голосом, а также текстом (поэтическим, прозаическим и искусственно конструируемым). Только поэтический текст преобразует мелодию в музыкально-речевое высказывание, а также определяет ее как совершенную, то есть рождающуюся в единстве со словом, зависимую от его логической упорядоченности. Здесь же раскрываются вопросы функционирования мелодии в условиях многоголосной фактуры, которая обогащается новейшими компонентами. Поэтому главное внимание уделено функциям мелодических построений в таких техниках, как алеаторика, сонористика и пуантилизм.

Во второй главе выделены основополагающие характеристики мелодии - интонационное содержание, структурно-синтаксическая организация, рельеф мелодической линии - и систематизированы соответствующие ведущие принципы. Интонационный состав хоровой мелодии определяется в согласовании музыкально-тонового, фонетически-речевого и экспрессивно-красочного модусов. Они формируют мелодический рельеф и служат воплощению выразительных, характеристических и колористических эффектов хорового звучания.

В освещении синтаксической организации мелодии выявлен главенствующий принцип - нерегулярный синтаксис, обусловленный особым прочтением поэтических источников, привлечением прозаических источников, а также конструированием текста из произвольных выбираемых фонем.

В рассмотрении мелодической линии в условиях хоровой фактуры изложены отдельные наблюдения по поводу объемных структур мелодики и ее воплощения в точечной проекции. Здесь же сравнивается амбитус линии, благодаря чему обнаруживаются мелодии как широкого охвата, так и узкого диапазона.

В третьей главе оригинальные мелодические построения раскрываются с позиции их исполнительского воспроизведения. Сонорные и алеаторические структуры, наиболее сложные для исполнения, на практике нередко вызывают противоположную реакцию певчих: в процессе освоения удается найти оптимальные («удобные») приемы для их интерпретации, а также воплощения пуантилистических образцов и сочинений, опирающихся на сложноладовые закономерности. В этом смысле композиторская практика требует от артиста хора не только профессионального мастерства, но и умения создать иллюзию импровизационного исполнения.

Выскажем, в завершение, некоторые соображения общего порядка. Мелодические построения кантиленной, речитативно-декламационной и инструментальной (представляющейся наиболее немелодийной, маскирующей природу вокализации) жанровых разновидностей оценивались в исследовании как явления, обусловленные певческим интонированием. Поэтому при значительном влиянии принципов, сложившихся в инструментальной музыке и гипертрофии линейного начала все же в мелодии хоровой музыки а cappella удалось выявить исконное качество - сохранение вокальных, певческих установок, проявляющихся как на уровне голосовой интонации, так и в плоскости связи с текстом. Мелодия, немыслимая вне включения голосового аппарата певчего, предстала наполненной всем комплексом психофизиологических свойств, ситуационных настроений, наконец, эмоциональных модусов. «Ожившая» благодаря дыханию певчего, обретающая буквально «телесную» весомость, она оказалась - вопреки всем своим трансформациям - вокальной по существу. Этот акцент отличает один из аспектов в разработке проблемы.

Иной аспект связан с хоровым многоголосием. Фактурные разновидности гетерофонного и полифонического складов, отвечающие требованиям жанра, представляются наиболее типичными для хоровой сферы. С одной стороны, их целесообразность выражается в мобильности рельефо-фоновых отношений мелодических голосов: функциональное их различие, а также интонационная насыщенность обеспечивают поочередное выдвижение в зону активного слушательского внимания.

С другой, целесообразно сохранение мелодической целостности голосов и условий для их развития. В этом смысле возможно сравнение с мелосной концепцией полифонии, предложенной Ю. Евдокимовой: «В основе концепции лежит мелодия. Музыкальное произведение . изначально ориентировано на закономерности мелодического развития, проявляющиеся не в одном голосе, но во всех голосах многоголосия . Все приемы построения музыкальной ткани сосредотачиваются вокруг того, чтобы многоголосие как можно полнее и ярче выявило свойства мелоса. Оно всегда является полимелодическим» (37, 7). В силу голосовой природы вокально-хоровой мелодии данные склады предпочтительны для хоровой музыки, так как при сохранении целостности линии в полной мере осуществляют вокализацию голосов и «распетость», диктуемые эстетикой жанра.

