Методические основы профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Киселева, Вера Алексеевна

  • Киселева, Вера Алексеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 256
Киселева, Вера Алексеевна. Методические основы профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Тамбов. 2002. 256 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Киселева, Вера Алексеевна

4

ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ АРХИТЕКТОРА

1.1 Социальный заказ на подготовку современного архитектора.

1.2 Анализ современных тенденций развития архитектурно-строительного образования в России.

1 .ЗТеория и практика совершенствования профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства.

ВЫВОДЫ.

ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АРХИТЕКТОРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

2.1 Интеграция художественно-образных средств изобразительного искусства и архитектуры в профессиональной подготовке специалиста.

2.2 Современные подходы к познанию закономерностей, сущностных характеристик и особенностей предметов и явлений материально-пространственной среды, как основы активизации учебно-творческой деятельности архитектора в условиях профессиональной подготовки.

2.3 Методические средства отбора и конструирования содержания профессиональной подготовки архитектора по рисунку и живописи.

ВЫВОДЫ.

ГЛАВА 3 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АРХИТЕКТОРА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСОВ "РИСУНОК", "ЖИВОПИСЬ и

КОЛОРИСТИКА"

3.1 Система требований к организации профессиональной подготовки архитектора на занятиях по рисунку и живописи.

3.2 Практика использования интегрированных заданий по курсам "Рисунок", "Живопись и колористика" в организации творческо-поисковой деятельности.

3.3 Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной методики.

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методические основы профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства»

Актуальность исследования. Современный этап развития общества ставит перед системой образования задачи повышения качества профессиональной подготовки специалиста. Главной ценностью высшего профессионального образования является его социально-воспитывающая функция, ориентированная на подготовку не равнодушного ремесленника, а высококомпетентного специалиста, одухотворенного идеей созидания, понимающего перспективы развития общества. Это требует решения задач гуманизации образования, как процесса создания условий для творческой самореализации личности и ее самоопределения.

С этих позиций особую актуальность приобретает разработка методических основ профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства. Вопросам изучения профессиональной подготовки архитектора посвящены исследования Б.Г. Бархина, А. Гутнова, Н.Ф. Метленкова, А.В. Степанова и др. Проблемы активизации учебно-познавательной деятельности в современной образовательной среде рассмотрены в работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, A.JI. Денисовой, JI.B. Занкова, И.А. Зимней, И.Я. Лер-нер, A.M. Матюшкина, М.И. Махмутова, Д.Б. Эльконина и др. Теоретическую основу организации профессиональной подготовки специалиста средствами изобразительного искусства составили труды Г.Б. Беды, В.К. Лебедко, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова и др.

Современнее образование стремится воспитать такую личность, которая смогла бы реализовать себя в самостоятельной профессиональной деятельности, занималась бы вопросами дальнейшего саморазвития, способную решать актуальные социально-культурные задачи, обладающую целостным видением научной картины мира, понимающую перспективы развития общества. Такая тенденция образования и на сегодняшний день является актуальной для всех сфер образования, особенно для тех, где понятие "творчество" составляет неотъемлемую часть самого учебного процесса, как, например, в исследуемом нами архитектурно-строительном образовании. Модель обучения в высшей школе должна быть построена таким образом, чтобы она в первую очередь воспитывала потребность в интеллектуальном труде. Это особенно касается художественной сферы образования, поскольку, довузовская система образования внушала ученикам, что изобразительный труд - это только эмоции, чувства и шла на поводу эмпирического, субъективного восприятия детьми окружающего мира. Потребность в интеллектуальной деятельности, в свою очередь должна перерасти в состояние души молодого человека. Осознание того, что вдохновение - это результат длительного упорного интеллектуально-духовного труда и борьбы с такими душевными пороками, как, например, лень, дает правильное понимание творческого процесса: открывать для себя что-то новое в этом мире. Но одно дело - открывать что-либо для себя, другое - открывать и создавать для людей. Именно в этом случае человек испытывает не только духовную потребность, но и духовную радость от осознания своей роли в обществе, что придает ему профессиональную уверенность, формирует его внутреннюю культуру, его мировоззрение, а также, социальную ответственность перед людьми. "Искусство способно одухотворить весь научный и технический прогресс, осветить его идеями гуманизма" [39]. В этом смысле, оно способно одухотворить и само архитектурно-строительное образование, сделать его более глубоким по содержанию.

На сегодняшний день приходится констатировать, что проблемы определения методических основ профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства требуют дополнительного изучения.

Исследование и опыт практической работы позволили сформулировать противоречия между: гуманизацией архитектурно-строительного образования как стратегической линией модернизации системы профессиональной подготовки и сложившимися традициями профессиональной подготовки архитектора; стереотипами архитектурных решений, сложившимися в годы командно-административного регулирования экономики России и современными требованиями организации материально-пространственной среды; потребностью междисциплинарной интеграции блоков дисциплин изобразительного и архитектурного циклов и уровнем разработки теоретических и методических основ их обеспечения.

Разрешение сформулированных противоречий обусловило выбор темы исследования, проблему которого можно сформулировать следующим образом: каковы методические основы организации профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства?

Разрешение данной проблемы явилось целью настоящего исследования.

Объект исследования: профессиональная подготовка архитектора в условиях высшей школы.

Предмет исследования: методические основы профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства.

