Метафизические основания феномена эстетического в духовно-академическом теизме XIX-нач. XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Барсегова, Анна Эдуардовна

  • Барсегова, Анна Эдуардовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Хабаровск
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 174
Барсегова, Анна Эдуардовна. Метафизические основания феномена эстетического в духовно-академическом теизме XIX-нач. XX вв.: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Хабаровск. 2011. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Барсегова, Анна Эдуардовна

Введение.:.3

Глава II Истоки восприятия феномена эстетического духовно-академической философией.

§ 1. Предметная.детерминация:.18 —

§ 2. Социально-историческая детерминация.28 —

§ 3. Детерминация по традиции а) Русский духовно-академический теизм и интерпретация эстетического в истории античной философии.34 б) Духовно-академический теизм в России и восприятие феномена эстетического в греко-византийской патристике.48 — в) Русский православный теизм и понимание природы эстетического в средневековой философской схоластике.57 — г) Православный теизм в России и интерпретация феномена эстетического в философии Ренессанса и Нового времени.61 — д) Взгляд православных теистов на природу эстетического и философский критицизм ИЖанта.68 —

Выводы попервой главе.74 —

Глава II. Обоснование духовного измерения эстетических феноменов в духовно-академической философии XIX — нач. XX в.

§ 1. Религиозно-философская интерпретация,феномена эстетического в Московской духовнойакадемии.79 —

§ 2. Религиозно-философское обоснование существа прекрасного в Санкт-Петербургской духовной академии.105 — 112"

§ 3. Киевская философско-теистическая школа в контексте решения проблемы духовного измерения эстетического.112 —

§ 4. Философские исследования в Казанской духовной академии: религиозно-философское восприятие феномена эстетического.122—

Выводы по второй главе.156 —

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Метафизические основания феномена эстетического в духовно-академическом теизме XIX-нач. XX вв.»

Актуальность исследования. Изучение наследия философского теизма российских православных Духовных академий дооктябрьского периода, получившее систематическое развитие в последние два десятилетия, является одним из ведущих направлений историко-философской науки, а также философско-религиоведческих, культурологических и смежных социо-гуманитарных исследований при возрастающем внимании к истокам отечественного духовного бытия.

Интерес к рассматриваемым трудам обоснован. В контексте православных академических школ, положивших начало высшему образованию на Украине и в России, в продолжение трёх веков непрерывной духовно-интеллектуальной преемственности поколений в научной и педагогической работе сформировались традиции национального просвещения европейского масштаба и восточно-христианской глубины.

Как таковая школа сложилась на этапе относительно свободной жизни и деятельности духовных академий по окончании петровско-екатерининской эпохи. Проблемное поле духовно-академической мысли XIX — нач. XX вв. показательно в плане активного и компетентного исследования отечественной и мировой культуры, а вместе с тем, обогащения опыта концептуально-системного сравнения и образования собственного миропонимания, взвешенных диалогических позиций и адекватного категориального аппарата, а также новых научных проектов. Напротив, в результате свёртывания духовного образования и отчуждения от исконной сути русского любомудрия с закрытием оригинальной тематики теизма в целом страдает, очевидно, не только специальное научно-историческое представление, но и непосредственное осознание настоящего, культурное самоопределение, снижается уровень мировоззрения и диалога, обостряются кризисные тенденции. С возобновлением аутентичных культурных традиций сегодня связываются реальные перспективы мирового сообщества, определённая з ориентация в проблематике духовного наследия разумеется необходимой нормой и актуальной сверхзадачей в условиях нашего времени.

Открытие уцелевших фондов отечественных православных Духовных академий послужило выходом из патовой ситуации, когда в среде российской интеллигенции всерьёз обсуждалось, имеем ли мы право говорить о русской философии как таковой (возможно, лишь о русских кружках любителей философии отдельных именитых немецких и французских авторов). Материалы православных академических школ, обретавшихся при таких центрах, как Киево-Печерская Лавра и Свято-Троицкая Сергиева Лавра, позволяют существенно дополнить и переоценить представление об отечественной духовно-философской культуре и значение её в контексте европейской интеллектуальной и культурной традиции. Духовно-академическая традиция, примыкающая к православно-христианскому преданию, в XIX в. стала важнейшим средоточием отечественной религиозно-философской учёности при освоении святоотеческого наследия и актуализации его в текущей проблематике российской и европейской мысли. Значительную долю работ составляют переводы творений отцов церкви и других источников с комментариями и солидными экскурсами герменевтического характера по различным аспектам греко-византийской и латинской патристики и схоластики, иудейской и исламской теософии, античной и новоевропейской философии, отечественной проблематики и сопутствующим вопросам науки и искусства. Большая часть этого ценного наследия до сих пор не включена в научный оборот. Имеются и авторские религиозно-философские произведения, научно-исследовательские и публицистические труды российских православных теистов, издававшиеся в то время, в т.ч. и в немецкой, итальянской и французской периодике. Так, кроме прочего, выясняется, что среди видных западноевропейских мыслителей были, в высоком смысле слова, любители русской философии, которую знали по творчеству представителей Московской духовной академии.

Для современного учёного работы философов российской дореволюционной духовной школы знаменательны, прежде всего, не авторским своеобразием, что, впрочем, не отрицается, но строгим методологическим консерватизмом, лишённым крайностей спиритуализма и материализма, панлогизма и агностицизма, метафизического дуализма и тотального монизма или плюрализма, etc. Особая внутренняя цельность, последовательность, многогранность и открытость настоящей традиции позволяют рассматривать её как неотъемлемую и значимую часть русской религиозной философии и европейского теизма.

Реконструкция проблемного поля отечественной духовно-академической науки в обозначенном контексте составляет приоритетную задачу историко-философской работы, что формируется в активном диапазоне и, безусловно, требует большого труда поколений исследователей. Среди ключевых проводников на уровне общего системного обозрения традиции русского философского теизма показательны монографии по главной онтолого-гносеологической проблематике учения в сопоставлении с немецкой классикой исследователя И.В. Цвык и аналитика на предмет православной персонологии автора C.B. Пишу на, руководителя целого ряда научных работ, поднимающих, также в сравнительно-аналитическом плане, вопросы онтологии и метафизической психологии, учение о познании, об Абсолюте как Совершенной Личности и «трансцендентальный монизм» лидера московской' школы В.Д. Кудрявцева-Платонова и другие.

Метафизическим основаниям феномена эстетического в духовно-академическом наследии до сих пор не отводилось специального исследования. Между тем, в популярных обзорах основных систем русской религиозно-философской мысли XIX - начала XX вв. предмет православных академий высвечен пока что исключительно через эстетическое учение московского представителя о. Павла Флоренского, которого не вполне удачно называют «русским Леонардо». Концептуальное осмысление образа, предпринятое в духовной мысли России на рубеже эпох в таких трудах, как «Иконостас» П.А. Флоренского1, а также «Умозрение в красках» E.H.

1 Флоренский П.А. Иконостас. По материалам авторских лекций 1918. Репринт: М: ас!. 2001.

Трубецкого2 и позднее в «Богословии иконы Православной Церкви» JI.A. Успенского , дало начало современной русской эстетике и иконологии и обретает актуальность в происходящем обращении к отечественным традициям. Поэтому можно полагать, что дальнейшая<■ работа в данном направлении имеет научно-теоретический и культурно-практический смысл.

Степень разработанности темы.

В современной историко-философской науке были исследованы разные аспекты русской духовно-академической философии XIX - нач. XX вв. В частности, ряд авторов обращаются к анализу вклада в мировую и отечественную философию отдельных представителей духовно-академической философии. Так, интерес привлекают работы С. С. Хоружего о П. А. Флоренском4, M.JT. Кабановой о В.Д. Кудрявцеве-Платонове5, Е.И. Векслер о Ф.Ф. Сидонском , С.Г. Борисовой об арх. Никаноре (Бровковиче) , Б.В. Емельянова, С.А. Нижникова, A.B. Добина, Д.М. Дремлюгина, В.Н. Замилова о В.И. Несмелове. Ряд историков философии в разные годы опубликовали обобщающие труды по истории православного академического теизма. Здесь можно отметить как эмигрантских авторов (В.В. Зеньковский8, Н.О. Лосский9, Г.В. Флоровский10), так и современных исследователей

А.И. Абрамов , Б.В.

