Метаязыковая концептуализация сферы "творчество" в эстетической и художественной системе В. В. Набокова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, доктор филологических наук Рягузова, Людмила Николаевна

  • Рягузова, Людмила Николаевна
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 2000, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ10.02.19
  • Количество страниц 304
Рягузова, Людмила Николаевна. Метаязыковая концептуализация сферы "творчество" в эстетической и художественной системе В. В. Набокова: дис. доктор филологических наук: 10.02.19 - Теория языка. Краснодар. 2000. 304 с.

Оглавление диссертации доктор филологических наук Рягузова, Людмила Николаевна

Условные обозначения, принятые при цитировании произведений

В.В.Набокова.

Введение.

Глава 1. Ментальная и художественная объективация "мира" у В.Набокова.

1.1. Онтология художественного мира В.В.Набокова.

1.2.Концептуализация действительности и ее языковые номинции.

Глава 2. Доминанты идиостиля в философии творчества В.Набокова.

2.1. Семантическое поле "творчество" и его образные эквиваленты.

2.1.1. Семантические "ориентиры", или "сигналы", темы творчества.

2.1.2. Даль - предел.

2.1.3 .Дар - бездарность.

2.1.4. Вдохновение - труд.

2.1.5. Сходство, подобие - уникальность, неповторимость.

2.1.6. Подлинное - мнимое.

2.1.7. Память - беспамятство.

2.2. Понятие и образ "другого" в творческом сознании Набокова-писателя.

2.3. Дескрипция предметного мира и прагматика "вещи".

Глава 3. Художественное мировидение и эстетические доминанты идиостиля В.Набокова.

3.1 Терминосистема В. Набокова.

3.2. Текст / метатекст. Поэтика метаописания.

3.3.Стиль как "полная смысла текстура".

3.4. Функция "призмы" в художественной "оптике" писателя.

3.5."Мыслительный маневр" и литературный прием.

3.6. Прием "обратной перспективы" как "новый словесный вид".

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Метаязыковая концептуализация сферы "творчество" в эстетической и художественной системе В. В. Набокова»

В творчестве В.В.Набокова оригинально представлена художественная концепция бытия, человеческого сознания, времени и пространства. Хотя писатель отвергал любые "хронометрические концепции", спорным представляется утверждение о том, что, "в отличие от многих авторов сопоставимого калибра, Набоков не располагает к строительству мостов между своими работами и временем" (Александров 1999, с.24). Тексты писателя, образующие особую "семантическую вселенную" (Долинин 1994), в то же время являются проекцией философских и эстетических идей времени, воплощают специфические формы мироощущения и соответствующего ему способа теоретической рефлексии.

В.В. Набоков как писатель во многом определяет "идеи" и "формы" экспериментальных исканий времени. В его произведениях можно найти подтверждение краеугольным положениям научного мышления XX века: мыслям о панъязыковом характере сознания; о познании мира в форме литературного дискурса; об онтологизации понятия "текст", ставшего эпистемологической моделью реальности, а также можно обнаружить поворот в сторону прагматики, ориентацию на воспринимающего, слушающего и реальную речевую ситуацию.

Безусловно, попытка включить В.Набокова в литературно-историческую, социальную, философскую и другую среду потребовала бы необъятного по своим размерам исследования. Отдельные опыты в изучении метафизики и поэтики писателя в названных аспектах предприняты Б.Бойдом, Д.Б.Джонсоном, П.Тамми,

В.Е.Александровым, А.Долининым. Тексты Набокова трудно причислить к определенным литературным направлениям, ограничить рамками одной из известных стилевых формаций. Творчество писателя принято рассматривать как "эпилог" русского модернизма (М. Липо-вецкий), как синтез художественных открытий XX в. Он выразил движение литературы от символико-реалистической прозы до практических оснований постмодернизма. Действительно, раздвоение русской культуры XX века в Набокове претворено в "мировой феномен непрерывности" (А.Битов).

Проблема онтологического статуса реальности и ее структурирования с помощью языка - одна из главных в XX веке. Набокову не чуждо такое понимание действительности, при котором не менее значительная часть нашего мира облечена в особую форму возможности (Ортега-и-Гассет 1997). В научных и философских представлениях эпохи "действительный мир" не занимает привилегированного положения. Поэтому и в поэтике все большую роль играет семантика возможных миров (ирреальные модальности - фантастика, сновидения). Реальность осмысливается как "совокупность языковых игр" (Витгенштейн 1994). Речь при этом понимается не как рефлексия над реальностью, а как взаимодействие с реальностью, как часть реальности, как "форма жизни". В дескрипциях современной картины мира вымысел и реальность тесно переплетены. Фундаментальной оппозицией в ней стало противопоставление "текст - реальность" с существенным смещением границ между ними в сторону первичности сознания, вымысла, иллюзии. Это положение можно проиллюстрировать индивиду ал ьно-авторской мифологией В.В.Набокова: его проза отличается подчеркнутой семиотизацией действительности, авторская интертекстуальность также указывает на понимание культуры как знаковой системы. Моделирование мира приравнивалось писателем к его номинации. Усилием собственной воли герои Набокова наделяют "услужливым бытием мешанину миров". Создается впечатление, что не язык является инструментом писателя, а он для продолжения своего существования становится как бы средством языка.

Главное творческое устремление Набокова как писателя -"старание выразить свое отношение к вселенной, объятой сознанием" (ПГ, 502), и подарить читателю мир своих осязательных и зрительных откровений. В "эру идентификации и классификации" он не утратил веру в существование чего-то безымянного, необычного, по-своему именуя "недоназванный мир", проводя "радиусы от нежного ядра личного чувства к чудовищно ускользающим точкам вселенной" (ДБ, 294).

То положение, что современное философское мышление расширило представления о мире, обладающем полнотой лично значимых витальных смыслов, об опыте, обращенном к постижению конкретного и индивидуального, стимулирует теоретический интерес к текстам Набокова, произведения которого можно рассматривать как эксперименты над нормой романного повествования (приемами, стилевыми чертами).

Представляется перспективным исследование творчества В.Набокова в системе понятий филологической культурологии, мета-поэтики и философии текста. Актуальность изучения творчества писателя в указанных аспектах подтверждается обращением современной лингвистики к философии языка в его коммуникативно-прагматическом измерении, к проблеме изучения субъективности в языковых процессах, в своей основе ориентированной на "языковую личность" (Караулов 1987).

