Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегративного подхода в обучении: На основе Рериховской концепции эстетического воспитания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Кудрявцева, Светлана Михайловна

  • Кудрявцева, Светлана Михайловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 201
Кудрявцева, Светлана Михайловна. Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегративного подхода в обучении: На основе Рериховской концепции эстетического воспитания: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2000. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кудрявцева, Светлана Михайловна

Введение.

Глава I. Семья Рерихов и их вклад в науку педагогику.

• 1.1. Истоки педагогических идей Н.К. Рериха.

1.2. Этапы педагогической биографии Н.К.Рериха.

1.3. Основополагающие педагогические и этические принципы Рериховского Учения.

1.4. Концепция эстетического воспитания Н.К. Рериха

Истоки эстетических воззрений Н.К. Рериха.

Эстетические воззрения Н.К. Рериха.

Выводы по первой главе.

Глава II. Использование Рериховских педагогических идей в условиях преподавания музыки и других художественно- эстетических дисциплин.

II. 1. Опытно-экспериментальное исследование состояния нравственного и музыкально-эстетического воспитания школьников средствами искусств.

11.2. Интеграция на уроках музыки как способ эстетического воспитания и развития школьников (технологический аспект).

11.3. Реализация Рериховской концепции музыкально-эстетического воспитания в условиях преподавания школьного спецкурса "Мир через Культуру".

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегративного подхода в обучении: На основе Рериховской концепции эстетического воспитания»

Актуальность исследования. Состояние современного общества отмечено глубоким социальным и экономическим, культурным и духовным, а также экологическим кризисом, охватившим всю планетную цивилизацию. Поскольку истоки любого кризиса лежат в духовной сфере, то начинать "лечить" общество следует с переосмысления и качественного обновления всей системы образования, так как все благосостояние нашей планеты (как духовное, так и материальное) зависит, в первую очередь, от основ, заложенных в сознании детей. Вот почему назрела необходимость перестройки школы, всего процесса образования и воспитания на духовных началах.

В мировой педагогике, психологии, философии и в других гуманитарных науках, уже накоплен огромный теоретический и практический опыт, да и сама отечественная школа имеет немало прогрессивных традиций. В наше время недопустимы догмы и шаблоны, которые во многом тормозят и задерживают развитие педагогики как науки, воспитания как творческого процесса, необходимого для разрешения предъявляемых к ним сегодня высоких требований.

В современной науке и практике педагогического образования большое внимание уделяется воспитанию творчески ориентированной личности, поэтому многие каноны, по которым строилась система образования в прошлом уже устарели. Не случайно стало появляться множество альтернативных школ и учебных программ с гуманитарным, эстетическим и глобальным содержанием и направлением работы. Специфика этих школ нацелена на активизацию творческих возможностей человека, повышение его общей культуры, ценностных ориентиров, духовной зрелости, так как педагогика стремится в каждом учащемся увидеть, прежде всего, личность.

Вместе с тем появляются исследования, апеллирующие к истории педагогического опыта, в которых по-новому пересматривается вклад выдающихся педагогов прошлого в становление системы образования.

Такой комплексный подход, несомненно, поможет решению задачи не только сохранения всех лучших накоплений педагогической мысли, но и переосмысления и преобразования процесса школьного и семейного воспитания на духовных началах. Не случайно современный этап развития педагогической мысли считается эпохой педагогического философствования.

Современная педагогическая теория и практика предоставляет в распоряжение педагога немало прогрессивных педагогических новаций и актуальных находок, однако осмысление и применение лучших педагогических достижений прошлого, их возрождение и ассимилирование в повседневной деятельности могут способствовать выработке значительно более эффективных, оптимальных и педагогически целесообразных форм и методов образования и воспитания личности в условиях средней школы.

Принять новое не значит забыть все, что ему предшествовало. Само понятие "новое", как известно, весьма условно. "Новое - это хорошо забытое старое", что подтверждается примером культурно-педагогического наследия великих русских педагогов, мыслителей прошлого, таких как Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, К.С. Станиславский, JI.H. Толстой, С.Т. и В.Н. Шацкие, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, в том числе и Н.К. Рерих.

В последние годы наметился новый взгляд на творчество и личность выдающегося русского художника, мыслителя и педагога Н.К. Рериха, а его культурное и педагогическое наследие вызывают исключительный по глубине и значимости интерес. Вся многогранная деятельность Рериха была направлена на то, чтобы повернуть человечество лицом к духовности, дающей красоту, гармонию, мир. Она выражена словами - Мир через Культуру, которая заключает в себе синтез науки, искусства и религии.