2 Трубецкой E.H. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. Публичная лекция. М., 1916. Репринт: М., 1990.

3 Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Paris, 1960. Репринт: Париж: Изд-во ЗападноЕвропейского экзархата Московского Патриархата, 1989.

4 См. исследования С.С. Хоружего: Миросозерцание Флоренского. Томск: Водолей, 1999; Перепутья русской софиологии//Хоружий С.С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000; Философский символизм Флоренского и его жизненные истоки//Хоружий С.С. После перерыва. Пути Русской философии. СПб.: Алетейя, 1994.; Выготский, Флоренский и исихазм в проблеме формирования современной антропологической модели // Электронная библиотека Института синергийной антропологии http://www.synergia-isa.ru.

5 Кабанова М.Л. Православная философия В.Д. Кудрявцева-Платонова и святоотеческая традиция // Материалы конференции «VI-е Приморские образовательные чтения памяти свв. Кирилла и Мефодия». Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2007. С. 43-46.

Кабанова М.Л. Религиозная метафизика В. Д. Кудрявцева-Платонова : Дисс. к. филос. наук. Благовещенск, 2006. http://www.amursu.ru/diss/fond/kabanova.pdf.

6Векслер Е.И. Религиозная философия Ф.Ф. Сидонского: опыт реконструкции : Дисс. к. филос. наук. Уссурийск, 2007.

7 Борисова С. Г. Философско-религиозное учение арх. Никанора (А. И. Бровковича) (опыт системной реконструкции и интерпретации): Дисс. к. филос. наук. М.: Изд-во Моск. пед. ун-та, 2002.

8 Зеньковский В. В. История русской философии в 2-х томах. Л.: Правда, 1991.

9 Лосский Н. О. История русской философии. Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991.

Лосский В.Н. Спор о Софии. («Докладная Записка» прот. С.Булгакова и смысл Указа Московской Патриархии) // Лосский В.Н. Статьи разных лет. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996.

10 Флоровский Г. В. Пути русского богословия. 3-е изд. с пред. прот. И. Мейендорфа. Париж: YMCA-PRESS. Репринт 1983. Библиотека «Вехи» http://www.vehi.net/florovsky/puti/01.html

Емельянов12, А.Ф. Замалеев13, С.А. Нижников14, И.С. Захара15, М.А. Маслин16, А.В: Панибратцев17, C.B. Пшнун18, И.В. Цвык19, JI.E. Шапошников20). Некоторые авторы исследуют сущностные элементы метафизики академического теизма, включая религиозно-философскую онтологию (И.В. Гунькин21), гносеологию (Д.В. Леонидов22, М.В. Шумейко23), метафизическую психологию (Б.В. Емельянов и О.С. Пугачёв24, В.Е. Антоненко, В.Ю. Пинчук25), религиозно-философскую антропологию и этику (A.A. Гусейнов26,

11 Абрамов А. И. Философия в духовных академиях// Вопросы философии. 1997. №9.

Абрамов А.И. К вопросу о влиянии просветительской философии на духовно-академическую философию в России // Методологические проблемы изучения истории общественной мысли. Казань, 1990.

12 Емельянов Б.В. Русская философия XX века. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2003.

Емельянов Б.В., Златопольская А. А. Отечественное философское антиковедение: источниковедческий аспект. София: рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Выпуск 8, 2005 г. http7Avww.eunnet.net/sofia/08-2005/text/0804.html

13 Замалеев А.Ф. Курс лекций по истории русской философии. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1994.

14 Нижников С. А. Метафизика веры в русской философии. M.: Изд-во РУДЫ, 2001.

15 Захара И.С. Рационализация богословской мысли в России конца XVII - начала XVIII века// Начала, 1993. №3.

16 История русской философии: Учебник для вузов. Под ред. М.А. Маслина. 2-е изд. М., 2008

17 См. работы A.B. Панибратцева: Духовные академии в парадигме профессионального философского знания первой половины XVIII столетия // Философский век. Альманах. Выпуск 2. Просвещенная личность в российской истории: проблемы историософской антропологии. Материалы Международной конференции. Санкт-Петербург, 23-26 июня 1997. Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. СПб., 1997; Просвещение разума. Становление академической науки в России. СПб.: РХГИ, 2002; Философия в Московской славяно-греко-латинской академии (первая четверть XVIII века). M., 1997.

18 См. исследования C.B. Пишу на: Православная персонология и духовно-академическая философия XIX века. М.: Прометей, 1996; Гносеологические основания философско-религиозной антропологии В.И. Несмелова// Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, 2005. № 1. С. 25 - 36; Концептуальный синтетизм, онтологический и гносеологический аспекты в русском духовно-академическом теизме XIX в. // Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук. Вып. 1. Екатеринбург: Изд-во УРГУ, 2005. С.

19 — 21; Метафизические основания системы «трансцендентального монизма» В.Д. Кудрявцева-Платонова

I (опыт реконструкции) // Альманах «Гуманитарные исследования». Вып. 3. Уссурийск: Изд-во УГПИ, 1999. С.

57 - 63; Православные духовные академии как первые очаги философской образованности в России и на

Украине на протяжении XVII — XVIII вв. // Сборник научных трудов «Проблемы отечественной и всемирной истории». Уссурийск: Изд-во УГПИ, 1996. С. 7-20; Умеренно-критический реализм как важнейшее I направление православной гносеологии. // Альманах «Гуманитарные исследования». Вып. 1. Уссурийск: Издво УГПИ, 1997. С. 61-70.

19 См. публикации И.В. Цвык: Духовно-академическая философия в России XIX в. М.: Изд-во РУДН, 2002;

Проблема истины в русской духовно-академической философии XIX века // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2004. №2. С. 14 - 30; Религиозно-философская система В.Д. Кудрявцева-Платонова. М., 1997; Владимир Соловьев и духовно-академическая философия XIX в // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2003. №1. С. 3 - 21.

20 Шапошников Л.Е. Консерватизм, новаторство и модернизм в православной мысли XIX—XX вв. : Дисс. к. филос. наук. Н. Новгород, 1999.

21 Гунькин И.В. Онтология в русском духовно-академическом теизме XIX века: Дисс. к. филос. наук. Уссурийск, 2006. 188 с.

22 Леонидов Д. В. Абсолютное бытие в гносеологии православного теизма // Проблемы славянской культуры и цивилизации. Выпуск 3. Уссурийск, 2001.

23 Шумейко М.В. Абсолют как категория религиозного сознания в русской духовно-академической философии XIX века : Дисс. к. филос. наук. Владивосток, 2006. 217 с.

24 Емельянов Б.В., Пугачёв О.С. Русская иммортология. Конец XIX-начало XX века. Историко-философские очерки. Пенза, 2002.

25 Пинчук В.Ю. Метафизическая психология в русском духовно-академическом теизме XIX века : Дисс. к. филос. наук. Уссурийск, 2003 169 с.

2бГусейнов A.A. Нравственная философия: становление этики как самостоятельной науки в России (вторая половина XIX в.) // Гусейнов A.A. История этических учений // Библиотека Ихтик (г. Уфа) ihtik.lib.ru

Ю.Е. Мазур27, Е.А. Овчинникова28, С.В. Пишун29). Кроме того, интересны диссертационные «компаративистские» работы, в которых православный философский теизм сравнивается с немецким философским идеализмом конца XVIII - начала XIX веков*(В.В. Гилёва30), а также с европейским теизмом XIX века (В.Е. Луценко31) или западным позитивизмом и прагматизмом (Е.Ю. Гаристова32).

Вместе с тем, вопрос об интерпретации представителями православной академической метафизики феномена эстетического не нашёл отражения в специальных исследованиях. При этом, речь не идёт о существовании в системе православной теистической метафизики эстетического учения в западноевропейском понимании. Русские философы-теисты вырабатывали в своих сочинениях особую, окрашенную в конфессиональные тона точку зрения на сам феномен эстетического и это, на наш взгляд, требует специального исследования. Основу этой позиции православных философов из духовных академий составляют выработанные ещё в средневековом русском религиозном искусстве ценности понимания иконы.

Среди православных философов были авторы, в работах которых обнаруживался наибольший интерес к феномену эстетического. Большое значение здесь имеет творческое наследие М.Д. Муретова, а также П.А. Флоренского, всегда привлекавшее к себе внимание исследователей, в

27 Мазур Е.Ю. Этимологический анализ понятия «рефлексия» // Электронный многопредметный журнал ПГУ «Университетские исследования» www.uresearch.psu.ru/files/articles/19650459.doc.