Гипотеза исследования заключается в том, что качество организации профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства будет эффективней, если:

- организация подготовки строится на основе учета требований общества к качеству архитектурных решений в современной материально-пространственной среде;

- созданы дидактические условия, обеспечивающие формирование понимания у студентов глубины, сущности и проблемности современных архитектурных решений;

- определены и учитываются основные направления интеграции художественно-образных средств изобразительного искусства и архитектуры, используемые на занятиях по рисунку и живописи;

- разработана и внедрена в практику профессиональной подготовки архитектора методика изучения курсов "Рисунок", "Живопись и колористика", отбор и конструирование содержания которых осуществляется специальным набором средств.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогические аспекты организации профессиональной подготовки архитектора.

2. Определить основные направления интеграции художественно-образных средств изобразительного искусства и архитектуры в профессиональной подготовке специалиста.

3. Сформулировать требования к организации профессиональной подготовки архитектора в процессе изучения дисциплин изобразительного цикла, обеспечивающих направленность процесса на познание закономерностей сущностных характеристик и особенностей предметов и явлений материально-пространственной среды как основы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

4. Определить методические средства отбора и конструирования содержания профессиональной подготовки архитектора по рисунку и живописи.

5. Разработать методику организации профессиональной подготовки архитектора в процессе изучения курсов "Рисунок", "Живопись и колористика" и провести опытно-экспериментальную проверку ее эффективности.

Теоретико-методологическая основа исследования. В основу исследования были положены теоретические выводы и практические рекомендации работ ведущих ученых по теории развития творческой личности и формирования творческой деятельности, проблемам познания и саморазвития личности. В качестве теоретической основы исследования выступает идеи о:

• саморазвитии личности в процессе деятельности, в частности теории профессиональной педагогики (О.А. Артемьева, Б.Д. Богоявленская, JI.C. Выгодский, А.А. Вербицкий, A.JI. Денисова, В.А. Сластенин и др.);

• активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся и развитии их мыслительных процессов (А. Арнхейм, Ю.К. Ба-банский, В.П. Беспалько, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, С.Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже);

• формировании и развитии личности средствами изобразительного искусства в общей и профессиональной подготовке (Г.В. Беда, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, Н.Н. Ростовцев, Л.Б. Михаленко, Е.В. Шорохов и др.)

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы:

• теоретико-методологический анализ работ;

• моделирование систем и процессов;

• изучение передового педагогического опыта;

• эмпирические методы (анкетирование, наблюдение, собеседование);

• праксиометрические методы (оценка результатов деятельности обучающихся);

• педагогический эксперимент;

• статистические методы обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на кафедре "Архитектура и строительство зданий" Тамбовского государственного технического университета. На различных этапах опытно-экспериментальной работы исследование охватило 230 человек.

На первом этапе (1999-2000 гг.) изучалось состояние проблемы в теории и практике профессиональной подготовки архитектора, анализировался учебно-творческий характер процесса архитектурно-строительного образования, изучались психолого-педагогические аспекты организации профессиональной подготовки специалиста в условиях нарастания процессов информатизации.

Были сформулированы гипотеза, цель, задачи исследования, разработана этапность проведения опытно-экспериментальной работы, определялись его методы и сроки, проведен констатирующий эксперимент. Сформулирована программа обучающего эксперимента.

На втором этапе (2000 — 2001 гг.) разрабатывались педагогические условия организации профессиональной подготовки архитектора в процессе обучения изобразительному искусству на основе интеграции художественно-образных средств изобразительного искусства и архитектуры; изучались современные подходы к познанию закономерностей, сущностных характеристик и особенностей предметов и явлений материально-пространственной среды; отрабатывались приемы активизации учебно-творческой деятельности в условиях профессиональной подготовки, методические средства отбора и конструирования содержания профессиональной подготовки архитектора по рисунку и живописи; определялась система требований к организации учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях по рисунку и живописи; разработаны методические рекомендации по использованию интегрированных заданий по рисунку и живописи, разработана и внедрена методика в образовательный процесс изучения курсов "Рисунок", "Живопись и колористика".

На третьем этапе (2001 — 2002 гг.) подведены итоги обучающего эксперимента, определены основные качественные и количественные результаты, проведено теоретическое обобщение результатов, полученных в ходе заключительного этапа опытного обучения. Осуществлялась систематизация, обобщение, статистическая обработка экспериментальных данных. Сформулированы выводы, завершено оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в:

• определении основных направлений интеграции художественно-образных средств изобразительного искусства и архитектуры в процессе подготовки специалиста;

• определении системы требований к организации профессиональной подготовки архитектора в процессе изучения дисциплин изобразительного цикла, обеспечивающих направленность процесса на познание закономерностей сущностных характеристик и особенностей предметов и явлений материально-пространственной среды как основы активизации профессиональной деятельности обучающихся;

• определении методических средств отбора и конструирования содержания профессиональной подготовки архитектора по рисунку и живописи, обеспечивающих учет динамики потребительских предпочтений на организацию материально-пространственной среды, современные тенденции архитектурных решений;

• разработке технологии формирования системы интегрированных заданий по курсам "Рисунок", "Живопись и колористика" для организации творческо-поисковой деятельности студентов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика организации профессиональной подготовки в процессе обучения курсов "Рисунок", "Живопись и колористика" внедрена в практику образовательного процесса Тамбовского государственного технического университета и обеспечивает: направленность подготовки на формирование творческой личности; концептуальное видение архитектурных решений; активную позицию студентов в процессе освоения реальной действительности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Методические средства отбора и конструирования содержания профессиональной подготовки архитектора в условиях высшей школы.

