Методические основы преподавания истории изобразительного искусства учащимся старших классов во взаимосвязи с изобразительной деятельностью тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Романова, Вера Анатольевна

  • Романова, Вера Анатольевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1997, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 197
Романова, Вера Анатольевна. Методические основы преподавания истории изобразительного искусства учащимся старших классов во взаимосвязи с изобразительной деятельностью: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 1997. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Романова, Вера Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1.1. Краткий исторический обзор развития методики преподавания истории изобразительного искусства в средних общеобразовательных учебных заведениях.

1.2. Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности старшеклассников.

1.3. Эффективность изучения истории изобразительного искусства в старших классах общеобразовательной школы при объединении его с изобразительной деятельностью

Выводы по 1-й главе

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ* ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СТАРШИХ КЛАССАХ

2.1. Организация и методика эксперимента.

2.2. Экспериментальный курс "История изобразительного искусства" для старшеклассников.

2.3. Результаты проведенного эксперимента.

Выводы по 2-й главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методические основы преподавания истории изобразительного искусства учащимся старших классов во взаимосвязи с изобразительной деятельностью»

Актуальность исследования. Целостное развитие личности ребенка является ведущей задачей, стоящей перед школой. Разрыв между человеком и культурой, отразившийся в кризисе образования, выразился в противоречиях между содержанием учебных предметов и структурой школьной организации, между потребностями личности и Формами и возможностью реализации этих потребностей в школе. Разрыв между образованием и культурой выразился в дегуманизации учебного процесса. Две альтернативные модели истолкования действительности, интеллектуальная и гуманитарно-эстетическая, сформировали два полярных направления в образовании. Первое было направлено на информационный подход, который предполагал дать учащимся научно организованную информацию об окружающем мире. Это направление и теперь превалирует в нашем образовании. Второе направлено на Формирование "внутреннего мира" ученика, на чувственно-эмоциональное образование. Оба направления односто-ронни, следовательно не способствовали как развитию целостного педагогического процесса, так и целостного развития личности и вели к кризису образования. Поиски новой образовательной системы ведут к осознанию необходимости культуро-логизации образования, то есть возвращения человека к культуре , к искусству.

Поиски путей выхода из кризиса осуществляется на протяжении нескольких десятков лет и реализуется в обновлении образовательных структур, создании новых учебных программ и в возникновении качественно новых учебных предметов.

Формирование творческой, духовно зрелой личности человека в школьные годы определяется в большей степени уровнем его художественного образования и художественного развития. Эта проблемная ситуация вычленяется из общей проблемы преподавания изобразительного искусства в школе, причем весьма актуальная в свете процессов, происходящих в образовании на современном этапе.

Особенно остро эта проблема стоит для старшего школьного возраста. Исследований, затрагивающих вопросы обучения школьников старшего возраста изобразительному искусству очень мало, творческие успехи старшеклассников в области изобразительного искусства оцениваются значительно ниже успехов школьников младшего возраста, причем эти оценки отражают объективную ситуацию. Школа испытывает острую потребность в рекомендациях, способных помочь преподавателям искусства при Формировании личности учащихся на пороге гражданской зрелости.

Психологические и психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста многократно раскрывали в различные периоды в своих трудах многие крупнейшие психологи.-Л.С.Выготский, Н. Ф.Добрынин, В.И.Киреенко, В.Д.Колесов, Н.С.Кон, В.А.Крутецкий, А.К.Маркова, А.В.Мудрик, Е.И.Рыбалко, А.Салиев, П.М.Якобсон.

Психологические аспекты проблемы эстатического воспитания и художественного образования школьников, эстетического восприятия и художественного творчества, активизации позно-вательно-творческих интересов и способностей рассматриваются в работах Б.Г.Ананьева, Б.Т.Теплова, Н.Н.Волкова, Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, Б.С.Мейлаха, Л.С.Рубинштейна, П.Т.Якобсона, Г.И.Щукиной.

