Методика изучения произведений И. С. Тургенева с учетом их жанра в 5-8 классах средней школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Стрижекурова, Жанна Игоревна

  • Стрижекурова, Жанна Игоревна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 193
Стрижекурова, Жанна Игоревна. Методика изучения произведений И. С. Тургенева с учетом их жанра в 5-8 классах средней школы: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 1999. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Стрижекурова, Жанна Игоревна

ВВЕДЕНИЕ

I. ВЛИЯНИЕ ЖАНРОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ЕГО ВОСПРИЯТИЕ ЧИТАТЕЛЯМИ И НА МЕТОДИКУ АНАЛИЗА В ШКОЛЕ

§1 .Проблема жанра в литературоведении

§2 .Изучение художественных произведений в аспекте жанра

§3. Возрастные особенности учащихся 5-8 классов и восприятие школьниками произведений И.С. Тургенева

II. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА РАССКАЗОВ И.С. ТУРГЕНЕВА С УЧЕТОМ ИХ ЖАНРОВОГО СВОЕОБРАЗИЯ В 5 - 7 КЛАССАХ

§1. Типологические черты рассказа как жанра и особенности тургеневского рассказа

§2. Вопросы изучения рассказов И.С. Тургенева с учетом их жанровой специфики

Ш. ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖАНРЕ ПОВЕСТИ - ИСПОВЕДИ В ПРОЦЕССЕ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ В 8 КЛАССЕ ( И.С.ТУРГЕНЕВ "АСЯ" )

§1.Повесть И.С.Тургенева "Ася" в русской критике, современном литературоведении и методике преподавания литературы

§2.Восприятие повести "Ася" восьмиклассниками

§3. Влияние жанровых особенностей повести "Ася" на методику ее анализа в 8 классе 118 IV. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОБЛЕМАТИКИ ПОВЕСТИ "АСЯ" И «СТИХОТВОРЕНИЙ В ПРОЗЕ" И.С. ТУРГЕНЕВА, СПЕЦИФИКА ЖАНРА

§1. История изучения "Стихотворений в прозе" И.С.Тургенева в дореволюционном и современном литературоведении

§2.Анализ "Стихотворений в прозе", обусловленный их жанровыми особенностями

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методика изучения произведений И. С. Тургенева с учетом их жанра в 5-8 классах средней школы»

Содержание произведений русской классики многогранно, отличается глубиной проблем, напряженностью исканий нравственных идеалов, разносторонностью изображения жизни, художественным своеобразием. Само обращение к вопросам изучения и интерпретации русской классической литературы является актуальной научно-методической проблемой. Изучение в школе произведений И.С.Тургенева таит неисчерпаемые возможности для формирования духовного мира учащихся, культуры их чувств, благородства мыслей. Выдающийся русский общественный деятель Анатолий Федорович Кони писал в очерке "Памяти Тургенева": "Тургенев в своих творениях напоминает мне готический храм, глубоко заложенные в землю стены которого стремятся вверх, чаруя взор своими цветными лучистыми окнами, изящными пролетами и кружевной резьбой и, переходя в стройные башни, смело поднимаются в ясное небо, в небо возвышенных стремлений, благородства мысли и чувства, в небо нравственного идеала."[126, с. 125]. Эти замечательные слова наиболее верно передают неповторимость творческой манеры великого писателя, его стремление раскрыть богатство, благородство души человека.

Жизненные судьбы любимых Тургеневым героев и героинь складывались, как правило, драматично. Но никогда не гасла в его произведениях вера в торжество добра и света. М.Е.Салтыков-Щедрин, восхищенный романом "Дворянское гнездо", писал: "Да, и что можно сказать о всех вообще произведениях Тургенева? То ли, что после их прочтения легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора?"[192, с. 13]. Произведения, проникнутые такими светлыми чувствами, не могут не интересовать современного читателя. При изучении Тургенева, продолжившего традиции Пушкина и Гоголя, воспринявшего опыт русской реалистической литературы, большое внимание следует уделить нравственно-эстетическим проблемам, авторскому пониманию человеческого призвания, отношению к людям, к миру.

Именно эти общечеловеческие вопросы начинают волновать учащихся средних классов. Среди работ, посвященных творчеству И.С. Тургенева нами анализировались работы Н.В.Богословского, Н.Л.Бродского, Г.А.Бялого, Г.Э.Винниковой, В.М.Головко, Л.П.Лотмана, В.М.Марковича, Г.Б.Курляндской, Ю.В.Лебедева, П.Г.Пустовойта, В.М.Фишера, А.Г.Цейтлина, С.Е.Шаталова и др.

К изучению произведений Тургенева с учетом их жанра в средних классах побудила нас обратиться потребность современной школы в создании целостной, методически проверенной и обоснованной системы уроков, посвященных писателю. Анализу особенностей тургеневского романа как жанра в старших классах уделялось внимание в методических трудах В.В.Голубкова, Т.Г.Браже, О.Ю.Богдановой, М.М.Жданова, Т.Ф.Курдюмовой, М.Г.Качурина, А.К.Киселева, Н.И.Нестеровой и др. В методических пособиях и статьях, посвященных разбору произведений писателя в средних классах (Н.В.Тиммерманис, А.П.Валагина, Л.М.Семановой, И.В.Калининой, О.Н.Харитоновой и др.), проблема жанровой специфики специально не рассматривалась.

Вопрос об изучении тургеневского рассказа, повести, стихотворений в прозе в аспекте жанрового подхода не решен, хотя без овладения базовыми, фундаментальными принципами и приемами постижения художественной природы произведения переход к курсу на историко-литературной основе в 10-11 классах является скачкообразным и неподготовленным. Необходимость разработки методики изучения произведений с учетом их жанровых особенностей в средних классах определила проблему исследования. Анализ в аспекте жанра обеспечит целостность, системность изучения литературных произведений в школе.

Произведения, отобранные современными программами по литературе для средних классов, дают возможность привлечь внимание учащихся к волнующим их нравственным проблемам, расширить жизненные впечатления, способствовать формированию их художественного вкуса, поэтому первейшая задача учителя русского языка и литературы - заронить в душах учеников живой интерес к творчеству Тургенева. В 5-ом классе для чтения и изучения рекомендуются рассказы "Муму", из "Записок охотника" ("Бежин луг" и другие). В 7-ом классе предлагаются рассказы "Бирюк", "Бурмистр", "Певцы" и стихотворения в прозе "Русский язык", "Близнецы", "Два богача", "Порог", "Воробей", "Как хороши, как свежи были розы." (отчасти по выбору учителя и учащихся). В 8-ом классе изучается повесть И.С.Тургенева "Ася", одно из самых задушевных и лиричных созданий писателя, во многом отвечающее личностным потребностям восьмиклассников, вступающих в период взросления с наступлением ранней юности. Учащиеся постепенно входят в мир, созданный Тургеневым, об этом свидетельствует жанровый отбор произведений. От малых жанров: рассказа, стихотворений в прозе- к повести "Ася" и - к романам "Рудин", "Отцы и дети" в старших классах.