28 См. публикации Е.А. Овчинниковой: Становление теоретической этики в России XVII - XVIII вв. // Философский век. Альманах. Вып. 28. История университетского образования в России и международные традиции просвещения. Том 1. Отв. ред. Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2005; Русская этика в поисках целостности личности // Miscellanea humanitaria philosophiae. Очерки по философии и культуре. Серия «Мыслители», выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 145 — 149; (в соавторстве с Чумаковой Т.В.): Нравственная философия Вл. Соловьёва в контексте русской средневековой мысли // Материалы международной конференции «Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В.С. Соловьёва» (14-15 февраля 2003 г.) Серия «Symposium». Выпуск 32. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.366 - 371.

29 Пишун С. В. Из истории становления православной нравственной теории в России (XVI - нач. XVIII вв.) // Тезисы научной конференции «Проблемы русской духовной литературы. К Дню славянской письменности и культуры». Владивосток: Изд. ДВГУ, 1997 г. С. 48 - 53.

Гилева В.В. Влияние немецкого философского идеализма XVIII - начала XIX веков на русский духовно-академический теизм : Дисс. к. филос. наук. Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2008.

Луценко В.Е. Духовно-академическая философия в России и европейский теизм второй половины XIX века : Дисс. к. филос. наук. Уссурийск, 2008. 166 с.

Гаристова Е. Ю. Эволюционизм Г. Спенсера и его критика православным философским теизмом XIX века // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, 2010. № 3. С. 124 - 128.

Гаристова Е. Ю. "Религия всечеловечества" Дж. Ст. Милля в критике православного философского теизма XIX в.//Религиоведение, 2010. №4. С. 145-151. частности; А.Ф. Лосева33, прот. Г.В. Флоровского34, E.H. Трубецкого35, В.В. Зеньковского36, Н.О. Лосского37, С.Н. Булгакова38, H.A. Бердяева39, С.С. Хоружего40, а также Д.С.Лихачёва41 и В.В.Бычкова42.

При изучении наследия духовно-академической школы религиозной философии особое внимание исследователей сосредоточивается на метафизике «трансцендентального монизма» В.Д. Кудрявцева-Платонова, профессора Московской духовной академии по кафедре метафизики. Определённые философско-эстетические мотивы в системотворчестве Кудрявцева-Платонова усматривают ведущие специалисты по истории теизма духовных академий C.B. Пишун43 и И.В. Цвык44.

Предлагаемое исследование должно восполнить обозначенный пробел, актуализировать те философско-эстетические проблемы, которые ставились и решались православными теистами в продолжение XIX — начала XX веков. Залогом успешной реализации данного проекта является достаточно большой материал по различным аспектам обозначенной проблематики: труды, хранящиеся в архивных фондах духовных академий, а также публикации в православных религиозно-философских журналах и другие издания произведений, многие из которых вводятся в научно-исследовательский оборот впервые.

Объектом диссертационного исследования является религиозно-философское наследие представителей российских православных духовных академий XIX — нач. XX вв.

33 Лосев А.Ф. П. Флоренский в воспоминаниях Алексея Лосева. М.: Контекст, 1990.

34 Флоровский Г.В. Томление духа (о книге о. П. Флоренского «Столп и утверждение истины») // Путь, февраль 1930. №20.

35 Трубецкой E.H. Свет Фаворский и преображение ума// Вопросы философии, 1989. № 12.

36 Зеньковский В. В. История русской философии в 2-х томах. Л.: Правда, 1991.

37 Лосский Н.О. История русской философии. Гл. XIV. Отец Павел Флоренский. Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991.

38 Булгаков С. Н. Священник о. Павел Флоренский // Библиотека «Вехи», 2008.

39 Бердяев H.A. Стилизованное православие (отец Павел Флоренский) // Библиотека «Вехи», 2001.

40 Хоружий С. С. Миросозерцание Флоренского. Томск: Водолей, 1999.

41 Лихачёв Д.С. Слово о П.А. Флоренском // Библиотека «Вехи», 2008.

42 Бычков В.В. Эстетический лик бытия (умозрения Павла Флоренского). М.: Знание, 1990.

43 Пишун C.B. Православная персонология и духовно-академическая философия XIX века. М.: Прометей, 1996. С. 227-230.

44 Цвык И. В. Проблема истины в русской духовно-академической философии XIX века // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2004. № 2. С. 14 - 30.

Предмет исследования — модели теоретического обоснования и интерпретации феномена эстетического в философии русского духовно-академического теизма.

Цель и задачи исследования.

Целью данной кандидатской диссертации является системная реконструкция воззрений духовно-академических мыслителей на феномен эстетического и установление концептуальных оснований интерпретации данного феномена в философии отечественного теизма XIX - начала XX вв.

Исследование имеет следующие задачи:

• определить содержание взглядов философов духовно-академической школы на природу эстетического, а также высветить системные принципы и задачи данного направления отечественного теизма;

• раскрыть характер связи внутри православного метафизического учения элементов эстетического с философской онтологией и гносеологией, сформулировать общие положения метафизических обоснований феномена эстетического в духовно-академической философии;

• выявить концептуальные истоки интерпретации феномена эстетического в философии духовно-академической школы: а) проследить формирование и развитие эстетической проблематики в < религиозно-философской, научной и образовательной традиции отечественных православных академий, а также наметить общие позиции развития данной проблематики в контекстах российской истории, социокультурного и философского бытия; определить значение и место исследуемой проблематики в философском теизме духовных академий; б) рассмотреть позиции философской эстетики отечественного теизма в широком историко-философском аспекте, а именно, сопоставить данные позиции с воззрениями мыслителей античности, средневековья, эпохи западноевропейского Возрождения, Нового времени, а также периода, современного духовно-академическим авторам, обозначить моменты сходства и различия;

• оценить достижения разработки философско-эстетической проблематики отечественными теистами,

• наметить возможные перспективы актуализации полученных результатов в контексте современности; включить в научный оборот ценные архивные материалы трудов представителей российских православных Духовных академий.

Методологической основой исследования стал системный научно-философский подход к духовно-академическому наследию. В целом в работе задействовались основные способы текстологического и общефилософского исследования — герменевтический анализ и историко-философская реконструкция. Для анализа эстетических концепций в различных историко-культурных контекстах использовались сравнительно-исторические методы, что дало возможность определить преемственность в развитии духовно-академической эстетики.

При организации структуры исследования, в качестве исходной, задействована теоретико-методологическая модель З.А. Каменского - «тройная детерминация», а именно, предметная, социально-историческая и историко-философская, что отражена в работах автора45. Актуальность данной системы связана с развитием в подходе к анализу историко-философского процесса логико-теоретической составляющей и разработка соответствующей методологии.

В осмыслении эстетической концепции духовно-академической философии применяется. внешняя историческая интерпретация — контекстуальный анализ, с помощью которого выявляются существенные

45 См. публикации З.А. Каменского: Методология историко-философского исследования Методологические проблемы историко-философской науки. М : ИФРАН, 2002, История философии как наука в России XIX-XX вв. М.: РУДН, 2003; Цели и формы историко-философского исследования Философские науки № 5. 1986. С.83 - 90; О понятиях «метод историко-философского исследования» и «рациональная реконструкция историко-философского процесса»: Императивно-целевая концепция методологии историко-философского исследования // Историко-философский ежегодник, 2001. М.: Наука, 2003. С.135 - 143; О некоторых способах исследования философской школы // Проблемы методологии историко-философского исследования. М., 1974. С. 49-71. культурно-исторические характеристики данной традиции, анализ теоретических истоков, позволяющий, определить концептуальные основания духовно-академической эстетики, внутренняя интерпретация эстетических воззрений непосредственно^ по, текстам авторов - представителей Духовных академий.

Особое значение имеют специальные методы исследования философско-эстетической мысли, применительно к различным историко-философским контекстам, развитые в трудах А.Ф. Лосева46, С.С. Аверинцева47, В.В. Бычкова48 и др. Обозначенные методы позволили представить духовно-академическое философско-эстетическое учение как цельное системное образование в рамках православных академий России XIX — начала XX веков.