Научная новизна исследования заключается в выявлении и лингвопоэтической характеристике концептов, связанных в сознании писателя с постижением природы художественного словесного творчества и творческого процесса; в изучении способов расширения семантического поля традиционных эстетических категорий ("стиль", "прием", "творчество", "реальность") и приемов введения авторских терминов ("призма", "оптика", "маска"), придающих "символическую выразительность "индивидуальной семиотике" писателя (М.Ю. Лот-ман). Центральный аспект избранной темы - самоинтерпретация автором своего художественного творчества.

Творчество В. Набокова рассматривается в той понятийной системе, которая была ему свойственна и на которую ориентировано его эстетическое и художественное сознание, т. е. на становящийся, творимый текст. В то же время современный исследователь имеет возможность изучать творчество писателя как состоявшийся текст. Эта позиция "извне" и "изнутри" позволяет объединить проблемы, связанные с теорией и философией творческого процесса и его описанием, рассмотреть лингвистическую реализацию категорий его эстетической системы ("словесных гибких штампов", по выражению Набокова).

Понятийная система В.Набокова описывается с помощью языка современных лингвофилософских знаний. Ключевыми понятиями нашего исследования являются: концепт, идиостшь, текст, система, структура, лексико-семантическое поле, семантическое, ассоциативное поля текста. С их помощью описывается языковая художественно-творческая ментальность В.Набокова.

В текстах В.Набокова органично сочетаются художественный вымысел и теоретическая рефлексия, "светозарность сочинительства" и "холодный проблеск критической проницательности" ("Ада"); при этом текст распадается как бы в критической призме на предисловие, автокомментарий, рекламную аннотацию, само повествование и послесловие. Метаописание трансформирует текст и образ автора. Это позволяет рассматривать литературный дискурс писателя как сообщение и его код, в оппозиции самодостаточного / инструментального дискурса, выделить два аспекта проблемы: тему созидания искусства и структуру (приемы, повествовательный ритм, синтаксис). Мы исследуем в книгах В.Набокова то, что видел в них сам автор: "решение поставленных эрудитом гносеологических задач и радостные и задорные упражнения в литературном стиле" ("Ада").

В работе не ставилась цель представить целостную систему концептов, составляющих картину мира писателя. Большее внимание уделялось способам манифестации такой понятийной области, как "творчество и его механизм". Понятие "творчество" координирует процесс создания и восприятия произведения, осуществляет единство концептуально-содержательного и структурного начал. Благодаря творчеству в художественной практике писателя осуществляется взаимосвязь внешнего и внутреннего миров, происходит слияние "я" и "не-я" и т.д. Именно искусство является той точкой "в гамме мировых мер", где сходится "все".

Объект исследования - концептуальные основания языковой картины мира творческой личности. Проблема творчества, поставленная в широком аспекте, расчленяется на несколько связанных между собой тем. Основной акцент сделан на выявлении взаимодействия семантически значимого пространства с реальным, на проблеме "правды" литературного дискурса с исследованием системы его условностей. Познание языковой структуры текста служит основой поэтического мира автора и связанных с ним приемов самоидентификации. Для этих целей более пристально рассматриваются специфические образные представления и их индивидуально-авторское выражение в идиостиле и понятийной системе В.Набокова.

Предметом рассмотрения в работе являются концептуальные доминанты идиостиля в философии творчества В.Набокова, их наиболее значимые оппозиции и взаимосвязи.

Материалом для изучения послужили прозаические тексты В.Набокова "русского" и "американского" периодов творчества. Использование набоковских дискурсивных писаний (писем, лекций, эссе, мемуаров) для толкования художественных произведений, на наш взгляд, оправдано их содержательными соответствиями, а также устойчивостью воззрений автора; художественные тексты писателя включены в контекст его небеллетристических произведений. Экспликация метатекста представлена в произведениях Набокова о творчестве, в автокомментариях, маргиналиях к тексту, в критических эссе.

Цель работы - изучение языковой реализации концептуализированной сферы "творчество", эстетических универсалий ("стиль", "прием", "структура") и индивидуально-авторских терминов. Проблемы соотношения вымысла и реальности рассматриваются с гносеологических (я / другой, иллюзия / действительность) и поэтико-риторических позиций {текст / метатекст, дискурс / повествование).

Поставленная цель определила задачи данного исследования:

- изучение литературно-теоретических воззрений В.Набокова, представленных в виде доминантных концептов и терминов понятийного аппарата, что может быть использовано для реконструкции его художественной картины мира;

- установление взаимосвязи понятий "поэтический мир" и "картина мира", структурирующих современные представления о процессах художественного мышления и входящих в круг литературно-теоретических представлений В.Набокова, с разных сторон отражая акты творческого сознания писателя;

- выявление художественного замысла и теоретической рефлексии через соотношение категорий "текст / метатекст", через сопоставление концепта "творчество" и теоретического плана выражения процесса творчества в индивидуально-авторском языке;

- определение корреляций терминологического аппарата Набокова с научной парадигмой его времени.

Для решения поставленных задач используются разные уровни анализа: от рассмотрения текста на макроуровне (в контексте всего творчества писателя) до разбора на микроуровне (анализа произведения, словосочетания, слова).

Теоретическая значимость исследования заключается в намеченных перспективах изучения литературной терминологии, описывающей эстетические концепты В.Набокова. В работе представлены результаты изучения текстов писателя на основе синтеза ряда подходов научной и философской методологии XX века (семиотики, философии языка, лингвопоэтики, логической семантики, структуральной поэтики). При оценке наследия писателя мы исходили из специфического "постструктуралистского-постмодернистского комплекса" общих представлений и установок (Ильин 1996). При этом выявляется, что взгляды Набокова на искусство и литературу соотносимы в целом с идеями структурной поэтики (доказательство тесной взаимосвязи элементов текста), мотивного анализа (положение о трансуровне-вом характере текста и повторяющихся, варьирующихся мотивах), с явлением неомифологизма (обнаружение за каждым поверхностным и единичным проявлением текста глубинных и универсальных закономерностей), с теорией аналитической философии (текст не описывает реальность, а вступает с ней в сложные взаимоотношения). Видимо, можно говорить об имплицитном структурализме В.Набокова, понимая структурализм как проблему сознания, не метод, а шире - "общую тенденцию мысли" (Женетт 1998, т.1. с. 167).

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть применены при разработке новых направлений в набоковедении, в частности при изучении понятийного аппарата писателя и дальнейшем системном описании и трактовке основополагающих концептов художественно-эстетической ментальности писателя. Несмотря на то, что набоковедение представляет сегодня самостоятельную отрасль или "индустрию" филологической мысли, ощущается недостаток в исследованиях творчества автора в современной системе понятий - филологической культурологии, метапо-этики и философии языка.

