Метафорический образ мира в творчестве М. Пришвина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Чумаков, Алексей Николаевич

  • Чумаков, Алексей Николаевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Белгород
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 160
Чумаков, Алексей Николаевич. Метафорический образ мира в творчестве М. Пришвина: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Белгород. 2007. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Чумаков, Алексей Николаевич

Введение.

Глава I. Метафора и ее роль в создании образа мира

1.1 .Современная лингвометафорологическая парадигма.

1.2. Основные направления классификации метафор.

1.3. Манифестация метафорического образа мира в художественном идиолекте.

1.4. Авторская метафорическая рефлексия в эстетической идеологии М. Пришвина.

Выводы.

Глава II. Лексико-семантическая репрезентация метафорического образа мира в творчестве М. Пришвина

2.1. Неосинкретизм как основа метафорики М. Пришвина.

2.2. Система лексико-семантической репрезентации метафорического образа мира М. Пришвина.

2.3. Сегменты метафорического образа мира М. Пришвина

2.3.1. Художественная философия писателя сквозь призму космологической метафоры.

2.3.2. Развитие традиционных метафорических параллелей в натуроморфном сегменте.

2.3.3. Организация пространства всеобщей одушевленности в антропофорфном сегменте.

2.3.4. Социоморфная метафора как инструмент объединения социального и природного миров.

2.3.5. Выражение концепции всеединства в артефактном сегменте.

Выводы.

Глава III. Контекстуальная реализация метафоры в творчестве М. Пришвина

3.1. Метафорический контекст и принципы его стратификации.

3.2. Структура метафорического контекста в прозе М. Пришвина

3.2.1. Метафорический контекст - непредикативная единица.

3.2.2. Метафорический контекст - предикативная единица.

3.2.3. Метафорический контекст - сложное предложением.

3.2.4. Метафорический контекст - сверхфразовое единство.

3.3. Лирико-философская миниатюра М. Пришвина как разновидность текста-метафоры.

3.4. Роль «диалога» метафор в создании интертекстуальных связей в творчестве М. Пришвина.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Метафорический образ мира в творчестве М. Пришвина»

Художественный мир М. Пришвина - уникальное явление в русской литературе, представляющее устойчивый интерес для литературоведа, философа, лингвиста. В творчестве писателя разворачивается многоаспектный авторский образ мира, принимающий различные жанровые облики: этнографического ^очерка,^"автобиографического романа, лирико-философской миниатюры, детской сказки-были, краеведческой статьи, охотничьего рассказа, дневниковой записи - и раскрывающий сложную систему взаимоотношений человека и Космоса, человека и природы, человека и социума, человека и культуры, человека и языка. Универсальным способом создания авторского образа мира, наполненного яркой лиричностью и глубоким философским содержанием, ключевым средством решения эстетических и мировоззренческих задач становится для М. Пришвина метафора.

Феномен метафоры является одним из центральных объектов современных гуманитарных исследований, получает свою разработку в трудах отечественных и зарубежных лингвистов: Н.Д. Арутюновой, В.П. Григорьева, JI.H. Рынькова, М. Блэка, М. Джонсона, Дж. Лакоффа,

A. Вежбицкой, В.Г. Гака, А.Н. Баранова, Г.Н. Скляревской, В.К. Харченко, Н.А. Тураниной, В.П. Москвина и др. Актуальным направлением современной лингвометафорологии является исследование образования и функционирования метафоры в художественном тексте. Материалом для изучения чаще становятся поэтические произведения (С. Есенин,

B. Маяковский, Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова, Г. Иванов, Б. Пастернак, И. Бродский), проза остается на периферии внимания лингвистов.

Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом к творчеству М. Пришвина как гуманитариев-профессионалов, так и массовой читательской аудитории, публикацией его дневников, признанием писателя неординарным мыслителем и выдающимся художником XX века. Если в литературоведении давно сложилась школа пришвиноведов (В.Я. Курбатов, Н.П. Дворцова, А.Н. Варламов, Н.В. Борисова, С.Г. Семенова, Э.А. Бальбуров и др.), которая в последние годы пополняется новыми именами (М.К. Шемякина, О.А. Ковыршина, Ю.И. Ольховская, A.M. Колядина,. Ю.И. Балакина), если в философской науке творчество М. Пришвина рассматривается как оригинальная философия~европейского^\ уровня (С.П. Иваненков, Г.Д. Гачев и др.), то в лингвистике почти отсутствуют исследования, посвященные анализу идиостиля писателя во взаимосвязи с его мировоззрением.

В качестве объекта диссертационного исследования выбрана метафорика М. Пришвина, формирующая авторский образ мира.

Предметом исследования является лексико-семантическая репрезентация и контекстуальная реализация индивидуально-авторской метафоры М. Пришвина.

Материалом для работы послужила картотека индивидуально-авторских метафор (4050 единиц), извлеченных методом сплошной выборки из Собрания сочинений М. Пришвина в 8 т. (1983-1984 гг.).

Цель исследования состоит в разработке целостной концепции метафорического образа мира М. Пришвина.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

1) отразить основные лингвистические подходы к исследованию метафоры, выявить параметры ее описания;

2) определить принципы манифестации метафорического образа мира М. Пришвина;

3) исследовать лексико-семантическое своеобразие каждого из сегментов метафорического образа мира писателя;

4) выявить специфику метафорического контекста в прозе и создать его типологию на материале текстов М. Пришвина;

5) определить роль метафоры в процессах образования текста и интертекста в творчестве М. Пришвина.

Научная новизна работы заключается в том, что на основе современных филологических концепций впервые осуществлено комплексное исследование метафорического образа мира М. Пришвина, выявлены ключевые направления метафоризации в творчестве писателя, разработана типология метафорического контекста, характерного для —-\ художественной прозы.

