Методика работы с образом-символом в 5-8 классах как средство развития аналитических умений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Власевская, Ирина Анатольевна

  • Власевская, Ирина Анатольевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2013, Иркутск
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 229
Власевская, Ирина Анатольевна. Методика работы с образом-символом в 5-8 классах как средство развития аналитических умений: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Иркутск. 2013. 229 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Власевская, Ирина Анатольевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теоретическое обоснование анализа художественного произведения с учетом роли образа-символа

1.1. Литературоведческий аспект проблемы анализа художественного произведения через его символическую природу

1.2. Философский аспект проблемы обращения к образу-символу в процессе анализа художественного произведения

1.3. Психологические особенности восприятия образа-символа читателем-школьником

1.4. Проблема анализа художественного произведения с учетом образа-символа в методике преподавания литературы и в практике современной

школы

Выводы по I главе

Глава II. Методика работы с образом-символом в 5-8 классах как средство развития аналитических умений

2.1. Особенности восприятия и осмысления образа-символа в художественном произведении современными школьниками (констатирующий эксперимент)

2.2. Методическая система работы с образом-символом в процессе анализа художественного произведения в 5-8 классах

2.3. Методика работы с культурным (национальным) образом-символом в процессе анализа художественного произведения в 5-6 классах

2.4. Методика работы с культурным (национальным) и авторским образом-символом в процессе анализа художественного произведения в 7-8классах

2.5. Экспериментальная проверка эффективности предлагаемой методики

Выводы по II главе

Заключение

Библиографический список

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методика работы с образом-символом в 5-8 классах как средство развития аналитических умений»

Введение

Специфика литературы как учебной дисциплины, ее ярко выраженный диалогический характер, близость к искусству, область наиболее действенного приобщения школьников к материальным и духовным реалиям отечественной и мировой культуры, горизонт встречи ценностных смыслов - все это определяет ее важнейшее место в системе гуманитарного образования в школе. Среди теоретических проблем школьного преподавания литературы сегодня наиболее актуальны следующие: проблема осмысленного чтения, восприятия и анализа художественного произведения, углубления связи между чтением, анализом и самостоятельной рефлексивной и творческой деятельностью учащихся.

Литературное образование осуществляет свою ведущую роль как в интеллектуальном и духовном развитии учащихся, так и в специальном -литературном развитии. В основе самого процесса обучения литературе лежит метапредметный подход - «организация сложной и многообразной системы универсальных учебных действий», призванных создать на уроке наиболее эффективные условия для социального, познавательного, духовного, личностного и коммуникативного развития ребенка [165, с.З]. Применительно к литературному образованию это такие учебные действия, как самопознание и смыслообразование, ценностное самоопределение, построение собственного и художественного смысла («жизненное» и художественное «проектирование»), развитие символического, творческого мышления, рефлексия как способ изучения мира. Все эти и многие другие умения развиваются на уроке литературы в процессе разных видов деятельности, важнейшей из которых является аналитическая. Анализ художественного произведения остается наиболее сложным этапом изучения текста как для учителя-словесника, так и для школьника, тем более в 5-8 классах.

С одной стороны, анализ художественного произведения - это строго логическая и рациональная процедура, направленная на разложение текста,

выделение в нем, осмысление и описание тех художественных приемов, которые формируют смысл. Это требует от маленького читателя определенного уровня развития его читательской и художественной культуры и, что очень важно, готовности к приобретению и наращиванию этой культуры [51, 68, 101, 107, 127, 128, 145-147 др.]. С другой стороны, именно в процессе анализа произведения важно использовать такой методический инструментарий, который бы позволил сохранить ребенку свежесть и эмоциональность первых впечатлений от прочитанного, углубить их и возвысить до осознанного эстетического переживания художественного смысла. И это требует от учителя-словесника глубокого знания своего предмета, особенной культуры чтения текста - глазами профессионального читателя в сочетании с высоким уровнем мастерства.