2. Система требований к разработке и использованию интегрированных заданий с целью организации творческо-поисковой деятельности студентов в процессе изучения курсов "Рисунок", "Живопись и колористика".

3. Методика организации профессиональной подготовки архитектора в процессе изучения курсов "Рисунок", "Живопись и колористика".

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация результатов исследования осуществлялась на базе архитектурно-строительного факультета Тамбовского государственного технического университета. Теоретические разработки и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры «Архитектура и строительство зданий», на заседаниях лаборатории «Информационные технологии в обучении» Тамбовского государственного технического университета, на Всероссийской научно-методической конференции «Опыт разработки и внедрения в учебный процесс вуза новых образовательных технологий» в Липецком государственном техническом университете (1-3 февраля 2000 г.). На научной конференции в Тамбовском государственном техническом университете в 2000 г.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка основной использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Киселева, Вера Алексеевна

Выводы:

Профессиональная подготовка архитектора в процессе изучения курсов "Рисунок", "Живопись и колористика" опирается на ряд показателей, к которым относятся целеполагание, содержание подготовки, педагогические условия реализации, основные методы, средства, обеспечивающие её эффективность.

При реализации выявленных условий процесса профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства были проанализированы основные требования к организации профессиональной подготовки.

В ходе исследования определились критерии оценки сформированности профессионально-творческого мышления, необходимого в создании оригинальных архитектурных образов, концепций. Осуществлена практика использования интегрированных заданий по рисунку и живописи как основы активизации творческо-поисковой деятельности студентов в процессе изучения ими закономерностей сущностных характеристик и особенностей предметов и явлений материально-пространственной среды.

Результаты опытно-экспериментальной проверки подтвердили гипотезу исследования и показали эффективность разработанной технологии в качестве средства формирования профессионально-творческого мышления архитектора в нестроении им оригинальных концепций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретическое исследование и результаты эксперимента позволили Hai объединить многие аспекты профессиональной учебно-творческо деятельности будущих архитекторов: художественно-пластические, научньк психолого-педагогические, влияющие на развитие профессионально творческого мышления. Целью нашего исследования являлось соединение все: этих факторов через изобразительную деятельность, создание педагогически: условий для повышения уровня профессионально-творческого мышлени. будущих архитекторов.

Данные условия рассматривались нами как учебно-методическш процесс в контексте научно-методического поиска и определялись ка] опосредованные факторы влияния на личность. Непосредственный факто] выражался в самом содержании учебно-творческого процесса. В ход* исследования раскрылся интегративный характер этого содержания выражающийся в свою очередь во взаимодействии научных и художественны; знаний, в единстве художественного профессионального язык; изобразительного искусства и архитектуры.

Профессионально-творческое мышление архитекторов объединяет в себ< научный и художественный подходы к освоению реальной действительности, i чем раскрываются математическая и художественная стороны образованш архитекторов. В освоении реальной действительности художник использует два подхода - рациональный и эмоционально-художественный. Оба этр подхода важны, так как являются неотъемлемой частью художественногс творчества. Эмоционально-художественный подход необходим е формировании художественного образа. Образ строится в сознании и на первом этапе знакомства с натурой, и при ее длительном изучении: (образ необходимс сохранять в сознании). Чем глубже познается натура, тем больше меняется образ, приобретая в сознании объективные ценности.

Рациональный подход осуществляется при непосредственном изучении натуры, ее анализировании.

Акцентируя внимание за эмоционально-художественном подходе освоения реальности и построении художественного образа, что для нас являлось наиболее важным аспектом исследования в выявлении критериев, мы считали необходимым увеличить при этом долю рационального, так как только на глубокой научной основе можно создавать истинные, объективные образы. Именно поэтому в разработке экспериментальной методики мы придерживались мнения, что необходимо каждое академическое задание по рисунку и живописи (или блок заданий) обеспечить научно-методическим сопровождением, которое должно выражаться в предварительном выполнении студентами простейших, но имеющих определенный смысл, упражнений по усвоению какого-либо профессионального понятия с переходом его изучения на натурный объект.

В осуществлении педагогического эксперимента подтвердилось положение о том, что такие простые упражнения способствуют активизации мыслительных процессов в сознании студентов, но только в том случае, когда они направлены на дальнейшее познание закономерностей при натурном рисовании и изучение особенностей архитектурных решений. Важное методическое их значение проявилось в том, что они настраивали студентов на серьезное отношение к натуре, активизировали сознание, заставляя преодолевать проблемную ситуацию и находиться в постоянном поиске. Ход учебно-творческого процесса состоит в раскрытии малого, из чего впоследствии складывается большое - творческое преобразование реальной действительности. При таком подходе к обучению главное не само задание (чем интересней, тем лучше), а принцип, подход к решению этого задания. Необходимо, чтобы студенты самостоятельно доходили до понимания той или иной профессиональной задачи. В данном случае, те задания, которые приведены в экспериментальной части, не претендуют на оригинальность, многие взяты из программного обучения по рисунку и живописи. Наша задача -дать им методическое обеспечение, так как традиционного выполнения этих заданий не достаточно, чтобы студенты понимали его осмысленно, переносила полученные знания в новую для них ситуацию.

Необходим опосредованный подход к обучению, который помогает адаптироваться к той ситуации, когда можно осмысленно начинать выполнение определенного задания. Любое изображение (с натуры или по представлению) -это малое произведение (если рассматривать учебный процесс). Для егс выполнения необходим подготовительный материал - эскизы, наброски, схемы, расчеты и мн.др., что может раскрыть суть поставленной задачи. Не случайно в эпоху Возрождения именно такое обучение считалось правильным, и сами мастера большое внимание уделяли рациональному поиску. Например, для изучения закономерностей изображения светотени, ее распределения на форме предметов, необходимо сначала выполнить тональную шкалу (это относится и к рисунку и живописи ) изучить ее основные закономерности.

