Методологическое значение эволюционизма в постнеклассической парадигме тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.08, кандидат философских наук Мурадханова, Марина Сражидиновна

  • Мурадханова, Марина Сражидиновна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.08
  • Количество страниц 147
Мурадханова, Марина Сражидиновна. Методологическое значение эволюционизма в постнеклассической парадигме: дис. кандидат философских наук: 09.00.08 - Философия науки и техники. Ростов-на-Дону. 2010. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Мурадханова, Марина Сражидиновна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Постнеклассика как закономерный этап развития науки и философии

1.1. Эволюция эволюционных представлений в постнеклассической науке.

1.2. Эволюция и самоорганизация научных парадигм.

1.3. Влияние постнеклассических философско-мировоззренческих идей на образ современного естествознания.

Глава 2. Значение концепции Универсального эволюционизма для постнеклассической парадигмы

2.1. Становление и сущность концепции Универсального эволюционизма.

2.2. Значение концепции Универсального эволюционизма для анализа антропологических кризисов.

2.3. Концепции ноосферы в контексте Универсального эволюционизма.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия науки и техники», 09.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методологическое значение эволюционизма в постнеклассической парадигме»

Актуальность исследования

Логика развития системы научного знания такова, что на протяжении множества веков наблюдалась дивергенция естественнонаучного и гуманитарного знания. Но в определенный период человеческой истории, разрыв между естественнонаучной и социогуманитарной культурами стал причиной глобальных проблем человечества, что и зафиксировала передовая научная мысль в середине XX века.

Эволюционная природа человека, его биологическая неотрывность от биосферы Земли, от Солнца заставляет мыслителей вновь и вновь возвращаться к вопросу о месте и роли человека в Природе. Эволюционная природа человека как субъекта, его деятельностная сущность приобретает новое звучание в антропном принципе (АП), переоткрытом в 70-е годы XX века. Человек понимается как итог биологической эволюции, которой предшествовала эволюция химическая и физическая, что позволяет увидеть ясную связь между АП и глобальным (Универсальным) эволюционизмом.

Анализ субъекта в концепциях АП неотрывно связан с актуальными проблемами эволюционизма, направленности эволюционных процессов, их универсальности в масштабах Вселенной. Поэтому вполне закономерен процесс становления новой научной парадигмы в настоящее время, который проявляется в тенденции стирания грани между естественнонаучным и гуманитарным знанием, проникновения рациональной естественнонаучной методологии в социальную и гуманитарную сферы.

Научная методология приобретает постнеклассические черты. Достижения в области системологии, синергетики, исследования нелинейных процессов развития систем, информационно-энтропийных аспектов самоорганизации, появление идеи об эволюционных связях в мировых масштабах и развитие ее в концепцию Универсальной истории создают принципиально новую методологическую базу. В связи с этим появляются интеграционные подходы к проведению научных исследований и решению практических задач, стоящих перед человеком, развиваются междисциплинарные области знания. В них проявляется диалогичность, как в отношениях отдельных научных областей, так и в отношениях человека и природы, возрастает значимость коэволюционной концепции. Обращение к глобальному и Универсальному эволюционизму в синергетическом аспекте, описание структурных уровней самоорганизации материи придает актуальность настоящему исследованию и помогает выявить принципиальные различия между классической, неклассической и постнеклассической парадигмами, а также увидеть их приемлемость и взаимодополнительность в современную эпоху.

Достижения синергетики, развитие космологических концепций заставляют вновь обратиться к эволюционной проблематике. Появление концепций глобальной и Универсальной эволюции (Большой истории) порождает вопросы, связанные с исследованием соотношения и взаимосвязи процессов эволюции, коэволюции, самоорганизации в процессе трансформаций природных и общественных систем, что неизбежно приводит к уточнению сложившихся понятий «эволюция» и «коэволюция». Кроме того, выявление сущностных характеристик постнеклассической парадигмы позволяет по-новому взглянуть на известные концепции ноосферы и осуществить их современную интерпретацию. Влияние современных философско-мировоззренческих системно-синергетических идей на науку приводит к созданию новой картины мира, нового образа естествознания, становлению эволюционно-синергетической парадигмы познания.

Поэтому представляется весьма актуальным обратиться к анализу постнеклассической парадигмы в контексте методологической значимости эволюционизма для ее становления, выделить основные гносеологические и методологические проблемы, связанные с развитием эволюционных идей, составляющих одну из основ постнеклассики.

Степень разработанности проблемы

Во второй половине XX в. в науке произошли изменения, позволившие говорить о новом, постнеклассическом, этапе ее развития.

В 80-90-х годах прошлого века были опубликованы работы, посвященные философско-методологическому осмыслению изменений в познавательной практике (В.И. Аршинов, Ю.А. Данилов, М.К. Мамардашвили, Т.П. Матяш, Е.Я. Режабек, Г.И. Рузавин и др.). В последнее десятилетие проведено множество работ, посвященных данной проблематике: B.C. Степин, О.Н. Астафьева, Г. Бэйтсон, В.В. Василысова, A.A. Назаретян, В.В. Налимов, В.В. Попов, A.C. Стрельцова, Б.С. Щеглов и др.

Научно-философская тематика, связанная с процессами эволюции и самооргаиизации в поведении сложных систем мира входит в сферу интересов таких авторов как: Н.С. Автономова, И.А. Акчурин, А.И. Алешин, A.M. Анисов, A.A. Ахутин, В.А. Бажанов, Л.Б. Баженов, Р.Г. Баранцев, В.И. Биб-лер, В.Г. Буданов, В.И. Войцехович, И.П. Гетманов, Ю.А. Данилов, И.А. Добронравова, Г.Б. Жданов, С.П. Капица, E.H. Князева, Л.П. Киященко, В.А. Лекторский, И.К. Лисеев, Е.А. Мамчур, Г.Г. Малинецкий, М.К. Мамардашвили, Л.А. Микешина, И.П. Меркулов, Л.А. Минасян, H.H. Моисеев, И.Е. Москалев, В.В. Налимов, А.Л. Никифоров, А.П. Огурцов, Н.В. Поддубный, В.Н. Порус, Б.И. Пружинин, В.Л. Рабинович, Е.Я. Режабек, В.М. Розин, М.А. Розов, Ю.В. Сачков, С.П. Ситко, A.B. Смирнов, В.В. Тарасенко, П.Д. Тищенко, В.П. Филатов, B.C. Швырев, Б.Г. Юдин и др.

По мнению М.С. Добронравовой, Г.А. Котельникова, Н.В. Поддубного и др. нелинейность представляет собой фундаментальную характеристику открытых систем, что обуславливает непрерывный процесс альтернативного развития систем. В различных областях современного естественнонаучного и социгуманитарного знания используются математические методы исследования, при которых используются нелинейные математические модели и новые вычислительные средства. Решающий вклад в философско-методологическую разработку нелинейной науки внесли такие крупные ученые, как: Ж. Делез, Г. Хакен, И. Пригожин, А. Пуанкаре, Г. Николис, В. Эбелинг, М. Эйген, Э. Янч и др. В отечественной науке большая заслуга в развитии исследований процессов самоорганизации путем моделирования нелинейных процессов принадлежит A.A. Адронову, Ю.Л. Климонтович, С.П. Курдюмову, Г.Г. Малинецкому, Л.И. Мандельштаму, J1.A. Минасян, В.П. Бранскому, С.П. Капице, Ю.Л. Клемонтовичу, H.H. Моисееву, Е.Я. Ре-жабеку, Ю.М. Романовскому, A.A. Самарскому, Я.И. Свирскому, Д.С. Чер-навскому и др.

Коэволюционные подходы к рассмотрению проблем бытия, одной из которых является объяснение механизмов и принципов взаимодействия природных, технических и социальных систем, применены в исследованиях

A.Е. Аствацатурова, В.И. Вернадского, Ю.А. Жданова, В.Н. Князева, H.H. Моисеева, А.П. Назаретяна, С.Н. Родина, И.П. Гетманова, В.Н. Кимстача,

B.А. Шевлокова и др. В работах указанных авторов исследуются проблемы интеграции, гармонизации и согласованного развития Техносферы и Природы.

Большинство вышеуказанных авторов выделяют то обстоятельство, что самоорганизация систем, их неравновесность представляют собой новую предметность математизированного естествознания и стимулируют становление постнеклассической методологической стратегии исследования мира. В настоящее время пересматриваются базовые посылки рационального отношения к миру и человеку. Физико-математические исследования все больше учитывают реальность исторически изменяющихся образований с позиций гуманитарного знания. Поэтому приобретают актуальность идеи А. Бергсона, О. Шпенглера, А. Уайтхеда, М. Хайдеггера, Г. Гадамера, которые, будучи критически освоенными естествознанием, могут сыграть важную роль в формировании постнеклассического видения мира.