Методологической основой работы стали принципы теоретической семантики и семиотики (работы Р.Барта, Ю.Д.Апресяна, Ю.С.Степанова, В.П.Руднева); структурной лингвистики (идеи P.O. Якобсона), лингвистической прагматики (труды А. Вежбицкой, НД. Арутюновой, Е.В. Падучевой). Импульс к научным поискам в этом направлении дали исследования по философии языка В.Н.Топорова, Б.А. Успенского, Вяч. Вс. Иванова, A.M. Пятигорского. В работе использованы исследования теоретического и историко-литературного характера, рассматривающие авторскую концепцию и оценку мира (М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев, В.Г. Зусман).

Теоретико-философской основой данной работы стало осмысление тенденций в разработке проблем интерсубъективности, диалога и коммуникации в философии Х1Х-ХХ вв. (С. Кьеркегор, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, Ю. Кристева).

Интерпретация текстов В.В.Набокова дается с опорой на достижения отечественного и зарубежного набоковедения, в частности на исследования В. Ходасевича, В. Вейдле, П. Бицилли, Г.Струве, Б. Бойда, Д.Б. Джонсона, П.Тамми, Дж. Конноли, Дж. Грей-сон, А.Долинина, С. Давыдова, В. Александрова, Г. Барабтарло.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творчество В.Набокова, его теоретико-литературные воззрения и языковые субстанции, выражающие их, предопределяют изучение метаязыка "литературности", момента перехода означаемого в означающее, т.е. в свете семиологии раскрывают взгляд на литературу как на уклончивую знаковую систему: не форму или содержание, а связующий их процесс, "динамическое равновесие подвижного значения", совокупность семантических приемов. Тексты В.Набокова открывают возможности семиотического толкования традиционных эстетических категорий и выступают как своего рода прогностические знаки тех изменений, которые произошли в понятийной системе эстетики XX века, стимулирующей самовыражение научно мыслящего субъекта.

2. Метальная и художественная объективация мира обусловлена взглядами писателя на текст и реальность как на функциональные феномены, различающиеся не столько онтологически, сколько прагматически. В прозе В.Набокова наблюдается развитие концепта "ментальный, или возможный, воображаемый мир". В терминах метапо-этики писателя он определяется как гипотетическое пространство: мистическая реальность потустороннего существования"; "реальность в степени X"; "подразумеваемая" реальность и др. Ментальное, или идеальное пространство формируется как пространство референции, в формах языка.

3. Между концептами, субстанциально-онтологическими понятиями, выражающими представления о реальности в художественной картине мира В.Набокова ("мир", "вещь", "другой", "творчество", "память"), существуют ассоциативные и тематические связи. За сочетанием сущностных концептов в идиостиле писателя скрыты особенности его философии творчества.

4. Концепт "творчество" - центр, на котором замыкаются у В.Набокова ассоциации отдельных элементов языка и мира. Концепт "творчество" реализуется через ряд оппозиций: бытие / лжебытие, мир / антимир, жизнь / текст. Декодирование "слов и картин", связанных с семантическим полем "творчество", актуализирует традиционные ассоциации и создает новую систему связей и иерархических зависимостей на смысловом и языковом уровнях. Эквиваленты концепта {даль, предел, мера и др.) обнаруживают ситуативные и концептуальные пересечения признаков, глубже раскрывают процессуаль-ность понятия. В функции "семантических сигналов" при интерпретации темы творчества в пределах индивидуальной научной мифологии Набокова употребляются слова: граница, зеркало, призма, сдвиг, мера, даль, предел, другой и др.

5. Понятийная система В.Набокова, связанная с гуманитарной сферой, отражает "индекс тем" и общность познавательных установок, характерных для менталитета эпохи. Понятийную систему Набокова можно рассматривать в качестве "призмы", направленной в том числе на осмысление его собственных творческих принципов.

Современная наука представляет собой еще одну "призму", преломляющую некоторые особенности прозы писателя, которые не видятся в пределах его эстетических представлений. Ряд понятий современной системы лингвофилософских знаний интертекстуальность, метаописание, языковая личность, интерсубъективность, полигенетичность, идиостиль, концепт и др.), которых нет в эстетическом сознании В.Набокова, помогают установить связи между такими сущностями в его текстах, которые не описывались прежде.

6. Концептуальная стилистика текстов писателя соотносится с законами логики его художественного мышления (прием "обратной перспективы", внутренней обратимости). Образная индукция индивидуально-авторских терминов ("призма", "оптика", "паутина", "узор") происходит за счет расширенного смыслообразования внутри словесно-образных концептов, метафорического осмысления семантики слов и их употребления в понятийном ряду эстетически значимых категорий.

Методы и методики исследования. В работе применялись следующие методы: сравнительный, трансформационный, метод концептуального и компонентного анализов; использованы принципы и приемы историко-функционального изучения литературы и элементы анализа структурной организации художественного текста (Ю.М. Лотман, Р. Барт, А.К. Жолковский, Ю.К. Щеглов); включены элементы ассоциативного анализа текста (Ю.Н. Караулов), использована техника описания идиостилей (В.П. Григорьев).

Апробация диссертации. Результаты работы представлены в докладах в Санкт-Петербурге на Набоковских чтениях в доме-музее В.В.Набокова (1998, 2000); на юбилейной Международной конференции "A.C. Пушкин и B.B. Набоков" (Пушкинский Дом, 1999); на Международных научно-практических конференциях в Российском гос. пед. ун-те им. А.И.Герцена (1998, 1999); на Международном конгрессе МАПРЯЛ (Братислава, 1999); в Москве на VI Международной конференции в МГОПУ (1998) и Международной научной конференции "В. В. Набоков в русской и мировой литературе" в ИМЛИ им. А. М. Горького РАН (1999), в Институте языкознания на Международной конференции "Логический анализ языка. Начала и концы" (2000); на Международной конференции в Новороссийске "Пушкин и информационная культура России" (1999), на Международной научной конференции в Ростове-на-Дону "Филология на рубеже тысячелетий" (2000).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория языка», Рягузова, Людмила Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Художественная картина мира В.Набокова складывается под влиянием чувственных и рефлективно-аналитических факторов. Писатель стремится познать мир, переосмысливая при этом готовые словесные формулы, по-своему именуя "недоназванный мир". Он ценит важность иррационального, интуитивного начала в творчестве, осмысливая на его основе ассоциативные связи, ив то же время держит в поле зрения механизм образования и сочетания этих связей, оценивая произведение по его "технической" стороне: совершенству устройства, текстуре. Набоков обретает средства выражения своего видения жизни и одновременно осознает это видение. В его произведениях отражено познание самого себя, своего собственного творческого процесса.