Эксперимент и его результаты показали эффективность такого подхода к освоению реальной действительности, что также влияло на повышение уровня профессионально-творческого мышления будущих архитекторов.

Взгляд на изобразительные дисциплины как на интегративную основу, объединяющую все факторы обучения, позволил определить роль и место экспериментальных упражнений и заданий в каждом виде учебно-творческой деятельности. Теоретический анализ взаимодействия изобразительного искусства и архитектуры, научного и художественного осмысления окружающего мира, объединение их в педагогическом русле позволило также разработать варианты заданий опытного обучения и сформулировать критерии развития профессионально-творческого мышления студентов архитектурно-строительного факультета.

В экспериментальной части установлен исходный уровень в научной, художественной, творческой подготовке студентов, проиллюстрирован на примере отдельных заданий ход формирующего эксперимента, проанализированы его результаты, которые показали правильность выдвинутой нами гипотезы. Повышение уровня профессионально-творческого мышления студентов способствует их духовному росту, осознанию себя как личности, своих творческих и профессиональных возможностей.

Полученные в диссертационном исследовании результаты помогут в совершенствовании учебных программ по изобразительному искусству, в объединении методических концепций в преподавании изобразительных дисциплин, к применению их в построении процесса обучения будущих архитекторов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Киселева, Вера Алексеевна, 2002 год

1. Алексеев В.Е. Активизация работы по развитию технического творчества /В.Е.Алексеев.-М., 1989.-37с.

2. Алексеев П.В. Философия: Учеб. для вузов / П.В.Алексеев, А.В.Панин. -М.: ТЭИС, 1996.-504с.

3. Алексеев С.С. Цветоведение / С.С. Алексеев.- 2-е изд.- М.: Гизгпром, 1949. -86с.

4. Алпатов М.В. Композиция в живописи / М.В.Алпатов. М.: Искусство, 1940.-57с.

5. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука/ Г.С. Альтшуллер.-М.: Советское радио, 1979.- 176с.

6. Альтшуллер Г.С. О психологии изобразительного творчества / Г.С. Альтшуллер, Р.Б.Шапиро //Вопросы психологии.- 1956.- №6.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев//Избр. Психологические труды.- 1980. Т. 1.- 231 с.

8. Араухо И. Архитектурная композиция: Пер. с исп. / И.Араухо. М.: Высш. шк., 1982.-208с.

9. Арнхейм И. Динамика архитектурных форм: Пер. В.Л. Глазычева / И. Арнхейм.-М., 1984.-192с.

10. Арнхейм Р. Визуальное мышление. / Р. Арнхейм // Психология мышления: Хрестоматия по общей психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1981.-392с.

11. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие: Пер. с англ. / Р.Арнхейм. М.: Прогресс, 1974.-386с.

12. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество / В.Р.Аронов. М.: Сов худож., 1987.-230с.

13. И.Артоболевский Н. Красота в технике / Н. Артоболевский // Декоративное искусство СССР. 1960. - №5.

14. М.Артемова Г.С. Основы художественного конструирования / Г.С. Артемова. М.: МИХМ, 1974.-146с.

15. Артемьева Г.И. Проблема способностей: личностный аспект / Г.И. Артемьева // Психол. журн. 1984. - №3.

16. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе/С.И. Архангельский,- М.: Высш. шк. 1974.-384с.

17. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С.И.Архангельский. — М.: Высш. шк., 1980.-368с.

18. Архитектурное образование.Часть1/ Под ред. А.В.Степанова, Н.Ф. Метленкова.- М.: Изд.-во Российского ун.-та дружбы народов, 2001.-561с.

19. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К.Бабанский. -М.: Педагогика, 1989.-560с.

20. Бабанский Ю.К.Оптимизация процессов обучения: Общедидактический аспект/ Ю.К.Бабанский.- М.: Педагогика, 1977.- 46с.

21. Бабанский Ю.К.Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К.Бабанский.- М.: Педагогика, 1982.- 143с.

22. Базазьянц С.Б. Художник, пространство, среда / С.Б.Базазьянц. М.: Сов. худож., 1983.-382с.

23. Бартенев И.А. Форма и конструкция в архитектуре / И.А.Бартенев. М., 1968.-178с.

24. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования / Б.Г.Бархин. 3-е изд., доп. - М.: Стройиздат, 1993.-244с.

25. Баухауз / 1919-1933 //Курьер. 1980. - №5.

26. Байчаров К.У. Образовательные стандарты как основа разработки новы: технологий подготовки специалиста: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 К.У.Байчаров. СПб., 1998.

27. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты / Г.В.Беда. М. Просвещение, 1981.-239с.

28. Безрукова B.C. Педагогика: Проективная педагогика: Учеб. пособие В.С.Безрукова. -Екатеринбург, 1996.-380с.

29. Беляева А.П. Интеграция профессиональной подготовки / А.П.Беляева / Сов. педагогика. — 1987. №7.

30. Берулава М.И. Гуманизация образования. Направления и проблемы М.И. Берулава // Педагогика.- 1996.-№4.

31. ЗЬБерулава М.И. Общедидактические подходы к гуманизации образования М.И.Берулава // Педагогика. 1996. - №5.