Многие вопросы и проблемы теории и практики преподавания художественных дисциплин в общеобразовательной школе раскрываются в трудах, исследованиях специалистов в области эстетического воспитания и художественного образования: Г.В.Беда, С.Е.Игнатьева, В.С.Кузина, Т.С.Комаровой, Л.Г.Медведева, Н.Н.Ростовцева, Н.П.Сакулиной, А.С.Хворостова, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой и др.

Для учителя изобразительного искусства одной из самых актуальных задач является воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства. Это создает возможность влияния изобразительного искусства на личность школьника.

Зритель, его деятельность, психология, роль в его жизни изобразительного искусства изучается учеными ряда гуманитарных наук - психологии, эстетики, искусствознания, методики преподавания изобразительного искусства.

Воспитание зрителя - сложный процесс, включающий работу мысли, активность эмоций, творческое воображение. Проблема воспитания и развития квалифицированного зрителя исследуется современной наукой широко и многогранно. Основательный вклад в развитие теории художественного восприятия содержится в трудах В.В.Блудовой, Е.И.Игнатьева. М.С.Кагана, Т.С.Комаровой, В.С.Кузина, С.Х.Раппопорта, П.М.Якобсона и др.

Вопросы Формирования представлений о художественном образе произведений живописи нашли свое отражение в исследованиях Н.Н.Волкова, Г.В.Лабунской, Б.П.Юсова и др.

Одна из этих проблем изучение произведений, созданных далекой культурой. Особое значение художественного наследия для Формирования духовно-развитой личности отмечают известные специалисты в области эстетического воспитания подрастаящего поколения: В.Г.Брюсова. Е.И.Игнатьев, Э.И.Кубышкина, Н.Н.Ростовцев. А.С.Хворостов и др.

Они ставят проблему приобщения школьников к художественному наследию, считая его одной из самых сложных, трудных и вместе с тем ответственных.

Однако, Формирование восприятия является не единственной задачей художественного обучения в школе. Необходимость совершенствования подготовки подрастающего поколения к продуктивной и созидательной деятельности в условиях экономического преобразования общества поставило проблему обеспечить возможность осуществления старшеклассниками общественно-полезной деятельности как высшую Форму проявления интеллектуальной активности.

В области изобразительного искусства этим является собственная изобразительная деятельность школьников.

Творческие способности развиваются в постоянном и разнообразном учении при активном использовании имеющихся знаний и умений в конкретной учебной деятельности.

Все выше сказанное позволяет определить проблему данного исследования: разработка и экспериментальная проверка путей и методов активизации изучения основ истории изобразительного искусства в старших классах при использовании обучения, объединяющего теоретическое изучение истории изобразительного искусства и практической изобразительной деятельности учащихся.

Решение данной проблемы составило цель настоящего исследования .

Объектом исследования является процессе изучения истории изобразительного искусства учащимися 8-11 классов общеобразовательной школы.

Предметом исследования является влияние практической изобразительной деятельности и нетрадиционных методов, применяемых в процессе обучения на эффективность изучения истории изобразительного искусства.

Гипотеза исследования:

- если объединить теоретическое изучение основ истории изобразительного искусства в 8-11 классах общеобразовательной школы с их планомерной и систематической практической изобразительной деятельностью, то эффективность и глубина изучения курса "История изобразительного искусства для старшеклассников возрастет.

- Их художественно-творческая практическая изобразительная деятельность, являющаяся крайне важным Фактором в процессе общего развития личночти, приобретет более высокий интеллектуальный и культурный уровень.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Определить психолого-педагогические условия, позволяющие эффективно объединять изобразительную деятельность и изучение истории искусств.

2. Проанализировать и отобрать исторический материал для построения школьного курса по истории искусств и разработать его содержание.

3. Разработать экспериментальный курс "История изобразительного искусства" для 8-11 классов.

4. Выявить значение практической изобразительной деятельности старшеклассников и их успехив в процессе изучения курса "История изобразительного искусства".