Сопоставление художественных текстов и критических дискурсов обнаруживает связность и творческую осознанность теоретико-литературных представлений автора, дает уникальную возможность проследить переход приемов выразительности из области подсознательного в область сознательного. Набоков "каталогизирует", "инвентаризирует" собственные "номенклатурные" элементы. В его метаописательных текстах стираются границы между тем, что обрело статус эстетически значимого художественного вымысла, и критическим дискурсом, снимаются формы условности между ними.

Теоретическая рефлексия проникает в художественный текст, и, наоборот, эстетические категории понятийного аппарата сохраняют образный характер. Автор не остается в рамках логико-понятийной системы, а всегда поясняет свое воззрение во множественном коннотативном ряду: приемы литературного сочинительства, например, определяются им как "уловки литературного мастерства", "мыслительные маневры", "трюки", "ходы книги", "искусные выдумки", "тонкие вешки". Понятия перетекают одно в другое (оптика -призма — фокус — фасет). При этом сами они во множестве текстов еще образно конкретизируются.

Автор, "содержатель собственной подпольной обсерватории", отражает свои представления о мире в "зеркалистых гранях и поверхностях" различных оптико-механических приспособлений. Образы телескопа, калейдоскопа, призмы, стереоскопа, диаскопа, хромодиа-скопа, камеры-обскура обозначают в его сознании собственные поиски стереоскопического, бинокулярного творческого зрения и опосредованного восприятия реальности. Индивидуальность художника проявляется не только в создании новых окказиональных символов, но и в актуализации традиционных представлений, в частности об особых креативных свойствах памяти и зрения в творческом акте (внутреннее зрение, фасеточное зрение). Микротема острого художественного зрения объединяет различные понятия визуальной сферы - оптика, призма, дальнозоркость, близорукость, слепота, очки, стереоскоп, эпископ, камера-обскура, калейдоскоп и др. Концепт "стиль" - "полная смысла текстура" - объединяет в одном концептуализированном ряду слова ткань, вуаль, узор, искусство вышивки, паутина, орнамент, рукоделие, прозрачный, сквозистый, причудливый.

Слово Набокова антиномично. Слово, выходящее за свои пределы, рождает в своем бытии, в своем процессе новые семантические пласты и контексты. Образная индукция индивидуально-авторских терминов Набокова происходит за счет расширенного смыслообразо-вания внутри словесно-образных и понятийных концептов, метафорического осмысления семантики слов и их употребления в понятийном ряду эстетически значимых категорий.

Ментальная и художественная объективация мира обусловлена взглядами писателя на текст и реальность как на функциональные феномены, различающиеся не столько онтологически, сколько прагматически. В прозе Набокова наблюдается развитие концепта "ментальный, или возможный, воображаемый мир", или, по словам самого писателя, "реальность в степени X". Оригинальная концепция бытия отражает релятивизм философских взглядов писателя и определяет приемы описания "так называемой реальности". Благодаря языку художественная картина мира может изображать любую "действительность", форму которой она принимает, включая "области сомнительного и смутного бытия". Ментальное, или идеальное пространство формируется именно как пространство референции, т.е. в формах языка.

Художественный мир Набокова определяется как мир переходных состояний. Кажется, что автор колеблется между классическим и неклассическим видением мира: мысли и чувства его представлены как в спонтанном течении, так и в логически завершенном виде. Он ценит и любит возможности познания человека, которые открывает неклассическое видение, вполне ими пользуется и внедряет в процесс художественного освоения действительности. Отсюда - его приемы ("акробатика слов"; ход мысли "туда / обратно"), позволяющие реализовать картину мира в духе времени, но этическое основание этого мира остается незыблемым. В этом смысле, полагал он, в мире, в сущности, ничто не изменилось, и "по-прежнему остаются в почете добро и красота". Одновременно эстетическое самосознание Набокова, его рефлексии, вызванные осмыслением собственного творческого процесса и творчества других художников слова, находятся в соответствии с движением теоретической мысли, ему близка поляризация академического литературоведения и новых тенденций в понимании художественного слова.

Понятийная система В.Набокова, связанная с гуманитарной сферой, отражает "индекс тем" (В.Шкловский) и общность познавательных установок, характерных для менталитета эпохи. В частности, обнаруживает свою близость к формальной школе, структуральной поэтике, семиотическим концепциям. Эстетическая аксиома писателя: искусство - обман, игра, особая оптика - основана на понимании специфики литературы как "мерцающего посредника между вымыслом и реальностью", как особой "призмы", отличной от прямого зеркального отражения или "подобия" жизни. В умственном кругозоре писателя понятия "призма" - "прием" - "стиль" сопряжены в едином эстетическом поле. "Призма" деформирует "материал", представляя его разные художественные возможности; совокупность приемов создает грани "призмы". Через систему приемов осуществляется смещение, искажение "рациональной жизненной плоскости". В стиле преломляются "призматические" лучи, не случайно в нем "есть своя кривизна, как в пространстве". Сложность восприятия мира показана Набоковым как разные способы преломления того, что называют реальностью. Оптические приборы не только указывают на специфику художественного отражения жизни как смену призм, но и определяют своеобразие стилевой манеры автора и принципы описания предмета.

Тексты Набокова открывают возможности семиотического толкования традиционных категорий и выступают как своего рода прогностические знаки тех изменений, которые произошли в понятийной системе эстетики XX века, стимулирующей самовыражение научно мыслящего субъекта.

Художественная практика писателя ориентирует исследователя на изучение "литературности", самого момента перехода означаемого в означающее, т.е. в свете семиологии раскрывает взгляд на литературу как вторичную знаковую систему: не форму или содержание, а связующий их процесс, "динамическое равновесие подвижного значения", "совокупность семантических приемов" (Р. Барт).

Приемы литературной техники помогают воспринять "индивидуальный гений" писателя изнутри его собственной эстетической философии. Неиерархичность художественной картины мира набоков-ских текстов (мозаичность, "фасеточность" и самостоятельность ее фрагментов) повышает значимость отдельного литературного приема, а их сочетание передает своеобразие "литературной колоратуры" писателя. Его творческая эволюция завершается торжеством воображения и искусства над жизнью, большей формализацией и независимостью приемов. Нахождение собственных приемов письма, их выделение и обращение в художественную систему придает ей новый статус. Искусство писателя обретает самостоятельность, когда он переходит к осознанию того, что его картина мира может быть выражена на уровне приема. Овладев логикой и законами созданного мира, автор ощущает творческую свободу и возможность игры приемами.

В художественном мире Набокова меняется соотношение части и целого, без целого схватывается часть, повышается функция приема, фрагмента текста. Деталь и целое меняются местами, но на самом деле идет новый поиск цельности построения "картины мира" не за счет собирания ее частных видов, а вокруг части, отразившей или отражающей в себе мир как целокупность. В традиционном повествовании автор находится вне текста, он создает текст, подобный внешней видимой "картине мира". На втором этапе автор - медиум между целым миром и его деталями, он внутри предмета и сквозь призму предмета зрит мир.

