Методика интенсивного обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Люй Шишэн

  • Люй Шишэн
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 199
Люй Шишэн. Методика интенсивного обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Ростов-на-Дону. 2012. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Люй Шишэн

Содержание

Введение

Глава I. Академическая школа обучения изобразительному искусству

как явление российской художественной культуры

1.1 Роль дисциплины «рисунок» в формировании основ академического обучения в России

1.2 Опыт преподавания учебной дисциплины «рисунок» в российской системе художественно-педагогического образования

1.3 Реализация дидактических принципов академической системы обучения изобразительному искусству в процессе обучения

рисунку

Глава II Обучение изобразительному искусству в Китае — традиции и

инновации

2.1 Становление и развитие академической модели художественного образования в Китае

2.2 История методов обучения академическому рисунку в Китае

2.3 Академический рисунок и его роль в обучении

изобразительному искусству в современном Китае

Глава III. Экспериментальная методическая система обучения академическому рисунку в условиях поликультурного образовательного пространства

3.1 Теоретическое обоснование методической системы обучения рисунку. Принципы, методы, средства

3.2 Определение критериев эффективности методической

системы

3.3 Констатирующий эксперимент и анализ его результатов

3.4 Реализация экспериментальной программы обучения академическому рисунку в условиях поликультурного образовательного пространства. Ход и итоги формирующей фазы педагогического

эксперимента

Заключение

Список литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методика интенсивного обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур»

ВВЕДЕНИЕ

В условиях глобального распространения средств коммуникации, влекущего за собой ускорение всех форм общественной деятельности, все новые задачи ставятся перед сложившимися образовательными системами. В связи с этим возрастают требования к уровню и качеству подготовки специалистов. Всвязи с этим особую значимость приобретают методики, способные синтезировать, сохранять имеющиеся знания и опыт, и в то же время позволяющие внедрять и использовать новые образовательные технологии.

Это касается всех сфер научного знания, в том числе и художественного образования.

Особенно это является важным при обучении основам изобразительной грамоты, независимо от ступени или уровня обучения.

Средства массовой коммуникации, расширение экономического культурного пространства, неизбежно приводят к взаимодействию культур, каждая из которых, базируясь на собственных принципах, имеет тысячелетиями сформированный порядок, вкусовые предпочтения и собственную систему ценностей. Они получают свое воплощение во всех проявлениях материальной и духовной культуры, в том числе и в искусстве.

На их основании строится и система обучения, и способы передачи знаний одного поколения художников другому.

В современном мире подобные проявления культуры постоянно соприкасаются и являются наиболее актуальной и часто встречаемой формой взаимодействия.

Еще H.H. Крамской, как бы предвидя будущее, пишет «Что ни говорите, а искусство не наука. Оно только тогда сильно, когда национально. Вы скажете, а общечеловеческое? Да, но ведь оно, это общечеловеческое, пробивается в искусства только сквозь национальную форму. Я стою за национальное искусство, я думаю, что искусство не может быть никаким иным, как национальным. Нигде и никогда другого искусства не было, а если существует так называемое общечеловеческое искусство, то только в силу того, что оно выразилось нацией, стоявшей впереди общечеловеческого развития...» . [77, с. 84]

Этому явлению невозможно дать однозначной оценки, так как объективно существует ряд положительных и отрицательных моментов. С одной стороны, взаимодействие способствует взаимному обогащению национальных культур, с другой стороны, оно может стать причиной потери традиции, в частности художественной.

Одним из негативных факторов, препятствующих взаимообогащению этих сфер, является сам характер передачи информации. Интернет и другие современные средства коммуникации доступны практически всем, поэтому качество информации, поступающей по этим источникам, оставляет желать лучшего. В то же время, являясь одним из самых доступных способов общения и получения информации - интернет не может не оказывать влияния на любые образовательные процессы.

В этом контексте возникает острая необходимость создания таких образовательных технологий, методик и систем, которые бы позволили сохранить имеющиеся знания и за самый короткий срок сообщить их большому количеству человек.

Подобные системы должны отвечать следующим требованиям:

• доступности;

• актуальности;

• быть научно обоснованы;

• способствовать синтезу знаний.

Такие методические системы являлись бы более универсальными и способствовали бы сохранению знания, а так же помогали бы обучаемым более осознанно анализировать неорганизованный поток информации.

Таким образом, для подготовки современного специалиста в области искусства необходимо создание таких образовательных технологий, которые бы позволили ему самостоятельно ориентироваться в огромном информационном поле, самостоятельно выявлять и анализировать полученные сведения.

В связи с этим возникает противоречие — между необходимостью создания подобных методических систем, как необходимого средства осуществления и активизации межкультурного образовательного процесса и недостаточной практической разработанностью и теоретическим обоснованием подобных методик в процессе обучения основам изобразительного искусства, в частности, академической живописи и рисунка.

В рамках нашего исследования мы обратились к фундаментальным исследованиям в данном вопросе.

Основой для теоретической базы исследования послужили труды в области психологии JI.C. Выгодского, H.H. Волкова, В.П.Зинченко, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, C.JI. Рубинштейна, Л.Я. Дорфмана.

Опорой в области истории современного опыта художественного и художественно-педагогического образования в России для нашего исследования являются труды Э.М. Белютина, H.H. Ростовцева, Н.М. Молевой, В.В. Бабияк, Е.В. Шорохова, В.П. Зинченко, Л.Г. Медведева, H.H. Ростовцева, Г.В. Беда.