32. Беспалько В.П. Опыт разработки и использования критериев качествг усвоения знаний / В.П.Беспалько // Сов. педагогика. 1968. - №4.

33. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод пособие /В.П.Беспалько, Ю.Г.Татур. М.: Высш. шк., 1989.-145с.

34. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько М.: Педагогика, 1966. - 192с.

35. Библер B.C. Мышление как творчество / В.С.Библер. М., 1975.-339с.

36. Боголюбов Н.М. О диагностике художественного творчества: Сб художеств, творчества / Н.М.Боголюбов. JL: Наука, 1983.-86с.

37. Борисовский Г.Б. Красота и польза в архитектуре / Г.Б.Борисовский. -М.,1975.

38. Борев Ю. Эстетика / Ю.Борев. 3-е изд. - М.: Политиздат, 1988.-496с.

39. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование / А.В.Брушлинский. -М.: АПН РСФСР, 1979.-250с.

40. Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Дж. Вазари. М., 1991.41 .Ван Гог Винсент. 1853- 1890: Письма: В 2-х т. М.: Терра, 1994.

41. Венгер JI.A. Восприятие и обучение / Л.А.Венгер. М.: Просвещение, 1969.-363с.

42. Вербицкий А А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход/ А.А.Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991.-207с.

43. Взаимодействие искусств как проблема гуманизации образования художников и архитекторов: Сб. по учеб.-метод. вопросам / Акад. художников СССР; Ин-т живописи, скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина; Науч. ред. О.В.Василенко. М., 1989.

44. Виноградов Я.П. Проблема цвета в архитектурном образовании / Я.П.Виноградов // Архитектура СССР. 1981. - №10.

45. Виньола Д.Б. Правило пяти ордеров архитектуры / Д.Б.Виньола. М.: Изд-во. Всесоюз. акад. архитектуры, 1952.-168с.

46. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве / Б.Р.Виппер. М.: Искусство, 1970.-591с.

47. Волков Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н.Волков. М.: Искусство, 1977.

48. Волков Н.Н. Цвет в живописи / Н.Н.Волков. М.: Искусство, 1965.

49. Волкотруб И.Г. Основы художественного конструирования: Учеб. для художеств, учеб. заведений. Киев.: Выша школа, 1988.-354с.

50. Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры: Сб. / Под ред. И.А.Крюковой. М.: Сов. худож., 1975.-335с.

51. Вопросы художественного образования: Темат. сб. науч. тр. Л., 1973.-Вып. 6,7; 1974. - Вып. 9,10; 1976. - Вып. 15.

52. Воронов Н.В. Эстетика техники / Н.В.Воронов, Я. Шестопал.- М.: Знание, 1977.- 176с.

53. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский.- 3-е изд. М., 1986.-572с.

54. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский, под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1996.- 536с.

55. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций/Л.С. Выготский.- М.: АПН РСФСР, I960.- 500с.

56. Гагарин Б.Г. Спецкурс для учителей ИЗО / Б.Г.Гагарин // Техническая эстетика. 1987. - №9.

57. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я.Гальперин.- М.: Изд.-во МГУ, 1976.-159с.

58. Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа / П.Я.Гальперин // Вопросы психологии. 1957. - №6.

59. Гальперин П.Я. К психологии творческого мышления / П.Я.Гальперин // Вопросы психологии. 1985. - №5.

60. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я.Гальперин // Исследования мышления в советской психологии: Сб. М., 1996.

61. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. Язык и смысл изобразительного искусства: Учеб. пособие. М.: Учеб. лит., 1998.-204с.

62. Гершунский Б.С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах / Б.С. Гершунский.- М.: Высш. шк., 1980.- 76с.

63. Гершунский Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский.- М.: Моск. психологический Социальный ин.-т, 1988.- 432с.

64. Глазычев В.Л. Организация архитектурного проектирования / В.Л.Глазычев. М.: Стройиздат, 1977.-171с.

65. Глазычев В. Эксперимент и его осмысление в художественном проектировании / В.Глазычев // Художественное и научное творчество. -1972. №6.

66. Григорьев В.И. Силы в природе / В.И. Григорьев, Г.Я. Мякишев.- М.: Наука, 1978.- 413с.

67. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального обучения / Гос ком РФ по высш. образованию.- М., 1995.- 18с.

68. Громов Е.С. Начала эстетических знаний / Е.С.Громов. М.: Сов. худож., 1984.-335с.

69. Громов Е.С. Природа художественного творчества / Е.С.Громов. М. Просвещение, 1986.-238с.

70. Гропиус В. Границы архитектуры / В.Гропиус. М.: Мир, 1971.- 287с.

71. Гутнов А. Мир архитектуры / А.Гутнов. М.: Молодая гвардия, 1985.-351с.

72. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического v экспериментально-психологического исследования / В.В.Давыдов. М. Педагогика, 1986.-239с.

73. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении / В.В. Давыдов.- М.: Педагогика, 1977.-346с.

74. Даниэль С.М. Искусство видеть / С.М.Даниэль. Л.: Искусство, 1990.-223с.

75. Денисова А.Л. Концепция качества информационных услуг: Монография / А.Л.Денисова. М.: Изд-во Междунар. акад. информатизации, 1998.-100с.

76. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / А.Дистервег. М.: Учпедгиз, 1956.

77. Дмитриева Н.А. Существуют ли критерии художественного? / Н.А.Дмитриева // Творчество. 1984. -№11.

78. Дитрих Я. Проектирование и конструирование: Системный подход / Я.Дитрих. М.: Стройиздат, 1981.- 454с.