Поэтический мир Набокова уникален, сложен. Набоковедение - это не менее сложный мир филологической мысли, не принимающий абстрактного приложения общих лингвофилософских схем и в значительной степени определяющий направление семантико-стилистических исследований. В набоковедении сложились в определенную систему исследовательские понятия и термины, наиболее созвучные художественному мышлению писателя (образовался свой метаязык). Набоковская "символика совпадений" проецируется на "коды" к его текстам. При интерпретации текстов писателя часто употребляются следующие понятия: двоемирие, многомирие, полиреальность; потусторонность; биспациальность, "презумпция всеодушев-ленности", "семантические качели"; послесмертие; метароман; "тексты-матрешки"; "игровая поэтика", двойничество, соглядатайство; "двойное время"; "стилевая компрессия" "семантическое приравнивание перво личной и третье личной форм повествования"; "смена дейк-тических номинаций одного и того же персонажа"; "омонимия интертекстуального сигнала"; прием реминисцентной организации текста; реминисцентный код; "полигенетичность"; прием культурологического подсвечивания образа; синестезия ("соощущение", пересечение чувств, цветной слух); пространственно-временной палимпсест (совмещение, одновременное протекание разновременных процессов). Прием "космической синхронизации" (ощущения параллельного существования реального и идеального миров), момент "епифаний", т. е. сверхчувственного прозрения бытия. К ним можно также отнести прием "обратной перспективы", или "внутренней обратимости".

Образно- понятийная сфера "творчество" у Набокова в силу своей универсальности и максимального объема вбирает в себя множество частных, соподчиненных понятий, сопоставимых в пределе своей теоретической представимости с объемом художественного мира писателя. Концепт "творчество" - центр, вокруг которого происходит у Набокова ассоциация отдельных элементов языка и мира. Акт творчества воспринимается как создание "новой жизненной гармонии", "своеродное совершенство" ("не похожее на слова, не нуждающееся в словах"), содержащее "бездну смысла". В процессе творчества осуществляется взаимопроникновение внешнего / внутреннего, тайного / явного, воображения / знания, "я" и "не-я". Эквиваленты концепта: даль, предел, память, беспамятство, сходство, подобие, преступление, другой, обман - обнаруживают ситуативные и концептуальные пересечения признаков, глубже раскрывают процессуаль-ность понятия, обозначающего сам творческий процесс. Соотнесенность членов парадигмы, входящих в семантическое поле концепта "творчество", придает ей смысловую гибкость, позволяя на разных этапах развития мысли актуализировать различные семантические грани. В художественных дискурсах В.Набокова наблюдаются реализации и сложные трансформации отмеченной парадигмы.

При интерпретации темы творчества можно выделить слова-"ориентиры", своего рода семантические "сигналы", онтологические, субстанциальные, ключевые понятия, свидетельствующие о системности художественного видения Набокова и о поисках понятийного языка, который бы эти сущности охарактеризовал и представил. Слова граница, зеркало, сдвиг, мера, предел, даль, дар, вещь, переход, другой выступают в функции подобных определений. Они употребляются в своем специфическом значении в пределах индивидуальной научной мифологии Набокова. Слова творчество, память, вещь, другой, мир употребляются в качестве гиперонимов вместо слов с конкретной семантикой.

Важным моментом в описании художественной картины мира Набокова является установление ассоциативных и тематических связей между концептами, субстанциально-онтологическими понятиями, выражающими представления о реальности: "мир", "вещь", "другой", творчество", "память". За сочетанием сущностных концептов и их языковых реалий в идиостиле В.Набокова скрыты особенности философии творчестава писателя. Без лингвопоэтического углубления в семантику слов многие из них не удалось бы понять и описать как структурно значимые элементы большой концептуализированной сферы.

Можно говорить о единстве языковой личности Набокова. На всех текстах лежит отпечаток его самобытного стиля, проглядывают "спутанные линии личности". Методы и принципы теоретической лингвистики служат средствами познания неких закономерностей писательской индивидуальности Набокова. Рассмотрение понятийно-образной устойчивости и конструктивной повторяемости позволяет по-новому взглянуть на стилевую и нарративную динамику набоков-ской прозы.

Стремление определить принципы организации текста и описать его приемы является одной из привлекательных сторон в изучении творчества писателя. Существенно, что литературный прием Набоков рассматривал не как формальный атрибут повествовательной техники, а "элемент смысла". Стиль в его представлении - "феномен языка", причудливая игра приемов и сам способ мышления ("словесные узоры" и "костный мозг мысли автора", "полная смысла текстура"). Стиль для Набокова - прежде всего "причуда личных предпочтений". Однако, помимо "уникальных открытий, выраженных уникальным образом", "индивидуальный гений", по его мнению, тесно связан с родовым сознанием, общим кодом отечественной культуры и ее концептами. Эту связь сам автор ощущал в "горькой роскоши русской словесной мощи", одинаково владея и "старосветским русским", и "эдиповыми словесами своих русских пращуров". Набоковские индивидуальные концептуальные образования обладают гипнотической силой, завораживают читательское воображение своими скрытыми смыслами. Вместе с этим общие концепты русской культуры по-новому воспринимаются в индивидуально-неповторимой авторской интерпретации.

Перспективно создание тезауруса писателя, конкорданса или словаря литературоведческих терминов. Представляется важным дальнейшее описание индивидуально-авторских концептов ("здравый смысл", "смех в темноте", "отчаяние" и др.), а также культуроспеци-фической концептуализации жестов (отмеченной Набоковым "исключительно русской поглощенности физическим движением и жестом"), их соотношений со словом.

Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Рягузова, Людмила Николаевна, 2000 год

1. Аверин Б. А. Поэтика ранних романов Набокова // Набоковскийвестник. СПб., 1998. Вып.1. С. 31-43.

2. Авдевнева О.Ю. Смысловая плотность художественного текста (наматериале русскоязычной прозы В.В.Набокова): Дис.канд. филол. наук. Саратов, 1997.

3. Адамович Г. Одиночество и свобода. М., 1996.

4. Акимова И. И. Способы выражения имплицитной информации художественного дискурса (на материале произведений Набокова): Автореф. дис.канд. наук. М., 1997.

5. Александров В. Набоков и "Серебряный век" русской культуры //

6. Звезда. 1996. №11. С.215-230.

7. Александров В.Е. Набоков и потусторонность. СПб., 1999.

8. Анастасьев Н. Феномен Набокова. М., 1992.