Произведения И.С.Тургенева, рекомендованные для средних классов, вызывают определенные трудности в их изучении, требуют разнообразия в построении уроков, в организации самостоятельной работы учащихся. Суть нашей концепции заключается в следующем: анализ произведений должен строиться с учетом их жанра, что дает возможность создать систему в изучении творчества писателя. Во-первых, жанровая специфика обусловливает план и логику анализа, во-вторых, анализ в аспекте жанра является необходимым условием проникновения в идейно-художественную структуру произведения, осмысления авторской концепции. "Чем яснее учитель поставит вопрос о специфике жанра, - писал академик В.В.Голубков, - тем более отчетливо будет построен анализ, тем продуктивнее он будет для литературного и эстетического развития учащихся, не говоря уже о том, что внимание к жанру внесет разнообразие в уроки по литературе и усилит интерес учащихся к ним."[63, с. 154]. Постижение "законов жанра" вооружает школьников навыками анализа произведения в единстве содержания и формы, поэтому так важно теоретическое и практическое решение вопроса учета жанровой специфики художественного произведения при изучении Тургенева в средних классах общеобразовательной школы.

В XIX-XX вв. вопросу о жанровой принадлежности анализируемого произведения в средней школе уделяли внимание в своих трудах известные методисты и словесники: Ф.И.Буслаев, А.Д.Галахов, В.И.Водовозов, В.Я.Стоюнин, В.П.Скопин, В.П.Острогорский, В.В.Сиповский, В.В.Голубков, М.А.Рыбникова и другие авторы учебных и методических пособий. Основные положения данной проблемы, освещенные в работах ученых, нашли отражение в исследованиях методистов второй половины XX века. Мысль о необходимости формирования понятая о жанрах выражали Н.О.Корст и Н.И.Кудряшев, о воспитании у учащихся "чувства жанра" писал В.А.Никольский, научить школьников улавливать "сигналы жанра" считает очень важным М.Г.Качурин. На зависимость восприятия и анализа произведений от их жанровых особенностей указывали ведущие психологи, литературоведы и методисты (П.М.Якобсон, О.И.Никифорова, Б.С.Мейлах, А.М.Докусов, А.М.Левидов, О.Ю.Богданова, Р.Ф.Брандесов, В.Г.Маранцман). О.И.Никифорова писала: "Ориентировка в жанре и в общем характере произведения создает настрой на определенное отношение к произведению и в известной мере определяет способ восприятия произведения и воссоздание его образов". [179, с.21].

Формированию у учащихся теоретико-литературных понятий в процессе анализа произведений с учетом жанра уделялось внимание в работах Г.И.Беленького, А.В.Дановского, М.А.Снежневской. Разрабатывалась теоретическая проблема изучения художественных произведений в их родовой специфике: драмы (Н.А.Демидова, Т.С.Зепалова, Я.Г.Нестурх), лирики (З.Я.Рез, Л.В.Тодоров, Р.Д.Мадер, В.П.Медведев, Е.В.Карсалова, А.М.Лисовский), эпоса (Г.А.Гуковский, Е.А.Маймин, О.Ю.Богданова, Е.В.Жирова, А.А.Маныкина). Проблема анализа художественного текста с учетом своеобразия рода и жанра -одна из важнейших для современного школьного образования; по "жанровому принципу" строятся программы по литературе под редакцией А.Г.Кутузова для средних общеобразовательных заведений. Изучение современного состояния вопроса привело нас к выводу, что жанровый аспект может быть выдвинут в современной методической науке в число ее актуальных задач.

Среди литературоведческих работ по теории литературы, касающихся вопроса жанра, анализировались учебные пособия для студентов-филологов и специальные труды по избранной проблеме (Б.В.Томашевский, Ю.Н.Тынянов, М.М.Бахтин, В.В.Кожинов, Г.Н.Поспелов, Л.И.Тимофеев, Д.С.Лихачев, Н.П.Утехин, Л.В.Чернец, М.М.Гиршман, И.Ф.Волков, В.Е.Хализев и др.).

Считаем возможным выделить следующие аспекты заявленной темы исследования: I) выявление специфики тургеневского рассказа, тургеневской повести и стихотворений в прозе с опорой на литературоведческие труды; 2) следование принципу постепенности в формировании у школьников представлений об особенностях жанра изучаемых произведений; 3) влияние жанровых особенностей литературного произведения на восприятие его читателями и методику анализа его в школе, характер и последовательность разбора; 4) поиски приемов и форм организации занятий, способствующих воспитанию вдумчивого читателя, чувствующего "законы жанра"; 5) обогащение теоретико-литературных знаний учащихся в процессе анализа произведений Тургенева, предложенных программами для средних классов.

Потребность в решении указанных проблем и недостаточное их освещение в методической литературе обусловили выбор темы и актуальность нашего исследования.

Цель исследования - разработать, научно обосновать и экспериментально проверить методическую систему изучения произведений И.С.Тургенева с учетом их жанра в средних классах общеобразовательной школы.

Объектом исследования является процесс изучения произведений И.С.Тургенева (рассказа, повести, стихотворений в прозе) в 5-8 классах средней школы.

Предметом исследования является использование жанрового подхода в создании целостной методической системы по изучению произведений И.С.Тургенева в средних классах.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: анализ литературных произведений в средних классах будет эффективным и будет способствовать проникновению в идейно-художественную структуру произведения, осмыслению авторской концепции, раскрытию своеобразия поэтики писателя, если:

- целенаправленно и последовательно учитывать специфику жанра, особенности восприятия произведений разных жанров, психологию и сферу читательских интересов школьников в зависимости от этапов их литературного развития;

- суммировать представления учащихся о разных жанрах и особенностях художественной манеры того или иного писателя после изучения конкретных литературных произведений;

- углублять знания учащихся о художественной форме литературного произведения, о типологических и исторически изменчивых жанровых признаках, постепенно усложняя учебный материал и осуществляя строгий отбор теоретико-литературных понятий, связанных с жанром;

- направлять школьников на постижение "законов жанра", развивая у них "чувство жанра" и тем самым способствуя грамотному глубокому анализу произведений;

- совершенствовать процесс изучения литературы в ее жанровом многообразии последовательным ознакомлением учащихся со смежными видами искусства (живопись, музыка, театр и др.) для обогащения духовного мира школьников и более глубокого усвоения ими нравственно-эстетического потенциала художественных произведений.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования необходимо было решить следующие задачи:

1) провести анализ литературоведческой и методической литературы с целью уточнения содержания понятий "жанр", "рассказ", "повесть", "стихотворения в прозе" и поиска подходов к проблеме жанровой специфики произведения в школьном литературном образовании;

2) выявить особенности психологической организации читателя-подростка и специфику восприятия учащимися средних классов произведений Тургенева разных жанров;

3) определить своеобразие тургеневской повествовательной манеры и разработать систему уроков по анализу рассказов "Записок охотника", "Муму", повести "Ася" и "Стихотворений в прозе" в 5-8 классах с учетом их жанровой специфики;

4) разработать систему самостоятельных заданий, проблемных вопросов, которые ориентировали бы учащихся в жанре и обеспечивали динамику в понимании ими жанровой специфики анализируемых произведений;

5) обосновать значение произведений И.С.Тургенева для нравственно-эстетического воспитания школьников;

6) теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанной системы уроков по изучению произведений И.С. Тургенева с учетом жанра в плане выявления ее практической значимости для современной школы.