79. Ефимова М.Р. Общая теория статистики: Учеб. / М.Р.Ефимова, Е.В.Петрова, В.Н.Румянцева. М.: ИНФРА-М, 1998.81 .Жолтовский И.В. Пропорция архитектуры / И.В.Жолтовский // Архитектура СССР. 1933. - №5.

80. Жуков К.В. О функциональных основах формообразования в архитектуре / К.В.Жуков // Архитектурная композиция. М., 1970.

81. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи / А.С.Зайцев. М.: Искусство, 1986.- 158с.

82. Зайцев К.Г. Графика и архитекутрное творчество / К.Г.Зайцев. М., 1979. 160с.85.3анков JI.B. Дидактика и жизнь / JI.B. Занков.- М.: Просвещение, 1968. 176с.

83. Занков JI.B. К вопросу о методах научно-педагогических исследований ,

84. JI.B.Занков // Советская педагогика. -1956. Jsfo 12. 87.Занков JI.B. Избранные педагогические труды / JI.B.Занков. - М.

85. Просвещение, 1999.-418с. 88.Занков JI.B. обучение и развитие / JI.B. Занков.- М.: Педагогика, 1975.-440с.

86. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А.Зимняя. Ростов н/Д. 1997.- 477с.

87. Иванова С.В. Педагогические условия гуманизации процесса обучения учащихся На материале преподавания литературы.: Дис. канд. пед. наук / С.В.Иванова. М., 2000.

88. Игнатьев Е.И. Вопросы психологического анализа процесса рисования / Е.И. Игнатьев; АПН РСФСР. М., 1950.

89. Иконников А.В. Искусство, среда, время — эстетическая организация городской среды / А.В.Иконников. М.: Сов. худож., 1985.- 224с.

90. Иконников А.В. Мера пространства человек / А.В.Иконников // Декоративное искусство СССР. - 1973. - № 3.-С. 15-25.

91. Иконников А.В. Основы архитектурной композиции / А.В.Иконников. -М.: Искусство, 1974.-224с.

92. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций / Т.А. Ильина.- М.: Просвещение, 1984.- 496с.

93. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В.В.Ильин. -М.: МГУ, 1993.

94. Интеллектуальная культура специалистов: Сб. науч. тр. / АН СССР, Сиб. отделение; Ин-т истории, филологии и философии; Отв. ред. И.С. Ладенко. Новосибирск.: Наука, 1991.-286с.

95. Иогансон А.В. Изобразительность и выразительность / А.В.Иогансон -Искусство. 1964.- № 4.

96. Каган В.И. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе В.И. Каган: Научно-методическое пособие.- М., 1987.- С. 38-55.

97. Каган М. Морфология искусства / М.Каган. JL: Искусство, 1972. 439с.

98. Калмыкова З.И. Продуктивное обучение как основа обучаемости / З.И Калмыкова.- М.: Педагогика, 1981.- 200с.

99. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки / П.Ф.Каптерев // Истори: педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. М., 1999.

100. Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи. Учеб. пособие Ф.В.Ковалев. Киев.: Выща школа, 1989.

101. Колесников И.А. О критериях гуманизации образования И.А.Колесников // Гуманизация образования. Теория. Практика / Под ред В.Г.Воронцовой. СПб., 1994.

102. Корбюзье Jle. Модулор: Пер. с фр. / Корбюзье Ле. М.,1978.

103. Костин В.И. Язык изобразительного искусства / В.И.Костин. М. Просвещение, 1981.

104. Котельников Н.Н. Модель специалиста. Назначение. Содержание Принципы и методы построения / Н.Н.Котельников // Формирование личности специалиста в вузе: Сб. науч. тр. Грозный, 1980.- 89с.

105. Коменский Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский // Избранные педагогические сочинения.- М.: Учпедгиз, 1955.- 279с.

106. Кочик О.Я. Живописная система В.Э. Борисова-Мусатова / О.Я.Кочик. М.: Искусство, 1980.

107. Кузин B.C. Психология / В.С.Кузин. М.: Высш. шк., 1974.- 280с.

108. Кузин B.C. Особенности изобразительной деятельности как познавательной деятельности: Пособие для учителей изобразительного искусства/В.С.Кузин. М.: Просвещение, 1969.

109. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции / Г.И. Кулебакин.- М. Высш. шк., 1988.- 129с.

110. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений, Ю.Н.Кулюткин. М.: Педагогика, 1970.- 230с.

111. Кулюткин Ю.Н. Знание и мышление / Ю.Н. Кулюткин // Вечер, сред шк. 1985. - №5.

112. Ладыгин Е.В. Развитие творческих способностей учащихся е интегративном деятельном поле курса «Основы дизайна»: Дис. канд, пед. наук. М., 2000.

113. Лежава И.Г. Организация пространственного моделирования в учебном архитектурном проектировании / И.Г.Лежава, Н.Ф.Метленков, Н.Н.Нечаев. М.: Наука, 1980.

114. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. /А.Н. Леонтьев.- М.: Политиздат., 1975.-304с.

115. Леонтьев А.Н. Мышление / А.Н.Леонтьев // Хрестоматия по общей психологии / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. М., 1981 .-400с.

116. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- 3-е изд., М.: Мысль, 1981.-584с.

117. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981.-186с.

118. Лернер И.Я. О построении логики дидактического исследования / И.Я.Лернер // Советская педагогика. 1970. - №5.

119. Лошкарева Н.А. О понятиях и видах межпредметных связей / Н.А.Лошкарева // Советская педагогика. 1972. - №6.