Обращение к исследованиям методологической проблематики, связанной с антропным принципом, его месте в научной картине мира, которые осуществлены в работах Л.Б. Баженова, Л.М. Гиндилиса, П. Дэвиса, Ю.А.

Жданова, А.Л. Зельманова, Г.М. Идлиса, В.В. Казютинского, Б. Картера, А.Д. Линде, Д.Я. Мартынова, E.H. Махарова, Л.А. Минасян, B.C. Степина,

A.B. Нестерука, Т.Я. Сутт и др. позволяют выстроить дополнительную аргументацию согласованности развития систем в масштабах Универсума и обосновать возможность влияния разума на коэволюционные процессы в природе.

Большое значение для формирования основных идей предлагаемого исследования, сыграло обращение к работам В.И. Аршинова, В.Г. Буданова,

B.Э. Войцеховича, Ф.И. Гиренка, Ю.А. Данилова, Ю.А. Жданова, В.Н. Князева, Л.П. Киященко, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Л.А. Минасян, A.A. Кру-шанова, А.П. Назаретяна, P.E. Ровинского, С.Н. Родина, Е.Я. Режабека, B.C. Степина, В.В. Тарасенко, П.Д. Тищеико, А.Б. Толстова, Э. Янча, Е.Д. Яхни-на и др.

Однако в целом, имеющиеся исследования постнеклассической методологии оставляют открытыми множество вопросов, связанных с рефлексией феномена эволюции эволюционных представлений в постнеклассической науке. Кроме того, остаются мало изученными вопросы, связанные со значением концепции Универсальной эволюции для развития постнеклассической парадигмы познания в целом и для анализа имеющихся антропологических и ноосферных концепций.

Обозначенные выше проблемы предопределили выбор темы исследования - «Методологическое значение эволюционизма в постнеклассической парадигме».

Цель диссертационного исследования состоит в концептуальном прослеживании и обосновании методологического значения эволюционизма для становления и развития постнеклассической парадигмы.

Объектом диссертационного исследования является постнекласси-ческая парадигма познания.

Предметом диссертационного исследования выступает эволюционизм как методологическая основа постнеклассической парадигмы и его значение для развития естественнонаучного и гуманитарного знания.

Гипотеза исследования

В связи с тем, что в парадигме постнеклассической науки субъект познания погружен в объект исследования и человек рассматривается как часть мира, то возрастает философско-методологическая значимость ан-тропного принципа. Данное обстоятельство сказывается на оценке реального и потенциального влияния разума на ход мировых событий. Решение глобальных проблем человечества возможно на основе конвергентных взаимоотношений естественнонаучной и гуманитарной культур.

Постнеклассическая парадигма познания, центральным звеном которой является идея Универсального эволюционизма, формирует образ современного естествознания, а антропный припцип приобретает новое звучание и значимость для концепции ноосферогенеза и смыкается с экологическим императивом взаимодействия человека с природой, а также принципом коэволюции (совместного, согласованного развития) человека и природы. В постнеклассическом естествознании претерпевает изменение смысл понятия «эволюция», «коэволюция», «ноосфера», а паллиативные модели будущего опираются на признание возрастающей роли целенаправленной активности человека как закономерного и созидательного фактора.

Эволюция эволюционных представлений приводит к формированию нового комплексного, интегративно-общенаучного направления творческого поиска, именуемого ноосферологией. Важнейшим признаком постнекласси-ки является формирование новой области знания - глобалистики, которая изучает наиболее общие закономерности развития человечества, создает модели управляемого, научно и духовно организованного мира в единстве и взаимодействии трех основных главных сфер человеческой деятельности -экологической, социальной и экономической.

Задачи исследования

Целевая установка исследования предполагает решение следующих задач:

1. Раскрыть сущностные признаки парадигмального поворота от локального эволюционизма к глобальному эволюционизму во второй половине XX столетия, детерминированного аптропным принципом.

2. Исследовать сущность постнеклассической парадигмы через интеграцию ключевых идей постнеклассики.

3. Показать степень влияния человекомерного характера постнеклассической парадигмы познания на образ современного естествознания.

4. Обосновать значимость идеи Универсального эволюционизма для интеграции ключевых идей постнеклассической парадигмы познания.

5. Показать методологическую значимость концепции Универсальной эволюции для анализа антропологических кризисов.

6. Проанализировать наиболее известные концепции ноосферы в контексте Универсального эволюционизма.

Методологическая основа диссертации

Диссертационная работа выполнена в русле постнеклассической парадигмы познания, важнейшими концепциями которой являются: самоорганизация, системность, нелинейность, уникальность, коэволюция, Универсальный эволюционизм.

В качестве исходного ориентира исследования выбирается положение о сближении на определенном этапе развития познания методологических оснований естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Последнее обстоятельство выражается во включении в объяснительные схемы естественных наук характеристик субъекта исследования (наблюдателя); в проблема-тизации традиционных различений реальности на субъективную и объективную, духовную и телесную, живую и неживую, естественную и искусственную; в обостренном интересе математизированного естествознания к уникальным, самоорганизующимся и эволюционирующим образованиям, долгое время составлявшим предмет гуманитарного знания.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Раскрыты сущностные признаки эволюции эволюционных воззрений, как парадигмального поворота от локального эволюционизма к глобальному, во второй половине XX столетия, детерминированного антроп-ным принципом.

2. Исследована сущность постнеклассической парадигмы через интеграцию ключевых идей постнеклассики: коэволюция, самоорганизация, системность, Универсальный эволюционизм.

3. Показана степень влияния антропного принципа на образ современного естествознания, осуществлена интерпретация идеи «человекомерного» характера постнеклассической науки и предложено новое прочтение гносеологической связки «субъект-объект».

4. Обоснована значимость концепции «Универсальной эволюции» для интеграции концепции коэволюции с синергетическими теориями самоорганизации в природе, социальной и технической сферах.

5. Показана методологическая значимость концепции Универсальной эволюции для анализа антропологических кризисов.

6. Проанализированы наиболее известные концепции ноосферы в контексте Универсального эволюционизма.

Положения, выносимые на защиту:

1. Во второй половине XX века произошел парадигмальный поворот с локального эволюционизма на глобальный. К концу XX века в ранг стратегии познания возведена идея Универсального эволюционизма, отражающая эволюцию объектов мира в масштабах Вселенной. Опираясь на достижения синергетики, предпринимаются попытки создания единой теории эволюции, основанной на парадигме самоорганизации.

Самоорганизация для постнеклассики является динамическим принципом, порождающим богатое разнообразие форм, проявляющихся в биологической, геологической, социокультурной и духовной действительности. Эволюция в целом выступает как результат разрешения противоречий между важностью сохранения уже существующего и необходимостью его изменения под влиянием новых условий. Эволюция в масштабах Вселенной (Универсума) включает в себя множество разнонаправленных процессов: прогресс, регресс, циклы, круговороты и т.д., которые оказываются определенным образом упорядоченными, взаимосвязанными, являясь моментами, ступенями единого Универсального процесса. Причем такого процесса, где каждое последующее состояние Вселенной включает в себя итоги предшествующего развития и некоторое новое качество, новую форму материи и движения.

В постнеклассическом естествознании происходит трансформация самого понятия «эволюция» на основе типологии взаимообусловленных явлений в современных детерминистских концепциях. Постнеклассическая философия придерживается нестрогой детерминации, поэтому наряду с причинно-следственными зависимостями признается объективная случайность. Также в современном естествознании активно применяется информационно-энтропийный подход к объяснению эволюционных процессов. Развитие представляется результатом эволюции и самоорганизации в направлении снижения энтропии. Некоторые процессы развития связаны с такими необратимыми явлениями, которые приводят к накоплению качественных и количественных изменений за счет временного изъятия части вещества из круговорота материи и включения его в более сложные формы структурной самоорганизации. Происходит вплетение низших структурных уровней самоорганизации в другие формы движения на более высоком уровне.