Диагональные линии мелодии можно соотнести с комплементарно-контрапунктической концепцией. Ю. Евдокимова намечает ее главные моменты: «Основным импульсом музыкального произведения является краткий звуковой тезис - несколько звуков или даже один тон. Изначальная идея развития сосредотачивается не на горизонтальном выявлении мелодического процесса, но на передаче прозвучавшего тезиса из голоса в голос. Музыкальные формы обладают большой протяженностью, сложным составом фактуры» (37, 9). В этом случае линейно-мелодическое многоголосие уступает место дискретно-рассредоточенному, объединяющему разрозненные мелодические мотивы по диагонали.

Иные виды фактурного изложения многоголосия менее типичны для хоровой музыки. Стабильные функциональные отношения голосов, преимущественно субординационные, приводят к снижению их мелодической индивидуальности. В силу этого голоса либо образуют фон (педаль, сопровождение в гомофонной фактуре), либо вовлекаются в выстраивание по диагонали «совокупного мелоса» (в смешанной фактуре «компромиссных» межскладовых форм). Здесь сопровождающие голоса отличаются мелодикой короткого дыхания, состоят из построений с разрозненными мотивами, нередко с отдельными тонами, отграниченными паузами. Подытожим высказанные положения.

В сравнение с музыкальной культурой Западной Европы в отечественной хоровой музыке а cappella музыкальные средства изменяются в меньшей степени. Если образцы пуантилистического и алеаторического письма в творчестве отечественных композиторов встречаются эпизодически, то в зарубежной музыке их намного больше. С одной стороны, это оправдано культурно-исторически - рождением новаторских решений и последующей их апробацией в различных жанрах. С другой, более существенной, определяется отличительной чертой отечественного хорового искусства, которая выражается в бережном отношении к певческой интонации и, как следствие, традициям хорового пения. «В России, с момента зарождения многоголосия, . полифония развивалась только в системе мелосной концепции, которая сохранилась вплоть до настоящего времени», - подчеркивает Ю. Евдокимова (37, 6). Поэтому освоение современной хоровой музыкой «чужеродных» инструментальных принципов сопровождается их качественным переосмыслением, стремлением не утратить музыкально-тоновую интонацию.

Настоящее диссертационное исследование может быть продолжено рядом размышлений. Необходима детальная разработка вопросов ритмической и ладовой организации мелодии, ее соотношение с вертикальными гармоническими комплексами. Значительно расширены могут быть рекомендации, касающиеся исполнения хоровых образцов. Еще один аспект связан с вокально-симфоническими сочинениями - с обнаружением в них показательных для современного музыкального языка тенденций.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Фролова, Юлия Васильевна, 2002 год

1. Адаменко В. И. Стравинский и В. Хлебников: мир первоэлементов художественного языка // Примитив в искусстве. Грани проблемы. М.: РИИ, 1992. - С. 149 -169

2. Алексеев Э. Раннефольклорное интонирование. Звуковысотный аспект. М.: Советский композитор, 1986. - 240 с.

3. Андреев А. К истории европейской музыкальной интонационности. Введение и Часть 1,- М.: Музыка, 1996. -189 с.

4. Апексимова М. К вопросу о современном камерно-хоровом исполнительстве // Советское хоровое исполнительство (50-80 годы). Сб. трудов. Вып. 98. М., 1988. - С. 71 - 77

5. Арановский М. Мелодика С. Прокофьева. JL: Музыка, 1969. -230 с.

6. Арановский М. Синтаксическая структура мелодии. Исследование. -М.: Музыка, 1991. 320 с.