Педагогические воззрения Н.К. Рериха своеобразны и неповторимы. Они основаны на глубочайших знаниях мировой педагогической мысли и органическом сплаве духовной культуры Востока и Запада. Главный акцент ставится на духовно-нравственные ценности, в связи с чем, приоритетным становится вопрос о роли воспитания: "Воспитание - есть питание всем возвышенным и утонченным". Н.К. Рерих был глубоко убежден в том, что только повышением духовной культуры, воспитанности (в истинном значении этого слова) человека можно преобразовать жизнь на земле и победить невежество, пошлость, эксплуатацию, эпидемии, войны.

Педагогическое наследие Н.К. Рериха дает современному учителю знания духовно-этической эволюции ребенка. Эти знания должны помочь сформировать сознание детей в широкой мировоззренческой перспективе, значительно поднять уровень их мышления, дать реальные знания и практические навыки по усвоению и применению духовно-этических законов в жизни каждого дня.

Актуальность данной работы связана также с ролью школьного учителя - воспитателя - педагога, значение которого для нашего времени Н.К. Рерих оценивал чрезвычайно высоко. Он говорил об Учителе, который идет новыми путями: "не подражатель, не толкователь, но мощный каменщик новых руд" [1, с. 218], подчеркивал роль образовательного дела как самого драгоценного, самого священного для современности.

Педагогические воззрения Н.К. Рериха, представляющие огромную ценность, еще недостаточно изучены, до сих пор не подвергались системному рассмотрению и фактически малоизвестны педагогам-практикам. Их изучение, анализ и использование в педагогическом процессе могут оказать педагогам неоценимую помощь в поиске выхода из глобального кризиса конца XX века, путь к которому, как указывал Н.К.

Рерих, только один - духовно-нравственное совершенствование. Таким образом, вышеизложенные положения подтверждают актуальность данного исследования.

Цель исследования - изучение и анализ педагогического наследия Н.К. Рериха, теоретических, методологических и дидактических аспектов процесса духовно-нравственного воспитания личности школьника; выявление принципиально важных положений рериховской педагогической системы, актуальных для современной практики преподавания предметов эстетического цикла в школе.

Объект исследования—основополагающие этические, эстетические и педагогические воззрения Н.К. Рериха, изучение возможности их использования в условиях современной общеобразовательной школы.

Предмет исследования—процесс формирования духовно-нравственных и музыкально-эстетических качеств учащихся в ходе учебно-воспитательной работы в школе.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что процесс формирования духовно-нравственного облика личности учащегося может значительно обогатиться и успешно осуществиться при условии использования в педагогической практике основных идей рериховской концепции духовного, этического и музыкально-эстетического воспитания.

Для достижения поставленной цели автору предстояло решить следующие задачи:

- охарактеризовать современное состояние духовно-нравственного воспитания школьников средствами искусства;

- определить основные критерии, характеризующие духовно-нравственные качества личности;

- исследовать возможности использования в школе основных педагогических и эстетических принципов Н.К. Рериха в условиях преподавания музыки и других художественно-эстетических дисциплин;

- разработать методику музыкально-эстетического воспитания и развития учащихся в процессе интегративного изучения различных учебных дисциплин гуманитарного и эстетического цикла в школе;

- создать программу школьного спецкурса для старшеклассников "Мир через Культуру", а также апробировать его на практике.

Методологической основой исследования явились положения прогрессивной диалектики о единстве теории и практики, объективных и субъективных факторах, о взаимосвязи природы, общества и личности, научные положения о единстве эстетического и этического в искусстве (Ш.А. Амонашвили, П.П. Блонского, JI.C. Выготского, А .Я. Зись, Н.И. Киященко, Т.С. Комаровой, Н.К. Крупской, В.А. Разумного, JI.H. Толстого, К.Д. Ушинского, С.Т. и В.Н. Шацких); труды ведущих ученых по проблемам эстетического воспитания; взгляды русских и зарубежных деятелей науки и искусства на роль и значение искусства как особой формы общественного сознания для формирования мировоззренческой и гражданской позиции личности (В.Г. Белинского, М.С. Кагана, Д.Б. Кабалевского. Д.С. Лихачева, Б.М. Неменского, JI.A. Рапацкой, В.А. Сухомлинского, Н.Г. Чернышевского и мн. др.).