В исследовании были использованы описательный и классификационно-типологический методы, методика теоретической интерпретации эмпирических данных и выявления тенденций и закономерностей, контекстуальный анализ, статистический анализ, элементы компонентного анализа. Теоретической базой исследования стали положения, разрабатываемые в трудах лингвистов, культурологов, философов, занимающихся такими проблемами, как:

1) изучение картины мира и образа мира (Б.А. Серебренников, В.Н. Телия, Г.В. Колшанский, Е.С. Кубрякова, А.А. Залевская);

2) лексико-семантическое описание метафоры (В.Г. Гак, Г.Н. Скляревская, В.К. Харченко, О.Н. Алешина, Н.А. Туранина, В.П. Москвин);

3) контекстуальные особенности метафорических процессов в художественном тексте (Н.Н. Амосова, JI.H. Рыньков, М. Блэк, Н.А. Туранина, С.Б. Кураш);

4) лингвокогнитологические подходы к феномену метафоры (Н.Д. Арутюнова, Н.Ф. Алефиренко, Е.О. Опарина);

5) литературоведческое и культурологическое осмысление творчества М. Пришвина (Н.В. Борисова, Н.П. Дворцова, С.Г. Семенова, А.Н. Варламов, Э.А. Бальбуров);

6) анализ своеобразия художественной философии М. Пришвина (Г.Д. Гачев, Е.А. Яблоков, С.П. Иваненков).

Теоретическая значимость диссертации связана с тем, что результаты исследования выявляют специфику метафорики М. Пришвина и могут быть использованы филологами, лингвокультурологами с целью сопоставительного анализа языкового и концептуального своеобразия образа мира русских писателей первой половины XX века. Предложенная типология метафоры и метафорического контекста может служить основой для осмысления-развития-индивидуальногавторской метафорыв современной художественной прозе. ■

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что его материалы могут быть использованы в современной лексикографической практике при составлении словарей образных средств, в учебных курсах «Стилистика», «Лингвистический анализ текста», «Лингвокультурология», а также в спецкурсах, посвященных функционированию метафоры в художественном дискурсе. На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Индивидуально-авторская метафора представляет гносеологический и эстетический инструмент, передающий всю сложность личностного образа мира, коррелирующего с национальной картиной мира.

2. Система репрезентации опыта бытия и мировоззрения в творчестве М.Пришвина базируется на метафорической рефлексии, которая становится художественной стратегией, ориентируемой на включение познанного в личностный образ мира, на создание новых вербальных энергоформ.

3. Метафорический образ мира М. Пришвина носит синкретический характер, представляет диалектическое единство различных сфер мироздания (космической, естественно-природной, антропо-социальной, духовно-экзистенциальной, артефактно-культурной), которое проявляет себя на разных уровнях функционирования идиолекта. к

4. Разнообразие структурных моделей метафорического контекста в прозе М. Пришвина дает возможность выявить направления текстуального развертывания авторской образной системы.

5. Метафора в творчестве М. Пришвина становится инструментом текстопорождения, устанавливает как интертекстуальные связи с ключевыми знаками европейской и русской литературы, так и автбйнтёр текстуаШГныёр "заключающиеся^ во---------взаимовлияний

I художественной прозы и дневников. '

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на международных, всероссийских, межрегиональных научных и научно-практических конференциях в Белгороде (2003, 2006), Старом Осколе (2004, 2005, 2006), Москве (2005), Ельце (2004, 2006), Архангельске (2006), Воронеже (2006), Харькове (2006), Мозыре (2007). По теме диссертации опубликовано 13 статей, в том числе в рецензируемом научном журнале «Вестник Челябинского педагогического университета», входящем в перечень ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка использованной литературы, Списка словарей.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Чумаков, Алексей Николаевич

Выводы

Стратификация метафорического контекста, в котором реализуется индивидуально-авторская метафора М. Пришвина, базируется на интеграции лингвистической и стилистической теорий контекста. Специфика стратификации обусловлена ритмико-синтаксическими и стилистическими особенностями пришвинских прозаических текстов. Рассмотренные разновидности метафорического контекста характеризуются разнообразием грамматического оформления, синтактико-текстуальной развитостью, морфологической неоднородностью компонентов, неожиданной и зачастую анормативной лексической сочетаемостью.

Структурные модели метафорического контекста охватывают разные по протяженности отрезки текста, создавая разветвленную типологию: непредикативная единица, имеющая четыре основные разновидности; простое предложение, в котором наиболее активно метафоризируются сказуемое, обстоятельства и дополнения; сложное предложение, большинству разновидностей которого свойственна грамматико-семантическая изоморфность; сверхфразовое единство, позволяющее реализовать развернутые многочленные тропеические конструкции.

Анализ контекстуального своеобразия метафорического образа мира в прозе М. Пришвина позволяет утверждать, что в лирико-философских миниатюрах метафора играет важную роль в процессах текстопорождения. Метафора становится содержательным центром текста, формирует его композицию, определяет жанровое своеобразие. Смыслообразующие процессы в миниатюрах имеют ярко выраженный тропеический характер, создавая систему авторских образно-стилистических средств, имеющих высокую гносеологическую значимость и художественную ценность.

Проекцией общего «диалога» текстов, культурных традиций, мировоззренческих концепций и эстетических позиций является в творчестве М. Пришвина интертекстуальный «диалог» метафор, имеющий несколько векторов, в том числе автоинтертекстуальный, раскрывающий эволюцию взаимодействия художественной прозы и дневниковых записей. Анализ интертекстовой метафоры дает возможность понять генезис прозы писателя, обозначить основные подходы к созданию художественной и философской полифонии авторского образа мира, определить характер его взаимосвязи с ключевыми знаками семиосферы.

Заключение

Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что метафорический образ мира в творчестве М. Пришвина представляет сложную диалектическую тропоцентрическую систему отношений между формой и содержанием, развивающуюся в различных аспектах функционирования идиолекта. Метафорическая рефлексия становится для писателя универсальным инструментом познания мира и человека, закладывая основу концептуально-языкового синтеза различных сфер бытия: естественно-природной, социально-человеческой, духовно-метафизической. Манифестация образа мира, представленного в различном жанрово-стилевом формате, с одной стороны, базируется на мифопоэтических представлениях, национальных архетипах и узуальных константах, с другой - задает направление выхода за пределы культурной традиции и логико-рационального языкового описания.