5. Определить и экспериментально проверить эффективность методики преподавания курса. б. Разработать программу, научно-методические рекомендации, а также дидактический материал для обеспечения учебного процесса (хрестоматия для учащихся, тесты, вопросы для самостоятельной работы, пособия и наглядный материал, слайды)

Теоретической основой исследования явились труды известных педагогов, психологов, видных деятелей искусств и культуры, а также работы, исследования по общей педагогике, дидактике, художественному образованию и эстетическому воспитанию, методике преподавания художественных дисциплин, эстетике и искусствоведения.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогичесой, искусствоведческой, эстетической и методической литературы по проблеме исследования,

- изучение и анализ ранних и действующих программ школьного цикла, кружков и Факультативов по истории изобразительного искусства,

- прямое и косвенное наблюдение за учебным процессом в школах и во время проведения экскурсий,

- практическая работа в школе в качестве учителя изобразительного искусства и истории изобразительного искусства в 8-11 классах,

- анкетирование с целью выявления отношения учителей изобразительного искусства к программе курса и методическим рекомендациям,

- педагогических эксперимент,

- анализ результатов учебной и творческой деятельности уча щихся (рефератов, письменных работ, тестов, художес твенных работ).

Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы N9 г. Москвы. В опытно-экспериментальном исследовании приняло участие более 700 учащихся.

Периоды исследования: Исследование проводилось в течение 1990-1995 гг. и состояло из трех этапов.

I. Разведовательный эксперимент, 1990-1991 гг.

К концу этого этапа были определены исходные позиции иссле дования, "его предмет, задачи, рабочая гипотеза и методы экспериментальной работы. Параллельно апробировалась методика поискового эксперимента.

II. Основной эксперимент. 1991-1994 гг.

В этот период осуществлялся констатирующий эксперимент с целью исследования состояния искусствоведческой подготовки учащихся. В течение четырех лет (1991-95) проводился Формирующий эксперимент, показывающий эффективность разработанной методики преподавания, результативность применяемых методов.

III. Заключительный эксперимент, 1994-1995 гг.

В этот период были проведены обработка результатов экспериментальной работы и уточнение полученных результатов.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования заключается в:

1. изучении истории проблемы преподавания истории искусств в средней общеобразовательной школе,

2предложенном новом подходе в обучении учащихся 8-11 классов изобразительному искусству,

3. разработанной методике обучения старшеклассников предмету "История изобразительного искусства", основанной на использовании двух видов деятельности - теоретической по изучению истории искусств и практической изобразительной деятельности.

Практическая значимость данного исследования состоит в

ТОМ, ЧТО:

1. Разработана и экспериментально проверена эффективная методика изучения истории изобразительного искусства в 8-11 классах общеобразовательной школы;

2. Создана программа курса "История изобразительного искусства" для 8-11 классов;

3. Предложены конкретные методические рекомендации по реализации для преподавание данного предмета;

4. Разработан полный комплекс дидактического материала для обеспечения учебного процесса,

5. Опробовано применение тестов для определения усвоения учебного материала учащимися.

Результаты исследования, программа и все дидактические материалы могут быть использованы непосредственно для организации в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях курса "История изобразительного искусства" в четырех старших классах, а также для художественных школ, изостудий и т.д.

Данные разработки могут оказать практическую помощь учителям в организации обучения учащихся средней школы на уроках изо в качестве методических рекомендаций, наглядных пособий и т.д., а также при организации Факультативов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена использованием комплекса взаимосвязанных методов изучения проблемы: научной методологией, использованием современных достижений педагогической науки, психологии изобразительного творчества, искусствоведения, эстетики, методики преподавания изобразительного искусства и, наконец, результатами опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы по исследованию проверялись и корректировались в процессе практической работы над темой, обсуждадись на заседаниях Совета Художественно-графического Факультета МПГУ им. В.И.Ленина (1993, 1995), заседаниях кафедр рисунка и методики преподавания изобразительного искусства МПГУ им. В.И.Ленина (1993-95), на семинарах методического объединения учителей изобразительного искусства Юго-западного округа г.Москвы (1993-94), на Круглом столе Международной выставки-конференции "Детское изобразительное творчество и педагогика" (март 1996). являлись частью российско-голландского проекта "МЕТРОПОЛИС", излагались в публикациях автора.