При анализе практического опыта преподавания академического рисунка нами рассматривались работы A.A. Дейнеки, Д.Н. Кардовского, H.H. Ростовцева, П.П. Чистякова, Сапожников А. П. Гавриляченко С.А.

Историю становления художественного образования в Китае рассматривали в своих работах Чень Жуйлинь, Чжан Даосэнь, Сюй Бэйхун.

В настоящие время современные проблемы художественно-педагогического образования рассматриваются в трудах таких педагогов как Ли Суцзе, Чжоу Пэнхой, Ван Цзянь Цзюнь.

В области общекультурного взаимодействия мы опирались на работы Си Цзинчжи, Лид Г, Чень Жуйлиня, Инь Шаочуня, Жэнь Гунсюня, Гу Пина, Ван Цзянь Цзюня.

В рамках анализа российско-китайского опыта обучения академическому рисунку особое внимание нами было уделено теоретической и практической деятельности выдающегося педагога K.M. Максимова.

Анализ исследований и указанного противоречия показали, что вопрос разработки методики интенсивного обучения основам академического искусства в условиях диалога культур до сих пор всесторонне не рассматривался.

Все вышесказанное определило тему исследования «Методика интенсивного обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур».

Проблема исследования заключается в разработке методических основ интенсивного обучения основам академического искусства в условиях взаимодействия культур.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить решение поставленной задачи.

Объект исследования: процесс обучения иностранных студентов основам академического изобразительного искусства, в частности, рисунку в соответствии с российской системой художественного профессионального образования.

Предмет исследования - методика, средства и формы организации учебного процесса, способствующие интенсивному обучению основам академического рисунка в условиях межкультурного образовательного пространства.

Гипотеза исследования состоит в том, что система интенсивного обучения основам изобразительного искусства в условиях диалога культур будет эффективной, если:

• она будет учитывать принципы и традиции, имеющиеся в данной культуре;

• будет основана на базовых дидактических принципах и обогащена разнообразными методами и средствами, имеющими дидактическое и научное обоснование;

• знания, получаемые обучаемыми на занятиях по данной системе, будут актуальны (раскрытие перед учащимися значимости получаемой информации);

• данная методическая система будет учитывать и широко использовать разнообразные современные средства обучения (новые технологии, в том числе, интернет, обучающие фильмы, пособия, проекторы и т.д..).

В соответствии с предметом, целью, и гипотезой были поставлены

следующие задачи исследования:

1. Посредством изучения трудов и различных научных исследований в области художественного образования, психологии, культурологи определить условия, способствующие интенсивному обучению основам академического рисунка в условиях межкультурного образовательного пространства.

2. Выявить основные критерии, благодаря которым возможно определить качество интенсивности учебного процесса при обучении основам академического рисунка.

3. Определить ряд методов, приемов, форм и средств обучения, а так же оптимальные варианты их комбинирования для придания максимальной интенсивности учебному процессу в конкретных образовательных условиях.

4. Разработать научно обоснованную методическую систему, способствующую интенсивному овладению студентами китайских вузов основами академического рисунка и провести ее апробацию.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были применены следующие методы исследования:

- анализ литературы в области культурологии, эстетики, психологии, педагогики и методики преподавания изобразительного искусства, в которой рассматриваются вопросы, смежные с проблематикой данного исследования;

- наблюдение и анализ процесса и результатов практической работы студентов российских и китайских вузов, беседы со студентами и преподавателями;

- анализ практического опыта преподавания изобразительного искусства в России и Китае (на примере факультета дизайна и искусства Южного Федерального университета (Россия) и Педагогического института Шандоуского университета (Китай)), в том числе действующих программ по дисциплинам предметной подготовки (рисунку, живописи, композиции);

-проведение педагогического эксперимента, включающего констатирующий, формирующий и контрольный этапы, а так же анализ результатов экспериментальной работы;

Основные этапы исследования

Первый этап (2008-2009) - подготовительный. На данном этапе был проведен анализ литературы по культурологи, психологии художественного творчества, истории художественного академического образования в России и Китае. Так же подробно были изучены литературные источники, посвященные научно-методическим разработкам в области проблематики данного исследования с целью определения разработанности проблемы. Также на данном этапе велся анализ учебных программ и практических занятий студентов, обучающихся основам академического рисунка в России и Китае. На данном этапе была определена актуальность исследования, а так же уточнен понятийный аппарат исследования.

Второй этап (2009-2011) - поисковый. В течение этого периода уточнялась проблема исследования, изучались и анализировались результаты экспериментальной работы отечественных и зарубежных исследователей по проблеме исследования, формировалось содержание учебной программы. Была сформулирована гипотеза, намечены цели, задачи и определены методы исследования. Был проведен констатирующий этап экспериментального исследования с целью выявления исходного уровня подготовки студентов. Определены контрольные и экспериментальные группы. Разрабатывалась концепция, содержание и структура методической системы, направленной на интенсификацию процесса обучения китайских студентов основам академического рисунка в условиях диалога культур, а также учебной программы, входящей в состав данной системы.