2. Ключевыми идеям постнеклассики являются: коэволюция, самоорганизация, идея Универсального эволюционизма (как эволюции Универсума) и др. В связи с тем, что в парадигме постнеклассической науки субъект познания погружен в объект исследования - человек рассматривается как часть мира, то в рамках современной науки возрастает философско-методологическая значимость антропного принципа. Данное обстоятельство сказывается на оценке реального и потенциального влияния разума на ход мировых событий. Характеристика реальности в традициях постнеклассиче-ской науки слагается из двух подходов - системного и исторического: реальность как процесс и реальность как сеть взаимосвязей, в которую включен человек. Решение глобальных проблем человечества предполагает создание интегративных футурологических моделей на основе конвергентных взаимоотношений естественнонаучной и гуманитарной культур. Разработка моделей будущего предполагает опору на методологическую значимость ко-эволюционных и синергетических принципов развития учения о ноосфере, в котором целенаправленная активность человека представляет собой фундаментальный и созидательный фактор эволюции.

3. Постнеклассическая парадигма оказывает влияние на образ современного естествознания. Объективизм постнеклассической науки достигается в учете субъективного, как данности бытия. Наиболее существенной особенностью саморазвивающихся сложных систем мира является их челове-комерность — соответствие человеческой сущности. Поэтому антропный принцип имеет большое значение для обоснования постнеклассических концепций ноосферогенеза, так как он предполагает целокупность интеллектуальной, духовной и нравственной составляющих жизнедеятельности человека в природе и включает жесткие логические ограничения совместного развития. Гуманистический смысл антропного принципа задает требование к человеку соизмерять степень своего воздействия на природу с ее реге-нерационными возможностями. Таким образом, антропный принцип смыкается с экологическим императивом взаимодействия человека с природой, а также принципом коэволюции (совместного развития) человека и природы.

4. Концепция Универсального эволюционизма (Большой истории) основана на представлении единого эволюционного процесса космического масштаба, который охватывает события от Большого взрыва до современной цивилизации. В настоящее время многие знания о процессах Универсального эволюционизма обоснованы недостаточно. Поэтому теории и модели этих процессов должны быть когерентны и сопоставляться с понимаемой реальностью посредством многоступенчатых процедур обоснования.

Концепция коэволюции является составной частью Универсального эволюционизма, составляющей ядро постнеклассической парадигмы. Универсальный эволюционизм предполагает изменение любой природной системы во взаимосвязи с другими системами, что предопределяет совместную их эволюцию - коэволюцию. Синергетические трактовки Универсальной эволюции связаны с понятием суператтрактора, который определяет процессы самоорганизации во вселенских масштабах, аттрактор задает цель. Коэволюция систем мира происходит в границах аттрактора. Причем коэволю-ционные взаимодействия развития присущи не только природным системам, но также системам, созданным человеческим разумом, составляющим техническую и гуманитарную культуры.

5. Развитие цивилизации представляет собой процесс и результат коэволюции человека и природы, общества и биосферы, человека и создаваемой им второй природы в виде техники и идеальных систем, выполняющих функцию социокультурных регулятивов поведения, основанных на ценностных представлениях. Согласно коэволюционному подходу, человечество, для того, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменить биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы.

Междисциплинарное изучение истории антропогенных кризисов от палеолита до наших дней обнаружило существенную зависимость жизнедеятельности социума от соотношения инструментальной мощи и качества выработанных культурой механизмов саморегуляции. Эта зависимость между силой, мудростью и жизнеспособностью социума выражается следующей закономерностью: чем совершеннее производственные и боевые технологии, тем актуальнее проблема создания более эффективных механизмов сдерживания агрессии, необходимых для сохранения общества. Поэтому вероятностные модели будущего можно вывести из универсальных тенденций развития самоорганизующихся систем, в которых разум и целенаправленная активность человека являются важнейшими факторами коэволюции.

6. В наиболее распространенном смысле ноосфера — это сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором эволюции. Синергетиче-ская методология соединяет коэволюционные, биосферные, техносферные и собственно ноосферные концепции. В результате формирование ноосферы представляет собой закономерный результат совместного развития человеческого общества и природной среды, а также предстает как согласованная усилиями сознания совместная эволюция (коэволюция) социума, техносферы и биосферы. Это можно представить как управление процессами самоорганизации систем в границах аттрактора.

Направляемое развитие предполагает известность целей, к достижению которых стремится человечество. Поэтому вполне закономерен тот факт, что в эпоху постнеклассики формируется новая область знания — глобалистика, которая изучает наиболее общие закономерности развития человечества и модели управляемого, научно и духовно организованного мира в единстве и взаимодействии трех основных главных сфер человеческой деятельности - экологической, экономической, социальной и духовной.

Научно-практическая значимость результатов исследования состоит в том, что методологический потенциал постнекласической науки, рассмотренной в контексте современных философских стратегий, позволяет формировать комплексные познавательные стратегии, интегрирующие естествознание и гуманитарное знание.

Продемонстрирован пример «синергетической рефлексии», как способа философствования в постнеклассическую эпоху, основанном на современном философско-научном материале. Само описание становящейся методологии современной науки выступает результатом самоорганизации по-стнеклассического знания.

Идеи диссертационного исследования могут быть использованы при разработке новых курсов для вузов по специальностям: «философия», «онтология и теория познания», «философия науки» и др.

Апробация и внедрение результатов исследования Материалы исследования докладывались и получили одобрение на четырех международных и одной межрегиональной конференции:

Лосевские чтения: ежегодная международная научно-теоретическая конференция, доклад «Универсальный коэволюционизм как стратегия современного познания», Новочеркасск, май 2008.

Лосевские чтения: ежегодная международная научно-теоретическая конференция, доклад «Влияние постнеклассики на современное естествознание», Новочеркасск, май 2009.

Сотрудничество без границ: Третья международная научно-практическая конференция, доклад «Значение методологии постмодерна для анализа антропологических кризисов», г. Донецк, июнь 2009.

Межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная 10-летию журнала «Гуманитарные и социально-экономические науки», доклад «Сущность и значение концепции Универсального эволюционизма», Ростов н/Дону, декабрь 2009.

Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии — основной ресурс социально-экономического развития России», доклад «Особенности постнеклассической науки», Ростов н/Д, 25-26 февраля 2010.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия науки и техники», 09.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия науки и техники», Мурадханова, Марина Сражидиновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Становление постнеклассической стратегии познания связано с появлением концепций глобальной и Универсальной эволюции (Большой истории), которые в свою очередь порождают вопросы, связанные с исследованием соотношения и взаимосвязи процессов эволюции, коэволюции, самоорганизации, информационно-энтропийных трансформаций, нелинейного развития природных и общественных систем.

Поэтому концептуальное прослеживание и обоснование коэволюци-онного и взаимодополнительного характера движения современной научной и философской мысли на пути становления постнеклассической стратегии познания позволило всесторонне изучить интегративную сущность постнеклассической стратегии познания, ее становление и методологическую значимость для естествознания и гуманитарного знания, выделенные в качестве предмета исследования.

Анализ концепций глобальной и Универсальной эволюции (Большой истории) позволил разрешить вопросы, связанные с исследованием соотношения и взаимосвязи процессов эволюции, коэволюции, самоорганизации, информационно-энтропийных трансформаций, нелинейного развития природных и общественных систем, а также уточнить сложившиеся понятия «эволюция» и «коэволюция». Кроме того, исследование постнеклассической стратегии познания позволило по-новому взглянуть на известные концепцию ноосферы и осуществить их современную интерпретацию.

В ходе исследования нашла подтверждение исследовательская гипотеза и было доказано, что в связи с тем, что в парадигме постнеклассической науки субъект познания погружен в объект исследования, человек рассматривается как часть мира, то в рамках современной науки решающую роль приобретает субъектная (антропоцентрическая) футурология. Моделирование процессов коэволюционного развития природы, общества и техносферы возможно только при учете нелинейных способов самоорганизации материи при учете реального и потенциального влияний разума на ход мировых событий. Поэтому постнеклассические подходы позволяют разрабатывать стратегии устойчивого развития цивилизации, решать глобальные проблемы человечества - на основе конвергентных и коэволюционных взаимоотношений естественнонаучной и гуманитарной культур.

Избранная методология позволила в русле постнеклассической стратегии познания, последовательно решить все поставленные задачи и достигнуть положительных результатов исследования, которые в сжатом виде выражены в положениях, выносимых на защиту. Важнейшим и принципиальным методологическим приемом исследования было положение об интеграции методологических оснований естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

Исследование сущности постнеклассической науки путем интегрирования ключевых идей постнеклассической стратегии познания, таких как: нелинейность, коэволюция, самоорганизация, системность, уникальность и др. Было доказано, паллиативные модели будущего выводятся из универсальных тенденций развития, в которых возрастающая роль целенаправленной активности выступает как фундаментальный, закономерный и созидательный фактор. Обращение к антропному принципу и осмысление степени его влияния на формирование концепций глобального и Универсального эволюционизма позволило выделить существенные черты современного естествознания, предложить оригинальную интерпретацию идеи человекомер-ного характера постнеклассической науки и на этой основе уточнить смысл гносеологической связки «субъект-объект».