Для реализации поставленных задач применялись следующие методы:

- теоретический, исторический и сравнительный анализ литературных источников, архивных документов по проблеме исследования;

- систематизация, классификация, обработка фактологического материала исследования;

- анализ и обобщение передового педагогического опыта, а также личного опыта преподавательской деятельности автора диссертации в качестве учителя музыки;

- использование экспериментальных программ, методов и методик (целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогические беседы, констатирующее обследование, обучающий эксперимент).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- предпринято теоретическое изучение проблемы, связанной с выявлением музыкально-эстетической направленности культурно-педагогического наследия Н.К. Рериха;

- выявлена взаимосвязь педагогических идей Н.К. Рериха и выдающихся представителей педагогической мысли прошлого и его современников в русской педагогике;

- определено методологическое и методическое значение педагогических идей Н.К. Рериха для дальнейшего развития теории педагогики и методики музыкально-эстетического воспитания;

- разработаны и апробированы критерии, определяющие уровень знаний и осознанного восприятия учащимися духовно-эстетических и этических ценностей;

- вскрыто влияние идей Н.К. Рериха на теорию и практику музыкально-эстетического воспитания в современной школе, способствующего созданию эффективных методов формирования нравственных и эстетических качеств личности учащихся на основе интегративного подхода в обучении;

- обоснована методика формирования личности учащегося на основе использования синтеза искусств (в том числе музыки) как части культуры в качестве средства для духовно-нравственного совершенствования;

- разработана технология учебно-воспитательной работы по использованию педагогических идей Н.К. Рериха в современных условиях преподавания Музыки и Мировой художественной культуры в школе, что послужило основой для создания и внедрения в учебный процесс спецкурса для старшеклассников "Мир через Культуру".

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что она направлена на совершенствование практики музыкального и общеэстетического обучения и развития учащихся.

Выводы диссертации позволили разработать для учителей систему эффективного воздействия на формирование основ эстетической и музыкальной культуры школьников, на повышение их общего культурно го уровня; важнейшие положения и принципы эстетической концепции рериховского культурно-педагогического наследия адаптированы к современным условиям и с успехом используются в реальной практике в контексте современных требований к учебно-воспитательному процессу в школе.

В практике обучения зафиксированы: формирование уважения к учителю на основе осознанного отношения; формирование синтеза знаний на основе интегративных курсов и межпредметных связей на уроках гуманитарного и эстетического циклов; воспитание самостоятельности и сознательной дисциплины; формирование личностных качеств учащихся.

Материалы исследования могут быть использованы в последующих научных трудах по истории эстетического воспитания, усовершенствованию системы музыкально-эстетического воспитания, а также в учебных курсах педагогических вузов по методике музыкального воспитания и методике преподавания различных видов искусства и мировой художественной культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

1) педагогическая и музыкально-эстетическая направленность культурного наследия Н.К. Рериха;

2) эстетические воззрения Н.К. Рериха как философа, имеющие четкую практическую и методическую направленность в учебно-воспитательном процессе, которые предусматривают этическое и музыкально-эстетическое воспитание и образование учащихся (формирование эстетического освоения мира и осознанного, этического к нему отношения);

3)эстетико-педагогические принципы культурного наследия Н.К. Рериха, представляющие собой вневременную ценность, как основа организации процесса обучения и методики формирования музыкальной культуры учащихся;

4) спецкурс "Мир через Культуру" на основе межпредметной интеграции, способствующий развитию этического и музыкально-эстетического мышления, воспитанию потребности к самоусовершенствованию.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

- в течение 19-летней педагогической практики автора в качестве школьного учителя музыки и мировой художественной культуры (198099гг.) в пилотной глобально-ориентированной школе-гимназии №49 и средней школе №58 города Чебоксары;

- в выступлениях на региональных, российских и международных семинарах и научно-практических конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция "Проблемы музыкально-эстетического воспитания школьников" (г. Чебоксары, 1994 г.); Международный семинар "Образовательные стандарты как основа создания учебных планов и программ" (г. Рязань, 1994 г.); Всероссийская научно-практическая конференция "Проблемы формирования гармонически развитой личности учащихся в современных условиях" (г. Чебоксары, 1995 г.); Международная научно-практическая конференция "Национально-региональный компонент в содержании художественно-эстетического образования" (г. Йошкар-Ола, 1997 г.); Республиканская научно-практическая конференция, посвященная 65-летию ЧРИО «Проблемы регионального образования» (г. Чебоксары, 1999 г.); Республиканская научно-практическая конференция «Музыкальная культура - образованию» (г. Чебоксары, 1999 г.);