Третий этап С201 1-20 1 24) - экспериментальный. На данном этапе была окончательно сформирована методическая система, способствующая интенсивному обучению студентов китайских профильных вузов основам академического рисунка, а так же проведено ее внедрение и апробация. После этого был проведен подробный анализ результатов педагогического эксперимента, выявлен ряд проблем и определены пути их решения.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

- систематизирован, обобщен и проанализирован теоретический и практический опыт обучения китайских студентов основам академического рисунка в китайских и российских профильных вузах;

выявлены эффективные условия, методы и средства, способствующие интенсификации процесса обучения основам академического рисунка в условиях сложившихся образовательных традиций России и Китая;

разработаны критерии, позволяющие определить уровень интенсивности процесса обучения академическому рисунку студентов профильных вузов Китая и России;

- научно обоснована, разработана и экспериментально проверена методическая система интенсивного обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в решении научно - педагогической задачи, а именно: разработке методики интенсивного обучения основам академического рисунка студентов китайских профильных вузов в условии диалога культур, а так же в возможности применения полученных результатов в смежных

исследованиях, посвященных проблемам культурно-образовательного обмена в области художественной педагогики. Некоторые положения исследования могут быть разработаны в рамках исследований, посвященных аналогичной тематике.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что в результате проведенной работы была разработана система практических упражнений, позволяющая оптимизировать все компоненты учебного процесса, что обеспечило интенсивное обучение китайских студентов основам академического рисунка.

Программа практических заданий, составленная в рамках предлагаемой методической системы, может быть полезна при работе над смежными дисциплинами предметной подготовки (живописью, композицией, историей искусств), а так же в рамках знакомства китайских студентов с достижениями академической системы художественного образования. Методические пособия, выполненные в рамках исследования, а так же учебные рисунки могут быть использованы в качестве наглядного материала на занятиях по композиции, живописи, изучении технологии изобразительных материалов и т.д.. Кроме того, методическая система, разработанная и апробированная в рамках представленного

диссертационного исследования, может быть использована и для обучения студентов других регионов Азии.

На защиту выносятся следующие положения:

Методическая система, обеспечивающая интенсивное овладение китайскими студентами в российских и китайских профильных вузах основами академического рисунка, в условиях взаимодействия российской и китайской художественной культуры, включающая в себя: цели, задачи и

содержание учебного процесса, определение условий проведения учебного процесса в интенсивной форме, группы методов, приемов, дидактических средств, стимулирующих развитие мотивации обучаемых, а так же способствующих интенсификации учебного процесса в рамках культурно-образовательных пространств России и Китая, а также критерии оценки уровня интенсивности обучения основам академического рисунка и научное обоснование вывода о том, что развитие навыков академического рисунка является важнейшим на пути освоения основ реалистического рисования, а также в развитии понимания студентами большинства явлений изобразительного искусства как западноевропейского, так и искусства Китая.

Достоверность исследования обеспечивается соблюдением трех основных условий:

- опорой на фундаментальные положения ведущих специалистов в области культурологии, психологии, педагогики, методики преподавания изобразительного искусства;

- соблюдением методической последовательности в проведении научного исследования;

- анализом результатов педагогического эксперимента, объективность которого определяют заранее разработанные и обоснованные с точки зрения научной целесообразности критерии, единые при фиксации изначальных и конечных данных.

Апробация результатов исследования и их внедрение осуществлялись посредством публикаций, посвященных проблематике диссертационного исследования. Результаты предлагаемой методики обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур были рассмотрены на заседаниях кафедры изобразительного искусства факультета

изобразительного искусства Южного федерального университета, а так же ученого Совета факультета изобразительного искусства ЮФУ (2012 г.). Экспериментальная апробация исследования проходила на художественно-графическом факультете Педагогического института Шандоуского университета (Китай), на примере обучения студентов, обучающихся по специальности «Живопись», а результаты данной работы были представлены на обсуждение комиссии профессорско-преподавательского состава данного вуза. Основные теоретические положения и выводы по материалам исследования были опубликованы в качестве научных статей, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Глава 1.

Академическая школа обучения изобразительному искусству как явление российской художественной культуры.

1.1 Роль дисциплины «рисунок» в формировании основ академического обучения в России.

С момента возникновения академической системы обучения

изобразительному искусству, рисунок является основой изобразительной

деятельности. Это объясняется фундаментальной задачей академического

искусства - созданием реалистического изображения. Поэтому, владение

навыками рисования необходимо как живописцу, скульптору, так и

художнику-педагогу. Как вид художественного творчества, рисунок крайне

разнообразен и имеет множество разновидностей. Традиционно определяют

учебный, подготовительный и станковый рисунки. Данный вид

художественной работы может иметь задачи изучения натуры, творческого

поиска художника. Именно поэтому анализ эскизов и зарисовок является

необходимым этапом для формирования художественного вкуса и

14

профессионализма специалистов в области изобразительного искусства. В то же время рисунок может являться и самостоятельным художественным произведением. В художественной педагогике под рисунком также понимается учебная дисциплина. В данном случае, учебный рисунок как вид изобразительной деятельности является содержанием соответствующей ему учебной дисциплины.

Прежде чем приступить к подробному анализу преподавания дисциплины рисунка в академической российской системе обучения изобразительному искусству, уточним определение академического рисунка и определим его особенности. Согласно словарю Ожегова, в котором понятие «академический» определяется как «...соблюдающий установленные традиции (в науке, искусстве) и учебный (в применении к высшим учебным заведениям)»[85, с. 23] представим определение H.H. Ростовцева: «академический рисунок - это такая учебная дисциплина, которая раскрывает перед учащимися принципы построения реалистического изображения на плоскости и дает художественную культуру, знания и навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы». [101, с. 23]

На протяжении нескольких столетий система и методика преподавания рисунка совершенствовалась, что позволило в дальнейшем создать практически универсальную методическую систему, позволяющую добиться высоких показателей в процессе обучение изобразительной грамоте.