Важным выводом в этой связи является мысль о том, что объективизм постнеклассической науки достигается в учете субъективного, как данности бытия, а наиболее существенной особенностью саморазвивающихся сложных систем мира является их «человекомерность» - соответствие человеческой сущности. Поэтому антропный принцип можно продуктивно применять для развития концепции ноосферы, наполняя ее постнеклассическим научным содержанием.

Удалось также интегрировать антропный принцип с экологическим императивом взаимодействия человека с природой, а также принципом коэволюции (совместного развития) человека и природы, тем самым выдвинуть на первый план гуманистический смысл антропного принципа. Кроме того, на основе идей Универсальной эволюции и коэволюции осуществлена фи-лософско-мировоззренческая рефлексия постнеклассической науки и анализ постнеклассической картины саморазвивающегося мира. И выделена основная черта постнеклассической методологии, которая заключается в том, что ученый в своем исследовании всегда связан с предметом через посредство концептуальных моделей, что обуславливает постепенную смену гносеологии истинностных суждений гносеологией взаимодополнительных моделей.

Для того чтобы раскрыть сущностные признаки переориентации эволюционных воззрений от локального эволюционизма к глобальному, произошедшие во второй половине XX столетия применен синергетический и информационно-энтропийный подходы для характеристики процессов глобальной эволюции. В работе проиллюстрирован парадигмальный поворот с глобального эволюционизма на Универсальный эволюционизм, который отражает коэволюцию объектов мира в масштабах Вселенной. При этом, отмечается, что, опираясь на достижения синергетики можно создать единую теорию эволюции, основанную на парадигме самоорганизации, так как самоорганизация для постнеклассики является динамическим принципом, порождающим богатое разнообразие форм, проявляющихся в биологии, геологии, социальной, культурной структурах, а также в физической деятельности.

В работе показано, что в постнеклассическом естествознании происходит трансформация самого понятия «эволюция» на основе типологии взаимообусловленных явлений в современных детерминистских концепциях. Постнеклассическая философия придерживается нестрогой детерминации, поэтому наряду с причинно-следственными зависимостями признается объективная случайность. Кроме того, в современном естествознании активно применяется информационно-энтропийный подход к объяснению эволюционных процессов. Развитие представляется также как результат антиэнтропийной эволюции и самоорганизации материальных систем. Оно связано с необратимостью некоторых процессов во Вселенной, т.е. накоплением таких качественных и количественных изменений, которые временно как бы изымают часть вещества из кругооборота материи за счет включения его во все более сложные формы движения и самоорганизации. Это происходит путем вплетения одних физических форм движения и самоорганизации материи в другие формы или в физические же формы движения на следующем структурном уровне самоорганизации материи.

В работе обоснована значимость концепции Универсального эволюционизма для интеграции концепции коэволюции с синергетическими процессами самоорганизации в природе, социальной и технической сферах, что позволило развить постнеклассическую стратегию познания. Осмысление концепции Универсального эволюционизма, как изменения любой природной системы во взаимосвязи с другими системами в масштабах вселенной, позволило прийти к выводу о том, что эти взаимосвязанные изменения есть не что иное, как коэволюция. Поэтому есть основания для утверждения, что коэволюция пронизывает всю иерархию материальных систем, от субэлементарных частиц до человеческого общества, включая системы, изобре-. тенные и созданные человеческим разумом, в том числе, техническую и гуманитарную составляющие общечеловеческой культуры. В этом основной смысл Большой истории.

Важнейшим аспектом работы бала демонстрация методологической значимости концепции Универсальной эволюции для анализа антропологических кризисов. В результате был сделан вывод о том, что развитие цивилизации представляет собой процесс и результат коэволюции человека и природы, общества и биосферы, человека и создаваемой им второй природы в виде техники, идеальных систем, выполняющих функцию социокультурных регулятивов поведения, основанных на ценностных представлениях. Таким образом, коэволюционный подход становится своеобразным императивом: человечество, для того, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменить биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы.

В процессе междисциплинарного анализа истории антропогенных кризисов от палеолита до наших дней обнаруживается существенная зависимость жизнедеятельности социума от соотношения инструментальной мощи и качества выработанных культурой механизмов саморегуляции. Эта зависимость между силой, мудростью и жизнеспособностью социума выражается следующей закономерностью: чем выше потенциал производственных и боевых технологий, тем более совершенные механизмы сдерживания агрессии необходимы для сохранения общества. Поэтому наращивание технологических возможностей должно сопровождаться духовным совершенствованием человека - очередным удалением человека и его природной среды от естественного (дикого) состояния.

Все выше сказанное позволило уточнить смысловые нюансы постне-классической концепции ноосферы на основе коэволюционных идей, в результате чего ноосфера предстает как закономерный результат совместного развития человеческого общества и изменяющейся природной среды, а также как согласованная усилиями сознания совместная эволюция социума, техносферы и биосферы с прогнозируемыми следствиями. Таким образом, успешная коэволюция человека и биосферы обеспечит сохранение человека как биологического вида и создание условий дальнейшего развития цивилизации. При этом акцент делается на направляемом развитии, когда известны цели, к достижению которых нужно стремиться, когда имеются необходимые средства и можно предвидеть результаты собственных действий.

Таково методологическое значение эволюционизма в постнеклассиче-ской парадигме.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мурадханова, Марина Сражидиновна, 2010 год

1. Антропный принцип Электронный ресурс. // ВикипедиЯ - свободная энциклопедия, http://ru.wikipedia.org/wiki.

2. Антропный принцип Электронный ресурс. // Трефил Д. «Природа науки. 200 законов мироздания»: энцикл. [Б.м., б.г.]. URL: http://elementv.ru/trefil/39 (19.04.07).

3. Антропный принцип в научной картине мира. М.: Институт философии РАН, 2008. 131 с. ISBN: 9785998919145.

4. Антропный принцип в структуре научной картины мира: (история и современность): материалы Всесоюзного семинара, 28-30 ноября 1989 г. Ч. 1. Л., 1989. 83 с.

5. Адамов А.К. Философские аспекты развития гипотезы В.И. Вернадского о ноосфере // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16 20 сентября 2002 г.) в 3 т. Ростов н/Д, 2002. Т. 2. С. 60.

6. Автономова Н.С. Новый рационализм // Вопросы философии. 1989. №3. С. 10-18.

7. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988. 160с.

8. Агапова Е.А. Онтологические системы исследования истории и проблема смысла истории. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: Спец. 09.00.08 философия науки и техники. Ростов н/Д, 2002. 25 с.

9. Агацци Э. Почему у науки есть этические измерения? // Вопросы философии. 2009. № 102. С. 93-104.

10. Алтухов В. Смена парадигмы и формирование новой методологии. // Общественные науки и современность. 1993. № 1. С. 11-19.

11. Алтухов H.A. Контуры неклассической общественной теории // Общественные науки и современность. 1992. № 5. С. 34-42.

12. Аредаков A.A. Антропный принцип и возможность концепции глобального эволюционизма Электронный ресурс. : автореф. дис. . канд. философ. наук / Аредаков A.A. М., 2007. URL: http://www.philosophy.ru/upload/! 170246881file.doc (19.04.07).

13. Аристотель. Физика. Сочинения: в 4-х т. М., 1978-1983. .

14. Аршинов В.И. На пути к квантовой эпистемологии // Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992.

15. Аршинов В.И., Буданов В.Г. Синергетика как методология коммуникативного конструктивизма // Конструктивистский подход в эпистемологии и в науках о человеке / отв. ред. В.А. лекторский. М.: Канон+, 2009.

16. Арутюнянц Г.А. Замечания к антропному принципу / Г.А. Ару-тюнянц. М., 2005. 24 с.

17. Аствацатуров А.Е. Философия научного оптимизма в решении планетарных экологических проблем. Ростов н/Д. Издательский центр ДГТУ, 2003.

18. Аугустинек 3. Два определения времени // Вопросы философии. 1970. №6. С. 48-53.

19. Афанасьева В.В. Постнеклассическая онтология // «Наука. Философия. Общество». Материалы V Российского философского конгресса. Новосибирск, 2009. С. 12.