Источниковедческая основа исследования:

1. Произведения духовно-академических авторов XIX - начала XX вв.:

• рукописи из Национального архива Республики Татарстан (г. Казань);

• печатные публикации, монографии;

• статьи из различных религиозно-философских журналов, хранящиеся в архивах библиотек Москвы, Киева и Санкт-Петербурга;

• труды духовно-академических авторов, находящиеся в доступе по электронной сети.

2. Труды мыслителей античности, средневековья, эпохи Ренессанса, Нового времени, а также отечественных и западноевропейских современников духовно-академических авторов, значимые в контексте рассматриваемой проблематики.

46 Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: Искусство. Т 1 - 1963. Т.2 - 1969. Т.З - 1974. Т.4 - 1975. Т.5 -1979. T.6- 1980. Т. 7- 1988.

47 См. труды С.С. Аверинцева: Поэтика ранневизантийской литературы. M.: CODA, 1997; Концепция Софии и смысл иконы // С.С.Аверинцев София - Логос. Словарь. Киев: /¿тс и Литера, 2000; Эволюция философской мысли. Культура Византии. IV - первая половина VII в. М.: Наука, 1984.

48 См. работы В.В. Бычкова: Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. М.: Мысль, 1992; Духовно-эстетические основы русской иконы. М.: Ладомир, 1995; Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2005; Постнеклассическая эстетика: к вопросу о формировании современного эстетического знания. Философский журнал. № 1. М.: Изд-во ИФ РАН, 2008; Эстетика отцов церкви. М.: Ладомир, 1995; Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М.: Искусство, 1977; Эстетика поздней античности. II - III века. М.: Наука, 1981.

3. Исследования современных авторов по проблематике теоретико-концептуального наследия российских православных Духовных академий дооктябрьского периода.

Научная новизна исследования состоит в том, что в данной диссертационной работе впервые в современной историко-философской науке поставлен вопрос о сущностных чертах духовно-академического понимания природы эстетического. Проводится реконструкция православной интерпретации содержания эстетики, которая признаётся неотъемлемым и значимым компонентом духовно-академической философии. Реализация данного исследовательского замысла соискателем имела следующие результаты:

• по уникальным архивным материалам реконструировано проблемное поле философско-эстетической мысли духовно-академической школы, что определённо дополняет и конкретизирует историко-философское представление об этой традиции в её основаниях и истоках;

• представлен тематический и категориальный комплекс, показаны позиции, специфика, задача репрезентации феномена эстетического в трудах различных представителей духовных академий, выработаны определённые общие положения философской эстетики отечественной духовной школы;

• найденное даёт возможность рассматривать духовно-академическое учение о метафизических основаниях феномена эстетического как сложное цельное концептуально-системное образование и значимый компонент данной традиции. '

Положения, выносимые на защиту:

1. Обоснована точка зрения, что религиозно-философская интерпретация феномена эстетического является значимым аспектом русского духовно-академического теизма. Труды представителей духовных академий XIX - начала XX вв. содержат тончайшую проработку целого круга вопросов античной, средневековой^ ренессансной и позднейшей европейской эстетической мысли, прежде всего, немецкой классики. В' качестве определяющего фактора формирования воззрений духовно-академической школы выделяется системный принцип согласования «понятий философских с понятиями» христианскими»49, что было развито в московской школе «веры и разума», киевской «философии* сердца» и других концептуальних моделях духовно-академического синтеза. Православные теисты из духовних академш стремились актуализировать философский потенциал восточно-христианского наследия в контексте российской и западноевропейской проблематики XVIII - XIX вв., выразить категории православного миропонимания на языке классического философского дискурса.

2. В качестве метафизических оснований феномена эстетического духовно-академические авторы осмысливают категории «соборность», «нераздельное и неслитное» двуединство бытия идеального и материального, духовного и телесного, Божественного и человеческого. Кроме того; сам феномен эстетического в духовно-академической метафизике теснейшим образом связан с религиозно-философской онтологией и гносеологией.

3. Особое внимание в данном контексте уделяется религиозно-философскому осмыслению1 феномена православной иконы, которая концептуализируется в, качестве предельно общей категории восточно-христианской культуры, включающей в себя такие основные представления, как взаимодействие видимого и невидимого, слова и образа, духовного и материального.

4. Духовно-академическое учение о метафизических основаниях феномена эстетического характеризуется высокой системной организованностью, сложным единством нравственно-этического, духовно-опытного и онтолого-гносеологического прочтения эстетического образа. Специфика воззрений представителей данной традиции выражена в таких концептуально-системных принципах, как онтологичность, иконологичность, антропо- и христоцентричность, соборность, «трансцендентальный монизм»

49 Проект устава духовных академий, § 163. Ч. 1. СПб., 1823. С. 55.

В. Д. Кудрявцев-Платонов), «объективный реализм» (М.Д. Муретов), «конкретная метафизика» (П.А. Флоренский).

Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что направление внимания на малоизученный аспект философской проблематики русской теистической школы XIX - начала XX вв., введение в научный оборот новых материалов, в т.ч. уникальных рукописей из фондов духовных академий, а также обобщающий анализ эстетических воззрений авторов, послужит вкладом в восстановление цельного системного представления об отечественном православно-академическом наследии. Полученные результаты существенны для понимания российской дореволюционной духовной культуры и применимы в соответствующих областях исторического, философского, религиоведческого, культурологического знания и смежных науках. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекционных курсов, спецкурсов и проведении семинаров по предметам обозначенных дисциплин, а также в более широких сферах культурно-образовательной деятельности.

Апробация работы. Основные вопросы данного диссертационного исследования освещены в восьми статьях, опубликованных в научно-философских сборниках ДВГУ и ДВГТУ, девятая статья опубликована в научно-теоретическом журнале «Религиоведение», включённом в перечень изданий ВАК. Результаты исследования излагались на VII и VIII «Приморских образовательных чтениях памяти святых Кирилла и Мефодия» (март 2007 г., май 2008 г.) и Association of Pacific Rim University Doctoral Conference of Far Eastern State University, Vladivostok (июль 2008).

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Барсегова, Анна Эдуардовна

Выводы по второй главе

• Исследование эстетической проблематики в трудах представителей российских православных духовных академий XIX - начала XX в.в. показывает, что данный аспект является-значимой частью традиции духовно-академического теизма. Источники содержат тончайшую проработку целого круга проблематики образа в ветхозаветном и новозаветном богословии, греко-византийской и латинской патристике, иудейской и исламской теософии, античной и новоевропейской философии, отечественной культуры. В таких сравнительно-аналитических исследованиях сформировались определённые системные принципы духовно-академического православного теизма.

• В философии духовно-академической школы прослеживается сложный системный синтез на принципах православно-теистической «соборности» и сочетания «понятий философских с понятиями христианскими», развитая в московской школе «веры и разума», киевской «философии сердца» и других концепциях духовно-академического синтеза. Авторы стремились актуализировать философский потенциал восточнохристианского наследия в контексте российской и западноевропейской проблематики XVIII — XIX века, выразить категории православного миропонимания на языке классического философского дискурса.

394 Сунгуров Ф. Эстетическое и его отношение к религиозному. Курс. соч. студента 15 к. Национальный архив Республики Татарстан (г. Казань). Фонд 10, опись 2 ед. хр. 53. 1904 г. С. 298.

• Актуальность эстетической проблематики в духовно-академическом теизме и шире, в российской религиозно-философской мысли, на рубеже веков возрастает в связи с проблематикой православной иконы. Концептуальное осмысление православной иконы в контексте «русского Возрождения» Серебряного века, в конкретной метафизике «Иконостаса» т.н. «русского Леонардо» - о. Павла Флоренского, послужило основанием философского понятия «православная икона» как предельной категории онтологического, этического, гносеологического и эстетического значения.

• Иконологическая проблематика поднимается в Казанской духовной академии на основании широких исследований историко-культурного характера. Среди четырнадцати источников, имеющих научную и культурную ценность, в трудах А. Альбанова, И. Гиляровского и Н. Овчинникова развиваются определённые концептуальные позиции, зачатки православного философствования.

• В развитии традиции духовно-академического системного синтеза иконологическая проблематика является определяющей, показательной для принципов «неслитного и нераздельного» антиномично двуединого события и «соборности». Такие принципы находятся в основе духовно-академической философии в преодолении спиритуализма и материализма, панлогизма и агностицизма, метафизического дуализма и философии тождества.