По словам H.H. Ростовцева «благодаря своей методической стройности и научной обоснованности учебный рисунок получает специальное название - «академический рисунок». И сегодня, желая подчеркнуть научную направленность и стройность системы учебного рисунка, мы часто говорим

вместо «учебный рисунок» - «академический», хотя эти термины по своей сущности идентичны» [101, с. 5]

Интересно замечание В.П. Зинченко по этому поводу, согласно которому учебный рисунок называется таковым, потому что идет процесс обучения, освоения научных положений и художественных основ изображения. А академическим потому, что академии художеств как учебные заведения за свое многовековое существование разработали логическую систему обучения, в которой предусмотрено последовательное освоение всех этапов становления художественного мастерства, то есть определили его содержание как учебного процесса. [52, с. 144]

Согласно действующим программам подготовки художников-педагогов изучение дисциплины «Рисунок» тесно связано с дисциплиной «Живопись», «Перспектива», «Пластическая анатомия» и т.д.. Так, например, одним из первых заданий по живописи в системе подготовки художника-педагога, является выполнение этюда натюрморта из бытовых предметов, одним из этапов которого является конструктивное построение предметов. Другая учебная дисциплина - «Композиция» связана с сочинением общей концепции изображения, и в предметном искусстве с изображением предметов в ракурсах, необходимых для передачи замысла художника. Именно владение рисунком и наличие способности художника анализировать форму предмета в пространстве позволяет ему создавать реалистическое изображение, и способствует созданию художественного образа.

Таким образом, изучение дисциплины «рисунок» способствует развитию умения моделировать пластические особенности предметов, оптимально использовать правила перспективы, законы анатомии и законы

распространения света на форме. Так же изучение дисциплины «рисунок» способствует развитию профессионального мышления художника, а в частотности, стимулирует такие мыслительные операции как анализ и синтез, которые проявляются в двух подходах в методике выполнения рисунка - от общего к частному, а затем от частного к общему. Кроме этого, во время выполнения учебного рисунка, обучаемый приобретает навыки работы с графическими материалами, что так же в дальнейшем способствует не только повышению профессионального мастерства, но и приобщает будущего специалиста к специфической культуре графического изображения.

В России академическая школа преподавания рисунка начинает формироваться с 18-го века, чему способствовали грандиозные перемены, происходящие в российском обществе во всех направлениях. Появление и активное закрепление художественных традиций Западной Европы, характеризующихся повествовательностыо и иллюстративностью, так не свойственной средневековому русскому искусству, представленному в основном иконописью, легло в основу светского искусства. Последнее, в свою очередь, явило необходимость создания российской академии, эстетические каноны которой крепко держались на достоянии Возрождения. Тем не менее, на русское искусство того периода оказывала большое влияние немецкая и голландская живопись, с чем и связана некоторая натуралистичность, жанровость, иногда излишнее пристрастие к деталям в работах мастеров того периода. Это дает некоторое объяснение такому стремлению русских художников того периода к постижению законов изображения, позволяющих добиваться максимальной материальности в произведении.

Возникновение рисовальных классов в России приводит к появлению систем А.П. Лосенко, И.Н. Крамского, П.П. Чистякова, являющихся новаторскими с точки зрения методики овладения новыми подходами к пространству, форме, объему, без упора на эстетические категории символа или аллегории.

Так, например, А.П. Лосенко, основываясь на своих глубоких познаниях в области пластической анатомии, разрабатывает учебные таблицы (которые можно назвать первыми российскими наглядными пособиями для обучения рисунку), а И.Н. Крамской в разработанной им системе обучения изобразительному искусству особое значение придавал изучению натуры на основе объективного, научного познания реальной действительности. В связи с этим он большое внимание уделял передаче формы предмета и пониманию объема.

Начиная с 30-х годов XX века рисунок и живопись, испытав на себе влияние множества эстетических, идеологических факторов во многом начинает опираться на опыт XVIII и XIX веков. Конечно, в значительной степени этот процесс происходит на идеологической почве, что отражается особенно на целях и задачах искусства и его месте в обществе. Возникает так называемый социалистический реализм. Одной из его особенностей является сведение до минимума «камерности», свойственной некоторым жанрам светского искусства, и преобладание агитационно-плакатного характера.

Достижения Академии за предшествующий период оказались крайне полезными для этого искусства, так как основной задачей теперь являлось убедительное, во всех отношениях, изображение, несущее агитационно-просветительное значение, понятное широким народным массам. Данное обстоятельство закрепляет за рисунком важнейшее место в обучении

изобразительному искусству, благодаря чему появляются своеобразные, новые, оригинальные формы пластического выражения, благодаря которым искусство советского периода приобретает вою самобытность и выразительность, так отличающие его от искусства других периодов.

Кроме обозначенного выше обстоятельства, государство проводит огромные преобразования в народном образовании. Открываются многочисленные художественные школы, студии, секции, ведется кружковая работа. Основной их целью является приобщение широких масс к достоянию художественной культуры, а так же обучение начальным азам изобразительной грамоты. Это так же оказало влияние на развитие методики преподавания изобразительного искусства, и в частности, рисунка как учебной дисциплины.