И то, и другое осуществлять непросто. К тому же, сегодня можно назвать целый ряд причин, мешающих полноценному осуществлению анализа произведения в школе: «кризис чтения», понятийное восприятие образного языка литературного произведения, непонимание и незнание многих слов в классическом произведении, неадекватное восприятие классических текстов, низкий уровень развития образного мышления и воображения и др. Стремясь преодолеть эти негативные факторы и удержать интерес школьников к чтению и изучению классических произведений, учитель-словесник в анализе художественного текста чаще всего и прежде всего опирается на его содержание, отдавая приоритет теме, проблематике и идее произведения. Формальная же сторона - изобразительный мир художественного произведения - наиболее трудна и далеко не всегда понятна маленькому читателю. Однако называние темы, выявление проблем и формулировка основной идеи произведения на первых этапах анализа текста лишает маленького читателя поиска, отнимает у него радость самостоятельного открытия смысла. Методологическая суть сказанного «...состоит прежде всего в том, что следует не заканчивать изучение произведения эстетическим

аспектом, как это делается в подавляющем большинстве случаев <...>, а начинать с него» [51, с.10]. Путь к пониманию смысла произведения лежит через его анализ. Но смысл нельзя выделить и сформулировать: он растворен в художественном произведении, опредмечен в форме, и открыть его чаще всего можно только в том случае, если рассматривать художественный текст «изнутри», с точки зрения его поэтики [38, 41, 49, 50, 55 и др.]. Учитывая, что творческие возможности лежат в области формы, считаем, что только постепенное движение по тексту путем «собирания» художественных образов, деталей, подробностей, от частных наблюдений к общему, позволяет учащимся самостоятельно и глубоко анализировать произведение. В этом случае развитие аналитических умений школьников с целью понимания смыслов текста будет осуществляться более эффективно.

Именно развитие аналитических умений школьников в средних классах является необходимым условием для формирования и развития «читательской культуры» (М.Г. Качурин). В методике преподавания литературы учёными-методистами (В .П. Воюшина, В.Г. Маранцман, Н.Я. Мещерякова, Н.Д. Молдавская и др.) выделены разные комплексы аналитических или читательских умений (единого подхода к трактовке этого термина нет), включающих умения видеть, воспринимать, выделять, осознавать, осмыслять, раскрывать тему, проблемы, особенности композиции, систему образов, изобразительно-выразительные средства языка, идею, авторскую позицию, устанавливать причинно-следственные связи в произведении. На каждом новом этапе литературного образования аналитические умения должны обогащаться и усложняться. Только в процессе развития аналитических умений и происходит продвижение читателя-школьника в его литературном развитии. В целом аналитические умения являются основой для более глубокого понимания и осмысления художественного произведения и адекватной его интерпретации.

Развитие аналитических умений школьников может осуществляться как в процессе целостного анализа формы и содержания художественного

произведения, так и в процессе наблюдения за отдельными, наиболее значимыми элементами формы. Любой художественный образ и художественный прием, будь то эпитет, сравнение, метафора, оксюморон и другие, может быть «ключом» к анализу (Я.О. Зунделович).

На наш взгляд, наиболее емким и насыщенным с точки зрения смысла своеобразным «ключом» к анализу может стать образ-символ. Именно в образе-символе ярче, чем в других художественных средствах, проявляется единство формы и содержания. Он воплощает и выражает авторскую идею, специфические особенности авторского художественного мира, фокусируя смыслы произведения. Являясь одновременно текстообразующим и смыслообразующим феноменом художественного произведения, символ становится той нитью, которая связывает культуру с сознанием ребенка. Концентрируя в себе «память культуры» (Ю.М. Лотман), он сводит в единый текст далекие и близкие временные пласты, пронизывает разные культурные слои, порождая, «генерируя» новые смыслы. Символ заключает в себе образную насыщенность, смысловую глубину и многослойность, яркое ценностно-смысловое обобщение, «смысловую «перспективу» (А.Ф. Лосев) - и в этом раскрывается его способность вести диалоги внутри самой культуры и с иными культурами. В этом плане с точки зрения восприятия и постижения маленьким читателем образа-символа он выступает эвристическим художественным феноменом, раскрывающим все новые и новые смысловые грани произведения. Обладая стимульными возможностями, он воздействует на эмоциональную сферу, на воображение, стремясь к метапредметности, вызывает маленького читателя на сотворчество и рефлексию. Вступая в смысловые отношения с художественным произведением, в котором есть образы-символы, школьник открывает диалог с метасмыслами текста. Сконцентрированные в образах-символах, они обогащают сознание и развивают самосознание ребенка.