Результаты исследования внедрены в практику работы средней общеобразовательной школы с гимназическими классами N9 г. Москвы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Романова, Вера Анатольевна

Результаты исследования объединения теоретического изучения основ истории изобразительного искусства с планомерной и систематической практической изобразительной деятельностью школьников свидетельствуют о повышении эффективности и глубины изучения курса "История изобразительного искусства" учащимися 8-11-х классов.

Художественно-творческая изобразительная деятельность старшеклассников, являющаяся крайне важным Фактором в процессе общего развития личности, действительно содействует приобретению более высокого интеллектуального и культурного уровня личности.

7. В ходе экспериментального исследования решены поставленные задачи:

- Определены психолого-педагогические условия, позволяющие эффективно объединять изобразительную деятельность и изучение истории искусств.

- В процессе проведенного исследования был проанализирован и отобран исторический материал для построения школьного курса по истории изобразительного искусства, который отражен в программе "История изобразительного искусства для 8-11 классов".

- В течение пяти лет апробирован и внедрен экспериментальный курс "История изобразительного искусства для 8-11 классов.

Предложенная экспериментальная программа ориентирует учителей изобразительного искусства на обеспечение усвоения учащимися определенной суммы искусствоведческих знаний, умений использовать эти знания при выполнении ряда иных творческих задач, навыков практической изобразительной деятельности, основанной на приобретенных ранее знаниях.

- Выявлено значение практической изобразительной деятельности старшеклассников и динамика усвоения материала в процессе изучения курса "История изобразительного искусства" .

- Определена и экспериментально проверена эффективность методики преподавания курса "История изобразительного искусства" .

- Для обеспечения учебного процесса в ходе исследования были разработаны программа, научно-методические рекомендации, дидактический материал (хрестоматия для учащихся, тесты для проверки знаний учащихся,вопросы для самостоятельной работы, пособия и наглядный материал, слайды).

8. Данное исследование позволило решить поставленные задачи пока самым общим, образом, поскольку сама проблема Фундаментальна и еще неизучена. В дальнейшем возможно проведение ряда исследований по данной теме.

Исследование проблемы приобщения учащихся старших классов общеобразовательной школы к изучению истории изобразительного искусства может быть продолжено по следующим направлениям : а. Изучение зависимости художественного и эстетического воспитания старшеклассников от индивидуальных особенностей личности. б. Решение проблемы возрастных границ для систематического приобщения школьников к произведениям мирового изобразительного искусства. в. Исследование влияния изобразительной деятельности на Формирование и развитие интеллектуальных качеств личности. г. Определение эффективности проведения контрольных мероприятий при изучении изобразительного искусства. д. Взаимодействие с другими предметами гуманитарного цикла, исторической направленности: историей, литературой, историей музыки и т.д.

11J I b i

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования было установлено :

Проблема приобщения школьников к мировому художественному наследию стоит очень остро особенно в последнее время, в связи с резким ухудшением морального, эстетического и культурного уровня молодежи.

1. Поведено исследование материалов, содержащихся в трудах по педагогике, психологии, искусствоведению, эстетике и методике преподавания изобразительного искусства.

2. Выявлено, что существующий в педагогической практике подход к приобщению старшеклассников к изобразительному искусству не отвечает требованиям времени. Занятия по МХК являются случайными, ведутся не на профессиональном уровне, недостаточна их методическая разработанность, а Факультативные занятия по истории изобразительного искусства посящает минимальное количества учащихся.

Неразработанность методики изучения мирового искусства в школе позволяет говорить об элементах приобщения к нему, но не о процессе в целом.