Изобразительное искусство, введенное в обязательную программу школьного образования, значительно способствовало не только формированию эстетических пристрастий молодежи, но так же успешно развивало частные умения и навыки, такие как анализ формы в пространстве, развитие глазомера, моторики рук и т.д.. В целом, преподавание изобразительного искусства, в частности рисунка, велось в традиции академического искусства. На базе идей социалистического реализма было создано множество своеобразных, выразительных художественных произведений и выработана уникальная школа подготовки высококвалифицированных художников. Таким образом, сложившаяся система профессионального художественного образования в дальнейшем доказала свою методическую уникальность и состоятельность.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Люй Шишэн, 2012 год

Список литературы

1. Авсиян О. А. Натура и рисование по представлению: учеб. пособие. М.: Изобразительное искусство, 1985. 152 с.

2. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. М.: Советский художник, 1986. 253,[2] с.

3. Актуальные проблемы художественно-педагогического образования: Сборник научных трудов. Ростов-на-Дону : Изд-во пед. ун-та, 1986. 79 с.

4. Актуальные проблемы художественно-педагогического образования: сборник статей. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2003. 170 с.

5. Алпатов М.В. Композиция в живописи: Исторический очерк. - М.-Л.: Искусство, 1940. - 129 е.: ил. Волков H.H. Композиция в живописи. -М.: Искусство, 1977. - 364 с.

6. Ананьев Б. Г. Проблема представлений в советской психологической науке // Философские записки. М.-Л. : Издательство Акад. Наук СССР, 1950. Т. 5.

7. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М. : Изд-во МГПИ, 1975. 279 с.

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / пер. с англ. В. Н. Самохина. М. : Прогресс, 1974. 392 с.

9. Арнхейм Р. Новые очерки по психологи искусства / Пер. с англ. М. : Прометей, 1994. 392 с.

10. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

11. Бабияк В.В. Русский учебный рисунок: Петербургская академическая художественная школа концаХУШ-начала XX века - СПб.: Гиппократ, 2004.-296 с.

12. Барщ А.О. Наброски и зарисовки . М.: Искусство, 1970. - 1970. - 165 с

ил.

13. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М.: Просвещение, 1989.192 с.

14. Беда Э. Н. Композиция натюрморта в рисунке // Проблемы и перспективы развития художественного и художественно-педагогического образования : материалы Всероссийской научно-методической конференции. Краснодар : Кубан. Гос. Ун-т, 2005.

15. Беда Э. Н. Натура и фантазия в композиции натюрморта // Актуальные проблемы художественно-педагогического образования: сборник статей. Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2003.

16. Белютин Э.М., Молева Н.М. Школа Антона Ашбе. К вопросу о путях развития художественной педагогики на рубеже Х1Х-ХХвеков. - М.: Искусство, 1958. - 116 с.

17. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. М.: Искусство; ИИН «Лига», 1994. Т. 2. 508 с.

18. Блимготов Д. И., Блимготова М. И. Некоторые особенности зрительного восприятия художников // Проблемы совершенствования системы подготовки художников-педагогов: материалы межвузовской конференции «Традиции, современность». Сентябрь 1997 г. Карачаевск : КЧГПУ, 1997.

19. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М. : Academia, 2002. 317, [1] с.

20. Быкова Н. JI. Психологические вопросы художественного восприятия // Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов ТГПИ. Таганрог, 2000. С 88-93.

21. Васильев A.A. История и теория развития художественного образования. Учеб. пособие. - Краснодар: Просвещение, 2003. - 212 с.

22. Вахтомин Н. К. Практика — наука — знание: К проблеме творческого мышления. М. : Наука, 1978.

23. Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. М. : МГУ, 1973.

24. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. - М.: изд. В. Шевчук, 2002. - 334 с. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М.: Изд-во МГУ, 1969.

25. ВергилесН.Ю., Зинченко В. П. Проблемы адекватности образа // Вопросы философии. 1967. № 4.

26. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. - М.: Издательство Академия пед. наук РСФСР, 1950. - 150 с.

27. Волков H.H. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977. - 364 с.

28. Верб М.А. Взаимосвязь эстетической и педагогической культуры будущего учителя / Проблемы эстетического образования и воспитания студентов педагогических вузов: Сб. науч. тр. - Свердловск: уральский рабочий, 1981.-С. 3-6.

29. Виноградова H.A. Китайская пейзажная живопись. - М.: Б. и., 1923. -75 с.

30. Волкова Е. В. Эстетический анализ художественного произведения. М.: Знание, 1974.

31. Восприятие и изображение : экспериментальное исследование / Под ред. Е. И. Игнатьева. М. : АПН, 1963.

32. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. 344 с.

33. Выготский Л. С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции. 5-е изд., исп. и доп. М. : Лабиринт, 1998. 416 с.

34. Гаврилко А. Е. К вопросу зрительного восприятия натуры и рисунка // Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин : Сборник научных трудов / Отв. ред. Г.В. Беда. Краснодар: Изд-во Краснодарского ун-та, 1975. С. 135-143.

35. Гавриляченко С.А. Учебный рисунок: Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова: учеб. пособие. - М.: Изд. Дом «Искусство», 2003.- 91 е., ил.