120. Лук А.Н. Мышление и творчество / А.Н.Лук. М.: Политиздат, 1976.-144с.

121. Макаренко А.С. Сочинения в 7-ми т./А.С. Макаренко.- М., 1964.-Т.5.

122. Малиновская Л.П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах: Постановкапроблемы и поиск путей ее разрешения: Дис.,.канд. пед. наук / Л.П.Малиновская. Тернополь, 1993.

123. Мамугина В.П. Наброски и зарисовки как средство повышения эффективности профессионально-художественной подготовки учителя начальных классов (в системе пед. фак. пед. ин-ов): Дис. канд. пед. наук / В.П.Мамугина. М., 1985.

124. Мастера архитектуры об архитектуре / Под ред. А.В.Иконникова. М., 1972.-591с.

125. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /A.M. Матюшкин.-М.: Педагогика, 1972.-208с.

126. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе/ М.И. Махмутов.- М.: Просвещение, 1977.- 240с.

127. Махмутов М.И. Проблемное обучение / М.И. Махмутов.- М.: Педагогика, 1975,- 368с.

128. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству / А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новолянская. М.: Искусство в школе, 1995.-144с.

129. Мелюкин С.Г. Интеграция науки и развитие способов объяснения явлений / С.Г.Мелюкин // Единство и многообразие мира, дифференциация и интеграция знания.- М., 1981.

130. Метленков Н.Ф. Архитектура: Учеб. для общеобразоват. школ / Н.Ф.Метленков, А.В.Степанов. М.: МП «Ладья», 1994.

131. Мердер А.П. Эстетика архитектуры / А.П.Мердер // Теоретические проблемы архитектурного творчества. М., 1988.

132. Методические рекомендации по разработке учебно-программной документации для средних специальных учебных заведений. М.: НИИВШ, 1989.-Вып.1,2,3.

133. Миронова Л.Н. Цветоведение / Л.Н.Миронова. Минск: Высш. шк., 1984.

134. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е.Э.Смирновой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.-177с.

135. Молева Н. П.П. Чистяков теоретик и педагог / Н.Молева, Э.Белютин. • М.: Акад. художеств СССР, 1953.-228с.

136. Молоткова Н.В. Методика формирования инфомационно технологической составляющей профессиональной культуры учителя Дис. канд. пед. наук / Н.В.Молоткова. Тамбов, 2000.-240с.

137. Наков А.Русский авангард / А.Наков. М.: Искусство, 1984.-190с.

138. Неменский Б.Н. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя / Б.Н.Неменский. М.: Просвещение, 1981.

139. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовка специалистов в вузе / Н.Н. Нечаев.- М.: Изд.-во МГУ, 1985.-113с.

140. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности/ Н.Н. Нечаев.- М.: Изд.-во МГУ, 1988.-166с.

141. Николаев И.С. Профессия архитектора / И.С.Николаев. М., 1984

142. Нимейер О. Архитектура и общество / О.Нимейер. М.: Прогресс, 1975.-191с.

143. Нюберг Н.Д. Парадоксы цветового зрения. / Н.Д.Нюберг // Природа. -1960. №8.

144. Об образовании: Федеральный закон от 13.01.96 №12-ФЗ // Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного профессионального образования. М., 2000.

145. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского.- 3-е изд., М.: Просвещение, 1986.-464с.

146. Объемно-пространственная композиция: Учеб. для вузов / Под ред.

147. A.В.Степанов, В.И. Иванова. М.: Стройиздат, 1993.

148. О применении государственного образовательного стандарта: Информ. письмо Госкомвуза. М., 1998.

149. Орлов В.И. Трактат о вдохновенье, рождающем великие изобретения /

150. B.И.Орлов. М.: Знание, 1980.-335с.

151. Оствальд В. Цветоведение / В.Оствальд. M;JT.: Промиздат, 1926.-205с.

152. Панфилова Г.В. О содержании понятия «гуманизм» / Г.В.Панфилова / Философские науки. 1990. - №9.

153. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие. Ростов н/Д Феникс, 2002-543с.

154. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. 3-е изд. - М. Школа-пресс, 2000.-512с.

155. Петровский В.А. Субъективность: новая парадигма в образовании . В.А.Петровский // Психол. наука и образование. 1996. - №3.

156. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Ж.Пиаже: Избр. Психологические труды. М.: Просвещение, 1980.-240с.

157. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А.Пономарев М.: Педагогика, 1976.-279с.

158. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления / Я.А.Пономарев. -М.: АПНРФСР, 1960.-252с.

159. Пономарева Е.С. Цвет в интерьере / Е.С.Пономарева. -Минск: Вышейшая школа, 1984.-167с.

160. Проблемы композиции: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Ванслова. М.: Изобраз. искусство, 2000.-290с.

161. Проблемы методологии современного искусствознания: Сб. статей. М.: Наука, 1989.

162. Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышева.- М.: Профессиональное образование, 1997.-512с.

163. Психология в управлении: Сб.- JL: Лениздат, 1983.-192с.

164. Пугачева Э. Проверив алгеброй гармонию / Э.Пугачева // Творчество. -1983. -№12.

165. Пушкин В.П. Эвристика наука о творческом мышлении / В.П.Пушкин. - М., 1969.

166. Рабкин Е.Б. Атлас цветов / Е.Б.Рабкин. М.: Медгиз, 1956.

167. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю / С.Х.Раппопорт. М.: Сов. худож., 1978.-237с.