20. Ахиезер A.C. Философские основы социальной культурной теории и методологии // Вопросы философии. 2000. № 9. С. 12-19.

21. Баженов Л.Б. О статусе антропного принципа. // О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М., 1986. С. 146.

22. Балашов Ю.В. Антропный принцип в космологии: 16 лет спустя // Земля и Вселенная. 1990. № 4. С. 32-36.

23. Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира// Общественные науки и современность. 1993. № 1.

24. Баксанский O.JI. Биология vs постнеклассическая наука. // «Наука. Философия. Общество». Материалы V Российского философского конгресса. Новосибирск, 2009. С. 209-210.

25. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М. 2002.

26. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М., 1986. С. 108-109.

27. Башляр Г. Научный рационализм. М.-СПб., 2000. 395 с.

28. Бейтсон Г. Разум и природа / Пер. Д. Я. Федотова. М.: УРСС,2006.

29. Бергсон А., Творческая эволюция. М.: Изд-во Терра Книжный клуб, 2001.

30. Бердяев М.А. Смысл истории. М., 1990. 175 с.

31. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993.

32. Бернстайн Р.Дж. Возрождение прагматизма // Вопросы философии. 2000. №5.

33. Борн М. Физика в жизни моего поколения, М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1963.

34. Богомолов A.C. Диалектика и рациональность // Вопросы философии. 1978. № 7. С. 101-111.

35. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции // Философия эпохи постмодерна. Мн. 1996.

36. Буданов В.Г. Как возможна квантово-синергетическая антропология: синтетические миры телесности // Телесность как эпистемологический феномен / отв. ред. И.А. Бескова. М.: ИФ РАН. 2009. С. 53-67.

37. Будыко М.И. Эволюция биосферы. JL: Гидрометеоиздат, 1984.

38. Бурлов В.Г. Основы моделирования социально-экономических и политических процессов (Методология. Методы). СП-б: СПбГУ, «Стратегия будущего», 2007. 287 с.

39. Буровский A.M. Постнеклассическая парадигма и гуманитарные науки//Вторые Параславянские чтения. М., 1998. С. 1-16.

40. Бутенко И.А. Постмодернизм как реальность, данная нам в ощущениях // Социологические исследования. Апрель 2000. № 4. С. 3-11.

41. Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. М.: Энергоиздат, 1981.

42. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: синергетика и теория социальной самоорганизации. СПб., 1999.

43. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 722 с.

44. Веревская П.А. Казуальность и ее постнеклассические трансформации // «Наука. Философия. Общество». Материалы V Российского философского конгресса. Новосибирск, 2009. С. 216-217.

45. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. 258 с.

46. Вернадский В.И. Живое вещество. М.: Наука, 1978.

47. Витгенгинштейн JI. Логико-Философский трактат. М., 1994.

48. Вишневский И.Л., Ламер А.Н., Салли И.В. Энтропия в природе и обществе. М., 1994.

49. Волкова В.Н. Из истории теории систем и системного анализа. М., 2004.

50. Вригт Г.Х. Детерминизм, истина и временной параметр // Философские науки. 1975. № 4.

51. Всемирная энциклопедия: Философия Текст. / Гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М.: ACT, Минск: Харвест, 2001. 1312 с.

52. Гадамер Х.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. Пер. с нем / Общ. ред. и вступ.ст. Б.Н.Бессонова. М., 1998.

53. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003. 523 с.

54. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т. 5. М., 1937.

55. Гегель Г.В.Ф. Философия истории (лекции по философии истории). Гегель Г.В.Ф. // Соч.: В 14 т. / Пер. с нем. М., 1929-1958. Т. 8.

56. Гетманов И.П. Коэволюционная динамика ноосферогенеза. Ростов н/Д: АПСН СКНЦ ВШ, 2004. 188 с.

57. Гетманов И.П. Принципы коэволюции. Дис. на соиск. учен, степ. докт. филос. наук: Спец. 09.00.08 философия науки и техники. Ростов н/Д, 2005. 303 с.

58. Гетманов И.П., Кимстач В.Н. Коэволюция технической и гуманитарной культур в контексте Big history». Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. 144 с.

59. Гетманов И.П. Техно-гуманитарный баланс в контексте Универсальной истории // «Наука. Философия. Общество». Материалы V Российского философского конгресса. Новосибирск, 2009. С. 222.

60. Гивишвили Г.В. Принцип дополнительности и эволюция природы // Вопросы философии. 1997. № 4.

61. Гивишвили Г.В. Сверхсильный антропный принцип // Глобалистика = Global Studies : энцикл. / гл. ред. и сост. И.И. Мазур, А.Н. Чусаков. М., 2003. С. 909-912.

62. Гинзбург B.JI. Какие проблемы физики и астрофизики представляются сейчас особенно важными и интересными // Успехи физических наук, 1999. Т. 169. № 4. С. 419-441.

63. Гиндилис JI.M. Антропный принцип: занимает ли человек исключительное место во Вселенной? // Глобальный эволюционизм. М., 1994.

64. Глобальный эволюционизм (философский анализ) Электронный ресурс.: [сб. ст.] / отв. ред. Л.В.Фесенкова ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. М., 1994. URL.

65. Голубев B.C. Эволюция: от геохимических систем до ноосферы. -М.: Наука, 1992.

66. Григорьев А.А. Экологические уроки прошлого и современности. Л.: Наука, 1991.

67. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. № 3. С. 101-116.

68. Гуськов Е.П. Биология и культура // Научная мысль Кавказа. 1997. №2. С. 3-17.

69. Гуськов Е.П. и Жданов Ю.А.: Метахимия природы (К 50-летию открытия структуры ДНК) // Научная мысль Кавказа, 2003. № 4. С. 3- 14.

70. Давыдов В.В. Теория деятельности и идеология практики // Вопросы философии. 1996. №5. С. 52-60.

71. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

72. Данилов А.Н. Переходное общество: проблемы системной трансформации. Минск, 1998. 137 с.

73. Данилова B.C. Постнеклассический универсализм на основе концепций ноосферогенеза // Философские науки. 2003. № 5. С. 137-151.

74. Дарвин Ч. Собрание сочинений. М., 1936. Т. 3. 514 с.

75. Девис П. Случайная Вселенная. М.: Мир. 1985.

76. Декарт Р. Начала философии. М., 1950. С. 409-544.

77. Делез Ж., Гаваттари Ф. Ризома. / Сокр. Перевод А. Усмановой // Философия эпохи постмодерна: Сб. переводов и рефератов. Минск, 1996. С. 27-30.

78. Делокаров К.Х. Мировоззренческие основания современной цивилизации и ее глобальный кризис // Общественные науки и современность. 2000, №3, С. 20-31.

79. Делокаров К.Х. Научная рациональность и вызовы современной цивилизации // Третий Российский философский конгресс «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия». Ростов-н/Д., 2002. С. 29-30.

80. Добронравова И.С. Идеалы и типы научной рациональности // Философия, наука, цивилизация. М., 1999. С. 89-94.

81. Дубровский В. Н. Пространственно-временные концепции классической физики // Философские аспекты учения о времени, пространстве, причинности и детерминизме. М., 1985. С. 3-20.

82. Дугин А.Г. Эволюция парадигмальных оснований науки (фило-софско-методологический анализ). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: Спец. 09.00.08 — философия науки и техники. Ростов н/Д, 2000. 26 с.

83. Жданов Ю.А. Человек и биосфера / Ю.А. Жданов, В.П. Яковлев, В.М. Чупахан и др. Ростов-н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1973. 342 с.

84. Жданов Ю.А., Минасян JI.A. Антропный принцип и космология духа. http://filosof.historic.ru/books/item/fÖ0/s00/z0000137/index.shtml. 2000.

85. Жданов Ю.А., Минасян JI.A. Антропный принцип и "Космология духа" / Научная мысль Кавказа. 2000. № 4. С. 3-22.

86. Жог В.И., Князев В.Н. Концепция супервзаимодействия и единство физического знания // Философские науки. 1991. № 7. С. 15-30.

87. Завадский K.M. Развитие эволюционной теории после Дарвина (1859-1920 годы). М.; Л., 1973. 424 с.

88. Заворин А.Н. В поисках постиндустриального общества // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2004. Т. 2. № 1. С. 117-129.

89. Зельманов A.JI. К постановке космологической проблемы (докл. на 2 съезде ВАГО 27 янв. 1955 г.) // Труды 2 съезда BATO. М., 1960.