На основе комплексного подхода нами был осуществлен анализ лексико-семантической репрезентации метафорического образа мира М. Пришвина. Метафорический слой текстов был разделен на пять сегментов (космологический, натуроморфный, антропоморфный, социоморфный, артефактный), в пределах которых была выстроена структура из тематических групп и подгрупп. Статистические данные, обобщенные в 10 диаграммах, позволили всесторонне представить каждый аспект действительности, метафорически описанный и осмысленный писателем, и показать систему взаимоотношений между различными концептуально-тематическими областями. Были рассмотрены доминантные направления переноса, примеры семантической многозначности, проанализированы сходство и отличие узуальных и авторских тропеических принципов, особенности авторского представления традиционных метафорических моделей, лексико-семантическая специфика создания окказиональной метафоры.

Метафоризация, как показал анализ современной лингвометафорологической парадигмы, играет огромную роль не только в практическом и теоретическом мышлении, но и в художественном осмыслении мира, предоставляя огромные возможности для развития семантики слов, создания новых кодов приращения смысла. Раскрытие семо-коннативного потенциала авторской метафоры дало возможность увидеть в ней лингвофилософский инструментарий, благодаря которому М. Пришвин, избегая общепринятой научной терминологии, по сути, философствует посредством метафорических образов, которые, с одной стороны, имеют глубочайшие культурные и мифологические корни, с другой стороны, передают особенности личностного мировидения. Выделенные нами сегменты образуют лексико-семантическую систему, позволяющую М. Пришвину воплотить в слове художественную философию, основой которой становится идея всеединства. Взаимодействие, взаимопроникновение различных концептуально-тематических областей метафорического образа мира позволяет реализоваться неосинкретической природе языка и стиля писателя.

Предложенная нами методология сегментирования дала возможность показать своеобразие метафорической составляющей идиолекта М. Пришвина. Можно утверждать, что описание бытия во всех его проявлениях и установление посредством тропоцентричности текста их внутреннего единства, идеология личностной рефлексии, образная парадигматика и взаимосвязи с общечеловеческими и национальными культурными традициями становятся основами пришвинского образа мира. Исследование метафорики писателя во взаимосвязи с его биографией и системой взглядов позволило говорить о творчестве М. Пришвина как о феномене, в котором «неосинкретизм мировоззренческий выражает себя в неосинкретизме поэтическом» [Бальбуров 2006: 31]. Разработанная в диссертации модель сегментирования может служить фундаментом для исследования метафорического образа мира в творчестве писателей XIX-XX веков.

Репрезентация метафорического образа мира в творчестве М. Пришвина отличается не только парадигматической сложностью, но и синтагматической развитостью. Анализируя протяженность и семантико-грамматический характер метафорического контекста, мы выявили более 20 структурных моделей, образующих градацию: бинарма - простое предложение - сложное предложение - сверхфразовое единство. Впервые разработана стратификация метафорического контекста, которая дает возможность подробно и детально изучить специфику грамматической реализации окказиональной метафоры в художественном прозаическом тексте.

Индивидуально-авторская метафора активно участвует в процессах текстопорождения, конституируя композицию и стиль пришвинских произведений. Разносторонний семантико-грамматический анализ ряда лирико-философских миниатюр показал, что смыслообразующие процессы в них имеют ярко выраженный тропеический характер. Можно говорить о текстах-метафорах, отличительным признаком которых является способность тропа быть содержательным центром текста, придавая ему высокую метафорическую плотность.

В творчестве М. Пришвина активно взаимодействуют художественная проза и дневниковые записи. Одним из маркеров, позволяющих установить автоинтертекстуальный диалог и определить специфику генезиса многих произведений писателя, становится авторская метафора. Анализ интертекстовой метафорики дает возможность включить творчество М. Пришвина в широкий культурный контекст и обозначить направления ассоциативно-смыслового развертывания образно-мировоззренческих представлений писателя.

Предложенная типология метафорического контекста и пути изучения роли метафоры в процессах образования текста и интертекста могут служить основой исследования индивидуально-авторской метафоры в творчестве других русских прозаиков.

О высокой метафоричности стиля писателя позволяет говорить и составленный нами в соавторстве с Н.А. Тураниной «Словарь метафор М. Пришвина», насчитывающий 2405 слов, которые реализуются в 4050 контекстах. Материалы словаря подтверждают идеи, заявленные и разработанные в диссертации, и содержат потенциал для исследования системы авторских образно-стилистических средств.

Таким образом, индивидуально-авторская метафора является важнейшей частью идиолекта М. Пришвина, гносеологическим и художественным инструментом, создающим лингвокультурную многовекторность и глубину авторского образа мира. Пришвинская метафорика всегда направлена на творческое преобразование мировоззренческих и поведенческих стереотипов, креативное развитие стилевых и эстетических канонов. Художественный мир писателя -«замкнутое символическое поле, где синкретично время и пространство, причина и следствие, где сама реальность превращается в некий всеобъемлющий символ, в единую гигантскую метафору» [Борисова 2001: 6].

Проведенное исследование имеет перспективы, к наиболее интересным из которых отнесем следующие:

1) представление образной модели мира М.Пришвина через раскрытие всей системы авторских тропов,

2) сопоставление метафорического образа мира М. Пришвина с метафорическими образами мира его литературных предшественников и современников;

3) комплексное сравнительное исследование концептуальной и языковой этнокартин мира и образа мира писателя как реализации системы национального языка и национальной концептосферы;

4) лексикографическое описание всей системы индивидуально-авторских изобразительно-выразительных средств, характерных для творчества М.Пришвина;

5) анализ метафорической рефлексии как творческого метода сквозь призму психолингвистической и лингвокогнитологической парадигм.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Чумаков, Алексей Николаевич, 2007 год

1. Авеличев, А.К. Заметки о метафоре // Вестник Москов. ун-та. Сер. Филология / А.К. Авеличев. 1973. -№ 1.- С. 3-17.