36. Гиппиус Г.А. Очерки теории рисования, как общего учебного предмета в присовокуплением практического руководства для обучающихся сему искусству - СПб.: Типография военно-учебных заведений, 1844. — 384 с.

37. Гинсбург И. Чистяков и его педагогическая система. Л.-М., 1940. - 425 с.

38. Гройсман А. Л. Основы психологии художественного творчества : Учеб. пособие. М. : Когито-центр, 2003. 187 с.

39. Громов Е. С. Художественный замысел и его претворение. М.: Искусство, 1974. - 468 с.

40. Даглдиян К. Т. Декоративная композиция. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.-312 с.

41. Даниэль С. М. Искусство видеть : О творч. способностях восприятия, о яз. линий и красок и о воспитании зрителя. JI. : Искусство : Ленингр. отд-ние, 1990.-221 с.

42. Дейнека A.A. Учитесь рисовать. Беседы с изучающими рисование. -М.: Изд-во Акад. Художеств СССР, 1961. - 224 с.

43. Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М. : Смысл, 1997. - 424 с.

44. Дубов В.А., Мартынов В.М., Уманская М.Г История Российской Академии художеств: Теоретический курс. МЭГУ. Академия культуры и искусств. - М.: МЭГУ, 2002. - 176 с.

45. ДуЯньянь. Развитие высшего педагогического образования в Китае. Автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.02 - СПб. 2005. - 2005. - 21 с.

46. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М. : Академический проект «Культура», 2005. 304 с.

47. Ежегодник просвещения Китая. - Пекин: Б.и., 2004. - 100с.

48. Жилин В. И. Проблема развития художественного видения и становление творческой личности начинающего художника // Актуальные проблемы художественно-педагогического образования: сб. статей. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского государственного педагогического университета, 2000. Вып. 3.

49. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 192 с.

50. Запорожец А. В., Зинченко В. П. Восприятие, движение, действие // Познавательные процессы: ощущения, восприятие : Сборник научных трудов / отв. ред. А. В. Запорожец. М. : Педагогика, 1982. С. 50-79.

51. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. - М.: Искусство, 1975. - 439 с.

52. Зинченко В.П. Научный метод обучения рисунку на художественно-графическом / Проблемы и перспективы развития художественного художественно-педагогического образования: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 20-21 октября 2004 г. сост.,: Кубанский гос. Ун-т, 2005. - С. 144-148.

53. Зинченко В. П. Восприятие как действие // Вопросы психологии. 1967. № 1.

54. Зинченко В. П. Движение глаз и формирование образа // Вопросы психологии. 1958. № 5. С. 29-41.

55. Зинченко В. П. Художественное восприятие как творчество // Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью и композицией : Сборник научных трудов. М.: Прометей, 1994. 300 с.

56. Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа (исследование деятельности зрительной системы). М.: Издательство МГПУ, 1969.

57. Зинченко В. П., Мунипов В. М., Гордон В. М. Исследование визуального мышления // Вопросы психологии. 1973

58. Искусство и педагогика: Из культурного наследия России Х1Х-ХХ вв.: Хрестоматия /Авт. - сост. М.А. Верб. - Псков: ПОИПКРО, 2002. -219 с.

59. Ивашин Г. Г. Восприятие предмета и его изображений: Учебно-методическое пособие. JL, 1974.

60. Игнатьев Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М. : Знание, 1968.

61. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд., доп. М. : Гос. учеб.-пед. изд-во Мин. проев. РСФСР, 1961. 32 с.

62. Иконников А. И. Пути совершенствования системы обучения академическому рисунку на художественно-графических факультетах педвузов: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Хабаровск, 1998. - 274 с.

63. Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / пер. с кит. и англ., вступ. Ст., очерки и комм. В.В. Малявина. - М.: «ОАО Люкс»; «издательство Астрель», «Издательство ACT», 2004. - 432 с. ил. - (Кит. классика: новые переводы, новый взгляд).

64. Кузин B.C. Наброски и зарисовки. М.: Просвещение, 1981. - 160 с.

65. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусство Китая: Учеб. Пособие. - СПб.: Лань, ТРИАДА, 2004. - 960 с.

66. Крымов Н. П. Художник и педагог. М. : Изобразительное искусство, 1989.

67. Кузин В. С. Психология живописи : учебное пособие для вузов. М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. 304 с.

68. Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты : Практическое пособие дл аспирантов и соискателей ученой степени. 4-е изд., доп. М. : Ось-89, 1999. 208 с.

69. Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка : Учебник. М. : Эксмо, 2008. 480 с.

70. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии: Матер, конф. / Ред. Е.В. Бондаревская. -Ростов-на-Дону: Изд. Рос. гос пед. Ун-та, 1995. - 285 с.

71. Ломов С. П. Живопись : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : АГАР, 1999. 232 с.

72. Лунина А. Л. От натуры к графическому образу // Совершенствование теоретической и методической подготовки художника-педагога: сборник научных статей. Краснодар : КубГУ, 1996.

73. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях рисунку: Учеб. Пособие для студентов худож. - граф. фак пед. Институтов -М.: Просвещение, 1986. - 159 е., ил.

74. Методические рекомендации по организации научно-исследовательской и научно-методической работы преподавателей художественно-графических факультетов педагогических институтов. / Сост. Н.Н. Ростовцев.-М.: Б.и., 1981.- 185 с.