90. Зельманов A.JI. Некоторые философские аспекты современной космологии и смежных проблем физики // Диалектика и современное естествознание. М., 1970. С. 396.

91. Ивин A.A. Проблема понимания природы и понятие детерминизма // // Эпистемология & философия науки / Научно-теоретический журнал по общей методологии науки, теории познания и когнитивным наукам. Т. XV. № 1. М.: «Канон+». 2008.

92. Ивушкина Е.Б. Роль науки в демифологизации общественного сознания. Ростов н/Д, 2003. 269 с.

93. Игнатович В.Н. «Космология духа» и космология // Ильенков-ские чтения 2005: Материалы Международной научной конференции «Социальная теория, ее истинность и роль в историческом процессе». Часть 1. Воронеж: ВГПУ, 2005. стр.130-135.

94. Ильенков Э.В. Космология духа / В кн.: Ильенков Э.В. Философия и культура. М., Политиздат. 1991. С.415-437.

95. Ильин В.В. Классика-неклассика-неонеклассика. // ВМУ сер. 7, 1993, № 2.

96. Ильин В.В. Постнеклассическое обществознание: каким ему быть? // Социологические исследования. 1992. № 10.

97. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. М., 1994.

98. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества//Полис. 1997. № 4. С. 29-37.

99. Каган М.С. Время как философская проблема // Вопросы философии. 1982. № 10. С. 117-123.

100. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. Новосибирск: Наука, Сиб.отд-ние, 1991.302 с.

101. Казютинский В.В. Антропный принцип в научной картине мира //Астрономия и современная картина мира. М., 1996. С. 144-182.

102. Казютинский В.В. Универсальный эволюционизм: эпистемологические аспекты. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Том 1. М., 24 28 мая 2005. С. 454.

103. Казютинский В.М. Как возможна космическая этика? В кн.: Труды XXIX чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. М.: ИИЕТ РАН, 1996.

104. Казютинский В.В., Степин B.C. Междисциплинарный синтез и развитие современной научной картины мира // Вопросы философии. 1988. №4. С. 31-42.

105. Казютинский В.В. "Космическая философия" К.Э.Циолковского и современная научная картина мира // Труды XVIII-XX чтений, посвящ. разработке науч. наследия и развитию идей К.Э.Циолковского. М., 1988. С.27.

106. Казютинский В.В. Концепция глобального эволюционизма в научной картине мира //О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М., 1986. С. 76.

107. Калинин Э., Чиркова Е. Концепция постклассической экономической рациональности // Вопросы экономики. 1998. № 5. С. 68-78.

108. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. М., 2000. 319 с.

109. Кант И. // Соч.: В 6 т. М., 1964-1966.

110. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. Издание третье. // УРСС, Москва, 2003.

111. Караваев Э.Ф. Роль воображения в историческом познании в свете гипотезы JI.M. Веккера // Философия о предмете и субъекте научного познания. СПб., 2002. С. 79-114.

112. Картер Б. Совпадения больших чисел и антропологический принцип в космологии // Космология: Теории и наблюдения. М., 1978. С. 369-379.

113. Касавин И.Т., Сокулер 3. А. Рациональность в познании и практике. М., 1989. 192 с.

114. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. М. 1999.

115. Кизима В.В. Постнеклассические практики: рефлексивность и управление // Вопросы философии 2010. № 3. С. 54-65.

116. Князева E.H., Куркина Е.С. Мыслитель эпохи междисципл и парности // Вопросы философии. 2009. № 9. С. 116-131.

117. Князев В.Н. Концепция супервзаимодействия и глобальный эволюционизм // Философия и будущее цивилизации.Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Том 1. М., 24 — 28 мая 2005. С. 457.

118. Коблов А.Н. Проблема направленности космической эволюции и ее философские аспекты // Развитие материи как закономерный процесс. Пермь, 1978.

119. Кохановский В.П. Диалектико-материалистический метод. Ростов н/Д, 1992.

120. Клягин Н.В. Человек в истории. М., 1999.

121. Коломойцев А.Ф. Диалектика возникновения и уничтожения в закономерном развитии материи // Развитие материи как закономерный процесс. Пермь, 1978. С. 118.

122. Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки. М.,1974.

123. Котельников Г.А. Теоретическая и прикладная синергетика. Белгород: БелГТАСМ; Крестьянское дело, 2000. С. 35.

124. Кохановский В.П. Диалектико-материалистический метод. Ростов н/Д, 1992.

125. Кроль Д. Философские основы эволюции (Из наследия мировой философской мысли. Философия науки). М., 2007. 188 с.

126. Крушанов A.A. Глобальный эволюционизм // Глобалистика = Global Studies : энцикл. / гл. ред. и сост. И.И. Мазур, А.Н. Чусаков. М., 2003. С. 266-267.

127. Крушанов A.A. Об исследовательской программе глобального эволюционизма. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Том 1. М., 24-28 мая 2005. С. 461.

128. Кун Т. Структура научных революций. М., 2002. 608 с.

129. Лебедев С.А. Уровни научного знания. // Вопросы философии 2010. № 1.С. 62-75.

130. Левяш И .Я. Постмодерн и гамлетовский вопрос. (http://levyash.by.ru/postmodem.html). 16.03.2003.

131. Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение // Вопросы Философии. 2000. № 3. С. 56-65.

132. Ленк X. Эпистемологические заметки относительно понятий «теория» и «теоретическое понятие» // Философия, наука, цивилизация. М., 1999. С. 157-170.

133. Ленк X. О значении философских идей В. С. Стёпина // Вопросы философии. 2009. № 9. С. 9-11.

134. Лесков Л.В. Футуросинергетика. Универсальная теория систем. М., 2005.

135. Лешкевич Т.Г. Неопределенность в мире и мир неопределености. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 1994. 231 с.

136. Лешкевич Т.Г. Постнеклассическая методология: эволюция парадигмы фундаментальной философии // Научная мысль Кавказа.1996. №3. С. 36-44.

137. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиция и инновации: Учебное пособие для вузов. М. «Издательство ПРИОР», 2001. 428 с.

138. Лешкевич Т.Г., Мирская Л.А. Философия науки: интерпретациязабытой традиции. Ростов н/Д, 2000.

139. Лима-де-Фариа А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функций. М.: Мир, 1991. 455 с.

140. Линде А.Д. Раздувающаяся Вселенная // Успехи физических наук. 1989. Т. 144. Вып. 2.

141. Линде А.Д. Физика элементарных частиц и инфляционная космология. М., 1990.

142. Лиотар Ж.-Ф. Постмодернистское состояние // Философия эпохи постмодерна.Мн. 1996.

143. Лисеев И.К. Философия и биология: вызовы и ответы // «Наука. Философия. Общество». Материалы V Российского философского конгресса. Новосибирск, 2009. С. 248-249.

144. Лисица И.А. Критический гуманизм versus биоцентризм // Общественные науки и современность. 1997. № 5.

145. Лотман Ю.М. Семиотеческое пространство // Внутри мыслящих миров. Человек-текст —семиосфера-история. М., 1996. 163 с.

146. Лукасевич Я. О детерминизме // Вопросы философии. 1995. № 5. С. 60-64.

147. Любичанковский В.А. Классический тип естественнонаучной рациональности // Credo. 1998. № 2. С. 5-12.

148. Майр Э. Популяции, виды и эволюция, пер. с англ., М., 1974.

149. Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика и «историческая механика». // Общественные науки и современность, 1997, № 2. С. 99-111.

150. Малинов A.B. Модальная физика // Метафизические исследования. 1997. № 1. С. 121-127.

151. Малюкова О.В. Универсальность и уникальность как методологические принципы современного естествознания // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Том 1. М., 24 28 мая 2005. С. 466-467.

152. Мамардашвили М.К. Классические и неклассические идеалы рациональности // Необходимость себя. Введение в философию. М., 1996.

153. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классика и современность. // Философия в современном мире. Философия и наука. М. 1972.

154. Мамчур Е.А. Отечественная философия науки: предварительные итоги. М., 1997. 359 с.

155. Маркова Л.А. Эмпирические исследования как путь к выработке нового понятия субъекта // Эпистемология & философия науки: Научно-теоретический журнал по общей методологии науки, теории познания и когнитивным наукам. T. I. № 1. М.: «Канон +», 2004.

156. Мартынов Д.Я. Антропный принцип в астрономии и его философское значение //Вселенная, астрономия, философия. М., 1988. С. 58-65.

157. Матяш Т.П. XX век: судьба проблемы бытия // Философия. Рос-тов-н/Д., 1995.