2. Алексеев, К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии / К.И. Алексеев. Вопросы психологии. 1996, №2. - С. 73-84.

3. Алефиренко, Н.Ф. Спорные проблемы семантики: Монография / Н.Ф. Алефиренко. М.: Гнозис, 2005. - 326 с.

4. Алефиренко, Н.Ф. Язык, познание и культура: Когнитивно-семиологическая синергетика слова: монография / Н.Ф. Алефиренко. -Волгоград: Перемена, 2006. 288 с.

5. Алешина, О.Н. Семантическое моделирование в лингвометафорологических исследованиях: Дисс. . д-ра филол.наук / О.Н. Алешина. Новосибирск, 2003. - 367 с.

6. Амосова, Н.Н. Английская контекстология / Н.Н. Амосова. JL: Изд-во Ленингр. университета, 1968.

7. Амосова, Н.Н. Основы английской фразеологии / Н.Н. Амосова. Л.: Изд-во Ленингр. университета, 1963. - 208 с.

8. Аристотель. Поэтика // Античная теория языка и стиля. Л., 1937. -120 с.

9. Арнольд, И.В. Объективность, субъективность и предвзятость в интерпретации художественного текста / И.В. Арнольд // Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: Сб. статей. СПб.: СПбГУ, 1999. -С. 341-350.

10. Арнольд, И.В. Стилистика. Современный русский язык: Учебник для вузов / И.В. Арнольд М.: Флинта: наука, 2002. - 384 с.

11. Арутюнова, Н.Д. Метафора и дискурс / Н.Д. Арутюнова // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. - С. 5-32.

12. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова.- М.: Языки русской культуры, 1999. 895с.

13. Ахапкин, Д.Н. «Филологическая метафора» в поэзии И. Бродского: Автореф. дис. . канд. филол. наук / Д.Н. Ахапкин. Санкт-Петербург, 2002. -21 с.

14. Балакина, Ю.И. Миниатюра как «корневой» жанр прозы М.М. Пришвина / Ю.И. Балакина. Пушкинские чтения-2007. Материалы XII международной научной конференции. - СПб: ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2007.-С. 194-198.

15. Балли, Ш. Французская стилистика / Ш. Балли. -М.: 1961. 286 с.

16. Бальбуров, Э. А. Художественно-философский неосинкретизм в русской литературе начала XX века: Автореф. дис. . док. филол. наук / Э.А. Бальбуров. Новосибирск, 2006. - 38 с.

17. Баранов, А.Н. Предисловие редактора / А.Н. Баранов // Лакофф Джордж, Джонсон Марк. Метафоры, которыми мы живем. М.: Едиториал УРСС, 2004.-С. 7-21.

18. Барт, Р. Миф сегодня / Р.Барт. // Гуманитарные работы: Семиотика. Поэтика. -М., 1989.- С. 400-420.

19. Басилая, Н.А. Семасиологический анализ бинарных метафорических словосочетаний / Н.А. Басилая. Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1971. - 78 с.

20. Бахтин, М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном искусстве// Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. -М., 1961.- 174с.

21. Бахтин, М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. М., 1978. - С. 74-78.

22. Блэк, М. Метафора / М. Блэк // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. -С. 153-172.

23. Борисова, Н.В. Жизнь мифа в творчестве М.М. Пришвина / Н.В. Борисова. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2001. - 282 с.

24. Варламов, А.Н. Гений пола. «Борьба за любовь» в дневниках Михаила Пришвина / А.Н. Варламов // Вопросы литературы. 2001. - №6. - С. 67-104.

25. Варламов, А.Н. Жизнь как творчество в дневнике и художественной прозе М. М. Пришвина: Дис. . д-ра филол. наук / А.Н. Варламов. Москва, 2003. - 424 с.

26. Варламов, А.Н. Пришвин, или Гений жизни. Биографическое повествование / А.Н. Варламов // Октябрь. 2002. - № 1. - С. 130-184.

27. Вежбицка, А. Сравнения градация - метафора / А. Вежбицка // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - С. 17-34.

28. Вейнрейх, У. Опыт семантической теории / У. Вейнрейх // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 10. Современная лингвистическая семантика/ Ред. В. А. Звегинцев. М.: Прогресс, 1981. - С. 50-176.

29. Виноградов, В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы / В.В. Виноградов. М., 1980

30. Виноградов, В.В. О языке художественной литературы / В.В. Виноградов. М., 1960. -142с.

31. Воротников, Ю.Л. «Языковая картина мира»: трактовка понятия / Ю.Л. Воротников // Знание. Понимание. Умение. 2006. — №2. - С. 88-90.

32. Вошина, О.Е. Особенности перевода индивидуально-авторской метафоры С. Моэма / О.Е. Вошина // Вестник ВГУ. 2003. - №2. - С. 59-64.

33. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики /

34. Гак, В.Г. Метафора: универсальное и специфическое / В.Г. Гак /./ Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. - С. 11-25.

35. Гальперин, И.Р. Избранные труды / И.Р. Гальперин. М.: Высшая школа, 2005. - 255 с.

36. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. М., Едиториал УРСС, 2005. - 144 с.

37. Гаспаров, Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века / Б.М. Гаспаров. М., 1994.

38. Гаспаров, Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования / Б.М. Гаспаров. М.: НЛО, 1996.

39. Гиршман, М.М. Ритм художественной прозы / М.М. Гиршман. М., 1982.

40. Глазунова, О.И. Логика метафорических преобразований / О.И. Глазунова. СПб., 2000. - 190 с.

41. Голякова, Л.А. Подтекст: прагматические параметры художественной коммуникации / Л.А. Голякова //Филологические науки. 2006. - №4. -С. 61-68.

42. Григорьев, В.П. Поэтика слова / В.П. Григорьев. М.: Наука, 1979. -121 с.

43. Грякалов, А.А. Русский космизм и философия события (Образ Проект1. Событие) / А.А. Грякалов.http://www.orenburg.rU/culture/credo/012007/4.html

44. Губернаторова, Э.В. Метафора как компрессированный компонент перевода: деятельностный аспект: Дис. . канд. филол. наук / Э.В. Губернаторова. Барнаул, 2003. - 180 с.