7. Арутюнов Д. О мелодике А. Хачатуряна // Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 2. М., 1978. - С. 20 - 47

8. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Книга первая и вторая. Издание 2-е. Л.: Музыка, 1971. - 375 с.

9. Асафьев Б. О хоровом искусстве. Л.: Музыка, 1980. - 215 с.

10. Банин В. О некоторых акустических и музыкальных элементах хорового строя // Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М.: Музыка, 1970. - С. 39 - 51

11. Батюк И. Додекафрния в хоровой музыке: исполнение и интерпретация // Музыкальная академия, 1997.- № 1.-С. 62-68

12. Батюк И. К проблеме исполнения Новой хоровой музыки XX века. Автореф. канд. дисс. М.: МГК, 1999. - 26 с.

13. Бевз С. Хор в творчестве А. Шнитке. Автореф. канд. дисс. М.: ГИИ, 2001.-21 с.

14. Бершадская Т. Гармония как элемент музыкальной системы. СПб.: С-Пбгк, 1997. - 191 с.

15. Бершадская Т. О понятиях, терминах, определениях современной теории музыки // Критика и музыкознание. Сб. статей. Вып. 3. -Л.: Музыка, 1987. С. 97 -113

16. Бершадская Т. Функции мелодических связей в современной музыке // Критика и музыкознание. Л.: Музыка, 1980. -С. 16 - 23

17. Бобыкина И. Московский хор молодежи и студентов. М.: Советский композитор, 1979. - 136 с.

18. Бондарко Л. Звуковой строй современного русского языка. М.: Искусство, 1977. - 210 с.

19. Валькова В. Музыкальный тематизм мышление - культура. Монография. -Н-Новгород, 1992. - 161 с.

20. Васильева Н. Хоровое творчество А. Шнитке: проблемы фактуры. Автореф. канд. дисс.- С-Пб.: СПГК, 2000. 24 с.

21. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. Часть 2. Интонация. Часть 3. Композиция. М.: Музыка, 1978. - 366 с.

22. Васина-Гроссман В. О поэзии Блока, Есенина и Маяковского в советской музыке П Поэзия и музыка. М.: Музыка, 1973. - С. 97 -137

23. Виноградов В. Проблемы русской стилистики. М.: Искусство, 1981.-203 с.

24. Володкович А. Народные белорусские речитативные жанры

25. Вопросы музыкознания. Минск, 1981. - С. 10-16

26. Гаврилова Н. Взаимодействие речевой, вокальной и инструментальной интонации в стиле JI. Яначека // Традиционное и новаторское в современной музыке. Сб. научных трудов. -М.: МГК, 1981. С. 97-106

27. Герцман Е. Античное учение о мелосе // Критика и музыкознание. Вып. 3. Л.: Музыка, 1987. - С. 114 -149

28. Гомон А. Полифония слова и музыки как фактор формообразования // Народная музыка: история и типология. Сб. научных трудов. Л.: ЛГИТМиК, 1989. - С. 33 - 49

29. Григорьев С. О мелодике Н. Римского-Корсакова. М.: Музыка, 1961.- 195 с.

30. Григорьев С., Мюллер Т. Учебник полифонии. Изд. 3. М.: Музыка, 1977. - 309 с.

31. Григорьева Г. Русская хоровая музыка 1970-80х годов. М.: Музыка, 1991.-80 с.

32. Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. М.: Советский композитор, 1989. -208 с.

33. Дабаева И. Анализ поэтического текста как необходимый компонент целостного анализа вокального произведения. Автореф. канд. дисс. М.: РГМПИ, 1985. - 20 с.

34. Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Советский композитор, 1986. — 207 с.

35. Дмитревская К. Хоры а капелла Мариана Коваля // Хоровое искусство. Вып. 3. Л., 1977. - С. 129 - 142

36. Дьячкова Л. Гармония в музыке XX века. М.: Музыка, 1994.142 с.