9. Антонов С.А. Ассоциативные и образные виды текстовой связи впрозе В.Набокова (на материале рассказа "Пильграм") // Русский текст. 1993.№1.

10. Апресян Ю. Д. Избранные труды: В 2 т. Интегральное описаниеязыка и системная лексикография. М., 1995. Т. 2.

11. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999.

12. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997. С. 267-279.

13. Бабурина М.А. Концепт "муза" и его ассоциативное поле в русской поэзии Серебряного века: Автореф. дис. канд. филол. наук. СПб., 1998.

14. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической инациональной семантике языка, их личная специфика: Авто-реф. дис. д-ра филол. наук. Воронеж, 1998.

15. Барабтарло Г. Призрак из первого акта // Звезда. 1996. № 11.1. С.140-145.

16. Барт Р. Camera Lucida. Комментарий к фотографии. М., 1997.

17. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.

18. Бахтин М. М. Собр. соч.: В 5 т. М., 1996. Т.5.

19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1989.

20. Бахтинский тезаурус. Материалы и исследования. М., 1997.

21. Берберова Н. Набоков и его "Лолита" // Набоков В.В.: pro et contra. СПб., 1997. С. 284-308.

22. Битов А. Ясность бессмертия // Звезда. 1996. № 11. С. 134-139.

23. Бицилли П.М. Сирин. "Приглашение на казнь". "Соглядатай"

24. Париж, 1938) // Бицилли П. Избранные труды по филологии. М, 1996. С.639-642.

25. Борев А.Б. Эстетика. М., 1988.

26. Борухов Б.Л. Об одной вертикальной норме в прозе В.Набоковакатегория половины в романе "Лолита") // Художественный текст. Онтология и интерпретация. Саратов, 1992. С. 130-134.

27. Брудный A.A. Психологическая герменевтика. М., 1998.

28. Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце. О русских романах Владимира Набокова. М., 1998.

29. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков.1. М., 1999.

30. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.

31. Вейдле В. Умирание искусства. Размышление о судьбе литературного и художественного творчества. СПб., 1996.

32. Витгенштейн JI. "Логико-философский трактат" с параллельнымфилософско-семиотическим комментарием (В.П.Руднева) // Логос. 1999. № 1. С.99-130.

33. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л.

34. Философские работы. 4.1. М, 1994.

35. Воробьев А. Гумберт в аду // Подъем. 1996. №5-6. С.221-240.

36. Вострикова М.А. Проза В.Набокова 20-х годов (Становление поэтики): Дис. канд. филол. наук. М., 1995.

37. Гаспаров М.Л. Художественный мир писателя. Тезаурус формальный и тезаурус функциональный // Проблемы структурной лингвистики. 1984. М., 1988. С.125-137.

38. Голикова Т.А. Слово как интегративный компонент репрезентации концептуальной картины мира (на материале творчества Набокова): Дис.канд. филол. наук. Барнаул, 1996.

39. Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979.

40. Турболикова O.A. Тайна Владимира Набокова. Процесс осмысления: Библиографические очерки. М., 1995.

41. Давыдов С. "Пушкинские весы" Владимира Набокова // Искусство Ленинграда. 1991. №6. С. 39-46.

42. Давыдов С. "Гносеологическая гнусность" В.Набокова: метафизика и поэтика в романе "Приглашение на казнь" // Набоков В .В.: pro et contra. СПб., 1997. С.284-307.

43. Даниэль С. Оптика Набокова // Набоковский вестник. СПб., 1999.1. Вып.4. С. 168-173.

44. Дарк О. Загадка Сирина: ранний Набоков в критике первой волнырусской эмиграции // Вопросы литературы. 1990. № 3.

45. Дарк О. Примечания // Набоков В.В. Собрание сочинений : В 4 т.1. М., 1990. Т. 1.С.411-413.

46. Дмитровская М. А. Язык и миросозерцание А. Платонова: Автореф. дис.д-ра филол. наук. М., 1999.

47. Долинин А. Цветная спираль Набокова // Набоков В. Рассказы;

48. Приглашение на казнь: Роман; Эссе, интервью, рецензии. М., 1989.

49. Долинин A.A. "Двойное время" у Набокова // Пути и миражирусской культуры: Сборник. СПб., 1994. С.283-322.

50. Долинин А. А. Плата за проезд. Беглые заметки о генезисе некоторых литературных оценок Набокова // Набоковский вестник. СПб., 1999. С.5-15.

51. Долинин А. А. Истинная жизнь писателя Сирина: Первые романы

52. Набоков В. В. Русский период. Собр. соч. в 5т. СПб., 1999. Т.1. С.9-41.

53. Долинин А. Загадка недописанного романа (Solus Rex) // Звезда.1997. № 12. С.215-225.

54. Ерофеев В. Русский метароман Владимира Набокова, или в поисках утерянного рая // Вопросы литературы. 1988. №10. С. 125— 160.

55. Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. М., 1998. Т. 1-2.

56. Жирмунский В.М. К вопросу о формальном методе // Русскаясловесность: От теории словесности к структуре текста. М., 1997. С. 125-128.

57. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты Приемы - Текст. М., 1996.

58. Забияко A.A. Феномен синестезии и художественный мир литературного произведения (на материале русскоязычной прозы Владимира Набокова): Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1998.

59. Заманская В.В. Русская литература первой трети XX века: проблема экзистенциального сознания / Урал. гос. ун-т. им. А.М.Горького. Магнитогорск, 1996.

60. Злочевская А. В. В.Набоков и Н.В. Гоголь // Вестн. Московск. унта. Серия 9. Филология. М., 1999. №2. С.30-46.

61. Злочевская A.B. Поэтика Владимира Набокова: новации и традиции // Русская литература. 2000. № 1. С.40-62.

62. Злочевская A.B. Эстетические новации Владимира Набокова вконтексте традиций русской классической литературы // Вестник МГУ. Сер. филология. 1997. №4. С.9-19.

63. Зусман В.Г. Художественный мир Франца Кафки: малая проза ироманы: Дис. д-ра филол. наук. Н.Новгород, 1997.

64. Иванов Вяч. Вс. Семантика возможных миров и филология //

65. Проблемы структурной лингвистики 1980. М., 1982. С. 5-19.

66. Иванова И.И. О некоторых особенностях интерпретации набоковского Гоголя (эссе "Николай Гоголь") // Петербургский вестник. СПб., 1998. Вып. 1. С. 118-124.

67. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

68. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.

69. Ионина А. А. Литература русского зарубежья 1920-1940-х годов воценке англоязычной славистики: Авторреф. дис.канд. фи-лол. наук. М., 1995.