• Философско-эстетическое наследие Муретова содержит важнейшие положения духовно-академической философии прекрасного, разработанные на оригинальных источниках различных историко-культурных контекстов. Православный философ находит, что «слияние» и «разделение» или «единство» и «борьба» одинаково являются разрушительными, а не системообразующими, и не составляют, по мнению мыслителя, ни действительных первопринципов, ни искомого «целого». Муретов дистанцируется от таких методов как спекулятивных механических схем. В рамках своего подхода Муретов актуализирует в религиозно-философском и герменевтическом синтезе православные принципы «соборности», «неслитного и нераздельного» события (Халкидонский догмат 451 г.).

Реализация такой сверхзадачи в религиозной философии отечественной духовно-академической школы разворачивается на переходе от парадигмы сущности к парадигме энергии, неопатристическому синтезу.

• Основания концепции эстетического в Санкт-Петербургской духовной академии разрабатываются на аспектах гносеологической проблематики в свете проблемы цельности. B.C. Серебренников и Д.П. Миртов развивают системный синтез религиозного, философского и научного знания в перспективе «цельности сознания», которую авторы связывают с «духовным единством личности».

• Интерпретация феномена прекрасного в Киевской духовной академии показательны в концепциях «философии сердца» П.Д. Юреквича, а также в трудах Г.В. Малеванского, Д.И. Богдашевского. Воззрения развиваются на принципах православно-теистического синтеза «ума» и «сердца» как средоточия духовной жизни человека. Актуализируется духовное, аскетическое измерение единства познавательного, эстетического и бытийного.

• Предпринятая в этой работе попытка системной реконструкция эстетических воззрений духовно-академических мыслителей при установлении их концептуальных философских оснований, показывает определённый потенциал имплицитной эстетики данной традиции и перспективность развития темы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном диссертационном исследовании мы полагали рассмотреть эстетическую проблематику в трудах отечественных православных теистов духовных академий и установить её концептуальные философские основания. Получены следующие результаты:

• в научно-исследовательский оборот возвращено значительное число оригинальных источников духовно-академического теизма, их проблематика позволяет сегодня делать определённые заключения об эстетических позициях в философии данной школы;

• по уникальным архивным материалам реконструировано концептуальное поле эстетической проблематики духовно-академической школы, что определённо дополняет и конкретизирует историко-философское представление об этой традиции в её основаниях и истоках;

• представлен тематический и категориальный комплекс, показаны позиции, специфика, задача и окрестности феномена эстетического в трудах различных представителей российских духовных академий XIX -начала XX века, выработаны определённые общие положения философской эстетики отечественной духовной школы;

• установлено, что эстетические принципы составляют органичную часть духовно-философской традиции российской теистической школы, причём несут такие концептуально-системные характеристики, как онтологичность, объективный реализм, «конкретная метафизика», «трансцендентальный монизм», персонализм, антропо- и христоцентричность, соборность, патрологическая направленность, православный теизм;

• найденное даёт возможность рассматривать духовно-академическую эстетическую проблематику как сложное, внутренне органично взаимосвязанное целое и значимый компонент данной традиции.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Барсегова, Анна Эдуардовна, 2011 год

1. Абрамов А. И. Философия в духовных академиях // Вопросы философии. 1997. №9.

2. Абрамов А.И. К вопросу о влиянии просветительской философии на духовно-академическую философию в России // Методологические проблемы изучения истории общественной мысли. Казань, 1990.

3. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. M. CODA, 1997.

4. Аверинцев С.С. Концепция Софии и смысл иконы // С.С.Аверинцев София — Логос. Словарь. Киев: Дух и Литера, 2000. С. 6-13.

5. Аверинцев С.С. Истоки и развитие раннехристианской литературы // ИВ Л. М., 1983.

6. Аверинцев С.С.Эволюция философской мысли. Культура Византии. IV -первая половина VII в. М.: Наука, 1984, С.42-77.

7. Алексеев C.B. Созерцание или предстояние? Опыт сравнительного анализа иконы и картины // Икона и образ, иконичность и словесность. Сборник статей. М.: Паломник, 2007. С. 304 320.

8. Апьбанов А. История древне-русской иконописи и её особенности. Курс, соч. студента 18 к. // Национальный архив Республики Татарстан (г. Казань). Фонд 10, опись 2, ед. хр. 53. 1876 г.

9. Ю.Анисин Л.А. Идея всеединства и христианское мировоззрение. // Православный портал Русская Неделя http://www.russned.ru.

10. П.Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII в. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963.

11. Бердяев H.A. Стилизованное православие (отец Павел Флоренский). Библиотека Вехи, 2001.

12. Бирюков Н. Иконография креста Христова. Курс. соч. студента ст. 28 к. // Национальный архив Республики Татарстан (г. Казань). Фонд 10, опись 2, ед. хр. 53. 1887 г.

13. Богдашевский Д. И. Учение Платона о знании // Труды Киевской духовной академии, 1897 № 12. С. 557 609.

14. Борисова С. Г. Философско-религиозное учение арх. Никанора (А. И. Бровковича) (опыт системной реконструкции и интерпретации): Автореф. дисс. к. филос. наук. М.: Изд-во Моск. пед. ун-та, 2002.

15. Буслаев Ф.И. Общие понятия о русской иконописи // Сборник. М.: Изд-во общества древнерусского искусства при Московском публичном музее, 1866. http://nesusvet.narod.ru/ico/books/philos/busl.htm.

16. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики // http://www.krotov.info.

17. Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М., 1977.

18. Бычков В.В. Эстетика. Изд. 2-е. М.: Гардарики, 2006.

19. Бычков В.В. Эстетический лик бытия (умозрения Павла Флоренского). М., 1990.

20. Бычков В.В.Эстетическое в системе культуры // Мир культуры. Труды Государственной академии славянской культуры. Вып. II. М., 2000.

21. Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи возрождения в 5 тт. ТI. М: Терра. 1996 г.

22. Введенский А.И. О характере, составе и значении философии Виктора Дмитриевича Кудрявцева-Платонова // В.Д. Кудрявцев-Платонов. Сочинения. Т. I. Вып. 1. Сергиев-Посад, 1893.

23. Векслер Е.И. Религиозная философия Ф.Ф. Сидонского: опыт реконструкции : Дисс. к. филос. наук. Уссурийск, 2007.

24. Вознесенская И.А. Московская Славяно-греко-латинская академия в первой трети XVIII века // Россия и христианский Восток. Выпуск II, III. М.: Индрик, 2004.

25. Гаврюшин Н.К. Вехи русской религиозной эстетики // М., 1993.

26. Гаврюшин Н.К. Русская религиозная эстетика // Православный образовательный портал СЛОВО. Ы1р://о1с1.р011а1-slovo.rU/ms/art/l 97/5153/

27. Гаврюшин Н.К. Философия русского религиозного искусства XVI XX вв. М.: Прогресс-Культура, 1993.

28. Гаврюшин Н.К. Пути русской православной религиозной мысли // Богословский вестник. М., 1998 №2.

29. Голубинский Ф.А. Письмо о конечных причинах // Прибавления к творениям святых отцов, 1847 г. № 5.

30. Губарева О.В. Икона как философская категория восточно-христианской культуры // Церковный вестник № 8-9, СПб., 2001, стр. 30 — 38.

31. Гунькин И.В. Онтология в русском духовно-академическом теизме XIX века: Дисс. к. филос. наук. Уссурийск, 2006. 188 с.

32. Гусейнов А.А. Нравственная философия: становление этики как самостоятельной науки в России (вторая половина XIX в.) // Гусейнов А.А. История этических учений // Библиотека Ихтик (г. Уфа) ihtik.lib.ru

33. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. Ред. С.И. Соболевский. М: Гос. Изд. иностр. и нац. словарей, 1958. Электронная версия. www.lingvo.ru/multilingual/dictinfo. asp?dictld=95260

34. Декарт Р. Размышления о первой философии // Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)http ://www.psylib .ukrweb .net/books/dekar02/txt.

35. Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. Издание 4-е. Казань, 1908.

36. Домашев А.Н. Сущность и социокультурное содержание патриотического движения в России рубежа XX XXI веков: Опыт социально-философского анализа : Дисс. к. филос. наук. Барнаул, 2005. 147 с.