45. Гусев, С.В. Наука и метафора / С.В. Гусев. Л., 1984.

46. Дворцова, Н.П. Экстерриториальный писатель (О литературной репутации Михаила Пришвина) / Н.П. Дворцова // Вопросы литературы. -2004. -№ 1.-С. 49-69.

47. Дехнич, О.В. Концептуальная метафора People are trees в современном английском языке: Дис. канд. филол. наук / О.В. Дехнич. Белгород, 2004. - 157 с.

48. Дэвидсон, Д. Что означают метафоры / Д. Дэвидсон // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 172-193.

49. Евлампиев, И.И. Два измерения интерпретации / И.И, Евлампиев // Метафизические исследования. Выпуск 1. Понимание. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при Философском факультете СПбГУ, 1997.-С. 138-152.

50. Емельянов, Б.В. История русской философии: Учебник для вузов / Б.В. Емельянов, К.Н. Любутин, В.М. Русаков, Ю.К. Саранчин. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 736 с.

51. Жирмунский, В.М. Метафора в поэтике русских символистов / В.М. Жирмунский // НЛО. 1999. - №35.

52. Залевская, А.А. «Образ мира» vs «языковая картина мира» / А.А. Залевская // Картина мира и способы ее репрезентации: Научные доклады конференции "Национальные картины мира: язык, литература, культура, образование". Воронеж: ВГУ, 2003.-41-47 с.

53. Зализняк, А.А. Многозначность в языке и способы ее представления / А.А. Зализняк. М.: Языки славянских культур, 2006. - 672 с.

54. Зализняк, А.А. Феномен многозначности и способ его описания / А.А. Зализняк // Вопросы языкознания. 2004. - №2. - С. 20-45.

55. Иваненков, С.П. Экзистенциальная антропология М.Пришвина / С.П. Иваненков. http://www.credonew.ru/current/html/4.htm

56. Иванов, Н.Н. Мир Михаила Пришвина / Н.Н. Иванов. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2001. - 119 с.

57. Иванюк, Б.П. Метафора и литературное произведение (структурно-типологический, историко-типологический и прагматический аспекты исследования) / Б.П. Иванюк. Черновцы: Рута, 1998. - 252с.

58. Игнатов, К.Ю. Интертекстуальные словосочетания как средство анализа авторского стиля / К.Ю. Игнатов // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. -2006.-№4.-С. 114-132.

59. Калашникова, Л.В. Метафора в концептуальной структуре дискурса / Л.В. Калашникова. Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. -2005. -№1.-С. 91-96.

60. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов -М.: Едиториал УРСС, 2003, 264 с.

61. Кассирер, Э. Философия символических форм. В 2 т. / Э. Кассирер. -М.; СПб.: Университетская книга, 2001.

62. Ковыршина, О.А. Диалектика времени и вечности в художественном сознании Михаила Пришвина: Дис. канд. филол. наук / О.А. Ковыршина, -Елец, 2005. 205 с.

63. Кожевникова, Н. А. Образная параллель "строение человек" в русской литературе XIX-XX вв. / Н.А. Кожевникова // Художественный текст: единицы и уровни организации. Омск, 1991.

64. Козинец, С.Б. Словообразовательная метафора: пересечение лексической и словообразовательной систем / С.Б. Козинец. -Филологические науки. 2007. - №2. - С. 61-70.

65. Козицкая Е.А. Смыслообразующая функция цитаты в поэтическом тексте: Пособие по спецкурсу / Е.А. Козицкая. Тверь: ТГУ, 1999. - 140 с.

66. Козицкая Е.А. Эксплицированная и имплицированная цитата в поэтическом тексте // Проблемы и методы исследования литературного текста: К 60-летию И.В.Фоменко: Сборник научных трудов Тверь: ТГУ, 1997.-С 3-16.

67. Колшанский, Г.В. Объективная картина мира в познании и языке / Г.В. Колшанский. -М.: Едиториал УРСС, 2005. 128 с.

68. Колядина, A.M. Специфика дневниковой формы повествования в прозе М. Пришвина: Дис. . канд. филол. наук / A.M. Колядина. Самара, 2006,215 с.

69. Кошарная, С.А. Миф и язык: Опыт лингвокультурологической реконструкции русской мифологической картины мира / С.А. Кошарная. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. 288 с.

70. Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог и роман / Ю.Кристева // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 1995. - №1. - С. 97-124.

71. Крюкова, Н.Ф. Метафорика и смысловая организация текста: Автореф. дис. . д-ра филол. наук / Н.Ф. Крюкова. М., 2000. - 37 с.

72. Кубрякова, Е. С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира / Е. С. Кубрякова // Серебренников Б. А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира / Б. А. Серебренников и др. М.: Наука. 1988.-С. 141-172.

73. Кубрякова, Е. С. Сознание человека и его связь с языком и языковой картиной мира / Е. С. Кубрякова // Филология и культура. Тамбов: ТГУ, 2003. - С. 32-34.

74. Кубрякова, Е.С. Образы мира в сознании человека и словообразовательные категории как их составляющие // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2006. - Том 65. - № 2. - С. 3-13.

75. Кузьмина, Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка / Н.А. Кузьмина. -М.: КомКнига, 2007. 272 с.

76. Кураш, С.Б. Метафора и ее пределы: микроконтекст текст -интертекст / С.Б. Кураш. - Мозырь: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2001. - 121 с.

77. Курбатов, В.Я. Михаил Пришвин: Жизнеописание идеи / В.Я. Курбатов. М.: Советский писатель, 1986. - 224 с.

78. Лагута (Алешина), О. Н. Метафорология: теоретические аспекты / О.Н. Лагута. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т., 2003. - Ч. 1. - 114 с.

79. Лакофф, Дж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 256 с.

80. Левин, Ю.И. Лирика с коммуникативной точки зрения / Ю.И. Левин // Избранные труды: Поэтика. Семиотика. — М., 1998. — С.464— 482.