Вместе с тем символ - одна из сложнейших эстетических категорий, как

для словесника, так и для читателя-школьника. Заметим, что в истории методической мысли уделялось мало внимания этому теоретико-литературному понятию, а в практике современной школы чаще всего к нему обращаются поздно, например, с 8 класса. Кроме этого, в современных методических рекомендациях не предлагается системной работы с образом-символом в процессе анализа текста, да и спектр приемов остается ограниченным.

Среди ученых-методистов неоднократно звучала мысль о том, что литературоведение является научной основой школьного литературного анализа. Знание теории литературы помогает словеснику глубже анализировать художественный текст на уроке, предохраняет содержательный аспект анализа от банальности, штампов и примитивизма. Обращение к образу-символу в художественном произведении для учителя - дело непростое. Чтобы такой анализ состоялся, учителю-словеснику необходима филологическая подготовка, теоретические знания об образе-символе, и именно те, которые он может передать детям, чтобы они увидели его, выделили и через него смогли выйти на смысл художественного целого. В таком случае читательская деятельность должна осуществляться не столько ради усвоения самого теоретико-литературного понятия «образ-символ», сколько для развития умений анализировать художественный текст с целью наиболее полного понимания его смысла.

Все вышесказанное определило актуальность проблемы данной работы.

Основная проблема диссертационного исследования заключается в разрешении противоречия между уникальными эстетическими, смысловыми и познавательными возможностями образа-символа как универсальной эстетической категории литературы и недостаточным использованием его в качестве инструментария школьного литературного анализа с целью углубления понимания художественных произведений и открытия универсальных смыслов о Мире и Человеке.

Цель исследования - разработать, теоретически обосновать, описать и

экспериментально проверить эффективную методику работы с образом-символом в 5-8 классах в процессе анализа художественного произведения.

Объект исследования - методика работы с образом-символом в 5-8 классах как средство развития аналитических умений школьников.

Предмет исследования - содержание, специфика и организация методики работы с образом-символом в 5-8 классах в процессе анализа художественного произведения.

В ходе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: методика работы с образом-символом в 5-8 классах будет являться эффективным средством развития аналитических умений школьников, если:

- будет реализовываться принцип систематического обращения к образам-символам в процессе анализа художественного произведения на каждой ступени литературного развития с учетом типологии символа, его специфических признаков и характерных отличий от других художественных средств;

- в реализации методической системы работы с образом-символом в 5-8 классах будет учитываться принцип системности, природосообразности, поэтапности, усложнения и разнообразия форм занятий и видов деятельности с целью постепенного совершенствования аналитических умений школьников как необходимого условия их литературного и читательского развития;

- на основе междисциплинарного и системно-деятельностного подходов будет разработана методика работы с образом-символом, направленная на развитие аналитических умений учащихся, опирающаяся на специфические признаки символа и особенности его восприятия и включающая как традиционные (устное словесное рисование, иллюстрирование, выразительное чтение, беседа с элементами эмпатии, литературные параллели, биографический, исторический, культурологический, мифопоэтический комментарий, сравнительно-сопоставительный анализ, работа со словом, работа с названием произведения и др.), герменевтические («жизненная

правда», «выстраивание гипотезы, прогнозирование», «рефлективный мостик», «смысловой мостик», «выход на метасмыслы», «наращивание смыслов» и др.), так и специфические (аналогия, ассоциирование, сравнение, «видеомы», кластер, культурные параллели, сопоставление культурного (национального) образа-символа с авторским, «ключ» к анализу и др.) приемы анализа текста.