75. Михаленко Л.Б. Формирование художественно-педагогических способностей в процессе подготовки учителей изобразительного искусства в пединститутах. Автореф. Дис. ...канд. пед. Наук. 13.00.02. -М., 1984,- 17 с.

76. Молева Н., Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств 18-го века. М. : Искусство, 1956. 521 с.

77. Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа второй половины XIX - начала XX века. М. : Искусство, 1967. 391 с.

78. Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа первой половины XIX века. М. : Искусство, 1963. 403 с.

79. Молева Н.М. Белютин Э.М. П.П. Чистяков - теоретик и педагог: - М.: Изд-во Акад. Художеств СССР, 1953.-229 с.

80. Научно-методические основы бучения изобразительному искусству: Межвуз. сб. научн. Тр. - Омск: Изд. Ом ГПУ, 2000 - 250 с.

81. Неменский Б.М. Культура - искусство - образование: Цикл бесед./ Моск. центр худож. Культуры (и образования). - М.: Центр «ХКО», 1993.-79 с.

82. Неменский Б.М. Педагогика искусства - м.: Просвещение, 2007. - 255 с.

83. Непомнящий В.М. и Смирнов Г.Б. Практическое применение перспективы в станковой картине. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». — М., просвещение, 1978. - 119 с. ил.

84. Николаева Н.О. Национальные традиции в современной китайской живописи Гохуа, // Художественные направления в современном и зарубежном искусства, - м., 1959, с. 5-25

85. Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М.: Рус. Яз. 1982. - С. 23.

86. Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с польск. Л. Г. Кашуревича, Н. Г. Горина. М. : Высш. шк., 1990. 382 с.

87. Орловский Г.И. О художественном образовании учителя рисования. -М.: Просвещение, 1961. - 75 с.

88. Педагогический энциклопедический словарь. / Вед. Ред. О.Д. Грикулова. - М.: БРЭ, 2003. - 528 с.

89. Проблемы художественного образования: Межвуз. сб. научн. тр. — Омск: Изд. Ом ГПУ, 1997. - 107 с.

90. Петрова 10. Академическая школа в постановках // ACADEMIA. Российская академия художеств. 2008. № 09 (29).

91. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс : учебник для студ. пед. вузов В 2 кн. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576 с.

92. Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа / Сборник статей под ред. Е. И. Игнатьева. М. : Академия педагогических наук, 1954.

93. Пучков A.C., Триселев A.B. Методика работы над натюрмортом: Учеб. Пособие для студентов худож. - РАФ. фак. пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование, труд». -М.: Просвещение, 1982. - 160 е., ил.

94. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. - М.: «Художник РСФСР» 1978, 120 с ил.

95. Раппопорт С. X. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства. М. : Советский художник, 1978.

96. Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. - М.: Наука, 1986. - 254 с.

97. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - М., 1946. - 556 с.

98. Рубинштейн С.Л. Учение И.П. Павлова и проблемы психологии.: Сб. научн. Тр. / Учение И.П.Павлова и философские вопросы психологии. -М., 1952, 228 с.

99. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов худож.- граф. фак. пединститутов / Сост. H.H. Ростовцев и др. - М.: просвещение, 1989. - 207 с.

100. Ростовцев H.H. Учебный рисунок. - М.: Просвещение, 1976. - С.23

1 Ol. Ростовцев Н.Ы. Академический рисунок. Учеб. для студентов худож. - граф. фак. пединститутов. - 3-е изд. доп. И перераб. - м.: О Просвещение, Владос, 1995. - 239 с..6 ил.

102. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож. - граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., оп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 е., ил.

103. Ростовцев H.H. О педагогической деятельности и методах преподавания: Мемуар. записи. - Омск: Издатель - полиграфист, 2002. - 247 с.

104. Ростовцев H.H. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учебн. пособ. -М.: просвещение, 1987. - 174 с.

105. Сапожников А. П. Полный курс рисования / под ред. В. Н. Ларионова. 3- изд. М.: АЛЕВ, 1998. 160 с.

106. Сеченов И. М. Элементы мысли. Избранные философские и психологические произведения / Под ред. В. М. Коганова. М. : Огиз, Гос. изд. полит, лит., 1947.

107. Свешников A.B. Индивидуальный подход при обучении академическому рисунку. // Методические рекомендации к проведению учебных занятий по изобразительному искусству в педагогическом институте и школе-М.: МГПИ им. В.И. Ленина,с 1981. - с 20-26.

108. Свешников A.B. Формирование творческих способностей на занятиях академическим рисунком у акцентуированных личностей. // Межвузовский сборник научных трудов. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1983.-е. 95- 100.

109. Селиверстова Н.В. Взаимодействие традиционных и современных методов приеодавания базовых специальных дисциплин в системе

начального художественного образования. Автореф. ...дне. канд пед. наук. 13.00.02. - М.: 2004, - 24 с.

110. Советы мастеров. Живопись и графика. - 2-е изд. / состав. И автор примеч. A.C. Зайцев. - Л.: Художник РСФСР, 1979. - 350 с.

111. Соколов-Ремизов С. Н. Чжихуа - живопись пальцем - как отражение ряда специфических черт китайского менталитета. Искусство Востока. Художественная форма и традиция. Сб. статей. СПб., 2004, с. 237-271

112. Соколов - Резимов С.Н. Жизнь и каллиграфия Китая и Японии на стыке тысячелетий в аспекте футурологических предположений: Между прошлым и будущим. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - С. 75.