37. Дьячкова Л. Мелодика. М.: ГМПИ, 1980. - 96 с.

38. Евдокимова Ю. Учебник полифонии. Вып. 1. М.: Музыка, 2000.-156 с.

39. Ержемский Г. Закономерности и парадоксы дирижирования. СПб.: Деан, 1993.-258 с.

40. Ефимова Н. Раннехристианское пение в Западной Европе VIH -X столетий. К проблеме эволюции модальной системы Средневековья. Автореф. дисс. М.: МПС, 1999. - 36 с.

41. Живов В. Теория хорового исполнительства. М.: Эдиториал УРСС, 1998.-188 с.

42. Журавлёв А. Звук и смысл. М.: Искусство, 1991. - 208 с.

43. Заборовски Л. Хоровое творчество А. Кашевского. Автореф. канд. дисс. М.: МГК, 1985. - 20 с.

44. Задерацкий В. О новой функции мелоса и комплементарно-сонорной полифонии // Музыкальный современник. Сб. статей. Вып. 5. -М.: Советский композитор, 1984. С. 18 - 56

45. Задерацкий В. Современный симфонический тематизм: вопросы мелодических структур и полифонических предпосылок // Проблемы традий и новаторства в современной музыке. М.: Советский композитор, 1982. - С. 108 - 157

46. Златковский Ю. Инструментальный речитатив как мелодический тип. Автореф. канд. дисс. М.: РАМ, 1995. - 25 с.

47. Казачков С. Формы меняются проблемы остаются // Советская музыка. - 1978. - № 4. - С. 35 - 39

48. Карасёва М. Освоение ритмических трудностей в вузовском курсе сольфеджио // Воспитание музыкального слуха. Вып. 3. -М.: МГК, 1993.-С. 34-48

49. Карасёва М. Теоретические проблемы современного сольфеджио. Автореф. канд. дисс. М., 1988. - 22 с.

50. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. М.: Музыка, 1976. - 365 с.

51. Коловский О. О мелодической сущности хорового многоголосия М. Глинки // Критика и музыкознание. Сборник статей. Вып. 2. -Л.: Музыка, 1980. С. 216 - 232

52. Коловский О. О песенной основе хоровых форм в русской музыке // Хоровое искусство. Вып. 3. Л.: Музыка, 1977. - С. 46-67

53. Коловский О. Пять хоров без сопровождения Г. Свиридова // Хоровое искусство. Вып. 2. Л.: Музыка, 1971. - С. 16 - 28

54. Кон Ю. Вопросы анализа современной музыки. Статьи и исследования. Л.: Советский композитор, 1982. - 150 с.

55. Краснощеков В. Вопросы хороведения. М.: Музыка, 1969. -300 с.

56. Краснощеков В. Поэтический текст в хоровом пении // Работа с хором. Методика, опыт. М.: Профиздат, 1972. - С. 82 - 114

57. Курбатская С. Серийная музыка: вопросы истории, теории, эстетики. Автореф. дисс. М.: МГТС, 1997. -38 с.

58. Курт Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха. М., 1931. - 304 с.

59. Левандо П. Хор классического состава в русской музыке // Хоровое искусство. Вып. 3. Л.: Музыка, 1977. - С. 85 - 98

60. Левандо П. Хоровая фактура. Монография. Л.: Музыка, 1984. -123 с.

61. Ленский А. Искусство хоровой аранжировки. М.: Музыка, 1990.-344 с.

62. Мазель Л. О мелодии. М.: Музгиз, 1952. - 299 с.

63. Мазель Л. Проблемы классической гармонии. М.: Музыка, 1972.-615 с.

64. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. Изд. 3-е. М.: Музыка, 1960. - 328 с.

65. Макагян Н. О некоторых принципах взаимодействия различных высотных структур в современной музыке // Теоретические проблемы советской музыки. Сб. научных трудов. М.: МГК, 1988.-С. 34-48

66. Маклыгин А. Сонорика в музыке советских композиторов. Автореф. канд. дисс. М., 1985. -24 с.