37. Дунаев М. Сакральный смысл иконописания // Икона и образ, иконичность и словесность. Сборник статей. М.: Паломник, 2007. С. 92 — 111.

38. Емельянов Б.В. Русская философия XX века. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2003.

39. Емельянов Б.В., Златопольская А. А. Отечественное философское антиковедение: источниковедческий аспект. София: рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Выпуск 8, 2005 г. http://www.eunnet.net/sofia/08-2005/text/0804.html

40. Есаулов И.А. Иконичность визуальной доминанты в русской словесности // Икона и образ, иконичность и словесность. Сборник статей. М.: Паломник, 2007. С. 198 222.

41. Житие преп. Сергия Радонежского // Памятники древней письменности. Спб., 1885.

42. Журнал заседаний Совета Киевской духовной академии за 1903 — 1904 уч. г. С350 // Труды Киевской духовной академии. Типогр. св. вел. Лавры Печерско-Киевской. 1904 № 10.46.3амалеев А.Ф. Курс лекций по истории русской философии. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1994.

43. Захара И.С. Рационализация богословской мысли в России конца XVII — начала XVIII века // Начала, 1993. № 3.48.3еньковский В. В. История русской философии в 2-х томах. Л.: Правда, 1991.

44. Иванов B.B. Эстетика священника Павла Флоренского // Журнал Московской Патриархии, 1982. №5.

45. Троицкий В.А. Священное Писание и Церковь // Творения священномученика Илариона (Троицкого) в 3-х томах. Т.З. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004.

46. Ильин Н.П. Трагедия русской философии // Ильин Н.П. Русское самосознание. М.: Айрис-Пресс, 2008.

47. Иоанн Дамаскин, св. Третье слово в защиту святых икон // Библиотека святоотеческой литературы http://www.orthlib.ru.

48. Кабанова M.JI. Православная философия В.Д. Кудрявцева-Платонова и святоотеческая традиция // Материалы конференции «VI-е Приморские образовательные чтения памяти свв. Кирилла и Мефодия». Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2007. С. 43-46.

49. Кабанова M.JI. Религиозная метафизика В. Д. Кудрявцева-Платонова : Дисс. к. филос. наук. Благовещенск, 2006. http://www.amursu.ru/diss/fond/kabanova.pdf.

50. Казанцева С.А. Иконичность как онтологическое основание символического образа в иконописи // Икона и образ, иконичность и словесность. Сборник статей. М.: Паломник, 2007. С. 165 179.

51. Каменский З.А. Вопросы методологии историко-философского исследования // Философские науки, 1970. № 1.

52. Каменский З.А. Методология историко-философского исследования // Методологические проблемы историко-философской науки. Воронеж, 1986.

53. Каменский З.А. О некоторых специальных способах исследования философской школы // Проблемы методологии историко-философского исследования. Вып.1. М., 1974.

54. Кант и философия в России. Сборник статей ИФ РАН под ред. Каменского З.А., Жучкова В.А. М.: Наука,1994.

55. Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства //Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1991.

56. Костровский. Византийская церковная архитектура. Её происхождение, характер и значение. Курс. соч. студента 37 к. // Национальный архив Республики Татарстан (г. Казань). Фонд 10, опись 2, ед. хр. 53. без даты.

57. Красотин Е.П. Арх. Иннокентий (Борисов) и становление религиозно-философской школы в Киевской духовной академии во второй трети XIX века : Дисс. к. филос. наук. Уссурийск, 2007. 145 с.

58. Кудрявцев-Платонов В.Д. Сочинения в 3-х томах. М.: Сергиев Посад, 1892-1894.

59. Кудрявцев В.Д. Теизм. Из чтений по философии религии // Православное обозрение. М., 1883.

60. Кудрявцев-Платонов В.Д. Метафизический анализ идеального познания. Харьков, 1889.

61. Кузоро К.А. Исследование старообрядчества в духовных академиях второй половины XIX начала XX вв. // Материалы VI конференции «Макарьевские чтения». Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2007. http://e-lib.gasu.ru/koni7mak/arhiv/2007/index.html.

62. Кутковой B.C. О соотношении символа, метафоры и аллегории в православной культуре // Икона и образ, иконичность и словесность. Сборник статей. М.: Паломник, 2007. 58-75.

63. Куценко Н.А. Духовно-академическая философия в России первой половины XIX века: киевская и петербургская школы. Новые материалы. М.: Изд-во ИФ РАН, 2005. http://socionet.ru.

64. Леонидов Д. В. Абсолютное бытие в гносеологии православного теизма // Проблемы славянской культуры и цивилизации. Выпуск 3. Уссурийск, 2001.

65. Леонидов Д.В. Гносеология в духовно-академическом теизме XIX века. Уссурийск: Изд-во УГПИ 2003.

66. Лепахин В.В. Двуединая богочеловеческая природа иконы // СЛОВО. Православный образовательный портал http://www.portal-slovo.ru.

67. Лепахин В.В. Икона и слово: виды, уровни и формы взаимосвязи // Дикое поле. Интеллектуально-художественный журнал. Донецк, 2005. № 7. С. 42-56.

68. Лепахин B.BI Иконология и иконичность // Икона и образ, иконичность и словесность. Сборник статей. М.: Паломник, 2007. С. 129 165.

69. Лепахин В.В. Иконообраз. // Православный Летописец Санкт-Петербурга. СПб., 2001, № 1. С. 68 74.

70. Лепахин В.В. Нераздельно и неслиянно: богословие иконы // СЛОВО. Православный образовательный портал http://www.portal-slovo.ru/art/35887.php.

71. Лепахин В.В. Семантика текста и семантика иконы. // Православная иконология основы и перспективы. СПб., 2005. С. 85 — 94.

72. Лихачёв Д.С. Введение к чтению памятников древнерусской литературы. М.: Русский путь, 2004.

73. Лихачёв Д.С. Возникновение русской литературы. М.-Л.: Изд-во АН, 1952.

74. Лихачёв Д.С. Древнеславянские литературы как система // Материалы VI съезда славистов «Славянские литературы» (Прага, авг. 1968). Докл. сов. делегации. М., 1968.

75. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л. Наука, 1967.

76. Лихачёв Д.С. Слово о П.А. Флоренском // Библиотека Вехи, 2008.

77. Лосев А.Ф. История античной философии. М.: ЧеРо, 1998.

78. Лосев А.Ф. Вл. Соловьёв. М., 1994.

79. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: Искусство. Т.1 — 1963. Т.2 — 1969. Т.З 1974. Т.4 - 1975. Т.5 - 1979. Т.6 - 1980. Т. 7 - 1988. // Библиотека Гумер. http://www.gumer.info.

80. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978.

81. Лосев А.Ф. П. Флоренский в воспоминаниях Алексея Лосева. М.: Контекст, 1990.

82. Лосский Н. О. История русской философии. Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991.

83. Лосский В.Н. Спор о Софии. («Докладная Записка» прот. С.Булгакова и смысл Указа Московской Патриархии) // Лосский В.Н. Статьи разных лет. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996.

84. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973.

85. Луценко В.Е. Духовно-академическая философия в России и европейский теизм второй половины XIX века : Дисс. к. филос. наук. Уссурийск, 2008. 166 с.

86. Малеванский Г. В. Музыкальная и астрономическая система Платона в связи с другими системами древности. // Труды Киевской духовной академии, 1883. № 2. С. 274 297.

87. Малеванский Г. В. Нравственные принципы и характеры древнегреческих философов // Труды Киевской духовной академии, 1897. № 12. С. 547-578.

88. Мельков А. Ректор Московской духовной академии A.B. Горский и его вклад в развитие русской церковно-исторической науки // Журнал Московской Патриархии. 2002. № 12.

89. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М, 2000.

90. Миртов Д. П. Философия цельного знания // Христианское чтение, 1900. № 10. С. 620-628. № 11. С. 804-816. № 12. С. 1005-1030.

91. Митрошенков O.A. Русская философия: генезис и особенности развития // Митрошенков O.A. Философия. Раздел III. Русская философия. М.: Изд во РГИУ, 2002.

92. Муретов М.Д. Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе. М., 1885.

93. Муретов М.Д. Ветхозаветный храм Синайский храм (Скиния Моисеева). // Прибавления к творениям св. отцов, 1890 г. № 45, 46.

94. Муретов М.Д. Новозаветная песнь любви сравнительно с «Пиром» Платона и «Песнью Песней» Актовая речь. // Богословский вестник, 1903 г.№ 11. Т. 2. С. 461 -499.