- в лекциях по эстетическому воспитанию средствами искусства в ЧРИО (г. Чебоксары) для слушателей курсов повышения квалификации учителей Чувашской Республики;

- в разработке и внедрении в педагогическую практику курса интегрированных уроков гуманитарного и эстетического цикла, а также спецкурса для старшеклассников по МХК "Мир через Культуру";

- публикациями статей по теме диссертации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Кудрявцева, Светлана Михайловна

Выводы по второй главе диссертации

1. Проведенный в ходе исследования анализ исходных данных о современном состоянии духовно-нравственного воспитания школьников средствами искусства в Ленинском районе города Чебоксары показал, что необходимо пересмотреть и откорректировать существующие программы по истории, музыке, Изо, литературе с целью повышения общей культуры и эстетического уровня учащихся, а также преодоления эклектичности и разрозненности получаемых детьми знаний в области эстетических и гуманитарных дисциплин, решения насущной задачи обретения ими целостного взгляда на мир и культуру.

2. Анализ школьных программ по истории, музыке, литературе, Изо показал, что, несмотря на то, что они плохо между собой взаимоувязаны, гибкий и творческий подход учителей-предметников к своим дисциплинам дает возможность осуществления интеграции предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов.

3. В ходе проведенной опытно-экспериментальной работы были выявлены следующие педагогические условия интегрированного обучения:

- интегрированный урок проводится в начале изучения раздела программы: в этом случае он носит характер вводного и способствует возбуждению интереса у школьников, что дает возможность последующего более глубокого изучения материала на каждом из уроков в контексте школьной программы;

- интегрированный урок проводится в середине изучения раздела программы: в этом случае он носит характер кульминационного и служит эмоциональным толчком для продолжения работы над изучаемым материалом, который глубоко прорабатывается с целью дальнейшей интеграции изучаемого и известным;

- интегрированный урок проводится в конце изучения раздела про -граммы: в этом случае он носит характер обобщающего и подводит итог всей совместной работе учителей и школьников.

4. В ходе эксперимента была подтверждена целесообразность проведения всех трех типов интегрированных уроков (вводного, кульминационного и обобщающего) и разработана методика, включающая в себя и подготовительный этап (Формирование творческой группы учителей, определение общей темы, подбор материала, составление сценария, работа с группами детей, репетиции), и проведение интегрированного урока, и последующий критический анализ урока, подведение итогов.

5. Интеграция предметов гуманитарного и эстетического циклов помогает учащимся воспринимать мир целостно, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии, учит не отделять самого себя от окружающей действительности.

6. Интегрированные курсы и уроки не противостоят отдельным эстетическим и гуманитарным предметам, но компактно и лаконично соединяют изучаемые темы предметов, способствуя тем самым формированию целостной научной картины мира.

7. Формирование синтеза знаний успешно продолжается на основе интегративного предмета Мировая Художественная Культура и углубляется на основе межпредметных связей спецкурса для учащихся 10-11-х классов "Мир через Культуру".

8. Материалы спецкурса направлены на постижение мира через "миры" художественных образов, через общие формы художественного освоения мира, способствующие формированию целостной личности, наделенной качествами, необходимыми для ответственного человеческого существования в мире.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изложенный в диссертации материал, отражающий ход и итоги проведенного исследования в его теоретической и экспериментальной частях, раскрывая содержание поставленных нами задач и подтверждая выдвинутую нами гипотезу, позволяет сделать следующее заключение:

• На основании анализа научной литературы, существующей педагогической практики и проведенного эксперимента нами подтверждена актуальность и значимость исследуемой проблемы, определены условия формирования у учащихся этического мировоззрения и музыкально-эстетической культуры, ценностных ориентации и эстетических потребностей.

• Осуществлено научно-теоретическое и методическое обоснование музыкально-эстетической направленности культурно-педагогического наследия Н.К. Рериха, основными принципами которого являются:

- осознанное восприятие красоты;

- самоусовершенствование, в основе которого лежит воспитание культуры мышления, поведения, чувства, переживания, речи, труда, музыкальных способностей;

- органичное соединение интеллектуального и художественно-эмоционального, в процессе восприятия и осмысления музыкальных, художественных образов и др.;

- непрестанное устремление в прекрасное будущее через эстетическую потребность, активность, мечту, через развитие эстетического воображения и фантазии;

- накопление музыкально-эстетического опыта, который реализуется в творчестве.