67. Мартынов В. Проблемы интерпретации современных хоровых сочинений // Международная научная конференция «Художественные жанры: история, теория, трактовка». Тезисы докладов. Красноярск, 1996. - С. 88 - 89

68. Маслёнкова Л. Некоторые вопросы современного ладового слуха // Современная музыка в теоретических курсах ВУЗа. Сб. трудов. Вып. 51. -М.:ГМПИ, 1981.-С. 154-166

69. Медушевский В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. -266 с.

70. Медушевский В. О художественной ценности мелодического начала в современной музыке // Критика и музыкознание. Сборник статей. Вып. 2. Л.: Музыка, 1980. - С. 5 -15

71. Ментюков А. Декламационно-речевые формы интонирования в музыке XX века. М.: Музыка, 1986 - 86 с.

72. Минин В. Хор нашего времени // Клуб и художественная самодеятельность. 1982. - № 1. - С. 25 - 27

73. Музыка из бывшего СССР. Сб. статей. Вып. 1. М.: Композитор,1994.-295 с.

74. Музыка из бывшего СССР. Сб. статей. Вып. 2. М.: Композитор, 1996.-333 с.

75. Назайкинская О. Музыка и память. Автореф. канд. дисс. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1992.-23 с.

76. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. -254 с.

77. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. - 319 с.

78. Назайкинский Е. Мелодия. Лекции по курсу «Анализ музыкальных произведений». Рукопись.

79. Назайкинский Е. Мультимедиа: вирусы и антивирусы музыкального образования // Музыкальная культура христианского мира. Материалы н/к. Ростов-на-Дону: РГК, 2001.-321-327

80. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 381 с.

81. Ольхов К. Хоры а cappella С. Танеева // Хоровое искусство. Вып. 2. Л.: Музыка, 1971. - С. 29 - 52

82. Островский А. О преодолении ладовой инерции при восприятии и интонировании современной музыки // Вопросы методики воспитания слуха. Л.: Музыка, 1967. - С. 5 - 27

83. Паисов Ю. Камерный хор новая ветвь русского хорового исполнительства // Современные проблемы советского музыкально-исполнительского искусства. Сб. статей. - М.: Советский композитор, 1985. - С. 158 - 178

84. Паисов Ю. Новый жанр советской музыки (заметки о хоровом концерте 70-80х годов) // Музыкальный современник. Сб. статей.

85. Вып. 6. М.: Советский композитор, 1987. - С. 201 - 242

86. Паисов Ю. Новый синтез традиций в современном русском хоровом искусстве // Новая жизнь традиций в советской музыке. Статьи, интервью. М.: Советский композитор, 1989. - С. 115 -156

87. Паисов Ю. Современная русская хоровая музыка (1945 1980). Очерки истории и теории. - М.: Советский композитор, 1991. -280 с.

88. Папуш А. К анализу понятия мелодии // Музыкальное искусство и наука. Вып. 2. М.: Музыка, 1973. - С. 135 - 175

89. Протопопов Вл. История полифонии. Полифония в русской музыке ХУП-начала XX века. М.: Музыка, 1987. - 319 с.

90. Пустыльник И. Принципы ладовой организации в современной музыке. Л.: Советский композитор, 1979. - 188 с.

91. Ручьевская Е. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу. С-Пб.: Композитор, 1998. - 265 с.

92. Ручьевская Е. Мелодия сквозь призму жанра // Критика и музыкознание. Сборник статей. Вып. 2. Л.: Музыка, 1980. - С. 35 -53

93. Ручьевская Е. О методах претворения и выразительном значении речевой интонации // Поэзия и музыка. М.: Музыка, 1973. - С. 137-186

94. Ручьевская Е. Функции музыкальной темы. Л.: Музыка, 1977. -160 с.