При достижении названных цели и задач исследования мы опирались на труды по психологии о восприятии искусства (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, О.И.Никифорова, П.М.Якобсон ), о механизмах воздействия художественного произведения на читательское восприятие и процессе сотворчества читателя (реципиента) с писателем (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.М.Левидов, Г.А.Гуковский, Б.С.Мейлах), о периодах развития и формировании личности (А.Валлон, Л.С.Выготский, П.М.Якобсон, В.В.Давыдов, И.С.Кон).

В решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- метод теоретического исследования (изучения психологической, литературоведческой, педагогической и методической литературы для обоснования теоретических и практических направлений диссертации; анализ действующих программ для выяснения постановки в них вопроса об изучении произведений И.С.Тургенева с учетом их жанровой природы).

- метод наблюдения (наблюдение за современным состоянием вопроса об изучении произведений И.С.Тургенева в средних классах; изучение письменных и устных ответов учащихся на поставленные вопросы, их сочинений);

- экспериментально-опытная работа по рекомендуемой методике велась в средних школах №№ 112, 285 (Ж.И.Стрижекурова), 288 (Е.Е.Бенина), 53 (А.А.Клитенник), 1274 (79 спец, О.В.Ремова, Ю.Д.Тильман), 1253 (23 спец., Т.А.Новикова), гимназии Мз 67 (Е.Л.Горбачева) города Москвы с 1993 по 1998 г. и дала положительные результаты.

Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе (1993-1995 гг.) осуществлялся выбор проблемы, ее теоретическое обоснование, определение аспектов исследования, изучение философских, психологических, литературоведческих, дидактических и методических работ; осуществлялось наблюдение за деятельностью учителей и учащихся на уроках анализа произведений Тургенева, проводились беседы с учителями и школьниками по избранной нами теме исследования. На втором этапе, констатирующем (1994-1995 гг.) устанавливался уровень знаний учащихся о специфике жанров художественных произведений; об особенностях тургеневской повествовательной манеры при изучении рассказов ("Муму", рассказы "Записок охотника"), повести ("Ася") и "Стихотворений в прозе". На третьем этапе (1995-1997гг.) разрабатывались и проводились поисковый и обучающий эксперименты; проверялась эффективность методической системы уроков по изучению произведений И.С.Тургенева в средних классах школ г. Москвы, доступность предлагаемых вопросов и заданий, прочность формирующихся знаний о жанровой специфике произведений и своеобразии тургеневской прозы. На четвертом этапе (1997-1998 гг.) проверялась правильность сделанных выводов, корректировались выбранные нами пути анализа и методические рекомендации по изучению произведений Тургенева с учетом их жанра в средних классах.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- теоретически обоснована и экспериментально проверена методика углубленного изучения произведений И.С.Тургенева в аспекте жанра с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся средних классов;

- выявлено влияние жанровых особенностей произведения на восприятие его читателями-школьниками 5-8 классов, характер и последовательность разбора художественного текста в классе; Т

- разработана и апробирована на практике эффекивность методической системы, в которой жанр является средством постижения поэтики тургеневского рассказа, повести, стихотворений в прозе;

- раскрыты возможности жанрового подхода к изучению литературы в средних классах общеобразовательной школы, помогающего углубить первоначальное восприятие учащихся и придающего анализу и интерпретации художественного текста целенаправленность и методическую целостность.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана методика изучения произведений И.С.Тургенева в средних классах, ориентированная на нравственно-эстетическое воспитание школьников; предлагаемые методические рекомендации по изучению произведений И.С.Тургенева с учетом их жанра в средних классах могут быть использованы: в практике преподавания литературы, при составлении учителями-словесниками видов заданий, тестов, повышающих интерес и уровень творческой самостоятельности учащихся, вопросников для индивидуальной и внеклассной работы; при разработке программ, учебников, учебных и методических пособий по литературе; в институте повышения квалификации учителей; при чтении лекций по методике преподавания литературы, на практических и семинарских занятиях в педагогических ВУЗах;

Достоверность результатов исследования подтверждается теоретической обоснованностью исходных положений диссертации и путей их реализации в свете избранной проблемы; использованием необходимых данных, научных подходов в области психологии, философии, литературоведения, педагогики и методики преподавания литературы; применением различных методов исследования; обеспечением этапности опытно-экспериментальной работы и анализом результатов констатирующего и обучающего экспериментов.

Апробация материалов исследования осуществлялась на конференциях в МПГУ (Голубковские чтения 1996,1997 гт.), на заседаниях кафедры методики преподавания литературы, аспирантских объединениях и конференциях (19961997гг.). Методические рекомендации по изучению повести И.С.Тургенева "Ася" предложены в пособии: Беленький Г.И. Литература в 8 классе. Методические советы.- М.: Просвещение, 1997, с. 95-96.

Положения, выносимые на защиту:

1. Анализ художественного произведения в средних классах общеобразовательной школы целесообразно строить по законам жанра, выявляя существенные типологические черты, исторически сложившиеся в той или иной литературной форме, и своеобразие, уникальность каждого произведения писателя, к которому обращается читатель-ученик.

2. "Чувство жанра", ориентация учащихся в жанровых особенностях произведений Тургенева в 5-8 классах усиливает их интерес к художественному тексту, вооружает навыками его анализа, формирует собственные оценочные суждения школьников.

3. Постановка и решение вопросов, связанных с изучением художественных произведений в аспекте жанра является важной научно-методической проблемой, которая открывает возможности совершенствования процесса литературного образования учащихся, обеспечивает преемственность в усвоении учебного материала, способствует воспитанию грамотного, квалифицированного читателя.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Стрижекурова, Жанна Игоревна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование процесса обучения литературе, в котором учитываются и актуализируются проблемы жанрового подхода к изучаемому произведению в 5-8 классах, восприятия учащимися средних классов произведений И.С. Тургенева разных жанров и апробирование методики анализа тургеневского рассказа, повести и стихотворений в прозе, представляется значимым для современной школы.

В связи с ограниченным кругом произведений Тургенева, изучаемых в средних классах, учителю не всегда удавалось достичь того, чтобы у старшеклассников возникло представление о Тургеневе не только как об авторе "Записок охотника" и "Отцов и детей", но и как о своеобразнейшем художнике, создателе целого мира прекрасных лирических произведений. Теперь предусмотрен целостный подход к изучению творчества писателя, что дало возможность расширить знания учащихся, подготовить основу историко-литературному курсу в старших классах.

В процессе работы мы утвердились в истинности избранной гипотезы. Анализ художественного произведения в соответствии с законами жанра позволит выявить существенные типологические черты, исторически сложившиеся в той или иной литературной форме, и своеобразие, уникальность творения писателя. Поэтому при изучении Тургенева в школе целесообразно следовать принципу постепенности в усложнении задач формирования у школьников представлений о жанре: от знания жанровых признаков рассказа, повести, романа - к постижению особенностей неповторимой авторской манеры, нашедшей свое воплощение в том или ином жанре.

Литературному развитию читателя-школьника на разных возрастных этапах способствует углубление знаний о теоретико-литературных понятиях, помогающих ориентироваться в жанре, идее, композиции, изобразительно-выразительных средствах языка художественного произведения.