• Выявлены основополагающие педагогические музыкально-эстетические и этические принципы Учения Н.К. Рериха:

- своеобразие и неповторимость педагогических воззрений Н.К.

Рериха основывается на понимании им сущности ребенка как уже сложившейся индивидуальности;

- воспитание личности начинается с пренатального периода развития плода, поскольку духовная культура матери—залог культуры будущего ребенка;

- главной задачей Н.К. Рерих считал задачу выявления, раскрытия и развития скрытого духовного и интеллектуального потенциала, которыми обладает каждый человек изначально;

- опираясь на опыт предшествующих поколений выдающихся педагогов, Н.К. Рерих подчеркивал мысль о необходимости приоритета воспитания, в том числе и музыкально-эстетического, в гармоничном синтезе с образованием;

- ведущей становится идея об открытии, очищении и расширении сознания ребенка, суть, которой выражается в воспитании в детях этического отношения к миру, ответственности за мысли и поступки, почитание учителя.

• Исследование показало, что педагогическое Учение Н.К. Рериха имеет комплексный, системный характер, представляет собой объективную ценность и актуальность для нашего времени.

• Изучение практики осуществления духовно-нравственного и музыкально-эстетического воспитания школьников средствами искусства выявило ряд негативных факторов:

- отсутствие единых принципов преподавания предметов художественно-эстетического цикла; бессистемность, ограниченное количество учебных часов, отводимых искусству и творчеству; отсутствие в большинстве школ города предмета Мировая Художественная Культура, а также взаимосвязи предметов: Музыка, Изо и МХК;

- одним из главных пороков преподавания школьного художественно-эстетического цикла является увлечение учителей развитием в детях частных способностей, связанных лишь со спецификой того или

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кудрявцева, Светлана Михайловна, 2000 год

1. Агни Йога. В 3 т./T.l. Самара, 1992. - 623 с.

2. Агни Йога. В 3 т. /Т.2. Самара, 1992. - 711 с.

3. Агни Йога. В 3 т./Т.З. Самара, 1992. - 623 с.

4. Амонашвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя.—М., 1987.-208 с.

5. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.-496 с.

6. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики. "Учительская газета" №№15-23,1996.

7. Андреева А.Г. Педагогические основы духовного воспитания в Учении Живой Этики. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 16 с.

8. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в (до реформ 60-х гг.). М., 1987. - 560 с.

9. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.-224 с.

10. Арчажникова Л.Г. Методика музыкального воспитания. М., 1990.-51С.

11. АрчажнИкова Л.Г. Профессия—учитель музыки: Кн. для учителя. -М, 1984.- 111 с.

12. Бабанский Ю.К. Избранные труды. М., 1989. - 558 с.

13. Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию учащихся (В вопросах и ответах). Киев, 1985, - 256 с.

14. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М., 1977. - 254 с.

15. Бакушинский А.В. Исследования и статьи: Избр. искусствоведческие труды. М., 1981.-351 с.

16. Балашова С.С., Медушевский В.В., Тарасов Г.С. и др. Спутник учителя музыки. М., 1993. - 240 с.

17. Бахтин М.М. Искусство и ответственность. К философии поступка. Автор и герой в эстетической деятельности. Киев, 1994. 384 с.

18. Бахтин М.М. Эстетическое наследие и современность: Межвуз. сб. науч. тр.: В 2-х ч. Саранск, 1992. Ч. 1. -175 с.

19. Беликов П.Ф. Рерих (Опыт духовной биографии). Новосибирск, 1994.-334 с.

20. Белинский В.Г. Об искусстве (Основы эстетики). -М., 1898.

21. Белинский В.Г. Эстетика и литературная критика. В 2-х т. М., 1959.-702 с.

22. Белый А. Символизм как миропонимание: Сборник. / Мыслители XX века. М., 1994. - 528 с.

23. Бенуа А.Н. Мои воспоминания: В 5 кн. М.: Наука, 1993. - т. I. 711 с.

24. Бердяев Н.А. Кризис искусства. М., 1990. - 47 с.

25. Библер B.C. Диалог Культур Модель философа //Новый человек и школа будущего. - М., 1989. - 228 с.