95. Муретов М.Д. Протестантское богословие до появления Страуссовой «Жизни Иисуса» // Муретов М.Д. Очерки из новейшей истории экзегеза и критики Нового Завета. 4.1. // Богословский вестник, 1892. № 6. Т. 2. С. 460 482.

96. Муретов М.Д. Герменевтическая теория Канта // Муретов М.Д. Очерки из новейшей истории экзегеза и критики Нового Завета Ч. 2. // Богословский вестник, 1892. № 7. Т. 2. С. 58 — 76.

97. Муретов М.Д. Экзегеты филологи и Шлейермахер // Муретов М.Д. Очерки из новейшей истории экзегеза и критики Нового Завета Ч. 3. // Богословский вестник, 1892. № 8. Т. 3. С. 141 - 170.

98. Муретов М.Д. Гегельянство, Новая Ортодоксия и предшественники Штрауса // Муретов М.Д. Очерки из новейшей истории экзегеза и критики Нового Завета Ч. 4. // Богословский вестник, 1892. № 9. Т. 3. С. 319-360.

99. Муретов М.Д. Эрнст Ренан и его «Жизнь Иисуса». I. Характеристика. // Муретов М.Д. Очерки из новейшей истории экзегеза и критики Нового Завета. Ч. 5. // Богословский вестник, 1892 г. № 12. Т.З. С. 391 410. '

100. Муретов М.Д. Эрнст Ренан и его «Жизнь Иисуса». I. Изложение // Муретов М.Д. Очерки из новейшей истории экзегеза и критики Нового Завета. Ч. 6. // Богословский вестник, 1893. Т.1. № 2. С. 284 299.

101. Муретов М.Д. Богочеловек. // Муретов М.Д. Очерки из новейшей истории экзегеза и критики Нового Завета Ч. 7. Эрнест Ренан и его «Жизнь Иисуса» II, III. Критика. § 1 // Богословский вестник, 1893 г. № 4. Т. 2. С. 46-110.

102. Муретов М.Д. Евангелие. // Муретов М.Д. Очерки из новейшей истории экзегеза и критики Нового Завета: Эрнст Ренан и его «Жизнь Иисуса». Ч. 8. III. Критика. § 2 // Богословский вестник, 1893 г. № 10. Т.4. С. 80 110

103. Муретов М.Д. Евангелие: Патрология. // Муретов М.Д. Очерки из новейшей истории экзегеза и критики Нового Завета: Эрнст Ренан и его «Жизнь Иисуса». Ч. 9. III. Критика. § 2. // Богословский вестник, 1894 г. № 10. Т.4. С. 33-66.

104. Муретов М.Д. Евангелие: Патрология, комментарии. // Муретов М.Д. Очерки из новейшей истории экзегеза и критики Нового Завета: Эрнст Ренан и его «Жизнь Иисуса». Ч. 10. III. Критика. § 2 // Богословский вестник, 1894 г. № 11. Т.4. С. 230 245.

105. Муретов М.Д. Из воспоминаний студента XXII курса 1873 1877 гг. // Богословский вестник, 1914 г. № 10/11. Т.З.

106. Мустафин В., прот. Философские дисциплины в С.-Петербургской духовной академии // Богословские труды. М., 1986.

107. Нижников С. А. Метафизика веры в русской философии. М.: Изд-во РУДН, 2001.

108. Обудовский М. Искусство как средство для выражения христианского миросозерцания Курс. соч. студента 30 к. // Национальный архив Республики Татарстан (г. Казань). Фонд 10, опись 2, ед. хр. 53. без даты.

109. Овчинников Н. Иконописание в Росии в XVI и XVII веках. Курс. соч. студента 38 к. // Национальный архив Республики Татарстан (г. Казань). Фонд 10, опись 2, ед. хр. 53. 1897 г.

110. Овчинникова Е.А. Русская этика в поисках целостности личности // Miscellanea humanitaria philosophiae. Очерки по философии и культуре.

111. Серия «Мыслители», выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 145-149.

112. Омелянский И. Воспитательное значение христианского искусства. Курс, соч. студента 44 к. // Национальный архив Республики Татарстан (г. Казань). Фонд 10, опись 2, ед. хр. 53. 1903.

113. Ортега-и-Гассет X. О точке зрения в искусстве // http://www.lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortegalO.txt

114. Осипов А.И. Русское духовное образование //Журнал Московской Патриархии. М., 1998. № 3. С. 52-61.

115. Открытая православная энциклопедия "Древо" // http://drevo.pravbeseda.ru

116. Палама Г. Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы // Азбука веры. Православная энциклопедия //http://azbyka.ru/days/prazdnikidvunadesiatie/palamaslovo-all.shtml

117. Палама Г. Триады в защиту священнобезмолвствующих. Пер. с комм. В. Вениаминова. М.: Канон, 1995.

118. Панибратцев A.B. Просвещение разума. Становление академической науки в России. СПб.: РХГИ, 2002.

119. Панибратцев A.B. Философия в Московской славяно-греко-латинской академии (первая четверть XVIII века). М., 1997.

120. Печурина O.A. Философия в Духовных академиях // Начала. 1993. №2. С. 199.

121. Пинчук В.Ю. Метафизическая психология в русском духовно-академическом теизме XIX века : Дисс. к. филос. наук. Уссурийск, 2003 169 с.

122. Пишун К.В. Политическое учение евразийства (опыт системной реконструкции и интерпретации): Дисс. к. филос. наук. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1999.

123. Пишун C.B. Гносеологические основания философско-религиозной антропологии В.И. Несмелова// Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, 2005. № 1. С. 25 36.

124. Пишун C.B. Концептуальный синтетизм, онтологический и гносеологический аспекты в русском духовно-академическом теизме XIX в. // Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук. Вып. 1. Екатеринбург: Изд-во УРГУ, 2005. С. 19 21.

125. Пишун C.B. Метафизические основания системы трансцендентального монизма» В.Д. Кудрявцева-Платонова (опыт реконструкции) // Альманах «Гуманитарные исследования». Вып. 3. Уссурийск: Изд-во УГПИ, 1999. С. 57-63.

126. Пишун C.B. Православная персонология и духовно-академическая философия XIX века. М.: Прометей, 1996.

127. Пишун C.B. Православное философское мировоззрение 60-70 гг. XIX в. в контексте критики социалистической идеологии // Библиотека сайта кафедры философии ДВГУ // http://sophos.wl.dvgu.ru/fíles/Librarv/22/4.doc.

128. Пишун C.B. Ф.А. Голубинский и становление православной «философии человека» в Московской духовной академии в 1-й пол. XIX в. // Рук. деп. в ИНИОН РАН № 51729 от 10.07.1996.

129. Пишун С. В. Духовно-академическая философия и взгляды славянофилов. // Рук. деп. в ИНИОН РАН №51732 от 10.07.1996.

130. Пишун С. В. Православные духовные академии как первые очаги философской образованности в России и на Украине на протяжении XVII XVIII вв. // Сборник научных трудов «Проблемы отечественной и всемирной истории». Уссурийск: Изд-во УГПИ, 1996. С. 7 - 20.

131. Пишун С. В. Развитие православного понимания философской антропологии в трудах Ф.Ф. Сидонского и В.Н. Карпова. // Рук. деп. в ИНИОН РАН №51731 от 10.07.1996.

132. Пишун С. В. Репрезентация антропологической проблематики в православном духовно-академическом теизме конца XIX — начала XX веков//Рук. деп. в ИНИОН РАН№51730 от 10.07.1996.

133. Пишун С. В. Умеренно-критический реализм как важнейшее направление православной гносеологии. // Альманах «Гуманитарные исследования». Вып. 1. Уссурийск: Изд-во УГПИ, 1997. С. 61 70.

134. Платон. Пир //Платон. Диалоги. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998.

135. Подорога В. А. Блокбастер // Искусство кино, 1999. № 1.

136. Полный православный богословский энциклопедический словарь в 2-х тт. М.: Изд- во П. П. Сойкина, 1992. Репринт.

137. Поль В.А. Философский теизм в Казанской духовной академии : опыт системной реконструкции и интерпретации : Дисс. к. филос. наук. Уссурийск, 2007.- 175 с.