В диссертации определены теоретические и практические основы изучения произведений Тургенева в аспекте жанра с опорой на труды по литературоведению, педагогике, психологии, методике преподавания литературы. Нами уточнены понятия "жанр", "рассказ", "повесть", "стихотворения в прозе"; выявлены особенности психологии читателя-подростка и специфика восприятия произведений Тургенева разных жанров учащимися 5-8 классов; разработанная система самостоятельных заданий и вопросов, обеспечила динамику в понимании жанровой природы тургеневских рассказов, повести, стихотворений в прозе.

Жанровый подход способствовал формированию у учащихся знаний о типологических и исторически изменчивых особенностях художественной формы изучаемых произведений, об индивидуальном своеобразии и новаторстве писателя; сопоставлению произведений разных авторов не только по их тематической близости но и по жанровой принадлежности; позволил выявить роль читателя как участника литературного процесса. О сформированное™ теоретико-литературных представлений на уровне их применения свидетельствуют выработанные у учащихся "жанровые ориентиры"(А.А.Маныкина). О прочности усвоения читателями-школьниками понятий, связанных с жанром, свидетельствовали следующие умения, выработанные в процессе изучения произведений Тургенева в аспекте жанра: способность дать простейшее определение жанра (рассказа, повести, стихотворения в прозе); возможность указать на существенные признаки жанра рассказа, повести и своеобразие тургеневских произведений, относящихся к этим жанрам; умение сопоставить произведения, принадлежащие к одному жанру и выявить в них общие и отличительные черты, присущие данной литературной форме; способность пользоваться теоретико-литературными знаниями на практике в процессе анализа и оценки художественных произведений. Таким образом, постепенное развитие читательского представления школьников о художественной природе изучаемых произведений, зависит от логики и последовательности разбора учителем произведения с учетом его жанровой специфики на уроках литературы.

Стремление возродить интерес к творчеству Тургенева у современного поколения школьников-подростков побудило к созданию углубленной целостной системы уроков по изучению "Аси" и "Стихотворений в прозе", разработке самостоятельных заданий, активизирующих творческую деятельность учащихся, к постановке проблемных вопросов нравственного плана, которые наиболее близки учащимся в этом возрасте.

Была проведена обширная практическая работа в разных школах (№№ 112, 288, 285, 67, 23, 53) и различных по уровню подготовленности классах, что дало возможность апробировать разработанный материал.

Нами было выявлено влияние жанровых особенностей художественного произведения на восприятие его учащимися средних классов, методику анализа в школе, характер и последовательность разбора тургеневского рассказа, повести, стихотворений в прозе.

Таким образом, мы считаем учет проблемы жанра при изучении литературы в школе важнейшим условием для постижения авторской концепции, проникновения в идейно-художественную структуру произведения. Внимание к жанровой специфике усиливает интерес учащихся к литературе, активизирует их мыслительный процесс, формирует у них самостоятельные суждения и оценки, вооружает учащихся навыками анализа произведения в единстве его содержания и формы. Все это создает надежный фундамент знаний учащихся для литературного образования школьников в старших классах.

Исследование дало положительные результаты и показало необходимость обращения в средних классах к рассказам Тургенева из цикла "Записки охотника" и к таким произведениям, как "Ася" и "Стихотворения в прозе", обладающими огромными эмоционально-нравственным воздействием на учащихся.

Перспективы дальнейшего исследования избранной проблемы связаны с разработкой ряда вопросов: сравнительное изучение произведений различных жанров, и жанровых модификаций в творчестве разных писателей; сопоставление произведений одного и того же жанра в творчестве писателей-классиков и современных авторов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Стрижекурова, Жанна Игоревна, 1999 год

1.Азадовский М.К. "Певцы" И. С. Тургенева // Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре. - М.-Л., 1960, с. 395-437.

2. Айзерман Л.С. Уроки нравственного прозрения. М., 1983. - 128 с.

3. Аксаков К.С. Литературная критика. М., 1982. - 383 с.

4. Альбеткова Р.И., Мизина И.Ю. Самостоятельная работа учащихся по литературе в 4-7 классах.- М.,1980.- 123 с.

5. Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре,- Л., 1986. -143 с.

6. Анненков Н. В. Литературные воспоминания. М., 1983. - 684 с.

7. Анненский И.Ф. Книги отражений. М., 1979. - 679 с.

8. Антонов С.П. Я читаю рассказ ( Из бесед с молодыми писателями ). М., 1973.-256 с.

9. Анциферов Н. И.С. Тургенев 1818-1883. М., 1947. - 68 с.

10. Ю.Аристотель. Об искусстве поэзии.- М.,1957. 183 с.

11. П.Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах. Практическая методика: Книга для учителя.- М., 1996. 256 с.

12. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968, с.35-70.

13. Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1978. - 383 с.

14. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / Сост. С.Г. Бочаров и В.В. Кожинов. М., 1986. 541с.

15. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 2-е, перераб. и доп. -М.,1979. -318 с.

16. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова (Раздумья о преподавании литературы в школе. М., 1990. - 144 с.

17. Беленький Г.И. И<С. Тургенев "Ася" // Беленький Г.И. Литература в 8 классе. Методические советы. 2-е изд., испр. и доп.- М., 1997, с.85-96.

18. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Собр.соч. в 3-х томах/ Под общ. ред. Ф.М.Головенченко, т.1. М., 1948, с. 100-147.

19. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Собр. соч. в 3-х томах/ Под общ. ред. Ф.М.Головенченко, т.2. М., 1948, с.5-66.

20. Билинкис Я.С. Русская классика и изучение литературы в школе: Книга для учителя. М.,1986. - 207 с.

21. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Пособие по спецкурсу. М., 1979. - 73 с.

22. Богословский Н.В. Тургенев. Серия биографий. Жизнь замечательных людей. Выпуск 3. М.,1959. - 416 с.

23. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). М., 1968. - 464 с.

24. Борев Ю.П. Эстетика. М.,1988. - 350 с.

25. Борисов Ф. Парадокс тургеневских "Певцов" // Литературная учеба, 1978, №5, с. 213-215.

26. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: пособие для учителя.- М.,1964. 304 с.

27. Брандесов Р.Ф. Организация художественного восприятия и урок литературы. Учебное пособие. Часть I и II. Челябинск, 1979.- 158 с.

28. Бродский Н.Л. И.С.Тургенев в воспоминаниях современников и его письмах. М., 1924. - 380 с.

29. Буало. Поэтическое искусство.- М.,1957.

30. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка.- Л., 1941. 248 с.

31. Бушмин А.С. Об аналитическом рассмотрении художественного произведения II Анализ литературного произведения. Л., 1976, с. 5-19.

32. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы.- Л., 1975. 158 с.

33. Бялый Г.А. Записки охотника и русская литература II "Записки охотника" И.С.Тургенева (1852-1952). Сборник статей и материалов.- Орел, 1955, с. 1543

34. Бялый Г.А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. Л., 1990. - 640 с.

35. Валагин А.П. И.С. Тургенев "Записки охотника". Опыт анализирующего чтения // Литература в школе, 1992, №3-4, с. 28-36.

36. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. - 196 с.

37. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1988.

38. Введенский Д.Н. Языковое мастерство И.С. Тургенева в рассказе "Бежин луг" //Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина, Выпуск 4, 1954, с. 123-137.

39. Веселовский А.Н. Историческая поэтика.- М.,1940. 648 с.

40. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе /Под ред. О.Ю. Богдановой.- М., 1984,- 111 с.

41. Вилке Э. Что такое "интересно"? Рассказ: проблемы жанра // Литературная газета, 1973, №34.

42. Винникова Г.Э. Тургенев и Россия.- М.,1986. 416 с.

43. Внеклассная работа по литературе (IV-VIII классы ). Пособие для учителя / И.С.Збарский, В.П.Полухина.- М.,1975 192 с.

44. Водовозов В.И. О воспитательном значении русской литературы.-Спб.,1870.

45. Водовозов В.И. Словесность в образцах и разборах.- Спб.,1868. 407 с.

46. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. -М., 1979.-288 с.

47. Войтловская Э.Л., Румянцева Э.М. Философское и психологическое значение пейзажа в художественной системе произведения ("Бежин луг", "Поездка в Полесье" И.С.Тургенева) //Практические занятия по русской литературе XIX века. -М., 1975, с. 116-136.

48. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. -М.,1982. 144 с.

49. Волков И.Ф. Теория литературы. Учебное пособие для студентов и преподавателей М., 1995. - 256 с.

50. Воспитание культуры чтения школьников / Под ред. И.И.Долецкой.-М.,1971.- 128 с.

51. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа / Под ред. A.M. Докусова. М., 1974. - 176 с.

52. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк.- М.,1967. 95 с.

53. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1965.- 392 с.

54. Гачев Г. Д. и Кожинов В.В. Содержательность литературных форм // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн.2 Роды и жанры литературы. М., 1964, с. 17-36.

55. Гершензон М. Мечта и мысль И.С. Тургенева. М., 1919.

56. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М., 1987. - 368.

57. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа: Учеб. пособие.- М., 1991. 160 с.

58. Голованова Т. Чем близок нам Тургенев // Тургенев И.С. Рудин. Ася. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Записки охотника. Из критического наследия. JI.,1975, с.3-12.

59. Головко В.М. К концепции личности в позднем творчестве Тургенева // Проблемы русской литературы. Сб. трудов. М., 1973, с.58-71.

60. Головко В.М. Художественно-философские искания позднего Тургенева (изображение человека). Свердловск, 1989. - 167 с.

61. Головко В.М. Поэтика русской повести.- Саратов, 1992. 191 с.

62. Головко В.М. Русская реалистическая повесть: герменевтика и типология жанра. М.- Ставрополь, 1995. - 438 с.

63. Голубков В.В. Методика преподавания литературы.- М., 1962. 495 с.

64. Голубков В.В. Новый путь изучения художественных произведений и составления письменных работ. Пособие для самообразования родителей и преподавателей.- М., 1909 164 с.

65. Голубков В.В. Пособие к изучению художественных произведений: Планы и вопросы для разбора произведений и критических статей к ним. М., 1915.

66. Голубков В.В. Художественное мастерство Тургенева. М., I960. - 176 с.

67. Голубков В.В. Рыбникова М.А. Изучение литературы в школе II ступени. Методическое пособие для преподавателей. М.-Л., 1930. - 204 с.

68. Григорович Д.В. Литературные воспоминания. Л., 1928.

69. Гришина Л.Я., Зенченко О.Г. Самостоятельная работа учащихся при изучении творчества И.С. Тургенева на уроках русской литературы в средних профтехучилищах. Методические рекомендации. М., 1978.- 32 с.

70. Громов В.А. Предания Бежина луга. Рассказ И.С. Тургенева "Бежин луг" в цикле "Записок охотника". Тула, 1969.

71. Гроссман Л.П. Последняя поэма Тургенева // Венок Тургеневу: сборник статей. Одесса, 1918, с.57-90.

72. Грузинский А.Е. И.С. Тургенев (личность и творчество). М., 1918.

73. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. М.-Л., 1966. - 266 с.

74. Гуляев Н.А. Теория литературы. М., 1985. - 276 с.

75. Гулянова В.А. Образ русской женщины в творчестве И.С.Тургенева.-Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук.- Ереван, 1973. 19 с.

76. Гусев В.И. Искусство прозы. М., 1993.

77. Гутьяр Н.М. Иван Сергеевич Тургенев. Юрьев, 1907.

78. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического экспериментально-психологического исследования. М.,1986. - 240 с.

79. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.,1996. - 544 с.

80. Данилевский Р.Ю. Тиме Г.А. Германия в повестях "Ася" и "Вешние воды". // И.С. Тургенев. Вопросы биографии и творчества. Л., 1982, с.80-95.

81. Данилов В.В. Опыт применения анкетного метода при чтении "Бежина луга" Тургенева. // Родной язык в школе. Педагогический сборник / Под. ред. А.М.Лебедева.- Книга 3-я М.,1923, с. 91-93.

82. Данилов В.В. Литература как предмет преподавания.- М.,1917. -176 с.

83. Дановский А.В. Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях. М., 1989. - 98 с.

84. Демидова Н.А. Урок углубленной работы над текстом рассказа "Ионыч"// Урок литературы в средней школе / Под ред. Т.Ф.Курдюмовой.-М.,1984. с. 19-31.

85. Добин Е.С. Герой. Сюжет. Деталь. М.-Л., 1962. - 408 с.

86. Добин Е.С. История девяти сюжетов. Рассказы литературоведа. Л., 1973.- 175 с.

87. Добин Е.С. Мать и сын. (И.С. Тургенев "Муму") // Добин Е.С. Сюжет и действительность. Л., 1976, с.366-381.

88. Добролюбов Н.А. Русские классики: Избранные литературно-критические статьи. -М.,1970.

89. Дорнахер К. Тургенев в Зинциге// И.С.Тургенев. Вопросы биографии и творчества.-Л., 1982, с.80-95.

90. Доценко И.И. К изучению в школе творчества Тургенева (Методические рекомендации в помощь учителю русской литературы). Харьков, 1976. - 36 с.

91. Дружинин А.В. Повести и рассказы И.Тургенева.// Дружинин А.В. Прекрасное и вечное / Сост. Н.Н.Скатов.- М., 1988, с.281-363.

92. Есин А.Б. О некоторых вопросах творческой интерпретации литературных произведений // Историко-функциональное изучение русской литературы: Межвузовский сборник научных трудов /Отв. ред. проф. Н.В.Осьмаков.-М.,1984, с.3-11.

93. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие.- М.,1998. 248 с.

94. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы: Книга для учителя.- М., 1988. 176 с.

95. Ефимова Е.М. И.С. Тургенев. Семинарий. Л., 1958.

96. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. -Кишинев, 1974. 134 с.

97. Жанровое своеобразие произведений русских писателей XVIII-XIX веков. Сборник научных трудов / Под ред. проф. Н.В.Осьмакова. М., МГПИ им.В.И.Ленина, 1980. - 128 с.

98. Жданов М.М. Роман И.С.Тургенева "Отцы и дети" в школьном изучении.- Л1972. 159 с.