95. Рюйтейл И. О взаимосвязях вокальной и инструментальной музыки в эстонском фольклоре // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Часть 2. М.: Советский композитор, 1988. - С. 184 - 196

96. Сергиенко Р. Звуковысотная основа музыкальной композиции XX века. Минск: Белорусская академия музыки, 1998. - 237 с.

97. Симакова Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М.: Музыка, 1985.-360 с.

98. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. -М.: Музыка, 1973. 446 с.

99. Скребкова-Филатова М. Фактура в музыке. Художественные возможности. Структура. Функции. М.: Музыка, 1985. - 285 с.

100. Сниткова И. Звуковой материал современной музыки и некоторые аспекты теории фактуры // Фактура в системе музыкально-выразительных средств. Красноярск: Издательство Красноярского государственного университета, 1991. - С. 3 - 23

101. Сниткова И. О новых принципах фактурной организации в современной музыке. Автореф. канд. дисс. Вильнюс, 1986. -22 с.

102. Соколов А. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества. Исследование. -М.: Музыка, 1992. 228 с.

103. Соколов В. Работа с хором. Изд. 2-е. М.: Музыка, 1983. - 192 с.

104. Способин И. Музыкальная форма. Изд. 5. М.: Музыка, 1972. -400 с.

105. Степанская Н. Мелодия в условиях инструментального многоголосия. Автореф. канд. дисс. Вильнюс, 1985. - 20 с.

106. Стогний И. Инвариантность в музыке как семиотическая проблема // Музыкальный язык в контексте культуры. Сб. трудов. Вып. 106. М.: ГМПИ, 1989. - С. 23 - 41

107. Тараева Г. Потенциал отечественной теории музыкальной семантики на пороге нового столетия // Искусство на рубежах веков. Материалы конференции. Ростов-на-Дону: РГК, 1999.1. С. 311-325

108. Тараканов М. Музыкальный театр Альбана Берга. М.: Советский композитор, 1976. - 558 с.

109. Тараканов С. Хоровое пение мальчиков в России: традиции и современность. Автореф. канд. дисс. Ростов-на-Дону: РГК, 1995. -23 с.

110. Театр парадокса / Составитель И. Дюшен. М.: Искусство, 1991. -300 с.

111. Тевлин Б. Новые проблемы хоровой музыки // Советская музыка. 1979. -№7.-С. 37-39

112. Тевосян А. Проблемы пространства в советском хоровом искусстве 70х годов (Условия концертного исполнения как компонент содержания хорового произведения) И Советское хоровое исполнительство (50-80 годы). Сб. трудов. Вып 98. М., 1988.-С. 13-34

113. Тевосян А. Современные проблемы хорового искусства (1965 -1995). Диссертация в виде научного доклада. М,: РАМ, 1995. -50 с.

114. Титова Т. Вопросы анализа современной мелодики (на материале произведений для струнных смычковых и духовых инструментов соло). Автореф. канд. дисс. М.: РАМ, 1994. - 23 с.

115. Тох Э. Учение о мелодии. М.: Музыкальный сектор, 1928. -134 с.

116. Трембовельский Е. Стиль Мусоргского. Лад. Гармония. Склад. Монография. М.: Композитор, 1999. - 388 с.

117. Тюлин Ю. Музыкальная форма. Изд. 2. М.: Музыка, 1974. -256 с.

118. Тюлин Ю. Строение музыкальной речи. Второе издание. М.:1. Музыка, 1969. 174 с.

119. Тюлин Ю. Учение о гармонии. М.: Музыка, 1966. - 80 с.

120. Тюлин Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Музыкальная фактура. М.: Музыка, 1976. - 165 с.

121. Тюлин Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Мелодическая фигурация. М.: Музыка, 1977. -379 с.

122. Ушкарёв А. Основы хорового письма. М.: Музыка, 1982. -231 с.