138. Пономарев Н. В. Религиозно-философская антропология П. А. Флоренского в контексте мистико-символической православной традиции : Дисс. к. филос. наук. М., 2004 183 с.

139. Привилегия на Академию в издании письменных памятников по истории России Новикова Н.И. «Древняя российская вивлиофика», ч. VI // dbs.sfedu.ru/www/umr.umrdownload?pumrid=20557

140. Проект устава духовных академий. Ч. 1. СПб., 1823.

141. Прудентов А. Об изображениях Богоматери по памятникам двух стилей древне-христианского и византийского. Курс. соч. студента ст. 20 к. // Национальный архив Республики Татарстан (г. Казань). Фонд 10, опись 2, ед. хр. 53. 1848 г.

142. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Азбука-классика, 2001.

143. Раушенбах Б.В. Логика троичности. Вопросы философии, 1993. №3. С. 63 70.

144. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М.: Наука, 1975.

145. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи: Очерк основных методов. М.: Наука, 1980.

146. Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве: общая теория перспективы. М.: Наука, 1986.

147. Сахатский А.Г. Ценностные аспекты соборного сознания : Дисс. к. филос. наук. Уссурийск, 2001.

148. Светлов П.Я., прот. О главных причинах неверия интеллигенции и безуспешности её религиозных исканий // Труды Киевской духовной академии, 1917. № 1. С. 107- 130.

149. Серафимов А. Психологические теории тождества личности перед судом православно-христианского учения о личном бессмертии. Курс. соч. студента 39 к. // Национальный архив Республики Татарстан (г. Казань). Фонд 10, опись 2, ед. хр. 85. без даты.

150. Сергеев В.Н. Андрей Рублев. Серия «Жизнь замечетельных людей». М, 1990.

151. Серебреников B.C. Механическое воззрение на душевную жизнь перед судом современных строго научных психологических сочинений // Христианское чтение, 1897. № 3. С.373 390.

152. Серебреников B.C. Самооткровение духа как источник его познания // Христианское чтение, 1897. № 3. С.424 439.

153. Серебренников B.C. Узость ясного сознания // Христианское чтение, 1902.

154. Сидоренко О.В. Историография IX нач. XX вв. Отечественной истории. Владивосток.: Изд-во ДВГУ, 2004 г.

155. Смирнов С.К. История московской Славяно-греко-латинской академии. М., 1885.

156. Смолин М.Б. Кудрявцев-Платонов В.Д. — крупнейший теистический философ // Исследовательский аналитический портал Фонд Имперского Возрождения, 2008 http://www.fondiv.ni/articles/6/261/

157. Соловьёв B.C. Чтения о Богочеловечестве. Чтение восьмое. Библиотека «Вехи» // http://www.vehi.net/soloviev/chteniya/08.html.

158. Сорокин П. Долгий путь. Сыктывкар, 1991.

159. Стольников С. Богословский анализ трудов проф. Д.И. Богдашевского по Священному Писанию Нового Завета, http://www.teolog.ru/lib.

160. Сунгуров Ф. Эстетическое и его отношение к религиозному. Курс. соч. студента 15 к. // Национальный архив Республики Татарстан (г. Казань). Фонд 10, опись 2, ед. хр. 53. 1904 г.

161. Томюк А.Г. В. Н. Карпов и русская духовно-академическая философия XIX века//Христианское Чтение. 1991, №8. С.55-68.

162. Трубецкой Е.Н. Свет Фаворский и преображение ума // Вопросы философии, 1989. № 12.

163. Ундиренко Ю.В. Возникновение русской литературы в контексте византийской богословской мысли 11-12 вв. // Ярославский педагогический Вестник, 2004. №3.

164. Успенский JI.A. Богословие иконы Православной Церкви. Paris, 1960. Репринт: Нижний Новгород: Изд. братства св. Александра Невского, 1997.

165. Федорова JL, Федоров Д. Слово и символ в эстетике Павла Флоренского // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1997. №2.

166. Фёдорова М.В. Сравнительный анализ философской антропологии П. Д. Юркевича и В. И. Несмелова : Дисс.к. филос. наук. Н. Новгород, 2004 198 с.

167. Флоренский П.А. Сочинения в 4-х тт. М.: Мысль, 1994.

168. Флоренский П.А. Иконостас. М: ACT. 2001.

169. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. 3-е изд. с пред. прот. И. Мейендорфа и указателем имён. Париж: YMCA-PRESS. Репринт 1983.

170. Флоровский Г.В. Томление духа (о книге о. П. Флоренского «Столп и утверждение истины») // Путь, февраль 1930. №20.

171. Фролов И.Т. Духовно-академическая философия // Фролов И.Т. Введение в философию: учебное пособие для ВУЗов // http://society.polbu.ru

172. Ханин Г.И. Высшее образование и российское общество // Всероссийский экономический журнал ЭКО. Новосибирск, 2008 №№ 89.

173. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.

174. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге М.: Высш. шк., 1991.

175. Хоружий С. С. Миросозерцание Флоренского. Томск: Водолей, 1999.

176. Хоружий С. С. Перепутья русской софиологии // Хоружий С. С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000.

177. Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994.

178. Хоружий С. С. Философский символизм Флоренского и его жизненные истоки // Электронная библиотека Института синергийной антропологии http://www.synergia-isa.ru.

179. Хоружий С.С. Выготский, Флоренксий и исихазм в проблеме формирования современной антропологической модели // Электронная библиотека Института синергийной антропологии http://www.synergia-isa.ru.

180. Хоружий С.С. Заметки к энергийной антропологии. "Духовная практика" и "отверзание чувств": два концепта в сравнительной перспективе // Вопросы философии, 1999. №3.

181. Хоружий С.С. Имяславие и культура Серебряного века: феномен московской школы христианского неоплатонизма // Электронная библиотека Института синергийной антропологии http://www.synergia-isa.ru.

182. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия. // Вопросы философии, 1991. № 5. С 26 57.

183. Хоружий С.С. Школа Традиция - Трансляция: эстетическая проблема в антропологическом освещении // Электронная библиотека Института синергийной антропологии http://www.synergia-isa.ru.

184. Хоружий С.С. Сердце и ум // Московский психотерапевтический журнал, 1992. № 1.С. 137-159.

185. Цвык И.В. Духовно-академическая философия в России XIX в. М.: Изд-во РУДН, 2002.

186. Цвык И. В. Проблема истины в русской духовно-академической философии XIX века // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2004. №2. С. 14-30.

187. Цвык И.В. Религиозно-философская система В.Д. Кудрявцева-Платонова. М., 1997.

188. Цвык И.В. Владимир Соловьев и духовно-академическая философия XIX в. // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2003. №1. С. 3-21.

189. Шапошников JI.E. Консерватизм, новаторство и модернизм в православной мысли XIX—XX вв. : Дисс. к. филос. наук. Н. Новгород, 1999.

190. Шахбазян К.Г. «Верою ходим, а не видением»: Гносеологический аспект святоотеческого учения об иконе // Икона и образ, иконичность и словесность. Сборник статей. М.: Паломник, 2007. С. 111 129.

191. Шкуропат М.Ю. Об иконичности, творимой художественным словом // Икона и образ, иконичность и словесность. Сборник статей. М.: Паломник, 2007. С. 277 304.

192. Шлёнов Дионисий, иегумен. Богословский Вестник (1892-2006): история и современность // Электронный портал Богословского Вестника http://www.bogoslov.ru/text/525784.html

193. Шумейко М.В. Абсолют как категория религиозного сознания в русской духовно-академической философии XIX века : Дисс. к. филос. наук. Владивосток, 2006. 217 с.

194. Шумейко М.В. Абсолют как категория религиозного сознания в русской духовно-академической философии XIX века : Дисс. к. филос. наук. Владивосток, 2006 217 с.

195. Юркевич П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека // Труды Киевской духовной академии, 1860. Кн. 1, отд. 2.

196. Юркевич П.Д. Философские произведения. М.: Правда, 1990.

197. Яковлев Е.Г. Эстетика православного иконостаса //

198. Вестник Московского университета Серия 7. Философия, 1997. №2.

199. Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение // Авторский сборник. М.: Изд-во Книжный дом «Университет», 2005.

200. Ярешко В.Л. Эволюция философского символизма в культурологических воззрениях П.А. Флоренского//Дисс.к. культурол. н. СПб., 1999.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.