Цель, объект, предмет и гипотеза определили следующие задачи исследования:

1. Обосновать обращение к образу-символу в аспекте литературоведческих, философских, психологических трудов, необходимых для построения методической системы;

2. Проанализировать особенности обращения к образу-символу в процессе анализа художественного произведения в 5-8 классах в истории методической мысли и в практике современной школы; "

3. Разработать и научно обосновать методику работы с образом-символом в 5-8 классах как средство развития аналитических умений школьников, основанную на принципе поэтапности, системности, усложнения материала (признаков образа-символа и приемов работы с ним; уровня аналитических умений), на междисциплинарном и системно-деятельностном подходах;

4. Экспериментально проверить эффективность предложенной системы и наметить перспективы исследования избранной проблемы.

Методологическую основу исследования составляют труды литературоведов, занимающихся методологией анализа художественного произведения и раскрывающих специфические признаки образа-символа в художественном произведении (С.С. Аверинцев, А.Н. Веселовский, А.К. Жолковский, JI.3. Зельцер, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Г.Н. Поспелов, Л.Ю. Фуксон, В.Е. Хализев, Ю.К. Щеглов и др.); философов, выделяющих аксиологическую, гносеологическую, онтологическую и репрезентативную функцию символа как универсальной категории бытия и принципы, лежащие в основе его образования (А.Р. Абдуллин, H.A. Бердяев,

И.А. Бескова, С.Н. Булгаков, Г.-Г. Гадамер, Г. Гегель, И.В. Гете, П.С. Гуревич, И. Кант, Э. Кассирер, O.A. Кривцун, А.Ф. Лосев, М.К. Мамардашвили,

A.К. Пятигорский, П. Рикер, П.А. Флоренский, И. Хейзинга, Ф.В. Шеллинг и др.); психологов, научные интересы которых были сосредоточены на проблеме развития и обогащения сознания личности (Ф.Е. Василюк, JI.C. Выготский,

B.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм, К. Юнг и др.); ученых-методистов (В.В. Данилов, H.A. Демидова, В.А. Доманский, С.А. Зинин, E.H. Колокольцев, В.Я. Коровина, Л.А. Крылова, В.Г. Маранцман, Г.С. Меркин, В.П. Острогорский, С.М. Петрова, Л.А. Поникарова, З.Я. Рез, Е.С. Романичева, М.А. Рыбникова, Н.М. Свирина, З.С. Смелкова, Н.М. Соколов, И.В. Сосновская, М.В. Черкезова, В.Ф. Чертов, И.А. Шолпо и др.), связанные с проблемой диссертационного исследования.

В соответствии с характером поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретический: изучение и анализ литературоведческой, философской, психологической, методической литературы по проблеме исследования;

- социолого-педагогический: анализ учебных программ, методических рекомендаций в аспекте исследуемой проблемы; разработка методической системы; наблюдение за организацией работы с образом-символом в процессе анализа художественного произведения на уроках литературы в 5-8 классах; анализ и обобщение опыта преподавания литературы в средних классах; беседы с учащимися и словесниками; обобщение опыта работы по исследуемой проблеме.

- экспериментальный: организация и проведение констатирующего, обучающего и контрольного эксперимента;

- статистический: анализ и обобщение полученных в процессе исследования материалов.

Организация и этапы исследования

Эксперимент осуществлялся с 2006 года по 2011 год в средних

общеобразовательных учреждениях гг. Ангарска, Братска и Иркутска. В педагогическом эксперименте участвовали 615 учащихся 5-8 классов.

Исследование проводилось в несколько этапов с 2006 года по 2011 год:

Первый этап (2006-2007 гг.) - изучение литературы по проблеме диссертации, определение цели, задач и формулировка исследования; составление плана экспериментальной работы; проведение констатирующего эксперимента, обработка его результатов.

Второй этап (2007-2010 гг.) - формулирование теоретических положений формирующего эксперимента; проведение формирующего эксперимента в 5-8 классах в МБОУ «Гимназия №8» г. Ангарска, МБОУ «Лицей №3» г. Братска, МАОУ ЦО №47 г. Иркутска. В ходе эксперимента осуществлялось уточнение и корректировка разработанной методической системы. В формирующем эксперименте участвовали 210 учащихся.