99. Жирков А. Писательские порывы и читательские запросы. (Рассказ: проблемы жанра) И Литературная газета, 1973, 20 июня.

100. ОО.Жирова Е.Д. Методика изучения поэмы с учетом ее жанровой специфики на уроках и факультативных занятиях в старших классах: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук.- М.,1981. 211 с.

101. Ю1.Житова В.Н. Воспоминания о семье И.С. Тургенева. Красноярск, 1986. -128 с.

102. Ю2.Жук А.А. Русская проза второй половины XIX века. Пособие для учителя.- М., 1981. 253 с.

103. Ю8.Изучение И.С.Тургенева в школе; Материалы методической конференции I Под ред. Г.Б.Курляндской.- Орел, 1972. 190 с.

104. Ю9.Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т.Г.Браже. -М., 1971. -283 с.

105. ПО.Иссова Л.Н. Жанр стихотворений в прозе в русской литературе (И.С.Тургенев, В.И.Гаршин, В.Г.Короленко, И.А.Бунин): Дис. на соиск. учен, степ. канд. филолог, наук.- Воронеж, 1968. 151 с.111 .И.С.Тургенев в воспоминаниях современников.- М.,1969.

106. И.С.Тургенев в русской критике.- М.,1953.

107. И.С.Тургенев. Материалы и исследования / Под ред. Н.Л.Бродского.-Орел, 1940. 156 с.

108. М.Калинина И.В. История одной любви. Урок в VIII классе по повести И.С. Тургенева "Ася" //Литература в школе, 1994, № 6, с.85-87.

109. Кан-Калик В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе.- М.,1988. 255 с.

110. Пб.Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988. - 176 с.

111. Качурин М.Г. и Шнеерсон М.А. Изучение Тургенева. // Самостоятельная работа учащихся над текстом художественного произведения в V-VIII классах.-Л., 1958, с.93-139.

112. Кашпур О.А. История сердца. Б.К.Зайцев "Жизнь Тургенева" // Литература в школе, 1995, №3, с.52-56.

113. Квяпсовский А.П. Поэтический словарь. -М.,1966.- 376 с.

114. Клевенский М.М. И.С.Тургенев. Серия 1, №2. Жизнь и творчество русских писателей (библиотечка биографий-характеристик).- Тверь, 1919.- 39с.

115. Клеман М.К. Летопись жизни и творчества Тургенева. М.-Л., 1934.

116. Ковалев В.А. "Записки охотника" И.С. Тургенева. Вопросы генезиса. -Л., 1980.

117. Колокольцев Е.Н. Искусство на уроках литературы. Пособие для учителя.- Киев, 1991.-208 с.

118. Комина Р.В. Как "Записки" стали открытием. // Комина Р.В. Над страницами русской классики. М., 1991, с. 11-30.

119. Кон И.С. Психология ранней юности; книга для учителя. М., 1989. -256 с.

120. Кони А.Ф. Воспоминания о писателях. М., 1980. - 656 с.

121. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972. - 110 с.

122. Коровина В.Я. Литература в 7 классе: Метод, советы: Книга для учителя.- М.,1995- 128 с.

123. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим.: Вопросы, задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 7 класса.- М.,1996. 223 с.

124. Корст Н.О. Восприятие литературного произведения и его анализ в школе // Вопросы анализа художественных произведений. М., 1969. - 284 с.

125. Корст Н.О. Очерки по методике анализа художественных произведений. 280 с.

126. Крамов И. Н. В зеркале рассказа. М., 1986. - 272 с.

127. Краткая литературная энциклопедия / Под ред. А.А.Суркова т.2.-М.,1964. 156 с.

128. Крупник Е.П. Психологический анализ содержания и структуры интересов учащихся к произведениям художественной литературы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М.,1967. -19 с.

129. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. Пособие для учителя. М., 1981.- 190 с.

130. Курдюмова Т.Ф. Изучение прозаических произведений // Преподавание литературы в старших классах. Сборник статей.- М., 1964, с.43-78.

131. Курдюмова Т.Ф. Проблемы восприятия художественного текста на уроках литературы // Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе: Межвузовский сб. науч. тр. -М., 1984, с.35-41.

132. Курдюмова Т.Ф. Стихотворение в прозе "Русский язык" и рассказ "Бежин луг" на уроках в VI классе // Тургенев в школе / Сост. Т.Ф.Курдюмова. -М.,1981, с.96-107.

133. Курляндская Г.Б. Структура повести и романа И.С. Тургенева 1850-х гг. Тула, 1977. - 270 с.

134. Курляндская Г.Б. Тургенев и русская литература: Учеб. пособие для студентов пединститутов.- М.,1980.

135. Кутузов А.Г. Система творческих заданий как средство постижения произведения в его идейно-нравственном единстве: Дисс. канд. пед. наук. -М.,1990. 172 с.

136. Лебедев Ю.В. "Записки охотника" И.С.Тургенева. Пособие для учителя.- М., 1977. 80 с.

137. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев. Книга для учащихся старших классов средней школы. М., 1989. - 208 с.

138. Лебедев Ю.В. "Бежин луг" в контексте "Записок охотника"// Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века: вторая половина. Книга для учителя. М., 1990, с.61-83.

139. Левидов A.M. Автор образ - читатель. - 2-е изд. доп.- Л., 1983. - 350 с.

140. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра.- Свердловск, 1982.254 с.

141. Лейдерман Н.Л. Практикум по жанровому анализу литературного произведения." Екатеринбург, 1998.

142. Леонов С.А. Развитие устной речи учащихся старших классов на уроках литературы: Учебное пособие к спецкурсу / Научн. ред. Богданова О.Ю.- М., 1988.-82 с.

143. Леонтьев А.А. Искусство как форма общения: К проблеме предмета психологии искусства. // Психологические исследования. Тбилиси, 1973.

144. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-Е изд. М., 1977. -304 с.

145. Литература в таблицах и схемах / Сост. М.И.Мещерякова.- М., 1997.56 с.

146. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М.Кожевникова и П.А.Николаева.- М.,1987. 752 с.

147. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, 1968, № 8, с.74-88.

148. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература.- Л., 1981.-214 с.

149. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы.- 3-е изд., дополн. -М., 1879, 352 с.

150. Лотман Ю.М. И.С. Тургенев II История русской литературы, Т.З. Л., 1982, с. 120-159.

151. Львов М.Р. Преемственность между начальными и средними классами в развитии речи учащихся // Развитие речи учащихся IV- X классов в процессе изучения литературы в школе / Сост. В.Я.Коровина. М., 1985, с.5-12.

152. Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М., 1997. 240 с.

153. Манн Ю.В. И.С.Тургенев и вечные образы мировой литературы ( ст. Тургенева "Гамлет и Дон-Кихот") Извест. АНСССР Серия языка и литературы, 1984, т.43, №1, с.22-32.

154. Маныкина А.А. Изучение романа с учетом жанровой специфики в средней школе: Дис. канд. пед. наук.- М.,1992. 217 с.

155. Маранцман В.Г. Выбор пути анализа. Рассказ "Муму" в читательском сознании школьников II Анализ литературного произведения в читательское восприятии школьников. Л., 1974, с.55-72

156. Маранцман В.Г. Труд читателя от восприятия литературного произведения к анализу. М., 1986. - 124 с.

157. Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. Л., 1975.

158. Мейлах Б.С. Художественное восприятие как научная проблема II Художественное восприятие. Сборник I / Под ред. Б.С. Мейлаха.- Л., 1971, с. 10-29.

159. Методика преподавания литературы: Учебник для педвузов / Под. Ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г.- В 2-х частях.- М., 1994. 692 с.

160. Методическое руководство к учебнику хрестоматии "Родная литература" для 5 класса. / Т.Ф.Курдюмова, В.Я.Коровина, Р.И.Альбеткова и др.; Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - М., 1990. - 240 с.

161. Мещерякова М.И. Краткий словарь литературных терминов. Методические рекомендации для учителя и учеников. 5-9 классы.- М.,1997. 47 с.

162. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М., 1976. -244 с.

163. Молдавская Н.Д. Самостоятельная работа учащихся над языком художественного произведения.- М.,1964, 144 с.

164. Муратов А.Б. Повести и рассказы Тургенева. Л.,1975.

165. Муратов А.Б. Тургенев новеллист. - Л., 1985.

166. Муссий В.Б. Человек и природа в художественной прозе И.С.Тургенева 40-50 х гг.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филолог, наук.- Киев, 1985. -16 с.

167. Назарова JI.H. Тургенев и русская литература к. XIX н. XX вв. // Сравнительное изучение литератур. Сб. ст. к 80-летию акад. М.А.Алексеева. -Л.,1976, с.55-60.

168. Наумова Н.Н. И.С.Тургенев: Пособие для учащихся.- Л.,1976. 160 с.

169. Невзоров Н. И.С.Тургенев и его последние произведения: "Стихотворения в прозе" и "Клара Милич" Казань, 1883.

170. Незеленов А.И.Тургенев в его произведениях. СПб., 1885. - 262 с.

171. Незеленов А.И. О преподавании русской словесности.- Спб., 1880.- 79 с.

172. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. -М., 1965. -207с.

173. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. -М., 1972. 152 с.

174. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. -М., 1971.-256 с.

175. Новикова Е.Г. Проблема малого жанра в эстетике И.С.Тургенева. // Проблемы метода и жанра. Томск, 1978, с. 13-20.

176. Новиков В. Ощущение жанра. Роль рассказа в развитии современной прозы // Новый мир, 1987, №3, с.239-254.

177. Острогорский В.П. Этюды о русских писателях.- М.,1888. 178 с.

178. Пантелеев В.Д. "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева. Проблема художественного метода, традиции. Автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. филолог. наук. М., 1961. -15 с.

179. Паустовский К.Г. Золотая роза / Составитель Г.А.Арбузова. М.,1983. -368 с.

180. Паустовский К.Г. Поэзия прозы // О писательском труде. Сборник статей и выступлений советских писателей.- М.,1955, с. 159-173.

181. Петров С.М. И.С. Тургенев // История русской литературы XIX века (вторая половина). Учебник для студентов пед ин-тов/ Под. ред. С.М.Петрова-М., 1956, с. 156-228.

182. Петров С.М. Шедевры Тургенева // И.С.Тургенев. "Записки охотника", "Накануне". "Отцы и дети". Библиотека всемирной литературы. Серия 2, т. 117.-М.,1971, с.5-24.

183. Петровский М.А. Морфология новеллы // Поэтика. Хрестоматия по вопросам литературоведения для слушателей университета / Сост. Б.А.Ланин. М., изд. Российского открытого ун-та, 1992 , с. 61-91.

184. Писарев Д.И. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева, Гончарова // Соч.: В 4-х тг,- М, 1955. т. 1.

185. Поспелов Г.Н. Проблемы истории развития литературы. М., 1972. -270 с.

186. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978.

187. Поэтика художественного текста на уроках литературы: Сборник статей/ Отв. ред. О.Ю.Богданова.- М.,1997. 255 с.

188. Прийма Ф.Я. И.С.Тургенев // Русская литература и фольклор. Л., 1976, с.366-384.

189. Проблемы анализа художественного произведения в школе. Методические рекомендации для студентов.- М., 1995. 65 с.

190. Проблемы жанра в истории русской литературы(сборник статей) / Под ред. Н.Н.Скатова.- М.,1969. 317 с.

191. Проблемы преподавания литературы в средней школе: Пособие для учителя / Т.Ф.Курдюмова, И.С.Збарский, В.П.Полухина и др.; под ред. Т.Ф.Курдюмовой. М.,1985. 192 с.

192. Проблемы теории и практики современного литературного образования: Материалы семинара молодых преподавателей и аспирантов. Вып.2 / Сост. В.Ф.Чертов. М.,1998. - 33 с.

193. Программа по литературе ( 5-11 классы ) / Авторы: А.Г.Кутузов,

194. A.К.Киселев, Е.С.Романичева, В.В.Леденева, И.И.Мурзак, А.Л.Ястребов // Программно-методические материалы. Литература. 5-11 классы / Сост. Т.А.Калганова.- М.,1998. 256 с.

195. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Литература. 5-11 классы / Составители: Т.Ф.Курдюмова, В.Я.Коровина,

196. B.П.Полухина, И.С.Збарский, Е.С.Романичева; научный редактор Т.Ф.Курдюмова. М., 1994.- 96 с.

197. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы / Под ред. Г.И.Беленького.- М.,1997. 55 с.

198. Прокофьев Н.И. Формирование понятий по теории литературы в старших классах.- М., 1961. 48 с.

199. Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев художник слова. - М., 1987. - 301 с.

200. Пустовойт П.Г. Созвездие неповторимых. Мастерство русских классиков.-М.,1997. 184 с.

201. Пути анализа литературного произведения. Пособие для учителя / Под ред. Б.Ф. Егорова. М., 1981. - 222 с.2Ю.Развитие речи учащихся IV-X классов в процессе изучения литературы в школе: Пособие для учителя / Сост. В.Я.Коровина.- М.,1985 143 с.

202. Розанов В.В. Собрание сочинений. О писательстве и писателях / Под общ. ред. А.Н.Николюкина. М.,1995. - 734.

203. Роткович Я. А. Вопросы преподавания литературы. Историко-методические очерки.- М.,1959.- 352 с.

204. З.Рубинштейн С.Jl. Проблема психологии восприятия // Исследования по психологии восприятия. М., 1948. - 424 с.

205. Н.Рыбникова М.А. Методика преподавания литературы .- М., 1930. 96 с.

206. Рыбникова М.А. Один из приемов композиции у Тургенева. //Избранные труды. М., 1958. - С. 195-212.

207. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М., 1963. - 280 с.

208. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе; теория формирования правильной читательской деятельности.- М., 1993. 180 с.

209. Семанова Л.М. Работа И.С. Тургенева над рассказом "Бежин луг". // Творческая история произведений русских писателей. М., 1990, с.64-77.

210. Сиповский В.В. Очерки русской литературы XIX столетия 40-60 гг.-334 с.

211. Скапсин М.Н. Материалы и рекомендации к проведению научно-исследовательской работы.- М.,1970.- 66 с.

212. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей.- М.,1972. -543 с.

213. Скобелев В.П. Поэтика рассказа. Воронеж, 1982.- 155 с.