81. Левин, Ю.И. Структура русской метафоры / Ю.И. Левин // Учен. зап. Тарт. ун-та. Вып. 181: Труды по знаковым системам 2. Тарту, 1965. - С. 295297.

82. Леви-Строс, К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 512 с.

83. Леденев, Ю.И. Синтаксис семантика - текст / Ю.И. Леденев // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2003. - №35. -С. 52-59.

84. Лекант, П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке / П.А. Лекант. М.: Высшая школа, 2004. - 247 с.

85. Леонтьев, А.А. Бессознательное и архетипы как основа интертекстуальности / А.А. Леонтьев // Текст. Структура и семантика. Т. 1. -М., 2001.-С. 92-100

86. Леонтьева, Т.В. Интеллект человека в зеркале «растительных» метафор / Т.В. Леонтьева // Вопросы языкознания. 2006. - №5. - С. 57-77.

87. Лингвистические исследования. К 75-летию профессора В.Г.Гака. -Дубна: Феникс+, 2001.-192 с.

88. Лосев, А. Ф. Знак. Символ. Миф /А.Ф. Лосев. М., 1982.

89. Лосев, А.Ф. Страсть к диалектике. Литературные размышления философа. М., 1990.

90. Лосев, А.Ф. Философия символических форм у Э. Кассирера / А.Ф. Лосев // Символ. №ХХХ. - С. 311 -336.

91. Лотман, Ю.М. Об искусстве / Ю.М. Лотман. СПб.: «Искусство-СПБ», 1998.

92. Лотман, Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. СПб: «Искусство-СПБ», 2000. - 704 с.

93. Лотман, Ю.М. Символ в системе культуры / Ю.М. Лотман // Символ в системе культуры. Труды по знаковым системам. Учен. Зап. Тарт. ун-та. Вып. 754. Тарту, 1987. - С. 20.

94. Лотман, Ю.М. Текст в тексте // Труды по знаковым системам: Текст в тексте. Тарту, 1991. Вып. XIV (567).

95. Лукин, В.А. Художественный текст. Основы лингвистической теории. Аналитический минимум / В.А. Лукин. М.: Изд-во "Ось - 89м, 2005. - 560 с.

96. Лукьянова, Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления / Н.А. Лукьянова. Новосибирск, 1986. - 230 с.

97. МакКормак, Э. Когнитивная теория метафоры / Э. МакКормак // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. - С. 358-386.

98. Маковский, М.М. Мифопоэтические этюды / М.М. Маковский. -Вопросы языкознания. 2007. - №2. - С. 35-56.

99. Маковский, М.М. Удивительный мир слов и значений: Иллюзии и парадоксы в лексике и семантике / М.М. Маковский. М.: КомКнига, 2005. -200 с.

100. Маругина, Н.И. Метафора в процессах текстопорождения: На материале повести М. А. Булгакова "Собачье сердце" и ее переводов: Дис. . канд. филол. наук / Н.И. Маругина. Томск, 2005. - 211 с.

101. Маслова, В.А. Лингвокультурология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Маслова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -208 с.

102. Мерзлякова, А.Х. Типы семантического варьирования прилагательных поля «Восприятие» / А.Х. Мерзлякова. М.: Едиториал УРСС, 2003. - 352 с.

103. Мечковская, Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура. / Н.Б. Мечковская. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 432 с.

104. Минский, М.И. Остроумие и логика когнитивного бессознательного / М.И. Минский // Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск XXIII. М.: Прогресс, 1988.- с. 281-309.

105. ПО. Михаил Пришвин: Актуальные вопросы изучения творческого наследия. Материалы научной конференции, посвященной 129-летию со дня рождения писателя. Выпуск 1. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2002. - 200 с.

106. Михайлов, Н.Н. Теория художественного текста / Н.Н. Михайлов. М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 224 с.

107. Москвин, В.П. Русская метафора: Очерк семиотической теории / В.П. Москвин. М.: Едиториал УРСС, 2006.- 184 с.

108. Мыркин, В.Я. Язык — речь — контекст — смысл / В.Я. Мыркин. -Архангельск: Изд-во Поморского ун-та, 1994. 97 с.

109. Наговицын, А.Е. Древние цивилизации: общая теория мифа / А.Е. Наговицын. М.: Академический Проект, 2005. - 656 с.

110. Некрасова, Е.А. Метафора и ее окружение в художественной речи / Е.А. Некрасова// Слово в русской советской поэзии. М.: Наука, 1975. с. 76110.

111. Никитин М.В. О семантике метафоры / М.В. Никитин // Вопросы языкознания. 1979. - № 1. - с.92 -112.

112. Новиков, A.J1. О контекстуальном смысле слова / A.J1. Новиков // Филологические науки. 2002. - №5. - С. 82-88.

113. Новикова, Е.И. Метафора в немецкоязычной художественной прозе XVIII-XX веков: когнитивно-синтаксический подход: Дис. . канд. филол. наук / Е.И. Новикова. Самара, 2004. - 189 с.

114. Ольховская, Ю.И. Жанровые процессы в прозе М.М.Пришвина: от миниатюры к контекстовым лирическим формам: Дис. канд. филол. наук / Ю.И. Ольховская. Омск, 2006. - 188 с.

115. Опарина, Е.О. Концептуальная метафора / Е.О. Опарина // Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. С. 65-78.

116. Ортега-и-Гассет, X. "Табу" и метафора / X. Ортега-и-Гассет // Самосознание европейской культуры 20 века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Наука, 1991. - 176 с.

117. Ортега-и-Гассет, X. Две главные метафоры / X. Ортега-и-Гассет // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 68-82.

118. Панченко, A.M. Метафорические архетипы в русской средневековой словесности и в поэзии начала XX века / A.M. Панченко, И.П. Смирнов // Труды отдела древнерусской литературы. JL, 1971. Вып. 26: Древнерусская литература и русская культура XVIII-XX вв.

119. Платонова, Д. В. Экологические идеи в русском космизме: Дис. канд. культурологических наук / Д.В. Платонова. Москва, 2004.- 162 с.