Третий этап (2010-2011 гг.) - проверка, анализ, систематизация и обобщение полученных результатов экспериментальной работы; оформление диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том,

что:

- с опорой на междисциплинарный подход теоретически обоснована необходимость исследования проблемы обращения к образу-символу в процессе анализа художественного произведения;

- определена роль образа-символа (в качестве сильнейшего методического «инструмента» анализа текста), конкретизированы типы образа-символа, уточнены и систематизированы специфические признаки образа-символа, его основные функции, принципы образования символа, особенности его воздействия на уровневую структуру сознания читателя-школьника, необходимые для создания методической системы;

- обоснован системно-деятельностный подход в работе с образом-символом, который заключается в поэтапном и последовательном расширении

знаний об образе-символе и его смыслообразующей роли в художественном тексте;

- разработана и экспериментально проверена методика работы с образом-символом в 5-8 классах как средство развития аналитических умений учащихся, опирающаяся на специфические признаки символа и особенности его восприятия и включающая как традиционные, герменевтические, так и специфические приемы анализа текста.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- проанализирована и раскрыта роль образа-символа в процессе анализа художественного произведения в 5-8 классах с опорой на научные исследования в области литературоведения, философии, психологии и методики преподавания литературы;

- уточнены и систематизированы специфические признаки образа-символа (иррациональность; художественность; смысловая многослойность и смысловая обобщенность; ценностно-смысловая наполненность; выделенность, повторяемость в тексте; трансляция культурных смыслов; генерирование новых смыслов), принципы его образования (аналогия, эмпатия, воображение и обобщение), особенности воздействия на уровневую структуру сознания читателя-школьника, его основные функции (аксиологическая, гносеологическая, онтологическая, репрезентативная, текстообразующая и смыслообразующая), важные для построения методической системы;

- проанализированы подходы и охарактеризованы принципы и этапы работы с образом-символом в процессе анализа художественного произведения: междисциплинарный и системно-деятельностный подходы, в рамках которых учитывается принцип природосообразности, последовательности, усложнения и разнообразия форм занятий и видов деятельности от класса к классу;

- определены методические пути, способы и приемы работы с образом-символом в процессе анализа художественного произведения, эффективность

которых проверена экспериментально; проанализирована специфика приемов работы с образом-символом: 1) по виду и характеру деятельности; 2) по ведущему типу деятельности (сознания); 3) с точки зрения универсальных учебных действий;

- конкретизированы аналитические умения, которые будут развиваться у читателя-школьника в процессе систематической работы с образом-символом в 5-8 классах;

- теоретически обоснована и разработана методическая система работы с образом-символом в процессе анализа художественного произведения в 5-8 классах, эффективность которой проверена экспериментально.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- предложены методические рекомендации по работе с образом-символом в процессе анализа художественного произведения в 5-8 классах, учитывающие специфику природы образа-символа, возрастные особенности, читательский и жизненный опыт учащихся;

- на основе разработанных теоретических положений предложена экспериментально проверенная методика работы с образом-символом в 5-8 классах как средство развития аналитических умений учащихся, способствующая постепенному развитию аналитических умений школьников и включающая разнообразные приемы работы с образом-символом, основанные на активизации эмоциональной сферы, воображения, ассоциаций, интуиции, эмпатии, аналогии, сравнения, абстракции, переживания;

- предложены разные формы занятий (беседа с элементами эмпатического диалога, аналитическая беседа, урок-путешествие с применением кластера, урок-размышление с приемами развития творческого воображения и др.) и виды деятельности (актуализация жизненного опыта и эмоциональной памяти, письменная работа исследовательского характера, творческие задания на основе личных воспоминаний, поиск ответов на проблемные вопросы познавательного и нравственно-эстетического характера и др.), направленные

на развитие аналитических умений школьников;