3. На основе проведенного изучения исторической литературы по методике изучения истории изобразительного искусства можно с уверенностью сказать, что данному предмету отводилось очень важное место в системе общего образования как в Европе, так и в России.

На основе исторического материала, современный научных исследований, а также экспериментальной работы создан курс по истории изобразительного искусства для старших классов общеобразовательной школы, дающий возможность систематического изучения истории изобразительного искусства в средней школе от древности до современности. Курс показал свою эффективность в процессе преподавания в средней общеобразовательной школе N9 гимназическими классами г.Москвы.

4. Определено теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, дающих возможность эффективного исследования изобразительной деятельности старшеклассников в процессе изучения истории изобразительного искусства.

Практика реализации данного курса показала, что художественный интерес к изучению истории и теории изобразительного искусства приобретает у школьников сознательную Форму лишь к 14-15 годам, т.е. к 8-9 классам. Этому способствуют психолого-возрастные особенности раннего юношеского возраста, когда возникают и утверждаются сознательное отношение к освоению знаний и потребность в самовыражении. Изобразительное искусство в этом возрасте является одним из важнейших Факторов Формирования художественного отношения к действительности и эстетической культуры школьников.

5. По результатам проведенного экспериментального исследования можно сделать выводы:

- Систематическое ознакомление учащихся с эстетическими и художественными ценностями, заключенными в произведениях мирового изобразительного искусства, влияет на устойчивость выбора ими объектов художественных предпочтений (как один из показателей культурного уровня личности), усиливает интерес к архитектуре, средневековой религиозной живописи, импрессионистической и постимпрессионистической живописи, что свидетельствует о возросшем художественном и культурном уровне учащихся.

- Достичь такого результата возможно только при совмещении теории с практической изобразительной деятельностью школьников. Проявились более высокие результаты всей Фактической работы у изучающих этот курс в полном объеме, показателем чего являются результаты анкетирования и анализ письменных работ учащихся, продукты творческой изобразительной деятельности.

- В процессе приобщения к мировому художественному наследию. старшеклассники научаются самостоятельно анализировать произведения искусства, читать мысли того или иного автора, овладевают языком изобразительного искусства.

Тем самым устанавливается непосредственная связь между эстетическим воспитанием и Формированием мировоззренческой позиции личности.

6. В ходе исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза .

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Романова, Вера Анатольевна, 1997 год

1. Аавиксоо В. Факультатив по истории изобразительного искусства // Преподавание истории в школе.- 1971.- N5.-С.36

2. Академия художеств и состоящее при ней Высшее художественное училище в 1896-97 гг.- Спб., 1896.- 124 с.

3. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и эстетическое воспитание.- М. , 1967.- 19 с.

4. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа.- М. , 1968.- 286 с.

5. Алексеева В.В. Что такое искусство?- М. 1979.- 334 с.

6. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства.- М. , 1973,- 46 С.

7. Алехин А.Д. Когда начинается художник.- М., 1993.- 160 с.

8. Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей.- М.: Просвещение, 1964.- 304 с.

9. Андреев А.Н. Живопись и живописцы главнейших европейских школ,- СПб., 1857.- 280 с.

10. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе.- М. АПС РСФСР,- 1956.224 с.

11. Апухтин O.K. Материалы для бесед по изобразительному искусству в школе.- Ташкент. I960,- 138 с.

12. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М., Прогресс, 1974.- 224 с.

13. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики,- М., Искусство, 1968.- 656 с.

14. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения-, общедидактический аспект,- М., Педагогика, 1977,- 251 с.

15. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников.- м., Педагогика, 1985.- 256 с.

16. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание,- М., 1925.- 240 с.

17. Бакушинский А.В. Изобразительное искусство в школе.- М., Просвещение, 1968.- 368 с.

18. Бакушинский А.В. Исследования и статьи: Избр. искусствоведческие труды.- М., 1981.- 351 с.19

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.