214. Словарь литературоведческих терминов / Ред.- сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев.- М.,1974. 509 с.

215. Словарь русского языка / Под ред. С.И.Ожегова.- М.,1990. 924 с.

216. Снежневская М.А. Теория литературы в 4-6 классах средней школы. Пособие для учителя. М., 1978. - 176 с.

217. Современные вопросы анализа литературного произведения в школе / Под ред. Н.А. Демидовой. М., 1986. - 121 с.

218. Соколов Н.М. Изучение литературных произведений в школе. М.-Л., 1928. - 160 с.

219. Соколов Н.М. Устное и письменное слово учащихся.- М.-Л., 1927.- 119 с.

220. Соловьев B.C. Смысл любви // Русский эрос, или Философия любви в России /Сост. В.П.Шестаков.- М.,1991, с. 19-77.

221. Соснина Н.А. Композиционный анализ эпического произведения (на примере работы в 8-9 классах средней школы).- Автореф. дис. на соиск. уч. степ, канд. пед. наук.- М.,1974.- 26 с.

222. Станович J1.H. Изучение Тургенева в 6-м классе II О преподавании литературы в средней школе. Сборник статей.- Воронеж, 1939, с. 97-114.

223. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения / Сост. Г.Г.Савенок. М., 1991. - 368 с.

224. Стоюнин В .Я. О преподавании русской литературы.- СПб., 1898. 468 с.

225. Стоюнин В.Я. Руководство для теоретического изучения литературы.-М., 1872. 184 с.

226. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника (подросткового и юношеского возраста).- М.,1961. 222 с.

227. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах.-М., 1979. -560 с.

228. Сухомлинский В.А. Отрочество и его тревоги // Мудрость воспитания. Книга для родителей. -М., 1989, с. 113-121.

229. Твардовский А.Т. О Бунине // Собр. соч. в 6-ти т., т.5. Статьи и заметки о литературе. -М.,1980, с.56-101.

230. Тиммерманис Н.В. Секретное следствие о "Записках охотника" Тургенева в 1852 году // Литература в средней школе (Выпуск V ) ЛГПИ им. Герцена. Ученые записки № 416.- Л.,1971. С.243-258.

231. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1976. - 448 с.241 .Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. Книга для учащихся. -М.,1985. 208 с.

232. Тодоров Л.В. О закономерностях методики преподавания литературы как науки II Литература в школе, 1971, № 4. с.49-53.

233. Тодоров Л.В. Формирование системы теоретико-литературных понятий // Методика преподавания русской литературы в национальной школе / Под ред. М.В.Черкезовой и А.Д.Жижиной.- М.,1984, с.221-235.

234. Томашевский Б.В. Теория литературы (Поэтика).- Л., 1925. 232 с.

235. Тургенев в воспоминаниях современников / Сост. В.Г. Фридлянд. М.,1988.

236. Тургенев в школе. Пособие для учителей / Сост. Т.Ф. Курдюмова. М., 1981. - 175 с.

237. Тургенев И.С. Жизнь. Искусство. Время / Автор-составитель Ю.П. Пи-щулин. -М., 1988.- 184 с.

238. Тургенев И.С. Собрание сочинений в 12 томах / Под ред. М.П. Алексеева, Г.А. Вялого. - М., 1975-1979.

239. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино.- М.,1977.

240. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы.- М.,1982. 185 с.

241. Фет А.А. Мои воспоминания. 1848-1889. М., 1890.

242. Фишер В.М. Повесть и роман у Тургенева. // Творчество Тургенева. Сборник статей / Под ред. И.Н. Розанова и Ю.М. Соколова. М., 1920. -234 с.

243. Фриддендер Г.М. Поэтика русского реализма. JL, 1971. - 293 с.

244. Фридлянд В. Тургеневская повесть // Тургенев И.С. Повести. М., 1976. С. 3-22.

245. Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб.- М.,1999. 398 с.

246. Харитонова О.Н. Повесть И.С. Тургенева "Ася" на уроках литературы в VIII классе // Литература в школе, 1994, №6, с.77-84.

247. Хатеши И. О построении повести И.С.Тургенева "Ася". //От Пушкина до А.Белого: Проблемы поэтики русского реализма {XIX- нач. XX вв.). Межвузовский сб. Спб., 1992.- 303 с.

248. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы,- М.,1975. 87 с.

249. Художественное восприятие. Сборник 1 / Под ред. Б. С. Мейлаха. Л., 1971.-388 с.

250. Цейтлин А. Г. И.С. Тургенев. М., 1958.

251. Чалмаев В.А. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. Тула, 1989. - 446 с. 262.Чернец Л.В. Литературные жанры. - М., 1982. - 192 с.

252. Чернышевский Н.Г. Русский человек на rendez vous // Избранные сочинения. Библиотека учителя. - М., 1989? с.428-447.

253. Чертов В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе.- М.: МПГУ имени В.И.Ленина, 1994. 129 с.

254. Читаем, думаем, спорим. Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе.: 8 кл. / Авт.- сост. Г.И.Беленький, О.М. Хренова.- М., 1995. 239 с.

255. Чичерин А.В. Тургенев и его стиль // Мастерство русских классиков.-М.,1969, 124-153 с.

256. Чудаков А.П. О поэтике Тургенева-прозаика ( Повествование предметный мир - сюжет) // И.С.Тургенев в современном мире. М., 1987, с. 240-266.

257. Чудаков А.П. Слово-вещь-мир. От Пушкина до Толстого.- М.,1992. -320 с.

258. Шамаро А. Действие происходите Москве.- М., 1979, с.141-147.

259. Шанский Н.М. "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева. // Русский язык в школе, 1988, № 6, с.48-52.

260. Шарова И.Н. Уроки внеклассного чтения в средних классах // Литература в школе, №5 М.,1975, с.52-58.

261. Шаталов С.Е. Проблемы поэтики И.С.Тургенева.- М.,1969. 328 с.

262. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. М., 1979. - 312 с.

263. Шкловский В.Б. О теории прозы.- М., 1929. 265 с.

264. Шкловский В.Б. Заметки о прозе русских классиков. О произведениях Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Чехова.- М., 1955.- 460 с.

265. Штерн Ф.И. Реализм и литературная традиция (Тургеневские "Стихотворения в прозе" и их отдаленные предшественники) // Изучение поэтики реализма. Вологда, 1990, с. 60-72.

266. Шубин Э. А. Современный русский рассказ. Вопросы поэтики жанра. -Л., 1974. 184 с.

267. Шувалов С.В. Природа в творчестве Тургенева // Творчество Тургенева / Под. ред. И.Н.Розанова, Ю.М.Соколова.- М.,1920, с. 115-139.

268. Эстетика: Словарь /Под общ. ред. А.А.Беляева и др.- М.,1989. 447 с.

269. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия.- М.,1964.- 86 с.

270. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника (психологический очерк).-М., 1966. 291 с.

271. Якушин Н. И. Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. М., 1983. - 19 с.

272. Янина М.М. Художественная система "Записок охотника" И.С.Тургенева.- Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук.- М., 1977. 15 с.

273. Waddington Patrick. Turgenev and England. London, 1980.- 344 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.