- разработаны уроки по анализу художественного произведения с учетом его символической природы в 5-8 классах (К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», Р. Стивенсон «Вересковый мед», В.Г. Короленко «В дурном обществе» (5 класс); А. Майков «Емшан», Н. Рубцов «Звезда полей», М. Метерлинк «Синяя птица» (6 класс); И.А.Бунин «Лапти», М.Цветаева «Рябину рубили...» (7 класс); А. Блок «На поле Куликовом», М.А. Булгаков «Красная корона» (8 класс), которые могут быть проведены учителями-словесниками в школе;

- предложены дидактические материалы для учителя-словесника по теме «Методика работы с образом-символом в процессе анализа художественного произведения в 5-8 классах», включающие практические, творческие задания и уроки, которые могут быть использованы в практике преподавания литературы в школе и педагогическом вузе.

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов обеспечивается изучением философской, психологической,

литературоведческой и методической литературы, анализом школьной практики преподавания, использованием материалов настоящей работы для публикаций, чтением спецкурса «Методика работы с образом-символом в процессе анализа художественного произведения в 5-8 классах» для студентов гуманитарного факультета ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования». Педагогическим экспериментом было охвачено всего 615 учащихся 5-8 классов. Диссертантом и учителями-словесниками было проведено 89 уроков. Результаты опытно-экспериментальной проверки отражены в письменном анкетировании школьников, в анализе их ответов, а также устных и письменных работ.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы автора исследования, педагогов гг. Ангарска, Братска и Иркутска, во время чтения лекций для слушателей курсов повышения квалификации в ОГАОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации

работников образования» (октябрь 2009 г., апрель 2010г., ноябрь 2011г., март 2012 г.), докладов и сообщений на научных конференциях: на Голубковских чтениях (г.Москва, МПГУ, март 2010 г.), на IX межвузовской научно-методической конференции (г.Москва, МГПУ, март 2010 г.), на X Международной научно-практической конференции памяти И.Н. Ульянова (г. Ульяновск, октябрь 2009 г.), на Кудрявцевских чтениях (г. Иркутск, ИГПУ, апрель с 2007 по 2012 гг.); выступлений на научно-практических конференциях и семинарах перед учителями русского языка и литературы г. Иркутска и Иркутской области.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Значимость образа-символа как важнейшей эстетической категории художественного мира произведения, его образная насыщенность, смысловая глубина и рефлексивность, культурная, познавательная, аксиологическая, коммуникативная функции и творческая природа делают его сильнейшим инструментом анализа художественного произведения в средних классах.

2. Методика работы с образом-символом в 5-8 классах в процессе анализа художественного произведения обуславливается, с одной стороны, специфическими признаками образа-символа, его типологией, принципами образования и функцией в художественном тексте, а с другой - спецификой и возрастными особенностями читательского восприятия.

3. Наиболее эффективная методика работы с образом-символом в 5-8 классах с целью развития аналитических умений школьников предполагает взаимодействие междисциплинарного и системно-деятельностного подходов на основе принципа природосообразности, системности, поэтапности, усложнения и разнообразия форм занятий и видов деятельности.

4. Действенность методики работы с образом-символом в 5-8 классах в процессе анализа художественного произведения обеспечивает сочетание традиционных (устное словесное рисование, иллюстрирование, выразительное чтение, беседа с элементами эмпатии, литературные параллели,

биографический, исторический, культурологический и мифопоэтический комментарий, сравнительно-сопоставительный анализ, работа со словом, работа с названием произведения и др.), герменевтических («жизненная правда», «выстраивание гипотезы, прогнозирование», «рефлективный мостик», «смысловой мостик», «выход на метасмыслы», «наращивание смыслов» и др.) и специфических приемов (аналогия, ассоциирование, сравнение, культурные параллели, «видеомы», кластер, «ключ» к анализу, сопоставление культурного (национального) образа-символа с авторским и др.) анализа текста.

5. Теоретически обоснованное, осознанное и творческое применение предложенной системы приемов работы с образом-символом создает условия для успешного развития аналитических умений учащихся 5-8 классов с целью более полноценного восприятия и глубокого понимания художественного произведения, а также способствует формированию готовности школьников к смыслообразованию и самоопределению в культуре на основе универсальных знаний о Мире и Человеке.