120. Позднякова, Н.В. Метафора в научно-популярном стиле: Дис. . канд. филол. наук / Н.В. Позднякова. Белгород, 1995. - 209 с.

121. Полозова, И.В. Метафора как средство философского и научного познания: Дис. д-ра филос. наук / И.В. Полозова. Москва, 2003. - 346 с.

122. Полосин, B.C. Миф. Религия. Государство. / B.C. Полосин. М.: Ладомир, 1999.-440 с.

123. Попова, З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д. Попова, И.А. Стернин. Воронеж: «Истоки», 2001,- 191с.

124. Попова, З.Д. Синтаксический концепт и межкультурная коммуникация / З.Д. Попова // Вестник ВГУ. 2004. - №2. - С. 27-31.

125. Постовалова, В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека / В.И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. -М.: Наука, 1988.-С. 8-10.

126. Потебня, А.А. Мысль и язык / А.А. Потебня. М.: Лабиринт, 1999. -300 с.

127. Пришвина, В.Д. Невидимый град / В.Д. Пришвина. М.: Молодая гвардия, 2002. - 529 с.

128. Пришвина, В.Д. Пришвин в Дунине / В.Д. Пришвина. -М.: Московский рабочий, 1978. 160 с.

129. Радомская, Т. И. Феномен Дома и поэтика его воплощения в русской литературе первой трети XIX в. (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов): Автореф. дис. . док. филол. наук / Т.И. Радомская. -Москва, 2007. 38 с.

130. Резанова, З.И. Метафорический фрагмент русской языковой картины мира: ключевые концепты. Часть 1. / З.И. Резанова, Н.А. Мишанкина, Д.А. Катунин. Воронеж: РИЦ ЕФ ВГУ, 2003. - 210 с.

131. Рикер, П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение / П. Рикер // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. - С. 416-435.

132. Риффатер, М. Критерии стилистического анализа / М. Риффатер // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. IX. Лингвостилистика. М., 1980. -С. 69-97.

133. Ричарде, А. Философия риторики / А. Ричард // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.-С. 44-67.

134. Розина, Р.И. Глагольная метафора в литературном языке и в сленге: таксономические замены в позиции объекта / Р.И. Розина // Русский язык в научном освещении. 2003. - №1 (5). - С. 68-84.

135. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б.А. Серебренников, Е.С. Кубрякова, В.И. Постовалова и др.; Отв. ред. Б.А. Серебренников. М.: Наука, 1988. - 215 с.

136. Руднев, В. П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. II / В.П. Руднев. М.: «Аграф», 2000. - 432 с.

137. Рыкова, О.А. "Метафора-текст" как способ представления манипулятивной функции текста: На материале немецкого языка: Дис. . канд. филол. наук / О.А. Рыкова. Курск, 2003. - 150 с.

138. Рыньков, JI.H. Именные метафорические словосочетания в языке художественной литературы XIX века (послепушкинский период) / JI.H. Рыньков. Челябинск, 1975,- 183с.

139. Селиверстова, О.Н. Когнитивная семантика на фоне общего развития лингвистической науки / О.Н. Селиверстова // Вопросы языкознания. 2002. -№6. - С. 12-27.

140. Семенова, С.Г. «Жизнь, пробивающая себе путь к вечности.» Михаил Пришвин мыслитель / С.Г. Семенова // Человек. - 2000. - № 6. - С. 134-147. - 2001. -№ 1.-С. 164-176.

141. Сергеева, JI. А. Когнитивный механизм оценочной метафоры / JI.A. Сергеева // Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста /Материалы Международного симпозиума, Волгоград, 22—24 мая 2003 г, часть 1. Волгоград: ВГПУ, 2003. - с. 177-182.

142. Серебренников, Б.А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и мышление / Б.А. Серебренников. М.: Наука, 1988. - 247 с.

143. Серль, Дж. Метафора / Дж. Серль // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.-с. 307-341.

144. Сетаров, Р.Д. Метафорическая номинация в национальном языковом сознании / Р.Д. Сетаров. Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. -2005.-№2.-С. 92-98.

145. Сибиряков, И.В. Метафора: гносеологический статус, механизмы реализации и роль в познании: Дис. . канд. филос. наук / И.В. Сибиряков. -Челябинск, 2005,- 142 с.

146. Скляревская, Г.Н. Метафора в системе языка / Г.Н. Скляревская. -СПб.: Изд-во СПб унта, 1993.- 160 с.

147. Скляревская, Г.Н. Языковая метафора в словаре. Опыт системного описания / Г.Н. Скляревская // Вопросы языкознания. 1997. - № 2. - С. 1317.

148. Стернин, И.А. Лексическое значение слова в речи / И.А. Стернин. -Воронеж, 1985. 151 с.

149. Стернин. И.А. Коммуникативное и когнитивное сознание. // С любовью к языку. Москва-Воронеж, 2002. - С. 44-51

150. Субботина, М.В. Межкультурная метафора в русском художественном дискурсе: Дис. д-ра филол. наук / М.В. Субботина. Москва, 2006. - 279 с.

151. Тарасов, Л.Ф. К вопросу о лингвистической природе метафоры / Л.Ф. Тарасов // РЯШ. 1980. - №4. - с.64-67.

152. Текст как явление культуры / Г.А. Антипов, И.Ю. Марковина, О.А. Донских, Ю.А. Сорокин. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1989. - 264 с.

153. Телия, В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира / В.Н. Телия // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988.- С. 183-204.

154. Теория метафоры. М: Прогресс, 1990. - 217 с.

155. Толстая, С. М. Мотивационные семантические модели и картина мира / С.М. Толстая // Русский язык в научном освещении. 2002. - №1(3). -С. 112-127.

156. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического / В.Н. Топоров. М.: Издательская группа «Прогресс» -«Культура», 1995. - 624 с.

157. Туранина, Н.А. Именная метафора в русской поэзии начала XX века / Н.А. Туранина. Белгород: Изд-во БелГУ, 1999. - 213с.