26. Блонский П.П. Избр. педагогические и психологические соч-я: В 2-х т. М., 1979. - т. I -304 с, т. II - 339 с.

27. Борев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Т.1. Смоленск, 1997. - 576 с. Т. 2. -Смоленск, 1997. - 640 с.

28. Бычихина Л. В Бангалоре, у Святослава Николаевича / Дельфис. Независимый Рериховский журнал №1(6)/96 С. 33-39.

29. Вагнер Г.К. В поисках Истины. Религиозно-философские искания русских художников. Середина XIX начало XX вв. - М., 1993. - 175 с.

30. Волков Г.Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. Чебоксары, 1965. - 60 с.

31. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. Чебоксары, 1997. - 442 с.

32. Выготский JI.C. М., 1996. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики).

33. Выготский JI.C. Психология искусства / 3-е изд. М., 1986.-573 с.

34. Гордеева А.В. Формирование основ эстетической культуры старших подростков в условиях эстетически направленного общения. Авто-реф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. - 19 с.

35. Демина JI.M. По законам красоты: Эстетика труда: кн. для учащихся ст. кл. М., 1990. - 207 с.

36. Держава Рериха. М., 1993. - 446 с.

37. Дидактика средней школы. М., 1982. - 319 с.

38. Добролюбов Н.А. Избранное. М., 1986. - 423 с.

39. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические произведения. М., 1952.-736 с.

40. Дювернуа Жан. Рерих. Фрагменты биографии. Тольятти, 1991.44 с.

41. Зись А .Я. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы. М., 1975. - 447 с.

42. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

43. Иванов В.Н. Рерих. Рига, 1992. - 101 с.

44. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. М., 1990. - 207 с.

45. Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия для уч-ся ст. кл. /Сост. А.Ф. Малышевский и др.; Общ. ред. А.Ф. Малышев-ского. М.: Просвещение, 1993. - 288 с.

46. Ильенко Л.П. Педагогические основы эстетического воспитания и развития школьников (1-9 классы) средствами интегрированного курса предметов искусств. Автореф. канд. пед. наук. М., 1996.

47. Искусство в системе культуры. / Сост. и отв. ред. Каган М.С. Л., 1987.-272 с.

48. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. М., 1984.-206 с.

49. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1989.191 с.

50. Каган М.С., Холостова Т.В. Культура философия - Искусство (Диалог). - М, 1988.-64 с.

51. Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе. JL, 1984. - 32 с.

52. Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема "Запад-Восток" в культурологии: Взаимодействие художест. культур. М., 1994. - 158 с.

53. Карлхайнц Ингенкамп. Педагогическая диагностика. М., 1991.240 с.

54. Карсавин Л.П. Религиозно- философские сочинения. М., 1992.324 с.

55. Киященко Н.И. Эстетическое воспитание и научно-технический прогресс. М., 1981. - 64 с.

56. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Искусство и духовный мир человека. М., 1983. - 63 с.

57. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М., 1971. 160 с.

58. Княгиня М.К. Тенишева. Впечатления моей жизни. Л., 1991. -288 с.

59. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни". М., 1988. -208 с.

60. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М., 1990. - 142 с.

61. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. М., 1982. T.I - 656 е., т.П - 574 с.

62. Коменский Я.А., Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, И.Г. Пестолоцци. Педагогическое наследие: Сборник. М., 1982. - 411 с.

63. Коменский Я.А. М., 1996. - 224 с. - 224 с.

64. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. - 255 с.

65. Конфуций и его школа. М., 1996. - 176 с. - /Антология гуманной педагогики/.

66. Короткина Л.В. Рерих в Петербурге-Петрограде. Л., 1985.- 224 с.

67. Корчак Я. Воспитание личности. М., 1992. - 285 с.

68. Корчак. М., 1998. - 224 с. - /Антология гуманной педагогики/.

69. Корчак Я. Педагогическое наследие. М., 1990. - 272 с.

70. Кривцун О.А. Эстетика. М., 1998. - 430 с.

71. Крупская Н.К. О воспитании в семье. Избранные статьи и речи. М., 1962. -208 с.

72. Крупская Н.К. Об искусстве и литературе. Статьи, письма, высказывания. Л.-М., 1963. 282 с.

73. Крутоус В.П. Путь к прекрасному: (Об эстет, идеале). М., 1989.-192с.

74. Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М., 1988. - 80 с.

75. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985.- 175 с.

76. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М., 1972. 159 с.

77. Лихачев Д.С. Прошлое будущему: Статьи и очерки. - Л., 1985.575 с.

78. Лихачев Д.С. и др. Школа на Васильевском. М., 1990. - 157 с.

79. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М., 1991. - 339 с.

80. Ломоносов М.В. М., 1996. - 224 с. /Антология гум. пед-ки/.

81. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.-383с.

82. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1994. - 460 с.

83. Луначарский А.В. Собрание сочинений, в 8 т. Литературоведение. Критика. Эстетика. М., Т 7. 734 е., Т.8. - 654 с.

84. Луначарский А.В. Избранные статьи по эстетике. -М., 1975.-391с.

85. Мадорский Л.Р. Музыка начинается в семье. М., 1982. - 96 с.

86. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. М., 1988. - 304 с.

87. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. -М., 1988.- 192 с.

88. Миронова Н.К. Формирование осознанного восприятия музыки у учащихся 5-7 классов на основе представлений о художественной картине мира. Автореф. дис. М., 1998. 19 с.

89. Музыкальное воспитание в школе, вып. 17. М., 1986. - 79 с.

90. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX вв. - М., 1991. - 395 с.

91. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания: кн. для учителя. М., 1987. - 255 с.

92. Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1 (55). М., 1990.-80 с.

93. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Ю.Б. Алиев и др. М., 1986. - 240 с.

94. Пайгусов А.И. Педагогические условия эффективности интегрированного обучения (на материале предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов) / Автореф., канд. пед. наук. Чебоксары, ЧГПИ, 1997.- 16 с.

95. Палагина Т.А. Профессиональная подготовка учителя музыки к индивидуализированному музыкально-эстетическому воспитанию школьников / Автореф., канд. пед. наук. М., 1999. - 21 с.

96. Педагогическое наследие Рерихов и Человек Будущего. Трицк, 1994.-64с.

97. Песталоцци И.Г. М., 1998. - 224 с. /Антология гуманной педагогики/.

98. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. -М, 1981. Т.1 -334 с.

99. Песталоцци И.Г. Метод. Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода. // Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1988. - 416 с.

100. Письма Елены Рерих. Кишинев, 1995. - 880 с.

101. Покровская А.Н. Художественные ценности в меняющемся мире.-М., 1990.- 120 с.

102. Психология. Словарь. М., 1990. - 494 с.

103. Пути и средства эстетического воспитания /Н.И. Киященко, H.JI. Лейзеров и др. М., 1989. -192 с.

104. Рапацкая Л.А. Искусство Серебряного века. М., 1996. 192 с.

105. Разумный В.А. Клуб и культура общения. -М., 1989. 91 с.

106. Разумный В.А. Клуб и эстетическое воспитание в семье. М., 1988. -100 с.

107. Разумный В.А. Этическое и эстетическое в искусстве. М., 1959.-50С.

108. Рерих Н.К. Письма к А.Н. Бенуа. Вып. 4. Санкт-Петербург, 1993.-40с.

109. Рерих Н.К. Письма к В.В. Стасову. Письма В.В. Стасова к Н.К. Рериху, вып. 2. Санкт-Петербург, 1993. 35 с.

110. Рериховский вестник. Публикации Сообщения - Исследования. Л., 1989.-64 с.

111. Рерих Н.К. Письма в Америку /1923-1947/.-М., 1998.-736 с.

112. Рерих в России. М., 1993. - 80 с.

113. Рерих Н.К. Берегите старину. М., 1993. - 72 с.

114. Рерих Н.К. Восток Запад. - М., 1993. - 104 с.

115. Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М., 1990. - 190 с.

116. Рерих Н.К. Избранное. М., 1979. - 384 с.

117. Рерих и Сибирь. Новосибирск, 1993. - 192 с.

118. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М., 1994. -148 с.

119. Рерих Н.К. Листы Дневника. В 3-х т. Т. 1 (1931-1935 гг.). М., 1995.-672 с.

120. Рерих Н.К. Листы Дневника. В 3-х т. М., 1995. - т 2 (1936-41гг.) -512 с.

121. Рерих Н.К. Листы Дневника. В 3-х т. М., 1996. - т 3 (1942-47гг.) - 688 с.

122. Рерих Н.К. Молодому Другу. М., 1993.- 100 с.