Структура и основное содержание работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Объем диссертации составляет 229 страниц (176 страниц основного текста, 15 страниц библиографии, 37 страниц приложения). Список литературы включает 181 наименование.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Власевская, Ирина Анатольевна

Выводы по II главе

1. Констатирующий эксперимент, проведенный в 5 и 8 классах, показал, что современные читатели-пятиклассники и читатели-восьмиклассники не чувствуют, не видят, не понимают образ-символ в художественном произведении, в результате чего, не могут адекватно и глубоко воспринимать художественные смыслы, основную мысль произведения.

2. Основываясь на теоретические материалы первой главы, мы разработали и описали методическую систему работы с образом-символом в процессе анализа художественного произведения в 5-8 классах.

3. Методическая система работы с образом-символом в процессе анализа художественного произведения в 5-8 классах разработана с опорой на следующие критерии:

- с учётом выбора произведений, наполненных яркой символикой и отвечающих возрастным особенностям читателей-школьников;

- с учётом выделения символических образов и мотивов, выражающих ценностные смыслы художественного произведения;

- на основе сиртемного простраивания специфических признаков образа-символа, специальных приемов работы с ним, соответствующих принципам образования образа-символа (аналогии, воображению, эмпатии, обобщению), механизмам символического мышления (эмоциональной сфере, воображению, ассоциации, интуиции, эмпатии, аналогии, сравнению, абстракции, переживанию) и уровням сознания (перцептивному, семантическому, ценностно-смысловому и рефлексивному), и с учетом постепенного усложнения приемов от класса к классу.

4. Анализ данных формирующего эксперимента позволяет сделать вывод о том, что результатом внедрения методики работы с образом-символом в 5-8 классах как средство развития аналитических умений является более высокий уровень развития аналитических умений школьников, позволяющий юным читателям открывать смысл образов-символов, выходить на культурные (национальные) и авторские смыслы читаемого, понимать их и строить собственные смыслы.

5. Выявление динамики развития аналитических умений учащихся 5-8-х классов стало возможным только при условии систематической и непрерывной процедуры диагностики данных на всех этапах внедрения экспериментальной системы. С этой целью для экспериментальных 5-8-х классов был разработан контрольный эксперимент, который позволил увидеть эффективность работы с образом-символом в художественном произведении (от класса к классу), в особенности, в экспериментальных 8 классах по сравнению с контрольными 8 классами.

Заключение

Анализ художественного произведения с учетом роли образа-символа в современном литературном образовании не является нововведением. Однако в практике современной школы роли образа-символа как художественного приема в процессе анализа художественного произведения уделяется недостаточное внимание: образ-символ рассматривается как один из тропов или как одно из художественных средств, как правило, помогающее раскрывать «значения» образа в тексте. Те приемы работы с образом-символом, которые предлагаются в программах и методических рекомендациях, носят, в основном, репродуктивный характер. К символу предлагают обращаться в разных классах, чаще с 7, 8, и не в системе. В диссертации предложена методическая система работы с образом-символом в процессе анализа художественного произведения в 5-8 классах, в основу которой положены междисциплинарный и системно-деятельностный подходы.

Систематизированы разные аспекты понимания понятия «символ»: литературоведческий, философский, психологический и методический. Опираясь на положения литературоведения, выделены специфические признаки и отличия образа-символа от других художественных средств; предложены типы символов, которые, с нашей точки зрения, помогут наиболее эффективно простроить систему работы с образами-символами в процессе анализа художественного произведения: культурный (национальный) и авторский, каждый из которых может быть в тексте центральным образом-символом. Основываясь на положения философии, отмечены такие принципы образования образа-символа, как аналогия, воображение, эмпатия, обобщение; выявлена универсальность природы символа как категории бытия: онтологическая, гносеологическая, аксиологическая и методологическая. С точки зрения психологии методический аспект анализа художественного произведения в 5-8 классах через обращение к образу-символу обоснован последовательным и творческим применением специальных приемов, активизирующих работу эмоциональной сферы, воображения, ассоциативного фонда, интуиции, эмпатии, аналогии, сравнения, абстракции, переживания, понимания, эмоциональной и культурной памяти. В аспекте нашей проблемы символ рассматривается как сильнейший «инструмент» анализа художественного текста, который помогает выходить на смыслы и основную мысль литературного произведения. Выбор художественных текстов был осуществлен с учётом наполненности их символикой и возрастными особенностям современного читателя-подростка. На основе всего этого предложена система специальных приемов работы с образом-символом в процессе анализа художественного произведения на уроках литературы в 5-8 классах, которые опираются на принципы, лежащие в основе образования образа-символа, на уровневую природу сознания, на принцип возрастных и индивидуальных особенностей читателей-школьников и на принцип постепенного усложнения от класса к классу с учетом специфических признаков образа-символа.