158. Туранина, Н.А. Индивидуально-авторская метафора в контексте и словаре / Н.А.Туранина. Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. - 75 с.

159. Туранина, Н.А. Образная языковая картина мира и метафора / Н.А. Туранина // Слово и текст: сб. науч. ст. Белгород, 2002. - С.48-52.

160. Фатеева, Н.А. Интертекст в мире текстов: Контрапункт интертекстуальности / Н.А. Фатеева. -М.: КомКнига, 2006. 280 с.

161. Х.-Г. Гадамер. — М.: Прогресс, 1988. 704 с.

162. Харченко, В. К. Переносные значения слова / В.К. Харченко. -Воронеж: ВГУ, 1989.

163. Харченко, В.К. Функции метафоры / В.К. Харченко. Воронеж: ВГУ, 1992.-88 с.

164. Хоружий, С.С. После перерыва. Пути русской философии / С.С. Хоружий. Санкт-Петербург: «Алтейя», 1994.

165. Чудинов, А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации / А.П. Чудинов. Екатеринбург, 2003. - 248 с.

166. Чудинов, А.П. Россия в метафорическом зеркале / А.П. Чудинов. -Екатеринбург, 2001.

167. Чумак-Жунь, И.И. Поэтический текст как феномен культуры: интертекстуальность и поэзия / И.И. Чумак-Жунь. Белгород: Изд-во БелГУ, 2004.-201 с.

168. Шемякина, М.К. Человек и мир в дневниках И. А. Бунина и М. М. Пришвина: Дис. . канд. филол. наук / М.К. Шемякина. Белгород, 2004.236 с.

169. Шинкаренкова, М.Б. Метафорическое моделирование художественного мира в дискурсе русской рок-поэзии: Дис. . канд. филол. наук / М.Б. Шинкаренкова. Екатеринбург, 2005. - 314 с.

170. Ширяев, Е.Н. Бессоюзное сложное предложение в современном русском языке / Е.Н. Ширяев. М.: Наука, 1986. - с. 66.

171. Шувалов, В.И. Метафора в поэтическом дискурсе / В.И. Шувалов // Филологические науки. 2006. - №1. - С. 56-63.

172. Элиаде, М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское / М. Элиаде. М.: Ладомир, 2000. - 414 с.

173. Эртнер, Д.Е. Метафорический концепт в поэтических текстах Роберта Бернса и их русских переводах: Дис. . канд. филол. наук / Д.Е. Эртнер. -Тюмень, 2004,- 190 с.

174. Яблоков, Е.А. Художественная философия природы (творчество М. Пришвина и А. Платонова середины 1920-х — начала 1930-х годов) / Е.А. Яблоков // Советская литература в прошлом и настоящем. М., 1990.

175. Яговцева, О.А. Антропоцентрические метафоры в диалектной картине мира: На примере говора Исетского района Тюменской области: Дис. канд. филол. наук / О.А. Яговцева. Сургут, 2006. - 177 с.

176. Якобсон, P.O. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против» / P.O. Якобсон. М., 1975.

177. Metaphor in cognitive linguistics: Sel. papers from the Fifth intern. Cognitive linguistics conf., Amsterdam, 1997 / Ed. by Gibbs R.W., jr., Steen G. -Amsterdam; Philadelphia: Benjamins, 1999. VIII, 233 p.1. Список словарей

178. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. М., 1969.-355с.

179. Баранов, А.Н. Словарь русских политических метафор / А.Н. Баранов, Ю.Н. Караулов. -М., 1994.

180. Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / Под ред. Л.Г. Бабенко. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.- 864 с.

181. Горбачевич, К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка / К.С. Горбачевич. СПб.: «Норинт», 2001. - 224 с.

182. Золотова, Г.А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса / Г.А. Золотова. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 440 с.

183. Иванова, Н.Н. Словарь языка поэзии (образный арсенал русской лирики конца XVIII начала XX в.): Более 4500 образных слов и выражений / Н.Н. Иванова, О.Е. Иванова. - М., 2004. - 666 с.

184. Кожевникова, Н.А. Материалы к словарю сравнений и метафор русской литературы XIX-XX вв. Вып.1: «Птицы» / Н.А. Кожевникова, З.Ю. Петрова. М.: Языки русской литературы, 2000. - 480 с.

185. Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах / Главный редактор и составитель С.Я.Левит. СПб.: Университетская книга, 1998.

186. Маковский, М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов / М.М. Маковский. М., 1996.

187. Ю.Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 томах. М.: «Советская энциклопедия», 1988.

188. ЬРозенталь, Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова М.: Просвещение, 1976. - 543 с.

189. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты / В.П. Руднев. М.: Аграф, 1997. - 384 с.

190. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений. / РАН Ин-т рус. яз.; Под Общей редакцией Н.Ю. Шведовой. М.: Азбуковник, 1998.

191. Русский язык. Энциклопедия. М., Наука, 1980.

192. Словарь русского языка. В 4-х томах / Под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981-1984.

193. Словарь терминов французского структурализма (Извлечения) // Лингвистика XX века: система и структура языка: Хрестоматия. Ч. II / Сост. Е.А. Красина. М.: Изд-во РУДН, 2004. -с. 156-172.

194. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003. - 696 с.

195. Туранина, Н.А. Метафора В.Маяковского. Словарь. Таблицы. Комментарий / Н.А. Туранина. Белгород: БелГУ, 1997. - 191 с.

196. Туранина, Н.А. Словарь метафор Александра Блока / Н.А. Туранина. -Белгород: БелГУ, 2000. -34с.

197. Туранина, Н.А. Словарь образных средств С.Есенина / Н.А. Туранина. -Белгород: БелГУ, 1998. -87с:

198. Философский энциклопедический словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001.-719 с.

199. Хэмп, Э. Словарь американских лингвистических терминов (Извлечения) /

200. Хэмп // Лингвистика XX века: система и структура языка: Хрестоматия.

201. II / Сост. Е.А. Красина. М.: Изд-во РУДН, 2004. - с. 173-196.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.