123. Рерих Н.К. Об искусстве. М., 1994. - 128 с.

124. Рерих Н.К. Обитель Света. М., 1992. - 63 с.

125. Рерих Н.К. О вечном. М., 1991. - 462 с.

126. Рерих Н.К. Пути Благословения. Минск, 1991. - 103 с.

127. Рерих Н.К. Человек и природа. М., 1994. - 112 с.

128. Рерих Н.К. Художники жизни. М., 1993. - 88 с.

129. Рерих Н.К. Урусвати. М., 1993.- 104 с.

130. Рерих С.Н. Свет искусства. М., 1994. - 91 с.

131. Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. М., 1993. - 120 с.

132. Революция- искусство дети: Материалы и документы. Из истории эстет, воспитания в советской школе, в 2 ч. Ч 1 - 1917 -23. - М., 1987. - 240 с.

133. Революция- искусство дети: Материалы и документы. Из истории эстет, воспитания в советской школе, в 2 ч. Ч 2- 1924-29. - М., 1988.367 с.

134. Ростиславов А.А. Н.К. Рерих. Калининград, 1995. - 96 с.

135. Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993.368 с.

136. Русская философия: Словарь. М., 1995. - 655 с.

137. Рылов А.А. Воспоминания. 4-е изд. - JL, 1997. - 287 с.

138. Сидоров В.М. На вершинах. Творческая биография Н.К. Рери-ха//Врата в будущее: Сб-к. М., 1990. - 383 с.

139. Словарь по этике. 6-е изд. - М., 1989. - 447 с.

140. Стасов В.В. Избранные сочинения. В 3-х т. Живопись. Скульптура. Музыка. М., 1952. Т.1 - 736 е., т.2 - 775 е., т.З - 888 с.

141. Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью Переписка. Современники о Дягилеве. В 2-х т. М., 1982. Т.1-493 е., т.2 - 574 с.

142. Соловьев B.C. Собр. соч. B.C. Соловьева. Т.5-6: (.Красота в природе. Общий смысл искусства): (1883-1892). 1966. - 486 с.

143. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика: (Сборник). М., 1991. - 699 с. (История эстетики в памятниках и документах).

144. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., 1983. - 424 с.

145. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Новосибирск, 1985.-221 с.

146. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. М., 1988.304 с.

147. Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании: (сборник). -Киев, 1983.-206 с.

148. Сухомлинский В.А. М., 1997. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики).

149. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1985. - 270 с.

150. Тагор Р. Сочинения в 8-ми т. Т. 8. Воспоминания. Письма о России. - Статьи. - М., 1957. - 423 с.

151. Теория и практика глобального образования. Рязань, 1994. -190 с.

152. Теория и практика педагогического эксперимента. М., 1979. -206 с.

153. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры: Кн. для учителя: Из опыта работы. М., 1991. - 158 с.

154. Толстой Л.Н. М., 1996. - 224 с. (Антология гуманной педагогики).

155. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1989. - 544 с.

156. Ушинский К.Д. Избр. пед. сочинения. В 2-х т. Т.1 Вопросы воспитания. М., 1953. - 639 с.

157. Ушинский К.Д. М., 1998. - 224 с. /Антология гуманной педагогики/.

158. Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. (По страницам дневника: 1922-34 гг.). -М., 1998. 800 с.

159. Фридман JI.M. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988. - 207 с.

160. Хмарский С.И. Художественное развитие младших подростков в процессе изучения предметов гуманитарного цикла. / Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1996. - 17 с.

161. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М., 1988. - 382 с.

162. Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений. В 5 т. М., 1974. Т.4. Статьи по философии и эстетике. -416 с.

163. Чернышевский Н.Г. Избранные эстетические произведения. -М., 1978.-560 с.

164. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. -М., 1980.-т.1 -303 с. т.2-413 с.

165. Шацкая В.Н. Музыка в школе. Художественное воспитание средствами музыкального искусства. М., 1950. 175 с.

166. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975. - 200 с.

167. Шевцов Е.В. Эстетическое воспитание: пути и проблемы. М., 1988.-64 с.

168. Щетинин М.П. Объять необъятное: записки педагога. М., 1986. -171 с.

169. Эстетика: Словарь/Под общ. ред А.А. Беляева и др. М., 1989.447 с.

170. Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях: Пособие для учителя. М., 1986. - 127 с.

171. Яковлева Е.П. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха. Самара, 1996. - 270 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.