70. Казин А.Л. Этика Набокова // Петербургский вестник. Вып. 1.1. СПб., 1998. С.26-30.

71. Кантор М. Бремя памяти (О Сирине) // В.В.Набоков: pro et contra.1. СПб., 1997. С.234-237.

72. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.

73. Караулов Ю.Н. Ассоциативный анализ: новый подход к интерпретации художественного текста // Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999. С. 151-186.

74. Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира

75. Набокова: Критические отзывы, эссе, пародии. М., 2000.

76. Ковтунова И.И. Поэтика контрастов в романе В. Набокова "Дар"

77. Язык: система и подсистемы. М., 1990. С. 140-161.

78. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М., 1988.

79. Козловская Н.В. Лексика предметного мира в организации лексической структуры текста произведения В.Набокова "Другие берега": Дис. канд. филол. наук. М., 1995.

80. Конноли Дж. Загадка рассказчика в "Приглашении на казнь"

81. В.Набокова // Русская литература XX века. Исследования американских ученых. СПб., 1993. С. 446-457.

82. Кузнецов П. Утопия одиночества: В.Набоков и метафизика // Новый мир. 1992. №10. С. 243-250.

83. Кусаинова Т. С. Темы "пространство" и "время" в лексическойструктуре художественного текста (по роману В.Набокова "Другие берега"): Дис. канд. филол. наук. СПб., 1997.

84. Кучина Т. Г. Творчество В.Набокова в зарубежном литературоведении: Дис. канд. филол. наук. М., 1996.

85. Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к "Философским крохам" // От Я к Другому: Сб. пер. по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Минск, 1997. С. 10-27.

86. Лахухина О. И. Смысловая плотность текста // Художественныйтекст: Онтология и интерпретация. Саратов, 1992. С. 122-129.

87. Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998.

88. Лем С. Лолита, или Ставрогин и Беатриче // Литературное обозрение. 1992. № 1. С.75-85.

89. Линецкий В. "Анти-Бахтин" лучшая книга о Владимире Набокове. СПб., 1994.

90. Липовецкий М. Эпилог русского модернизма (Художественнаяфилософия творчества в романе "Дар" Набокова) // Вопросы литературы. 1994. № 3. С.72-95.

91. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М., 1997. С.280-287.

92. Логический анализ языка. Культурные концепты. Вып.4. М.,1991.

93. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфера история. М., 1996а.

94. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 19966.

95. Лотман Ю.М. Ян Мукаржовский теоретик искусства // Мукаржовский Я. Структуральная поэтика. М., 1996в.

96. Лукин В.А. Художественный текст. Основы лингвистическойтеории и элементы анализа. М., 1999.

97. Люксембург A.M. Амбивалентность как свойство набоковскойигровой поэтики // Набоковский вестник. СПб., 1998. Вып.1. С. 16-25.

98. Люксембург A.M. Лабиринт как категория набоковской игровойпоэтики (на примере романа "Бледное пламя") // Набоковский вестник. СПб., 1999. Вып. 4. С. 5-11.

99. Люксембург A.M., Рахимкулова Г.Ф. Магистр игры Вивиан Ван

100. Бок (игра слов в прозе Владимира Набокова в свете теории каламбура). Ростов-на-Дону, 1996.

101. Малофеев П.К. Поэзия В.Набокова: Дис. канд. филол. наук.1. Екатеринбург, 1996.

102. Мамардашвили М. Лекции о Прусте. М., 1995.

103. Маневич Г. Роман Набокова "Дар" и пушкинская формула творчества // Маневич Г. Оправдание творчества. М., 1990. С. 211234.

104. Медарач М. Владимир Набоков и роман XX столетия // Набоков В.В.: pro et contra. СПб., 1997. С. 454^176.

105. Мельников Н. Безумное чаепитие с Владимиром Набоковым //

106. Литературное обозрение. 1997. № 2. С. 84-88.

107. Млечко А.В. Пародия как элемент поэтики романов

108. В.В.Набокова: Автореф. дис. канд. филол. наук. Волгоград, 1998.97. Модели мира. М., 1997.

109. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства.1. М., 1994.

110. Мулярчик А. Верность традиции (рассказы В.Набокова 20-30-хгодов) // Литературная учеба. 1989. №1.

111. Мулярчик A.C. Русская проза Владимира Набокова. М., 1997.

112. Набоков В. В.: pro et contra. СПб., 1997 (в тексте Pro et contra).

113. Набоков В. Из интервью Бернару Пиво на французском телевидении // Звезда. 1999. № 4. С. 48-54.

114. Набоков В.В (1899-1999). К 100-летию со дня рождения // Звезда.1999. № 4 (в тексте Набоков 1999).

115. Набоков В.В. Искусство литературы и здравый смысл // Звезда.1996. №11. С. 65-73.

116. Набоков В.В. Неизданное в России // Звезда. 1996. №11 (в тексте-Набоков 1996).

117. Набоков В.В. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990.

118. Набоков В.В. Американский период. Собр. соч.: В 5 т. СПб.,1997-1999 (в тексте указ. том.).

119. Немцев Л. В.В. Набоков и Н. В. Гоголь: создание образа автора вхудожественном произведении: Автореф. дис.канд. филол. наук. Самара, 1999.

120. Николина H.A. "Страстная энергия памяти" (Композиционноречевое своеобразие романа В.В.Набокова "Другие берега") // Русский язык в школе. 1999. № 2. С. 77-84.

121. Носик Б. Мир и дар Владимира Набокова. М., 1995.

122. Оглаева Л.Ю. Концепция героя в русскоязычных произведениях

123. В.Набокова: Автореф. дис.канд. филол. наук. М., 1998.

124. Ортега-и-Гассет X. Заметки на полях // Иностранная литература.1998. № 3. С.235-250.

125. Ортега-и-Гассет X. Человек и люди // Ортега-и-Гассет X. Избранное. М., 1997.

126. От Я к Другому: Сб. пер. по проблемам интерсубъективности,коммуникации, диалога. Минск, 1997.

127. Очерки истории русской поэзии XX века. Поэтический язык иидиостиль: Общие вопросы. Звуковая организация текста. М., 1990.

128. Пави П. Словарь театра. М., 1991.

129. Падучева Е.В. Рассказ Набокова "Набор" как эксперимент надповествовательной нормой // Семантические исследования. (Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарра-тива). М., 1996. С.З85-393.

130. Паперно И. Как сделан "Дар" Набокова // Набоков В.В.: pro etcontra. СПб., 1997. С.491-513.

131. Полищук В. Жизнь приема у Набокова // Набоков В.В.: pro etcontra. СПб., 1997. С. 815-829.

132. Польская С. Смерть и бессмертие в русских рассказах Владимира1. Набокова. Geteborg, 1996.