113. Соловьева Б.А. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989. - 225 с.

114. Солодухина В.А. О творческом методе преподавания рисунка заслуженного художника России профессора к.И. Шебко. /Проблемы художественного образования. Межвуз. сб. научн. тр. - Омск: Изд. ОмГПУ, 1997.-е. 47-48.

115. Сотрудничество высших учебных заведений Китая и России в начале ХХ1века: итоги и перспективы: Матер. Росс. Китайск. научн.-практ. Конф. - СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 88 с.

116. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981 - 175 сил.

117. Титов Е. П. Педагогический рисунок на классной доске как одно из средств развития творческих способностей. // межвузовский сборник научных трудов.-М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1983. - с. 71-95., с. 173.

118. Унковский A.A. Рисунки-наброски. Уч. - метод. Пособие для студентов-заочников художественно-графических факультетов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1982. - 39 с ил.

119. Федоров М.В. Рисунок и перспектива. М.: Искусство, 1960. - 131 с ил.

120.Хабачу А.Г. Педагогический рисунок в системе подготовки художника-педагога / Специальная и профессионально-педагогическая подготовка художника-педагога: Межвуз. сб. науч. тр. - Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2006. - с 344-348

121. Художественно-графический факультет 50 лет (941-1991) Юбилейный сборник. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992. - 268 с.

122. Художники- педагоги - история современность: Сб. ст. / Наун. Ред. O.A. Еремеев. - СПб.: Ин-т им. И.Е. Репина, 1991. - 88 с.

123. Чистяков П.П. Письма, записные книжки. Воспоминания. - М.: Искусство, 1953. - 592 с.

124. Шабанов Н.К. художественно-педагогическая направленность в преподавании живописи и композиции. - Курск, изд. КГПУ, 1996. - 34 с.

125. Школа изобразительного искусства. Раздел «Рисунок». - М.: Изобраз. Искусство, 1965. - 208 с.

126. Шорохов Е. В. Композиция: учебник для студентов художественно-графических факультетов педвузов. М: Просвещение, 1986. - 2007 с ил.

127. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.

1. Арнхейм Р. Мнение о художественном образовании (перевод с английского) издательство Ху Нань.

2. Ван Цимин. Введение в рисунок. - Издательство Китай. 1996.

3. Ван Дагэнь. Образование художества. - Издательство ХПУ Китая. 2000.

4. Ван Цзянь Цзюнь. Новая история Китайского образования. Издательство Образование пров. Гуанчжо, 2003. - 103 с.

5. Гу Пин. Классика в западном искусстве: натюрморт. Издательство Шаньси. 2003.

6. Дин Илин. Ху Чжэмин. Курс по современному рисунку. - издательство Китай. 1994.

7. Жэнь Гунсюнь. Китайская история искусства. Издательство Шандун. 2002.

8. Чень Жуйлинь. Исследование в художественно-педагогической истории образования 20-ого века в Китае. Издательство Цинн Хуа. 2005.

9. Инь Шаочунь. Мечта художественного образования. Издательство Ху Нань. 2004.

Ю.Лид Г. Образование с помощью искусства, (перевод с английского). Издательство Ху Нань. 2004.

11 .Ли Суцзе. История западного искусства. Учебник. Издательство культуры и искусства. 1998.

12.Пань Яочан. История китайского художественного образования в новой эре. - Издательство Китай. 2002. - 206 с.

13. Сборники отличных диссертационных работ в предметах и художественном образовании во всем Китае. Издательство Ху Нань. 2003 .

14. Си Цзинчжи. Художество в России и восточной Европе. - Издательство Китай. 2004.

15. Сунь Ишэн. Рисунок по представлению - Издательство Хуацон. 1986

16. Сунь Цзиншэн. Художественная методика в школе. - Издательство Цзянсу. 1087.

17. Сюй Бэйхун. Западными и китайскими чернилами: эссе Сюй Бэйхуна. Издательство Сишан. 2006.

18.Сюй Цзнь. Цзньидэ. Исследование по рисунку. - Издательство Силэн. 1986.

19. Учебная программа по рисунку педагогического факультета Китайского художественного института. 2004.

20. Учебная программа художественного института Столичного педагогического университета. Выдана учебной частью Столичного педагогического университета. 2002.

21. Хуан Цзусянь. От принципа к форме — общее искусствоведение. Издательство Хунан. 2003.

22.ЦяньЧуси. Теория и методика в обучении изобразительному искусству. Издательство высшего образования. 2000.

23.ЧэнПэн. Искусство в России и в СССР 20-го века, издательство

культуры и искусства. 1997. 24.Чень Жуйлинь. Исследование в художественно-педагогической истории

образования 20-го века в Китае. Издательство Цин Хуа. 2005. 25.Чжан Даодун. Учебный процесс в теории искусства. Издательство Шаньси. 2001.

26.Чжан Даосэнь. Базовые знания в области искусствоведения. Издательство Шандун. 2000.

27. Чжоу Пэнхой. История китайского и зарубежного художественного образования. Издательство Иннан. 2001.

28.Чэнь Чжэньлянь. Сопоставительное исследование по обмену рисунка между Китаем и Японией до нашей эры. - издательство Аньхой. 2000.

29. Эстетической сознание древних китайцев. - Пекин: издательство пекинского университета.

30. Юань Юньшэн. Понимание о рисунке. Издательство Шанхай. 2002.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.