123. Франтова Т. Неклассические полифонические формы в музыке советских композиторов 60-70х годов // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза. Сб. трудов. Вып. 132. М.: РАМ, РКК, 1994. - С. 216 - 232

124. Франтова Т. Сегментность как принцип голосоведения и вопросы типологизации приёмов нелинеарной фактуры // Фактура в системе музыкально-выразительных средств. -Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1991. — С. 23 46

125. Хакимова А. Фактура хоров а cappella Р. Щедрина в аспекте мелодики, интонационности, тематизма // Вопросы музыки и эстетики. Сборник научных трудов № 639. Ташкент, 1980. - С. 97-115

126. Хакимова А. Хор а cappella (историко-эстетические и теоретические вопросы жанра). Ташкент: Фан, 1992. - 157 с.

127. Холопов Ю. К понятию «музыкальная форма» // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза. М., 1994. -С. 10-45

128. Холопов Ю. Как петь новую музыку XX века // Воспитаниемузыкального слуха. Вып. 2. М.: Музыка, 1985. - С. 59 - 85

129. Холопов Ю. Очерки современной гармонии. М.: Музыка, 1974. -286 с.

130. Холопова В. Мелодика. Научно-методический очерк. М.: Музыка, 1984. - 88 с.

131. Холопова В. О линеарно-мелодическом мышлении композиторов XX века // Критика и музыкознание. Сборник статей. Вып. 2. Л.: Музыка, 1980. - с. 23 - 35

132. Холопова В. Типология музыкальных форм второй половины XX века (50-80е годы) // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза. Сб. трудов. Вып. 132. М.: РАМ, РКК, 1994. - С. 46 - 69

133. Холопова В. Фактура. Очерк. М.: Музыка, 1979. - 87 с.

134. Холопова В. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие. С-Пб.: Издательство «Лань», 1999. - 496 с.

135. Холопова В., Чигарёва Е. Альфред Шнитке. Очерк жизни и творчества. М.: Советский композитор, 1990. - 350 с.

136. Христов Д. Теоретические основы мелодики. М.: Музыка, 1980. -256 с.

137. Цуккерман В. Десять «мелодий века» // Советская музыка -1985. -№10.-С. 80-89

138. Чесноков П. Хор и управление им. М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. -240 с.

139. Шабунова И. О звукокрасочных возможностях современной музыки // Традиционное и новаторское в современной музыке. Сб. научных трудов. М.: МГК, 1987. - С. 20 - 33

140. Шабунова И. О функциях тембра в современной музыке. Автореф. канд. дисс. Тбилиси: ТГГИ, 1989. - 24 с.

141. ШелудяковаО. Мелодика эпохи позднего романтизма: стилевые аспекты. Автореф. канд. дисс. М.: ГИИ, 1996. -23 с.

142. Шелудякова О. Смысловые структуры позднеромантического мелоса (особенности интонационного строя) // Смысловые структуры в музыкальном тексте. Сборник трудов. Вып. 150. -М.: РАМ, УГИИ, 1998. С. 100 -109

143. Шкловский В. Воскрешение слова // Виктор Шкловский. Гамбургский счёт. Статьи Воспоминания - Эссе. - М.: Искусство, 1990. - 409 с.

144. Шнитке А. Особенности оркестрового голосоведения ранних произведений Стравинского // Музыка и современность. Вып. 5. -М., 1967.-С. 209-262

145. Якобсон К. Новаторство музыкального языка в советском хоровом творчестве (60-80 годы). Автореф. канд. дисс. -Вильнюс, 1989.-23 с.

146. Якобсон К. Черты симфонизма в хоровой музыке Вельо Тормиса // Советская музыка: проблемы симфонизма и музыкального театра. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 96. М., 1988. -С. 49 - 68

147. Яковенко С. Актуальные проблемы исполнения современной вокальной музыки. Диссертация в форме научного доклада. М.: МГК, 1997. - 57 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.