Согласно разработанной методической системе, процесс анализа художественного текста в средних классах носит ценностно-смысловой характер. Предложенные методические приемы актуализации неосознаваемых смыслов развивают способность вхождения ребенка в мир художественных и личностных смыслов автора. «Мерцание смыслов» (Л.Ю. Фуксон), сокрытых в символе, побуждает к поиску все новых и новых смысловых граней. Задача словесника - учить отыскивать, видеть, чувствовать исток, начало, происхождение, реальность за условностью и наоборот; ощущать глубину за образностью. Погружение ребенка в смысловую неисчерпаемость символа позволяет переводить поверхностное и понятийное восприятие в область проникновения, осознания и понимания глубоких сфер смысла - «метаязыка» (М.К. Мамардашвили) символа. Экспериментальная проверка предложенной методики подтвердила, что обращение к образу-символу в процессе анализа художественного текста способствует, с одной стороны, наиболее эффективному развитию аналитических умений школьников 5-8 классов, с другой стороны, активизации смыслообразовательной и смыслотворческой деятельности, развитию и расширению ценностно-смысловой рефлексии юных читателей на прочитанное. На основе понимания смысловой неисчерпаемости художественного символа у школьников формируется более глубокое осознанное восприятие произведения искусства в единстве множественных смыслов. Это способствует более широкому подходу к анализу художественного текста и одновременно собственному нахождению себя в мире.

Проведенное исследование позволило показать необходимость работы с образом-символом в художественном произведении в 5-8 классах в целях глубокого и адекватного понимания смыслов текста. Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о наличии более высокого уровня аналитических умений, позволяющих видеть, выделять, называть образы-символы, выходить на смысл и идею автора произведения и самостоятельно конструировать собственные смыслы.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что в результате обращения к образу-символу в процессе анализа художественного произведения происходят следующие сдвиги в литературном развитии читателя-подростка:

- преодолеваются стереотипные представления учащихся;

- расширяются границы восприятия художественного смысла;

- формируется и развивается умение думать, размышлять над текстом, раскрывать его художественные смыслы и основную мысль;

- развивается умение строить собственные смыслы.

Развитые аналитические умения читателя-школьника являются показателем более высокого уровня его литературного развития.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в расширении спектра приемов работы с образом-символом в процессе анализа художественного произведения в 5-8 классах, в совершенствовании методики работы с образом-символом в процессе анализа художественного произведения в старших классах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Власевская, Ирина Анатольевна, 2013 год

Литература

1. Борев Ю.Б. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов/ Ю.Б. Борев. - М.: ООО «Издательство Астрель»; «Издательство ACT», 2003. -576 с.

2. Зелыдер JI.3. Выразительный мир художественного произведения - М.: Некоммерческая издательская группа Э. Ракитской («ЭРА»), 2001. - с. 41.

3. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.

4. Лотман Ю.М. Семиосфера. - С.-Петербург, «Искусство - СПБ», 2000-

5. Романичева Е.С. Готовим к ЕГЭ: от натаскивания к работе с текстом, или о пособии нового типа для выпускников // Лит. в шк. - 2010. - № 2. - С. 24-

6. Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и научн. ред. С.И. Кормилов. - М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 704 с.

7. Трессидер Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С. Палько. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.-442 с.

704 с.

30.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.