168. Рисунок: Учеб. пособие для вузов / Под ред. С.В. Тихонова, В.Г. Демьянова.- М.: Стройиздат, 1996.-296с.

169. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Большая рос. энцикл., 1993.

170. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок / Н.Н.Ростовцев. 3-е изд. -М.: Просвещение, 1995.

171. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка / Н.Н.Ростовцев. М.: Изобразительное искусство, 1983.- 286с.

172. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе / С.Л.Рубинштейн // Хрестоматия по общей психологии / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. М., 1981.

173. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. М., Л.: Учпедгиз, 1940.-596с.

174. Рудин Н. Таблицы-задачи по цветоведению / Н.Рудин; Предисл. проф. С.В.Кравкова. -М;Л.: Искусство, 1940.

175. Рунин Б. Что же такое художественность? / Б.Рунин // Творчество. -1983.-№4.

176. Рунин Б.Вечный поиск /Б.Рунин.- М.: Искусство, 1964.-176с.

177. Сабкин В. Гуманизация образования. / В.Сабкин // Народное образование. 1992. - №9-10.

178. Савостьянов Е. Единство познания и творчества в искусстве / Е.Савостьянов. М.: Изобраз. искусство, 1977.

179. Савостьянов Е. Изобразительность и выразительность в искусстве / Е.Савостьянов. М.: Изобраз. искусство, 1970.-246с.

180. Сапрыкина Н.А. Архитектурная форма: статика и динамика / Н.А.Сапрыкина. М.: Стройиздат, 1995.- 402с.

181. Сапего И.Г. Предмет и форма / И.Г.Сапего. М.: Сов. худож., 1984.-302с.

182. Сидоренко В. Форма постижения мира / В.Сидоренко // Творчество. • 1984. №4.

183. Скаткин М.Н. Совершенствование процессов обучения/ М.Н.Скаткин М.: Педагогика, 1971 .-206с.

184. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований, М.Н.Скаткин. М.: Педагогика,1986.- 150с.

185. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики/ М.Н.Скаткин. М.: Педагогика, 1980.-950с.

186. Соколова Е.И. Фигура человека в живописи: Учеб. пособие для художеств.-промышл. вузов / Е.И.Соколова. М., 1988.-70с.

187. Соловьев С.А. Перспектива / С.А.Соловьев. М.: Просвещение, 1981.-144с.

188. Сомов Ю.С. Композиция в технике / Ю.С.Сомов. М.: Машиностроение, 1977.-271с.

189. Степанов А.В. Архитектура и психология.: Учеб. пособие для вузов /А.В. Степанов. М.: Стройиздат, 1993.-157с.

190. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф.Талызина. М.: МГУ, 1975.- 343с.

191. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения / Н.Ф. Талызина,- М.: Изд.-во Московского ун.-та, 1969.-133с.

192. Творчество как фактор формирования личности: Материалы второй междунар. науч.-практ. конф., 18-20 мая 2001г./ Отв. ред Р.К.Ильясова. -Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2001.

193. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М.Теплов.- М.: Изд.-во АПНРСФСР.- 1961.-536с.

194. Тихонкина Н.Г. Моделирование процессов интеграции психолого-педагогической составляющей в содержании высшего технического образования. Дис. канд. пед. наук / Н.Г.Тихонкина. Новосибирск, 2000.

195. Торшилова Е.М. Можно ли проверить алгеброй гармонию?: Критический очерк «Экспериментальной эстетики» / Е.М.Торшилова. -М.: Искусство, 1988.

196. Травинский В.И. О разработке уровне-вероятностных критериев / В.И.Травинский // Вопросы организации и методов исследования знаний, умений и навыков учащихся / НИИ содерж. и методов исслед. обучения АПН СССР.-М., 1973.

197. Шаронов В.В. Свет и цвет / В.В.Шаронов. М.: Гос. изд-во физ.-мат. лит.,1961.- 311с.

198. Шамова Т.И. Педагогические основы активизации учения школьников/ Т.И. Шамова.- М., 1981.- 64с.

199. Швидковский Д. Пространство ВХУТЕМАСа / Д.Швидковский // Современный дом. 2002. - №4.

200. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория / В.П. Шестаков,-М.: Наука, 1973.- 256с.

201. Шорохов Е.В. Основы композиции / Е.В.Шорохов. М.: Просвещение, 1979.-302с. ✓

202. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б.Элькони; Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. М.: Педагогика, 1989.- 554с.

203. Якиманская И.С. Развивающее обечение / И.С.Якиманская. М.: Педагогика, 1979.- 142с.

204. Якунин В.А. Современные методы обучения в высшей школе: Учеб. пособие /В.А.Якунин. -Д.: Изд-во ЛГУ, 1991.- 115с.

205. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов / В.А.Якунин. М., 1994.- 154с.

206. Bieri J. Cognitive complexity and personality development / J.Bieri // Harvey OJ. (Ed.) Experience structure and adoptability.N.Y.,1966. P. 5-32.

207. Chng Wen-Hsiung / Curriculum hevised Planning of University and Institute of Technology, Vocational education curriculum development center. N.Y., 1998.

208. Detterman D.K. Giftedness and intelligence: one and the same? D.K.Detterman // The origins and development of high ability. Chichester N.Y.,1993. P. 22-31.

209. Maj S.P. Modelling E-Commerce Architecture A New Engineering Modelling Metod / S.P.Maj // Engineering Education in the 21-st centery. -Perth (Western Australia), 2001.

210. Times Higher Education Supplement //http://www.Tesis.co.uk.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.