133. Прокофьева Л.П. Цветовая символика звука как компонент идиостиля поэта (на материале произведений А.Блока, А.Белого, К.Бальмонта, В.Набокова): Дис. канд. филол. наук. Саратов, 1995.

134. Проффер К. Ключи к "Лолите". СПб., 2000.

135. Пуля И.И. Образ миф России в русских романах В.В.Набокова,20. 30-е годы XX века: Дис. канд. филол. наук. Вологда, 1996.

136. Пятигорский А. Чуть чуть о философии В. Набокова // Избранные труды. М., 1996. С.231-242.

137. Руднев В. Морфология реальности: Исследования по "философиитекста". М., 1996.

138. Руднев В.П. Прочь от реальности. Исследования по философиитекста. М., 2000.

139. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1997.

140. Руднев В.П. Теоретико-лингвистический анализ художественногодискурса: Автореф. дис. д-ра филол. наук. М., 1996.

141. Русская словесность: от теории словесности к структуре текста.1. М., 1997.

142. Савельева В.В. "Король, дама, валет", или сердца трех в романе

143. Набокова // Русская речь. 1996. №5. С.28-32.

144. Семиотика / Вст. ст. Ю.С.Степанова. М., 1988. Т.1.

145. Сендерович С. Пушкин в "Даре" В.Набокова: фигура сокрытия //

146. Пушкинский сборник. Иерусалим. 1997. С.225-235.

147. Сендерович С. Владимир Набоков и постсимволизм // Постсимволизм как явление культуры: Матер, междунар. науч. конф. Москва, 4-6 марта 1998 г. Вып. 2. М., 1998.

148. Сендерович С., Шварц Е. Вербная штучка. Набоков и популярнаякультура // Новое литературное обозрение. 1997 № 24. С. 93111.

149. Сендерович С., Шварц Е. Старичок из евреев (комментарии к

150. Приглашению на казнь" В.Набокова) // Russian Literature XLIII. 1998. С.297-327.

151. Сконечная О.Ю. Традиции русского символизма в прозе

152. В.В.Набокова 20-30-х годов: Дис.канд. филол. наук. М., 1994.

153. Сконечная О. Люди лунного света в русской прозе Набокова. Квопросу о набоковском пародировании мотивов Серебряного века // Звезда. 1996. №11. С.207-214.

154. Слюсарева И. Построение простоты // Подъем. 1988. № 3. С. 129140.

155. Смирнов И.П. Философия в "Отчаянии" // Звезда. 1999. № 4.1. С. 173-183.

156. Смирнов И.П. Художественный смысл и эволюция поэтическихсистем. М., 1977.

157. Смирнова Н. В. Референциальная плотность художественноготекста (на материале рассказов В. Набокова): Автореф. дис.канд. филол. наук. М., 1999.

158. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной

159. Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1996.

160. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.

161. Степанов Ю.С. Слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997а. С.288-305.

162. Степанов Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка.1. М., 1998.

163. Струве Г. Русская литература в изгнании: Опыт историческогообзора русской литературы. Нью-Йорк, 1956.

164. Тамми П. Тени различий: "Бледный огонь" и "Маятник Фуко" //

165. НЛО. 1996. № 19. С. 62-70.

166. Тамми П. Заметки о полигенетичности в прозе Набокова // Набоков В. В.: pro et contra. СПб., 1997. С. 515-528.

167. Теория метафоры. M., 1990.

168. Тимофеева 3. H. Лингвистические особенности гетерогенногохудожественного текста (Языковые средства выражения русского национального колорита в англоязычных произведениях В.Набокова): Дис.канд. филол. наук. СПб.,1995.

169. Толстой Ив. Набоков и его театральное наследие // Набоков В.В.1. Пьесы. М. 1990. С.5-42.

170. Толстой Ив. Несколько слов о "главном герое" В. Набокова // Набоков В.В. Лекции по русской литературе. М., 1996. С. 7-12.

171. Топоров В. Набоков наоборот // Литературное обозрение. 1990.4. С.71-75.

172. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995.

173. Топоров В.Н. Модель мира // Мифы народов мира: В 2 т. М.,1988. Т.2. С.161-164.

174. Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М., 1993.

175. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1997.

176. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.

177. Фатеева H.A. "Дар" Набокова // Русистика сегодня. 1996.2. С. 66-89.

178. Фатеева H.A. Стих и проза как две формы существования поэтического идиостиля: Автореф. дис.д-ра филол. наук. М., 1996.

179. Фомичев С. А. Низвержение кумиров ("Дар" В.Сирина и "Прогулки с Пушкиным " А. Терца) // Пушкин и современная культура. М., 1996. С. 220-226.

180. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

181. Ходасевич В. О Сирине // Ходасевич В. Литературные статьи ивоспоминания. Нью-Йорк, 1954.

182. Ходасевич В.Ф.Собр. соч.: В 4 т. М., 1996. Т.2.

183. Художественный текст: Онтология и интерпретация. Саратов,1992.

184. Черемисина И. А. Владимир Набоков комментатор и переводчик романа в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин": Дис .канд. филол. наук. Томск, 1997.

185. Чудаков А.П. Предметный мир литературы (К проблеме категорий исторической поэтики) // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М., 1986. С.251-306.

186. Шаховская З.А. В поисках Набокова. Отражения. М., 1991.

187. Шергин B.C. Роман В. Набокова "Bend Sinister": Анализ мотивов:

188. Дис.канд. филол. наук. М., 1999.

189. Шкловский В. Ход коня. М.; Берлин, 1923.

190. Шраер М.Д. Набоков: темы и вариации. СПб., 2000.

191. Штайн К.Э. Метапоэтика: "размытая парадигма" // Текст: Узорыковра. 4.1. СПб.; Ставрополь, 1999. С.5-13.

192. Шульман М. Набоков-писатель. Манифест. М., 1998.

193. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб,1998.

194. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии1. XIX-XXb. M, 1988.

195. Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.

196. Boyd В. Vladimir Nabokov: The Russian Years. Princeton, N.J.:

197. Princeton University Press, 1990.

198. Boyd B. Vladimir Nabokov: The American Years. Princeton, N.J.:

199. Princeton University Press, 1991.

200. Davydov S. "Teksty-matreski" Vladimira Nabokova. Munchen, 1985.

201. Field A. Nabokov: His life in Art: a critical narrative. Boston Toronto,1967.

202. Johnson D.B. Worlds in Regression: Some Novels of Vladimir1. Nabokov. Ann Arbor, 1985.

203. Tammi P. Problems of Nabokovs Poetics: A Narratological Analysis.1. Helsinki, 1985.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.