158. Матяш Т. П. Сознание как единство нерефлексивности и рефлексивности. Дисс. докт. философ, наук. Ростов н/Д., 1990.

159. Махаров E.H. Об антропном принципе // «Наука. Философия. Общество». Материалы V Российского философского конгресса. Новосибирск, 2009. С. 257-258.

160. Мелюхин С.Т. Философские основания идеи бесконечности Вселенной // Философские науки. 1978. № 1. 104.

161. Минасян JI.A. Антропный принцип // Глобалистика = Global Studies : энцикл. / гл. ред. и сост. И.И. Мазур, А.Н. Чусаков. М., 2003. С. 3638.

162. Минасян JT.A. Единая теория поля. Философский анализ современных проблем физики элементарных частиц и космологии. Опыт синерге-тического осмысления. Ростов н/Д. 2005.

163. Минасян JI.A., Леденев И.В. «Горячие точки науки» (Международная научная конференция, Ростов-на-Дону, 4-6 сентября 2003 г.) // Научная мысль Кавказа. 2003. № 4. С. 106-111.

164. Минасян JI.A. Синергетическая доминанта в современных космологических моделях Вселенной // «Наука. Философия. Общество». Материалы V Российского философского конгресса. Новосибирск, 2009. С. 258.

165. Моисеев H.H. Современный рационализм. М., 1995. 80 с.

166. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990.

167. Моисеев H.H. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001. 200 с.

168. Моисеев В.И. Витомерные образы постнеклассической онтологии // Постнеклассические практики: определение предметных областей: Мат. междисциплинарного семинара / под общ. ред Астафьевой О.Н. М.: МАКС Пресс, 2008. С. 92-120.

169. Моисеев В.И. Витомерные образы научной рациональности // «Наука. Философия. Общество». Материалы V Российского философского конгресса. Новосибирск, 2009. С. 258-259.

170. Молчанов Ю. Б. Проблема времени в современной науке. М.,

171. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика исторического процесса). М., 1996.

172. Назаретян А.П. В зеркале двух веков. Предварительные оценки и сценарии // Общественные науки и современность. 2001. № 1. С. 115-124.

173. Назаретян. А.П. Интеллект во Вселенной: истоки, становление, перспективы: Очерки междисциплинарной теории прогресса / А. П. Назаретян / Рос. открытый ун-т. М.: Недра, 1991. 222 с. С. 26-42.

174. Назаретян А.П. Истина как категория мифологического мышления // Общественные науки и современность. 1995. № 4.

175. Назаретян А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги // Общественные науки и современность. 1997. № 2.

176. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: Синергетика, психология и футурология. М.: ПЕР СЭ, 2001.239 с.

177. Налимов В.В. О некоторой параллели между принципом дополнительности Бора и метафорической структурой языка. В сб.: Принципы дополнительности и ^материалистическая диалектика. М., 1976, с. 121-123.

178. Нарский И.С. Проблема противоречия в диалектической логике. М., 1969. 182 с.

179. Никифоров A. JI. Философия науки. М., 1998.

180. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизацияt в неравновесных системах. М., 1979.

181. Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ, и дополн.

182. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. 1280 с. (Мир энциклопедий).

183. Новиков A.A. Рациональность в ее истоках и утратах // Исторические типы рациональности. М., 1995.

184. Ойзерман Т.И. Рациональное и иррациональное // Вопросы Философии., 1977. № 2. С. 82-85.

185. Оруджев З.М. К вопросу о возникновении человеческого разума //Вопросы философии. 2010. № 12. С. 68-79.

186. Павленко А.Н. Является ли «коммуникативная программа» обоснования знания универсальной? // Вопросы Философии. 2009. № 11. С. 100113.

187. Поддубный Н.В. Синергетика: диалектика самоорганизующихся систем. Белгород: Изд-во БелГУ, 1999. 351 с.

188. Полякова Я.С. Актуальные проблемы постнеклассической науки: к вопросу о смене научной парадигмы // «Наука. Философия. Общество». Материалы V Российского философского конгресса. Новосибирск, 2009. С. 267-268.

189. Попов В.В. Проблемы гуманитаризации научного знания // Философия гуманитарного знания. СПб., 1997. С. 74-77.

190. Попов В.В. Теории рационального выбора // Научная рациональность и структуры повседневности. СПб., 1999. С. 63-67.

191. Поппер К. Логика и рост научного знания. Избр. работы. М.,1983.

192. Порус В. Н. Парадоксальная рациональность. М., 1999. 124 с.

193. Порус В.Н. Функционализм: методологическая программа или философская парадигма? // Эпистемология & философия науки / Научно-теоретический журнал по общей методологии науки, теории познания и когнитивным наукам. Т. VIII. № 2. М.: «Канон+». 2006.

194. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 2003. 312 с.

195. Пространство Минковского. Словари и энциклопедии на Акаде-MHKe.http://dic.academic.ru/dic.nsf7ruwiki/94802.

196. Ракитов А.Н. Рациональность и теоретическое познание // Вопросы Философии. 1993. № 11. С. 68-81.

197. Редже Т. Этюды о Вселенной. М.: Мир, 1985.

198. Режабек Е.Я., Шульман М.М. Категории органической системы и история науки // Актуальные методологические проблемы современной науки : Сб. науч. тр. Краснодар, 1980. С. 40-54.

199. Режабек Е.Я. Капитализм: проблема самоорганизации. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 1993. 319 с.

200. Режабек Е.Я. Перспективы эволюционизма с позиций синергетики // Научная мысль Кавказа. 1995. № 4. С. 44-49.

201. Режабек Е.Я. Синергетические представления и социальная реальность // Научная мысль Кавказа. 2001. № 2.

202. Режабек Е.Я. Становление понятия организации. Очерки развития философских и естественнонаучных представлений. Ростов-н/Д.:

203. Изд-во Рост, ун-та, 1991. 130 с.

204. Режабек Е.Я. Асимметрия философии постмодерна и постне-классической науки // Философия на рубеже веков. СПб., 1996.

205. Режабек Е.Я. Когнитивная бифуркация и современность // Научная мысль Кавказа. 1997. № 3.

206. Режабек Е.Я. Как возможно познание внешнего мира? К критике философского конструктивизма // Эпистемология & философия науки: Научно-теоретический журнал по общей методологии науки, теории познания и когнитивным наукам. Т. IX. № 3. М.: «Канон +», 2006.

207. Режабек Е.Я. Платоновская парадигма и синергетика. http://ihtik.lib.ru/philosarticles21 с!ес2006.

208. Режабек Е.Я. В поисках рациональности (статьи разных лет): научное издание / Е.Я. Режабек. М.: Академический Проект, 2007. 383с.

209. Ровинский Р.Е. Самоорганизация как фактор направленного развития // Вопросы философии. 2002. № 5. С. 67-77.

210. Родин С.Н. Идея коэволюции. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1991. 271 с.

211. Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. Смоленск. 2006.

212. Руденко А.П. Физико-химические основания химической эволюции // Журнал физической химии. 1983. T.LVII. Вып. 7.

213. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества// Вопросы философии. 1998. № 8. С. 63-72.

214. Рузавин Г.И. Синергетика и сложноорганизованные системы // Эпистемология & философия науки: Научно-теоретический журнал по общей методологии науки, теории познания и когнитивным наукам. Т. XV. № 1.М.: «Канон +», 2008.

215. Рутманис К.В. Возможность неклассической рациональности в философии // Философия и разум. М., 1990. С. 59.

216. Садовский В.Н. Системный подход в современной науке (к 100-летию Людвига фон Берталанфи). М., 2004. 561 с.

217. Сахарова Ю.В. Динамика научных концепций в процессе накопления и переработки информации. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: Спец. 09.00.08 философия науки и техники. Ростов н/Д, 2006. 23 с.

218. Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке (Вероятность, случайность, независимость, иерархия). М., 1999.

219. Седов Е.А. Информационно-энтропийные свойства социальных систем // Общественные науки и современность. 1993. № 5.

220. Свирский Я.И. Классическая механика Ньютона и проблема самоорганизации в современном познании // Ньютон и философские проблемы физики XX века. М., Наука, 1991.

221. Свирский Я.И. Философия самоорганизации: новые горизонты. М., Общественные науки и современность, № 3, 1993.

222. Свирский Я.И. Самоорганизация смысла: опыт синергетической онтологии. М., ИФ РАН, 2001.

223. Свирский Я.И. Нелинейный мир постнеклассической науки и творческое наследие Ж. Делеза. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. филос. наук: Спец. 09.00.08 философия науки и техники. М;, 2004.

224. Сидоров Т.Н. Междисциплинарный подход в вопросах эволюционной теории // «Наука. Философия., Общество»: Материалы V Российского! философского конгресса. Новосибирск, 2009; С. 282-283;

225. Слинин Я.А. Трансцендентальный: субъект:. Феноменологическое исследование. СПб., 2001. 524 с.234; Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика современной^ философии постмодерна. М. 2002.

226. Словари и энциклопедии на Академике.http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/94802.236: Сорокин П.А. Человек. Общество. Цивилизация // Избранное. Mi, 1992. 543 с.

227. Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев: Ника-Центр: Вист-С 1997. 510 с.

228. Степин B.C. О философских основаниях синергетики // Синерге-тическая парадигма. Синергетика образования / Под ред. В.Г. Буданова. М., 2006. С. 97-102.

229. Стрельцова A.C. Синергетическая рациональность как особенность постмодернизма и постнеклассической науки // «Наука. Философия. Общество». Материалы V Российского философского конгресса. Новосибирск, 2009. С. 115.

230. Сутт Т.Я. Идея глобального эволюционизма и принцип антроп-ности // О современном статусе глобального эволюционизма. М. : Ин-т философии АН СССР, 1986. С. 84-91.

231. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987.

232. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.

233. Уёмов А.И. Критика принципа фальсификации К. Поппера и проблема системного подхода к демаркации научного знания // Вопросы философии. 2008. С. 91-97.

234. Федотова В.Г. Перспективы обществознания // Общественные науки и современность. 1992.

235. Фейнберг E.JI. Эволюция методологии в XX веке // Вопросы философии. 1995. №7. С. 38-50.

236. Фесенкова JI.B. Глобальный эволюционизм как мировоззрение // Глобальный эволюционизм (философский анализ) Электронный ресурс. : [сб. ст.] / отв. ред. JI.В.Фесенкова ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. М., 1994. URL.

237. Философский энциклопедический словарь. Под ред. Губского Е. Ф. М.: Изд-во Цифра, 2002. С. 263.

238. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3. С. 73-85.

239. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4.

240. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 445 с.

241. Хакен Г. Синергетика: Пер. с англ.. М.: Мир, 1980. 404 с.

242. Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985. 419 с.

243. Хакен Г. Информация и самоорганизация. (Макроскопический подход к сложным системам). М.: Мир, 1991. 240 с.

244. Халипов В. «Постмодернизм» в системе мировой культуры // Иностранная литература. 1994. № 1.

245. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Логос. 1994. № 1.

246. Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии // Вопросы философии. 1996. № 11. С. 92-101.

247. Шахов М.О. Возможен ли переход от знания о сущем к знанию о должном? // Вопросы Философии. 2009. № 11. С. 100-122.

248. Шевлоков В.А. Коэволюция и самоорганизация // «Наука. Философия. Общество». Материалы V Российского философского конгресса. Новосибирск, 2009. С. 61.

249. Швырев B.C. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 107-114.

250. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры. М., 2003.160 с.

251. Штеренберг М.И. Синергетика и биология // Вопросы философии. 1999. №2. С. 104

252. Шулик П.Г. Натуралистическая антропология в контексте эволюционизма. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: Спец. 09.00.08 философия науки и техники. Ростов н/Д, 2001. 22 с.

253. Щеглов Б.С. К вопросу о постнеклассической философии истории // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Ростов н/Д., 2004. № 10.

254. Щеглов Б.С. Фактор рациональности в постнеклассическом дискурсе. Ростов-н/Д., 2004. 256 с.

255. Энгельс Ф. Диалектика природы. В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 20.

256. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т.21.

257. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997. 444 с.

258. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение: Дарвинизм. М.: Высшая школа, 1998. С. 311.

259. Янч Э. Самоорганизующаяся вселенная. http://www.nonlin.ru/node/106 04.10.2007.

260. Яншина Ф.Т. Развитие философских представлений В.И. Вернадского. М., 1999. 144 с.

261. Яхнин Е.Д. Дарвиновская триада и эволюция // Вопросы философии. 2009. № 102. С. 105-115.

262. Alchourron G. and Makinson D. On the Logic of Theory Change: Contruction functions and thair associated revision functions // Theoria — V. 48. 1982. P. 14-37.

263. Atkinson R.P. The Philosophy of History // An Encyclopaedia of Philosophy / G.H.R.Parkinson (ed). L., 1988.

264. Barth F. Enduring and emerging issues in the analysis of rthnicity // The Anthropology of Ethnicity. Amsterdam. 1994.

265. Bennet M., Partee B. Toward the Logic of Tense and Aspect in English. N. Y, 1972. P. 122.

266. Burgess J. Beyond tense logic // Journal of Philosophical Logic. 1984. V. 13. P. 235-248.

267. Christian D. The case for "Big History" // Jourmal of World Histori,1991.

268. Conlisk J. Whu Bounded Rationality // Journal of Economic Literature, 1996. vol XXXIV.

269. Costa N.da and French S. Belief, contradiction and the logic of self-deception // The American Philosophical Quarterly. 1990. V. 27. P. 179-197.

270. Dicke R.H. Dirac"s cosmology and Mach's principle // Nature. 1961. Vol. 192, № 4801. P. 440-441.

271. Foucault M. Surveiller et punir. Naissance de la prison. Paris. 1975.

272. Jantsch E. The Selforganizing Universe: scientific and human implicatory of emerging paradigm of evolution. Oxford. N.Y., 1980.

273. Giddens A. Central problems in social Theory. L. 1979.

274. Hacker P. Events and Objects in Space and Time // Mind. 1982. vol. 91. P. 1-19.

275. Hamblin C. Instants and Intervals // Study of Time. 1972. P. 410425.

276. Hautamaki A. A Dialectics and Points of View // Ajustus Year Book of the Philosophical Society of Finland. 1983. Vol. 39. P. 218-231.

277. Humberstone A. From worlds to possibilities // The journal of philosophical logic. V. 10. № 3. 1981. P.313-339.

278. Kamp J.A.W. Formal Properties of «Now» // Theory. 1971. Vol. 37.-P. 227-273.

279. Levinas E. De l'unicite Archivio di Filozofia. ANNO LJV. 1986.1.3.

280. Lewis D. The Paradoxes of Time Travel // American Philosophical Quartely. 1976. Vol. 13. P. 145-152.

281. Lyotard J.-F. La Condition Postmoderne. Paris. 1979.

282. Lyotard J.-F. The Postmodern Explained. Correspondence 19821985. Minneapolis. 1992.

283. Maturana H. Und Valera P.J. Autopoietische Systeme: eine Bestimmung der Lebendigen Organisation. Frankfurt; New York, 1980.

284. Mayr E. What Makes Biology Unique?: Considerations on the Autonomy of a Scientific Discipline. Cambridge Universitu Press, 2004. 232 p.

285. Mourelatos A. Events, Processes and States // Linguistics and Philosophy. 1978. Vol. 2. P. 414 434.

286. Newton-Smith W. Change // Sinthese. V. 62. 1985. P. 347 363.

287. Newton-Smith W. The Structure of Time. London, 1980. P. 276; 301'. Popov V. V. The problem of intersybjectivity 11 Analecta Husserliana-Hague. 1997. P. 133-141.

288. Ropper P. Intervals and; Tenses // Journal of Philosophical Logic. 1980. vol. 9. P. 451-469.

289. Rorti R. Against Unity //The Wilson Quarterly. 1998. Vol.22 (1).

290. Rowls J. A. Theory of justice. Cambridge, 1971.

291. Salmon: W.C. Carl Hempel on the rationality of science // Journal of philosophy. 1983. Vol. 80. N 10. P. 555-562.

292. Shoemaker S. Time without Change // Journal of Philosophy. 1969. vol.66. P. 363-381.

293. Thomason R. Indeterminist Time and Trust Value Gaps // Theory. 1970. Vol.36. P. 265-281.

294. Toiler A. Future Shock. L: Pan Books, 1971.

295. Van; Benthem J.F.A.K. Points and Periods // Time, Tense and Quntifiers. Tubingen, 1980. P. 39-57.

296. Van Benthem J.F.A.K. The Logic of Time. Dordrecht, 1982.

297. Woolhouse R. Tensed Modalities // The journal of philosophical logic. V. 2. 1973. P. 393-415.314., Wright von G.H. And Then // Commentationes Physico-Mathematical Societas Scientiarum Fennica. Dordrecht. V. 32. 1966. N 7. P. l-11.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.